Традиции моей семьи конспект занятия. Конспект занятия на тему «Семейные традиции» для детей старшей группы

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Цель : формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье;

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

— формировать способы самостоятельного применения знаний в игровой,речевой деятельности.

Оборудование: письмо, рисунок «Славянская семья», иллюстрации с изображением домашнего труда крестьянских детей, диктофон.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к нам пришло письмо от наших друзей- первоклассников. Сейчас я вам его прочитаю. «Дорогие ребята! К предстоящему Дню семьи мы с помощью родителей сделали семейные газеты о традициях наших семей. Какие интересные газеты у нас получились! Как приятно было их читать и рассматривать! А какие замечательные рассказы мы с помощью родителей придумали! Мы обратили внимание на то, что во многих семьях семейные традиции чем-то похожи, и задумались: “Почему же в разных семьях придерживаются правил поведения, которые во многом похожи? Кто же их придумал?” Наша учительница Елена Ивановна рассказала нам о том, что традиции — это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Тогда мы с ребятами все вместе решили сделать еще одну газету о традициях русских семей. Когда мы начали обсуждать, что же можно поместить в газету, выяснилось, что мы мало знаем о том. Вдруг кто-то вспомнил, что вам много рассказывали и читали о жизни русских семей в старину, об их обычаях и традициях, у вас в группе есть много картинок, игр, альбомов, книг по этой теме. Поэтому мы решили обратиться за помощью именно к вам!» Ребята, вы согласны помочь детям, обратившимся к вам за помощью?

Дети . Да.

Воспитатель . Как можно им помочь?

Дети. Можно записать наши рассказы и отправить им, послать картинки, книги, наши рисунки, которые рассказывают об обычаях и традициях в русских семьях.

Воспитатель . Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину.

Воспитатель показывает рисунок «Славянская семья», на котором изображены дедушка, бабушка, мать, отец, дядя — брат отца, трое сыновей, дочь и племянница — дочь дяди; внизу подписи, поясняющие родственные отношения.

Что изображено на рисунке?

Дети . Семья.

Воспитатель . Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом?

Дети . Рассказывает о прошлом.

Воспитатель. Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое?

Дети. Одежда у людей старинная, люди живут в избе, там есть старинные вещи.

Воспитатель. Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, что попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу?

Дети . Родные.

Воспитатель. Как можно назвать их одним словом?

Дети . Семья.

Воспитатель. Со временем менялись состав и численность русской семьи. Прежде семьи были большие, в них жили люди разных поколений. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Говорят, что в старину

Так оно и было.

Много братьев и сестер

Весело дружило.

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

Ю. Энтин

Воспитатель. Ребята, предлагаю поиграть в игру, в которой рассказывается об одной из таких семей.

Подвижная игра «У дядюшки Трифона»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится водящий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова.

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинали повторять жесты водящего. Тот, кто делал эти движения лучше всех, становился водящим. При повторении игры дети, образующие круг, идут в противоположные стороны.

Воспитатель . Пожалуйста, подумайте и скажите, кто кем кому приходится в этой семье.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой семьи. Кто старше всех в этой семье?

Дети . Дедушка и бабушка.

Воспитатель . Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке?

Дети. Он их сын.

Воспитатель . Кто стоит возле отца?

Дети. Его сыновья, внуки бабушки и дедушки.

Воспитатель . Как вы думаете, почему молодые люди стоят?

Дети . Они выражают свое уважение к старшим членам семьи.

Воспитатель . В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем слушались их, не смели им перечить, не перебивали и не капризничали. Кто считался главой семьи?

Дети . Дед, отец.

Воспитатель . Правильно, ребята, главой семьи считался родоначальник (дед, отец). Все члены семьи подчинялись ему беспрекословно. Он принимал решения, брал на себя ответственность за мир, покой, обеспечение семьи. Во время застолья он сидел во главе. Начинали есть все члены семьи только после того, как он зачерпывал первую ложку. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Вспомните пословицы и поговорки, в которых говорится об этом.

Дети . «Молодость плечами крепка, старость — головою», «Без старых не проживешь», «Чем старее, тем правее», «Стар да умен — два угодья в нем».

Воспитатель. Почему на картинке сыновья так внимательно слушают отца?

Дети. Он их учит чему-то.

Воспитатель . Наверное, он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением. Как ласково, уважительно называли маму, отца?

Дети . Отца называли батюшкой, мать — матушкой.

Воспитатель . В семье по-особому относились не только к старикам, но и к детям. С детства воспитывали привычку к труду, трудолюбие. Как дети помогали родителям по хозяйству?

Дети . Нянчили малышей, пасли скотину.

Воспитатель . Детей приучали с ранних лет к труду и оказанию помощи в хозяйстве: они помогали убирать за скотиной, пасли ее, нянчили малышей.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением домашнего труда крестьянских детей.

Вспомните и расскажите стихи, потешки, в которых говорится об этом.

Дети выполняют задание. Воспитатель вновь обращает внимание детей на картину.

А чем в это время занята матушка?

Дети . Прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой — своей племянницей.

Воспитатель. Кто такие племянница и племянник?

Дети. Племянники — это дети братьев и сестер.

Воспитатель . Чья дочь маленькая девочка, изображенная на рисунке?

Дети . Дочь брата отца — дяди.

Воспитатель . Для отца и матери этой семьи маленькая девочка — племянница. А сыновьям и дочерям кем она приходится?

Дети . Двоюродной сестрой.

Воспитатель . Кем приходится маленькая девочка бабушке и дедушке?

Дети . Внучкой.

Воспитатель. Как вы думаете, у этой девочки есть родители?

Дети . Да, у нее есть мать и отец.

Воспитатель. Кто-нибудь из ее родителей изображен на этом рисунке?

Дети . Да, ее отец, он входит в избу.

Воспитатель . Отец этой маленькой девочки приходится братом отцу большой дружной семьи, изображенной на рисунке, и дядей его детям. Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Вспомните пословицы и поговорки о таких дружных семьях, как эта.

Дети. «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Согласную семью горе не берет», «В семье согласно, так идет дело прекрасно», «Согласная семья — самая счастливая», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна», «Лад в семье — больше счастья не найти, хоть весь свет обойди».

Воспитатель. Молодцы, как много пословиц вспомнили! А как вы понимаете слова «счастливая семья»? В чем счастье?

Дети . Когда все заботятся друг о друге, живут дружно, радуются при встрече, грустят при расставании.

Воспитатель . Да, счастливая семья — это семья, где живут в согласии, каждый — и старый и малый — ощущает поддержку всех остальных членов семьи, радость от общения друг с другом. Ребята, а вы хотите узнать, какие подарки привезли отец и мать своей маленькой дочке с ярмарки?

Дети . Да.

Воспитатель . Тогда приглашаю вас поиграть в игру.

Игра «Подарки»

А тари, тари, тари!

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги,

Куплю Маше серьги,

Останутся пятаки,

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики,

Куплю Маше ложки,

Останутся полушки,

Куплю Маше подушки.

Дети, стоя в кругу, проговаривают слова и делают массаж воротниковой зоны, ушек, ступней, ладошек, животика.

Воспитатель . В русской семье придерживались определенных традиций. Ребята, что такое традиции?

Дети. Это правила поведения.

Воспитатель . Для чего их нужно знать?

Дети. Они помогают человеку быть понятым, проявлять заботу о других.

Воспитатель. Традиции русского народа очень богаты. Давайте еще раз повторим, о каких обычаях мы вспомнили при рассматривании картинки «Славянская семья».

Дети. Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу.

Воспитатель . Послушайте стихотворение еще об одном обычае русского народа.

Ребенок

Хороший обычай

В синеве ослепительной неба

Вдаль летят и летят журавли...

Слышен запах горячего хлеба —

Драгоценного дара земли.

Август в гаме да посвисте птичьем

Отшумел, отзвенел сгоряча.

Есть в России хороший обычай —

Хлебом-солью гостей привечать.

Может, чуть растерявшись вначале,

Будешь этим всю жизнь дорожить.

Чтоб тебя хлебом-солью встречали —

Это нужно еще заслужить.

Е. Хоринская

Воспитатель . О каком обычае русского народа идет речь в этом стихотворении?

Дети . О гостеприимстве русских людей.

Воспитатель. Наши предки отличались хлебосольством и гостеприимством, об этом придумано много пословиц и поговорок, легенд и сказок. Вспомните пословицы и поговорки, в которых об этом говорится.

Дети . «Русский человек хлеб-соль водит», «Русский человек — добрый человек», «Дом как чаша полная — хлеб-соль со стола не сходит».

Воспитатель . Что означало «водить хлеб-соль»?

Дети. Это означало дружить.

Воспитатель. Верно, «водить хлеб-соль» — дружить. Гостей встречали хлебом-солью. Прохожего приглашали войти в дом, кормили его, успокаивали, если он был чем-то расстроен. Обычай встречать гостей хлебом-солью означал: отдать гостю самое дорогое, без чего прожить невозможно. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль. Русские люди верили, что хорошо принятый в доме гость не сделает хозяевам ничего плохого. Хлеб-соль — это мирный договор между гостем и хозяином. Вот мы и вспомнили о традициях русских семей. Все ваши рассказы я записала, мы их пошлем нашим друзьям. Что еще можно им отправить из того, что поможет им сделать газету интересной?

Дети . Стихи, пословицы, игры, рисунки, картинки о семейных традициях русского человека.

Воспитатель . Молодцы! Как вы все хорошо придумали! Думаю, что с вашей помощью у наших друзей получится замечательная газета, которую всем будет интересно читать.

Программное содержание:1. В рамках регионального компонента знакомить детей с разными видами семейных традиций русского народа.

2. Упражнять детей в создании коллекций фотографий и рассказывании об их содержании.

3. Прививать любовь к чтению фольклорных произведений (легенд, сказаний, былин) с целью формирования представлений о народной культуре, ценностях..

Словарная работа:введение в словарь понятий «семья, традиция, легенда».

Активизация прилагательных: дружная, сплоченная, заботливая, многодетная.

Предварительная работа:1. Анкетирование родителей на тему: «Семейный досуг».

2.Создание генеалогического дерева.

3. Выпуск сборника семейных рецептов национальной кухни.

4. Сбор коллекций:а) «Заглянем в бабушкин сундук»(старинные предметы домашнего обихода, утварь, посуда, игрушки, монеты, открытки и т. п.)

б) «Страницы семейного фотоальбома»(старые, старинные фотоснимки).

Предметы и материалы:

-альбом с фотографиями

-сундучок с предметами-символами

-сладкие медали

Ход занятия:в группе стульчики стоят по кругу, на столике в центре сундучок и атрибуты, необходимые для презентаций детей.

Воспитатель:

-Ребята, я хочу пригласить вас на посиделки. Вы знаете, что это такое?(варианты детей)

(дети садятся на стульчики)

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, – традициями.

Мы с вами проделали большую работу: брали интервью у бабушек, заглядывали в сундучок с семейными ценностями, листали страницы фотоальбома и слушали рассказы старших о близких родственниках, чтобы узнать – что такое «семейные традиции», из чего они складываются и почему все члены семьи так ими дорожат.

(воспитатель открывает сундучок)

Воспитатель:

-Ребята, в этом сундучке – символы ваших семейных традиций.

(воспитатель достает деревце)

Одна из старейших традиций в наших семьях - узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое дерево. Вы тоже вместе с родителями составляли родословную своих семей. У многих ребят не по одному десятку имен на дереве.

-Кто положил деревце?

(один из детей(выбранный заранее) читает рассказ о своей семье, демонстрирует плакат с родословной)

Спасибо за интересный рассказ. Думаю, эта традиция прочно вошла в вашу жизнь, и когда-нибудь ты передашь её своим детям.

(воспитатель достает фото)

- Как вы думаете, почему фото лежит здесь, с какой традицией это связано?

Дети:

-С традицией хранить семейные фотографии.

Воспитатель:

Традиция это очень важная. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях жизни. Кто хочет рассказать о своем фотоальбоме?

(рассказ ребенка по фотографии)

-Молодцы, ребята, а теперь я достаю следующий предмет.

(воспитатель достает значок)

-Ребята, что дается каждому человеку при рождении?

Дети:Имя

Воспитатель:Правильно. Издавна на Руси существовала традиция называть ребенка по церковным книгам, в честь небесного покровителя, святого или же давалось модное на данный момент имя, либо в честь кого-то из членов семьи. Ребята, кто хочет рассказать о своем имени?

(Рассказ ребенка о своем имени)

Воспитатель:Давайте, поиграем. Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель:В жизни каждого человека есть вещи, которые ему дороги, потому что связаны с какими-либо событиями. И вот человека уже нет, а вещь остаётся. И мы продолжаем её хранить. Многие из вас принесли из дома вещи, которые хранятся в ваших семейных хранилищах и хранят память о дорогих людях. Это очень хорошая традиция - передавать по наследству семейную реликвию. Кто узнал свою ценность?

(воспитатель достает предмет, рассказ ребенка о том, кому принадлежит предмет).

Воспитатель:Давайте поблагодарим за интересный рассказ.

Воспитатель: К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники.

Ребята, а какие семейные праздники принято отмечать в вашей семье?

Воспитатель достает праздничный колпачок: Как вы думаете, на каком празднике побывал этот колпачок?

Дети: - День рождения!

Воспитатель:

- Правильно., расскажите, как в вашей семье празднуется день рождения. (выступление ребенка).

Давай(имя) поиграем с ребятами так, как это происходит на твой день рождения. Ты будешь надувать мыльные пузыри, а ребята будут загадывать желания и стараться их как можно больше поймать.

(звучит музыка, ребята играют)

- Одна из самых распространенных русских традиций - это застолье. За общим столом собираются гости, родственники, а хозяева угощают их различными кушаньями. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь. Из ягод - клюква, морошка, брусника , из напитков - квас. Время идет, вкусы людей меняются, а традиция готовить семейные блюда остается. Ребята, кто расскажет о своем семейном блюде?

(воспитатель достает фартук, рассказ ребенка, демонстрация книжки-малышки)

С незапамятных времен особым почетом на Руси пользовались сказители (те, кто красиво рассказывал сказки, истории, легенды). Вы знаете, что такое легенда?

(ответы детей)

Давайте заглянем в словарь. Легенда – это фантастический рассказ, о каком либо событии, герое. Наша русская земля славится своими легендами, и я знаю, что в семье одного из нас существует замечательная традиция совместного прочтения книг, в том числе и с легендами. Мама не просто читает книги своим детям, она рисует к ним иллюстрации.

(Выходит ребенок, показывает рисунки к легенде, пока воспитатель читает.)

Воспитатель обращает внимание на все предметы из сундучка, лежащие на столе.

Вот с каким количеством замечательных семейных традиций мы с вами сегодня познакомились. Для чего же они нужны?

Дети: Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Воспитатель:А теперь я предлагаю вам оценить выступления ваших товарищей.

(дети высказывают своё мнение)

- Мне кажется, что каждый из вас постарался на славу, и будет вполне справедливо наградить всех.

(воспитатель достает из сундучка памятные медали, вручает их детям)

- В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

- Я надеюсь, что вы будете следовать вашим семейным традициям, чтить их, бережно хранить для своих потомков.

Гостеприимство тоже является нашей общей традицией. Я предлагаю пройти к столам и попить чай.

Тема: « Семейные традиции, обычаи, ритуалы»

Цели.

Обучающие:

    формировать представление детей о семейный ценностях

    формировать понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью

    познакомить с понятием «семейный праздник»

    закрепить понятие о семейных фотографиях

Развивающие:

    развивать умения понимать традиции разных семей.

    развивать общие речевые навыки

    развивать творческое мышление, воображение воспитанников через образную подачу материала.

    развивать память

    активизировать словарь по теме «Семья»

Воспитывающие:

    воспитание любви и уважения к своей семье

    воспитание интереса к собственной родословной

    воспитание заботливого отношения к членам своей семьи.

Оборудование:

    таблички

    картинки

    иллюстрации

Словарь:

семейные традиции, праздники, обычаи, генеалогия, почитание старших, пословицы, уважение.

План занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте дети! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? Какое сегодня число?

    Фонетическая зарядка на отработку дежурного звука.

    Этап подготовки к активному усвоению знаний.

У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семь я – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей – и десять, и даже пятнадцать. Все жили вместе, помогая друг другу.

    Этап усвоения новых знаний.

А сейчас можно сказать, что семья - это папа, мама, я, потому что в семьях часто только один ребенок. А сколько детей в ваших семьях?

Ответы детей.

А кто ещё входит в состав семьи, кроме родителей и детей?

Ответы детей.

Правильно, бабушки и дедушки.

У меня есть мама,
У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,
А у них есть я.

Что это?
СЕМЬЯ .

А ещё у некоторых есть прабабушки и прадедушки. Кого называют этими словами?

Ответы детей.

Если расширить понятие семья, то сюда можно включить ещё дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер. А ещё многие членами семьи считают своих домашних питомцев: кошек, собак, попугаев, рыбок, хомячков и других.

Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик - братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом

Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

Правильно. Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.

Физкультминутка

(Исходное положение - ноги врозь, руки опущены вниз)

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас:

Руки в стороны поставим, (Руки в стороны)

Правой левую достанем.

А потом наоборот

Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями)

Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно

в каждую сторону).

Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны

Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся)

И за парты вновь садись!

У всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете?

Ответы детей.

Главное отличие – это традиции, которые в каждой семье свои. А что такое традиция? Традиция – это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (пап, мам, дедушек, бабушек…) Например, традиция встречать Новый год всей семьёй, на 8 марта рисовать своими руками поздравительные открытки, летом вместе ездить на море и многое другое.

Вспомните, какие традиции существуют в ваших семьях?

Ответы детей.

А ещё есть традиция - составлять своё родовое (генеалогическое ) дерево. Кто не знает, что это такое, я объясню. Это знание своих предков на много поколений назад. Кто и кем были ваши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Это очень интересное занятие, составление своего генеалогического древа. Это изучение истории своей семьи. Обязательно со своими мамами и папами начните составлять такое дерево.

Ещё одна традиция – собирать семейные альбомы. Это делают во многих семьях. У кого из вас есть такие альбомы?

Ответы детей.

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Какая моя семья». Каждый из вас придумает эпитеты для своей семьи. Катя, начинай. Моя семья – веселая (дружная, гостеприимная, работящая, заботливая, крепкая, смелая и т.д.)

5. Этап закрепления новых знаний.

О чем мы говорили на сегодняшнем занятии? Ответы детей.

Завершим мы наше занятие чтением стихов:

Катя:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Лена:
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Вика:
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Женя:
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Пятый ребенок:
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Воспитатель:
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья

  • Знать место семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей.
  • Развивать кругозор.
  • Воспитывать важность семейных традиций в формировании учащихся отношения к семье как ценности.

Оборудование: компьютерная презентация, распечатки отрывков из произведений Э.Виггена "Дар вырастить внуков", А.Б. Зубова "История религии", А.Н. Толстого "Воспоминания". А. Максимова "О семейном обеде".

Словарь: семейные традиции, иерархичность, досуг, сотрапезничество, единство, согбенный,межпоколенная связь.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль имеют семейные традиции в современной семье, рассмотрим некоторые традиции и ответим на вопрос "Какова значимость семейных традиций?"

2. Постановка целей. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Именно традиционный уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности семьи, почитания старших, традиции совместных семейных праздников, обедов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для детей, способных тонко воспринимать и впитывать впечатления. Традиционно семью скрепляли и сплачивали глубокие семейные корни. К сожалению, многое сегодня оказалось забытым, что подрывает устои семьи, в результате - растет отчужденность между родственниками, разрушается главная традиция - жить семьей.

3. Работа по теме урока.

В сфере семейного досуга особое значение имеют традиции.

Семейные традиции - один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. Традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознать связь с предками. К сожалению, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Но имеет место потребность выработать свои собственные традиции, помогающие людям чаще собираться вместе, чтобы чувствовать себя настоящей семьёй.

Какие традиции существуют в вашей семье? (Учащиеся высказываются, учитель делает записи на доске). Как они влияют на внутрисемейные отношения? (Ответы учащихся).

Проведение каждого лета в путешествии;

Необычные встречи Нового года;

Празднование Дня Рождения;

Совместные поездки за город;

Субботние обеды;

Семейные чтения;

Приём гостей;

Совместное проведение отпуска;

Посещение театра, концертов

Совместное приготовление подарков;

Этот список можно продолжить. Главное, чтобы совместное времяпровождение было интересным и сплачивало всех членов семьи. Досуг - это зеркало зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Сегодня мы подробнее рассмотрим лишь некоторые:

СОВМЕСТНЫЕ ОБЕДЫ, УЖИНЫ, ЧАЕПИТИЯ, по мнению психологов, имеют огромное значение для гармоничных внутрисемейных отношений (в настоящее время такая традиция в современной семье отсутствует).

Учитель предлагает обменяться мнением после прочтения высказывания А.Б. Зубова:

"Мы сохраняем древнейший обычай сотрапезничества с гостем. Не предложить приглашенному в дом, даже по делу, хотя бы чашечку кофе или чая у нас в России невозможно. Совместное вкушение пищи соединяет людей, роднит их друг с другом. Отсюда, кстати, и дипломатические обеды, и приёмы с фуршетом:Совместный стол есть символическая демонстрация единства - вкушение одной пищи одновременно делает сотрапезников как бы единым целым".

Работа с текстом А. Максимова "О семейном обеде ".

Помнит ли кто-нибудь из вас, что такое семейный обед? Но не тот, когда, отварив пачку пельменей и вскипятив суп из концентратов, присядем мы на маленькой кухоньке, наскоро проглотим то, что бог послал, и вновь вернемся к своим делам. Нет! Хочется мне вспомнить о тех замечательных обедах по воскресеньям, когда вся наша многочисленная фамилия собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха - нашей бабушки.

Ровно в три часа пополудни все садились за стол. Поправляли приборы, разложенные на крахмальной скатерти, щурились от солнечного луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта.

Главным украшением стола были знаменитые пироги, которые именовались бабушкиными. На узких деревянных листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой.

Наши ноздри впитывали чудесные запахи, рот наполнялся слюной, и все постепенно начинали роптать: "Пора бы и начать!" И вот входила бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. "Ну что, дети мои?! - обращалась она ко всем.

Вроде бы все собрались, и я тому рада!" Это было что-то вроде команды. Сдвигались тарелки, стучали вилки, содержимое мисок, блюд, блюдец и селедочниц перекочевывало к нам в тарелки. Без сожаления нарушалась та красивая композиция, которой мы только что наслаждались.

За бабушкиным столом не раз решали мы важные дела, устраивали судьбу кого-то из родственников, обсуждали планы на будущее, давали советы. Порой за разговором не замечали мы, что сумерки опустились за окном. Бабушка включала свет, и над нами расцветал старый абажур с шелковыми кистями. Мягкий свет сглаживал острые углы, освещая наши лица и стол, подготовленный к чаю. И в эти минуты, глядя на своих двоюродных братьев, теток и дядьев, понимал, что нет для меня ближе людей.

Позднее задумывался я: зачем бабушка устраивает раз в месяц для нас эти встречи? Сил и времени они забирают у нее очень много. И однажды она сама объяснила мне. "Милый мой, - говорила бабушка, расставляя тарелки на столе накануне семейной встречи. - Вся наша родня связана одной фамилией. И я хочу, чтобы мы помнили о том. Собираю я вас и на обеды для того, чтобы привыкли вы к этому, чтобы появилась в вашей жизни необходимость хотя бы раз месяц побыть вместе, посмотреть да другу в глаза".

Действительно, стали наши семейные встречи, над которыми сначала подсмеивались, как над бабушкиной причудой, необходимостью. И сегодня встречаемся мы под старым абажуром. Кого-то уже нет, но дети заняли места, где когда-то сидели их родите ли. Новые родственники с интересом слушают наши воспоминания, наивно сожалея, что тогда их не было с нами.

Все так же бабушка, постаревшая и седая, сидит во главе стола, смотрит на нас и ровно в три пополудни встает и обращается к нам: "Ну что, дети мои?! Вроде бы все собрались, и я тому рада..."

ИТАК, совместный стол - символическая демонстрация единства.

Учитель предлагает домашнее задание- эксперимент: ввести в традицию совместных ежедневных семейных ужинов или вечернего чаепития, в процессе которых будет происходить обмен впечатлениями, событиями, новостями текущего дня.

Учащиеся заполняют таблицу:

Прекрасная традиция СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ в наше время забыта и заменена газетами, радио и телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.

А.Н. Толстой вспоминает: "Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал.: Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров".

Эта старая семейная традиция особенно полезна для детей, да и взрослым она добавит немало приятных минут для совместного общения!

ОБЩЕНИЕ С БАБУШКАМИ И ДЕДУШКАМИ

Какую роль играет старшее поколение в воспитании молодежи?

  1. Учитель предлагает высказать мнение.
  2. Анализ эпизода из книги Э. Виггена " Дар вырастить внуков".

" Молодых людей приходящих в гости к своим бабушкам и дедушкам, влечет, за редким исключением, одна и та же потребность: они хотят, иногда очень страстно, пообщаться со старейшинами своей семьи . Та самая бабушка, которая обыгрывала меня в шашки в мои девять лет, в девятнадцать оказалась для меня мудрым другом и доверенным лицом. Она писала мне письма, длинные, освещавшие все семейные новости. Когда я приезжал домой из колледжа, мы с ней подолгу беседовали. И знаете что? Бабушка внимательно меня слушала! Я вскоре обнаружил, что её приводят в восторг мои соображения. И у неё гораздо больше времени на то, чтобы слушать меня , чем у моих родителей. Для ваших внуков и внучек, от начала переходного возраста и до свадьбы, самое, возможно, лучшее "развлечение", которое вы можете им предложить,- просто выслушать их, когда они хотят что-то сказать .

Один мудрец сказал, что старик неторопливый и согбенный, снова способен замечать то же, что и маленькие дети, и рука его как раз вровень с рукой ребёнка , который совершает свои первые шаги. Жука на асфальте, улитку под капустным листом, дрозда, тянущего червяка из чёрной и влажной от дождя земли,- всех их увидит маленький ребёнок со своим дедушкой.

Наши внуки живут в неправильных семьях, где их неправильно воспитывают неправильные родители,- наши далёкие от совершенства сыновья и дочери вместе с нашими зятьями и невестками. Хотя все мы совершали ошибки, когда воспитывали своих детей, для нас найдётся утешительная весть: мы из-за собственной незрелости, воспитывая своих детей,- теперешних родителей - могли не оправдать всех надежд. Но Господь, дав дожить до внуков, поручает нам новое служение, чтобы исправить все ошибки нашего родительского несовершенства".

Анализируя приведенный эпизод, учащиеся делают заключения:

После обсуждения учитель помогает сделать ВЫВОДЫ:

  • семейные традиции способствуют сближению членов семьи;
  • совместное времяпровождение - средство семейного воспитания, где дети приобретают культуру отношений в семье, учатся общению;
  • традиции нескольких поколений устанавливают межпоколенную связь, помогают ребёнку осознать принадлежность к роду и гордиться своей семьёй.

4. Самостоятельная работа.

Учащиеся продолжают заполнение таблицы:

Семейная традиция Цель Имеется в моей семье Необходима моей семье
1 Совместный стол Символическая демонстрация единства да да
2 Семейные чтения Создание атмосферы духовного единения, начало творчества. нет да
3 Общение с бабушками и дедушками. - Молодые соприкасаются с историей своей семьи;

Бабушки и дедушки - лучшие собеседники, способные выслушать, понять, посочувствовать, т. к. они не ограничены во времени, неторопливы;

Опыт и мудрость старшего поколения позволяет по-иному посмотреть на проблему, избежать серьёзных ошибок.

да да
4 Необычные встречи Нового года.
5
6

5. Подведение итогов.

  • Проверка таблиц в парах.
  • Оценивание работы.
  • Вывод.

Домашнее задание

1) Подготовить рассказ о традициях в своей семье.

2) Ввести в традицию совместные ежедневные семейные ужины или вечернее чаепитие.

Семейная атмосфера складывается из многих элементов, в основе ее - уклад, традиции. Ответственность за семью несет каждый её член. Важно учитывать опыт, накопленный предыдущими поколениями- это фундамент для счастливой семейной атмосферы. Будьте счастливы!

Конспект занятия на тему «Традиции россиян.

Русские народные праздники».

Программное содержание: Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл. Расширять кругозор детей, развивать их речь.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и у мели веселиться.

Ребята, а вы любите праздники?

А почему?

Какие праздники вы знаете?

Кто такие наши предки?

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как? Ну тогда давайте отравимся на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие.

(Звучит музыка).

А теперь открывайте глаза и слушайте. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов

С чего начинались праздничные дни на Руси?

Чем занимались люди в праздничные дни?

Как старались одеться люди?

Какое угощение готовили? Какие добрые дела старались сделать?

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю. Послушайте стихотворение, об этом празднике, которое написал поэт А. Майков.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы

Всегда читается поучение Иоанна Златоуста, там есть такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение.»

О каком празднике я вам рассказала?

В честь чего праздновали этот праздник?

Что такое благовест?

На Руси отмечали много красивых праздников. Ребята. Сегодня вы узнали немного об одном из них, но скоро я расскажу вам о многих других.

Конспект занятия на тему «Осенние обрядовые праздники.

УСПЕНЬЕ-ПРАЗДНИК ОКОНЧАНИЯ ЖАТВЫ И ВСТРЕЧИ ОСЕНИ.

Программное содержание: воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.

Познакомить с осенними обрядовыми праздниками. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно.

Оборудование: интерьер крестьянской избы: стол со скатертью, сундук, лавка, печка, икона в красном углу, коромысло, два ведра, белые рукавицы, хлебный сноп.

Ход занятия:

Вед. – Здравствуйте, гости дорогие!

Вед. – Низкий поклон Вам, люди добрые!

(Дети и воспитатели кланяются гостям).

Вед. – Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старинные мудрые традиции земли русской, ее обычаи красивые, праздники светлые.

Вед. – Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то. Что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома.

Вед. – А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина. Не страшна ему долгая, суровая зима. Можно немного отдохнуть и повеселиться. Послушайте как наши дети споют русскую народную песню «Осень, осень».

Вед. – Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа.

Вед. – Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай.

Ребенок – Ох и слава Богу

Что жито пожали,

Что жито пожали

И в копны поклали.

На гумне стогами

А в печи - пирогами!

Вед. – На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.

Ребенок – Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Вед. – Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу.

Вед. – Ребята, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!

Вед. – Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали:

Ребенок – Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.

Осень, тетушка!

Тяжела работушка!

Все покосы, нивушка!

Болит моя спинушка!

Как по осени ломала

Красную калинушку,

Во полях снопы вязала

Надломила спинушку!

Русская народная песня: «Серпы золотые».

Ребенок – Ждали пожали, три пряди нажали

Первую прядь – на еду.

Вторую прядь – на семена,

Третью прядь – его запас!

Ребенок – Землю красит солнце, а человека труд!

Ребенок – Что посеешь, то и пожнешь!

Ребенок – Что пожнешь, то и полопаешь!

Ребенок – Что смолотишь, то и смелешь!

Ребенок – Что смелешь, то и съешь!

Вед. – Действительно, ребята, чтобы собрать хороший урожай, много приходилось трудиться. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

Вед. – Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде знаете вы?

    Труд человека кормит, а лень портит.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Терпенье и труд все перетрут.

    Мала пчела, и та работает.

    Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест.

    В большом доме и малая подмога дорога.

    В детстве не научишься, всю жизнь намучишься.

    Умелые руки не знают скуки.

    Прилежный сеет, лентяй на луну глазеет.

Вед. – А лентяев и бездельников в народе не любили, высмеивали их.

(Сходит Тит с большой ложкой).

Тит – Ты, работушка, меня не бойся, а я тебя не трону!

Не колода лодырь, а пень, и лежит целый день.

Не жнет, не косит, а обедать просит.

Тит, иди молотить!

Тит – Живот болит.

Тит, иди кашу есть!

Тит – где моя большая ложка?

Хочешь есть калачи, не лежи на печи!

Вед. – А еще в народе говорили: «КОНЧИЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО» , «ДЕЛУ ВРЕМЯ-ПОТЕХЕ ЧАС!» ДАВАЙТЕ И МЫ С ВАМИ НЕМНОЖКО ОТДОХНЕМ, ПОИГРАЕМ В РУССКУЮ НАРОДНУЮ ИГРУ «ГОРЕЛКИ»

Конспект занятия на тему «Куклы из бабушкиного сундука».

Программное содержание:

Воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;

Развивать фантазию, вкус, творческое воображение;

Постепенно подводить детей к осмыслению понятия «народная игрушка»;

Знакомить с элементарными приемами рукоделия.

Ход занятия.

1. Воспитатель: - Давайте отправимся в путешествие в прошлое. Вспомним,

в гостях у каких кукол мы уже бывали? /Ответы детей/. А сегодня встретимся с новыми друзьями. /Читает/.

Как у дедушки Петра

Нет ни печки, ни шеста.

Одна липова доска,

Ой, да, лебеда,

Одна липова доска.

Воспитатель: О чем эта песня? /о старинной кукле-полене/.

Какую куклу наши предки придумали позже? /Соломенную/. Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Но лишь мальчики начинали носить брюки, а девочки юбки (в старину это было в 7-8 лет), игры у детей строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.

2. Физкультминутка «Мячики летают, ладошки помогают» (Приложение).

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д./

Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».

Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани./

Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.

Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую?

4. Этапы выполнения работы: фото 10, 11.

1) Нарезаются квадратные куски хлопчатобумажной ткани размером

2) Кусок ткани складывается пополам и сворачивается в валик.

3) Валик перетягивается жгутом красного цвета.

4) Выделяется голова.

5) Надевается яркий платок размером 8х8 см.

5. Самостоятельная работа детей.

Дети объединяются парами.

6. Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? /Куклы-пеленашки/.

А как по-другому мы можем назвать наших кукол? /Куклы-обереги, тряпичные куклы, народные куклы/.

У наших кукол нет глаз, рта, носа. Они какие? /Безликие/.

Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? /Ответы детей/.

7. Игра с тряпичными куклами-пеленашками «Дочки-матери».

Конспект занятия на тему «Игра не пустая забава»

Цель: Активизировать познавательную деятельность детей, используя историю быта и традиций, обрядов русского народа.

Задачи: - воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

    развивать интерес к истории своего народа;

    совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений;

    формировать навыки управления своей деятельностью;

Ход занятия:

Ведущая: Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам издалека.

Я бабушка – Cказительница, да ключей хранительница.

Ключей не простых, от волшебного сундучка,

В нем сказки, были, да небылицы живут.

Открывает сундук. Достает из сундука иллюстрации и картинки обрядовых праздников на Руси. Рассказ:

«Одной из характерных черт обрядовых игр является продолжение жизни, бессмертие человеческого рода, призыв к счастью, благополучию, долголетию, богатому урожаю, хорошему приплоду скота.

Жизнь человека всегда была неотделима от жизни природы. Наиболее любимыми играми были и, наверное, и сейчас остаются: «Коршун», «У медведя во бору», «Волк в лесу».

Давайте и мы поиграем с вами в игру «У медведя во бору».

Считалка: Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Проводится игра, а затем Сказительница продолжает свой рассказ:

«Обряд – это, прежде всего передача культуры народа. Обряд требует соблюдения определенного ритуала. В сельской местности в настоящее время говорят «играть свадьбу», «играть крестины», «играть проводы», «играть песни» и т. д.

Слово «играть» в Тамбовских говорах выступает в значении «веселиться», «шутить», «баловаться». И мы с вами поиграем в игру «Бояре». В эту игру играли на свадьбах.»

Дети делятся на две команды (мальчики и девочки)

Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, вы зачем пришли?

Молодые, вы зачем пришли?

Бояре, мы невесту выбирать,

Молодые, мы невесту выбирать.

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила. (Указывают)

(После этого один из бояр-гостей разбегается и «врезается» в цель между боярами-хозяевами, пытаясь ее «разбить». Если это удалось, то он забирает с собой кого-то из тех, чьи руки удалось ему расцепить. Теперь хозяевами становятся гости. Игра продолжается до тех пор, пока в одной цепи есть хотя бы два человека).

Сказительница – На праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою.

    Игра «Перетягивание каната»

    «Петушиный бой»

Сказительница – Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.

Как у наших у ворот

Собирается народ.

Собирается народ

На веселый хоровод.

Сказительница – Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. Русские хороводы бывают праздничные и обычные, сельские и городские, дневные и вечерние. Они распределяются по временам года, свободным дням жизни. Эти обряды, дошедшие из глубины столетий, являются одним из средств, при помощи которых древний человек хотел разбудить мать-природу, ускорить приход весны.

Водили хороводы либо за деревней в поле, либо на свободном месте, а иногда просто на деревенской улице. И мы поиграем в хороводную игру

«Ручеек».

Сказительница – Держа друг друга за руки, мы должны оставаться всегда дружными не только в игре, но и в жизни.

Но какой праздник без русской карусели?

Игра «Карусели»

Сказительница – Мы сегодня с вами поиграли,

И много нового узнали.

А теперь вам домашнее задание. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и атрибуты к этим играм положите в волшебный сундучок, и мы с вами в них поиграем.

А мне пора прощаться,

До свиданья говорить.

Конспект занятия на тему « ОСЕННИЕ ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ.»

ПРАЗДНИК РЯБИНЫ (ПЕТРА и Павла),праздник Покрова Пресвятой Богородицы».Оборудование: Кисти рябины на красивом подносе.

Вед. – Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла.

Вед. – Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи.

Вед. – Издавна любили рябину русские люди, почитали это дерево, слагали о нем песни, стихи.

Ребенок – Ты рябинушка раскудрявая!

Ты когда взошла, когда выросла?

Я весной взошла, летом выросла,

По зорям цвела, солнцем вызрела!

Вед. – 14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей.

Вед. – Ребята, а что вы знаете об этом празднике?

На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили: «До обеда осень, а после обеда – зима!»

К Покрову старались утеплить избу. Не утеплишь жилье – в холоде настрадаешься. Не даром говорили: «На Покров натопи хату без дров».

Покров – свадебник! На селе в этот день играли свадьбы. Высыпает деревенский люд полюбоваться молодыми, женихом да невестой. Празднично убраны повозки свадебного поезда, под дугой весело позванивают колокольцы, кони лихие, лишь дотронься – вскачь понесут!

Вед. – Очень интересен свадебный обряд на Руси. В центре его находилась невеста. Первую половину свадьбы она должна была плакать, печалиться, прощаясь с подругами, с родителями, с вольной девичьей жизнью. Послушайте отрывок из свадебной обрядовой песни невесты.

Ребенок – Вы подруженьки, да вы голубушки!

Как пойдете вы на гуляньице,

На гуляньице на веселое,

Меня вспомните, сердечные!

Как на чужой я на сторонушке,

Да у чужих людей живу!

Вед. – Постепенно на смену грустным, прощальным песням приходили песни веселые, величальные. Послушайте отрывок величальной песни, посвященной другу жениха, или попросту дружке!

Ребенок – Идет друженька хорош, он на сокола похож.

Друженька хорошенький, паренек пригоженький.

Вед. – На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки. Наши дети тоже с удовольствием их поют.

(Дети поют частушки).

Вед. – С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы.

Вед. – А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Посмотрите русскую народную игру «Плетень».

Вед. – Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки.

Ребенок – Красна девица Алина, ты куда,куда ходила?

Я на ярмарку ходила, себе ведра там купила.

Что дала?

Рубль дала, коромысло – полтора!

Ходила и Таня на базар, принесла домой товар.

Родной матушке – платок, посередочке цветок.

Братьям-молодцам по кожаным сапогам.

Сестрицам-лебедицам да по белым рукавицам.

Кузьминки, об осень одни поминки.

Кузьминки – встреча зимы.

Вед. – Святые Кузьма и Демьян – ремесленники, покровители ремесел, кузнечного искусства и женского рукоделия.

Ребенок – В народе говорят, что эти святые были кузнецами и за работу денег ни с кого не брали, от чего зовут их бессербренниками.

Вед. – Кузьминки повсюду считались девичьим праздником. Девушки устраивали посиделки, приглашали на них парней. Пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо журчала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится. А сейчас наши девочки покажут русский народный танец «Прялица».

(Танец «Прялица»).

Вед. – А теперь послушайте русскую народную песню «Посею лебеду»

(Русская народная песня «Посею лебеду»).

Вед. – Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу к зиме вымостили. Подходит к концу и наш праздник.

Дорога нам наша Родина – матушка Россия!

Конспект занятия на тему «Эти мудрые русские сказки».

Программное содержание: Воспитывать любовь к родному языку, к родной земле, чувство гордости за свой народ; воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие, бережное отношение к природе. Учить использовать в речи пословицы и поговорки, драматизировать отрывки из сказок.

Ход занятия:

Воспитатель – Ребята, вы любите сказки?

Я знаю, что сказки вам читают мамы и папы, рассказывают бабушки и дедушки, сказочные герои обращаются к вам с экранов телевизоров. Многие из сказок, особенно любимые, вы знаете почти наизусть и все таки, готовы слушать снова и снова. Давайте подумаем вместе, чем же нас притягивают сказки? За что мы их так любим? (Ответы детей). Сказка, ребята, это особый прекрасный мир, где может произойти любое чудо, где действуют добрые сила и силы зла, где героев подстерегают разные опасности, им приходится преодолевать трудности, но неизменно добро побеждает зло, на помощь слабым и беззащитным приходит сильный и смелый герой, а такие качества человека как доброта, трудолюбие, терпение – вознаграждаются.

И так, как говорится, это была присказка, а сказка ждет вас впереди. Рассаживайтесь рядком да поговорим с вами ладком.

Расскажу я вам историю, которая произошла с одним моим знакомым мальчиком, по имени Ваня. С раннего детства все его очень любили, нежили, баловали, старались выполнить любое желание и не заметили… как он превратился в злого ленивого мальчика. Ничего не стоило Ване обидеть девочку, дернуть за хвост соседскую кошку, бросить камень в пробегающую собаку, сломать дерево.

Однажды, перебегая улицу, он толкнул старушку и даже не попросил у нее прощения, не заметил он и того, что старушка проводила его долгим задумчивым взглядом и что-то прошептала. А это, ребята, была не простая старушка, а волшебница. Она решила наказать плохого мальчика и превратила его в Ивашку – грязную мордашку.

Из красивого ухоженного мальчика он превратился в страшного уродца. Прохожие на него оглядывались, дети смеялись, друзья… просто не узнавали. Никакие советы умных докторов не помогали ему.

Такая вот грустная история. А вот и сам Ивашка.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, Ивашка!

Ребята, а не могли бы вы помочь моему горю?

Воспитатель – Ох, Ивашка, хоть ты и заслужил такое наказание, мы попробуем помочь тебе, потому что надеемся, что ты исправишься. Ну что ребята, поможем Ивашке?

Поможем!

Воспитатель – В соседнем лесу за большим болотом, на опушке, живет Баба-Яга. Она-то уж точно, что-нибудь посоветует. Только дорого к ней очень трудная. Одному никак не пройти. Придется нам, ребята, проводить Ивашку. Вы согласны?

(Дорога с препятствиями: мостик, кустарник, кочки, тропинка под деревьями).

(Подошли к избушке).

Воспитатель – Посмотрите, ребята, избушка стоит, точь-в-точь как в сказке, к нам задам, к лесу передом. Ивашка, а ты помнишь, какие слова нужно сказать, чтобы избушка к нам повернулась?

Нет, забыл.

Воспитатель – Ребята, а вы знаете? Давайте все вместе скажем: «Избушка-избушка, стань к лесу задом, а к нам передом».

(Появляется Баба-Яга, нюхает).

Человеческим духом пахнет. А, это ты, Ивашка, пожаловал?

Бабушка-Яга, что мне делать? Помоги моему горю.

И не рассказывай, знаю я твою историю, видела в волшебном зеркале все твои проделки.

Я больше не буду, никогда не буду!

Дети – Помоги ему бабушка, подскажи, как от уродства избавится.

Баба-яга – Ну ладно, так и быть, раз уж вы так за него просите – помогу. Но сначала отгадайте мои загадки.

    В каких сказках живет Баба-Яга? («Гуси-лебеди», «Терешечка», «Лягушка царевна»).

    Какие волшебные предметы помогают людям в сказках? (Волшебное яблочко, ковер-самолет, сапоги-скороходы, клубочек, колечко, гребешок).

Баба-яга – А что это вы так за него переживаете, все помочь хотите?

Воспитатель – А мы, Баба-Яга, всегда стараемся помочь тому, кто попал в беду.

Баба-яга – Ну, так и быть, уговорили. Дам я тебе, Ивашка, волшебный клубок. Он поведет тебя в страну сказок. Только туда ты пойдешь один. И так же, как дети помогли тебе, поможешь тому, кто будет нуждаться в твоей помощи. Но помни, что хорошие дела под силу только человеку с добрым и смелым сердцем.

Воспитатель – Ну что ж, Ивашка, ты иди, а мы будем ждать твоего возвращения.

До свидания, ребята!

До свидания, Ивашка, доброго тебе пути!

В стране сказок.

Клубок катится, Ивашка идет за ним, бормочет: «Доброе сердце, доброе сердце… какое оно? А клубок куда-то катится, ведет меня…

Ой! Кажется кто-то плачет. Кто там?

(Избушка. Поодаль дерево. Под ним плачет заяц.)

Ивашка – О чем ты, заинька, плачешь?

Как же мне, Ивашка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Солнышко пригрело, ее избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала.

Пойдем, зайчик, я ее выгоню.

Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь.

Знаешь, зайчик, слышал я, что лиса больно петуха боится, вот петухом-то я и наряжусь. Не сдобровать рыжей.

Воспитатель – Подошли к избушке, Ивашка как закричит!

Воспитатель – А лиса испугалась, говорит:

Одеваюсь…

Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Шубу надеваю…

Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!

Воспитатель – Она и выскочила из избушки, в лес убежала.

Заяц – спасибо, Ивашка! Ты очень добрый мальчик!

Ивашка – Вот меня добрым назвали, первый раз за всю мою жизнь. А клубочек все дальше катится.

Что-то мне холодно стало, ветром ледяным дохнуло. Куда же клубочек меня завел.

(Сказка «Морозко»).

Ой, девочка, здравствуй!

Здравствуй, Ивашка!

Как ты сюда попала?

Послала меня мачеха за водой, а ведерко на беду упало в колодец. Спустилась я за ним, и попала в царство Мороза Ивановича. Попросил он меня послужить ему. Вот взбила я его снежную перину, чтобы старику спать мягче было, руки мои окостенели, пальчики побелели. А теперь, кушанье пора готовить, ведь Мороз Иванович с минуту на минуту явится. А воды-то у меня нет!

Давай, рукодельница, помогу – принесу тебе воды.

Спасибо, Ивашка, спасибо. Доброе ты дело сделал, теперь уж я Морозу Ивановичу угожу, порадую его вкусным обедом.

До свидания, рукодельница!

До свидания, Ивашка, счастливого тебе пути!

Ивашка – Куда это я теперь попал?

Воспитатель – А попал ты Ивашка в русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». Постой, посмотри и послушай.

Лиса – Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

Воспитатель – Петушок слушает, не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороха. Петушок горох склевал, а в окошко все равно не выглядывает, помнит наказ кота.

Лиса – Что это ты, Петя, такой гордый стал? Смотри сколько у меня гороха! Куда же мне его девать?

Воспитатель – Петушок и выглянул, а лиса схватила его и понесла. Испугался петушок, как закричит!

Петушок - Котик-братик, несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!

Воспитатель – Как петушок не звал, не кричал, не услышал его кот, потому что уж очень далеко был от этих мест.

Ивашка – Съест лиса петуха, ой съест. Что же делать? Как петушку помочь? Попробую я… отобью петушка!

Ивашка – Стой лиса! Отпусти, петушка! Не боюсь я тебя хитрая обманщица!

Лиса – Да уж, ладно, забирай своего петуха! Уж и пошутить нельзя!

Ивашка – Пойдем, петушок, я тебя провожу. Что же ты, Петя, кота не послушался? Ведь вот за это и попал в беду!

Петушок – Спасибо, Ивашка, я больше никогда не буду слушать рыжую плутовку. Если бы не ты – съела бы она меня.

Воспитатель – С тех пор петушок с котом живут в лесу дружно, да ладно. Ивашку добром поминают!

(Сказка «Гуси-лебеди»).

Ивашка – Кажется кто-то бежит.

Девочка – Быстрей, быстрей, Ванечка, а то догонят нас гуси-лебеди. Где же спрятаться? Вон яблонька: «Яблонька, матушка, спрячь нас!»

Воспитатель – А яблонька в ответ: «Собери мои лесные яблочки, тогда спрячу».

Девочка – Ой, как много яблок, не успею, догонят нас гуси-лебеди.

Ивашка – Девочка, давай я тебе помогу собрать яблочки.

(Собирают вместе яблоки в корзину).

Воспитатель – Яблонька заслонила детей ветвями, прикрыла листьями. Гуси-лебеди не увидели детей, пролетели мимо.

Девочка – Спасибо, Ивашка, за помощь. Если бы не ты – унесли бы гуси-лебеди братца. Никогда не забуду твой доброты!

Ивашка – Бегите быстрей домой. Скоро родители вернутся с работы. Волноваться будут.

(Сказка «Снегурушка и лиса»).

(Ивашка присел на пенечек и говорит: «Ох, устал я. Столько всего увидел! По дому сильно соскучился»).

Воспитатель – И привел клубочек Ивашку в сказку «Снегурочка и лиса».

Снегурушка – Ау! Ау! Снегурушка, ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки была внучка Снегурушка.

Ее подружки в лес заманили,

Заманили – покинули!

Ивашка – О чем ты, Снегурушка, плачешь?

Снегурушка – Как мне, Ивашка, не плакать? Меня подружки в лес заманили, заманили и покинули.

Ивашка – Сойди, Снегурушка, с дерева, я тебя домой отведу.

(Идут до домика, стучат).

Дед – Кто там?

Ивашка – Это я, Ивашка, привел вашу внучку, Снегурушку.

(Выбегают дед и баба, обнимают внучку).

Дед – Ах ты, милый Ивашка!

Баба – Дорогой Ивашка!

Дед – Где нам тебя помадить?

Баба – Чем нам тебя угостить?

Ивашка – Спасибо за приглашение. Только я тороплюсь очень. Домой мне пора. Заждались меня мама и папа.

Дед, Баба, Снегурушка – До свидания, Ивашка!

Дед – Спасибо тебе большое за нашу внучку!

Дед, Баба, Снегурушка – Доброго тебе пути!

Воспитатель – Идет Ивашка, а клубок ему дорогу показывает. Прямо к избушке Бабы-Яги привел. А Бабушка-Яга его уже ожидает.

Баба-Яга – Вернулся, Ивашка! Трудный ты проделал путь и выдержал испытание. Душа-то у тебя все таки добрая. Многим ты помог в беде, и от этого сам стал лучше.

(Ивашка смотрит в зеркало и говорит грустно: «Баба-Яга, ну ведь я все такой же грязный! Неужели я никогда не отмоюсь?»)

Баба-Яга – Не расстраивайся, Ивашка, простила тебя волшебница. За твои добрые дела простила. Иди, умойся и грязь с твоего лица сойдет.

(Пока Ивашка умывается, Баба-Яга обращается к детям).

Баба-Яга – 1. Ребята, а вы помните, за что был наказан Ивашка? (Помним. За плохие поступки, за то, что обижал всех, никому не помогал).

2. А как вы думаете, почему волшебница простила Ивашку? (Ивашка всем помогал, делал добрые дела, стал хорошим, добрым, смелым).

(Выходит Ивашка: «Ребята, посмотрите на меня, я изменился?»).

Дети – Да, ты стал чистым!

Ивашка – Я стал таким, каким был прежде. Но не совсем таким. Я многое понял. Никогда не буду совершать плохие поступки! Всегда буду добрым, смелым, отзывчивым.

Баба-Яга – И всегда помни – худо тому, кто добра не делал никому.

Ивашка – До свидания, ребята!

Дети Счастливого пути, Ивашка!

Конспект занятия на тему «Русская матрешка» .

Программное содержание:

    воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с историей русской матрешки;

    развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа, сложенного пополам, с предварительно нарисованным контуром;

    развивать навыки вырезания одинаковых элементов аппликации из бумаги, сложенной вдвое, втрое;

    развивать чувство цвета и композиции при построении узора, размещении его на предложенной форме.

Материалы для занятия: разные матрешки, иллюстрации с их изображением; белая и цветная бумага, гофрированная бумага, клей, кисточки, клеенки, салфетки, фломастеры.

Ход занятия.

I. Загадка: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка... (Матрешка)

II. Рассматривание матрешек и рассказ.

Первых матрешек сделали более ста лет назад. Деревянная матрешка была похожа на простую деревянную девочку. В большой семье кукол одна меньше другой. Прошло много лет, а матрешка остается по- прежнему любимой игрушкой детей.

Раньше матрешек вырезали из дерева вручную, затем обмазывали слоем глины и покрывали льняным маслом. После того как матрешку хорошо просушивали, мастер наносил узор на игрушку: одних «одевали» в сарафаны, других- в зимнюю одежду, третьих в узорчатые платки. Каждой кукле рисовали свое лицо, поэтому каждая матрешка имеет разное его выражение: одна улыбается, а другая грустит. И каждая из них держит что- нибудь в руках: букет цветов, расписной платочек и т. д.

Хороши матрешки. Ни в одной другой стране мира не делают таких игрушек, поэтому матрешка- символ России, всего русского. 111 .Физкультминутка «Мельница» . (Приложение 1) Г/.Последовательность выполнения работы.

    вырезать матрешку по контуру;

    выбрать способ выполнения аппликации: украсить сарафан вырезанными из цветной бумаги узорами; использовать способ обрывания; гофрированную бумагу;

Дорисовать лицо матрешки. V. Анализ работ.

VI.Итог занятия. Чтение книги С. Маршака «Матрешки»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»