Три самых подделываемых камня из сувенирных лавок. Пробу негде ставить Как отличить полудрагоценные камни от подделки

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Почти во всех сувенирных магазинчиках, торгующих камнями, есть эти подделки. Речь идёт не о выдавании дешёвых минералов за более дорогие, как в случае с крашеной "бирюзой" из говлита или "цитринов" из жжёного аметиста, а об искусственных имитациях полудрагоценных камней. Безусловными лидерами тут являются кошачий глаз, авантюрин и "лунный камень" .

Поддельный кошачий глаз

В большинстве сувенирных ларьков продаётся именно это боросиликатное стекло.

Выбор - на любой вкус и цвет!


Кроме стекла, для имитации "кошачьего глаза" используются синтетические минералы - кетсайт и улексит.

На самом деле, "кошачий глаз" это даже не конкретный камень, а название эффекта ирризации, свойственного некоторым минералам. Этот оптический эффект действительно напоминает глаз кошки.
Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл (цимофан) стоит очень дорого, как алмазы и рубины. Естественно, в сувенирных лавках такие камни не продаются. В магическом плане "кошачий глаз" считается защитным камнем. Не нужно огорчаться из-за его недоступности, ведь существуют также другие разновидности глазковых камней - тигровый, соколиный и бычий глаз. Они не являются редкостью, стоят недорого, поэтому обычно их не подделывают. Изделия из тигрового глаза есть практически во всех лавках.

Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл

В стеклянном "кошачьем глазе" нет ничего плохого - это прекрасный, яркий и недорогой материал для украшений. Но если продавец называет его натуральным, это уже обман. Хотя очень часто продавцы в сувенирных лавках сами не разбираются в своём товаре и искренне верят в натуральность стекляшек. Да что говорить, если в казалось бы, серьёзных энциклопедиях по минералам в качестве иллюстраций используются подделки. Вот к чему приводит экономия издателей на копирайтерах и лень самих копирайтеров, не умеющих нормально пользоваться гуглом.

Такие сверкающие золотистыми блёстками бусины обычно продаются под видом авантюрина. Это не минерал, а особое авантюриновое стекло с крошкой оксида меди, кобальта, железа или хрома.

"Современная стекольная промышленность имеет множество составов авантюриновых стекол, полученных в разные годы в разных странах. Известны авантюриновые стекла с блестящими включениями, содержащие оксиды кремния, алюминия, кальция, магния, марганца, железа, хрома, фосфора, натрия, калия, титана, никеля, кремния (SiO2, Al2O3, CaO, MgO, MnO, Fe2O3, Cr2O3, P2O5, Na2O)и др. Как видим.задействуется значительная часть периодической системы элементов. Недостатками таких составов стекла являются высокая температура варки стекломассы (до 1430-1460 оС) и низкая твердость получаемого стекла (650-730 кг/мм2) . Это приводит к высокой себестоимости изделий из авантюринового стекла из-за больших энергозатрат и снижает их потребительские свойства, поскольку полированная поверхность стекла с низкой твердостью быстро теряет свое качество в силу истирания.

Сейчас перед технологами и химиками этой отрасли стоит задача получения авантюринового стекла высокой микротвердости и механической прочности, расширения его декоративных свойств, а также снижение стоимости процесса и состава за счет использования более дешевого сырья. Это требование современного дизайнерского искусства и возросших промышленных возможностей. Поэтому научными институтами совместно с заводами ведутся разработки в направлении удешевления авантюриновых стекол, и одним из вариантов является использование сырья с содержанием до 60% шлака в шихте. Проходит испытание авантюриновое стекло на основе высокожелезистых шлаков. Наряду с хорошими декоративными свойствами оно имеет улучшенные физико-химическими свойства: повышенную микротвердость и щелочеустойчивость, температуру размягчения примерно 650 °С, и показатель преломления до 1,596 единиц.

В последние годы нашим ученым удалось получить стекольные сплавы повышенной твердости и улучшенных прочностных характеристик введением оксидов бора, расширения цветовой гаммы, усиления авантюринового эффекта за счет введения оксидов меди, хрома, титана, кальция и других различных металлов.. Большие достижения в изобретении авантюриновых сплавов принадлежат ученым Государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза, достойный вклад внесен изобретателем А.В.Кочановой из г. Липецка и многими другими учеными. Эти изобретения имеют мировое значение и защищены патентами.

Технология получения таких стекол довольно сложна. Сначала подготовленную шихту плавят в печах большой мощности при 1350-1400 oС в течение примерно часа, затем температуру несколько уменьшают, и после непродолжительной выдержки проводят отжиг при 750 oС. Для получения стекла используют продукты обогащения апатито-нефелиновых руд и полевошпатового минерального сырья в составе с гранулированными доменными и конвертерными, феррохромовыми шлаками, подбирая их в соответствии с требуемым соотношением компонентов. Для увеличения прочности и устойчивости состава вводят оксиды бора (В2О3),добавляют оксиды лантана, цезия, самария и др (La2O3, CeO2, Sm2O3) для расширения цветовой гаммы, оксиды титана, калия и меди (ТiO2, К2О, Сu2О) способствуют окрашиванию не смешиваемых областей во все цвета радуги, что и фиксируется на стеклах в виде застывших разноцветных узоров с блестками кристаллов хрома, марганца и меди (Сr2O3, MnO, Сu2О).Полученное стекло имеет твердость 850-880 кг/мм2, непрозрачно, его поверхность рисунчатая, а в массе - золотистые, розовые, зеленые блестки размером от 0,5 до 2,0 мкм." ссылка

Чаще всего в лавках продаётся авнатюриновое стекло кирпичного цвета, но оно бывает также синим, чёрным, зелёным...

А вот так выглядит настоящий авантюрин

Природный авантюрин это разновидность кварца, в нём действительно есть маленькие искорки - включения пластинчатых или чешуйчатых минералов (зеленой слюдки-фуксита, вишнево-красного гематита и др.), которые вызывают мерцание камня при его повороте. В авантюриновом стекле блёсток много и размера они одинакового, тогда как в камне блёсток обычно мало, они разного рамера и яркости. Авантюрин камень недорогой, поэтому имеет смысл поискать настоящий в специализированных магазинах. В простых сувенирных лавках есть только стекло.

"Лунный камень" - матовое стекло

Красивое, правда? Но это всего лишь стекло, которым забиты наши сувенирные лавки.

В нём действительно есть что-то лунное...

"Лунный камень" - народное, а не минералогическое название. "Лунными камнем" называют минерал адуляр, а также иногда беломорит и лабродорит ("тёмный лунник").

Так выглядит натуральный хорошего качества адуляр

В отличие от настоящего "лунного камня" адуляра, "лунное стекло" равномерной окраски и не обладает эффектом ирризации.


Адуляр - разновидность полевого шпата с химической формулой K. Своё название он получил в честь горы Адула в швейцарских альпах. Добывается в Индии, Шри-Ланке, США, России. Цена "лунных камней" выского качества довлльно велика и конечно, их нет в большинстве сувенирных лавок. Купить натуральный лунник можно в специализированном магазине или на выставке минералов. Не нужно путать "лунный камень" (полевой шпат) с селенитом (поделочный гипс), на многих сайтах их сваливают в одну кучу.

Лунный камень

Беломорит - непрозрачный "лунный камень", добываемый в России

Лабрадорит - "тёмный лунник"

Создавая наши украшения, мы думаем не только об удобстве и красоте браслетов, но и прежде всего о тех полезных свойствах, которыми обладают самоцветы. Именно поэтому мы всегда выбираем исключительно натуральные камни, предварительно убедившись и проверив их подлинность.

Прогресс не стоит на месте и в настоящее время имитации камней стали настолько распространенным явлением, что иногда даже специалистам трудно отличить подделку без специального оборудования. Мы немного расскажем о том, какими способом Вы можете проверить натуральность некоторых камней. Остановимся сначала на самых распространенных способах подделки:


  • обычное подкрашенное стекло или пластмасса выдаются за натуральный камень

  • дешевые минералы выдаются за более дорогие и редкие

  • каменная крошка прессуется, окрашивается и выдается за натуральный камень

Как ни парадоксально, но подделки на первый взгляд очень часто выглядят красивее настоящих камней, и, в принципе, если Вам просто нужно новое и недорогое красивенькое украшение, то они вполне могут выполнить эту функцию. НО… Хоть однажды почувствуйте на ладони холодную тяжесть натурального камня, которая через несколько минут сменится теплой невесомостью, согревающей тебя на протяжении всего дня; присмотритесь, какими причудливыми узорами покрыт каждый камешек (а ведь второго точно такого же нет, не было и никогда не будет!); задумайтесь над тем, сколько тысяч или даже миллионов лет он медленно рос в глубинах нашей планеты, впитывая в себя ее природную силу, красоту и энергию. И после всего этого Вы, скорее всего, не согласитесь на хоть и недорогую, но штампованную в тысячах экземплярах подделку, сделанную за несколько секунд на заводе. И стоит ли говорить о том, что вышеуказанные имитации не обладают теми чудесными свойствами, которыми с давних времен люди наделяют самоцветы во всем мире. Да и долговечность этих имитаций не сравнить с натуральными камнями. В то время, как прессованные камни довольно быстро от носки начинают терять свой изначальный цвет, крошатся и облущиваются, а стеклянные имитации разбиваются, натуральные камни на протяжении долгих лет продолжают радовать своих владельцев и помогать им:)

В настоящее время, довольно редкими, но чаще всего подделываемыми полудрагоценными камнями являются лунный камень, малахит, бирюза, янтарь, авантюрин, горный хрусталь.

А сейчас о том, как можно попробовать отличить натуральный камень от стекла или пластмассы. Что же должно насторожить при выборе украшения? Во-первых, легкость изделия. Пластмасса намного легче камня и очень быстро становится теплой в руке, в то время как камень будет нагреваться достаточно медленно, и его вес вы сразу почувствуете, даже если это всего лишь несколько небольших камней (кроме янтаря, о нем в следующий раз подробнее!). Во-вторых, одинаковость цвета и рисунка каждой бусины. Каждый природный камень уникален и имеет свои особенности, это может быть внешний рисунок или неоднородность внутри. А если все камни в изделии выглядят как братья-близнецы, то вероятнее всего перед Вами стекло или пластмасса. Со стеклом, правда, немного сложнее. Со временем можно научиться отличать стекло от камня по внешним признакам, зная особенности минералов. Однако по температуре оно похоже на камень. Но если все-таки геолог внутри Вас победит эстета, то можно попробовать пойти на крайние меры и расколоть бусину. Края у стекла будут очень острые, ими легко можно пораниться, в отличие от камня, сколы которого можно запросто потрогать.

Мы очень надеемся, что эта информация поможет Вам при выборе украшений из полудрагоценных камней.

А в будущих постах мы подробнее расскажем о том, как отличить от подделки малахит и янтарь, а также некоторые другие камни.

Изумруд - один из самых узнаваемых и дорогих камней. Разумеется, преступники уделяют ему особое внимание. Придумано много видов фальшивок, отличающихся по материалам, технологиям изготовления, качеству. Перед покупкой нужно узнать, как отличить изумруд от подделки, чтобы не потратить немалую сумму на имитацию.

Натуральный минерал представляет собой разновидность берилла с примесями: хромом, ванадием, железом. Цвет, как правило, зеленый, иногда с синеватыми или желтоватыми оттенками. Под видом изумруда недобросовестные продавцы предлагают:

  • имитации;
  • дуплеты и триплеты;
  • синтетические камни;
  • стекло.

Иногда людей вводят в заблуждение названиями минералов, изделий. «Изумруд» в них - только часть торгового наименования, например:

  • «восточный» - сапфир зеленого цвета;
  • «вечерний» - желтый хризолит интенсивной окраски, на свету отдающий салатовым;
  • «пакистанский» - гранат подходящего оттенка;
  • «вилюйский» - везувиан.

Некоторые из имитаций минералами не являются. Подлинность изумруда устанавливать необязательно. Достаточно знать особенности. Например, если «изумруд» называют смарагдолином, то это стекло.

Имитации

Мошенники часто выдают один камень за другой. Под видом изумруда предлагается купить более дешевые самоцветы. Список минералов, которые похожи оттенками и другими характеристиками, большой. Например, для имитаций берут:

  1. Демантоид. Некоторые камни стоят дороже изумрудов, поэтому для подделок используют экземпляры не лучшего качества.
  2. Флюорит. Составом похож на колумбийские изумруды. Его не удастся распознать даже с помощью проверки под ультрафиолетом.
  3. Зеленый гранат (цаворит).
  4. Турмалин. Этот камень, подделанный под изумруд, блестит не так ярко, как настоящий. В составе меньше светоотражающих частиц.

Любые виды самоцветов, даже отнесенные к первому сорту, бывают разного качества. В некоторых случаях настоящий, но не самый лучший изумруд стоит меньше, чем хорошая подделка, например, из демантоида.

Дуплеты и триплеты

Иногда для изготовления фальшивки берут несколько пластинок. Часто используют ограненный берилл. Его разрезают на две части. Чтобы фальшивка выглядела правдоподобно и привлекательно, между ними помещают прокладку подходящего цвета и скрепляют яркоокрашенным клеем или пастой.

Вместо берилла, иногда применяют настоящий изумруд низкого качества. В других случаях используют комбинации пластин из разных камней, материалов:

  • природного смарагда и берилла, кварца, шпинели (низкосортной или искусственной);
  • одна пластина выполняется из стекла.

В дуплетах - две части, в триплетах - три. Подобные фальшивки известны еще со времен Древних Греции и Рима.

Синтетические камни

Считается, что изумруд стал вторым минералом (первый - рубин), который удалось вырастить ученым. Интерес исследователей подогревался высокой ценой украшений.

Точно установить, кто первым получил синтетический камень, сейчас невозможно. Работа велась многими учеными. Результаты неизвестных ученых использовали крупные фирмы для продолжения исследований, получения патентов. Условно считается, что первый изумруд сделали в 30-е годы в Германии. Затем больших успехов добились СССР и США, которые дальше развивали технологии.

Получение кристаллов основано на процессах гидротермального синтеза. Известны следующие виды изделий:

  1. Chinese. Технология выращивания схожа с предыдущим видом. Только для получения цвета здесь применяется хром.
  2. Malossi . Изобретен в начале этого века сотрудниками российско-тайской компании TAIRUS. По структуре больше похож на природный минерал, чем остальные искусственные аналоги. Еще один плюс - в том, что Malossi лучше сохраняет игру оттенков, независимо от размера кристалла. В составе нет ванадия, только хром. Эти синтетические камни производились небольшими партиями. На рынок поступали, в основном, через итальянцев.
  3. Colombian color emerald . Получен также TAIRUS. Долго эталоном по цвету считался Biron, пока не получили Colombian color emerald. Окраска формируется за счет содержания ванадия. Кристалл исключительно прозрачный. Обнаружить подлог нелегко: люминесценции нет, под фильтром Челси камень ведет себя как природный. Качественный настоящий изумруд родом из Колумбии по большинству характеристик не отличается от этой подделки.
  4. Russian emerald - лидер на мировом рынке среди малых и средних искусственных камней. Из дорогих вариантов с крупной огранкой первое место с гигантским отрывом занимает Colombian color emerald.
  5. Biron . Окраска - интенсивная, почти как у колумбийских природных минералов. Похожий цвет камня получается благодаря хрому, ванадию. Мелкие камешки прекрасно выглядят, в крупных - игра цвета заметно хуже. Выращивать такие кристаллы дорого, поэтому встречаются они нечасто.

Стекло

Многие подделки просты и недороги в изготовлении, хотя уступают по качеству. Они делаются из стекла. Лучшего качества - смарагдолины.

Натуральный изумруд пытались заменять стеклом еще в Средние века в Европе. Качество подделок было неважным. Ситуацию удалось несколько изменить венецианским умельцам. Они воспользовались знаниями древних сирийских ремесленников. Хотя большого распространения такие фальшивки не получили.

Сегодня для подделки драгоценного минерала варят берилловое стекло. Цвет ему придают с помощью хрома. Непрофессионалу иногда трудно отличить изделия от натуральных камней, но опытный ювелир на глаз распознает фальшивку.

Простые подделки изготавливают даже из бутылочного стекла. Подбирают подходящий цвет, придают огранку.

Анализ образцов

Отличить настоящий изумруд от искусственного без похода к эксперту иногда сложно или даже невозможно. Один из способов - проверка в ультрафиолете, хотя и он помогает не всегда.

Этот метод отсеивает стекло, различные имитации. Однако синтетические камни и некоторые натуральные имеют почти такие же цвета при просвечивании. Например, флюорит будет красным, как природный изумруд, но немного другого оттенка (мягче). Так же трудно отличить Colombian color emerald.

Есть и другие способы проверки, недоступные в домашних условиях. К распространенным относят фильтр Челси. Он помогает распознать синтетический Chinese, но бессилен против Colombian color emerald.

В лабораториях определяют твердость, преломление, структуру, наличие примесей в каналах и другие параметры. Еще в Средневековье подделку и оригинал различали с помощью взвешивания. Подходит этот способ и сегодня. Хотя дома вряд ли у кого-то найдутся специальные весы.

Одной лупы не всегда достаточно. Для анализа нужны знания и опыт, например:

  1. Натуральные включения иногда путают с пузырьками воздуха. Эксперт же по количеству и виду замутнений не только определит подлинность, но даже скажет, где добыт изумруд или какой камень брали для подделки. К примеру, у хризопраза включения будут в форме «перьев». Это особые следы роста.
  2. Если минерал оправлен, его нужно рассмотреть примерно с двух метров. Природный самоцвет слабо переливается с такого расстояния.

Природные качественные изумруды, как правило, имеют сертификаты из геммологических лабораторий. Но ввиду высокой стоимости натурального камня, подлинность документов также придется проверять.

Как отличить от подделки

Есть способы, воспользоваться которыми способен каждый. Чтобы отличить натуральный изумруд от искусственного, достаточно знать несколько вещей:

  1. Желательно изучить торговые бренды, чтобы не попасться на слово «изумруд» в названии. Нужно прочитать сопроводительные документы. Нельзя пропускать то, что написано мелким шрифтом. Цена «вечернего» или «пакистанского» минерала - ниже, чем у природного.
  2. Распространен простой способ проверки, когда камень погружают в стакан с водой. Поддельный часто отливает красным.
  3. Изумруды в природе не бывают слоистыми. Если при осмотре есть сомнения, лучше подстраховаться. Рассматривать экземпляр нужно на свету. Сложнее определить дуплеты, триплеты из натурального изумруда низкого качества. Нужно найти место склеивания. Если один из слоев - стекло, его выдают включения-пузырьки.
  4. Синтетические подделки имеют параллельные грани и правильные линии роста. В природе нет такой четкой геометрии.
  5. Стеклянные «изумруды» подозрительно блестящие, крупные. Грани - нечеткие. Быстро нагреваются в руках.
  6. Искусственные (синтетические) и стеклянные подделки - слишком чистые, прозрачные. Внутри бывают пузырьки, жидкие вкрапления. У природных минералов, как правило, есть замутнения, дефекты и вкрапления: потертости, трещинки, царапины. Ювелиры называют это несовершенство Jardin, с французского - «садик». Оно так же неповторимо, как и отпечатки пальцев.
  7. Фальшивый кристалл иногда отличается чересчур ровной поверхностью, идеальной окраской. Природный изумруд нередко имеет оттенки других цветов: голубоватого (колумбийский), буроватого, желтоватого. У необработанного ядро бывает темнее, края - светлее.
  8. Природные минералы имеют разные оттенки зеленого. Чем насыщеннее цвет, тем экземпляр дороже, поэтому нужно ориентироваться и на цену. Если в окраске много желтого, возможно, это гранат или перидот.
  9. Природные кристаллы слабо «искрятся» (дисперсия). Сильную игру дает, например, цирконий.

Изумруд - дорогой самоцвет. Чтобы не выбросить деньги на ветер, нужно отнестись к выбору серьезно. Некоторые подделки легко обнаружить, другие - нет. Если появились сомнения, лучше обратиться к эксперту-ювелиру, геммологу.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm

Который гарантирует Вам 100% подлинность камней и металла! Наши эксклюзивные изделия станут достойной оправой Вашей красоты!

К таинственному мерцанию натуральных камней невозможно быть равнодушным: это не просто природная красота, а воплощение целой вселенной - они заряжены энергией земли, гор и водных источников. - прекрасный подарок для себя или близких. Вместе с тем, в настоящее время, когда рынок просто пестрит ювелирными изделиями с красочными камнями, особую актуальность приобретает вопрос идентификации и отличия настоящего сокровища от возможной подделки. В данной теме мы обсудим, как в домашних условиях проверить ваши драгоценности на подлинность.

Основные признаки натуральности камня

Что делает минерал драгоценным? Конечно же, его красота, редкость (уникальность), износостойкость (твёрдость, прочность). В мире моды считается, что талантливая модель не обязана быть идеально красивой, как раз наоборот: её красота в уникальности - она оригинальна и не похожа на других. Точно так же обстоит дело и с драгоценными камнями: в природе крайне редко встречаются бездефектные, безупречно чистые минералы . Если попадаются такие образцы, то их стоимость достигает очень высокого уровня. Лабораторные камни, в свою очередь, обладают лучшими визуальными характеристиками, а стоят в разы дешевле.

Различают 3 разновидности ненастоящих ювелирных камней: синтетические (выращенные лабораторным путём), поддельные (менее ценные поделочные камни, похожие на дорогие ювелирные камни) и имитации из стекла и пластмассы.

В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков или даже сотен тысяч лет: неудивительно, что естественные «следы» (различные включения, вмятины, микротрещины) - вполне закономерное явление. В специальных лабораторных условиях камень может вырасти за промежуток от нескольких часов до максимум нескольких месяцев. Синтетические камни на вид безупречны, однако лаборатория не может воссоздать процесс, полностью повторяющий природный. Исходя из этого, искусственно выращенный камень не обладает магическими и целебными свойствами, присущими лишь природным камням . Поэтому пленительно яркому линде-кристаллу не под силу стать вашим оберегом и талисманом.

Что же изучают профессиональные геммологи для определения происхождения камня? Прежде всего, это внутренние включения , зональность (распределение окраски), микроструктуры роста , для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп, а также полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовые лампы.

Существует одно простое правило, характерное большинству камней - натуральные минералы (кроме янтаря) всегда холодные . Подделки из стекла и пластика наощупь более тёплые. Чтобы понять, подлинный ли камень перед вами, вы можете, удерживая его пинцетом, поднести камень к щеке - он должен быть холодным.

Ещё одна особенность - лабораторные камни всегда ярче натуральных , они могут иметь даже кислотный оттенок. Природные минералы имеют более спокойные, «не кричащие» тона, а большинству самоцветов характерен эффект дихроизма - свойство менять окрас в зависимости от направления света.

Способы идентификации популярных минералов

Ниже мы приведём простые рекомендации, которые помогут проверить подлинность самых популярных самоцветов и, пусть не на 100%, но всё же оберегут от покупки явной фальшивки.


Способов проверить настоящий алмаз предостаточно. Бриллиант можно потереть наждачной бумагой - она не должна оставлять следов в виде царапин. Если посмотреть через алмаз на свет, в кристалле должна быть видна только светящаяся точка. А при погружении в воду настоящий бриллиант будет ярко блестеть. Также известно, что алмаз оставляет царапину на стекле и на поверхности других камней, в силу того, что обладает наивысшей степенью твёрдости.

Подделывают довольно профессионально. Вместе с тем, если глянуть на камень через лупу, вы должны рассмотреть в его структуре характерный рисунок - параллельные линии роста, но не спиралевидные узоры. Кроме того, почти всегда изумруд имеет дефекты и трещины. И запомните: натуральный изумруд должен быть холодным.


Слева — серьги с лабораторными изумрудами, справа — серьги с натуральными изумрудами

Натуральный рубин крайне редко бывает чистым, крупным и ярко окрашенным. Существует несколько методов диагностики рубина:


Отличить настоящий сапфир от множественных «близнецов» по внешним признакам нелегко, поскольку способы его синтезирования постоянно совершенствуются. Предложенный вам сапфир предположительно натуральный, если:


Невооружённым взглядом легко определить звёздчатые сапфиры и рубины , в которых главным признаком является оптический эффект: многоконечная звезда, чьё присутствие на поверхности камня обусловлено наличием рутила, характеризуется подвижностью, т.е. она меняет положение в зависимости от угла зрения. В лабораторных условиях этот эффект повторить пока не удалось.


Относится к минералам, обладающим силой магнитного притяжения. Есть простой метод тестирования граната, для этого вам понадобятся: магнит, металлические весы и пробка. Пробку кладём на весы, на неё выкладываем камень (чтобы отделить его от металлической чаши весов). Когда весы уравновесятся, к камню подносим магнит. Если гранат натуральный, равновесие нарушится - стрелка весов начнёт колебаться. Если посмотреть сквозь кристаллы настоящего граната на свет - можно заметить небольшие дефекты и неравномерность окраски. В ювелирных изделиях природный гранат редко превышает размер гранатового зёрнышка.

Аметист

Главным признаком натурального аметиста являются природные дефекты и включения, видимые в 10-кратную лупу. Природный аметист плохо проводит тепло и если приложить его к щеке - он длительное время будет оставаться прохладным. А в воде настоящий аметист по краям бледнеет, будто его цвет размывается влагой.


Любимый многими, искристый минерал топаз можно определить наощупь по характерной «скользкости»: при прикосновении к нему кожей он должен быть гладким и прохладным. Хотя топаз относится к прозрачным минералам, в природе он редко бывает идеально чистым, поэтому при рассмотрении камня в лупу вы заметите мелкие включения. Если потереть натуральный топаз шерстяной тканью - он накопит в себе электричество и будет притягивать мелкие частички (кусочек салфетки, волоски и прочий лёгкий мусор). Однако существуют и такие качественные подделки топаза, которые имитируют даже физические свойства минерала. Выявить подлинность камня в данном случае можно лишь в геммологической лаборатории.

Цитрин

Цвет природного цитрина не такой кислотно-яркий, как может быть у заменителей. При рассмотрении под разным углом натуральный цитрин меняет оттенок от золотисто-лимонного до солнечно-жёлтого. Имитации подобных свойств не имеют.

Выбрать и купить Вы можете в нашем салоне по ссылке ниже:



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»