Конструирование по желанию в старшей группе. Конспект открытого занятия по конструированию в старшей группе на тему: «Кораблик» (оригами)

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Конспект НОД по конструированию «Кошка и собака» для детей старшей группы ДОУ

Интеграция образовательных областей – познавательное, речевое, социально -коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие.
Цель : формировать пространственное и зрительное представление и закрепить знания о домашних животных.
Задачи :
- расширить представление детей о домашних животных;
- закрепить умение выделять основные части и характерные детали конструкций;
- действовать по алгоритму с опорой на схему;
- действовать по словесной инструкции;
- совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
- воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими детьми.
Материал: игрушки кошки и собаки, конструктор ТИКО «Малыш» - 1 набор на двух детей, индивидуальные карточки – схемы плоскостных фигур «Кошка» и «Собака».
Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Предварительная работа: игры с конструктором ТИКО, чтение художественной литературы о домашних животных, разучивание физминутки «Кошечка проснулась».Воспитатель: Ребята, сегодня, утром я встретила около нашего детского сада двух друзей. Им было грустно на улице и они попросились к вам в гости. Но они стесняются и хотят, чтобы вы их позвали, а для этого вам нужно отгадать, кто к вам пришёл.
- Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.

Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)
- Молодцы! Но кошка пришла не одна.
- Скажите, кто мой друг
Спит без подушки, ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад - хвостом виляет?
(собака)
- Молодцы! Вы отгадали, кто к нам пришёл. Но они не просто пришли, а что – то принесли.
Педагог просит дежурных раздать детям индивидуальные карточки – схемы плоскостных фигур «Кошка» и «Собака».

Вы догадались, кто изображён на карточках.
- Давайте посмотрим, какие детали вам понадобятся из конструктора.
- Какие геометрические фигуры вам будут нужны?
Педагог предлагает отобрать необходимые детали для постройки кошки или собаки. Дети достают из наборов детали нужные для конструирования.
Перед началом работы воспитатель предлагает немного размяться с помощью физминутки.
Кошечка проснулась
(дети сидят на корточках, спят),
Сладко потянулась
(встают на ножки, руки в стороны),
На носочках встала
(встают на носочки),
Лапки вверх подняла
(поднимают руки вверх).
Мышку увидала,
За мышкой побежала – 2 раза
(дети бегут по кругу),
Прыг, прыг, прыг
(прыгают)
Да не поймала!
(разводят руки в стороны).
Воспитатель предлагает детям приступить к работе. Дети конструируют по карточке – схеме кошку или собаку. По желанию детей, можно дополнить конструкции дополнительными поделками из ТИКО (дорожки, миски, конура). По окончании работы Кошка и Собака, воспитатель и дети рассматривают и обсуждают каждую поделку.
Воспитатель спрашивает у детей, чем они занимались сегодня. Что им больше всего понравилось.

Цель: формирование навыков построения здания по схеме.

Задачи:

Образовательные:

— упражнять в составлении схем, используя знания о геометрических фигурах;

Развивающие:

— развивать логическое мышление, память, внимание;

Воспитывающие:

— воспитывать коллективизм, умение работать в группах;

Оборудование: листы альбомные, простые карандаши, блоки Дьенеша(на каждую группу по 17 прямоугольников, 3 квадрата 4 треугольника), фотография детского сада, одежда строителей.

Предварительная работа: чтение стихотворений о геометрических фигурах, отгадывание загадок, беседа «Что получится», д\и «Признаки фигур», д\и «Узнай по форме», рассматривание иллюстраций различных зданий и их описание, рисование геометрических фигур, составление домиков из конструктора.

Ход деятельности

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

— Ребята, знаете ли вы как и кем построен наш детский сад?

Ответы детей. (Строители, используя инструменты его построили)

— А вы хотели бы сами стать строителями и построить детский садик?

Ответы детей. (Да. Нет)

Если кто-то из детей дал отрицательный ответ, необходимо переубедить его:

— Дети, вы можете в будущем построить свой детский сад или магазин, или дом и т.д Нужно только этому научиться. Начнем учиться прямо сейчас?

Ответы детей.

— Ребята, для того чтобы наше строительство было успешным, нужно работать в группе(бригадой) . Вы должны друг другу помогать, подсказывать, уметь вместе рассуждать.

Детей необходимо разделить на 4 группы(бригады).

  1. Основной этап.

А) Рассматривание фотографии детского сада. Беседа- рассказ «Одежда для садика».

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите внимательно на фотографию нашего детского сада. Скажите, по размеру наш сад большой или маленький?

Ответы детей.

— А какой формы наш детский сад?(прямоугольное здание, треугольная крыша и квадратные окна)

— Чем огорожен сад? (Забор прямоугольный).

— Какие вы молодцы! Давайте попробуем изобразить сад в виде схемы. Для этого вам нужно внимательно слушать меня.

Б) Физ. Минутка « Мы – строители»

— Утром рано мы проснулись и легонько потянулись (приподняться на носки, руки вверх)

— Мы строителей отряд, идем строить детский сад (шагаем ногами, руки на поясе)

— Сами выбрали мы место(становятся в круг), будет очень интересно(взялись за руки)

— Сад высокий (подняли руки вверх) или низкий (опускаем руки до пола, наклоняемся) ?

— А широкий (расходимся, взявшись за руки) или узкий (сходимся в центре круга) ?

— Все решили, молодцы (кивок головой) !

— Все на стройку! Удальцы! (Ребята садятся за столы)

В) Составление схемы .

Воспитатель:

— Для того, чтобы построить здание, необходимо нарисовать его схему. Возьмите в руки простые карандаши.

— Нарисуйте горизонтально в верхней части листа 4 прямоугольника вытянутой формы. (воспитатель рисует вместе с детьми на доске)

— Изобразите на нижней части листа 4 прямоугольника вытянутой формы горизонтально.

— Нарисуйте в правой части листа 2 прямоугольника вертикально.

— Изобразите в левой части листа 2 прямоугольника вертикально.

— В центре « огражднения», изображенного вами нарисуйте 4 квадрата.

— На каждом квадрате изобразите треугольники.

— Вот вы и нарисовали схему детского сада.

г) Физ. Минутка « Отдых для строителя»

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места) .

Д) Построение детского сада.

  1. Заключительный этап. Рефлексия.

Воспитатель:

— Как вы считаете, строители, получилось у вас строительство детского сада?

Ответы детей.

— Давайте сравним наши постройки со схемой.

Группы детей рассматривают свои работы и обсуждают их вместе с воспитателем.

— Ребята, вы оказались отличными строителями. Предлагаю сделать фото на память.


Название: Конспект организованной деятельности с детьми 7-ого года жизни по конструированию на тему «Наш детский сад»


Должность: воспитатель
Место работы: Атагайский детский сад-структурное подразделение МКДОУ «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»
Месторасположение: Иркутская область, Нижнеудинский р-он, р.п. Атагай

Конспект по конструированию-старшая группа.

Тема: «Мосты»

Цель: Учить детей строить мост через реку из геометрических форм.

Задачи:

  • Закреплять представления детей об объёмных геометрических формах (куб, кирпичик, призма, конус, цилиндр).
  • Продолжать учить детей создавать постройку из готовых геометрических форм. Анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружение.
  • Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.
  • Воспитывать самостоятельность.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением моста. Изучение геометрических форм на занятиях по ФЭМП.

Материал : готовые геометрические формы, иллюстрации, музыкальное сопровождение, река (соединённая в кольцо полоса голубой бумаги).

Ход:

  1. Игровая ситуация.

(Дети сидят на стульчиках полукругом)

В: Дети, нам с вами пришла посылка (показывает её детям). На ней указано, что она от жители кукольного городка. Интересно, что в ней, но это не просто посылка, а посылка-загадка. Послушайте и отгадайте:

Вот коробка у меня,

В ней живут мои друзья,

Очень они разные

Все дружные и сильные

Вместе любят собираться

И в постройки превращаться (кубики).

В: Правильно, это кубики (открывает коробку, достаёт кубики). А хотите послушать сказку про кубики? (Да).

  1. Закрепление названий геометрических форм.

Воспитатель раздаёт детям геометрические формы (кирпичик, брусок, цилиндр, призму, конус, пластину).

Воспитатель рассказывает сказку, дети показывают нужную геометрическую форму.

Как-то Кубик в лес пошёл,

Там Кирпичика нашёл.

Взялись за руки детали,

По тропинке побежали,

А навстречу скок-поскок

Подбежал к друзьям Брусок.

Спросил Брусок деталей:

«Вы Цилиндра не видали?»

Повернулся Куб бочком:

«Я с Цилиндром не знаком;

А Кирпичик удивился»:

«Нам навстречу он катился?

Ну теперь пора идти,

Надо Призму нам найти.

Видел я её без дела,

Она с Конусом сидела

У друзей Пластин в гостях

С фотографией в руках».

В: А сейчас ещё раз назовём все геометрические формы.

Дети хором называют геометрические фигуры.

  1. Рассматривание мостов.

В: А в посылке ещё что-то есть (вынимает письмо, читает)

«Дорогие дети. Помогите нам, пожалуйста. Мы хотим сходить в парк отдыха, покачаться на каруселях, но не знаем как перебраться через реку. Что нам делать? Подскажите нам.

Жители кукольного городка».

Дети предлагают свои варианты: переплыть, на лодке, построить мост.

В: Молодцы, всё правильно, но мне кажется, что лучше построить мост, чтобы все жители могли проходить или проезжать в парк по прочному мосту. Посмотрите какие мосты бывают.

Рассматривание иллюстраций.

Отметить строение опоры, перила, перекрытия, скаты.

  1. Физкультминутка.

В: Дети, предлагаю вам покататься на каруселях.

Еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те,

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра.

  1. Построение моста. Объяснение.

На объединённых вместе четырёх столах разложена река (полоса голубой бумаги, замкнутая в кольцо). В центре кольца устроен парк: деревья, скамейки, качели и т. д.

В: Сегодня мы будем строить мост через реку.

Мост мы начинаем строить с опор. Опоры держат весь мост и должны быть крепкими, строим их из кубиков. Надо положить с одной и с другой стороны по два кубика, на кубики-кирпичики, а уже потом накрыть их пластинами.

Зачем приставлены призмы с обеих сторон? Правильно, это скаты, чтобы машины поднимались по ним на мост и съезжали с него. Чтобы шли люди надо сделать лесенку, ступеньки. Их строят из кирпичиков. Подумайте, кто какой будет строить мост. Кто для пешеходов, а кто для машин.

6.Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь детям.

  1. Итог.

В: Дети, рассмотрим какие мосты у нас получились.

Какой мост вам нравится? Почему? Что же мы сегодня с вами строили? (мост). Из каких деталей? (кубиков, кирпичиков, пластин, призм). А какие геометрические формы вы запомнили? (ответы детей).

Молодцы. А вот к нам приехали куклы из кукольного городка. Они хотят сказать вам спасибо и угостить конфеткой.

Воспитатель ввозит машину с куклами.

Дети обыгрывают свои постройки.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 32» - КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект занятия

по конструированию

«Мой дом, моя улица»

в группе № 6 (ДЦП)

(старший возраст)

Подготовила и провела:

воспитатель

коррекционной

Сатлыкова Э.К.

СТЕРЛИТАМАК-2014

СТЕРЛИТАМАК-2008


Тема: «Мой дом, моя улица» (микрорайон города)

Цель : продолжать учить детей делать постройки из строительного материала.

Задачи:

    коррекционно-образовательные - учить детей выделять в реальных предметах их функциональные части (фундамент, стены, крышу, потолок, окна, дверь) и определять их пространственное расположение, сооружать постройку, используя пластины для перекрытия, учить детей сравнивать графическую модель с готовым образцом, продолжать учить строить в определенной последовательности, закрепить в речи названия строительных деталей, формировать умение самостоятельно подбирать нужные для постройки строительные детали и строить по плану-чертежу, учить анализировать свою работу и работу товарищей;

    коррекционно-развивающие - развивать зрительно-моторную координацию, пространственные ориентировки, внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение рассуждать, развитие общей моторики и манипулятивной функции кистей рук;

    коррекционно-воспитательные - воспитывать интерес к занятиям конструированием, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, отзывчивость на трудности других людей, уважение к труду взрослых.

Словарная работа: куб, кирпичик, призма, пластина, фундамент, внизу (вверху), между.

Материал и оборудование: иллюстрация к сказке «Гулливер и лилипуты», письмо в конверте, план-чертеж на каждого ребенка, магнитная доска, набор строительного материала на каждого ребенка, мелкие игрушки для обыгрывания, массажный шарик «су-джок».

Предварительная работа: чтение сказки «Гулливер и лилипуты» (или просмотр мультфильма), д/и « Строим дом» (выделение основных частей дома), беседа «Из чего строят дома» (камень, кирпич, дерево, глина, песок, вода), плоскостное конструирование домов из геометрических фигур, зарисовка плана строительства дома, заучивание слов к упр. «Строитель».

Методические приёмы: создание благоприятной атмосферы в группе,нормализация тонуса мышц тела, рук, дыхания, разминочные задания, сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, беседа, игровые задания и упражнения, напоминание, объяснение, анализ и оценка работ.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Положительный эмоциональный настрой на занятие

Ребята, я очень рада снова видеть вас.

2.Подготовительный этап

Упражнение «Сосед» (нормализация дыхания)

Детям дается инструкция: «Сядьте в круг. Поднимите вверх правую руку. Опустите ее на плечо своему соседу справа. Вспомните, как его зовут. Сделайте вдох через нос, поднимите руки через стороны вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнося на выдохе имя соседа». Упражнение выполняется по кругу вначале по часовой стрелке, а затем против.

При повышенном тонусе мышц

Упражнение на расслабление кистей рук

    «Давайте поздороваемся». Плавные потряхивания рук ребенка (взрослый поочередно потряхивает правую, а затем левую руки ребенка от плеча).

    Имитационные движения для кистей рук:

- «стряхивание воды»;

- «полоскание белья»;

- «поглаживание кошки».

    Массаж и пассивные движения для кистей и пальцев рук:

Разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

Поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;

Движения супинации (подъем рук раскрытой ладонью вверх) и пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз);

Массаж кистей рук с использованием шарика «Су-джок»

При пониженном тонусе мышц

Активизирующие пассивно-активные и активные упражнения

    массаж кистей и пальцев рук жесткой щеткой;

    сжимание резинового мячика с шипами, катание между ладонями;

    нанизывание металлического пружинного колечка «Су-джок» поочередно по каждому пальчику от кончика к основанию и обратно;

    рисование геометрических фигур пальцем по листу наждачной бумаги различной толщины.

При гиперкинезах

Применение утяжелителей (мешочки с песком)

3. Основная часть. Практическое конструирование

Игра «Угадай, что в мешочке?»

В мешочке находятся несколько геометрических тел (шар, куб, параллелепипед (кирпичик), цилиндр, конус, треугольная призма (крыша). Дети поочередно определяют, называют и вынимают их из мешочка. Педагог подтверждает правильность определения или объясняет ошибку.

Игра «Найди подходящую фигуру»

Соотнесение геометрических тел с геометрическими фигурами) похожа деталь (шар-круг, куб-квадрат, параллелепипед-прямоугольник, призма- треугольник). Каждый ребенок поочередно составляет пары.

Игра «Определи цвет и найди свое место»

Ребенок определяет цвет геометрической фигуры, ищет стульчик с такой же фигурой и такого цвета, садится на свое место.

Сюрпризный момент

Письмо от маленьких жителей одной далекой страны, которые просят помочь построить им новый дом.

Поможем им? (Да).

Решение проблемной ситуации

Как вы думаете, вот такой домик подойдет им? (Показ готового образца простого одноэтажного дома)

Что же делать, какой же надо построить дом, чтобы все жители смогли в нем поселиться? (многоэтажный, с несколькими подъездами)

Работа с планом-чертежом постройки дома

Детям дается инструкция: «Внимательно посмотрите на план-чертеж. Предлагается определить, сколько в доме этажей, сколько подъездов; вспомнить и назвать основные части дома (фундамент, стены, крыша); какие детали нам понадобятся (куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма (крыша)».

Конструктивная игра «Строим дом»

Дети самостоятельно подбирают детали для постройки и строят дома в соответствии с планом-чертежом. Педагог оказывает необходимую направляющую помощь при возникновении трудностей.

Музыкальное сопровождение (бодрая музыка).

Минутка отдыха

Поза «Великан» - стоя на носочках, потянуть руки вверх.

Поза «Карлики» - присев на корточки вытянуть руки вперед, спина прямая.

Упражнение с обручем или гимнастической палкой «Строитель»

(движения руками вверх, в стороны, вниз)

Посмотрите, вот какой

Дом высокий и большой

Все разместятся друзья

В доме, что построил я!

4. Анализ и оценка работ

Детям предлагается оценить качество выполненной ими работы и сравнить полученный результат с чертежом. Детские постройки обсуждаются с позиции точности воспроизведения, крепости.

Посмотрим, чья постройка получилась крепче и прочнее.

Вова, тебе какая нравится больше всего?

А тебе, Оля, чья понравилась?

Молодцы, ребята!

Вы очень старались помочь маленьким жителям. Постройки у всех получились крепкие, прочные и очень красивые. Я думаю, они будут довольны.

5. Закрепление материала и подведение итогов занятия

Для кого мы строили дома?

Назовите основные части дома?

Какие детали нам понадобились для строительства домов?

Молодцы, ребята. Вы очень внимательные и сообразительные, справились с непростой задачей - очень быстро смогли построить не один дом, а целый город для маленьких жителей далекой страны.

Маленькие жители благодарят вас за помощь и дарят вам вот такие блокнотики, чтобы вы могли в них зарисовывать новые проекты, схемы домов.

В возрасте 5–6 лет у ребёнка продолжаются совершенствоваться и развиваться навыки работы с предметами и различными материалами. Преобладает наглядно-образное мышление, а игровая деятельность становится коллективной. Дети в старшей группе начинаются применять к себе правила и нормы какой-либо деятельности, которые ранее предъявлялись старшими (воспитателем или родителем). Это важный момент - зарождение самоконтроля. Активно развивается самостоятельное планирование предстоящей работы: ребёнок знает практическую цель и продумывает этапы работы, способы для её осуществления. Он приобретает навык самооценки.

Развитие самостоятельности становится заметным в изобразительном творчестве детей. За продуманным замыслом следует создание зрительного образа. Ребята старшей группы работают с разнообразными материалами и осваивают сложные техники и конструирование. Казалось бы, с ясельной группы знакомы с бумагой, столько поделок создано, но много интереснейшей работы предстоит и потом.

Подготовка к занятию по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада

Ребята 5–6 лет активно познают окружающий мир, они задают много вопросов, любят экспериментировать и фантазировать. Воспитанники владеют многими навыками и приёмами, обладают необходимыми для перехода на более сложный уровень конструирования способностями и психологическими качествами:

  • Знание основных свойств предметов. Ребёнок имеет чёткое представление о цветах и оттенках, может различать по размеру большое количество предметов, выстраривать их в ряд по какому-либо признаку (от большего к меньшему, от светлого к тёмному и наоборот).
  • Начальные знания геометрии. Дети знают основные фигуры, могут рассказать об отличии одной фигуры от другой, используя специальные термины: «линия», «угол», «вершина», «окружность», «точка». Ребёнок может на тетрадном листе в клеточке нарисовать изображение заданного объекта, используют в основе рисунка только геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
  • Следование словесным указаниям. Воспитателем задаётся какое-либо правило или задание к выполнению. Так, дети могут отобрать из предложенных элементов только тех форм, что дано в задании, или найти на рисунке фигуры определённого цвета и заштриховать их и т. д.
  • Совершенствование навыков работы с ножницами. Дети вырезают различные геометрические фигуры, умеют разрезать их пополам, нарезать полоски, делать бахрому.
  • Устойчивая память. Ребёнок запоминает несложные приёмы работы, форму прямого показа воспитатель использует редко в старших группах. В качестве подсказок для детей служат каточки со схемами и рисунками. При использовании в работе сложных приёмов привлекается наглядный материал (перед выполнением действий ребята изучают его): плакаты, чертежи, подробные схемы.
  • Способность к прогнозированию действий и разработке замысла. Дети уже готовы к самостоятельному созданию зрительного образа. Знание свойств бумажных материалов и приёмов работы с ними даёт возможность к продумыванию этапов творческого процесса и их реализации самим ребёнком.

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию) проводятся в старшей гриппе 3 раза в неделю. Конструирование отлично подходит для проектной деятельности: долгосрочные проекты следует проводить к тематическим мероприятиям в жизни детского сада, краткосрочные (с привлечением родителей) - для раскрытия тем «Мой дом», «Мой город», «Моя комната», «Моя семья» и т. д.

Длительность занятия по конструированию из бумаги составляет 20–25 минут.

Форма прямого показа в старшей группе редко используется воспитателем. Основными приёмами конструирования из бумаги ребята владеют, хорошо обращаются с ножницами, самостоятельно вырезают необходимые элементы, нарезают лист бумаги на полоски, делают надрезы и бахрому. Показ имеет место, когда воспитанникам предстоит работать с непривычными материалами (бумажные формочки) или вырезание элементов из картонных форм (конфетной коробки, втулки, стаканчика и др.).

Мелкая моторика у детей 4–5 лет развита на хорошем уровне для конструирования с мелкими деталями и предметами (например, спичечными коробками). Однако стоит помнить, что создание маленьких по размеру поделок не всегда означает простоту конструирования. Например, сделать цыплёнка из вырезанных частей коробки из-под яиц не так-то просто. Подобные моменты надо иметь в виду при составлении плана занятия, на сборку мелких деталей может потребоваться больше времени, чем на склеивание частей большой поделки.

На подготовительном этапе занятия рекомендует продумать дополнительные задания по конструированию для более успевающих детей. Простые задания могут ослабить интерес к творческой деятельности, ребёнок начнёт отвлекаться, чем может сбить в работе других детей. Давать задания разного уровня сложности можно при создании коллективной работы. Например, для создания поделки «Зима пришла»: первая подгруппа конструирует деревья из цветной бумаги на плоскости, вторая подгруппа делает снеговиков из полосок бумаги, третья подгруппа выполняет более трудоёмкое задание - конструирование домиков.

Виды конструирования

  1. Конструирование на плоскости . Это простой вид конструирования. Заданная модель создаётся из бумажных деталей на плоской основе (из плотной бумаги или картона) в случае изготовления сложной полуобъёмной фигуры или в процессе реализации коллективной деятельности. Также синтез различных техник изобразительного творчества зачастую осуществляется на плоской основе.
  2. Объёмное конструирование. Созданию трёхмерного изображения из бумаги уделяется наибольшее внимание на занятиях по конструированию. В средней группе воспитанники овладели навыком создания объёмной фигуры, в основе которой - согнутый пополам лист, в старшей учатся изготавливать более сложные модели при помощи надрезания частей, сгибания, склеивания.
  3. Конструирование из полосок. Ребята создают модели из большего количества бумажных полосок разного размера и цвета. В одной поделке могут сочетаться несколько приёмов работы с полосками (например, склеивание шара или колец, закручивание полосок ножницами).
  4. Оригами - древняя восточная техника складывания листа бумаги без склеивания. Ножницы в оригами используются редко вырезания (фигурных деталей в готовой фигурке или прорезей по замыслу). На занятиях по оригами воспитанники обучаются складыванию сложных и объёмных форм (при условии, что в средней группе они занимались оригами, знакомы с базовыми формами и способом их создания). Дети 5–6 лет могут пробовать самостоятельно работать по схемам.

Материалы

Для конструирования на плоскости и создания объёмных предметов традиционно используются наборы цветной бумаги и картона. Для имитации различных поверхностей стоит использовать бархатную бумагу (конструирование животных, предметов одежды и обуви, насекомых, цветов), специальную бумагу с тиснением или обрезки обоев (создание стен и крыш домов, предметов мебели и др.). Для изготовления праздничных поделок стоит привлекать яркие и блестящие материалы: старые открытки, упаковочную бумагу, обёртки от шоколадок и конфет.

Когда базовые приёмы конструированы из бумаги освоены (складывание и склеивание), ребёнок может потерять интерес к процессу создания модели. Разнообразить творческий процесс поможет использование нетрадиционных материалов. Ведь конструирование материала - это не только работа с наборами цветной бумаги и картона. Особые эмоции вызывает у воспитанников привлечение бросового материла. Казалось бы, ненужные обрезки и тара могут стать отличной основой для создания поделки или послужить оригинальному украшению модели.

Бросовый материал

  • Пакеты из-под молочных продуктов. Подходят в качестве основы для изготовления птичьих кормушек, домиков для игры и др.
  • Спичечные коробки. Незаменимый материал для создания кукольной мебели с выдвижными ящиками. Также из них можно сконструировать машины и даже робота.
  • Одноразовые тарелки и стаканчики. Эти предметы можно использовать в целом виде в качестве основы для поделки, а можно отрезать отдельные части для моделирования сложных предметов.
  • Картонные втулки. В средней группе ребята создавали из втулки простой стаканчик и ведёрко, а теперь могут использовать по нескольку втулок для конструирования сказочных замков, сложных образов животных или космической ракеты.
  • Картонные коробки из-под яиц. Из этого материала существует множество неожиданных для ребят идей, что радостные эмоции от поделок обеспечены!
  • Формочки для выпечки кексов. Для детского творчества лучше использовать бумажные формочки ярких цветов и с рисунком - тогда даже не самая сложная по технике исполнения работа будет выглядеть радовать своим внешним видом.

Фотогалерея: примеры готовых поделок из молочных пакетов

Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования функционального предмета из бросового материала. Поделку можно использовать как вазу для сухоцветов Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Функциональная и оригинальная поделка из молочной коробки

Фотогалерея: идеи для конструирования из спичечных коробков

Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Пример поделки из спичечных коробков

Фотогалерея: одноразовые тарелки и стаканчики как материал для конструирования

Поделка, в основе которой - одноразовый бумажный стаканчик Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажных стаканчиков в качестве основы для конструирования Идея для создания кукольной мебели из бумажных стаканчиков
Конструирование из бумажных стаканчиков

Фотогалерея: картонные втулки как материал для конструирования

Использование картонных втулок в конструировании Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок

Фотогалерея: идеи использования коробок из-под яиц для поделок

Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования

Фотогалерея: праздничные поделки из бумажных формочек для выпечки

Пример простого конструирования на плоскости с использованием бумажных формочек Поделки из формочек для кексов Необычная идея конструирования из бумажных формочек Идея для простого конструирования с формочками для кексов
Создание поделки с использованием бумажных формочек Конструирование поделки с использованием бумажных формочек

Материалы для занятия оригами

Традиционно для обучения техники оригами используется цветная бумага. Для отработки складывания базовых фигур можно использовать тетрадные страницы, листы из журналов. Не рекомендуется использование газетной бумаге, поскольку она легко рвётся и деформируется в процессе конструирования, а типографская краска пачкает пальцы, ладони и рабочую поверхность.

В специализированных магазинах для хобби и творчества можно приобрести наборы бумаги для оригами. Рассмотрим преимущества этой бумаги:

  • Бумага для оригами имеет квадратную форму. Это сэкономит время, ведь основная форма для складывания фигурки-оригами - квадрат, прямоугольные листы из наборов цветной бумаги нужно сначала обрезать.
  • Тонкость и прочность. Специальная бумага для оригами легко складывается, но при этом выдержит многочисленные сгибания.
  • Бумага для оригами цветная с обеих сторон. Визуально получаются более приятные работы.

Листы специальной бумаги могут отличаться по цвету с разных сторон. Поделки из такой бумаги получаются красочными и яркими.

Бумага для оригами бывает с узорами и тематическими рисунками. Такой материал привлечёт внимание ребёнка и послужит созданию оригинальной поделки.

Синтез техник изобразительного творчества при создании поделок из бумаги

Помимо самого конструирования, в работе по изготовлению поделки могут быть использованы приёмы из других техник изобразительного искусства:

  • Рисование: для достижения завершённого образа (дорисовывание частей лица или мордочки, конечностей, окошек и дверей у домика и т. д.).
  • Раскрашивание: особенно актуально при работе с картонными коробками и втулками, белыми одноразовыми тарелками и стаканчиками. Нераскрашенная работа имеет незавершённый вид.
  • Лепка: используется для создания объёмных элементов (шарики на ёлке, глаза, пуговицы на одежде, ручки на дверцах) и фигурок для создания композиции с изготовленным предметом (водитель машинки, зайчик в домике, птицы в кормушке).
  • Аппликация: чаще всего используется прямая или обрывная аппликация для создания композиции (трава у домика, оперение птицы, снег в лесу и т. д.). Возможна обратная взаимосвязь, когда из сконструированных бумажных поделок создаётся коллективная аппликация.
  • Пластилинография (техника заполнения пластилином контура на бумажной основе): может быть применена для создания фона для конструирования на плоскости или отдельных элементов на готовой поделке (цветы на вазе, окна на стене и проч.).

Фотогалерея: примеры сочетания бумаги с другими материалами

Бумажные тарелки, использованные в поделке, раскрашены, для украшения работы использована техника обрывной аппликации Лицо куколки нарисовано Фигурки для завершения композиции и/или игры сделаны из пластилина Коллективная работа: аппликация из фигурок-оригами Привлечение техники рисования для завершения композиции и дорисовки деталей поделок Сочетание конструирования из бумаги на плоскости с лепкой отдельных элементов по замыслу (стебельки цветов) Пример раскрашивания картонной поделки и дорисовывания элементов

Мотивирующее начало занятия

Поскольку ведущей формой деятельности у детей 5–6 лет является коллективная игра, для привлечения интереса к теме занятия по конструированию и изготовления поделки рекомендуется использованием педагогом игровых элементов в начале занятия. Можно настроить ребят на предстоящую игру и предложить создать игровые предметы при помощи конструирования из бумаги. Для возникновения творческого импульса и активизации фантазии актуально привлечение интересного наглядного материала, прослушивание песен. Побуждает к деятельности беседа, в процессе которой дети делятся личным опытом, своими догадками или мечтами. Чтение коротких сказок, стихотворений и потешек, использование загадок, проведение тематических физкультминуток оказывается результативным в каждой возрастной группе детского сада.

Примеры использования мотивирующего материала

Тема занятия Использования мотивирующего материала на начальном этапе занятия
«Заюшкина избушка» В начале занятия воспитатель предлагает ребятам вспомнить русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Для активизации памяти воспитатель рассказывает начало сказки (Жили-были заяц и лиса. У Лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Весной ледяная избушка растаяла, и лисичка выгнала зайца из его жилища.)
Воспитатель спрашивает, какие животные пытались помочь зайчику (собака, волк, медведь) и кому удалось выгнать лису (петух).
Затем воспитатель побуждает детей к фантазированию: что же стала делать лисичка, когда петух её прогнал. Не жалко ли ребятам лисичку? Наверняка она сожалеет о своём поступке, стоит её простить. Воспитатель предлагает сделать избушку и для лисы.
«Подарок для мамы» Воспитатель загадывает детям загадку :
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)
С воспитанниками проводится беседа об особенностях весеннего времени года. Обсуждаются весенние праздники (Масленица, Первое мая, 8 Марта), беседуют о Международном женском дне. Воспитатель спрашивает, кого из родственников и знакомых ребята поздравят первой (маму).
Воспитатель зачитывает стихотворение :
Ах, мама, мамочка, какое это счастье,
Что наша дружба просто - не разлей вода!
Всегда со мной твоя любовь, твоё участье,
Неиссякающим потоком доброта.
Физкультминутка с музыкальным сопровождением :
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Воспитатель предлагает сделать мамам в подарок открытки с цветами из оригами.
«Весёлый снеговик» Занятие начинается с сюрпризного момента :
Раздаётся стук в дверь, заходит снеговик, которого изображает заранее наряженный младший воспитатель или кто-то ещё.
Снеговик задаёт детям загадку , каждую строку которой дети сопровождают движениями , повторяемыми за снеговиком:
Друг на друге три шара(показывают шары руками)
Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове)
Напоследок очень ловко, прилепили нос морковку (поочерёдно дотрагиваются указательными пальцами до носа),
Не, почём ему мороз (грозят пальцем),
Аж, вспотел морковный нос,
И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук),
Кто же это? (хором) Снеговик!
Снеговик жалуется ребятам, что дедушка Мороз попросил его сделать детям подарки к празднику, а он не успевает. Он просит ребят сделать ему помощников, при помощи наводящий вопросов и подсказок воспитателя дети приходят к идее, что они могу сделать снеговиков из бумаги.

Подготовка конспекта занятия

Длительность занятия по конструированию из бумаги в старшей группе составляет 20–25 минут.

Временной план занятия

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующий этап 4–6 минут.
  3. Устный инструктаж воспитанников по выполнению работы, подробный разбор схемы конструирования 4–5 минут.
  4. Самостоятельная работа воспитанников 7–9 минут.
  5. Демонстрация работ, обсуждение 3 минуты.
  6. Подведения итогов 1–2 минуты.

При разработке занятия воспитатель должен помнить, что поставленные их цели и задачи должны соответствовать возрастным особенностям детей, а также имеющихся у них умений и навыков. Рассмотрим на примерах конкретных занятий, как соотносятся цели и задачи с техниками исполнения и шаблонами, работать с которыми обучаются воспитанники:

Тема занятия Цель Задачи Техника исполнения задания
«Забавные поделки: мордочка собаки, кошки, лодочка, соловей» Создание простых поделок в технике оригами. - совершенствование базовых приёмов работы с бумагой;
- воспитание аккуратности и старания;
- обучение помощи товарищу путём словесного комментирования выполняемых действий.
Конструирование поделок при помощи сгибания листа пополам, вчетверо, в разных направления и разглаживания.
«Игрушка кошка» Изготовление игрушки из бумаги. - закрепление навыков работы с бумагой;
- развитие образного мышления;
- воспитание бережного отношения к природе и животным;
- воспитание усидчивости и трудолюбия.
Самостоятельное создание элементов поделки по готовой выкройке.
Конструирование при помощи складывания, сгибания и склеивания частей.

Конспект НОД на тему «Коробочка»

Цель Изготовление поделки «Коробочка» путём складывания из квадрата.
Задачи Совершенствовать конструктивные умения и навыки создания из бумаги разных поделок без использования ножниц. Продолжать упражняться в складывании квадрата по диагонали. Закреплять умение следовать устным инструкциям педагога. Развитие пространственного мышления и интереса к конструктивной деятельности. Воспитывать усидчивость и старание в работе.
Ход занятия В начале занятия воспитатель ставит на стол перед детьми корзину с овощами и читает стихотворение Т. Шорыгина:

Я корзину овощей
С огорода принесу.
Пили лук и сельдерей
Утром светлую росу.
Умывал их дождик тёплый,
Солнце нежно согревало.
Наливалась соком свёкла -
Становилась плотной, алой.
И питал их день за днём
Влажный рыхлый чернозём.
Шаловливый ветерок,
Пролетая возле гряд,
Гладил каждый стебелёк
И дарил им аромат.
Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей
Пригодятся нам они!
Следует беседа с детьми о рассказанном в стихотворении:
О чём говорится в стихотворении? Что растёт в огороде? Какие овощи знаете вы? Как называют созревшие овощи? В какое время года собирают урожай? Куда можно сложить собранные овощи?
Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня они будут делать коробочку из бумаги для хранения мелких вещей. Демонстрирует готовую поделку, задаёт вопросы о ней: Какую геометрическую фигуру она напоминает? Какой формы каждая сторона коробочки? Для чего она может пригодиться?
Воспитатель демонстрирует способ складывания коробочки из листа бумаги.

Проведение пальчиковой гимнастики:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста.
Если есть капуста?
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту мнём-мнём,
Мы капусту солим-солим
Мы капусту жмём-жмём.
Воспитанникам предлагается самостоятельно сделать коробочку.
Воспитатель руководит деятельностью детей (указания, пояснения, индивидуальная помощь, поясняет этапы складывания).

Итоги занятия Анализ и оценка деятельности детей воспитателем.
Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и старание, особо выделяет наиболее успешные работы. Предлагает взять с собой домой получившиеся корзиночки для игры или хранения каких-либо вещиц.

Конспект занятия «Грачи»

Цель Знакомство с особенностями жизнедеятельности грача.
Создание фигурки грача в технике оригами.
Задачи - стимулирование интереса к познавательной деятельности;
- закрепление навыков работы с бумагой и ножницами;
- развитие памяти;
- воспитание правильного отношения к природе, в частности, к птицам.
Ход занятия Воспитатель приветствует ребят, обозначает цель занятия. Предлагает сыграть в игру «Так бывает или нет»:
- Осенью листья жёлтые летят и шуршат, шуршат, шуршат (Да);
- А зимой растут цветы, небывалой красоты (Нет);
- Летом любим загорать и плескаться в речке (Да);
- Осенью ловить стрекоз и кузнечиков (Нет);
- Поиграть зимой в снежки очень любят дети (Да);
- А весной пускать кораблики в ручейки и речки (Да);
- Летом в небе тучки хмурятся и снежок летит на улице (Нет);
- Снег растаял и пришла к нам красавица весна (Да).
Проводится беседа о весне, признаках и особенностях этого времени года. Воспитатель просит вспомнить ребят, какие пословицы и поговорки о весне они знают.
Методом наводящих вопросов воспитатель подводит ребят к мысли о том, что весна - это время больших перемен в природе, просыпается всё живое, возвращаются перелётные птицы. Воспитатель рассказывает об особенностях жизнедеятельности грачей, привлекает наглядный материал (картинки).

Физкультурная минутка «Птичка»:
Летали птички,
Птички-невелички.
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зёрнышки поели.
Кию, кию, кию
Как я зёрнышки люблю.
Крылышки почистим,
Чтобы были чище,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгает по веткам,
Чтоб сильней стать детками.
Прыг скок, прыг скок,
Чтоб сильней стать детками.
Полетели, полетели,
На животик сели.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
Полетели, полетели,
На плечи сели.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
Полетели, полетели,
На колени сели.
Сели, посидели,
Совсем улетели!
Воспитатель показывает детям плакат с изображением дерева и сообщает, что дереву одиноко и грустно, оно ждёт, когда на его ветви сядут грачи. Воспитанникам предлагается изготовить фигурки грачей в технике оригами. Воспитатель показывает необходимые действия, ребята самостоятельно повторяют.
В конце занятия воспитатель хвалит детей за усердие и проявленный интерес, и разрешает украсить плакат фигурками.

Программа кружка по оригами

Программа должна быть ориентирована на особенности детей возраста 5–6 лет. На этапе создания календарно-тематического планирования должна соблюдаться художественно-эстетическая направленность и основополагающая задача всестороннего развития личности дошкольника. Подобная деятельность должна приобщать детей к всеобщим культурным ценностям, вызывать положительные эмоции и способствовать продуктивному взаимодействию всех участников творческого процесса (воспитанников, воспитателя, родителей).

Цель программы : развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с техникой оригами.

Задачи программы : обучение детей работе в технике оригами, развитие фантазии и эстетического вкуса, привитие культуры труда, воспитание аккуратности и усердия, демонстрация достижений (выставка детских работ по итогам каждого полугодия).

Таблица: картотека тем

Тема занятия Освоение и/или закрепление навыков конструирования из бумаги
- обучения работе с базовой формой «треугольник»;
- нахождение и проглаживание линии сгиба.
«Башня» - обучение созданию фигуры из геометрических фигур.
- работа с базовой формой «треугольник».
«Машина» - формирования навыков работы по схеме;
- обучение активному слушанию и комментированию собственных действий.
«Обувь» - работа с базовой формой «воздушный змей»;
- складывание туфелек.
«Флаг России» - знакомство с техникой модульного оригами.
«Подводная лодка» - сгибание меньших сторон прямоугольника к середине;
- наклеивание дополнительных частей по замыслу.
«Стрекоза» - умение правильно выбирать базовую форму;
- украшение поделки по замыслу.
«Утка» - закрепления навыков работы с ножницами;
- отработка навыка складывания базовых форм.

Фотогалерея: пооперационные карты и примеры работ оригами

Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами и образец Пооперационная карта оригами и образец Работа в технике оригами Модульное оригами Мордочки животных в технике оригами Примеры работ по оригами Примеры поделок оригами Коллективная работа по оригами



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»