Что можно делать детям по дому. Обязанности ребенка по дому: какие и с какого возраста

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Как здорово, когда твой вчера еще малыш сегодня - верный помощник, без напоминания наведет порядок в комнате, вынесет мусор, погуляет с собакой, поможет в саду и т.д. Но, к сожалению, не всем родителям так повезло. Большинство из нас ведут ежедневную борьбу с детской ленью: сто напоминаний в день, шантаж, взаимное раздражение… Ценой потраченных нервов мы, взрослые, бывает, побеждаем.

А может быть, есть способ обойтись без ежедневного контроля и угроз? И где вообще искать истоки детской лени? Давайте вместе разбираться.

Назад в прошлое…

Вернемся в те светлые времена, когда нашему ребенку было чуть больше двух. Уж точно наш карапуз не бездельничал! Энергия захлестывала его с утра до вечера. Всегда он находил себе занятие, использовал для этого любой предмет.

Только мы его займем целой корзиной игрушек и незаметно ускользаем на кухню, как он тут как тут! Рассматривание кастрюль и сковородок, сидя на полу, его уже не интересует. «Я тоже!» - кричит непоседа, вскарабкиваясь на стульчик, чтобы наблюдать за приготовлением обеда. И увлекают его не предметы, а именно наши действия. Он готов к сотрудничеству!

А что делаем мы? «Маленький еще!», «Осторожно, выпачкаешься!», «Уколешься!» - находим мы эти и другие неоспоримые факты, чтобы вернуть малыша в детскую. Но это я про себя…

Вы, наверное, те самые мудрые родители, которые оставили малыша за столом. И вы правы, потому что так карапуз:

  • осваивает разные правила и действия с предметами (на сковороде жарят, ножом режут, из чашки пьют),
  • не только наблюдает, но и практикуется, неосознанно становясь вашим помощником и партнером,
  • чувствует, что необходим вам,
  • находится под вашим присмотром и не поранится невзначай.

А еще одна отличительная черта малыша третьего года жизни состоит в том, что он уже нацелен на результат и его волнует качество выполняемого действия. Важно не упустить это время, давать карапузу посильные задания, хвалить за успех.

Если же постоянно ограждать ребенка от дел, он решит: «Я плохой! Я мешаю маме! У меня все равно не получится! Я маленький, вот вырасту большой и тогда помогу». Так формируется неуверенность в своих силах - одна из причин последующей лени.

Другая распространенная ошибка родителей - гиперопека малышей. Хочется все сделать за них, потому что так быстрее. Будет же еще шанс научить ребенка самостоятельно одеваться, складывать игрушки на место и даже посуду мыть. И подрастает в семье маленький «барин», все услуги к его ногам. А завтра он уже скажет «Я не хочу сам!».

Малыш подрос…

Предположим, что мы благополучно пережили первый период становления личности ребенка. Вот ему 3-4 года, характер уже угадывается. У нас появляются первые желания заставить его что-то сделать. Но малышу непонятно, почему совсем недавно можно было веселиться, а теперь вдруг появляются скучные обязанности. Возникают первые столкновения между взрослым и ребенком.

  • читать воспитаннику сказки о ценности труда,
  • приучать ухаживать за домашним животным,
  • жить по четкому распорядку дня (закрепить время для игр, отдыха и труда),
  • не наказывать трудом,
  • прививать хорошие привычки,
  • вводить первые домашние обязанности,
  • убеждать собственным примером,
  • просить переделывать выполненное неаккуратно,
  • проводить «занятия трудового обучения» (изготовление поделок, открыток и т.д.),
  • учить доводить начатое до конца,
  • стимулировать похвалой за выполненный труд.


Когда уже нужно бороться с ленью?

Если ребенок вырос до сознательного возраста, а чувство трудолюбия сформировано не в полной мере, то приходится бороться с ленью:

  • мотивировать на выполнение задания так, чтобы воспитанник понимал всю перспективу сделанного,
  • объяснять, что труд позитивен, ведь его результаты - это верные друзья, счастливая семья, достаток в будущем и т.д.,
  • контролировать исполнение обязанностей,
  • учить планировать дела и рационально подходить к их выполнению (к примеру, начинать с легких заданий),
  • давать посильную работу,
  • организовывать совместные семейные трудовые десанты (уборка двора или приусадебного участка, сбор урожая),
  • исключать скуку и монотонность задания (превращать все в игру, ведь это их ведущий вид деятельности),
  • делать вместе - вдвоем веселей и ваш пример работает.

Домашние обязанности детей

Результаты школьного анкетирования родителей каждый год показывают, что у большинства воспитанников нет домашних обязанностей. Или мамы (папы) боятся лишить детей беззаботного детства, или им проще самим справляться, но факт остается фактом. Это, конечно, серьезное упущение. Давайте его восполнять.

Какие обязанности могут быть у детей 3-4 лет:

Складывать игрушки на место,

Самостоятельно умываться, чистить зубы и одеваться,

Помогать накрывать на стол,

Поддерживать порядок на своем столе,

Помогать маме развешивать белье,

Протирать пыль,

Забирать почту из ящика.

Обязанности ребенка 5-6 лет:

Ухаживать за домашним животным,

Расстилать и застилать постель,

Присматривать за младшим братом или сестренкой,

Поливать цветы,

Помогать наводить порядок в комнате и квартире,

Складывать свое белье на место.

Обязанности ребенка 7-9 лет:

Выносить мусор,

Мыть посуду,

Пылесосить,

Собирать вещи в школу,

Помогать в уборке сада.

Обязанности ребенка 10-11 лет:

Помогать делать покупки продуктов (совместно или по списку),

Помогать нести продукты из магазина,

Гладить простое белье,

Убираться в своих шкафах,

Мыть пол,

Готовить бутерброды и простые салаты,

Закладывать белье в стирку.

В каких случаях отказаться от борьбы с ленью?

Бывает, когда ребенком овладевает временное чувство лени. Причиной может быть усталость после школы, слабость от авитаминоза, тяжелое душевное состояние (результаты конфликта, ревности, стресса, тревоги и др.). Скучные, монотонные дела также не мотивируют. Дайте вашему чаду перерыв, ведь у нас взрослых тоже бывают такие сбои.

Получается, что воспитание трудолюбия - великий труд со стороны родителей. Детская же лень - зачастую результат нашей, родительской лени. А она в свою очередь обусловлена нашим недостатком времени, хронической усталостью, обилием разных обязанностей. Хочется пожелать всем родителям и себе, в том числе, терпения, сил и желания работать над собой.

А как вы, милые мамы, приучаете своих деток к трудолюбию? Поделитесь вашими секретами в комментариях к статье.

Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.

Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.

Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.

Самостоятельность в обмен на время

Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.

Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.
Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает. Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался.
Семейный психолог

Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.

Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.

Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.

Что могут ваши дети?

В 2-3 года:

  • убирать игрушки;
  • складывать грязную одежду в корзину;
  • убирать книги и журналы
  • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
  • вытирать пролитое;
  • вытирать пыль.

В 4-5 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • убирать свою постель;
  • выбрасывать мусор;
  • убирать со стола;
  • поливать растения;
  • приготовить завтрак из хлопьев.

В 6-7 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • рассортировать белье;
  • подметать;
  • помогать готовить и упаковывать завтрак;
  • накрывать на стол;
  • убирать в спальне;
  • наливать напитки;
  • отвечать на телефонные звонки.


В 8-9 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • загружать посуду в посудомоечную машину;
  • разбирать купленные продукты;
  • помогать готовить ужин;
  • готовить свою одежду для стирки;
  • чистить овощи;
  • делать тосты;
  • гулять с собакой.

В 10-12 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
  • складывать выстиранное белье;
  • убирать в ванной;
  • готовить простые блюда;
  • стирать;
  • стричь газон;
  • убирать свою постель и менять постельное белье;
  • убираться в кухне;
  • присматривать за младшими братьями и сестрами.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.
Мама двоих детей

Обсуждение

В три года вытирать пыль - это круто. В пять я согласна, моя вытирает. А вот постель пока не убирает. Есть над чем работать.

На фоне европейских загибов в воспитании и ювенальной юстиции статейка странная...Пос ути - элементарная, для очень молодых неопытных родителей без интернета и возможности спросить и тех, кто ни одной книги по воспитанию не прочел...

разумеется, дети хотят и могут помогать. Не хотят они только в том случае,е лси их смолоду- стех самых года, двух, трех не подпускали никуда и ни к чему. Не давали ни веник в руки, ни чашку, ни воду. ни тряпку...подождали лет до 5 и удивились, а его это деточка не хочет помогать...

И большая вредность этой статьи именно в списке ЕЖЕДНЕВЫХ обязанностей детей... Им трудна не помощь, а ежедневность и обязанность. За которую не скажут спасибо - ведь это ты свой долг выполняешь. Не должно быть ежедневных непременных обязанностей, а должно быть умение и желание помочь маме, готовность присоединиться к домашней работе. Тогда и конфликту неоткуда будет взяться. Каждое ребенкино помогание будет замечено, с радостью и благодарностью мамы и папы.

Мне повезло и как то так получилось, что все дети помогают с раннего возраста. Младшая меньше всех и часто хитрит, но если я пишу список дел, она выполняеет все.

Полезная статья! Дочь в свои пять лет очень любит помогать, особенно поливать комнатные цветы, вытирать пыль и мыть чашки. Хорошо, когда такая помощница подрастает.

Хорошая статья, столкнулась с тем, что дочка помогает по дому очень неохотно, сначала пытались в игровой форме заинтересовать, когда не помогло - объяснили, что раз мама и папа убирают, готовят, моют - значит надо помогать, это не стыдно, а нужно. Кое-как начинаем мыть посуду и прибирать не только на своем столе, а и на кухне.

А я не могу никак научить своих малышей помогать! Жалко мне их, а потом сама буду расплачиваться.

нам 2 годика и доченька сама складывает свои игрушки и пылесосит своим пусть и игрушечным пылесосом)
есть стремление помочь мамочке

Комментировать статью "Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам"

Не " помогайте маме ", а "вы такие взрослые, что можете делать некоторые взрослые дела". Причем можно ещё и слегка выделить старшую, давай Только к помощи по дому это никакого отношения не имеет, совсем. Две недели на ферме - именно что из любопытства, экзотика.

Помощь по дому: что поручить детям. Помощь по дому: что может сделать ребенок от 2 до 12 лет. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Сейчас мама два месяца проведет в психбольнице на Каширке (в хозрасчетном отделении). Что дальше, страшно думать. Сначала было очень тяжело морально осознавать, что мамы больше нет, но за эти годы я с этим потихоньку смирилась. Теперь я, как это ни ужасно звучит, я уже...

Проблема не в парне, а в его матери. С ним как раз все в порядке. ЕдинственноЮ чт о надо намекнуть, что надо надевать шорты. А так он сам разберется, когда нужно заниматься мастурбацией.

Мама деда теперь забирает к себе на зиму с большим скандалом, мы с детьми с ним летом живем в деревне, мама его хотела и хочет сдать в дом Вашей маме нужен сейчас хороший невролог. Неврологические таблеточки попить может очень помочь от ВСЕХ болезней.

помощь по дому. На удивление, хочет помочь, и помогает, она часто - мне перебирать вещи, няне стирать и сортировать для стирки Раздел: Дети и родители (дочь не хочет помогать по дому). Расчихвостили меня... Я ж только хотела сказать, что каждая уважающая себя...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. А вот постель пока не убирает.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Список дел по возрастам ". Организованная перевозка группы детей на автобусе. У меня дочка идет в класс 1-3 к Наталии Михайловне в здании на Свободы 81-1.

Многодетная семья: воспитание детей, взаимоотношения братьев и сестер, социальные льготы и пособия. Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Распределение обязанностей: время для мамы и самостоятельность детей.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Список домашних дел для детей. Считают что это нереально пересечь океан 1. Домашний режим Заметив первые признаки нездоровья, оставляйте ребенка дома, не отправляйте в детский сад или школу.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет...

Ноль желания помочь маме. Если его пытаются привлечь, то у него болит рука, нога, и вообще он устал. Как вы считаете, стоит ли в этой ситуации бороться за то, чтобы сын помогал по дому, или это будет зря потраченное время и нервы, пусть себе существует и передается по...

Как помочь маме? К психологу ей надо или к психотерапевту. Из тяжелой депрессии многие самостоятельно выйти не могут. Дома устраиваю полный погром в виде генеральной уборки. Работаю по телефону разруливая все вопросы, никого не посылая и вообще делаю ВСЕ, что...

Каких врачей необходимо пройти?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие Список дел по возрастам. Помощь по дому: что может сделать ребенок от 2 до 12 лет.

Моя старенькая мама больна. Болезнью по имени старость. У нее куча лекарств, от которых ей делается хуже и хуже. Плюс лекарства, которые она сама себе прописывает. Всё это вместе приводит к аллергиям, непереносимости и ухудшению. Не пить лекарства вообще-тоже плохо.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет - загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний - сложить выстиранное белье.

Как помочь маме?. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Мама наотрез отказалась ехать на дачу, которую мы собираемся строить. Равно как в имеющийся деревенский дом и на дачу мужа.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Этот график очень помогал - он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать.

Маме скучно дома одной, мне с ней неинтересно и иногда я физически не могу эту старческую жвачку словесную слушать. Есть, конечно, то, в чем слепой чедовек не может обойтись без помощи, но таких моментов на самом деле вовсе не так много, как обычно думают.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Как научить ребенка помогать по дому: 4 совета. Обсуждение. Надо помочь навести порядок - ищем мотивацию (учим своим примером и т.д., у кого что работает), потому что мамино "надо" в данном случае...

: Время прочтения:

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.

Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.

Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.

Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому. Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием. Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.

За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за...». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться. Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

3 Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

4 Благодарите

Не важно, это разовая помощь или постоянная обязанность. Дайте ребенку знать, что вы цените его вклад. Старайтесь, чтобы ваша благодарность была качественной, а не формальной. «Без твоей помощи мне пришлось бы нелегко», «Я горжусь тобой», «Мне приятно, что ты откликнулся», «То, что ты мне помогаешь по дому, значительно облегчает мне жизнь. Спасибо!» — такие слова мотивируют и приучают ребенка помогать.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

6 Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!»

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Нужно ли обременять ребенка домашними делами, вопрос для многих родителей неоднозначный. С одной стороны, еще не так давно ребенок к 7 годам был уже настолько самостоятелен, что мог считаться полноправным помощником в семье (и в магазин сходить, и в квартире прибрать, и с младшими детьми посидеть), и такое воспитание было в порядке вещей. С другой, нынешняя тенденция подарить ребенку беззаботное детство – это своего рода тренд, которому вроде бы положено следовать. Помощь ребенка по дому нередко рассматривается как эксплуатация детского труда, что-то мешающее полноценному течению детства.

Конечно, жизнь современного ребенка часто весьма насыщена разнообразными кружками и секциями. И родители считают, что возлагать на него еще какие-либо обязанности будет уже чересчур. Да и намного проще сделать все необходимые в хозяйстве дела самостоятельно, без неловких попыток чада помочь.

Однако дает ли такой подход положительный результат? К сожалению, не всегда. Ограждение ребенка от домашних дел приводит к задержке его социального и личностного развития. Такие дети, подрастая, чаще страдают от повышенного эгоцентризма, неадекватной самооценки и неудовлетворенности качеством своей жизни. Ведь, не узнав в детстве значимость труда и помощи, ребенок не может адекватно оценить условия, созданные для него в семье, и не осознает счастья своего детства.

3 плюса трудового воспитания ребенка

Развитие самоуважения. Исследования психологов показывают, что дети, выполняющие те или иные домашние обязанности, чувствуют себя необходимыми и значимыми в семье, поэтому обладают адекватно высокой самооценкой, не боятся трудностей и готовы к сотрудничеству с другими.

Самодисциплина. Домашние обязанности ребенка учат рассчитывать свои силы. Сначала ему помогает взрослый, последовательно давая малышу посильные задачи, а затем он сам учится разделять большую задачу, стоящую перед ним, на маленькие, но вполне выполнимые шаги. Например, нужно полить цветы. Для этого следует налить в банку воду, дать ей отстояться, затем взять банку и аккуратно полить цветы.

Подготовка к школе. Ребенок-помощник приходит к школьному возрасту подготовленным к необходимости не только получать что-то от других, но и прилагать усилия для достижения результата. Все победы малыша (самостоятельно завязанные шнурки, почищенная картошка, вымытая тарелка) необходимы ему, чтобы доказать себе и всем, что он способен на многое.

Ребенок помогает по дому: как распределить обязанности?

Только сами родители, опираясь на индивидуальные особенности ребенка и условия жизни семьи, лучше всего смогут придумать дела, которые малыш будет выполнять с удовольствием. Впрочем, есть для взрослых в этом вопросе некоторые подсказки.

1 год. «Присматриваюсь». Малыши начинают проявлять активный интерес к тому, что делают дома родители, уже после года, когда у них появляется физическая возможность самостоятельно передвигаться. В этом возрасте они с удовольствием играют с добытыми кастрюлями, изучают попавшуюся бытовую технику, копируют действия мамы с тряпочками и салфетками.

2–3 года. «Хочу помогать!». Дети уже настойчиво просят допустить их к работе по дому. Что можно поручить малышу в этом возрасте? Обязанности по самообслуживанию: умыться, почистить зубы, раздеться и одеться (хотя бы в общих чертах), сложить одежду на свою полку и т. д. Наведение порядка: убрать свои игрушки на место, собрать тряпкой крошки со стола. Чтобы повысить интерес крохи к хлопотам по дому, маме можно в любое дело привнести элемент игры. Например, разложить по местам игрушки поможет подъемный кран из детских ручек, а во время вечернего умывания в гости заглянет фея-чистюля.

4 года. «Могу очень многое!». Ребенку по силам справиться уже с настоящими делами: помогать набирать продуктовую корзину в супермаркете, загружать стиральную машину, развешивать и снимать белье с сушилки, протирать пыль и др. Всегда хвалите малыша и благодарите за помощь.

5 лет. «Я вам завтра помогу?». В этом возрасте ребенок может стать полноправным помощником взрослого во всех домашних делах, поэтому родителям остается только выбрать круг его деятельности. Однако именно в этот период у детей часто просыпается нежелание выполнять свои обязанности. В таком случае нелишним будет использовать более строгие методы воспитания, то есть требовать выполнения обязанностей. Главное, чтобы такой подход применялся все же кратковременно и ситуативно.

Трудовое воспитание ребенка: основные ошибки родителей

К сожалению, нередко возникает ситуация, когда родители вроде бы готовы поручить выполнение каких-либо домашних обязанностей ребенку, а он не горит желанием помогать. Но даже в такой ситуации причины поведения малыша в большей степени зависят от самих родителей, поэтому их стоит вовремя осознать.

- Отсутствие позитивной реакции на старания малыша. Первые попытки малыша оказать помощь маме и папе часто неумелы и приводят к еще большим хлопотам, поэтому родители нередко отмахиваются от его усилий или укоряют за неосторожность и полученные от помощи последствия. А потом у ребенка теряется желание предлагать свою помощь, ведь вместо одобрения он боится вновь получить критику.

- Нет бытовых условий. Вряд ли у малыша сохранится желание и инициатива в оказании помощи по дому, если для выполнения тех или иных действий ему физически требуется вмешательство взрослого. Например, веник и совок слишком большие и хранятся в недоступном месте, отсутствуют подставки или табуреты, игрушки лежат на верхних полках стеллажа. Иногда достаточно сделать дом удобным для ребенка, чтобы он почувствовал себя в нем хозяином и проявил ответственность за порядок.

- Отсутствие четких домашних обязанностей ребенка. Постоянство необходимо маленьким детям, это основа их безопасности и комфорта. Поэтому если родители нерегулярно и неожиданно для ребенка вспоминают о том, что ему нужно убрать игрушки или отнести грязную посуду в раковину, малыш будет сопротивляться.

- Неправильное восприятие обязанностей. Очень часто труд, особенно домашний, бытовой, преподносится взрослыми с отрицательной стороны, как нечто вынужденное и неинтересное. Поэтому у ребенка формируется представление о домашних обязанностях скорее как о наказании, нежели о привилегии. Родителям нужно самим полюбить домашние хлопоты, чтобы малыш с радостью к ним подключился.

- Чувство вины у родителей. Случается, что родители ввиду своей занятости чувствуют себя виноватыми перед малышом, поэтому внутренне не уверены, что имеют право нагружать его делами по дому. Ребенок же с младенчества – прекрасный манипулятор, тонко чувствующий слабые места родителей и умело пользующийся ими. Поэтому взрослым надо сначала самим обрести уверенность в правильности своих требований, чтобы малыш смог их адекватно воспринять.

Самое лучшее, что могут сделать родители для своего малыша, – увидеть в нем личность, полноценную и самостоятельную, и создать условия, чтобы он почувствовал себя нужным и значимым.

Малыш легко отвлекается и забывает о своих обязанностях? На этот случай стоит предусмотреть для него какую-нибудь заметную напоминалку, например, разноцветную ромашку, где каждый лепесток раскрашивается и приклеивается после выполнения того или иного дела, или копилку с жетонами-обязанностями (цветными кружочками из бумаги). После исполнения своей работы малыш может получить жетон и бросить его в копилку. Если в такой копилке к вечеру окажутся все 3 (5, 8 и т. д.) жетона, ребенок может получить маленькое вознаграждение – например, любимую сказку перед сном.

В том, что маме помогать действительно надо, никто не сомневает­ся. Только вот почему-то мы это не всегда делаем вовремя. Признайся нам откровенно, сколько раз бывало так, что ты раздражённо отмахи­вался от просьб мамы помочь ей, ссылаясь на то, что у тебя важное де­ло (в то время как ты играл в компьютер). «Мне некогда, я не могу, сделай сама!» – сколько раз твоей маме приходилось слышать это от тебя.

Твои обязанности по дому

Ты считаешь, что ты ещё маленький, чтобы помогать по дому. Но мы же не заставляем тебя делать что-то трудное. А маме помогать на­до, тем более что ты будущий мужчина. А мужчинам на роду написано защи­щать и оберегать женщин.

Мы не собираемся и дальше читать тебе нотации. Мы просто хо­тим тебе напомнить то, что мама - это самый дорогой человек для те­бя на свете. Ей приходится много работать, после чего она ещё дома вынуждена готовить обед, стирать и убираться. Ты не задумывался о том, что это очень тяжело для одного человека? Рано или поздно, но твоя мама не выдержит такой нагрузки, и ей придётся немного отдох­нуть, .

Кстати, ответь нам на такой вопрос: какие обязанности по дому возложены на тебя? Ответь честно, положа руку на сердце и не кривя душой. Ответил? Прекрасно. А теперь давай подумаем, смог бы ты пе­реложить часть маминых обязанностей с её хрупких женских плеч на свои сильные мужские плечи. Если тебе эта процедура не кажется об­ременительной, то давай подумаем, чем конкретно ты можешь помочь маме . Да, не будем забывать о том, что результаты твоей помощи должны быть положительными и не напоминать разгром. А то полу­чится, как в том анекдоте про мальчика, который решил помыть полы. С этим делом он справился отлично, только вот его самого пришлось отмывать да ставить все вещи в доме на место.

Главное - не бойся, что у тебя не получится, что ты не справишь­ся с возложенными на тебя обязанностями. У тебя обязательно всё по­лучится наилучшим образом, а мама будет очень рада, что у неё по­явился помощник.

Уборка кухни: с чего начать?

Первое, с чего ты можешь начать, - это мытьё посуды. Причём оно должно осуществляться своевре­менно и без напоминаний со стороны взрослого. Ты наверняка слышал та­кое выражение, как «поел - убери за собой». Оно должно стать прави­лом номер один для тебя. Как бы ты ни ленился, лучше сразу вымыть за собой посуду. Мама не очень обраду­ется, если, придя домой, найдёт в раковине целую гору грязной посу­ды. Много посуды мыть втройне тяжелее, нежели одну-две тарелки.

1. Мытьё посуды

Ты ни разу в жизни не мыл по­суду? Вот это удивил. Ну хорошо, давай вместе подумаем о том, как это лучше и побыстрее сделать. У мамы обязательно должна быть специальная жидкость для мытья по­суды, а также соответствующая тряпочка или мочалочка. Всё делается очень просто: на эту мочалочку выдавливается немножко моющего средства, а потом этой же мочалочкой ты моешь тарелочку или каст­рюльку, обязательно с двух сторон.

В мытье посуды тоже есть определённый порядок. Например, не стоит мыть чашку из-под чая после жирной тарелки из-под супа. Как правило, сначала моют бокалы и чашки, затем ложки, ножи, тарелки и только потом все кастрюли и сковородки. Кстати, последнее относит­ся к числу самых трудных посудных приборов, которые надо мыть. Ведь там остаются остатки пищи, которые не удалишь обыкновенной мочалочкой.

Чтобы очистить сковородку от остатков пищи, тебе понадобится тёрка, из тонкой металлической проволоки. Она очень быстро устраня­ет все остатки пищи, но смотри не переусердствуй, потому что можешь получить кастрюлю с дыркой. Это, конечно, шутка. После того как ты оттёр все остатки пищи, тебе ещё надо удалить жир с этой кастрюли. Для этого надо помыть её мочалочкой с моющим средством.

Успеха тебе! И даже если вдруг в благородном порыве ты нечаянно разбил одно-два блюд­ца, то это к счастью!

Всю вымытую посуду тебе надо складывать на полотенце, чтобы она там высохла, или же поместить её на специальную сушилку. Сковородки и кастрюли надо обяза­тельно протереть тряпкой и только потом ставить на место. Если ты мокрыми закроешь их крышками и так поставишь на место, то не исключено, что там будет небольшая плесень.

2. Уборка стола

Посуду мы относительно благополучно помыли, а теперь надо стереть все крошки со сто­ла. На этот случай у твоей запасливой мамы тоже имеется специальная тряпочка. Ты думаешь, что с та­кой мелочью, как убрать со стола, ты вполне справишься. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. нам приходилось наблюдать за тем, как мальчишки стирают со столов. Не­ся двумя пальцами на расстоянии вытянутой руки злосчастную неотжатую тряпку, они начинали лениво возить ею по столу, не столько вытирая крошки и пятна, сколько смахивая их на пол. Так вот, чтобы ты не делал того же самого, прислушайся к нашим советам.

Во-первых , хорошенько прополоскать и отжать тряпку. Во-вторых , собрать этой самой тряпкой все крошки и остатки пищи со стола. В-тре­тьих , оттереть все пятна и ляпы от разных соусов, чая и т. д. В-четвёртых , вытереть стол сухой тряпкой.

Раз уж мы заговорили о том, что надо стирать со стола, то тогда необходимо сказать о следующем. После обеда на столе остаются недо­еденные продукты: салаты, хлеб, масло, соусы и т. д. Это всё следует убирать на место. Хлеб - в пакет, салаты и масло - в холодильник, предва­рительно накрыв тарелочкой, чтобы не заветрели.

3. Чистка плиты

Ой, мы с тобой забыли про плиту. Она тоже нуждается в том, что­бы её отмыли от всяких кулинарных ляпов. Делается это очень просто. Надо подождать, пока остынут конфорки. Потом убрать решётку, кон­форки, налить на поверхность плиты какого-нибудь чистящего средст­ва и потом устранить всю грязь. Кстати, решётку тоже надо бы по­мыть, потому что на ней бывают пятна.

Итак, теперь ты худо-бедно сможешь помыть посуду, убрать со стола, почистить плиту. Надо добавить, что делать это всё следует каж­дый день безо всяких напоминаний. Причём возьми себе за правило убирать не только за собой, но и за остальными членами семьи. , которые с успехом могли бы проделывать всё то же самое, то почему бы вам не поделить обязанности. Если это по какой-то причине не удаётся сделать мирным путем, то договоритесь так: один день за порядком будет следить он/она, а другой - ты.

Уборка комнаты

Теперь давай поговорим о том, что ты вполне можешь . Совсем незачем доводить комнату до та­кого состояния, что она становится похожей на загон для лошадей. Те­бе потом самому становится трудно всё это разгребать. При условии, конечно, что это делаешь ты, а не бедная мама.

Итак, давай начнём. Придя из школы и пообедав, а также убрав­шись на кухне, ты можешь приступить к своей комнате. Каким бы сильным ни было твоё желание завалиться смотреть какой-нибудь бо­евик, не стоит ему поддаваться. Сделал де­ло - гуляй смело.

Для начала протри влажной (а не мокрой) тряпкой пыль со стола, книжных полок, шкафов, то есть со всего того, куда заглядывает глаз человеческий. Когда с этим будет закончено, убери все вещи в шкаф. Одно маленькое условие - вещи должны быть сложены так, чтобы на следующий день их не пришлось гладить. Книги, тетради и прочие должны находиться в специально отведен­ных для этого местах: книги - на полке, ручки и карандаши - в орга­найзере, ненужные бумажки - в мусорном ведре.

МАГАЗИН - для маленького ребёнка это целое событие. Надо найти товар и обязательно нарисовать денежки. Сначала ты будешь продавцом, а потом - он/она. Причём можно ведь играть как в про­довольственный магазин, так и в магазин промышленных товаров. На каждый предмет наклеивается ценник. Обязательно надо сделать при­лавок, а покупателю надо дать в руки большую сумку. Можно вклю­чить в игру такой элемент: покупатель должен торговаться.

БОЛЬНИЦА - это одна из самых распространённых и любимых детьми игр. На доктора надевается белый халат, на шею вешается фо­нендоскоп. Берём все пустые ненужные пузырьки, бутылочки. На стол кладём какую-нибудь тетрадь, которая будет журналом для записи больных. Сначала врачом будешь ты, чтобы примерно показать ма­ленькому, как быть врачом. А потом вы поменяетесь ролями. Чтобы не возникало всяких ненужных скандалов, тебе нужно выполнять всё, что скажет маленький доктор, или хотя бы притвориться, что ты это дела­ешь. Иначе братишка или сестрёнка быстро поймут, что ты их обманы­ваешь, и тогда плача не избежать.

ПРЯТКИ - если в эту игру играть достаточно спокойно, то впол­не можно обойтись без шума и гама. Главное - не забывай хоть не­много поддаваться младшим.

Если фантазия истощилась, посмотрите какие-нибудь мультфиль­мы по телевизору или .

А вообще, тебе должно быть видно самому, что в доме требует тво­его вмешательства, и тогда твоя мама будет тебе очень благодарна. Лю­бая мамина просьба, начиная с просьбы сходить за хлебом и заканчи­вая уборкой в своей комнате, должна выполняться тут же, безо всяких отговорок и отнекиваний.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»