Отношение человека к окружающему миру. Отношение к жизни: самооценка и разумная организация

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Относиться к жизни можно по-разному. Мысль банальная, но не лишенная назидательности, которая необходима, на наш взгляд, для начала серьезного разговора об отношении к жизни и взаимопонимании.

Проще всего жить, как живется, и не задумываться о том, что непосредственно не касается насущных проблем. Но чем проще живет человек, чем меньше усилий затрачивает он на организацию своей жизни, тем бесцветней, тем незаметней для других людей он становится.

Чтобы окружающие смогли нас понять, нужны определенные человеческие качества, но чтобы они захотели понять, мало быть просто неплохим человеком, вызывающим смутную симпатию. Необходимо пробудить интерес к себе, к своим замыслам, поступкам, творческим и общественным достижениям. И если человек сам не может понять, для чего он живет, трудно ожидать, что смысл его существования будет понят другими людьми.

Не умея так организовать свою жизнь, чтобы она была интересна ему самому и окружающим, человек, как правило, ссылается на обстоятельства - житейские неурядицы, непонимание близких, отсутствие необходимых условий для самореализации. Но какими бы ни были внешние условия, решающее слово в организации жизни принадлежит разуму. «Нельзя жить приятно, не живя разумно»,- утверждал древнегреческий философ Эпикур. Непримиримую позицию к тем, кто не способен следовать голосу разума, занимал Диоген Синопский: «Для того, чтобы жить как следует, нужно иметь или разум или петлю».

Нельзя, конечно, буквально понимать древних мыслителей. Каждый из них имел свое представление о разуме и мере его участия в организации человеческой жизни. Вопрос этот относится к категории вечных. О нем спорили в прошлом, спорят и сейчас. Бесспорной остается только необходимость в определении тех жизненных принципов и оценок, без которых существование человека утрачивает индивидуальный смысл и социальное значение.

При всем многообразии индивидуальных представлений о жизни в них всегда можно найти общие черты, связанные с наиболее типичными жизненными позициями при восприятии, осмыслении и освоении действительности. Если рассматривать отношение к жизни в целом, то на основании общего мировосприятия можно выделить две позиции: оптимизм и скептицизм. Оптимисты видят в жизни преимущественно хорошую сторону. В самых тяжелых обстоятельствах оптимист находит утешение и поддержку в надежде на лучшие времена. Особенно сильны оптимистические тенденции в юношеских представлениях о жизни. В одном из наших исследований мы просили юношей и девушек 15-17 лет назвать события, которые они ожидают в будущем. Были названы сотни различных событий, среди которых практически отсутствовали жизненные ситуации, связанные с поражениями, утратами, неудачами. Среди пожилых людей тоже немало оптимистов. По нашим данным, свыше 60 % видят в будущем больше положительных событий, чем возможных утрат и неудач.

Оптимизм не всегда уживается с реализмом. В этом его благо, но в этом и его слабость. Зато скептики - реалисты до мозга костей. Их кредо - сомнение. От их придирчивого взгляда не ускользнут ни один недостаток, ни одна трудность, ни один повод для сомнения. Скептик часто видит столько трудностей на пути к самой привлекательной цели, что начинает сомневаться в необходимости ее достижения. Крайний скептицизм превращает человека в пессимиста, способного замечать в жизни только худшую ее сторону и не верить, что в будущем что-либо может измениться. Пессимист-философ обычно приходит к выводу о бессмысленности существования мира и всех его обитателей. Если же пессимист не склонен к философскому восприятию действительности, то он просто досаждает окружающим его людям постоянным нытьем и жалобами на беспросветное существование. Однако скепсис не всегда достигает крайней степени. В умеренном количестве он так же необходим для нормальной жизнедеятельности, как и одтимизм. Потому и чувствуют необходимость друг в друге оптимисты и скептики для гармоничного, уравновешенного совместного представления действительности.

По способу осмысления картины мира различают рационалистов (людей с логическим складом ума) и иррационалистов (людей с преимущественно художественным типом мышления). Иррационалист мыслит образами, он не любит, не понимает и не принимает логику. Вся совокупность причинно-следственных связей между различными явлениями окружающего мира не интересует его, кажется ему упрощением богатства внешнего и внутреннего мира. Абстрактные схемы, лишенные образности, вызывающей эмоции, раздражают его; поэтому он не понимает и не любит абстрактные знания, например, математику. Люди этого типа научным объяснениям непонятных явлений предпочитают мистическое толкование, имеющее покров таинственности и принципиальной непознаваемости. Главной двигательной силой их деятельности являются эмоции, вызванные целостными образами в конкретном месте и в конкретный момент времени. Они, как правило, хорошо чувствуют различные нюансы человеческих отношений, но хуже справляются с управлением собственным поведением в моменты общения, т. к. собственные эмоции выступают на первый план.

Рационалист анализирует мир явлений логически, стараясь каждому определить место в сложной системе причинно-следственных связей. Не беда, если элементы схемы трудно обнаружить в реальной жизни. Стройность концепции, гармония построенной схемы сами по себе вызывают положительные эмоции. Недостаточность или несогласованность фактов, опровергающих умозрительную концепцию, вызывает отрицательные эмоции и побуждает к поиску возможностей расширения знания. В отношениях с людьми в конкретной ситуации рационалист в большей степени опирается на собственную концепцию характера данного человека, чем на конкретные проявления его поведения.

Но человек не только воспринимает и анализирует окружающий мир, он по мере своих способностей и объективных возможностей преобразует его. По способу преобразовательного отношения к жизни, освоения окружающего мира существуют два основных типа людей: созерцатели и практики.

Для людей с созерцательным типом активности преобладающей является внутренняя активность, «тот процесс, который,- по определению Э. Фромма,- происходит в людях, которые действительно «видят» дерево, а не просто смотрят на него, или в тех, кто, читая стихи, испытывает те же движения души, что и поэт, выразивший их словами, этот процесс может быть очень продуктивным, несмотря на то что в результате его ничего не «производится». Созерцательная жизнь, посвященная поискам истины, по представлению Аристотеля, является высшей формой активности.

Практический тип отношения к жизни характерен для людей, предпочитающих реагировать на внешнее влияние непосредственным действием. Практик нередко начинает действовать, не тратя времени на обдумывание плана действий. Он корректирует свои поступки непосредственно в процессе деятельности, не анализируя причин и не задумываясь над последствиями. Действия его, как правило, решительны, и если он не «наломает дров», то может совершить много полезных дел, пока созерцатель будет обдумывать проблему со всех сторон и осмысливать ее в глобальном масштабе.

Невозможно, да и не нужно оценивать, какой из этих типов отношения к жизни лучше. Каждый из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Но одно несомненно: в поисках смысла жизни, своего места, роли и миссии в ней человек должен организовать свою жизнь таким образом, чтобы его индивидуальные особенности и способности получили развитие и могли в полной мере раскрыться и реализоваться в продуктах деятельности. Какого же, собственно, результата вправе ожидать человек, затрачивающий усилия разума и воли на организацию своей жизни? По каким критериям можно делать выводы о разумности или неразумности принципов распоряжения собственной жизнью, своими способностями и объективными возможностями?

Одним из важнейших критериев является социальная оценка продуктивности человеческой жизни, под которой понимается все то, что создано человеком для блага других людей. Как правило, результаты деятельности находят заслуженный отклик, высоко ценятся окружающими, поднимают авторитет человека, вызывают уважение к нему.

Но даже в тех случаях, когда современники не способны оценить по достоинству опережающее время открытие ученого или произведение мастера, мысль о благодарных потомках окрыляет его, результаты труда видятся ему признанными и служащими человечеству. Каждому человеку знакомо, как возрастают его силы и энтузиазм, когда он знает, что результат его работы действительно кому-то нужен, и как опускаются руки от бессмысленного труда. Не формальные лозунги типа «Во благо общества» повышают отдачу человека, а чувство личной уверенности в том, что все им сделанное сегодня, сейчас, в данную минуту, кому-то нужно и кто-то с нетерпением этого ждет. Речь идет о необходимости создания таких экономических и психологических условий, в которых каждый человек может ощущать полезность для других затраченных им душевных, интеллектуальных и физических усилий.

Степень удовлетворенности человека своей жизнью (как в целом, так и ее различными сторонами) является вторым критерием разумной ее самоорганизации. Как показывают социально-психологические исследования, в том числе и проведенные нами, жизненная удовлетворенность. тесно связана с продуктивностью. Причем не только той, которая уже достигнута, но и планируемой. Может ли быть удовлетворен своей жизнью человек, отдавший все свои силы достижению материального благосостояния или сумевший таким образом организовать свою жизнь, что развлекательный досуг имеет в ней первостепенное значение? Можно иметь разные гипотезы, особенно наблюдая или испытывая все тяготы отсутствия не только комфортных, но и мало-мальски нормальных бытовых условий. Однако данные опроса более чем тысячи людей пенсионного возраста показывают, что решающую роль в удовлетворенности жизнью играют не материальные факторы и не благоприятные условия отдыха и развлечений, а продуктивность жизни.

Чтобы правильно оценить эти данные, необходимо различать чувства удовлетворенности и удовольствия. Чувство удовольствия выступает положительным эмоциональным фоном потребительской деятельности, в результате которой человек имеет возможность удовлетворить свои первичные потребности. Но основной характеристикой этого чувства, отличающей его от удовлетворенности, является кратковременность. Удовлетворенность является значительно более устойчивым эмоциональным состоянием. Возникает и формируется оно в результате продуктивной преобразовательной деятельности, направленной на производство материальных и духовных ценностей и далеко не всегда сопровождающейся непосредственным чувством удовольствия. Устойчивость чувства удовлетворенности порождается, с одной стороны, тем, что результат труда является реальным подтверждением ценности, небессмысленности собственной жизни.

Мне есть, что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним.

Так выразил Владимир Высоцкий желание подвести итог, которое возникает практически у каждого человека на разных этапах жизненного пути.

С другой стороны, результат труда, особенно если в нем испытывают заинтересованность другие люди, вызывает одобрение, похвалу, признание особых способностей и мастерства часто не только в момент его достижения, но и спустя определенное время. Чем долгосрочнее продукт деятельности, тем более длительный положительный отклик со стороны других (все новых и новых) людей испытывает человек. Это создает условия устойчивости чувства удовлетворенности.

Человек может испытывать чувство неудовлетворенности не только собой, но и собственной жизнью. Он может быть неудовлетворен своей работой, людьми, с которыми общается, их деловыми или нравственными качествами и т. п. В основе этого, как правило, лежит защитный психологический механизм проекции. Фактически это неосознаваемая неудовлетворенность собственными качествами. Травмирующая неудовлетворенность работой - это, по сути, неудовлетворенность своей способностью справляться с трудностями, которые возникают в процессе ее выполнения. Неудовлетворенность другим человеком - это в основном неудовлетворенность своей линией поведения по отношению к нему. Ведь в ситуациях, в которых удалось дать достойный отпор недоброжелателю или просто неприятному человеку, возникает чувство глубокого удовлетворения.

В нашем сознании формируется идеальный образец собственного поведения - представление о том, как надо держаться, говорить, поступать в различных ситуациях. Если удается повести себя в соответствии с этим идеалом, человек испытывает чувство удовлетворенности собой. Если реальное поведение не соответствует образцу, то чувство неудовлетворенности чаще всего переносится на тот объект, по отношению к которому не удалось повести себя должным образом. В целом этот механизм выполняет определенную защитную функцию, так как люди, склонные к постоянному самообвинению, по данным известного польского специалиста в области психологии эмоций Я. Рейковского, в значительно большей степени подвержены болезням стресса.

Третьим важным критерием разумной организации жизни выступает такой весьма значимый для каждого человека показатель, как состояние его здоровья. Разумеется, не все люди имеют равный исходный уровень: одни рождаются более ослабленными, с наследственной предрасположенностью к тому или иному заболеванию, другие подрывают свое здоровье в силу вынуждающих причин или по собственной халатности. На многое ли способен человек и может ли он иметь высокую степень удовлетворенности, если состояние его здоровья оставляет желать лучшего? Конечно, есть примеры высоких образцов мужества и воли, когда, преодолевая тяжелую болезнь, люди создавали замечательные творения. Но чаще всего человек, ослабленный болезнью, малопродуктивен, малоинтересен окружающим, которые только из вежливости или из сострадания будут стараться понять его. Да и он сам, в силу естественных причин, сферу своих интересов, мыслей и чувств сосредоточивает на том, где болит сегодня и чем это вызвано.

О разумной организации жизни можно говорить лишь в том случае, когда состояние здоровья, независимо от исходного уровня, улучшается или не ухудшается. Даже замедление темпа ухудшения в некоторых случаях может свидетельствовать о том, что принципы организации жизни выбраны правильно. Таким образом, состояние здоровья и, даже точнее, самочувствие человека является важным медико-биологическим критерием разумности организации жизни.

Обобщая опыт собственных исследований и многочисленные социально-психологические, социологические и геронтологические данные, мы предлагаем читателю ряд основных принципов разумной организации жизни:

  • перспективность,
  • определенность,
  • ритмичность,
  • тренировка,
  • общительность.

Перспективность является принципом номер один и подразумевает обязательное наличие у человека жизненных целей. Ставя перед собой долговременные цели, человек определяет те ориентиры, стремясь к которым, он наполняет свою жизнь индивидуальным смыслом, отвечает себе на вопрос, ради чего он живет. Г. Селье отмечает, что отдаленная цель, которую ставит перед собой человек, позволяет устранить ведущие к дистрессу постоянные сомнения в правильности своих решений и поступков.

Конкретное содержание целей может быть различным, оно зависит и от возрастного этапа жизненного пути человека, и от его личных интересов, уровня культуры, способностей, жизненных ориентации. Но существуют и некоторые общие закономерности, свидетельствующие о том, каким образом наличие и содержание жизненных целей влияет на продуктивность, удовлетворенность и самочувствие.

В 1978-1979 и в 1981-1983 годах нами проводилось социально-психологическое исследование людей в возрасте 50- 70 лет, проживающих в Киеве. Данные этого исследования убеждают, что люди, жизненные цели которых носят общественно значимый характер или отражают индивидуальные духовные интересы, направленность на творческие занятия, имеют заметно более высокие показатели жизненной удовлетворенности, самочувствия, настроения. Они гораздо реже вступают в конфликты с близкими людьми, жалуются на непонимание со стороны окружающих. Однако нельзя не отметить тот тревожный факт, что таких людей было очень мало - от 4 до 13 % в различных социальных группах.

Значительно большее число людей в качестве основной жизненной цели указало, что они хотят «спокойно дожить» или даже - «спокойно умереть». Отсутствие жизненной перспективы существенно влияет и на отношение людей к долголетию. На вопрос: «Хотите ли Вы дожить до 100 лет?» 55 % женщин и 39 % мужчин дали отрицательный ответ. На уточняющий вопрос: «Почему же?» люди, как правило, отвечали: «Не хочу быть беспомощным», «не хочу быть в тягость детям», «не хочу быть в тягость самому себе», «не хочу быть обузой», «не хочу быть немощной старухой» и т. п. Не имея перед собой жизненной цели, не зная, чему посвятить свободное время, силы и способности, многие, еще практически здоровые люди мысленно живут будущей беспомощностью, негативными переживаниями будущего. Именно будущего, а не настоящего, поскольку в нашей выборке были люди, 70 % из числа которых не достигли 60 лет, а остальные - 70 лет; причем большинство из них не относило себя не только к категории старых людей, но и пожилых.

Уже по характеру ответов на вопрос о причинах нежелания жить долго можно видеть влияние на оценку жизненной перспективы взаимоотношений с близкими людьми. Это не случайно. Дело в том, что жизненные цели многие пожилые люди тесно связывают с делами и заботами своих детей и внуков: «Хочу, чтобы сын поменял место работы», «чтобы дочь разошлась с мужем», «чтобы внучка поступила в институт» и т. п. Происходит своего рода компенсация отсутствия жизненных целей, связанных с самореализацией, целями устройства жизни взрослых детей. Однако такого рода компенсация, содержание которой часто вступает в противоречие с планами самих детей, часто приводит к напряженности в семейных отношениях.

Тесно связывая свои жизненные цели с судьбой детей, пожилые люди практически пытаются разумно, с их точки зрения, организовать не свою жизнь, а жизнь других членов семьи. При этом типичными в нашем исследовании являлись жалобы на несамостоятельность взрослых детей (в материальном отношении, в сфере домашнего хозяйства и т. п.). В данном случае налицо очень противоречивое отношение: с одной стороны, стремление опекать, с другой - недовольство несамостоятельностью. Такое психологическое состояние, предрасполагающее к конфликтам, часто усугубляется и тем, что отсутствие собственных жизненных целей, связанных с самореализацией, само по себе вызывает неудовлетворенность жизнью, хотя причины этой неудовлетворенности, как правило, не осознаются.

При постановке жизненных целей прежде всего необходимо руководствоваться реальной возможностью их достижения. В противном случае возникает вероятная угроза стресса «рухнувшей надежды». Г. Селье подчеркивает, что стресс «рухнувшей надежды» с значительно большей вероятностью приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень, высокое давление или же повышенная раздражительность), чем чрезмерная физическая работа. Поэтому необходимо всесторонне оценивать реалистичность намечаемой перспективы и концентрировать усилия на том, что имеет объективные основания для реализации в будущем.

Содержательная реалистичная перспектива необходима на каждом этапе жизненного пути. И впервые человек учится овладевать перспективой собственной жизни в юношеском возрасте. При исследовании жизненной перспективы старшеклассников нами было обнаружено, что подавляющее большинство юношей и девушек 15-17 лет имеет достаточно отдаленные жизненные цели, связанные с будущей работой, продолжением учебы, социальным продвижением, семьей и материальным потреблением. Основная проблема формирования жизненной перспективы молодежи состоит не в дефиците «перспективного» взгляда на будущую жизнь, характерном для представителей старших поколений, а в несогласованности отдаленных жизненных целей с актуальной жизненной ситуацией и ближайшими жизненными планами - учебой и выбором профессии*.

*Подробнее об этом исследовании см.: Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. К., 1988.

Обнаруживая реализм в последовательности будущих жизненных достижений, юноши и девушки вместе с тем проявляют чрезмерный оптимизм в определении сроков, с которыми связывают эти достижения. Буквально все, что намечают, они надеются иметь к 30-35 годам. Дополнительным источником, к которому предполагают обратиться молодые люди, планируя крупные материальные приобретения, оказывается прежде всего помощь со стороны родителей - на нее рассчитывает большинство старшеклассников. Около 80 % школьников в осуществлении своих материальных планов учитывают даже помощь родителей будущего супруга. Так что жалобы людей старшего поколения на несамостоятельность детей имеют под собой очень конкретную почву. Сопоставление данных исследования молодежи и людей старшего возраста позволяет сделать вывод о существующем ныне не очень благоприятном симбиозе материального иждивенчества молодежи и духовного иждивенчества родителей, концентрирующих свои жизненные цели на организации жизни детей.

Разумная организация жизни в каждом возрастном периоде требует обязательной реализации принципа перспективности с учетом возрастных особенностей человека и специфики той жизненной ситуации, в которой он находится. Отсутствие развитой перспективы - предпосылка принятия импульсивных жизненных решений, приводящих к психологическим кризисам, нравственной и физической деградации. Реализация принципа перспективности обусловливается тем, насколько последовательно в организации жизни человек придерживается принципа определенности, который характеризует возможности осуществления жизненных целей.

Определенность - наличие жизненных планов как конкретных программ реализации целей. Каждая более или менее значимая жизненная цель требует определенной последовательности действий, направленных на ее достижение, а следовательно, необходим предварительный план этих действий.

Собственно, планы и помогают человеку оценить реальность целей. Самые возвышенные цели не будут иметь никакой ценности, если неопределенными останутся планы их реализации. Неопределенность жизненных планов приводит к снижению продуктивности деятельности и негативно сказывается на жизненной удовлетворенности людей. И наоборот, даже самая труднодостижимая, на первый взгляд, цель является реальной, если человек достаточно конкретно представляет каким способом он собирается ее достигнуть, какие способности и качества необходимо развивать, чем можно пожертвовать во имя намеченной цели.

Как мы уже отмечали, для юношеской жизненной перспективы характерна недостаточная согласованность отдаленных целей и ближайших планов, связанных с выбором профессии. Возникает своеобразный феномен обратной перспективы, когда более отдаленные предметы видны отчетливее, чем близкие. Неопределенность планов даже при наличии цели лишает человека самостоятельности, делает его зависимым от обстоятельств и, как показали наши исследования, снижает уверенность в возможности достижения жизненных целей.

Неопределенность планов - проблема в большей мере социальная, чем индивидуально-психологическая. Если в обществе не созданы объективные условия для реализации тех или иных целей, то трудно ожидать, что большинство людей будет вовлечено в конкретную деятельность. Абстрактность профессиональных намерений старшеклассников - не столько проявление их легкомыслия, сколько отсутствие целенаправленной профориентационной работы, отсутствие системы профессиональной ориентации молодежи. Но у молодежи, по крайней мере, есть общая схема жизненной самореализации - окончание школы, поступление в вуз, техникум или профтехучилище, начало работы, профессиональное продвижение, создание семьи и т. д. В этом отношении в наиболее, невыгодном положении находятся пожилые люди, для которых выход на пенсию фактически обрывает перспективу, поскольку в обществе отсутствует институализированная система вовлечения пенсионеров в различные формы социальной активности. Поэтому не случайно для большинства пожилых людей характерна неопределенность жизненных планов в связи с пенсионным периодом жизни.

Мы нередко сетуем, что в нашей стране много творчески одаренных людей в научной, инженерной, художественной деятельности, чьи открытия, изобретения, произведения искусства не становятся общественным достоянием. Их печальный пример, когда на пути творческой личности возникают непреодолимые бюрократические барьеры, - не лучший стимул для повышения массовой творческой активности. Человек не станет стремиться к высоким целям, если не увидит общественно поощряемых путей их реализации. В настоящее время предпринимаются шаги для создания социальных условий, способствующих повышению определенности планов самореализации личности в общественной и творческой деятельности. Атмосферу гласности и демократизации, поощрения инициативы и различных форм общественной и творческой самоорганизации наше общество выстрадало дорогой ценой, одна из составляющих которой - пассивность большинства людей, в том числе и пассивность в отношении к собственной жизни, неумение и нежелание серьезно и заинтересованно относиться к ее планированию.

Есть, конечно, и психологические факторы неопределенности жизненных планов - инфантилизм, детская уверенность взрослого человека в том, что все в мире происходит в соответствии с его желаниями и надеждами, фаталистический взгляд на происходящее, изначально отвергающий любые попытки повлиять на собственную судьбу. Может быть, и проще жить, не заботясь о будущем, и делать первый шаг, не думая о том, сколько еще нужно пройти до цели. Но менее всего подобное отношение к жизни опирается на разум. Руководствуясь сиюминутными настроениями, капризами и житейской изворотливостью, человек может как-то устраивать свою жизнь, но расплачиваться за это приходится главным - смыслом жизни, который вынесен далеко за пределы непосредственных побуждений. Определенная последовательность жизненных планов требует соответствующего ей жизненного ритма.

Ритмичность - временной режим реализации жизненных планов, способствующий их согласованию. Планы осуществления различных жизненных целей, как правило, конкурируют, накладываясь на один и тот же период времени. Кроме того, человеку необходимо постоянно решать непредвиденные проблемы, выполнять неожиданные задания. Если у человека нет хотя бы ориентировочного режима дня, то буквально ежечасно ему приходится решать проблему выбора - чем заняться сейчас, а что отложить на будущее. Физиологи экспериментально установили, что ситуации принятия решения, связанные с возможностью выбора, приводят к резкому повышению нервно-психической активации. И если активация превращается в перманентное состояние, это вызывает перегрузки, чреватые болезнями стресса. Чтобы ситуации выбора свести к необходимому минимуму, следует ряд постоянно планируемых действий автоматизировать, т. е. регулярно выполнять их в одно и то же время. При этом необходимо приспосабливать их к индивидуальным психофизическим ритмам. Известно, что одни люди более продуктивны в первой половине дня, другие - в вечернее время. Исходя из этого, можно наиболее простые действия, доведенные до автоматизма, выполнять в наименее продуктивные периоды, оставляя для творческих занятий время лучшей работоспособности.

Это не значит, что человек постепенно превращается в автомат, работающий в строгом временном режиме. Наоборот, сэкономленная нервно-психическая энергия в этом случае будет направлена дополнительно на решение творческих задач и неожиданно возникающих проблем выбора. Так, например, двигательный автоматизм освобождает нас от необходимости следить за каждым своим шагом.

Ритмичность - это не только ситуативный режим деятельности, распорядок дня. Это и определенный ритм движения по жизненному пути. По наблюдениям советского ученого Н. Пэрна, на протяжении всей жизни происходит волнообразное изменение творческой активности человека с периодами подъема и спада. Причем с возрастом ритм жизни изменяется.

В молодости человек легко приспосабливается к смене ритмов жизнедеятельности. Отсюда тяга к перемене мест, отсутствие устойчивых стереотипов поведения. Для молодых, писал С. Цвейг, покой - это всегда само беспокойство. С годами человеку все сложнее адаптироваться к изменению привычного жизненного ритма. Эту возрастную психологическую особенность отмечал М. Монтень: «Я не в том возрасте, когда нам нипочем резкие перемены, и мне не сжиться с новым и неизведанным образом жизни».

Попытки пожилых людей полностью воспроизводить молодежный ритм жизни, как правило, заканчиваются разрушительно для здоровья. С точки зрения проблемы взаимопонимания, в той же мере неоправданными являются попытки представителей старшего поколения вынудить молодежь к принятию собственного привычного ритма жизни. Отголоски именно этой тенденции звучат в набившей оскомину борьбе с молодежной модой, свободной манерой общения, стремлением к переменам в собственной жизни и в жизни общества.

В свою очередь, молодые люди далеко не всегда считаются с возрастными особенностями ритма жизни и деятельности пожилых людей, что, по данным нашего исследования, является одной из причин возникновения конфликтов между представителями младшего и старшего поколений.

Поддержание рационального жизненного ритма - необходимая предпосылка для эффективной деятельности и рационального образа жизни. Необходимая, но не достаточная. Многое зависит от уровня функциональной подготовленности человека к той или иной деятельности. Хотя следующий принцип организации жизни мы назвали принципом тренировки, его смысл и значение охватывают не только физические кондиции человека, но и способность к активной деятельности в других сферах, в том числе в сфере духовной жизни.

Тренировка - постоянные упражнения, способствующие повышению уровня функциональной подготовки человека к деятельности. Для успеха в любой сфере жизни необходим определенный уровень подготовленности. Ни у кого не вызывает сомнений полезность тренировки для поддержания и развития физической (мышечной) активности. Всем известно, что регулярные физические упражнения способствуют профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

Древнеримский врач Гален во II в. до н. э. писал, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье своим больным посредством упражнений. Но принцип тренировки не может быть ограничен только физическими упражнениями. Уже в античной культуре в рамках философских концепций развивались идеи сознательного жизнестроительства, одним из принципов которого являлось регулярное упражнение. «Есть два рода упражнения,- говорил Диоген Синопский,- одно - для души, другое - для тела... Одно без другого несовершенно: те, кто стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и телом.

Интересный анализ социального значения античной аскезы (дословно - упражнения) проведен Е. Г. Рабинович. Аскеза, которая, как и всякая тренировка, имеет своей основной целью предельное развитие способностей, в кастовом обществе является преимущественным правом господствующей касты. Усложненное дополнительными обязательствами поведение становится самоцельным средством демонстрации превосходства над окружающими. Чем более высокий социальный статус стремился приобрести человек, тем более сложные дополнительные правила собственной жизни он принимал. Именно этим, с точки зрения автора, объясняются усложненные, необычные правила жизни многих философов, в частности пифагорейцев, стремившихся к статусу богоравных.

Данные многих современных исследований подтверждают, что постоянная упражняемость сказывается на ряде психических, в том числе и интеллектуальных, функций. Как правило, с возрастом у людей лучше сохраняются те функции, на которые ложилась основная нагрузка при выполнении профессиональной деятельности. Например, у водителей с возрастом острота зрения снижалась меньше, чем у других людей в целом. Измерение интеллектуального уровня пожилых людей разных профессиональных групп выявило не столько количественные, сколько качественные различия: бухгалтеры и преподаватели математики обнаружили более высокие показатели сохранности интеллекта по результатам счетных тестов, а редакторы и преподаватели литературы получили более высокие баллы по вербальным (речевым) тестам. Следовательно, тренировка тех или иных функций обеспечивает их развитие и возрастную сохранность.

Устойчивость к стрессам также достигается тренировкой. У животных, которые долгое время переносили небольшую боль (несильные удары током), лучше идет заживление ран, они быстрее адаптируются к стрессам, чем животные, не подвергавшиеся такому воздействию. Есть предположение, что спортивные болельщики, переживающие во время соревнований, испытывают мини-стрессы, и это является своего рода стрессовой тренировкой. Активная тренировка как существенная возможность предотвратить неблагоприятные последствия сильных стрессов положена в основу метода «скоростной терапии». Пациента призывают мысленно представить и почувствовать какую-нибудь (опасную) ситуацию, и в момент кульминации, когда возникает паническое состояние, учат расслабляться и глубоко дышать, так как при сильном стрессе перехватывает дыхание, наступает гипоксия. Тренировка позволяет приучить организм к борьбе с ней, что повышает устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Постоянные упражнения полезны не только с точки зрения повышения физической, эмоциональной и интеллектуальной готовности к деятельности. Не менее важна и тренированность в сфере общения между людьми. Каким бы разумным ни представлялся человеку его образ жизни, если в нем нет места полноценному общению, душевные травмы и глубокая внутренняя опустошенность неизбежны. Поэтому общительность является одним из ключевых принципов разумной организации жизни.

Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.

Когда в нашей жизни все спокойно, когда люди вокруг не поступают глупо и неправильно, когда они не испытывают нашего терпения, в общем, когда окружающие люди не раздражают нас, мы способны без особых усилий вести себя правильно и по-доброму. И совсем другое дело, когда окружающие все-таки начинают раздражать нас по тому или иному поводу. Как вести себя в таких ситуациях, как изменить отношение к жизни, правильно ли отвечать людям той же монетой и другие подобные вопросы будут освещены в данной статье.

Думаю, многие из нас считают себя добрым человеком. Но вот когда по отношению к нам поступают неправильно, то чаще всего доброжелательный настрой куда-то пропадает. Я тоже одно время считал себя весьма мягким и пушистым, но все заканчивалось, когда, к примеру, мне говорили что я не прав или я ошибаюсь. Доброта в тот момент улетучивалась, и появлялись раздражение и язвительный настрой. И мы часто оправдываем себя «Вообще, я не вспыльчивый (или еще чего-то там), просто он/она/они меня вывели из себя», продолжая считать себя добрыми.

Но наша реакция и есть показатель того, какие мы внутри, наша реакция на происходящие события показывает, кто мы есть на самом деле. Сорвались, не стерпели, накричали - такова и есть наша натура, а все остальное - маски, которые скрывают наш внутренний мир. В чем сила человека вести себя правильно, когда все хорошо, в чем сила любить того человека, который любит вас, подумайте над этим. Нравственный уровень проявляется именно тогда, когда мы попадаем в нелегкие ситуации, а не когда мы разглагольствуем о том, как правильно жить. Ставя в затруднительные ситуации, жизнь показывает окружающим, и в первую очередь нам самим, наш культурный уровень.

Воспринимать, к примеру, нанесенную обиду по отношению к нам можно по-разному. Можно ответить человеку той же грубой монетой: вам нахамили - вы в ответ, вам изменили - вы в ответ, вам причинили боль - вы в ответ причиняете боль. А можноизменить отношение к жизни - заглянув в тот момент внутрь себя , обратив внимание на то, что внутри, вместо того, чтобы продолжать концентрироваться лишь на том, что происходит снаружи. Именно в подобных ситуациях легче всего увидеть всю ту грязь, которая внутри нас. И это касается даже простых жизненных ситуаций, которые происходят изо дня в день. Будьте внимательными к собственным реакциям на происходящие вокруг события.

«Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям» Скилеф

У нас как-то соседи сверху меняли батареи, и слегка осыпалась штукатурка на потолке. Можно конечно было с криками подняться до соседа и сказать какой он нехороший человек, а можно по-нормальному, подойти и просто объяснить ситуацию, без криков и претензий - как мы и поступили. У него был полномасштабный ремонт, отправил человека - он нам все аккуратно заделал, за принесенное беспокойство извинился. А вот как бы все сложилось, если бы мы пришли к нему с криками - не ясно, но отношения испортили бы точно. «Что с ним разговаривать - он ничего не поймет» - нашептывает нередко наше эго. Подобные ситуации в нашей жизни сплошь и рядом, когда можно за глаза при малейшей оплошности говорить о неправильном поведении человека, или же по-нормальному поговорить с этим человеком с глазу на глаз.

«Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить. Дай мне сил изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрости научиться отличать одно от другого» Рейнгольд Нибур

Мы можем делать людям замечания, а не замалчивать обо всех плохих поступках - вопрос в том «Как это делать правильно» и «Какие у нас мотивы» - оскорбить другого, дабы ублажить свое эго или реально хотим изменить ситуацию. Чувство собственной правоты нашему эго так нравится - обзовешь другого человека идиотом и ходишь довольный, и еще другим об этом расскажешь. Эго плевать на истину, я прав и точка, я умный, а другие - глупцы. Но культура отношений в другом - когда вместо того, чтобы осуждать человека, мы пытаемся понять его - так мы сможем изменить в лучшую сторону наше отношение к жизни . Да и стоит ли осуждать других - как минимум нервы целее будут.

«Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят другие, лучше послушай, что он говорит о других» Неизвестный автор

Как нередко бывает, наступили на ногу в автобусе - надо упрекнуть человека, что он такой дурак, под ноги не смотрит, недодали сдачу в магазине - обязательно продавец специально это сделал, обмануть решил. Когда как может быть все иначе. Говорят порой «Надо принять свою судьбу», но как человек может принять целиком свою судьбу, когда он не может выработать нормальную реакцию даже в таких ситуациях. Как изменить отношение к жизни - начните с мелочей: начните побеждать себя из раза в раз в простых ситуациях. Человек влез без очереди - оставайтесь спокойными, автобус уехал прямо из под носа, когда как вы махали руками прямо перед водителем - постарайтесь сохранять самообладание.

Когда вы научитесь спокойно реагировать на простые ситуации, то и более сложные ситуации станет принимать куда легче. Чтобы изменить отношение к жизни, необходимо понять, что настоящие враги человека не люди, с которыми возникает конфликт, а наши негативные черты характера, которые резонируют на происходящее. Окружающие лишь высвечивают то, что нам необходимо исправить в себе. Жизненные события - это экзамены, проверяющие наш нравственный уровень. Внешняя реакция на происходящее может быть активной, мы можем действовать, прикладывая силы по изменению сложившейся ситуации, но внутри необходимо стараться сохранять самообладание и выдержку. Необходимо научиться внутренне принимать любой поворот событий - и многое тут зависит от наших ожиданий и привязанностей.

«Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей» Бхагавад-Гита, 2.47

Легко вести себя правильно, когда тебя никто не компрометирует, быть хорошим, когда все классно - никаких проблем. Мы можем говорить, что мы все вечные души, все духовные братья и что Бог справедлив и любит нас, но это для многих остается лишь в теории. Когда возникают настоящие проблемы, когда люди попадают в затруднительные непредвиденные ситуации, они, как правило, забывают обо всем том хорошем, о чем они говорили, когда не о чем было волноваться. Мы часто думаем, что мы хорошие, терпеливые, умеющие любить и прощать, но на деле часто все оказывается далеко не так. Когда становится тяжело, когда беспокоят какие-то проблемы и окружающие люди, когда наваливаются страхи и переживания, то чаще всего доброжелательный настрой пропадает.

Мы обижаемся и злимся, мы не принимаем ту ситуацию, в которой мы оказались, многие верующие в это время перестают верить в Бога. Можно говорить много чего. Я вспоминаю свои жизненные периоды - когда все в жизни идет гладко, то ты считаешь себя смиренным учеником, который достойно сможет принять и понять все испытания судьбы. Но когда становится плохо, то нередко замечаешь, что те слова не многого стоят, что болтать можно что угодно и искренне верить, что все так и есть. Как изменить отношение к жизни - мы не должны сдаваться , изо всех сил надо стараться работать над собой именно в эти моменты, именно в нелегкие времена . Именно в это время мы растем, преодолевая все те трудности, которые преподносит нам жизнь. Чтобы наша первая реакция была правильной - необходимой обладать немалой силой. Поначалу мы можем одергивать себя в процессе нахлынувших негативный эмоций и неприязни, или хотя бы сделать правильные выводы после совершения того или иного проступка - и это тоже будет победой, не опускайте руки и продолжайте двигаться вперед.

«Ошибка - это не проблема. Нежелание делать выводы из ошибки - вот это проблема» Вячеслав Рузов

На самом деле, кризис - это возможность развития. Но многие люди воспринимают кризис как негатив, пытаясь либо переждать, либо смягчить его, пытаясь уйти от страданий, не понимания, что настало время изменить свое сознание, свое отношение к жизни. Преграды - это возможность роста. Бог дает не качества характера, он дает возможности развить необходимые качества. Я заметил, что как только начинаешь молить Бога о том, чтобы он дал тебе те или иные качества характера, так сразу появляются возможности развить необходимые качества. Когда как я поначалу думал, что он как будто надо мной издевается или прикалывается. Бог сталкивает нас с нашими страхами и проблемами лицом к лицу, он верит в нас, что мы со всем справимся, как говорят «Бог не дает испытаний не по силам», поэтому и нам нужно поверить в себя. Проявляя из раза в раз те или иные качества характера, когда того требуют возникающие ситуации, мы шаг за шагом развиваем свой характер, благодаря чему меняется наше отношение к окружающим людям и жизни в целом.

«По логике кажется, что как мы относимся к человеку, так и он будет относиться к нам. Но другие люди относятся к нам так, чтобы мы максимальным образом приближались к любви к Богу» Лазарев Сергей Николаевич

Или если рассмотреть вопрос, когда человек заболевает - он сразу, как правило, хватается за таблетки, а вы попробуйте заглянуть глубже - в психосоматику. Вбейте в интернет ваше заболевание, поищите соответствующую информацию, в особенности, если у вас хроническое заболевание. Когда нас с женой начинает что-то беспокоить, мы часто ищем проблему внутри себя - и часто убеждались в истинности возникновения данных заболеваний. И как только начинали направлять силы именно на изменение своего поведения, то и болезнь отступала. Конечно, легче всего закинуть таблетку в рот, зачем заморачиваться. Но в то же самое время не надо впадать в крайности, что таблетки это зло и тому подобное. Попробуйте изменить отношение к жизни, и вместо того, чтобы который раз лезть в медицинский справочник, чтобы узнать о причинах того или иного возникшего заболевания, поищите психосоматические причины заболеваний. Ничто не происходит просто так, болезнь - это сигнал к действиям, но не к походу к врачу и в аптеку, а к изменению своего характера и поведения.

Стоит отметить, что именно на профилактику заболеваний делает акцент аюрведа. Когда мы живем гармонично, не только на физическом плане, но и на эмоциональном, тогда и в нашей жизни куда меньше заболеваний, так как наш внутренний мир играет большую роль. Многое зависит и от нашего восприятия - когда мы, к примеру, простудились и начинаем ныть, что вот я такой больной, кто бы меня пожалел такого бедненького, то шансы того, что мы заболеем по-полной, куда больше. Я себя в подобные моменты пытаюсь не вгонять в это состояние, а наоборот говорю, что все со мной нормально, то есть не задаю подсознательную программу на то, что я заболеваю. Иным же образом - мы как будто говорим нашему организму, что все - мы заболели, мы повержены, отключить все защитные функции и сложить оружие, крепость взята.

Отслеживайте свое состояние, но только, пожалуйста, не превращайте свою жизнь в вечную борьбу с негативными чертами характера. То есть не нужно постоянно находиться в напряжении в каком-то своем мрачном мире и нудным серьезным голосом говорить другим, что ваша духовная практика - это отслеживание за собой неправильного поведения. Одновременно с самосовершенствованием необходимо научиться легче относиться к жизни, необходимо изменить свое отношение к жизни. Я сам был одно время таким вот борцом, но надо стараться быть более расслабленным по жизни, тот же юмор - отличный способ решения многих жизненных проблем. Как говорят «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят», просто вносите в свою жизнь больше хорошего и светлого, и тьма уйдет сама. На многое мне помог открыть глаза Рами Блект, особенно, что касается всякого рода зацепок за духовность.

На нашем пути нередко попадаются люди, которые живут неправильно или порой просто допускают те или иные жизненные ошибки - и нам кажется, что с этими людьми что-то не так, их надо исправить - ну явно, именно этого от нас хочет Бог. А вы в этом уверены, правильное ли это отношение к жизни? Может Бог из раза в раз проверяет наш уровень, насколько мы смиренно научились относиться к другим людям. В эту тему есть очень мудрое высказывание:

«Тот дурно воспитан, кто не переносит дурного воспитания в других» Бенджамин Франклин

Нет ничего удивительного, если человек вас не услышит и не станет меняться, мы можем попробовать повлиять на изменение характера, но при этом необходимо сохранять доброжелательный настрой. Будь вы хоть первым оратором на планете и мастером логических убеждений, некоторые люди так и не изменятся, и таких людей немало. Попробуйте сами, к примеру, перестать осуждать и вы поймете, как сложно меняться другим людям, подумайте над этим.

«Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей» Аль-Хусри

Нам та конечно всегда кажется, что меняться должны другие, и даже вставая на путь самосовершенствования и работы над собой, мы часто продолжаем думать, что и другие должны встать на этот путь. Но в этот момент мы должны вспомнить, как нелегко было встать на этот путь нам самим, как нелегко идти по нему - да и вы же встали на путь самосовершенствования, а не другие. Они живут, как жили, они ни на какой путь не становились, они и не думают развиваться, за что их упрекать - вы выбрали путь самосовершенствования, так идите по нему.

«Если мы хотим взрастить терпение, то нам нужен человек, который бы от всей души хотел причинить нам вред. Такие люди открывают истинные возможности для практики терпения. Они испытывают нашу внутреннюю силу, как не сумеет испытать ее ни один гуру. В целом, терпение защищает нас от уныния и отчаяния» Далай-лама XIV

Наша задача - изменить свое отношение к окружающим людям, изменить отношение к жизни в целом. Вы же занимаетесь развитием, вот Бог вам и помогает, мы должны быть благодарны Богу за эту возможность развивать любовь в нашем сердце, за развитие нашего характера. Но мы, почему то этому как-то не радуемся, потому что у нас сохраняется корыстное желание поменять, в конечном счете, окружающих, чтобы сделать свою жизнь счастливой. Мы прочитали тьму книг и посетили кучу семинаров - теперь как будто можно тыкать другим в их неправильную жизнь. В своей обширной и развернутой статье «Религия. Размышления» я неоднократно пытался обратить внимание читателей на тот факт, что, не уважая и оскорбляя другие вероисповедания и атеистов, вы в первую очередь наносите оскорбление той религии, которой придерживаетесь вы сами.

«Мнения, которые мы высказываем о других, свидетельствуют о том, что представляем из себя мы сами» Артуро Граф

Не столь важно, какие события происходят в нашей жизни, главное то, что внутри , то, как мы ведем в них себя, то, что мы чувствуем внутри. Один человек может проживать тяжелый период, но он держится, не сдается и сопротивляется. Что значит держится – он не идет по наклонной вниз, он не хватается за бутылку чтобы забыть о проблемах, он не погружается в беззаботные развлечения, он не идет на обман и воровство, начиная считать что наглость - второе счастье и без обмана не проживешь. А у другого человека может идти по жизни все гладко, и неизвестно как он поведет себя, оказавшись в тех же трудных условиях. Жизнь проверяет нас не только во времена страданий, но и во времена большого успеха, как говорят «Тот, кто может себе все позволить, редко позволяет себе быть человеком».

Притча «Самый большой грех»

- Что, по твоему мнению, является самым большим грехом в мире? - самодовольно спросил священник.

  • Помните, что все начинается с небольших шагов - начните побеждать себя из раза в раз в простых ситуациях и тогда вы сможете правильно себя вести и в сложных ситуациях.
  • Вместо того чтобы очередной раз ответить человеку аналогичным неприятным образом, лучше загляните внутрь себя, увидев все то, что поднялось в тот момент наружу.
  • Как изменить отношение к жизни - станьте осознающими, перестаньте отвечать злом на зло, и судьба обоих изменится.
  • Унижая человека, мы на самом деле показываем свой собственный уровень. Меньше осуждайте и больше благодарите - везде можно найти как недостатки, так и достоинства.
  • Как только мы хотим кого-то за что-то упрекнуть, наш ум надо сразу чем-то занять. У меня, к примеру, часто на автомате включается фраза «Я желаю всем счастья», думаю, тут спасибо Олегу Торсунову.
  • Когда ваш ум взволнован, сосредоточьтесь на своем дыхании, начните отслеживать его, это поможет вам успокоиться.
  • Если вам не удалось совладать с собой в нужный момент, не поникайте, лучше извлеките урок, сделав правильные выводы на будущее.
  • Развитие нашего характера происходит не когда все гладко, а когда мы попадаем в затруднительные ситуации. Преодолевая жизненные трудности, мы становимся все лучше.
  • Необходимо менять не просто внешнее поведение, а то, что внутри - характер и мировоззрение, поменяйте отношение к жизни в целом, будьте искренними с собой и с окружающими в этом вопросе.
  • Осознавая, как сложно самому порой поступать правило, вы поймете, как нелегко меняться окружающим людям.
  • Духовная практика проявляется не где-то там, не на собраниях единомышленников, она должна проявляться в личной жизни, особенно, в отношениях с самыми близкими людьми.
  • Главное то, что внутри, а не снаружи. Внешне мы можем и должны прикладывать усилия по изменению сложившейся ситуации, но внутри необходимо сохранять спокойствие и самоконтроль, на все воля Бога.
  • Если не удается изменить обстоятельства, измените отношение к жизни , к происходящим событиям и ваша жизнь изменится.

Каждый человек рождается на свет с ощущением, что он хороший, имеет полное право на существование таким, какой он есть, и все делает абсолютно правильно. Также он ощущает, что мир вокруг него правилен и хорош, что правильны и хороши все окружающие его люди. Иными словами можно сказать, что каждый человек рождается на свет с чувством «Я в порядке – Вы в порядке», где под «Вы» подразумеваются и другие люди, и мир в целом.

Это и есть единственно правильная и продуктивная позиция по отношению к себе и к миру. Но она, увы, не единственная: кроме нее существуют еще три непродуктивные позиции. Рассмотрим их.

Продуктивное отношение к миру «Я в порядке – Вы в порядке»

В основе этой позиции лежит восприятие себя и других как достойных, хороших, полноценных людей, без ощущения своей или чьей-то ущербности, без превосходства и унижения. Это позиция Взрослого. Это самая естественное, нормальное и здоровое психологическое отношение к миру, характеризующее гармоничное отношение к себе и к другим.

Если вам удалось сохранить эту позицию в своей взрослой жизни – то у вас нет никаких проблем, вам нет нужды играть в игры и менять маски, вы можете быть самим собой, пребывать в любви к себе и ко всему миру и быть абсолютно счастливым. Несмотря на то что каждый младенец рождается с установкой «Я в порядке – Вы в порядке», это позиция Взрослого. Того Взрослого, который присутствует даже в ребенке как важнейшее состояние его Я.

Младенец приходит в мир с позицией Взрослого, потому что он еще не научился играть, не успел освоить роли Ребенка и Родителя.

Но, рождаясь с этой установкой, практически каждый ребенок проходит через отказ от нее. Однако у нас есть выбор: мы можем вернуться на эту позицию уже осознанно, в зрелом возрасте. Каждый, кто хочет успеха, должен сделать это – другого пути нет.

Успешным и благополучным может быть только тот, кто занял позицию и отношение к миру «Я в порядке – Вы в порядке»

Эта позиция, где человек уважает себя и других, признает значимость как собственной личности, так и других людей, является здоровой в психологическом отношении личностью, уверен в себе, позитивно настроен, способен адекватно оценить реальность и свои возможности в ней, поставить достойные цели и достичь их.

Большинство людей теряют установку «Я в порядке – Ты в порядке» уже в первые два года своей жизни.

Вот тогда мы и скатываемся на другие, совершенно непродуктивные позиции. Происходит это потому, что в жизнь малыша вмешиваются внешние факторы (и прежде всего влияние родителей), заставляющие его убедиться: что-то не в порядке – либо с ним, либо с окружающим миром, либо и с ним, и с миром сразу.

Как следствие уже в первые два года своей жизни ребенок меняет свою врожденное отношение к миру «Я в порядке – Ты в порядке» на один из следующих вариантов:

«Я не в порядке – Вы в порядке»;
«Я в порядке – Вы не в порядке»;
«Я не в порядке – Вы не в порядке».

Отношение к себе и миру «Я не в порядке – Вы в порядке»

В этой позиции человек ощущает, что он хуже других. Для него характерны комплекс неполноценности, чувство собственной ущербности и превосходства других. Это позиция Ребенка, который заведомо чувствует себя более слабым, несостоятельным по сравнению с другими. Человек, который так себя чувствует, независимо от возраста продолжает действовать и общаться с другими с позиции Ребенка и в итоге постоянно ощущает себя жертвой.

На эту позицию скатывается каждый ребенок, даже в самой благополучной семье, просто потому, что он слаб и беспомощен по сравнению со взрослыми.

Как только ребенок начинает осознавать сам себя и чувствовать, что он мало что может без помощи взрослых, что он не умеет многих вещей, которые умеют взрослые, что он зависит от взрослых, что они имеют над ним власть и что в одиночку, без них, он просто не в состоянии выжить – так он сразу начинает ощущать, что он «не в порядке» по сравнению с ними.

Поскольку такое отношение к миру закладывается раньше других, то именно она является самой сильной и распространенной, потому и преследует очень многих людей на протяжении всей их жизни.

Конечно, у кого-то эта установка выражена слабее и проявляется лишь изредка, а у других является основным фоном всей жизни и проявляет себя очень явно. Если родители сами ощущают себя «в порядке», то они могут со временем сгладить у ребенка его детское ощущение неблагополучия. Также своим собственным примером родители могут способствовать более позитивному отношению ребенка к себе.

Однако же на подсознательном уровне память о том времени, когда он ощущал себя «не в порядке», остается на всю жизнь и может так или иначе всплывать в самые неподходящие моменты.

Еще хуже обстоит дело в том случае, если в первые два года жизни родители ребенка (особенно мать, так как в этом возрасте именно ей принадлежит решающее влияние) или те, кто их заменяет, демонстрируют ребенку, что он недостаточно хорош такой, как есть. Если его ругают, наказывают, говорят, что он «несносный ребенок» и т. п. – у него формируются убеждения типа: «Я ничего не стою», «Я все делаю неправильно», «У меня никогда ничего не получится», «Я плохой», «Меня нельзя любить».

Результат – во взрослой жизни такой человек становится неудачником, он не уверен в себе, склонен к депрессии, ощущает свое бессилие и неспособность что-либо изменить.

Часто это люди, всю жизнь чувствующие себя беспомощными детьми, нуждающимися в чье-то опеке и поддержке. В самом худшем случае это люди, склонные к самоубийству.

Отношение к окружающему миру и себе «Я в порядке – Вы не в порядке»

Человек с этой позицией всеми силами стремится доказать миру, что он – лучше, выше других. Это позиция человека, который в глубине души чувствует себя ущербным и «забитым Ребенком» и, чтобы преодолеть это, действует прямо противоположным образом и как агрессивный Родитель демонстрирует свое превосходство.

Такое отношение к миру свойственно людям, пережившим чересчур суровое обращение в детстве. Например, если ребенка избивают или еще как-то проявляют жестокость по отношению к нему – он не может продолжать считать, что люди и мир вокруг него «в порядке».

«Вы плохие» – это убеждение все крепче укореняется в детском сознании. У него возникает желание наказать обидчиков, отомстить им. Такова защитная реакция детской психики против насилия и жестокости, но в результате возникает позиция озлобленности на весь мир. У ребенка формируются убеждения: «Люди ничего не стоят», «Мир жесток, и люди злы», «Чтобы выжить, нужно драться, давать сдачи», «Людей надо ставить на место», «Все вокруг виноваты».

Результат – во взрослой жизни такой человек пытается решать все проблемы с позиции силы, он скрывает свое глубокое ощущение собственной ущербности за видимостью превосходства, обвиняет других в своих бедах, считает, что если он пострадал от чьей-то жестокости, это дает ему право тоже быть жестоким.

Такие люди становятся авторитарными, агрессивными, жестокими родителями для своих детей. По отношению к другим и к миру, они могут стать агрессорами, деспотами, тиранами. В самом тяжелом случае это люди, склонные к криминальным проявлениям, способные на насилие вплоть до убийства.

Отношение к себе и к миру «Я не в порядке – Вы не в порядке»

В основе этой позиции лежит чувство разочарования и в себе, и в людях, ощущение, что в жизни ничего хорошего быть не может. Это само разрушительная позиция несчастного Ребенка, жертвы, которой не от кого ждать помощи, так как все другие тоже воспринимаются как ни на что не способные беспомощные жертвы.

Такое отношение к жизни может появиться у ребенка, который не получал ласки в первые два года жизни, будучи, например, лишенным родителей, или если родители ухаживали за ним лишь формально, по необходимости. .

Не получая никакой позитивной поддержки извне, ребенок оказывается в своего рода эмоциональной изоляции. Он не может чувствовать себя хорошим – так как не получает подтверждения этому извне.

Но он не может и сделать вывод о том, что другие люди хорошие, так как встречается только с их безразличием, равнодушием. В итоге у него формируются убеждения: «Я ничего не стою», «Другие люди ничего не стоят», «Жизнь ничего не стоит», «Все бессмысленно», «Все бесполезно», «Все плохо», «Мы все жертвы», «Ничего хорошего ждать не приходится».

Результат – став взрослыми, такие люди теряют интерес к жизни, часто опускаются на самое дно, превращаясь в бомжей, алкоголиков, ведут асоциальный образ жизни. От этой позиции очень недалеко до психических расстройств. В самых тяжелых случаях такие люди одинаково способны как к самоубийству, так и к убийству.

Проверьте, не застряли ли вы в какой-то из непродуктивных позиций.

Если вы обнаружили в себе склонность (в той или иной степени) к одной из трех непродуктивных жизненных позиций, если даже вы чувствуете, что основательно застряли в какой-то из них, – все не так безнадежно, как может показаться на первый взгляд.

Вы можете измениться. Для этого необходимо лишь одно условие: надо, чтобы вы захотели измениться.

Принять такое решение не всегда легко, так как у всех нас есть привычка неосознанно цепляться за свою раз и навсегда занятую позицию. Взять, к примеру, такой хорошо известный факт: если человек ощущает себя бедным и недостойным богатства (чувствуя, что он «не в порядке») – то он не разбогатеет, даже если на него внезапно свалится огромная сумма денег. Эти деньги он либо потеряет, либо прогуляет, либо еще как-то потратит впустую и снова окажется бедным.

Чтобы эти деньги пошли впрок, ему надо сначала сменить позицию на «Я в порядке – Вы в порядке», а для этого надо потрудиться, несмотря на внутреннее сопротивление переменам.

Каждая из трех непродуктивных позиций по-своему препятствует переменам.

Тот, кто придерживается установки и отношения с окружающим миром «Я не в порядке – Вы в порядке», рассуждает примерно так: «Все равно я ничего не смогу изменить, у меня нет на это сил и возможностей, и от меня ничего не зависит».

Установка «Я в порядке – Вы не в порядке» диктует примерно такой ход рассуждений: «Мне меняться – вот еще! С какой это стати? У меня и так все отлично. Пусть другие меняются».

Придерживающиеся отношений с миром «Я не в порядке – Вы не в порядке» рассуждают так: «Какой смысл во всех этих переменах? Все равно лучше ничего не будет, будет только хуже».

Узнаете себя в каком-то из этих примеров?
Да, если вы думаете примерно так, то прийти к необходимости перемен нелегко – и все же надо это сделать. Иначе ваш путь ведет в тупик, тогда как для вас существуют гораздо более благоприятные возможности, совершенно независимо от того, как далеко по пути в тупик вы уже успели зайти. Если вы занимаете одну из этих трех непродуктивных позиций – значит, вы живете и действуете из состояний Ребенка или Родителя, но никак не Взрослого. А ведь только Взрослый способен достичь успеха, благополучия и счастья в нашем мире.

Только позиция Взрослого изначально благополучна. Позиции Ребенка и Родителя (если они не контролируются Взрослым) – это позиции неблагополучия. Невозможно ощущать себя благополучным, успешным и счастливым, застряв на этих позициях. Невозможно прийти хотя бы к относительному успеху, действуя из этих позиций.

Позиция Взрослого, а значит, позиция благополучия только одна: «Я в порядке – Вы в порядке».

Особенности внутренних установок людей

Обычно по внешнему виду, поведению и образу жизни человека не так сложно понять, какую из четырех позиций он занимает. Это видно невооруженным глазом. И даже если внешний вид ничего не говорит о подобных установках человека, при общении друг с другом люди всегда чувствуют, с кем имеют дело.

Практически все наши взаимоотношения, и личные, и дружеские, и деловые, определяются позициями, занимаемыми участниками этих взаимоотношений. От этих позиций зависит и наш успех или неуспех в общении, и то, насколько мы чувствуем себя удовлетворенными этими отношениями, и то, какое место среди людей мы занимаем.

«Позиции очень важны в повседневных социальных взаимодействиях людей. Первое, что люди чувствуют друг в друге, – это их позиции. И тогда в большинстве случаев подобное тянется к подобному. Люди, хорошо думающие о себе и о мире (“+” “+”), обычно предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен.

Люди, чувствующие собственное превосходство (“+” “–”), в основном любят объединяться в клубах и организациях. И поскольку, как говорят наблюдения, бедность любит компанию, то бедные также собираются вместе, чаще всего в барах.

Люди, чувствующие тщетность своих жизненных усилий (“–” “–”), обычно толкутся около пивных или на улицах, наблюдая за ходом жизни. В западных странах одежда чаще всего свидетельствует о жизненной позиции значительно ярче, чем о социальном положении.

Так, одни люди (”+” ”+”) одеваются аккуратно и неярко. Другие (”+” ”–”) любят “форму”, украшения, драгоценности, изысканные вещи, что подчеркивает их превосходство. Один человек (”–” ”+”) одет бедно, не совсем аккуратно, но не обязательно неряшливо, может даже носить чужую “форму”, а другой (”–” ”–”) ходит в своей “форме”, как бы демонстрирующей пренебрежение к любой одежде, ко всему, что за этим стоит.

Встречается так называемая шизофреническая униформа (”–” ”–”), где заношенное платье соседствует с элегантным бантом или галстуком, а драные туфли – с бриллиантовым кольцом».

Что же делать? Как изменить свое отношение к миру и к себе?

Мы чувствуем позиции других людей – но далеко не всегда даем себе отчет в своей собственной. Мешает увидеть себя со стороны страх правды о себе. Он свойственен всем людям. Но этот страх необходимо преодолеть. Без этого мы не сможем прийти к позитивным переменам и на всю жизнь останемся в плену той иллюзии, что никто этой правды не видит, раз ее не хотим видеть мы.

Лучше самому себе сказать правду, чем услышать ее от других людей. К тому же от признания правды о себе остается всего один шаг к позитивным переменам.

Соберитесь с духом и потратьте время на само диагностику. Скажите себе, что вы делаете это для собственного блага, и вслед за диагнозом обязательно последует действенное лечение.

Постарайтесь, насколько это возможно, войти в роль Взрослого и отодвинуть от себя детские эмоциональные реакции.

Постарайтесь, не обижаясь и не злясь на своих родителей, вспомнить, какую позицию вы заняли в детстве под их влиянием.

Сейчас для вас это не повод обижаться, расстраиваться или тем более вынашивать планы мести. Сейчас для вас это просто способ поставить себе беспристрастный диагноз. Не забывайте, что на диагнозе вы не остановитесь – за ним последует лечение.

Сейчас вы взрослый человек, и только от вас зависит, какой выбор вы сделаете: начнете расстраиваться, злиться и обижаться – или примете решение исправить старые ошибки и начать новую жизнь.

Пусть утешением вам послужит тот факт, что ваши родители вогнали вас в ту или иную позицию не специально. Они сделали это бессознательно, только потому, что в свое время то же самое сделали и с ними.

Большинство нормальных родителей не хотят детям зла. Они хотят детям добра – и не понимают, что подчас добиваются этого добра способами, которые приносят прямо противоположные результаты. И если вы не хотите в той же степени неосознанности передавать нежелательные установки дальше, уже своим детям – ваш долг осознать то, что сделали с вами, пересмотреть свои позиции и тем самым разорвать этот замкнутый круг.

Большинство родителей не хотят детям зла. Они хотят детям добра – и не понимают, что подчас добиваются этого добра способами, которые приносят прямо противоположные результаты.

Многие люди слышали эту фразу: «Что видишь, то и получаешь». Это присловье заставляет вспомнить о законе жизни, который не имеет никакого отношения к тому, что именно видится, а касается того, кто именно видит. Два человека могут проснуться утром по соседству в одних и тех же условиях и тем не менее прожить день совершенно по-разному, в зависимости от того, кто видел. У одного человека может быть позитивное отношение к жизни , и он проснётся со словами «Доброе утро, Боже!» А второй может быть пессимистом и приветствовать новый день словами: «Боже, опять утро!» Похожие слова - а отношение к жизни за ними стоит диаметрально разное.

Итак, что вы видите, то вы и получаете, а что я вижу, то я и получаю! Ключ лежит в точке зрения.

Та же самая аналогия подходит и к тому, насколько интересно разворачивается ваша жизнь. Всё будет неинтересным, если жизнь вас не интересует. имеет огромное значение тогда, когда речь идёт о восприятии. Важно понимать, что от нас зависит, как мы видим тот пресловутый стакан - как наполовину пустой или как наполовину полный.

Убеждения могут являться ещё одним важным фактором, определяющим то, как мы смотрим на жизнь. Что вы думаете о жизни? Задумайтесь ненадолго над этим вопросом. Возможно, вам стоит даже записать некоторые ваши взгляды по этому поводу. Верите ли вы в прогресс? Как вы относитесь к всевозможным событиями, которые каждый день преподносит вам жизнь? Верите ли вы в то, что сама суть вселенной заключается в развитии? Верите ли вы в то, что обладаете удивительной способностью творить добро? Возможно, эта способность ограничена только вашими собственными взглядами и предрассудками. Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, то вы ведёте интересную жизнь, потому что вас интересуют многогранные аспекты жизни.

Существует восточная легенда о прекрасной девушке, которой правитель Земли предложил редкостный дар. Король вручил ей мешочек с жемчугом и обещал, что она сможет оставить себе самую большую и прекрасную жемчужину, которую там найдёт. Однако он поставил несколько условий. Она должна была выбрать только одну жемчужину. Она должна была вынимать из мешочка только по одной жемчужине. Она должна была либо оставлять её, либо отвергать, и она не имела права взять раз отвергнутую жемчужину. И девушка радостно начала вынимать из мешочка жемчужины одну за другой. В процессе этого у неё в руках побывало множество красивых и идеально правильных жемчужин. Однако она искала такую, которая оказалась бы немного больше и немного красивее остальных. И так она пропустила много великолепных драгоценностей.

По мере того как она углублялась в мешочек, жемчужины становились все мельче и хуже качеством. Время от времени вместо жемчужин ей попадались камешки. Теперь, поскольку ей нельзя было вернуться к прежде отвергнутым жемчужинам, ей приходилось продолжать поиски. Жемчужины становились всё более мелкими и менее ценными. А камешки встречались все чаще. Когда девушка добралась до дна мешочка, она с печалью ушла с пустыми руками.

Эта легенда может относиться и к нам: порой мы мчимся по жизни, стараясь найти работу получше, дом побольше, спутника жизни, который был бы самым подходящим, более интересные развлечения или что-нибудь ещё, и мы не замечаем тех драгоценных жемчужин, которые в изобилии встречаются нам каждый день.

На чём мы сосредоточены? Возможно, мы ищем Царствие небесное, которое в это время находится внутри нас, - однако часто мы его не видим. И тогда мы останавливаемся и не решаемся двигаться дальше, потому что боимся, как бы дела назавтра не пошли хуже. В любом случае - суетимся ли мы или сидим и ждём - результат получается одинаковый. Практически ничего не случается! Вот почему философы и духовные учителя часто говорят нам: « - это самый важный момент вашей жизни». Мы не можем вернуться в прошлое даже на две секунды, и вырваться в будущее на две секунды мы тоже не можем. Мы живём в вечном «сейчас», и наш интерес к жизни и к тому, что она нам даёт, тоже существует в настоящем.

«Сейчас» - это момент выбора и благословения.

Всех минут всех дней нашей жизни не хватит на то, чтобы передумать обо всех истинных, справедливых, чистых и прекрасных вещах на свете. Это и есть те вещи, которые дают нам подлинное счастье и радость жизни. Они становятся драгоценными жемчужинами.

Американский философ Чарлз Филлмор сказал: «Когда вы испытываете какую-то дисгармонию, вы можете не сомневаться в том, что у вас появилась некая ложная иллюзия. Прямо перед нами находится бесценная жемчужина истины, но готовы ли мы продать все, чтобы купить её? Готовы ли мы отказаться от ложных иллюзий и направиться прямо к истине?» Как это здорово сказано!

Когда вы смотрите на себя в зеркало, то главное - это не ваше лицо, а ваш разум, который смотрит оттуда на вас. По словам Иисуса, то, что находится в вашем разуме, - это источник всего, что важно. В Библии говорится: «из него (сердца) источники жизни» (Прит. 4, 23). Если вас интересует ваше будущее положение, посмотрите на то, как вы взаимодействуете с жизнью в настоящий момент. Вы радуетесь новым приключениям и событиям, которые обещает вам каждый новый день? Вы радостно ожидаете тех шансов, которые могут вам представиться? Вы ожидаете найти хорошее в любой ситуации? В завершение каждого дня вы приносите благодарения за все то изобилие, которое получили?

Помните: чем больше искреннего интереса выражаете вы по отношению к жизни, тем больше радости и удач жизнь принесёт в ваш мир. В огромной разнице между счастьем и несчастьем, успехом и провалом, эффективностью и бесполезностью, умением и беспомощностью, отвагой и страхом, силой и слабостью нельзя винить обстоятельства или окружающих. Главным причинным фактором является состояние вашего собственного разума. Все кажется неинтересным, если вы не заинтересованы. Поэтому правильное отношение к жизни играет важную роль в жизни каждого человека.

Мир соразмерен широте наших интересов. Ограниченный человек имеет узкий взгляд на вещи. Стены его мира скрывают, более широкие горизонты.

Джозеф Джеотроу

Возраст - это не вопрос лет. Годы могут покрыть морщинами кожу, но отсутствие интереса покрывает морщинами душу.

Генерал Дуглас Макартур

Человек с сотней интересов вдвое живей того, у кого их только пятьдесят, и в четыре раза - того, у кого их двадцать пять. Что интересует вас? Не сводятся ли ваши интересы в еде, дому, работе, одежде, ближайшим родственникам? Если вы хотите избавиться от нервного напряжения и вести более здоровую жизнь, расширяйте свои интересы, расширяйте себя. Вокруг вас - богатейший мир книг, картин, музыки, спорта и, самое главное, людей.

Доктор Норман Винсент Пил

Люди не устают от работы тогда, когда работа распределена разумно. Интересная работа стимулирует. Утомление и уныние наступают из-за отсутствия интереса и тревоги. Каждому из нас следует иметь хобби - столько, чтобы ими можно было заниматься эффективно и счастливо. Нельзя допускать, чтобы интерес ушёл или остыл, чтобы исчез энтузиазм. Каждый день может стать днём триумфов, если вы сохраните свой интересу будете питать его так, как он питает вас!

Джордж Мэттью Адамс

по материалам из книги: Джон Темплтон - "За 90 минут. Всемирные законы жизни".

Когда кто-то пытается навязать вам свое неприятное видение мира, не позволяйте им достичь успеха. Выскажитесь. Это ваша жизнь. Вы не можете быть в состоянии контролировать все, что делают люди вокруг вас, но вы можете решить как проводить свое время, вы можете уменьшить контакты с такими людьми. Вы можете твердо принять решение и ограничить себя от такого общества, чтобы не позволить негативным действиям и мнениям вторгнуться в ваш ум и сердце. И, прежде всего, вы можете решить, кому идти рядом с вами в счастливое завтра, и кем сегодня попрощаться.

Будьте с теми, кто делает вас лучше, вместо того, чтобы быть с тем кто истощает вас.

Не позволяйте людям делать следующее с собой:

Перестаньте спорить с людьми, которые явно не хотят слушать вас.

Есть люди, которые готовы искать истину, которые готовы жертвовать своими ценностями ради поиска правды. Но не все люди такие. Никогда не тратьте свое время, пытаясь объяснить что-то людям, которые определенно не хотят принимать ничего кроме своей точки зрения.

Такие люди часто будут пытаться навязать вам свою «непреклонную» истину, не тратьте время на таких людей, такая ерунда не стоит вашего времени.

Перестаньте позволять людям окунать вас в негатив.

Выбор всегда а вами. Ваши мысли влияют на ваше окружение и ваше будущее. Таким образом вы генерируете то, что в вами произойдет. Зачем вам неблагоприятное будущее? Сделайте правильный выбор!

Перестаньте слушать людей, которые ругают вас за оправданные ошибки.

Ошибки просто необходимы нам. Это часть развития. Поэтому, если мы движемся вперед, нас обязательно будут сопровождать ошибки. Их не стоит стыдиться или убегать от них. И если кто-то начинает упрекать вас, опираясь на ошибки, которые были оправданы, и были совершены не по глупости, которые принесли новым опыт и сделали вас сильнее, — не слушайте его. Позвольте себе быть новичком — многие великие произведения искусства создавались аматорами.

Не позволяйте другим навязать вам сомнения в себе и в своей истине.

У вас свой уникальный путь, вам не нужно ничего никому доказывать. Доказывайте себе, не другим. Не позволяйте просто так рушить свою систему ценностей, вашу истину, ваше сердце. Вы уникальны — помните это.

Не позволяйте людям запугивать вас.

Вы целостная личность, никто не имеет власти навязать вам свое мнение, если вы сами этого не захотите. Не слушайте людей, которые пытаются запугать вас. Не подпадайте под их влияние. Иногда стоит прислушаться к чужому мнению, но часто густо, панические страхи людей абсолютно ничем не обоснованы. Делайте выводы, опираясь на свой разум. Никто не имеет права заставлять вас чувствовать себя запуганным, ничтожным и мелким, пока вы не дадите им эту власть.

Окружайте себя искренними друзьями и избавляйтесь от притворщиков.

Кто такой настоящий друг? Тот, кто любит вас таким, какой вы есть, и до сих пор вдохновляет вас становиться лучше. Будьте искренним верным другом для других, и окружите себя только настоящими друзьями.

Прекратите позволять одним и тем же людям лгать вам, вновь и вновь.

Если кто-то обманул вас — это не страшно, но если кто-то обманывает вас снова и снова — стоит задуматься. Тот, кто постоянно вас обманывает явно не уважает вас, не следует оказывать ему ту честь которую он вам не оказывает. Перестаньте слушать таких людей, пока она не оправдают оказанное им доверие. Уважайте себя. Если вы словили кого-то на лжи, скажите это не молчите. Делайте выводы. Некоторые люди будут лгать вам неоднократно, просто потому что это в их сути.

Не позволяйте людям пользоваться вами.

Иногда люди не замечают, то как много мы отдаем им, пока мы не перестанем делать это. Это не правильно! Поймите, это. Вы заслуживаете на то, чтобы быть с людьми, которые заставляют вас улыбнуться — друзья, которые не принимают вас как должное, которые ценят и любят вас. Прекращайте сдавать себя в бесплатную аренду людям, которые просто пользуются вами.

Перестаньте быть запасным вариантом для других.

Если вы замечаете, что человек с вами только, когда у него нет более интересных занятий. Если вас держат про запас, избавьтесь от таких людей, освободите место для новых отношений, освободите время для тех людей, которые будут искренне рады вас видеть.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»