Занятие по фольклору в средней группе. Открытое занятие в средней группе на тему: «Устное народное творчество

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Знакомство с русским бытом и творчеством

Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Назначение работы: Занятие-развлечение предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предварительная работа на кружке "Народного творчества".
Цель: Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа
Задачи:
1.Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
2.Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
3.Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
4. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве.
5.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа: Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, лепка и роспись Филимоновской игрушки, изготовление и роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр.
Оборудование: макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, ухват, чугунок, деревянное корыто,самовар), глиняные игрушки сделанные детьми, каравай,баранки.

Ход НОД
(Все дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы, стоят полукругом к зрителям.)
Воспитатель:
На селе Муромино
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!
(Вбегает девочка громка плачет)
Девочка: Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)
Ребята:
Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Девочка: Ой! Вы кто?
Воспитатель: Я мама, а это все мои дети.
Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.
Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.
Девочка: А это что ваш дом?
Воспитатель: Как дети у нас дом называю? (избой) А самую большую комнату – горницей?
Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.
Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.
Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди Кристина про печь нам расскажи!
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.
Физминутка:
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

(Дети садятся на лавки)
Воспитатель: Печь – это символ добродетели и тепла. Дети зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)
Все в избе сделано из дерево или глины.
Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи.
Ну, ребята выходите
всё в избе нам покажите.

Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь:
У печи стоят важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)

Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варим в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.

Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.

Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Песня-инсценировка: «Пошла, млада за водой»
(девочка с коромыслом и ведрами, мальчики играют на ложках, девочки поют)

(дети садятся за стол)
Девочка: А зачем вам такой длинный стол?
Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.
Ребенок:
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
Воспитатель: Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом? (бить, влезать на него детям, садиться.)
Воспитатель: Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.
(Когда семья вместе, и душа на месте, В дружной семье и в холод тепло, В хорошей семье хорошие дети растут, Дружная семья не знает печали, Семья в куче, не страшна и туча, Везде хорошо, но дома лучше.)
Ребенок:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Воспитатель: А ещё за столом зимними вечерами изготавливаем глиняную посуды (ставят на стол кувшины), игрушки из глины лепим, а потом ставим их на окно, чтобы они нас всю зиму от злого глаза оберегали, а весной с игрушками на праздник свистуньи пойдем – свистеть и продавать их будем. Девочки идите, поставьте игрушки на подоконник.
Девочка: Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?
Воспитатель: Принеси Кирюша покажи, чем мы освещалась горницу вечером? (Ребенок приносит и ставит подсвечник со свечкой на стол, зажигаем.)
Девочка: Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.
Воспитатель: Коли народ невесел
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Золотые ворота»
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
(играем 3-4 раза)
Воспитатель: Любим мы чаёвничать - чай из самовара попить.
Ребенок: (держит в руках каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Воспитатель: Дети что такое рушник? (полотенце)
Ребенок:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.

Воспитатель:
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.

Загадки:
1.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

2.Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват)

3.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).

4.Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Название открыто,
Но эта посудина
Просто …(корыто)

5.Воду он носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

7.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).

Воспитатель: Ой, дети, я вспомнила волшебную игру, которая поможет Варе вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.
Игра "Карусели"
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
А теперь за мной, за мной
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Все скорей за мной ушли.
Открывай Варя глаза,
Сказки кончиться пора.
(дети уходят, девочка открывает глаза и видит, что она в детском саду, подбегает к помощнику воспитателя)
Помощник воспитателя: Варя какая ты нарядная, где же ты была? (девочка рассказывает)

Занятие "Русские народные сказки из волшебного сундучка"

Описание: Для детей 4-5 лет. Данный материал может быть полезен для воспитателей средних групп в работе по нравственному воспитанию.
Цель:
Помочь детям понять, что такое устное народное творчество,
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;
Систематизировать знания о русских народных сказках;
Обеспечить развитие памяти, логического мышления;
Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок:
«Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун»,
«Колобок», «Гуси-лебеди».
Пересказ сказок: «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», с использованием
мнемотаблиц.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, мнемотаблицы к сказкам « У страха глаза велики», «Каша из топора», «Вершки и корешки», «Теремок», «Репка».
Сундучок, игрушка-Кузя,

Ход занятия:

Воспитатель: Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
Воспитатель: К нам пришел в гости домовенок Кузя. Он пришел не с пустыми руками, а принес с собой волшебный сундучок. В нем хранятся сказки. Но он не открывается, сундучок заколдован и все сказки в нем. Ребята, вы поможете мне расколдовать сундучок? Тогда слушайте первое задание.
Первое задание: Отгадайте загадку и скажите, в какой сказке встречается этот герой. Отгадку найди.
Загадки.
* Прыгун трусишка,
Хвост коротышка,

Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки
Одежда в два цвета-
На зиму и на лето. (зайчик)


* Он зимой в берлоге спит
Потихонечку храпит.
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? (медведь)

Какие сказки вы знаете про зайчика?
- Как называют его в сказках?

Воспитатель: А вы обратили внимание, кто герои этих сказок?
Дети: Животные.
Воспитатель: Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
- Сказки о животных мы расколдовали и сундучок открылся.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там еще лежит. Здесь лежат волшебные предметы. Они кому – то были полезные.
- Печка. Из какой сказки попала к нам печь?
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: Кому она помогла?
Ответы детей.
Воспитатель: Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме?
Дети: Снегурочка.
Воспитатель: Молодцы. Расколдовали сказки.
- Чем похожи все эти сказки?
Дети: В них встречаются превращения.
Воспитатель: Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнём и снова- в путь!
Василиса нам сказала:
Наклоняйся влево. Вправо.
Вот Снегурочки слова:
Приседайте, как пружинки,
Полетайте, как пружинки.
Воспитатель: На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!»
МНЕМОТАБЛИЦЫ
« У страха глаза велики». Про кого эта сказка?
«Каша из топора». Какой солдат в этой сказке?
«Вершки и корешки». О ком эта сказка?
Воспитатель: А эти сказки называются бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки.
- Ребята, Кузя говорит вам огромное спасибо, за то, что вы расколдовали сундучок! Кузя дарит вам подарок – это книга русских народных сказок.
Воспитатель : Нет, чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт. Нет, не праздный люди сказки слагали,а слагал их мудрый русский народ.
- Что же такое устное народное творчество?
- Почему оно так называется?
- Какие сказки мы собирали в сундучок Кузе?
- Какие сказки называются волшебными?
- Бытовыми?
- О животных?

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Белогорск школа № 200 с углубленным изучением отдельных предметов

Фольклорное развлечение в средней группе

Боровская Е.А. – воспитатель

Павлова Т.К. – музыкальный

руководитель высшей

г. Белогорск 2017г.

« Путешествие в мир русских народных игр»

Цель : Воспитывать у детей любовь и уважение к русским народным играм.

Задачи:

Приобщение детей к русской культуре;

Развитие эстетического восприятия, музыкальности у детей;

Развитие интереса к народным играм;

Вызвать эмоциональный отклик на происходящее;

Воспитание умений действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

Оборудование: веретено, сумка, шапочка петуха, лента, мяч

Ход развлечения :

Ведущая: Ребята, приглашаю вас отправиться в страну русских народных игр!

Игры мы начинаем

Всем здоровья пожелаем!

Прими участие скорей! Да позови своих друзей!

Всем в дорогу нам пора! В гости нас зовёт игра!

(Слышится звук чихания.)

Ведущая : Ой, кто это?

Кузя. Это я, домовёнокКузя.

Ведущая : Что ты здесь делаешь?

Кузя : Мой дом сломался. Я пошёл искать новый дом. Услышал детские голоса и решил зайти к вам.

Ведущая : А ты вовремя зашёл, мы собрались играть в русские народные игры.

Кузя : Я очень люблю играть. Я пришёл не с пустыми руками. У меня в сумке есть шапочка петуха.

Ведущая : А мы знаем такую игру. Давайте поиграем, выберем ведущего по считалке:

Считалка :

« Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

1.Игра « Петух».

Все играющие встают в круг и берутся за руки.

Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:

Ту-ру-рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Во дворе стоит, громче всех кричит!

Петух: Ку-ка-ре-ку!

Все разбегаются, петух ловит детей.

Пойманный становится ведущим.

Кузя : Хоть сума моя пуста,

С виду вроде бы пуста,

Ну-ка, Дима, подойди,

В сумку руку опусти.

(Ребенок достаёт веретено).

Ведущая : Нам и эта игра знакома.

2. Игра «Веретено».

Катись, катись веретено.

Катись, катись по кругу.

Передавай веретено друг другу.

Где его остановка выполняй движенья ловко.

Ведущая : Кузя, а мы знаем ещё одну игру «Дедушка Мазай». Ребята давайте научим Кузю этой игре.

3. Игра «Дедушка Мазай».

Дети идут в хороводе, водящий в центре.

Дети. Здравствуй дедушка Мазай из коробки вылезай.

Мазай (потягивается здравствуйте, дети, где вы были, что делали)

Дети . Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!

Кузя: А можно мне побыть дедушкой Мазаем?

Ведущая и дети: Конечно, мы сейчас и тебе загадку покажем.

Кузя: Мне ваша игра очень понравилась.

Кузя : Теперь Алёна подойди,

В сумку руку опусти,

Всем ленточку покажи!

4. «Заря»:

Игроки встают в круг, руки держат за спиной, «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые-

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй.

Ведущая : Эй, подружки-хохотушки,

Развесёлые болтушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поиграть,

Свою ловкость показать!

5.Игра в подкиды .

Оля, Коля,

Дуб зелёный,

Ландыш белый,

Зайка серый,

Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

Кузя: Вы меня очаровали!

Вы так дружно все играли!

Вы теперь мои друзья,

Поиграем вместе, да?

Ведущая: Давайте поиграем парами в быструю, но плавную игру «Ручеёк».

6. Игра «Ручеёк».

Ведущая: К сожаленью нам пора, вот закончилась игра.

Кузя, пойдём с нами, мы тебе покажем наш детский сад.

Галина Лиходеева
Занятие в средней группе «Путешествие в страну фольклора»

Путешествие в страну фольклора .

Задача : Образовательная.

Пр. с. Закрепить у детей в жанрах и видах русского народного творчества. Познакомиться с характерными чертами русского фольклора .

Слушать загадки и сказки.

Развивающая : Развивать любознательность.

Воспитательная : Воспитывать интерес к культурному наследию народа.

Материал : Сундучок, платок красный большой, маршрутная карта, письмо, листочки с загадками.

Петрушка; - с русскими народными сказками.

Костюм д. Фольклора , домик, картинки с потешками, украшение в зале.

Пр. роб. Чтение загадок, пословиц, поговорок, считалок, скороговорок, дразнилок, игра на занятиях , беседы, просмотр иллюстраций .

Слов. Роб. Фольклор , сундучок, пословицы, скороговорки.

М. пр. Игровой, Сюрприз. Момент, вопросы, беседа, показ, похвала, репродуктивный.

Организация :

Воспитатель : Дети вместе с воспитателем, идут в зал под музыку, встают в круг.

Дети : Встают в круг.

Репродуктивный :

Воспитатель : Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем было и счастливо жилось. Что не плакал никто, и некто не скучал. Сам народ для себя песни шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они. Хороводы водили как смеялись, шутили, песни заводили, пели. Своих деток учили петь ещё с колыбели. (Стоит незаметно сундучок, воспитатель обращает внимание на сундучок) .

Сюрпризный момент :

Воспитатель : Ребятки, нам сундучок принесли, кто мог его передать? Давайте откроим его и узнаем, от кого он.

Дети : Давайте откроем.

Воспитатель открывает сундучок.

Дети : Что в сундучке?

Воспитатель : Вот чудеса! Дети : какие чудеса?

Воспитатель : Да здесь, что-то есть! Конечно; спрятано письмо.

Дети : Давайте прочитаем.

Воспитатель : Давайте ребята прочитаем его, что написано в этом письме. Вы согласны.

Дети : Да мы очень хотим узнать, что это за тайна.

Воспитатель : (Читаем письмо) .

Интересное послание. И имя очень странное у дедушки «Фольклор » . Что такое фольклор ? Может вы, знаете?

Дети : Это пословицы, потешки, сказки, народные прибаутки, частушки.

Воспитатель : А кто их сочинил?

Дети : Народ.

Воспитатель : Молодцы ребята. А сейчас мы с вами отправимся в гости к д. Фольклору . Наш путь не лёгкий, и не близкий. В нашем, путешествие мы , что можем использовать?

Дети : Маршрутную карту д. Фольклора .

Воспитатель : А сейчас закрываем все глазки и представим себе, что мы отправляемся в лес по тропинке к д. Фольклору .

Имитация

Дети открывают глаза. (Смена декораций лавочка, пенёчки) .

Ребята мы с вами попали в чудесный лес.

А какое время года?

Дети : Время года осень.

Воспитатель : А что, такое осень? – Кристина?

Дети : На дворе прохладно стало, надо курточку одевать, это осень.

Воспитатель : А определи, что осень? – Саша?

Дети : На улице идёт дождь.

Воспитатель : А что происходит осенью с птицами, например с журавлями? – Серёжа?

Дети : Журавли улетают в тёплые края. Чтобы прокормиться.

Воспитатель : А как ведут себя журавли в лесу?

Дети : Готовятся к зиме, делают запасы на зиму.

Вопросы :

Воспитатели : Васи нравится это время года?

Дети : Да…

Воспитатель : А почему оно вам нравится? – Настя?

Дети : Осенью очень красиво в лесу, деревья все наряжаются в яркие нарядные сарафаны.

Воспитатель : Хорошо, ну а ещё, почему вам нравится это время года? – Настя?

Дети : Поспевает на огороде урожай, мы с мамой запасаем на зиму овощи и фрукты.

Поощрение :

Воспитатель : Молодцы ребята.

Ребята, чтобы нам попасть в гости к д. Фольклору нужно преодолеть трудности. Вы согласны?

Дети : Да!

Воспитатель : Отправляемся в путь.

(Дети подходят к домику д. Фольклора ) .

Сюрпризный момент :

Фольклор : Здравствуйте мои дорогие внучата. Вот мы и встретились я очень рад нашей встрече. Вы, садитесь отдохните. Распотешую, я вас наступил весёлый час, вы ребята не скучайте, мне Фольклору помогайте . Я покажу вам, а вы, отгадывайте что здесь нарисовано. (Вывешиваются картинки по очерёдно, рожица, изба, нос с колбаской на нитке).

Дети : 1 Шла изба по мостику 2 Андрей Воробей 3 Васька, Васька, весельчак…

Воспитатель : Молодцы, молодцы ребята (шумит ветер - летят листочки) .

Имитация :

Воспитатель : Как много листиков нашёл нам ветер, ну-ка я их соберу. Что здесь, ой да здесь сюрприз – пословицы и поговорки, но не полностью написаны. Я ребята буду говорить начало, а вы продолжать.

1 Что посеешь –

Дети : - то и пожнёшь.

Воспитатель : 2 Делу время –

Дети : - потехи час.

Воспитатель : 3 Хлеб всему –

Дети : - голова.

Воспитатель : (Появляется игрушка Петрушка)

Я весёлая игрушка, а зовут меня Петрушка. Здравствуй Петрушка, Здравствуйте. А что это у тебя в кармане. «Вынимает листочки» Ой какой был сильный ветер даже тебе Петрушка попали в карман листочки. (Смотрим) . Что-же здесь ребятки? А здесь загадки! Вы умеете отгадывать загадки?

Дети : Да учитель…

Воспитатель : Ну вот мы и посмотрим. 1 Что выше леса, краше света без огня горит?

Дети : Солнце!

Воспитатель : А почему солнце?

Дети : Выше леса, краше света.

Воспитатель : 2 Грачи улетели одни зеленеют лишь сосны, да ели, дни стали короче, длиннее стали ночи кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети : Это осень!

Воспитатель : А почему?

Дети : Осенью дни становится короче, темнеет рано.

Воспитатель : 3 Кто под елкой ловко скачет и взлетает на дыбы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

Дети : Это белка!

Воспитатель : Молодцы загадки вы умеете отгадывать!

На заваленке в светёлке, иль на брёвнышках каких собирались посиделки пожилых и молодых.

Д. Фольклор : При лучине ли сидели иль под светлый небосвод, говорили, песни пели, иль водили хоровод.

А сейчас, все дружно встали в хороводе заплясали.

Дети : Дети водят хоровод.

Воспитатель : Игра – хоровод «Маланья» (Ходит Ванечка по кругу) .

Дети : Поют, танцуют, ходят по кругу, играют.

Воспитатель : (После игры дети усаживаются на стульчики) .

Молодцы ребята как хорошо вы поиграли, повеселились, да д. Фольклор , а у меня есть цветные красивые волшебные полоски, это наверное ветер надул, а я не заметила. А в этих полосках спрятались волшебные сказки.

1 Хитрый гость, так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.

Дети : «Лисичка со скалочкой» .

Воспитатель : 2 Назовите имя сказочной героини, которая путешествовала в ступе .

Дети : Баба Яга.

Воспитатель : Быстро лето пролетело, осень в след ушла работа закипела, за дело принялись друзья.

Дети : Зимовье.

Воспитатель : Заготовили все в прок, нос не ступит серый волк. Живите на здоровье, построено зимовье.

Молодцы справились с заданием.

Анализ : 1 Куда вы, отправились и зачем?

Дети : В лес, к д. Фольклору .

Воспитатель : 2 Кто такой д. Фольклор , вы узнали?

Дети : Да, это сказки, загадки, поговорки.

Воспитатель : Вам понравилось в гостях у д. Фольклора ?

Дети : Да, понравилось.

Фольклор : Что-же ребята молодцы озорные удальцы, вам в садик нам прощаться время, до свиданья приходите, я буду вас ждать.

Воспитатель : А сейчас ребята закроем глазки и оставим волшебный мир, нам пора в наш д. Сад.

Ну вот наше путешествие закончилось . Чем оно вам понравилось?

Хотите ещё попутешествовать ?

Всем было интересно, познакомится с д. Фольклорам ?

Все знаете кто он такой?

Кончилось веселье Пришло время угощенья Не робейте, не стесняйтесь.

(Выходит помощник воспитателя в русском народном костюме угощает детей) .

оош еннггг
Конспект занятия в средней группе «Малые формы фольклора»

«Пришёл медведь к броду»

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Коммуникация» .

Цель : приобщение детей к истокам русского народного фольклора через малые жанры народного творчества.

Цель : Дать знания о малых формах русского фольклора и формирование представления о докучных сказках. Познакомить с докучными сказками. Вызвать интерес к сказкам, желание узнавать новое.

Задачи :

1. Знакомить детей с жанром докучной сказки.

2. Учить выделять жанровые особенности сказки (отсутствие завершенности, повторность, развивать чувство юмора, выдержку.

Необходимое оборудование : печка, самовар, кукла Домовёнок, макет избы, игрушка медведь для театрализации докучной сказки «Пришёл медведь к броду»

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель приглашает детей :

Милости просим на мои посиделки, гости дорогие. Рассаживайтесь, да слушайте повнимательнее!

Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим на посиделки

Так, в старину встречали гостей, и я вас сегодня пригласила к себе в дом побеседовать, поиграть да позабавиться.

Дети проходят и рассаживаются на лавках под музыку народных мелодий

2. Практическая часть.

Ребята мой дом называется изба.

А называется он так от слова истьба-тёплое жилище. Самой нарядной комнатой в избе была горница.

(показывает макет избы, слайд-шоу горница, изба)

Ребята, давайте расскажем, чем занимались жители этой избы (Проводится пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» )

Двор - что город, изба - что терем.

Дом невелик, да лежать не велит.

Хозяюшка в дому – оладушек в меду.

Ребята, к нам сегодня пришёл ещё один гость.

А вот кто это отгадайте

Кто за печкою живет,

Дом хранит от бед, невзгод,

Но бывает злым порой? -

Существо то. (домовой) .

Домовой (игрушка)

Домовой :

Эх-хе печка - сударыня. Для всех у неё найдётся и каша, и щи, и пироги. Жаль, только люди всё норовят, сами съесть, а про меня забывают.

Воспитатель :

Кто это говорит со мной из-за печки?

Домовой :

Это я, запечный житель.

Воспитатель :

Как звать - величать тебя?

Покажись нам, поговори с нами.

Домовой :

Известно, как звать домовой, величать Кузьмой.

Воспитатель :

А мы с ребятами хотим познакомиться с тобой. Дети, давайте все вместе позовём домового.

Домовой, домовой появись! Домовой, домовой покажись!

Домовой неуверенно :

Здра-а-сте, это вы меня звали?

Воспитатель :

Мы, да это же наш знакомый домовой Кузя, как мы рады тебя видеть, правда ребята, проходи, пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.

Домовой :

Благодарствую! Грусть тоска меня одолевает, развеселите меня.

Проводится игра «У дедушки Трифона»

Правила : дети стоят в кругу и говорят :

У дедушки Трифона было семеро детей,

Они пили, они ели,

Друг на друга всё глядели.

Семеро, семеро, семеро сыновей.

Разом делали вот так.

(ведущий показывает фигуру, все повторяют)

Воспитатель :

Кузя, расскажи нам сказку.

Домовой :

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Попросите меня вежливо.

Воспитатель :

Ребята, попросим Кузю вежливо. (Дети просят)

Домовой :

Есть у меня сундук волшебный, в нём сказки живут.

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Раз, два, три, четыре, пять!

Можно сказку начинать!

(Открывает сундук, ищет сказку в сундуке и рассказывает)

Домовой :

Был себе человек Яшка,

На нём серая сермяжка,

На поясе пряжка,

На шее тряпка,

На голове шапка – хороша ли моя сказка?

Пришёл медведь к броду,

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

Встал на колоду –

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

Встал на колоду –

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок…

(И так без конца) .

Воспитатель :

Постой, странные у тебя сказки.

Домовой :

Эти сказки докучными зовутся.

Воспитатель :

Дети вам понравились сказки? Такие сказки называются докучные от слова докучать - надоедать, допекать, цепляться. Докучные сказки шутки-балагурки сказочного характера, которые плели сказочники, которым надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои сказания веселыми отговорками. Герои сказок совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся. Докучная сказка – это небольшой стишок, такую сказку можно рассказывать бесконечно, пока неустаните вы или ваш слушатель.

Ребята, скажите, как называются эти сказки?

(Ответы детей)

А вы хотите попробовать рассказать такую сказку сами? (Воспитатель разучивает с детьми сказку «Пришёл медведь к броду» )

(1,2 ребёнка инсценируют сказку с помощью игрушки.)

Домовой :

Понравились вам мои сказки. И мне у вас понравилось, позабавили вы меня. За это моя печка – барыня испекла вам олелюшечек.

(достаёт угощение)

Воспитатель

Давайте по старинному русскому обычаю поблагодарим Кузю.

(Домовой прощается и уходит)

Воспитатель :

Понравилось вам у меня в гостях? А что больше всего?

(Дети отвечают.)

А давайте Кузе то же сделаем подарок, пусть каждый из вас нарисует медведя из докучной сказки сегодня, у себя дома, а завтра мы устроим показ рисунков для домовёнка, и всех кто к нам приходит.

Публикации по теме:

Средняя группа №3 «Теремок» Одной из форм двигательной активности детей в моей группе является спортивный досуг – с эстафетами, где обязательно.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД в средней группе «Малые фольклорные формы» Цель: Актуализировать знания детей о малых фольклорных формах Задачи: - Разобрать смысл пословиц, поговорок, потешек - Воспитывать отзывчивость,.

Конспект по ознакомлению с художественной литературой с использованием фольклора в средней группе «В гости к Агафьи» «В гости к Агафьи». Программное содержание: Познакомить детей с жанровым разнообразием малых русских фольклорных форм (песенки, потешки,.

Конспект занятия по математике с использованием элементов фольклора в старшей группе Программное содержание: Познакомить с цифрой 3, обозначающей число три; закрепить цифры 1, 2 и числа их обозначающие. Материал: фланелеграф,.

Конспект занятия по сенсорному развитию в группе кратковременного прибывания детей. «Найди предмет такой же формы» Цель:Закрепить представление детей о круге,познакомить с треугольником. Учить детей узнавать и называть эти геометрические фигуры. Активизировать.

Конспект занятия-развлечения для детей средней группы «Путешествие в страну Фольклора» Цель: Знакомить с фольклорными произведениями. Воспитывать любовь к родному языку. Формировать познавательную активность. Создать.

Конспект открытого занятия «Малые и большие города моей Родины» Конспект открытого занятия на тему: «Малые и большие города моей Родины» Подготовила: Воспитатель Цветкова Ю. В. г. о. Железнодорожный.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»