Ориентировка в пространстве младшая группа игры. Комплекс игр на развитие ориентировки в пространстве

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

ольга каракян
Комплекс игр на развитие ориентировки в пространстве

1. «ИГРУШКИ ПРИШЛИ В ГОСТИ»

(Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой из двух детей) .

Дидактическая задача. Учить детей располагать игрушки по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади, обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Крупные игрушки : матрешка, кукла, собачка, мишка.

Ход игры. Педагог говорит : «К нам в гости пришли матрешка, кукла, собачка и мишка. Давай познакомимся с ними». (Педагог дает ребенку в руки поочередно каждую игрушку) . «Чтобы гости не скучали, поиграй с ними» , - говорит педагог. Затем педагог предлагает ребенку расставить игрушки вокруг себя в том направлении, которое будет названо : «Матрешку поставь впереди себя. Куклу поставь сзади себя. Собачку поставь справа от себя. Мишку поставь слева от себя». После выполнения ребенком этой части игры педагог задает ему вопросы : «С какой стороны от тебя находится мишка?» , «С какой стороны от тебя кукла?» , «С какой стороны от тебя матрешка?» , «С какой стороны от тебя находится собачка?» . После этого, педагог просит ребенка рассказать гостям какое - нибудь стихотворение, загадать загадку гости отгадывают ему загадки.

Примечание. Игра проводится неоднократно с увеличением числа игрушек (до 4-5, располагаемых с каждой стороны. Педагог может предложить сосчитать игрушки : «Сколько всего игрушек пришло к тебе в гости?» , «С какой стороны от тебя больше (меньше) игрушек?», «С каких сторон от тебя игрушек поровну?» .

2. «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?»

(Игра может проводиться с подгруппой из 2 – 4 детей. При необходимости можно провести ее индивидуально).

Дидактическая задача. Учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве пространственными терминами .

Материал. Разнообразные крупные игрушки (от 5 до 10 шт.) ; скамейка.

Ход игры. 1 ВАРИАНТ.

На ковре ставят несколько игрушек. - «Рассмотрите игрушки внимательно» ,- просит педагог детей . «Расскажите, как с ними можно

поиграть, в какие игры». Затем предлагает детям расставить игрушки в ряд на скамейке. После того, как дети расставят игрушки, педагог просит их рассказать , где стоит каждая игрушка. Если дети затрудняются ответить, педагог дает образец словесного описания пространственного расположения игрушки на скамейке : «Пирамидка стоит на скамейке слева» , «Елочка стоит посередине, между матрешкой и кубиком» и т. д. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. После этого просит детей открыть глаза . . В случае если дети не могут назвать игрушку, педагог помогает им, например, так : «Послушай загадку про игрушку, которую я спрятала» (Далее следует словесное описание спрятанной игрушки) . Когда дети называют спрятанную игрушку, педагог просит сказать , где она стояла.

Примечание. Игра проводится неоднократно с усложнением (увеличивается количество игрушек, используемых в игре, увеличивается количество спрятанных игрушек (до 3-4) .

2 ВАРИАНТ.

Игрушки ставят на ковре вокруг детей на расстоянии примерно 1метр, по 2-3 игрушки слева, справа, впереди и сзади.

Педагог просит детей внимательно рассмотреть игрушки и обследовать с помощью осязания. Затем - назвать местоположение каждой игрушки. После того, как дети сделают это, педагог предлагает им закрыть глаза. В это время он прячет одну (при последующих проведениях 2-3) игрушку. «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?» ,- спрашивает педагог. После того, как дети назовут игрушку, педагог просит их рассказать , где она стояла.

3. «КАКИЕ ИГРУШКИ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ?»

(Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой из 4-5 детей) .

Изменения в пространственном расположении игрушек, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Крупные игрушки.

Ход игры. Игрушки расставлены на скамейке. После того, как все игрушки рассмотрены детьми и обследованы с помощью осязания, педагог дает им следующие инструкции : «Назови игрушки слева направо, Саша» , «Скажи, где стоит матрешка, Алина» и т. д. Затем просит детей закрыть глаза . Дети закрывают глаза, педагог меняет местами 2 игрушки. «Откройте глаза» ,- говорит педагог. «Какие игрушки поменялись местами» , «Где стояли эти игрушки?» спрашивает педагог детей.

Примечание. В дальнейшем игра усложняется (увеличивается число используемых игрушек от 5 до 10) ; педагог меняет местами не 2, а 4 игрушки.

4. «ГДЕ ЖИВУТ ИГРУШКИ?»

(Игра проводится с подгруппой из 4 – 5 детей) .

Дидактическая задача. Учить детей определять пространственное расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.

Ход игры. Педагог подводит детей к шкафу с игрушками. «Сколько полок в этом шкафу?» - спрашивает педагог у детей. «Правильно, три.» (Педагог дотрагивается рукой до каждой полки) . Верхняя, средняя и нижняя. На полках расставлены разные игрушки. Рассмотрите их. (Педагог снимает с полки и дает рассмотреть и ощупать детям каждую игрушку). Назовите игрушки. (Дети называют игрушки) . У каждой игрушки есть свое место в шкафу» - говорит педагог и дает образец словесного описания пространственного расположения 3-4 игрушек. Например : «Зайчик стоит на верхней полке слева» , «Матрешка стоит на нижней полке слева» , «Мяч лежит на верхней полке посередине, между зайчиком и грибком» . Затем педагог предлагает детям самостоятельно описать пространственное расположение игрушек : «А теперь вы расскажете мне, где расположены игрушки. Где сидит кукла?

Скажи, Люба» и т. д. Когда дети ответят на вопросы , педагог продолжает : «Игрушкам надоело в шкафу. Поиграйте с ними» (Педагог раздает детям игрушки) . Через 5-7 минут педагог говорит : «Игрушкам пора возвращаться домой. Помогите им найти свои места. А я буду вам подсказывать. Слушайте внимательно». Затем педагог дает детям следующие инструкции : «Миша, поставь мишку на среднюю полку слева» и т. д. Примечание. С этим же материалом проводятся игры, «Какой игрушки не стало?» , «Какие игрушки поменялись местами?»

5.«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

(Игра проводится индивидуально или с подгруппой из 2-3 детей) .

1 ВАРИАНТ.

пространственном расположении игрушек «от себя» пространственными терминами .

Материал. 2 детских стула, 2 крупные игрушки.

Ход игры. Педагог ставит справа и слева от ребенка по одному стулу. Спрашивает : «С какой стороны от тебя стоит этот стул? А этот?» (указательные жесты педагога в сторону каждого стула) . На сиденье одного стула педагог кладет мяч; второй мяч он кладет под сиденье другого стула. Обращается к ребенку : «Посмотри внимательно. Расскажи мне, куда я положила мячи» .

Примечание. Эта же игра проводится с расположением стульев и мячей в направлениях впереди и сзади от ребенка. При повторном проведении игры мяч заменяется другой игрушкой.

2ВАРИАНТ.

Дидактическая задача. Учить определять разницу в пространственном расположении игрушек «от себя» и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Крупные игрушки (по 2 одинаковые игрушки, например, 2 машины и 2 пирамидки) .

Ход игры. Педагог ставит слева и справа от ребенка по 2 одинаковые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их, обследовать с помощью осязания, назвать. Затем педагог обращает внимание ребенка на то, как расположены игрушки : машина стоит ближе к нему (и справа, и слева, а пирамидка - дальше от него.

Педагог просит ребенка закрыть глаза, а сам меняем игрушки местами (пирамидку ставит ближе к нему, а машину дальше - и слева, и справа) .

Говорит ребенку : «Открой глаза. Посмотри внимательно направо. Теперь налево. Что изменилось в расположении игрушек? Примечание. Эта же игра проводится с расположением игрушек в направлениях впереди и сзади от ребенка. Игра проводится неоднократно с другими игрушками, с поворотом ребенка в разные стороны.

6. «ДАЛЕКО - БЛИЗКО» .

(Игра проводится с группой из 3-5 детей) .

Дидактическая задача. Учить детей понимать слова «далеко - близко» , «дальше - ближе» , использовать их в речи.

1ВАРИАНТ.

Ход игры. Педагог просит детей подойти друг к другу : «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу. Дотроньтесь друг до друга. Света, отойди к окну. Сейчас Света стоит далеко от вас». Затем педагог просит детей рассказать , кто стоит далеко, кто близко.

2ВАРИАНТ.

Ход игры. Двое детей стоят близко друг к другу, а третий на некотором расстоянии (примерно 1 метр) от них. Педагог объясняет детям : «Ира и Саша, вы стоите близко друг к другу вы можете дотронуться друг до друга. А Люба - дальше от вас». (Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им кто, где стоит по отношению к другим). Затем педагог предлагает детям рассказать кто, где стоит.

Примечание. Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов в окружающей обстановке, игрушек (например, игра «Что далеко, а что близко?» ).

7. «КАТИТСЯ МЯЧ» .

(Упражнение проводится индивидуально) .

«от себя» , обозначая их в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Кукла, маленький мяч.

Ход упражнения. Педагог говорит : «К нам на занятие пришла кукла, Она принесла с собой мяч. Кукла просит тебя научить ее играть в мяч». Педагог дает ребенку в руки куклу (спиной к нему) . Ребенок должен взять руки куклы в свои и бросать мяч в разные направления от себя. По ходу выполнения ребенком задания педагог задает вопросы : «В какую сторону кукла бросила мяч?»

8. «АВТОГОНКИ»

.

Дидактическая задача. Учить детей определять различные направления «от себя» , обозначая их в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. 2 заводные машинки, воротики.

Ход игры. Педагог дает каждому ребенку по одной машинке. Дети рассматривают, обследуют их с помощью осязания. Педагог показывает, как машинки заводятся, как ездят. Потом педагог предлагает детям посоревноваться, чья машинка быстрее доедет до воротиков. (Педагог ставит воротики справа от детей, на расстоянии примерно 2-х метров). Говорит детям : «Вы должны так направить свои машинки, чтобы они проехали в воротики» . Когда машинки достигают цели, педагог спрашивает : «В каком направлении ехали машинки?» Затем педагог переставляет воротики налево от детей, игра продолжается.

Примечание. Игра продолжается до тех пор, пока машинки не проедут во всех направлениях от ребенка.

9. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В КУКОЛЬНОЙ КОМНАТЕ?» .

(Игра проводится с группой из 2-х детей) .

Дидактическая задача. Учить детей определять пространственные отношения между предметами, видеть изменения в их расположении; обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Большая кукольная мебель, кукла, счетные палочки.

Ход игры. Педагог заранее выкладывает на ковре очертания кукольной комнаты, с обозначением окна и двери. Педагог говорит детям : «Кукла купила новую мебель. Она просит вас помочь расставить мебель в комнате. Вот ее комната (указывает жестом) . Какой она формы? Правильно, комната прямоугольной формы». Затем педагог просит детей показать и назвать стены комнаты («Эта стена левая» и т. д., показать и сказать, где расположены окно и дверь. После этого ребенок расставляет в комнате мебель, проговаривая, где и что он ставит. Например, «Стол я поставлю по середине комнаты» , «Диван я поставлю у левой стены» и т. д. Когда вся мебель расставлена, педагог предлагает детям погулять с куклой, поиграть с ней. В это время он меняет 2 предмета в кукольной комнате местами. Затем просит детей подойти . Говорит : «Мы приехали к кукле в гости, а у нее в комнате что-то изменилось. Посмотрите внимательно. Какая мебель стоит в другом месте».

Примечание. Игра проводится несколько раз (с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением предметов и изменением в их расположении, с увеличением заданий. Так, мебель ставится во всех углах комнаты, ближе к стене, дальше от стены и т. д.).

10. «ЧТО Я ДЕЛАЮ?» .

(Игра проводится с группой из 5 – 7 детей) .

Дидактическая задача. Учить детей различать звуки, производимые различными предметами.

Материал. Ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложечка, два стакана с водой и другие предметы.

Ход игры. Дети сидят. (Педагог заранее приготовил на столе необходимые предметы, накрыл их салфеткой). Педагог объясняет им, что он будет сейчас что-то делать с разными предметами. «Вы должны внимательно слушать с закрытыми глазами. Потом скажете мне, что я делала». Затем педагог просит детей закрыть глаза . Поочередно производит различные действия :

Берет в руки лист бумаги, рвет ее;

Мнет бумагу в руках;

Режет бумагу ножницами;

Размешивает в чашке воду ложечкой, позвякивая ею;

Переливает воду из одного стакана в другой;

Ударяет мячом о пол;

Передвигает стул и т. д.

После окончания каждого действия педагог просит детей открыть глаза и сказать, что и с какими предметами делалось.

На следующих занятиях педагог привлекает к действиям поочередно всех детей.

1. «КАБИНЕТ ВРАЧА»

.

Примечание. Предварительно (за 1-2 дня) с детьми проводят экскурсию в кабинет врача, во время которой дети под руководством педагога обследуют с помощью зрения и осязания мебель и оборудование кабинета; педагог дает образец словесного описания кабинета и пространственного расположения в нем мебели и оборудования; затем дети делают это самостоятельно.

Дидактическая задача. Учить детей моделировать кабинет врача, используя предметы заместители; учить обозначать в речи пространственное расположение предметов заменителей на модели.

Материал. Листы бумаги обычного формата (по 1 на каждого ребенка, детали настольного строительного конструктора (кубики, брусочки и т. д., счетные палочки для обозначения окна и двери.

Ход игры. Педагог говорит : «Дети, вчера мы были в кабинете врача. Сегодня вы построите кабинет врача из деталей конструктора. Пододвиньте к себе листы бумаги. На них вы будете

конструировать кабинет. Вспомните, какой формы кабинет врача? Правильно, прямоугольной формы. Какой формы лист бумаги? Правильно, тоже прямоугольной. Где в кабинете находится дверь (дети отвечают) . Найди это место на своем листе. Обозначьте дверь счетной палочкой. Где в кабинете расположено окно?» и т. д.

Когда дети заканчивают моделирование кабинета, педагог просит одного - двух детей рассказать, где что расположено.

Примечание :

1. По мере выполнения детьми задания педагог проверяет его правильность, помогает детям соотнести пространственное расположение реальных предметов в реальном пространстве с расположением на модели;

2. По типу предложенной проводятся игры на моделирование других помещений (спальни, игровой комнаты, кухни и т. д.) .

2. ИГРА - УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЬ ДО КАБИНЕТА ВРАЧА»

(Проводится с группой из 2-3 детей) .

Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущих играх.

Ход упражнения. Дети вместе с педагогом неоднократно проходят путь до кабинета, проговаривая направления, в котором они движутся и расположения встречающихся объектов (например, журнальный стол с

телефоном и т. д.). Педагог помогает детям правильно словесно их обозначить. После того, как дети научатся самостоятельно ориентироваться и обозначать в речи различные направления своего движения и расположение объектов, педагог дает им задание рассказать по памяти, как они шли до кабинета врача, что встречали на своем пути.

3. «ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА СХЕМЕ?» .

(Игра проводится с группой из 4-5 детей) .

Примечание. Как и предыдущая, эта игра проводится после предварительного тщательного зрительно осязательного обследования моделируемого пространства , словесного описания педагогом и детьми пространственного расположения предметов, игрушек в этом пространстве .

Дидактическая задача. Учить детей с помощью зрения и осязания соотносить схему с реальным пространством ; учить обозначать в речи пространственное расположение предметов и игрушек в реальном пространстве и на схеме .

Материал. Карточки с изображением схемы стола с игрушками; стол с расставленными на нем крупными яркими игрушками.

Ход игры. Педагог подводит детей к столу с игрушками. Просит внимательно рассмотреть и обследовать игрушки осязательно; назвать их; рассказать, где каждая игрушка расположена. После этого педагог дает каждому ребенку схему с изображением стола с игрушками. Просит внимательно рассмотреть схему; сказать, что на ней нарисовано; соотнести условные изображения с расположением игрушек в реальном пространстве (на столе) . Затем педагог просит детей отвернуться ; в это время меняет на столе 2 игрушки. Говорит детям : «Посмотрите внимательно на стол. Что изменилось в расположении игрушек? Посмотрите на схему. Сравните расположение игрушек на столе со схемой. Расскажите, чем они отличаются.

Примечание. Когда дети осваивают ориентировку с применением схемы в простом пространстве (на столе, задания усложняются. Детям предлагают соотнести схему шкафа с реальным расположением игрушек в шкафу, затем схему кукольного уголка и т. д.

4. «НАЙДИ ИГРУШКУ ПО СХЕМЕ» .

(Игра проводится с группой из 4-5 детей) .

Дидактическом задача. Учить находить игрушку в реальном пространстве в месте , указанном на схеме.

Материал. Карточки с изображением схемы стола, шкафа, кукольного уголка (без игрушек) .

Ход игры. После зрительно - осязательного обследования реального пространства и игрушек или предметов в нем расположенных (например, стола, шкафа с игрушками, кукольного уголка) детям дают схему этого пространства , на которой отмечено место нахождения заданной игрушки. Педагог говорит : «Внимательно посмотрите на схему. Подойдите к столу. Найдите игрушку, место которой указано на схеме».

Примечание. После того, как дети научились хорошо ориентироваться по схеме карты , им предлагаются более сложные задачи «найти в шкафу, в кукольном уголке и т. д., отмеченное на схеме место расположения игрушки».

5. «К МИШКЕ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» .

(Игра проводится с группой из 4-х детей) .

Дидактическая задача. Закрепить навыки ориентировки с применением схем . Учить самостоятельно, составлять схемы пространства . Учить словесно, обозначать пространственное расположение .

Материал. Крупные игрушки; шкаф с 2-мя полками; карточки с изображением схемы пути к Мишке, схемы шкафа; «скатерть» (лист картона, расчерченный на квадраты, изображения посуды и продуктов; листы бумаги, фломастеры.

Ход игры. Педагог говорит детям : «Мишка пригласил нас на День рождения. Давайте выберем ему в подарок игрушку (игрушки стоят в шкафу на полке) . Нужно рассказать об игрушке и сказать, где она расположена в шкафу (дети по очереди рассказывают об игрушках и где они расположены) .

Теперь мы можем идти к Мишке. Чтобы мы не заблудились, Мишка прислал нам схему пути к его дому. Смотрите на нее и рассказывайте, как вы будете идти». (Дети рассказывают, как они будут идти к Мишке) . Педагог : «Вы пришли к Мишке. Поздоровайтесь с ним, поздравьте его с Днем рождения и подарите подарки». «Мишка благодарит вас за подарки и просит поставить их в шкаф в указанное на схеме место» (у каждого ребенка своя схема) . Педагог просит детей рассказать Мишке, куда они поставили игрушки. «А теперь сделайте Мишке на память рисунки шкафа с игрушками» , - говорит педагог. Когда дети заканчивают рисовать, педагог говорит : «Мишка приглашает вас за стол выпить чаю» . На столе лежит «скатерть» , в каждом квадрате - картинка с изображением чайной посуды, конфет, печенья. Педагог просит детей рассказать , что и где стоит на столе. «Поблагодарим Мишку за угощение и попрощайтесь с ним. До свидания» .

Примечание. По такому типу проводят игры «В гости к кукле» , «В магазин за покупками» и т. д. Дети самостоятельно составляют не только схему помещения, но и схему пути к различным объектам.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ

В ПРОСТРАНСТВЕ В ПРОЦЕССЕ

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.

Такие признаки пространства , как глубина, объем, протяженность, расстояние дети познают в процессе активного передвижения. Проведенное нами наблюдения особенностей пространственной ориентировки со слабовидящими дошкольников, имеющих нарушение зрения показало, что дети испытывают при этом значительные трудности. Специально подобранные игры и упражнения помогают детям успешно осваивать окружающее пространство в процессе передвижения.

1. «ЗАЙЧИК И СОБАЧКА ЕЗДЯТ НА МАШИНЕ» .

(Игра проводится с группой из 2-х детей) .

Дидактическая задача. Учить определять различные направления пространства в процессе передвижения; учить обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Крупные игрушки : грузовая машина, зайчик, собачка.

Ход игры. 1. Грузовая машина стоит в гараже (заранее построенном из строительного материала) . Педагог выкатывает машину, говорит детям : «Зайчик и собачка решили покататься на машине» . (Игрушки в руках у детей) . Посадите их в машину. Чтобы они не заблудились, ты, Саша, будешь говорить, в какую сторону от гаража они едут. (Ребенок производит действия с машиной. Педагог помогает ему выбрать правильное направление, придерживаться его). Педагог задает ребенку вопрос : «В каком направлении от гаража едет машина?» и т. д.

2. Педагог говорит : «Зайчик и собачка покатались на машине. Теперь они хотят погулять. Погуляйте с ними по группе. Чтобы им было интересно, рассказывайте, в какую сторону вы идете и что видите».

Примечание. Игра проводится неоднократно в различных вариантах, с различными игрушками до тех пор, пока дети не усвоят дифференцировку направлений пространства при передвижении (в зависимости от точки отсчета) .

2.«НАЙДИ ИГРУШКИ» .

(Игра проводится индивидуально) .

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться в заданных направлениях, обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами .

Материал. Крупные игрушки (3-5 и больше) .

Ход игры. Педагог говорит ребенку : «Сегодня ты поучишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты. Рассмотри внимательно игрушки. (Педагог помогает ребенку внимательно обследовать игрушки с помощью зрения и осязания). «Закрой глаза, я спрячу игрушки (прячет игрушки) . Открой глаза. Чтобы найти игрушки, надо внимательно слушать, куда, в каком направлении идти. Иди, куда я скажу : Иди впереди до шкафа. Поверни направо от себя, Иди до стола. и т. д.» Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать , в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (например, в шкафу, под стулом и т. д.) . Игра заканчивается, когда ребенок найдет все игрушки.

Примечание. Игра проводится неоднократно с изменением положения ребенка в пространстве (с различными поворотами : на 90 и 180, с увеличением числа игрушек, с увеличением направлений пространства , в которых ребенок действует). По такому же типу проводятся игры : «Кукла идет в гости к Зайке» , «Путешествие по группе» , «Найди игрушку на участке» и т. д.

Игры на развитие пространственной ориентации - неотъемлемая часть математической подготовки ребенка к школе. У ребенка старшего дошкольного возраста должны быть сформированы пространственные представления о направлениях: влево, вправо, расположении вверху, внизу, впереди, позади, между, рядом.

На первых порах ребенок будет соотносить направления с собственным телом и его расположением (сзади — за спиной, впереди — перед лицом, справа — там, где правая рука, слева — там, где левая рука) поэтому необходимо научить ребенка различать и правильно называть части своего тела. Поочередно назовите части тела, дотрагиваясь до них рукой сначала на себе, потом на самом малыше: голова, лицо, глаза, лоб, уши, нос, рот, подбородок, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги. Обратите внимание ребенка на симметричные части тела, скажите, что они парные, обозначьте каждую словами правая, левая. «Каких частей тела у нас по две? Посмотрим: руки — правая рука и левая, ноги — правая и левая. Глаза — правый и левый, уши — правое и левое». Предложите ребенку самостоятельно назвать и указать на части тела, сначала своего, затем вашего. Пусть он назовет части тела кукол, на фотографиях и картинках с изображением людей, попросите проверить вас в тот момент, когда вы будете называть части тела и найти ваши «ошибки». Далее отрабатывайте с ребенком умение различать правую и левую стороны тела. Обратите внимание на функциональные различия правой и левой руки, вспомните и перечислите вместе с малышом, что он делает правой рукой, а что левой: «Правая рука больше привыкла трудиться, чем левая: правой мы держим ложку, а левой кусок хлеба, в правой руке находится карандаш, которым ты рисуешь, а левой ты придерживаешь лист бумаги». Закрепите полученные ребенком знания, используя несложные приемы — попросите малыша выполнить следующие упражнения: сделать шаг вперед с правой ноги, с левой, поднять вверх левую руку, затем правую, закрыть правый глаз, закрыть левый, дотронуться правой рукой левого уха и наоборот, повернуться налево, повернуться направо. Предложите ребенку игры по ориентации в пространстве.

Флажки

Дайте ребенку два ярких флажка — по флажку в каждую руку. Попросите его указывать направления по вашей команде, поочередно правой, левой или обеими руками.

Регулировщик

Пусть ребенок будет регулировщиком уличного движения. Дайте ему полосатый жезл регулировщика, который несложно изготовить из свернутого в трубку листа картона и цветной бумаги. Вы возьмете в руки игрушечный руль и будете водителем автомобиля. Ребенок, стоя в центре комнаты, будет указывать вам направление жезлом и подтверждать его словесными командами: Направо! Налево! Вперед! Назад. По команде вы движетесь в заданном направлении, иногда допуская «ошибки», которые регулировщик должен отметить и исправить.

Далеко и близко, высоко и низко

В эту игру можно играть дома и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находится справа и слева, впереди и сзади?

Поиски

Спрячьте в комнате какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя вашим словесным указаниям: иди вперед, поверни вправо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т. д. Заранее продумайте маршрут

В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.

Ход вслепую

Нарисуйте мелом на асфальте лабиринт или разметьте маршрут кеглями. Предложите ребенку пройти лабиринт или маршрут с кеглями вслепую (закрыв глаза или с повязкой), под вашим руководством. Вы подаете команды, направляя движение ребенка: «Шаг вперед, два шага вправо, шаг влево, шаг назад, три шага вперед», а он должен четко следовать им, стараясь не заступить черту или не сбить кегли.

Все на месте

Попросите ребенка помочь вам навести порядок дома. Попросите его разложить вещи на места. Руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т. п.

Настольный театр

Настольный театр представляет собой набор предметов- макетов для моделирования игровых ситуаций. Предметы и игровое поле вы можете приобрести в магазине, а можете использовать имеющиеся игрушки, а недостающие склеить из цветной бумаги. Они должны быть миниатюрными, чтобы умещаться на столе или на детском столике и отражать реалии жизни. Это могут быть набор «улица»-поле, изображающее тротуар и проезжую часть с перекрестком, макеты домов и светофора, машинки и фигурка постового, или деревенский домик с набором деревьев и фигурок домашних животных, или зоопарк — с перегородками вольеров и животными, или кукольная комната с игрушечной мебелью и предметами быта. Все эти наборы вы можете с успехом использовать для отработки понятий под, над, сверху, внизу, справа, слева, сзади и т. д., давая ребенку во время игры задания разместить игрушечные предметы относительно него самого или друг друга в определенном направлении. Например, набор предметов: домик, береза, елка, скамейка и птичка — воробышек. Вы можете размещать воробышка повсюду, объяснив ребенку, что воробышек летает везде. Перемещайте фигурку воробья на елку, под скамейку, за избушку — пусть ребенок правильно назовет его местоположение. Далее пусть сам ребенок расположит игрушку, следуя вашим командам: правее, левее, выше на елке, ниже на березе, справа от скамейки, и т. д. Пусть ребенок станет ведущим и дает вам задания, поправляя ваши «ошибки».

Вы можете использовать также фланелеграф для отработки понятий справа, слева, вверху, внизу, под, над, и т. д. Фланелеграф представляет собой небольшой стенд из картона, обтянутый или обклеенный фланелевой тканью — на нем раскладываются карточки и фигурки из бумаги, так как ворсистая ткань хорошо фиксирует бумажные фигурки, не давая им соскальзывать.

Мяч на поле

Настольная игра, для которой понадобятся лист цветной бумаги зеленого цвета и белый кружок картона или плотной бумаги размером с монетку в 2 рубля. Кружок — это футбольный мяч, листок — футбольное поле. Мяч летает по всему полю. Ребенок будет футболистом. Он положит поле перед собой на столе, на него положит мяч, и по вашей команде будет перемещать мяч по полю пальцем в заданном направлении: вправо, влево, дальше, ближе, пока мяч не попадет в нарисованные на противоположной стороне поля ворота. Тогда вы поменяетесь ролями, и теперь вы будете футболистом, а ребенок будет руководить вашими действиями.

Гномик и великан

Игра заключается в том, что вы произносите поочередно слова «великан» и «гномик». На слово «великан» ребенок должен подняться на носки и поднять руки вверх, а на слово «гномик». — присесть и вытянуть руки вперед. Продемонстрируйте, как надо делать эти движения. По вашей команде выполняйте их вместе с ребенком. Он должен следить за вами и стараться не повторять вашу «ошибку», если вы на слово великан присядете, а на слово «гномик» вытянетесь вверх.

Робот

Предложите ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением. Вы будете подавать ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

Репка

Рассмотрите вместе с ребенком картинку к известной сказке «Репка». Расспросите ребенка, какое место на картинке занимает каждый из героев сказки по отношению к другим? Кто (что) находится впереди (позади) деда, бабки, внучки, жучки, кто между кем, кто к кому ближе, дальше.

Кто, что, где?

В эту игру вы можете играть вдвоем с ребенком, а можете с группой детей. Игра заключается в следующем: вы задаете ребенку вопрос на ориентацию в пространстве, например, что слева от тебя или что позади тебя, и бросаете ему мяч. А он, сориентировавшись в пространстве, возвращает вам мяч, отвечая на вопрос. Если играют несколько детей, они встают в круг и перебрасываются мячом, задавая друг другу вопросы и отвечая на них. В этом случае уместен вопрос: «Кто слева- справа от тебя». Игра должна проходить в достаточно быстром темпе.

Используйте в качестве дидактического материала книжки раскраски, давая ребенку задания закрасить предметы, находящиеся справа, слева, выше, ниже по отношению к одному из них.

Дети шестого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Новая задача — обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания(типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади — стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Коля».

Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Тани — окно, над головой Тани — лампа».
Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

В заданиях типа «Угадай, где что находится» можно использовать разнообразный материал: привлекательные игрушки, картинки, расположенные в определенной последовательности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.
Следует отметить, что если мы прибегаем к помощи или контролю со стороны других детей, то местоположение их должно быть таким же.
В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто где стоит» . Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

Игра «Что изменилось?» . На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним — мартышка, последним — мишка» или «В середине — большой чайник, справа от него — голубая чашка, слева — розовая чашка».
Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине — большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы, вверху и внизу — волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,— трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку» . «Ночью, когда в группе никого не было,— говорит воспитатель,— к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
Игра «Путешествие по комнате» . Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.
Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай Вше два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), битовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада.

Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.

Ирина Носкова
Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Материал игры : декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве . Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит : «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу» .

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности , внимания, воображения.

2. Разговор по телефону.

Цель. .

Игровой материал. Палочка (указка) .

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону : кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа : «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами .

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам . На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно , то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений . Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки : «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка : Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал , что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку : «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1) . Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. Добавь слово.

Цель игры : Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве .

Ход игры : Воспитатель говорит детям : «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня» ? (Уточняет и эти понятия) . А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол) . Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами : «справа» , «слева» , «позади» , «впереди» .

Воспитатель говорит :

Стол стоит… (называет имя ребенка) .

Полочка с цветами висит…

Дверь от нас…

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

6. Внизу – вверху.

Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят : «Внизу» , либо только в воздухе, тогда дети говорят хором : «Вверху» .

Например :

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Например, если воспитатель говорит : «Самолет летит!» , дети приседают и т. д.

7. Сделай так, как я скажу.

Материал игры : у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей , знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

8. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры : любые игрушки.

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»

Игры может быть усложнена : игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит :

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?».

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве .

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

ЦЕЛЬ: научить детей ориентироваться в пространстве.

ЗАДАЧИ:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Цель

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

2. Разговор по телефону.

Цель . Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры . Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме.

Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. Добавь слово.

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

Стол стоит… (называет имя ребенка) .

Позади.

Полочка с цветами висит…

Справа.

Дверь от нас…

Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

Правая.

6. Внизу – вверху.

Вариант 1 . Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».

Например:

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2 . Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Например, если воспитатель говорит: «Самолет летит! », дети приседают и т. д.

7. Сделай так, как я скажу.

Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

8. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры: любые игрушки.

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »

Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит:

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? ».

9. Солнышко.

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

10. Скульптор.

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей – либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Контролер.

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

11. Кто правильно назовет.

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

12. Кто из детей стоит близко, а кто далеко?

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

13. Автогонки

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

14. Найди игрушки

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

15. Разведчик

Цель : закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: «Ты – разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

16. Волшебный сундучок

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки

17. Разноцветное путешествие

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т.д.).

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

18. Замри

Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило . Останавливаться строго по сигналу.

Ход игры . «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня…, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

19. Мяч по кругу

Дидактическая задача. Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Игровое правило . Не уронить мяч, следовать команде.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.

20. Аист

Дидактическая задача. Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Игровое правило . Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

21. В лесу

Дидактическая задача . Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.

Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.

Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

Почему вы так думаете?

Каковы признаки лета?

В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.

Что вам это облако напоминает?

А что может находиться под деревом?

Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

Покажите правую руку, левую.

Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.

С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?

Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

22. Динамические картинки

Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Игровое правило . Выкладывать картинки по заданию.

Материал. Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввожу детей в игровую ситуацию:

Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по моему заданию.

Берёзка справа от ёлки.

Ворона над ёлкой.

Заяц слева от ёлки.

Лиса идёт к ёлке.

Куст под ёлкой.

- Ёжик идёт от ёлки.

Грибок под ёлкой.

Домик за ёлкой.

Белка на ёлке.

В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.

23. Котята разбежались

Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

24. Наоборот

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.)

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»