«Семья — ячейка общества. Семья - ячейка общества

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Семья - ячейка общества

Введение

1. Классификация семьи

2. Суть и смысл семьи

3. Прочность семьи, её культура

4. Семейные трудности

Литература

Введение

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры.

Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма и теории конфликта.

Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функции или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.

Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть. По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом этой концепции семья являются местом, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств; при этом возникают конфликт между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.

1. Классификация семьи

Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

1. Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 основных типа семейной структуры:

Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.

Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением.

2. Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.

Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.

Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии (брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами). Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где они считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену (Кенкель, 1977)

Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.

3. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.

В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.

4. Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.

5. Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

6. Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.

2. Суть и смысл семьи

Если детей можно было (точнее, разумно было, человечнее было) произвести в колбах-инкубаторах, как цыплят, то семья никогда не стала бы социальным институтом, находящимся под защитой государства. Сходитесь-расходитесь как на танцах, коль скоро это касается только вас.

Но доколе человек остаётся человеком и человеческое общество - человеческим, для воспроизводства потомства homo sapiens по образу и подобию родителей, как в психологическом, так и в социальном отношении существует только одна колба-инкубатор - семья (сегодня, разумеется, в органическом единстве с общественными учреждениями обучения и воспитания подрастающего поколения). Семья и в этом смысле - непреходящая ценность человеческого общества. Ибо все прочие способы нечеловечны, бесчеловечны. Поэтому семья не только социальная группа, наподобие коллектива, компании, но и социальный институт, наподобие учреждений образования и культуры.

В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым несчастьем, как слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем мыслимым богам, давали обеты, сутками ползли на коленях к каким-нибудь «святым местам», вымаливая себе ребенка. И окружающие взирали на них по крайней мере с состраданием, а то и с презрением. Теперь эти понятия «разошлись»: можно жить семьей, но не иметь детей - это ваше личное дело. Некоторые так и делают. Более четверти американских женщин в возрасте моложе 30 лет не хотят иметь детей, многие германские семьи бездетны.

Такая самоориентация молодых семей ведет в буквальном смысле к самоубийственным последствиям для общества. Но это - для общества, а для личности, для самого человека, для нас с вами?

Когда люди впервые слышат, что ребенок всегда и при всех обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, то не верят, хотя имеют вполне обычных детей и внуков. Не может быть! Это ребенок-то дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить столько сил? Ну что он может дать?

Оказывается очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее.

Все это - одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро «окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал и его женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым, в разных трудностях жизни. А под старость это была «живая пенсия» - единственная твоя надежда и опора, случись что с тобой: других пособий не существовало. Вот детей и заводили, сколько могли. А сейчас они разве помощники? Устраивай, устраивай, покупай, покупай без конца, а потом - бац: внук на твою же шею. А пенсия теперь у всех своя собственная, ее государство платит.

Однако ребенок с малых лет может и даже должен быть помощником. И еще каким! Только, конечно, не в тех формах, что раньше. Он может и должен быть союзником. Мало того - другом, самым надежным и верным другом, что раньше было не часто.

Одна из основных социальных потребностей каждого человека - в самоутверждении, в том, чтобы к нему относились с уважением, чтоб хоть в чем-то был Учителем. Это - не честолюбие. Это - нормальная потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко, как если бы его унижали.

Ребенок со своими собственными потребностями в знаниях, навыках, наконец просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в самоутверждении.

Не каждому дано быть профессором для студентов в университете. Ног каждому можно - и для полноценной жизни даже нужно - стать в точности таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей. Ежедневные стог тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в раздражение. А вечером, в обычном застольном пустословии, он тщетно пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором. Несчастный! Если бы он только он мог понять, от чего он отмахивается, как от назойливой мухи, и на каких пустяках пытается строить свое самоутверждение перед равнодушными к нему людьми. Если бы только он мог понять, что в одном случае он имел шанс выступить как Учитель, а в другом выглядел, как пошлый шут.

Та истина, что семья имеет решающее влияние на ребенка, особенно в ранний, дошкольный период его жизни, что семейное воспитание во многих отношениях задает тон всему процессу становления и развития личности, кажется, никем уже не ставится под сомнение. Однако пока что остаются в тени и мало исследуются те влияния, которые оказывают на семейное воспитание и его результаты различные факторы, стороны, особенности жизнедеятельности семьи.

Общество не сможет существовать, если в каждом поколении двух родителей будет сменять один и все больше семей станут вовсе отказываться иметь детей. Разъяснить, что человек обкрадывает себя, добровольно отказывая себе в счастье иметь детей. Инстинкты - инстинктами, а соблазн «проскочить» жизнь, не обременяя себя детьми, возрастает. Стало быть, на помощь инстинктам должно призвать разум.

Конечно, без детей меньше проблем. Но жизнь должна иметь смысл. Этим смыслом не может быть труд ради труда. Этим смыслом может быть только труд как первая жизненная потребность, во имя всестороннего развития личности. А такое развитие немыслимо, если из него выпадает одна из важнейших сторон - общение с детьми, которые дают взрослым больше, нежели те - им, которые помогают полноценному становлению и развитию личности, которые делают полноценной жизнь взрослого человека.

Дети - суть и смысл семьи. Потому что они - наше будущее. И завтра, и через много лет.

3. Прочность семьи, её культура

Семья для ребенка - и социальная среда, и воплощение культурных традиций, и источник общественного опыта. В ней он находит и примеры для подражания, и критерии оценки первых проявлений своего «я», и образ, модель общества, в которое ему предстоит войти, того большого социального мира, где он будет жить и работать. В семье происходит как бы второе, социальное рождение ребенка.

Глубокая специфичность и принципиальная незаменимость семьи как воспитательной среды обусловлены тем, что непосредственность и устойчивость контактов сочетаются здесь с эмоциональностью общей атмосферы. Только в семье дети постоянно и непроизвольно осваивают опыт, знания старших, а взрослые как бы повторяют, воспроизводят в детях, в их воспитании уже пройденные этапы своей жизни. Семейная среда уникальна, предпосылки ее созданы самой природой, и люди, если не хотят потерять все, что дала м дает им цивилизация, должны в каждом новом поколении воссоздавать прочную и нравственно здоровую семью.

Мало сказать: воспитательный потенциал семьи зависит от ее прочности. Нужно еще, чтобы эта прочность обеспечивалась такими средствами и способами, которые не противоречат целям нашего социалистического воспитания.

Семейные узы могут быть прочными и за счет экономической зависимости женщины от мужчины, ее подчиненности и бесправия. Такая прочность несовместима с принципами социализма и гуманизма, более того - враждебна им.

Прочность может быть следствием и утилитарных экономических интересов супругов и даже своего рода круговой поруки людей, предпочитающих, например, жить за счет незаконных, не трудовых доходов и «не выносить сор из избы».

Наконец, за показатель прочности брачно-семейных отношений в стране, регионе, городе можно принять соотношение браков и разводов в определенный период времени, как это подчас делается. В этом случае самый легкий путь к укреплению семьи - затруднить или вообще запретить расторжение браков. Статистика сразу обретет благополучный вид, но воспитание детей, другие функции семьи от этого вряд ли выиграют. Более того, законсервированные семейные конфликты, безысходность ситуации будут сказываться и на взрослых, и на детях подчас даже тяжелее, нем открытый разрыв.

Иногда выражается надежда на то, что затруднение развода обеспечит более серьезное отношение молодежи к браку. Вряд ли эти надежды оправданны: ведь перспектива трудного развода укрепляет позиции как тех, кто хотел бы проверить свои чувства, так и тех, кто предпочитает искать выход в нерегистрируемых сожительствах.

Ужесточение условий развода уменьшит число матерей, воспитывающих детей без отца в результате расторжения брака, но увеличит безотцовщину как результат внебрачных связей.

Следовательно, семья тем прочнее, чем нравственно обоснованнее этот выбор, чем в большей мере мотивы брака соответствуют моральным ценностям нашего общества, чем выше нравственные качества составляющих ее людей.

Трения, противоречия возможны в любой семье. Хотя бы потому, что это - объединение людей, различных по психическому складу, характерам, возрасту и ряду других признаков. Однако одна семья находит в себе морально-психологические силы преодолеть противоречие в самом его зародыше, другая рушится подчас от самого легкого ветерка. Причем созидательные силы эти не рождаются вместе с человеком. Они при вносятся в него воспитанием. Поэтому подготовка молодежи и браку - это не просто ознакомление ее с азами супружества и родительства, а формирование тех нравственных качеств, которые только и могут обеспечить подлинную прочность и социальную дееспособность новой семьи. Нравственность же не изолированное явление. Она элемент более широкой системы общественных ценностей, которая называется культурой.

В социологической литературе накопилось немало публикаций, выясняющих причины разводов. Среди них обычно фигурируют пьянство, супружеские измены, несоответствие характеров, грубость, бестактность, ревность и т. д. Однако в большинстве своем это перечень не причин, а скорее поводов или мотивов расторжения брака. Зачастую они выдвигаются вообще лишь с целью обеспечить быстрейшее завершение бракоразводной процедуры.

Причин разводов значительно меньше, а главная из них - низкий уровень культурности, духовности многих людей. Причем речь идет не об образовании, а именно о культуре. Она невозможна без знания, но и не равнозначна образованности. Образованность - та или иная степень ознакомления с достижениями современной науки. Культурность - мера освоения личностью всех духовных богатств, созданных народом и человечеством, потребность руководствоваться ими в своей жизни вплоть до повседневного поведения. Само по себе знание может быть реализовано и в хороших, и в плохих поступках, но, становясь органической частью культуры человека, оно делает его разумнее, добрее, интеллигентнее, нравственнее и в оценках, и в общении, и в практических действиях.

Овладение культурой означает возвышение всего круга потребностей людей, потребности же определяют и характер их интересов, и уровень их общения, и их представления об идеале, о красоте, и, наконец, само восприятие, понимание человека человеком. Культура включает в супружеские, семейные отношения всю полноту духовной жизни людей, делает более прочными моральные узы, связывающие членов семьи друг с другом и семью с обществом, наконец, позволяет выбирать оптимальные варианты разрешения внутрисемейных проблем.

От степени культуры зависит и то, как воздействуют на семью экономические факторы, идет ли речь о материальных трудностях или материальном преуспеянии. Если бы дело обстояло иначе, то можно было бы ожидать, что, по мере того как растет материальное благосостояние населения, решается на все более высоком уровне жилищный вопрос, сами собой снимутся проблемы, от которых зависят прочность семьи и ее стабильность, исчезнут нежелательные для общества явления и в семейной жизни, и в воспитании детей. Однако такие ожидания пока что не оправдываются. За четверть века (1960 - 1985 годы) реальные доходы в расчете на душу населения увеличились в 2,5 раза; около 267 миллионов человек улучшили свои жилищные условия, а брачно-семейные отношения (если судить по таким основополагающим показателям, как относительное количество разводов и семей с одним родителем) не укрепились, внебрачная рождаемость не снизилась, среднее количество детей в семье не возросло, показатели распространенности необратимых аномалий среди новорожденных и случаев отклоняющегося поведения подростков за этот период также отнюдь не уменьшились.

Достаточно сказать, что число расторгнутых браков возросло за период с 1960 года с 1,3 до 3,5 на тысячу человек, относительное количество неполных семей (главным образом - матери с детьми) осталось в основном на прежнем уровне (около 12 процентов всех семей), суммарная рождаемость (среднее число детей на одну женщину) по сравнению с предвоенным уровнем, несмотря на меры по стимулированию многодетности, понизилась в два раза (с 4,4 до 2,2), а дола незамужних женщин составила в возрастных пределах 25 - 29 лет - около 20, процентов, 30 - 39 лет - примерно 17, процентов, 40 - 49 лет - свыше 20 процентов.

Конечно, чем круче ползет вверх кривая разводов, тем ниже у людей уверенность в судьбе собственного супружества, а это, в свою очередь, непосредственна отражается на планировании родительства, то есть количества детей и сроков их рождения. А бездетность или же минимум детей в семье еще более уменьшает ответственность за сохранение брака. Несомненно и то, что неустойчивость брака увеличивает количество людей, видящих в одиночестве альтернативу такому, представляющемуся им весьма рискованным мероприятию, как женитьба или замужество.

В свою очередь, одиночество стимулирует внебрачные связи, отсюда - одинокое материнство.

Самое же главное - каждая из этих тенденций в отдельности и все они вместе ослабляют социальный потенциал семьи, ее позитивную общественную активность. А вот активность негативная растет, и диапазон тут может быть очень широким: от антисоциальной направленности семейного воспитания до попыток подчинения семейно-родственному принципу тех возможностей, которые открывает перед людьми профессиональная деятельность, власть, авторитет должности и т. д.

В то же время хорошо известно, что нередко люди стремятся сохранить семью даже тогда, когда шансы на это минимальны. И наоборот, многие легко, бездумно, в запале расправляются со своим браком, с судьбами детей, даже не вспомнив, что сыр-бор загорелся совсем из-за пустячного повода. Здесь сказывается отсутствие своевременной квалифицированной психологической помощи семье в решающий момент, когда совершается непоправимое - разрыв между такими супругами, которые, как говорит пословица, как будто созданы друг для друга.

Это означает, что внимание к организации службы семьи, обеспечению ее квалифицированными кадрами - дело большой государственной важности. Решать этот вопрос надо повсеместно еще и потому, что служба семьи там, где она создана и успешно функционирует, обычно распространяет свое влияние не только на конфликтные семьи, но и на лиц, которым нужна помощь при вступлении в брак и в начальный период супружества.

Нормальный брак (особенно для женщин) - одно из обязательных условий удовлетворенности жизнью, сохранения и поддержания личного достоинства. И наоборот, нелады в браке, неудачные попытки построить семью ведут к ощущению неустроенности в жизни, неполноценности. Здесь действуют самые разные причины, но одна из них заслуживает особенного внимания общественного мнения.

Послевоенная демографическая ситуация, наряду с тяжелыми просчетами в воспитании молодежи, способствовала тому, что у части молодых людей потребность в любви, в семье оказалась низведенной до удовлетворения чисто природной надобности. Давно известно, что поведение, диктуемое лишь одним сексуальным импульсом, ведет к духовной и физической деградации человека. Но эта тема до настоящего времени - своего рода табу в педагогической литературе и практике. Поэтому появилось немало мужчин и женщин, которые слишком поздно убеждаются в том, что человеческое счастье лежит на путях не просто сексуальной, а семейной жизни. В результате не состоялись многие супружеские пары, от которых, в общем, ничего больше не требовалось, как только не бросаться в омут сомнительных удовольствий, сохранить себя друг для друга, вспомнить о том, что всякое будущее начинается сегодня.

О масштабе этой проблемы говорит такая, например, выборочная статистика. Большинство беременностей у нерожавших женщин во всех возрастах оказались внебрачными (61,7 процента всех учтенных при обследовании зачатий). Причем у женщин в возрасте 16 - 17 лет они составляют 95,6 процента, в возрасте 25 - 29 лет - 54,9 процента. Соответственно возрастает доля браков, заключенных в целях правовой легализации внебрачного ребенка, а с другой стороны - количество абортов и (как следствие их) случаев потери женщиной способности иметь детей.

Несомненно существует и прямая связь между добрачной сексуальной активностью и весьма высокой, примерно в два раза превышающей средний показатель, степенью нестабильности молодых семей.

Эти наблюдения отнюдь не следует понимать как попытку обвинить всех, чья интимная жизнь юридически не оформлена, в аморализме. Существуют самые различные причины, заставляющие людей отступать от принятых в обществе норм и установлений. Однако вряд ли кто будет возражать против того, что среди указанных причин не должно быть ни пошлости, ни подлости, ни легкомыслия. Эмоциональная расхлябанность не имеет ничего общего ни с личной свободой, ни с богатством эмоциональной жизни.

К сожалению, до сих пор эти простые истины постигаются молодежью чаще всего методом проб и ошибок. По данным социологических опросов, только около 10 процентов городских старшеклассников получают информацию о взаимоотношениях полов от учителей, примерно столько же - от родителей, но зато более одной трети (а среди учащихся ПТУ - более половины) - от старших товарищей. Другое исследование (затем неоднократно повторенное) установил прямую зависимость между стабильностью брака и продолжительностью предбрачного знакомства.

Статистика выявляет также, что в настоящее время больше всего (в расчете на 1000 женщин в возрасте 15 лет и старше) рожают женщины, не имеющие даже начального образования (3433 ребенка), а также лишь с начальным образованием (2718). Матери же со средним и высшим образованием дают стране соответственно 1167 и 1279 детей. Эта тенденция в условиях, когда действует закон о всеобщем обязательном среднем образовании, вызывает большую тревогу. Она чревата опасностью снижения качественных показателей самого семейного воспитания.

Все это означает, что регулирование рождаемости - дело в высшей степени сложное и чисто количественный подход здесь, по-видимому, себя изжил. Наряду с гражданской и моральной ответственностью будущих отцов и матерей, нужно думать также и о генетической их грамотности. К сожалению, немало есть еще молодых (и не только молодых) людей, которые не знают о том, что поражающая детей еще во чреве матери и пока неизлечимая болезнь - умственная отсталость (олигофрения) может явиться результатом не только наследственности, но и пьянства или наркотических увлечений родителей.

В старших классах школ и в ПТУ введен курс этики и психологии семейной жизни. И вот сразу возникает вопрос: почему только в старших. Ведь, как было показано, подготовка к браку должна начинаться с создания нравственных и эстетических основ межличностных отношений, включая отношения между юношами и девушками. А такие основы лучше закладывать уже в начальной школе. Только тогда можно рассчитывать на формирование в дальнейшем у человека чувства мужского или женского достоинства, гражданского долга и социальной ответственности за создаваемую семью. Далее, нельзя делать курс практически беспроблемным, в то время как жизнь и современной молодежи, и современной семьи полна самых разных и подчас весьма острых проблем. В подготовленных и изданных пособиях немало разного рода полезных сведений, но почти ничего нет о том, как юному, только что соприкоснувшемуся с жизнью существу пройти через сложные житейские лабиринты, в них не заблудившись. Наконец, семья это не только муж, жена, дети, но и социальное окружение: родственные связи, отношения со старшим поколением. Эти мотивы в курсе также, мягко выражаясь, приглушены, хотя здесь трудностей начинающим супругам также, как известно, не занимать.

Семью создают двое. Создают для собственного, личного счастья. Но при этом семья никогда не была и не будет частным делом, а личное счастье окажется химерой, если сами люди, к нему стремящиеся, не станут личностями, если у них не будет воспитана потребность сверять каждый свой шаг, каждое свое решение с общественным благом. Только эта потребность, называемая духовностью, совестью человека, может зажечь в семейном очаге огонь сопричастности к судьбам народа, страны, человечества.

4. Семейные трудности

Как возникают нарушения взаимопонимания в семье? Нам всем хорошо известна такая закономерность: предметы, расположенные слишком близко от глаз, мы видим не так отчетливо, как отдаленные. Так и с семьей: мы здесь в большинстве случаев находимся не просто «вблизи» ситуации, но и «внутри» ее, а потому и не замечаем изменений, особенно изменений чисто психологических. А если мы их не учитываем, то на наши ответные поступки невольно порождают новые трудности... И так мало-помалу отношения в семье начинают необъяснимо ухудшаться.

Очень часто в оценках поступков ближних мы полагаемся на эмоции. Нам кажется, что между накалом чувств и значимостью поступков есть однозначная связь. Увы, она именно однозначна; оказываясь при таком способе восприятия во власти эмоций, мы невольно сосредоточиваемся только на каком-то одном аспекте взаимоотношений с близкими, именно том, который нас сейчас волнует, и забываем о множестве других сторон.

А между тем отношения в семье - и между взрослыми и детьми, и между самими взрослыми - всегда многосторонни. Для мужа и жены это и сотрудничество в воспитании детей, и практическая взаимопомощь в организации быта, и отношения с родственниками и друзьями, совместные развлечения, профессиональная взаимопомощь, сексуальные отношения и т. д. Отдаваясь чувству недовольства какой-то одной проблемой, мы теряем способность реально оценить ее весомость для всей системы отношений.

Для современного человека эмоции - ценность. Если их нет или их мало, человек начинает активно искать ситуации, события, людей, которые являются источниками эмоций, Причем ценностью обладают не только положительные эмоции. Мы предпочитаем волнующие фильмы и книги, но ведь волнуясь, мы испытываем и тревогу, и печаль, и горе. В отношении к жизненным, и в частности семейным, событиям человек часто ведет себя так же: самая худшая атмосфера в доме - это не чередование бурных ссор и примирений, а однообразное, холодное равнодушие, леденящее душу безразличие.

Может быть, именно потому, что эмоции, эмоциональная насыщенность жизни стали ценностью, мы так неохотно подвергаем их анализу, с таким трудом вносим «алгебру разума» в «гармонию эмоций».

Увы, многим, имеющим опыт семейной жизни, знакома картина, ныне обстоятельно проанализированная психологами. Сначала в браке баланс положительных и отрицательных эмоций явно в пользу первых, велика и близость между супругами. Но идет время, восхищенное удивление своим спутником жизни сменяется привычкой. Все большое, значительное, драматическое, выявляющее любовь и преданность, имеет ту особенность, что происходит редко, а вот мелкое, раздражающее, досадное случается, увы, часто, и постепенно баланс эмоций смещается в пользу отрицательных. Близость все же сохраняется: партнер хоть и раздражающий, но все же свой. Но отрицательный баланс все нарастает - и вот уже и свой превращается в чужого. Эмоции сделали свое дело, привели к результату, которого мы вовсе не хотели. Эмоции распорядились за нас.

Подобные документы

    Основные типы современной семьи. Добрачное поведение молодежи. Семья как социальная ячейка. Браки без любви. Риск дезинтеграции общества. Формы моногамной семьи в России. Рост количества незарегистрированных браков. Роль семьи в современном обществе.

    реферат , добавлен 12.12.2012

    Определение понятия "семья", характеристика ее типов. Особенности детности семьи, роль статуса родителей. Динамика браков и разводов в современном постиндустриальном обществе. Семьи с неродным отцом или матерью, популярным холостяцкого стиля жизни.

    реферат , добавлен 16.06.2013

    Понятие и типология семьи, спектр ее функций по отношению к обществу и человеку. Особенности развития молодой семьи, функциональные и структурные группы проблем. Современные особенности вопроса планирования семьи. Профилактика ситуаций разводов.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

    реферат , добавлен 25.11.2016

    Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Анализ методических основ изучения браков и разводов в молодежной среде. Исследование основных теорий семьи. Определение факторов и причин, влияющих на принятие решения о разводе. Характеристика мероприятий, направленных на укрепление института семьи.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2012

    Понятие семьи в социологическом смысле. Исторические изменения семьи как социального института в обществе. Типы брачных отношений. Причины семейных конфликтов, их гендерная природа. Особенности гендерного контракта. Модели гендерного разделения труда.

    доклад , добавлен 27.11.2013

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Семья как социальный институт. Ряд ее функций как общественного, так и индивидуального характера. Современное состояние семьи в РФ, ее кризис, перспективы развития. Проблемы молодой семьи.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Семья как объект социологии. Типы семьи и ее основные функции в обществе. Особенности функционирования семьи в условиях современности. Эволюция семейных отношений. Основные последствия в историческом изменении функций. Развитие семьи и брака в России.

В нормальных условиях человек живет, думает, действует и принимает решения самостоятельно, не обращая особого внимания на планы и потребности общества, вечно навязывающего свои взгляды. В этом случае человек стремится поступать, как индивидуальность, как личность. Но и совсем не участвовать в жизни общества, как и общество в жизни конкретного человека, лицо не может.

Например, выбирать себе новое место жительства человек склонен самостоятельно. Ему может нравиться кирпичный девятиэтажный дом с большим двором в чистом и озелененном районе. Он может желать жить в конкретном подъезде и на конкретном этаже, чтобы обеспечить себе и семье прекрасный вид из окна и высокую продолжительность освещения комнаты. Но когда дело заходит о непосредственном выборе квартиры у владельца, выясняется, что во всем подъезде есть еще свободных лишь 3 или 4 квартиры. И лицу уже приходится выбирать между ними. Становится сложнее, если он будет жить не один, а с родственником или другом. В этом случае, придется учитывать еще и мнение другого человека, которое может резко отличаться от его собственного. В результате, дело может кончится тем, что вы купите квартиру, удовлетворяющую наполовину ваши интересы и на половину - интересы сожителя. И в дальнейшем, на этой почве могут возникать конфликты.

Таким образом, человеку в жизни приходится находиться как бы в 2 системах отсчета: в системе связанной с собственными желаниями, стремлениями, вдохновениями и потребностями, и в системе, зависимой от общественных мнений, традиций, потребностей, да еще и обязанностей.

С другой стороны, чего бы не смог достичь человек-личность, без общественной оценки он не получит полного удовольствия и морального удовлетворения. Как не парадоксально, но человек, получая оценку своих поступков со стороны общества может почувствовать удовлетворение, даже в случае бурного недовольства большей части общества. С обществом иногда приходится общаться не как с большим количеством людей, а как с одним человеком. Чаще всего такое наблюдается или при попытке привлечь людей к решению какого-либо вопроса, либо является проявлением недовольства элементами общественного порядка, вызовом данному обществу. Однако общество и общественное мнение являются мощным стимулом для развития творчества, какой-либо деятельности. Ведь чтобы узнать, что ты - один из лучших, нужно себя с кем-то сравнить! Кроме того, общество, являясь с одной стороны, препятствием для новаторств и крупных перемен, но может и поддержать новые идеи, новые проекты и даже быть их инициатором. Поэтому, чтобы пробиться к достижению цели, бывает достаточно заслужить общественное признание.

Часто именно поддержка общества является тем фактором, который может осуществить, казалось бы, несбыточную мечту. Разумеется, при условии, что подобные интересы есть и у общества. Однако и общество состоит из множества активных, инициативных, пассивных и консервативных людей. Нужно иметь ввиду, что общество является многоуровневой системой, и каждый уровень имеет свой собственный список приоритетных для себя проблем. Конечно, у всех уровней непременно есть общие проблемы. Но для отдельных категорий общества даже общие проблемы могут различаться по своей резкости. Благодаря взаимосвязанности всех уровней (по каким бы критериям они не отбирались) общества, самые острые проблемы наиболее численного уровня общества становятся среди наиболее приоритетных проблем общества в целом. В результате, складывается список из проблем, требующих скорейшего разрешения в интересах всего общества. Однако, это мнение можно рассматривать двояко. От имени общества могут быть сформулированы действительные интересы большинства людей, его составляющих, или же - мнения только наиболее активных его лидеров. В последнем случае можно себе позволить судить об обществе, как о малоактивной системе, которую или существующий порядок вполне устраивает, или же просто нет веры в силу своего голоса для жизни данного общества.

В обоих случаях, сначала нужно заставить общество доверять и уважать себя, выступая в роли лица, разделяющего его интересы. Для того, чтобы заслужить доверие общества уже и нужно с одной стороны, заслужить чисто субъективные симпатии, а с другой - мало по малу привносить положительные для общества новшества. Зачастую люди рассматривают человека, исходя из определенных этических и других ценностей. Такие стороны характера наиболее часто применяются при общении с людьми в домашних условиях, напряженной ситуации, на работе (при чем отдельно: с клиентами, начальством и работниками) и так далее. Исходя из этого, формируется определенное мнение о человеке, доверие и уважение к нему. Как говорится, хочется верить в хорошее, или если человек хорош в том же, что и ты, хочется верить, что он хорош во всем, с тобой во всем согласен.

Очень многое о человеке говорят его интересы, определенные заслуги, мировоззрение и особенно - его семья, как место где он открыто действует. Семья человека и личные достижения в плане карьеры наиболее полно раскрывают соответственно внутренние и внешние черты характера человека. Не зря говорят, что о человеке судят по его друзьям. Еще более полно можно судить по его семье.

Давайте вспомним о великих достижениях в своем деле таких людей, как Л. Н. Толстой, В. Маяковский, Тургенев, Айвазовский, Ю. Гагарин, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Д. Роллинг, и теперь посмотрим на их семьи. Скажем так - у большинства с семьями были проблемы. Правда, у Нобеля и Пушкина не получилось создать семью. Супруги Кюри посвятили свою жизнь науке, и работая с радиоактивными элементами понимали: с такой работой детей лучше не заводить! Однако среди многих великих, именно Марка Твена можно назвать и великим писателем, и хорошим семьянином. Иногда, особенно вспоминая Л.Н. Толстого, по неволе начинаешь задумываться о том, а возможно ли настоящее семейное счастье для человека, посветившего себя творчеству или науке.

Некоторые скажут, что возможно и не семейное, то есть счастье без создания семьи. Глядя на отдельных мужей, особенно в России, становится жалко их жен. Людям нужно внимание, забота, общение, то время как многим (но не всем!) русским мужчинам сегодня - лишь телик, выпивка, иногда - карты и секс. Еще и пища. Когда навещаешь жен этих несчастных, иногда кажется, что в доме нет ни души: кроме жены, и дай Бог, еще и приятного домашнего животного. А пройдешь в зал и видишь, что дома есть еще и муж, но он не проявляет своего присутствия по отношению к жене или гостю, так как полностью сосредоточен лишь на себе самом. Сидя, а часто - вообще лежа, считая себя усталым от рабочей суеты, он даже не стремится облегчить положение своей супруги или просто оказать ей внимание. В то время, как женщины - примерно так же устают на работе, может лишь чуть-чуть разрядив обстановку, поговорив с подругой, матерью, сестрой или другим человеком. Обычно при разговоре с мужем особой разрядки не получается. При этом, приходя домой, женщина непременно начинает приводить в порядок дом, заниматься с детьми, готовить обед, - в общем - дополнительно работать по дому. И так каждый день, без выходных, даже будучи простуженной. Не дают передохнуть даже на собственный день рождения! Разве это хорошо говорит о ее муже, о ее семье? А уж если муж - концептуальный гений, то жена превращается буквально в пленницу.

Думаю, если бы нам не нужно было есть, такие мужья не только бы и не задумывались о том, чтобы сделать что-нибудь для других, но и вообще - только лежали бы и нежились всю вечность. Мало у кого из таких мужей появилась бы потребность в творчестве.

Но что бы могло в помочь человеку найти поддержку в кругах общества?

1. Честность

2. Порядочность

3. Свойство прислушиваться к проблемам людей и помощь в их решении.

Замечу: фактически ни одно из этих качеств не может быть сформировано и удерживаться без развитой силы воли у человека. Именно сила воли определяет способность человека держать себя в руках, учиться, мириться с фактами - в общем - управлять собой и направленно формировать себя. Безответственность и безволие же препятствуют саморазвитию, приучают человека быть ленивым и податливым до всякого рода искушений.

Многие качества человека мало способствуют росту его самостоятельности, уровня его развития и поддержки.

Дать определение самым простым и обыденным понятиям сложнее всего. Вот что такое «семья», если не обращаться к словарям? Ближайшие родственники, которые живут вместе? Достаточно ли этого для того, чтобы считаться семьей? Или это все-таки нечто большее, чем кровная связь? Столько вопросов - и даже различные словари не сходятся во мнении, какую именно группу лиц можно считать семьей.

Тем не менее, на интуитивном уровне, где действует не только логика, но и чувства, мы понимаем, какие именно совместные проживания можно считать семьей, а какие - нет. Семью связывает устремление к общему будущему и общему быту. И в зависимости от того, как обустроен этот быт и на чем основываются отношения членов «семейной группы», семьи делятся на несколько разных видов.

Функции семьи

Какой бы вид семьи не был представлен в обществе, у всех у них есть общие функции, которые могут более или менее успешно реализовываться.

1. Продолжение семьи. Если эта функция не реализована по медицинским причинам, то часто появляются приемные семьи. Когда все представители младшего поколения вместе с супругами являются , эта функция не реализуется.

2. Воспитание и социализация. Именно на плечах семьи лежит задача подготовить детей к общению с социальным миром и научить их соблюдению правил.

3. Быт. Еда, вода, крыша над головой и одежда. Одни зарабатывают на это деньги, другие выполняют домашнюю работу - или и то, и другое частично.

4. Эмоциональное и духовное общение. В настоящей семье все поддерживают друг друга, мотивируют и дают возможность отдохнуть, набраться сил. Это источник позитивных эмоций, энергии и спокойствия. Скандалы разрушают эту функцию и могут в конце концов привести к распаду семьи.

Если какие-то из этих функций не реализуются, то семья может быть неблагополучной. Например, родители могут пить или состоять в преступной группировке, тогда о нормальной социализации или воспитании можно забыть, а быт трещит по швам. Про эмоциональное общение даже и речи в таком случае быть не может. Иногда появляются внешне респектабельные семьи, внутри которых не всё благополучно, например, сектанты. В силу каких-то убеждений они могут не давать ребенку достаточной социализации или ущемлять в быту, что часто приводит к подавлению или расстройству личности.

Патриархальная семья

Древнейший тип семьи - патриархальный. В ней четко установлена иерархия: дети подчиняются родителям независимо от их возраста, все подчиняются главному мужчине - добытчику в семье. На женщину в такой семье полностью ложится бремя ведения домашнего хозяйства, а если она и работает, то на менее оплачиваемой и значимой работе, чем мужчина.

Жизненный уклад в патриархальной семье расписан достаточно четко, так что если «патриарха» попросить вынести мусор, то он будет ворчать и негодовать.

Ранее этот вид семьи был настолько господствующим, что любой другой тип в глазах общественного мнения являлся отклонением. Мужчина приводил невесту в дом своих родителей, затем они прилежно исполняли все функции, выработанные сотнями лет: родить детей, воспитать их, обеспечить приданое. В патриархальной семье действительно был смысл до тех пор, пока женщины не получили достаточно прав и не могли самостоятельно содержать не только целую семью, но и себя одну. Работы и возможности получить образование просто не было.

Когда женщины добились , патриархальные семьи начали развиваться в нечто новое, однако до сих пор они являются самым распространенным типом семей в России (более двух третей всех семей, в которых есть дети). Конечно, в современном варианте патриархальной семьи есть послабления, когда женщина всё же работает, а мужчина делает некоторые дела по дому, но эти перегибы незначительны.

Домашнее насилие, скандалы и неудовлетворенность женщины своей ролью встречаются чаще всего именно в патриархальной семье, так как женщина не может полностью реализовать себя в таком варианте. Патриархальный брак подавляет личность и не дает развиваться ни в одном направлении, так как вся модель супружеских взаимоотношений построена вокруг удовлетворения лишь одной стороны.

Нуклеарная семья

Нуклеарная семья отличается от традиционно патриархальной тем, что в ней нет бабушек и дедушек, теть и дядь, вертикального подчинения старшим. В ней лишь одна связь
поколений: родители и их дети или даже одни только молодые супруги. При этом взаимоотношения внутри столь малой семьи могут быть совершенно различными, то есть нуклеарная семья может быть «зародышем» будущей патриархальной семьи, а может быть основана и по-другому.

Впрочем, нуклеарные семьи образуются чаще всего именно тогда, когда молодая пара хочет съехать от родителей и жить собственным умом, так что патриархальная доктрина появляется только при своеобразной тирании супруга. Гораздо чаще такие семьи настроены на более либеральный лад. В них уделяется много значимости личностям, поэтому у каждого члена семьи есть личное пространство, но при этом и обязанности перед семьей.

На данный момент количество нуклеарных семей подсчитать сложно. В целом они господствуют, так как все молодые супруги, не успевшие пока завести детей, - это семья нуклеарная. Это большой процент. Но всего через 1-3 года больше половины таких семей распадаются, в то время как патриархальные семьи с годами не меняются. Демократичность часто приводит к тому, что партнер просто оказывается неподходящим для создания семьи - и хорошо, если пара успевает это осознать до рождения детей. Впрочем, неполная семья - не так уж и страшно, особенно если женщина способна финансово обеспечивать ребенка, просто это куда большая нагрузка.

Существует и матриархальная версия семьи, где зарабатывает больше мужчины, но это такая большая редкость, что ее процентное соотношение в общей статистике исчисляется десятыми долями процента. Как правило, матриархальные отношения возникают только в небольшой нуклеарной семье, не распространяясь на более старшее поколение.

Партнерская семья

Наиболее прогрессивный и разумный для современного общества тип семьи - партнерский. В нем партнеры в равной степени заботятся друг о друге и совместно принимают все решения, а также распределяют обязанности. Если они могут вносить вклад в развитие семьи в одинаковой мере во всех сферах, то это эгалитарный брак. Но они могут по общей договоренности немного наклонить чашу весов в сторону тех или иных предпочтений и возможностей супругов.

Основа такого брака - нуклеарная семья, в которой все функции стремятся к равному распределению. В равной степени воспитывать детей, в равной степени зарабатывать, отдыхать и заниматься скучной домашней рутиной. Как правило, детей с детства приучают к этому же.

Это прекрасная и разумная семья, единственный недостаток которой - излишняя утопичность. Очень редко партнерская семья может функционировать без перегибов в ту или иную сторону на протяжении долгого времени, так как пережитки общества и воспитание дают о себе знать. Изначальное согласие на «всё мы делим пополам» часто вызывает скандалы в семье после определенного тестового периода, так что пока что этот тип семьи встречается не так часто. Однако если вы встретили того, кто является действительно вашей второй половиной, то он сможет понять желание женщины реализоваться в равной с мужчиной степени. Это возможно лишь в партнерской семье.

Конспект открытого урока

Данные об учителе: Пономарева Дарья Вячеславовна

Предмет: обществоведение Класс: 5

Учебник (УМК): Боголюбов Л.Н. Обществоведение.

Тема урока: Семья – ячейка общества

Тип урока : урок изучения нового материала

Оборудование : картинки с изображением разных семей (однопоколенная, двупоколенная, неполная; оформленная доска: записана тема урока, домашнее задание, презентация с репродукциями картин.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

    формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

    преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

    собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

У большинства учащихся не сформированы

коммуникативные УУД:

    высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

личностные УУД:

    осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цель урока: Формирования представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.

Задачи:

1. Обучающая . Дать учащимся понятия: семья, общество, ячейка.

2. Воспитательная . Воспитание у учащихся чувства ответственности за семью, желание формировать крепкую семью.

3. Развивающая . Развивать у учащихся коммуникативные и организаторские способности, чувство эмпатии, толерантности, взаимоуважения и взаимной поддержки.

Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, проверка посещаемости).

Формулировка темы и определение основных целей занятия.

Тема нашего урока сегодня – «Семья – ячейка общества».

В связи с этим мне бы хотелось попросить вас, ребята, сказать, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»?

Учащиеся отвечают:

Родители, дети, обычаи, традиции, счастье, радость, тепло, уют, дружба, поддержка и так далее.

Сегодня разговор пойдет о семье, как о ячейке общества. Вы сегодня получите понятия слов «семья», «ячейка», «общество».

Ребята, а скажите, пожалуйста, что такое СЕМЬЯ?

Учащиеся отвечают на вопрос, высказывая каждый свое мнение. Например:

Сообщество людей

Люди, которые являются родственниками

Люди, которые связаны брачными узами и так далее.

А теперь ответьте на вопрос, что такое, по вашему мнению, ЯЧЕЙКА?

Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу, например:

Ячейка в камере хранения (в аэропорту, на вокзале, в банке).

Ячейка в улье, где есть соты, и в каждом отверстии работает одна пчела. И от того, как работает каждая пчела, зависит, богат улей медом или нет.

Каждая семья педагогов – ячейка, каждая семья учащихся – ячейка и т.д. А если взять все эти семьи вместе, то, что получится – ОБЩЕСТВО .

А как вы считаете, что такое ОБЩЕСТВО?

Учащиеся отвечают:

Много людей

Люди, живущие в одном государстве

Люди, которые заняты общим делом и т. д.

То есть мы с вами можем говорить, что эти три понятия не разделимы, и семья является основным элементом любого общества

Запишем определение термина семья и перечислим основные признаки семьи. Итак, Семья – это объединение людей, которые являются кровными родственниками (мать и дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Признаки семьи: общее хозяйство, один дом или квартира, общие доходы и расходы, совместно воспитывают детей и проводят свое свободное время.

Эти особенности отличают семейный коллектив от любого другого коллектива, например трудового.

Но, наверное, главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющее ее членов. Недаром в народных поговорках и пословицах говорится: «На что и клад, коли в семье лад», «Любовь да совет – так и горя нет», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья крепка ладом».

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

Бывают и другие семьи, когда в семейный коллектив объединяются родственники, например одинокие сестры, бабушка и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках.

Ребята, как вы думаете, всегда ли семья объединяет людей, которые любят и уважают друг друга.

Отвечают: не всегда.

Учитель показывает слайд с репродукцией картины Пукирева В.В. « Неравный брак» и после картины даны вопросы: Как они выглядят? Можно ли сказать, что невеста счастлива?А в современном обществе бывают ли браки по расчету? Как вы думаете, всегда ли брак по расчету – плохо?

Сейчас вы поработаете в парах.

Перед вами репродукция картины В. Пукирева «Неравный брак». Внимательно посмотрите на жениха и невесту и ответьте на вопросы, после изображения. На обсуждение вам 1-2 минуты, затем все вместе обговорим.

Обсуждают в парах. По истечению времени желающие отвечают на вопросы, происходит совместное обсуждение.

Семья – обязательная часть любого общества. И поэтому государство заботится о благополучии семей, помогает им приобретать жилье, обеспечивает ее членам возможность трудиться и воспитывать детей. В России существуют специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение ее прав.

В Конституции РФ – это главный документ страны записано, что семья находится под защитой государства. Чтобы помочь семье выполнить главную ее обязанность – воспитание детей, государство строит детские сады, школы, больницы, стадионы, дома творчества, театры и многое другое.

Наверное, вам интересно будет узнать, что в России существует специальная государственная программа «Дети России», в рамках которой особая забота проявляется о детях-сиротах, детях-инвалидах, детях Чернобыля.

Слайд со стихотворением В. Берестова «Любили тебя без особых причин»

Перед вами стихотворение В. Берестова о семье, давайте зачитаем его и обсудим. Читать будем по цепочке, начнем с первой парты, первого ряда. Зачитывают.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук.

За то, что ты – сын.

За то, что – малыш.

За то, что растешь.

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Ребята, о какой особенности семьи говорит поэт (о любви семьи)? Что является опорой в жизни каждого человека (семья)?

Физкультминутка ( проводит министр физкультуры и спорта )

Давайте продолжим обсуждение нашей темы.

Встречаются такие семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, родители не обращают внимание на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что здесь нарушаются права ребенка, нарушается Конституция России.

Какие же права имеешь ты как несовершеннолетний ребенок? Отвечают: право жить, ходить в школу и т.д.

В России принят «Семейный кодекс РФ». В этом документе записаны твои права. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Продолжим читать по цепочке. Читают.

    Право ребенка жить и воспитываться в семье;

    Право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;

    Право на совместное с ними проживание;

    Право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

    Право на имущество.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Мы с вами знаем, что все мы люди разные. А значит, и семьи тоже бывают разные.

Все семьи разные, но можно найти и черты, которые делают их похожими. Например, в семье живут только родители (мать, отец) и их дети. Такие семьи называют двухпоколенными, то есть в них есть два поколения – старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети. Напомним, поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Все твои сверстники – люди одного поколения, а их родители, бабушки и дедушки – люди других, старших поколений.

А если в семье живут 3 поколения, не только дети и их родители, но и родители родителей, то есть бабушки и дедушки, то ее называют трехпоколенной. Такие семьи были весьма распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение выполняло часть семейных обязанностей: помогало вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Как назовут семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенной)

В жизни бывает и так, что по каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что она хуже полной. Ведь оставшийся родитель (мама или папа) делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме.

Сейчас я вам раздам карточки с рисунками, вы должны будите в парах обсудить, какая семья изображена на рисунке. После этого мы с вами обговорим все вместе.

Рисунки: дочка с мамой; родители, дети; родители, дети, бабушка дедушка. Обсуждают, какая семья изображена на каждом из рисунков. Обсуждение в классе.

Хорошо, молодцы. А теперь взгляните на репродукцию картины А.А.Пластова «Мама» (слайд).

Знакома ли вам такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать к своим детям? Какие чувства испытывают дети к своей матери? Как ухаживает мать за своим ребенком?

Отвечают.

Рефлексия: А теперь давайте проверим, что же вы усвоили за урок. Итак,

    Что такое семья?

    Какие бывают семьи?

    Нужна ли семья ребенку?

    Хорошо ли, если в семье живет несколько поколений?

    Какое значение имеет семья для государства?

Отвечают на вопросы.

Итак, спасибо вам за отличную работу. Давайте запишем домашнее задание: Написать небольшое сочинение «Моя семья».

Самоанализ по уроку обществознания

Пономаревой Д.В.

Урок обществознания проходил по теме «Семья – ячейка общества».

В начале изучения новой темы ученикам было предложено ответить на вопросы, что такое семья, ячейка, общества. Для того чтобы проследить связь этих понятий.

Учащиеся работали в парах, рассматривали репродукции картин, ознакомились со своими правами, узнали о том, какие бывают семьи. Дети проявляли активность, видна была их заинтересованность в изучении новой темы. Дисциплина не нарушалась. Цели урока были полностью реализованы.

К сожалению, из-за недостатка времени, не удалось выполнить часть запланированных заданий, в частности обсудить такие вопросы как: какие фильмы о семье смотрели дети, какие книги читали, какие пословицы о семье они могут назвать.

Но в целом, урок прошел успешно.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»