Консультация на тему: Как отвечать на детские вопросы. Детские вопросы - как на них отвечать

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Все родители прекрасно знают, что дети являются от природы очень любознательными натурами, по причине чего постоянно задают вопросы: а почему то, а почему это, а почему пятое, а почему десятое? Но ответить на все эти детские «почему» не так уж просто, и родителей они то и дело ставят в тупик, особенно, если дело касается молодых родителей, ещё не имеющих опыта в воспитании и общении с детьми. Да что тут говорить – даже опытные родители порой не знают, что ответить на тот или иной вопрос своего чада.

Так как же всё-таки отвечать на вопросы малышей, которые ставят в тупик, чтобы не обмануть, не отшутиться и не просто отмахнуться от надоедливого начинающего познавать мир ребёнка, да ещё и оказать на его познавательный интерес ?

В нашей сегодняшней статье мы поговорим именно об этом.

Прежде чем дать ответ на этот серьёзный вопрос, нужно сказать о том, что первым и самым главным правилом является то, что вопросы детей ни в коем случае нельзя игнорировать. И это касается даже тех ситуаций, когда у вас нет времени, вы чем-то заняты или же сам вопрос кажется вам сущим пустяком.

Согласитесь, что бывают случаи, когда то, о чём спрашивает нас ребёнок, кажется нам глупым? Но дело вовсе не в том, что вопросы глупые, а в том, что мы не знаем, как на них отвечать. К тому же в то время как нам – взрослым – всё кажется простым, банальным и очевидным, ребёнок только начинает знакомиться с окружающим его миром и познавать его явления. Это и служит причиной тому, что многие термины, процессы и факты являются для него чем-то новым, странным, необъяснимым, но именно мы есть те люди, которые являются для ребёнка главнейшим авторитетным источником, и отвечать на его вопросы является нашей прямой обязанностью.

Теперь же давайте перейдём от рассуждений к практическим действиям – ниже мы рассмотрим несколько вариантов ответов на заводящие в тупик детские вопросы. И в качестве примера возьмём один из самых распространённых вопросов: «Почему светятся звёзды?».

Ответ «ни о чём»

На вопрос ребёнка, почему светятся звёзды, можно ответить ничего в себе не несущей фразой, например:

  • Потому что светятся и всё
  • Подрастёшь – тогда сам поймёшь
  • Спроси у мамы (или папы/бабушки/дедушки) – она знает

Вы и сами прекрасно видите, что это вовсе никакие не ответы, а просто способ отвязаться от вопроса. Но если вы решили ответить ребёнку именно таким образом, то знайте, что, тем самым, вы говорите ему, что его вопрос неинтересен и глуп. Себя же вы просто успокаиваете тем, что и без внимания малыша не оставили, и на вопрос ответ какой-никакой дали. В действительности же, такие ответы не только не оправдывают детских ожиданий, но и снижают ваш собственный авторитет в его глазах. Результатом станет то, что совсем скоро малыш придёт к выводу, что о серьёзных вещах вас можно не спрашивать.

Провокационный ответ

Другим вариантом ответа на вопрос о звёздах (и любой другой вообще) будет ответ-провокация, например:

  • А с чего ты взял, что они не должны светиться?
  • Как ты думаешь, Земля тоже светится?

Такие варианты ответов уже значительно эффективнее предыдущих, однако применять провокационные ответы можно только в том случае, если вы в состоянии продолжить беседу. Отвечая провокационно, вы активизируете мышление ребёнка, т.к. предлагаете ему подумать, поразмыслить, поискать ответ сообща. Одновременно ребёнок начинает проявлять и любопытство, что не может не радовать. Но есть одна загвоздка – ответ вопросом на вопрос вызывает поток новых вопросов, на которые также придётся отвечать.

Ответ, объясняющий устройство мира

Когда ребёнок спрашивает вас о звёздах, мы можете ответить ему, ссылаясь на то, что таково устройство мира, например:

  • На то Божья воля
  • Таково устройство вселенной
  • На это влияют законы физики

Ответы довольно практичны, и даже сами взрослые могут воспринять их интересными, и даже имеющими философский характер, но вот незадача – для ребёнка они снова будут представлять собой ничего не значащий набор слов. Самое же интересное заключается в том, что отвечая, ссылаясь на устройство мира, вы не даёте малышу совершенно никакой пищи для ума. Дело в том, что ребёнка еще недостаточно жизненного опыта, чтобы оценить и понять такие ответы. Как следствие, ребёнок ничего не возразит, ничего больше не спросит, но ничего и не поймёт.

Ответ научного характера

Здесь можно рассказать ребёнку о том, что:

  • Звёзды представляют собой огромные шары, которые состоят из раскалённых газообразных веществ. Любая из звёзд имеет свой собственный химический состав этих веществ, по причине чего их свет может быть не только белым, но и бледно-красным и даже ярко-синим, что зависит от температуры самих газообразных веществ. Однако мы можем видеть только белые звёзды, т.к. они являются самыми раскалёнными, и лишь их свет доходит до людей, преодолевая миллионы световых лет

Данный ответ, конечно, сокращён, но смысл уловить можно: когда вы даёте полноценный ответ, обоснованный научными данными, вы, с одной стороны, говорите по делу, но, скорее всего, ребёнок вас просто не поймёт. Ко всему прочему, научный ответ не даст ему никакой возможности на осмысление воспринятой информации и формулировку своего собственного умозаключения. Так, вы лишь на корню пресечёте всяческие детские потуги к любознательности, и сделаете из малыша живую энциклопедию.

Преимуществом же научного ответа можно назвать то, что ребёнок некоторое время не будет задавать вопросов. Научные факты могут прийтись по вкусу малышу, который обладая логическим складом ума, сам хочет получить конкретные точные данные.

Ответ сказочный

Ещё одним способом ответа на вопрос на тему звёзд и, опять же, любую другую тему может быть ответ в сказочной форме, к примеру:

  • Потому звёзды пришиты к чёрному полотну неба невидимыми нитками и раскрашены светящейся краской

Отвечая сказочно, имейте в виду, что такие ответы подходят только самым маленьким детишкам, т.к. они любят сказки, как известно, практически всё имеет антропоморфный характер, другими словами, очеловечено. Но проблемой данного типа ответов является то, что они не несут в себе правды, а значит, когда ребёнок подрастёт, он либо начнёт задавать те же вопросы снова, либо будет расти с неверным представлением о реальности, вследствие чего знания в его голове придётся корректировать.

Ответ с несколькими вариантами

Ответ с несколькими вариантами является одним из лучших способов отвечать на заводящие в тупик вопросы. В нашем случае ответ может быть таким как:

  • Кто-то говорит, что это свет планет, которые взорвались
  • Другие говорят, что…
  • В Интернете можно узнать о том, что…
  • А насколько я знаю, ….

Если вы будете отвечать так, то укажете ребёнку на то, что мнений по поводу какого-то одного вопроса может быть несколько. Это позволяет не только расширить кругозор вашего чада, но и направить его на самостоятельные размышления и предоставить возможность сделать личные выводы. Однако затруднение при таком типе ответов будет касаться того, какая именно точка зрения является правильной.

Ответ по теме

Пожалуй, лучший вариант ответа, который только может быть. Касаемо звёзд, он может выглядеть так:

  • Наша вселенная полна удивительных феноменов и загадок. Звёзды светятся, потому что в космосе происходят определённые процессы, результаты которых мы можем наблюдать

Такой ответ будет кратким, вдумчивым и правдивым, что само по себе просто замечательно. К тому же вы сможете дать ответ довольно простыми словами, которые ребёнок будет в состоянии понять. Но и тут не стоит забывать о пространстве для детского воображения, т.е. ответ следует выстраивать так, чтобы присутствовал эффект недосказанности, способный в дальнейшем послужить для получения новых знаний и проведения своих собственных исследований.

Когда ваш подрастающий и начинающий познавать мир ребёнок задаёт вам вопрос, который ставит вас в тупик, не стремитесь скорее отвертеться. Вы должны уделять должное внимание любым, даже, казалось бы, самым абсурдным, затруднительным и неоднозначным вопросам, ведь только так вы сможете вырастить своего малыша человеком мыслящим и смотрящим на мир здоровыми взглядом.

И самое главное – любой родитель должен обладать пониманием того, что если уж он не даст ребёнку ответы на то, что его интересует, то ребёнок может получить ответ (не исключено, что совсем неправильный) от кого-то другого, а влияния на детей посторонних, тем более чужих людей без своего ведома допускать категорически не следует. Так что старайтесь сами давать своему ребёнку те знания, которые он хочет получить, а если вы и сами не знаете ответа, то сядьте вместе с малышом и проведите собственные изыскания.

Познавательных успехов вам и вашим детям!

Маленький ребенок с завидным упорством первооткрывателя каждый день познает мир. Первая несмелая улыбка, первый неуверенный шаг, первое слово. Безусловно, все дети разные и развиваются они по своему собственному «индивидуальному» плану. Самые активные уже в восемь месяцев делают свои первые шаги, другие пытаются встать на ноги только после года. Одни начинают говорить несложные слова в 12-13 месяцев, другие не слишком спешат, а потому их первое слово можно услышать лишь на втором году жизни. Особо «терпеливые» могут начать говорить лишь после двух лет. Например, всемирно известный автор теории относительности Альберт Эйнштейн заговорил в четыре года. Но, как правило, большинство детей уже в трехлетнем возрасте умеют составлять из отдельных слов предложения. И вот тут-то начинается самое интересное.

Ваш ребенок превращается в любознательного «почемучку». Как утверждают психологи, четырехлетний ребенок в день задает около четырехсот самых разных вопросов. И далеко не на все их них родители могут сразу ответить. Некоторые «неудобные» вопросы ставят взрослых людей в тупик.

Почему нельзя игнорировать детские неудобные вопросы?

Когда ребенок задает неловкий вопрос, тут главное не раздражаться и не пытаться уйти от ответа. Во-первых, ребенок все равно не отстанет. Во-вторых, не получив ответа, он может замкнуться и придумать свой вариант ответа – далеко не всегда правильный. В-третьих, маленький человек может затаить обиду и больше вообще не обращаться к вам с вопросами. Поэтому, каким бы сложным и неудобным вопрос не был родители должны найти на него ответ.

Почему дети становятся «почемучками»?

Все просто, они познают мир, хотят узнать о нем как можно больше. И это вполне естественно. Порой они просто не понимают, что происходит и испытывают некоторое беспокойство. Задавая свои вопросы, они хотят привлечь ваше внимание и еще раз убедиться, что вы их любите. Иногда на детские вопросы бывает очень непросто отвечать. Многие родители не знают, как правильно сформулировать ответ, чтобы ребенок понял. Как просто объяснить непростые вещи? В этой статье мы попытаемся ответить на некоторые «неудобные» вопросы, которые очень часто задают маленькие «почемучки».

Зачем вы меня родили?

Первый раз этот вопрос, как правило, дети задают родителям в возрасте трех-пяти лет. Второй раз тот же вопрос (но с другими интонациями) может прозвучать в пресловутом переходном возрасте. Чаще всего звучит он в виде упрека. Психологи считают, что дети в переходном возрасте задают этот вопрос, когда им не хватает родительского внимания и заботы. Но вернемся к малышам.

Итак, что ответить маленькому ребенку ? Нужно объяснить малышу что папа, мама и он – это семья. Папа с мамой встретились и полюбили друг друга. Они очень мечтали иметь свое продолжение – ребенка. Красивого, умного, доброго. Вот у них и родился такой прекрасный и удивительный малыш – плод их нежности и любви. Следует рассказать ребенку, как его ждали и радовались, когда он родился. Дети очень нуждаются в теплых и ласковых словах. Поэтому родители не должны скупиться на похвалу. Любовью ребенка нельзя избаловать.

Конечно, если этот вопрос задает подросток с целью манипуляции и получения каких-либо материальных подтверждений вашей любви, стоит задуматься. Но в любом случае, лишний раз проявить заинтересованность, выслушать ребенка, рассказать о своих чувствах к нему родители должны.

Как ответить на вопрос о том, откуда берутся дети?

Оставлять этот вопрос открытым и ждать пока ребенок подрастет не стоит. Игнорировать вопрос или постоянно уходить от ответа все равно не получится.

Ответ на этот вопрос напрямую зависит от возраста ребенка :

  • Самых маленьких «почемучек» вполне устроит упрощенный ответ. Например, детей достает доктор. На дополнительный вопрос: «Откуда достает?» можно ответить «Из животика мамы». Как правило, более детального описания появления детей на свет не потребуется.
  • Детей постарше этот ответ может не устроить. С ними разговор можно начать с вопроса «А как ты сам думаешь?» Этот, наводящий вопрос, позволит выяснить — какой информацией на эту тему ребенок уже владеет. Например, если он в курсе, что ребенка делают мужчина и женщина, родителям придется удовлетворить его любопытство. Кстати, сделать это можно на примере пчелок или птичек.
  • Отвечая на этот вопрос ребенку школьного возраста , родителям лучше использовать научные названия органов. На нашем сайте родители могут найти целую статью, посвященную возможным ответам на вопрос . Кроме того, в книжных магазинах сегодня можно найти соответствующую литературу и наглядные пособия, которые помогут ответить на этот вопрос более обстоятельно.

А. Соболева, детский психолог:

Отвечая на вопросы детей, учитывай несколько важных моментов. Возьмем для примера ребенка семи лет. Отец в его картине мира - самый авторитетный персонаж. Поэтому подбирай слова аккуратно - он придает им большое значение. Старайся не врать и не выдумывать, а отвечать откровенно. Однажды поймав тебя на лжи, ребенок может начать сильно сомневаться в твоем авторитете. Во-вторых, внимательно слушай вопрос. Не нужно отвечать больше, чем ребенок спросил. Услышав «откуда берутся дети?», не нужно описывать весь процесс (он мало что поймет, заскучает). «У мамы из живота» будет достаточно для начала, а потом пусть задает дополнительные вопросы. В-третьих, отличай провокационные вопросы, которыми ребенок исследует границы возможного. Ответ на вопрос «Почему ты куришь, а мне нельзя?» простой и короткий - «потому что ты маленький, а я взрослый».

Чем мальчики отличаются от девочек?

Как правило, этот вопрос детишки задают в «детсадовском» возрасте, что вполне объяснимо. Общаясь с другими малышами в детском саду, ребенок впервые обнаруживает половые различия мальчиков и девочек. В большинстве детских дошкольных учреждений туалет для детишек общий. Как ответить на этот вопрос?

Совсем маленьким детям можно сказать, что так было задумано природой. Не могут же все различия между детьми ограничиваться лишь одеждой и косичками. Детишкам постарше можно объяснить, что именно такое строение человеческого организма позволяет выросшим мальчикам и девочкам стать папой и мамой.

Как отвечать на вопросы детей о смерти?

Во многом ответ зависит от религиозных убеждений родителей. Как показывает практика, дети задают этот вопрос, впервые столкнувшись с трагическим событием. Например, в семье умер кто-то из родственников, у малыша погибла любимая собачка, кошечка, он увидел траурную процессию на улице. Уходить от ответа в этом случае нельзя. Нужно спокойно рассказать о том, что все люди умирают. Но это будет очень нескоро. После каждого человека на Земле остается его продолжение – дети, внуки и т.д. Значит и жизнь продолжается. Ребенок должен понять, что смерть существует, но вы к ней относитесь спокойно. Только в этом случае малыш перестанет волноваться. Дети очень тонко чувствуют ваше настроение. Если при упоминании о смерти родители начинают нервничать, метаться и уходить от ответа, ребенку становится страшно, со временем его тревога будет только нарастать. А это чревато самыми серьезными последствиями.

Психолог Н. Соломахо:

Также нормально то, что ребенок боится умереть. Страх смерти – это биологический страх, он проявляется у всех людей. Есть возрастные периоды, когда этот страх возникает и проживается ребенком довольно активно. Родителям в такие периоды важно быть рядом с ребенком, выслушивать, отвечать на вопросы, оказывать поддержку, помогать пережить, прочувствовать этот страх. В таком случае страх постепенно ослабевает. Первые проявления страха смерти возникают в возрасте 4-5 лет, когда ребенок начинает понимать, что «все конечно». Ребенок переживает, что он умрет, а все останется как есть, солнце будет светить, трав зеленеть, птицы петь, а его не будет! Возникает страх одиночества, боязнь остаться одному без родителей. Смерть воспринимается, как то, что причиняет боль.

Второй этап актуализации страха смерти – это возраст 6-7 лет, когда ребенок понимает, что он растет, а мама и папа стареют и могут умереть. Ребенок не хочет взрослеть, а хочет оставаться всегда маленьким, чтобы мама и папа были молодыми. Третий этап – младший подростковый возраст, когда ребенок начинает осознавать, что если родители умрут, то он может остаться один, кто же будет его кормить, одевать, кто будет о нём заботиться и как ему дальше жить.

Что важно помнить родителям: страх смерти – естественный этап развития каждого человека, это нормально. Родители должны быть рядом, чтобы помочь справиться с переживаниями, отреагировать эмоции, просто поговорить, ответить на вопросы, оказать поддержку, выслушать. Специально разговаривать с ребенком на тему смерти без запроса ребенка и вопросов с его стороны не стоит. В данном случае важно идти за ребенком, за его потребностью получить информацию.

Почему у меня одна кукла/игрушка, а у друга целых пять?

Какие душераздирающие сцены и истерики можно нередко наблюдать у прилавков детского магазина. Дети просят, требуют, рыдают. Одни родители уступают и покупают 101 куклу, машинку и т.д. Другие – нервно объясняют ребенку, что на данный момент у них нет на эту покупку денег. Третьи, наклонившись к малышу, что-то говорят спокойным голосом и малыш успокаивается.

Стоит ли ребенку постоянно покупать много новых игрушек?

Некоторые родители очень переживают, что не могут приобрести ребенку очередную куклу или машинку из-за своего нестабильного финансового положения. Однако психологи убеждены, что большое количество игрушек делают ребенка рассеянным, ему трудно на чем-то определенном остановить свое внимание, он ничего не доводит до конца. Малышу быстро надоедает новое приобретение, и он требует следующего. Не стоит покупать слишком много игрушек, дабы не тормозить психическое и творческое развитие ребенка. Стоит детей с детства, чтобы он получал радость и счастье не от покупок, а от общения и настоящих ценностей.

Отказывая малышу в приобретении очередной игрушки, родители очень часто слышат вопрос: «Почему Васе покупают, а мне нет?» Можно объяснить малышу, что дома его ждут любимые игрушки, которыми он еще не наигрался. Что пять новых кукол не заменят ему обожаемого мишку. Что если мама сейчас скупит весь магазин, другие дети останутся без игрушек. Не помешает разъяснить ребенку, что в ваши планы входит в этом месяце купить папе новые ботинки. Непредвиденные траты могут не позволить этого сделать. Не стоит говорить, что у его друга богатые родители, а у вас таких денег нет. Вместо этого можно рассказать сказку о «золотой рыбке». Малыш, конечно же, не захочет быть похожим на жадную старуху.

Кого ты больше любишь сестру/брата или меня?

Чаще всего этот вопрос возникает у малыша, когда в семье появляется младший ребенок, или когда дети находятся в постоянном соперничестве, борясь за любовь родителей. В том и в другом случае родители должны спокойно объяснить малышу, что их любви хватит на всех. Несмотря на то, что детки такие разные, родители их любят одинаково. Ведь малыш тоже любит и папу, и маму. Взрослые должны объяснить ребенку, что они любят каждого члена семьи особой любовью, но их чувства к каждому из них безграничны.

Почему я — это я? Где я был, когда меня не было?

Этот философский вопрос интересует детей в возрасте от пяти лет и старше. При ответе на этот вопрос можно рассказать малышу о любви мамы и папы. О том, что они мечтали, чтобы эта любовь не исчезла, а осталась в их малыше. А позднее, чтобы она перешла к их внукам и правнукам. Благодаря силе этой любви на свет и появился такой замечательный, красивый, добрый, умный мальчик. А где же он был до того, как родился? Конечно же, в мыслях и мечтах мамы и папы.

Как нельзя отвечать на неловкие вопросы детей: мнения специалистов

Родители должны четко усвоить, что игнорировать вопросы детей нельзя ни в коем случае!

Несколько советов о том, как можно и как нельзя отвечать на неловкие вопросы детей:

  • Ответы на неудобные вопросы самых маленьких детей должны нести минимум полезной информации, чтобы ребенку не стало скучно и неинтересно. Однако и звучать, как отговорка они не должны. Нудный, длинный, научно аргументированный ответ утомит ребенка. Родительское красноречие не будет оценено по достоинству.
  • Психологи советуют, более старшим детям почаще задавать вопрос: «А как ты сам думаешь?». Этот вопрос поможет понять родителям, насколько ребенок информирован в данной теме и что именно он хочет узнать.
  • Родители дошкольников могут вместе с ребенком искать ответ в книгах. Таким образом, они воспитают у него любовь к чтению и подскажут ему еще один путь обретения знаний.
  • Не стоит злоупотреблять словом «не знаю». Иначе, став постарше, ребенок решит, что его родитель – «тупица». Но и врать малышу не стоит, даже когда он задает самый неудобный вопрос. Родители никогда не должны на вопрос ребенка отвечать фразами: «Отстань, я занят», «Мне сейчас не до тебя», «Твои вопросы мне надоели» и т.п.
  • Будьте терпимы и терпеливы.
  • Отвечать на заданный вопрос желательно сразу. Даже в том случае, когда вы не знаете на него ответа. Просто скажите малышу, что вы поняли его вопрос, а вот над ответом вам необходимо немного подумать. Малыш, скорее всего, будет удовлетворен. А вот возвращаться ли к этой теме – решать вам.
  • Если ваш ребенок один и тот же вопрос задает несколько раз, подумайте, может ему просто не хватает вашего внимания. Есть и второй вариант – возможно, вы ответили на этот вопрос так, что ребенок совершенно ничего не понял. Попытайтесь донести до него информацию в более доходчивой форме.

Правильно отвечать на детские «неудобные» вопросы – это целая наука. Не стоит смущаться, услышав от крохи подобный вопрос. Ни в коем случае не стыдите его за любопытство. Старайтесь быть доброжелательными и спокойными. Помогите своему ребенку разобраться и получить верное представление об окружающем его мире. Малыш подрастет и оценит ваши старания!



Родителям маленьких "почемучек" иногда приходится отвечать на сто разных вопросов в день, но что делать если ребенок задает вам совсем не простой вопрос, а "неудобный"?

Неудобный вопрос - вопрос, ответ на который вы, конечно же, знаете, но боитесь неправильно сформулировать его для ребенка и тем самым испугать, расстроить или еще больше его озадачить.

Воспользуемся принципом "предупрежден - значит вооружен" и рассмотрим как отвечать детям на самые распространенные "неудобные" вопросы.

Мы уже писали о том как отвечать ребенку на главный вопрос подобного рода - , продолжим список в этой статье.


1. Кого ты больше любишь, брата/сестру или меня?

Возраст:
Вопрос обычно задают дети до 7 лет, вскоре после появления младшего ребенка в семье.

Причина:
Такой вопрос возникает ввиду соперничества между детьми в семье, на почве детской ревности к родителям.

Как отвечать:
Нужно дать ребенку понять, что ваша любовь к своим детям безгранична и равноценна, несмотря на видимую разницу между ними.

Помочь ребенку может сравнение с его такой же равноценной любовью к маме и папе.

Объясните, что вы любите своих детей одинаково и вашей любви хватит на всех.

Избегайте манипуляций на основе детской привязанности. Не стоит говорить что ваша любовь сильнее к другому ребенку, потому что он в чем-то лучше, в надежде смотивировать спрашивающего на изменения в поведении. Это поселит в малыше тревогу и испортит отношения между детьми.


2. Почему я - это я?

Возраст:
Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

Причина:
Задаваясь вопросом, почему он родился именно таким - с такими способностями и внешностью, ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, нащупывает собственную индивидуальность.

Как отвечать:

Объясните ребенку, что каждый человек сочетает в себе те качества, с которыми он родился и те, которые приобрел в жизни. Мы все меняемся благодаря другим людям, своей деятельности и другим факторам.

От рождения мы получаем внешность, которая досталась нам от наших родителей.

Также, мы рождаемся уже определенного пола, с определенным уровнем здоровья, а позже постепенно приобретаем привычки и умения. Находится то, что мы любим и то, чего не любим.

К тому же, каждый человек рождается в своей семье, городе, стране с определенным окружением и правилами поведения.

Из всего этого и складывается в итоге наша личность.

Не бывает одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые, это называется индивидуальность.

3. Зачем вы меня родили?

Возраст:
Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем уже в переходном возрасте, добавив к вопросу страдальчески-риторическую нагрузку и соответсвующий тон.

Причина:
Этот вопрос ребенок задает тогда когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения или он пытается смягчить наказание за проделку, взывая к вашим самым глубинным чувствам по отношению к нему.

Как отвечать:

Расскажите ребенку, что мама и папа очень любят друг друга, поэтому завели семью.
В полной семье всегда есть дети, как плод любви и нежности родителей. Скажите что очень хотели иметь умного, доброго и красивого малыша, поэтому родили его.

Дайте ребенку понять, что он особенный и желанный.

Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок испытывает потребность в проявлении ваших чувств любви к нему, стоит уделить время удовлетворению этой нужды.

4. А я умру?

Возраст:
Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, на данном этапе их интересует почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом.

Причина:
Подобный вопрос может возникнуть, когда ребенок неожиданно сталкивается со смертью близкого человека или своего питомца.

Как отвечать:
, не стоит делать акцент на неотвратимости кончины всех живых существ.

Упомините об этом вскользь - всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни.

И сделайте упор на то, что сначала его ждет долгая и счастливая жизнь - садик, затем школа и институт.

Расскажите ребенку, что у него тоже когда-то будет своя семья, дети, хорошая работа и много-много путешествий и открытий.

Объясните, что для того чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь нужно обязательно заботиться о своем здоровье и всегда помнить о правилах безопасности.

Если ребенок еще совсем мал, допускается поверхностное объяснение, такое как "бабушка смотрит теперь на нас с неба".

Если же ребенку более 6 лет, не забудьте упомянуть, что загробная жизнь не существует в той форме, которую демонстрируют в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

5. Почему у меня нет того, что есть у других?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 3 лет и старше.

Причина:
Причиной является появление новой способности ребенка к сравнению, внутреннее чувство несправедливости.

Как отвечать:
Это очень хорошая тема для обсуждения, предоставляющая возможность преподнести азы финансовой грамотности и правильного распределения средств.

Расскажите ребенку как распределяются деньги в семье и сколько выделяется на игрушки и развлечения. О том, как зарабатываются деньги, что для этого взрослые ходят на работу и выполняют там множество задач.

Объясните, что все, что появляется у вас в доме - еда, одежда, игрушки, даже свет, газ и вода стоят денег, поэтому так важно тратить с умом, чтобы на все хватило.

Попробуйте предложить ребенку альтернативу - возможность заработать самому.

Дайте ему какое-нибудь посильное задание по дому, за выполнение которого он сможет получить определенную, заранее оговоренную денежную сумму.

Пусть ребенок попробует сам накопить деньги на желаемую вещь.

Возможно, потом он уже не захочет тратить эти деньги на ту самую машинку, ведь они достались ему с трудом.

А может быть, наоборот, его покупка станет еще слаще, ведь он сам приложил усилия для осуществления своей мечты. Позвольте ему прочувствовать такие моменты.

6. Чем мальчики отличаются от девочек?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 2-3 лет.

Причина:
Такой вопрос чаще всего подразумевает, что малыш уже увидел различия в мужских и женских половых органах, например, в детском саду.

Как отвечать:
Если ребенок маленький, достаточно будет сказать, что так задумано природой, чтобы мальчики отличались от девочек.

Для ребенка более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

7. Почему вы ругаетесь с папой, разве вы не любите друг друга?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно с 2,5 лет.

Причина:
Очевидна.

Как отвечать:

Ссоры бывают в каждой семье и если малыш стал свидетелем этого, то ваша задача сделать так, чтобы он не усомнился в крепости вашего союза, снизить его уровень тревоги.

Объясните ребенку, что у каждого человека есть свое мнение. Напомните о том, что сам малыш тоже иногда карпризничает, если родители не соглашаются идти на его условия.

Так и у взрослых - иногда мама и папа не сходятся во мнениях и спорят друг с другом. Но потом обязательно вспоминают про свою любовь и про то, как хорошо быть вместе и перестают спорить.

8. А дед Мороз есть на самом деле?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от от 3-х лет.

Причина:
Вероятных причин две:
1 - Ребенок увидел, как в канун праздника, вы сами прячете подарки.
2 - Ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться.

Как отвечать:

В первом случае, если вы не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку.

Во втором случае можете рассказать ребенку, что добрый волшебник просто живет в наших сердцах и люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.


9.
Почему мне нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно 4-7 лет.

Причина:
Начиная с младшего школьного возраста ребенку очень важно иметь возможность передвигаться по улицам самостоятельно. Запрет родителей ребенок может расценивать как посягание на собственную "взрослость" и самостоятельность.

Как отвечать:
Учитывая реальность, следует исключить всякую возможность контактов с посторонними, наложив строгий запрет, например:

Объясните ребенку, что пока он маленький ему еще трудно самому разобраться, какой человек добрый, а какой - злой. Расскажите, что некоторые злые могут улыбаться и даже предложить конфету или пригласить посмотреть щенка, но верить им нельзя - они желают плохого.

Напомните, что если на улице к нему подойдет незнакомый человек и попросит о чем-то, нужно насторожиться, не разговаривать с незнакомцем и отойти от него подальше.

Скажите, что если это добрый человек, то он поймет и не обидится. А если это нехороший человек, то так ему будет трудно сделать зло.

10. Почему другие дети считают меня некрасивым?

Возраст:
Этот вопрос может задать ребенок дошкольного возраста, посещающий детский сад или младшего школьного возраста.

Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

Причина:
Для ребенка, живущего в семье, наполненной любовью и нежностью, столкновение с враждебно настроенными детьми может оказаться неприятным сюрпризом и доставить психологический дискомфорт.

Как отвечать:
Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, затем показать свое положительное отношение к нему и сравнить с собственными проблемами в таком возрасте.

Расскажите ребенку, что у каждого человека свои представления о красоте и способностях.

Это как с фильмами или книгами: кому-то нравятся приключения, а кто-то любит комедии, просто симпатии у всех разные.

Обязательно скажите ребенку о своей симпатии к нему, обратите его внимание на то, что считаете в нем достоинствами.

Объясните ребенку, что всегда есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным и те, кому ты не очень нравишься. Секрет в том, чтобы дружить с теми людьми, с кем тебе легко и не придавать значения словам тех, с кем тебе не по пути.

Расскажите, что в детстве вы тоже иногда из-за этого переживали, но потом встретили папу, который полюбил вас такой, какая вы есть.

Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен­ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд­ности. Родителям можно порекомендовать серьезно относить­ся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и уме­ло направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало нега­тивных примеров, когда родители «гасят» детскую любозна­тельность.

Приведем пример:

üРебенок играет с машинкой-цистерной, мама занята бесе­дой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит: «Ты что, дурак? Она же пластмассовая!»

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и ро­дителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои "почему?" и "зачем", перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? - вот над чем задумываются родители. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окру­жающими его предметами, жизнью людей, природы, заду­мываться над тем, что видит и слышит. Но круг его поня­тий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрос­лого - задает его. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем инте­ресуются дети, какие у них знания, как расширяется кру­гозор, какие трудности при этом встречаются. В то же вре­мя вопросы показывают, какое влияние на развитие ребен­ка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, на­блюдательность, любознательность. Это поможет в дальней­шем во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение - это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них жела­ние узнавать новое.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внима­тельно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интере­сует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь - узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый чело­век?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой де­душка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня». Много подобных примеров описано в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос: «От­куда все взялось?»

Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие воп­росы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения меж­ду «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создает предметы. Огромное количество вопро­сов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровож­дать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дош­кольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Поче­му воздух ночью черный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на при­мер. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, что­бы многое знать. Опасно делать из ребенка всезнайку. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инстру­ментами.

Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудня­ют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно труд­но дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иног­да взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддержи­вая в дальнейшем интерес ребенка к этом вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребенок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребенка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интерес­ный пример описан в книге А. О. Пинта «Это вам, родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители отсыла­ют его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожидан­ный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»

Ребенка интересуют вопросы о начале и конце бытия. К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четверто­го года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для все­го существующего, он торопится уверить себя, что сам он «во­веки пребудет бессмертен». Так, глядя на похоронную процес­сию, он говорит с удовольствием: «Все умрут, а я останусь».

Иногда дети переделывают сюжет сказки на свой лад. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приводится пример сказки «короткой, но вполне утешительной»: «Жила-была де­вочка-шапочка, пошла и открыла дверь. Все! Я больше не знаю!

А волка не надо. Я его боюсь».

Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «По­чему?» и др.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торо­питься давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любоз­нательность ребенка, надо пробуждать его собственную ум­ственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, по­плывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.

Не надо отвечать на вопросы детей формально или в на­смешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмысли­цей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

Среди детских вопросов бывают и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр на самом деле?» и др.

Представляют интерес и детские высказывания, направ­ленные на понимание окружающего мира, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там хочет найти, девочка отвечает:

А я ищу, когда будет еще Восьмое марта.

В этом календаре больше не будет, - говорит отец.

А может, будет, я все же поищу.

Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, напри­мер: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные».

О конкретности детского мышления говорят высказыва­ния детей. Ребенок, услышав, что молоко убежало, отвечает: «А ты его догони». Или спрашивает: «А сливочное масло - из слив?» Увидев, как из яблока выползает червяк, вскрики­вает: «Ой, витамин ползет!» Один мальчик делится с другим планом пригласить воспитательницу к себе в гости. Другой возражает: «Кто же нас тогда воспитывать будет?» Можно привести и примеры из бессмертного творения К. И. Чуков­ского «От двух до пяти». На вопрос: «Обо что ты оцарапал­ся?» - ребенок отвечает: «Об кошку». Или такой диалог:

Мама, крапива кусается? -Да.

А как она лает?

А вот еще забавный вопрос:

Что ли, ножик вилкин муж?

Предлагаем обсудить

Дайте характеристику детского вопроса. Как бы вы на него ответили?

Ребенок спрашивает о радио:

А как же дяди и тети с музыкой влезли?

И о телефоне:

Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался?

Можно привести вариант ответа. Трехлетнему мальчику тетка, физик по образованию, тотчас принялась объяснять устройство телефонного аппарата. Он внимательно выслушал ее, но после всех объяснений спросил:

А как же папа оттуда вылез?

А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко? - спрашивает малыш.

Пришли гости, и кто-то спросил про трехлетнюю Валю:

Чьи у Вали глаза?

Папины, - отвечают гостю.

А папа, бедный, значит, без глаз остался, - подумала Валя. И тут же она сочинила такую гипотезу: «Когда я еще не родилась, у папы было много глаз: и большие, и маленькие; а когда мама купила меня, папа отдал мне большие глаза, а себе оставил маленькие».

Эти примеры свидетельствуют о конкретности детского мышления, о небольшом жизненном опыте детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?»

Цель:

Дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов;

Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности.

Комментарий воспитателя

Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд ности. Родителям можно порекомендовать серьезно относить ся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и уме ло направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало нега тивных примеров, когда родители «гасят» детскую любозна тельность.

Приведем пример:

  1. Ребенок играет с машинкой-цистерной, мама занята бесе дой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит: «Ты что, дурак? Она же пластмассовая!»

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и ро дителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои "почему?" и "зачем", перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? - вот над чем задумываются родители. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окру жающими его предметами, жизнью людей, природы, заду мываться над тем, что видит и слышит. Но круг его поня тий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрос лого - задает его. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем инте ресуются дети, какие у них знания, как расширяется кру гозор, какие трудности при этом встречаются. В то же вре мя вопросы показывают, какое влияние на развитие ребен ка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, на блюдательность, любознательность. Это поможет в дальней шем во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение - это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них жела ние узнавать новое.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внима тельно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интере сует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь - узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый чело век?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой де душка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня». Много подобных примеров описано в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос: «От куда все взялось?»

Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие воп росы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения меж ду «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создает предметы. Огромное количество вопро сов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровож дать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дош кольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Поче му воздух ночью черный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на при мер. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, что бы многое знать. Опасно делать из ребенка всезнайку. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инстру ментами.

Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудня ют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно труд но дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иног да взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддержи вая в дальнейшем интерес ребенка к этом вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребенок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребенка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интерес ный пример описан в книге А. О. Пинта «Это вам, родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители отсыла ют его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожидан ный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»

Ребенка интересуют вопросы о начале и конце бытия. К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четверто го года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для все го существующего, он торопится уверить себя, что сам он «во веки пребудет бессмертен». Так, глядя на похоронную процес сию, он говорит с удовольствием: «Все умрут, а я останусь».

Иногда дети переделывают сюжет сказки на свой лад. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приводится пример сказки «короткой, но вполне утешительной»: «Жила-была де вочка-шапочка, пошла и открыла дверь. Все! Я больше не знаю!

А волк?

А волка не надо. Я его боюсь».

Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «По чему?» и др.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торо питься давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любоз нательность ребенка, надо пробуждать его собственную ум ственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, по плывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.

Не надо отвечать на вопросы детей формально или в на смешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмысли цей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

Среди детских вопросов бывают и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр на самом деле?» и др.

Представляют интерес и детские высказывания, направ ленные на понимание окружающего мира, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там хочет найти, девочка отвечает:

А я ищу, когда будет еще Восьмое марта.

В этом календаре больше не будет, - говорит отец.

А может, будет, я все же поищу.

Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, напри мер: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные».

О конкретности детского мышления говорят высказыва ния детей. Ребенок, услышав, что молоко убежало, отвечает: «А ты его догони». Или спрашивает: «А сливочное масло - из слив?» Увидев, как из яблока выползает червяк, вскрики вает: «Ой, витамин ползет!» Один мальчик делится с другим планом пригласить воспитательницу к себе в гости. Другой возражает: «Кто же нас тогда воспитывать будет?» Можно привести и примеры из бессмертного творения К. И. Чуков ского «От двух до пяти». На вопрос: «Обо что ты оцарапал ся?» - ребенок отвечает: «Об кошку». Или такой диалог:

Мама, крапива кусается? -Да.

А как она лает?

А вот еще забавный вопрос:

Что ли, ножик вилкин муж?

Предлагаем обсудить

Дайте характеристику детского вопроса. Как бы вы на него ответили?

Примеры, приводятся из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Ребенок спрашивает о радио:

А как же дяди и тети с музыкой влезли?

И о телефоне:

Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался?

Можно привести вариант ответа. Трехлетнему мальчику тетка, физик по образованию, тотчас принялась объяснять устройство телефонного аппарата. Он внимательно выслушал ее, но после всех объяснений спросил:

А как же папа оттуда вылез?

А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко? - спрашивает малыш.

Пришли гости, и кто-то спросил про трехлетнюю Валю:

Чьи у Вали глаза?

Папины, - отвечают гостю.

А папа, бедный, значит, без глаз остался, - подумала Валя. И тут же она сочинила такую гипотезу: «Когда я еще не родилась, у папы было много глаз: и большие, и маленькие; а когда мама купила меня, папа отдал мне большие глаза, а себе оставил маленькие».

Эти примеры свидетельствуют о конкретности детского мышления, о небольшом жизненном опыте детей.


Все дети, начиная с возраста 2-3 лет, становятся рьяными «почемучками». Это показатель нормального развития ребенка как личности, он каждый день познает мир и уже не просто принимает его таким, какой он есть, а интересуется каждой мелочью и хочет больше узнать обо всем.

Родители, конечно, должны поощрять любознательность малыша, не отмахиваться и не игнорировать вопросы. А их крохи задают немереное количество. От самых простых «откуда взялся лед», «что ест крокодил», смешных «почему у колобка не пачкаются глазки, раз он катается по земле», «мам, кто со мной дома сидел, пока ты маленькая была», до таких, на которые трудно ответить сразу «почему небо голубое», «а что выше облаков», «почему вода не горит».

На самые трудные вопросы вы найдете ответы в сети, перефразируете, а вот как быть с теми «неудобными», на которые вы ответы знаете, но вот только знания эти ребенку либо пока не по возрасту, либо вы боитесь повлиять плохо на малыша своим ответом.

Рассмотрим самые популярные «неудобные» вопросы и разберемся, как же ответить на них крохе.

1. Откуда берутся дети?

Пожалуй, самый сложный вопрос к родителям. Обычно папы и мамы тушуются, хихикают, отнекиваются, говорят, что малышу еще рано думать над такими вопросами. Если вы хоть на секунду дали понять ребенку, что замешкались, чего доброго, застеснялись, поверьте, данная тема его еще долго не отпустит. И лучше уж он узнает вашу версию, чем ответ на животрепещущий вопрос ему подскажут детки постарше.

Говорить, что дети рождаются в капусте, или их подкидывает пернатый аист, это немного устарело. У вас нет необходимости морочить голову. Правду можно легко объяснить: «Папа положил в мамин живот маленькое зёрнышко. Затем зёрнышко встретилось с яйцом. Начиная с этого яйца, стало развиваться маленькое существо. И через 9 месяцев из живота вышел ребёнок».

Еще вариант — вы можете сказать: «Чтобы появились дети мужчина и женщина должны влюбиться и пожениться, потом у мамы в животе появляется крошечный малыш, совсем как червячок, он растет, как и ты сейчас, а потом, когда ему совсем уже не хватает места, он рождается». Обычно крохам достаточно такого ответа, и если его не интересуют подробности, то и вы в них не вдавайтесь. Ребенка постарше может заинтересовать, как же в мамин живот вообще попал ребенок, тогда вы можете сказать, что «у мамы и папы есть специальные клеточки, когда они встречаются, то из них и получается крошечный малыш», при вопросе как они встречаются, вы можете предложить версию поцелуя и объятий.

Обычно школьники уже все знают сами, телевидение, интернет, общение приносят свои плоды, но если уже сознательный ребенок обратился к вам за объяснениями, придется рассказать все по существу. Вам неудобно и стыдно, купите хорошую книгу, соответствующую возрасту, где все правильно описано.

2. Почему вы говорите, что я красивый, а одноклассники так не считают? Почему я могу не нравиться?

Ребенок, живущий в семье, наполненной любовью и нежностью, сталкиваясь в детсаду или школе с детьми, настроенными враждебно, может удивиться, почему его считают некрасивым или неумным. Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, потом показать свое отношение, сравнить с собой и собственными проблемами в таком возрасте.

Например: «У всех разные представления о красоте и способностях, кому-то нравятся худые, кому-то полные. Это как фильмы или книги, одним нравятся приключения, другим – комедии, это не говорит о том, что комедии лучше, или наоборот, просто симпатии у всех разные. Мне ты очень нравишься, вон какие у тебя большие голубые глаза и обворожительная улыбка. Если бы я была девочкой твоего возраста, то ты мне бы очень нравился. Обязательно есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным. Меня тоже раньше дразнили длинной, но ничего, папа же меня полюбил, и друзей у меня много. Если бы всем людям нравилось во внешности одно и то же, то мы давно стали бы абсолютно идентичными или вымерли».

Если у подростка действительно проблемы с внешностью, не ограничивайтесь одним разговором, помогите ему исправить ситуацию. Например, запишитесь вместе в спортзал или подберите новую стильную одежду, смените очки на линзы, в общем, устраните причину, по которой у вашего ребенка не получается влиться в общество сверстников.

При этом помните, что подростки могут быть агрессивны не только к тем, кто выглядит «не так», но и к слишком красивым, умным, общительным или замкнутым, то есть абсолютно к любым людям. Порой решить проблему можно, лишь сменив окружение ребенка.

3. Кого ты больше любишь, сестру/брата или меня?

Когда ждать подобного вопроса? — до 7 лет, чаще всего вскоре после появления младшего ребенка в семье. Такой вопрос возникает при вечном соперничестве сестер и братьев, возникающем на почве . Вам важно дать понять ребенку, что ваша любовь к ним безгранична, и, несмотря на то, что они такие разные, вы любите их одинаково сильно. Ты же любишь маму и папу одинаково? Вот и мы любим своих детей так же. Скажите, что вашей любви хватит на всех, и на них, и на других родственников.

Никогда не манипулируйте ребенком, пытаясь выторговать у него что-то взамен на слова о любви. Фраза «я люблю твою сестру сильнее, потому что она отличница» вызовет не желание учиться, а лишь ревность и ссоры.

4. Почему я - это я?

Задаваясь вопросом, почему родился именно таким, с такой внешностью, такими способностями, ребенок начинает осознавать себя как личность, отличную от других, проявляет индивидуальность. Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

Вы можете пояснить ситуацию так: «Любой человек сочетает в себе то, каким он родился, и то, чему он научился, каким стал. От рождения мы получаем внешность унаследованную от родителей, пол, здоровье, а потом постепенно появляются привычки, вкус, навыки, симпатии и антипатии, все то, что ты умеешь. Из всего этого складывается личность. Все мы рождаемся каждый в своей семье, в определенном городе, стране, на нас влияют люди и события, вот почему мы становимся такими, какие есть. Нет одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые».

5. Зачем вы меня родили?

Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем в переходном возрасте, когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения или пытается смягчить наказание. Еще малыш может таким образом манипулировать вами, из разряда «зачем вы меня родили, если не можете свозить меня на море».

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ваш ход: «Мы очень любим друг друга, поэтому завели семью, в полной семье всегда есть дети, они как плод любви и нежности родителей. Мы очень хотели иметь свое продолжение, умного, красивого ребенка, поэтому и родили именно такого, тебя». Дайте ребенку понять, какой он особенный, как вы его хотели и ждали.

Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок хочет получить дополнительную порцию внимания и заботы, стоит как можно дольше рассказывать ему о том, как вы его любите, перечисляя его положительные качества и хваля. Если же ребенок просто манипулирует вами и ему нужно какое-то материальное «подтверждение» ваших слов, то не нужно распыляться на разговоры, поясните ваше решение по поводу спорного момента и не идите на поводу у крохи.

6. А я умру?

Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, это дети познают значительно позднее, на данном этапе их интересует, почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом. Подобный вопрос может возникнуть, когда малыш вдруг сталкивается со смертью близкого человека, или собственного питомца.

Отвечая на такой щепетильный вопрос, не стоит вдаваться в объяснения неизбежной кончины всех живых существ, описывать, как умирают, что чувствуют и т.п. Говорите более обтекаемо: «Всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни. И у тебя тоже есть свой срок. Но сначала ты проживешь еще очень долгую счастливую жизнь, пойдешь в садик, в школу, поступишь в институт, у тебя тоже когда-то будет своя семья, ты родишь детей, у тебя будет хорошая работа, ты будешь много путешествовать и открывать новое. Чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь нужно заботиться о себе и своем здоровье, помнить о безопасности, стремиться к лучшему и помнить о безопасности».

Постарайтесь ответить исчерпывающе, так, чтобы ребенок не зациклился на этой теме. Если вы принадлежите к какой-либо религии, возьмите на вооружение ее догматы. Если же вы атеист, не спешите «радовать» трехлетку физиологическими подробностями смерти, обойдитесь общими фразами. Если ребенок еще совсем мал, то придумайте некоторые вещи, объясняющие, куда потом пропадают умершие люди, животные. Не бойтесь сказать, что бабушка смотрит теперь на нас с неба, а умершая кошка и вовсе просто убежала к коту-жениху.

Если же ребенку больше 6 лет, уделите внимание тому факту, что загробная жизнь не существует, по крайней мере в той форме, которую любят демонстрировать в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

7. Почему у меня нет столько игрушек, сколько у друга?

А было ли с вашим ребенком такое, пришел от он друга и говорит, вот у Саши так много игрушек, а у меня нет такого пятого автомобиля, как у него.

На самом деле это очень хорошая тема для обсуждения. Ведь это азы финансовой грамотности и правильного распределения средств. В данном случае, нужно объяснить ребенку как распределяются деньги в семье и сколько выделяется на игрушки и развлечения.

Пояснить основы первой финансовой грамотности очень важно. Ребенку стоит рассказать, как зарабатываются деньги, что для этого мама и папа ходят на работу и выполняют там много задач.

Объясните, что все, что появляется у вас в доме и еда, и одежда, и игрушки, в том числе, даже свет, газ, вода стоят денег, поэтому нельзя бездумно их тратить. «У тебя же и так много машинок, разве ты станешь счастливее, если их будет больше, может лучше потратить средства на поход в цирк? Если мы все деньги будем тратить на игрушки, на что тогда будет жить вся наша семья».

Предложите ребенку альтернативу, хочешь что-то купить заработай. Дайте ему какое - нибудь задание по дому и за это «заплатите» оговоренную сумму. Пусть ребенок постарается накопить некую сумму, а потом он уже не захочет тратить эти деньги на 5 машинку, ведь они достались ему с трудом.

8. Чем мальчики отличаются от девочек?

Такой вопрос чаще всего подразумевает, что кроха уже увидел различия в мужских и женских половых органах. Например, в детском саду, где туалет зачастую общий. Поэтому внешними признаками типа, юбочек и брючек, кепочек и бантиков не обойтись.

Для маленького ребенка достаточно сказать, что так задумано природой, этим отличаются мальчики от девочек, ведь если бы их половые органы были одинаковыми, как кроме одежды их можно было бы отличать. Для малыша более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

9. Почему вы ругаетесь с папой, вы не любите друг друга?

Ссоры при ребенке – дело, конечно, не нужное, но уж если так случилось, сделайте все, чтобы кроха не усомнился в крепости вашего союза.

Скажите: «У каждого человека есть свое мнение, вот ты же тоже иногда капризничаешь и выдвигаешь требования. Так и у нас, иногда мы не сходимся во мнениях и спорим, а потом приходим к общему выводу, и снова все становиться хорошо. Конечно, мы любим друг друга, мы же семья».

10. А дед Мороз есть на самом деле?

Подумайте, прежде, чем честно ответить на вопрос крохи, хотите ли вы лишить малыша сказки. Если ребенок увидел, как в канун праздника, вы сами прячете подарки, но не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку. Если ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться, можете рассказать, что добрый волшебник живет в наших сердцах, что люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.

Памятка родителям: как отвечать на неудобные вопросы

Несмотря на то, что вопросы могут быть самыми разными, существует несколько общих правил, которые позволят вам не тушеваться, когда ребенок будет задавать свои сложные вопросы:

  • Не отмахивайтесь от ребенка и не отсылайте его к другим родственникам, даже если вопрос вам не нравится или кажется несерьезным, вы – главный источник знаний, пусть уж лучше в щепетильных вопросах он разберется с вами, чем надумает себе невесть чего, или услышит нереальные версии от сверстников;
  • Не называйте вопросы неприличными, неправильными, это только подогреет интерес ребенка;
  • Не ленитесь подбирать слова, понятные ребенку;
  • Уточните, почему его интересует та или иная тема, откуда он о ней узнал;
  • Не рассказывайте больше подробностей, чем нужно малышу на данный момент;
  • Не показывайте своей смущенности и неловкости от вопроса;
  • Объясняйте максимально доступно до тех пор, пока кроха не будет удовлетворен ответом. Не прекращайте разговор до тех пор, пока ребенку не будет все понятно;
  • Не обманывайте и не надумывайте, если без этого можно спокойно обойтись. Дети это отлично чувствуют и в следующий раз пойдут за ответами к кому-то другому;
  • Разговаривайте, находясь на одном уровне. Для этого посадите ребенка к себе на колени, или присядьте на пол рядом с ним;
  • Разговаривайте в спокойной обстановке, желательно наедине.

Читаем также:

  • телеграм-канал


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»