Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40 - 35 тысяч лет назад. К этому периоду на Земле появляется разумный человек современного физического типа (homo sapiens). Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Характерной особенностью первобытного общества были общий труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания.

Целью воспитания была подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, то есть овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд.

Воспитание в первобытном обществе условно делится на три самостоятельных периода: воспитание в дородовой обществе; воспитание в родовой общине; воспитание в период разложения первобытного общества.

Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. Оно было коллективным, всеобщим, стихийным, бессистемным, утилитарным, прикладным. Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни общины. В труде и повседневном общении с взрослыми они усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять религиозные обряды.

Разделение труда и социальные функции на стадии дородового общества основывались на естественно-биологическом фундаменте, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами (женщина - мать и хранительница семейного очага, мужчина - добытчик и воин). Поэтому мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д.

Дородовое общество делилось на три основные возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда (активные и трудоспособные члены общины); пожилые и старики не участвующие в активной трудовой жизни общества. За каждой возрастной группой были закреплены особые правила поведения, права и обязанности.

Расширение трудового опыта людей, появление на определенном этапе развития человеческого общества скотоводства, земледелия, ремесел, что привело естественным образом к усложнению процесса воспитания, которое приобрело в родовой общине более многосторонний и планомерный характер. Именно в родовой общине возникла объективная необходимость в организованном воспитании, которое стало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Родовая община поручила воспитание подрастающего поколения пожилым, наиболее опытным членам общины. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и нравственного воспитания, с правилами религиозного культа, обучали простейшему письму.

  • 8. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
  • 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
  • 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
  • 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
  • 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
  • 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
  • 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
  • 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
  • 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
  • 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
  • 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
  • 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
  • 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
  • 29. Детская одаренность.
  • 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
  • 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
  • 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
  • 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
  • 34. Функции обучения.
  • 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
  • 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
  • 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
  • 39. Виды образования и их взаимосвязь.
  • 40. Концепция физкультурного образования.
  • 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
  • 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
  • 42. Система принципов обучения и их характеристика.
  • 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
  • 44. Сущность и содержание методов обучения.
  • 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
  • 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
  • 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
  • 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
  • 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
  • 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
  • 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
  • 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
  • 52. Групповые формы обучения.
  • 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
  • 54. Педагогические требования к уроку.
  • 55. Типология и структура уроков.
  • 56. Особенности урока физической культуры.
  • 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
  • 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
  • 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
  • 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
  • 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
  • 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
  • 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
  • 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
  • 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
  • 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
  • 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
  • 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
  • 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
  • 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
  • 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
  • 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
  • 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
  • 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
  • 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
  • 5. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.

    Зарождение воспитания осуществляется в первобытном обществе. Процесс имел характер, обусловленный ходом антропосоциогенеза. Логика развития человека и общества диктует необходимость передачи социального опыта из поколения в поколение. Упорядочивание межличностных, общественных отношений, в том числе и брачно-семейных. Отсюда – появление организационных форм и приемов воспитания. Их содержание, формы и методы подчинены господствующим общественным отношениям и укладу жизни. Традиции общинной формы организации человеческого сообщества обусловили коллективную форму воспитания. Передача личных знаний и навыков от старших поколений к младшим. Обрядность инициации – обряды, знаменующие переход от одной возрастной и социальной ступени развития к другой. Сохранение инициации и ее элементов и в наши дни.

    В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания – собирали съедобные растения, плоды. С возрастом. степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со. старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные. и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

    Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.

    Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

    Возникновение неравенства в воспитании в период разложе­ния первобытного общества.

    6. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе. Система воспитания в Древней Греции (Афины и Спарте). Взгляды древнегреческих философов Пифагора, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля на воспитание и образование.

    Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов – Фалеса из Милета (ок. 625–ок. 547 г. до н.э.), Гераклита (ок. 530–470 г. до н.э.), Демокрита (460 – нач. IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427–347 гг. до н.э.), Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), Эпикура (341–270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

    Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole ), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion – гимнасий) – общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др.

    Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название "сократовский". Главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

    Ученик Сократа, философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название платоновской академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа).

    По Платону человек – это не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

    Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие

    Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения - это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

    Воспитательные отношения – это микроклеточка, где факторы внешние (воспитание, образование, обучение) Сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия происходит развитие человека, формируется личность.

    Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу (от греческого слова "перипатео" – прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования – принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня, в XX в., мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.

    Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что "из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков". В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, "физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному". Иной подход к воспитанию сформировался в Спарте, где главный акцент делался на физическом воспитании.

    "Спартанское" воспитание предполагало, что все дети воспитывались с 7 лет вне родительской семьи, в суровых условиях выживания: физические испытания, тренировочные бои и сражения, физические наказания и требование беспрекословного послушания. Обучали лишь начальным навыкам чтения и письма, практически не уделяя внимания изучению наук, искусству.В обучении и воспитании преследовалась одна цель: сформировать беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.

    «Слава предков – свет потомкам».
    «Знание прошлого – культура,
    незнание - дикость».
    А.С.Пушкин.

    План:

    1. Краткая характеристика первобытного
    общества.
    2. Источники изучения первобытного
    воспитания.
    3. Возникновение первобытного воспитания.
    4. Воспитание в дородовом обществе.
    5. Воспитание в родовой общине.
    6. Воспитание в период разложения
    первобытного общества.
    7. Основные выводы.

    1. Краткая характеристика первобытного общества.

    Если всю историю человечества, а это свыше
    двух миллионов лет, условно приравнивать к
    24 часам или одному метру, то на долю
    первобытного общества из них придется
    соответственно 23 часа 46 минут или 99
    сантиметров. Это был самый
    продолжительный и невероятно трудный
    период истории человечества, тяжелейшее
    время его выживания и утверждения на
    Земле.

    Условно этот период можно разделить на три стадии:

    1. Дородовое общество.
    2. Родовая община.
    3. Период разложения первобытного
    общества.

    2. Источники изучения первобытного воспитания.

    1. Памятники материальной и духовной культуры;
    2. Труды ученых и путешественников 18 начала 19 веков,
    которые исследовали быт аборигенов Австралии.
    Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной
    Америки, находившихся в то время на стадии детства
    человеческой цивилизации;
    3. Современные этнографические данные о сообществах, не
    затронутых современной цивилизацией.
    4. Археологические находки – орудия и предметы быта,
    детские игрушки, наскальные изображения;
    5. Фольклор – сказки, народные игры, древние обряды;
    6. Метафорический уровень языка – эпос, поговорки,
    пословицы, в которых сконцентрирована мудрость
    народного воспитания.

    Явь, Навь и Правь

    ЭТИ ТРИ силы олицетворяют Время в славянской космогонии,
    управляя мирозданием.
    Явь - мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь,
    осязаемый, плотский, вещественный.
    Навь -мир подземный, где обитают тени прошлого: предки,
    бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо
    почитаемо: люди верили, что жизнь вершится по кругу и
    предкивозвращаются в третьем поколении. Именнопоэтому с
    помощью обрядов и ритуалов сноваи снова как бы
    воспроизводили прошедшее.
    И, наконец, Правь - всеобщий закон, установленный Дажьбогом,
    воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо,
    пребывающее в Яви, выполняет волю Прави, само становясь ее
    частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле будучи исторгнутым из небытия по воле божественной Прави,
    возвратится в нее, стараясь при жизни подняться вверх
    по лестнице совершенства и праведности.

    3. Возникновение первобытного воспитания

    Воспитание возникло 2-3 млн. лет тому назад, в эпоху
    выделения человека из животного мира,
    сопровождавшегося переходом к сознательной
    передаче опыта собирательства и охоты.
    Воспитание как социальное явление связано с
    выделением человека из мира животных, с
    систематическим занятием трудом и передачей
    опыта от поколения к поколению. В этом смысле
    воспитание существует столько же времени, сколько
    существует и само человеческое общество. Однако
    практика воспитания в разные периоды столь
    продолжительного первобытного общества не была
    одинаковой, она менялась.

    Факторы становления воспитания как вида деятельности:

    эволюция материальных связей между
    людьми первобытной эпохи;
    необходимость поддерживать и развивать
    такие связи путем передачи опыта от
    поколения к поколению, от человека к
    человеку;
    возникновение потребности людей в общении
    как следствие эволюции форм примитивного
    труда, когда усложнение производственного
    опыта потребовало определенной
    организации его усвоения.

    Стихийно возникшие цели воспитания:

    подготовка к простейшему виду существования вначале воспитание
    было ориентировано на повседневную борьбу за
    выживание;
    осознание мира как анимистического феномена окружающий мир воспринимался первобытным
    человеком как нечто живое, наделенное сознанием.
    В первобытном обществе практически единственными
    показателями при дифференциации обучения
    являлись пол и возраст детей. Поскольку
    первобытное воспитание проистекало из общинного
    образа жизни, то
    готовило к повседневной жизни всех одинаково - его
    основу составляло
    групповое, коллективное начало.

    Социальная сущность воспитания
    – преднамеренная и
    целенаправленная передача
    общественно-исторического
    опыта подрастающему
    поколению, в овладении им
    практическими трудовыми
    умениями, а также нравственными
    нормами и опытом поведения.

    Концепции происхождения воспитания:

    1. Эволюционно-биологическая - сущность ее
    в том, что происхождение воспитания
    связано с деятельностью по интенсивной
    заботе о потомстве, присущей высшим
    животным (Ш.Летурно, Дж.Симпсон,
    А.Эспинас).
    2. Психологическая – происхождение
    воспитания связано с проявлением у детей
    бессознательных инстинктов подражания
    взрослым (П.Монро).

    Пол Монро американский педагог, историк педагогик.
    Свыше 40 лет преподавал в Колумбийском
    университете, первый директор Международного
    педагогического института. Изучал школьное дело
    в странах Латинской Америки и Азии, автор многих
    проектов по реорганизации учебных заведений. В
    истории педагогики предложил концепцию,
    согласно которой в каждом историческом периоде
    развития общества выделяется центральная
    идея, лежащая в основе воспитания:
    - первобытное общество – непрогрессирующее
    приспособление;
    - в Древней Греции - прогрессивное
    приспособление;
    - в Средневековье – дисциплина и так далее.

    Монро противопоставил два метода обучение как повторение (активная роль
    принадлежит учителю) и обучение как
    творчество (главенствующую роль играет
    активность учащегося). Он считал, что
    обучение как повторение лежит в основе
    восточной культуры, особенно китайской, и в
    значительной степени характерно для
    системы европейского образования.
    Обучение как творчество связывал с
    американским образованием.

    Пол Монро писал:

    «Мир первобытного человека
    сосредоточен в настоящем. У него нет,
    почти нет сознания прошлого и
    будущего. Его воспитание есть лишь
    непрогрессирующее приспособление к
    среде». В первобытном обществе
    ребенок обучался в процессе
    повседневной жизни. Он не готовился к
    жизни, как это стало значительно позже,
    а прямо включался в нее.

    4. Воспитание в дородовом обществе

    Дородовое общество делилось на три возрастные группы:
    - Дети и подростки;
    - Полноценные и полноправные участники жизни и труда;
    - Пожилые люди и старики.
    На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом
    обществе - люди присваивали готовые продукты природы и
    занимались охотой. Процесс добывания средств существования был
    по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных
    зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в
    условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было
    общим, между членами коллектива отсутствовали социальные
    различия.
    Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с
    кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем
    базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего
    существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а
    также возрастное деление общественного коллектива.

    Родившийся человек сначала попадал в общую группу
    подрастающих и стареющих, где он возрастал в
    общении со сверстниками и стариками, умудренными
    опытом. Интересно, что латинское слово еducarе
    означает буквально «вытягивать», в более широком
    переносном значении «выращивать», соответственно
    русское «воспитание» имеет своим корнем «питать»,
    его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в
    древнерусской письменности слова «воспитание» и
    «вскармливание» - синонимы.
    Войдя в соответствующий биологический возраст и получив
    некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил
    жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую
    возрастную группу. С течением времени этот переход стал
    сопровождаться так называемыми инициациями,
    «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых
    проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить
    лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

    Отношения между членами одной возрастной
    группы и отношения с членами другой группы
    регулировались неписаными, нестрого
    выполняемыми обычаями и традициями,
    которые закрепляли складывающиеся
    социальные нормы.
    В дородовом обществе одной из движущих сил
    развития человека остаются еще и
    биологические механизмы естественного
    отбора и приспособления к среде. Но по мере
    развития общества складывающиеся в нем
    социальные закономерности начинают играть
    все большую роль, постепенно занимая
    главенствующее место.

    В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в
    процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
    в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к
    жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в
    доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их
    руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в
    этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали
    всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и
    повседневном общении со взрослыми дети и подростки
    усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения,
    знакомились с обычаями, учились выполнять обряды,
    сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои
    обязанности, полностью подчинять себя интересам рода,
    требованиям старших.
    Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и
    рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под
    руководством женщин собирали и выращивали урожай,
    готовили пищу, делали посуду и одежду.

    5. Воспитание в родовой общине

    На стадии патриархальной родовой общины появились
    скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием
    производительных сил и расширением трудового опыта людей
    усложнялось и воспитание, которое приобрело более
    многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к
    уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла
    необходимость в более организованном воспитании, родовая
    община поручала воспитание подрастающего поколения
    наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей
    трудовыми умениями и навыками они знакомили их с
    правилами зародившегося религиозного культа, преданиями,
    обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все
    народное устное творчество играло огромную роль в
    воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

    В результате дальнейшего развития родовая община
    стала «самоуправляющейся, вооруженной
    организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки
    военного воспитания: мальчики учились стрелять из
    лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В
    возрастных группах появилась четкая внутренняя
    организация, выделились вожаки, усложнилась
    программа «посвящений», к которым готовили
    молодежь специально выделенные старейшины
    рода. Стало уделяться больше внимания усвоению
    начатков знаний, а с появлением письменности и
    письму.
    Осуществление воспитания особыми людьми,
    выделенными родовой общиной, расширение и
    усложнение его содержания и программы испытаний,
    которыми оно завершалось, - все это
    свидетельствовало о том, что в условиях родового
    строя воспитание начало выделяться как особая
    форма общественной деятельности. Воспитание
    носит общественный характер.

    6. Воспитание в период разложения первобытного общества

    С появлением частной собственности, рабства
    и моногамной семьи наступило разложение
    первобытного общества. Возник
    индивидуальный брак. Семья стала одним из
    важнейших общественных явлений, основной
    экономической ячейкой общества, к ней
    перешли от родовой общины функции
    воспитания детей. Семейное воспитание
    стало массовой формой воспитания.

    Основные черты семейного воспитания

    Дети воспитывались на примере родителей. Они
    воспринимали опыт, информацию
    предшественников со слов родителей и путем
    подражания.
    2. Воспитание представителей различных социальных
    слоев (вождей, жрецов, воинов, рядовых членов
    общины) приобретало заметные различия.
    3. Для детей элиты увеличивался срок детства и
    соответственно усиливалось воспитательное
    воздействие.
    4. Действиям, связанным с воспитанием, придавали
    магический смысл.
    1.

    Появившиеся господствующие группы населения (жрецы,
    вожди, старейшины) стремились отделить умственное
    образование от обучения занятиям, требующим
    физического труда. Зачатки знаний (обмер полей,
    предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т.
    д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках,
    сделали их своей привилегией. Для обучения этим
    знаниям создавались специальные учреждения - школы,
    которые использовались для укрепления власти вождей,
    жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных
    людей были освобождены от физического труда, учились
    в особом помещении и изучали такие науки, которые не
    были известны детям простых людей (например,
    пиктографическое письмо, наблюдения за звездами,
    расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.
    Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их
    семьях дети рано приучались к труду, родители
    передавали им свой опыт. Организованное воспитание
    детей, проводимое в школах, становилось все более
    уделом избранных.

    Появление организованных форм воспитания

    На исходе первобытнообщинного периода
    появились Дома молодежи для детей и
    подростков, как следствие коллективной
    традиции воспитания.
    Главная цель: подготовка подрастающего
    поколения к процедуре инициации.
    Основная форма воспитания: совместные
    игры и занятия.
    Все подростки, достигшие 10-15 лет, проходили
    ИНИЦИАЦИЮ.

    Инициация – процедура посвящения во взрослые: религиозный обряд, сопровождаемый тра­диционными песнопениями, ритуальными танцами, магич

    Инициация – процедура посвящения во взрослые: религиозный
    обряд, сопровождаемый традиционными песнопениями,
    ритуальными танцами, магическими заклинаниями.
    Программа подготовки к инициации: для
    мальчиков была более длительной и
    сложной (проверялась трудовая,
    нравственная и физическая подготовка)
    и включала усвоение знаний и
    практических умений, необходимых
    охотнику, земледельцу, воину и т. д.,
    для девочек - обучение ведению
    домашнего хозяйства.

    Со временем характер деятельности, состав
    воспитанников и наставников в домах
    молодежи менялись:
    - при матриархате женщины воспитывали
    мальчиков и девочек до 7 - 8 лет совместно, в
    более старшем возрасте детей разделяли;
    - при патриархально-родовом строе
    воспитание мальчиков полностью переходит к
    старейшинам и жрецам. Дома молодежи для
    девочек и мальчиков становятся
    раздельными;
    - по мере роста имущественного расслоения
    появляются отдельные дома молодежи - для
    состоятельных и для рядовых членов
    общины.

    7. Основные выводы

    1. Воспитание возникло в процессе трудовой
    жизни первобытной общины.
    2. Передача опыта от старшего поколения к
    младшему так же, как и освоение этого
    опыта осуществлялось в основном в
    процессе самой жизни, игры,труда.
    3. Заметно проявляются элементы свободного
    воспитания, ненасильственной педагогики.
    4. Физические наказания отсутствуют у
    большинства

    5.Воспитательная система этого исторического
    периода не исчезла бесследно:
    - Предложила два варианта формирования
    новых поколений (через своеобразную
    систему инициаций и посредством более
    свободной организации воспитания,
    исключающей насилие взрослых над детьми;
    - Первобытнообщинное воспитание
    убедительно продемонстрировало важную
    роль педагога, обладающего качествами
    мудрейшего и опытнейшего члена общины.

    На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

    Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественно-биологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

    Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

    Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

    Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т.е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

    Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

    В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

    В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

    Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

    На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

    На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

    В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т.д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода.

    На заре человечества воспитание появляется как целенаправленный процесс в деятельности людей. Осмысление его началось 35–40 тыс. лет назад, т. е. практически в тот же период, когда человек выделился из животного мира как субъект общественно-исторической деятельности.

    Воспитание предков человека и первобытных людей зародилось в непосредственной связи с физическим, умственным и нравственно-эмоциональным взрослением. Оно было бессистемным, спонтанным, однако его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Поначалу воспитание не представляло собой особой функции, а сопутствовало передаче жизненного опыта. Однако по мере выделения человека из животного мира начался постепенный переход к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством такой передачи послужила возникшая у людей речь. Постепенно воспитание стало восприниматься как особый вид деятельности.

    Целью и содержанием воспитания в условиях первобытно-общинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельного человека, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Воспитание имело естественный и коллективный характер. Важнейшее место в нем занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени – охоту, рыболовство и другие занятия. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе жизнедеятельности, участия в делах взрослых. Он не столько готовился к жизни, сколько непосредственно включался в доступную для него деятельность. Мальчики охотились, девочки собирали урожай, готовили пищу.

    Дородовое общество делилось на три группы: дети (и подростки), полноценные и пожилые люди. Родившийся человек попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он рос в общении со сверстниками и умудренными жизнью стариками. Здесь человек получал опыт общения, трудовые навыки, знание правил жизни, обычаев, обрядов и переходил в следующую группу.

    Период детства и воспитания продолжался лишь до 9–11 лет. Все подростки 10–15 лет проходили инициацию – «посвящение» (испытание) во взрослые – проверку умения переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость. Этот обряд сопровождали песнопения, ритуальные танцы, магические заклинания. Программа подготовки к инициации для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д.; для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.

    Отношения между группами регулировались обычаями, традициями. Необходимо отметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства первобытных племен отсутствовали или же применялись крайне редко. Однако в дальнейшем расслоение общины и социальные антагонизмы ужесточили воспитание.

    На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих детей – «дома молодежи», отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

    С появлением скотоводства, земледелия, ремесел возникла необходимость в более организованном воспитании. Родовая община поручала его более опытным людям. Они прививали трудовые навыки, знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, обучали письму. Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, метать копье, ездить верхом.

    Воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности (специально предназначенные люди, расширение и усложнение испытаний). Старейшины, вожди, священнослужители имели опыт организованного воспитания.

    С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Воспитание стало семейным, возникли школы.

    Смотрите также

    Как рассказать о том, что жизнь бесконечна?
    Как выглядит Бог и нужно ли его бояться? «Бог – это дед Мороз»… Защити нас от Лукавого… Секты – опасные сети для нас и наших детей Как родители хотели спасти сына от российской армии, а потеряли...

    Проблемы свободного времени
    В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить запасы энергии, запастись новым...

    Организация инновационного менеджмента
    В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Раз...



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «toowa.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»