Ребенок 1 год развитие умеет. Годовалый ребенок - библиотека - доктор комаровский

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Малыш дорос примерно до 75-76 см. За 12 месяц жизни он вытянулся на 1,5-2 см.

Некоторые детки выглядят откровенно длинными и худенькими, другие приземистыми и пухленькими.

Вес ребенка в 1 год

К первому году своего рождения малыш весит примерно 10-10,5 кг. Есть крошки, которые не успевают набирать именно столько, а есть откровенные бутузики, им и 12 кг идут впрок. Все индивидуально. В среднем за 12 месяц малыши набирают по 300-350 гр.

Прививки в 1 год

Что нужно ребенку в 1 год

  • Понимание взрослых

В этом возрасте малыш крайне нуждается в вашей поддержке. Ведь перед ним открывается такой большой и интересный мир! Станьте ребенку самым близким другом, мудрым и понимающим проводником к новым знаниям: поощряйте исследовательские стремления крохи, слушайте его и отвечайте. Например, если на прогулке малыш указал на транспорт и сказал «брум», похвалите его, скажите, что он прав - это, действительно, машины. Расскажите, что они бывают разных цветов, габаритов, что с помощью машин люди ездят по своим делам. Главное - не молчите. Ребенку важно ваше участие, важно знать, что вы его всегда слышите и понимаете.

  • Творческие занятия

Год - это тот возраст, когда малыш охотно пробует новые для себя занятия: рисование, лепку, игру на музыкальных инструментах (барабан, дудочка, ксилофон, бубен). Конечно, непоседа не сможет отдаться новому хобби целиком - уже минут через 10 его внимание обязательно привлечет что-то иное. Однако же яркие впечатления и эмоции и в эти 10 минут кроха получит сполна. Важно! На первых порах родитель обязательно должен заниматься вместе с крохой, своим примером прививая интерес к творчеству. Если же вы вручите ребенку пластилин только с целью выкроить себе время для домашних дел, проку будет мало: не понимая назначения неизвестного предмета, ребеночек недолго поиграет с ним на свой лад и в следующий раз может им больше не заинтересоваться.

К слову, именно с года деток приглашают на занятия различные развивающие центры. Их программы учитывают возрастные особенности юных посетителей и построены на частой смене видов деятельности. За час занятия малыши успевают и посмотреть коротенький кукольный спектакль, и сделать поделку, и потанцевать, и выполнить несколько несложных развивающих заданий (например, отделить мячики от кубиков, посмотреть карточки Домана). А еще на таких занятиях детки постепенно учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, то есть социализируются.

Творческие порывы свои и своего ребенка можно легко реализовать, купив в Мамином Магазине (пластилин, пальчиковые краски и тд).

Это интересно в поведении ребенка в 1 год

  • Чувство юмора

Годовалый малыш демонстрирует чувство юмора. То есть не просто улыбается в ответ на вашу улыбку или смеется потому, что смеетесь вы. Нет, он смеется потому, что смешно именно ему. Ребенок уже может отличить некоторые нестандартные ситуации от привычных, а потому заливисто хохочет, если родитель предстает перед ним в смешном наряде или весело изображает, скажем, домашнюю кошку.

Годовалый сынишка подруги просто обожает играть с мамой в мячик. Но не просто играть: ты кидаешь мяч мне, а я - тебе. Особое удовольствие мальчику доставляют ситуации, когда мяч летит мимо мамы, а та пытается схватить его на лету. В этот момент подруга делает смешное лицо и приговаривает «ой», что вызывает искренний смех малыша.

  • Игра в прятки

Мало кто из годовалых малышей откажется поиграть с родителями в прятки. Не такие, конечно, где прятаться надо «с закавыкой». В год прятки попроще - как правило, это любимое детками «ку-ку». Малыш может «спрятаться» за деревом или под столом и, выглядывая оттуда, либо говорить «ку-ку» сам, либо ждать радостного «ку-ку» от взрослых. Некоторые карапузы вообще не прячутся, а просто закрывают ладошками глазки, но радостное «ку-ку» при отведении ладошек от лица остается неизменным!

«Построже с ним, построже! - включаются доброжелатели с лавочки, видя как ваш ребенок не слушается, капризничает. - «Не сюсюкайте, ребенка с пеленок нужно приучать к дисциплине». Лучшее, что можно сделать в подобной ситуации, проигнорировать «советчиков». Скорее всего, ваш ребенок сейчас переживает довольно непростой этап, в психологии называемый .

Непослушанием и капризами малыш не старается вам навредить или опорочить как воспитателя в глазах окружающих. Такими эмоциями кроха отстаивает себя как личность, право на свое мнение и выражение своей воли. Маме важно понимать это и не вступать с ребенком в пререкания «кто кого», а всем своим поведением уверить малыша в том, что его любят, ценят и понимают.

Останавливать истерику следует мягко, спокойным голосом, объятиями, но никак не строгими командами «замолчи сейчас же, люди смотрят!». Люди посмотрят и забудут, а доверие ребенка к вам как к безусловно любящему человеку может быть утрачено навсегда.

Что спросить у педиатра в 1 год

После того, как малышу исполнится год, плановые ежемесячные визиты к врачу заканчиваются. Прибыв на последний плановый осмотр, расскажите о достижениях ребенка за минувший месяц, его развитии. Уточните у доктора даты последующих прививок. Если сейчас кроха принимает лекарства, выясните, как и когда следует завершить лечение, нужны ли будут какие-то дополнительные обследования после этого.

Посетив педиатра, запишитесь на прием к лору, ортопеду, неврологу, стоматологу - в 12 месяцев этих врачей посетить нужно обязательно.

Первый день рождения - важное событие. Незаметно пролетели 12 месяцев, и вот уже ребёнку 1 год. Из хрупкого маленького комочка вырос активный и весёлый малыш, который с каждой минутой становится более самостоятельным. Ему предстоит многому научиться. Чтобы его развитие приносило родителям удовлетворение и радость, с ним нужно много заниматься и обеспечить крохе безопасность в доме.

Физическое развитие

Ребёнок в 1 год быстро и уверенно растёт. У большинства малышей в этом возрасте появилось 8, а иногда и 12 зубов. Если этого не случилось, не переживайте. В течение последующих трёх месяцев они обязательно проклюнутся. Задача мамы - обеспечить кроху витамином Д, кальцием и фосфором.

Эти вещества попадают в организм ребёнка с пищей. Очень много их в материнском молоке, поэтому до 2 лет не желательно прекращать грудное вскармливание, совмещая его с обычным питанием.

Если вы регулярно меряете рост, то заметили, как изменилось физическое развитие ребёнка в 1 год. За 12 месяцев он подрос на 20-25 см. Вес его увеличился в три раза. У мальчиков он колеблется от 9 до 11.5 кг, а у девочек от 8.5 до 10.5 кг. Эти цифры приблизительные и могут несколько отличаться в большую или меньшую сторону. Ведь каждый малыш индивидуален и имеет свои физиологические особенности.

  • В конце первого года жизни ребёнок активно пытается ходить. Он уверенно встаёт на ножки и робко делает первые шаги самостоятельно. У него не всегда получается, поэтому падения неизбежны. Постепенно малыш научится твёрдо стоять на ногах и закрепит новый навык.
  • Некоторые дети в 1 год опасаются оторвать ручки от опоры и ходят, держась за мебель. Это не страшно, если они активно ползают и уверенно сидят. Их развитие находится в пределах нормы, и скоро они начнут путешествовать по дому без посторонней помощи.

Умения малыша

За развитием малыша интересно наблюдать. Давайте проанализируем, что умеет ребёнок в 1 год, какие навыки успел приобрести?

  • Основное умение крохи - первые самостоятельные шаги.
  • Он научился ползать, сидеть, становиться на четвереньки, подниматься и садиться обратно.
  • Малыш понимает многое из того, что ему говорит мама, знает названия предметов, показывает их на картинках и произносит некоторые простые слова.
  • Пользуется ложкой во время еды, пьёт воду из чашки, хорошо пережёвывает твёрдую пищу.
  • Самостоятельно взбирается на диван, кресло, спускается с лестницы, держась за руку мамы.
  • Выполняет команды родителей. Например, приносит вещи, поднимает ручки и ножки во время переодевания.
  • Умывается, чистит зубки с помощью мамы, вытирает лицо полотенцем и просится на горшок.

Нет более эмоционального и нежного создания, чем ребёнок, 1 год - время, когда его чувствительность проявляется в том, что он постоянно обнимает и целует родителей, бабушек, дедушек, любимые игрушки.

Для ребёнка 1 года интересно всё, что его окружает. Ведомый любопытством, он часто карабкается вверх по лестнице, забирается в другие опасные места. Поэтому его ни на минуту нельзя оставлять в одиночестве, если в комнате есть острые углы, опасные предметы, открытые окна.

Любимое занятие крохи - помогать маме на кухне. Он перебирает тарелки, стучит ложкой по кастрюлям, исследует шкафчики. Там не всегда безопасно, поэтому лучше поставить на кухне манеж и сажать туда ребёнка. Тогда он не сможет случайно дотянуться до горячей кружки, плиты и в тоже время будет видеть маму, слышать её голос.

В комнатах шалун моментально открывает дверцы шкафа, выдвигает ящики, вытаскивает вещи из комода. Надо подготовить игровую зону, убрать из неё опасные предметы и мелкие детали, например, пуговицы. Карапуз легко захватывает их пальцами, крепко держит и может положить в рот.

Ребёнок в год всегда подражает взрослым. Он запоминает их действия и пытается повторять. Если к нему в ручки попадает расчёска, кроха причёсывает волосы, маминой помадой он разрисовывает лицо, увлечённо «разговаривает по телефону».

Первые невнятные слова большинство детей начинает произносить после 9 месяцев. В год многие из них отчётливо проговаривают простые фразы, такие как «мама», «папа», «дай», «баба».

В этом возрасте речевой запас с каждым днём увеличивается. Не стоит тревожиться, если малыш мало говорит.

Годовалые дети хорошо запоминают слова и понимают их смысл, но часто используют всего несколько словосочетаний, которые взрослые считают детским лепетом.

Чтобы «разговорить» кроху, родителям нужно больше уделять ему внимания, рассматривать с ним интересные картинки, читать стихи и сказки. Хорошо помогает улучшить речь специальное занятие. Насыпьте в миску гречку и попросите малыша переложить её в кастрюлю. Такие действия обязательно заинтересуют его и разработают мелкую моторику ручек, которая важна для освоения речи.

Делайте с карапузом , сжимая и разжимая руки. Показывая предметы, давайте ему дотронуться до них и пощупать.

Изменения в поведении

Развитие малыша в 1 годик происходит стремительными темпами. В этом возрасте он хочет самостоятельно решать, какую игрушку лучше взять, и часто поступает наперекор родителям. Простые требования мамы вымыть руки, садиться обедать или идти спать нередко вызывают у карапуза негативную реакцию. Он начинает топать ногами, плакать и кричать.

Педиатры называют такое состояние «кризисом первого года» и считают это явление абсолютно нормальным. Малыш, научившийся ходить, стремится познавать мир, старается привлечь к себе внимание, но у него не всегда получается. Не удаётся дотянуться до игрушки, которая находится слишком высоко, пробежаться по детской площадке без помощи родителей, самостоятельно натянуть штанишки, выразить словами свои потребности. Неудивительно, что, столкнувшись с такими трудностями, ребёнок капризничает, и у него портится характер.

  • Если у крохи изменилось поведение в худшую сторону, не расстраивайтесь, это скоро пройдёт. Ему нужна ласка и внимание.
  • Постарайтесь научиться договариваться с малышом, не выходите из себя из-за его слёз. Когда он не желает переодеваться, не настаивайте на своём, переключите его внимание на что-нибудь другое, а когда он отвлечётся, сделайте то, что планировали.
  • Не ругайте его за испачканную во время обеда одежду, обсыпанную песком голову и другие шалости. Это не проявления избалованности, как считают некоторые, а лишь первый этап взросления, который ребёнку нужно помочь преодолеть.

Мамочке надо запастись терпением. Малышу в 1 годик трудно самостоятельно успокоиться, когда он плачет. Его нужно приласкать, покачать на руках, сказать ласковые слова. Немного повзрослев, он научится хорошо говорить, освоит новую форму поведения и станет более послушным.

Развивающие игры и игрушки

Как развивать ребенку в 1 год разные способности? Главное – делать это как можно естественней. Ему должны быть интересны игры, которые вы предлагаете. Приобретайте простые игрушки. Робот на электронном управлении, огромный набор фломастеров и большая интерактивная кукла понадобятся позже, когда малыш станет старше.

  • Годовалый ребёнок обожает играть. В это время лучший подарок для него - набор кубиков или пирамидка. Он с увлечением ставит один кубик на другой, радуется, когда получается высокая башня, и смеётся, если она падает.
  • В годик кроха любит катить перед собой игрушки на колёсиках, ползать на четвереньках, играя с машинкой, бросать мячик, кормить и убаюкивать кукол. Когда наступает лето, малыш прекрасно играет в песочнице, пытается лепить куличики, копает песок лопатой.
  • Если карапуз плохо держится на ножках, ему помогут игрушки, побуждающие его к ходьбе. Для развития координации движений можно использовать обычную детскую коляску. Гуляя по улице, предложите карапузу идти самому, толкая её перед собой. Держась за опору, малышу будет легко двигаться вперёд, и он быстрее пойдёт самостоятельно. Вместо коляски в магазинах легко приобрести яркие детские тачки, музыкальные игрушки-тросточки и многое другое.

Для гармоничного развития малыша в 1 год важна музыка. Включите детскую мелодию и потанцуйте с крохой. Чередуя быстрые и медленные песни, попросите изобразить, как топает слон, подняться на цыпочки, поводить с вами хоровод. Занятие улучшает чувство ритма, делает ножки более устойчивыми.

У ребёнка в год появляется пристрастие к водным процедурам. В этом возрасте их легко совместить с увлекательной игрой. Наберите в ванночку тёплой воды, посадите туда кроху и дайте ему игрушки. Это могут быть пластмассовые чашки, ложки, леечка, вёдра. Покажите ему, как при помощи ложки наполнить чашку водой, как перелить воду из большего в меньшее ведёрко. Он с интересом будет повторять это и радостно смеяться.

Наконец-то пришёл тот возраст, когда кроху можно приобщать к творчеству. Если ему наскучат игрушки, достаньте мягкий пластилин, созданный специально для маленьких детей. Научите карапуза отщипывать небольшие кусочки, скатывать из них шарики и колбаски. Помимо мелкой моторики, лепка развивает усидчивость и внимание. Они пригодятся в будущем.

Когда прошёл в жизни ребёнка 1 год, хороший развивающий эффект даёт рисование. Для занятий покупайте специальные пальчиковые краски или карандаши. Разложите на полу большой лист белой бумаги, пусть малыш, стоя на четвереньках, выводит свои каракули.

Чтобы избежать в будущем посещения логопеда, карапуза к году важно научить дуть. Этот навык улучшает работу лёгких и делает речь более чистой. Приобретите малышу дудочку и покажите, как выдувать звуки. Можно купить мыльные пузыри, он будет с удовольствием их дуть и ловить.

В перерывах между лепкой, рисованием или чтением книжек, поиграйте с крохой в . Ему обязательно понравятся ладушки, поиски спрятанной игрушки, прятки.

Каждый день приносит малышу яркие впечатления. Он постоянно учится чему-то новому. Для него важно, чтобы родители помогали ему в этом и постоянно показывали любовь и заботу. Надо помнить: каждый ребенок 1 года развитие демонстрирует своё: Петя умеет больше, чем Маша, Маша знает больше, чем Юля…. Дети индивидуальны, бояться этого не надо. Постепенно малыши сравняются в своём развитии.

Недавно малыш только родился, а уже исполнился ребенку 1 год. За это время карапуз и родители многому научились. И вот сейчас на пороге второго годика жизни родителей волнует много вопросов, связанных с поведением и развитием их драгоценного чада. Самые важные и интересные из них будут рассмотрены ниже.

Развитие ребенка в 1 год

Внимательные родители с рождения следят за показателями развития и роста своего малыша. Доктор каждый месяц кроху взвешивал, измерял рост. Когда все соответствует нормам, это значит, что развитие идет правильно. И вот карапуз отметил свои первые именины. Сколько должен весить ребенок в 1 год – один из первых вопросов, волнующих большинство родителей.

Рост и вес ребенка в 1 год

Бытует мнение, что этому времени первоначальный вес должен в 3 раза увеличиться. Но дети все разные, одни из них более крупненькие, другие, наоборот, более мелкие. И это нормально. Есть нормы разработанные ВОЗ. Согласно им девочка должна весить от 7 до 11,5 кг. А вес мальчика должен составлять 7,7-12 кг. Следующий важный показатель – рост ребенка в 1 год. Диапазон значений для мальчиков составляет 71-80,5 см, а для девочек 69-80 см. При этом допустимым может быть отклонение на 6-7% в обе стороны.

За первый год жизни кроха из маленького комочка превратился в настоящего человечка со своими особенностями и характером. Когда ребенку 1 год, он умеет:

  • стоять;
  • ходить самостоятельно или за ручку;
  • активно ползать;
  • приседать, вставать;
  • радоваться приходу близких;
  • «танцевать» по любимую музыку;
  • играть в «ладушки», делать «пока-пока»;
  • откликаться, когда его зовут по имени.

Вот сколько кроха уже умеет, но многих мам беспокоит вопрос – чему учить ребенка в 1 год. Сейчас происходит активное становление речи. Задача родителей – способствовать этому: нужно как можно больше читать сказки, разговаривать с ним. Очень важно при этом ребенку в 1 год способствовать развитию моторики. На данном этапе жизни кроха пытается сам кушать и пить. Поэтому стоит поощрять его в этом. Не ругайте, когда он разольет компот или испачкается кашей. Только так карапуз научится все делать самостоятельно.


Режим ребенка в 1 год

Детские доктора считают, что после годика ритм жизни не должен кардинально меняться. Более важно само понятие режима. Когда ребенку 1 год, ему и родителям будет легче, если подъем, завтрак, сон и другие ключевые моменты дня будут происходить каждый день в одно время. Распорядок дня ребенка в 1 год будет примерно таким:

  1. Пробуждение в 7-7.30.
  2. Далее мама с малышом делает гимнастику, проводят утренние гигиенические процедуры.
  3. В 8 утра подходит время завтрака.
  4. После него идет период бодрствования и игр.
  5. В 10 утра уже можно класть кроху на первый сон.
  6. Примерно до 12 малыш спит, потом обедает и в 12.30 наступает время прогулки и активного времяпровождения.
  7. В 15.30 ребенок уже готов второй раз вздремнуть. Этот сон может быть до полутора часов.
  8. В 16.30 наступает полдник.
  9. В 17.00 можно второй раз выйти на улицу.
  10. 19.00 – время ужина, потом вечернее купание, ужин и в половине девятого – сон.

Сколько должен спать ребенок в 1 год?

Суточный сон ребенка в 1 год должен быть примерно 14-16 часов. Из них 11-12 часов – ночной сон, а остальные часы – это дневной сон. Но некоторые малыши взрослеют раньше и уже не хотят спать 2 раза. Это сигнал родителям, что карапуз уже подрос, и его такой режим не устраивает. В таком случае пора перестраивать распорядок и переходить на один сон, который может длиться до 3 часов. Тут важно помнить, что такое решение должно прийти, когда сам малыш к этому созреет.

Режим питания ребенка в 1 год

Взрослых интересует, чем кормить ребенка в 1 год? Сколько раз должен кушать и сколько должен съедать ребенок в 1 год? Ответы на перечисленные и другие вопросы представлены ниже:

  1. Количество приемов пищи в этом возрасте должно составлять 4-5. Если ребенку 1 год, и мама еще сохранила лактацию, это хорошо, но помимо материнского молока малыш уже должен получать полезные вещества из продуктов.
  2. Итак, утром, можно по-прежнему давать кашу. Ее объем составляет 150-200 мл. Как вариант, еще можно предложить паровой омлет. Хлеб лучше выбирать белый. Его количество в день должно составлять до 50 г.
  3. На обед желательно давать до 200 мл первого блюда с 50 г отварного нежирного мяса.
  4. Можно постепенно расширить меню, аккуратно вводя субпродукты и рыбу.
  5. На полдник можно вместо детского творожка уже приготовить творожники со сметаной, творожное суфле. Через день можно дать карапузу галетное печенье с фруктовым пюре.
  6. Ужин годовалого малыша должен состоять из молочных каш или безмолочных, например, с овощами. Иногда допустимы блюда из картофеля, но увлекаться ими не стоит.
  7. Перед сном можно предложить детский кефир.
  8. Кроме еды ребенок обязательно должен получать жидкость. Ее суммарный объем от 12 до 36 месяцев – 100 мл/кг. В качестве питья можно предлагать чистую воду, компоты из свежих ягод или сухофруктов. При этом их желательно не сахарить. Понемногу можно давать натуральные соки, разведенные кипяченой водой.
  9. Важно соблюдать режим питания. Так со временем у ребенка к нужному времени будут вырабатываться ферменты, необходимые для пищеварения. Главное, что при выборе, чем кормить ребенка в 1 год, взрослые должны понимать, что в его питании не должно быть пирожных, копченостей, сосисок и других неполезных продуктов.

Воспитание ребенка от 1 года

Поведение малыша еще не стойкое, нужен постоянный контроль и внимание. Детей сейчас нужно приучать к гигиене – мыть ручки перед едой, приговаривая при этом как это приятно быть чистым. Примерно в это время кроха начинает проявлять интересуется предметами своей одежды. Его нужно всячески в этом поддержать. Пусть малыш сам пытается одеть носочки или колготки. Очень важно учить детей общаться со сверстниками, нужно научить делиться игрушками и не забирать их у других деток. Нужно учить детей состраданию – показывать, что если кто-то ударился, то его нужно пожалеть. Главное, чтобы при ответе, как воспитывать ребенка в 1 год, родные помнили – дети во всем берут с них пример.

Часто приходится слышать от мам, что ребенка будто подменили. Из ласкового солнышка он превратился в ураган, не слушается, протестует. Это кризис 1 года, возрастная психология гласит, что это не страшно и свойственно многим детям. Взрослым сложно принять и понять то, что их чадо подросло. Это вчера они могли играть погремушкой, а сейчас уже нужна компьютерная мышка.

Первая реакция взрослого – запрет! А правильно ли это? Своим плачем ребенок пытается добиться желаемого – этот манипуляторный плач. Взрослые, порой, готовы сделать все, чтобы только успокоить чадо. Главное правило, которое должны помнить взрослые – они должны соблюдать постоянство в своих действиях. Если сейчас разрешили что-то, то нет смысла это запрещать завтра, ребенок этого не поймет. Запрещать нужно то, что угрожает жизни. В примере с мышкой, ребенку можно дать ее в руки, объяснить, как это устройство работает. Все, малыш будет доволен и его интерес перейдет на другое.

Как развивать ребенка в 1 год?

Никакая деятельность с малышом не оказывает такого воспитательного, развивающего воздействия, как чтение. Этот процесс способствует развитию речи, учит концентрировать внимание. Развивающие книги для детей 1-2 года должны быть с яркими иллюстрациями. Это могут быть небольшие стихотворения, сказки, например «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Также есть первые энциклопедии для маленьких детей. В них представлены иллюстрации с изображениями предметов, рассматривая их со взрослыми, малыш будет запоминать названия, тренируя память и речь.

Чем занять ребенка в 1 год, кроме книг? Ответ прост – интересными, развивающими и поучительными играми. Когда ребенку 1 год, важно всячески Малыши обожают возиться в песочнице. Но интересную игру можно придумать и дома. Для этого в кастрюлю насыпают манку и предоставляют карапузу. Сначала он начнет перебирать ее пальчиками. После этого можно спрятать в нее маленькую игрушку, а карапуз пусть ее отыщет. Потом можно предложить чаду ситечко и показать, как им пользоваться. Малыши с удовольствие будут возиться и с мягким пластилином, тестом, пальчиковыми красками. Еще детки в таком возрасте в восторге от игр с водой.


Игры для детей 1 года учат их познавать мир:

  1. учат кроху выполнять действия с различными предметами, которые связаны между собой. Дети с удовольствием будут складывать шарики в коробку, катить их по желобку, собирать матрешки, вкладывая меньшую в большую.
  2. Сейчас малышу начинают нравиться сюжетно-ролевые игры: девочка с помощью взрослого может переодевать пупса, кормить его.
  3. Мальчишки активно начинают интересоваться машинками. Особенно любимы машины-толокары. Будущий водитель сам едет, отталкиваясь ножками и рулит, совсем как папа.
  4. Еще нужно не забывать развивать двигательные навыки. Вместе с детками можно ползать, играть в догонялки, прыгать и бегать.

Какие игрушки нужны ребенку в 1 год?

Сейчас крохе еще совсем не нужны замысловатые игрушки. Юла, барабан, пирамидки – простые игрушки, которые всегда интересны для такого возраста. Годовалый малыш обрадуется пластиковому телефону и будет копировать взрослого. Дети будут с огромным удовольствием играть с посудкой и пытаться кормить мишек и зайчиков. Координации способствуют игры с мячом – малыши его бросают, ловят, толкают. Главный момент: игрушки для детей от 1 года – это качественный товар, без мелких предметов и острых частей.

Общаясь с другими мамами и их детьми непроизвольно сравниваешь своего ребенка с его ровесниками. И очень сильно переживаешь, если твой ребенок в чем-то уступает соседскому малышу. Масла в огонь часто подливают родственники и знакомые «осведомленные» о том, что должен уметь ребенок в этом возрасте и рассказывающие о каких-то фантастических малышах, умеющих в год чуть ли не читать стихи.

Помимо этого в Интернете много статей с перечнем того, что должен уметь малыш в 1 год, после прочтения которых складывается впечатление, что твой ребенок безнадежно отсталый.

Надо понимать, что у каждого ребенка свои индивидуальные темпы роста и развития. Однако есть определенные возрастные нормы и, если те или иные навыки и умения не сформируются у ребенка к 1 году, то можно говорить о задержке развития.

Давайте попробуем разобраться, что же всё-таки должен уметь годовалый малыш. Ниже мы собрали таблицу развития ребенка в 1 год.

Физическое развитие ребенка в 1 год

По данным ВОЗ средний рост девочек в 12 месяцев составляет 74 см (границы нормы от 71,4 до 76,6 см) при весе 8,9 кг (границы нормы от 7,9 до 10,1 кг).

Средний рост мальчиков в 12 месяцев составляет 75,7 см (границы нормы от 73,4 до 78,1 см) при весе 9,6 кг (границы нормы от 8,6 до 10,8 кг).

Нормы ВОЗ разработаны с учетом того, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, набирают вес медленнее ровесников, находящихся на искусственном вскармливании.

Также хотелось отметить, что к году у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна, показатель того, что зуб скоро появится.

Таблица развития ребенка приведена на основе издания доктора медицинских наук, профессора - Шабалова Николая Петровича.

Развитие ребенка в 1 год соответствует норме если он умеет:

  • ​Уверенно самостоятельно сидеть.
  • ​ Активно ползать (за исключением малышей, которые начинают вставать и ходить, минуя период ползания, что также является вариантом нормы).
  • ​Лазить по лестнице вверх или вниз.
  • ​Забираться на невысокие предметы, мебель.
  • ​Вставать на ножки из любого положения и уверенно стоять на них.
  • ​Ходить при помощи взрослого, держась за одну или две ручки.
  • Кушать с ложки, пить из чашки. Предпринимать попытки самостоятельно пить из чашки и есть ложкой.
  • Держать в руках нетяжелые предметы и перекладывать их с места на место.
  • Показывать рукой на интересующий предмет (указательный жест).

Развитие речи ребенка в 1 год. Умственное и психологическое развитие соответствует норме если он:

  • Понимает значение хотя бы 10-30 слов.
  • Понимает простые бытовые инструкции, типа «найди», «дай», «отнеси».
  • Понимает понятия «можно» и «нельзя».
  • Понимает, когда его хвалят или ругают.
  • Выражает свои эмоции. Плачет или сердится, если его ругают. Радуется, увидев близкого взрослого.
  • Различает интонации голосов и выражения лиц и по-разному на них реагирует.
  • Узнает голоса и лица членов семьи.
  • Реагирует на своё имя, знает имена близких людей или заменяющие их слова «мама», «папа» и т.п.
  • Знает и реагирует на некоторые бытовые звуки - шум машины, лай собаки, звонок телефона.
  • Проявляет интерес к своему изображению в зеркале.
  • Несколько минут удерживает внимание на одном действии, например, рассматривание картинки в книжке или просмотр мультфильма.
  • Лепечет, повторяет слоги, подражает различным звукам, повторяет звуки за взрослыми.
  • Подражает действиям взрослых.

Что действительно должно насторожить в развитии ребенка 1 года:

  • Речь малыша лепетная, практически нет слогов, он не использует слова.
  • Его не интересуют игры с другими детьми.
  • Не стремится подражать действиям взрослых.
  • Не прислушивается к звукам музыки, к речи взрослого.
  • Не обращает внимания на свое отражение в зеркале и не гримасничает.
  • Игры ребенка носят разрушительный, а не конструктивный характер.
  • Не может выполнить простейшие просьбы взрослого, например, найти или принести.
  • Не может удерживать в руках игрушки и не может их подать по просьбе взрослого.
  • Не умеет ползать на четвереньках (некоторые дети предпочитают ползать по-пластунски, но если надо, то становятся на четвереньки).
  • Не может сделать несколько шагов держась за руки взрослого или ходит с поддержкой за счет опоры на носки.
  • У ребенка выраженное ограничение действий у той либо другой руки.

Если родители заметили один или несколько перечисленных выше признаков, то следует обратиться за советом к педиатру. Надеемся такая таблица развития ребенка в 1 год поможет вам разобраться, что должен уметь малыш.

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»