Делинквентным поведением называют. Поведение делинквентное

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как-то: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждения и т.п.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ

от лат. delictum - проступок, англ. - delinqvency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием "П.Д." оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, соцальной психологии и других отраслей знания.

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды П.Д. подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.

Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.

К числу делинквентных относятся также административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид П.Д. - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую общественную опасность представляет такой вид П.Д., как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения - наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления - 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

Иногда П.Д. смешивается с отклоняющимся (девиантным) поведением (Поведение отклоняющееся). В действительности эти понятия - не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое П.Д. является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к П.Д. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством П.Д. в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960, утратило характер П.Д. с ноября 1991 и с развитием рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Лекция 4. Психология противоправного поведения

1.Теоретические подходы к детерминации преступного поведения.

2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.

3.Условия формирования делинквентного поведения.

4. Противоправная мотивация.

Вопрос 1. Теоретические подходы к детерминации преступного поведения

Существуют различные научные направления исследования личности:

Биогенетическое;

Социогенетическое;

Персоногенетическое.

При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:

1) многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

2) междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

3) зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

4) несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;

5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства н. с., органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни.

Изучением всех этих проявлений личности занимается психология личности; разные аспекты этих проблем освещаются в педагогической, юридической, пенитенциарной психологии и др. науках.

Таким образом, отличительная особенность современного психо­логического знания – это системный подход к рассмотрению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка данной проблемы совместно с представителями различных отраслей науки: юристами, социологами, медиками. Это в свою очередь позволяет комплексно подходить к организации деятельности по предупреждению преступлений. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое оснащение тех социальных институтов, которые на практике осуществляют психологическую, правоохранительную, превентивную и пенитенциарную деятельность.

Вопрос 2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в раз­витии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Делинквент (от. лат. delinquentis) - правонарушитель, преступник. В США этот термин применяется к несовершеннолетним, признанным виновными в уголовно наказуемых деяниях.

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Синим - отклоняющееся поведение, девиация.

Понятие девиантное поведение шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность).

Делинквентное поведение - противоправное, преступное, криминальное поведение людей, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами.

В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мото­циклов. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

В материалах ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное пове­дение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

Многообразие общественных правил порождает большое коли­чество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные ).

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В.Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состояние.

А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова предложили социально-пси­хологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение.

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов право­нарушителей.

В 1932г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций :

случайные,

привычные,

профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения , А.И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа :

1) последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2) ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьяне­ния, не являясь инициаторами правонарушения;

3) ситуативный тип - незначительная выраженность негатив­ного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

Аналогично В.Н.Кудрявцев говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимо­сти от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей .

1. Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное вре­мя. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства боль­шая часть взрослого населения может быть подведена под катего­рию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, гово­рящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

2. Делинквентное поведение регулируется преиму­щественно правовыми нормами - законами, нормативными акта­ми, дисциплинарными правилами.

3. Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим осно­вам социального устройства - общественному порядку.

4. Такое поведение личности активно осужда­ется и наказывается в любом обществе. Делинквентное поведение регулируется специальными соци­альными институтами: судами, следственными органами, места­ми лишения свободы.

5. Противоправное поведе­ние по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и обществен­ными интересами.

Нарушение норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие делинквентное поведение охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. Это такие нарушения как: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине (совершенное покупателем, так как хищение продавца считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др.

В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться домой ночью, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогуливать занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать и рисовать краской на стенах и т.д.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и криминальным поведением. Подростки, состоящие на учете в комнате милиции, - делинквентны, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решетку.

Являясь формой отклоняющегося поведения, делинквентность в современном западном обществе характеризуется следующими чертами:

    вклад социальной позиции. В основном в трущобах царит аномия и беззаконие;

    влияние образцов цивилизации. Не все дети в трущобах делинквентны, так как и тут живут разные семьи. Наивысшая делинквентность обнаружена среди подростков, имеющих самый низкий статус, не знающих в семье дисциплинарной системы и часто участвующих в дворовых тусовках;

    наличие ситуационных факторов. Подростками совершаются правонарушения не потому, что им нравится рисковать, а потому, что по руку подворачивались автомобили, которые угонялись, оружие, которое применялось, прохожие, к которым применялось насилие, и т.д;

    формирование делинквентных коллективов и субкультур. Большинство делинквентных актов происходит в толпе, группе, коллективе. В группе индивид получает поддержку своим провокациям. Постепенно формируются банды и субкультура.

Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Девиантность и делинквентность - две формы отклонения от нормального поведения. Первая форма относительная и малозначительная, вторая абсолютная и значительная. Самой податливой к делинквенции группой населения является молодежь. Но не любая, а та, что проходит социализацию в преступной или отклоняющейся среде. Такую среду или семью называют еще неблагополучной. Обычно это пьющие родители, побывавшие в местах заключения преступники, наркоманы и торговцы наркотиками. На поведение детей большое влияние оказывает родительская модель поведения. Дети часто копируют поведение своих родителей.

Районы с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения называют криминогенными. В этих местах процент юных правонарушителей оказывается выше, чем средний показатель для других областей. Категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки, называют группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Делинквентное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь, он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать.

Социологи установили следующую тенденцию: человек тем больше усваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Большое значение и сильное воздействие на подростков имеют уличные компании и окружающая их обстановка. Стремление добиться успеха, выделиться иногда превращается для подростков в дорожку, которая ведет от девиантного поведения к делинквентному. Ранее социологи были уверены, что преступность молодых - побочный продукт бедности. Это не так. Из недавних исследований стало ясно, что молодежная преступность равномерно распределяется по всем слоям. Один из аргументов: учащиеся, принадлежащие к верхнему слою среднего класса и высшему классу, чаще участвовали в актах школьного вандализма, чем дети из бедных семей. Основной причиной у подростков из богатых семей является повышенное стремление к удовольствиям, которые обеспечиваются богатством. А у выходцев из бедных семей причиной делинквентного поведения выступают иные факторы, чем богатство и гедонизм. В основном это школьные неуспехи: плохие отметки, плохое поведение в классе, нежелание учиться, неумение найти общий язык с педагогами и родителями, негативное влияние одноклассников. Они начинают прогуливать уроки и употреблять алкоголь, а возможно и несильные наркотики.

Самым неконтролируемым возрастом является подростковый. Не только сам подросток не контролирует своих поступков, но и родители, учителя, общество. Трудности заключаются в том, что подростки совершают вредные, а порой и преступные действия. Это еще называют делинквентным поведением, формы и примеры которого будут рассмотрены на сайте психологической помощи сайт.

Подростки являются трудными, поскольку с ними уже невозможно договориться на тех началах, которые действовали ранее. Теперь «малыш» не слушается, не подчиняется и еще делает все наоборот. Протест и отстаивание своего мнения являются приемлемыми формами подросткового поведения, которое просто .

Другой формой поведения является делинквентная, когда подросток уже не просто протестует, а что-то пытается доказать. Зачастую доказательства он делает предоставить себе, обществу и своим друзьям. Мол, «я могу вести себя, как взрослый человек». Только понимание того, что делает взрослый человек, у всех разное.

Чаще всего можно отметить такое поведение подростков:

  • Ранее вступление в сексуальные связи.
  • Употребление наркотиков, алкоголя, курение.

Подростки считают, что такое поведение делает их взрослыми, поскольку так ведут себя более старшие люди. Однако в некоторых случаях речь может идти о преступных действиях, например, избиение человека, разбитие стекол.

Таким образом подросток показывает обществу, что повзрослел. Хотя само общество понимает, что данные поступки являются противоправными, наказуемыми и ничего не доказывающими.

Что такое делинквентное поведение?

Все больше возрастает число подростковых преступностей. С чем это связано? С внутренним пониманием того, кто такой взрослый человек. Ведь это является главной целью каждого взрослеющего парня или девушки – повзрослеть. Только некоторые неправильно это понимают, что приводит к противоправным действиям. Что такое делинквентное поведение?

Речь в данном случае идет об асоциальном, противоправном действии, которое направлено на причинение вреда окружающим, на ущемление их прав, разрушение имущества, социального порядка. Происходит данное понятие от латинского слова «delictum», которое обозначает «проступок».

Проступки подростки в данном случае совершают в отношении общественных норм и правил, порядка, установленного в социуме. Вред направлен на разрушение общественного устоя, который является принятым. Причины такому поведению самые разнообразные, начиная от неблагополучия в семье и заканчивая общением с плохими людьми.

Следует отличать делинквентное поведение от девиантного. Не каждое отклоняющееся поведение от общественных норм является криминальным, однако каждое криминальное поведение является отклоняющимся.

Делинквентное поведение направлено на причинение вреда социуму, соответственно, наказывается государством. В зависимости от противоправности проступка, подростка наказывают через суд либо административными штрафами. Если подросток совершает делинквентные поступки, достигая совершеннолетия, то его называют асоциальной личностью. Если его поступки не наказываются законом, то он просто является антисоциальной личностью.

Кажется, что все подростки являются преступниками. Однако следует отличать разные модели поведения. Есть подростки, которые просто ярко одеваются, делают экстравагантные прически, громко смеются и слушают музыку по ночам. Однако другой категорией подростков являются те, кто имеет беспорядочные связи, употребляют наркотические средства, совершают преступления.

Делинквентное поведение всегда связано с законом. Подросток или группа лиц выступает против всего общества. Главной проблемой остается то, что разные поступки могут как поддаваться, так и не поддаваться уголовному наказанию. Подросток совершает поступки, которые граничат с законом. Когда он переходит эти границы, тогда наказывается по всем правилам закона.

Делинквентное и девиантное поведение

Все подростки совершают поступки, которые страшат, разрушают образ «милых мальчиков и девочек» в глазах взрослых. Можно сказать, что совершаемые ими поступки – способы найти себя в мире взрослых людей. Раньше они были маленькими, теперь тренируются быть взрослыми. Очевидным становится то, что подростки копируют поведение взрослых людей, которые совершают преступления, пьют, курят, занимаются сексом и т. д. Просто за этим подростки не видят другого поведения, которое делает человека взрослым (например, заработок денег, забота о ближнем). Вот почему их поведение является девиантным или делинквентным.

Следует отличать данные понятия. Делинквентное и девиантное поведения имеют общую черту – они противоречат общественным правилам и устоям. Подросток совершает действие, которое приносит вред. Он может вредить себе, другим людям, всему социуму.

Отличие в данных моделях поведения заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы. Грубо можно обозначить такое отличие:

  1. Девиантное поведение – это поступки, которые противоречат морали, нравственности, этике того социума, в котором человек находится.
  2. Делинквентное поведение – это поступки, которые причиняют физический или материальный вред социуму или отдельному индивиду, что наказывается законом.

Оба поведения являются следствием внутреннего конфликта, который возникает у подростка, который имеет желания и цели, но должен соизмерять свои действия с правилами и законами государства.

  1. Если подросток достигает желаемого путем нарушения норм, этикета, стандартов общества, тогда его поведение называется девиантным.
  2. Если подросток самоутверждается и становится взрослым через совершение поступков, которые являются криминальными, тогда его поведение называется делинквентным. Эти действия регулируются законом.

Следует понимать, что повторяющиеся деликты (противоправные поступки) входят в привычку, делая из человека преступника (делинквента), у которого возникают постоянные проблемы с законом.

Делинквентное поведение подростков

Авторитетами для подростков являются их друзья. Родители уже отходят на второй план, становясь одними из врагов. Общение с другом или группой друзей заставляет искать общие интересы. Можно пойти по пути занятия спортом, увлечения музыкой, развития у себя физической силы. Однако у подростков, которые не имеют хобби и увлечений, возникают другие направления общей деятельности. Это в итоге приводит к появлению делинквентного поведения у подростков.

Обычно дети, которые не имеют интересов и увлечений, просто где-то гуляют, смотрят фильмы. Такой праздный образ знакомит их с вредными привычками и повадками. Они постепенно начинают курить, пить, колоться, нюхать травку и пр. Нередко в таких компаниях появляются бандиты, которые воспринимают физическую силу как единственное средство достижения своих целей и самоутверждения.

В зависимости от качеств характера, темперамента, интересов и наклонностей, подросток выбирает тот или иной путь. Условно делинквентных подростков можно разделить на три типа:

  1. Раскаивающиеся – они имеют острую потребность в совершении антисоциальных поступков, но потом начинают раскаиваться из-за содеянного.
  2. Бессовестные – они не только испытывают потребность в совершении асоциальных поступков, но еще и не испытывают угрызений совести, не раскаиваются. Зачастую они действуют в группе, где есть главарь, который сам ничего не делает, а только руководит остальными.
  3. Без границ – они сознательно идут против правил общества, совершая преступные поступки. Они не чувствуют границы между дозволенным и наказуемым. Взгляды их циничны, а поступки самые жестокие.

Делинквентность подростков является социальной проблемой, поскольку во многом причиной противоправных или аморальных поступков являются окружающие подростка люди:

  • СМИ, положение экономики, поведение взрослых людей. Подростки являются впечатлительными и внушаемыми. Если они видят, что люди совершают преступные действия и остаются безнаказанными, тогда они позволяют себе их тоже совершать. Если преступников оправдывают, тогда подростки ждут, что их тоже пожалеют и оправдают, если они что-то сделают.
  • Семья. Многое зависит от того, какая обстановка наблюдается в семье родителей или опекунов подростка. ь, его не понимают, игнорируют и прочее, тогда он естественным образом ищет других лиц, которые дадут ему желаемое. Преступники всегда вырастают в неблагополучных семьях, а точнее отношениях, где его постоянно принижали, игнорировали или ограничивали.
  • Качества характера и моральные ценности. Каждый подросток совершает поступки, которые шокируют. Однако граница, которую себе позволяет подросток, полностью зависит от его характера, темперамента, взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Подросток не пойдет против себя.
  • Удовлетворение желаний. Если общество не будет позволять ребенку удовлетворять его желания приемлемыми способами, тогда подросток будет готов совершить аморальный поступок. Сила желания у любого человека высока.
  • Наличие хобби и уровень интеллектуального развития. Если у подростка нет интересов, хобби и увлечений, тогда его досуг становится однообразным, монотонным, скучным. Противоправное поведение хоть как-то делает его жизнь разнообразной. При этом было отмечено, что интеллектуальный уровень преступников намного низок, чем просто у девиантных подростков. Чем легче информация, которая не требует интеллектуальных осмыслений, тем лучше для того, кто ею готов воспользоваться.

Делинквентному поведению подростков можно воспрепятствовать. Однако данная профилактика должна производиться, начиная с самого рождения ребенка.

  1. Во-первых, следует заниматься воспитанием и умственным развитием ребенка.
  2. Во-вторых, следует заинтересовывать ребенка полезными занятиями. Пусть лучше будет хобби, которое кажется бестолковым, нежели ребенку нечем будет заняться.
  3. В-третьих, следует повышать самооценку, уважать и уделять внимание ребенку. Все это будет способствовать осознанному выбору друзей в будущем.
  4. В-четвертых, следует поощрять ребенка за хорошие действия, предлагать ему варианты достижения целей.
  5. В-пятых, следует приучать к труду, создавая такую атмосферу, когда ребенку будет комфортно заниматься социально приемлемыми занятиями.

Не следует исключать влияния общества, СМИ, школы и учителей. Ребенок будет сталкиваться с негативными проявлениями людей и мира. Однако если в ребенка вложить правильные ценности и моральные устои, тогда они будут его контролировать и останавливать, когда наступит период подросткового возраста.

Формы делинквентного поведения

Самыми распространенными и тяжелыми формами делинквентного поведения являются:

  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Проституция.

Преступное поведение подростков заставляет специалистов рассматривать уровень вовлеченности ребенка в общество, его занятость различными увлечениями, а также предпосылки, которые подтолкнули к такому поведению. Надеяться на полное исчезновение преступности в обществе не стоит. Скорее всего, существующие устои пока не способны взрастить и воспитать здоровое общество.

Наркоманическое поведение подростков заставляет рассматривать семейное положение, которое царствует у родственников наркомана, а также его уровень ощущения счастья. Можно сказать, что наркоманами становятся люди, которые чувствуют себя несчастными. Ощущение эйфории, которое они испытывают после употребления дозы, является единственным способом расслабления и наслаждения. Иногда подростки балуются наркотиками из интереса и любопытства.

Под проституцией понимаются половые связи с людьми, с которыми человек не состоит в брачных отношениях, не испытывает к ним никаких любовных чувств и получает за это плату. Появление проституции среди подростков может быть следствием желания заработать, неуверенности в себе и низкой самооценки, отсутствия поддержки со стороны родных, формой получения любви.

Примеры делинквентного поведения

Если рассматривать примеры делинквентного поведения, то можно разделить их на три группы:

  1. Административные нарушения. Это могут быть любые поступки, нарушающие спокойствие граждан: применение нецензурной лексики, громкая музыка по ночам, нарушение правил дорожного движения, оскорбление окружающих, проституция, употребление алкоголя в общественных местах, распространение порнографии и пр.
  2. Дисциплинарный проступок. Сюда относят поступки, которые мешают или нарушают трудовые обязательства: прогулы без причин, приход на учебу/работу в опьяненном состоянии, употребление наркотиков на рабочем месте, оскорбление школьников, учителей и пр.
  3. Преступность. Сюда относятся поступки, которые наказываются законом: воровство, изнасилование, вандализм, убийство, похищение, мошенничество, угон автомобилей, торговля психотропными веществами или наркотиками, терроризм. Если человек не достиг совершеннолетия, его наказанием будут общественные работы, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, строгий выговор.

Итог

Подростки являются особенно опасными, если их действия являются противозаконными. Они еще не совсем понимают всей ответственности собственных поступков. Также они поддаются постороннему влиянию, когда подростком управляют в корыстных целях. Итог может быть печальным, поскольку подросток, который не меняет своего поведения, становится преступником, постоянно сталкивающимся с правоохранительными органами и наказанием.

Родители не должны упускать первых моментов появления делинквентного поведения. Если девиантное поведение нарушает моральные и этические ценности, за что не происходит наказания, то преступные действия делают из ребенка будущего уголовника. Родители должны это жестко пресечь. В случае необходимости можно обратиться за психологической помощью, когда будут выявлены причины делинквентного поведения и способы его устранения.

Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] Змановская Елена Валерьевна

Глава 2 ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности Условия формирования делинквентного поведения Противоправная мотивация Антисоциальная (социопатическая) личность

Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

Мы начинаем описание отдельных видов девиантного поведения с характеристики делинквентного поведения. Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение . Понятие происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент) , а сами действия - деликтами .

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко , введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность.

В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В.Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состояние. А. Г.Амбрумова и Л.Я.Жезлова предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение) .

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932 г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители .

Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа:

1) последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2) ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;

3) ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

Аналогично В.Н.Кудрявцев говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Условия формирования делинквентного поведения

Несмотря на разнообразные общественные меры, направленные на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки.

При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Безусловно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее можно определить некоторые общие тенденции в формировании делинквентного поведения.

Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни.

Согласно Р.Мертону , некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.

Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление - наказание - опыт насильственных отношений (максимально представленный в местах заключения) - последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника» - накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность - более тяжкое преступление - и т. д.

Данное трагическое обстоятельство замечательно представлено в киноверсии тюремной драмы Стивена Кинга «Побег из Шоушенка» (1994 г., постановка Ф.Дарабонт). Главный герой фильма Энди Дюфрейн осужден на пожизненное заключение за убийство жены, которого он не совершал. Его способность сопротивляться узаконенному насилию, его гениально подготовленный побег - незаурядное исключение из общего правила. Другой персонаж драмы - библиотекарь Брукс Хатмид, проведя 45 лет в тюрьме, безуспешно пытается совершить новое преступление, чтобы остаться «дома». Он совершает самоубийство вскоре после «вынужденного» освобождения, не вынеся бремени свободы. В этом случае личность становится жертвой системы насилия и социальных стереотипов.

Более того, П.Кутер указывает на то, что многие законопослушные люди имеют агрессивно-криминальные импульсы, которые не реализуются ими в конкретных действиях, но проецируются на других людей, например, совершающих правонарушения. Вследствие данных проективных процессов правонарушения могут чрезмерно строго оцениваться и несправедливо наказываться, что в свою очередь приводит к усилению делинквентности.

Таким образом, общество само, как это ни парадоксально, посредством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний воспитывает преступников, от которых хотелось бы избавиться. Государство, провозглашая борьбу с насилием, само его использует (нередко еще в большем количестве) по отношению к провинившемуся. Сегодня 86 стран мира имеют в законодательстве статью о смертной казни. В целом людям навязывается насильственный стереотип взаимоотношений. Представители власти преследуют делинквентных личностей, демонстрируя им свою силу так, как те поступали по отношению к своим жертвам. Возникает порочный круг, двигаясь по которому, делинквентные личности наносят вред себе и окружающим.

Об особой роли социальной ситуации в детерминации преступного поведения свидетельствуют наблюдения за поведением людей в условиях тоталитарного режима. П.Кутер приводит результаты исследований Дикса, изучавшего наследственность и развитие личности у ряда массовых убийц из германских СС (до и после их работы в концентрационных лагерях). Было выявлено, что преступное поведение эсэсовцев, хотя и сопровождалось их различными личностными расстройствами, но проявлялось только в социально санкционированных условиях - в период обучения и работы в концлагерях. До нацистского режима и после него изучаемые личности, как правило, не совершали преступлений.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.

В. Н. Кудрявцев указывает на состояние отчуждения преступника от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Так, 10 % агрессивных преступников считали, что мать их не любила в детстве (в «нормальной» выборке только 0,73 %) .

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

Фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

Физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

Недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

Острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

Потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

Чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам ;

Несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

Смена родителей (опекунов);

Хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

Нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

Усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение закрепляется.

В исследовании «Преступность несовершеннолетних: тенденции и перспективы» М.Раттер и Д.Гидлер указывают на четкую связь между особенностями раннего детского развития в семье и последующей степенью послушания индивида, но утверждают, что механизмы такого влияния семьи по-прежнему неясны. Они также отмечают корреляцию между социальными переменами и ростом преступности, вновь подчеркивая недостаточность знаний относительно механизмов этой связи. На примере несовершеннолетних исследователи приходят к заключению, что для преступного поведения существуют множественные причины, включая влияние групп сверстников, социального контроля и социального научения, биологических и ситуационных факторов. С их точки зрения, абсурдно искать единственное объяснение или единую стратегию профилактики.

Индивидуальные детерминанты противоправного поведения представляют особый интерес для психологического анализа.

В свою очередь, индивидуальные особенности существенно определяются половыми различиями . Например, хорошо известно, что противоправное поведение более характерно для мужского пола. Несмотря на рост женской преступности, ее относительные показатели значительно ниже мужских, например женские преступления в России в 1998 г. составили 15 % от общего числа зарегистрированных случаев .

Можно говорить о преступлениях, более свойственных женщинам или мужчинам. Такие деликты, как убийство детей, проституция, воровство в магазинах, чаще совершают женщины. Мужчины же чаще угоняют автомобили, учиняют разбои, кражи, наносят телесные повреждения, убивают. Существуют и типично мужские преступления, например изнасилование.

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет; количество преступлений неуклонно растет от 14 до 29; максимум случаев совершения преступлений приходится на 29 лет; с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение; после 40 лет преступления редки .

Очевидно, что об антисоциальном поведении (в отличие, например, от агрессивного) имеет смысл говорить лишь по достижении определенного возраста, на наш взгляд, не ранее 6–8 лет. Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему сталкивается с принципиальными социальными требованиями, и только начиная со школьного возраста от ребенка ожидается строгое следование основным правилам поведения.

Имеют место и «качественные» особенности проявления делинквентного поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи.

С момента поступления в школу ситуация принципиально изменяется - начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка. С этого времени определенные действия ребенка действительно можно рассматривать как приближенные к противоправным. В младшем школьном возрасте (6 - 11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство.

Следует отметить, что социально-экономический кризис в России способствовал росту делинквентного поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок - все это неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычным героем городских улиц. Уличное хулиганство младших школьников (кражи, аферы возле телефонных автоматов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12–17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство - у мальчиков, кражи и проституция - у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы - торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев. В 1998 г. было зарегистрировано около 190 тыс. несовершеннолетних преступников (10 % от общего числа нарушителей закона) . По статистике большая часть преступлений, совершенных подростками, - групповые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Наиболее показательным примером группового противоправного поведения является «разгул» болельщиков после футбольного матча, среди которых молодые люди составляют большинство.

В.Н.Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся данным 60 % профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем возрасте.

По детерминации можно выделить следующие группы подростков-правонарушителей.

Первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки.

Ко второй группе можно отнести подростков с гипертрофированными возрастными реакциями, что указывает на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях).

Третью группу составляют те, кто устойчиво воспроизводит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычнонормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям).

К четвертой группе относят подростков с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития).

Наконец, выделяется пятая группа подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).

Наиболее неблагоприятными прогностическими признаками (в плане дальнейшего формирования антиобщественного поведения) можно считать: отсутствие совести и чувства вины, патологическую лживость, потребительское отношение к людям, равнодушие, неряшливость, выраженную психопатологию.

Кроме полового и возрастного, выделяется конституциональный фактор . Исследователи отмечают, что конституциональные особенности вполне могут направить развитие личности в антисоциальную сторону. Например, влечения ребенка могут быть настолько сильными, что он с трудом переносит состояние голода, под влиянием чего он может начать воровать. Или существуют, вероятно, выраженные индивидуальные различия в способности маленьких детей устанавливать близкие отношения .

Вопрос о влиянии психопатологии (в любом возрасте) на делинквентное поведение личности остается дискуссионным. «Проблема соотношения психических отклонений и антиобщественного поведения - одна из самых сложных и запутанных в психиатрии», замечает В. В. Королев . В качестве наиболее распространенных аномалий, сочетающихся с делинквентным поведением, называются: психопатия; алкоголизм; невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга; интеллектуальная недостаточность .

Люди, имеющие психические аномалии, проявляют сниженную способность осознавать и контролировать свои действия вследствие интеллектуальной или эмоционально-волевой патологии. В то же время отклонения от медицинской нормы нельзя считать конкретными причинами, вызывающими преступные действия, хотя в ряде случаев они сочетаются.

При сочетании психического расстройства с определенными условиями можно ожидать возникновение патологического аффекта, существенно снижающего вменяемость человека, т. е. его способность осознавать свои действия и контролировать их.

Многие авторы также рассматривают маломотивированные, нередко неожиданные для окружающих жестокие убийства именно как проявление патологического поведения. Ю. Б. Можгинский указывает, что в случае подобных преступлений, совершенных подростком без признаков психического расстройства до убийства, прослеживаются две основные патологические тенденции: нарушение аффектов (депрессии, дистимии) и кризис личности (психопатическое развитие). Данные нарушения безусловно сочетаются с конкретным социально-психологическим контекстом. Среди них автор называет конфликтную ситуацию, длительный стресс (затяжной конфликт в семье), влияние подростковой группы (групповых ценностей и правил), комплекс неполноценности, незначительную внешнюю угрозу.

X. Ремшмидт в этиологии делинквентного поведения подростков выделяет легкие эмоциональные повреждения без признаков других психических заболеваний; выраженные эмоциональные нарушения, которые манифестируются страхами, тоской или насильственным способом поведения.

Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений, например патологическое поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам (пиромания) или воровству (клептомания). К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдром нарушенных влечений характеризуется: импульсивностью, стойкостью, чуждостью для личности и неодолимостью. X. Ремшмидт, описывая депрессивных делинквентов, говорит о чередовании состояний «усиления влечений и агрессии» и «абсолютной утраты влечений» .

Приведенные данные позволяют говорить о том, что аффективный профиль является одним из наиболее значимых свойств личности, связанных с антисоциальным поведением и зависящих в свою очередь от совокупности внутренних и внешних факторов.

Таким образом, по детерминации поведения можно выделить несколько основных групп делинквентных личностей:

ситуативный правонарушитель (противоправные действия которого преимущественно спровоцированы ситуацией);

субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифицировавшийся с групповыми антисоциальными ценностями);

невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);

«органический» правонарушитель (совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности);

психотический правонарушитель (совершающий деликты вследствие тяжелого психического расстройства - психоза, помрачения сознания);

антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости).

Противоправная мотивация

Рассмотренные выше внешние и внутренние условия способствуют формированию делинквентного поведения. В то же время, описывая правонарушителя, большинство авторов склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности личности в становлении делинквентного поведения. Речь идет о специфической мотивации , выступающей непосредственной причиной противоправного поведения. В.Н.Кудрявцев говорит об антиобщественной ориентации личности. Другие авторы используют сходные термины: криминогенная деформация личности, антиобщественная установка, антисоциальная направленность, противоправная мотивация. Данные термины обозначают систему наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности - внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений.

Противоправная мотивация может иметь различные истоки, формы и степень выраженности. В.В.Лунеев предлагает рассматривать следующие ведущие мотивации противоправных действий: корыстно-алчную, насильственно-эгоистическую, анархистско-индивидуалистическую, легкомысленно безответственную, трусливо малодушную.

А.И.Долгова на примере подростков выделяет насильственный и корыстный типы деформации личности. При насильственном типе имеет место стремление к самоутверждению, желание представить себя сильной, справедливой, отзывчивой натурой, всегда готовой прийти на помощь. Однако представления о справедливости у таких лиц искажены, их мораль, по сути дела, является моралью преступника. Для них типичны групповой эгоизм, тесная привязанность к неформальной группе, жестокость, культ силы, убежденность в правильности своего поведения. Для корыстного типа более характерен не групповой, а индивидуальный эгоизм. У его представителей более дефектны ценностные ориентации, они полностью осознают противоправный характер своих действий. Таких подростков отличают скрытность, аморальность, наличие корыстных установок, более глубокая социальная запущенность. На практике по большей части приходится иметь дело с комбинациями указанных типов.

Противоправная мотивация, как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием. Правовое сознание предполагает: 1) знание законов и их понимание; 2) принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости; 3) готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами. Очевидно, что нормальное социальное развитие предполагает процесс преобразования культурных (в том числе правовых) норм в индивидуальные ценности. Преломленные через систему личностных смыслов правовые нормы в сочетании с волевой регуляцией обеспечивают такое качество личности, как законопослушание .

Н.Ф.Кузнецова провела опрос с целью выявления мотивации законопослушания взрослых людей (1984). Среди опрошенных 52,3 % отметили свою убежденность в полезности законов и порядка; 27,4 % - привычку соблюдать законы. Единичные ответы (от 4 до 1,5 %) - влияние примера других, страх утраты доверия окружающих, личный расчет, желание избежать осуждения. Только 0,9 % респондентов в качестве мотива законопослушного поведения отметили страх наказания. У молодых людей страх наказания более выражен: его назвали 7 % опрошенных. Однако в целом страх наказания не препятствует совершению преступления. По данным исследования 2 тыс. заключенных лишь 4 % респондентов в момент совершения преступления задумывались о последующем наказании. Данные исследования показывают, что у преступников законопослушание в 5–9 раз ниже, чем у нормальных людей.

Таким образом, мотивация выполнения правил или их нарушения может быть самой разнообразной. Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необходимость вынужденной защиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).

В фильме «Леон» (1996) режиссер Люк Бессон противопоставляет две мотивационные линии делинквентного поведения.

Первая линия воплощена в образе Леона - «чистильщика», честного киллера, изначально лишенного возможности выбора. Безграмотный эмигрант из Италии, Леон (Жан Рено), прибывает в Америку без профессии и средств к существованию. «Добрый старый» Тони «помогает» Леону, используя его и предоставляя работу киллера. Леон не знает, что такое хотеть жить и любить жизнь. Он просто выживает в одиночку в жестоком мире. Он честно выполняет свою работу, строго соблюдая принцип - «только не женщин и детей». Случайное появление в его жизни девочки Матильды, потерявшей семью, возрождает в нем человеческую сущность - сострадание, заботу, любовь. Леон погибает в борьбе с истинными убийцами, защищая свою единственную любовь.

Вторая линия представлена героем Гарри Олдмана - психопатом-полицейским, возглавляющим отдел по борьбе с наркотиками. Имея незаурядные личные качества, облеченный властью, он использует их для совершения изощренных преступлений. Единственный закон этой без сомнения делинквентной личности - беззаконие. Обладая многим, он способен получать истинное удовольствие только от одного - созерцания страха смерти на лице другого человека.

Очевидно, что, сталкиваясь с делинквентным поведением, мы прежде всего должны исследовать мотивы, за ним скрывающиеся.

В психоаналитических исследованиях, раскрывающих бессознательную мотивацию, делинквентность рассматривается как следствие внутреннего конфликта и примитивных защит. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности :

Желания, требующие немедленного удовлетворения;

Переживание бессильного гнева, отчаяния - агрессии, ищущей разрядки;

Обида, требующая мщения;

Зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

Недоверие и стремление сохранять дистанцию;

Фантазии величия и всемогущества.

С точки зрения личностной динамики А.Айхорн указывает на существование двух основных типов делинквентности:

пограничное невротическое состояние с симптомами антисоциального поведения; когда личность пребывает в состоянии внутреннего конфликта и какая-то ее часть запрещает делинквентное поведение, вызывая чувство вины. При доминировании чувства вины делинквент ведет себя странно, например ходит в украденной шапке или не получает пользы от украденного. Он явно добивается разоблачения и часто попадается. Ему снятся кошмары. Он испытывает облегчение после наказания. В ряде случаев чувство вины возникает у преступников до совершения преступления. Здесь делинквентность возникает из-за желания индивида получить облегчение от давления супер-Эго;

антисоциальное поведение без признаков невроза. В этом случае конфликт «вынесен наружу» - это открытый конфликт с окружением по причине ранней фрустрации либидных желаний.

Но бессознательная потребность в наказании и фиксация на этапе доминирования принципа удовольствия выражены в обеих ситуациях.

Антисоциальная (социопатическая) личность

Доминирующие и наиболее часто проявляющиеся у конкретной личности мотивы определяют общую направленность личности. В зарубежной психологической и медицинской литературе для описания делинквентного поведения взрослых людей (от 18 лет) широко используются термины: «антисоциальная», «социопатическая», «психопатическая» личность. Данные понятия не тождественны привычным для нас понятиям - «криминальная личность», «характерологический психопат» - и не могут выступать в качестве медицинского диагноза. Социопатическая (антисоциальная) личность представляет собой психологический тип, описанный через глубинные психологические механизмы функционирования личности. Основной вклад в изучение социопатической динамики сделан психоанализом. Август Айхорн (1876–1949), известный своей работой с трудными подростками, определяет делинквентность как «динамическое явление, результат взаимодействия психических сил, производящих искажения» .

Данное искажение прежде всего связано с нарушением взаимоотношений между Эго и супер-Эго. Супер-Эго (как критическая инстанция) может быть не сформировано, в других случаях оно может быть чрезмерно жестким - карающим. Наконец, Эго-идеал (как часть супер-Эго) может содержать антисоциальные идентификации .

Н. Мак-Вильямс описывает социопатическую личность через выраженную потребность ощущать власть над другими. Это может проявляться как стремление влиять на людей, манипулировать ими, «подняться» над ними. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью к человеческой привязанности.

Уровень социальной адаптации при этом может быть различным. А. Айхорн ввел понятие явной и латентной делинквентности. Если в первом случае имеют место антисоциальные действия, то во втором - это состояние существует, но не проявляется внешне.

Человек с антисоциальной организацией личности не обязательно совершает преступления, но его жизнь в целом определяется специфической мотивацией. Представители некоторых уважаемых профессий, несомненно, в большей степени, чем другие, проявляют склонность к давлению и контролю (педагоги, судьи, хирурги), сочетая свою индивидуальность с интересами общества.

Личности, ставшие на путь нарушения закона, тем более могут быть достаточно точно описаны с точки зрения данного психологического диагноза. Интересным фактом является то, что если социопатической личности удалось избежать тюрьмы или саморазрушения, она имеет тенденцию «выгорать» к среднему возрасту (к сорока годам), нередко достигая уровня «примерного гражданина».

Психоанализ рассматривает делинквентов как тех, кто не в состоянии разрешить свои внутренние конфликты . Антисоциальные люди порывают с реальностью и спасаются от внутренней действительности тем, что предпринимают запрещенные действия, пресекаемые государством и преследуемые законом. Основной психологической защитой социопатических людей является всемогущий контроль. Они также используют проективную идентификацию, множество тонких диссоциативных процессов и отыгрывание вовне. Потребность оказывать давление, как указывает Мак-Вильямс, имеет преимущественное значение . Она защищает от стыда (особенно у грубых психопатов) или отвлекает от поиска сексуальных перверсий (которые также могут лежать в основе криминальности).

При делинквентном поведении часто используется проекция на общество личных негативных качеств. При этом общество выглядит иллюзорно более плохим, чем оно есть в действительности, а представители правоохранительных органов низводятся до «ментов» с самыми отрицательными характеристиками.

Знаменитое отсутствие совести у социопатов свидетельствует не только о дефективном супер-Эго, но также о недостатке первичных взаимных привязанностей к другим людям. Для антисоциальной личности ценность других людей редуцируется до их полезности, которая нередко определяется явным или бессознательным согласием последних терпеть «затрещины». Социопатические люди открыто хвастаются своими победами, махинациями или обманами, если думают, что на слушателя произведет впечатление их сила. Служители закона не перестают удивляться тому, как легко преступники сознаются в убийстве и спокойно рассказывают о нем в ужасных подробностях, скрывая при этом меньшие проступки или то, что, по их мнению, может быть расценено как признаки слабости.

Например, в телеинтервью каналу НТВ (октябрь 1998 г.) серийный убийца Анатолий Оноприенко эмоционально рассказывал, что в убийствах его назначение, что он ничего не боится и что он самого Бога превзошел. Свою цель преступник сформулировал как «вызывать страх», поясняя, что даже будучи заключенным под стражу он вызывает животный страх у людей. В большинстве же заурядных случаев при объяснении преступных действий наблюдается склонность к минимизации своей роли, преуменьшению своей ответственности: «просто повздорили, плохо подумал и т. д.».

Тот факт, что делинквенты не страдают от дискомфорта из-за своего поведения, составляет одну из основных трудностей социального и психотерапевтического воздействия на них.

Таким образом, основным механизмом саморегуляции социопатической личности является отыгрывание вовне внутреннего напряжения и негативных чувств. При этом у таких людей возникает моментальное побуждение к действию. Они также не обладают опытом повышения самоуважения через контроль над собственными импульсами. Социопатов часто рассматривают как недостаточно тревожащихся. Н. Мак-Вильямс объясняет это обстоятельство моментальным отыгрыванием вовне в комбинации с отказом признавать «слабые» чувства. Это означает, что если социопат и испытывает тревогу, то он отыгрывает ее так быстро, что окружающие не успевают ее заметить.

Не совсем понятен механизм формирования антисоциальной направленности. Доказано, что младенцы с рождения отличаются по темпераменту. В таком случае конституциональными предпосылками социопатии может выступить, например, большая базальная агрессия или сниженная реактивность нервной системы (более высокий порог возбуждения). Действительно, чтобы чувствовать себя бодро и хорошо, социопат нуждается в резком, более встряхивающем опыте. Особая конституция может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие и обучаться социально-приемлемому поведению, их невозможность получать удовольствие от обычных для других людей вещей - музыки, природы, хорошей работы. Врожденно гиперактивному, требовательному или рассеянному ребенку необходимо значительно большее участие отцовской фигуры, чем это принято. Ребенок, обладающий гораздо большей энергией, чем родители, может усвоить, что можно игнорировать потребности других людей, делая все, что хочется, умело управляя поведением окружающих.

Для отношений к таким детям со стороны родителей характерны: нестабильность, отсутствие дисциплины, потворство, эмоциональное непонимание, эксплуатация и иногда жестокость. Детство антисоциальных людей нередко отличается безнадзорностью, обилием опасностей и хаоса (хаотическая смесь суровой дисциплины и сверхпотворства; слабая мать и вспыльчивый садистичный отец; алкоголизм и наркотики в семье; семейные разрывы). В таких нестабильных и угрожающих обстоятельствах ребенок не получает чувства защищенности в необходимые моменты развития, что может подтолкнуть его потратить остаток жизни на поиск подтверждения своего всемогущества .

Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично понимание и проговаривание своих чувств (явление алекситимии). В то время как большинство из нас используют слова для выражения собственной личности, социопатические личности применяют их для манипуляции. Родители оказываются неспособными отвечать на эмоциональные потребности ребенка. Они могут также бессознательно проявлять неповиновение и ненависть к авторитетам, с возмущением реагируя на ситуацию, когда педагоги или кто-то еще ограничивают поведение их ребенка. В целом родители оказываются глубоко вовлечены в демонстрацию ребенком силы, а социопат имеет серьезные затруднения в обретении самоуважения нормальным путем через переживание любви и гордости своих родителей.

В историях наиболее деструктивных, криминальных психопатов почти невозможно найти последовательного, любящего, защищающего влияния семьи. З.Фрейд указывал, что: «Доверчивость любви является самым важным и самым первым источником авторитета» . Антисоциальный индивид, вероятно, просто никогда не испытывал в нормальной степени привязанности и взаимной любви. Он не идентифицировался с теми, кто о нем заботился. Вместо этого оказалась возможной идентификация с «чуждым сэлф-объектом», который переживается как хищный.

Цитируя Мелой, Мак-Вильямс пишет о «недостаточности глубоких и бессознательных идентификаций первоначально с первичной родительской фигурой и в особенности архетипических и направляющих идентификаций с обществом и культурой человечества в целом» .

Последующие контакты ребенка со взрослыми вне круга семьи также не обогащают его личность необходимыми идентификациями. Окружающих людей любят, пока они способствуют удовлетворению, и ненавидят, как только они в нем отказывают. Из-за отсутствия полноценного Сверх-Я не существует и никаких внутренних требований, которые бы вызывали чувство вины. Хотя имеется интеллектуальное понимание последствий поведения, эмоциональное понимание отсутствует. Сиюминутное удовольствие важнее, чем угроза неудовольствия в будущем .

Таким образом, нарушение ранних объектных отношений приводит к серьезному личностному расстройству, переживаемому как неспособность к установлению привязанности и признанию авторитетов.

Несмотря на очевидное сходство, О. Кернберг отмечает психологическую неоднородность самой группы «антисоциальная личность» и предлагает выделять в ней несколько диагностических подгрупп.

Если собственно антисоциальное расстройство не выявлено, может иметь место так называемый злокачественный нарциссизм. Он проявляется в типичном нарциссическом расстройстве личности (грандиозность, превосходство Я), характерологически укорененной агрессии (садизме к другим или направленной на себя агрессии), параноидальных тенденциях и убежденности в собственной правоте. В отличие от антисоциальной личности как таковой при злокачественном нарциссизме сохраняется потенциал привязанности и участия к другим людям или ощущение вины. Такие люди могут понять наличие у других моральных убеждений, могут иметь реалистичное отношение к своему прошлому и планировать будущее.

ГЛАВА 6. Немотивированное поведение В этой главе мы продолжим поиск пригодного для научного применения подхода к различению стремлений (действия, копинг, достижение, попытки, целеустремленность) и внутреннего становления (существование, самовыражение, развитие,

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Глава 2 ВЛИЯНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ Изменение поведения в результате социального научения Одобрение и неодобрение: сила социальных наград Конформизм: спасаем лицо, сохраняем приличия, обретаем - знания Подчинение: поведение, основанное на чужом

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Глава 1. Интеллектуальное поведение До сих пор мы останавливались на основных условиях сознательной деятельности человека - получении информации, выделении существенных элементов, запечатлении полученной информации в памяти.Сейчас мы перейдем к рассмотрению того, как

Из книги Психические вирусы автора Броуди Ричард

Из книги Вредные люди вокруг нас [Как с ними бороться?] автора Гласс Лилиан

Глава 2. Вредное поведение Как вы уже поняли из опросника в главе 1, вредные люди могут задеть любую сторону нашей жизни. Несмотря на то что существует много различных типов вредин, все они имеют некоторые сходные черты. В этой главе я кос­нусь некоторых

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Глава 14. Пол и сексуальное поведение Сексуальное общение между мужчинами и женщинами в свое время было предметом рассмотрения различных религиозных и даже политических течений. Церковь называла женщину «сосудом дьявола», а половую связь между мужчиной и женщиной

Из книги Психология подсознания автора Подводный Авессалом

Глава 5. Поведение Магия ситуации Есть у человечества какое-то неуловимое презрение к проблеме поведения, которое часто рассматривается как поверхностное и несущественное для ядра личности. Многие люди считают, что правильное поведение это, конечно, важно, но главное -

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Глава 1. Помогающее поведение 1.1. Что такое помогающее поведение Если обобщить многие определения помогающего поведения (helping behavior), то все сведется к тому, что это просоциальное поведение, связанное с оказанием помощи (содействия) в различных ее проявлениях тому, кто в ней

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

ГЛАВА 7 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Из книги Что такое психология [в двух томах] автора Годфруа Жо

Глава 1. Что такое поведение? Врождённое и приобретенноеВиктор был человеческим детенышем. Какое же наследие он получил от своих родителей и поколений, которые им предшествовали? Было ли это наследие минимальным, как это считал Пинель, или же оно полностью

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.2.1. Делинквентное поведение Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального

Из книги Книга Государя [Антология политической мысли] автора Светлов Роман Викторович

4.2.2. Делинквентное поведение в условиях войн и катастроф В условиях войн и катастроф делинквентное поведение достаточно распространено. Например, мародерство – незаконное присвоение чужого имущества в атмосфере безнаказанности в период катастроф или боевых

Из книги автора

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»