Как организовать и провести занятие по конструированию в средней группе детского сада. Людмила Куцакова - Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1150 имени Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского»

Образовательная область: Познавательное развитие

Конспект занятия по конструированию для детей

средней группы (4-5 лет)

Тема:

«Кроватка для Машеньки»

Подготовила и провела:

Воспитатель группы № 7

Метельская О.П.

Зеленоград. 2015 г.

Цель:

Совершенствовать конструктивные умения, различать и называть основные строительные детали. Научить детей делать постройку кроватки.

Задачи:

  • Закреплять цвет предметов;
  • Соотносить постройку с образцом, использовать детали разного цвета.
  • развивать интерес у детей к деятельности с деревянным строительным материалом;
  • Развивать умение располагать конструктивные детали в заданном пространственном положении, соединяя их между собой;
  • Развивать интерес и желание сооружать постройки и использование их в играх .
  • Воспитывать любовь к сказкам, внимательно относится к образному слову;
  • Воспитывать познавательный интерес, умение выражать свои впечатления в связных высказываниях;
  • Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей: загадка, заблудилась, девочка, Машенька, медведи, лесная, избушка, большой, грубый, тоньше, писклявый, миска, пониже, ростом, погремушкой, друзей, сердились, детали, состоит, ровно, плотно, приставить, спинки, цвет, «высокие», узкую, удобно, по размеру, замечательно, довольны, спят, конструктор, веселые, подушки, подсказки, сказка, герои.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: 2 кубика; 2 кирпичика, кукла Маша;

Раздаточный: 2 кубика; 2 кирпичика, игрушки по количеству детей.

Методы и приемы:

  • Беседа, вопросы к детям,
  • Загадывание загадки,
  • Объяснение педагога,
  • Рассматривание,
  • Практическое обучение,
  • Сюрпризный момент (приход куклы Маши).

Предварительная работа:

  • Рассказывание сказки «Три медведя»,
  • Просмотр диафильма по сказке,
  • Рассматривание иллюстраций,
  • Обследование предметов в реальном пространственном расположении.

Ход занятия:

I часть. Беседа по сказке.

Слышится стук в дверь.

Дети, посмотрите, к нам в гости пришла Машенька. Педагог демонстрирует детям куклу в народном костюме .

Давайте узнаем, из какой сказки она к нам пришла.

Воспитатель присаживается к детям и загадывает загадку:

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула, и три кружки

Три кровати, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

(Ответы детей )

Правильно, это сказка «Три медведя». Жила была девочка Машенька с дедушкой и бабушкой. Однажды отправилась она в лес за грибами и заблудилась. Набрела в лесу на избушку, зашла и удивилась. Ребята, а что же она увидела в лесной избушке? (Ответы детей ).

Да, у каждого медведя был свой стул и своя кровать. Вспомните, кто жил в этой избушке? (Ответы детей )

А как звали медведей? (Ответы детей )

II часть. Игра «Три медведя шли домой»

Давайте превратимся в медведей.

Воспитатель предлагает детям встать врассыпную

Три медведя шли домой

(ходьба на месте)

Папа очень был большой

(встать на носочки, поднять руки вверх))

Мама с ним пониже ростом

(руки на поясе)

И Мишутка крошка просто

(сесть на корточки)

Очень маленький он был

(ходьба гусиным шагом)

С погремушкою ходил

(с воображаемой игрушкой дети двигаются гусиным шагом)

III часть. Демонстрация образца.

После физкультминутки воспитатель предлагает детям присесть рассмотреть на демонстрационном столе образец кровати, накрытой салфеткой.

Ребята, в сказке у каждого медведя была своя кровать, а у Маши её не было. Помогите мне сделать кровати для Маши и её друзей. Только давайте рассмотрим, из каких деталей состоит кровать.

Воспитатель снимает салфетку, и дети видят образец кровати.

Как называются детали? (Ответы детей )

Какого цвета кубики? Какого цвета кирпичики? (Ответы детей )

Что есть у кирпичика? (Ответы детей )

Как вы хорошо знаете детали конструктора.

(Затем объясняет и показывает, как делать кровать из строительного материала).

Ребята надо взять кубики красного цвета, ровно и плотно приставить их друг к другу, это то, на чем можно лежать.

А что еще есть у кровати? (Ответы детей )

Правильно, но мы поставим кирпичики на узкую сторону. Ну, все готово, кровать прочная и удобная.

IV часть. Практическая деятельность

Ребята, давайте подойдем к столам и начнем делать кровати.

Воспитатель в процессе работы помогает, поощряет детей, т.е. руководит действиями, предотвращая возможные ошибки. Когда дети справятся с постройкой кровати, можно предложить им сходить друг к другу в гости и рассмотреть работы друзей. Педагог подчеркивает, что сначала нужно сделать кровати, а затем только укладывать спать игрушку.

V часть. Итог занятия

Ребята, вы работали как настоящие мастера. Все детали конструкции соединили правильно, и кровати получились прочные и красивые, и всем друзьям захотелось поспать.

Дошкольники укладывают игрушки в кроватки. Педагог подзывает к себе детей.

Тише, тише, не шумите, все игрушки спят. Давайте вспомним, кто сегодня пришел к нам в гости? Из какой сказки? Что мы делали для Маши и ее друзей? (Ответы детей).

Постройки детей можно использовать вне занятия, обыгрывая разные ситуации, дополняя их новыми постройками.


Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий конструированием из строительного материала и конструкторов c детьми 4–5 лет. В книгу включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений), а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам.

Л.В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.

Людмила Викторовна Куцакова – педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса "Школа 2000", автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.

Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий по конструированию с дошкольниками 4–5 лет. В пособие также включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; по обучению построению схем, планов, чертежей; по формированию элементарных географических, астрономических представлений, а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

При разработке данного материала использовались исследования Н. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.

Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе "Конструирование и ручной труд", рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)

Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые задания ориентированы на подгрупповую форму организации. Одно занятие в месяц проводится фронтально.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, гувернерам и родителям.

Конспекты занятий

Тема 1. Загородки и заборы

Цель. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Материал. Кубик (красный кубик из строительного набора, на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, карандаши, фломастеры.

Ход работы

Заинтересуйте детей сказочным сюжетом, эмоционально их настройте, постарайтесь вызвать ожидание необычного, волшебного, загадочного. Познакомьте их с Кубиком. Пообщайтесь с ними от лица Кубика, пригласите ребят к нему в гости в волшебную страну Формандию, куда можно попасть, лишь выполнив задания. Загадайте загадку:

Есть коробка у меня,

В ней живут мои друзья.

Они очень разные,


Уважаемые читатели! Предлагаю Вашему вниманию авторские стихи, которые могут быть полезны воспитателям, работающим с детьми среднего дошкольного возраста, методистам, старшим воспитателям, творческим родителям.
Стихотворения можно использовать для представления (презентации) центра конструирования средней возрастной группы на конкурсах, в проектной деятельности, а также при составлении творческого отчёта.

Цель: популяризация и распространение частного педагогического опыта, побуждение педагогов к творческой активности.

Задачи: привлекать педагогов к созданию оптимальных условий для развития конструктивной деятельности, способствовать развитию творческих способностей воспитанников в соотвествии с требования ФГОС дошкольного образования.

Примерные требования к содержанию и оформлению уголка конструирования в средней группе
«В группах среднего дошкольного возраста строительный материал хранят в коробках, в которых он приобретён.
Мелкие игрушки можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки. Крупный строительный материал можно хранить в шкафах, на подвесных полках в открытом виде. Чем крупнее детали, тем ниже они размещаются.
Строительные детали: куб, пластина, кирпичик, брусок; крупный и мелкий строительный материал; природный материал (кора, ветки, шишки, каштаны, ореховая скорлупа, солома); бросовый материал: катушки, коробки разной величины и другие; конструктор Лего «Дупло» с цветными карточками, наглядными моделями и схемами, блоки Дьенеша, разрезные картинки, мозаика, пазлы» (Автор: методист кабинета дошкольного воспитания МГИУ: Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы)

Центр (уголок) конструирования и ручного труда в средней группе

-Доброе утро! Добро пожаловать в среднюю группу!
Презентуем Вам наши конструкторы, строительные наборы и другие пособия для развития мелкой и крупной моторики наших воспитанников.

Мы с большим строительным конструктором
Каждый день играем неизменно,
Строим стену очень-очень длинную,
И над нею - башню непременно!

Строительный набор пластмассовый крупный
Дом самостоятельно строим замечательно!
Есть строительный набор крупный, примечательный!

Строительный набор пластмассовый средний
Вот цилиндры, конусы и кубики
Разные – мы это отмечаем.
Цвет, размер и форму изучаем,
С ними с удовольствием играем.

Есть конструктор из металла .
Мы охотно соберём
Кран подъёмный, самокат,
Вертолёт, машинку, дом.

Мягкий большой и средний строительный набор
Кубики, цилиндры, арки,
Мягкие, цветные...
Мы из них построим замок -
Башенки резные!

Кубики деревянные
Зелёные, желтые, синие, красные,
Кубики из дерева тёплые, разные,
Они - любимые игрушки у ребят
И никогда без дела не лежат!

Конструктор средний пластмассовый

Лёгкий, яркий, разноцветный
Позволяет нам собрать
Дом, гараж, забор у дома;
Внутри поставить стол, кровать.

Конструкторы для мальчиков и девочек
Мальчики и девочки разные – мы знаем
И конструктор разный мы им предлагаем,
Мальчишки любят мастерить,
С гайками болты крутить…
У девочек совсем другие интересы –
Цветочки собирают юные принцессы.

Мягкий конструктор для художественного конструирования

Вот доска чудесная какая,
И зелёная, и голубая!
Берём разные фигуры
В ручки умелые.
Получаются у нас
Картины целые!

«Велькрошка» - конструктор из липучек
Мы полоски из липучки возьмём,
И легко из них узор соберём.
А ещё из них получится грибок,
Бабочка, цветочек - огонёк,
Стрекоза, жучок-паучок,
Заяц, ёжик или колобок.

Природный и бросовый материал
А здесь лежат киндеры, трубочки, крышки,
Коробочки и разноцветные шишки!
Орехи – каштаны сложили сюда,
Ну, словом, здесь всё для ручного труда!

Каменная мозаика
Камешки гладкие – на ощупь приятные,
Гладить их, перекатывать нравится,
Можно выложить из них панно,
С ними поиграть, позабавиться.

Пластмассовая мозаика
Мозаику цветную
Все дети обожают,
В грибы, цветы и ягоды
Быстро превращают.

Пазлы быстро собираем
Всем на удивленье.
Картины получаются -
Просто загляденье!

Лего разный есть у нас,
Этот Лего - просто класс!
«Станция железнодорожная»,
«Пиратский корабль» есть,
«Цирк» весёлый и «Зоопарк»,
Плюсов Лего не перечесть!
С ним мы с удовольствием играем,
Мелкую моторику развиваем!

-Спасибо за внимание!
До скорого свидания!

Приложение.

Виды конструкторов для художественного конструирования

"Велькрошка" - конструктор из липучек



Мягкий конструктор из флиса и фетра



Каменный конструктор

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Л.В. Куцакова

Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада

Конспекты занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.


Людмила Викторовна Куцакова – педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.

Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий по конструированию с дошкольниками 4–5 лет. В пособие также включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; по обучению построению схем, планов, чертежей; по формированию элементарных географических, астрономических представлений, а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

При разработке данного материала использовались исследования Н. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.

Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)

Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые задания ориентированы на подгрупповую форму организации. Одно занятие в месяц проводится фронтально.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, гувернерам и родителям.

Конспекты занятий

Тема 1. Загородки и заборы

...

Цель. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Материал. Кубик (красный кубик из строительного набора, на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, карандаши, фломастеры.

Ход работы

Заинтересуйте детей сказочным сюжетом, эмоционально их настройте, постарайтесь вызвать ожидание необычного, волшебного, загадочного. Познакомьте их с Кубиком. Пообщайтесь с ними от лица Кубика, пригласите ребят к нему в гости в волшебную страну Формандию, куда можно попасть, лишь выполнив задания. Загадайте загадку:


Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться.
(Коробка с кубиками, конструктор)

Работа с иллюстрацией «Дверь в Формандию». Обратите внимание детей на картинку (рис. 1) и скажите, что на ней изображена дверь в страну Формандию. Предложите найти внизу листа ключики к двери (квадратный, круглый, треугольный и прямоугольный), отрезать полоску, на которой они изображены, разрезать ее по линиям на части и вырезать фигуры.

Предложите детям «открыть» дверь в Формандию ключиками, наложив их на замочки соответствующей формы. Похвалите их за правильно выполненное задание, попросите собрать ключики и сложить в конверт.

От имени Кубика пригласите ребят в волшебную страну.

Работа с иллюстрациями «Идем в гости». Предложите каждому ребенку выбрать одну из предложенных картинок (рис. 2, 3, 4, 5).

Побеседуйте с детьми по содержанию картинок: «К кому мы пришли в гости? Что нарисовано на картинках?. Зачем зайке так много яблок? Какого цвета бывают яблоки? Сколько яблок везет зайчик в тачке? Что делает котик? И так далее».

Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Предложите детям раскрасить картинки. Уточняйте, каким цветом и что они раскрашивают. Посоветуйте раскрашивать мелкие детали фломастерами, а большие – карандашами.

В процессе работы прочитайте детям стихи, соответствующие содержанию картинок:


У зайчишки в садике
Яблоки созрели.
Красными фонариками
На веточках горели.

Посмотрите на кота,
На кота, на маляра,
Котик красит и поет,
В гости нас к себе зовет: «Мур, мур!».

Вот зеленая подружка -
Пучеглазая лягушка,
У пруда с утра сидит
И на поплавок глядит.

Предложите детям посмотреть на раскрашенные картинки и определить, что нарисовано на всех четырех картинках. (Заборчики.) Пусть ребята внимательно рассмотрят заборчики.

Работа с иллюстрацией «Забор с узорчатой решеткой». Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6), подумать над вопросом: «Что может быть за этим забором?» и построить красивые заборчики из строительного материала. Научите их сооружать на столе несколько вариантов заборчиков из любых деталей 2–3 видов и цветов.

Рассмотрите с детьми заборчики, выделите знакомые детали. Пусть они выберут любые игрушки и построят для них загородки, заборы, ограждения (песочный дворик для кукол, бассейн для пловцов, пруд для уточек, загон для лошадей и пр.). Форму ограждения дети выбирают сами (берут листы цветной бумаги круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы, кладут на стол и начинают обстраивать).

По окончании работы полюбуйтесь вместе с детьми постройками, рассмотрите, какие разные получились загородки, из деталей какого цвета и формы они состоят.

Затем предложите ребятам конструктор, например, кубики «Лего-Дупло». Пусть дети придумывают и сооружают из них любые заборчики. В процессе работы спросите у них, чем отличаются обычные строительные детали от деталей «Лего-Дупло» и благодаря чему детали «Лего-Дупло» скрепляются между собой.

Игровые задания. Строительство загородок, аквариумов, озер, клумб, стоянок для машин и пр. Сооружение загородок с использованием опорных моделей и без них по показу способов конструирования (по четырем углам устанавливаются ориентировочные детали, затем застраивается расстояние между ними).

Рис. 6


Советы воспитателю

Подводите детей к самостоятельному анализу построек; учите рассказывать о том, из каких деталей и каким образом они построены; побуждайте к гармоничному сочетанию деталей по форме и цвету, к самостоятельности, к контактам со сверстниками и взрослыми. Помогайте развивать игровые сюжеты; предлагайте аккуратно разбирать постройки, конструкции, раскладывать детали, убирать на место.

Заведите тетрадь для заметок (выводов о деятельности ребят, их успехах, неудачах, вопросах; записи детских словечек, оригинальных, необычных суждений, смешных замечаний, неординарных проявлений).


Ключевые слова

Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, куб, кирпичик, брусок.

Тема 2. Домики, сарайчики

...

Цель. Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Материал. Фломастеры, строительные наборы.

Ход работы

Работа с иллюстрациями «Домики зверюшек». Предложите детям рассмотреть иллюстрации (рис. 7, 8, 9, 10), побеседуйте по их содержанию, прочитайте стихи:


Мишка-мишутка,
Коричневая шубка,
По лесу гуляет,
Грибы собирает.

Вот как ловко
Дергает морковку
Хитрая лисичка -
Рыжая сестричка!

Наш Дружочек очень рад -
Поспевает виноград,
И цветы вокруг цветут.
Как не радоваться тут!

Курочка семечки в кучку сгребает,
Сушит на солнце, в мешок собирает.
Будет зимой их курочка клевать,
Будет лето красное вспоминать.

Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис. 10


Пусть каждый ребенок выберет картинку (по желанию) и раскрасит ее. В процессе работы уточняйте представления детей о коричневом, оранжевом, фиолетовом и черном цветах. Попросите определить, что нарисовано на всех четырех иллюстрациях. (Домики.) Рассмотрите строение домиков, подчеркните, какие они разные.

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации с разными домами. Рассмотрите их с детьми, определите особенности строений, их назначение. Предложите построить разные дома для человечков, сарайчики для зверюшек, гаражи для машин.

Соорудите в качестве образцов несколько строений (рис. 11). Для конструирования стен используйте кирпичики и пластины, устанавливая их в разных положениях.

Рис. 11


Активизируйте внимание детей на пластинах, их конструктивных свойствах (толстая пластина лежит и стоит на всех гранях, плоская пластина только лежит). Рассмотрите с ними постройки, проанализируйте, из каких частей они состоят, из каких деталей состоит каждая часть; в каком положении установлены детали, сколько их. Обратите внимание детей на цветовое решение построек.

Предложите детям сконструировать что-либо по желанию (используя в качестве образца ваши постройки и внося в них свои изменения или придумывая свои постройки). Не забывайте поощрять проявления инициативы и творчества.

Побуждайте ребят придумывать сопутствующие постройки (заборчики, ворота, скамейки и пр.); украшать сооружения дополнительными материалами (деревья, цветы); обыгрывать постройки, отбирая для этого игрушки по желанию, объединяясь в игре.

Дайте ребятам конструктор, например, строительные кубики «Лего-Дупло». Пусть они строят домики, сарайчики, приспосабливая при этом пластины, детали строительных наборов; используют для оформления построек мелкие игрушки и прочий дополнительный материал.

Игровые задания. Игра «Конструирование зоопарка». Поупражняйте детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, домиков разной конструкции, площадок для автостоянок; строительстве дорог, трамвайных путей, железных дорог (длинных, узких, широких) из разных деталей.

Игра «Перестрой ворота». Предложите детям построить ворота любой формы и размера. Возьмите машину, посадите в нее игрушку, которую можно сажать и ставить, и подъезжайте к каждой постройке со словами:


Вы ворота отворите
И машину пропустите!

Побуждайте детей перестраивать ворота, чтобы машина могла в них проехать (надстраивать в высоту; расширять, расставляя пошире столбики; удлинять перекладины и т. д.).

Игра «Угадай, где я». Предложите ребятам построить что-нибудь по замыслу. Возьмите игрушку, например, петушка и начинайте игру: петушок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на заборчик, залезает под скамейку и т. д. и спрашивает: «Где я?». Дети отвечают.


Советы воспитателю

Способствуйте развитию детской поисковой деятельности; побуждайте ребят искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая любыми подходящими деталями); предлагайте строить по словесной инструкции; показывайте варианты строительства одного и того же объекта, приемы перестраивания, внесения изменений в конструкции).


Ключевые слова

Длинная, короткая, тонкая, толстая пластина.

Тема 3. Терема

...

Цель . Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделить различия.

Материал. Цветные карандаши, строительный материал, плоскостные бумажные модели разных размеров и цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные).

Ход работы

Работа с иллюстрациями «Зверюшки и фигуры». Предложите детям помочь зверюшкам обвести фигуры. Рассмотрите с ребятами изображения на каждой картинке (рис. 12, 13, 14, 15, 16). Предложите обвести геометрические фигуры в рамочках, изображенные пунктиром, сначала пальчиком, потом карандашом, а затем раскрасить.

Рис. 12


Рис. 13


Рис. 14


Рис. 15


Рис. 16


Работа с иллюстрациями. Прочитайте детям стихотворение:


Ранним утром, на заре,
Вырос терем на горе.
С куполами золотыми
И стенами расписными.

Подберите иллюстрации, на которых изображены разнообразные терема. Рассмотрите с детьми картинки, побеседуйте по содержанию. Напомните ребятам сказку «Теремок» и предложите построить теремки для зверюшек.

Постройте терем из строительного материала. Обратите на него внимание детей: рассмотрите, проанализируйте, уточните, какой формы у него фундамент, сколько этажей, сколько надстроек, как они украшены.

Предложите детям бумажные модели (разные фундаменты) – пусть они выбирают любые. Побуждайте ребят отбирать по несколько моделей для фундамента и объединять их, чтобы получились необычные по форме терема. Например, можно положить на стол прямоугольник, а перед ним вплотную на некотором расстоянии друг от друга два круга и т. д. Пусть дети назовут отобранные фигуры.

Сначала дети обстраивают бумажные модели, устанавливая кирпичики плотно друг к другу, вертикально и оставляя между ними расстояние для окошек и дверей. Потом делают перекрытия, используя разные по форме пластины (фанерные, картонные и пр.). Предложите им соорудить на образовавшихся перекрытиях различные надстройки и завершить строительство оформлением построек, сооружением сопутствующих конструкций.

В процессе работы оказывайте ребятам помощь. По окончании строительства обратите их внимание на то, что получился целый сказочный городок из красивых и разных теремков. Рассмотрите с детьми теремки, заселите их жителями (игрушками, человечками) и предложите ребятам поиграть.

Организуйте конструирование сказочного городка из конструктора «Лего-Дупло» (добавьте платы). Заселите его жителями (игрушками, человечками). Поиграйте вместе с ребятами, объединяя их деятельность общим сюжетом игры.


Советы воспитателю

Создавайте условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества; побуждайте детей к речевому и игровому общению; учите бережно относиться к своим постройкам и к конструкциям своих товарищей. Предлагайте убирать строительный материал на место, постепенно аккуратно разбирая сооружения.


Игровые задания. Строительство теремов, домиков для сказочных героев (из строительного материала и конструкторов). Предложите детям построить домики для деда, бабы и курочки Рябы; трех медведей, всех героев сказки «Репка». Показывайте варианты сооружения двух-, трехэтажных домиков; варианты наращивания сооружений в высоту (накладывая, устанавливая детали друг на друга или соединяя их). Предложите строить по условиям: «Построй высокий теремок, чтобы в нем мог жить этот зайчик».

Учите детей анализировать постройки (выделять основные части, различать их по форме, величине, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга). Знакомьте с доступными им закономерностями (зависимость устойчивости сооружения от прочности основания, конструктивных возможностей деталей от их формы; взаимозаменяемость деталей в результате их комбинирования и т. д.).

Работа с иллюстрацией «Бусы и флажки». Предложите ребятам задание, которое подготовил для них Кубик: закончить рисование и раскрашивание бус и флажков (рис. 17). Поупражняйте их в различении и назывании фигур и цветов, в чередовании предметов в заданном порядке.

Рис. 17


Поупражняйте детей в умении находить одинаковые геометрические фигуры способами сравнения и выделения (рис. 18). Предложите отыскать в ряду фигур в рамке такую же фигуру, как та, что нарисована слева, и раскрасить ее в любой цвет. По окончании работы проверьте вместе с детьми правильность выполнения задания.

Рис. 18


Ключевые слова

Овал, пунктирная линия, перекрытие, надстройка.

Тема 4. Лесной детский сад

...

Цель. Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.

Материал. Строительные наборы, клей, кисточки, ножницы.

Ход работы

Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры». Предложите детям задание, которое подготовил для них Кубик: найти лист, на котором изображена полоска с пятью геометрическими фигурами (рис. 19), отрезать ее и вырезать геометрические фигуры; затем найти оставленное для фигур свободное место на картинках (рис. 12 – 16) и наклеить их (например, рядом с зайчиком нужно приклеить шарик (кружок)).

Рис. 19


Предложите детям построить для зверюшек и птичек «Лесной детский сад». Побеседуйте о том, почему ребята так любят детский сад. Подведите детей к мысли построить в саду для зверюшек такие же комнаты, как в настоящем детском саду. Уточните, сколько комнат занимает группа, для чего нужна каждая комната, что находится в комнатах; какие помещения большие, какие – маленькие. Пройдите с ребятами по всем помещениям детского сада.

Упражняйте детей в использовании моделей для конструирования, учите планировать деятельность, строить элементарные схемы. Например, сначала ребята раскладывают на полу геометрические фигуры (заместители мебели): прямоугольники – кровати, диваны, шкафы; квадраты – столы, кресла, тумбочки и т. д., а затем строят прямо на фигурах или убирая их.

Предложите детям объединиться в группы (по желанию) и строить детские сады коллективно (на столах). Сначала напомните им, что нужно отобрать пол для всех четырех комнат детского сада (две большие и две маленькие модели), разложить их на столе; уточнить, где будет спальня, игровая, умывальная и раздевалка. Помогите ребятам договориться о том, кто что будет строить и в какой комнате, а затем приступить к конструированию.

Организуйте конструирование на данную тему из конструкторов «Лего-Дупло». Используйте платы, игрушки. Побуждайте детей к речевому и игровому общению.


Советы воспитателю

Показывайте детям новые приемы конструирования (открывающиеся двери; предметы мебели, которые они еще не сооружали), давайте советы; поощряйте самостоятельность, инициативность; хвалите за придуманные решения, принимайте участие в их играх. Предлагайте ребятам различный дополнительный материал для обыгрывания построек.


Игровые задания. Строительство внутренних помещений (квартира для кукол, кукольный театр, кинозал, комнаты для трех медведей, дом для веселых человечков).

Закрепляйте навыки моделирования, используя конструкторы «Лего-Дупло» и платы (они удобны тем, что сооруженную мебель можно быстро переставлять, не разбирая ее).

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Конструирование для малышей: первые постройки, этапы обучения ребенка конструированию, как познакомить малыша с деталями конструктора, игровые ситуации.

Конструирование для малышей

Очень часто, купив конструктор, взрослые предлагают ребенку сразу все детали из него, рассчитывая, что малыш тут же что-то из них построит. Но этого не происходит. Ребенок теряется в их обилии. Он не знает, что с деталями делать и как они называются. Малыш механически перебирает и бросает детали конструктора, строит и тут же рушит постройку, кидается деталями в маму или в домашних животных, однообразно действует кубиками одну минутку и тут же переключается на другие более интересные ему занятия. В чем причина? Ему просто не нравится такая игрушка? Или нам, взрослым, нужно сначала учить малыша играть с конструктором?

В этой статье о конструировании с детьми 1-2 лет Вы узнаете:

  • Как заинтересовать малыша играми с конструктором?
  • Какими будут первые постройки малыша?
  • Как знакомить ребенка с деталями из набора и их называть?
  • Как обыгрывать постройки ребенка?
  • Как использовать детали конструктора для ознакомления малыша с формой, цветом, размером предметов?

Прежде чем читать эту статью, узнайте из предыдущей статьи цикла об играх с малышами о том, Итак, конструктор у нас уже есть, и он соответствует всем требованиям и правильно нами выбран. А сейчас мы поговорим об играх и занятиях с конструктором для малышей.

Раздел 1. Знакомим малыша с конструктором

Как называть ребенку детали конструктора

С 1 года до 3 лет малыши знакомятся с основными, самыми простыми деталями из конструктора. Названия деталей конструктора сложны для ребенка, поэтому малышам даются их «детские» названия, понятные для них:

  • Кирпичик (параллелепипед)
  • Кубик (куб)
  • Пластина
  • Крыша (треугольная призма)
  • Шапочка или шляпка (полусфера)
  • Столбик (цилиндр)

Лучше, если сначала Вы будете давать ребенку конструктор с деталями разной формы, но одного цвета, чтобы малышу было легче отличать их форму и ориентироваться в ней. Затем малышу дается цветной конструктор с разноцветными деталями разной формы и размера, и он учится различать не только форму, но и цвет и размер деталей.

Не давайте маленькому сразу же все детали конструктора (их может быть в наборе от 50 до 100 и более), ему достаточно для первых построек иметь 10-12 деталей. Сначала мы познакомим малыша с кубиками, затем с кирпичиками, а после этого введем и дополнительные элементы из конструктора — крыши, пластины, а затем и столбики и шапочки (пишу «детской» терминологией, как мы будем называть эти детали ребенку).

Как познакомить малыша с названиями деталей конструктора

— Чтобы малыш стал ориентироваться в названии деталей, мы постоянно используем эти слова в разговоре с ним: «Где большая шапочка? Вот она!», «Дай мне кубик», «Ставим кубик на кубик – будет башенка», «А вот и крыша! Поставим крышу на кубик» и т.д.

— Мы называем детали не только, когда играем с малышом с конструктором, но и в тот момент, когда убираем конструктор на место и складываем части конструктора в коробочку. Например, можно сказать малышу, что сейчас мы убираем в коробку только кубики. И он будет из всех деталей выбирать только детали этой формы. Затем также собрать в коробку кирпичики. Так по ходу обычной жизни ребенок постепенно запомнит, как называются детали разной формы. И малыш их легко запомнит.

— На третьем году жизни ребенка можно проводить с малышом игры «Отгадай, что спрятано в моем чудесном мешочке». Вы прячете в красивый непрозрачный мешочек деталь конструктора, а ребенок ручками ее обследует и пытается на ощупь определить, что это такое и назвать: «Кубик!» или «Кирпичик!». Обязательно сравним эти детали — проведем пальчиком по граням. У кубика все стороны одинаковые. А у кирпичика есть вот какая дли-и-и-нная сторона (ведем пальчиком вдоль нее), а есть сторона короткая.

Полезный совет: Всегда давайте возможность ребенку сначала самостоятельно познакомиться с новым конструктором – ощупать, рассмотреть, назвать детали. И только когда конструктор уже будет знаком ему, то можно начинать строить из него постройки. Иначе малыш будет слишком сосредоточен на новом предмете, у него будет большое желание обследовать новый предмет со всех сторон, и строительство не получится:).

Раздел 2. Что может построить малыш от 1 года до 3 лет из конструктора

В раннем возрасте малыш узнает от мамы не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования. Давайте познакомимся с этими способами конструирования для самых маленьких, даю их по порядку с постепенным усложнением задач:

Способ 1. Размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этому изменяется их устойчивость.

Например:

  1. Кубики можно поставить горизонтально – и получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку.
  2. Кирпичики могут лежать на столе горизонтально, и тогда у нас получится дорожка. Она может быть разной. Можно сделать узкую дорожку, если соединить кирпичики узкой стороной. А можно – широкую дорожку, если их соединять друг с другом их длинной стороной.
  3. Если те же самые кирпичики поставить их вертикально на стол рядом друг с другом, то получится уже не дорожка, а заборчик!
  4. Если к кубику рядом поставить вертикально кирпичик — получится стульчик. А если на тот же кубик положить тот же самый кирпичик горизонтально — то получится совсем другая постройка — не стул, а стол!

Способ 2. Накладывать детали одну на другую, делать перекрытия. Так получаются у нас домики, ворота.

Способ 3. Замыкать детали в одно кольцо, образуя замкнутое пространство.

  • Пример 1. Из кирпичиков, поставленных на ребро, мы строим загородку для курочек, коровок, делаем парк, делаем двор для прогулок матрешек и других маленьких фигурок людей и зверей.
  • Пример 2. Так же мы можем построить гараж для игрушечной машины, в который она будет заезжать через ворота.
  • Пример 3. Можно сделать с ребенком даже трамвай или автобус. Для этого строим замкнутое пространство из кирпичиков, а после этого располагаем в нем сидения для пассажиров и место для водителя. Один из кирпичиков мы можем отодвигать в сторону, когда пассажиры входят в салон. Это будет дверь. Вы сможете придумать много вариантов «обустройства» такого автобуса.

Наша главная задача , чтобы ребенок не просто повторил за нами какой-то новый способ действия, а стал использовать его в своих самостоятельных играх. Поэтому мы варьируем игры и показываем один способ конструирования на примере разных построек и разных игровых сюжетов.

Раздел 3. Этапы игр с конструктором для самых маленьких

Очень важно соблюдать последовательность в усложнении построек малыша. Тогда он будет чувствовать себя умелым и успешным, с удовольствием будет учиться новом. К новому этапу мы переходим с ребенком, когда предыдущий этап уже освоен им.

Основные этапы усложнения построек для малышей такие:

  • Этап 1. Строим из деталей одной формы, например, только из кубиков (башенка, поезд) или только из кирпичиков (дорожки, заборчики).
  • Этап 2. Комбинирование в одной постройке деталей двух форм (например, постройка из кубиков и кирпичиков – стул, стол, машинка и т.д.)
  • Этап 3. Использование в постройках деталей разных форм – не только уже знакомых малышу кубиков и кирпичиков, но и «крыш» (призм), «столбиков» (цилиндров), пластин. На этом этапе в одной постройке ребенка встречаются детали трех форм (кубики, кирпичики и еще одна новая форма).
  • Этап 4. Конструирование построек с использованием перекрытий (ворота, арки, мосты). Например, можно построить мост из кубиков и пластины, а вверху его украсить призмами — «крышами».
  • Этап 5. Сюжетные композиции с разными постройками из множества деталей.

А сейчас давайте остановимся подробнее на играх и занятиях с конструкторам на разных возрастных этапах развития малыша раннего возраста. В каждом разделе по каждому возрасту Вы найдете:

  • краткое описание особенностей конструирования с малышом этого возраста,
  • основные задачи ознакомления ребенка с цветом, формой, величиной предметов на примере конструирования в данном возрастном этапе,
  • игры с конструктором и примеры построек.

Раздел 4. Как играют с конструктором дети от 1 года до 1 года 6 месяцев

Особенности игр с конструктором в этом возрасте

Почему дети от 1 года до 1 года 6 месяцев часто ломают игрушки? Почему они то строят, то разрушают постройки, разделяют и снова соединяют части конструктора, вкладывают и вновь вынимают из коробки и готовы повторять это бесконечно?

В этом возрасте любой малыш – исследователь мира. Он познает физические свойства предметов, которые его окружают. Именно поэтому дети в этом возрасте очень любят собирать и разбирать игрушки. Именно в таких, на первый взгляд, бессмысленных играх есть очень глубокий смысл для развития ребенка. В них развивается сенсомоторный интеллект малыша, наглядно – действенное мышление, умение устанавливать внутренние связи между предметами. Это не шалости, не недостаток внимательности, а это очень нужный маленькому человечку опыт — серьезное знакомство с миром вокруг него. Дайте ему возможность это сделать! Дайте возможность построить башню и ее разрушить, снова построить и снова разрушить — это для малыша процесс познания мира. Ломать башню — это первый этап игр с конструктором, который проходят все дети и которого не избежать:).

Знакомство с деталями конструктора, цветом, формой, величиной

Уже возрасте до полутора лет мы начинаем правильно называть ребенку детали конструктора. В результате малыш может отличить кубик от шарика или кубик от кирпичика. Он может подать такой же предмет взрослому («Дай такой же!»), найдя деталь среди 3-4 вариантов.

Например:

  • Малыш может дать маме желтый кирпичик (мама держит в руках кирпичик и просит найти такой же), отобрав его из кирпичиков трех разных цветов.
  • Ребенок может подать маме большой кубик (такой же, какой держит в руках его мама), отобрав его из трех других разных деталей конструктора. Он отличает большие кубики от маленьких.

Играем с конструктором

Малыш еще не может строить из конструктора сам, но использует кубики из строителя в играх с мамой – например, перевозит их в кузове игрушечной машины. Или укладывает спать куколку на кроватку, которую построила для нее мама из деталей строителя.

Также малыш может использовать в играх детали строительного набора в качестве предметов- заместителей. Например, вместо мыла он может помыть куклу кирпичиком из строительного набора, если мама научит его пользоваться предметами – заместителями в игре. А узкий длинный столбик – «палочка» — может служить в игре чем угодно в зависимости от его длины – от градусника, который поставим мишке до ложки или расчески для причесывания куклы.

Мама может показать ребенку, как строить самые простые постройки — башенку из одинаковых кубиков или поезд из кубиков (каждый кубик — это один вагончик поезда, чух-чух — чух, поехал поезд!), дорожки из кирпичиков, или столик (на кубик сверху кладем кирпичик).

Раздел 5. Конструирование для малышей от полутора до 2 лет

В этом возрасте происходят большие изменения в умственном развитии малыша. В результате если раньше он мог выполнить лишь просьбу «дай такой же, как у меня», то к 1 году 9 месяцам — 2 годам он может выполнить более сложную просьбу «Дай такой же кирпичик, но красный», т.е. может выделить одновременно 2 признака предмета. Это приходит не сразу, а постепенно, в результате знакомства малыша с формой деталей, их цветом и размером.

Мы можем предлагать малышу такие задания с деталями конструктора, как «Найди синие кирпичики. Где большой кирпичик? Где маленький кирпичик (называем размер и форму — 2 признака одновременно)?», «Найди желтые шляпки – большие и маленькие» (называются одновременно форма детали, ее цвет и размер).

Малыш уже хорошо различает размер деталей и поэтому мы можем учить его сравнивать и находить три детали одинаковой формы, но разного размера: «большой кубик» — «поменьше»- «маленький кубик».

По нашей просьбе малыш даст большой кубик – большой игрушке, а маленький – маленькой игрушке.

Из 3-4 деталей разной формы малыш выберет и даст по просьбе взрослого кубик, крышу, столбик, кирпичик: «Дай крышу. Где у нас кирпичик – дай, пожалуйста»

Разумеется, это возможно только если взрослый называет эти детали во время игр с конструктором и знакомит малыша с ними.

Играем с конструктором

Очень часто малыши от полутора до двух лет повторяют одно и то же действие много раз подряд. Они наслаждаются им, словно убеждают сами себя: «Я это уже умею!». Ведь главное для ребенка – не результат, а процесс, если он его повторяет – значит, он получает от этого большое удовольствие! Не мешайте малышу, пусть он повторяет, это очень нужно ему для развития. Придет время – и он сам перейдет от старого, усвоенного, к новому.

В этом возрасте малыш еще сам не сможет сделать постройки. Поэтому не малыш, а взрослый начинает игру с конструктором и ведет ее. В этом возрасте за один раз мы строим одну постройку. Например, только домик. Или только скамеечку.

Мама разыгрывает игровой сюжет с игрушками – например, строит из кирпичиков дорожку для матрешки, по которой матрешка побежит в свой домик: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Малыш присоединяется к строительству, повторяет за мамой ее действия — помогает строить дорожку для матрешки, подражает маме. Вот дорожка и готова. Малыш может взять матрешку в руки и показать, как она идет по дорожке.

Приведу пример одной из первых игр с конструктором для детей второго года жизни. Автор – С. Л. Новоселова.

Вам понадобятся для игры: фигурка «курочка», фигурка «цыплята» (или один игрушечный цыпленок, соразмерный кубикам и курочке), 8 одинаковых кубиков.

Полезный совет: Очень важно, чтобы кубики, которые мы дадим ребенку для этой игры, были ему хорошо знакомы. Иначе он будет их обследовать, а не слушать историю, и строить башню для цыпленка не станет.

Ход игровой ситуации:

— Взрослый показывает детям игрушку – курочку. И разыгрывает сценку. Курочка потеряла цыпляток, никак не может их найти.

— Взрослый предлагает ребенку помочь курочке и строит башенку из 4 кубиков, ставя их один на другой. Курочка взлетает на построенную башенку видит с нее своих цыплят, очень радуется: «Нашлись цыплята!» (взрослый незаметно для ребенка ставит на стол фигурку цыплят).

— Курочка прыгает с башенки и бежит к цыплятам (убираем фигурку курицы незаметно для ребенка к себе в карман, башенка остается на столе).

— А где же курочка? Цыплята встревожены, не видят ее, опять потерялись! Пишат «пи-пи-пи», ищут маму. Нужно построить им башенки, пусть они на них взлетят и увидят маму.

— Ребенку дается 4 кубика. Ребенок строит башенку, цыплята взлетают на нее и видят маму! Как они радуются! (достаем фигурку курочки). А вот и курочка! Нашли цыплята свою маму!

В следующие разы для закрепления можно повторить строительство башенки, о обязательно с другим сюжетом. Для нас это будет повторение, а для ребенка – совсем новая история!

Какие постройки можно строить с малышом от полутора до двух лет

К двум годам малыш уже сможет построить известные ему простые постройки сам.

Варианты построек : дорожка, скамеечка, лесенка из 6 кубиков (первая ступенька — один кубик, вторая ступенька — два кубика и третья ступенька — три кубика), заборчик, ворота, горка, башня и другие самые простые и очень быстро реализуемые постройки из деталей двух форм (кубики и кирпичики).

Например:

  • башенка (ставим кубик на кубик,
  • домик (призма – «крыша» ставится на кубик),
  • машина (кубик и кирпичик ставим на пластину),
  • дорожка из кирпичиков
  • стол (кладем кирпичик плашмя на кубик),
  • стул (приставляем к кубику сзади кирпичик – «спинку стула»),
  • скамеечка (располагаем планку или кирпичик на двух кубиках),
  • ворота (ставим кирпичики вертикально и располагаем на них планку).

Раздел 6. Конструирование для малышей от 2 до 3 лет

Знакомство с деталями конструктора и их названиями, цветом, формой, величиной

К 2 годам у ребенка интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Именно поэтому малыши в этом возрасте уже могут играть более сосредоточенно, меньше отвлекаются, действуют более целенаправленно, лучше отличает форму, размер и цвет предметов.

Ребенок может выбрать из коробки с деталями конструктора только столбики или только кубики, т.е. детали одной формы, но при этом это будут кубики разных размеров и цветов.

Ребенок свободно ориентируется в деталях конструктора и хорошо знает их названия, не путает их (если его знакомили с их названиями до этого, на втором году жизни малыша).

Если с ребенком занимаются, то малыш к 2, 5 годам понимает просьбу «Дай такого же цвета» и хорошо различает желтый, красный, синий и зеленый цвета. А к 3 годам отличает и некоторые другие цвета – оранжевый, фиолетовый, голубой и может правильно называть все семь цветов радуги. А также отличает оттенки цветов: «Где темно-зеленый кубик? А где светло-зеленый?» Также ребенок различает цвета ахроматические: белый, серый, черный.

К 3 годам малыш уже и сам может назвать 2-3 признака детали из конструктора: «Желтый большой кубик» или « маленький кирпичик».

На третьем году жизни можно ввести новое задание — начинать использовать цветные кубики для выкладывания из них разноцветных узоров (по принципу мозаики) и разноцветных дорожек с чередованием цвета (например, в дорожке чередуются желтые и красные кирпичики чтобы получился узор).

Играем с конструктором

Для игры с малышом 2 лет мы берем не весь набор деталей конструктора, а 10-12 штук деталей разной формы и размера, уже знакомых ребенку.

К набору конструктора обязательно добавьте коробочку с мелкими игрушками соразмерными деталям конструктора. Это игрушки, с которыми малыш вместе с Вами будет обыгрывать постройку. Например, он сможет посадить игрушечного петушка на только что построенный заборчик, спасая его от лисы. Или малыш поможет игрушечной кошке взобраться на лесенку из кирпичиков. Или поселит зайчика в построенном для него домике. Это могут быть мелкие фигурки сказочных персонажей, зверушек, матрешки, фигурки семьи.

В эту коробочку мы положим и природный материал: шишки, желуди, палочки, которые могут понадобиться ребенку в игре с конструктором и которые могут стать предметами – заместителями. Например, можно сделать человечка из шишки, а крышечки желудей использовать как мисочки для еды в обыгрывании сюжетов.

Можно распечатать на картоне картинки героев сказок, поставить их на подставки и использовать для разыгрывания сюжетов. Или использовать соразмерные деталям конструктора фигурки для настольного театра.

Ребенок двух лет не может строить ради обучения чему-то, ему обязательно нужен игровой сюжет. Он должен видеть игрушку, для которой он строит и понимать, зачем этой игрушке понадобилась его постройка.

Например, мама разыгрывает сценку. В гости к ребенку приходит маленькая матрешка, у нее новоселье и нужно помочь ей обустроить комнату. Матрешке очень нужны стол и стульчик, потому что она любит пить чай со своими подружками. Мама с ребенком строят стол из кубиков, а затем стульчики (к кубику сзади приставляется кирпичик так, чтобы он стоял вертикально как спинка стула). Постройки готовы! И началось главное для ребенка – их обыгрывание. Матрешка принимает гостей, усаживает их за стол, угощает, все пьют чай из игрушечных чашек. Гости вместе с ребенком играют или танцуют и разыгрывание сценки на этом заканчивается.

Можно варьировать в дальнейшем эту сценку по-разному. Например, матрешки устали и решили полежать. А кроваток –то нет! Давай их построим. Каждой матрешке строим свою кроватку.

Возможен и другой вариант: матрешки после чаепития решили пойти погулять, и тогда мы построим для них вместе с ребенком парк, сделаем в нем длинную дорожку для прогулок и смастерим скамеечки из кирпичиков, положенных на кубики.

А может быть, в следующий раз мы построим не стол и стулья, а длинный диванчик, на который наши матрешки- подружки сядут и будут беседовать друг с другом.

Если ребенок допустил ошибку, то исправляется она тоже в игровой форме. Например, ребенок строил ворота, но они получились слишком узкие, и игрушечная машинка в них проехать не может. Как быть? Игрушка — водитель игрушечной машинки говорит малышу о том, что не может проехать в построенные ребенком ворота. Слишком узкие ворота получились! Как же исправить? Малыш должен догадаться, как сделать ворота более широкими. Машина через них проедет, и водитель обязательно его поблагодарит за помощь. Если же малыш расстроился из-за неудачи и никак не может найти решения задачи, то ему помогает взрослый и подсказывает выход из ситуации, достраивает постройку вместе с малышом чтобы обеспечить ребенку успех. Машина проезжает через ворота, и малыш доволен.

Какие постройки можно строить из конструктора с малышом в возрасте от 2 до 3 лет

В основе всех построек малыша — сюжеты из повседневной жизни ребенка и знакомых ему простых сказок.

Например:

  • домик с заборчиком,
  • качели, песочница во дворе,
  • дорожка в парке со скамеечками,
  • комната для матрешки (диванчик, кроватка, стол, стульчик),
  • дорога для машин и ворота,
  • паровоз с вагонами,
  • мостик через речку.

В этих постройках используются детали 3- 4 форм. Например, мостик можно сделать из пластины, которая положена на кубики. А сверху мы украшаем наш мост двумя призмами – «крышами».

Малыш с удовольствием построит и дом для трех медведей из известной ему сказки по их просьбе, сделает из кирпичиков и кубиков большой стул для Михаила Потаповича, стул поменьше для Настасьи Петровны и маленький стульчик для Мишутки.

Конструирование — очень полезное для малышей занятие. Надеюсь, что полезные советы из этой статьи, помогут Вам начать строить с детьми из обыкновенного деревянного конструктора и получать от этого удовольствие и радость, помогая малышу познавать такой интересный мир вокруг нас!

Желаем Вам интересных построек! Более подробно система игр с конструктором для детей от 1 года до 3 лет дана в курсе — путеводителе по развитию малышей в раннем детстве

Еще интересные и полезные статьи о развитии детей в раннем возрасте:

— советы специалиста. Основные этапы, система игровых заданий и занятий, идеи и темы, правила рисования с детьми от 1 года до 3 лет.
основные приемы, система игровых занятий с детьми от 1 года до 3 лет.
— какие бывают, как выбирать и как играть.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»