Виды и технологии валяния из шерсти. Шедевры из шерстинок: история женского увлечения и техника валяния из шерсти

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Техника валяния натуральной шерсти называется фелтингом. Шерсть приятна на ощупь, пластична, дает безграничные возможности для реализации задуманного. Валяние из шерсти представляет технику, при которой волокна, спутываясь, уплотняясь, превращаются в войлок. Из войлока изготавливается одежда, обувь, сумки аксессуары, игрушки и многое другое.

История возникновения валяния

История фелтинга уходит во времена кочевых народов. Еще тогда люди знали о свойствах шерсти. Создавая из нее войлок люди, научились делать ковры, обувь. Войлок был незаменимым материалом в строительстве временных домов. Немного позже научились прясть шерсть, вязать из нее элементы гардероба, быта.

Фелтинг, как вид рукоделия, появился лишь в шестнадцатом веке. В то время мастерские из войлока вручную создавали атрибуты для комфортной жизни. В девятнадцатом веке появилась первая машина для валяния шерсти. Машина сдавливала, прокатывала материал, прокалывание иголками спутывало шерсть, создавая волокно. Современная машинка для фелтинга почти не отличается. Она оснащена пробивными иглами, процесс занимает меньше времени.

Какие виды фелтинга существуют?

Существует два вида фелтинга: сухое и мокрое валяние.

Сухое валяние (фильцевание). Материал подвергается многократному протыканию специальными иглами на губке или плотной щетке. Благодаря фильцеванию получаются объемные изделия. Игрушки, украшения, цветы. Фото изделия сухого валяния

Мокрое валяние. Материал смачивается мыльным раствором, затем выкладывается на ровную, жесткую поверхность. Путем трения осуществляется процесс валяния. Техника позволяет создавать плоские изделия. Яркий пример — валенки, популярная, теплая обувь в России.

Нунофелинг – разновидность мокрого фелтинга, в процессе которого происходит приваливание шерсти к ткани, образуя новые фактуры и материалы. Помимо этого техника позволяет набить узор, картинки на ткань. Этот метод используется при создании одежды, картин, панно.

Инструменты рукоделия

Для мокрого или сухого валяния используются разные инструменты и материалы. При сухом валянии необходимы иглы для фелтинга с засечками разного размера. Используют большую поролоновую губку, щетку.

В качестве материала применяется кардочес — натуральная, чистая шерсть.

Кардочес напоминает мягкую вату. В магазинах для творчества можно купить материал разного цвета, наборы игл, иглодержатели и т.д. Влажное валяние требует наличия мыльного раствора.

Фелтинг невольно вызывает желание научится творить изделия из шерсти необычной красоты. Игрушечные звери, насекомые, куклы выглядят как живые. Посмотреть работы можно на выставках, презентациях по фелтингу.

Научиться мастерству, можно посещая курсы, смотря видеомастер-классы.

Видео мастер-класс сухое валяние «Барашек»

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер : шерсть ангорской козы , с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Напишите отзыв о статье "Валяние"

Литература

  • Nicky Epstein. Nicky Epstein"s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. - Unicorn, 2006. - ISBN 189-3-0631-51 .
  • Ники Эпстайн. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. - М .: Эксмо, 2009. - С. 184. - ISBN 978-5-699-37731-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валяние

Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.

Сваленное пальто из шерсти мериноса,очень теплое и практичное

Вне моды остается одежда, сделанная своими руками. Качественное изготовление, эксклюзивный дизайн, натуральные материалы и практичность являются основными ценностями рукодельного мастерства.

Одно из таких видов рукодельного искусства, набирающее все большую популярность в наши дни – валяние из шерсти. Одежда получается теплой, приятной на ощупь, удобной, практичной, так как мало пачкается и почти не промокает.

Валяние из шерсти (фелтинг или фильцевание) – способ превращения непряденой шерсти в прочный войлок.

Способы валяния из шерсти

Если вы уже горите желанием пополнить гардероб подобной вещью, не спешите браться за сложную модель пальто или юбки. Попробуйте начать с небольшого аксессуара, чтобы приобрести навык работы с материалом, понять его особенности и выбрать удобную для вас технику.

Изготовить валяную одежду из шести можно двумя способами: сухим и мокрым.

Вещи из шерсти

В сухом валянии главным инструментом является специальная иголка, в мокром – мыльный раствор. Совершенно разные методики приводят к одному и тому же результату – спутыванию волокон шерсти.

Необходимые материалы

Любой способ валяния требует много времени, труда и терпения. Если к этому вы уже готовы, тогда будем собирать материалы.


Оригинальная юбка из шерсти, подойдет любой моднице

В первую очередь нужна не пряденая шерсть. Для одежды используется грубая гребенная лента или кардачес, полу тонкая шерсть и очень тонкая для создания рисунка.

Для сухого валяния:

  • Иглы трех видов (толстая, средняя и тонкая) со специальными засечками.
  • Подложка из плотного поролона, войлочная или резиновая.
  • Пряжа разных цветов (если будет рисунок).
  • Атрибуты для декора готового изделия.

Материалы и инструменты для сухого валяния

Для мокрого валяния:

  • Мыльный раствор (вода и мыло).
  • Плотная москитная сетка.
  • Клеенка для выкройки.
  • Пленка с пупырышками.
  • Вода, ножницы, полотенца.
  • Инструмент для скатывания (скалка, деревянный массажер или бамбуковый коврик).
  • Вискоза для подложки.

Материалы для мокрого валяния

Технология мокрого валяния

Представляет собой трудоемкий процесс разглаживания шерстяного полотна в мыльной пене, превращая его в войлок.


Разнообразие платьев из шерсти сваленных мокрым способом

Основные шаги изготовления шерстяной одежды таковы:

  • Первым делом готовим выкройку, согласно вашим размерам. Переносим на пленку и добавляем по контуру 30-40 % со всех сторон, поскольку шерсть даст усадку. Убираем выкройку.
  • Второй шаг – это раскладка шерсти. Небольшие куски шерсти выкладываем в разных направлениях, предпочтительно в шахматном порядке. Слой шерсти делаем одинаковый на всех участках, не допуская пробелов. Толщину регулируем, основываясь на том, что шерсть в процессе валяния уменьшится в 2-3 раза. Шерсть раскладывается в определенный рисунок или абсолютно в свободном порядке, как подсказывает ваше воображение.
  • Накрываем все сеткой и смачиваем плотно горячим мыльным раствором. Затем придавливаем хорошо руками к клеенке, чтобы шерсть полностью пропиталась. Делаем все осторожно, чтобы не сдвигались слои и оставался целостным рисунок. Воды не должно быть слишком много, ее излишки убирать полотенцем, выделяться при надавливании должна только пена.

МК по валянию двухсторонней юбки часть 1

МК по валянию двухсторонней юбки часть 2

Теперь начинается сам процесс валяния, а именно работа рук. Как раз здесь может прийти на помощь скалка или деревянный массажер. Каждый участок изделия планомерно разглаживается, переворачивается, снова разглаживается и затирается до тех пор, пока слои перестанут сдвигаться. Должен получиться сплошной пласт без торчащих нитей и отпадающих кусочков.

Мастер-класс по валянию блузы

Готовое изделие прополоскать в чистой воде, можно в стиральной машинке при небольших оборотах. Сушить только в расправленном виде или на манекене.

Техника сухого валяния

Заключается в быстром прокалывании шерсти, в результате чего волокна спутываются, уплотняются и превращаются в войлок.

В первую очередь, пряжа раскладывается по выкройке, формируя узор, если он будет. И начинаем прокалывание, равномерно проходя все участки изделия, постоянно его переворачиваем, обрабатывая одинаково тщательно и края, и середину полотна.


Пальто без рукавов с красными розами, сваленное по сухой технике

Сначала задействована только толстая игла, которой делаются глубокие проколы. На этом этапе убирается пушистость и шерсть сваливается.

По мере уплотнения толстая игла меняется на тонкую и завершает процесс валяния. Тонкая игла создает рельеф путем неравномерного прокалывания. Для валяния одежды этого не нужно, полотно должно быть ровным, поэтому прокалывания нужно делать не глубокие.

В ходе работы кусочки шерсти можно добавлять, корректировать узор и форму изделия. Важный момент: при сваливании количество шерсти уменьшается в три-четыре раза. Если вы впервые взялись за валяние, помните об этом при закупке материала.

  • плотная, держит форму, блестит на свету;
  • однородная, без бугорков и ямочек, из нее не выглядывают ворсинки;
  • гладкая, не поглощающая воду;
  • тонкая, в несколько раз меньше изначальной толщины;
  • невозможно определить направление волокон, невозможно вытащить ни одной прядочки;
  • практически одинаково все полотно смотрится на просвет.

Бесподобные валяные пальто своими руками

Красивые валяные вещи создаются лишь благодаря невероятному усердию, физическому труду и большим затратам времени. Но не стоит этого пугаться. Сам процесс валяния одежды довольно прост, интересен и доступен каждому. Так что долой сомнения и ваши начинания увенчаются успехом!

История валяния

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В 16 веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В 19 веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна шерсти рвутся и сцепляются между собой, образую плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного раствора. Раствор распределяется по шерсти и при помощи трения создается однородное полотно. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходяться обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органзу , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100% шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовление одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверсхостная, для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фелтинг" в других словарях:

    фелтинг - Технический прием сродни валянию. Позволяет из шерсти создавать рисунок на ткани, а также панно, игрушки, аксессуары, одежду … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Кукла, выполненная в технике фильцевания Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt войлок, фильцевание, фильц, набивани … Википедия

Валяние шерсти (набивание, фальцевание, фелтинг) - это техника создания из непряденой шерсти игрушек или одежды или других декоративных предметов. (фелтинг: от англ. felt -- войлок, фильцевание, фильц, набивание) -- это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы...

Валяние -- самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Сначала люди научились делать войлок из шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки.

Современные одомашненные овцы бывают разных пород, и их шерсть обладает разными свойствами. Существует несколько разновидностей шерсти: Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Используется для валяния игрушек, изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки шитых игрушек.

Выбеленная шерсть: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверхностная, для создания светлого фона, а так же для домашнего крашения.

Верблюжья шерсть: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы. Тонкая и полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий. Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий. Расход шерсти при изготовлении работы зависит от размера и плотности.

Овечью шерсть состригают, потом очищают и моют специальными реактивами, отправляют на чесальные машины.

Сваливание шерсти происходит при механической или тепло влажностной обработке (сдавливания и прокатывания), или при помощи специальных иголок, которые спутывают шерстяные волокна.[с.4 ]

Технологии валяния

Валяние шерсти бывает двух типов мокрое (с мылом и горячей водой) и сухое (иголками).

Технология мокрого валяния

В технике мокрого валяния спутывание волокон шерсти происходит под воздействием мыльного раствора. Химический состав мыла способствует изменению структуры шерсти- естественного полимера.

Для приготовления раствора понадобится мыло, терка, вода и емкость для растворения мыла. На один кусочек мыла будет нужно примерно два литра воды. После приготовления раствор можно хранить в тщательно закупоренной емкости.

Натрите мыло на крупной терке.

2. Переложите стружку в емкость.

Залейте мыльную стружку кипятком, тщательно перемешайте и дайте раствору загустеть.

Рис.1

Для валяния шерсть, будь то ровница, гребенная лента или очесы, нужно разделить на отдельные пряди небольшой длины.

Взять концы ленты в левую руку, а на расстоянии примерно 10-15 см несильно зажать ленту пальцами правой руки.

Протянуть ленту правой рукой. Лента становится тоньше и разделится на два куска.

Сложить пряди в кучу так, чтобы волокна шерсти располагались в одном направлении.

Рис.2

В руках можно валять небольшие детали- шарики, жгуты. Для такого валяния не нужна подложка и сетка. Просто катайте изделие между ладонями и пальцами рук.

Рис. 3

Шарик 1 Возьмите небольшую прядь шерсти выбранного цвета и скрутите из нее свободный клубочек. Кончик шерстяной пряди распушите и распределите по поверхности клубочка.2. Смочите заготовку мыльным раствором. 3. Положите клубочек между ладонями рук и начните катать его так, как вы катаете снежок. Не старайтесь сильно сжимать ладони- так могут образоваться некрасивые замины. Клубочек будет уменьшаться в размере. Для получения нормальной плотности он должен уменьшиться примерно в три раза. Следите, чтобы заготовка не высыхала. В случае необходимости добавьте мыльного раствора. Не допускайте образования большого количества мыльной пены - она мешает валянию. Если пена все-таки появилась, промойте заготовку в воде комнатной температуры, слегка отожмите и снова смочите мыльным раствором.

Рис 4

Жгут 1 Чтобы валять жгут, возьмите 2-3 тонких шерстяных пряди и слегка скрутите их в веревочку.2. Смочите веревочку мыльным раствором. 3. Поместите заготовку между ладонями и проваляйте, делая движения, как при катании трубочки из теста.

Рис.

Валяние полотна

1 На подложку разложите слой кусочков шерсти, располагая волокна в одну сторону. Следите, чтобы слой шерсти был равномерным. 2. Выполняйте второй слой настила, располагая волокна шерсти перпендикулярно первому слою. Чем больше слоев в настиле, тем толще и прочнее будет полотно. 3. Закройте настил капроновой сеткой и подогните ее края под настил. 4. Смочите шерсть мыльным раствором. Для этого лейте раствор на настил и приминайте шерсть руками, давая ей хорошенько пропитаться.5. Проваляйте настил с верхней стороны, делая мягкие вращательные движения ладонями. Для хорошего сваливания всей поверхности необходимо сделать не менее 100 движений. Не старайтесь сильно давить на настил.6. Снимите сетку с настила и переверните его нижней стороной к себе.7. Проваляйте вторую сторону полотна как первую. Попробуйте вытянуть из полотна несколько волокон. Если они потянут за собой большой пучок соседних волокон, продолжайте валяние, немного усиливая давление на настил.8. Проверьте качество свалянного полотна. Если оно вас устраивает, полотно готово.

Рис. 6

Валяние объемных изделий.

Объемные изделия- сумки, головные уборы, варежки, игрушки, валяют на колодке холодным способом. Чтобы избежать сдвига слоев настила, используйте эластичный чулок.

Рис. 7

1Подготовьте колодку нужной формы и размера. Сделайте настил на всей поверхности колодки. При этом выполняйте настил не отдельными слоями, а так, как вы делали бы на колодке медицинскую повязку,- в несколько слоев. При валянии объемных изделий слои настила располагают под разными углами друг к другу. 2 Концы прядей последнего слоя « распушите» и распределите по всей поверхности изделия, как при валянии в руках. 3 Возьмите эластичный чулок, отрежьте мысок и завяжите на конце полученной трубы тугой узелок.

Рис. 8

4Аккуратно поместите колодку с настилом внутрь чулка, закройте им всю заготовку. Подтяните чулок и завяжите его на крепкий узел вплотную к заготовке. 5,6 Смочите настил мыльным раствором и проваляйте заготовку в руках.

Рис. 9

7 Когда вы почувствуете что заготовка «села» на колодку, снимите с нее чулок и продолжайте валяние в руках.

Готовое изделие промойте под проточной водой комнатной температуры. Слегка отожмите изделие в ладонях рук. Положите изделие на махровое полотенце и дайте стечь остаткам влаги. Окончательную сушку производите при комнатной температуре в течении 5-6 часов.

Рассмотрим применение мокрого валяния на примере изготовления комплекта из войлока « Конфетти»

Для изготовления этого комплекта понадобится: разноцветный войлок (красный, белый, желтый и зеленый), фурнитура для изготовления бижутерии

(2 концевика и карабрин-застежка), пленка с пузырьками, мыльный раствор и прозрачный универсальный клей, черная шерстяная нитка, шнур для кулона, швензы для серег, толстая игла.

Рис. 10

1 Разделите топс на пряди одинаковой величины. 2 В руках сваляйте нужное количество разноцветных шариков. 3 Шнур для кулона обкрутите прядями черного топса и проваляйте в руках, чтобы получилась основа для колье. 4 Промойте свалянные детали под струей проточной воды и высушите их при комнатной температуре. 5 Возьмите черную шерстяную нитку, вставьте в иглу и нанижите цветные валяные шарики, закрепляя их в нужном положении узелками. 6 Закрепите подвески на основе колье и швензах.

Бусы « Земляничная поляна»

Понадобится: Топс красный, фетр тонкий зеленый, мыльный раствор, зеленая шелковая нитка, шнур зеленый, игла швейная, термопистолет с горячим клеем.

Рис. 11

1 Разделите красный топс на пряди: одну большую для центральной ягоды и на три пары, немного уменьшая размер прядей для каждой пары. 2 В руках сваляйте ягоды земляники. Начинайте валять ягодку, как обыкновенный шарик, а когда заготовка уменьшится вдвое, продолжите валяние немного сильнее сжимая ладони с одной стороны заготовки. Так вы получите ягодки конической формы. 3 Промойте свалянные ягодки под проточной водой и высушите их при комнатной температуре. 4 Из тонкого зеленого фетра вырежьте заготовки для листьев и околоцветников земляники, а так же для бусин на конце шнура. 5 Отрежьте от зеленого шнура кусочек нужной длины. 6 Вышивайте на самой крупной ягодке точечки-семена. 7 возьмите околоцветник и пришейте его к ягодке. 8 Закрепите ягодку на шнурке несколькими стежками. 9 термопистолетом закрепите на шнурке листики. Для этого сложите заготовку по линии сгиба, вставьте в сгиб шнур, нанесите горячий клей на внутреннюю часть заготовки и прижмите к клею вторую половинку. 10 Скрутите бусину и закрепите кончик заготовки горячим клеем.

Украшение для волос « Фиалка»

Понадобится: Топс розовый и желтый, шерсть разных цветов, мыльный раствор, черная шелковая нитка, зеленая шерстяная нитка, бисер золотой и черный, иглы: толстая и бисерная; иглы для фальцевания: средняя и тонкая, ножницы, подложка для мокрого валяния, капроновая сетка, основа для ободка обтянутая тканью.

Рис. 12

1 На подложке выполните настил из трех слоев розового топса размером 10х10 см. четвертый слой настила выполните из шерсти черной и в центре красной, голубой и сиреневой по краям. 2 Закройте настил капроновой сеткой. 3 проваляйте настил на подложке с двух сторон. 4 Промойте войлок под проточной водой и высушите при комнатной температуре, разложив на махровом полотенце. 5 Выполните на подложке настил из двух слоев зеленой шерсти, чередуя пряди двух оттенков в произвольном прядке. 6 Закройте настил капроновой сеткой и проваляйте с обеих сторон. 7 Промойте полотно под проточной водой, высушите при комнатной температуре, разложив на махровом полотенце. 8 Из полотна вырежьте детали лепестков фиалки и листья. 9 Обработайте края деталей с помощью иглы для фальцевания, используя шерсть соответствующих цветов. 10 С помощью иглы для фальцевания соберите цветок фиалки. Для этого сложите лепестки по схеме и профильцуйте их в середине, используя черную шерсть. 11 На нижнем и боковых лепестках выполните жилки желтым топсом, используя прием росписи. 12 Вышейте середину фиалки, используя золотой и черный бисер. 13 Закрепите цветок и листья на основе для ободка и вышейте стебель и жилки на листьях зеленой шерстяной ниткой.

Брошь « Смородинка»

Понадобиться: шерсть разных цветов: черная, красная, оранжевая, желтая и зеленая двух оттенков, мыльный раствор, черная шелковая нитка, иглы для фальцевания: средняя и тонкая, ножницы, подложка для мокрого валяния, капроновая сетка, тонкая мягкая проволока.

Рис. 13.

1 Разделить шерсть всяких цветов на пряди разной величины. 2 В руках сваляйте шарики разного размера-ягодки смородины. 3 Промойте свалянные ягодки под проточной водой и высушите при комнатной температуре. 4 листья смородины сваляйте. 5 Из зеленой шерсти сваляйте тонкий жгут- веточку длинной 20-25 см.6 возьмите лист смородины и согните его по линии жилки верхней стороной вовнутрь. Приложите к сгибу кусочек проволоки, закройте закройте его маленькой прядью зеленой шерсти, как при обработке края и профильцуйте проволоку к листику тонкой иглой. 7 Концы проволоки у кроев листиков загните и закройте кусочками пряжи, а концы у середины листика скрутите между собой и так же закройте пряжей. 8 приемом роспись выполните черные точечки на ягодках смородины. 9 Прифильцуйте ягодки к зеленому жгуту, формируя кисть смородины. 10 Соедините листья и прифильцуйте кисть в центре композиции. Излишки шнура согните в петельки и закрепите с нижней стороны броши тонкой иглой для фальцевания. 11 приклейте или пришейте застежку для броши к нижней стороне изделия.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»