Что можно кушать 4 месячному малышу. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке? Крупы, мучные и хлебобулочные изделия в рационе ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

И может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, .

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит .

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс . Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья . Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро . Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, .

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт . Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные .

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика . Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт . Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки . Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение . Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки . Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку» . На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Во избежание лишних тревог или, напротив, нежелательного спокойствия узнайте, из статьи врача-офтальмолога.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Вашему малышу уже 4 месяца. Он подрос и вы, если присмотритесь внимательней, увидите интересные изменения, которые происходят с цветом его глаз и цветом волос. Волосики, с которыми родился малыш (тоненькие, нежные, кудрявые), постепенно выпадают, и на их месте вырастают новые. Заметим, что этот процесс может длиться месяц, а то и два.

На 4 месяце жизни цвет глаз ребенка тоже меняется. Если ребенок родился со светлыми (например, с голубыми) глазами, а у мамы и папы глаза карие, то в течении первого полугодия, цвет глаз малыша может поменяться. Не пугайтесь - это природный процесс. У большинства новорожденных глазки светлые, но к 4-5 месяцам, они темнеет. Только если цвет глаз до шести месяцев не изменится, можно с уверенностью сказать, что этот цвет - навсегда.

У малышей, родители которых темноволосые и кареглазые, цвет глаз преимущественно светло-коричневый. Но когда ребенок достигает 4-месячного возраста, цвет его глаз становиться таким же темным как у его мамы или папы. Поэтому четвертый месяц жизни малыша можно назвать как месяц становления нового качества волос и нового цвета глаз.

«Родничок» на головке еще открыт, он не имеет костной ткани, но с каждым месяцем его размеры уменьшаются. Не забывайте, что «родничок» нужно держать в чистоте.

С каждым месяцем, малыш продолжает набирать в весе. Родители, у которых есть возможность проконтролировать прирост массы тела ребенка, должны знать, что эта цифра составляет от 140 до 170 г в неделю. Итак, за 4-й месяц жизни ваш карапуз наберет в весе от 600 до 750 г. Рост ребенка увеличиться приблизительно на 2-2,5 см. Благодаря постепенному развитию и усовершенствованию мышц, тело грудного ребенка приобретает крепкий и сформированный вид. Не стоит забывать, что все выше перечисленные показатели, это всего лишь ориентированная норма, с помощью которой, родители сами могут контролировать физическое развитие своего малыша. Для каждого малыша природа запрограммировала его индивидуальные темпы увеличения массы тела и роста.

В конце четвертого месяца ваш малыш уже уверенно держит головку, когда лежит на животике. Даже в положении на спине, он с легкостью поднимает головку, для того чтобы как можно лучше изучить свои маленькие ножки. Вы заметите, что малыш с удовольствием крутит головкой во все стороны - он рассматривает все вокруг и с интересом наблюдает за вами, за вашими действиями.

В возрасте трех месяцев, ребеночек еще не может переворачиваться со спинки на животик. На 4-м месяце жизни ему это уже под силу. Обратите внимание, что малыш, лежа на животике, уже может удерживать свое тельце, при этом он опирается на предплечья обеих рук. Сейчас малыш более уверенно может попробовать удерживать головку и свою грудную клетку с помощью одной руки, для того чтобы освободить другую ручку и дотянуться, а возможно и схватить что-то интересное.

На четвертом месяце жизни продолжает усовершенствоваться координация движений ручек у вашего малютки. Он не просто поднимает ручки, но и следит за ними координированным, целесообразным взглядом. Пальчики на ручках не сжатые - ручка распрямленная. Малыш берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой со стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Это упражнение доставляем малышу наибольшую радость. А самыми «сладкими» на вкус остаются погремушки, собственные пальчики и кулачки.

Самым любимым упражнением малыша в этот период становиться «велосипед» - попеременное поднимание ножек. Время от времени малыш разгибает ножки в коленках, но в основном, когда он спокойно лежит его ножки находятся в согнутом состоянии. Ежедневно занимаясь гимнастикой с ребенком, вы увидите, что двигательная активность ног очень улучшилась по сравнению с предыдущим месяцем, при чем во всех суставах.

Поставьте малыша на стопочки - вы видите, он сгибает и разгибает ножки. Такие упражнения хорошо делать для укрепления ножек. Они доставляют ребенку особенное удовольствие, если сопровождаются вашим пением.

Во время купания малыш, проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит, и даже, кричит из-за того, что у него не получается это сделать. В этих движениях проявляется желание малыша учиться ползать. Помогите вашему малышу в его начинании.

Некоторые родители считают, что в 4-месячном возрасте, ребенок уже должен сидеть или же хотят ускорить этот процесс, для этого высаживают малыша в подушки. Конечно, малышу это нравиться, он может сам удерживать головку вертикально. Но мы настоятельно советуем не делать этого. Во-первых: мышцы малыша еще не достаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Во-вторых: ни в коем случаи нельзя долго оставлять ребенка одного в положении сидя, потому что его спинка пребывать в вертикальном состоянии не может и поэтому она выгибается, тем самым способствует деформации позвоночника и утомляет ребенка. Не торопи те события. Используйте данное упражнение, когда занимаетесь гимнастикой с малышом: возьмите его за ручки и подтяните в положение, сидя, за тем спокойно, тихонько опустите. Это упражнение укрепит позвоночник ребенка.

Иногда, во время занятий гимнастикой можно услышать потрескивание в локтевых и коленных суставах. Не беспокойтесь - это происходит по причине не зрелости суставного аппарата, в состав которого входят мышцы, кости, сухожилия, хрящи. Через несколько месяцев занятий массажем и гимнастикой, мышцы ручек, ножек и туловища карапуза окрепнут, и такие явления уже не будут беспокоить вас и вашего малыша.

В четырех месячном возрасте ребенок стремиться к общению с вами. Старайтесь, как можно больше с ним разговаривать и озвучивать все, что вы делаете.

Сейчас малыш обращает внимание на все звуки, окружающие его - тихие, громкие, прислушивается к шуму. Большинству деткам нравиться слушать музыку: тихую, спокойную или ритмичную. Это их успокаивает и развеселяет. Но наибольшее удовольствие малышу доставляют звуки, так сказать собственного производства. Он снова и снова повторяет их «удачную» комбинацию, как будто, пытается запомнить собственное вокальное произведение.

Кстати, в будущем, многие слоги будут легче выговариваться малышом, но уже в составе настоящих слов. Его своеобразное «мурлыкание», постепенно измениться на «хихиканье», а за тем и на отдельные звуки, такие как «а», «у», «е», «ы», «га».

Если, играя с малышом, вы пощекочите его за животик, то малыш начнет громко смеяться - это ответная реакция щекотания и сигнал социального развития вашего ребенка. Если вдруг настроение малыша изменилось - он стал нервным, сонным, апатичным, попробуйте найти тому причину. Если вы ограничили его среду восприятия - сей час же исправьте эту ошибку. Прогулки на улице заключаются не только в сладком сне на свежем воздухе, но и в знакомстве с окружающей средой. Ведь как много всего интересного вокруг! Покажите ребенку цветочек, веточку елки, листочки дерева, овощи, фрукты, собачку, которая пробегает рядом, голубя, что собирает крошки хлеба, снег и т.д. Малыш получит от прогулки большое удовольствие, узнает много нового. Не забывайте о вашей самой важной миссии - вы впервые в жизни этого создания знакомите его с миром. А вознаграждением за ваши старания будет искренняя улыбка вашего малыша.

Кстати, именно улыбка является самым главным проявлением счастья и удовлетворения. Она становиться проявлением любви ко всем, кто заботится о малыше. Много разговаривайте с малышом и обязательно хвалите его за все достижения, помогите ему успешно преодолеть ступеньки развития.

Малышу нравиться наблюдать за движущимися предметами. Движения глазных яблок стали координированными. Если взять яркую игрушку (желтого, голубого, оранжевого, красного цвета) и показывать ее ребенку на расстоянии 25-30 см, то можно увидеть, что он не только поймает ее взглядом, но и будит следить за ней взглядом по всей траектории перемещения игрушки: вправо, влево, вверх, вниз. Обратите внимание - глазки уже не должны косить.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Для ребенка на четвертом месяце жизни большое значение имеет становление языка, развитие движений и расширение диапазона эмоциональных реакций. Для этого необходимо правильно организовать то время, когда ребенок не спит.

Если малыш не спит не оставляйте его в кроватке - старайтесь, что бы он проводил это время на пеленальном столике (на плотной поверхности). Вы можете сделать малышу поглаживание, затем массаж, можно заняться гимнастикой. Занятия взбодрят и развеселят вашего малыша. И уж точно порадуют вашего маленького карапуза такие упражнения - выкладывайте ребенка на животик и ставьте перед ним яркую игрушку на расстоянии вытянутой руки, понаблюдайте за малышом - ребенок не только сосредоточит свое внимание на игрушке, он захочет дотянуться к ней и потрогать. С игрушками можно экспериментировать и предлагать малышу каждый раз другую по форме (кубик, мячик), по цвету, по материалу (тканевая, пластиковая и т.д.). Таким образом, занимаясь с ребенком каждый день этими не сложными упражнениями, вы будете стимулировать и развивать желание у вашего малыша к ползанию.

Ребенок, как и в предыдущий месяц, стремится к общению с вами. Малышу необходимо, чтобы с ним ласково и долго разговаривали, пели песенку. Есть детки, которых успокаивает негромкая спокойная музыка. Это могут быть как произведения классики, так и детские песенки. Рассказывайте вашему малышу детские стишки, коротенькие сказки и просто старайтесь разговаривать с ним как можно больше, не зависимости чем вы занимаетесь - купаете ребенка, кормите, одеваете - озвучивайте все ваши действия.

Когда вашему малышу исполниться 4 месяца, вам необходимо посетить вашего участкового педиатра. Он измеряет рост ребенка, его вес, определит физико-психическое развитие. Так как вы уже хорошо знакомы с вашим детским врачом, можете задать ему все интересующие вас вопросы относительно режима дня, введения в рацион ребёнка новых продуктов питания (соки, фруктовые пюре и т.д.), новых игрушек для ребенка, которые наилучшим образом развивали его психоэмоциональную сферу.

Педиатр со своей стороны должен проконтролировать проводится ли профилактика анемии и рахита, соблюдаются ли сроки вакцинакции.

С каждым днем малыш растет и развивается и требует от вас заботы, любви, внимания и терпения. Не забывайте, что ваш ребенок индивидуален, и к нему нужно искать подход, определенные методы воспитания, присматриваться к нему и прислушиваться. Даже если вы опытная мама, и у вас это не первый ребенок - не останавливайтесь на вашем предыдущем опыте воспитания старших деток - постоянно узнавайте что-то новое о вашем малыше, наблюдайте за ним, при возникновении вопросов обращайтесь к вашему педиатру или к семейному врачу, ведь от этого зависит здоровье и будущие вашей семьи.

Первые зубки у грудных деток появляются, как правило, в 5 или в 6 месяцев. Но есть определенный процент малышей, для которых процесс прорезания молочных зубчиков начинается в конце 4-го месяца. Вы заметите, как изменится поведение вашего малыша в этот период. Приведем только некоторые признаки, на которые нужно обратить внимание: ребенок нервный, беспокойный, практически все тянет в ротик и покусывает деснами, может подниматься температура до 38-39 °С. Также процесс прорезания зубок, часто сопровождается расстройствами пищеварительной системы, насморком и заболеванием горла. Мы привели общие признаки, каковы они будут у вашего ребенка зависит от реакции организма, типа телосложения и зрелости периферийной и центральной нервной системы.

В том месте, где должен появиться зубчик десна будут красные и немного припухшие. В основном первыми появляются нижние центральные резцы. Сейчас малыш все тянет в ротик, чтобы немножко почесать воспалившееся десна. Поэтому рекомендуем приобрести для него грызунчик – резиновая игрушка в виде колечка или другой формы с жидкостью внутри. Ее нужно положить в холодильник на некоторое время, чтобы жидкость охладилась, а потом предложить малышу. Дело в том, что холод действует успокаивающе на десна, он устраняет ощущение боли и чесания десен. На сегодняшний день в аптеке вам могут предложить большой выбор гелей, в состав которых входит анестезин, который выполняет функцию обезболивания, а также успокаивает десна в местах их раздражения.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 700-750 гр. в среднем за месяц;
  • рост ребенка увеличивается на 2-2,5 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может удерживать маленькие предметы между указательным и большим пальцами;
  • удивлено смотрит на предмет, который упал и на место, с которого он упал;
  • все предметы, которые попадаются в руки, малыш, отправляет на «тестирование» в ротик;
  • плещется в ванной и получает удовольствие во время купания;
  • кроха интересуется запахами и различает их;
  • самостоятельно переворачивается с спинки на животик и наоборот;
  • организм ребенка подготовился к употреблению более плотной еды (прикорм);
  • пробует выполнить «плавательные» движения и перемещаться в кроватке;
  • в положении на спине и животе, поворачивает головку в разные стороны;
  • ребёнок длительное время удерживает головку;
  • на разных расстояниях фокусирует взгляд.

Интеллектуальные навыки:

  • у ребенка увеличивается длительность активного период после дневного сна (около одного часа).
  • у присутствии людей, малыш больше улыбается и «разговаривает» (гукает).
  • у ребенка наблюдается кратковременная память от 6 до 8 секунд.
  • ребенку нравиться имитировать знакомый тон и издавать разные звуки.

Социальные навыки:

  • интересуется своим отображением в зеркале и улыбается ему;
  • ребенок смеётся, когда с ним разговаривают и требовательно кричит, если игра останавливается;
  • малыш смеётся, если его пощекотать за ножку или под ручками;
  • издает звуки, чтобы привлечь чьё-то внимание;
  • с удовольствием слушает музыку;
  • ребенок любит играться во время игры.

Режим дня

На четвертом месяце режим дня малыша нужно организовать в правильной последовательности: спит - кушает - гуляет - спит и т. д. Между сном и кормлением необходимо соблюдать определенные периоды - это способствует хорошему аппетиту у ребенка.

Днем ребенок спит два или три раза: один раз утреннее время после завтрака и два раза после обеда.

Ночью сон малыша становиться беспрерывным, более длительным - около 10-11 часов, и глубоким.

Вы сами должны определить время, когда нужно класть спать ребенка, так как у каждого малыша есть свои индивидуальные биоритмы.

Как же узнать хочет ребенок спать или нет? Если малыш устал от игры, он капризный, зевает, трет глазки или наоборот стал очень активным, крутит ритмично головкой и сосет свой большой палец - это признаки усталости, которые подскажут маме, о том, что малышу пора в кроватку. Как только вы заметите такое поведение ребенка сразу же кладите его спать и не предлагайте ему новые игры, этим вы только расстроите малыша. В данном случае все зависит от вашего таланта и умения разгадывать «код засыпания» вашего малыша.

Ночной сон становиться более спокойным и имеет продолжительность около 9-11 часов. Днем малыш спит 3- 4 раза от 1,5 до 2 часов, при этом дневной сон должен быть на свежем воздухе. Каждый вечер, непосредственно перед сном купайте ребенка - водные процедуры способствуют хорошему сну. Можно проводить воздушные ванны по 10-15 минут перед купанием.

Температура воздуха в комнате малыша не должна превышать 21-22 °С. Более высокая температура плохо влияет на рост и развитие ребенка.

Помещение необходимо проветривать, лучше всего сквозным проветриванием, при этом обмен воздухом осуществляется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Сквозное проветривание проводят 5 раз в день во время отсутствия ребенка. После проветривания температура воздуха в комнате должна снизиться на 2-3 °С. В летнее время необходимо постоянно держать открытой форточку, при этом закрывать ее только на ночь.

Прогулки с ребенком проводите при температуре воздуха не ниже – 10 °С два раза в день зимой - 1,5-2 часа. В холодное время года, чтобы избежать обморожения, на лицо малыша наносите ланолиновое масло или детский крем. В летнее время длительность прогулок увеличивается до 2-2,5 часа 2 -3 раза в день. Приучайте ребенка спать на свежем воздухе - для него это очень полезно.

Малыша нужно приучать не только к низким температурам, но и к высоким. Выносите малыша на улицу при температуре +31 °С, сначала на одну минуту, постепенно увеличивайте прогулку до 30-60 минут, потом при температуре +32 °С, +33 °С, +35 °С. Ребенок должен находиться не на солнце, а в тени под листьями деревьев. Малыш привыкнет, и будет хорошо переносить высокую температуру. Ребенок должен быть легко одет (тоненькая маечка и ситцевые ползунки.)

При закаливании ребенка, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • ребенок должен быть полностью здоровым;
  • при закаливании нужно учитывать индивидуальные особенности малыша, его положительные эмоциональные реакции;
  • постепенно наращивать интенсивность закаливающих процедур;
  • занятия должны проводиться систематически;
  • закалять ребенка можно начинать в любое время года;
  • после перерыва закаливающие занятия с малышом нужно восстанавливать сначала.
Очень важный способ закаливания – воздушные ванны, которые на четвертом месяце жизни ребенка совмещаются с влажными обтираниями. Воздушные ванны начинайте проводить по 5-10 минут два раза в день при температуре воздуха 21-22 °С. Малыша оставляйте раздетым, периодически меняйте положение тела. Потом перейдите к обтираниям (сначала к сухим, потом к влажным).

Сухие обтирания проводят мягкой варежкой с махровой ткани до появления на коже легкого покраснения, при этом нужно учитывать нежность кожи малыше.

Приблизительно через неделю можно перейти к влажным обтираниям. Для этого смочите в влажной воде махровую варежку, слегка отожмите и оботрите сначала ручки ребеночка от кончиков пальцев до плеч, потом ножки, грудную клетку, живот и спинку. После этих процедур все части тела нужно осторожно растереть с помощью полотенца до высыхания и легкого покраснения. Влажные обтирания начните с температуры воды 36°С. Потом раз в три дня температуру воды понижайте на 1°С. Длительность данной процедуры 1-1,5 минут.

Влажные растирания следует совмещать с массажем и гимнастикой, которые нужно проводить один раз в день. Длительность данной процедуры 8-9 минут. Каждое упражнение нужно повторять 5-6 раз. Обязательно придерживайтесь регулярности и последовательности.

  • движения руками с обниманием тела;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • отклонения головы назад в положении на весу;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку.

Питание ребёнка

В этом возрасте для ребеночка самой вкусной, рациональной и питательной едой остается мамино молочко. Ведь для вас обоих это не просто процесс кормления, а возможность очень близкого общения, взаимопонимания, нежности и любви. Если вы заметили, что молока у вас стало немного меньше - не расстраивайтесь, приложите все усилия, чтобы увеличить лактацию - это нужно вашему малышу. Беря во внимание рекомендации современной медицины можно пить травяной чай, который вы приобретете практически в любой аптеке. Не забывайте также о том, что кормящая мама должна отдыхать, хорошо питаться, пить много теплой жидкости (чай со сгущенкой, компот, травяной чай и т.д.).

Малыша нужно кормить 6 раз в сутки через 3,5 часа с ночным интервалом после кормления около 6,5 часов. В зависимости от вида вскармливания ( , искусственное вскармливание) на четвертом месяце можно вводить первый - фруктовый сок или фруктовое пюре. При этом количество кормлений сократиться до 5 раз в сутки через четыре часа, а ночной интервал, наоборот увеличиться до 8 часов. Сразу, после того как ребенок проснется, будет первое кормление.

Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, вводят , начиная с 4 месяца.

Время кормления для детей, в рацион которых не ввели прикорм: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Время кормления для детей, в рацион которых ввели прикорм: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.

Примерная схема вскармливания ребенка на 4 месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Объем еды на одно кормление, мл

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Фруктовое пюре (тёртое яблоко)

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

После каждого кормления у вас есть 1,5-2 часа, которые нужно провести с пользой для ребенка - игры, массаж, гимнастика, воздушные ванны. Перед ночным сном период бодрствования можно сократить до одного часа.

Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.

Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, и уже демонстрирует свои навыки.

Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

Зрение
  • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
  • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
  • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
Слух
  • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
  • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
  • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
  • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
Первые звуки
  • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
  • Он издает некоторые звуки , к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
  • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
Время бодрствования и сна
  • Время бодрствования крохи увеличивается.
  • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
  • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

  1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
  2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
  3. Лежа на животе , приподнимается на руках и хорошо держит голову.
  4. Понимает , что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
  5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
  6. Может садиться , когда его слегка тянут за руки.

Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца

К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.

В этом возрасте у малыша активно развивается мозг и нервная система:

  • У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
  • Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
  • Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
  • Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
  • Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
  • Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
  • В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.

Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?

Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.

Одни из них советуют начинать докармливать малыша с 4 месяцев, другие говорят, что при достаточном количестве молока у кормящей женщины, лучше начинать прикорм с 6 месяцев.

Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре .

Редко кто из современных мам готовит самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.

Если малыш недостаточно набирает вес или у мамы не хватает молока, прикорм начинают с кашки. При этом используют не молочную смесь, которую выпускают как заменитель грудного молока, а именно кашу (овсяную, гречневую или рисовую).

Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?

К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.

Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:

Учимся самостоятельно переворачиваться Малыша кладут спиной на ровную плоскость и показывают ему какой-либо яркий предмет , при этом перемещая его вправо, чтобы ребенок потянулся за ним. Пытаясь дотянуться за яркой игрушкой, он повернется на бочок.

Вновь заинтересуйте малыша, чтобы он повернулся на животик . Помогите крохе, если у него не сразу все получается. Дайте ему подержать желаемую игрушку, затем проделайте поворот в правую сторону.

Качели Лежащего на спине ребенка берут за ручки и слегка потягивают на себя , чтобы малыш немного приподнял туловище. Аккуратно верните кроху на место. Такое упражнение способствует укреплению мышц живота и помогает ребенку увидеть, что находится вокруг.
Тянемся за игрушкой Ребенок должен научиться брать игрушки из разных положений – лежа на спине, животике или на боку. Для этого их кладут на небольшом отдалении, чтобы побудить малыша дотянуться до понравившихся ему вещей. Такие действия укрепляют ручки, спину и мышцы живота, помогают быстрее освоить навыки ползания.
Отрабатываем захватывающие движения В первое время, когда ребенок делает попытку схватить игрушку , он совершает много лишних движений, так как с первого раза взять ее не получается. Чтобы помочь малышу освоить захват и удержание в руке различных предметов, проделывают несложное упражнение.

В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы . После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова.

После того, как ребенок начнет уверенно доставать и держать развешенные над кроваткой предметы, их немного отодвигают от малыша, вынуждая его дотягиваться до них.

Сжимаем и разжимаем игрушки Для тренировки пальчиков и кистей рук, покажите малышу, как можно сжать резиновую игрушку . Звук, который она издает, заинтересует кроху, и он с удовольствием повторит действие взрослых.

Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша

Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.

Вот только несколько из них:

Знакомимся с разными звуками Покажите малышу звуки , которые издает колокольчик, барабан, металлофон или бубен. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, затем покажите, какой звук он издает, и дайте малышу потрогать и поближе познакомиться с источником звука.

Что получит: Повторяя процедуру несколько раз, вы закрепите знания ребенка о звучании предмета. Со временем малыш научится соотносить названия вещей с их образом и звучанием.

Изучаем свойства предметов Возьмите несколько предметов из разных материалов – дерева, пластмассы, металла и резины. Все вещи должны быть небольшого размера и удобно помещаться в детской ручке. Предложите крохе по очереди потрогать игрушки.

Что получит: Овладевая ощупывающими действиями, малыш лучше познает мир, у него развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Познаем свое тело В 4-х месячном возрасте малыш интересуется своим телом , с удовольствием разглядывая свои руки и ноги. Возьмите кроху за руку и дотроньтесь пальчиками до его носика. Объясните, как он называется, покажите, где находится нос у вас, дайте малышу его потрогать. Те же действия повторите с другими частями тела. Пусть кроха потрогает свое ушко, ручку или ножку.

Что получит: Тактильные действия в совокупности со словами помогает малышу обеспечивать целостность восприятия, объединяя зрительные, тактильные и слуховые ощущения.

Развиваем голосовой репертуар Малыш с каждым днем произносит все больше различных звуков . Ему нравится лепетать, прислушиваясь к своему голосу. Для развития голосового восприятия и освоения разных звуков чаще говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте сказки или пойте песенки.

Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д.

Что получит: Малыш соединит воедино зрительные и слуховые ощущения и научится соотносить предмет с его названием.

Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.

На самом деле, чем больше взрослые общаются с маленьким человечком, тем лучше это скажется на его умственном и эмоциональном . Общайтесь с малышом как можно больше, удовлетворяя его тягу к познанию мира.

Обсуждение вопросов детского питания:

К 4 месяцам рожок получает общее признание. Большинство детей, сосущих грудь, время от времени принимается за бутылочку. Если у Вас есть возможность, конечно же, продолжайте кормить, начиная, при этом, постепенно вводить в рацион Вашего ребенка твердую пищу, например, протертую фруктовую смесь в полдник.

Существует мнение, что, начиная с этого периода, Ваше молоко постепенно теряет свои питательные качества, обедняется. Это не является общим правилом, и в значительной мере зависит от Вашего питания, здоровья и ритма жизни, В любом случае, будучи дополнено некоторыми другими источниками питательных веществ, материнское молоко остается самой сбалансированной пищей для ребенка. Важно, однако, также учитывать, что чем позднее Вы приступите к отнятию от груди, тем тяжелее это может оказаться с психологической точки зрения для вас обоих.

Если Вы даете рожок

Если у Вас есть возможность, используйте детское молоко второй возрастной ступени, обогащенное железом.

В возрасте 4-5 месяцев можно начинать переходить к четырем приемам пищи в день совсем как у больших! Вот приблизительный суточный рацион ребенка в этот период:

Кормление грудью или ~8О-24О мл молока (6-8 мер порошка) +50 мл свежеприготовленного фруктового сока.

Уже начиная с четырех месячного возраста, начинайте добавлять в бутылочку с молоком немного овощного пюре. Постепенно уменьшайте количество воды и молока, увеличивая долю овощей. Для этих целей потребуется приспособить соску, используя модель с регулируемым выходом или просто увеличив размер дырочки. Начиная с шестимесячного возраста можно вводить в рацион мясо, избегая жирных сортов, таких, как свинина или баранина, и отдавая предпочтение говядине и птице.

Особого упоминания заслуживает рыба, богатая витамином Е, столь важным для роста и развития ребенка. Осторожно, мелкие косточки!

Превосходным продуктом является говяжья печень, богатая витаминами и, особенно, железом. Следует, однако, соблюдать крайнюю осторожность в отношении ее качества и свежести и покупать ее только в местах, где гарантирован строгий ветеринарный и гигиенический контроль.

Какие овощи и как их готовить?

Дайте Вашему ребенку возможность открыть новые вкусовые ощущения и разнообразьте удовольствия, предлагая ему в разные дни морковь, шпинат, репу, всякий раз заправленные небольшой картофелиной. Дождитесь одного года, прежде чем давать ему капусту Свежие овощи не должны храниться несколько дней. Для того чтобы они сохранили максимум витаминов, лучше всего готовить их на пару или в микроволновой печи. Если Вы их варите, то объем воды должен быть минимальным и, прежде чем опускать овощи, ее следует довести до кипения. Богатый витаминами овощной отвар может служить прекрасной основой для супов (кроме отваров зеленых овощей). Если Вы готовите мороженые овощи, прочтите и соблюдайте инструкцию по приготовлению, при этом никогда не замораживайте снова единожды размороженные продукты.

Часто мороженые овощи содержат больше витаминов, чем свежие, хранившиеся дома в течение нескольких дней. Никогда не добавляйте соль, лишь чуточку сливочного масла.

В ПОЛДНИК

Протертые фрукты, если возможно, из ложки. Основной принцип - разнообразие. Отдавайте предпочтение легко усвояемым фруктам: яблокам, грушам, персикам, киви, бананам, Выбирайте самые спелые плоды, они легче перевариваются. Не стоит давать клубнику, так как она часто вызывает аллергические реакции. Снимаемая кожура должна быть максимально тонкой, так как именно под ней находятся основные витамины. Возьмите 1/2 банана и 1/2 очищенного яблока, добавьте к ним сок 1/2 апельсина или грейпфрута (последний предпочтителен, ибо реже вызывает аллергию). Если Вы хотите сделать смесь более густой, добавьте пару печений. Для ребенка с избыточным весом можно заменить печенье нежирным творогом.

Кормление грудью, или искусственное молоко в том же объеме, что и утром. Начиная с 6-го месяца, Вы можетё добавлять к утреннему и вечернему молоку (разумеется, если речь идет об искусственном молоке) от 4 до 6 чайных ложек детской смеси, состоящей из различных измельченных круп: пшеничной, рисовой, ржаной, овсяной, гречневой и т. д. Традиционно российским блюдом является каша, питательные качества которой отлично отвечают и потребностям ребенка. Как следует протерев ее, Вы можете также добавлять несколько ложек к утренней и вечерней порции молока. Не забывайте лишь о том, что крупы, содержащие клейковину, не следует давать детям до 6 месяцев.

С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ДАВАТЬ ЯЙЦО?

В 6 месяцев можно начинать давать ребенку исключительно яичный желток, богатый белками, жирами и железом. Дождитесь одного года, чтобы давать ему белок, часто являющийся причиной особого вида аллергии.

В СЛУЧАЕ ЗАПОРОВ

Овощи и фрукты, сырые или вареные, являются естественными средствами, идеально подходящими для восстановления кишечного транзита.

В СЛУЧАЕ ЛЕГКОЙ ДИАРЕИ

Избегайте фруктовых соков. Раздавите очень спелый банан и смешайте его с тертым яблоком, предварительно оставленным на воздухе и имеющим коричневатый оттенок. Превосходными закрепляющими средствами являются также морковное пюре и рис в любых его формах.

ЕСТЬ ИЗ ЛОЖКИ, КАК ВЗРОСЛЫЕ

Ложечку за маму, ложечку за папу. Мы мешкаем, глотаем нехотя. Разные дети поразному реагируют на ложку. Вооружитесь терпением и будьте уступчивыми, чтобы полдник не превратился в рукопашную. Если после нескольких попыток Вы продолжаете натыкаться на категорический отказ, вернитесь на некоторое время к рожку.

Эти незаменимые баночки

Начиная с 4-х месяцев, баночки с детским питанием представляют собой идеальный вариант для занятых или не очень-то пристрастных к кухне мам.

Прежде всего, это диетические изделия, не содержащие ни искусственных красителей, ни консервантов. Входящие в их состав пищевые ингредиенты точно дозированы в соответствии с потребностями ребенка. Детское питание представлено широким ассортиментом самых разнообразных смесей, изготовленных из продуктов гарантированного качества. Кто из нас, взрослых, устоят перед искушением отведать душистого пюре из яблок и красной смородины! По способу приготовления смеси варьируются от полностью гомогенизированных пюре до Настоящих блюд "кусочками" - Найдется чем полакомиться в любом возрасте.

СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Проверьте указанные на этикетке срок годности и возрастную ступень, для которой предназначена смесь. Не открывавшиеся баночки могут храниться в шкафу при комнатной температуре. Открытые баночки следует держать в холодильнике не более 48 часов. При покупке смеси проверьте крышку на баночке: она должна быть совершенно плоской и не издавать никакого шума при надавливании. Дома при открывании крышки Вы должны услышать щелчок. Он служит гарантией того, что баночка никогда не открывалась. Не добавляйте ни соли, ни сахара. Подогревайте баночку без крышки в водяной бане или в микроволновой печи. Никогда не разогревайте заново баночку, которая уже подогревалась.

Крепкий сон - залог гармоничного развития

В этом возрасте ребенок спит в среднем 8-10 часов ночью и 4-5 часов, в два-три приема, днем.

Не прерывайте его дневной сон и не исключайте его из режима под предлогом, что он будет лучше спать ночью. Слишком переутомившийся ребенок становится раздражительным и спит беспокойно.

Введите в дневную программу ритуалы, которые помогут ребенку понять, что между ночью и сном имеется тесная связь. Купайте его, предпочтительно, вечером, ибо купание хорошо успокаивает перед сном. Старайтесь также соблюдать режим питания, прогулок, игр и дневного сна. Ребенок очень быстро усваивает определенные привычки и отлично понимает, чего от него ждут.

Даже если Вы регулярно обнаруживаете его в постели в положении, которое кажется Вам неудобным, съежившимся в уголке кроватки или уткнувшимся головой в ее перила, не меняйте его. Приникая к стенке кровати, ребенок пытается вновь обрести ту защищенность и комфорт, которыми он когда-то наслаждался в материнской утробе. Сон в центре кровати может дезориентировать его.

Очень часто в этот период ребенок пробуждается ночью в определенный час, чаще всего во второй половине ночи. Причиной тому может быть голод, а может быть и то, что ему слишком жарко или холодно, или требуется сухая пеленка - и вот посреди ночи раздается плач... Развитие событий в значительной мере зависит от Вашего отношения.

Принципиальные родители дадут ребенку покричать, беспокойные - ринутся к кроватке при малейшем крике. Здравый смысл подсказывает, что в такой ситуации не стоит бросаться к ребенку в первые ЗО секунд, но и ни в коем случае не следует позволять ему исходить криком в течение ЗО минут. При этом, если ребенку по-прежнему требуется ночной "перекус" - продолжайте давать ему грудь или рожок. ВЫ увидите, что в одни прекрасный момент потребность в ночном питании отпадет естественным образом. Очень часто для того, чтобы заснуть ему нужно всего лишь отыскать свою пустышку или любимого плюшевого мишку. Не забывайте об этих аксессуарах, когда кладете его спать.

В дополнение к одному из кормлений. В питание ребенка в 4 -х месячном возрасте уже можно добавлять фруктовую мякоть и овощной суп. Переходить на эти продукты следует постепенно, учитывая вкус ребенка и его восприятие новых блюд.

Родители не должны удивляться, что мы придаем такое большое значение вкусам и индивидуальным реакциям младенца. Это делается не случайно. Таким образом выполняется важные воспитательные задачи: бережное отношение к личности каждого ребенка. Это не значит, что надо удовлетворять все его желания или предлагать новую пищу со страхом и сомнениями.

Соблюдение правил

У матери должен быть соответствующий запас терпения, когда она вводит что-то новенькое в питание или в жизнь ребенка. Слепое соблюдение правил, принуждение ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к расстройству аппетита в и расстройству всего поведения у старших детей. Поэтому, когда ребенок отказывается от определенного фруктового или овощного пюре, не следует его кормить насильно. Надо считаться с тем, что при вполне нормальном аппетите обязательно один продукт будет нравиться малышу больше, а второй ему вовсе не будет нравится. Если ребенку дают возможность «выбирать», то есть проявлять свои вкусы, то можно быть уверенным, что когда он вырастет, у него будет В грудном возрасте благодаря питанию проявляются черты будущей личности.

Переход на 5-разовое питание у детей, которых еще кормят 6 раз в сутки, может произойти само собой: ребенок просто не просыпается для последнего кормления. Детей которых , достаточно изменить рацион — увеличить перерыв между кормлениями на полчаса-час и давать им есть не через 3 часа, а через 3.30-4.

Как приспособить растущими потребностями младенца? До тех пор, пока ребенок доволен, не нужно ничего делать. Тот же режим питания матери, и сама техника кормления ребенка вполне обеспечат бесперебойное поступление нужного количества молока. Если ребенок, сосет материнскую грудь, надо переводить на 5-разовое кормление постепенно, не ускоряя этот процесс. То, что ребенок систематически сосет грудь, и является лучшим стимулом для регулирования работы молочных желез. Когда мать начинает подкармливать младенца овощным супом, ее молоко все равно остается необходимым для ребенка. Овощные супы имеют низкую калорийность, а дополнительное сосания груди устраняет этот недостаток.

Для ребенка, которого кормят грудью, фруктовые соки и пюре не так уж крайне необходимы, как для того, который принимает . Материнское молоко универсальное, оно дает малышу все, что требует его организм. Поэтому, пока ваш ребенок хорошо сосет и набирает вес, ничего в его питании не стоит менять. Суточный рацион остается прежним относительно веса тела (около 150 мл на 1 кг).

Когда можно отлучать ребенка от груди?

Ценность кормления грудью заключается не только в том, чтобы накормить ребенка, но и в том удовольствии, которое оно дает матери и ребенку.

Определенных сроков отлучение младенца от груди нет. Только серьезные причины могут толкнуть мать на такой шаг. Когда-то младенцев кормили грудью минимум 1 год. Всемирная Организация Здравоохранения и авторитетные педиатры рекомендуют делать это как можно дольше, поскольку материнское молоко-единственное средство для нормального развития и предотвращения заболеваний детей в семьях.

Кормление грудью — залог того, что ребенок вырастет здоровым и гармонично развитым. Раннее отлучение от матери может быть опасным для них обоих, особенно в том случае, когда мать не знает правил рационального питания маленького ребенка и не может приобрести необходимых для этого продуктов.

В пользу того, чтобы матери старались позже переводить своих детей на искусственное вскармливание, говорят и такие соображения: если ребенок развивается хорошо, а мать имеет возможность кормить его в том режиме, к которому они оба привыкли.

Желательно, в питании ребенка в 4 месяца чтобы каждая мать давала грудь минимум 3 месяца, а если можно, то 6-9 месяцев. Для детей, которые хорошо развиваются, можно сохранить кормления грудью до 1 года.
Рекомендуется отлучать от груди постепенно, в течение нескольких недель, тогда мать легче переносит отлучение, а ребенок мало-помалу привыкает к бутылочке. Благодаря этой осторожности можно избежать расстройств пищеварительной системы ребенка (рвота, беспокойство, исчезновение аппетита, поносы).

Как разнообразить пищу

Вместе с молоком где-то между 3 и 4 месяцами ребенку можно вводить в пищу плотные (густые) блюда, ведь на это время он уже способен переваривать и другие продукты. Новая пища даст младенцу витамины, минеральные соли и целлюлозу, а благодаря своей плотности она бесспорно «сытнее». Кроме этого, малыш привыкает есть с ложечки. Для ребенка, которого кормят грудью, пищу следует разнообразить только после 4-го месяца. До того ему дают только фруктовый сок.

Первое кормление густым блюдом вносит в жизнь и матери и ребенка существенные изменения. Новое блюдо надо давать медленно и терпеливо. Ребенку нужно помогать, пока он привыкнет к вкусу и консистенции нового продукта. Не сразу, а постепенно младенец приучается есть пищу от кончика языка к горлу, жевать ребенок еще не умеет, ведь до сих пор он только сосал, так и теперь он «работает» языком, как во время сосания.

Случается, ребенок теряет терпение, начинает плакать, но мать не должна смущаться. Матери следует знать, что вначале ребенок почти все выбрасывает изо рта, пока научится есть по новому. Если мать будет терпеливо снова и снова кормить малыша, ему в конце концов удастся что-то задержать во рту и проглотить. Когда ребенок очень нервничает и попытки накормить его новым блюдом не увенчались успехом, нужно на время отказаться от этого. Но через несколько дней начать все снова. Мать не должна терять смелости, терпения и надежды!

Плотность первого прикорма

Плотность первого пищевого продукта должна соответствовать зрелости ребенка, его возраста и умения жевать и глотать. Начинают прикорм с малой плотности, постепенно уплотняя блюдо. Например тертое яблоко сначала разводят соком, при необходимости яблоко подслащивают сахарным сиропом. Новое блюдо дают сначала как приложение к кормлению молоком, но предлагают его младенцу перед кормлением (при этом пользуются пластмассовой или металлической ложечкой с закругленным концом).

Когда ребенок научился глотать, желательно, чтобы новое блюдо он потреблял охотно. Поэтому мы считаем, что самым лучшим вариантом для этого есть тертое или печеное в духовке яблоко. Начинают с одной ложечки, постепенно увеличивая порцию в течение нескольких дней до 6-8 ложечек (ЗО-40 г). Впоследствии к яблоку добавляют толченые сухари из белого хлеба (или бисквиты), распаренные в чае или молоке, — особенно важна такая добавка для худых детей, которые плохо развиваются.

Употреблять надо только доброкачественные фрукты (лучше сорт Джонатан), спелые, не очень кислые и с меньшей емкостью целлюлозы. Если в продаже есть бананы, их тоже хорошо использовать для прикормки. Мы повторяем, что для детей, которые развиваются медленнее, фрукты могут быть только дополнением к кормлению молоком.

Здоровым детям, которые, однако, имеют склонность к запорам, можно давать пюре из овсяных хлопьев с фруктами. Можно использовать спелые бананы (с желтой кожурой); банановую мякоть разминают вилкой, пока она не станет однородной пастой. Чтобы она была не такая густая, подливают немного любого растительного чая (тминовый или анисовый)..

Какие фрукты и овощи следует давать ребенку и в каком виде?

В зависимости от времени года и от того, насколько сформированы пищеварительные органы, ребенку можно давать: яблоки, морковь, персики, абрикосы (осторожно), малину, чернику, смородину, землянику. Миксер или соковыжималка намного облегчают работу матери, если же их нет, то фрукты мелко секут и перетирают через сито, кроме яблок, которые трут на терке.

Когда начинают прикорм, первый раз дают одну ложечку (так делают каждый раз, когда вводят в меню ребенка новый фрукт или овощ). Дают его в течение 4 — 6 дней. Выяснив за этот срок, хорошо ли ребенок переносит новое блюдо, можно кормить этим фруктом попеременно с другими, к которым ребенок уже привык. У многих детей все фрукты и овощи, кроме яблок, моркови и бананов, вызывают смягчения стула кишечника.

Можно пользоваться фруктовыми консервами? Специально изготовленные фруктовые пюре очень удобные для потребления, но они не всегда бывают в продаже. их можна давать ребенку не боясь. На этикетках обязательно должны быть пометки: Для младенцев и обусловлен возраст, с которого можно их давать. С-4-месячного возраста можно кормить морковным, яблочным и банановым пюре.

Фрукты, которые нельзя давать младенцу. Не рекомендуем кормить маленьких детей сливами и черешней, они вызывают боль в животе и понос. Осторожно надо давать груши, виноград (расстройства кишечника), клубника (аллергические высыпания).

Как давать овощи

Если младенец воспринимает и хорошо переваривает фрукты (сок плюс тертое яблоко; сок плюс тертое яблоко плюс толченые бисквиты или сухари), то в его режим питания начинают добавлять овощной суп. Детям с заметной склонностью к запорам или ожирению овощной супчик дают как можно раньше. Готовят его так: сначала кладут в кастрюлю морковь и варят ее полтора-два часа (можно еще положить маленький пучек петрушки или сельдерея).

Морковь хорошо воспринимает любой ребенок, ведь этот овощ содержит пектины, защищающие от поносов, много минеральных солей и витаминов). Для приготовления супа берут 4-5 морковок средней величины, 1 пучек петрушки, тщательно моют и чистят. Заливают 1 литром воды и варят, пока овощи становятся совсем мягкие. После этого морковь протирают через густое сито. На 150 мл овощного отвара кладут 10 ложечек протертой моркови (50 г) и еще раз кипятят (5 минут). Некоторые дети любят, чтобы супчик был подслащенный.

Через 2-3 недели, если ребенок не набирает вес, к супу добавляют 5-10 г сливочного масла или 15-20 г молочной шкурки (из молока, сваренного для взрослых). Овощной суп можно обогатить и манной крупой (1 чайная ложечка на 100 мл жидкости).

Другие овощи в прикорм

Впоследствии к овощному супу добавляют еще и другие овощи: картофель, кабачки, помидоры, лук, зеленый горошек, зелень петрушки. Сварив овощи, их протирают через сито, доводят отвар до нужной густоты и кипятят не более 5 минут. До 4-5-месячного возраста рекомендуется, чтобы в супе было больше моркови для старшего ребенка можно уже готовить картофельное пюре (младенцы его едят заметно охотнее, чем другие овощи).

Чтобы блюдо было вкуснее и питательнее, к овощам добавляют свежее сливочное масло и молоко или молочную шкурку. На 100 мл жидкости (овощного отвара) берут: 2 части моркови плюс 1 часть картофеля плюс 5-10 г масла. Между 3 и 4 месяцем, кроме овощного супчика, дают еще и молока (прикладывают к груди или вскармливают 100-150 мл молочного препарата, который ребенок получает во время других кормлений). Таким образом предотвращают недоеданию.

Многие младенцы отказываются от овощного супа, и матерям тоже хочется не тратить времени на эти блюда, которые ее ребенок принимает так неохотно. Но мы советуем повторно давать овощи, чтобы в конце концов приучить ребенка к этой пище, потому детский организм непременно нуждается в веществах, содержащих овощи. Если младенец категорически не хочет есть овощного супа, нужно переждать 6-7 дней и начинать снова: на первый раз готовят морковное пюре, приправленное лимонным соком или щепоткой сахара. Немало детей лучше едят морковное пюре, если его разводят овощным отваром (1 часть пюре плюс 1 часть жидкости) и дают сосать через соску с большим отверстием.

Когда ребенок привыкнет есть овощные пюре, супы становятся насыщенными и полезными, но не стоит заставлять младенца есть смеси, которые ему не нравятся. Мы считаем, что супчик следует готовить из нескольких видов овощей, но протирать через сито только один (картофель или морковь). Так испытывается восприимчивость пищеварительных органов ребенка к определенным овощам. Главная цель применения овощных супов — по возможности быстрый переход от супа до пюре, — ведь именно это блюдо покрывает пищевые потребности ребенка старшего грудного возраста.

Овощные консервы

Последние годы у нас в продаже появляются препараты овощного порошка, иногда в смеси с фруктовым (яблоки, бананы, персики) или с мукой (пшеничной, рисовой). Эти порошки высыпают в молоко и варят несколько минут. Но куда чаще бывают в продаже овощные пюре в бутылочках, специально для младенцев. Кормить ими очень просто — нужно только подогреть перед употреблением. Бутылочку открывают и ставят в кастрюлю с горячей водой, еда маленького ребенка всегда должна быть подогретой.

Питание ребенка в 4 месяца очень разнообразно: один ребенок съедает всю порцию за один раз (150 г), другой едва выест половину. Иногда и сам ребенок по-разному воспринимает ту же пищу в разные дни. Наконец у каждого ребенка свой вкус: одно блюдо он ест охотно, второе — без особого желания, а от третьего может отказаться вообще. Если родители учитывают то, какую пищу ребенок предпочитает, то он всегда будет есть с удовольствием, если же его заставляют есть то, чего он не любит, то он начнет отказываться от всего.

Опорожнения кишечника

На четвертом месяце жизни у ребенка ежедневно бывает 1-4 опорожнения кишечника. В связи с изменениями в питании калл содержит остатки овощей. Однако это вовсе не означает, что ребенок плохо их воспринимает. Опорожнение кишечника не происходит в какие-то определенные часы.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»