Во сколько месяцев груднички начинают ползать. С какого возраста ребенок начинает сидеть и ползать

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Если ваш малыш научился сидеть, то очень скоро он вполне захочет передвигаться. Пора, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, характеризуется мощным скачком в развитии. Причем речь идет не только о физических навыках, но и формировании интеллекта крохи. Во время ползания улучшается мышечный тонус, укрепляется позвоночник, видоизменяется координация движений, формируются крупная и мелкая моторика. А когда карапуз активно пытается познавать окружающий мир, он учится мыслить.

Ползание – наиважнейший этап

По мнению педиатров, умение ползать крайне положительно сказывается на развитии ребенка:

  • это способствует возникновению речи;
  • вырабатываются настойчивость, целеустремленность, выносливость;
  • он учится ориентироваться в пространстве.

На вопрос о том, во сколько месяцев ваш ребенок должен ползать на четвереньках, педиатры дают уклончивый ответ.

Вот как об этом рассуждает детский доктор Евгений Комаровский : «Сидение, ползание, стояние, хождение… Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном – так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита».

Практика показывает, что один малыш поползет в 5 месяцев, другой - в 9, а есть и такие, кто вообще минует данный этап развития и сразу переходят к ходьбе. И во всех случаях это проявление нормы, ведь все дети разные.
И все же есть несколько факторов, влияющих на формирование двигательных навыков:

  • здоровье организма в целом;
  • физические и личностные черты ребенка (худенький-полненький активный-медлительный);
  • микроклимат в семье.

Однако, если ребенок и после 10 месяцев не выражает ни малейшего интереса к движению – это повод посетить невролога.

Считается, что девочки развиваются быстрее, чем мальчики. Но подтвержденных научных фактов на этот счет нет, а значит, дело вовсе не в гендерных признаках. Куда важней генетические особенности развития индивидуума, состояние здоровье, течение беременности и родов, атмосфера в доме.


Полезное видео

Когда ребенок начинает ползать на четвереньках

Ребенок начинает ползать на четвереньках не вдруг, этому предшествуют определенные этапы развития, не овладев которыми, малыш не освоит навык.

Сначала малыш освоит навык лежания на животе. Это происходит в возрасте 4 месяцев . Обычно кроха, лежа на животе, пытается достать понравившуюся ему игрушку. Для этого он инстинктивно будет отталкиваться ножками от поверхности. Когда малыш определит взаимосвязь между этими толчками и дальнейшим перемещением тела, его движения станут активнее.

В 5 месяцев малыш, лежа на животе, пытается достать понравившуюся ему игрушку. Для этого он инстинктивно будет отталкиваться ножками от поверхности. Когда малыш определит взаимосвязь между этими толчками и дальнейшим перемещением тела, его движения станут активнее.

В 6 месяцев ребенок учится вставать на четвереньки. Как только он овладеет этим умением, сразу последует новый навык – он начнет «раскачиваться». Малыши, стоящие на четвереньках и не решающиеся сделать шаг, понимают, что таким образом можно передвигаться, но не знают как. Поэтому большинство детишек качаются на четвереньках вперед-назад, не отрывая коленочки от пола. Пройдет совсем немного времени между эту этапом и следующим, когда малыш начнет переставлять ручки и ножки по очереди и поползет на четвереньках.

Малыш в 7 месяцев из-за неполной скоординированности, может ползать вовсе не туда, куда он желал попасть. Поэтому сначала многие дети учатся ползти назад, а уже потом вперёд.

В 8 месяцев большинство детей полностью осваивают навык ползания на четвереньках. Они по очереди переставляют ручки и коленочки и могут развивать удивительно большую скорость. Не стоит переживать, что малыш бьется коленками об пол. Кроха не сделает себе больно, к тому же его суставы намного подвижнее и эластичнее, чем у взрослых. Но если на дворе лето, малыш ползает почти без одежды, то не обойтись без помощи защитных наколенников. В противном случае, болевые ощущения от мозолей и натёртостей затормозят развитие навыка.

Как научить ребенка ползать

Иногда родители могут сами стимулировать навык ползания у маленького человечка, если считают, что уже пора и все его сверстники уже умеют двигаться. Вот несколько самых распространенных методов:

1. Можно помочь малышу с помощью массажа и гимнастики. Делать это желательно на специальном пеленальном столике. Слегка массируются ручки ребенка от кисти к предплечью, затем ножки от стоп к бедрам. Потом малыш переворачивается на животик и начинается поглаживание спинки сверху вниз.

2. Довериться специалисту. Многие родители могут не замечать, а опытные массажист или мануальный терапевт сразу заметит тонус мышц у ребенка. Профессиональный детский массажист разомнет и «разогреет» мышцы, что облегчит малышу двигательную активность.

3. Не ограничивать движение. Нет никакого смысла держать подрастающего малыша в кроватке. Когда ребенку исполнится 4 месяца, в кроватке он должен только спать, во время бодрствования пусть проводит время на полу.


Есть и другие способы побудить малыша к ползанию:

  • Маните ребенка к себе, показывая яркую игрушку;
  • Показывайте ему, что можно стоять на четвереньках, подкладывая под животик подушку или валик и оставляя его ненадолго в такой позе;
  • Ребенок лежит на животе, вы подкладываете ему под стопы свои ладони, что будет его стимулировать к отталкиванию;
  • Почаще выкладывайте кроху на пол, накрытый большим плотным одеялом – широкое свободное пространство способствует стремлению к движению;
  • Пусть малыш опирается на большой резиновый шар, а ножками стоит на коленках. Мама в это время постепенно отодвигает шар на себя. Ребенок станет на уровне рефлекса двигать ножками. Безопасности ради, малыша должен подстраховывать еще один взрослый;
  • Ххвалите ваше малыша, радуйтесь любым его стараниям, это придаст ему уверенности и развеет страхи.


Безопасность – прежде всего

Ползающий ребенок – это сгусток энергии. Активно передвигаясь по дому, малыш подвергается потенциальной опасности. Ему любопытна и скатерть, свисающая со стола, где стоит ваза с цветами, и содержимое шкафа. За крохой нужен постоянный присмотр. Зона особого внимания – двери и лестницы. Не забывайте также про розетки и шнуры. Создайте вашему шалунишке все условия для исследования пространства.

Совсем скоро вчерашний грудничок научится стоять возле опоры, а потом сам сделает первые шаги.

Развеять сомнения родителей, когда ребенок начинает ползать на четвереньках и соответствует ли их карапуз нормам, может только специалист.

Помните, что вашему ребенку необходима здоровая и спокойная мама, не переживайте зря. Не ищите поводов для беспокойства, а просто наслаждайтесь каждым моментом счастливого материнства!

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать? Согласно нормам двигательной активности грудничка первого года жизни это происходит примерно в 8 месяцев. Ползание - трудный навык для освоения. Не сразу и не у всех детей этот процесс начинается и протекает гладко. Но если однажды получилось, ползуна - не поймать.

Если ребенок ползает месяцев с 6–7, это считается ранним навыком. Ничего опасного в этом нет. Бывают случаи, когда грудничок перескакивает этап ползания и сразу . Почему так происходит? Может быть, малыш много находился в вертикальном положении. Возможно, грудничку не предоставили условия для развития этого навыка. А поскольку мир зовет, хочется самому изучить пространство, добраться, взять предмет в руки, то кроха начинает рано подниматься на ножки. Хорошо это или плохо? Специалисты утверждают, что такой скачок может негативно сказаться на формировании скелета. Поэтому чем позже грудничок примет вертикальное положение и пойдет, тем лучше будет для позвоночника.

Что дает ползание

Обычно малыш ползает в течение нескольких месяцев, затем встает, делает первые шаги. Даже если он пошел, то часто перебирается в «нижний ярус», потому что ползать быстрее и надежнее. Какая польза от этого моторного навыка?

  • Укрепляет мышечно-связочный аппарат . Этот навык полезен для общего физического развития. Если у ребенка наблюдались какие-либо отклонения от нормы ( , повышенный или пониженный тонус, асимметрия в теле и т.д.), они, как правило, корректируются естественным путем - активным движением и укреплением мышц.
  • Формирует естественные изгибы позвоночника . Это важно для амортизации при хождении. Изгибы действуют, как пружины, и позволяют выдерживать большую динамическую и статическую нагрузку на позвоночник.
  • Развивает координацию движения тела . Это умение даст возможность малышу выполнять двигательные задачи любой сложности. Координация помогает сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве, чувствовать ритм.
  • Дает свободу действий . Ползание - осознанный и целенаправленный процесс. Оно открывает возможности изучать пространство и ориентироваться в нем, развивает любознательность и целеустремленность. Ползание - первый самостоятельный «выход в свет», который дает малышу уверенность в своих силах.
  • Развивает интеллект . Первый год жизни грудничка называется психомоторным этапом. Это значит, что двигательная активность неотделима от эмоционального, психического развития. Чем больше малыш двигается, тем лучше кровоснабжение и работа мозга. Движение тесно взаимосвязано с развитием речи малыша, оно обеспечивает связь между левым и правым полушариями.

Если ребенок пробует вставать слишком рано, не пытайтесь поощрять этот навык. Пусть он наползается вволю. И уж тем более не предлагайте ему . Сейчас идет много споров вокруг этой темы. Ограничимся одним тезисом: ходунки - костыли, которые отнимают у ребенка потенциал и природой заложенные возможности.

Способы начала передвижения ползком

Каждый ребенок начинает ползать по-своему. Это его индивидуальный двигательный «почерк», творческий подход к делу. По-разному он переносит свое тело в пространстве. Переучивать его не надо. Некоторые мамы даже пример показывают, как именно надо ползать, но толку мало.

  • . Это первое и главное условие, для того чтобы грудничок освоил ползание по-пластунски. Затем он наберется сил, научится стоять на четвереньках и ползти. Выкладывать ребенка на живот необходимо с первых дней жизни.
  • Скачкообразное ползание . Многие мамы рассказывают, что первый опыт ползания грудничка представляет собой раскачивание на четвереньках вперед-назад и прыжок. Такой способ передвижения ребенок может использовать продолжительное время. Он весьма небезопасен, потому что прыжки бывают неожиданными и стремительными. Взрослым все время нужно быть начеку с такими удальцами.
  • Задний ход . Сначала ребенок может поползти назад. Видимо, ему так удобнее и легче. Скоординировать движения рук и ног ему пока удается с трудом. Почему-то таких детей спешат показать неврологу. А тот, в свою очередь, спешит поставить диагноз и назначить лечение. Ползание задом не относится к нарушениям нормы.
  • Сидя на ягодицах . Бывают и такие уникумы, которые садятся на попу, подгибают одну ногу, а второй отталкиваются. Скорость движения впечатляет, родителям не угнаться.
  • На животе . Малыш не приподнимается полностью на четвереньки, а ползет на животе. Упор при этом делается на локти, одна нога согнута, а другая выпрямлена. Такой способ напоминает ползание по-пластунски. Он дает неравномерную нагрузку на мышцы спины, рук и ног. Одна часть тела все время расслаблена, а друга напряжена.
  • Перекатывание . На ползание этот вид перемещения мало похож. Скорее, это маленькая хитрость. Ребенок перекатывается на полу или на кровати для того, чтобы достигнуть цели - взять игрушку, например. Такой способ не развивает мышцы, не дает нагрузки на все тело. Возможно, у ребенка слабый плечевой пояс. Его надо укреплять.
  • Классическое перекрестное ползание . Ребенок стоит с ровной спиной на четвереньках и синхронно переставляет руки и ноги. Лопатки расположены симметрично. При этом ведущими являются руки. В них должно быть достаточно силы, чтобы малыш смог держать свой вес. Некоторые дети открывают этот способ ползания сразу. Другим требуется время, чтобы его освоить и полноценно ползать на четвереньках.

Какими бы способами ни ползал малыш, важно, что он это делает.

Элементарные условия для развития

Дети начинают ползать и сидеть, когда созреют к этим навыкам физиологически. Если малыш здоров, то никакие особые, специальные условия, чтобы он пополз, не понадобятся. Как научить ребенка ползать? Это вопрос из той же серии, как научить сидеть, ходить, говорить. Давайте возможности для развития. Все остальное малыш сделает сам.

Вес ребенка влияет на его умение быстро и ловко передвигаться ползком. Если малыш родился , то развитие всех моторных навыков может проходить с небольшой задержкой. Со временем этот зазор исчезнет. Если же грудничок весит больше нормы, ему также будет трудно ползать. Причину перебора в весе нужно устанавливать: неправильное питание, генетические предпосылки, обмен веществ. В любом случае богатыря или богатырку необходимо регулярно приобщать к двигательной активности.

Нет ничего более волнующего, чем стать свидетелем очевидного прогресса в развитии ребенка. Два самых первых достижения для ребенка – это научиться сидеть и, через какое-то время, начать ползать. Каждый родитель с нетерпением ожидает первых признаков того, что ребенок растет, пытается сесть самостоятельно, пытается сдвинуться с места без посторонней помощи, подгоняемый жаждой приключений и желанием быть более независимым. Чтобы не пропустить знаменательное событие, нужно примерно понимать, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть и во сколько месяцев ребенок начинает ползать. Не говоря уже о том, что в последнем случае ему может понадобиться ваша помощь, поэтому стоит иметь хоть какое-то представление о том, как научить ребенка ползать.

Когда ребенок начинает сидеть, он приобретает совершенно новую перспективу на окружающий мир и чуть больше независимости. Со временем мышцы спины и шеи станут достаточно крепкими, чтобы поддерживать ребенка в вертикальном положении и придет понимание того, как поудобнее расположить ноги. Вы можете подсобить своему чаду в этом деле, аккуратно располагая ноги в V-форму, чтобы он мог сохранять баланс и комфортно сидеть, не заваливаясь на бок. Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно и играть, заниматься своими делами, недалек уже момент, когда он начнет ползать и, рано или поздно, ходить.

Что касается того, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, то с большой уверенностью можно назвать период от 4 до 7 месяцев. Все начинается с первых попыток переворачиваться и поднимать голову, что постепенно укрепляет мышцы, подготавливая их к следующему большому шагу. К 8-9 месяцам практически все дети уже умеют сидеть без какой-либо помощи и поддержки со стороны родителей. Поучаствовать в этом процессе можно, помогая ребенку укреплять мышцы шеи и спины. Поощряйте игры, в которые можно играть лежа на животе, и время от времени привлекайте внимание ребенка к какому-нибудь предмету или звуку, который заставит его поднять голову и посмотреть вверх. Если ребенок не научился сидеть к 9 месяцам не нужно паниковать, так как все дети развиваются по-разному, но стоит упомянуть об этом при визите к семейному врачу или терапевту.

ВО СКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ползать?

Научившись сидеть более-менее уверенно, ребенок уже готов учиться ползать. Ползание – это самый первый способ самостоятельного передвижения для ребенка. Не нужно ждать, пока тебя поднимут, отнесут и посадят, можно всласть исследовать открывшийся внезапно мир полный возможностей, неведомых закоулков и темных углов. Для многих родителей очень важно знать, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, чтобы успеть обезопасить квартиру к тому времени, обклеив все острые углы и удостоверившись, что на полу нет ничего, что может поранить ребенка. Большинство детей начинает учиться ползать от 7 до 10 месяцев , примерно в то же время, когда они уже научились сидеть.

Как научить ребенка ползать

После того, как мышцы шеи и спины получили свою долю тренировок, настанет очередь мышц рук и ног. В течение пары месяцев ваш ребенок постепенно будет переходить из сидящей позиции на четвереньки и начнет покачиваться взад-вперед, со временем сообразив, что, оттолкнувшись коленями, можно сдвинуться с места. Остальное уже дело практики.

Конечно, родители могут помочь юному первооткрывателю в этом нелегком деле. На самом деле не нужно ломать голову о том, во сколько месяцев ребенок начинает ползать и как научить ребенка ползать, большую часть работы дети проделывают самостоятельно на уровне инстинктов, но есть несколько способов ускорить или облегчить это процесс.

  1. Например, задолго до того, как ребенок начнет сидеть и ползать, посвящайте больше времени играм на животе. Это помогает укреплять мышцы необходимые для передвижения.
  2. Также можно обеспечить ребенка мотивацией к движению, расположив игрушки и интересные объекты на расстоянии от него, но все еще в поле зрения.
  3. Чтобы улучшить скорость и уверенность в своих силах, можно организовывать небольшие препятствия на пути в виде подушек или коробок, чтобы ребенок учился маневрировать.
  4. Внимательно следите за успехами и передвижениями своего ребенка, особенно, если вы предварительно не обезопасили квартиру.

Ребенок научился сидеть и ползать? Самое время .

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Многих родителей после появления долгожданного малыша интересует вопрос, который, казалось бы, подразумевает односложный ответ. Вопрос о том, с какого возраста начинает ползать ребенок, на деле оказывается не таким простым, потому что он касается одного из самых важных этапов развития маленького человечка и ответ на него зависит от многих факторов:

  1. Скорость развития ребенка.
  2. Состояние его здоровья.
  3. Обстановка, в которой он растет (в том числе и психологическая).

На самом деле этот этап развития малыша стоит воспринимать не буквально, а в более широком смысле: ребенок учится передвигаться самостоятельно, и это самое важное в процессе ползания. Ведь кроха может пропустить такой способ передвижения и сразу пойти, однако от этого не изменяется важность события и меры предосторожности, которые следует предпринять родителям после того, как их малыш сделал первое движение в сторону самостоятельности.

Когда ребенок должен начать ползать

В среднем дети начинают ползти в возрасте 7-8 месяцев после того, как уверенно держат голову и сидят. Однако если ребенок начал это делать немножко раньше, например, в 6 месяцев, или чуть позже, в 9-10, то это считается нормой. Чем раньше малыш начинает ползать, тем скорее он сделает свой первый шаг. Это происходит из-за физической подготовки: во время ползания требуется усиленная работа мышц, которые развиваются и помогают ребенку легче перемещаться. Соответственно, для первого шага нужны определенные физические данные, которые малыш нарабатывает в процессе ползания.

Вероятно и то, что малыш сразу встанет на четвереньки, при этом раскачивая попой и переставляя ручки. При этом не важно, какую траекторию выбирает кроха: по кругу, боком или по-пластунски. Главное – результат, который заключается в ползании на четвереньках. Безусловно, с первой попытки редко кому удается проползти большое расстояние (в соотношении возможностей ребенка), однако каждый раз при попытке достичь цели этот навык будет совершенствоваться.

Во сколько дети начинают ползать самостоятельно

От того, во сколько месяцев ребенок пытается начать ползать, зависит скорость овладения навыком самостоятельного передвижения: чем раньше он начинает ползти, тем, вероятно, больше понадобится времени для начала независимого передвижения из-за недостаточных физических возможностей. Все-таки, более взрослому организму легче справиться с балансированием на четвереньках.

Если ползание началось в пределах 7-8 месяцев, то обычно достаточно нескольких недель для того, чтобы малыш пополз сам. На первых этапах родители должны помочь ему, ежедневно стимулируя в игровой форме к тому, чтобы он пытался добраться к цели. Например, можно на большой и упругой кровати разложить игрушки недалеко от ребенка. Расскажите ему, какие они красивые, попытайтесь продемонстрировать, как с ними играть и позовите малыша с помощью голоса и жестов. Находитесь в это время рядом с ним, не оставляя ни на минуту, чтобы он не упал с кровати.

Если вы хотите ускорить развитие этого навыка, тогда готовьте малыша уже с 6 месяцев: выкладывайте его на пол (важно, чтобы он был теплым и мягким: лучше всего постелить одеяло в пододеяльнике), обложив игрушками. Конечно же, его что-нибудь заинтересует за пределами выделенного игрового пространства, и он попытается этого достичь. Всякое движение исходит от импульса желания, поэтому нужно, чтобы малыш сам захотел перебраться в другую область.

Помощь родителей

Вне зависимости от того, со скольки месяцев ребенок начал ползать – слишком рано или поздно, ему нужна помощь взрослых, которая заключается в психологической и физической поддержке для того, чтобы он решился на такой ответственный шаг – освоить неизведанную территорию.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»