Конспект на тему части тела. Конспект занятия в группе раннего возраста: Наше тело

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Конспект занятия «Человек. Части тела».
Цель: Познакомить детей с частями тела человека. Научить образовывать
существительные множественного числа. Учить составлять предложения на
наглядном материале. Различать правую и левую руку, ногу. Научить
образовывать существительные с уменьшительно­ласкательными и
увеличительными суффиксами. Упражнять детей в согласовании
существительных с числительными. Обратить внимание детей на
многозначность слов. Упражнять детей в употреблении слов антонимов.
Ход занятия:
В: Возьмите со стола зеркала. Сейчас мы с вами будем изображать разные
эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь. А сейчас нахмурьте брови,
сморщите нос, изобразите Бабу Ягу. Какое у нее выражение лица? /злое,
страшное/. А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее
выражение лица? /доброе, радостное/. А какое выражение лица нравится вам?
Какое настроение у вас чаще всего бывает? /ответы детей/. Начинаем наше
занятие, и пусть хорошее настроение сопровождает нас.
В: На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
Как вы думаете, кто это? /человек/. О ком мы будем говорить? /о человеке/
Показ плаката со строением тела человека. Тема нашего занятия: «Части тела
человека». Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они
нужны человеку. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.
Слышится стук. Появляется Буратино.
Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
В: Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части
тела есть у человека?
Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – НОС.
В: А для чего он нужен?
Буратино: Чтоб его везде совать.
В: Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще есть
части тела у человека и для чего они нужны.
Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.
В: Как называется самая большая часть тела человека? /туловище/
вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются
части тела /живот, спина бока/
Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова – она может думать,
смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.
В: Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может
делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, послушайте загадки:
У зверюшки – на макушке,
А у нас ниже глаз. /уши/
В: Для чего нужны уши? /уши нужны для того, чтобы слышать, слушать/

То как лучи они сияют,
То застилает их слеза,
Порой читают иль моргают,
А то смеются вдруг… /глаза/
Для чего нужны глаза? /глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть/
А сейчас Буратино мы тебе расскажем и покажем, какие еще части тела есть
у человека. Выходит ребенок и, проговаривая стихотворение, показывает на
себе части тела, остальные дети повторяют за ним движения на своих местах.
Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове
На руках – запястья, локти Уха два и мочки две
Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски
Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки
Есть колени и спина Щеки, нос и две ноздри
Но она всего одна Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.
В: Для чего нужны зубы, язык, ноги, руки, нос, ресницы? /ответы детей/
А что еще находится на голове? /волосы/Туловище имеет руки и ноги.
Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. А
какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти,
подошва, пятки/.
Буратино: Ребята, а я знаю, чего нет у животных – лица. А вы знаете, каких
еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь,
пальцы, ногти, локти, руки/.
Игра с мячом: «Один – много».
В: Сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы
много.
Ухо – уши, шея­ …, глаз ­ …, волос ­ …, голова ­ …, лоб­…, рот ­ …, нос ­
…, щека ­ …, палец ­ …, локоть ­ …, бровь ­ ….
Игра «Подумай и ответь»
Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить,
помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.
­ Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/
­ Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/
­ Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/
­ Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/
Буратино: Спасибо ребята.
Физминутка
В: Встаньте за своими стульчиками, проведем небольшую зарядку.
Кто скажите, сможет дети повторить движенья эти? Руки вверх я подниму.
Дети: Это тоже я могу!
В: Вправо влево разведу.
Дети: Это тоже я могу.

В: И как птица полечу.
Дети: Это тоже я могу.
В: Головою поверчу.
Дети: Это тоже я могу.
В: А теперь присяду, встану и нисколько не устану.
Дети: Это тоже я могу.
В: Я попрыгаю немножко.
Дети: Это тоже я могу.
В: И пешком пойду в дорогу.
Дети: Это тоже я могу.
В: И на месте побегу.
Дети: Это тоже я могу.
В: Все на свете я могу.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлоп, хлоп!
Хлопаем перед собой! Хлоп, хлоп!
Вправо можем! Влево можем!
И крест накрест руки сложим.
Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
В: Садитесь на свои места и послушайте сказку, которая называется «Два
брата».
­ Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. Другого –
ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого было своё жильё. ИК имел
маленький домик. ИЩ – большой домище. Логопед рисует на доске дома
братьев и задает детям вопросы: какой дом имел ИЩ? /большой/. Как он
назывался? / домище/. Какой дом имел ИК? /маленький/. Как он назывался?
/домик/.
­ Я расскажу, какими были эти братья. А вы мне будете помогать. (рассказ по
рисунку на доске). У одного брата был не нос – а … /носище/, а у другого
/носик/. У одного брата был не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/. (руки,
ноги, лоб, глаз, волосы…)
­ Как звали маленького брата? /ИК/. Как звали другого брата? /ИЩ/. Какой
был ИЩ? /большой/. Если в слове слышится ИК, это значит, что предмет
маленький, а если ИЩ – то предмет большой.
Игра: «Скажи наоборот»

В: Давайте, теперь сравним братьев.
У ИЩА лицо грустное, а у ИКА ­ /веселое/
У ИЩА волосы темные, а у ИКА ­ /светлые/
У ИЩА волосы длинные, а у ИКА ­ /короткие/
У ИЩА волосы прямые, а у ИКА ­ /кудрявые/
У ИЩА нос большой, а у ИКА ­ /маленький/
ИЩ толстый, а ИК /худой/
ИЩ высокий, а ИК /низкий/
В:Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
Нос – у самолета, у корабля, у чайника;
Ручка – у двери, у сумки, авторучка;
Глазок – в двери, у картошки;
Горлышко – у бутылки, у ребенка;
Спинка – у стула;
Кисти – малярная, кисть винограда;
Язычок – у ботинка, пирожное;
Ножки – у стула, у гриба.
Буратино: А я один раз залез носом в чернила и весь испачкался, так было
весело.
В: Ты, наверное, не знаешь, что может произойти, если человек не следит за
чистотой своего тела. Вот послушай отрывок из стихотворения К.И.
Чуковского «Мойдодыр».
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя».
В: Дети, как вы думаете, о ком эти стихи? /о неряхе, грязнуле/ Что надо
делать, чтобы быть чистым? /умываться, мыть руки, тело, чистить зубы,
причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь…/
Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый
мешок каких­то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне
нужны.
В: Ребята, давайте поможем Буратино.
Игра: «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»
(логопед показывает предметы ухода за телом, а дети составляют
предложения /расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы…/)

Конспект занятия «Части тела»

Цель: познакомить детей с основными частями тела человека.

Программные задачи:

Обучающие :

  • Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.

Развивающие:

  • Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Воспитательные:

Предварительная работа: разучивание физкультминутки «У меня есть голова», беседа о частях тела человека.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: кукла Здоровячок, загадки и картинки про части тела, игра « Найди отличия».

Раздаточный: игра « Части тела».

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова: голова, руки, ноги, туловище.

Методы и приемы:

Игровой: игра « Покажи части тела», пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», путешествие в страну « Волшебное тело», внесение куклы Здоровячок,

Словесный: игра с движениями «Где же наши ручки?», загадка про ручки, беседа о глазах, носе, рте, загадка о голове, словесная игра «Шар, лети, лети, нас по небу прокати».

Практический: игра « Собери человечка».

I часть.

Воспитатель:

Мы сначала будем топать,

А потом мы будем хлопать,

А потом мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся.

II часть.

У нас у всех сегодня отличное настроение. Давайте посмотрим, кто к нам сегодня пришёл в гости. Да это же Здоровячок,

А что нужно сделать, когда заходишь в группу?

Давайте поздороваемся со Здоровячком. Когда мы здороваемся, мы друг другу желаем здоровья.

Почему его так назвали?

Сегодня мы отправимся в волшебную страну « Волшебное тело» и расскажем Здоровячку о нашем теле. А полетим мы туда на воздушном шаре. Все садитесь на воздушный шар и говорим слова:

Шар, лети, лети, нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся.

Тише, тише не качайся.

Ты, шар, лети, лети,

В страну тела нас неси.

Ой, куда мы попали?

Смотрите, шар прилетел в страну « Волшебное тело», а в этой стране много загадок и интересных заданий. Давайте их все вместе отгадаем, но сначала, нам нужно сесть на свои волшебные стульчики. Слушайте внимательно.

Что нам думать помогает,

От животных отличает.

И всегда, и всем нужна-

Ну, конечно,- …

Голова.

Она у нас круглая. Давайте покажем и скажем Здоровячку, что у нас есть на голове.

Правильно, глаза, нос, рот, волосы.

Для чего нужны глаза?

А давайте посмотрим, хорошо ли у Вас видят глаза- попробуйте найти отличия на картинках?

А для чего нужен нос?

Для чего нужен рот?

Молодцы, хорошо справились с заданием! Давайте будем дальше путешествовать по нашему телу. У человека есть шея, она помогает поворачивать голову и соединяется с туловищем. А нам Здоровячок принёс еще загадку:

Оля ягодки берёт

По две, три штучки

А для этого нужны

Нашей Оле …

Ручки.

У человека две руки: правая и левая. Правой рукой мы рисуем, кушаем, пишем. Покажите правую ручку?

А покажите другую ручку - это левая ручка. На ручках есть пальчики, покажите их. Давайте их посчитаем. Наши пальчики хотят поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»:

Мы делили апельсин:

Много нас, а он - один.

Это долька - для ежа.

Это долька - для стрижа,

Это долька - для утят,

Это долька - для котят,

Это долька для бобра

А для волка кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда!

А ещё у нас есть ножки, чтобы бегать по дорожке. Сколько у нас ножек?

Правильно, две: правая и левая. А для чего нужны ножки?

Наши ножки хотят поиграть.

Где же наши ручки?

Вот они!

Где же наши ножки?

Вот они!

Где же мои детки?

Вот они!

- А сейчас давайте поиграем в игру « Покажи части тела».

Воспитатель называет части тела, дети показывают их.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру « Собери человечка». Мы с вами подойдём к столу и выложим тело человечка. А Здоровячок посмотрит, какие вы внимательные и сообразительные.

III часть.

Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше увлекательное путешествие?

А тебе Здоровячок?

Мне тоже очень понравилось и хочется пожелать вам быть здоровыми, не лениться каждый день делать зарядку, закаляться, умываться, кушать побольше фруктов.

Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.

Задачи:
- обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;
- усваивать названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
- практиковать употребление существительных множественного числа;
- обратить внимание детей на многозначность слов;

Практиковать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
- упражнять в составлении сложных слов на наглядном материале;
- развивать внимание, память, правильное дыхание и общую моторику;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: плакат с изображением строения тела человека, мяч, мультимедийная доска и проектор.

Ход НОД

Организационный момент

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок - цок)

И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.

Знакомство с темой

Ребята послушайте загадку:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
- Как вы думаете, кто это? (человек).
Показ плаката со строением тела человека.

Тема нашего занятия: «Части тела человека». Сегодня мы вспомним, какие части тела есть у человека, для чего они нужны. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.

Слышится музыка из мультфильма «Приключения Буратино». С помощью проектора появляется изображение Буратино.
Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
- Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части тела есть у человека?
Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела - нос.
- А для чего он нужен?

Буратино: Чтоб его везде совать.
- Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще части тела есть у человека и для чего они нужны.
Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.
- Как называется самая большая часть тела человека? (туловище)
Логопед вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела. (грудь, живот, спина, бока)
- Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите части руки. (плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти) А какие части ноги вы знаете? (бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки)

Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова - она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.
- Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот послушайте загадки:
У зверюшки - на макушке,
А у нас ниже глаз. (уши)

Для чего нужны уши? (уши нужны для того, чтобы слышать, слушать)
Есть у каждого лица
Два красивых озерца,
Между ними есть гора. (глаза и нос)
- Для чего нужны глаза? (глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, губы, зубы)
- Для чего нужны зубы, язык? (ответы детей)
- А что еще находится на голове?
Растёт, но не цветок.
Висит, но не фрукт.
Похож на нитку, но живой.
Один выпадает, другой вырастает. (волосы)

Дыхательная гимнастика

Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и заодно сделать полезное упражнение для наших лёгких. Я говорю о дыхательной гимнастике. Пока я раздаю вам пособия для гимнастики, напомните пожалуйста как правильно нужно делать вдох и выдох.

Игра с мячом: «Один - много»

А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.
Ухо - уши, шея- …, глаз - …, волос - …, голова - …, лоб-…, рот - …, нос - …, щека - …, палец - …, локоть - …, бровь - ….

Игра «Гном, человек, великан»

У Буратино в Волшебной стране мультфильмов есть много друзей. Одни из них Гном и Великан. Как вы думаете, их части тела называются так же как и наши? Гном намного меньше человека, поэтому части его тела мы будем называть уменьшительно. А части тела могучего Великана будем увеличивать. Например: у человека - рука, у гнома - маленькая ручка, у великана - большая ручища.
Нос, рот, лоб, глаза, волосы, рука, нога.

Игра «Четвертый лишний»

Следующая игра «Четвертый лишний», я называю 4 слова, а вам нужно догадаться, какое слово лишнее и почему.
Голова, шапка, ладонь, шея.
Воротник, пальцы, нога, ладонь.
Нога, стопа, колено, сапоги.
Глаза, нос, очки, ладонь.

Физминутка

Пришло время отдохнуть и размять наши части тела. Аккуратно встаём со своих стульчиков.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.

Многозначность слов

Ребята, в нашем родном языке есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Предлагаю вам с ними познакомиться.
Нос - у самолета, у корабля, у чайника.
Ручка - у двери, у сумки, авторучка.
Глазок - в двери, у картошки, яичница.
Горлышко - у бутылки, у свитера.
Спинка - у кровати, кресла, платья.
Кисти - малярная, кисть винограда, у платка, для рисования.
Язычок - у ботинка, пирожное, на молнии.
Ножки - у стула, у гриба.

Игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый мешок каких-то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны.
- Ребята, давайте поможем Буратино разобраться.
На мультимедийной доске появляются изображения предметов ухода за телом: расчёска, зубная щетка, полотенце, мыло, мочалка, зубная паста, шампунь. Дети составляют предложения. Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы.
Буратино: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.

Итог

Ребята, что мы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
Далее дети по цепочке называют части тела человека, передавая друг другу мяч.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы: наглядный метод (использование видеоматериалов), словесный метод (беседа о частях тела), игровой прием (игра с мячом «Один - много», игра «Гном, человек, великан»).

Решение задач осуществляются через такие образовательные области: здоровье (умение правильно дышать), познание (рассказ о частях тела), музыка (саундтрек из мультфильма «Приключения Буратино»).

Калайда Ольга Александровна, учитель – логопед. МАДОУ № 19, г. Хабаровск

Чтобы скачать материал или !

Конспект занятия в подготовительной группе «Части тела»

Программное содержание:

уточнить знание детей о частях тела и головы;

знать назначение каждой части головы;

охрана здоровья, меры безопасности;

развитие речи детей;

развитие коммуникативных способностей.

Материал:

зеркало (по количеству детей);

коробочки с пахучими веществами;

фланелеграф большой;

альбомный лист бумаги (на каждого ребёнка);

нарисованные части головы: волосы, уши, нос, глаза, рот (на каждого ребёнка);

картинки с разными видами овощей;

запись с разными звуками природы;

коробочки с песком, горохом, семечками;

натуральные фрукты и овощи;

перфокарты, карандаши.

Ход занятия:

1.- Ребята, сегодня все пришли с хорошим настроением в детский сад?

Воспитатель берёт колокольчик и подходит к ребёнку, звонит ему около ушка и говорит:

Петя, доброе утро!

Петя берёт колокольчик и делает тоже около ушка другого ребёнка. И так по кругу дети желают друг другу доброго утра.

2. Дети садятся за столы.

Сегодня мы будем составлять портрет необычным способом.

Назовите свои части тела. На занятии мы посмотрим, как важна человеку голова.

А у вас есть голова? Потрогайте её, погладьте себя по голове.

А у кого ещё есть голова?

Что есть на голове? (дети перечисляют).

У ребят на столах лежат листки бумаги, на них нарисована фигура головы.

На что похожа фигура? В течение занятия мы приделаем к ней все нужные части и посмотрим, какой портрет у вас получится.

Каким цветом у вас волосы на голове? У всех ли они одинаковые? Для чего нам нужны волосы? (ответы детей).

Что же надо делать, чтоб ваши волосы были красивыми, здоровыми? (стричь, мыть, расчёсывать).

Дети выбирают любой макет волос и прикладывают его к своей фигуре головы.

“На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются”.

Дети отгадывают, что это может быть.

Поморгали своими глазками. Возьмите зеркала, посмотрите какие вы все красивые. Каким цветом глаза у Лены? А у Серёжи?

А для чего нам глаза? (различать цвета; видеть окружающий мир; читать книги и т.д.)

Какие бывают глаза? (узкие, большие, маленькие и т.д.) А у лисы, какие? А у Светы?

Нашим глазам, также как рукам и ногам нужна гимнастика, глаза у нас тоже устают.

Проводится гимнастика для глаз.

Но для ваших внимательных глаз можно провести игру (“Чего не стало”).

Как вы думаете, глаза надо беречь, как это делать? (тёмные очки в солнечную погоду носить; не смотреть долго телевизор; не читать лёжа книги).

Работа с перфокартой: ребята отмечают карандашом картинки, как надо беречь глаза.

После задания ребята подходят столу и выбирают бумажные глаза для своего портрета.

Физ. минутка

Помощник за дверью издаёт какие-нибудь звуки.

Дети, вы слышите какой- то звук? Что вы услышали? Что помогает вам слышать?

Какие уши лучше слышат – большие или маленькие? У кого есть большие уши? А маленькие?

А теперь небольшое задание для ваших ушек. Определите, что это за звуки.

А кто назовёт, как надо ухаживать за ушами? (дети называют, как беречь уши).

Добавьте к вашему портрету ушки, какие вам нравятся.

Приглашаем ребят подойти к столу, где стоят разные бумажные коробочки (можно пометить их цветом или фигурами и т.д.)

Выберите себе любую коробочку, какая вам нравится. Ваша задача – определите, что лежит в коробочке, не открывая её (в коробочке маленькие дырочки, чтоб хорошо ощущался запах).

Вика, что лежит в твоей коробочке? Как ты узнала? Что помогло вам определить,что лежит в коробочке?

У всех зверей, у всех людей имеются носы.

Носы важны, носы нужны не только для красы.

И ни чихнуть, и ни вздохнуть без носа нам нельзя.

Как же нужно ухаживать за носом, чтобы он исправно у нас работал? (беречь себя от простуды; пользоваться носовым платком; не толкать в нос мелкие предметы и т.д.)

Ребята выбирают “нос” для своего портрета и приделывают к своей “голове”.

Посмотрите на свои портреты и скажите, чего ещё не хватает? Что есть во рту? Для чего нам рот, зубы, язык?

А вот сейчас мы поиграем в игру с нашим язычком. Игра называется “Определи на вкус”.

Детям завязываются глаза, воспитатель каждому ребёнку даёт откусить какой-нибудь фрукт или овощ, определить что это.

Авы ухаживаете за своим ртом? Как вы это делаете? (ответы детей).

Дети выбирают “ротики” и доделывают портрет.

Какие лица у вас получились? (весёлые, грустные, злые и т.д.) Придумайте имена своим человечкам.

Все ли части головы важны для человека или нет? Что бы вы пожелали всем ребятам и взрослым? Так давайте беречь наше здоровье.

Тема: «Части тела – мои помощники»

Цель :

  • закрепить понятие о частях тела;
  • закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата.

Задачи :

Логопедические:

Совершенствование лексического строя речи:

  • обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела – мои помощники»;
  • усваивать названия частей тела человека, их функций (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
  • закреплять понятия «многозначное слово», уточнять многозначность слова «нос»;
  • расширять представления о восприятии запахов у животных;
  • уточнить значение слов «аромат», «обоняние»;

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.

Развитие связной речи:

  • создать проблемную ситуацию, принять участие в её обсуждении;
  • развивать умения грамотно отвечать на вопросы;
  • находить мотивацию к рассуждениям по данной теме.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

Развивающие задачи:

  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие правильного физиологического дыхания.

Воспитательные:

  • формировать представления о частях тела: глаза, уши, нос, язык, руки, о их роли в жизни человека;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

  • наглядный метод (использование видеоматериалов)
  • словесный метод (беседа о частях тела)
  • игровой прием (артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»)
  • метод экспериментирования (узнать в каком чайнике вода холодная, а в каком горячая, не дотрагиваясь)
  • метод обследования (рассматривания в зеркалах глаза)
  • ароматерапия (используются ароматизированные свечи).

Решение задач осуществляются через такие образовательные области:

  • здоровье (умение правильно дышать)
  • познание (рассказ логопеда о глазах и о восприятии запахов представителей животного мира)
  • музыка («Звуки лес»).

Оборудование: видеоматериалы (пейзажи, флора, фауна; нос, уши, глаза; рыбы, лягушка, куры, голуби, сова, филин, рак, ящерица, муравьи, собака, кошка, олень, лошадь, дельфин); аудиозапись «Звуки леса»; два чайника с водой – горячей и холодной; «чудо- коробка»; ароматические свечи; зеркала, персонаж кощей, ватман, гуашь красного цвета, влажные салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Вежливые слова

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.

2. Основная часть.

Сегодня мы будем говорить о человеке. На Земле живут очень много людей — миллиарды. Все люди похожи, все умеем говорить, думать, ходить, но каждый человек неповторим. Мы отличаемся внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером.

Появляется Кощей.

Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я вас заберу к себе.

1) На нас надевают
Зимой – сапожки,
Осенью – туфли,
Летом – босоножки.
(Ножки)

2) Я в больницу ни ногой,
Обхожу всё стороной,
Весь дрожу, трясутся губы,
Мне вчера лечили…(зубы).

3) Пять братьев годами равные
Ростом разные.
(Пальцы)

4) Всё, что мы положим в рот,
Попадет к нам в …(живот).

5) Горшочек умён семь дырочек в нём.
(Голова).

Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей.

Логопед. Молодцы ребята, справились с задание, выпроводили кощея. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на себя. Человек видит не всем телом, а только глазами.

Разберёмся вместе, дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаза?
Так зачем человеку глаза?
Дети отвечают.

Логопед. Правильно, глаза помогают человеку узнать окружающий его мир: мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму, можем определить расстояние, на котором они находятся друг от друга. (Дети рассматривают видеоматериалы с изображением пейзажей, флоры, фауны.)

Глаза очень чувствительны, поэтому их надо беречь. Людям со слабым зрением врач рекомендует носить очки. У всех представителей животного мира разные глаза. Например, рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушки замечают только движущиеся предметы. Что рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать движение. У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. У совы и филина глаза большие, но неподвижный, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте. Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете. Муравьи даже днем видят звезды.

Какие бывают глаза по цвету?

Дети отвечают.

Логопед. А по форме?

Дети отвечают.

Логопед. А у вас какие глаза?

Дети отвечают.

Ты закрой глаза ладошкой,
Посидим совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.

Дети сидят с закрытыми глазами, включаются музыкальные записи «Звуки леса».

Логопед. В темноте человеку плохо, неуютно, но у него есть еще один помощник. Что вы слышите?

Дети отвечают.

Логопед. С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки.

Дети отвечают.

Логопед. А какие звуки мы можем слышать?

Дети отвечают.

Логопед. Благодаря слуху мы воспринимаем окружающие нас звуки, ориентируемся в мире. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра, и много разных звуков. А теперь скажите, вы чувствуете аромат в комнате, приятный запах?

Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.

Логопед. С помощью чего мы ощущаем ароматы?

Дети отвечают.

Логопед. Как вы думаете, для чего человеку нужен нос?

Дети отвечают.

Логопед. Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!», « Ну что ты нос повесил?». Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи.

Зачем носик малышам?

Есть прямые носики,
Есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Ю.Прокопович

Физминутка.

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.

Логопед. Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных большую роль играет обоняние. Оно является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение или слух. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, кошки и лошади. Обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень чувствует запах хищника с огромного расстояния и успевает убежать или спрятаться. Зато птицы очень слабо различают запахи, а вот дельфины вообще их не различают.

Логопед использует видеоматериалы и предметные картинки с изображением животных.

Если ты простудился и подхватил насморк, тебе труднее дышать. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать, вдыхать воздух через нос, а выдыхать – через рот. Нос — это орган человека. А у какого или чего он есть?

Логопед использует видеоматериалы с изображением животного и человека, лодки и чайника.

Логопед. Что такое чайник? Какие у него есть части? (Носик, крышка, ручка, донышко, стенки).

Логопед. Для чего нужен чайник? (Чтобы из него пить).

Педагог. Какая вода необходима, чтобы можно было заварить чай?

Дети отвечают.

Перед детьми выставляются два чайника с водой- холодной и горячей, предлагается узнать, где какая, не дотрагиваясь, затем задается ряд вопросов.

Дети понимают, как можно определить температуру воды.

Логопед. Перед вами два чайника, в одном чайнике холодная вода, в другом – теплая. Как вы думаете, в каком из них холодная вода?

Дети отвечают.

Логопед. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев. Они помогают нам писать, шить. Лепить, совершать множество разных дел. С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Некоторым очень тонким движениям нужно учиться, например, очень хорошо развиты кисти рук у художников. Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в нашей чудо-коробке?

Дети выполняют.

Логопед. Что было бы, если у человека был один глаз, но два рта и два носа?

Дети отвечают.

Одна дана нам голова.
А глаза два и уха два,
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка-
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
Г.Гейне.

В нашем ротике живет язычок. С помощью него мы можем определить вкус. А для чего еще человеку нужен язык?

Дети отвечают.

Логопед. Язык помогает издавать самые разные звуки, а главное – разговаривать. Иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего вход в дом (рот) и проверяющего пищу на ее пригодность или непригодность к употреблению. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» (авторская разработка).

Жил – был Язычок.
Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком)
Но однажды все соседи на него
Обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы)
Он подошел к Щечке, (Толкают язычком правую щечку)
Постучал в ее дверцу — никто не открывает.
Тогда он пошел в противоположную сторону, (Толкают язычком левую щечку)
Но и там его никто не ждал.
Язычок решил подружиться с зубками.
Он щекотал сначала верхние зубки, (Выполняют артикуляционное упражнение Чистим зубки)
А потом нижние.
Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки)
Язычок решил их развеселить:
Облизнул сначала верхнюю губу, (выполняют артикуляционное упражнение Варенье)
А потом нижнюю.
Губкам это понравилось,
И они улыбнулись Язычку.
С тех пор все они дружно живут (Улыбаются)
И друг другу всегда улыбаются.

Дети выполняют коллективную работу «Улыбка».

Рисуют пальчиками улыбки на заранее заготовленных лицах, на которых нет рта. Все лица размещаются на ватмане, получается групповая «фотография».

Итог занятия.

Логопед. Ребята, сегодня вы узнали много интересного. Расскажите, что именно вам понравилась больше всего?

Жантимирова Динара Кинесовна,
учитель — логопед,
МДОАУ детский сад «Солнышко»,
Оренбургская область, Светлинский район, п. Светлый



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»