Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Транспорт. План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группы по теме: «Транспорт. Виды транспорта».

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме "Транспорт. Виды транспорта". Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Этот конспект познавательного занятия, направленного на обогащение активного и пассивного словаря.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Цель: формирование связной грамматически правильной речи.
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Образовательные задачи: углублять и закреплять названия транспорта.
Развивающие задачи: стимулировать осознанную речевую активность, развивать фонематическое восприятие и слух, развивать зрительное внимание, развивать слуховое восприятие, развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовывать имена прилагательные с существительными.
Воспитательные задачи: воспитывать умения действовать в группе; выслушивать ответы друг друга.
Предварительная работа: беседа о различных видах транспорта, о профессиях транспортных; рассматривание иллюстраций; проведение физминуток и пальчиковых гимнастик на данную тему.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: Карлсон, мяч, карточки с транспортом, модуль «Светофор», аудиозапись звуки транспорта, счётные палочки, видеопрезентация со схемой по составлению лодки и парусника из палочек, видеопрезентация на рефлексию, звуковое сопровождение.
Планируемый результат: В процессе взаимодействия педагог- дети ННОД углубляют и закрепляют название видов транспорта, стимулируют осознанную речевую активность, развивают зрительное и слуховое внимание, побуждают строить речевое высказывание в ситуации речевого общения, развивают мелкую и крупную моторику, воспитывают умение действовать в группе, выслушивать ответы друг друга.

Мотивационный этап.
1. Гость Карлсон.
- Ребята! К нам сегодня на занятие пришли гости. Ой а это ещё кто?
-Простите, у вас можно тут приземлиться?
- Чего?
- Ну что, что! Посадку давай!
- Садитесь пожалуйста… (Садится на стул)
- И так, продолжаем разговор! Значит я прилетел к вам для того чтобы вы мне помогли! У меня возникла проблема, стар я уже стал и пропеллер мой барахлит… и вообще я самый несчастный в мире человек…. Варенье есть?
- Нет.
- Ну нет так нет! Так вот я так давно не был у своей бабушки…так по ней соскучился,а пропеллер барахлит… боюсь не доберусь я до нее. Может вы мне подскажите как быть?
- Ребята поможем Карлсону? (-Да)
Звучит музыка «залетает» Карлсон.

Основной этап.
Виды транспорта.
- Давайте расскажем Карлсону о видах транспорта, которые мы знаем.
- Какие бывают виды транспорта? (воздушный, водный, наземный, подземный).
- (Карлсон) Почему они так называются?
- Для чего транспорт нужен людям? (перевозить грузы, людей, убирать улицы).
- Как называется транспорт для перевозки людей? (пассажирский).
- Встаньте те, кто на столе нашел картинки с пассажирским транспортом, и расскажите, какой транспорт изображен на вашей картинке.
- А как называется транспорт для перевозки грузов? (грузовой).
- Встаньте те, кто на столе нашел картинки с грузовым видом транспорта и так же расскажите.
- Как можно одним словом назвать снегоуборочные автомобили, мусоровозы, автокраны? (специальные)
- Встаньте те, кто на столе нашел картинки со специальным транспортом.
- Пожарная машина, «скорая» - как этот транспорт называется? (оперативный).
-Встаньте те, кто на столе нашел картинки с оперативным транспортом.

Как называется транспорт, который передвигается не по суше, не под землёй, но и не по воздуху? (водный)
- Встаньте те, кто на столе нашел картинки с водным видом транспорта.
- А как же называется транспорт, который изображен на оставшихся, на столе картинках? (воздушный) (подземный)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Один, много».
(дети под музыку передают по кругу игрушку, на ком музыка останавливается, тот называет что за транспорт, делит слово на слоги, называет цвет, проговаривает в единственном и множственном числе изображённый на слайде).

- (Карлсон) Ого! Ничего себе сколько вы знаете!
- Скажи Карлсон, а ты умеешь пользоваться светофором?
- Я думал это просто фонарь разноцветный, что им пользоваться то?
- Ребята вставайте на ножки за свои стульчики.
Игра называется «Зелёный, жёлтый, красный».
Я вам буду показывать сигналы светофора, а вы выполнять команды.
на зелёный сигнал – ходьба на месте,
на жёлтый – остановиться,
на красный – присесть

- (Карлсон) А я вот совсем запутался…А вы знали что этот ваш транспорт ещё и сигналы разные издаёт…
-Конечно знали! Сейчас мы тебе расскажем!
Я буду включать вам разные звуки, а вы мне скажите, какой транспорт может так звучать. Договорились? – Да. Тогда приготовлись внимательно слушать.
- звук парохода
- звук поезда
-звук машин
- звук самолёта
Ребята,вы такие молодцы! Правильно назвали все виды транспорта.
- (Карлсон) А ну теперь уже понятно стало…

Вставайте в круг,следующая игра называется «Детали транспорта…»
Я буду по очереди кидать вам мяч и называть транспорт, а вы должны назвать любую деталь, которая есть у этого транспорта и возвратить мне мяч.
Например:
-Автомобиль.
-У автомобиля есть колёса.
-Самолёт.
-У самолёта есть крылья и т.д.

А теперь я буду называть транспорт, а вы мне профессию.
Пример:
- Лодка?
- Капитан, матрос.
- Машина?
-Водитель и т.д.

Вот мы с вами пока играли Карлсон и гости совсем засиделись. Давайте для них мы проведём разминку!

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте).
Будем транспорт называть.
По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши).
Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль).
Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями).
Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах).

Ребята, пока мы делали разминку, Карлсон мне шепнул, что он по воздуху летал, по земле ходил, а вот на лодке ни когда не катался! И мне кажется, что мы сможем ему помочь. Давайте из палочек выложим лодку. Но для начала превратим наши обычные ручки в волшебные, специальным упражнением.

Дети проговаривают слова и ударяют кулаком о ладонь.
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина стоп!
-Проговариваем тоже самое шепотом.
Встряхнули ручки, присаживаемся за столы и скорее берёмся за работу!
Выкладывание из палочек фигур по образцу.
Лодка у берега стоит,
С лодки рыбак рыбу удит.

-(Карлсон) Ребята! Что то я у вас засиделся! Меня же бабушка ждёт! А сделайте мне такую лодку чтобы я вмиг очутился у нее!
-На паруснике он быстро домчится до нужного места.
Лодка с парусом плывет,
Путешествовать зовёт.

Заключительный этап (рефлексия).
- Карлсон скажи, тебе понравилось у нас в гостях? А ты ещё к нам прилетишь? Тебе было сложно?
- Конечно прилечу! Вы самые лучшие друзья на свете! Сложно было но я столько нового сегодня узнал! И всё всё всё запомнил! Спасибо вам!
-Ребята а вам было сложно? Возьмите магнитики и поставьте на лодку если было сложно, на машину если было немного непонятно и на самолёт если все было легко и интересно!
-(Карлсон)Ну… я полетел! Ой, чуть не забыл! Я же для вас игру приготовил! Поиграем?
- Да!
- Я называю транспорт, а вы мне тоже говорите любой транспорт но на последнюю букву.
Например:
Лодка вам на «А»
Автомобиль, следующее слово на «Л» и т.д. Речевое развитие (коммуникативная деятельность)
Беседа. Карлсон, слайд.

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Комплимент»

Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

Вот мы и подружились с обитателями планеты. Давайте для наших новых друзей сделаем подарок - придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:

Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

Какая будет наша машина?

А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

Валентина Кололейкина
Занятие по развитию речи «Транспорт» (старшая группа)

Цель занятия : Продолжать знакомить детей с возникновением различных видов транспорта .

Программное содержание : Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам .

Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.

Развивать любознательность , мышление, фантазию и воображение, мелкую моторику, речь.

Воспитывать уважение к профессии водителя.

Словарная работа : шофер, водитель, пассажир, воздушный шар, двигатель, паровоз, планер, наземный транспорт , воздушный транспорт , водный транспорт .

Активизация словаря : развивать речь детей словами-названиями транспортных средств , профессий людей, управляющих этими транспортными средствами .

Оборудование : картинки с изображением разнообразных транспортных средств , оборудование для аппликации, загадки, «бусинки» на которых изображены различные виды транспорта .

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу! Чувствуйте себя спокойно и уверенно!

Послушайте загадки, приготовьтесь их отгадать :

Четыре колеса, Резиновые шины,

Мотор и тормоза…Как это называется? (Машина)

Вот стальная птица, В небеса стремится,

А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт)

Точно, вовремя и ловко, Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, - Пассажиры вы теперь. (Автобус)

Плывёт белый гусь - Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

Воспитатель : А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт )

Сегодня мы отправимся в путешествие на Остров Сокровищ (показываю карту острова) . Только, чтобы нам туда попасть, придется преодолеть множество препятствий. Каждого из вас в конце путешествия ждет приятный сюрприз.

I остановка «Для чего нужен транспорт

Воспитатель : Зачем нужен транспорт ?

Дети. Чтобы перевозить людей и грузы, удобства жизни.

Воспитатель : На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу- перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолёты : пассажирские и грузовые. Один самолёт может вместить больше, чем пять автобусов. А есть ещё гидросамолёты. Они садятся прямо на воду. Эти самолёты выручают людей из беды за сотни километров от берега. (Показываю картинку гидросамолёта.) Произнести хором.

Воспитатель : Каким бывает транспорт ?

Дети. Наземным, воздушным, водным.

Воспитатель : Почему транспорт называют наземным ?

Дети. Потому что передвигается по земле.

Воспитатель : Назовите наземный транспорт .

Дети. Автомобили, автобус, мотоцикл, поезд, велосипед…

Воспитатель : Наземный транспорт будем обозначать значком-дорога.

Воспитатель : Почему транспорт называют воздушным ?

Дети. Перемещается по воздуху.

Воспитатель : Назовите воздушный траноспорт .

Дети. Вертолёт, ракета, самолёт…

Воспитатель : Воздушный транспорт будем обозначать значком –облако.

Воспитатель : Почему транспорт называют водным ?

Дети. Перемещается по воде.

Воспитатель : Назовите его?

Дети. Корабль, пароход, лодка…

Воспитатель : Будем обозначать значком- волна.

(раскладываю обручи)

Игра «Земля, воздух, вода»

Воспитатель : Вы все спрашивали у меня, что за медальки у вас на груди. Пора открыть секрет. Эти медальки помогут сыграть в одну игру. Посмотрите друг на друга,соберитесь в группы по своим медалькам и встаньте возле своего обруча. Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждая команда? Дать название командам-земля-воздух-вода.

Слушайте правила игры.

Возьмитесь все за руки. Нужно подойти к столу и найти картинки со своим видом транспорта , только одну, разместить их в своём обруче. Посмотрим какая команда быстрее и правильно выполнит задание. Приготовились? Гости помогают считать 1-2-3 начали.

В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт »

Воспитатель : А теперь, давайте подойдём к своим столам и выполним следующее задание. Но прежде чем его начать давайте разомнём свои пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Сжимают и разжимают пальчики. Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

Воспитатель :Сколько пальцев сжали в кулачок? (10)

Значит сколько транспорта назвали ?

II остановка «Наземный транспорт » .

Какой вы знаете наземный транспорт ? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик :) .

Ребята, а какой транспорт ходит под землёй ? (подземный) .

Почему этот транспорт называется наземный ? (потому что он идёт по земле) .

Какие марки автомобилей вы знаете?

Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский) .

Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе) .

Игра «Что лишнее?» с карточками

Воспитатель : Пододвиньте к себе листочки, возьмите карандаш. Вам нужно в каждой строчке найти лишний предмет и обвести его. Задание будете выполнять самостоятельно. Проверяем. Скажите, что вы обвели и объясните свой выбор. У кого есть ошибки, пожалуйста, исправьте.

1 автобус, трамвай, троллейбус, яхта

2 Скорая помощь, пожарная машина, самолёт, ГАИ

3 вертолёт, автомобиль, самолёт, ракета.

4 Бензовоз, водовоз, пожарная машина, парашют.

III остановка «Воздушный транспорт » .

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (самолёт, вертолёт :) .

Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .

Для чего нужен воздушный транспорт ? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .

Кто управляет самолётом? (пилот) .

Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром) .

Игра «Летает - не летает» .

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают «крылья» , а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

IV остановка «Водный транспорт » .

Как называется транспорт , который передвигается по воде? (водный) .

Какой водный транспорт вы знаете ? (корабль, лодка, пароход :) .

Кто управляет кораблём? (капитан) .

Как называется место, куда приплывают корабли? (порт) .

Где можно встретить водный транспорт ? (море, река, океан :) .

Игра. «Чем похожи, чем отличаются»

Цель - учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.

Чем похожи :

Машина и велосипед

Машина и самолет

Машина и ролики

Машина и зонтик

Машина и кастрюля

Чем отличаются :

Машина и автобус

Машина и сумка

Машина и тележка и т. д.

Физминутка.

Налили бензину, сели на машину,

На машине ехали, до реки доехали.

Стоп. Разворот . На реке пароход.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит : у-у-у.

5 остановка : «Распутай бусы» . - Итак, мы отправляемся в путь… И первое препятствие уже перед нами. - Посмотрите на эти бусы. В них перепутался весь транспорт . Мы эти бусы должны распутать. - Сначала давайте назовем и снимем бусинки, где изображен водный транспорт .). - Снимите бусинки, где есть воздушный транспорт . - Ну, а ребята третьей команды снимут бусинки с изображением наземного транспорта . - А почему кита не назвали? (это рыба, а не транспорт ) А почему не сняли картинки попугая, пингвина и воздушных шаров? (Это не транспорт ) - Молодцы, ребята, вы распутали все бусы.

Расходятся по командам.

Работа в командах. Воспитатель вместе с детьми беседует о преимуществах этого сказочного транспорта и предлагает детям тоже побывать в роли механиков - представить, а затем из геометрических фигур транспортное средство , которое будет использоваться в будущем и предлагает и предлагает - план – опору (схема будущего рассказа-описания) :

К какому виду транспорта будет относиться ? А может оно будет

комбинированное?

Для чего будет предназначено : для перевозки людей, грузов…;

Оно будет большим или маленьким;

Части транспорта (особенности) ;

На чем будет ездить?

автобусолет,- воздушная команда (перевозит пассажиров по земле и воздуху)

катеромобиль – водная команда (функции катера и автомобиля – для путешествий)

автоплав – наземная команда (может по земле ездить и плавать на воде и под водой) .

Команды рассказывают о своем транспорте .

Игра : «Светофор» .

Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофёра :

Красный свет - проезда нет.

Жёлтый - будь готов к пути,

А зелёный свет - кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зелёный - бегут по кругу, на желтый останавливаются).

Заключительная часть. Выдача детям водительских удостоверений

Как живём?

Вот так! (Дети показывают большие пальцы обеих рук, направленные вверх)

Как плывём?

Вот так. (Дети показывают руками имитацию плавания)

Как бежим?

Вот так. (Дети имитируют движение бега на месте)

Утром спим?

Вот так. (Дети имитируют сон, закрыв глаза, руки под щёку)

В даль глядим?

Вот так. (Дети показывают изображение смотрящего вдаль)

Как грозим?

Вот так. (Дети грозят пальцем вперед или друг другу)

Вот так. (Дети надувают щёки, нажимают пальцем на них, выпуская воздух) .

Игра " Дом для машины " Построить гараж для машины. Оценивается скорость, правильность конструкции, соответствие размеру.

Задания капитанам. Упражнение на скорость и правильность сбора по деталям разных видов транспорта (большие разрезные картинки автобуса и самолета)

Игра "Автосалон". Выставка машин, которые дети принесли из дома. Команды рассказывают о своих машинах по предложенному плану.

Как называется транспортное средство

Отличия внешнего вида

Какие действия можно совершать с помощью этого вида транспорта .

Воспитатель : - О чём мы сегодня говорили?

Какое задание показалось самым интересным?

Какое задание вызвало у вас затруднение?

А кто на ваш взгляд, был самым активным на зянятии, себя не называть?

Какие молодцы! Отлично поработали! Можно и сюрприз от паровозика посмотреть (фото на память и раскраски) .

Ольга Морозова
«Виды транспорта». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Виды транспорта »

Цели и задачи :

Формировать у детей обобщённое понятие «транспорт » ;

Развивать умение различать и называть виды транспорта , профессии людей, связанных с транспортом ;

Активизировать словарь : ангар, затон, депо.

Развивать память , внимание, словесно-логическое мышление.

Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование :

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств , дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.

Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом .

Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи.

Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.

Оборудование для аппликации.

Активизация словаря : Добросовестный, трудолюбивый, старательный , вежливый, ответственный, смелый, умелый, зоркий, дисциплинированный; водный, воздушный, наземный, подземный.

Методические приемы :

Наглядные,

Словесные,

Игровые,

Практические

Предварительная работа :

Наблюдение за транспортом .

Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт » .

Раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств .

Беседа, дидактические игры.

Занятие о правилах дорожного движения.

Ход занятия:

I часть : Воспитатель - В девять ровно по режиму

Есть занятие у нас .

Чем мы будем заниматься,

Кто ответит мне сейчас?

Дети – Занятие по развитию речи . Будем разговаривать, беседовать друг с другом, играть…

Воспитатель – Тогда не будем терять время. Посмотрите, ребята, кто прилетел к нам на шариках?

Дети - (Клоун.)

Воспитатель – Это необычный Клоун, он прилетел на волшебных шарах, на которых прикреплен конверт. Хотите узнать, что в нём?

Дети – Да!

Воспитатель – Дети, в конверте, загадки. Давайте отгадаем их.

Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус) .

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет. Что такое? (Самолёт) .

Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились.

И помчались, в путь далёк, лишь оставили дымок. (Поезд) .

Я в любое время года и в любую непогоду,

Очень быстро в час любой, провезу вас под землёй. (Метро) .

Воспитатель – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

Дети – О транспорте .

II часть : Воспитатель – Правильно, о транспорте . Скажите, а транспорт сам по себе едет или им управляют?

Дети – Транспортом управляет человек .

Воспитатель – Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда подрастёт, выберет, чем ему заняться и на какой профессии остановить свой выбор. Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку : Все дороги мне знакомы, я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор, знает он, что я - …

Дети – Шофёр.

Воспитатель - Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?

(Ответы детей) .

Воспитатель - Какие это люди по характеру?

Дети - Добросовестные, трудолюбивые, старательные , вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные.

Воспитатель - Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно! Послушайте стихотворение «Шофёры» :

Шуршат по дорогам весёлые шины.

Спешат по дорогам машины, машины…

А в кузове - важные, срочные грузы :

Кирпич и железо, дрова и арбузы.

Работа шофёров трудна и сложна,

Но как она людям повсюду нужна.

Клоун одобрительно качает головой.

III часть : Воспитатель – Предлагаю поиграть (Д/игра «Все профессии важны» )

(Выставить на наборное полотно картинки по теме «транспорт » )

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать по моему образцу : Кто водит автобус? – Автобус водит внимательный шофёр.

Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик) .

Кто управляет поездом? (Поездом управляет зоркий машинист) .

Кто летает на ракете? (На ракете летает умелый космонавт) .

Кто водит трамвай? (Трамвай водит старательный вагоновожатый ) .

Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет отважный капитан) .

Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист) .

Кто летает на вертолете? (На вертолете летает отважный летчик) .

Назовите одним словом, что это? (Транспорт ) .

Какие виды транспорта вы знаете ? (Водный, воздушный, наземный, подземный) .

Воспитатель показываю детям все просмотренные ранее картинки.

Воспитатель - Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?

(Ответы детей) .

Воспитатель - Правильно, транспорт . Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро . А какие виды транспорта вы знаете ?

Дети - Наземный, подземный, воздушный, водный.

Воспитатель - Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям ?

(Ответы детей) .

Воспитатель – Предлагаю ещё поиграть. (Д/игра «Едет, плывёт, летит» )

Вы, дети, выбираете себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками) .

Воспитатель - Молодцы! Клоун доволен вашими знаниями. А вот ещё одна интересная игра «Угадай на слух вид транспорта » .

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов , гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Физкультминутка : «Грузовой поезд»

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны) . После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин) . После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Воспитатель - Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше, появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.

IV часть : Воспитатель - А сейчас я расскажу вам, в какой последовательности появлялись виды транспорта . (Рассказ воспитателя о видах транспорта ) .

Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны . Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Воспитатель – предлагаю поиграть : Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса» .

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Воспитатель - Очень много лет домашние животные и ветер, верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства . Так появились и другие виды транспорта , первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Чистоговорка «Поезд»

Поезд мчится, скрежеща : жэ, че, ша, ща - че, ша, ща.

Воспитатель - Продолжим наш рассказ.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта .

Физкультминутка «Светофор»

Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя «Заводим моторы! (Р-р-р-р-р», дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.

Воспитатель - Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта . С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами . Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.

V часть : Воспитатель – Предлагаю в память о нашей встрече изготовить подарок Клоуну - Аппликация «Воздушный шар»

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

Воспитатель – В заключение нашей беседы, Клоун просит исправить неточности на картинках : вагон без одного колеса и двери, железная дорога без шпал, поезд без локомотива и т. д. Дети, давайте дорисуем картинки и устроим выставку.

Ребята устраняют ошибки и рассказывают, какие неточности они устранили .

Воспитатель - Нам с Клоуном очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Пришла пора прощаться. И я надеюсь, что кто-то из вас станет хорошим шофёром, или капитаном, или лётчиком, или машинистом. В знак благодарности Клоун хочет вам подарить свои шарики.

Дети – Спасибо! До свидания!

Составила : Морозова Ольга Николаевна,

общеразвивающего вида «Колобок»

г. Алдан Республика Саха (Якутия)

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию в старшей логопедической группе по теме:

«Транспорт»

ЦЕЛЬ: Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Транспорт»

Задачи:

1. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Транспорт».

2.Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа слова.

3.Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными)

4. Развивать навык словообразования.

5.Обогатить экспрессивную речь сложными словами.

6.Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложные предложения).

7.Развивать психологическую базу речи.

8. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

9. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Интеграция:

Физическое развитие : развитие мелкой и крупной моторики

Познавательное развитие : ознакомление с видами транспорта и профессиями на транспорте, развитие познавательных процессов.

Социально-коммуникативное развитие : формирование навыков сотрудничества

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, ноутбук, разрезные картинки с изображением транспорта, схемы, кодирующие вид транспорта, набор букв на каждого ребенка, цветные фишки, конверт с письмом.

ХОД:

1.Оргмомент.

Дети, сегодня утром нам пришло письмо. Пишут вам жители острова Железяка. У нас большая беда: Волшебник Тормоз разломал все машины. Приезжайте, пожалуйста, помогите нам их починить.

Ну что, дети, поможем жителям острова Железяка. Мы сегодня же с вами отправляемся в путешествие на остров. Нас ждут разные приключения и трудные задания, потому, что волшебник Тормоз будет нам постоянно мешать. И так - в путь.

Сначала мы отправимся на автобусную остановку.

2. Основная часть .

Пальчиковая гимнастика.

Мы шагали по дорожке,
И у нас устали ножки.

Соединяем все пальцы с большим (Колечки)

Стучим кулачками друг об друга

А стоят - автобус ждут.

Пальцы - в замок

Но не долго мы в печали
На обочине скучали

Соединять пальцы рук друг с другом (большой с большим и т.д.)

Нам открыл автобус дверь,

Большие пальцы - вместе, ладони - в стороны.

Пассажиры мы теперь .

хлопки

Ребята, волшебник Тормоз пустит в автобус тех, кто по коду назовет вид транспорта. (дети смотрят на код, называют транспорт, проходят на места) (см приложение)

Ребята, кто работает на автобусе? (водитель, кондуктор)

Что они делают? (управляет, заправляет, ремонтирует, моет, продает, следит за порядком и т.д.)

Мы с вами в автобусе, а мимо проезжают машины. Посчитаем машины: 1 автобус - до 5; грузовик, такси. Мы приехали на вокзал, а на перроне стоит поезд, посчитаем его вагоны: 1вагон - 5 вагонов.

Кто работает на поезде? (машинист, проводник вагона)

Что они делают? (управляет, везет, перевозит, моет, убирает, встречает пассажиров, проверяет билеты и т.д.)

Волшебник Тормоз не пропускает наш поезд, расставил картинки, говорит, найдете лишнюю, тогда пропущу.

Игра «Четвертый - лишний»

Пароход, грузовик, автобус, такси

Катер, лодка, самолет, корабль.

Автобус, такси, грузовик, велосипед.

Мы с вами приехали на станцию. Пойдем, прогуляемся.

Физминутка. Дети стоят друг за другом в кругу.

Рельсы-рельсы

Водим пальцами по спине соседа сврху-вниз

шпалы-шпалы

Тоже самое справа-налево

Ехал поезд запоздалый

Стучим кулачками по спине

Из последнего вагона вдруг просыпался горох.
Пришли куры: поклевали;

Стучим пальчиками по спине

Пришли мышки, все погрызли

Легко пощипываем

Пришел слон - все растоптал

Стучим кулачками

Пришел дворник все подмел Ш-Ш-Ш

Водим спокойно руками по спине сверху-вниз

Поехали, поезд отправляется (Дети садятся на места)

Мы с вами в порту. Какой транспорт приходит в порт? (пароходы, корабли, катера, паромы, танкеры, лесовозы)

Кто работает на пароходе, корабле (матросы, кто готовит еду - кок, самый главный - капитан).

Волшебник Тормоз снова нам мешает: не пущу в море пароход, пока слово КОК не зашифруете.

(Выполняем звуко-буквенный анализ слова КОК)

Молодцы!

Последняя наша пересадка - самолет. Кто работает на самолете? (пилот, бортпроводник)

Что делает пилот? Что делает бортпроводник? (Управляет самолетом, рулит, следит за приборами, проверяет билеты, кормит пассажиров, следит за порядком, заботится и т.д.)

Ребята, только что пришло сообщение, что волшебник Тормоз сломал самолет. Нужно срочно проверить, все ли детали самолета на месте. Что есть у самолета?

Корпус. Кабина. Крылья. Хвост. Мотор. Шасси. Окна. (Иллюминаторы)

Все назвали, все части на месте? Полетели.

Вот мы с вами и на острове. Посмотрите, в каком состоянии у них транспорт: разломанный, ржавый. Нужно его починить.

Поиграем в игру « Собери машину» Я вам говорю 2 слова, а вы собираете из них 1 и получится новое название машины:

Мусор+возить= мусоровоз

Молоко+возить=молоковоз

Сам+летит=самолет

Везде+ходит = вездеход

Цемент+возит = цементовоз

Молодцы, собрали мы машины.

А теперь последнее, главное задание «Почини машину». Вам нужно собрать картинку из кусочков. Дети собирают разрезные картинки и говорят:

Я починил пароход.

Я починил такси и т.д.

Молодцы дети. Вы не побоялись волшебника, выполнили все задания.

3. Итоги.

За что вы можете себя похвалить?

В заключение, скажем друг другу:

Ты - супер.

Приложение 1.

Коды для транспорта

Воздушный транспорт

Наземный транспорт

Водный транспорт



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»