Эмоциональное развитие ребенка. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Учреждение образования “Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина”

Кафедра педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

Эмоциональное воспитание

Крапивный А.В.

Брест, 2010 г.


Введение

Глава 2. Эмоциональное воспитание школьников

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Функционирование эмоций – одна из важнейших педагогических, психологических и философских проблем.

Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Необходимо отметить, что в современной психологии отношение к проблеме эмоций неоднозначно. Казалось бы, что отмечаемая всеми значимость эмоциональных процессов для жизнедеятельности человека должна привлекать к ним большое внимание исследователей. Действительно, с давних времён и до современности исследование эмоциональных процессов не перестаёт быть одной из центральных проблем. В то же время из-за многочисленных неудач при попытках объективного изучения эмоций интерес к ним несколько снизился. Это особенно заметно после экспериментального «изобилия» 1950-19809-х гг. в отечественной и зарубежной психологии эмоций. Внимание современных исследователей ограничивается главным образом изучением внешнего выражения эмоций, их телесных и знаковых составляющих, а также влиянием отдельных эмоциональных состояний на деятельность школьников.

Исследование эмоций осложняет и терминологические расхождения. Их возникновение связано с тем, что разные концепции создавались в разные эпохи и на разных языках. Сыграли свою роль и традиции отдельных школ, связывающие определённые состояния с терминами «эмоции», «страсти» или «чувства».

Различие теоретических позиций проявлялось и в представлениях об эмоции. Эмоция определялась как «состояние, регулирующее телесные действия» (Б. Спиноза); «особое состояние сознания» (когнитивные теории), «любое переживание сильного чувства, обычно сопровождаемое соматическими изменениями» (Н.Е. Миллер, 1948); «общее оргазмическое возбуждение» (Э. Даффи, 1951), причём Даффи предлогал вообще отказаться от термина «эмоции»; «результат взаимодействия потребности и возможности её удовлетворения» (П.В. Симонов).

Особая проблема в изучении эмоций – разграничение эмоциональных и неэмоциональных явлений. Расхождения между отдельными точками зрения возникают при попытке уточнить характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Практически любое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию – эмоцию или чувство. В то же время в ситуации угрозы возникает особое эмоциональное состояние, которое современные учёные обозначают термином «аффект». Но эмоциональное разрешение ситуаций – функция не только аффекта; её могут выполнять и другие ситуативные эмоции, например гордость, обида, возмущение и др.

Для современной педагогики неоднозначно рассматривается проблема эмоционального развития детей, по праву признания одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах. Таким образом, эмоциональное развитие – сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребёнка.

Эмоциональное воспитание – очень сложная тема, но она меня заинтересовала. Поэтому я выбрал именно эту тему.

Целью я вижу выявление сущности эмоционального воспитания.

Объектом является процесс эмоционального воспитания.

Задача – определить, что необходимо для эмоционального воспитания школьника.


Глава 1. Понятие эмоций. Эмоциональная система

Эмоции – реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент (4).

Возникновение и проявление чувств и эмоций связано со сложной и взаимосвязанной работой коры и подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Этим определяется их тесная связь с деятельностью сердца (“от страха сердце замерло”), органов дыхания (“слушал с интересом, затаив дыхание”), с выразительными движениями всего тела (пантомима), деятельностью лицевых мышц (мимика), с изменением интонаций голоса (голосовая мимика) и др.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека – устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей (24).

Также из рассуждений А.Д. Кошелевой можно отметить, что изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Н.А. Ветлугина писала: “Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий “красивое” и “некрасивое”, “истинное” и “ложное”, нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях”. Эмоции оказывают большое влияние на психические процессы. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые (12). Деление это условно, так как психика условна и все психические явления в ней взаимосвязаны. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональный он присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, раздраженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими. Эмоции связаны и с забыванием. Человек забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения. Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее отнимают. (“Когда я злюсь, мне не нравится рисовать”). Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принимаемого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы ребенка, облегчает выполнение решения. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек, так же не может быть волевым. С точки зрения отечественных специалистов отмечено, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.

Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводимых к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов (25). Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ― ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю сложнообусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

Эмоциональное воспитание - В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства-переживания-плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в учебной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебных действий (например, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, учитель должен в первую очередь ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы. С другой стороны, ориентация ученика только на получение положительных эмоций, связанных с успехами или занимательностью уроков, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку,(как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Как уже говорилось, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать-это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.

Беляева Татьяна Юрьевна

Размышления наблюдателя
«Хватит уже плакать!» «Не плачь, мужчины не плачут!» «Такая большая девочка, и ноешь!» «Посмотри, все детки вокруг не плачут, а ты - плачешь!» «Что ты кричишь, как ненормальный?» «Нельзя так громко смеяться - это неприлично!» «Ну, опять ты со своими капризами!» «Сколько можно ныть? Я уже не могу это слышать!» «Не кричи, а то накажу!»

Ряд таких «воспитательных» высказываний можно продолжить. Всем нам они знакомы с детства, и, чего греха таить, иногда слетают и с наших уст. О чём говорят эти фразы? О том, что сильные и неконтролируемые эмоции ребёнка нас ПУГАЮТ И РАЗДРАЖАЮТ. Они требуют от нас повышенного внимания, повышенной выдержки, йоговского самообладания… Но мы, взрослые, мы ведь тоже люди! Порой и нам нужно выпустить пар, показать своё несогласие, сказать правду, в конце концов! Если поведение ребёнка нам не подходит, нужно сказать то, что мы думаем!

Ошибка такого подхода состоит, прежде всего, в том, что взрослый, который не умеет справиться со своими эмоциями, пытается управлять эмоциями другого - своего ребёнка. И «управление», в большинстве случаев, состоит в том, что:

1. Даётся негативная оценка эмоциональному проявлению ребёнка («Ты плохо себя ведёшь!»).

2. Даётся установка подавить свои эмоции («Прекрати сейчас же!»).

Так как же справиться со своим чувством беспомощности при виде хнычущего ребёнка? Как совладать с раздражением, когда наш воспитанник вызывающе ведёт себя в обществе? Как добиться послушания, когда ребёнок снова и снова («назло!») всё делает по-своему?

Для начала, давайте разберёмся, что же такое ЭМОЦИЯ.

Эмо́ция т лат. emoveo — потрясаю, волную ) — психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям или поведению (Википедия).

Другими словами, эмоция - это всего лишь отклик нашего организма на нашу ОЦЕНКУ происходящего. А что такое ОЦЕНКА?

3. Мнение, суждение, высказанное о качествах кого-чего-н. (Толковый словарь русского языка Ушакова).

То есть, механизм возникновения любой эмоции таков:
Происходит событие.
Мозг получает сигнал.
Вследствие определённых УСТАНОВОК мозг даёт ОЦЕНКУ событию и обуславливает реакцию тела на происходящее.
Тело реагирует в соответствии с полученным сигналом мозга - некоторые мышцы сжимаются, изменяется положение позвоночника, руки жестикулируют определённым образом, голосовые связки издают звуки, отражающие определённое эмоциональное состояние.

Говоря проще, эмоцию у человека вызывает определённая МЫСЛЬ, вызванная нашим мозгом из глубин подсознания в ответ на ситуацию, которую мы только что пережили.

Почему дети плачут? Плач, как известно, выражает, в первую очередь, страх. Плач сигнализирует о страхе, а плачущий ребёнок взывает о помощи - он просит избавить его от страха.

Чего больше всего боятся дети? Оказывается, их пугает не только чувство дискомфорта, скажем, оттого, что они упали, порезались, ударились, лишились игрушки и так далее. Основной страх у ребёнка состоит в том, что ЧУВСТВО ДИСКОМФОРТА НИКОГДА НЕ ЗАКОНЧИТСЯ! Когда какое-либо чувство овладевает маленьким ребёнком, не умеющим пока себя успокаивать, малыш ощущает, что лишается контроля над ситуацией. Страх становится основной мыслью малыша. Некоторым буквально кажется, что они падают в бездну неизвестного. И, просясь на руки, малыши практически хотят вернуть себе чувство контроля над происходящим, снова обрести почву под ногами.

Почему дети кричат? Если дети сильно кричат, злятся, скорее всего, ими овладело чувство гнева. Гнев - это чувство внутреннего неприятия ситуации: ребёнок не готов к определённому ходу событий, либо не привык, что вопросы решаются таким путём, либо столкнулся с совершенно новой ситуацией, на которую не знает, как реагировать. Чувство гнева может также подпитываться чувством страха, вызванным предположением о том, что данное препятствие НИКОГДА НЕ УСТРАНИТСЯ.

Почему дети дерутся?
Если дети дерутся или решают свои проблемы путём насилия (отбирают игрушки, толкаются, пугают других), скорее всего, ими опять же, овладело чувство страха, что проблему НИКАК НЕ РЕШИТЬ, и они спешат, во что бы то ни стало, попасть в привычную для них ситуацию (играть игрушкой, которая им понравилась, играть в одиночестве - устранить соперника, прогнать соперника).

Что, в первую очередь, нужно усвоить родителям , которые хотят научиться справляться с эмоциями - как со своими, так и своего малыша?
Эмоции сменяют друг друга. Эмоции не вечны, они проходят. Эмоции похожи на облака, которые иногда укрывают небо. Это длится недолго - через какое-то время они улетучиваются. Если ребёнком овладела эмоция - это не навсегда, скоро ей на смену придёт другая. И мы можем помочь малышу успокоиться, показав своим примером, что любая проблема решается спокойно и мирным путём.
Нормальное состояние человека похоже на безоблачное небо. Когда сознание чисто, за эмоциями можно наблюдать, не позволяя им завладеть мыслями.
Проявление эмоций - это не преступление. Наша задача - принять эмоцию ребёнка, «побыть в ней», дождаться её пика и угасания, встретить следующую эмоцию.
Лучше всего дети переносят эмоциональные потрясения на руках у взрослых. Взрослый в этот момент буквально «держит в руках» ребёнка, помогая ему прийти в себя.
Шлёпать или наказывать ребёнка за проявление эмоций - это значит усиливать его страх и лишать чувства защищённости («Мама меня поддержит и защитит»).
Чтобы помочь ребёнку справиться со страхом, нужно самому быть бесстрастным. Наш голос должен быть спокойным (см. п.1), наши движения - медленными, наша уверенность в том, что всё на самом деле хорошо - твёрдой.
Чтобы помочь маленькому человечку осознать свои эмоции, нам нужно самим проводить такую же работу со своими собственными эмоциями и установками.

Как же мы, взрослые, можем поладить со своими эмоциями , порой так переполняющими нас?

Вот несколько вопросов, которые могут сфокусировать наше внимание на изменившемся состоянии:
Как я дышу?
Как я сейчас себя чувствую - хорошо, плохо?
Я счастлив или несчастен?
Мне приятно или неприятно?
Какое слово лучше всего описывает мои ощущения?
Что в моём теле - я чувствую напряжение, расслабление?
В каком месте сжались мои мускулы? Что это может значить?
Как я стою?
Что с моим голосом?
Что с моим лицом?

САМЫЕ ВРЕДНЫЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ» УСТАНОВКИ У РОДИТЕЛЕЙ:
Мой ребёнок - самый лучший (чувство гордости).
Мой ребёнок хуже других (чувство неполноценности).
Бедный мой малыш! (чувство жалости)
Мой ребёнок - плакса (чувство брезгливости, стыда).
Я так мало внимания уделяю ребёнку! (чувство вины)

Вредность таких установок заключается в том, что в их основе - эмоции взрослого, а не желание бесстрастно оценить ситуацию и дать малышу именно то, в чём он нуждается в данный момент. Каждый момент всплеска эмоций, в принципе, можно рассмотреть с точки зрения алгоритма решения проблем:

«проблема - анализ причин и ситуации - выбор конструктивных средств - решение».

Для того чтобы научить малыша распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, нужно в ситуации, когда ребёнок, скажем, навредил кому-то, говорить ему: «Посмотри, как обиделась Маша. Ей, наверное, сейчас очень грустно. Как ты думаешь, чтобы ты чувствовал (а) на её месте?»

И, конечно же, не стоит забывать о том, что дети копируют наше поведение, когда пытаются справиться с какой-либо проблемой. Если мы вскрикиваем или чертыхаемся при появлении какого-нибудь непредвиденного обстоятельства, наши дети перенимают нашу реакцию. Если мы кричим на детей, требуя немедленного послушания, дети тоже будут переходить на крик, если почувствуют, что ситуация выходит из-под их контроля.

«Эх, трудно быть Богом…» - невольно вырвется у нас, захлопотанных, озабоченных детскими болезнями, страхами и успехами. Но, послушаем великих:

«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»
- Л. Толстой

Резеда Харина
Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности

Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие, явлений и событий в течение жизни. Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.

Эмоциональный процесс включает в себя три основных компонента :

Первый компонент – это эмоциональное возбуждение , определяющее мобилизационные сдвиги в организме.

Второй компонент – знак эмоции : положительная эмоция возникает тогда , когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное.

Третий компонент – степень контроля эмоции .

Педагогическое значение правильного понимания проблемы эстетического воспитания состоит в том , что эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле этого слова /как усвоения/, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций , сопровождающую познавательную деятельность и обеспечивающую эффективность процесса познания, называют интеллектуальными.

На НОД по рисованию в первую очередь у детей необходимо стараться вызвать эстетические эмоции , связанные с лирическими переживаниями : жажда красоты - наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма; чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, трогательности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем ; горько-приятное чувство одиночества.

В практике, для того чтобы вызвать эти эмоции , в НОД использую разные способы и приемы : слушание музыки, рассматривание картин, чтение стихов, отрывки из разных художественных произведений, беседы, на которых дети могут высказать свое мнение по обсуждаемой теме. Применяя ИКТ- презентации и музыкальные клипы на проходящую с детьми тему, где музыка и творчество пересекаются делаю НОД более интересным. Впитав в себя информацию, дети излагают ее на бумаге, пытаются передать увиденное и прочувственное способом рисунка, цвета, гармонии.

Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг, свои эмоции . Присмотревшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе маленького человека, и даже то, что он не сумел объяснить взрослым в самой доверительной беседе.

Как же ребенок передает свои эмоции на бумаге ? В первую очередь это цвет. Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора. Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и чувства автора.

Некоторые дети выбирают очень яркие краски (н-р : весь рисунок рисуют ярко красной краской, или рисуют, а потом закрашивают сплошь черным цветом). При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание и на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличено или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле совсем другого цвета. Это должно настораживать педагога, и о таких рисунках необходимо сообщать детскому психологу.

Как известно каждый цвет имеет своё значение :

Синий - цвет уверенности и спокойствия.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.

Красный – эмоциональное напряжение , раздраженность, конфликт.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительности.

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Необходимо обращать внимание на сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы. Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении. Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов –это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения : большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности , и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Некоторые психологи считают, что именно агрессивные дети тщательно выделяют руки и прорисовывают пальцы. Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии и желание побеждать. Четкое выделение пальцев символизирует неконтролируемый, взрывной характер, а также объясняет склонность к воровству. Изображение зубов свидетельствует о словесной агрессии.

Как и взрослые, дошкольники нередко используют приём гиперболизации

(преувеличение каких-то признаков) . Они выделяют в изображаемом предмете

или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо. В старшей группе многие дети рисуют важный для себя объект гораздо больше остальных, не соблюдая основных пропорций. Некоторые дети рисуют преувеличенные объекты. К примеру, в рисунке по сказке «Кот и петух» ребенок нарисовал кота в несколько раз больше, чем остальные объекты – дом, елки. Он смотрелся просто огромным. Получается, что ребенку важно выделить именно кота, как главного героя. А может это говорит о чем-то другом? В этом надо разобраться с психологом.

У детей 6-7 лет в подготовительной группе наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают приёмы рисования, владеют цветом, умеют составлять композицию. Но пространственное соотношение так у многих детей еще не получается .

Рисунок ребенка – это большое поле для анализа : его эмоциональное состояние , душевные переживания, его проблемы и радости. Давай внимательно смотреть на рисунки детей .

Публикации по теме:

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в семье и детском саду посредством взаимодействия со взрослыми Актуальность темы: семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного.

План самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности» .Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малышевский детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок" ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ.

Инновационный опыт работы «Эмоциональное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности» «Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Опыт работы Слугиной Ольги Ивановны.

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»