Как появляется подростковая жестокость? Агрессивные и жестокие подростки в россии.

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Многие родители школьников не понаслышке знают, что детская жестокость — это факт, и защищать детей иногда нужно… от самих детей… но иногда защищать от детей нужно и взрослых.

Сегодня речь пойдет о жестокости и насилии, осуществляемыми подростками в отношении своих сверстников и даже взрослых людей. В частности мы поговорим об агрессивных и жестоких подростках в России. Что движет детьми, избивающими до полусмерти, а иногда до смерти себе подобных? Почему почти всегда не действуют никакие меры по пресечению противоправных действий маленьких нелюдей? Почему бездействуют родители жестоких школьников, подростков?

Случаев избиений, причинений вреда здоровью средней и тяжелой степени, даже убийств, совершенных несовершеннолетними детьми — сегодня гораздо больше, чем раньше, чем, например, 10-20 лет назад. Кто-то говорит о том, что просто раньше это все не выставлялось напоказ, что школьники были жестоки всегда, что раньше агрессия забивалась внутрь и выходила в иной форме и т. д.

Но это все неправда: сегодняшнее юное поколение очевидно более агрессивно, неуправляемо, зло, кровожадно.

«Дети (на вид им по 12-13 лет) избивают девочку.

На кадрах видно, что она сидит одна за последней партой, и в это время ее атакуют сразу несколько одноклассниц. Жертву нецензурно оскорбляют, бьют, таскают за волосы, ударяют головой о парту и рвут на ней одежду». 2013 год:

2014 год. Жестокое избиение девочки одноклассницами. Программа «Пусть говорят « :

А это 2016 год. Избиении 16-летней сироты ровесницами-однокурссницами в общежитии Карсунского технологического техникума:

Названия видео, выдаваемые Ютубом на запросы о жестоких школьниках поражают откровенностью ужаса и сухостью констатации фактов творимого (словно речь о сломанных игрушках, а не о жизнях), сводки боевых действий:

«В Караганде школьницы убийцы предстали перед судом

Подруги убили школьницу в Сибири из-за парня

Компания подростков избили и изнасиловали 13-летнюю девочку

Школьник зверски избивает и оскорбляет пенсионерку!!!

Дети надругались над девочкой в лагере «Прометей», мать жертвы в шоке

Школьницы избили девочку-инвалида

Родительское собрание закончилось избиением учительницы»

и т. д.

Многие помнят советский фильм «Чучело» 1983 года. И тогда была жестокость среди школьников, вообще детская жестокость — явление вечное… Конфликт между новой ученицей и агрессивной стаей класса основывался на том, что Лена («Чучело») была чудаковатой, вместо реакции на издевки улыбалась в ответ, что еще больше раздражало ее ровесников, девочка им казалась совсем непонятной.

Подростки — это максимализм, гормоны, агрессия, неумение управлять собой, эффект стаи в совокупности с отсутствием «тормозов», лояльности, трезвой разумности, терпения. Все это очень активно провоцирует юных людей с несозревшей психикой на противоправные и жестокие действия по отношению в себе подобным и к миру в целом, на самоубийства. Естественно, что дело не только в психологических и физиологических перестройках детей, но и во влиянии окружающей среды, в воспитании, поведении родителей, учителей, характере самих детей.

Есть же подростки, которые и в сегодняшнем бушующем мире остались добрыми, чуткими, несмотря ни на что, а есть и те, кто имея вроде бы нормальных родителей — становятся злыми и неуправляемыми. Но в большинстве случаев жестокие дети — продукт воспитания и отношения таких же родителей, либо бездействия родителей.

Издевающиеся над ровесниками школьники — это в основном не несчастные, забитые, непонятые, травмированные, это капризные, избалованные, распущенные дети. Их нельзя сравнить, например, с психически травмированными детдомовцами, отыгрывающимися от обиды на слабых. Те дети, которых мы видим на видео (избиение школьников — сторона проявления агрессии) — будто звери, проявляют жестокость неистово и одновременно осознано, волчья стая, догрызающая жертву.

Сложно представить этих подростков в обычной жизни адекватными, спокойными, психически нормальными, но парадокс в том, что таких детей среди школьников очень много, и часто все решает именно стадный рефлекс, когда все на одного — по одиночке из них редко кто решается бороться с жертвой. Действует цепная реакция и человек уже не принадлежит себе — он становится частью агрессивной банды, где задают тон лидеры, а те кто на вторых ролях разжигают зло.

Сегодня «Чучело» происходит уже в каждой школе, почти в каждом классе и в намного более жестоком формате. Все непонятное, чудаковатое является красной тряпкой для разъяренных подростков (и не только для подростков), оно ставит в положение зябкости бытия, ощущения, что дураки здесь не те, кто чудаковатые, а те, кто не могут их понять — это выводит из себя импульсивных несозревших людей.

Кроме выше обозначенных причин — самая страшная причина — просто так.. , это немотивированная агрессия, подростки сами не знают, почему поступили так или иначе.

Как сказала Ксения Стриж в одной из передач по теме:

«Подросток сам по себе он ничего из себя не представляет. Они и общаться-то не умеют, кроме «Ок», смайликов и т.д., а вместе они сила, стая. Будьте готовы к тому, что однажды в вашего милого зайчика, пупсика вселится бес и он станет неуправляемым».

Сложно поверить, глядя на первоклашек, что они в будущем будут способны на необузданную агрессию..

В детей действительно будто вселяется бес — после инцидента их спрашивают «Зачем вы это сделали?» — большинство как под копирку отвечают, что сами не знают, зачем, действовали по наитию, ничего внятного сказать не могут.

Причем, заметьте, случаев, когда один школьник нападает на кого-то даже беззащитного - единицы, и как правило если и нападает в одиночку, то на того, кто несравненно слабее - на ребенка, на старушку. Гораздо больше ситуаций, когда «банда» атакует и заклевывает жертву.

Что это: вымещение комплексов, самоутверждение или просто животный инстинкт, примитивное копирование поведения взрослых или все вместе - неясно, потому что и сами дети отмечают, как было сказано выше, что не контролируют себя в моменты нападений.

Чаще всего выбирают в качестве жертвы того, кто слабее, того, у кого нет союзников, того, кто не похож на других, инвалидов, пожилых, детей-сирот, из неблагополучных семей.

И еще одна самая неожиданная причина такого поведения школьников: Интернет и соцсети.

Во-первых, постоянно озвучиваемые в СМИ случаи избиения, убийств и преступного поведения детей рождает новые всплески подобного поведения среди увидевших это ровесников. Видео, выкладываемые в Ютуб и соцсети — провоцирует школьников на копирование всего этого, начинает работать цепная реакция, по сути — распространение вируса через сеть.

Поверьте, если бы не было Интернета (чего, конечно, невозможно в принципе на сегодняшний день) — жестокости, именно детской, было бы в разы меньше. Случаев самоубийств было бы в разы меньше. Есть такой эффект Вертера, когда самоубийство, освещенное в СМИ провоцирует новые случаи самоубийств по сценарию первого. Так же происходит и со случаями избиения, убийств, издевательств, снятых на видео.

И еще об одном моменте дурного влияния Интернета: вот эти заголовки «Девочка избила одноклассницу за удаление из друзей в соцсетях», «13-летнего мальчика зарезали за оскорбление в соцсетях» и еще много других конфликтов начинаются именно с соцсетей. До чего мы дожили: дети убивают друг друга из-за ерунды в виртуальной реальности, которая уже стала реальнее любой реальности..

По сути — нелепая и немотивированная агрессия, что еще больше ужасает: даже не взрослые, а дети как спички вспыхивают беспричинно злобой, желанием убить за глупость. То есть общество в секунду может стать толпой, которая способна растерзать любого, даже не понимая, за что — и вот это тренируется с детства.

Вот именно из-за такой нетерпимости и агрессии по отношению к чуть не таким как все и необходима инклюзия, необходимо воспитание родителей прежде всего. Инклюзия, конечно, не решит в мгновение проблем, и общество еще не готов к таким переменам, но начинать нужно, иначе жестокость будет только набирать обороты. Сложно представить, что сделают с ребенком, у которого физические или психические отклонения, подростки, находящиеся в взвинченном состоянии и не привыкшие к проявлению чуткости, к чужой боли, холодные, эгоистичные и равнодушные.

Как говорится — «безнаказанность рождает вседозволенность»: детская жестокость тем опасна, что почти никакого наказания для лиц, не достигших 16летия, иногда 18летия - не бывает.

««Почему дети жестоки?» - этот вопрос социологи задали школьникам г. Усинска. В анкетировании приняли участие 569 подростков. Возраст опрашиваемых - от 13 до 18 лет.

Выяснилось, что:

56 % ребят считают: жестокость их ровесников порождают низкий достаток в семье, недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя.

Вследствие этих причин, по мнению ребят, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями.

76 % детей признают существование рэкета со стороны ровесников.

Как защитить себя от издевательств?

45 % - только обратившись за помощью к взрослым; 40 % - с помощью драки или оружия; 4 % - откровенно поговорив с обидчиком; 11 % - считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города».

К сожалению, только меньше половины детей и только в одной школе обратились бы за помощью к родителям, учителям… О чем это говорит? О том, нет доверительных отношений у детей с педагогами, мамами, папами, что дети, становящиеся изгоями - часто из неблагополучных семей или просто не сильно нужны родителям.

А что бывает и что теоретически может быть за избиение детьми ровесников (не будем об убийствах)? Теоретически можно было бы привлечь по ст. УК РФ: 116 (Побои), 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 112 (Умышленное причинение вреда здоровью средней степени), 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), 117 (Истязание - систематическое избиение, издевательство). Но почти всегда школьники освобождаются от ответственности по причине недостижения совершеннолетия и ненаступления возраста уголовной ответственности - в 90 % случаях отказ от возбуждения уголовного дела именно по этой причине.

Сделанные мед.экспертизы и прочие доказательства, потраченные силы на то, чтобы наказать обидчиков ребенка - очень часто остаются без плода. А что же можно сделать? Конечно, за ребенком нужно лучше смотреть - чтобы он не стал ни жертвой, ни участником стаи, ведь ни то, ни другое не бывает спонтанным - всегда есть предвестники, и то, что ребенок избивает или ребенка избивают - следствия равнодушия родителей в том числе.

Можно привлечь руководство школы за произошедший инцидент, можно требовать компенсацию за лечение и причиненный моральный вред - в большинстве именно этого и добиваются родители пострадавших детей. Крайне мало ситуаций, когда именно детям назначали хоть какое-то наказание, условный срок был за убийство…

Но главное все-таки - ведь чем чаще случаются подобные инциденты - тем больше всем наплевать на это, общество привыкает, привыкает школа, учителя, дети, родители. Выживать в современном мире по волчьим законам маленькие люди учатся с детства и часто самостоятельно. Это следствие и глобализации, урбанизации, роста городов, населения, и тому, что люди стремятся отчаяннее купить квартиры, приобрести материальные блага, заработать кучу денег, а не посвятить время детям, семье.

Проблема детской жестокости – это не редкость. Зачастую дети, начинающие взрослеть, ведут себя по отношению к сверстникам или животным жестоко. Детские психологи выявили целый ряд причин, согласно которым ребенок, который всегда был добрым, ласковым и покладистым внезапно начинал проявлять себя бездушным и агрессивным. В чем же кроются причины такого поведения ребенка?

Детская жестокость к сверстникам

Дети действительно жестоки по отношению к сверстникам. Обычно такое поведение возникает в дошкольном и младшем школьном возрасте (6 – 10 лет). В этом периоде происходит становление ребенка как личности и проявляется его характер. Причины агрессии ребенка в таком возрасте следующие:

Детская жестокость к животным

Тема жестокого поведения детей по отношению к животным – это отдельный вопрос. У психологов до сих пор нет однозначного ответа на вопрос почему даже «благополучные» дети иногда издеваются над животными. Существует несколько теоретических причин, которые к этом приводят:

Детская жестокость: как вести себя родителям?

Как вести себя родителям, если у ребенка проявилась любая форма жестокости? Нельзя поощрять такое поведение. Необходимо как можно чаще общаться с ребенком на волнующие темы, объяснять ему что делать можно, а что – нельзя, что хорошо с точки зрения общества, а что – плохо.

Важно аргументировать свою точку зрения и воспитывать в ребенке такие качества как: сострадание, жалость, доброту. Необходимо повторять: «нельзя обижать животных – они беззащитные и не могут дать отпор», «нельзя дразнить лопоухую девочку в классе, любой мог родиться с такими ушами», «нельзя дразнить мальчика очкариком, когда он начнет носить контактные линзы, никто и не вспомнит о том, что он носил очки» и т.д.

Жестокость и агрессия у детей: в чем опасность?

Агрессивные и жестокие дети, у которых своевременно не была подкорректирована модель поведения, рискуют превратиться в безжалостных, не контролирующих приступы ярости, взрослых людей.

Такие люди сложно адаптируются в обществе, с трудом находят себе работу, не приживаются ни в одном коллективе. Они вечно чем-то недовольны, агрессивны, неблагополучны, часто имеют проблемы с правоохранительными органами.

Такие люди ни с кем не считаются, пытаются доминировать и выставляют свое мнение как приоритетное. Современный социум не терпит этого, конфликты никому не нужны, а значит, положительные качества в человеке необходимо воспитывать с самого детства.

Посмотрите видео

Почему подростковая жестокость стала таким распространенным явлением в последнее время? В чем истинная причина проявления злости и агрессии? Нет однозначного ответа на эти вопросы. Это может быть и негативное воздействие СМИ, попытка самоутвердиться или желание показаться «крутым». Любые родители обеспокоены тем, как вырастить ребенка достойным человеком, и как суметь его оградить от проявлений жестокости других.

Опасные источники

Семя зла может быть посеяно как дома, так и в семье подростка. Попав в благодатную почву сложившихся обстоятельств, нежная детская психика не всегда может самостоятельно справиться с негативным воздействием. К сожалению участились случаи, когда подростки снимают на телефон сцены избиения, и выкладывают видео в социальных сетях. Следует отметить, что девочки порой проявляют агрессию в более жесткой форме, чем мальчики. Известно немало подобных случаев с весьма печальными последствиями.

Из–за нехватки жизненного опыта и отсутствия ответственности за свои действия, подростки не понимают, что подобное поведение – путь в никуда. Сегодня компания наглых юнцов издеваются над животными, над теми, кто не может дать отпор, а завтра вполне могут попасть на скамью подсудимых.

Отсутствие страха плюс безнаказанность – опасное сочетание, которое рано или поздно может привести к совершению какого–либо преступления. Родителям не следует забывать о том, что нехватка общения с собственным ребенком является камнем преткновения.

Мать и отец вечно заняты, нет времени выслушать, помочь, посоветовать. Но случается и такое, что злобное поведение бывает присуще и «залюбленным» отпрыскам. Такие баловни судьбы просто реально не понимают, что могут понести наказание.

Привыкнув к тому, что родители их всегда прикроют, это лишь придает им силы. Дети ничего не забывают, выплескивая свою жестокость на других. Это следствие обиды и недополученного внимания от своих родителей. В неблагополучных семьях ребенок сам часто подвергается насилию в собственном доме. Таким образом он обретает заниженную самооценку и неуверенность в себе. Поэтому, на улице, будучи в окружении сверстников такой ребенок стремится к самовыражению через драки и издевательства. Так он компенсирует свое подавленное состояние в семье, завоевывая авторитет жестокими поступками и хамской манерой общения.

Почему процветает «культ злобы»

Есть огромное количество фактов, подтверждающих то, что и в абсолютно нормальных семьях вырастают озлобленные дети. Так что семейное благополучие не дает никакой гарантии того, что ребенок сможет протянуть руку помощи ближнему. К сожалению, в большей степени вина лежит на школьном воспитании. Далеко не каждый учитель пойдет на выяснение достоверной причины конфликта среди учеников своего класса. Характер ребенка начинает проявляться еще в раннем возрасте. Классному руководителю легко определить, кто из учеников является лидером, кто является «мальчиком для битья», а кто часто проявляет агрессию по отношению к другим людям. Ни в коем случае не стоит игнорировать накаленную атмосферу в классе.

Известны очень грустные последствия того, как может закончится травля ученика одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не случилось. Своевременным вмешательством можно спасти детскую жизнь. Многие подростки находятся на грани самоубийства, ощущая себя изгоями. Травля совершенно неприемлема, это из ряда вон выходящая ситуация. Нужно приложить все свое педагогическое мастерство, чтобы исправить положение. Когда дети видят, что никто не обращает внимания на жестокое обращение, издевательства становятся более изощренными. Необходимо как можно чаще собирать класс для разъяснительной беседы, постараться найти общие интересы и точки соприкосновения. Часто подобный контроль дает весь положительные результаты.

Самое важное – донести до сознания, что виноваты в данном конфликте и безучастные одноклассники. Они являются соучастниками, молча наблюдая и бездействуя. Важно быть для детей примером, а не читать долгие нравоучения. Подростки уважают взрослых, которые готовы прислушаться к их проблемам, не требуют ходить по струнке, не превышают полномочия при наказании. Активная работа гормональной системы в требует выхода энергии. Нужно направить ее переизбыток в правильное русло, например, на поход в спортивный зал. Считаться с мнением других подростку пока трудно, но возможно при умелом подходе.

Как определить, что ребенок – жертва

Стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, когда он возвращается из школы. Обращать внимание на малейшие, незначительные детали и перемени в привычном поведении. Любая мать заметит, если вдруг у подростка пропало желание ходить в школу, иногда приходит в порванных вещах, резко пропал аппетит – явные признаки наличия проблемы. Необходимо поговорить по душам. Понятно, что вывести его на подобный разговор будет очень непросто. Не во всех семьях присутствуют доверительные отношения. Необходимо с малых лет показывать своему сыну или дочери, что родители – самые надежные и лучшие друзья.

В подобной ситуации конфликта ребенка с окружающими будет значительно легче вместе найти выход. Если подросток не хочет делиться, нужно постараться проявлять осторожность и доброжелательность. Не нужно выпытывать информацию под давлением. Покажите, что вы целиком и полностью на его стороне. Возможно, тогда он найдет нужным раскрыться, попросить помощи.

В данном случае ребенок опасается, что своими откровениями с близкими лишь усугубит свою тяжелую ситуацию. Ему кажется, что это признак слабого характера – рассказать обо всем родителям. Необходимо убедить, что это совсем не так.

Вместе вы сможете выбрать вполне адекватное решение, найти правильный выход из конфликта. Не насмехайтесь над детскими проблемами, говоря, что это ерунда. Таким отношением можно сильно обидеть ранимую юную душу. В последнее время новости буквально переполнены материалами о случаях проявления повышенной агрессии у . Обилие компьютерных игр с элементами расправы и насилия не лучшим образом отражаются на детской психике. Огромное количество подростков пытались покончить жизнь самоубийством после их избиения одноклассниками. Мало того, подобные сцены снимаются на видео, и выкладываются в Интернет на всеобщее обозрение.

Можно ли избежать проявления злости

Тема жестокости среди подростков приобретает печальную популярность во всем мире. Чтобы не дать своему ребенку стать злым, нужно просто разговаривать с ним, суметь рассмотреть в нем личность. Любые пробелы в воспитании несут свое начало из раннего детского возраста. Жестокость и агрессию у подростка можно предупредить. Необходимо научиться смотреть в одном направлении, рассмотреть разницу между словами «хочу» и «надо».

Ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Покажите, что вы никому не дадите издеваться над ним и преследовать. Если конфликт зашел слишком далеко, обязательно стоит пообщаться с родителями главного обидчика и учителями. Если есть необходимость, нужно незамедлительно написать заявление в милицию. Иногда нанесенная психологическая травма настолько серьезная, что потребуется помощь профессионального психолога. Не оставайтесь в стороне, на войне все средства хороши.

Психолог поможет повысить самооценку, ведь обычно издеваются на теми, кто не уверен в себе. Главное – не оставлять подростка один на один со своими переживаниями. Он должен знать и быть уверен в том, что родители всегда придут на помощь, что бы не случилось.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; осмысление и анализ психологических и социологических исследований.

Задачи: развитие нравственных личностных качеств: доброта, желание помогать, сочувствие, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным.

Подготовительная работа : анкетирование учащихся.

Оборудование : презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Классный час начинается с чтения фрагмента стихотворения, на слайдах в это время идет демонстрация фотографий, демонстрирующих сцены насилия.(Слайд 1)

В наш общий мир, в наш общий дом
Вошли жестокость и усталость.
И я жалею лишь о том,
Что к сущему исчезла жалость.
Мы разучились отличать
Добро от зла и тьму от света.
И, покорив себе людей,
Жестокость празднует смотрины,
Наотмашь бьет врагов, друзей,
Сердца, и лица, и витрины.
И нам как - будто не видна
Всей этой жизни однобокость,
Поскольку в душах лишь одна
Её величество – ЖЕСТОКОСТЬ.

Подростки избили мужчину, в ответ на его замечание; девочки издевались над одноклассницей только из-за того, что «не одевается» дорого и модно; 12 летний избил бабушку, требуя деньги. Перечислять примеры подростковой жестокости, которые в последнее время мы очень часто слышим в новостях или читаем о них в газетах можно очень долго.

Подростковая жестокость -эта тема становится актуальной в России. С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина «озверения» подростков?

По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь маты от подростков слышны на каждом шагу, а «послать» могут любого, невзирая на возраст и положение.

О том, почему такое происходит с нами сегодня я и хотела поговорить. Итак, тема нашего классного часа «Подростковая жестокость». (Слайд 2)

Психологи и социологи, изучая данную проблему, выделяют следующие возможные причины агрессивного поведения подростков.(Вывести все причины на слайд). (Слайд 3).

  1. Семья.
  2. Окружение подростка вне дома.
  3. Современный кинопрокат.
  4. Отсутствие авторитетов (особенно положительных).
  5. Безнаказанность.
  6. Желание самому утвердиться за счет более слабого человека.
  7. Неумение поставить себя на место жертвы.
  8. Отсутствие толерантности (терпимости) в обществе, в том числе и среди молодежи.
  9. Популярность компьютерных игр - стрелялок.

Так ли это на самом деле, нам взрослым интересно ваше мнение. Поговорим об этом. Итак, семья. Если родители, старшие брат или сестра позволяют себе применение физической силы по отношению к ребенку, то в будущем сам ребенок, как правило, следует их «примеру». Для проверки этого мнения при подготовке классного часа я просила ответить вас на вопросы анкеты. Давайте посмотрим на результаты опроса, и при этом не будем забывать, что не всегда вы отвечаете честно, даже, если анкета анонимная.

Результаты анкетирования (Слайд 4).

  1. Часто ли ваши родители ссорятся друг с другом? Да – 1, нет – 19.
  2. Применяли ли родители по отношению к вам меры физического воздействия (шлепок, подзатыльник, ремень…)? Да – 0, нет – 20.
  3. Доставалось ли вам от старших братьев или сестер? Да – 8, нет – 2.
  4. Применяли вы физическую силу по отношению к младшим братьям и сестрам? Да – 8, нет – 12.
  5. Как вы думаете, могли ли вы в этих ситуациях обойтись без мер физического воздействия? Да – 10, нет – 10.
  6. Случалось ли такое что вам доставалось от родителей просто из-за их плохого настроения? Да – 5, нет – 15.

Анализируя результаты, мы видим, что отношения в семье действительно влияют на наше поведение и на наши поступки. Агрессия рождает ответную агрессию. Вы согласны с этим? (Обсудить с учащимися вопрос о физическом наказании детей в семье, о том будут ли они в будущем также наказывать своих детей).

Рассмотрим следующие причины: окружение подростка вне дома и отсутствие авторитетов (особенно положительных). Я думаю, что некоторым из вас уже приходилось быть в ситуации, когда необходимо сделать выбор, а вам не хватает простого жизненного опыта. К кому вы обращались в таких случаях за советом? (Обсудить). Не секрет, что есть люди, которые легко поддаются чужому влиянию. А значит, могут драться просто за компанию, не понимая, что ответственность за драку будет лежать на всех ее участниках. (Обсудить эту тему с учащимися примерно по следующим вопросам, их мнение узнать, попросив поднять руки).

Приходилось ли вам драться?

Можете ли вы, просто так проходя мимо ударить человека?

Получали вы от драки удовольствие?

Вам приходилось быть зачинщиком драки?

Можно ли было в тот момент обойтись без драки?

Применял ли кто-нибудь по отношению к вам физическую силу, то есть били ли вас?

Если подвергнетесь насилию, обратитесь ли вы за помощью к взрослым: родителям, знакомым, преподавателям?

А задумывались ли вы, зачем вы кого-то ударили? Зачем кому-то сказали «гадость»?

Я думаю, что не все могут ответить на эти вопросы. В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой. Вот вам и следующая причины: желание утвердиться за счет более слабого человека и безнаказанность. Подростки не всегда понимают, какие последствия может за собой повлечь жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с легкостью вершат «правосудие». А ведь это самообман. Обижая заведомо «слабого» мы не становимся сильнее, а наоборот показываем свою слабость, а часто и трусость. «Жестокость и страх пожимают друг другу руку» - так говорил О. Бальзак. А вот автор Дон Кихота Мигель Сааведра считал, что «жестокость не может быть спутницей доблести». (Слайды 5). Давайте посмотрим фрагмент передачи «пусть говорят» от 26 ноября 2012 года «Девочки из Владика» (слайд 6). (Обсудить с учащимися).

Еще одной из причин, перечисленных выше, является: неумение поставить себя на место жертвы. Психологи считают, что сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность – неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей. На занятиях вы сидите в основном с одним и тем же человеком. Обращаете ли вы внимание на его эмоциональное состояние, когда утром с ним здороваетесь? Ведь возможно он плохо себя чувствует или просто не выспался. (Обсудить с учащимися начало дня, их поведение или эмоции). Можно ли считать проявлением жестокости равнодушие? (Обсудить).

Посмотрите друг на друга. Все мы разные. Кому то мы нравимся, а кому то нет. Как вы к этому относитесь? Можно ли высмеивать человека, если он не такой как ты? (Обсудить). Отсутствие толерантности в обществе. Это следующая возможная причина проявления подростковой жестокости. Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. (Слайд 7) . При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобой не разделяются и не одобряются. Мы не будем сегодня выявлять, есть у вас это качество в характере или нет.

Я предлагаю немного отвлечься и поиграть. Первая игра «Большие и маленькие». (Слайд 8 ). Ее цель: помочь участникам осознать, что любое описание человека является относительным, развить навыки невербальной коммуникации, создать веселую атмосферу. Ход игры: проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую». Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания. При наличии времени можно попросить ребят разделиться на тех, кто хорошо учится и плохо. После выполнения задания, обсудить его. Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству. Вопросы для обсуждения:

  • было ли трудно выполнить первую часть упражнения?
  • почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?
  • что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?
  • бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной группе?
  • случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?

Вторая игра «Надо договориться». (Слайд 9 ). Ее цель: развлечь группу; сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу. Ход игры: выбираются 10 человек, участникам предлагается сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Вопросы для обсуждения результатов игры:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?

Вернемся к теме классного часа. Современный кинопрокат, телевидение, компьютерные игры – это огромный поток негативной информации, в который ежедневно мы с вами окунаемся. По данным исследований, в среднем ребёнок может видеть на телеэкране сцены насилия – каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут. В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%, избиения – 20,8%, сексуальные насилия – 16,7 %, катастрофы – 11,3%, оскорбления – 9,5 %, групповая агрессия (войны, теракты). (Слайд 10 ).

Популярность жестоких игр, тоже является фактором усвоения агрессивных форм поведения. (Слайд 11) Игра в некотором смысле снимает ограничения и делает жестокое поведение безопасным, не без последствий. Однако опасный источник такого поведения в том, что люди переживают унижения и оскорбления в обычной жизни. Давайте посмотреть видео ролик выпуска передачи "Неделя с Марианной Максимовской" от 29 января 2011 года и фрагменты передачи «Профессия репортер» «Дети интернета – катастрофическая зависимость». (Слайды 12,13,14). Что вы об этом думаете?

Сегодня мы вели разговор о причинах проявления подростковой жестокости. Целью данного разговора было желание дать вам повод задуматься о себе и своих друзьях, о своих привычках и вытекающих из них поступках. Мною руководило желание попытаться еще раз сделать вас хотя бы немного добрее друг к другу. И закончить классный час я хочу словами:

Давайте жить без горя и печали,
Улыбкой, озаряя всех друзей!
Всем сердцем только нежность излучая,
Давайте жить и радовать людей!

Источники.

  1. Материалы сайтов:
    http://stihidl.ru/poem/1077/
    http://vginekolog.ru/debate/zhestokie-podrostki
    http://tipslife.ru/40290-podrostkovaya-zhestokost.html
  2. Материалы классного часа «Урок толерантности» Коноваловой Е.Н., МОУ СОШ № 5 п. Печенга.
  3. Материалы презентации методиста-психолога Луганского методического центра Таратыновой Т.В.
  4. Видео с You Tube: http://www.youtube.com/watch?v=Qr3vFQ3e06g
    http://www.youtube.com/watch?v=61RmTM2r6-c
    http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5685/fi19615


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»