План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: непосредственно образовательная деятельность «сравнение песка, глины, камней. Презентация по проекту "сокровища земли" в подготовительной группе сада

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Цель работы: изучение влияния погодных условий на изменение свойств песка, глины и камней. Задачи: - изучение информации по данной проблеме; - формирование представления о свойствах песка, глины и камней; - актуализация знаний о пропускной способности песка, глины и камней. Объект исследования: песок, глина, камни. Предмет исследования: погодные условия. Гипотеза: при использовании различных природных фильтров (песок, глина, камни) скорость прохождения воды меняется. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученые знания в повседневной жизни для расширения кругозора при выполнении более сложных опытов с объектами неживой природы.






Первое что мы сделали, мы рассмотрели, с помощью увеличительного стекла, из чего состоит песок. Я взял стаканчик с песком, насыпал немного песка на листок бумаги и рассмотрел его через увеличительное стекло. Это были зернышки - песчинки. Песчинки очень маленькие, круглые, белые, желтые. Это крохотные камешки!






Гульнара Шавалиева
Конспект занятия по экспериментированию «Особенности неживой природы - песок, глина, камень»

«, глина , камень »

Экологическое воспитание детей

дошкольного возраста - проведение опытов.

Возраст : средняя группа

Тема : Особенности не живой природы – песок , глина , камень .

Цели :

1) знакомить детей с особенностями не живой природы ;

2) расширять знания об окружающем мире, дать новой информации от проводимых опытов;

3) воспитывать наблюдательность, развивать мышление.

Оборудование : песок , глина , вода, камни, прозрачная посуда, пенопласт, лупы, земля.

Дети, скажите, пожалуйста, что мы оставили на столе в прошлом занятии .

Камни, песок , глину , землю.

Какие-нибудь изменения вы видите?

Они лежат без изменения.

Какой вывод мы можем сделать?

Они не живые.

А что значит - не живые?

Они с места не тронулись, не уменьшались, не убавились, не исчезли.

Мы с вами доказали, что они не живые. А что мы называем живой природой ?

Людей, деревья, растения, животные.

Правильно. Живая и не живая природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребята посмотрите сюда, кто к нам в гости пришёл.

Черепаха.

А черепахи где живут?

В воде, в песке.

Правильно. Давайте теперь вместе с черепахой посмотрим свойства не живой природы . Сначала проверим свойства песка. А черепаха пусть наблюдает за нами.

Перед нами стоят три прозрачные посуды. Что в них лежит?

В одной – песок , во второй – глина , в третьей – земля.

Сейчас в каждую посуду нальём воды. Что произойдёт? (наливают)

В первой посуде вода стала мутной, потому что через песок вода проходит быстро.

- Глина не пропускает воду .

Где лежала земля, вода почернела, потому что земля пропускает воду.

Вот наша черепаха узнала о свойствах песка, глины и земли .

Ребята, как вы думаете, можно ли из мокрой глины и песка слепить что-нибудь? Давайте попробуем лепить. (дети лепят)

Какой вывод можно делать?

- Песок не лепится .

Из песка не получается лепить, потому что он рассыпчатый. А из глины можно лепить всё .

Правильно говорите. На нашем столе ещё лежат и камни. Камни мы встречаем везде. Скажите мне, какие камни вы знаете?

Большой, маленький, гладкий, простой, красивый, и т. д.

Если мы камень опустим в воду , что произойдёт?

- Камень упадёт на дно посуды, так как он тяжёлый.

Давайте сейчас это проверим, опустим камень в воду . Что наблюдаем?

В воде появляются пузырьки, камень опускается на дно .

Какой вывод сделаем?

Тяжёлые предметы тонут.

Черепаха :

Ребята, у меня есть пенопласт. Как вы думаете, если мы опустим в воду пенопласт и камень , что произойдёт?

(опускает в воду пенопласт и камень )

- Камень упал на дно , а пенопласт остался над водой.

А чём это говорит?

Пенопласт лёгкий, а лёгкие предметы не тонут в воде.

А сейчас проверим разницу между мокрым и сухим камнем. Они отличаются, как вы думаете?

Взяли лупы и внимательно смотрим камушки. Видите разницу?

Мокрые камни тёмные, красивые, гладкие, они блестят.

А сухие камни бледные, не гладкие, не блестят.

Мы сегодня с вами вместе с черепахой, какую природу наблюдали ?

Не живую природу – песок , глину , землю, камни, пенопласт.

Проверяли их свойства, отличия.

Живая природа с не живой природой тесно взаимосвязаны . Без взаимосвязи природа не может существовать. Наша черепаха много узнала о своей среде обитания – о песке, о камнях. Черепаха живёт в песке. Значит ей удобно жить там. У каждого живого существа есть своё место для существования. Поэтому живая и не живая природа взаимосвязаны .

Используемая литература :

1. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно ! – М :Линка – ПРЕСС,2004.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.

3. Хакимова Г. Экологическое и нравственное воспитание детей. Набережные Челны, 2004.

Подготовила : воспитатель МБДОУ №86 Шавалиева Г. Р.

Следы этого потока, а также его последствия наблюдаются практически по всей территории нашей страны, от Северных ее рубежей, до Южных. от Западных до Восточных.
Более того, следы и последствия есть по всей планете, но сейчас хочу акцентировать внимание на нашей стране.
Обычно мы их наблюдаем в местах обитания, - в городах, и селах.... Связанно это с тем, что мы ведем свою деятельность именно в местах обитания, а так же с тем, что в городах имеется очень много "маркеров" докатастрофного периода, в основном это здания и сооружения, а также инфрастуктурные сооружения. И сравнивая их "ДО" и "ПОСЛЕ", получаем информацию, что что-то "не так".

Это Европа:

Это Москва:

Фотографии и картины современников которые отразили состояние посткатастрофных городов...

Однако наши ученые, и историки, и геологи и другие специалисты, говорят что наносы в несколько метров - это исключительно результат культурной деятельности жителей - культурный слой.

И т.к. говорят они, вне населенных пунктов, доказательств нет, якобы, то и говорить о каком то катаклизме и не приходится.

Так ли это? И можно ли блуждая по полям и лесам найти доказательства потопа, и насколько они убедительные.

Отсутствие информации, о данном событии в официальных исторических документах, сбивает с толку, а наш мозг, который получает информацию о том, что последствия потопа, в виде слоев песка, камней, глины и чернозема, толщиной от нескольких сантиметров до нескольких метров, есть практически в любом месте, не позволяют нам сделать правильный вывод и поверить в этот невероятный факт. Ну или в лучшем случае, для защиты нашего разума, отодвигает это в прошлое, от тысяч до миллионов лет.

По роду деятельности, мне очень часто приходится бывать на карьерах добывающих строительные материалы - песок и щебень. И если по гранитным карьерам, на которых производят щебень из изверженных пород, имеющих вулканическое происхождение (граниты, диориты, базальты, порфириты и прочие), все более-менее понятно, хотя и тут есть интересные факты, к которым я когда-то вернусь.
То вот по остальным вопросов очень много.

Всем известно, что песок и глина находятся практически везде. Вопрос в их однородности, концентрации, и объеме в одном месте.

Песчаные карьеры, имеют одну особенность - за миллионы лет, которые ученые приписывают времени их образования, сверху не образовался слой, плодородный или какой другой, но любому ясно, за миллионы лет, он должен быть десятки метров. Тем не менее этого нет.

НО! Наибольший интерес представляют карьеры в которых добывается..... КАМЕНЬ. Обычный природный камень.
Точнее, в чистом виде как вот тут:


найти можно только в местах выхода на поверхность монолитных месторождений - гранита, песчаника, доломита, известняка и т.д. Речь не об этих месторождениях.
Поговорим о месторождениях, в которых Природный камень встречается в виде смеси - песка, камня и примесей глины. Причем желательно чтобы глины не было вообще, или было как можно меньше.
Такие смеси называются ПЕСЧАНО ГРАВИЙНАЯ СМЕСЬ. (ПГС), и отличается между собой размером камней и %% содержанием камня и песка. Чем больший % камня, тем лучше месторождение:

Это наиболее ценный карьер, с точки зрения прибыли, но для нас главное с точки зрения получения ИНФОРМАЦИИ.

Если песчаные карьеры можно найти в России практически везде, то проблема каменных (таких как на фото выше), их локальность.
Сейчас я перечислю места, в которых в Европейской части России есть такие месторождения:
Псковская, Новгородская, Тверская, Московская, Ярославская, Костромская, Вологодская, Смоленская области . Немного меньше Ивановская, Калужская, Рязанская.
Причем размер валунов и их %%, в ПГС тоже странным образом имеет географическую ориентацию - Тверская, Псковская, Новгородская - валуны самые большие, %% их выше - местами до 80%!!!, (поверьте это очень много). А вот южнее идет снижение и размера и содержания. В Московской, Владимирской, Смоленской, Ярославской областях - 20-35%. Причем в Смоленской Полосами вдоль рек - Днепра, и в районе Вязьма-Гагарин (где рек размером с Днепр не наблюдается, но есть много более мелких рек).
А вот в Калужской области и на юге Московской, %% редко доходит выше 20%.
КСТАТИ: Такая же особенность и у месторождений песка, - РАЗМЕР ЗЕРНА ПЕСКА, чем южнее - тем меньше... Крупный песок есть только в Московской, Смоленской, Ярославской областях (это самые южные месторождения), южнее песок мелкий.
ОДНАКО ЕСТЬ НО!
В Воронежской области КРУПНЫЙ песок находится на глубине более 8-10 метров!!! Выше - его нет.
Запомним этот факт.
Южнее этих районов, в Тульской области, Рязанской, Орловской, Брянской, Липецкой, Воронежской, и южнее - таких месторождений ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ!

Теперь немного справочной информации:
Что из себя представляют такие месторождения:
Песчано-гравийная смесь является нерудным строительным материалом, который получается при обработке песчано-гравийной массы. Обычно ее добывают со дна различных водоемов. Это могут быть и реки, и озера, и различные водохранилища…..
Обычно…, а как правило, её добывают из месторождения ПГС, которое к водоемам ну никак не относится, по крайней мере на момент его разработки.
Песчано-гравийные смеси (ПГС) разделяются на природные ППГС и обогащенные ПГС (ОПГС) - получаемые из природных песчано-гравийных смесей путем обогащения, либо путем смешивания фракционного щебня и песка. ППГС используют для устройства дорожных покрытий, верхнего слоя оснований под покрытия, для дренирующих слоев и в других целях в дорожном строительстве в соответствии с требованиями норм и правил на строительство автомобильных дорог; обогащенные (получаемые из природных песчано-гравийных смесей путем обогащения, т.е. путем дополнительного внесения в смесь гравия) - в соответствии с требованиями строительных норм и правил на соответствующие виды строительных работ. Стандарт не распространяется на природные песчано-гравийные смеси (ПГС), используемые в качестве полуфабриката для последующей переработки потребителями…

Месторождение ПГС под разработку карьера.
Детальное описание бизнеса:
Продается месторождение - песчано - гравийного материала.
Местоположение: Ярославская обл., Ростовский р - н, напротив д. Любилки.
Расстояние до Москвы (до МКАД) — 170 км по трассе (М - 8 Москва - Холмогоры), непосредственно у трассы.
Площадь участка — 100 Га.
Подсчитанные запасы:
Песчано - гравийный материал - 7,3 млн. м3
Категория подсчета запасов — С-1.
Средняя мощность вскрыши — 0,5 м.
Средняя полезная толща — от 4, 5 до 9, 3 м.
Среднее содержание гравия и валунов — 30%.

Лицензия на добычу до 2029 г.

Что нам говорят эти цифры:
Что глубина залегания, (средняя мощность вскрыши) - 0,5 метров .
Сколько миллионов лет нужно, для формирования слоя 0,5 метра, сверху месторождения? Думаю сотня-две, правда, не мильенов, а просто лет. И далее всего 4-9 метров толщина полезного слоя. И все. Ниже - как правило глиняная подложка.
Второй особенностью таких залеганий является близость реки. Причем ныне, она может быть на удалении до нескольких километров от месторождения.
А может просто быть рядом огромный овраг, который очень похож по своему строению на русло равнинной реки, но кроме весенних паводковых вод, ныне ничем не наполнен. К тому же сам карьер (месторождение) - представляет из себя такое русло - заполненное ПГС.

Следующий факт - природный камень из которого состоят месторождения - очень разнообразен. Там присутствуют валуны - гранитов (разного цвета и происхождения), песчаников, доломитов, кварцитов, известняков. Иногда на глубине находятся камни имеющие явные следы механической обработки и воздействия человеческих рук и инструментов.
Месторождения гранитов которые выходят на поверхность есть в Ленинградской, Архангельской областях и Коми и Карелии. Где месторождений ПГС - почему-то нет. Зато южнее - сразу на поверхности, и в залежах концентрированных ПГС и на поверхности, в лесах, на полях и огородах. Суммарно - разбросанно по самой поверхности - миллиарды тонн.
http://yuri-shap2015.livejournal.com/1710.html в части касающейся завалуненности северных районов России.
Т.е. волна смыла камни, песок и глину (а с ними и все что на них находилось - растительность, строения, людей и животных), и понесла это на юг...

Вот какая плотность населенных пунктов была на Северных рубежах:

Теперь немного физики:
Кинетическая энергия движущейся воды, способна привести в движение любой предмет на своем пути. Масса двигающегося предмета прямо пропорциональна скорости воды.
(Именно на этом основана гидроабразивная резка металла и других материалов, где ВОДА С ПЕСКОМ, под большим давлением режут даже металлы).
Значит, судя по многотонным валунам, пришедшим в движение, первичная кинетическая энергия была просто огромной. Поэтому размер (масса), валунов больше со стороны начала движения воды - т.е. с севера.
И в низинах и руслах рек, местах куда вода стекала с равнин.
Кинетическая энергия воды безусловно затихала, а на равнинах после остановки - вообще движение отсутствовало.Суспензия из органики и глины - оседала на поверхность, образовывались глиняные месторождения и пятна ЧЕРНОЗЕМОВ!!!. (т.к. органика самая легкая и осаживается только на поверхности).
ТОЛЬКО ДВИЖУЩАЯСЯ вода, могла создавать однородные залежи песка и камня. Поэтому по ходу движения воды (полосами до несколько километров), существуют залежи песка. Чем ниже скорость воды, тем меньше масса частиц. Поэтому на юг донесло более мелкий песок. Более крупный - осел севернее.
Чернозем Краснодарского края - это образование причерноморского финиша двигающейся воды, в Черное море, и вся эта территория несколько лет была затоплена. И осевший ил на дне этого гигантского водоема - образовал черноземы Краснодарского края.
(Поэтому переселение Запорожцев не могло быть ранее середины 19-го века).

Ну что ж, не буду больше утомлять читателя такой справочной информацией, пора подвести некоторые итоги:

Суммируя все вышесказанное, получается следующая картина:
Совсем недавно, несколько сотен лет тому, именно с СЕВЕРА нашей страны, ЗА ОЧЕНЬ КОРОТКИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ, (т.к месторождения очень однородны, и не разделены другими слоями), пришел огромный объем воды, ширина волны, обрушившейся на северное побережье - по всей длине побережья. Глубина волны - тысячи км. Иначе на равнине кинетической энергии было бы не достаточно, и вода просто остановилась бы через сотню другую км. Тем не менее что-то двигало волну даже на удалении тысяч км от берега. При цунами - такое просто невозможно.
Время воздействия - несколько лет.
Возможно что большой объем воды просто замерз, и таяние проходило в течение нескольких лет, волнами... При достаточно коротком лете (т.к. много тепла уходило на таяние льда и снега).
(Как в Якутии или районах с вечной мерзлотой).

Ещё одним доказательством прохождения волны (воды). по всей территории является наличие очень широких, промытых недавно русел рек - всех без исключения, а также большого количества оврагов, по строению полностью схожих с руслом равнинных рек.
Но это предмет для другой статьи.
Удачи и разума всем.

Ульяна Козыряд

Тема:«Природный материал-песок, глина, камни»

Целевой ориентир: Знают о неживой природы и их свойствах. Имеют представление отличительных особенностей песка, камней и глины.

Приоритетная образовательная область: познавательно развитие в интеграции образовательных областей: «речевое развитие».

Технологии, методы, приемы: личностно – ориентированные технологии: рефлексия; технология сотрудничества.

Материал: Лупа,различные камешки,емкость с водой,стаканчики с песком,глиной,палочки.

Предварительная работа: Рассматривание песка на прогулке, изготовление форм из влажного и сухого песка.

Задачи:

1. Обучение детей с такими составными неживой природы, как песок,камни,глина, а также с их свойствами. Обучение делать выводы, умозаключения, развивать логическое мышление.

2. Развитие представление отличительных особенностей песка,камней и глины, сравнить, в чем они различаются, определить и наглядно показать, как свойства этих веществ проявляются в природе (сочетание эксперимента и наблюдения).

3. Воспитание интереса к неживой природе.

Организационный момент: «Неживая природа»

Дети, скажите, пожалуйста, что мы оставили на столе в прошлом занятии.

Камни, песок.

Какие-нибудь изменения вы видите?

Они лежат без изменения.

Какой вывод мы можем сделать?

Они не живые.

А что значит - не живые?

Они с места не тронулись, не уменьшались, не убавились, не исчезли.

Мы с вами доказали, что они не живые. А что мы называем живой природой?

Людей, деревья, растения, животные.

Правильно. Живая и не живая природа тесно взаимосвязаны друг с другом.

Давайте проверим свойства песка.

Опыт №1

Ребята, как вы думаете, можно ли из сухого песка слепить что-нибудь? Давайте попробуем лепить. (дети лепят)

Какой вывод можно делать?

Песок не лепится.

Из песка не получается лепить, потому что он рассыпчатый.

А теперь давайте в стаканчик с сухим песком нальем воду,и попробуем лепить.

Правильно ребята,из мокрого песка можно лепить,делать куличики в песочнице.

На нашем столе ещё лежат и камни. Камни мы встречаем везде. Скажите мне, какие камни вы знаете?

Большой, маленький, гладкий, простой, красивый, и т. д.

Опыт №2

Если мы камень опустим в воду, что произойдёт?

Камень упадёт на дно посуды, так как он тяжёлый.

Давайте сейчас это проверим, опустим камень в воду. Что наблюдаем?

В воде появляются пузырьки, камень опускается на дно.

Какой вывод сделаем?

Тяжёлые предметы тонут.

А сейчас проверим разницу между мокрым и сухим камнем. Они отличаются, как вы думаете?

Взяли лупы и внимательно смотрим камушки. Видите разницу?

Мокрые камни тёмные, красивые, гладкие, они блестят.

А сухие камни бледные, не гладкие, не блестят.

Мы сегодня с вами какую природу наблюдали?

Не живую природу – песок, глину, камни.

Проверяли их свойства, отличия.

Живая природа с не живой природой тесно взаимосвязаны. Без взаимосвязи природа не может существовать. У каждого живого существа есть своё место для существования. Поэтому живая и не живая природа взаимосвязаны.

Рефлексия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Сухой и влажный песок» Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и сырого песка. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Воспитывать.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема «Знакомство с историей села Родниково» Цели: 1. Познакомить детей с образованием села; Учить ориентироваться на карте села; Выявить и закрепить знания детей о достопримечательностях.

НОД. Познание. Знакомство с окружающим миром. Тема: «Зима в лесу» НОД. Познание. Знакомство с окружающим миром. Тема: «Зима в лесу» Цель: расширять представления детей о жизни животных, развивать внимание,.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»