Занятие снег и его свойства подготовительная группа. Занятие в подготовительной группе познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Цель:

  • Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
  • Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
  • Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Ход занятия

Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Под музыку («кабы не было зимы…») выходит Зима: «Здравствуйте, ребята! Вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег и лед). А теперь отгадайте мои загадки. О каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?

На дворе – горой,

А в избе – водой. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Беседа «Что такое снег?»

Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.

Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой – лед.

Опыт №1. «Определение цвета».

Какого цвета снег? (белый)

Какого цвета лед? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.

Опыт №3. «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лед? Я случайно уронила лед, что с ним случилось? (Он раскололся, он хрупкий).

Физ.минутка: Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки.

С горки я

На лыжах мчусь

Сегодня

Храбрым быть учусь!

А завтра

Буду смелым!

Ну а потом –

Умелым!

Опыт №4. «Тонет, не тонет».

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут

Опыт №5. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.

Выводы:

Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.

После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.


Олеся Ермакова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница вода»

Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде. Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды. Воспитывать у детей бережное отношение к воде. В процессе опытно-экспериментальной работы задействовать все органы чувств: предоставить детям возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, пробовать на вкус объект наблюдения.

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить и расширить знание детей о воде;

Продолжать знакомить со свойствами воды;

Обобщить знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о её значении в жизни растений, животных и человека.

Развивающие:

Активизировать и обогатить словарь детей;

Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, пресная вода, солёная вода, лаборатория, жидкость, бесцветная, безвкусная.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Вода в природе», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.

5. Чтение художественной литературы о воде: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели»,А. С. Пушкин «Золотая рыбка».

6. Наблюдение за водой во время прогулок: за дождём, ручейками, лужами, облаками, за снегом, льдом, сосульками.

Материал к занятию : глобус, презентация «Вода. Какая бывает вода?», стаканчики с питьевой водой, стаканчики с молоком, чайные ложки, соломинка, салфетки, воронка и ватные диски, чеснок, сахар, подсолнечное масло, сок, лед, зеркало.

Методические приёмы:

Рассмотрение глобуса-модели Земного шара.

Обсуждение вопроса «Для кого и для чего нужна вода?», «Как она нам помогает?», «Зачем нужно беречь воду?»

Занятия в «лаборатории» (опыты).

Ход занятия:

I часть: Вводная (информационно-познавательн ая)

Дети заходят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся, друг другу улыбнёмся и с улыбкою начнём. Смотрите, на наш адрес пришла посылка от Незнайки. Интересно, что же там? (Открывает и достаёт письмо с загадкой)

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Что же это?

Достаёт глобус и говорит:

Воспитатель:

А что такое «глобус», надо объяснить Незнайке и написать ему письмо с ответом на вопросы.

Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель:

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?

Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.

Воспитатель: ребята, а Незнайка задает вам еще вопрос?

Кто мне даст друзья ответ

Почему тут голубой цвет

Почему его так много,

Это небо иль дорога?

Это вода: моря, океаны, озёра. Вода занимает большую часть нашей планеты, а суша, маленькую часть.

(Воспитатель читает следующий вопрос, который задает Незнайка)

А кому нужна вода,

Мне ответьте без труда?

Дети: Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам.

Воспитатель:

Для чего нужна вода человеку?

Вода нужна для человека чтобы мыться, чтобы приготовить пищу, чтобы пить и т. д.

Воспитатель:

А зачем вода растениям и грибам?

Без воды растения не вырастут, они засохнут. Грибы появляются после дождя.

Воспитатель:

Как вы думаете, для чего нужна вода животным?

Вода нужна животным чтобы пить, а ещё есть животные, которые живут в воде. …

Воспитатель:

Правильно, ребята.

Тут Незнайка задаёт опять загадку:

Сначала -туман, потом - роса,

солнце встало - и в небеса.

Там холод вселенский - и вот я снежинка.

А завтра снова все повториться. Что это?

Это вода!

Воспитатель:

Правильно, вода может изменяться и превращаться. Она бывает и в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. А теперь, послушайте ещё:

Да, вот здесь кругом вода

А с питьём знаю беда.

Кто из вас, ребята, знает

Где это бывает?

В морях, океанах вода солёная, жить в такой воде могут только морские обитатели.

Воспитатель:

А людям можно употреблять такую воду?

Воспитатель:

Мы с вами пьём только пресную воду. А где в природе её можно встретить?

В реке, в озере.

Воспитатель:

А теперь посмотрите на карту и сравните: какой воды больше, пресной или солёной на нашей планете?

Больше солёной.

Воспитатель:

А могут ли жить в солёной воде рыбы?

Воспитатель:

Правильно, как в пресной, так и в солёной воде живут рыбы. Но раз мы с вами узнали, что пресной воды меньше на Земле, как мы должны к ней относиться?

Мы должны беречь воду.

Воспитатель:

А как нужно беречь воду?

Не включать сильно кран, закрывать его после водных процедур, не оставлять воду без присмотра, не загрязнять реки и озёра.

Динамическое упражнение «У моря».

К берегу бежит волна.

Вслед за ней ещё одна.

Эта - выше,

Эта – ниже,

Эта вовсе не видна.

А на берегу морском

Будем мы играть с песком.

Будет башня из песка,

Как до неба, высока.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальн ая)

Воспитатель:

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель:

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Опыт очищение воды»

Цель: подвести детей к пониманию, что воду очищают прежде чем пустить ее в водопровод.

Материал: немного земли, 1 стакана с водой, чистая банка, воронка, ватные диски.

Насыпьте земли в стакан с водой, перемешать. В воронку положить несколько слоев ватных дисков – получится фильтр, пропустить через него грязную воду.

Вывод: Воду очищают, прежде чем пустить в водопровод.

Опыт №2. Прозрачность воды.

Воспитатель: Сейчас вы будете определять, имеет ли вода цвет. Для этого вы должны сравнить стакан с водой и стакан с молоком. В оба стакана положите по ложке и скажите, что вы видите?

Дети: В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Вода прозрачная, а молоко белое.

Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт №3. Запах.

Воспитатель: Для определения запаха у воды, нам понадобиться два стакана с водой. В один стакан положите чеснок. Понюхайте и определите, в каком стакане вода имеет запах?

Дети: Чистая вода не имеет запаха, а вода с чесноком имеет запах.

Вывод: Чистая вода запаха не имеет, а приобретает запах того вещества, которое положим в воду.

Опыт №4. Вкус.

Воспитатель: В следующем опыте вы должны определить, есть ли у воды вкус. Перед вами два стакана: один с водой, другой с соком. Попробуйте то и другое и скажите есть вкус у воды?

Дети: У воды вкуса нет.

Вывод: Чистая вода вкуса не имеет.

Опыт №5. Растворитель.

Воспитатель: Ребята сейчас вы должны определить, все ли вещества растворяются в воде. Для этого мы возьмём сахар, масло и два стакана с водой. В одном стакане размешайте сахар, в другой капните из пипетки масло. Посмотрите внимательно и скажите, что произошло с сахаром?

Дети: Сахар в воде растворился.

Воспитатель: А что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Вывод: Одни вещества в воде растворяются, а другие нет.

Тема: «Свойства и качества снега и льда».

Цель: обобщение и закрепление знаний о снеге и льде.

Выяснить, с чем связано появление снега и льда, откуда они берутся. Определить цвет снега и льда. Узнать, прозрачный ли снег и лед. Выяснить, обладают ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Посмотреть, что произошло со снегом и льдом, помещенными в теплое место.

Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом.

Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.

Воспитывать усидчивость, добиваться положительных результатов при выполнении опытов, умение слушать своих товарищей, не перебивая.

Оборудование: полотенце, соль, стаканы с водой чайные ложки, полоски синего и красного цвета, чашку для таяния льда и снега, формочки. Пластинку, проигрыватель, гуашь, кисточка, нитки, удлинитель. Электрическая плитка, холодильник, салфетки.

1. Игра «Здравствуйте». Дети стоят в кругу, воспитатель протягивает руку детям и говорит: «Здравствуйте». Ребята на ладонь воспитателя кладут свою и здороваются с ним, затем меняют руки.

2. Пальчиковая игра «Снег».

В снег упал Сережка. Поочередное загибание пальчиков. А за ним Аленка, А за ней Иришка, А потом упал Игнат, Сколько на снегу ребят? Показать пять пальцев.

3. Игра «Что в круге?»

Зимние забавы.

Катание на санках, лыжах, коньках, снегоходах, с горки, по ледяным

дорожкам, игра в хоккей, в снежки, лепить снежные крепости.

4. Дети, сейчас поиграем в игру «Назови двумя словами».

Шуба, шапка, варежки… (зимняя одежда); - Санки, коньки, лыжи… (спортивный инвентарь); - Унты, валенки, кожаные меховые сапожки (зимняя обувь); - Воробей, снегирь, синица (зимующие птицы); - Лед, снеговой сугроб, снежинка (зимнее состояние воды).

Как по- вашему, какое слово чаще всего встречалось вам в общем названии предметов (зимняя). - А какое сейчас время года? - Назовите зимние месяцы?

5. Послушайте внимательно логическую задачу:

«Маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегов. В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей. Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег. Очень удивился Саша. Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме.

Что же она ему рассказала? (Ответы детей).

6. -Почему дети зимой радуются снегу и льду? - Хорошо или плохо, что зимой есть снег и лед?

Как вы думаете, чем раньше был снег? Лед? (Снег - снежинки-кристаллики-пар-вода).

Физкультминутка «Мы зимой в снежки играем…» Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы. Гостью - зиму любим мы.

7. Давайте сравним снег и лед по их свойствам и качествам.

Посмотрите внимательно на снег, потрогайте его пальчиком. Какой он? - холодный, мягкий. - Какого цвета снег? - белого. - Есть в снегу крупинки? - Что еще белого цвета на ваших подносах? - соль. Потрогайте пальчиком соль. Какая она? - рыхлая, рассыпчатая, мягкая, теплая…. по цвету белая…

Потрогайте льдинку. Какая она? (твердая) - Что напоминает вам льдинку? (стекло) - Почему льдинку нельзя вставить в окно? - Скажите, с чем связано появление снега в природе и льда? (снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды).

Во что превращается снег и лед в тепле? - в воду. Возьмите немного снега на ладошку. Что происходит со снегом? (от тепла становится мягче, тает, вытрите руки полотенцем).

Итак, какого цвета снег? - белого. Подложить полоски красного и синего цвета под снег. - Изменил ли снег цвет? - нет. Возьмите синюю полоску бумаги и подложите под лед. - Какого цвета стал лед? Уберите синюю полоску бумаги. Подложите красную полоску бумаги. - Какого цвета стал лед?

Какой можно сделать вывод: цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда. - Лед имеет свой цвет? Лед своего цвета не имеет. Он бесцветный.

8.- Найдите на подносах карточку с буквой. Подложите ее под снег. Видно буквы? Нет, Вывод: снег непрозрачный. Подложите карточку под кусочек льда. Что вы видите? - Буква через лед видна. Вывод: лед какой? - прозрачный, а снег непрозрачный.

9- Возьмите молоточек, ударьте по снегу. Что вы увидели? - от удара в снеге получилось углубление по форме молотка. Вывод: снег рыхлый. - А если ударить по льду? Что произойдет? Лед от удара раскололся на маленькие кусочки. Вывод: лед хрупкий.

10.- Я ставлю снег в чашке на горячую плитку. Что произойдет? Снег превратился в воду (показать детям). - А лед на горячей плитке? - тоже превращается в воду. Снег и лед на горячей плитке растаяли. - Что нужно сделать, чтобы растаяла соль? Размешать соль в стакане с водой. - Значит, в стакане раствор соли с водой, а снег и лед - просто вода. - Если кипятить растаявший снег и лед, то вода просто выкипит и не останется ничего. --- - Как вы думаете. Куда денется выкипевшая вода? Превратится в пар. - Пар - это газообразное состояние воды. В природе, когда вода испаряется, пар охлаждается и выпадает на нас осадками, какими? - летом это дождь, а зимой - это снег, так как пар зимой кристаллизуется, образуются снежинки и выпадают снегом. Значит, что такое снег и лед зимой - это вода в твердом состоянии. Их появление связано с похолоданием. Так, как можно назвать лед, снеговой сугроб и снежинки другими словами - зимнее твердое состояние воды.

11. - А сейчас мы будем делать различные фигурки для украшения нашего участка. В формочку растаявшего снега добавьте гуашь и размешайте, что получилось? Вода стала цветная. А как нам воду превратить в фигурки? - поставить на холод. Я ставлю ваши формочки на поднос и вынесу на мороз. Вода застынет, превратится в красные фигурки, которыми мы украсим наш участок.

12. Ребята, спасибо вам, за то что, вы сегодня вместе со мной были исследователями. Молодцы!

Предварительная работа:

Материал для занятия

Ход занятия:

1.Чтение стихотворения:

2. Д/и «Снежный ком».

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?.

Что же она ему рассказала?

(свободные ответы детей)

4.Физминутка:

5.Послушайте ещё загадки:

Опыт 1.

Опыт 2 . Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед - прозрачный)

Опыт 3.

Опыт 4.

Опыт 5 .

6. Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. (вручение эмблем).

7. . Сейчас попробуем сделать искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).

8. .

Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Свойства снега и льда»»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад № 80 «Песенка»

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему

«Свойства снега и льда»

Подготовила воспитатель I категории

МБУ ДС №80 «Песенка» г.о Тольятти

Максимова Елена Вячеславовна.

г.о.Тольятти 2016

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

    расширять знания детей о зиме, ее месяцах;

    продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.);

    формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);

    развиватьумение детей отвечать на вопросы поискового характера;

    учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

    воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Материал для занятия : снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, пищевая сода, пена для бритья, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, эмблемы-снежинки.

Ход занятия:

1.Чтение стихотворения:

Закружили метели, песни вьюга поёт.

До весенней капели вся природа заснёт.

Холод, песни метели и дорога пуста…

И закованы реки в прочный панцирь из льда.

О каком времени года это стихотворение?

2. Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»

Сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?

3.Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?..

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».

Что же она ему рассказала?

(свободные ответы детей)

4.Физминутка: 1,2,3,4,5-мы пошли во двор гулять…(имитация движений под текст)

5.Послушайте ещё загадки:

Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)

Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге и льде)

Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших исследований самому активному исследователю будет наклеена эмблема научного сотрудника.

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

Опыт 1. Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цветную картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)

Опыт 2 . Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)

Опыт 3. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)

Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)

Опыт 4 . Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).

Опыт 5 . Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)

6. Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. (вручение эмблем).

Ребята, а вы хотите в группе поиграть со снегом? Можно ли его оставить в группе?

7. У меня для вас есть небольшой сюрприз . Сейчас попробуем сделать искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).

8. Игровая деятельность детей с искусственным снегом .

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе на тему «Лед и его свойства»

Цель: создание условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда.

Задачи:

- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда;

- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: снежинки с загадками, льдинки, светящийся шар, аудиозапись звуков природы, ноутбук, картинки с изображением зверей, ватман, картинки с изображением свойств льда, мяч, соль, фольга, перчатки, варежки, платок, стаканы с водой, салфетки.

Ход занятия

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Игра с детьми «Давайте познакомимся»

Встанем в круг, возьмемся за руки. Воспитатель называет детям свое имя, игра продолжается по кругу.

Ребята, вы любите мультфильмы?

Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Ледниковый период»

Введение в ситуацию.

Вы знаете, как называется этот мультфильм? (Ледниковый период)

А как называется это животное? (саблезубая белка)

Какая проблема у белки? (не может добраться до ореха)

Что произошло? (лед на шее застрял)

Давайте мы ей поможем освободиться ото льда.

Чтобы ей помочь, нам надо оказаться в этом ледниковом периоде и узнать, какими же свойствами обладает лед.

Игровое упражнение.

Садимся удобно, закрываем глаза и представляем, что вокруг нас только лед. Он красиво переливается на солнце разными цветами радуги, становится холодно, дует ветер.

(звучит музыка, работает светящийся шар, на столах появляются фигурки животных).

Ребята, откройте глаза. Смотрите, мы оказались в мире наших героев. Здесь красиво.

И они ждут нас с интересными заданиями.

- Пойдемте к мамонту, его зовут Мэни. Он предлагает нам, познакомится со свойствами льда.

Наблюдение за свойствами льда.

Возьмите в руки по одному кусочку льда.

Потрогайте его, опишите какой он (гладкий, шершавый, холодный, мокрый, скользкий, прозрачный, бесцветный, хрупкий)

Через лед можно что-то увидеть?

Что происходит со льдом у вас в руках? (он начинает таять, потому что руки теплые)

Из чего же получается лед? (из воды). Лед - это замерзшая вода.

Вывод: лед-это замерзшая вода, лед гладкий, холодный, блестящий, хрупкий, бесцветный-прозрачный, прочный)

Давайте с помощью рисунков, покажем, какие свойства у льда (интеллект-карта)

Опыт «Тонет ли лед в воде»

Ребята, следующий персонаж - это тигр, которого зовут Диего.

У него возникли трудности. Ему надо перепрыгнуть с одной льдинки на другую. Но он не знает, тонет лед в воде или нет. Тем более что тигры не любят купаться в воде.

Давайте это проверим. Возьмите по льдинке и опустите в воду.

Что мы видим (лед не тонет, потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность)

Вывод: лед не тонет, потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность. Прикрепить картинку на карту.

Физкультминутка игра «Вода - не вода»

Ленивец по имени Сид предлагает нам поиграть, на то он и ленивец, не хочет он придумывать никакие задания!

Если слово связано с водой - мы поднимаем обе руки вверх, если нет - садимся на корточки.

Слова: лужа, камень, компот, снег, стол, чай, бумага, лед, часы, суп, карандаш, ухо.

Молодцы! Вы были внимательными!

Опыт «Как быстрее растаять лед»

А сейчас давайте подойдем к нашей саблезубой белке, которую зовут Скрэт.

Он уже очень долго пытается заполучить этот орех. Но ничего не выходит.

Давайте поможем ему опытным путем.

Перед вами лежат разные предметы, посмотрите на них. Давайте вслух проговорим их (варежки, перчатки, бумага, фольга, соль, платок, стаканы с холодной и теплой водой)

Возьмите по льдинке. Посмотрите внимательно на нее. Ничего странного не замечаете, она с секретом.

Да, внутри нее лежит орех.

Нам нужно найти способ, который быстрее растопит лед.

Выбирайте сами, что вам нравится.

Пока льдинки у нас таят, давайте подойдем к снежной стене.

Отгадывание загадок «Снежная стена». Снежинки висят на стене, на каждой снежинке указана цифра, ребенок называет цифру, воспитатель читает загадку.

Картинки, связанные со льдом, клеем на карту.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. (снег)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Туча в небе, дождь идет,

Падать стал вдруг с неба лед,

Крупный, словно виноград

Называется он …..(град)

С крыши медленно стекала

Маленькая струйка,

Видно, холодно ей стало,

Выросла ……

(сосулька)

Мороз на лужу опустился

И мир вокруг преобразился.

Там где раньше все текло,

Превратилось все в стекло.

(Лед на луже)

На радость местной детворе

Залит зимой он во дворе.

Я позову друзей пяток,

Возьмем коньки, нас ждет …

(Каток)

Белой глыбой ледяной,

В океане встал стеной,

Знает каждый капитан,

Как опасен великан

(айсберг)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(зимой)

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша - толстое стекло?

(лед на реке)

Ой, болит, болит нога,

Дайте холодка сюда,

Положите лед на ранку,

Чтобы я встал спозаранку

(лед на рану)

Не конфета, не печенье

В рот положишь-наслаждение,

Тает замороженное

Вкусное ……(мороженое)

Ответы-картинки на загадки мы крепим на карту.

Молодцы, ребята!

Теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

Что изменилось? Где растаял лед?

Можно положить нерасстаявшие льдинки в теплую воду или посыпать солью.

Если орешки полностью оттают, положить их в тарелочку для белки. Вот мы и помогли белочки найти способ, как растопить лед.

Вывод: лед тает быстро в теплой воде и с помощью соли, соль его разъедает.

Прикрепляем на интеллект-карту: картинка с солью, стакан с теплой водой.

Заморозка ягод

- Ребята. Белочке мы помогли.

Давайте мы сделаем нашим героям подарки.

Смотрите, у нас есть ягода. Как она называется? (земляника)

Что с ней надо сделать, чтобы она сохраняла свои свойства надолго и оставалась свежей?

(заморозить)

Берите по одной ягодке и опускайте на дно формочки и заливаем водой.

А что нужно сделать, чтобы вода замерзла? (убрать в холод)

У вас в группе есть холодильник? (нет)

Мы пока поставим его на подоконник, а потом вы вместе с воспитателем уберете в морозилку на кухню. К вечеру они замерзнут, и вы их подарите нашим героям.

Работа с интеллект-картой.

Давайте подойдем к нашей интеллект-карте и посмотрим, все ли мы правильно приклеили.

Посмотрите на нашу схему. Давайте расскажем о свойствах льда с помощью ее.

С помощи этой карты, можно легко понять, какими свойствами обладает лед.

Ребята, дома спросите у родителей, где еще встречается и применяется лед, а завтра расскажете и приклеите картинку на схему.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»