«Я не просил вас меня рожать!». Что делать родителям, если ребёнок разочаровывает

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Тема помощи детей по хозяйству регулярно обсуждается на родительских форумах. Мнения самые разные: от «Пусть лучше учится, еще в жизни наубирается» до «Меня в детстве приучали, и я буду приучать». Для тех, кто еще не решил для себя окончательно, нужны ли ребенку постоянные домашние обязанности и надо ли платить ему за хозяйственные дела, — советы психолога.

«Как не превратить приобщение детей к хозяйственным домашним делам в бесконечное противоборство с родителями? Как сделать это органично?»

Помощь ребенка по дому: зачем?

Прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель. Хотим ли мы, чтобы ребенок мог обслужить себя в наше отсутствие; получил бы навыки, необходимые для будущей жизни; а может, мы просто хотим сделать его жизнь менее вольготной?

Приучение ради приучения или ради каких-то отдаленных перспектив бессмысленно. Ребенок всегда почувствует, делает ли он что-то нужное, или же он — Золушка, которую заставили отбирать «белое от коричневого», лишь бы чем-нибудь занять.

Другое дело, когда мама говорит: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда вам действительно нужна помощь по дому, когда ребенок понимает, что это — реальное дело, он легко и естественно приучается трудиться. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела.

А вот если ребенка заставляют убирать в своей комнате, когда во всех других порядок наводит помощница по хозяйству, это будет лишь имитацией работы, а дети это отлично чувствуют. Но если попросить ребенка собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это уже реальная помощь.

Родители, прежде чем давать ребенку задание, должны продумать, какое ему можно поручить дело, чтобы это не стало просто игрой. Конечно, игра сама по себе — это очень хорошо, но не стоит смешивать ее с реальной помощью. Например, качественно помыть посуду маленький ребенок не в состоянии, для него это игра, зато расставить чистые тарелки в шкафу, разложить по ячейкам вилки и ложки — реальная помощь. Важное отличие игры от настоящей помощи: за помощь благодарят, за игру — нет.

— Дети, а что это у вас в комнате делается? — спрашивает Лена.
— О чем ты? — удивляется Сережа.
— Все нормально, — пожимает плечами Вова.
— Давайте-ка приберем, а то завтра бабушка придет, а у нас грязно.
— Ну-у... — морщится Сережа.
— По-моему, у нас чисто, — дипломатично заявляет Вова.
— Вот это чисто? — Лена поднимает с пола грязный носок и достает из-под кровати тарелку с засохшей едой.
— А бабушка не будет заглядывать под кровать, — замечает Сережа.
— Пусть она вообще в комнату не заходит, — поддерживает Вова.
— Дети, ну что вам — трудно убрать? — удивляется Лена.
— Мамочка! Ты даже не представляешь себе, как трудно, — проникновенно говорит Сережа не поднимаясь со стула.
— Кто вообще придумал эту уборку? — вздыхает Вова и ложится на кровать.

Что и как поручить ребенку

Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: «У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!». Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, переделать. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки.

Конечно, реальная помощь семье важна, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактная вещь, и ему трудно включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать малышу: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой».

Домашняя работа ребенка должна преследовать конкретные цели, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. И конечно, поручения зависят от возраста помощника. Трех- или четырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать постиранное или высушенное белье, убрать свои игрушки. Но не стоит в этом возрасте затевать с малышом реализацию масштабных проектов: убрать комнату — слишком неопределенная задача для него. А вот шестилетнему ребенку она уже по плечу, только нужно разбить уборку на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенка уже можно попросить вынести мусор, пропылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко).

Иногда родители просят старших детей позаниматься с младшими. Тут важно понимать: такой уход не должен быть переложен на старших без их личной инициативы, все-таки это — дело родителей. Если ребенок не хочет постоянно нянчиться с сестрой или братом — это его право. Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку или сходить в магазин.

Надо напоминать. А платить?

Просить и напоминать — вот два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Очень часто родители говорят, что чем напоминать ребенку десять раз, лучше все сделать самим. Не лучше! Иначе ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Не бойтесь напоминать, иногда можно даже взять ребенка за руку и повести за собой. Не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если детей почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у них в привычку и напоминать им об этом больше не придется. Если ребенок в принципе не склонен к ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям.

Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги?

Мне кажется, определить, за какую работу стоит платить, очень просто. Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, за мойку машины или заполнение документов на компьютере, — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена хорошо — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме же не платят за ужин — и сыну не платят за вынесенное ведро.

Хотелось бы подчеркнуть одну мысль: работа ни в коем случае не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее удовлетворение. Вряд ли ребенок, которого в детстве заставляли стирать носки, если он забывал обуть тапочки, проникнется когда-нибудь любовью к этому занятию. Наказание по определению трудно и неприятно. Тем более что наказание — это всегда требование, а не просьба.

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "Дети и помощь по дому: напоминать, заставлять, платить?"

Раздел: Дети и родители. домашние обязанности для подростка- они должны быть? я начала не с того, согласна!

Обсуждение

Однозначно. Нужно развивать любовь к труду с детства. А если он сейчас не будет ничего делать под контролем, то дальше эта проблема усугубится.

Полезно, чтоб они были. Но у меня и у самой-то их нет, есть настроение - делаю, нет - не делаю. И у детей так же. Убирать в своей комнате, стирать свои вещи и готовить себе еду, если ее нет, не могу считать обязанностью для подростка, это часть его жизни. Ну, как куртку зимой носить - нельзя сказать, что это обязанность, но кому комфортно, тот носит, а кому нравится - тот и зимой в футболке ходит.

Наличие обязанностей у детей имеет и ещё одну приятную фишку - учит детей замечать скорбный) У ребёнка в 12 лет непременно должны быть домашние обязанности.

Обсуждение

1. Ничего насмарку не ушло. Вы внимательная, чуткая, заботливая, немного тревожная мама. В общем, НОРМАЛЬНАЯ!
2. По единственному рисунку диагностику проводить не стоит. но то, что она изобразила, встречается достаточно часто у подростков и примерно так и интерпретируется. Тем более, Вы пишите, что 12 летня крошка крупнее Вас, взрослой женщины. Вот и мается детка с телом. Действительно, в подростковом возрасте СТАНДАРТНЫ проблемы и с телом, и с опорой (ибо они уже пробуют опираться на себя, а опереться пока не на что). Однако, повторюсь, интерпретировать по одному тесту нельзя. Кстати, отсутствие ступней может говорить и об игнорировании проблемной зоны, вплоть до дискомфорта при плоскостопии или недовольства формой и размером ноги.
Рисуночные тесты (почти все) дают лишь направление для собеседования, не более того.
3. Ох уж эти обязанности и отношение к ним взрослых. Почитала ниже - про 44 сотки огорода и т.п. - не нужно путать обязанности, ПОСИЛЬНЫЕ для ребенка, формирующие у него чувство ответственности (из которого потом эта самая опора и возникает), последующей удовлетворенности за результат, чувство самоуважения, причастности к жизни своей семьи, обсуждения семейных проблем на равных по ряду вопросов, с рабским детским трудом и неграмотным подходом многих родителей к нагружению детей обязанностями.
Регулярные посильные обязанности нужны! Например - поел - убери тарелку, чашку, ложку в посудомойку/раковину, возможно, сполосни чашку сразу и повесь на крючок сушиться.
Сложи пижаму после сна на место, вернувшись из школы, кинь носки в стирку, повесь на просушку одежду, протри грязную обувь. Что, от исполнения этих обязанностей по самообслуживанию рухнет мир?
Следующий вид обязанностей - ситуативные, как пишет Голубушка - увидел - устрани. Пример - в ванной стоит кошачий латок с насыпкой. Кот просыпал насыпку. Прежде, чем умыться, подмети насыпку и делай свои дела. Увидел вещь на полу - подними, отнеси на место. И т.п.
Наконец, о чем максимум копий сломано - общесемейные обязанности. Повторяю - они должны быть ПОСИЛЬНЫЕ!
Пример - идет старшая из школы и помнит, что нужно 2 пакета молока купить. Все по пути. Так вот, слушая дома беседы про цены и т.п. ,сама предложила - давай, буду тебе звонить из магазина, какие там акции проходят. Считаю, что для социализации очень даже полезно. Теперь деточка, которая как мышенька, без сыра ни-ни, сама контролирует цены на данный продукт и имеет матфонд для его приобретения, да и в ценах на продукты и бытовую химию начала неплохо ориентироваться.
Приготовление пищи. Полдник вполне дети сами могут организовать вполне достойный, если их этому обучить. (те же горячие бутеры, сосиски запечь, блинов наделать - в чем проблема? Главное, родитель должен научить, показать, как максимально облегчить процесс и нахваливать. А уж с интернетом - пожалуйста, и видеотрансляцию поведи, и кулинарный или домоводческий блог создай, в ВК похвались, что умеешь делать. Кстати, многи в одной из тем ратовали за регулярные видеотрансляции - а ведь обязанность (в данном случае, ответственность перед ожидающим шоу зрителем) есть действие, выполняемое на регулярной основе!
Забрать мелких из сада, который через дорогу - в чем проблема? Да ещё погулять по дороге, зайти в магаз и вкусняшек на всех прикупить - где здесь мировая скорбь и украденное детство?
Естественно, если у старших какое-нибудь мероприятие, допзанятия, встреча с друзьями ко времени (кино, выставка), то это заранее обсуждается и решается в пользу детства)).
Наличие обязанностей у детей имеет и ещё одну приятную фишку - учит детей замечать скорбный))) родительский труд и ценить его (например, не создавать лишний раз бардак и беречь одежду, например).
Думаю, что формируя навыки в реализации ПОСИЛЬНЫХ обязанностей, мы уйдем от тем "моему ребенку ничего не интересно". Не интересно - когда не умеешь, когда боишься получить нагоняй за некачественное исполнение (лучше я получу за ничегонеделание, как протестный герой, чем меня ткнут в мою несостоятельность), когда не понимаешь, как выполненное тобой встроится в общую систему, когда работа скучна и не дает эмоциональной подпитки, когда хочешь большего эмоционального ответа от второй стороны, но не знаешь, какими ещё способами его заполучить.
Наконец, ничего не хочется делать банально из-за соматических проблем - низкий гемглабин, давление, нервное истощение и т.п. Что тоже возможно скорректировать.

И я не люблю обязанности. У нас дежурства.График по неделям Потом меняемся Если у кого то дурственное настроение и он принципиально не дежурит-подменяем Когда я, когда другие дети.Потом успокоиться-опять включается.Если кто-то занят сильно и не успевает-тоже подменяем.Я и если кто-то может - то присоединяется.Единственное можем иногда повредничать.Если дежурный не хочет (а не не может) сходить в магазин за сахаром-не беда Идут те кто хочет, но первый товарищ пьет чай без сахара.Его сахар-в магазине.Единственная обязанность у мальчиков самим с магазина приносить картошку и муку т к нам этого добра нужно много, а я слабая женщина.Парни то у меня ростом под 175-180. Носят.Все Остальные дела по очереди делаем.

А какие домашние обязанности у ваших детей (возраст 12- 13 лет)? Есть у меня мальчик 12 лет он пылесосит,вытирает пыль,выносит мусор,разбирает Разовые просьбы/поручения бывают.

Обсуждение

А с сыном вы общаетесь? Есть общие темы для разговоров? Общие дела, маленькие традиции? Есть ли с отцом дела?
Часто подростки уходят в игры, когда с родителями отношения не теплые.

:-) Малореально найти обязанность, занимающую больше 20 минут. Если больше, то, скорее всего, эта обязанность выполняться не будет:-)
Вообще любая зависимость лечится путем "замещения кайфа". Ну - почему человек впадает в зависимость (от чего бы то ни было)? Потому что там - КАЙФ. И вот пока Вы не найдете ну хотя бы не КАЙФ, а Радость - Вы вряд ли заставите человека бросить то занятие. Вон Наталья Д пишет - бросил комп, вовлекся в тусовки. Т.е. нашёл Радость тусовок:-)
Так что всё же - ищите занятие, на которое будет соглашаться, которое будет приносить _удовольствие_. А то так можно и по урокам что-то дополнительное заставлять - толку-то, всё равно будет отлынивать и ускользать...

Обсуждение

Младшему 10 лет. Обязанности: 2 раза в неделю мыть посуду общую и за папой (остальные моют за собой всегда сами), каждый вечер кормить черепаха своего, раз в неделю чистить аквариум. Постоянно (каждый день или по необходимости) заправляет кровать, убирается на своем столе, в шкафу платяном и с книгами-игрушками. Раз в неделю участие в уборке общей - подметает, пылесосит, моет пол в одной комнате, оттирает пятна. По необходимости несколько раз в неделю после моего указания в виде просьбы выносит мусор, поливает цветы, вытирает пол в общем с соседями коридоре, разбирает хлам и моет журнальный столик, кормит кота, рыбок, меняет воду с папой. И как все привлекается ко всей работе по дому.

08.03.2014 19:30:54, Petrovna7

9 лет, обязанность одна - уроки делать качественно. остальное по желанию ребенка. Может посуду помыть, подмести, пыль вытереть.. Но тока если сама хочет.:)

У моих детей обязанности меняются в зависимости от ситуации в семье. Обязанностей - никаких. Имхо, " домашние обязанности " - это зло. По факту делает уборку в своей комнате...

Обсуждение

к сожалению никаких. кровать убирается из под палки. одежда и стол разбираются эпизодически.

Напишу про нас, вдруг чем-нибудь помогу. Кота заводили дочери, она честно все 3 года отвечает за его лоток. Кормят все, кому не лень. После деревни, где кот пил из ведер, он отказался от мелкой посуды с водой и пьет из большой банки. Вода соответственно там не пересыхает. В миску дочь бы тоже могла забыть воды подлить. Порядок в детской более-менее на ней. Все. Т.е. по общим задачам и территориям вот прям зон ответственности у нее нет. НО я знаю, что дочь может здорово помочь и помогает: разобрать ПММ, сходить в магазин, приготовить обед / ужин. Если понимаю, что нам с мужем сегодня готовить будет некогда, то прошу дочку. Она может сварить суп, сделать жаркое, плов, ну, и много чего попроще. Если у нее есть время, то может, скажем, жаркое в горшках к нашему приходу приготовить. Если со временем сложно,то прошу сварить макароны, гречку и т.п. Готовит по тетради с кулинарных курсов или по моей инструкции, отправленной по мейлу. Например, прошу приготовить бульон (если в мультиварке, то нужно просто все покидать и можно гулять), а я потом готовлю суп. Но конечно, готовка не есть обязанность дочки. Чаще готовлю я. Всегда договариваемся, чтобы дочку это не сильно напрягало. Хочешь идти гулять, не вопрос, покидай то-то и то-то в мультиварку и иди. Пока полет нормальный. Дочери 10.

Обсуждение

Дочери 8 лет. Поддерживает порядок в своей комнате - убирает и перебирает в шкафах и на полках по моему намеку, помогает менять постельное белье, загружать стир. машинку, развешивать белье и снимать с веревок, цветы поливает (у меня их очень много в квартире), помогает накрыть на стол, убрать с него, почистить картошку и порезать салат любит и вообще на кухне помочь любит - котлеты слепить, сырники и т.д. Может постирать что-то мелкое свое - трусы, носки или что-то из одежды - но это не по необходимости, а по желанию скорее. Пожалуй, именно обязанность у нее одна - все покупки, принесенные нами из магазина разбирает она - продукты, порошки, мыло и шампуни и все-все раскладывает по местам, пакеты складывает и тоже на место:)

Ребенку 9 лет.
Учеба-школа-музыка - полностью её ответственность. Я вообще не влезаю, толькое если она сама попросит.
Уход за рыбками - тоже её. Я только помогаю, если тяжелое ведро или она что-то не достает.
Из хозяйства - еду готовит. Освоила уже много и серьезно: салаты, мясо-курицу, десерты всякие. Можно прийти с работы и получить готовый ужин. А кто готовит - посуду может не мыть:))))))))))))

8 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕЩАТЬ РЕБЁНКУ Запреты должны присутствовать в жизни ребенка, но в умеренном количестве. Эти 8 вещей ни в коем случае нельзя запрещать малышу: 1) Кушать самому. Да, накормить самим - проще всего, но запретив самocтоятельно донести ложку себе в рот, мы мешаем малышу взрослеть, чувствовать себя большим, уверенным в своих силах. Это первые шаги ребенка на пути к самостоятельности. Чтобы не сломать желание и рвение к этой самостоятельности, не запрещайте ее проявлений! 2) Помогать вам. Часто слышим «Не трогай, разобьешь!», «Поставь, разольешь!» А проходит несколько лет и жалобы меняются: «Он ничего не хочет делать!». Родители боятся, что малыш доставит кучу хлопот. А ребенку ведь очень важно ощущать свою значимость, понимать, что он нужен. Обратите внимание, с каким рвением и желанием малыш вытирает стол или пылесосит. А еще ему очень нужны похвала и одобрение от родителей. Так что просите ребенка помочь вам, разрешайте помогать и благодарите его за это. 3) Рисовать. Часто мамы не дают детям карандаши или краски, чтобы не испачкался, не разрисовал стены, не наелся красок. Но этого всего можно избежать, сделав краски в домашних условиях, выделив место и одежду для рисования, которые легко отчистить. В рисовании ребенок проявляет свои чувства и переживания, поскольку словами это сделать ему пока сложно. 4) Дурачиться, бегать, прыгать, кричать, шуметь. Таким способом ребенок выражает свои эмоции, расслабляется, выплескивает энергию, которая накопилась. Конечно, есть места, где такое поведение неуместно (в общественных местах, на улице и пр.), но дома разрешите малышу быть таким, как ему хочется. Попробуйте вместе с ним подурачиться, и отличный вечер вам обеспечен! 5) Лазать по спорткомплексам на улице. Особенно мамы останавливают детишек, чтобы не упал, не ушибся. Они думают, что гораздо проще запретить, чем научить малыша залезть на лестницу, спуститься с горки. На самом деле они ошибаются. Ведь этот запрет не подействует, малыш все равно полезет, но с большей вероятностью упадет, если вдогонку ему кричать: «Упадешь!» 6) Игры с водой. Вода очень манит малышей. Это источник большого счастья и открытий. Поэтому лучше присоединитесь к ребенку, организуйте пространство и получайте удовольствие вместе с ним. 7)Трогать хрупкие вещи. Лучше будьте на чеку и объясняйте ребенку, что с этим стоит быть осторожней, где может быть опасность, как лучше обходиться с этой вещью. Расскажите, что ее можно потрогать, рассмотреть, а потом аккуратно положить. Ребенку часто просто хочется потрогать. 8) Высказывать свое мнение. Помните, что ребенок - это маленькая личность, и у него тоже может быть свое мнение. Поэтому говорите с ним на равных, слушайте его и помните, что он тоже имеет потребности, желания, он тоже чувствует и думает!

Слова обладают огромной силой. Могут причинить более сильные страдания нежели физическая боль. И в тоже время, слово может сделать вас счастливейшим человеком на земле. Поэтому нужно очень аккуратно относиться к тому что и как ты скажешь.

Малыш вначале не понимает значения ваших слов. Скорее он будет воспринимать интонацию, с которой вы будете произносить слова. Даже если это и будет «горе ты моё луковое».

Но очень скоро ваш малыш начнет понимать вас и тогда надо контролировать то, что вы ему говорите. Поэтому задумайтесь над тем, что и как вы говорите своему ребёнку. Часто, мы вкладываем в наши слова один смысл, а малыш воспринимает их по-другому.

Особенно аккуратным со своими словами надо быть маме ребенка. Потому как малыш и мама связаны друг с другом на эмоциональном уровне и из-за этого мамины фразы обладают гипнотическим действием. Они формируют сознание малыша. Именно от мамы зависит то на сколько ваш ребенок будет успешен в жизни, способен преодолевать препятствия или же он вырастет неуверенным в себе неудачником.

Если мама несколько раз на день произносит, что у него «ничего не получается, за что бы он не взялся, всё портит» или что «я тебе повторяю одно и то же, а ты меня не хочешь слышать». То ребенок на самом деле буквально будет следовать именно таким вашим словам. И чем больше вы на него кричите, тем более закрывается от вас ребенок. Он попросту перестаёт вас слышать, игнорирует вас.

Потому как поорав на малыша, мы сдаёмся и делаем сами то, что просили сделать ребенка и он понимает, что слушать вас было совсем необязательно. Либо, закатываем скандал. И ребенок опять делает свой вывод: делать что-либо нужно только тогда, когда накричат, а до этого шевелиться не обязательно.

Что в такой ситуации делать?

Для начала, убедитесь в том, что ребенок вас действительно слышит. Не кричите с просьбой сделать что-либо из другой комнаты. Подойдите к ребенку и спокойно озвучьте ему свою просьбу. Если ребенок ещё маленький, то его можно даже приобнять. С более старшим ребенком следует хотя бы установить зрительный контакт. То есть, в начале убеждаемся в том, что ребенок обратил на вас внимание и уже потом обращаемся к нему с просьбой или инструкцией.

Главное, понимать, что, возможно, ребенок вас игнорирует не специально. Дети до 14-ти лет не всегда могут замечать то, что происходит вокруг них. Яркий пример моя дочь (которой уже 11 лет): говорю ей, чтоб она сделала что-то. Она даже в ответ что-то положительное отвечает. Через какое-то время спрашиваю, сделала ли она то, что я у нее просила? На что получаю ответ: «Мам, ты мне такого не говорила!» То есть, ребенок, когда я ее просила, даже не включился в разговор.

По последним научным данным доказано, что когда дети чем-то увлечены (игры, чтение или просто задумались), то не обращают внимание на то, что происходит вокруг них. Именно поэтому перед тем как что-либо говорить своему ребенку, надо убедиться в том, что он вас слышит.

А иногда ребенок может намеренно игнорировать вас. Такое бывает, когда ребенок проверяет вас «на прочность», на то, что он может себе позволить или нет. Подобные «тесты» являются вполне нормальной стадией развития личности ребенка. Далее. Когда вы убедитесь в том, что ребенок вас услышал, скажите ему то, что собирались. И подождите результата. Если таки ребенок выполнил вашу просьбу, то отлично. Если нет… читаем дальше. Повторите просьбу еще раз и объясните причину её выполнения.

Ребенок должен понять важность выполнения задачи. Что это не просто какая-то ваша прихоть. Это мотивирует его быть послушным. Не всегда, конечно, это помогает. Но есть высокая вероятность того, что ребенок таки выполнит ваше поручение. Пример: «Убери пожалуйста у себя в комнате. Должны гости прийти. Ведь ты не хочешь, чтоб они увидели как у тебя грязно?» Дайте ребенку ощутить последствия невыполнения вашей просьбы.

Пример из моей жизни: дочка предупредила, что ей на следующее тренировке нужно быть в определенном купальнике (на танцах). Я ее попросила этот купальник достать у себя из вещей и принести на стирку (она его накануне выпачкала). Она этого не выполнила. Соответственно, в нужной форме для тренировки она не пошла. За что и получила «выговор» от тренера. Не надо бежать и самой выполнять за ребенка все его задачи. Пусть научится самостоятельности и ответственности. Постарайтесь спокойно объяснить ребенку последствия невыполнения вашей просьбы. «Если ты сейчас не соберешься на улицу (а ребенок, например, засел за компьютер), то мы меньше будем гулять и не успеем покататься на тех аттракционах, что ты хотел»

Поверьте, подобный способ работает даже с маленькими детьми. Вы предоставляете ребенку выбор. Либо он подчиняется правилам, либо он их нарушает. И в последнем случае он должен понимать последствия его ослушания. Будьте последовательны в выполнении ваших обещаний. Если вы пообещали покататься на аттракционах, то обязательно покатайтесь. Потому как в дальнейшем ребенок вас не послушается, так как вы всё равно не выполните своё обещание.

И еще: всегда говорите своему ребёнку, что он самый лучший. На самом деле верьте в это! Если вы не будете верить, то и малыш не сможет поверить в ваши слова. Убедите его в том, что у него получится что-либо выполнить. Он поверит в себя. Не забывайте хвалить ребенка. Программируйте ребенка и себя на позитив. И тогда у вас обязательно вырастет самодостаточный, уверенный и довольный жизнью человек, который сможет выполнять обещания и будет твёрд в своих решениях.

Он ноет и канючит, тоскливо провожает взглядом каждого лохматого зверя на поводке… Любой ребенок рано или поздно загорается желанием завести питомца. Чаще всего объектом мечтаний становится именно собака, которая может стать не только партнером по играм, но и настоящим преданным товарищем. Относиться к подобной просьбе нужно серьезно. Возможно, это не пустые слова, а настоящая потребность, за которой спрятаны одиночество, недостаток родительской любви или желание быть кому-то нужным. Ведь даже в самых внешне благополучных семьях ребенок может быть одинок. Но как отличить каприз от настоящей потребности? Об этом Woman’s Day рассказала Наталья Барложецкая, независимый детский психолог и телеведущая.

Обычный каприз проходит довольно быстро. Родителям достаточно перечислить обязанности, которые необходимо будет взять на себя в заботе о животном. Выгул, дрессура и кормление собаки – это приятные хлопоты, но не каждый ребенок готов убирать за щенком кучи и лужи, пылесосить от шерсти диван и собачье место, мыть миски.

Если же малыш упорен в своем желании и готов ради собаки на любые жертвы, предложите ему пройти небольшой тест.

Есть такой опросник: «Я умею и делаю». Сперва объясните ребенку, что забота о домашнем питомце начинается с умения делать самые простые вещи. Например, заботиться о самом себе и своих близких. И предложите ему ответить «да» или «нет» на вопросы:

1. Я умею сам мыть полы.

2. Я мою полы или помогаю родителям делать это каждый день.

3. Я умею сам пылесосить.

4. Я убираю пыль или помогаю родителям делать это каждый день.

5. Я умею мыть посуду.

6. Я мою посуду или помогаю родителям делать это каждый день.

7. Я самостоятельно встаю каждое утро.

8. Я самостоятельно купаюсь и выполняю все необходимые гигиенические процедуры без напоминания родителей.

9. Я гуляю на улице в любую погоду.

10. Я сам ухаживаю за своей обувью. Мою ее и протираю сухой тряпочкой.

Купите ребенку собаку! Опыт одной мамы

  • Подробнее

А теперь оцениваем результаты.

Ответ «Да» на 9−10 вопросов: ты самостоятелен и умеешь заботиться о других. На тебя можно положиться и доверить настоящую ответственность.

Ответ «Да» на 7−8 вопросов: ты достаточно самостоятелен, но забота о других пока не твоя сильная сторона. Немного усилий, и ты достигнешь успеха.

Ответ «Да» на 6 и менее вопросов: уровень твоей самостоятельности пока недостаточный. Терпение и труд помогут достичь желаемого.

Фото: предоставлено проектом «1«Аф» класс»

Кроме того, чтобы убедиться в искреннем желании ребенка иметь собаку, предложите малышу больше узнать о том, что значит стать владельцем четвероногого друга. Книги, журналы, статьи в интернете, обучающие ролики и общение с другими собаководами будут очень полезны. Есть даже образовательный проект, разработанный специально для детей – «1 „Аф“ класс». Это онлайн-курс, на котором ребятам рассказывают, откуда взялись собаки, знакомят с разными породами, говорят о здоровье питомцев, питании, особенностях содержания, дисциплине и дрессировке.

А теорию обязательно нужно дополнить практикой. Ведь ребенок может не до конца понимать, насколько это важное и ответственное занятие – быть собаковладельцем. Важно дать ребенку попробовать свои силы на деле. Мыть полы, миски и лапы, пылесосить, вставать рано утром, идти на прогулку в любую погоду – настоящее испытание для ребенка. Если он делает или готов делать все это – речь идет уже не о капризе, а о настоящей потребности.

Разочарование в собственных детях - не такое уж редкое чувство. Чтобы с ним справиться, нужно перестать пытаться реализовать свои планы и свои мечты за счёт ребёнка и позволить ему строить свои. О распространённом родительском переживании психолог Екатерина Дёмина рассуждает о в колонке для Pravmir.ru.

«Хотели девочку - а получили мальчика. Нет, хотели мальчика, но умненького, спокойного книгочея, рассуждалку и ботаника, а получился какой-то Барт Симпсон, хулиган и двоечник. Ок, получился вполне себе отличник, но категорически отказывается заниматься музыкой/рисованием/французским языком, а хочет строить виртуальную реальность, поэтому торчит за компом день и ночь», - пишет Дёмина. Она объясняет, что, даже стараясь любить и принимать ребёнка таким, какой он есть, родители всё равно невольно надеются на то, что он будет отвечать их представлениям и мечтам. Пик этих переживаний, пишет психолог, приходится на подростковый возраст.

Поводом для раздражения может стать любая черта ребёнка, будь это упрямство, лень или некрасивая форма ушей. Причём те же самые приметы у чужих детей родители совершенно не замечают. «Даже можешь утешать приятеля, у которого дочь бросила престижнейшую математическую школу и перешла в не пойми что академию макияжа и нейл-арта. Ну, что за беда, - говоришь ты ему за чашкой пива, - лишь бы здорова и счастлива была, какая разница, чем она будет заниматься в жизни? Ага, это только про чужих можно быть толерантным и понимающим, а вот когда свой, в которого вложено столько сил, и средств, и, самое главное, ожиданий, бросает МИФИ и говорит, что хочет быть фотографом, вся терпимость куда-то испаряется, и остается только горечь разочарования», - рассказывает Дёмина

Родительские мечты и планы - это тот стимул, который помогает быть родителями. «Все мы мечтаем, что дети превзойдут нас, будут умнее и счастливее, добьются много, возможно, прославят наше имя, удачно женятся, родят нам здоровых внуков. Без этих надежд мы не смогли бы выдерживать два десятка лет полного самоотречения, тяжелой физической работы, лишения сна и покоя, тотальной принадлежности другому, что все вместе называется „воспитание ребенка“. Но беда в том, что он действительно другой. У него свои планы на жизнь, свой путь и карма, свои задачи». И, хотя с этим трудно смириться, дети не обязаны исполнять и воплощать родительские идеи и мечты и становиться тем человеком, которого они себе «сочинили».

Чтобы справиться с разочарованием, нужно признать: то, что ребёнок вырос не таким, как это было задумано, ни в коем случае не обесценивает усилия и не перечёркивает заслуги родителей, его воспитавших. «Ребёнок должен разочаровать родителей на определённом этапе, - считает психолог. - Чтобы отделиться, выяснить, кем он является, выбрать свой путь, юный человек должен сначала отказаться быть удачным проектом родительской пары. Вот все эти вопли „Я не просил вас меня рожать!“, демонстративные переодевания в дикие наряды (а мама так трепетно выбирала для нее это сочетание сиреневого и мятного, это так идет к ее глазам!), отказ заниматься тем, что вроде бы всегда привлекало и интересовало, - все это ничто иное, как яростный ход вперед и вверх, против течения, бунт против плана, который не имеет ко мне никакого отношения».

«Единственное, что мы можем делать для своих детей - внимательно наблюдать, к чему у них лежит душа, аккуратно и не сверх меры предлагать свою помощь, почаще отходить в сторону и позволять делать их собственные ошибки. Не вкладывать всю душу в их будущий успех. Потому что это в любом случае будет их успех или их провал», - пишет психолог. Она советует родителям заняться своей жизнью, своей карьерой и своими мечтами и освободить ребёнка от груза ответственности. «Тогда не будет этого горького чувства, что ребенок не оправдал возложенных на него надежд. Можно будет просто жить и быть рядом и вместе».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»