Эстетика питания в странах скандинавского региона. Эстетика еды Эстетика питания

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность
А.С. Пушкин

Все люди по-разному относятся к ритуалу принятия пищи. Кто-то действительно делает культ из простого обеда, кто-то видит в пище источник энергии и бодрости, для кого-то - это награда или бонус (например лакомства для детей), для кого-то - удовлетворение потребности организма, есть и те, для кого пища - это препятствие для духовного роста, однако есть и те, для кого принятие пищи - это искусство.
Неправильно будет полагать, что восприятие приема пищи как маленького творческого акта - гедонизм и потребительство.
На самом деле такая позиция - это разумный подход, формирование умеренности и умение избирательно подходить к выбору продуктов и их приему. Относиться к приему пищи как к искусству - это и умение сочетать продукты в соответствии с их естественным происхождением, сезону и даже цветовой гамме.
Пища будет полезной, если вы употребляете ее в сезон ее созревания(например арбуз хорош в августе-сентябре, свежая зелень в июне). Кроме того, этнически разная пища плохо усваивается организмом, а это значит что средиземноморская паста вряд ли будет хороша со славянскими жареными грибами.Закон палитры так же прекрасно работает, а это значит, что мясо хорошо усваивается с овощами уже попросту от того, что цвета этих продуктов сочетаются между собой, а молочные продукты лучше употреблять автономно.
Красивая посуда и умение сервировать стол - важные составляющие здорового рациона. Ведь оба этих параметра требуют интеллектуального подхода, а значит вы уже обезопасили себя от бездумного поглощения пищи.
Немаловажную роль в построении грамотных пищевых привычек является и семейная традиция. Если в Вашем доме принято трапезничать вместе, за большим столом - то Вы не только поддерживаете принципы грамотного и традиционного подхода к приему пищи, но и обеспечиваете себя сбалансированным рационом, с которым Ваши родные будут получать полезные питательные вещества.
Кроме того, еда - это мощнейший эмоциональный канал, и приготовленный с любовью домашний обед - лучшая профилактика заболеваний пищеварительного тракта и нервной системы.

Эстетика питания - это и доскональное информирование о том, что, для чего, и почему мы едим.
Перед стихийным приобретением продуктов и приготовлением важно точно знать, что необходимо Вашему организму. Поэтому к выбору продуктов тоже нужно подходить грамотно.Как правило вредным продуктам можно легко найти полезный эквивалент.

Итак, если Вам хочется:

шоколада - это нехватка магния
Содержится в: нежареных орехах и семечках, фруктах, стручковых и бобовых.

хлеба- недостаток азота
Содержится в продуктах с высоким содержанием белка (рыба, мясо, орехи, бобы).

хрустящей холодной пищи - нехватка железа.
Содержится в: мясе, рыбе, птице, морской капусте, зелени, черешне.

сладкого
1. Нехватка хрома.
Содержится в: брокколи, винограде, сыре, курице, телячьей печени
2. Нехватка углерода.
Содержится в свежих фруктах.
3. Нехватка фосфора.
Содержится в курице, говядине, печени, птице, рыбе, яйцах, молочных продуктах, орехах, стручковых и бобовых.
4. Нехватка серы.
Содержится в клюкве, хрене, овощах семейства крестоцветных (белокочанная капуста, брокколи, цветная капуста), листовой капусте.
5. Нехватка триптофана (одной из незаменимых аминокислот).
Содержится в сыре, печени, ягнятине, изюме, сладком картофеле, шпинате.

жирной пищи - нехватка кальция.

кофе или чая :
1. Нехватка фосфора.
Содержится в: курице, говядине, печени, птице, рыбе, яйцах, молочных продуктах, орехах, стручковых и бобовых.
2. Нехватка серы.
Содержится в: клюкве, хрене, овощах семейства крестоцветных (белокочанная капуста, брокколи, цветная капуста), листовой капусте.
3. Нехватка натрия (соли).
Содержится в: морской соли, яблочном уксусе (заправить этим салат).
4. Нехватка железа.
Содержится в: красном мясе, рыбе, птице, морской капусте, зеленых овощах, черешне.

вредной пережаренной еды - нехватка углеродов.
Содержится в свежих фруктах.

газированных напитков - нехватка кальция
Содержится в броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.

соленого - нехватка хлоридов
Содержится в некипяченом козьем молоке, рыбе, нерафинированной морской соли.

кислого - нехватка магния
Содержится в нежареных орехах и семечках, фруктах, стручковых и бобовых.

жидкой пищи - нехватка воды . Пить 8-10 стаканов воды в день, с добавлением сока лимона или лайма.

твердой пищи - нехватка воды
Организм настолько обезвозжен, что уже потерял способность ощущать жажду. Пить 8-10 стаканов воды в день, с добавлением сока лимона или лайма.

холодных напитков - нехватка марганца
Содержится в: грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике

В понятие «эстетика питания» входят гигиенические правила и вся обстановка приема пищи — помещение, освещение, мебель, посуда, сервировка стола, внешний вид пищи, поведение за столом, порядок приема пищи, навыки самостоятельной еды, настроение ребенка.

Чем раньше ребенок научится правильным навыкам еды, тем лучше они закрепятся и войдут в привычку. Поэтому уделять внимание эстетике питания следует уже на 1-м году жизни.

Кормление в строго определенные часы является одним из основных правил эстетики питания. При этом появляется хороший аппетит, заинтересованность в еде, воспитывается положительное отношение к самому процессу приема пищи. Уже в первые месяцы жизни все виды «инородной» пищи (соки, фруктовые пюре и др.) необходимо давать ребенку с ложки. В последующем ребенку дают в руку кусочек хлеба, сухарь, печенье.

В возрасте 7 — 8 мес ребенок уже проявляет желание самостоятельно есть. Следует поддержать его в этом стремлении — дать в руки ложку, научить держать чашку. При этом со стороны родителей должно быть проявлено достаточно внимания и терпения, следует немного помогать ребенку, не ограничивая его самостоятельность (кормить второй ложкой). При правильном воспитании указанные навыки закрепляются и к 1 году ребенок может сравнительно легко справляться с этой задачей.

С первых месяцев жизни следует приучать ребенка к соблюдению гигиенических правил и к аккуратности. Перед едой ребенку обязательно надо вымыть руки, надеть нагрудник или повязать салфетку. Во время еды вытирать рот и руки салфеткой, следить за порядком на столе, пролитую пищу сразу вытирать, воспитывая привычку к чистоте.

Ребенка, не умеющего самостоятельно сидеть, кормят на руках у взрослого, сидящего за столом. Нельзя кормить ребенка в кровати (если он не болен). Совершенно недопустимо, укладывая ребенка спать, давать ему бутылочку со смесью, соком, чаем и оставлять без присмотра. Это может привести к несчастному случаю.

Когда ребенок уже может хорошо сидеть, во время кормления его надо сажать на высокий детский стул или специальное подвесное кресло, укрепленное на спинке стула.

Ребенка, научившегося есть самостоятельно, лучше сажать за отдельный детский столик, что обеспечивает более удобное положение во время еды. Если ребенка кормят за общим столом, то ему нужно отвести постоянное место.

Важно следить за красивой сервировкой стола, накрыть его салфеткой или цветной клеенкой, выделить для ребенка красочную посуду, поставить вазочку с цветами. Посуда должна быть легкой, устойчивой, хорошо моющейся, по объему соответствующей возрасту ребенка. Накрывая на стол, следует говорить о предстоящем приеме пищи, приятном виде, вкусе, запахе. Детей старше 1 1/2 — 2 лет надо привлекать к сервировке стола.

Во время кормления ребенка не рекомендуется ставить на стол сразу все блюда, которые предполагается дать ребенку, так как это иногда приводит к снижению аппетита, нарушению порядка приема блюд, ребенок может потребовать сладкое, отказавшись от первого или второго блюда.


«Питание детей», Е.Ч.Новикова,
К.С.Ладодо, М.Я.Бренц

Большое значение имеют поведение и настроение ребенка перед кормлением. Он должен садиться за стол спокойным, в хорошем настроении, неутомленным и не возбужденным. Поэтому непосредственно перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, далеких прогулок. Нельзя внезапно прерывать увлекательную игру и сразу начинать кормление ребенка. Необходимо за 20 — 30 мин до еды вернуть ребенка с…


Диетолог советует

Желающим поправиться надо есть 3–4 раза в день, в одни и те же часы. Несоблюдение режима питания, еда второпях, всухомятку, «бутербродное» питание могут нарушить пищеварение и привести к снижению массы тела.

Чтобы поправиться, позаботьтесь о своей нервной системе, душевном комфорте. Несколько увеличьте время сна, в выходные дни после обеда можно полежать в течение часа.

Как и при тучности, не занимайтесь самолечением! Это относится и к медикаментам, и к экспериментам с модными диетами. Так, некоторые люди прибегают к голоданию в расчете на то, что впоследствии усилится аппетит и результатом будет прибавка массы тела. Однако голодание, как правило, приводит к ухудшению аппетита, общей слабости.

Еще один совет. Не надо слишком долго придерживаться чрезмерно щадящих диет (протертых супов и др.), назначенных врачом на период обострения желудочных заболеваний. Такие диеты могут приводить к снижению массы тела.

В заключение напомним, что худощавому человеку, желающему поправиться, необходимо посоветоваться с врачом, чтобы удостовериться в том, что именно диета может вернуть ему нормальную массу тела.

…Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением.

И.П. Павлов

Название этого раздела, возможно, чрезмерно звонкое и многообещающее. Автор книги «Энциклопедия питания» Д.В. Каншин, выпустивший свой труд в 1885 году, обсуждая аналогичное заглавие, считал, что, может быть, было бы более правильно говорить не об эстетике, а о гастрономии питания. Слово «гастрономия» происходит от греческих слов: gaster – желудок и nomos – закон. Д.В. Каншин называл гастрономом человека, который «…умея извлечь наибольшую сумму вкусового удовольствия из данных припасов, сверх того умеет приготовить их так, чтобы они не только были вкусны, но и при этом легко усваивались желудком и доставляли нам наибольшее питание».

Не откажем себе в удовольствии процитировать и далее автора «Энциклопедии питания»: «Можно ли красиво кушать? Да, можно кушать опрятно, ловко, можно и кушанье подать красиво; и все это вместе делает такое впечатление, что садишься за стол без малейшего аппетита, а посмотрел, что и как кушают собеседники гастрономы, и аппетит явится, и покушаешь с удовольствием… Гастроном никогда лишнего не съест; он предоставляет это обжоре, которого презирает потому, что он воплощен в своем желудке, для него только живет и не знает меры еде. Гастроном нисходит к слабости лакомки, который увлекается вкусом какого‑нибудь кушанья и подчиняется своим слабостям. Гастроном допускает, что дамы могут быть лакомками и отдавать преимущества сладким блюдам… Сам гастроном всегда действует сознательно и у него тело в подчинении уму; вот почему гастрономом человек не развитой и не дальнего ума быть не может. Нужно быть очень развитым, чтобы быть гастрономом, потому что он все разбирает, все замечает, все соображает: и причины, и последствия, и способы приготовления, и форму, и вкус, и запах».



Обратившись к истории, узнаем: у древних греков и римлян, помимо поваров, были еще и гастрономы, которые изобретали новые блюда. Древнеримский полководец Лукулл вошел в историю не столько ратными подвигами, сколько главным образом необыкновенно роскошными пирами («лукуллов пир»). Еще в древние времена высоко ценилось (и не только морально) искусство повара, причем к работе поваром допускались в те времена только мужчины.

В «Энциклопедии питания» есть и такие строчки:

«…чем менее человечество удовлетворяет своему вкусу, т. е. чем хуже пища, тем сильнее пьянство, и наоборот, в странах, где хорошо едят, если и пьют вино, то пьяных встречаешь крайне редко… Вкусом называется соединенное впечатление на мозг нервов рта, языка, носа и глаз. Не язык определяет вкус; он только один из инструментов вкусовых впечатлений». Каншин считает: «…состав обеда, т. е. меню, – есть высшая школа кулинарного искусства и эстетики питания». Он пишет: «Для нас не столько важен обед, сколько то душевное настроение, которое чувствуется после него, и мы предпочитаем простой бульон и кусок курицы… чем самый изысканный обед».

В понятие «эстетика питания» входят многие атрибуты, условия комфорта во время обеда: хорошее освещение зала, удобные стулья, красивая сервировка, приятная негромкая музыка. Очень большое значение для возникновения аппетита и активизации пищеварения имеет аромат блюд.

Вновь обратимся к Каншину: «Дело не в том, чтобы давать за обедом дорогое и крайне редкое, дайте кусок хлеба, но такой, который был бы вкуснее, чем у других, и за это уже найдете признательные вам желудки… Не в деньгах дело, и не имея их, можно сделать хороший обед; сколько ни кидай денег невеже, он не добьется обеда, равного по достоинству тому, который в десять раз стоит дешевле, но к которому приложены знание, умение внимание, искусство и пр.». Можно согласиться с автором, что к понятию «эстетика питания» следует отнести все, чем отличается питание животных от питания разумного человека, и насколько нет предела разуму человека, настолько же беспредельны и требования этого разума, – требования тысячи безделиц. Но если, пишет Каншин, безделицы эти составляют весь комфорт жизни, то немудрено, что их может быть множество, и почему тогда не изучать и не удовлетворять их!

Когда мы говорим об эстетике питания, которая должна способствовать не только получению ощущения сытости, но и душевному комфорту, которая предполагает разнообразное меню, невольно обращаемся к одной из лучших кулинарных книг, многократно издававшейся в начале прошлого века. Это книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», включающая в себя рецепты 4163 различных блюд!

Нельзя забывать и о такой, казалось бы, небольшой детали рационального и лечебного питания, как пряности: можно назвать более 150 видов пряностей, которые получают из растений и которые вряд ли можно заменить искусственно приготовленными. Ценятся пряности за своеобразный вкус и аромат, обусловленный эфирными маслами, алкалоидами и гликозидами.

Пряности способствуют хорошему тонусу организма, выработке пищеварительных соков, повышают аппетит, активизируют пищеварение.

«Удивительное дело, – писал Стефан Цвейг, – стоит только в самое незатейливое блюдо подбавить одно‑единственное зернышко индийских пряностей – крохотную щепотку перца, сухого мускатного цвета, самую малость имбиря или корицы, – и во рту немедленно возникает своеобразное, приятное раздражение. Между ярко выраженным мажором и минором кислого и сладкого, острого и пресного начинают вибрировать очаровательные гастрономические обертоны и промежуточные звучания».

Эстетика еды.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика питания». За время пребывания в детском саду ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (вилкой, ножом, ложкой), приобретает определенные навыки культуры питания.

Начинать прививать все эти умения необходимо с раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепляются и станут хорошей привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным и утомленным. Для этого воспитатели в группе должны позаботиться о создании спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия или игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, а дежурные (начиная с 3-4 лет), принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок должен иметь постоянное место за столом. А столы и стулья должны соответствовать росту ребенка. (маркировка)

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, по объему соответствующую возрасту детей, столовые приборы. Столы застилают индивидуальными красивыми салфетками, ставят салфетницы в центр стола. Блюда подают по возможности красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными. Для украшения блюд используется свежая зелень, яркие овощи и фрукты.

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, о её полезности, стараются сосредоточить внимание ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать её большими кусками, съедать всё, что предложено.

Соблюдение гигиенических требований - одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Особенно это важно в группах раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Детей младшего возраста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5-2 лет едят ложкой самостоятельно, а с 3 лет - едят вилкой. В дошкольных группах детям рекомендуют давать полный столовый набор (ножи не должны быть острыми). Дети старшей и подготовительной групп должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа её как в правой, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами и ягодами, печеньем или конфетой.

При кормлении детей, особенно раннего возраста, необходимо соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо подается сразу после того, как было съедено предыдущее. Детям, раньше других окончивших есть, можно разрешить выйти из-за стола и заниматься спокойной игрой или готовиться ко сну.

Большое внимание воспитатели уделяют детям с пониженным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные нормы, учитывать их индивидуальный вкус и привычки. Слишком большое количество еды может только отпугнуть малыша и привести к еще большему снижению аппетита.

Также не следует кормить ребенка насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т.п. Детям с плохим аппетитом можно перед приемом пищи предложить небольшое количество воды или фруктового сока, чтобы они могли запивать плотную пищу. При ребенке не следует вести разговоры о его плохом аппетите, избирательном отношении к блюдам, их непереносимости. Для этого очень важно пообщаться с родителями вновь поступивших детей с целью выяснения таких подробностей.

Особый подход нужен к детям с избыточной массой тела, склонных к ожирению или с развившимся ожирением. При отсутствии к ним внимания со стороны воспитателей, такие дети часто переедают. Обычно во время кормления их отсаживают за отдельные столы (по возможности), чтобы они не чувствовали себя обиженными, если их будут ограничивать в питании. Если ребенок с избыточным весом отказывается от части еды, не нужно настаивать на дальнейшем продолжении приема пищи. Таким детям не следует есть быстро - воспитатели должны следить за тем, чтобы они неторопливо ели пищу, тщательно ее пережевывая. Дальнейшие рекомендации по питанию таких детей разрабатываются совместно с родителями, педиатром, диетологом и медицинской сестрой.

Эстетика питания

…Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением.

И.П. Павлов

Название этого раздела, возможно, чрезмерно звонкое и многообещающее. Автор книги «Энциклопедия питания» Д.В. Каншин, выпустивший свой труд в 1885 году, обсуждая аналогичное заглавие, считал, что, может быть, было бы более правильно говорить не об эстетике, а о гастрономии питания. Слово «гастрономия» происходит от греческих слов: gaster – желудок и nomos – закон. Д.В. Каншин называл гастрономом человека, который «…умея извлечь наибольшую сумму вкусового удовольствия из данных припасов, сверх того умеет приготовить их так, чтобы они не только были вкусны, но и при этом легко усваивались желудком и доставляли нам наибольшее питание».

Не откажем себе в удовольствии процитировать и далее автора «Энциклопедии питания»: «Можно ли красиво кушать? Да, можно кушать опрятно, ловко, можно и кушанье подать красиво; и все это вместе делает такое впечатление, что садишься за стол без малейшего аппетита, а посмотрел, что и как кушают собеседники гастрономы, и аппетит явится, и покушаешь с удовольствием… Гастроном никогда лишнего не съест; он предоставляет это обжоре, которого презирает потому, что он воплощен в своем желудке, для него только живет и не знает меры еде. Гастроном нисходит к слабости лакомки, который увлекается вкусом какого-нибудь кушанья и подчиняется своим слабостям. Гастроном допускает, что дамы могут быть лакомками и отдавать преимущества сладким блюдам… Сам гастроном всегда действует сознательно и у него тело в подчинении уму; вот почему гастрономом человек не развитой и не дальнего ума быть не может. Нужно быть очень развитым, чтобы быть гастрономом, потому что он все разбирает, все замечает, все соображает: и причины, и последствия, и способы приготовления, и форму, и вкус, и запах».

Обратившись к истории, узнаем: у древних греков и римлян, помимо поваров, были еще и гастрономы, которые изобретали новые блюда. Древнеримский полководец Лукулл вошел в историю не столько ратными подвигами, сколько главным образом необыкновенно роскошными пирами («лукуллов пир»). Еще в древние времена высоко ценилось (и не только морально) искусство повара, причем к работе поваром допускались в те времена только мужчины.

В «Энциклопедии питания» есть и такие строчки:

«…чем менее человечество удовлетворяет своему вкусу, т. е. чем хуже пища, тем сильнее пьянство, и наоборот, в странах, где хорошо едят, если и пьют вино, то пьяных встречаешь крайне редко… Вкусом называется соединенное впечатление на мозг нервов рта, языка, носа и глаз. Не язык определяет вкус; он только один из инструментов вкусовых впечатлений». Каншин считает: «…состав обеда, т. е. меню, – есть высшая школа кулинарного искусства и эстетики питания». Он пишет: «Для нас не столько важен обед, сколько то душевное настроение, которое чувствуется после него, и мы предпочитаем простой бульон и кусок курицы… чем самый изысканный обед».

В понятие «эстетика питания» входят многие атрибуты, условия комфорта во время обеда: хорошее освещение зала, удобные стулья, красивая сервировка, приятная негромкая музыка. Очень большое значение для возникновения аппетита и активизации пищеварения имеет аромат блюд.

Вновь обратимся к Каншину: «Дело не в том, чтобы давать за обедом дорогое и крайне редкое, дайте кусок хлеба, но такой, который был бы вкуснее, чем у других, и за это уже найдете признательные вам желудки… Не в деньгах дело, и не имея их, можно сделать хороший обед; сколько ни кидай денег невеже, он не добьется обеда, равного по достоинству тому, который в десять раз стоит дешевле, но к которому приложены знание, умение внимание, искусство и пр.». Можно согласиться с автором, что к понятию «эстетика питания» следует отнести все, чем отличается питание животных от питания разумного человека, и насколько нет предела разуму человека, настолько же беспредельны и требования этого разума, – требования тысячи безделиц. Но если, пишет Каншин, безделицы эти составляют весь комфорт жизни, то немудрено, что их может быть множество, и почему тогда не изучать и не удовлетворять их!

Когда мы говорим об эстетике питания, которая должна способствовать не только получению ощущения сытости, но и душевному комфорту, которая предполагает разнообразное меню, невольно обращаемся к одной из лучших кулинарных книг, многократно издававшейся в начале прошлого века. Это книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», включающая в себя рецепты 4163 различных блюд!

Нельзя забывать и о такой, казалось бы, небольшой детали рационального и лечебного питания, как пряности: можно назвать более 150 видов пряностей, которые получают из растений и которые вряд ли можно заменить искусственно приготовленными. Ценятся пряности за своеобразный вкус и аромат, обусловленный эфирными маслами, алкалоидами и гликозидами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»