Формы социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация в психологии

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Дезадаптация как социальный феномен

“Отклоняющимся“ (девиантным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа”. брошюра

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде поступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально- пассивной позиции - самоубийство, суицид.

Особенно большое распространение как у нас в стране, так и за рубежом получила такая форма социально-пассивных отклонений как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма, такое поведение получило на Западе название - саморазрушающего поведения.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.

Авторские подходы к определению понятия «ДЕЗАДАПТАЦИЯ» Г. М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров - дезадаптация - психическое состояние, возникшее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.

В.Е. Каган - дезадаптация - расстройство объективного статуса в семье и школе, затрудняющего учебно-воспитательный процесс.
К. Роджерс - дезадаптация - состояние внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека.

Н.Г. Лусканова И.А.Коробейников - дезадаптация - некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, в крайних случаях невозможной.

А.А. Северный - функционирование индивида неадекватное его психофизиологическим возможностям и потребностям и/или условиям среды и/или требованиям микросоциального окружения.
С.А. Беличева - дезадаптация явление интегративное, имеющее ряд видов: патогенную, психосоциальную, и социальную (в зависимости от природы, характера и степени дезадаптации).
М. А. Хуторная - проявление нарушений межличностных отношений и нарушения образа «Я» ребенка, с точки зрения связи ре¬бенка с окружающим миром. [, с.166-167] соц пед Суртаева

Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.
В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так в сложном сочетании.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических расстройств и отклонений, в частности так называемую психогенную дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки), энурез и т.д.), что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. “В общей сложности по данным Санкт-Петербургского детского психотерапевта А.И.Захарова до 42% детей дошкольного возраста страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи психоневрологов и психотерапевтов.”

Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения.

“Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяют проблемы олигофрении, проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей и подростков. У олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несколько профессий, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих подростков, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-педагогических условий и коррекционно-развивающих программ”.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность. соц пед Никитина
Социальная дезадаптация – нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, социальных установок. краткий словарь

Временная дезадаптация – нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности. [, с.168] соц пед Суртаева
Авторские подходы к определению понятия «АДАПТАЦИЯ» «Адаптация» (от лат adaptare - приспособлять) - 1.- приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся ус¬ловиям среды. 2. В теории Т. Парсонса А. - вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функ¬циональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Д. Джери, Дж. Джери Адаптация - путь, которым социальные системы любого рода (например, семейная группа, деловая фирма, национальное государство) «управляют» или отвечают на среду своего обитания. Согласно Толкоту Парсонсу, «адаптация - это одно из четырех функциональных условий, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить».
В.А. Петровский - адаптация философско-психологическое яв¬ление. В самом широком смысле - характеризуется состоянием ре¬зультата деятельности индивида и принятой им цели; как некая способность любой личности «строить свои витальные контакты с миром»

Б.Н.Алмазов - философское понятие социальная адаптация конкретизируется по крайней мере в трех направлениях: адаптационное поведение, в интересах среды воспитания; адаптационное состояние (отражающее отношение человека к условиям и обстоятельствам, в которые он поставлен воспитательной ситуацией); адаптация как условие эффективного взаимодействия несовершеннолетнего со взрослым в системе воспитания»; а адаптивное, как «внутреннюю готовность учащегося принять обстоятельства воспитания», выдвигает на первый план психологический аспект.
Адаптация социальная - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Для личности адаптация социальная носит парадоксальный характер: она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поис¬ковая активность. [с.163] Суртаева

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно - нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок. Формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и “красивой” жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию. Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.

Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий процесс. Холостова

Глубоко понимая детскую психологию, А.С. Макаренко отмечал, что в большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем сирот. Предательство со стороны близких ребенку взрослых наносит ему непоправимую психическую травму: происходит надлом детской души, потеря веры в людей, справедливость. Детская память, сохранившая непривлекательные стороны домашней жизни, является благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач. Такое детство нуждается в реабилитации - восстановлении утраченных возможностей жить нормальной, здоровой и интересной жизнью. Но этому может помочь только гуманизм взрослых: благородство, бескорыстие, милосердие, сострадание, совестливость, самоотверженность...

Значимость реабилитационно-педагогической работы особенно возрастает в кризисные периоды жизни общества, вызываю¬щие значительные ухудшения в состоянии детства. Своеобразие момента для реабилитационной педагогики состоит в том, чтобы найти действенные меры преодоления проблемной ситуации детства педагогическими средствами.
Какой же образ ребенка, нуждающегося в реабилитации, возникает в нашем сознании? Скорее всего, это:
дети-инвалиды;
дети с особенными нужда¬ми в образовании;
дети улиц;
дети с девиантным поведе¬нием;
дети с ослабленным здоро¬вьем, с хроническими соматическими заболеваниями и др.

Все разнообразие определений подростков, нуждающихся по различным причинам в педагогической реабилитации, может быть сведено к названию «особенные подростки». В качестве одного из основных признаков, по которому подростки могут быть отнесены к категории «особенных», является их дезадаптация - нарушенное взаимодействие индивида со средой, которая характеризуется невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям и запросам.
Понятие «дезадаптация» считается одним из центральных понятий реабилитационной педагогики в рассмотрении проблем, нуждающихся в педагогической реабилитации детей. Именно подростки с нарушениями средовой адаптации в первичном учебном коллективе и должны рассматриваться как основной объект педагогической реабилитации.

Учеными Института психотерапии (С.-Петербург) «школьная дезадаптация» рассматривается, как невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоопределения. Морозов

В психологической литературе подростковый возраст отмечается как кризисный, когда происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подростки характеризуются особой чувствительностью, беспокойством, раздражительностью, повышается недовольство, душевное и физическое недомогание, которое находит свое проявление в агрессивности, капризах, вялости. Насколько гладко или болезненно пройдет этот период для несовершеннолетнего, будет зависеть от среды, в которой проживает ребенок, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное. кон

Значительная часть воспитанников центра - социальные сироты. У них есть оба или один родитель, но их наличие лишь увеличивает социальную дезадаптацию ребенка в силу разных причин.

Таким образом, можно говорить, что безнадзорные дети воспитываются в основном в неполных семьях, где родители имеют повторный брак. Отсутствие одного родителя затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонний характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.

Много семей находится без постоянного заработка, т.к. родители в таких семьях являются безработными и не пытаются трудоустроиться. Основными источниками дохода являются получение пособия по безработице, пособия на ребенка, в том числе пенсии по инвалидности ребенка, по потере кормильца, алименты на ребенка, а также попрошайничество, как ребенка, так и самих родителей.

Таким образом, безнадзорность и беспризорность огромного количества детей является следствием лишения или ограничения тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития ребенка.

Достаточно высок процент детей, поступающих в центры и требующих защиты государства по причине асоциального поведения родителей. В большинстве семей один из родителей злоупотребляет алкоголем, или пьют оба родителя. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, часто применяются наказания по отношению к детям: как словесные упреки, так и применение физического насилия.
Большинство воспитанников при поступлении в центр не имеют навыков самообслуживания, т.е., воспитываясь в семье, они не получили необходимых санитарно-гигиенических и хозяйственно- бытовых навыков.

Таким образом, несовершеннолетние, находящиеся в специализированных учреждениях, имеют печальный опыт проживания в семье, отражающийся на их личности, физическом и умственном развитии.

Для них характерен неполноценный эмоциональный опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляется грубость, перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. Или беспризорные дети имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои реальные возможности. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими.

Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. У детей, имеющих опыт беспризорной жизни, снижена самооценка, они неуверенны в себе, подавлены, замкнуты. Сфера общения у этих детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношении с взрослыми. С одной стороны, они сами немало пострадали от действий взрослых, с другой стороны, у детей складывается потребительское отношение к родителям.

Отсутствие чувства психологической защищенности ослабляет потребность подростков в общении. Деформация процесса общения проявляется в разных вариантах. Во-первых, это может быть вариант изоляции - стремление уйти от общества, избежать конфликтов с детьми и старшими. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего "Я".

Другой вариант может проявляться в оппозиции, которая характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже весьма доброжелательных. Оппозиция выражается и демонстрируется в действиях негативного характера. Третий вариант- агрессия характеризуется стремлением разрушать отношения, действия, приносить окружающим физический или психический вред, что сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти. .

Медицинское обследование детей в центре показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. Некоторые дети по несколько лет не были на приеме у врача, а поскольку они не посещали и детские дошкольные учреждения, то были полностью лишены медицинского наблюдения.

Особенностью подростков, находящихся в центре, является пристрастие к табакокурению. Около воспитанников имеют опыт курения, что приводит к такому заболеванию, как острый трахит.

Специалистами отмечено, что безнадзорные и беспризорные дети имеют большие проблемы в интеллектуальном, психическом и нравственном развитии.

Из всего выше указанного можно составить обобщающий портрет ребенка, нуждающегося в социальной реабилитации. В основном это дети 11-16 лет, воспитывающиеся в неполных семьях и в семьях, где родитель вступил в повторный брак. Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальное: родители злоупотребляют алкоголем. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью.

Поэтому сегодня необходимо проводить социально-педагогическую реабилитацию дезадаптированных детей и подростков.

Для успешного осуществления адаптации дезадаптированных детей, «выбитых» из жизненной колеи, их подготовки к самостоятельной жизни в социуме мной разработана программа «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков посредством трудовой деятельности в КУ СРЦН», которая имеет рецензию. Разработанная мной программа адаптирована к данной категории участников эксперимента, внедрена и использована на практике.
Мы объективно оценили результаты эксперимента, вывели процентное соотношение практической готовности к труду подростков до начала эксперимента и на момент завершения. Степень эффективности определяется уровнем социальной активности дезадаптированных подростков Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и способностью самореализоваться в социальной среде.

Конечный результат положительный, т.к. в ходе реализации программы труд способствовал формированию интереса подростков к труду на общую пользу, развитию потребности и способности трудиться, воспитанию устойчивых волевых качеств, формированию нравственных качеств личности, социально ценных установок на все виды трудовой деятельности, воспитанию дисциплины, трудолюбия, ответственности, социальной активности и инициативы. Что является основой успешной социализации личности подростка.

Поскольку социальная дезадаптация является разрушением, расстройством тех результатов, которые достигнуты в процессе адаптации индивида к обществу, необходимо в первую очередь уяснить сущность именно этого важнейшего социального явления.

Эстафету изучения адаптации социальные науки принимают из рук биологии , и практически во всех современных исследованиях присутствует представление о том, что в социальной адаптации участвуют индивиды, наделенные как социальной, так и биологической сущностью. Такой подход берет начало еще от Г. Спенсера, который рассматривал общество как социальный организм и соответственно адаптацию индивидов как постоянное достижение равновесия организма (индивида) со средой (обществом) . В результате такого непрерывного приспособления происходит усложнение общественного устройства.

Значительным стимулом исследования социальной адаптации в западной социологической науке послужил иммигрантский характер американского общества, в результате чего каждый индивид и каждая национальная группа должны были приспосабливаться к новым для них условиям. В трудах Ф. Знанец- кого изучалась адаптация в Америке выходцев из Польши, причем автор исследует этот процесс через усвоение индивидами социального опыта в процессе социального действия . Его исследования и теоретические положения со всей определенностью показывают, что процесс адаптации человека к новым условиям имеет прежде всего социальную природу.

Хотя Э. Дюркгейм не использовал термина “адаптация”, он изучал приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам. На индивидном уровне это выражается в принятии господствующей общественной морали, усвоении представления о своем долге, что проявляется в идейных представлениях и действиях . На уровне общества основным инструментом такого приспособления является само наличие этих норм, их общезначимый характер. Отклонение индивида от усвоения этих норм представляло собой индивидную патологию. Отсутствие норм или их слабость, “аномия” (без- нормативность) - патология всего общества, которая должна быть преодолена.

Такое понимание было шагом вперед для своего времени, однако пассивный характер подчинения индивида нормам, игнорирование активности личности и роли социокультурных факторов потребовало дальнейшего рассмотрения сущности взаимоотношений индивида и общества. М. Вебер, признавая роль социальной нормативности, обратил в то же время внимание на вопрос соответствия или несоответствия социальных норм интересам и ожиданиям человека . Основанием для следования нормам является рациональность, способность добиться в этом процессе эффективных результатов. Индивид ищет наиболее подходящие для него нормы в мозаике социальных ценностей и также самостоятельно видоизменяет или творит их. Вебер рассматривает как целерациональное, так и ценностнорациональное поведение, причем в таком варианте приспособление человека к обществу также является источником социального прогресса.

Однако описанная М. Вебером деятельность, построенная на достижении индивидуального блага и применяемая без учета интересов других индивидов, могла нарушить равновесие общества. Т. Парсонс рассматривает процесс взаимодействия индивида и общества как взаимный компромисс, постоянную интеграцию отдельных социальных элементов в систему. Этот процесс построен на балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды . Поэтому, в соответствии с его представлениями, адаптация - это одновременно и процесс достижения стабильности, и результат этого процесса, общественный порядок, благоприятный как для индивида, так и для общества. Как и в других своих исследованиях, Парсонс исходит из аналогии применения к социальной действительности биологического механизма гомеостазиса, то есть равновесия социального организма или системы, восстанавливающих свое стабильное состояние невзирая на внешние воздействия.

Однако общество представляет собой только относительно стабильную систему, внутренняя структура которой динамична. В силу этого адаптация индивида осуществляется также противоречиво и конфликтно. Р. Мертон рассмотрел индивидуальные пути адаптации индивида к обществу, исходя из фактора принятия или непринятия им ценностей данного общества и путей их достижения . Автор рассматривает адаптацию индивидов и как приспособление к нормам общества, и как бунт против них. Его типология, в рамках которой только конформизм не является девиантным, а все остальные варианты демонстрируют формы отклоняющегося поведения, очень наглядно, хотя и несколько упрощенно, показывает механизмы девиации.

Итоговое обозрение многообразных подходов к адаптации, которые рассматривают те или иные стороны, грани этого явления, приведено в работе отечественного автора Л. В. Корель , которая выделяет такие аспекты адаптации, по-разному анализируемые у различных авторов:

  • - адаптация как процесс приспособления индивида к новой среде; адаптация как результат приспособительного процесса; адаптация как способ достижения какой-то цели и приобретения пользы для индивида;
  • - адаптация как достижение равновесия между субъектом и средой; адаптация как процесс, обеспечивающий не только стабильность, но и возможность развития индивида.

Это подробное рассмотрение, достаточно полно освещающее состояние научного исследования социальной адаптации, не является в то же время исчерпывающим, поскольку ряд ученых выделяет также неадаптивную активность общественного человека . Более того, в гуманистической психологии оспаривается сама идея гомеостазиса. Основатель логотерапии В. Франкл писал: “На самом деле человеку требуется не равновесие, а борьба за какую-то цель, достойную его... Человеку требуется не равновесие, а...духовная динамика, в границах полярного напряжения, где один полюс представляет собой смысл, цель, которая должна быть реализована, а второй полюс - человека, который должен осуществить эту цель” .

Кроме того, в большинстве случаев исследователи ведут речь об индивидуальной адаптации, однако следует иметь в виду, что в этом процессе могут участвовать также и группы, начиная от семьи, вплоть до целого социального слоя. В этом случае индивидные изменения происходят как участие одновременно в двух процессах: адаптация к новым требованиям социума и адаптация к изменившимся условиям своей группы.

Проанализировав содержание процесса адаптации, можно сделать вывод, что, во-первых, в ней всегда имеет место субъект адаптации, индивид, семья или группа, которым необходимо приспособиться к окружающей социальной среде для того, чтобы иметь возможность наилучшим образом функционировать в ней, достигнуть желанного результата в этом функционировании. Цель этой адаптации может быть разнообразна - возможно, достижение наибольшего успеха, возможно, только минимального соответствия требованиям среды (ритуализм - в трактовке Мертона).

Во-вторых, среда адаптации, то внешнее окружение, к которому нужно приспособиться. Для самого процесса адаптации и достижения ее адекватного результата имеют значение также характеристики этого общества, его соответствия или несоответствия внутренним ожиданиям и установкам индивида: “Адаптация представляет собой баланс между взаимными ожиданиями индивида и социальной среды” . Нормы и представления этого общества могут быть не вполне приемлемы для субъекта адаптации; возможно также, что эти нормы являются объективно антисоциальными.

Например, нормы тоталитарного, фашистского режима, принудительные для желающих выжить индивидов и групп, предусматривали отказ от гуманистических представлений, демократических ценностей. Их принятие, как показывает опыт ряда обществ XX века, приводило многих индивидов к серьезному внутреннему конфликту, ценностному и поведенческому. В то же время практика идеологического и социального реформирования конца века в нашей стране показывает, что объективно прогрессивные ценности индивидуальной социальной свободы и ответственности могут противоречить внутренним экс- пектациям достаточно больших групп индивидов, целых социальных слоев, которые предпочтут несвободу и в силу этого - безответственность .

В-третьих, элементом адаптационного процесса является само взаимодействие субъекта и среды. Учитывая постоянную изменчивость двух первых элементов, можно считать, что адаптация имеет начало, но не имеет конца. Действительно, первоначально в этот процесс вступает индивид с определенными свойствами, которые изменяются под влиянием возраста, социальных трансформаций, самовоспитания, результатов адаптации. Как указывал С. Д. Артемов, под адаптацией мы понимаем “не просто приспособление личности к окружающей среде, но и активный процесс воспитания личности социумом, процесс, в котором и личность, и социум играют активную роль” . Однако и среда, к которой необходимо приспособиться, также постоянно изменяется, причем иногда в очень значительных масштабах. Поэтому, даже если речь идет об относительно стабильной среде, процесс приспособления индивида к ней можно описать словами знаменитого парадокса Л. Кэррола из его философской сказки: для того чтобы стоять на месте, нужно все быстрее двигаться вперед. Эффективная адаптация к динамической среде должна включать в себя способность к дальнейшему личностному и социальному развитию .

Более того, социальная деятельность индивидов и групп ведет не только к адаптации их к социуму, но также и к преобразованию конкретной социальной среды в соответствии с потребностями взаимодействующих сторон: под влиянием адаптации изменяется не только индивид, но также и социум . Наконец, в каждом моменте социального изменения можно видеть взаимодействие двух масштабных социальных процессов - адаптации и трансформации социальных организмов различного ранга. Эти метатехнологии проходят сквозь все социальные процессы.

Во взаимодействии двух или более социальных субъектов можно видеть либо деятельность по адаптации одного субъекта к другому, либо их взаимную адаптацию. Приспособление индивида к социальной среде можно рассматривать как частный случай такой ситуации, ибо, как правило, среда выдвигает агента адаптации (лицо, орган или учреждение, которое побуждает или вынуждает его к адаптации), либо индивид сам осознает необходимость приспособления и побуждает себя к нему. Для этого необходимо изменение - сознательное или бессознательное - адаптирующегося субъекта, перестройка структуры личности, пересмотр взглядов на себя или на свое окружение. Разумеется, это предъявляет высокие требования к субъектному потенциалу данного человека. Во многих случаях слабость личности, которая может быть связана с возрастом, ослаблением физического и психического здоровья и т. д., блокирует возможности самопроизвольного внутреннего изменения, и человеку для трансформации необходим внешний стимул, постоянное стороннее воздействие.

Понимание адаптации как включения индивида в социальную общность лежит в основе того процесса и одновременно периода жизни каждого индивида, который носит название социализации. Более того, она рассматривается как один из механизмов социализации, позволяющих личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды “путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамического социального окружения” .

Социализация - важнейший процесс, который формирует не просто личность, но и создает человека в целом. Социализация рассматривается в двух аспектах - во-первых, как вхождение индивида в общество, приобщение к социальной жизни . Важность этого процесса обусловлена тем, что человек рождается только с предпосылками социального существа. А во-вторых, для того чтобы он развился в полноценную человеческую личность, необходима его социализация, которая включает воспитание как целенаправленную передачу социальных норм и социальных ценностей, неосознанное восприятие (“впитывание”) социальной информации, складывание характера, эмоционального строя и других черт личности под влиянием сформулированных и несформулированных требований общества.

Врожденные предпосылки - психофизиологическая конституция, задатки интеллекта - получают в этом процессе более или менее полное развитие, причем объем и содержание такого развития в первую очередь определяются возможностями семьи данного ребенка и потребностями общества. Данные элементы следует рассматривать именно в таком порядке. Но в тех случаях, когда семья данного ребенка не может создать ему должных условий для социализации, обусловленных уровнем требований общества, когда она не может обеспечить факторы воспитания, адекватные природным задаткам именно этого ребенка, со всеми его сильными и слабыми сторонами, когда, наконец, у ребенка нет семьи и он воспитывается в стационарном учреждении, мы говорим о неадекватной социализации.

Такая деятельность, специально именуемая иногда первичной социализацией, является основной функцией семьи как социального института , независимо от ее типа и уровня развития общества. В семье ребенок усваивает язык, эмоциональный строй, основные ценностные нормы и содержательные представления данного общества. Впоследствии значительная часть его семейных взаимоотношений будет строиться на основе того фундамента, который сформировался в результате его семейного опыта или опыта квази-семьи в виде детского дома, интернатного учреждения и т. д.

Однако социализирующая роль семьи ограничена в первую очередь тем, что функцию социализации с семьей разделяют другие институты, в особенности институты образования. Поскольку среднее образование в большинстве обществ является обязательным, школа этого уровня представляет собой непременную ступень и элемент социализирующего процесса, которая не только доставляет детям определенный набор знаний, но также прививает соответствующие возрасту социальные навыки и поведенческие нормы.

Семья, кроме того, ограничена в своих социализирующих воздействиях также и во времени. В одной из своих центральных работ Т. Парсонс (в соавторстве с Р. Бейлсом) показал, что взрослеющий подросток нуждается в специальном институте, опосредствующем его отрыв от теплого семейного мира и приспособление к жесткому миру взрослых. В качестве такого института они рассматривали подростковые группировки, членство в которых позволяет вытеснить авторитет родителей и заменить его авторитетом сверстников, непосредственного социального окружения. На основе усвоения этих групповых социальных ролей происходит, согласно представлениям американских авторов, переход к статусу самостоятельного взрослого человека.

Современная наука, прежде всего отрасли социального знания, накопила достаточный объем знаний о проблемах адекватной и неадекватной социализации детей, о специфике личности детей, воспитывающихся в интернатных детских учреждениях, о воздействии феминизированной воспитательно-образовательной среды на формирование подрастающего поколения . Так, Л. П. Буева формирование человека раскрывает через соотнесение понятий “развитие личности”, “развитие организма”, “развитие психики” .

Однако кроме усвоения социальных знаний индивид приобретает в обществе определенное место, то есть известный статус и социальную роль. Второе значение социализации предусматривает именно это целенаправленное и сознательное действие, которое индивид производит на протяжении всей своей жизни, а не только в детстве. Адаптационные механизмы социализации позволяют индивидам вступать во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, институтами, организациями и обществом в целом, реализовывать свои способности в достижении индивидуальных целей и в конечном счете - целей всего общества. В этом контексте процессы социализации учитывались и изучались преимущественно на материале школьных и трудовых коллективов, на материале профессионального становления . Это рассмотрение включает в себя процессы познания окружающей действительности и самопознания, принятие новых ролей и статусов, вступление индивида в новые для него группы, овладение новыми навыками и формирование новых ценностных ориентации и установок .

Помимо этого социализация обеспечивает усвоение культуры и преемственность развития общества. В соответствии с таким подходом, социализация происходит на протяжении всей жизни человека, включая в себя усвоение, воспроизводство и развитие социальных норм и культурных ценностей .

Социокультурный смысл этого явления предусматривает понимание не только того, что усваивают индивиды, но также и того, как это усваивается. Виды социализации и ее институты культурно и социально специфичны. Поэтому Н. Смелзер рассматривает социализацию как “способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям” , подчеркивая субъектную роль индивида в этом процессе.

Процесс социализации включает адаптацию как свой первоначальный элемент, однако помимо приспособления, заключающегося в принятии норм внешней среды, в него входит еще такой элемент, как интернализация или интериоризации усвоенных понятий, норм и ценностей, то есть включение их во внутренний мир личности, их присвоение. Это механизм социальнопсихологический, основанный на непосредственной привлекательности для личности каких-то внешних условий, духовных ценностей, конкретных людей, на личной заинтересованности в приобретении знаний, ценностей, общения с людьми .

Отталкиваясь от такой трактовки, можно сделать вывод, что для минимально приемлемого функционирования в определенной социальной среде индивиду нужна адаптация к ней. Но, совершая адаптацию, индивид не всегда осуществляет социализацию по отношению к этой среде, довольствуясь иногда только внешним приспособлением к обстоятельствам. Таким образом, социализированный человек - это всегда целостная личность с достаточной степенью субъектности. Целостность обозначает:

  • - наличие потенциала социализации;
  • - способность к формированию социальных качеств;
  • - способность к осуществлению социальной деятельности.

Вместе с тем этой целостностью может не обладать адаптированный индивид, который лишь частично реализует свой потенциал социализации. Иначе говоря, адаптация является необходимым, но не достаточным условием социализации.

Наиболее интенсивным процесс социализации является в раннем детстве, подростковом возрасте и юности. В этот период для социализирующейся личности обязательно нужны взрослые люди, “значимые другие”, которые бы содействовали их включению в общество. Поскольку на стадии детства механизм социализации состоит из неосознанного восприятия, имитации и идентификации , именно на этих значимых взрослых направлено внимание формирующейся личности. Неосознанное восприятие обусловливает такие важные для ребенка процессы, как усвоение языка и эмоционально-психического склада своей семьи или своего этноса. Имитация -- это более или менее осознанная попытка ребенка подражать определенной модели поведения родителей, родственников, и т. д. Идентификация означает внутреннее отождествление себя с определенным индивидом, социальной ролью, ценностной нормой. Характерно, что эти механизмы будут действовать также на этапах социализации взрослого и даже стареющего человека.

Высокий уровень напряженности и динамичности имеет подростковый или юношеский этап социализации. Иногда в него помещают даже два различных по содержанию этапа. Так, Г. Е. Зборовский считает, что различаются такие периоды, как возраст 13-14 лет, а также следующий за ним отрезок, верхней границей которого представляется возраст от 18 до 23-25 лет . Е. М. Черняк выделяет юношеский этап социализации, относя к нему тех, кого в англоязычных странах принято называть тинэйджерами, - от 13 до 19 лет.

Существует также в первую очередь психологическая классификация развития человека с точки зрения его личностных возрастных кризисов, скачкообразно меняющих самооценку индивида и иногда его поведение. Как раз на подростковый возраст приходится так называемый пубертатный криз, который биологически заключается в половом созревании юноши или девушки, резких перепадах настроения, сопровождающих этот процесс, а в социальном смысле заключается в переосмыслении прежних систем ценностей, гиперкритицизме, возникновении ориентации на внесемейные и внешкольные авторитеты.

Весь этот болезненный комплекс симптомов проявляется на фоне социального взросления личности и приобретения подростком новых статусов. В некоторой мере подростковая преступность вызвана бунтарскими настроениями этого возраста и той враждебностью, которую, по мнению подростка, проявляет к нему мир взрослых. Американские социологи считают, что подростковая делинквентность - возрастное отклонение, которое пройдет вместе с взрослением индивида. Однако надежды на самопроизвольное разрешение данного конфликта не всегда оправдываются, во-первых, потому, что обретение устойчивого места в социальной структуре требует иногда таких усилий, которые не под силу юношам и девушкам, и они выбирают более легкие (или более доступные) пути к социальному успеху. Кроме того, опыт соприкосновения с миром правонарушений и правонарушителей может закончиться для подростка трагически.

Подростковая преступность - проблема всего мира, изучаемая целым комплексом социальных наук и служащая объектом дискуссий. Правонарушения несовершеннолетних - один из вариантов выбора в период пубертатного криза. Не всегда это свободный выбор - взрослые могут принуждать подростка, ребенка более юного возраста к незаконным занятиям. Существует целая “индустрия”, использующая детей в процессе попрошайничества. Эксплуатация несовершеннолетних -- это вообще отдельная тема, требующая рассмотрения с различных, в том числе социологических, позиций. В то же время чаще способствует соскальзыванию подростков в криминальную деятельность отсутствие попечения со стороны взрослых или их прямое попустительство.

Неправильная (неадекватная) социализация или расстройство социализации - это явление, которое ведет к кризису личности, но также создает кризисное напряжение в обществе. Устранение или минимизация этого явления будет способствовать как сохранению множества индивидуальных судеб, так и улучшению состояния общества, снижению конфликтности, повышению эффективности общественного развития.

Дети и подростки, ставшие жертвой такого личностно-социального явления, имеют право на помощь общества в реабилитации их способности полноценно функционировать в обществе.

Если кратко сформулировать итог социальной адаптации детей и подростков, можно определить его как овладение присущими возрасту знаниями, умениями и навыками, включая социальные знания и умения.

Поскольку социальная адаптация является двусторонним процессом, причиной дезадаптации, выражающейся в асоциальных формах поведения, в рассогласовании индивида с окружающей средой, в деформации системы ценностных ориентаций, внутренней регуляции, социальных установок , может служить то рассогласование, причиной которого является деформация либо одной из сторон этого взаимодействия, либо их обеих.

Дезадаптация несовершеннолетних имеет объективные и субъективные проявления. Объективно она проявляется в ограничении способностей выполнять социальные функции, в разрыве социальных связей, субъективно - в искажении системы внутренних норм, ценностных установок, в поведении, не соответствующем должному. Дезадаптация влечет за собой несоответствие основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательными для детей и молодежи . Социальная дезадаптация детей и подростков выражается также в неумении осуществлять присущие возрасту формы деятельности, причем это является результатом либо несформированности таких умений, либо в их разложении под действием ряда факторов. Таким образом, мы может говорить, что социальная дезадаптация несовершеннолетних может перевести их в категорию непродуктивных иждивенцев.

Возможность дезадаптации объективно присутствует в детском образе жизни. Это определяется применением типизированных инструментов социализации, в первую очередь такого единообразного и стандартизированного института, как школа, к индивидуальным и неповторимым личностям детей и подростков. Дети с значительными объективными или субъективными отклонениями испытывают потенциальную угрозу дезадаптации.

Если объективные социальные качества и умения не сложились к определенному возрасту, зафиксированному школьным или социальным стандартом, возможно, ребенок является ретардантом, который развивается по нормальному жизненному сценарию данного общества, но более медленными темпами, отставая от той условной схемы, которая задается социальными, в основном школьными, требованиями. Все необходимые интеллектуальные и морально-психологические конструкции могут формироваться у него также с запозданием. Социальное окружение часто формирует у такого ребенка негативные стереотипы и комплексы, хотя именно такой темп развития был присущ многим личностям, впоследствии квалифицированным как гении.

Поэтому представление о множественности вариантов нормы не только станет широко распространенным, но также интернализируется агентами социализации, когда тоталитарное представление о едином образце нормы отойдет в прошлое, тогда можно будет говорить о ликвидации достаточно существенной предпосылки детской и подростковой дезадаптации. Разумеется, если внутренняя структура личности ребенка деформирована неправильными ожиданиями и действиями взрослых, если ребенка вынудили стать дезадаптантом, тогда для нормализации его структурных и поведенческих элементов необходимы специальные профессиональные усилия.

Это вариант, который можно назвать индуктированной дезадаптацией. Она связана с волюнтаристичностью представлений об объеме и содержании образования, о типе личностного развития, которого обязан достигать каждый индивид к определенному возрасту, с стремлением втиснуть в объем школьного времени и память учащегося огромное количество несистематизированного узкоспециального материала, большая часть которого не пригодится не только человеку, который выберет профессию, связанную с низкоквалифицированным трудом, но также и будущему специалисту самой интеллектуальной сферы, которому понадобятся углубленные знания, но только в одной своей области.

Разумеется, никто не будет отрицать желательности формирования многосторонне или даже всесторонне развитой личности. Однако современная система образования и воспитания обеспечивает не многосторонность, а фрагментарность картины мира, которая складывается у школьников. Кроме того, она навязывает детям необходимость быть равно успешными во всех отраслях знания, что в силу специфики врожденных способностей доступно только малой части детей, а не всем им. Оценка по нелюбимому предмету, не столь благоприятная как по любимому или не столь престижная, к которой привык ученик в ранних классах, может вызвать снижение самооценки, конфликт с учителями и внутренний конфликт, который, не исключено, скажется также на тех предметах, к которым ребенок испытывает склонность. В течение достаточно краткого срока (обычно при переходе из младших классов в средние) нормальный ребенок превращается в неудачника, которого едва терпит школа, который не чувствует себя уверенно в среде одноклассников. Это тоже навязанная дезадаптация.

Еще одной из причин дезадаптации детей и подростков может служить объективно ограниченный объем умственных задатков и интеллектуальных предпосылок ребенка. В достаточно жестком российском социуме, где даже обладающие полноценным интеллектом и сильными волевыми качествами индивиды с трудом завоевывают себе место в жизни, современный гуманистический подход к личности, уважение к ней независимо от уровня интеллекта или особенностей характера пока не нашли себе применения.

Зрелое демократическое общество вырабатывает механизмы для предотвращения и преодоления утраты адаптационных свойств такими детьми и подростками - превентивные меры, коррекционные: классы выравнивания, индивидуальный подход и т. д. Общество с неизжитыми традициями тоталитаризма прибегает к стигматизации, вытеснению таких детей из нормальной социальной сети, превращению их в изгоев.

Данные примеры указывают на существование различных типов социальной дезадаптации детей, которые, в частности, получили определение как патологическая и непатологическая ее формы . Непатологическая дезадаптация протекает в социально нормальных условиях, не является глубокой и длительной и поддается коррекции. Патологическая - является реакцией на серьезное расстройство условий жизнедеятельности и корректируется значительно хуже.

С. А. Беличева также выделяет дезадаптации, носящие устойчивый, хронический характер, и дезадаптации, имеющие временный характер. Временную дезадаптацию могут вызвать психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами, астенизацией и т. д. Можно даже сделать вывод, что каждый взрослеющий ребенок переживает последовательное чередование периодов адаптации и дезадаптации.

Как показывают исследования, социологи и психологи достаточно активно обсуждают и изучают социально-психологическое содержание дезадаптации. В настоящее время все более активно разворачивается исследование причин социологического смысла социальной дезадаптации детей и подростков. Источник ее видится в социальной депривации, переживаемой детьми и подростками. Депривация - объективная характеристика и субъективное переживание обделенности, лишения чего-либо, причем переживаться она может не на основе действительного недостатка, а на основе относительной ущемлен- ности, сравнения с другими .

Если же рассматривать обобщенные причины, которые лежат в основе социальной дезадаптации как массового явления современности, то они имеют преимущественно социальный характер. В этом аспекте можно говорить о дисфункциональ- ности важнейших социальных институтов, определяющих социализацию детей, - семьи и институтов общественного воспитания (главным образом школы). Неудовлетворительное выполнение ими своих обязанностей ведет к масштабной социальной дезадаптации детей и подростков, патологической по своему содержанию, достаточно длительной и устойчивой.

Таким образом, говоря о дезадаптации с точки зрения этого элемента системы, то есть самих детей, мы констатируем, что дети и подростки в силу каких-то неблагоприятных воздействий утратили способность осуществлять нормальные для возраста виды деятельности, устойчиво прибегают к асоциальным или даже антисоциальным формам поведения. Таких детей официально, в научных текстах и нормативных документах, называют дезадаптированными, с ними проводят реабилитационную работу, чтобы восстановить их адаптивные свойства.

С другой стороны, причиной морально не одобряемого поведения и противоправных поступков детей в значительной мере является такая деформация самого общества, при которой обычные детские и подростковые занятия становятся недоступны юным индивидам соответствующего общества. Трансформация собственного поведения, приобретение навыков асоциального и антисоциального поведения - бродяжничества, попрошайничества, проституции, воровства и т. д. - необходимы им для выживания. Таким образом, мы можем говорить, что для многих дезадаптированных детей и подростков их объективно асоциальное, неодобряемое или преступное поведение является как раз формой кризисной адаптации к условиям социума с деформированными социально-экономическими и моральнопсихологическими основами.

Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Эпилог

Лютая зима заметала снегами поля и заковывала льдом реки, но люди Блэкторна, запасшись летним урожаем, спокойно продолжали делать свои привычные дела. И все же они волновались, но волновались радостно. С минуты на минуту они ждали известий от своей госпожи, которая носила в себе семя Волка Глендруидов.

– Я хочу, чтобы Старая Гвин осталась, – сказал Доминик.

– Она уже очень стара, – ответила ему Мэг. – Я больше не могу просить ее – я знаю, что она хочет покоя. Гвин искупила свою неверность мужу.

Доминик покачал головой. Он не мог поверить, что Старая Гвин своей службой искупала грех тысячелетней давности! Люди не могут жить так долго! Он был уверен только в том, что серебряное свадебное платье, цепочка с каменьями и старая женщина исчезли, как будто их никогда и не было на свете. Мэг о чем-то задумалась, и по ее лицу пробежала тень тревоги. Доминик заметил это не в первый раз за сегодняшний день.

– Как ты себя чувствуешь? – спросил он заботливо.

– Я хочу выйти из ванны.

Доминик помог ей вылезти и подал мягкое теплое полотенце.

– Нужно найти подходящую прислугу, – произнесла Мэг.

Доминик нежно коснулся большого живота.

– Хозяину Блэкторна не пристало прислуживать своей жене.

– Для него это большая честь, – возразил ей Доминик.

Внезапно тело Мэг напряглось, и она проговорила изменившимся голосом:

– Позови повитуху. Наше дитя чересчур проворно.

За окнами бушевала метель, пока Доминик нес Мэг к постели, которую она приготовила заранее. Сухие травы и коренья наполняли комнату благоуханием. Повитуха ворвалась в дверь и начала читать ритуальные глендруидские песни, которым научила ее Мэг.

– Ну, теперь вы довольны? – поинтересовалась она, исполнив эту нудную обязанность.

Повитуха краем глаза наблюдала за Домиником: такая нежность не часто встречается среди мужчин, особенно среди тех, которые говорят: «Никакой пощады! Пленных не брать!»

Но теперь разбойники и мятежные рыцари убрались в северные земли и не осмеливались беспокоить людей, живших под защитой Волка Глендруидов.

Повитуха тревожно поглядывала за окно: как разыгралась непогода! Супруги не замечали этого. Для них существовала только новая жизнь, готовая возникнуть из лона Мэг. Волк Глендруидов смотрел с плеча Доминика на Глендруидскую ведьму.



– Вы можете идти по своим делам, господин. Я помогу ей, – сказала повитуха Доминику.

– Нет, – твердо ответил он. – Моя жена не покидала меня ни в радости, ни в горе, и я не оставлю ее сейчас.

Повитуха пожала плечами, но промолчала. Мэг застонала, корчась от боли.

Доминик находился подле нее все время, пока длились роды. Вскоре детский крик заставил его вздохнуть с облегчением.

– Лорд Доминик! Ваша жена родила вам сына!

Замок наполнился звонкими детскими голосами. Доминик учил своих подрастающих сыновей сражаться, когда необходимо, и искать мира, где это возможно. Мэг передала дочерям тайны воды и трав, садов и всего живого, чтобы они, когда придет время, передали древнее знание своим дочерям. И еще Глендруидская ведьма и Волк Глендруидов всей своей жизнью учили детей самой важной жизненной истине: на свете никогда не было, нет и не будет ничего сильнее, чем щедрое, бескорыстное сердце и неукрощенная душа любви.

В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию детей и подростков .

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых - серьезные органические повреждения).

Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15 - 20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии. - 1984. - № 4.

В общей сложности, по данным исследований А.И. Захарова, до 42% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи врачей-педиатров, психоневрологов и психотерапевтов. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации, к закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.

В решении этой проблемы важное значение отводится превентивным мерам, в качестве которых выступают меры медико-педагогического, оздоровительно-реабилитационного характера, которые должны осуществляться как в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях (детсадах, школах), так и в специальных лечебно-воспитательных реабилитационных учреждениях.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися. Как на уровне содержательной, так и функциональной сторон социализации, основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличается трудолюбием, имеет достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании. Преодоление трудновоспитуемости педагогически запушенных учащихся предполагает налаживание с ними педагогами и воспитателями доверительных отношений, контроль и помощь в учебной деятельности; авансирование доверием в школе со стороны учителей и одноклассников; организацию досуга, расширение сферы интересов; опору на лучшие качества характера; формирование профессиональных планов и жизненных устремлений; привитие навыков самоанализа" самовоспитания; помощь в оздоровлении условий семейного воспитания.

Если раньше социальная дезадаптация была диагнозом, актуальным преимущественно для детей и подростков, то на сегодняшний день он нередко ставится и взрослым. Причём в качестве факторов-провокаторов выступают не психические отклонения и заболевания, а те проблемы, которые назревают в современном обществе: его расслоение, зависимость от Интернета. Психологи бьют в колокола и призывают обратить особое внимание на этот аспект.

Что это такое

Понятие социальной дезадаптации трактуется в психологии по-разному в зависимости от подхода. Одни специалисты рассматривают её как одно из многочисленных пограничных нервно-психических нарушений, когда человек в силу своих психических особенностей не может выстраивать отношения с другими людьми в социуме (из-за аутизма, фобий, расстройств личности и поведения). Для других это временное явление, которое возникает в кризисный момент как защитная реакция подсознания и проходит после его преодоления.

Так что в психологии нет единого мнения о понятии социальной дезадаптации, её видах и способах коррекции из-за неоднозначного подхода к природе её возникновения. Чтобы не было путаницы, для академических учебников было принято дать общее определение этому термину, отражающее суть явления, но обходящее стороной спорные моменты. Оно звучит следующим образом.

Социальная дезадаптация - это неспособность жить в социуме, соблюдать его нормы, контактировать с другими людьми. Она означает невозможность человека в силу каких-то обстоятельств выполнять свою общественную функцию, взаимодействовать с той микросоциальной средой, в которой он оказывается. Наиболее ярко проявляется на работе, в школе, в гостях, на улице, в магазинах - везде, где нужно общаться с другими. Что касается дома, то отношения с близкими страдают при запущенной форме, но на ранних стадиях она может на них никак не сказываться.

Несмотря на существование разных подходов к проблеме, в психологии это не считается патологией, хотя в некоторых ситуациях она может быть следствием какого-то серьёзного нервно-психического нарушения. Но сама таковой не является.

Теория и практика

Проблема социальной дезадаптации набирает обороты и актуальна в современном обществе, как никогда. Это связано с увлечениями детей и подростков соцсетями и играми. Виртуальный мир и интернет-общение заменяет им реальность и связи с живыми людьми. В последнее время нередко это наблюдается и у взрослых. Кроме того, слишком резкое раздвоение общества на богатых и бедных породило такое явление, как буллинг (травля). Он тоже становится одним из факторов, из-за которых человек рвёт с социумом всякие отношения.

В связи с этим проводятся многочисленные исследования. Психологи, психотерапевты, социологи, медики, учёные пытаются охватить как можно больший круг факторов, которые приводят к такому нарушению личности и поведения. Ведь без устранения основной причины её коррекция невозможна.

Ещё совсем недавно для социально дезадаптированного ребёнка в психологии было с десяток названий: запущенный, трудный, неблагополучный, находящийся в группе риска, с поведенческими отклонениями, с травмированной психикой, с деформированным поведением. На сегодняшний день все эти понятия продолжают существовать, но в большинстве исследовательских работ они заменяются на термин «дезадаптант». Самое интересное, что его же начали применять и по отношению к взрослым, которые испытывают проблемы, пытаясь приспособиться к условиям социума, но терпящие в этом крах.

Как отмечают исследователи данной проблемы, возрастной ценз социальной дезадаптации стал старше. Если раньше её диагностировали преимущественно у детей и подростков, то сегодня психологи компаний заявляют, что около 25% их сотрудников испытывают серьёзные трудности в установлении контактов со своими коллегами и начальством. Это неутешительные цифры, заставляющие учёных-специалистов искать новые пути коррекции данного нарушения, потому что не все инструменты, удачно работающие на детской психике, оказываются так же сильны при воздействии на взрослых.

Специалисты, занимающиеся вопросами социальной дезадаптации: Мамайчук И. И., Беличева С. А., Григоренко Е. Л., Собкин В. С., Гиндикин В. Я., Казанская В. Г., Личко А. Е., Лебединская К. С., Лубовский В. И., Фельдштейн Д. И. У них можно найти фундаментальные работы на эту тему, которые включают в себя как теоретические выкладки, так и практические способы коррекции нарушения.

Концепции

Кризисная

Самая знаменитая концепция - кризисная. Её автор - В. В. Козлов, российский психолог, работающий в области именно социальной психологии, основатель «интегративной психологии». По его мнению, данный тип дезадаптации развивается по следующей схеме:

  1. У человека имеется склонность к аутоагрессивным реакциям на сложные (кризисные) жизненные ситуации.
  2. Каждый такой кризис формирует личностную негативную дезинтеграцию.
  3. Она, в свою очередь, обрастает деструктивными изменениями в отношениях с окружающими.
  4. С каждым разом происходит всё большее нарастание социальной аутизации.

По мнению В. В. Козлова, аутоагрессивные личности, не устойчивые к кризисным условиям и в итоге закрывающиеся в себе от социума, подвержены хроническому саморазрушению. Оно чаще всего проявляется суицидальными наклонностями, алкоголизмом и наркоманией.

Медицинская

Есть ряд психологов, которые считают социальную дезадаптацию следствием различных психических заболеваний. Они не рассматривают её как самостоятельную патологию. Только после того, как у человека диагностируются нарушения в поведении и расстройства личности, она себя проявляет.

Действительно, при , обсессивно-компульсивном расстройстве и прочих патологиях трудно налаживать связи с окружающими. Такие люди не могут усвоить элементарные правила поведения в обществе, простейшие социальные установки. Это и приводит к дезадаптации. Соответственно, для устранения такого последствия требуется психиатрическое (чаще всего) лечение.

Однако данная концепция не рассматривает как отдельное явление ту же подростковую социальную дезадаптацию, которая обычно никак не связана с физиологией. В этом минус подхода.

Психологическая

Тесно связана с кризисной концепцией Козлова, так как отражает процессы, происходящие с личностью. Однако при таком подходе личность может «выпасть» из социума, не переживая никакого кризиса. Это происходит в момент осознания, что собственные ценности не уживаются с правилами существования в обществе.

Например, человек по своей природе не любит подчинения и тотального контроля со стороны. Вполне естественно, что при таких акцентуациях ему будет трудно уживаться с начальником на работе и постоянными дедлайнами. Он будет всеми силами ограничивать своё общение с коллегами и шефом. Нередко такие люди открывают своё дело и делегируют полномочия заму, наслаждаясь полной свободой.

С точки зрения такого подхода можно объяснить механизм развития любой социальной дезадаптации, и в этом его несомненный плюс.

Причины


Причинами социальной дезадаптации могут быть разные факторы.

Физиологические

Социальная дезадаптация является следствием различных психических расстройств:

  • психозов;
  • тяжёлых невротических расстройств;
  • расстройств личности и поведения;
  • врождённого аутизма.

В этом случае коррекция без терапии основного заболевания невозможна.

Она также нередко диагностируется у больных, которые находятся на длительном лечении в психиатрической больнице. Такое явление называют госпитализмом.

Иногда причиной дезадаптации становится недостаток внешности. Это могут быть сильные ожоги на лице, неаккуратно зашитая заячья губа, лопоухость, ожирение и т. д. В детском возрасте в изоляции виноваты сверстники, которые отвергают ребёнка, не похожего на них. Они отказываются с ним играть, сидеть за одной партой, дружить, приглашать куда-то. У взрослых в такой ситуации срабатывают внутренние комплексы, и они сами, совершенно осознанно, пытаются уйти от общения.

Психологические

  • Наличие психологических травм в детском возрасте: фамильгении, социогении, дидактогении;
  • педагогическая запущенность;
  • потеря привычного окружения (при переезде, переходе в новую школу или на другое место работы);
  • конфликтность характера (невозможность с кем-то ужиться в силу акцентуаций);
  • зависимости различного рода: алкогольная, наркотическая, от соцсетей, компьютерных игр;
  • замена реального мира виртуальным.

При подозрении на социальную дезадаптацию специалисты в первую очередь стараются докопаться до её сути, выяснить основную причину, из-за чего она могла возникнуть. Иногда в качестве пуска срабатывает целый комплекс провоцирующих факторов. Типичные способы выявления - беседы с психологами, медицинские обследования, тестирование, иногда гипноз.

Признаки

Какими могут быть признаки социально-психологической дезадаптации и проблемного поведения:

  • непризнание правил культуры поведения, сатурация (отвращение) деятельности, которую выполняют все;
  • неуравновешенность;
  • уход в себя, одна из форм аутизма;
  • чрезмерная возбудимость вплоть до агрессии или обратный полюс - заторможенность, иногда они могут чередоваться;
  • вызывающее поведение и поступки;
  • участие в неформальных группировках;
  • нарочитое противопоставление себя окружающим;
  • слабое стратегическое прогнозирование (опоздания, нарушение обещаний);
  • решение проблем натиском, грубостью, драками или слезами, истериками, попытками убежать и спрятаться;
  • социофобия.

Социальная дезадаптация личности выражается по-разному в зависимости от уровней её развития.

Уровни


Первый

Названия: начальный этап, скрытый, нижний, латентный.

Признаки: не выявляются, так как всё происходит внутри человека. Он начинает задумываться о том, что боится или не хочет строить отношения с окружающими. На этом уровне чётко обозначается причина, из-за которой впоследствии произойдёт обрыв связей с другими.

Как интерпретируют начальный этап социальной дезадаптации в психологии: его сравнивают с латентной, инкубационной стадией болезни, когда вирус уже попал в организм, но пока ещё только подготавливает почву для своей активации.

Коррекция: социальная дезадаптация ещё не диагностируется, а вот причина, которая послужила толчком, может быть выявлена и устранена (если это возможно). Если это произойдёт, человек сможет и дальше беспрепятственно налаживать контакты и строить отношения в социуме, благополучно живя по его правилам.

Второй

Название: «половинный» уровень.

Признаки: дезадаптивные пертурбации дают о себе знать, но носят временный характер вспышек. Человек может закрыться в своей комнате и не выходить оттуда несколько дней, отказываясь общаться вживую, по телефону, в соцсетях. Но потом ведёт себя, как обычно: улыбается, разговаривает, шутит, встречается с друзьями.

Как интерпретируют: как продромальный период болезни, когда себя проявляют её «предвестники». Но сам диагноз поставить ещё трудно, потому что симптомы слишком неспецифичны и типичны для многих других недугов. Ведь каждому человеку в определённый момент может стать плохо и он не захочет ни с кем общаться. Это ещё не значит, что он социально дезадаптирован.

Коррекция: если социально дезадаптированный на данном этапе посещает психолога или делится с кем-то своими переживаниями, специалист и близкие могут увидеть начало развивающейся проблемы. Надо лишь связать фактор-провокатор и эти самые «предвестники». В этом случае с помощью бесед и поддержки со стороны друзей развитие отклонения можно остановить.

Третий

Название: устойчиво входящий.

Признаки: социальная дезадаптация проявляется и становится заметной всем окружающим. Её характерные черты позволяют чётко увидеть проблему. Человек рвёт прежние контакты, не заводит новых, сторонится людей. С точки зрения психики, разрушаются все те адаптивные механизмы, которые формировались до этого момента годами.

Как интерпретируют: как период полного развития болезни, когда признаки ярко выражены и позволяют поставить правильный диагноз.

Коррекция: займёт много времени, но приведёт к успешным результатам. Без психолога и поддержки близких невозможна. Основная задача - не дать нарушениям перейти на следующий уровень развития и стать закрепившимся паттерном поведения.

Четвёртый

Название: закрепившаяся социальная дезадаптация.

Признаки: закрытость человека от других распространяется на большинство сфер его жизни. Он может отказаться от общения даже с самыми близкими людьми (родителями, детьми, супругом/-ой). Нередко перестаёт ходить на работу, в школу, в магазин - лишь бы избежать столкновения с социумом.

Как интерпретируют: как переход болезни в хроническую форму.

Коррекция: длительная (от полугода и больше), затруднена устойчивыми паттернами поведения. Данную работу в обязательном порядке должен поводить психолог. В самых запущенных случаях - психотерапевт. Чтобы докопаться до истинной причины, которая привела к этому, нередко задействуется гипноз.

Классификация

В зависимости от причин:

  • физиологическая / патогенная;
  • социально-психологическая.

В зависимости от характера проявления:

  • поведенческая / явная;
  • глубинная / скрытая.

В зависимости от области проявления:

  • мировоззренческая / социально-идеологическая;
  • коммуникативная;
  • субъектно-личностная.

По глубине охвата:

  • общая / полная;
  • частная / частичная.

По характеру возникновения:

  • первичная;
  • вторичная.

В настоящее время для диагностики и коррекции у детей и взрослых применяются все вышеперечисленные классификации. Такое разнообразие позволяет не упустить ни один аспект в описании нарушения, а это, в свою очередь, помогает подобрать наиболее успешные инструменты коррекции.

Особенности


В детском саду

Социальная дезадаптация может возникнуть даже у ребёнка, который кажется ещё совсем маленьким. Многие считают, что такое серьёзное психологическое явление проявляет себя гораздо позже, но уже в 2-3 года малыш может вступить в конфликт с социумом. Ведущий фактор-провокатор - избалованность, неправильное воспитание.

Если с него дома сдувают пылинки и выполняют по первому требованию любой каприз, он однозначно не захочет делиться на детской площадке совком и ведёрком с другими детками. Он будет истерить в магазине, чтобы ему купили игрушку. Станет проблемным для нянечек и воспитателей, так как будет отказываться спать днём, есть кашу, идти со всеми на прогулку и т. д. Если на данном этапе не будет проведена коррекция, такой ребёнок однозначно станет ставить себя выше остальных и не сможет принять правила микросоциума.

В школе

Самые яркие проявления социальной дезадаптации наблюдаются в школе. Почти в каждом классе есть ребёнок-изгой. Иногда он сам ставит себя таким образом, что другие не хотят с ним общаться. Причины могут быть разными: опять-таки избалованность и , подмена реального мира виртуальным, аутизм.

Но чаще всего у него не получается ужиться со сверстниками, потому что именно они не принимают его из-за скверного характера, нищеты, какой-то отвратительной привычки и даже просто потому, что он не такой, как все (с какими-то внешними дефектами). Ребёнок не может наладить отношения сначала только со сверстниками, но потом эта проблема распространяется и на взрослых. Он становится обозлённым на весь мир из-за постоянного буллинга, закрывается в себе.

У подростков

В подростковом возрасте данная проблема стоит особенно остро. Если ребёнок в начальной школе не смог вжиться в микросоциум класса, он и дальше идёт с этим багажом, до самого выпуска. Взрослея, он с каждым годом всё чувствительнее воспринимает собственную изолированность. Дезадаптация углубляется и становится устойчивым паттерном. Это приводит к таким проблемам, как прогуливание уроков, девиантное поведение, неумение общаться и идти на компромиссы. Самым страшным последствием становится суицид.

Дома из-за всего этого обстановка накаляется, происходят ссоры с родителями. Если в такой ситуации подросток не получает помощи специалиста и поддержки со стороны родных, это приводит к серьёзным психологическим расстройствам личности и поведения.

Согласно статистике, более 60% детей и подростков в определённый период жизни испытывали . Однако 40% из них преодолевали кризисы и личностные акцентуации и находили выход с помощью психологов, родителей, друзей. Оставшимся 20% приходилось с этим жить дальше.

У взрослых

Всё-таки возраст имеет определённое влияние на социальную дезадаптацию. Согласно статистике, после 30 лет она практически исчезает с радаров психологов. То есть у старшего поколения она диагностируется крайне редко и только вследствие экстренных обстоятельств (из-за обнаружившегося заболевания или тяжёлой психологической травмы). Это объясняется тем, что взрослый человек в силу своего возраста и опыта усваивает нормы общества и имеет уже устоявшиеся контакты, которые проверены временем.

А вот у молодых людей социальная адаптация ярко выражается во время студенчества (18-19 лет) и устройства на работу (примерно в 25 лет). Первый кризис связан с тем, что приходится ехать учиться в другой город, улетать из насиженного и такого уютного родительского гнезда. Школьная система и обучение в колледже/институте сильно отличаются. Зачастую те, кто были звёздами в классе, становятся никем в новом коллективе. Это приводит к разочарованию, изменению личностных ориентиров и, как результат, социальной дезадаптации.

Во время устройства на работу ведущей акцентуацией становится несовпадение ожиданий и реальности. Большинство студентов сразу после получения диплома ожидают высокую зарплату, карьерный рост, офисную непыльную должность и много других приятностей. Но действительность оказывается более жестокой. Кто-то втискивает себя в рамки требования нового микросоциума, другим приходится искать иные способы, как справиться со своей дезадаптацией.

Акцентуации характера

Отдельно стоит раскрыть особенности социальной дезадаптации с нарушениями характера, когда человеку мешают приспособиться к общественным нормам собственные акцентуации.

  • Гипертимный / демонстративный тип личности

Человеку нужно постоянно находиться в центре внимания. Если оно отсутствует и в каком-то коллективе его воспринимают не более чем серой мышкой, это может привести к дезадаптации.

  • Дистимический /интровертивный

Склонность к одинокому образу жизни. Таких людей дезадаптация в социуме совершенно не напрягает. Они даже рады своей изоляции.

  • Аффективно-лабильный

Постоянные перемены настроения делают такого человека невозможным в общении, так как он слишком резко и беспричинно меняется. Поэтому постепенно круг его друзей сходит на нет.

  • Эмотивный / возбудимый /застревающий

Слишком эмоциональный, чувствительный, легкоранимый, воспринимающий всё близко к сердцу. Такой человек способен отказаться от общения из-за одного косого взгляда, неосторожного слова, замечания по проделанной работе.

  • Тревожный

Не может принимать решения в сложных ситуациях. Любой кризис способен его социально дезадаптировать.

  • Экзальтированный

Яркие, эпатажные личности, как ни странно, оказываются чаще всего социально дезадаптированными, хотя сами об этом не подозревают и живут с этим всю жизнь. Они не могут втиснуть своё поведение в рамки норм, установленных обществом. И все из знакомства оказываются «на час».

Коррекция и профилактика


Социальная дезадаптация легко поддаётся коррекции с помощью профильного специалиста, родных и близких. Самые эффективные способы:

  1. Создание благоприятной обстановки в семье, школе, на работе.
  2. Специальный курс консультаций у психолога. При необходимости - гипноз для выявления провоцирующего фактора. Работа над его устранением.
  3. Восстановление прежних социальных контактов.
  4. Новые знакомства.
  5. Поиск увлечений и хобби - это заставляет человека находить людей с общими интересами.
  6. Поиск постоянной официальной работы.
  7. Аутотренинги по борьбе с собственными комплексами, сомнениями, страхами.
  8. Тренинги по контролю и управлению собственными акцентуациями характера.
  9. Тренинги по развитию навыков коммуникативности.
  10. Психотехнические занятия для многостороннего развития личности.

Если причина является физиологической, при наличии психических отклонений человек направляется на приём к психиатру, где проходит курс терапии.

Профилактика социальной дезадаптации должна вестись в двух направлениях. Во-первых, через усвоение норм и правил поведения в обществе. В детском возрасте за это несут ответственность родители, воспитатели, педагоги, школьные психологи. Взрослые сами должны научиться усмирять собственные акцентуации. Во-вторых, необходимо постоянно следить за психическим здоровьем. Ведь если с ним начнутся проблемы, то полноценная жизнь в социуме может оказаться невозможной.

На сегодняшний день является достаточно распространенным понятием, которое используется исследователями для обозначения утраты способности к организации успешных и эффективных социальных контактов человека с другими людьми. Из-за такой востребованности в получении новой информации о данном явлении социальная дезадаптация признана настоящим феноменом в социологической, психологической и педагогической отраслях. Именно эти сферы задают различные смыслы понятию.

Определение 1

Итак, социальная дезадаптация – это термин, который исследователи используют для обозначение полной или частичной потери человеком способности приспособления к условиям окружающей среды.

Когда человек испытывает внутренний дискомфорт и утрачивает навыки адаптации, то он не может эффективно взаимодействовать с другими людьми, что приводит к изоляции и развитию различных психических заболеваний и психологических отклонений. При этом есть два пути, по которым развивается поведение человека: или он намеренно избегает контактов по причине страхов, или проявляет агрессивное поведение в отношении окружающих.

Социальная дезадаптация обладает рядом характеристик. К ним относится повышенная раздражительность, намеренное избегание контактов с окружающими, желание проводить большую часть времени в одиночестве, не общаясь даже с членами семьи. К тому же, человек настолько сильно замыкается в себе, что более не способен понять другого и принять его точку зрения, выслушать чужое мнение.

Замечание 1

Дезадаптацию можно диагностировать в тот момент, когда человек перестает замечать наиболее важные события и явления, происходящие в окружающем его мире. К тому же, он перемещается в придуманную им самим реальность, частично подменяя ею отношения с людьми. В таком случае он утрачивает не только возможности к полноценному общению, но и к собственному личностному росту, так как, замыкаясь в себе, он теряет все пути для поиска вдохновения, нового опыта и знаний.

Виды социальной дезадаптации

Дезадаптация – это интегративное явление. Это значит, что оно может распадаться на несколько видов, в зависимости от степени распространения и сложности диагностики. Например, Т.Д. Молодцова выделяет такие виды, как:

  • Патогенный вид социально дезадаптации;
  • Психосоциальная дезадаптация;
  • Социальная дезадаптация.

Патогенный вид дезадаптации определяется не только как процесс, но еще и как результат различных половозрастных изменений, которые испытывает индивид. К тому же, на данный вид дезадаптации влияют личностные особенности, неблагоприятные проявления эмоциональной и волевой сфер, умственное развитие и его особенности (или недостатки).

Если говорить о психосоциальной дезадаптации, то она включает в себя также особенности полового и возрастного характера, нарушения нервной системы, проявление различных страхов, которые затем формируются в виде фобий. Для борьбы здесь нужен настоящий специалист, поскольку только он позволит человеку заглянуть глубоко внутрь себя, понять свои страхи и побороть их путем терапии.

Социальная дезадаптация проявляется в нескольких основных видах. Во-первых, это нарушение норм морали, подмена основных понятий о ценностях и правилах поведения в обществе. во-вторых, асоциальные формы поведения, девиантное поведение, которое наносит вред не только окружающим людям, но и самому девианту. В-третьих, это деформация системы внутренней регуляции индивида, искажение понятий о референтных и о ценностных ориентациях. К тому же, из-за социальной дезадаптации происходит деформация социальных установок. Индивид теряет чувство мотивации к совершению какой-либо деятельности, не видит смысла в своем дальнейшем развитии и самосовершенствовании.

Основные формы социальной дезадаптации

Социальная дезадаптация имеет несколько форм, которые при этом имеют черту, присущую каждой: любой вид дезадаптивного поведения или его форма выходят за рамки нормального поведения. К тому же, есть и такие состояния, которые приводят к возникновению не только опасных заболеваний, но и желания оборвать свою жизнь 9суицидальные наклонности).

В ряде работ по психологии и социальной психологии описываются следующие формы дезадаптации:

  • Реакция на тревогу. Человек испытывает дискомфорт на психологическом уровне, и его усиление происходит именно в состоянии повышенной тревожности. Каждый борется с ней по-своему: кто-то начинает употреблять алкоголь или курение, что на время снимает напряжение. Но это лишь иллюзия, поскольку алкогольное опьянение приводит к другим негативным последствиям;
  • Осознаваемое чувство принуждение – так называемое компульсивное состояние. Несмотря на то, что человек может осознавать свою проблему, он испытывает чувства, что просто обязан выпивать, голодать или злоупотреблять пищей, запрещенными препаратами, а также выполнять какие-либо определенные действия. Ему нелегко прекратить совершать эти действия, потому что это переходит в зависимость. В данном случае только специалист может помочь человеку справиться с компульсивным состоянием.

Конфликтное поведение также выступает одной из форм социальной дезадаптации. Отсутствие социальных связей, замкнутость в себе ведет к агрессивным проявлениям в сторону своей семьи, знакомых, коллег или обычным прохожим. Учитывая, что большую роль в жизни человека сегодня играет глобальная сеть Интернет, он может выплескивать свою агрессию в социальных сетях, в комментариях и новостях. При этом он испытывает безнаказанность, потому что вряд ли кто-то станет искать человека из интернета в реальной жизни. В связи с этим он может угрожать, вымогать деньги, настойчиво навязывать свою точку зрения и подавлять волю других людей. В данном случае ему опять же необходима помощь специалиста для того, чтобы найти основную причину такого поведения и искоренить ее.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»