Рождество христово - народные традиции, обычаи и приметы праздника. Рождество Христово: история, какого числа, богослужение в храме, традиции

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника




Рождество с 1991 года в странах бывшего СССР вновь является официальным праздником. 7 января считается официальным выходным днем, а церковь и правительство делает все, чтобы возродить дореволюционные традиции и обряды празднования Рождества.

Что касается дореволюционных традиций, то праздновать Рождество на Руси стали со времен крещения князя Владимира в конце Х века. Рождество: традиции и обычаи этого праздника формировались веками. Если учесть, что христианские общины были еще в древнем Киеве, то историки полагают, что празднование Рождества может иметь и более древнюю историю.

Это интересно! Раньше было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год в период с Рождества и вплоть до Масленицы.

Традиции и обычаи рождества в России очень разные, некоторые пришли от разных народов. К примеру, в начале XVIII века из Польши в России проникла традиция вертепного театра. Со сцен с помощью кукол разыгрывались специальные рождественские представления. Чаще всего они касались рождения Иисуса в пещере, укрытие младенца от царя Ирода. Позже также стали появляться другие сюжеты. Традиция таких кукольных представлений под Рождество на площадях города продолжалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года.



Кстати, традиции празднования рождества не всегда были связаны с новогодней елкой. Такая традиция, ставить украшенные ели на площадях города и дома укоренилась в России, Украине только в конце XIX века, а только в начале XX века приносить подарки под Рождество русским детям начал аналог западного Санта-Клауса – Дед Мороз. Снегурочка, та и вообще никак не связана с Рождеством. Она была придумана советскими детскими писателями в середине XX года, в честь праздника Нового года.




После Октябрьской революции все символы Рождества, в том числе и театр, и рождественская елка, и подарки искоренялись в атеистическом государстве. Вплоть до 1935 года в стране вообще не праздновали новогодние праздники. С 1935 года государство начинает популяризации Нового года как главного зимнего праздника. Он тянет на себя и обычай ставить елку, и традицию показывать тематические представления. Рождественская елка, какой она была дореволюционной России, сегодня воспринимается как новогодняя елка.

Рождество: традиции и обычаи сегодня возобновляются. Светлый праздник, который отмечают верующие 7 января, занимает свое законное и официальное место в череде зимних праздников.

Народные традиции Рождества

В некоторых местностях, особенно, в деревнях, накануне Рождества сохранилась традиция колядования. В ночь накануне Рождества ряженые носят по домам традиционное блюдо – , и предлагают хозяевам дома ее отведать, также ряженые поют рождественские песни, за что хозяева должны дать ряженым угощение или деньги.




Рождество является началом Святок – каждый день после праздника имеет свое религиозное значение, в том числе это время для почитания мертвых. Святки продолжаются вплоть до 19 января – Крещения. Это время с 7 января по 19 января является отличным временем для гаданий и совершения разных ритуальных таинств. Гадали чаще всего молодые девушки, собираясь вместе. Кстати, этот процесс отлично описан в повести Николая Гоголя «Ночь накануне Рождества». Молодые девицы хотели знать, когда они выйдут замуж, каким будет их муж и новая семья. Именно по этой причине большинство рождественских гаданий имеют такую тематику.

На территории древней Руси считалось, что если в Рождество первой в дом входит женщина, это значит, что в будущем году все женщины в семье будут болеть. Также к Рождеству были принять мыться в бане, убирать дом, надевать чистую одежду. 6 января можно было только пить воду и ничего не кушать до появления на небе первой звезды.

На рождественский стол, за которым было принято собираться всей семьей, надо было обязательно ставить традиционные блюда. К ним относился холодец с хреном. Также разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, заливное. На столе 7 января должно быть много блюд из мяса, ведь в Рождество заканчивается долгий пост. Принято запекать птицу или рыбу целиком, такое блюдо символизирует единство семьи в новом году.




Рождество: традиции и обычаи сегодня какие-то забыты, а какие-то возрождаются с удвоенной силой. Мы предлагаем обратить внимание на красивый обычай первого гостя. Первый гость – это человек, который впускает Рождество в дом. Поэтому, важно, чтобы он входил в гости с чистыми и добрыми мыслями, дабы принести в семью счастью и благополучие. В руках первого гостя должна быть еловая ветка, он должен обязательно войти через парадную дверь квартиры или дома. Хозяева должны первому гостю обязательно подарить подарок. И помните, что первый гость женщина – не самая хорошая примета на Рождество. Так что, зовите по возможность мужчину раньше!

Еще больше интересных фактов вы можете узнать из нашей статьи о

Светлый праздник, один из самых важных, добрых, чистых в году - это Рождество Христово. Когда он наступает, даже неверующие люди ощущают на душе умиротворение и радость.

Этот праздник и следующие за ним праздники зимнего обрядового цикла, такие как Старый Новый год (Щедрый вечер 13 января), Крещение, Сретение, веками сопровождало множество традиций, обрядов, примет, песен, поговорок - некоторые утратились, некоторые стали известны во всем мире, как щедривка «Щедрик, щедрик, щедривочка, прилетела ластивочка », которую весь мир знает как «Carol of the Bells». И пусть не все наши традиции постигла счастливая судьба «Щедрика » - с каждым годом интерес ко всему, что отзывается внутри голосом далеких предков, крепнет, и традиции возрождаются. Рождественская ночь - волшебная, и все загаданное обязательно сбудется. Мира вам, достатка и счастья в кругу семьи!

Подготовка к празднику Рождества

Празднику Рождества всегда предшествует рождественский пост, который длится с 27 ноября (Филипповка). Задачей хозяйки в течение этого поста была генеральная уборка дома и приготовления к празднику Рождества. Собственно, подготовка, на самом деле, начиналась еще с лета, с праздника урожая, когда сплетался сноп-дидух (первый или последний сноп зерна, который не молотили и который, считалось, обеспечит урожай на следующий год), и продолжалась всю осень и зиму. Он же и служил украшением дома в Рождество - выполнял примерно те же функции, что сегодня елка. (Кстати, елки в России И Украине появились в начале прошлого века, и в некоторых местностях их не ставили на пол, а подвешивали к балкам у потолка.)
Хорошая хозяйка должна была приготовить новую одежду себе, мужу и детям (что значило - наткать полотна, выбелить его, сшить и вышить своими руками), подготовить новую посуду. У хозяина были иные рождественские заботы: закоптить мясо, поставить для созревания вино и горилку… Финальную уборку делали 2 января, на Игната: за дело брались девушки, которые не только убирали, но и украшали хату - дидухом, еловыми ветками, сплетенными в венок-«паучок».
4 января, на Анастасии, завершались заготовки продуктов для праздничных трапез. Утром 6 января хозяйка поднималась с рассветом, чтобы набрать рассветной воды для кути и узвара и растопить очаг для приготовления рождественской еды.

Святой вечер или Рождественский сочельник

6 января, Святвечер, был одновременно последним днем Рождественского поста, потому трапеза, за которую садились после появления первой звезды, возвещающей Рождество Христа, была постной. Более того, весь день 6 января соблюдали строгий пост - голодали, за исключением совсем маленьких детей и немощных стариков, которым давали немного отварной пищи.
Зато вечером, чтобы подчеркнуть праздничность момента, стол накрывали хоть и постный, но богатый - минимум из 12 блюд. Трапезу эту называли богатой кутей. Необязательно было есть от и до все блюда (да и в больших украинских семьях такой возможности не было) - но каждый член семьи пробовал по кусочку всех двенадцати.
Начинали, конечно же, с главного - кутьи, обрядовой каши, сваренной из пшеничного (в некоторых регионах - рисового, ячменного) зерна и приправленной различными лакомыми добавками: растертым маком, цукатами, узваром, сладкими конфетами, орехами. Чем больше таких лакомств будет в кутье - тем лучше, потому что она - символ достатка и райской жизни.
А кроме того, кутья - обрядовое поминальное блюдо, потому миску кути и стакан узвара ставили для предков, чьи духи, как считалось, навестят родной дом в эту волшебную ночь. А еще кутью как пожелание благополучия носили самым близким и важным людям - кумовьям, крестным родителям, бабушкам-дедушкам. Этот обряд называется «носить вечерю»: несут кутью дети, а взрослые пробуют ложечку кутьи и одаривают детвору гостинцами.
У всех 12 блюд рождественского стола было свое символическое значение. Причем даже не одно: переплелись более давние, языческие корни праздника и христианские традиции. Когда-то, в дохристианскую эру, наши предки верили, что в декабре-январе зарождается чудодейственная жизненная сила, которая обеспечит в течение всего следующего года достаток и радость и человеку, и природе.
Христианство придало чисто житейским верованиям более глубокий смысл, потому 12 блюдам на столе, подготовке к празднику, рождественским приметам и обрядам уделяется столько внимания. Вообще нет единого перечня всех 12 блюд для всех - страна наша большая, в каждой местности свои особенности: вместо простого постного борща - борщ с тестяными ушками, пустыми или с постной начинкой, например, грибами. Или борщ с карасями. Или борщ мог заменяться капустняком. На Виннитчине варили кашу - пшенную или гречневую. Кое-где подавали блины.
Главными и неизменными блюдами для всех остаются узвар, кутья, постные вареники и различная постная выпечка. Ее должно быть как можно больше: это гарантирует здоровье и силу хозяину дома, принесет достаток и урожай. Калачи, пампушки, пирожки и пироги - все будет правильным.
Подавать все это богатство, конечно же, нужно было на правильно накрытом столе. На стол клалось сено из дидуха (большую часть этого снопа хозяин отдавал коровам, овцам и козам, а немного приносил в дом; с хозяином в обряде участвовали сыновья), оно покрывалось новой нарядной скатертью, и уже на эту скатерть ставилась еда. Как правило, трапеза с 12 блюдами, первая торжественная рождественская еда, проводилась исключительно в кругу семьи. Уже после нее дети несли вечерю крестным, молодежь или мужчины уходили колядовать, взрослые собирались в церковь, а незамужние девушки не упускали случая погадать на суженого (хотя церковью это и запрещалось).
В гости выбирались 7 января, после церковной службы и разговления. Наступает волшебная Рождественская ночь, и спать этой ночью нельзя, иначе проспишь свое счастье. Да это и не получится: колядники поют свои песни и веселятся, звонят церковные колокола и шумно радуются люди, возвращаясь со службы.

Праздник Рождества Христова

В первый день Рождества еда была непостной - на стол ставили любимые украинцами сало, колбасы, печенку, мясные блюда, а к ним подавали домашнюю водку или медовуху. После обильной еды клонило в сон, потому наступало время заслуженного отдыха, а уж после обеда отправлялись в гости: взрослые дети со своими мужьями-женами навещали родителей, кумовья гостили друг у друга.
А еще в этот день прощали друг другу старые обиды и мирились. Вообще день надо провести шумно, весело, в большой компании друзей, кумовей, приятелей - оставаться одному или в тесном семейном кругу нельзя. У Козаков 7 января были свои дела - это был день подведения итогов и выборов новой старшины.
8 января - день Богородицы Этот день был предназначен для почитания Богородицы и всех женщин - мам, бабушек, жен. Они могли не работать по дому (а беременным это просто категорически запрещалось), а чтобы не заскучать, женщинам разрешалось колядовать (вообще коляда - дело мужчин и бессемейной молодежи). И конечно, все молитвы, посланные в этот день Богородице, обязательно будут услышаны.

Приметы на Свят вечер и Рождество Христово

Все взятые взаймы предметы нужно вернуть до Рождества.Одеваться к столу в Свят вечер нужно в новую нарядную и обязательно светлую одежду, чтобы не накликать траур в семью.
Свят вечер празднуют только своей семьей. Если же гости неизбежны, стараются, чтобы пришел счастливый и приятный человек. Эта примета связана с общеевропейской традицией первого гостя: кто первым переступит порог дома, тот и запрограммирует семью на весь год. И если придет человек злой, год будет неудачным.
Перед тем как садиться за стол в Свят вечер, нужно дунуть на лавку или стул, чтобы сдуть души предков, заглянувших в гости, и ненароком на них не сесть.
Каждый член семьи в Свят вечер должен быть дома.
К столу нельзя также опаздывать - будешь весь год блуждать в далекой стороне.В течение ужина на Свят вечер нельзя вставать из-за стола, кричать и громко разговаривать - чтобы не потревожить души предков и не отпугнуть удачу.
6 и 7 января нужно, хотя бы мысленно, попросить прощения у всех, кого обидел, и простить всех, кто нанес обиду тебе. Кстати, именно в этот период прощение дается особенно легко.
В Рождественскую ночь нельзя ложиться спать - счастье свое проспишь.Теплое Рождество - к холодной весне.
В Рождество в доме должен гореть живой огонь - печь, камин, свечи.

Рождество Христово 2019 – один из самых светлых и прекрасных дней в году. Пожалуй, такой богатой и загадочной истории нет ни у одного другого праздника. И, пожалуй, никакой другой праздник не объединяет так сильно между собой представителей разных вероисповеданий и национальностей. В 2019 году Великий церковный праздник приходится на воскресенье 7 января.

Истоки Рождества Христова скрываются в еще более древнем празднике, Богоявлении, который был посвящен рождению младенца Иисуса. День Богоявления начали праздновать во втором веке в Египте. К 4 веку традиция распространилась и на восточные страны, а еще спустя столетие пришла и на Запад. Любопытно то, что День Богоявления был посвящен трем событиям из жизни Иисуса: его рождению, явлению пред ним волхвов с дарами и крещению в реке Иордан.

Рождество Христово как отдельный праздник начали отмечать только в конце 5 века.

По григорианскому календарю Рождество выпадает на 25 декабря. Именно в этот день праздник отмечают представители римско-католической и протестантской церкви. Православная церковь григорианский календарь до сих пор не признает, поэтому Рождество Христово отмечается по новоюлианскому календарю, на две недели позже, в ночь с 6 на 7 января.

Традиции и обычаи Рождества в каждой семье передаются из поколения в поколение. С глубокой древности в любой православной семье ежегодно 7 января принято праздновать Рождество, величайший православный праздник. Традиции и обычаи празднования Рождества в разных странах могут существенно отличаться друг от друга, поэтому и подготовка к празднику у всех абсолютно разная.

Как же проводился праздник Рождества в старину и как его отмечают сегодня в России? Какие традиции и обряды проводятся в ночь перед Рождеством и что приготовить на праздничный стол?

История Рождества Христова

События Рождества христианская церковь вспоминала 6 января, в день Богоявления – упоминания об этом были с конца II вплоть до IV веков. А в середине IV века Климент Александрийский отмечал о появлении Рождества как отдельного праздника, когда его стали праздновать 25 декабря.

Надо отметить, что когда-то именно 25 декабря в Римской империи широко отмечали культ Непобедимого Солнца. И считается, что православная церковь, вводя праздник Рождества, попыталась вытеснить языческий праздник.

Непосредственно рождение Иисуса Христа описывается у евангелистов Луки и Матфея. Там сказано, что Мария и Иосиф в Вифлеем пришли из-за переписи населения, проходимой в Римской империи. Именно в Вифлееме Мария родила своего Первенца, спеленала Сына и уложила Его в ясли.

Вначале поклониться Иисусу пришли пастухи, которым явился ангел и рассказал о чудесном событии рождения сына Божьего.

Волхвы (мудрецы) пришли с дарами поклониться младенцу, когда увидели на небе чудесную звезду, извещающую о рождении Иисуса.

Когда празднуется Рождество в России

25 декабря – это установленная дата празднования Рождества Римско-католической церковью, а также многими другими протестантскими церквями, которые ведут летоисчисление по григорианскому календарю.

25 декабря по ново-юлианскому календарю (совпадать с григорианским он будет до марта 2800 года) отмечать Рождество будут Антиохийская, Константинопольская (за исключением Афона), Кипрская, Александрийская, Румынская, Болгарская и Элладская церкви.

6 января Рождество отмечают в Армянской церкви – в тот же день, что и Крещение Господнее. Потому праздник идет под именем Богоявления.

7 января по современному григорианскому календарю (25 декабря по «старому стилю» юлианского календаря) Рождество отмечают Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, восточно-католические, древневосточные церкви, а также Афон.

Народные традиции Рождества

В старину место для празднования Рождества по обыкновению назначалось дома у какой-либо гостеприимной семьи. При этом хозяйка за некоторое время до праздника Рождества должна была лично обойти всех друзей и родственников и озвучить приглашение провести святой праздник в ее доме.

Пригласительная речь должна быть заранее заготовленная и достаточно почтительная, потому как ее слова услышавшие будут озвучивать следующему поколению.

На следующий день специально выбранная пожилая дама шла приглашать на праздник молодых девушек. В домах ее приветствовали всевозможными восклицаниями и уделяли почтительное внимание. Приглашая девушек, женщина называла всех по именам и указывала адрес, где их будут ожидать, а хозяйка дома, в который эта женщина зашла, должна предложить ей чарку вина.

Парень, который был выбран для определенной девушки, с этого дня назывался ее «суженым» и становился для нее более близким, нежели остальные молодые люди.

После того как пары были выбраны, парни и девушки должны беспрекословно выполнять все, что говорит им хозяйка дома. Иногда задания за молодых людей могли выполнять их родители, поэтому на празднике никто не оставался незамеченным.

Самый первый вечер праздника уделялся приему девушек. Они должны были в канун Рождества, после наступления темноты, прибыть к дому, в который были приглашены. Приезжать принято было вечером на санях, в компании своих матушек.

Желательно прихватить с собой приданое на случай успешного сватовства в рождественский вечер. За девичьими санями могут следовать родственники, друзья и знакомые.

Приехав к нужному дому, никто не торопился заходить. Обычай велит дожидаться, когда хозяева выйдут с приветствиями навстречу гостям. Только после этого все могли заходить в дом, где начинались женские посиделки.

Все приглашенные девушки называли друг друга подружками, даже если вовсе не были знакомы. Празднование Рождества Христово начинается на следующий после посиделок день, тогда и приглашаются все остальные.

Рождественские колядки и детские песни

Обряды на Рождество в современной России

Эти довольно интересные и забавные традиции и обычаи Рождества остались в далеком прошлом, во временах наших прабабушек. Немного позднее празднование Рождества было знаменито колядками и песнопениями. Многие празднующие стремились измениться до неузнаваемости, наряжались в костюмы и ходили по всем дворам, где пели специальные рождественские колядки, частушки и веселили хозяев домов.

За это их благодарили традиционными рождественскими угощениями с праздничного стола и всегда предлагали выпить вина. Эти традиции наверняка помнят многие наши родители, в некоторых поселках до сих пор иногда можно встретить колядующих в Рождество.

Сегодня празднование светлого праздника Рождества уже не проходит так весело и с соблюдением каких-либо традиций, как раньше. Существуют, конечно, какие-то условности, однако, не все их соблюдают. Например, в этот день необходимо соблюдать Рождественский пост до первой звезды.

Также верующие люди в этот праздник посещают церковь, читают молитвы, ставят свечки и помогают обездоленным. Также перед праздником считается обязательным навести порядок в доме, хорошенько помыться в бане и непременно приготовить множество рождественских угощений, главным среди которых должно быть мясное блюдо из свинины.

Закупать мясо нужно в больших количествах, чтобы приготовить холодец, жаркое, пожарить поросенка и фаршировать свиную голову. Еду с праздничного стола на Рождество не убирают, а оставляют для угощения душ умерших родителей. Приготовленную рождественскую кутью, если она оставалась после застолья, необходимо раздавать беднякам, чтобы они тоже почтили святой праздник.

В праздник Рождества всегда выпивают. Шумное празднование, гулянье и веселые пляски, рождественские колядки не ограничиваются одним вечером и растягиваются на несколько беззаботных дней. Дети в это время радуются зимним забавам, катаются с горки и на санях, лепят снеговиков и гуляют.

Что приготовить на Рождество 2019

Праздничное мясо тушеное в вине

Это превосходное блюдо, подходит ко всем праздникам. Оно очень вкусное, мягкое и ароматное. Пряности для праздничного мяса можно использовать на свое усмотрение и вкус. Рецепт нежной телятины в вине поможет вам разнообразить Рождественский стол.

Необходимые продукты:

  • 1 кг. телятины
  • 2 головки чеснока
  • 8 столовых ложек острого томатного соуса
  • 750 мл. белого сухого вина
  • 2 столовых ложек хлебных крошек
  • Постного масла
  • 1 ветка тимьяна
  • 1 ветка майорана

Как приготовить нежную телятину в вине на сковороде:

Телятину нарезать на одинаковые куски, небольшого размера. Промыть и высушить. Раскалить сковороду, добавить масло и жарить мясо до румяной корочки. Чтобы телятина хорошо зажарилась, укладывать телятину в сковороду маленькими порциями.

Чеснок почистить и разрезать напополам. Добавить к мясу. Так же к содержимому присоединить хлебные крошки, соус, тимьян и майоран. Все хорошо перемешать и влить сухого вина, закрыть содержимое и тушить 90 мин.

По истечению 60 мин. надо попробовать блюдо на вкус, и исправить погрешности. И дольше продолжать тушить до конца. Тушеную телятину на рождественский стол подавать горячим с пюре из картофеля.

Рождественская утка с апельсиновым соусом

Для того чтобы приготовить шедевр кулинарии – нежную и мягкую утку с апельсинами понадобится немало времени провести на кухне. Но поверьте, это стоит того. Чтобы приготовить такую птицу, как утка нужно знать некие секреты.

Тонкости и секреты приготовления утки: Убрать лишний жир с утиного мяса можно предварительно проварив утку в кипятке.
Чтобы мясо утки было мягким, нежным и сочным не поливайте жиром во время приготовления. Лучше промариновать утку специями, а после уже выпекать.
Чтобы утка имела необыкновенно приятный вкус, ее стоит подавать с соусом. Рецепт нежного апельсинового соуса с киви и специями читайте ниже.

Для приготовления вкусного рождественского блюда вам понадобятся продукты:

  • Утка (небольшая тушка птицы, весом не более полутора килограмм)
  • 50 г муки;
  • 4 яйца;
  • 30 г твердого сыра;
  • апельсин, киви, — по одному;
  • тимьян;
  • кориандр;
  • мускатный орех;
  • вода – 50 мл;
  • соль, сахар – по вкусу;
  • Зелень базилика – по вкусу.

Как готовить утку с апельсиновым соусом:

Рецепт приготовления вкусной сочной и мягкой утки совсем простой. Первоначально стоит подготовить утку. Для этого закипятите воду в кастрюле. Хорошо зачищенную тушку птицы поместите в кастрюлю на две минуты. После, достаньте, остудите и обсушите.

В отдельной емкости смешайте смесь перцев и соль. Специями хорошо натрите утку и отставьте на полчаса мариноваться. Как только утка промаринуется, отправьте ее выпекаться при среднем температурном показателе на один час.

Как только час подойдет к концу, займитесь кляром. Для этого в отдельной емкости смешайте яйца, натертый сыр и муку. При помощи венчика хорошо вымешайте, прибавьте соль. Этой смесью хорошо промажьте утку, и уменьшите огонь до минимума. Выпекайте утку в течение 30-45 минут, в зависимости от вида утки.

Пока рождественская утка готовится в духовке, займитесь приготовлением кисло-сладкого соуса. Для этого нарубите мелко базилик.

Мякоть и сок фруктов перебейте в блендере. Поставьте нагреваться на огонь. Приправьте солью и сахаром. Как только специями растворятся, снимите с огня и дайте остыть.

На кончике ножа положите в соус тимьян, кориандр и мускатный орех. Добавьте базилик и хорошо перемешайте. Подавайте горячую рождественскую утку вместе с ароматным соусом к праздничному столу.

Праздничные креветки с рисом в остро-сладком соусе

Простой и вкусный салатик, который легко готовить украсит ваш праздничный стол. Удивите своих гостей на празднование Рождества вкуснейшим ресторанным блюдом, приготовленного в домашних условиях.

Для приготовления вам понадобятся, следующие ингредиенты.

  • Креветки крупные – 450 г;
  • Имбирный-чесночный соус – 2 ложки;
  • Соус чили – две ложки;
  • Соевый соус – половина стакана;
  • Кукурузный крахмал – одна ложка;
  • Арахисовое масло – по вкусу;
  • Яйца – 3 штуки;
  • Сельдерей – 1 стебель;
  • Кунжутное масло – две ложки;
  • Белый рис – 4 стакана (предварительно отваренный)
  • Зеленый горох и соевые бобы – по половине чашки;
  • Свежий ананас – 200 грамм;
  • Ростки фасоли – одна чашка;
  • Зеленый лук – несколько перьев.

Как приготовить праздничные креветки:

Крупные креветки нужно предварительно отварить, а после очистить. Подготовленные креветки выложите в глубокую посуду и перемешайте с соевым соусом. Добавьте к ингредиентам соусы чили и имбирный. Правьте небольшим количеством кукурузного крахмала.

Все перемешайте и отправьте, прохлаждаться на пятнадцать минут. Подготовьте яичные блины. Для этого взбейте яйца с ложкой воды и соевым соусом.

Промажьте сковороде арахисовым маслом и выпекайте блины на слабом огне до готовности. На один блин уходит не более 45 секунд вашего времени. После того, как блины будут готовы, их необходимо нарезать соломкой.

Для того чтобы приготовить рис подготовьте заранее чугунную кастрюлю. Промажьте дно емкости арахисовым маслом и выложите в нее охлажденные и промаринованные креветки. Готовьте на огне морепродукт в течение трех минут и сразу же снимите с огня.

Промажьте емкость маслом арахиса. Предварительно нарубите лук и сельдерей (как можно мельче). Добавьте в емкость овощи и имбирный-чесночный соус. Томите на сковороде не более трех минут и сразу же добавляйте рис.

Мешайте блюдо около двух минут, а после добавьте горох, ростки фасоли и предварительно нарезанный ананас. Томите блюдо на огне до окончательного приготовления риса. Праздничные креветки в остро-сладком соусе готовы!

На большое блюдо выложите посередине готовый рис. Полейте его соевым и чесночным соусом. По краям праздничного блюда выложите яичные блины и креветки. Украшайте блюдо перьями лука.

Рождественская кутья из пшеничной крупы

Рецепт праздничной кутьи с изюмом и сухофруктами.

Рождественская кутья из риса

Рецепт вкусной кутьи с орехами, курагой и черносливом.

Рождественская кутья из пшеницы

Вкусный рецепт рождественской кутьи с медом, изюмом, грецкими орехами и маком.

Как бы ни изживали себя рождественские традиции и обычаи со временем, однако, этот праздник и в наше время остается чистым и светлым. Современные люди, конечно, не колядуют, редко посещают церковь и не собирают суженых в своем доме, но тем не менее в Рождество многие семьи собираются вместе со всеми родственниками и устраивают хороший праздничный ужин.

На сегодняшний день Рождество — это один из немногих православных праздников, который всем приятно и радостно встретить в теплом кругу семьи, независимо от обычаев и традиций.

Рождество Христово - один из самых главных праздников для всех христиан (после Пасхи), поскольку в этот день Дева Мария родила Иисуса Христа. В Православии входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.

Какого числа Рождество

С Рождеством связано множество примет и обычаев — им уделяли особое внимание. Считалось, что как пройдет Рождество — таким и год будет.

Как известно, у католиков и православных дата разнится в связи с особенностями ведения календаря (отчего у нас также появился праздник старый новый год, который больше нигде в мире не отмечают). Рождество встречают 7 января. Грекокатолики тоже празднуют Рождество Христово вместе с православными.

Отметим, что изначально с конца ІІ по IV век Рождество праздновали 6 января - по Крещению Спасителя, но позже оно было перенесено на 25 декабря в связи с тем, что именно в этот день язычники в Римской империи праздновали Рождение Солнца Непобедимого, то есть день зимнего солнцестояния.

История Рождества

Согласно ветхозаветным пророкам, Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира.

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий.

Праздник стал противопоставлением обрядам язычников. Переняли и языческий обычай наряжать деревья. И также этот праздник сопровождается службами и торжественными песнопениями. В IV веке равноапостольная царица Елена построила храм на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа.

Ночь перед Рождеством

Вечер накануне Рождества или Сочельник (Свят вечер) имеет свое сакральное значение. В этот день следует соблюдать строгий пост с полным воздержанием от пищи до первой звезды, которая символизирует рождественскую звезду, возвестившую волхвам о рождении младенца Христа. В этот день в первую очередь всем принято есть кутью, обязательно хотя бы маленькую ложечку.

Традиции и обряды на Рождество

Поскольку, как и большинство праздников, Рождество переняло традиции язычества, то и среди традиций встречаем элементы дохристианской эпохи. В старину было принято посыпать стол сеном и держать его там до Щедрого вечера - это символизировало хороший урожай. Позже стало символизировать то, что Иисус родился в хлеву.

Сверху стелить скатерть, а в центре стола ставить блюдо с кутьей и другие блюда, которых должно быть 12 по числу апостолов. Еда была обильной, с мясными блюдами: блины, пироги, соленья и сушеные ягоды, жареная колбаса и пр.

В полночь все обменивались подарками, поздравляли друг друга и загадывали желания. Среди девушек были распространены Рождественские гадания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Все загаданные на Рождество желания обязательно должны быть добрыми.

На Рождество принято зажигать больше свечей, огней, камин — если есть. Свечи привлекают в ваш дом тепло и богатство. Если есть у Вас домашние животные то, на Рождество надо их обильно накормить — тогда и весь год будет сытным и удачным в финансовом плане.

Одну, особую свечу нужно обязательно зажечь за усопших родственников — тогда они помогут Вам привлечь в наступающем году удачу и достаток.

Рождество - отличное время для покупок, больших и маленьких. Купить что-то хорошее на Рождество - отличная примета и знак того, что покупка прослужит вам верой и правдой.

С Рождества и до самого Крещения, на протяжении всех дней Святок действуют определённые запреты, которые обусловлены уходящими вглубь веков представлениями о празднике как остановке времени, некой временной паузе, в течение которой нельзя заниматься производительным трудом и всем тем, что сопряжено с рождением, начинанием, развитием. Поэтому значительная часть запретов касается ремёсел связанных с прядением, шитьём, вязанием, ткачеством, плетением, то есть всего что связано с нитью (верёвкой). Нить является символом жизни и судьбы.

В Рождество нельзя заниматься уборкой и всякими хозяйскими делами. Этот день создан для покоя и радости. Еще лучше, если Вы не будете убираться вплоть до 14 Января (следующий день старого Нового Года). Весь мусор, собранный 14 Января, следует вынести на улицу и развеять по ветру, либо сжечь. Согласно приметам, после этого никакие злые духи не будут беспокоить Вас в течение целого года.

В святой день нельзя ругаться. Кто ругается, тот забирает у своих предков надежду на спасение.

Распространено поверье, связанное с приходом первого гостя. Если Вы приглашаете гостей на Рождество, посмотрите, кто первым войдет в Ваш дом. Если первой войдет женщина, то весь год женщины Вашей семьи будут болеть.

Рождественские правила касались и одежды: в Рождество издавна придерживались еще одной традиции: надевать только новую одежду. Не чистую, выстиранную, а именно новую, еще не ношеную. И не садитесь за рождественский стол в черном. Наши предки верили, что в новом году таких людей ждет неудача в делах.

Не рекомендуется на Рождество и гадать — для того, чтобы спросить у высших сил, что Вас ждет в будущем, будет еще много времени: лучше всего делать это в так называемые Святки — от 8 января и до Крещения, недаром гадания этого времени так и называются — святочные.

На Рождество нельзя пить воду, поэтому уберите со стола всю минералку. Есть кофе, чай и другие отличные напитки. Честно говоря, примета эта немного странная, но уж лучше не пить воды, чем весь год мучиться непонятно от чего.

7 января в гости ходят к родственникам, а также колядовать. Утром 7 января вся семья или несколько представителей идут в церковь на праздничную молитву, а возвращаясь из церкви, люди радостно здороваются: — «Христос родился!» Им отвечают — «Славьте его!» Начиная с вечера 6 января, ходили христославы (колядники) с «Вифлеемской звездой». На палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшается фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества, Спасителя или Божией Матери, затем с этой звездой поющие рождественские гимны обходят окрестные дома.

В некоторых местах пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста — коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков.

В некоторых регионах украшают стол дидухом, снопом пшеницы или овса специальной формы: с четырьмя ногами и большим количеством узлов, символизирующий благополучие на следующий год.

Семь благ Рождества

Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также подарить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю».

Ритуал

На Рождество издавна проводили множество самых разных ритуалов, но, чтобы вас совсем уж не обвинили в мракобесии, сделайте самые симпатичные и не привязанные к магии. Например, начиная с 7 января, в течение сорока (!) дней (этот период называется мир — наши предки верили, что в это время людям во всех делах помогают ангелы), каждое утро, просыпаясь, загадывайте новое желание — представляете, сколько хорошего войдет в вашу жизнь!

Приметы и суеверия

В Рождество особенную силу приобретают народные приметы и суеверия, как будто бы сама природа и каждый предмет пытаются нам что то подсказать: как жить, чего опасаться. Вот лишь некоторые из них.

Примета о достатке. Если Вы на Рождество потеряете какую -либо вещь, это означает что вас могут ждать убытки в следующем году. А вот если найдёте вещь да ещё какое нибудь ювелирное украшение, тогда к вам уже деньги мчатся на всех парусах!

Примета на удачу. Если Вы случайно за рождественским столом разлили чай или кофе (к спиртным это не относится), то это к приятным новостям и большому успеху для Всех ваших начинаний.

В сочельник (с 7 по 19 января) посмотрите на природу. Если небо чаще всего усыпано звездами, либо часто идет снег, либо на деревьях много инея - год будет богатым, сытным, прибыльным. Если в сам день Рождества идет снег - примета очень хорошая и сулит удачный год.

Если в Рождество на небе красуется молодой месяц - год будет крайне неудачным в финансовом плане.

Самая денежная примета Рождества - она же традиция. В пирог запекается монетка - и кому достанется кусочек с монеткой, того ждет большая денежная удача в Новом Году.

Пусть монетка окажется именно в Вашем куске рождественского пирога!

Молитвы на Рождество Христово

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя,
Живодавче Христе,
нас ради ныне плотию Рождшагося
от Безневестныя
и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащий,
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют;
нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Тропарь предпразднству

Готовися, Вифлееме,
отверзися всем, Едеме,
красуйся, Евфрафо,
яко древо живота в вертепе процвете от Девы:
рай бо Оноя чрево явися мысленный,
в немже Божественный сад,
от негоже ядше, живи будем,
не якоже Адам умрем.
Христос раждается прежде падший возставити образ.

Предпразднству (Навечерие), глас 4:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом,
яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,
чревоносящи безсеменное Рождение.
Наста же время рождества,
и место ни единоже бе обиталищу,
но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся.
Христос раждается прежде падший воскресити образ.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»