Как делают цветной хрусталь ручной работы.

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

ПОЧЕМУ ХРУСТАЛЬ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕШЕВЫМ? ЭТАПЫ ХРУСТАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА:
  1. ВЫРАБОТКА - Производство хрустальных заготовок ручным выдуванием из расплавленной стекломассы. Технология выдувания стекла (хрусталь - тоже разновидность стекла) не менялась в течении тысяч лет

В работе стеклодува главное - высокое мастерство четко и слаженно работающей бригады. Стеклодув производит первичный набор хрустальной стекломассы на стеклодувную трубку (понтию)Температура стекломассы (в разных зонах печи различная от 900 до 1500 градусов) , объем, первичная толщинность стекла на трубке - определяется мастером "на глаз". Правильность набора определяет успешность или неудачу всей дальнейшей работы. Важна температура стекла вес и первичная форма. Форма заготовки для дальнейшего выдувания должна быть приближена к геометрическим пропорциям предполагаемого изделия. Баночка формируется с использованием простых ручных приспособлений.

При изготовлении средних и больших изделий стеклодув производит повторную наборку расплавленного стекла на сформированную первичную баночку. При изготовлении особо крупных изделий стеклодув подходит к набору из печи до 5 - ти раз!!! Крупные изделия выдувают бригады стеклодувов самой высокой квалификации.



после каждого набора стекла необходимо формировать необходимые параметры заготовки.



Стеклодув раздувает баночку до необходимых размеров и пропорций перед помещением ее в стекольную форму


Последний этап выдувания: в раскрывную стеклодувную форму. Готовую к продувке в форме "баночку" помещают во внутреннюю полость раскрывной формы, форма закрывается и продувается до принятия колбой геометрии внутренней полости формы.



Затем форма раскрывается и заготовка из нее извлекается, снимается со стеклодувной трубке и отправляется в печь термообработки, тоннельную ("лер") или муфельную ("опечек")


промежуточный прогрев хрустальной заготовки. Выдувание особо крупного изделия в деревянную форму

Наибольшие сложности возникают в процессе выдувания крупных изделий - здесь и сложный набор большого веса стекломассы, толщинность и геометрию выдержать труднее, и процесс выдувания в форму требует значительных усилий, занимает намного больше времени. Следует учитывать большую вязкость хрустля в процессе выработки, и то что при этом хрусталь остывает, поэтому часто приходится в процессе работы производить промежуточный прогрев (на фотографии бригада прогревает хрустальную заготовку перед окончательным выдуванием в форму. Обратите внимание на то что стеклодувная трубка гнется из за большого веса заготовки) На особо крупных изделиях хрустальная заготовка за время выдувания прогревается несколько раз. Отжиг (термообработка после выдувания) больших хрустальных изделий - длительный и энергозатратный процесс, себестоимость его также намного дороже относительно небольших изделий.


имеем технические возможности изготовления особо крупных изделий

Выдувание изделия большого размера в деревянную форму. вся бригада должна работать четко и слаженно, как единое целое. От высокой температуры стенки формы быстро прогорают, и форма выдерживает небольшое количество изделий. Права на ошибку у стеклодувов нет.


Перед помещением в тоннельную печь на термообработку изделие необходимо остудить до температуры при которой изделие не деформируется от собственного веса. Стеклодув крутит заготовку на трубке пока не очтынет до необходимой температуры.


после выдувания хрустальные заготовки снимаются со стеклодувной трубки и помещаются в тоннельную печь на термообработку время отжига составляет от 2 до 12 часов в зависимости от геометрических размеров и веса изделия


готовая к нанесению рисунка алмазной грани заготовка - "гладье"

после отжига заготовки обрезаются в нужный размер и производится обработка края (заправка) Изделие имеет габариты и форму необходимую для будущего изделия. край обрезан на нужной высоте и заправлен по горизонтальной плоскости. На одной форме можно наносить различные рисунки алмазной грани, так как они наносятся вручную мастерами алмазчиками на профильных кругах.


Нанесение рисунка алмазной грани на хрустале производится вручную Сложность рисунка и четкость исполнения зависит от квалификации мастера - алмазчика. Заготовки с нанесенными гранями необходимо отполировать. полировка может быть химческой - в растворе кислот или ручной - с применением шлифпорошков. Ручная полировка целесообразна для проведения реставрационных работ антикварных изделий имеющих большую ценность.


ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Императорский Стекольный Завод
Время производства: до 1900 г. Изделие выпускалось в большом количестве, в свободную продажу не поступало. Фужер входил в состав Дворцового сервиза парадной сервировки, которым сервировался стол для больших приемов, официальных мероприятий.
Техническое задание к Компании РУССКИЙ ХРУСТАЛЬ: подготовить предложения для серийного производства фужеров похожей стилистики и архитектуры. Фужеры должны как минимум не уступать по качеству Романовским .

Хрусталь – это разновидность стекла, в которой содержится не менее 24% окиси свинца или бария. Такие добавки обеспечивают, выражаясь языком ювелиров, «игру света», а также повышают пластичность материала - все это дает возможность подвергать хрусталь огранке и резьбе. Такие процедуры позволяют хрусталю, как и драгоценным камням, более полно проявить свою красоту.

Название свое хрусталь получил по аналогии с горным хрусталем, название которого, в свою очередь, образовано от греческого слова «кристаллос», что переводится как «лед». Вероятно, именно чистота и прозрачность этого минерала навеяла грекам ассоциации со льдом. Горный хрусталь является разновидностью бесцветного кварца.

Создание хрусталя практиковали еще в древнем Египте и Месопотамии на заре стеклоделия. Однако в современном его виде хрусталь был получен лишь в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом.

В чем отличие хрусталя от стекла

Хрусталь и стекло - два материала, которые изготавливаются по совершенно разным технологиям и из отличающихся материалов. Именно эти два фактора обуславливают наличие между ними различий, в том числе и в ценовых категориях.

Во-первых, у стекла и хрусталя разная . Стекло на ощупь более теплое и быстро нагревается в руках, хрусталь же охлаждает кожу.

Во-вторых, хрусталь намного прочнее. Его можно разбить, но это сделать сложнее. При разбивании стекло разлетается крупными кусками, хрусталь же разбивается на мелкие осколки. На стекле со временем появляются царапины, трещины, потускнения. С хрусталем этого не происходит.

Кроме того, если смотреть на какой-либо предмет через стекло, изображение будет слегка увеличиваться. Хрусталь же даст раздваивание предмета без увеличения.

Наконец, хрусталь в отличие от стекла имеет характерный звук. Проведя по нему мокрыми пальцами, можно услышать приятный звон. А когда соприкасаются два хрустальных изделия, раздается , долго звучащий гул. Стекло же издает лишь глухой стук.

Именно все вышеперечисленные факторы делают хрусталь дорогостоящим предметом коллекционирования. При изготовлении хрустальных изделий их всегда украшают гравировкой, тщательно полируют и используют в их украшении золотую фольгу, травление или матирование.

Хрусталь также может быть цветным: красным, зеленым, фиолетовым и т.д. Но учитывайте, что на рынке хрусталь нередко заменяют обычным стеклом, делая искусные подделки, отличить которые может лишь специалист.

С точки зрения науки, хрусталь - это стекло с добавлением свинца и калия. Он обладает чистотой и блеском, высота этих показателей зависит от количества свинца. Чистота, а вместе с ней и дороговизна сырья возрастают вместе с увеличением процентного содержания металла. Если содержание в нём окиси свинца 16—23 % - сырьё называют «свинцовым хрусталём». Все виды хрусталя - это стекло, но не каждый вид стекла - хрусталь.Изделияс содержанием свинца менее 4 % - это стекло.

Чем отличается хрусталь от стекла?

Существуют определенные характеристики, знание которых поможет выяснить, из стекла или хрусталя сделан предмет.

Последовательность действий:

1. Взять в руки предмет из хрусталя. Аккуратно стукнуть пальцем и прислушаться к четкой мелодии, наблюдать за тонкой вибрацией. Сделать то же с обычным стеклом - появится приглушённый звук, который отличается от «хрустального», предмет не производит вибрацию.

2. Посмотрите через хрусталь и стекло против солнечных лучей или яркого света. Свет, проходя сквозь стекло, не имеет эффекта преломления и блеска. А чем отличается хрусталь от стекла? Производит эффект радуги, благодаря частицам оксида свинца.

3. Сравнить одинаковой величины предметы по весу. Поднять в руке хрусталь и стекло. Обратив внимание на вес, легко сказать, что тяжелее. Оксид свинца в хрустале делает его тяжелее. Вот в чём отличие хрусталя от обычного стекла.

4. Обратить внимание на замысловатые узоры изделий из хрусталя. Стеклянные предметы не имеют вырезов, они твёрже и сложнее поддаются обработке. Наличие оксида свинца в хрустале смягчает его, это позволяет воплощать на изделиях декор любой сложности.

Вот чем отличается хрусталь от стекла.

Хрустальное стекло

Этот материал благодаря свойствам находится на полпути отхрусталя до дорогого стекла. Чем отличается хрусталь от хрустального стекла, так это повышенным содержанием свинца. При производстве стекла часть оксида свинца заменяют оксидом кальция, магния, бария или цинка, а часть оксида калия - оксидом натрия. Соответственно стандартам России, оно должно содержать не меньше 10% оксида свинца, бария или цинка, европейские нормы допускают 1-15% этих веществ. Содержание свинца в подобном стекле наделяет его оттенком голубоватой белизны, роскошью яркого полированного блеска и «звоном» хрусталя. Оно мягче, чем обычноестекло, но твёрже хрусталя. Натирание и интенсивное мытье его не травмируют.

Его красота и долговечность не уступают хрусталю, а низкая цена увеличила популярность. В России подобные изделия производят на заводе в городе Гусь-Хрустальный.

Чем отличается от хрусталя?

Изделия из богемского стекла высоко ценятся. Тонкая работа и совершенный дизайн наделяют их особым шармом. Благодаря высокому содержанию свинца в сырье, который добавляет ему прозрачность, чистоту и прочность, богемское стекло считают хрусталём. Его производство ограничено территорией Богемии, это один из западных регионов Чехии.

Изделия из богемского стекла обладают рядом отличительных признаков.

Звон . Мелодичный и долгий, глубокий, слегка металлический - главный признак подлинности. Он длится не менее 4 секунд, «зарождается из глубины и медленно утихает». Вместе со звучанием по стеклу проходит лёгкая вибрация.

Чтобы изделие зазвенело, необходимо расположить предмет на ровной твёрдой поверхности и:

  • прогладить мокрыми пальцами кромку изделия (способ применим только для изделий с тонкими стенками);
  • легко ударить палочкой из хрусталя по стенкам изделия;
  • аккуратно стукнуть одно изделие о другое.

Идеальная чистота. Компоненты в составе богемского стекла: оксиды свинца и бария, кальций. Они повышают прозрачность, делая его чистым. Критерии для оценки чистоты различны у прозрачных и цветных изделий.

Прозрачное стекло не содержит:

  • пузырьков воздуха;
  • вкраплений;
  • мутных участков;
  • трещин на поверхности;
  • механических дефектов.

Проверяют прозрачность, глядя на ярко освещённые поверхности через бокал: они не должны поблекнуть.

Цветное стекло не полностью прозрачное, но «чистое» и не имеет дефектов. Оно яркое и насыщенное без посторонних оттенков, а допустимые разводы и переливы одинаковой цветовой гаммы с основным тоном.

Отличительные характеристики богемского стекла

Поверхность. Она идеально гладкая, без таких дефектов, как царапины, трещины, наплывы, зёрна. Это касается изделий и с резным рисунком или гравировкой. Линии рисунка чёткие, правильные, без искривлений, трещин и неровностей. А прямые ровные и тонкие грани складываются в правильный орнамент.

Игра света. Благодаря высокому коэффициенту преломления, игру света наблюдают и на гладких, и на резных поверхностях. Стекло проверяют под действием прямых лучей солнца, которые, распадаясь, играют радужными бликами, касаясь поверхности. Гладкие изделия насквозь пропускают свет, который «играет» на кромке, соединении ножки. Резные - зеркально отражают блики своими гранями, и поверхность «вспыхивает».

Форма и кромка изделий. Особенности технологии не позволят создавать изделия замысловатой формы. Она всегда лаконичная и правильная, а разнообразие дизайна достигается за счёт декоративных техник. Кромка важна при оценке качества, она всегда гладкая, без зазубрин, выступов, наплывов. Несмотря на остроту и тонкость, края сохраняют прочность и остаются безопасными.

27.03.2018

Мы привыкли, что в хорошем заведении напитки подают в хрустале, а дома его держат для особых случаев.

Обращаться с ним надо нежно: мыть только вручную, специальными средствами, и стараться не разбить и не поцарапать. Чтобы сэкономить, раньше использовали стекло с немного измененным составом. Оно прочнее хрусталя, но стенки толстые, грани не играют на свету, нет такой кристальной прозрачности и мелодичного звона. Наконец, лет 10 назад появилось хрустальное стекло, которое выглядит точно как хрусталь, но не содержит вредного свинца и намного прочнее.

Такое стекло хорошо смотрится и в дорогом ресторане, и в винном баре, его можно мыть в посудомоечной машине и ронять без риска.

Как делают хрусталь?

Искусственный хрусталь стали делать, имитируя природный - он же горный хрусталь, разновидность кварца, из которого изготавливают украшения. В составе искусственного хрусталя - 24% оксида свинца, который выплавляют вместе с кремнием, содой, другими оксидами. Впервые с таким составом хрусталь изготовил английский мастер Джордж Рейвенскрофт в 1676 году.


Свинец придает стеклу пластичность. Поэтому у хрустальных бокалов такие тонкие стенки, можно изготовить очень мелкие детали и украсить сетью граней или гравированным рисунком. Второе, за что отвечает свинец - преломление света. Вот почему хрусталь такой прозрачный и так эффектно играет на гранях. Внешне это похоже на то, как мерцает ограненный бриллиант - отсюда и ассоциации с чем-то драгоценным, роскошным. Однако постоянная замена разбитого хрусталя обходится дорого, и фабрики все эти века искали другие составы, чтобы придать посуде прочность.

Как делают хрустальное стекло?

Раньше хрустальным стеклом считалось то, в котором оксида свинца меньше, чем в хрустале - 13-23%, а оксидов калия - 17%. Такими, например, были традиционные венецианское и чешское стекло, но их все равно относят к хрусталю.


Сейчас производители отказываются от свинца, который считается токсичным тяжелым элементом. Вместо оксида свинца добавляют, к примеру, кремний и титан - как это делают в . Эта марка изготавливает бокалы, графины и декантеры из запатентованного материала Tritan™, точный состав которого держат в секрете. Готовую посуду закаливают в контрастных водяных банях при температуре от 15 до 70 градусов, охлаждают и тщательно шлифуют, а срез делают лазером по еще мягкому краю, чтобы он был идеально ровным и тонким.

В результате посуда из такого стекла получается очень прочной, прозрачной, красиво преломляет свет, как настоящий хрусталь. Тонкие стенки не бьются, и бокалы можно мыть в посудомоечной машине. Чтобы они были еще прочнее, уязвимые участки чуть утолщают и уплотняют.

Словом, современное выглядит, как хрусталь, но гораздо прочнее и безвреднее для организма. Такое сочетание - идеальный ход для заведений, где посуда нужна и презентабельная, и практичная.

Между хрусталём и стеклом существуют различия, меняющиеся в соответствии с принимаемыми правовыми предписаниями (относящиеся к подразделению стекла на отдельные категории) отдельных стран. Для большинства стран мира слово хрусталь означает присутствие в стекле свинца.

В соответствии с правилами Европейского сообщества, стеклянные продукты, содержащие менее 4 % окиси свинца обозначаются словом «стекло», продукты из стекла, содержащие более 10 % свинца обозначаются словом «хрусталь», а стекло, содержащее более 30 % свинца называют «высоко свинцовый хрусталь».

Хрустальная история:

Хрусталь изобрёл англичанин Георг Равенскрофт в XVII веке. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, и лишь в 1976 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» – известный нам хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции – так появился хрусталь. Своё окончательное название изобретённое англичанином стекло приобрело за удивительное сходство с кварцем (горным хрусталём).

Греческим словом “krystallos ” (“кристалл”) назвали вид стекла, отличающийся особой прозрачностью и высоким качеством изготовления. Долгое время в сознании большинства россиян понятие “хрусталь” ассоциировалось с Чехией. И это не случайно. Именно Чехия издавна славилась своим хрусталём. А ремесленные секреты и традиции “стекольного” дела дожили до наших дней почти без изменений.

Но активное производство «алмазного стекла» начала вовсе не Англия, а ценящая всё прекрасное Франция. Французская мануфактура «Вонеш-Баккара», сделавшая хрусталь достоянием всего мира, функционирует и в настоящее время.

French Crystal and Bronze Centerpiece

Музей-галерея Баккара в Лотарингии (Франция)

Оригинальное искусство гранения чешского хрусталя зародилось в Чехии в эпоху барокко. Развитие этой техники способствовало тому, что в 20-х гг. XVIII столетия здесь был построен первый завод, специализирующийся на производстве гранёных люстр и люстр-подвесок.

С момента своего появления на рынке эта продукция заслужила мировое признание. Так, по указу французского короля Людовик XIV чешскими люстрами украсили дворцы в Версале и Фонтанебло. Примеру французского двора последовали и другие монархи – турецкий султан Осман III и русская императрица Елизавета.

Именно в Чехии была открыта первая профессиональная школа стекольного дела, ставшая вскоре известной практически во всем мире. В этом учебном заведении стремились сохранять традиции прошлых поколений и передавать их “новобранцам” ремесленников.

Bohemia Crystal – Богемский хрусталь Bohemian

Двадцатый век внёс существенные изменения в индустрию стекла: стекольная промышленность разделилась на два направления – трудоёмкое ремесленное и серийное машинное.

Магазин хрусталя в Праге

Мирового признания добилась хрустальная посуда, выпускаемая Чехией, Германией, Румынией, Болгарией и Австрией. Кстати, в Болгарии производится модный сегодня гладкий негранёный хрусталь.

Итальянская бронзовая люстра

Хрустальные бокалы для коньяка “Дрезден”, Arnstadt Kristall, Германия

Румынский хрусталь ручной работы

К сведению:

По случаю коронации чешской королевы императрицы Марии Терезы в 40-х гг. XVIII столетия чешскими мастерами бала создана новая форма люстры без несущего центрального шеста. Этот тип люстры получил название “терезианский”. Он сразу “прижился” в европейской дворянской среде.

Сегодня различные вариации этой дизайнерской находки чешских стеклоделов пользуются популярностью во всем мире.

Baccarat

Хрустальные секреты:

В состав хрусталя в значительных количествах входит окись свинца (или бария). Пропорции этого вещества и определяют качество стекла: его прозрачность, сияние, способность преломлять свет, а также чистоту звона.

В чешской классификации хрусталь подразделяют на три класса: traditional (низкое содержание окиси свинца), standard (до 30 % окиси свинца) и premium (от 33% окиси свинца). При этом изделия категории traditional и standard главным образом рассчитаны на потребителей среднего класса, а premium-предметы – это элитные, эксклюзивные изделия для состоятельных заказчиков.

Интересно, что одна и та же модель чешской люстры может быть выполнена в трёх вариантах, соответствующих трём стандартам. Таким образом, производители стремятся удовлетворить потребности клиентов с разными финансовыми возможностями.

Современные изделия из хрусталя, как правило, украшают с помощью гравировки, резьбы, огранки и шлифовки. Кстати, именно огранка и шлифовка в конечном итоге определяет внешний вид изделия. Дело в том, что только качественная машинная огранка и полировка могут обеспечить совершенную геометрию граней подвесок и их остроту, а значит и способность изделия отражать и преломлять свет, играя множеством цветных огоньков и лучей. Поэтому сегодня для обработки хрустальных люстр производители используют высокоточное электронное оборудование.

Арматуру люстры в настоящее время изготавливают в основном из латуни, которую покрывают слоем защитного лака, препятствующего образованию коррозии. Иногда для того, чтобы сделать “скелет” светильника серебристого цвета, на латунь наносят слой хрома или никеля. Для дорогих “классических” изделий арматуру очень часто делают из бронзы.

Качество хрустальной посуды в обязательном порядке сверяется с требованиями ГОСТ 30407-96.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

НЕЛЬЗЯ ДОЛГО ХРАНИТЬ В ПОСУДЕ ИЗ ХРУСТАЛЯ ЕДУ И НАПИТКИ:

ТЯЖЁЛЫЙ МЕТАЛЛ СВИНЕЦ МОЖЕТ ПРОНИКНУТЬ В ПРОДУКТЫ,

А ЗАТЕМ И В ВАШ ОРГАНИЗМ!

Виды хрусталя

1. Процентное содержание оксида свинца влияет на качество хрусталя. Согласно Госстандарту (ГОСТ 24315-80), материал:

  • содержащий не менее 10% свинца, бария или цинка, признаётся хрустальным стеклом ;
  • содержащий от 18 до 24% оксида свинца – именуется малосвинцовым хрусталём ;
  • имеющий в своём составе от 24 до 30% окислов свинца – считается дорогим свинцовым хрусталём ;
  • содержащий более 30% оксида металла - элитным высокосвинцовым хрусталём .

2. Согласно европейской классификации, материал:

  • содержащий от 1 до 15% оксида свинца, – это кристалин ;
  • от 16 до 23% - хрусталь ;
  • от 24 до 30% - свинцовый хрусталь .
  • горный хрусталь - кварц (природный хрусталь), не содержащий никаких примесей;
  • свинцовый хрусталь - содержащий оксид свинца;
  • бариевый хрусталь - включающий в свой состав окислы бария;
  • богемский хрусталь - имеющий в составе калиево-кальциевое стекло вместо оксидов свинца или бария.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»