Самые важные периоды развития плода. Внутриутробное развитие включает: эмбриональный и плодный периоды

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Читайте в этой статье:

Зарождение новой жизни — это самая прекрасная тайна природы. Что может быть загадочней, чем развитие ребенка в утробе матери? Формирование маленького человечка из оплодотворенной яйцеклетки проходит достаточно сложный путь. Будущим мамам будет очень интересно узнать, как происходит внутриутробное развитие ребенка по неделям.

Начальное развитие беременности

Беременность длится 40 недель или 10 акушерских месяцев. Термин «акушерский месяц» подразумевает 28 календарных дней. Но началом самой беременности считается первый день менструального цикла. Таким образом, по медицинским расчетам, беременность длится не 40, а 38 недель.

Итак, произошло оплодотворение: сперматозоид проник в яйцеклетку и образовал единую клетку с двумя ядрами. Эти ядра, двигаясь навстречу друг другу, образовывают зиготу. Зигота — это одноклеточный зародыш. Этот факт есть началом развития новой жизни.

Зигота живет 30 часов, после чего происходит ее первое деление. В последующие дни деления клеток повторяется. На четвертый день жизни, зародыш состоит из 8-12 клеток. К этому времени этот маленький комочек достигает полость матки, где процесс деления клеток интенсивно увеличивается.

К седьмому дню зародыш уже состоит из сотни клеток. На восьмой день зародыш прикрепляется к стенке матки, где ее стенки приобрели рыхлую и утолщенную структуру. Процесс имплантации происходит около 40 часов.

На 14 день жизни зародыша его задняя часть утолщается, готовясь к формированию основных органов.

Уже на второй неделе после оплодотворения можно определить беременность с помощью тестов. Маленький зародыш уже на 3 день своей жизни начинает вырабатывать гормон — гонадоприн. Все тесты на беременность чувствительны именно к этому гормону.

В конце 4 недели женщина обнаруживает отсутствие месячных. Появятся первые симптомы беременности: тошнота, головокружение, сонливость.

В этот период зародыша уже принято называть эмбрионом, размер которого около 1 мм.

Развитие ребенка в утробе матери можно разделить на три основных периода:

  • Бластогенез — первые 15 дней.
  • Органогенез — развитие эмбриона от 15 дней до 10 недель беременности.
  • Фетальный период — развитие плода в утробе матери.

Если разделить всю беременность на 3 равных периода, то получим такие временные отрезки: первый, второй и третий триместры. Каждый триместр длится 3 месяца.

Если женщина еще не подозревает о своем «интересном положении» и продолжает вести неподобающий образ жизни, то зародыш, скорее всего, погибнет еще на стадии бластогенеза. Если губительный образ жизни матери не меняется в течение первых 12 недель — существует большая вероятность выкидыша.

Эмбриональное развитие ребенка в утробе матери

Развитие эмбриона — ключевой момент беременности, так как в этот период закладываются все жизненно важные органы, что скажется на здоровье малыша в будущем.

Мамочке ни в коем случае нельзя нервничать: только покой и положительные эмоции!

К концу 5 недели, эмбрион состоит из трех клеточных слоев: эктодерма, энтодерма и мезодерма. Эктодерма — основа нервной системы, волос и кожи. Энтодерма разовьется в будущем в желудочно-кишечный тракт. Мезодерма превратится в скелетную и мышечную ткань, а также ляжет в основу кровеносной, выделительной и половой системы.

На 5 неделе образовывается некая сердечная трубка. Можно считать, что с данного момента у зародыша начинает биться «сердечко».

На задней части зародыша образовывается желобок, который есть основой спинного мозга и всей нервной системы. Очень важно в этот период будущей маме принимать достаточно фолиевой кислоты. Данное вещество способствует полноценному формированию нервной системы будущего ребенка.

На 6 неделе зародыш принимает С-образную форму. В этот период происходит закладка первичной кишки, хрящей скелета, печени, почек, щитовидной железы. Маленький эмбрион достигает 4 мм.

На 7 неделе беременности у женщин появляется токсикоз. Данный период характеризуется интенсивным развитием головного мозга. Начинает формироваться ротик, глазницы. Активно развивается дыхательная система, сердечко начинает разделяться на камеры и артерии, образуются селезенка и желчный пузырь.

На 8 неделе с помощью УЗИ можно зафиксировать первые движения эмбриона.

На 9 неделе определяются пальчики на верхних и нижних конечностях, хотя они еще перепончатые. Данный период характеризуется тем, что плацента начинает поставлять эмбриону питательные вещества и забирать продукты жизнедеятельности. У зародыша уже присутствуют вкусовые ощущения.

На 10 неделе исчезают перепонки между пальчиками, исчезает хвостик. Пол ребенка еще трудно определить в этом возрасте, но у мальчиков уже начинается выработка тестостерона.

К 11 недели эмбрион весит 5 г при размере 3 см. Это заключительная стадия эмбрионального развития, впоследствии зародыша будут называть плодом.

Внутриутробное развитие ребенка по неделям во втором триместре беременности

В 12 недель у плода сформировались почти все органы и ребенок начинает активно двигаться внутри матки.

Это начало третьего периода развития плода. На этом сроке, как правило, проводится УЗИ, которое определяет качество развития ребенка, генетические отклонения.

Если обнаружились внутриутробные отклонения у плода, то женщине рекомендуют пройти дополнительные исследования. Но окончательные выводы о хромосомных нарушениях можно сделать в 20 недель контрольным УЗИ. При подтверждении серьезных патологий врачи рекомендуют прервать беременность.

Стоит отметить также, что чем старше родители, тем выше риск развития патологий у ребенка. Однако в этом случае может быть и наоборот: процент рождения талантливых деток больше как раз у родителей старшего возраста.

На 13 неделе дифференцируются наружные половые органы. Однако их можно будет различить уже на 14-15 неделе с помощью УЗИ. На этом этапе происходит формирование кишечника. Ребенок получает питание через пуповину.

С 14 недели начинает формироваться скелет малыша, который до этого был представлен хрящами. Длина рук соответствует пропорции тела, а ножки формируются с неким опозданием. Ребеночек умеет зевать и сосать пальчик. Он воспринимает вибрации звуков, хорошо различает мамин тембр голоса, музыку.

Вот почему важно будущим мамам слушать красивую классическую музыку, прививая, таким образом, малышу хороший вкус.

На 15 неделе становятся заметны кровеносные сосудики плода, которые просвещаются через тонкую кожу. Продолжает формироваться скелет и костный мозг.

В 16 недель проводится плановое УЗИ, на котором можно заметить движение глазок малыша. Ноги стали пропорциональными длине тела и начинают свой рост маленькие ноготки.

На 17-18 неделе маленькое тельце покрывается первичным пушком — лануго. Это такая первородная смазка, которая защищает кожу от водной среды. В этот период закладываются отпечатки пальчиков, которые предопределены генетически.

Вес крохи составляет 200 г при росте 14 см.

На 19-20 неделе рост плода начинает несколько замедляться. На этом этапе происходит откладывание подкожного жира, который сохраняет тепло маленькому тельцу. Все более усовершенствуется дыхательная система, но самостоятельно она еще не способна функционировать.

Середина беременности: интенсивное развитие плода

Начиная с 20 недели, у малыша формируются зачатки зубов. У ребеночка активнее растут волосики на голове, но их пигмент образуется немного позже.

С 22 недели мамочки начинают чувствовать, как малыш толкается. Его вес на этом сроке составляет 450 г, а рост — 19-20 см.

С 23 недели малыш начинает набирать в весе. Ребенок начинает видеть, он даже видит сны. Происходит активное развитие головного мозга.

Мышечная система и внутренние органы продолжают активно совершенствоваться. Дыхательная система приобретает все большее развитие. В кишечнике малыша скапливается первый кал — меконий.

Кожа малыша — красная и сморщенная. Ребенок активно реагирует на положение тела мамы и на внешние звуки. На языке уже сформировались вкусовые рецепторы, благодаря чему у ребенка формируются пищевые пристрастия. Это важно понимать мамам и стараться избегать острой и горькой пищи, так как маленькая кроха больше предпочитает сладенькое.

Начало третьего и завершающего триместра — 27 неделя. К этому времени уже сформировались все органы у плода, и в дальнейшем будет происходить их совершенствование, а также развитие головного мозга.

На 29 неделе формируется иммунная система малыша. Частота ударов сердечка достигает 120-130 ударов в минуту. Малыш может икать, о чем маме свидетельствуют легкие толчки.

Ребенок, родившийся на данном сроке, может выжить при определенном уходе. Его рост составляет 37 см, а вес — 1150 г.

Пренатальное развитие ребенка на последних сроках беременности

Женщинам, которые готовятся стать мамами здорового малыша, конечно, будет лишним говорить о правильном образе жизни. Алкоголь, сигареты, отсутствие режима, сна и отдыха — очень пагубно сказывается на здоровье будущего ребенка.

На 30-32 неделе жировой подкожный слой малыша становится толще. Некоторые дети уже переворачиваются на этом этапе головкой вниз.

На поверхности маленького мозга появляются извилины. Зрачки уже могут определить яркий свет. При проведении УЗИ на этом сроке можно заметить, как кроха закрывает глазки от яркого света. Вот по этой причине важно избегать ультрафиолетовых лучей и отказаться от пляжного отдыха.

С 33 недели маленькому человечку уже становится тесно в мамином животике. На этом сроке плод переворачивается головкой вниз, готовясь к родам.

Если на этом этапе произойдут преждевременные роды, то у малыша есть все шансы выжить. Однако он будет считаться недоношенным, и ему будет необходим особый уход в больнице.

Кожица малыша становится розовой и не такой сморщенной, благодаря подкожному жиру. Он составляет 8% от общей массы тела.

Благодаря появлению ноготков, малыш может себя поцарапать. Некоторые новорожденные появляются на свет поцарапанными.

С 37 недели идет активное усовершенствование дыхательной системы. Детки, рожденные в этот период, уже могут кричать. Пушковые волосы на теле редеют, а на голове — интенсивно растут. Ребенок с каждым днем набирает по 30 граммов жира.

Живот к этому времени опускается, и маме становится легче дышать. Это происходит, как правило, за две недели до родов.

К этому времени малыш готов увидеть свет. Ему очень тесно внутри мамы: его коленки плотно прижаты к подбородку.

На 39 неделе тельце становится чистым: пушок остался только на плечиках. Кишечная система крохи заполнена меконием и околоплодными водами.

На 40 неделе заканчивается пренатальное развитие, и на свет рождается новый человек! Фото новорожденных становится чуть ли не самой главной фотографией в доме. Ведь что может быть волнующей и прекрасней, как появление на свет маленького чуда!

Пренатальный период делят на 3 стадии:

♦ предзародышевую;
♦ зародышевую (эмбриональную);
♦ стадию плода.

Предзародышевая стадия длится 2 недели. Зарождение человеческого существа в результате соединения сперматозоида и яйцеклетки - событие уникальное. Лишь один из 300 млн. сперматозоидов сможет проникнуть в яйцеклетку и оплодотворить ее, определяя пол и генетические черты ребенка. С этого момента и начинается оплодотворение.

В течение следующих 24-48 часов яйцеклетка и сперматозоид объединяются в отдельную клетку – зиготу (от греческого «сочетаться, соединяться вместе»). Через 48 часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, делится на 2 клетки. Затем, в результате второго дробления, из этих 2 клеток образуются 4 и т. д. Процесс дробления клеток ускоряется, так что к концу 6-го дня образуется уже более 100 клеток. Каждая клетка содержит 23 хромосомы от матери и 23 от отца, вместе они образуют индивидуальный генетический код ребенка.

В результате деления клетки образуют плотный шар, называемый морула. Примерно через 4 дня в центре морулы накапливается жидкость и создается полость. Эта структура называется бластоциста. Сначала бластоциста свободно плавает в матке, но через несколько дней на ней образуются губкообразные выступы – ворсинки хориона. Они проникают в стенку матки и, растворяя ее, закрепляются в ней. Этот процесс называется имплантацией, он запускает гормональные изменения, сигнализирующие о начале беременности.
В норме имплантация завершается примерно через 2 недели после зачатия.

После завершения имплантации начинается эмбриональный период. Это время важнейшего развития и роста, продолжающееся до конца 2-го месяца, считая с момента зачатия (термин «эмбрион» происходит от греческого слова, обозначающего «опухоль»).

В течение эмбрионального периода одновременно протекают два очень важных процесса. Во-первых, из наружного слоя клеток образуются все те ткани и структуры, которые в оставшийся период беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а позднее — и плод. Во-вторых, начинается развитие из зародышевого диска всех органов и характерных признаков самого эмбриона.
На протяжении всех 6 недель эмбрионального периода зародыш быстро растет.

Внутренние клетки эмбриона формируют 3 различных пласта клеток:
— первый (наружный) слой — эктодерма – превратится в нервную систему (включая мозг, глаза, уши), кожу и волосы;
— второй слой – эндодерма – станет печенью, оболочкой кишечного тракта, легкими, поджелудочной и щитовидной железами;
— третий слой — мезодерма – кровеносной системой, урогенитальной системой, мышцами, скелетом и сердцем.

К концу 4-й недели беременности, всего через 2 недели с начала эмбрионального периода, начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в самой примитивной форме, его нервная система. Сердце и нервная система содействуют развитию эмбриона как целого организма. Все это происходит с зародышем, длина которого составляет всего 6 мм.

У месячного зародыша можно обнаружить глаза, которые расположены по бокам головы; строение лица зародыша на протяжении 2-го месяца меняется практически ежедневно.

В течение 7-9-й недели из небольших зачатков конечностей на туловище зародыша образуются руки и ноги. Уже присутствует мозг, пищеварительная система, сердце, почки и печень.

К 8-й неделе появляются зачатки ушей, глаз и даже дёсен.


9-11 недель:
у малыша уже есть носик и пальчики на руках и ногах. Его голова все еще больше тела. Глаза уже сформированы, хотя ребенок не может еще ими видеть.

К концу первого триместра беременности органы и черты ребенка сформированы. Он начинает использовать мышцы.

В 10-11 недель ребенок сгибает пальчики, а в 11-12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. Малыш уже приблизительно 5-6 см в длину, весит примерно 14 г.
Кровь циркулирует между ребенком и мембраной, при помощи которой он крепится к стенке матки, начинает функционировать плацента.

Таким образом, к концу первого триместра беременности у ребенка появляются не только разнообразные сенсорные переживания, но и положительные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние. Влияние матери на ребенка в этот период происходит через функции ее организма. Желанность беременности и положительное отношение к будущему появлению ребенка в первом триместре беременности помогают матери положительно переносить неприятные изменения в состоянии женщины в этот период.

Стадия плода начинается с начала третьего месяца беременности и продолжается до момента рождения, т. е. примерно 7 месяцев из 9-месячного периода беременности. Именно в это время созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма. Плод начинает шевелиться, «брыкаться», поворачивать голову, а затем и все тело. Несмотря на плотно сомкнутые веки, он пробует «направлять взгляд», шевелит губами, открывает рот, начинает понемногу глотать амниотическую жидкость, отрабатывает дыхательные упражнения в жидкой среде, совершает сосательные движения — и, возможно, даже сосет большой палец.

На протяжении 3-го месяца идет дальнейшее формирование соматических структур плода.

В глазах образуется радужная оболочка и все нервы, связывающие глаз с головным мозгом. В деснах формируются зубы, начинается заметный рост ушных раковин. У плода развиваются щитовидная, вилочковая, поджелудочная железы и почки. Начинает функционировать печень. У будущего малыша действует желудочно-кишечная система – тонкая кишка уже способна сокращаться и проталкивать воды, из которых он получает питательные вещества. Внешние половые органы достаточных размеров, чтобы уверенно определить пол ребенка.

13-16 недель: Ребенок получает все питательные вещества из плаценты. В длину он 9 см. У малыша начинают расти волосы. На 4-м месяце длина тела увеличивается так, что голова перестает выглядеть непропорционально большой, как в предыдущие месяцы.

На лице становятся различимы губы, а сила сердечной мышцы возрастает настолько, что частота сердечных сокращений начинает равняться 120-160 ударам в минуту.

17-20 недель: С 17-й недели у ребенка начинает формироваться жировая прослойка (или подкожно-жировая клетчатка), которая участвует в вырабатывании энергии и обмене веществ. Начиная с этой недели малыш начинает реагировать на громкие шумы, и громкие звуки вряд ли ему понравятся. Глаза ребенка все еще закрыты, но он ими уже может двигать вверх и вниз. У него появляются брови, ногти на руках и ногах. Тело ребенка покрыто мелкими пушковыми волосами. К данному моменту движения ребенка становятся более сильными и заметными.

На 20-й неделе развиваются органы вкуса и обоняния. Длина тела примерно 17 см, вес – 280-300 г.

Таким образом, на 5-м месяце у плода появляется хватательный рефлекс, возрастает объем и сила движений.

21-24 недели: К 21 неделе пищеварительная система малыша развита так, что он уже может заглатывать околоплодную жидкость. Вместе с ней в организм ребенка поступает основное количество питательных веществ. Ученые полагают, что заглатывание околоплодных вод способствует росту и развитию пищеварительной системы плода. На 24 неделе ребенок весит примерно 570-580 г., а его длина составляет 21 см.

Формируются 2 слоя кожи: эпидермис и дерма. Эпидермис отвечает за образование кожного рисунка на подушечках пальцев, ладонях, ступнях, который определяется генетически. Дерма, находящаяся под эпидермисом, образует выросты, которые содержат нервные окончания и кровеносные сосуды. Кожа ребенка в этот период морщинистая, покрытая сверху первородной смазкой – жирным веществом, которое предохраняет кожу от воздействия околоплодной жидкости.

К 24-й неделе начинают работать потовые железы, формируются легкие, но пока они не могут работать самостоятельно. Более полно развивается кожная чувствительность, появляется реакция на звук. Глаза полностью сформированы, уже могут открываться веки.

На 6-м месяце голова и туловище ребенка становятся все более пропорциональными. Идет интенсивное развитие костной системы, продолжается рост волос на голове, и плод начинает распрямляться. Также малыш становится все эмоциональнее и подвижнее. Он уже может сердиться, волноваться, выражать свое недовольство – умеет напрягать мышцы вокруг глаз и сморщивать губки, изображая плач или улыбку.

Событием, заслуживающим особого внимания в течение второго триместра, является развитие мозга. Головной мозг увеличивается в 6 раз.

Таким образом, во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребенка – удовольствие или неудовольствие – изменяется в зависимости от эмоционального состояния матери напрямую, через поступающие с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. После 20-ти недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель – на тактильную и слуховую стимуляции. Исследователь считают, что в этом периоде можно говорить о факте активности ребенка.

В течение третьего триместра происходит созревание многообразных структур головного мозга, подготовка к всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца.

25-28 недель: Черты лица уже полностью сформированы. Малыш хорошо различает звуки и то, что происходит в окружающем мире. Различает голоса, шумы, слушает музыку. Слишком резкие звуки пугают его. Приблизительной на 26-й неделе малыш впервые открывает глазки, они уже полностью сформированы и могут воспринимать свет.


На 27-й неделе
плод иногда поворачивает голову к свету, направляемому на живот матери. Во всяком случае, сканирование мозга подтверждает, что он реагирует на свет. Кроме того, малыш видит смутные очертания своих рук и пуповины. На 28-й неделе у ребенка формируются вкусовые сосочки языка. Увеличивается масса мозга, на нем начинают появляться характерные борозды и извилины. Ребенок активно поправляется – это связано с увеличением объема подкожной клетчатки. Ребенок весит уже около 1 кг.

В возрасте 7 месяцев нервная система плода созревает настолько, что может управлять дыханием и глотанием. Малыш уже ощущает прикосновения и боль; возможно, начинает его вестибулярный аппарат.

29-32 недели: Ребенок набирается сил, копит жирок, готовясь к самостоятельной жизни. Места ему становится все меньше, поэтому он постепенно определяется со своим постоянным положением в животе у мамы.

Почки и мочевой пузырь ребенка активно работают. В этот период ребенок кашляет и икает. У малыша исчезают практически все морщины. Волосы на голове становятся гуще. Примерно на 30-й неделе ребенок практикуется, пытаясь сфокусировать взгляд. К концу 32-й недели ребенок может весить 1,7 кг и имеет длину вместе с ножками 42 см.

На 8-м месяце плод может прибавлять в весе до 200 г в неделю. Возможно, что с 32-й недели малыш начинает осознавать происходящее, т.к. многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже сформировались. Сканирование мозга показывает наличие периодов покоя, которые выглядят как периоды парадоксального сна.

33-36 недель: С переходом на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и, как полагают, завершается развитие слуха. Малыш округлился, кожа его стала розовой и гладкой. Ноготки выросли и начинают выступать за пальчики.

К 36-й неделе личико ребенка становится полненьким, появляются круглые щечки. Ребенок продолжает в утробе сосать палец – тренирует сосательные мышцы. Голова ребенка может уже спуститься в тазовую область, готовясь к родам заранее.

Ребенок набирает каждую неделю по 220 г. К 36-й неделе он весит уже 2,75 кг, а его рост вместе с ножками достигает 46 см.

37-40 недель: Малыш продолжает набирать вес и в последние недели. Все органы и системы ребенка уже развились и находятся на своих местах. У ребенка развиты рефлексы, которые помогают ему выполнять хватательные движения, моргать, закрывать глаза, перебирать ногами, поднимать и опускать голову. В это время происходит улучшение зрения и координация глаз, а также становление функций головного мозга. В самую последнюю очередь развиваются легкие и дыхательная система.
Теперь ребенок весит от 3 до 3,4 кг и дорос до 48-50 см.

Так, приблизительно за 9-месячный период первоначально одноклеточная зигота в норме развивается до 10 триллионов клеток, организованных в органы и системы.
Таким образом, в третьем триместре у ребенка формируются предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, музыкальным и речевым фразам, песням, мелодиям, стихам, развивается избирательность к культурным особенностям пищи. Позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок внутриутробного самосознания.

К 6-му месяцу беременности (к 25-й неделе) ребенок способен перевести ощущения в эмоции, внутренняя реальность малыша начинает формироваться под влиянием эмоциональной информации от матери.

Пренатальный период развития ребенка — прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.

Внутриутробное развитие ребенка проходит в три этапа. Первый, начальный - когда яйцеклетка встречается со сперматозоидом, образуется зигота, клетки которой начинают делиться. И это крошечное творение начинает двигаться в матку, для имплантации в ее стенку. Второй период - эмбриональный. Он длится до 12 недель беременности. В этот период ребенка называют эмбрионом. Отличительная особенность второго периода в том, что именно в эти три месяца происходит формирование всех органов и систем организма. После 12 недель начинается фетальный (плодный) период развития. Малыш стремительно растет, набирает вес, совершенствуется его организм. Давайте рассмотрим эти три периода внутриутробного развития ребенка подробнее и определим их основные особенности и в соответствии с ними дадим рекомендации будущим мамам.

Первый период. Он наступает до начала задержки менструации у женщины, когда та еще не имеет никаких доказательств своей беременности. А потому, многие дамы ведут не всегда здоровый образ жизни: могут принимать алкоголь, курить, пить лекарственные препараты, не разрешенные в период беременности, делать рентген и т. д. Конечно, такое происходит в первую очередь с женщинами, свою беременность не планирующими. Но не все так страшно. Дело в том, что на таком раннем сроке никакие повреждающие факторы не приведут к внутриутробной патологии. Если вред будет слишком велик, то беременность просто не наступит, оплодотворенная яйцеклетка погибнет. Намного опаснее тератогенные воздействия после начала задержки менструации. То есть на сроке более 4 акушерских недель беременности (акушерский срок считается от первого дня менструального цикла, а не со дня овуляции или зачатия).

Второй период , можно сказать, решающий во внутриутробном развитии ребенка. Если что-то пойдет не так, скорее всего, произойдет выкидыш. Своего малыша, а по-научному эмбриона, можно увидеть на экране монитора при ультразвуковом обследовании, когда тот имеет размер всего-лишь 2 миллиметра. В 4,5 недели беременности начинает биться крошечное сердечко, удары фиксируются на УЗИ. И это главное свидетельство того, что беременность и ребенок развиваются нормально. Примерно в 7 недель у эмбриона появляются тактильные ощущения. А в 9 недель и вкусовые ощущения.

12 недель - начало третьего периода развития ребенка. Его врачи уже называют плодом. И именно на этом сроке проводится первое значимое ультразвуковое исследование. Это так называемый первый скрининг . Он позволяет с наибольшей достоверностью определить степень риска рождения ребенка с генетическими и иными отклонениями. Если у врача есть подозрения на внутриутробные пороки развития или хромосомные отклонения, женщине может быть рекомендовано проведение инвазивной диагностики - кордоцентез или амниоцентеза. Впрочем, данный вопрос обычно решается после второго скрининга в 16 недель и контрольного УЗИ в 20 недель. Если есть серьезные отклонения, врачи могут посоветовать прервать беременность . По медицинским показаниям это может быть сделано на любом сроке. Также хотелось бы дополнить, что генетические отклонения встречаются тем чаще, чем старше будущие родители. Но не будем о плохом. Что же происходит малышом, каково внутриутробное развитие ребенка по неделям во втором и третьем триместрах.

Примерно в 13 недель у ребенка дифференцируются половые органы. Таким образом на УЗИ, при условии его проведения на хорошем аппарате и опытным врачом, уже можно определить пол ребенка . Правда, пока не слишком точно.

В 14 недель ребенок начинает слышать, правда воспринимает он звуки как вибрацию. И это важный этап его развития. Он запоминает тембр голоса матери, музыку и другие окружающие звуки. Все это ясно прослеживается после рождения внимательными родителями. Именно поэтому специалисты про пренатальному развитию рекомендуют будущей маме читать сказки вслух, слушать классическую музыку, чтобы еще до рождения приучать ребенка к прекрасному, прививать ему хороший вкус. В 28 недель ребенок уже четко различает звуки, улавливает интонацию.

В 25 недель ребенок начинает видеть, и изредка даже приоткрывает глазки. НА УЗИ явно видно, что ребенок реагирует на световые раздражители, прикрывает руками глаза. И по этой причине, и по причине неблагоприятного воздействия ультрафиолетовых лучей будущей маме не рекомендуется подолгу бывать на открытом солнце. Пляжный отдых лучше отложить.

28 недель - очередной переломный период в жизни ребенка. Если он родится, то у него есть большие шансы выжить, благодаря возможностям современной медицины, высококлассному оборудованию.

Все остальное время в утробе матери у ребенка продолжает совершенствоваться нервная и дыхательная система, появляются волосики на голове, подкожный жир. Стремительно нарастает вес. Приблизительно к 37-38 неделе ребенок уже готов к жизни вне материнской утробы.

Нервная система человека развивается из наружного зародышевого лепестка – эктодермы. Из этой же части зародыша в процессе развития образуются органы чувств, кожные покровы и отделы пищеварительной системы. Уже на 17-18-й день внутриутробного развития (гестации) в структуре эмбриона выделяется слой нервных клеток – нервная пластинка, из которой впоследствии, к 27-му дню гестации, образуется нервная трубка – анатомический предшественник центральной нервной системы. Процесс образования нервной трубки называется «нейруляция». В этот период края нервной пластинки постепенно загибаются кверху, соединяются и срастаются друг с другом (Рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы формирования нервной трубки (в разрезе).

Если посмотреть на это движение сверху, может возникнуть ассоциация с застегиванием молнии (Рисунок 2).

Рисунок 2. Этапы формирования нервной трубки (вид сверху).

Одна «молния» застегивается от центра к головному концу эмбриона (ростральная волна нейруляции), другая – от центра к хвостовому концу (каудальная волна нейруляции). Есть еще и третья «молния», обеспечивающая сращивание нижних краев нервной пластинки, которая «застегивается» по направлению к головному концу и встречается там с первой волной. Все эти изменения происходят очень быстро, всего за 2 недели. К моменту завершения нейруляции (31-32-е сутки гестации) еще не все женщины даже знают о том, что у них будет ребенок.

Однако к этому моменту у будущего человека начинает формироваться головной мозг, возникает зачаток двух полушарий. Полушария быстро увеличиваются, и к концу 32-го дня составляют ¼ часть всего мозга! Тогда же внимательный исследователь сможет уже разглядеть зачаток мозжечка. В этот период также начинается формирование органов чувств.

Воздействие вредностей в этот период может приводить к возникновению разнообразных пороков развития нервной системы. Один из самых распространенных пороков – спинномозговая грыжа, образующаяся вследствие неправильного «застегивания» второй «молнии» (нарушения прохождения каудальной волны нейруляции). Даже стертые, почти незаметные варианты таких спинномозговых грыж порой снижают качество жизни ребенка, приводя к различным формам недержания (недержание мочи и кала). Если у ребенка есть такая проблема как энурез (недержание мочи) или энкопрез (недержание кала), необходимо проверить, нет ли у него стертой формы спинномозговой грыжи. Это можно узнать, сделав ребенку МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника. При обнаружении спинномозговой грыжи показано оперативное лечение, которое приведет к улучшению тазовых функций.

В моей практике был случай 9-летнего мальчика, который страдал энкопрезом. Только с 6-й попытки удалось сделать качественный МРТ-снимок, показавший наличие спинномозговой грыжи. К огромному сожалению, до этого момента ребенок уже наблюдался психиатром и получал соответствующее лечение, так как неврологи открестились от него, считая, что у него проблемы с психикой. Простая операция позволила мальчику вернуться к нормальному образу жизни, полностью контролировать свои тазовые функции. Еще более показательной была история 16-летнего подростка, который всю жизнь страдал от энкопреза. Неврологи посылали его к гастроэнтерологам, гастроэнтерологи к психиатрам. К моменту нашей встречи он уже получал психиатрическое лечение в течение десяти (!!!) лет. Никто никогда не назначал ему МРТ-исследование. Благодаря тому, что были выполнены наши рекомендации по дообследованию, у парня выявили серьезные нарушения в поясничном отделе позвоночника, которые приводили к сдавлению нервов и нарушению чувствительности тазовых органов. Очевидно, что психиатрическое лечение, а также психотерапия или другие способы психологического воздействия во всех этих случаях совершенно бесполезны и, возможно, даже вредны.

Чтобы предупредить возникновение таких пороков развития как спинномозговая грыжа, беременным женщинам уже на ранних сроках беременности рекомендуют принимать фолиевую кислоту. Фолиевая кислота играет роль защитника клеток нервной системы (нейропротектора), и при ее регулярном приеме воздействие различных вредоносных факторов существенно ослабевает.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения пороков развития, будущей матери необходимо также избегать различных неблагоприятных воздействий на организм. К таким воздействиям относятся прием успокоительных средств, содержащих фенобарбитал (в том числе, Валокордина и Корвалола), гипоксия (кислородное голодание), перегревание материнского организма. К сожалению, к неблагоприятным последствиям также приводит прием некоторых противосудорожных препаратов. Поэтому, если женщина, вынужденная принимать такие препараты, планирует забеременеть, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Всю первую половину беременности в будущем мозге ребенка очень активно рождаются и развиваются новые нервные клетки (нейроны). В первую очередь, процессы зарождения новых нервных клеток происходят в зоне, окружающей мозговые желудочки. Еще одной зоной рождения новых нейронов является гиппокамп – внутренняя часть коры височных областей правого и левого полушарий. Новые нервные клетки продолжают появляться и после рождения, но менее интенсивно, чем во внутриутробном периоде. Даже у взрослых людей в гиппокампе обнаружены молодые нейроны. Считается, что это – один из механизмов, благодаря которым, в случае необходимости, мозг человека может пластично перестраиваться, восстанавливать поврежденные функции.

Только что народившиеся нейроны не остаются на месте, а «переползают» к местам своей постоянной «дислокации» в коре и глубинных структурах мозга. Процесс этот начинается ближе к концу второго месяца беременности и активно продолжается вплоть до 26-29 недель внутриутробного развития. К 35-й неделе кора головного мозга плода уже обладает структурой, присущей коре взрослого человека.

Каждый нейрон имеет отростки, с помощью которых он взаимодействует с другими клетками организма.

Рисунок 3. Нейрон. Длинный отросток – аксон. Короткие ветвистые отростки – дендриты.

Нейроны, занявшие свое место в мозге, пытаются устанавливать новые отношения с другими нервными клетками, а также с клетками других тканей организма (например, с мышечными клетками). Место, где одна клетка соединяется с другой, называется «синапс». Такие соединения очень важны, так как именно благодаря им мозг формирует сложные системы, в которых информация может быстро передаваться от одной клетки к другой. Внутри клетки информация передается в направлении от тела к окончанию в виде электрического импульса. Этот импульс провоцирует высвобождение в синаптическую щель специфических химических веществ (нейромедиаторов), которые хранятся в окончании нейрона, и посредством которых информация передается от нейрона к следующей клетке.

Рисунок 4. Синапс

Первые синапсы обнаружены у эмбрионов в возрасте 5 недель внутриутробного развития. Наиболее активно образование синаптических контактов между нейронами происходит, начиная с 18 недель внутриутробного развития. Новые связи между нервными клетками образуются практически всю жизнь. В период активного образования синапсов мозг ребенка подвержен негативному влиянию наркотических веществ и некоторых медикаментов, влияющих на обмен нейромедиаторов. К этим веществам относятся, в частности, нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты – препараты, с помощью которых лечат психические расстройства. Если будущая мама вынуждена принимать подобные препараты, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом. И, конечно, беременной женщине следует избегать употребления психоактивных веществ, если ее беспокоит умственное развитие ее ребенка.

Нейромедиаторы – специфические химические соединения, благодаря которым происходит передача информации в нервной системе. От их правильного обмена зависит очень многое в поведении человека. В том числе, его настроение, активность, внимание, память. Есть факторы, которые могут повлиять на их обмен. Один из таких, неблагоприятно воздействующих факторов – курение матери во время беременности. Воздействие никотина порождает сразу несколько эффектов. Мозг опознает никотин как вещество, способствующее его активации, и начинает развивать системы, чувствительные к нему. Попросту, в мозге увеличивается число воспринимающих никотин элементов, улучшается передача информации, осуществляемая посредством никотина. Одновременно, происходит негативное воздействие на обмен тех нейромедиаторов, которые должны вырабатываться самим мозгом. В первую очередь, это касается тех веществ, которые имеют отношение к обеспечению внимания и регуляции эмоций. В исследованиях показано, что курение матери во время беременности в несколько раз повышает риск рождения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Вторым по счету последствием внутриутробного потребления никотина после СДВГ является оппозиционно-вызывающее расстройство, для которого характерны такие проявления как раздражительность, гневливость, постоянно меняющееся, часто негативное, настроение, злопамятность. Еще один эффект курения – ухудшение состояния сосудов, нарушение питания плода. Дети курящих матерей рождаются с низким весом, а низкий вес при рождении сам по себе является фактором риска развития последующих проблем в поведении. Из-за спазма сосудов, вызываемых воздействием никотина, мозг плода подвержен ишемическим инсультам – нарушениям кровоснабжения определенных участков мозга, их гипоксии, которая очень пагубно воздействует на все последующее психическое развитие .

Один из важнейших процессов, происходящих в формирующемся мозге еще не родившегося ребенка – покрытие длинных окончаний нервных клеток (аксонов) миелином (миелинизация). Покрытый миелином аксон изображен на одном из предыдущих рисунков (рисунке нейрона). Миелин – вещество, которое в чем-то подобно изоляции, покрывающей провода. Благодаря ему электрический сигнал перемещается от тела нейрона к окончанию аксона очень быстро. Первые признаки миелинизации обнаруживаются в мозге 20-недельных плодов. Этот процесс происходит неравномерно. Первыми миелином покрываются аксоны, образующие зрительные и двигательные нервные пути, которые в первую очередь пригодятся новорожденному младенцу. Чуть позже (практически перед рождением) начинают покрываться миелином слуховые пути.

Клетки одной из мозговых тканей – нейроглии, производящие миелин, очень чувствительны к недостатку кислорода. Также на миелинизацию мозга плода может повлиять воздействие токсинов, наркотических веществ, дефицит необходимых мозгу веществ, поступающих с пищей (в частности, витаминов группы В, железа, меди и йода), неправильный обмен некоторых гормонов, таких, например, как гормоны щитовидной железы.

Крайне вредным для нормального протекания процессов миелинизации является алкоголь. Он препятствует миелинизации и, в результате, может стать причиной тяжелых нарушений психического развития, сопровождающихся умственной отсталостью ребенка. Воздействие алкоголя может иметь и неспецифический эффект, приводя к возникновению разнообразных пороков развития.

О том, насколько интенсивно развивается мозг ребенка, находящегося в утробе матери, говорит хотя бы тот факт, что в период с 29 по 41 неделю, мозг увеличивается почти в 3 раза! Во многом, это происходит за счет миелинизации.

О психическом развитии ребенка во внутриутробном периоде известно сравнительно мало. В то же время существуют некоторые интересные факты.

Начиная с 10 недель внутриутробного развития, дети сосут большой палец (75% - правый). Оказывается, что будущие правши, в большинстве своем, предпочитают сосать правый палец, а будущие левши – левый .

При контактном воздействии звуком на живот беременных женщин (37-41 неделя беременности) через наушники обнаружена достоверная активация в височных областях у четырех и в лобных у одного плода – тех самых зонах коры головного мозга, которые впоследствии будут принимать участие в обработке речевой информации. Это говорит о том, что мозг ребенка активно готовится существовать в той среде, которая ему предназначена.

Литература:

Nomura Y., Marks D.J., Halperin J.M. Prenatal Exposure to Maternal and Parental Smoking on Attention Deficit Hyperactivity Symptoms and Diagnosis in Offspring // J Nerv Ment Dis. 2010 September; 198(9): 672-678.
Читать оригинал статьи >>

Tau G.Z., Peterson B.S . Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168
Читать оригинал статьи >>

Савельев С.В. Эмбриональная патология нервной системы. – М.:ВЕДИ, 2007. – 216 с.

АлвоГений - это 200 мг одного из основных компонентов Омега-3 - Докозагексаеновой кислоты (ДГК). Препарат выпускается в удобных, мягких капсулах и подходит в качестве источника витаминов для беременных и кормящих женщин. Уникальная, растительная ДГК, без возможных загрязнений Мирового океана. Способствует здоровому развитию головного мозга у плода, укрепляет здоровье матери во время беременности и компенсирует недостаток витаминов в период лактации. 1

ДГК (ОМЕГА 3) - ВИТАМИНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОЗГА

Существует много типов Омега-3 жирных кислот и витаминов на их основе.

Какие именно витамины следует принимать?

Для развития головного мозга и для здоровья - ответ очень прост: особое внимание надо уделить приему именно ДГК и витаминам для беременных и кормящих мам, которые выпускаются на их основе. И это - АлвоГений. То, что нужно именно Вам и Вашему малышу.

Омега-3 - витамины для красоты и здоровья

Что является источником ДГК и полиненасыщенных жирных кислот, которые дают энергию для полноценной жизни? Конечно, это Омега-3. В организме человека это вещество не синтезируется, а потому каждый, кто заботится о своём здоровье, должен употреблять в пищу продукты, богатые Омега-3.

Этот компонент особенно важен для будущих матерей и для кормящих женщин, так как в этот непростой период они должны обеспечивать полезными веществами не только себя, но и своего малыша.

Витамины для кормящих мам

Все органы и системы новорождённого очень быстро развиваются, для этого им нужен полноценный «строительный материал». А он в достаточном количестве содержится в комплексе Омега-3. Малышу ещё рано пить витамины, но если мама будет употреблять полезные вещества в нужном количестве, то детский организм получит всё необходимое в полном объёме.

Омега-3 незаменим для:

  • Развития мозговых клеточных мембран;
  • Укрепления иммунной системы;
  • Развития памяти и внимания.

Хотите видеть своих детей здоровыми и счастливыми? Не забывайте принимать витамины при лактации!

1 Innis, S. (2005). Essential fatty acid transfer and fetal development. Placenta, S70-S75.
2 Jensen, C. V. (2010). Effects of early maternal docosahexaenoic acid intake on neuropsychological status and visual acuity. The Journal of Pediatrics, 157, 900-905.
3 Smuts, C. H. (2003, March). A randomized trial of docosahexaenoic acid supplementation during the third trimester of pregnancy. Obstetrics & Gynecology, 101(3), 469-479.
4 Brenna, J. L. (2009). Background paper on fat and fatty acid requirements during pregnancy and lactation. Annals of Nutrition & Metabolism, 55, 97-122.
5 Simopoulos, A. (2002). The importance of the ratio of omega6-omega3 essential fatty acids. Biomedicine and pharmacotherapy, 56, 365-379.
6 Simopoulos, A. (2006). Evolutionary aspects of diet, the omega 6- omega3 ratio and genetic variation- nutritional implications for chronic diseases. Biomedicine & Pharmacotherapy, 60, 502-507.
7 Innis, S. (2007). Dietary (n-3) fatty acids and brain development. The Journal of Nutrition, 855-859.
8 Hughes, T. B. (2005). New paradigms for supporting the resilience of marine ecosystems. Trends in ecology and evolution, 380-386.
9 Ramón, R. B. (2009). Fish consumption during pregnancy, prenatal mercury exposure, and anthropometric measures at birth in a prospective mother-infant cohort study in Spain. The American Journal of Clinical Nutrition, 90, 1047-1055.
10 Arterburn, L. H. (2006). Distribution, interconversion, and dose-response of n-3 fatty acids in humans. Am J Clin Nutr, 1467S-1476S

11 Jacobson, J. J.-E. (2008). Beneficial effects of a polyunsaturated fatty acid on infant development: Evidence from the Inuit of Arctic Quebec. J Pediatr, 152, 356-64.
12 Forsyth, J. W. (2003). Long chain polyunsaturated fatty acid supplementation in infant formula and blood pressure in later childhood: follow up of a randomised controlled trial. BMJ, 326, 953-955.
13 Bossart, G. (2006). Marine mammals as sentinel species for oceans and human health. Oceanography, 19(2), 134-137.
14 Charuku, S. M.-D.-K. (2003). Higher maternal plasma docosahexaenoic acid during pregnancy is associcated with more mature neonatal sleep-state patterning. Am J Clin Nutr, 608-613.
15 Hanson, L. K. (2002). The role of breastfeeding in prevention of neonatal infection. Semin Neonatol, 275-281.
16 Wagner, C. G. (2008). Prevention of rickets and vitamin D deficiency in infants, children and adolescents. Pediatrics, 1142-1152.
17 Prayer, D. K. (2005). MRI of normal fetal brain development. European Journal of radiology, 199-216.
18 Paolicelli, R. C. (2011). Synaptic pruning by microglia is necessary for normal brain development. Science, 1456-1458.
19 Hepper, P. S. (1994). Development of fetal hearing. Archives of disease in childhood., 71, F81-F87.
20 Hoffman, D. T. (2004). Maturation of visual acuity is accelerated in breast-fed term infants fed baby food containing DHA-enriched egg yolk. The Journal of Nutrition, 134(9), 2307-2313.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»