Чем занять детей летом на прогулке. Игры летом с детьми на прогулке в детском саду

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Свежий воздух необходим для правильной работы всех жизненно важных систем организма, прогулка способствует профилактике рахита и близорукости. Контакт ребенка с разными факторами окружающей среды (дождь, ветер, мороз, жара) закаляет.

Но есть у прогулки еще один положительный момент. Она дает новые впечатления и положительные эмоции, что прямо влияет на развитие ребенка.

Попробуйте разнообразить ежедневную прогулку с малышом развивающими играми и знакомством с окружающим миром.

Разумеется, желательно взять с собой игрушки - песочный набор, мяч, мыльные пузыри, мелки, лупу и так далее. Еще я рекомендую брать на прогулку бутылку с водой. Она пригодится для игр, и для того, чтобы помыть после них руки.

Вот несколько развивающих игр, которые вы можете взять за основу, чтобы придумать новые игры, которые, по вашему мнению, понравятся вашему малышу. Они не требуют какого-то особого инвентаря, и подобраны так, чтобы развивать у ребенка наблюдательность, внимание, мышление, глазомер, ловкость и так далее.

Исследуем окрестности

Выходить за пределы детской площадки очень полезно. Сколько новых впечатлений и эмоций ждет малыша!

Пусть он сам выбирает дорогу, куда идти. А вы, как верный Санчо Панса, следуете за ним, несете игрушки, предупреждаете об опасностях, и обращаете внимание ребенка на интересные природные явления (распустились первые листочки, на небе облако в виде кораблика, воробьи купаются в луже, муравьи тащат соломинку). Не забывайте называть предметы, описывать их свойства, и пояснять, что с ними можно делать.

Можете внести в наблюдение элементы обучения.

Например, выберите какой-нибудь объект (дом, дерево, припаркованный автомобиль), и сосчитайте, сколько до него шагов. Затем выберите что-нибудь другое. Сравните, насколько отличайся расстояние до обоих объектов. Попробуйте вместе с ребенком прикинуть на глаз, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то объекту (например, к своему дому).
Рисунки на земле

Рисовать можно мелками на асфальте или палочкой на земле.

Можно написать буквы, цифры, короткие слова, нарисовать геометрические фигуры.

Нарисуйте вместе с малышом веселые и грустные рожицы. Пусть он скажет, какие эмоции они изображают.

Начертите на асфальте две параллельные линии (дорожку), по которой малыш должен пройти, не заступив за край, или провезти машинку. Дорожка может быть прямой или извилистой.

Не бойтесь, что малыш испачкается, ползая по земле. Это мелочь по сравнению с тем удовольствием, которое он получит от игры.

А теперь скажите ребенку, что дорожка превратилась в ручеек, через который надо перепрыгнуть туда и обратно.

Возможно, вашему малышу понравится рисовать водой? Возьмите с собой на прогулку бутылку с водой, ведерко и малярную кисть. Вы увидите, с каким удовольствием он будет выводить на асфальте незатейливые рисунки, и удивляться, как они исчезают на солнце.

А зимой можно рисовать на снегу. Для этого возьмите несколько пластиковых бутылочек, в крышке сделайте маленькое отверстие, налейте в бутылки подкрашенную воду (например, желтую, красную и синюю). Теперь из этих бутылок можно поливать снег, получатся разноцветные пятна, которые, смешиваясь друг с другом, дадут новые цвета. Лучше рисовать на утоптанном снегу, а не на рыхлом.

Кстати, из этого разноцветного снега можно лепить разноцветных снеговиков.
Снежные скульптуры

Если вы решили в зимний день вылепить снеговика, не забудьте взять с собой бутылку воды. Это отличный «клей», с помощью которого вы можете соединять между собой фрагменты будущей «скульптуры».

Покажите ребенку, как с помощью обычных формочек можно делать из снега такие же куличики, как из песка. А потом скрепите их с помощью «клея» (воды).
Снежные мишени

Сделайте из снега мишени (хотя бы те же куличики). Покажите малышу, как лепить снежки и бросать их по мишеням.
Классики

Можно нарисовать обычные классики (в виде таблицы), или в виде окружностей, хаотически расположенных на расстоянии друг от друга (но не очень далеко). В каждой окружности впишите цифры от 0 до 9. Пусть ребенок прыгает из кружка в кружок, выбранный вами. Или по порядку возрастания цифр или убывания.

Можно задавать простые арифметические примеры. Например, «Сколько будет 1+1?», малыш должен прыгнуть в кружок с цифрой «2».

Зимой вместо классиков, вы можете оставить на чистом снегу следы, а малыш пусть пройдет по ним, шагая след в след.
Веселая физкультура

Делать физические упражнения на свежем воздухе полезно, но очень скучно. Разнообразьте их игрой.

Например: «Тянемся вверх до самого солнышка (потягивания), собираем лучики и кладем на травку (наклоны). Берем лучик справа и кладем у левой ножки, берем лучик слева и кладем у правой ножки (наклоны со скручиванием). Садимся на травку и собираем лучики вокруг себя (повороты туловища вправо и влево). Лучики собрали, остались облака! Прыгаем верх высоко-высоко и хватаем их (прыжки с приседаниями)». И так далее.

Пусть ребенок представит себя каким-нибудь животным. Например, попрыгает, как зайчик, быстро побегает, как олень, медленно походит, как черепаха.

Комплекс игр с водой на прогулке в жаркое время года. Предназначен для дошкольников старшего возраста. Развлечение на прогулке, включающее в себя закаливание, профилактику теплового удара, масаж и различные игры./

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс игр с водой на прогулке.

Дети в трусиках, в сандалиях на босу ногу, на голове панама приходят на участок.

1 П/и « Поймай рыбку» Дети делятся на две команды, становятся цепочкой. У каждой команды своё озеро – таз с водой- в нём рыбки. У старта пустые вёдра. Надо добежать до озера, поймать рыбку и принести в ведёрко. Побеждает та команда, которая быстрее выловит рыбу из озера.

2 Загадки о воде

Я и туча и туман И ручей и океан И летаю и бегу И стеклянной быть хочу

В морях и океанах обитает, Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать На землю падает опять

Очень добродушная, Я мягкая послушная, Но когда я захочу Даже камень источу

Кругом вода, А с питьём беда. Кто знает, где это бывает? (море)

Бегу я по лесенке По камушкам звеня Из далека по песенке узнаете меня. (река)

По морю идёт А до берега дойдёт- Тут и пропадёт. (волна)

3 П/и «Водяной»

Дети по кругу, водяной в центре с брызгалкой.

Водяной, водяной Что сидишь, ты, под водой? Выйди хоть на чуточку, На одну минуточку Выйди, выйди ты сейчас, Да обрызгай нас!

Водяной брызгает на детей, дети убегают.

4 «Берег, море, парус» -игра на внимание.

Дети становятся вокруг тазиков с водой – это море. Воспитатель объясняет правила. по команде «берег» - шаг назад, по команде « море» -шаг к тазикам с водой, по команде «парус»- руки вверх. Команды подаются быстро. Кто неправильно выполнил – выбывает из игры.

5П/и «Крокодилы»

На площадке двумя линиями рисуют «речку», (достаточно широкую 3м.), там живут два крокодила. У каждого из них «брызгалки». Дети должны перебраться на другой берег. Они походят к реке со словами:

Два весёлых крокодила

В реке Нил спокойно жили

Как увидели ребят-

Водой стали обливать! После этих слов, ребята бегут через реку, а крокодилы обливают их водой.

Комплекс №2

1 П/и «Барсук и дети»

Выбирается «барсук « / 1 или 2 ребёнка/, он спит в норе, в руках «брызгалка». Дети идут к нему со словами:

Хоть и жарко, хоть и зной, Занят весь народ лесной Лишь барсук – лентяй изрядный - Сладко спит в норе прохладной Эй барсук, не спи - вставай! Всех ребяток поливай! Барсук просыпается, брызгает на детей водой, дети убегают. Повтор 2- 3 раза.

2 М/п «Четыре стихии»

Дети становятся в круг. Ведущий называет стихии, дети выполняют задание: «воздух» - руки вверх, «вода»- имитируют плавание, « земля» - присесть, показать руками на землю, «огонь» - стоят на месте.

3 П/и « Катя брызгалку нашла».

Дети ходят по кругу, взявшись за руки. Девочка – Катя – в центре. Она выполняет движения соответствующие тексту: По дорожке Катя шла Катя брызгалку нашла. Стала Катя выбирать, Кому брызгалку отдать. Солнце, воздух, луг, цветы, Брызгать деток будешь ты. Катя передаёт брызгалку любому игроку из круга, тот брызгает водой на детей. Дети убегают. Повтор 2-3 раза.

4 «Маме улыбаемся»

Ой, лады, лады, лады / хлопают в ладоши/ НЕ боимся мы воды / руки разводят в стороны/ Чисто умываемся - вот так!/имитируют умывание/ Маме улыбаемся! / опускают руки – улыбаются друг другу /

5 « Солнце и дождь» По команде «солнце» - дети сидят на корточках, как - будто загорают, по команде « дождь» - стараются убежать. Ведущий брызгает водой.

Игры с водой организуются в конце прогулки, чтобы можно было переодеть и вытереть детей. Игры проводятся с согласия родителей. Воду используют теплую, около 30 градусов. После игр дети идут в группу, где вытираются, переодеваются и моют ноги. «Брызгалки» можно сделать из пластиковых пол – литровых бутылок с отверстиями в крышках, можно использовать небольшие водяные пистолеты, которые дети с удовольствием приносят из дома. Если нет плескательного бассейна, можно использовать тазы, заранее украсив их. Украсить можно различными фигурками, цветочками вырезанными из самоклеющихся обоев. Чтобы принести воду на участок, необходима помощь младшего воспитателя.


Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору сидеть дома – это настоящее преступление – хочется как можно больше гулять и наслаждаться летними деньками.

Лето – не повод прекратить занятия с детьми. Играть в развивающие игры летом можно и на прогулке.

Здесь вы найдете подборку развивающих игр и занятий для лета, которые можно провести на улице. Пускай вашим девизом станет «одна прогулка – одна развивающая игра» - такой темп не утомит ни маму ни ребенка, и этим летом вы не только отдохнете, но и научите вашего непоседу чему-то полезному.

Огород.

Ребенок будет несказанно рад и заинтересован, если этим летом вы вместе организуете его собственный маленький огород на улице. Даже если вы живете в многоэтажке – укромное место на газоне возле дома обязательно найдется. Вместе с малышом огородите его камешками или небольшим заборчиком, очистите от растительности, взрыхлите землю и полейте.

Учите ребенка следить за своими питомцами – полоть сорняки, поливать (утром или вечером, объясните что будет, если полить огородик среди дня под жаркими лучами солнца). Вместе радуйтесь первым всходам, любуйтесь результатами своего труда, украшайте клумбу забавными фигурками.

Что это дает ребенку?

Работа на огороде для малыша – это его первые уроки биологии, наглядное знакомство с жизнью растений. Кроме того, такой ручной труд развивает моторику, учит ответственности, да и просто радует.

Один день одна буква.

На улице вполне успешно можно учить с ребенком буквы. Игр для изучения букв на улице существует очень много. Например:

Мама рисует букву на асфальте мелком, запоминает ее вместе с ребенком. Затем просит его назвать слова, которые начинаются на эту букву (самостоятельно или с подсказками мамы). Когда ребенок называет слово – мама рисует картинку, изображающую это слово (дети обожают, когда взрослые для них что-либо рисуют, поэтому рисование – отличный способ привлечь внимание ребенка к изучению букв).

Мама рисует на асфальте мелком много букв, среди которых будет буква, которую ребенок сегодня выучил. Мама просит найти малыша среди всех букв нужную букву и обвести ее в кружочек (или зачеркнуть). («Смотри сколько разных букв! Найди, где спряталась буква «К»!).

Мама рисует мелком буквы на небольшом расстоянии друг от друга. Затем просит ребенка прыгать по буквам, как по кочкам. При прыжке на каждую букву ребенок должен вспомнить слово, которое начинается на эту букву (мама может и подсказывать при этом) или просто вместе с мамой вспомнить название буквы.

Мама начинает рисовать букву мелком, останавливается где-то на середине, затем передает мелок ребенку и просит его закончить рисовать букву.

Мама рисует букву на асфальте (так, чтобы ее можно было раскрасить) и просит ребенка раскрасить эту букву мелком.

Старейший способ изучения букв от наших мам и бабушек – изучаем буквы на вывесках и табличках, которые вы встретите на улице.

Веселая математика на прогулке.

Гуляя на улице, можно играть с ребенком и в математические игры:

Мама рисует на асфальте мелком кружочки (цветочки, кораблики и т.п). Затем просит ребенка сосчитать – сколько кружочков нарисовано. Когда подсчет произведен – мама рисует рядом с кружочками нужную цифру (например, три кружочка – рисуем цифру 3).

Мама рисует на асфальте цифру и просит ребенка положить рядом столько камушков (цветочков, веточек), сколько обозначает цифра (например, рядом с цифрой 2 кладем 2 цветочка).

Еще один простой и доступный способ обучения счету на прогулке – считаем различные объекты – ступеньки, машины, камешки, скамеечки, деревья и т.п.

Гуляя во дворе, поиграйте с ребенком в магазин . Продавать и покупать можно все что угодно. А в качестве денег могут служить камешки или листочки. Лопатка стоит три рубля, значит за нее мы даем маме три камешка. А ведерко стоит пять – попробуй отсчитай нужное количество «монеток».

- Изучаем «больше-меньше». Выкладываем перед ребенком три травинки и два камешка. Пусть ребенок ответит чего больше – камешков или травинок.

Для этой игры понадобятся небольшие фигурки животных (например, от киндер-сюрприза). Зайка, мишка и белочка нашли в саду три «ягодки» (выкладываем перед ребенком три камешка). Хватит ли ягодок, чтобы накормить всех друзей? А если «ягодок» будет две?

Развиваем внимание на прогулке.

«Найди»

Найди, где здесь стоит красная машина? А березку найдешь? А где желтая скамеечка? И т.п. Эти незамысловатые задания хорошо развивают внимание ребенка. Начинать можно с простых заданий, и постепенно усложнять описание предметов, которые нужно найти:

«Найди маленький зеленый листочек», «найди черную птицу», «найди маленькую собачку» и т.п.

«Отгадай и найди».

Опишите ребенку предмет, который находится на детской площадке, но не называйте его. Пусть ребенок отгадает, что вы загадали и найдет этот предмет. Например:

«Найди то, что я загадала – это находится на этой детской площадке, оно сделано из деревянных досок, на нем любят сидеть люди» (скамейка).

«Истории на внимание».

Придумайте для ребенка простую историю на внимание.

Сюжет может быть таким:

Вышел на улицу погулять ежик. Там он встретил белочку и зайчика. Они начали играть вместе. Вдруг налетел ветер, он закружил все вокруг, понял много пыли, а когда ветер утих, оказалось, что на полянке остались только ежик и белочка. Отгадай - кого унес ветер?

Это всего-лишь примерный «план истории», реальная история конечно же будет богаче деталями и более интересной. Чтобы ребенок хорошенько запомнил всех героев сказки и быстро смог ответить на вопрос «кто пропал?» - нужно постараться придумать историю так, чтобы в ней не менее 4-5 раз (чем больше, тем лучше) прозвучали названия всех героев (ежик, зайка, белочка). Благодаря этому ребенок успеет привыкнуть к каждому из героев, легко их запомнит и сможет без труда ответить на вопрос «Кто пропал?».

Для начала можно придумать совсем простой вариант истории на развитие внимания – в ней будут фигурировать всего два героя. Постепенно количество героев, которых нужно запомнить, можно увеличить.

Игры с палочками и камушками.

Палочки и камушки – отличный материал, для развивающих игр на улице:

Ими можно украшать торты и куличи из песка.

Из них можно выкладывать различные фигурки и силуэты на песке.

Палочкой можно рисовать на песке фигуры, буквы, цифры и картинки.

Из камушков также можно выкладывать буквы, цифры, слова.

Можно играть в игру «кто лишний» (выложите перед ребенком три камушка и одну палочку, пусть он догадается, какой из предметов лишний. Искать лишний предмет, можно и в других комбинациях: три больших камушка и один маленький, три длинных палочки, одна короткая, три зеленых веточки и одна сухая, три белых камушка, один черный и т.п.).

Можно закопать камушек в песке и попросить ребенка его найти.

Ориентируемся в пространстве.

Спрячьте на площадке какой-нибудь предмет. Предложите ребенку его найти, следуя вашим командам (сделай три шага прямо, теперь поверни налево и т.п.).

Игры на меткость.

- «Попади мячиком или шишкой в дерево».

- «Поймай мяч» (если ребенок хорошо ловит большой мяч, постепенно уменьшайте размер мяча).

- «Попади камешком в ведерко, которое стоит на небольшом расстоянии» (постепенно увеличивайте дистанцию между ребенком и ведерком).

- «Городки» - соорудите из подручных предметов (ведерка, формочек) «башенку». Цель игры – разрушить башенку, бросив в нее с расстояния мяч или камень.

"Находилки" - "искалки".

Можно поиграть с ребенком в летние «находилки» - "искалки". На листе бумаги - изображение различных предметов, которые нужно найти на улице.

Вот мои летние находилки (их можно скачать, нажав на рисунок ):

Поиграйте с ребенком в детективов – попробуйте попутешествовать по округе и найти все предметы, которые нарисованы на картинке. Найденные предметы можно отмечать галочкой в специальном "окошке".

А если искать и находить вам понравится - то уж точно не оставит вас равнодушным книга "Находилки. Гуляем и играем - познаем мир":

Поливалочки и брызгалки.

Сделайте ребенку брызгалку из любого флакона от шампуня или моющего средства. Предложите ему порисовать водой на земле или песке. Можно начать с рисования простых дорожек и линий. Затем перейти к геометрическим фигурам, рисункам посложнее.

Лейка.

Если вы все же не решились организовать собственную клумбу для ребенка – можно просто поиграть с лейкой. Вынесете на прогулку маленькую детскую лейку и бутылку чистой воды. Предложите ребенку поухаживать за растениями, которые растут во дворе – полить их из лейки. А после полива – прополоть сорняки возле цветочка или деревца (с влажной после полива земли сорняки удаляются легче). Параллельно проведите с ребенком развивающую беседу о том, зачем растениям полив, как его правильно проводить, чем вредят растениям сорняки и как сними бороться (расширяем кругозор ребенка).

Пикник с книжкой и лото.

Если ваш ребенок любит, когда ему читают книжки, то летние деньки просто созданы для того, чтобы читать интересные сказки и истории на свежем воздухе.

Вполне подходит для игр на улице также и различные настольные игры и лото.

Суперкнижки.

Подготовка к развивающим занятиям иногда занимает столько же времени, сколько сами развивающие занятия.

Летом можно сэкономить это время и упростить себе задачу, занимаясь по специальным развивающим книжкам.

Например:

А в какие особенные игры летом играете вы? Как изменяются ваши развивающие занятия летом?

Побольше вам солнечных летних деньков! Счастливого лета!

Дата: Август 28, 2014

Вот и наступила осень — идеальное время для самых креативных прогулок. Пока еще мокрые качели и горки, лужи и слякоть под ногами не стали портить вам и малышу хорошее прогулочное настроение, давайте вместе подумаем о том, во что играть с ребенком на прогулке так, чтобы она была интересной, проходила на одном дыхании, а еще учила ребенка чему-то новому, развивала его фантазию и воображение. Некоторые игры на прогулке для творческого развития подойдут и для того, чтобы скрасить дорогу в садик или домой, так что берите на вооружение.

Идея №1. Творилки

Картины и скульптуры из природного материала под открытым небом хороши в любое время года, но особенно осенью, когда вокруг много красочных опавших листьев, прекрасно дополняющих композиции из шишек, камней, травинок, песка и каштанов. Несколько секретов приятного и вдохновляющего ленд-арта:

  • Задайте тему . Конечно, иногда интересно и полезно творить на свободную тему, но начинающему «ленд-артисту» можно дать определенное направление для творчества. Предложите «нарисовать» кошку листьями, построить домики для трех сказочных поросят из разного природного материала или выложить какой-нибудь орнамент.
  • Используйте дорисовку и дополнительные детали . Подготовленную маму не застанет врасплох нехватка каких-то деталей для реализации творческого замысла малыша. Даже в совсем небольшой сумочке без труда поместится упаковка зубочисток, пара брусочков пластилина в зип-пакетике, иголка с ниткой, маленькая катушка скотча и фломастер. Используя такой нехитрый реквизит вы всегда сможете помочь крохе в воплощении его идей прямо во время игры на прогулке.
  • Заранее предупредите ребенка о том, что результат его творчества не будет долговечным . Предложите сфотографировать готовую работу, и обсудите, что детали поделки, возможно, разнесет ветер, намочит дождик или даже склюют птички, но все равно какое-то время созданная крохой красота порадует не одного внимательного прохожего.

Идея №2. Рисовалки

Пока еще снег не скрыл асфальт, давайте использовать это роскошное поле для творчества по прямому назначению. Рисовать на асфальте можно мелками и красками, подкрашенной водой из брызгалки или даже просто водой из лужи. Когда ваш асфальтовый «холст» закончится, осмотритесь внимательно по сторонам и, почти наверняка, вы увидите другие поверхности, которые так и просятся в руки мастера. На опавших листьях можно рисовать ручкой, фломастерами или красками, камни можно разрисовать фломастерами или карандашами прямо на прогулке. Попробуйте также рисовать палочкой на песке или земле, пальцем на ровном слое песка. Каштаны, камушки, шишки, опавшие листья могут стать не только основой для рисования, но и художественным инструментом – оставляйте ими отпечатки, обмакните камушек в краску и скатите его по закрепленному на горке листу бумаги… Вокруг столько идей для творчества, нужно только присмотреться!

Идея №3. Сочинялки

Творческие способности развиваются не только и не столько в процессе художественного творчества (рисования, лепки, аппликации), но также и в обычных бытовых ситуациях. Во время игры на прогулке попробуйте задействовать фантазию ребенка, а заодно поработать над развитием связной речи, обсуждая и строя предположения о характерах и жизни людей, животных и птиц, которые вам встречаются, о причинах и возможных последствиях ситуаций, свидетелями которых вы стали на прогулке. Например, вот этот серьезный мужчина с крошечным пуделем. Чем он занимается? Может быть, он учитель? Программист? Водитель? Как зовут его собачку? А может быть, это собачка его родителей, которых он приехал навестить? И т.д.

Идея №4. Поделки

Осень дарит нам неисчерпаемые возможности создания поделок из природных материалов. Постарайтесь не упустить момент и успеть собрать опавшие листья, красивые веточки, сухие травинки и колоски, пока их не намочили осенние дожди, а также шишки и каштаны, пока их не собрали другие любители эко-поделок. Часть этих драгоценностей можно отнести домой, чтобы творить из них красоту долгими зимними вечерами, часть же можно использовать для создания поделок на прогулке. Например, из сухих листочков и желудей получаются прекрасные гирлянды, которыми можно украсить уже оголившиеся кустики или деревья, можно сделать корону или браслет из двустороннего скотча и украсить ее любыми природными материалами по желанию крохи, а зубочистки или спички и немного пластилина помогут сотворить интересных персонажей из шишек, желудей и каштанов.

Идея №5. Гляделки

Когда прогулка подходит к концу и вы, уставшие и довольные, возвращаетесь домой, где вас ждет чашка горячего чая с плюшками, предложите ребенку рассматривать облака, рисунок коры, поверхность камней, очертания луж и т.д. в поисках интересных и узнаваемых образов. Это простое и не требующее никакой подготовки занятие отлично развивает воображение крохи, а также произвольное внимание, память и речь.

«Закон Моисеев, слава богу, старухам по деревьям лазить не запрещает», - говорила, бывало, Астрид Линдгрен в старости, одолевая очередное дерево. Страсть лазить по деревьям Астрид Линдгрен сохранила вплоть до самого преклонного возраста. «Она была не из тех матерей, которые сидят на скамеечке в парке, наблюдая за играющими детьми. Ей надо было самой участвовать во всех играх, и, честно говоря, я подозреваю, что нравилось ей это не меньше, чем мне!» - вспоминал ее сын.

Почему я именно так начала рассказ о играх на прогулке? Потому что если уж интересно проводить время с ребенком, не важно, дома или на улице, начать придется со смены обуви и отношения к играм. Согласитесь, на каблуках далеко не упрыгаешь и высоко не залезешь. Да и думая о своей напряженной взрослой жизни, весело время с ребенком не провести.

Поэтому одеваем удобную для лазанья по деревьям обувь, делаем глубокий выдох, отключаем взрослость, и позволяем себе играть, как ребенок.

Часть 1. Маленький и большой исследователи.

Где еще можно так интересно познавать мир, как не на прогулке! Изменения природы, животные, насекомые, растения, птицы, лужи! Всего за один раз не рассмотреть!

Отправляясь на прогулку, самое важное правилоглазеть по сторонам . И тогда точно ничего важного мимо не пройдет. Честно говоря, познавать мир вокруг — интереснейшее занятие не только для детей, но и для взрослых. Помню, с каким удовольствием мы с дочкой рассматривали улиток после дождя. Я в первый раз увидела где живут слизняки именно на прогулках с ребенком, и, затаившись в крапиве, следила за кузнечиком, который с свою очередь затаился от меня на листике высокого растения.

Итак, что же можно исследовать на прогулке:

цвета и фактуры. Сидя на полянке в лесу, или прогуливаясь по городу, можно заметить целую гамму цветов, оттенков, форм, фактур. Отправляясь на продолжительную прогулку, интересно бывает затеять игру в поиск разных цветов .

Начать можно с зеленых листиков деревьев — они всегда интересные и отличаются друг от друга: есть листики гладкие и пушистые, есть — острые и шершавые.

С ребенком любого возраста интересно отправиться в путешествие за листиками. Кстати, раз уж листиков много разных, то почему бы сразу не познакомиться с породами деревьев, кустов и цветов ?

Для таких исследований хороши лотки для яиц, каждая ячейка которых может стать хранилищем для сокровищ — шишек, желудей, палочек, ягод или листьев. На крышке лотка можно приклеить картинки лесных сокровищ, которые нужно найти, и отправляться в лес с точной целью — найти, взять, рассмотреть и принести домой.

Или тут же поиграть в “найди 5 отличий” — и логике зарядка, и наблюдательности!

А если выходить, да искать предметы одного цвета, то можно будет найти и синее небо с синими васильками, красные маки с красным кирпичом, да мало ли что еще вам встретится на пути! Весь мир вокруг так и сияет красками, только успевай смотреть! Кстати, это прекрасное упражнение не только на наблюдательность, но и на развитие вкуса и чувства красивого, так необходимых маленькому художнику.

Осенью и весной улица богата цветами. А что же делать зимой? Зимой тоже не все такое уж белое, как кажется. Цветные домики, машины, шарфики и рукавички. И белый снег, который может стать любого цвета. Достаточно взять бутылочки с разноцветной водой с собой на прогулку, построить из снега домики, деревья, человечков, животных, и раскрасить их в любимые цвета !

Отправляясь на поиски разных форм, то тут пригодятся замороженные кубики льда. Для этого дома нужно развести акварель в нескольких стаканах, заморозить цветную воду в формах для льда. Взять с собой на прогулку цветной лед , чем больше, тем лучше, и построить целую крепость, дом, пирамиду, или просто цветной кубик. Вот вам и формы зимой, и цвета, и фактуры. А если вечером в построенные сооружения поставить горящую свечку, то получится необыкновенной красоты волшебный фонарик для зимних фей!

Кроме того, зимой на снегу получаются отличные рисунки из круп и зерна : горохом, пшеном, гречкой можно нарисовать картину — и разные фактуры круп, и разные цвета “красок”, разные формы на рисунке, и обед для птиц. Интересно и полезно!

— животные и насекомые

Часто мы проносимся со всеми своими мыслями, сумками и планами мимо всего самого интересного. Но, выйдя с ребенком на прогулку, мир вокруг останавливается, и оживает. Ребенок не пройдет мимо букашки, и может часами сидеть наблюдать за ее поведением. И не зря! Их маленькая букашечная жизнь просто потрясающая!

Муравьи копошатся возле муравейника? Можно присесть рядом и понаблюдать — что они тащут в свой домик, как они это делают, помогают ли друг другу. Как выглядят муравьи? А, придя домой, можно сделать из пластилина муравейник, муравьев, и повторить все увиденное. Или нарисовать. Так, наблюдая каждый день за поведением разных обитателей леса (или соседнего парка), можно узнать много нового, и научить ребенка самому главному — не пропускать ничего, смотреть, искать, и анализировать увиденное. Ведь только на своем личном опыте мир познается лучше всего!

Перед тем, как идти в лес, хорошо сделать небольшую презентацию для ребенка о птицах: подобрать их фотографии, звуки и особенности обитания. А в лесу или в парке, внимательно прислушиваясь к каждому звуку, определять, какие птицы живут здесь.

Для маленьких исследователей можно завести дневник наблюдений, в который заносить все, увиденное на прогулке. А еще лучше — взять с собой фотоаппарат, и фотографировать самое интересное.

Может быть несколько дневников наблюдений — просто ежедневный дневник, в который записывать все подряд, увиденное или услышанное, подкрепив записки фотографиями. Может быть дневник сезонов, в который записывать замеченные признаки каждого сезона, со своими рисунками и фотографиями. Или дневник животного мира — следы зверей, их рисунки, описания, все-все, что было замечено и прочитано.

Кажется, что это очень трудоемко и утомительно. Совсем нет! Дневнички с детками делать очень увлекательно! Ведь это и наблюдение, и рисунок, и лепка, и обучение чтению и письму, и познание нового одновременно!

Как облегченный вариант — завести уже готовый дневник с фотографиями и подписями бабочек, насекомых, животных, растений, птиц, и, выходя на улицу, просто отмечать в списке прихваченным с собой фломастером животные и растения, которых на прогулке удалось обнаружить.

— растительный мир

Как же пройти мимо цветов, деревьев и кустов? Каждый цветок появляется в свое время, деревья цветут по очереди. Весной, когда природа просыпается, интересно наблюдать за очередностью пробуждения. Летом — погрузиться в разнообразие цветов и запахов, а осенью — за тем, как природа готовится к зимнему сну.

Все это можно записывать в дневничок, рисовать, лепить или придумывать об этом сказки.

Самое прекрасное в наблюдении с ребенком за природой — это то, что родители при этом тоже учатся, вспоминают, наблюдают. Мир — удивителен, стоит просто на него взглянуть!

Часть 2. Водный мир.

Больше всего на свете дети любят воду. Родители, по правде говоря, тоже, только часто боятся разводить грязь или намокнуть. Но, если на минутку перестать много думать, а просто взять бутылку с водой, и в жаркий летний день устроить с ребенком беспощадное обливание, гарантирую шикарные воспоминания и чудесно проведенное время!

Бывает, что есть возможность летом на даче или на пляже устроить мини-бассейн, и веселиться в жаркие дни там — это чудесно! Но если такой возможности нет, то не значит, что лето может пройти без воды и обливаний. Пригодятся небольшие воздушные шарики, наполненные водой. Для разогрева можно устроить игру с метанием шариков с водой в небольшие ведерки, наблюдая, как шарики смешно разрываются, если не попадают в цель. Или может кто-то отважится ловить водные шарики в ведерко, конечно же, не без риска остаться мокрым. Как вариант — нарисовать на земле мелками мишень, и целиться водными шариками в мишень. А когда вода перестанет быть такой страшной и мокрой, можно просто побросаться шариками друг в друга. Весело и для маленьких, и для больших компаний.

Осенью в дождливую погоду, вооружившись резиновыми сапогами и зонтами, выбегаем на улицу, и прямиком несемся в лужи! Давно так делали? Очень поднимает настроение в серый осенний или солнечный весенний день!

А с весны по осень в пруду или в ручье после дождя так и просятся в путешествие кораблики. Из чего сделать кораблики? Можно провести целое исследование дома в ванной, чтобы смело отправляться на улицу на запуск флотилии. Пенопластовые кораблики с бумажными парусами, скорлупа от грецких орехов с листиками-парусами, или простые бумажные кораблики — какой из них окажется быстрее и прочнее? Отличный повод проверить. Только не забывайте вылавливать флотилию из ручьев, чтобы не засорять водный путь для других исследователей.

Что еще можно исследовать в воде? Помните игру Винни Пуха? С одной стороны моста она с друзьями бросал шишки или палочки, а с другой стороны моста, ждал, когда они появятся, чтобы увидеть, чья палочка или шишка приплывет быстрее.

Нет поблизости моста? Не беда! На прогулке возле озера можно покормить семейство уток, поискать мальков или головастиков. Кстати, отличный шанс поговорить о том, кто как появляется на свет — головастики и мальки из икринок, утята из яиц.

Часть 3. Рисунок и строительство на природе.

Палки, ветки, камни и просто ноги или пальцы — отличные художественные средства в условиях прогулки. Что с ними можно сделать:

— рисовать и угадывать: по очереди рисовать палкой на земле и давать друг другу угадать, что это нарисованное;

— рисовать контур: вы еще не пробовали рисовать тень? это так интересно! можно просто обрисовывать тень друг друга, а можно принимать разные позы и формы, и обрисовывать контур получившейся тени;

— строить башню из камушков: отличное занятие на познание баланса

— строить домик из веток: стоит только прислонить ветки к дереву, а потом друг к другу. Помните, как Мама Му строила домик?

— рисовать на дорожке разные фигуры, и давать задания: например, на круге нужно подпрыгнуть, на квадрате покрутиться, на волне присесть или попрыгать на одной ноге. Вариантов множество!

Часть 4. С песней веселей.

Если нужно куда-то далеко идти, то самое старое и проверенное средство скоротать время — это петь. Песня поднимает настроение, песни мы передаем из поколение в поколение, в песнях мы учимся. Мама поет крохе, качая ее на ручках, или мама с ребенком поют вместе, идя друг с другом за ручку. Песня объединяет.

А если петь песни на другом языке — это прогулка и занятие языком одновременно. Что петь? Да что угодно! Все, к чему душа лежит.

Или поиграть в песни. Например, один поет фразу из песни, и эта фраза заканчивается на каком-то слове, значит следующий играющий поет песню, которая начинается с этого слова. Для этой игры, конечно, нужно знать много разных песен. Но для компании из минимум трех человек, очень интересное занятие. Хорошо, что существует много песен!

Не хочется петь? Тогда есть много игр со словами: игры в слова, в каламбуры, в загадки, в слова наоборот. Или может, затеять игру в пословицы и поговорки? Мешок народной мудрости по дороге домой еще никому не мешал 🙂

Часть 5. Мелки зимой и летом.

Как-то в парке на прогулке мы с дочкой рисовали обычные классики. К нам подошла бабушка с внучкой. Бабушка бодренько сняла свои туфли на каблуках, и стала прыгать вместе с нами на одной ножке. Она за час показала нам не одну игру из своего детства, мы прекрасно провели вместе время. А когда мы расходились по домам, бабушка задорно вытерла свои руки, которые были все в меле, об свой выглаженный костюмчик, взяла за ручку внучку, и весело с ней попрыгала к дому.

С этого момента я поняла, что ни возраст, ни пол, ни одежда — не имеют значения, чтобы весело проводить с ребенком время!

Зато какие будут на всю жизнь воспоминания! А искренне весело проведенное время с ребенком очень помогает взрослому расслабиться, разбудить спящего внутри себя ребенка, и немного позитивнее взглянуть на мир.

Игра 1. Сказка в 10 частях.

Нарисуйте 10 больших квадратов, с длиной стороны не меньше метра. Вспомните свою любимую сказку. Поделите сказку на 10 частей, и нарисуйте каждую часть в своем “окошке”. Развиваем логику, речь и художественные навыки.

Поверьте, вам тоже захочется выпросить себе окошко и нарисовать там свою часть на огромном поле. И еще и прохожие подключатся!

Игра 2. Пропрыгай слово.

Нарисуйте квадрат 3х3 клеточек. В каждую напишите по три буквы алфавита, как на клавиатуре телефона: АБВ, ГДЕ, ЖЗИ, КЛМ, …

Суть игры в том, чтобы загадывать по очереди друг другу слова, которые нужно “пропрыгать” по клеточкам. Как вариант — игрок сам себе загадывает слово, пропрыгивает его, а второй игрок отгадывает, что это было за слово. Развиваем логику, знание букв и икроножные мышцы 😉

Игра 3. Угадай следы зверей.

Игра для двух команд, в которых может и быть от одного человека. Нарисуйте столбики для каждой команды по 5-10 клеточек. По команде, игроки начинают рисовать в клеточках следы зверей. Когда игроки заполнят все клеточки следами, их команды должны будут еще угадать, чей это след. Если в команде по одному игроку, то игрок угадывает следы, нарисованные другим игроком.

Игра 4. Нарисуй мне крылья.

Игра, в которой придется разложиться на асфальте. Конечно, асфальт должен быть чистый, сухой и теплый. А еще асфальт может быть плиткой. Если такое место найдено, то можно смело укладываться на него, и позволять своему ребенку дорисовать себе все, что позволит ему фантазия. Каждый ребенок рад изобразить из своего родителя бабочку, пчелку, цветочек. А может, и полноценная история с мамой в главной роли придет в голову ребенку?

А потом меняться! Рисовать вокруг своего ребенка, и не забыть сфотографировать получившуюся картину, чтобы ребенок мог увидеть результат творчества!

Игра 5. Игра-ходилка.

Нарисовать на асфальте обычную игру-ходилку. Красным закрасить кружки, на которых нужно пропускать ход, желтым — те, на которых нужно делать два хода подряд, не забыть добавить стрелочки и переходы в разные места. Не хватает большого кубика? Не беда! Возьмите картонную коробку с длиной ребра 10-15 см, согните из нее кубик. Обмотайте скотчем, обклейте его креп-бумагой в несколько слоев, дайте просохнуть. Перманентным черным маркером добавьте точки на гранях вашей свежесклеянной игральной кости, помня, что сумма точек на противоположных гранях должна равняться 7.

Игра 6. Метание водяных шариков.

Чудесная летняя игра! Возьмите с собой 20-30 шариков, наполненных водой. Только размер водяных шариков должен с кулак. Теперь мелками нарисуйте радугу. За метр до радуги нарисуйте стартовую линию. Станьте на линию, и бросайте водяные шарики в радугу с целью смыть ее с асфальта.

Игра 7. День одного цвета.

Если вы выходите с ребенком на улицу часто, то для разнообразия, можно каждый день сделать “днем одного цвета”. В понедельник — день красного цвета, во вторник — день оранжевого цвета, в среду — день желтого цвета, и так далее. Сначала развиваем логику и рисуем все, что бывает этого цвета. А потом развиваем фантазию и рисуем все, что не бывает такого цвета.

Игра 8. Твистер.

Нарисуйте на асфальте игровое поле: четыре ряда по 5 кружочков в каждом.

Поочередно: один ряд — красных кружочков, другой — синих. Один игрок становится на игровое поле. Другой игрок рисует рядом круг, размеченный на сектора: правая нога, правая рука, левая нога, левая рука. Для каждой части тела два цвета.

Бросает камушек, и, на какой цвет и для какой части тела попадет, на тот цвет и ту часть тела должен поставить игрок, который находится на поле. Играть можно, пока игрок на поле еще может удержаться, не падая.

Игра 9. Лото.

Приготовить карточки с названиями животных-птиц-мебели-транспорта. Игрок берет карточку, рисует на асфальте то, что написано на карточке. Другой игрок пробует отгадать. Так, по очереди брать карточки, рисовать и отгадывать.

Игра 10. Рисование мелковой грязью.

Это самое большое развлечение летом на улице! Взять бутылку с водой, коробку с цветными мелками. Мелки раздавливать, поливать водой, и это цветной грязью рисовать. Прямо развозя ладошкой по асфальту или плитке.

Мелки можно макать в воду. Можно рисовать на асфальте, а можно рисовать на картоне.

А для тех, кто совсем не боится испачкаться, можно играть с измазанными в мелковой грязи ладошками в салочки.

Часть 6. Пузырей много не бывает.

У вас в сумочке с собой нет бутылочки с мыльными пузырями? Очень полезный предмет! 🙂 Так здорово пускать их, идя по дороге, или стоя на мостике над ручейком. Не раз, глядя на детей, которые пища от удовольствия бегают за мыльными пузырями, думаю о том, сколько может быть радости в одном флакончике.

А можно сделать несколько литров мыльных пузырей, и отправиться с ними на улицу, проводить исследования.

Рецепт стойких мыльных пузырей взят у Стива Спенглера , как и многие идеи касательно того, что можно еще сделать с мыльной пленкой: в 1 стакан дистилированной воды (желательно, отстоянной сутки) влить средство для мытья посуды (3 столовые ложки) и 50 гр глицерина. Судя по моим наблюдениям, средство для мытья посуды должно быть густым, типа бальзама, иначе пузыри получатся очень нестабильными. Но не стоит использовать дезинфецирующее моющее средство. Аккуратно перемешать: так, чтобы не образовывалась пена. И вперед, к исследованиям!


Как проткнуть пленку, чтобы она не лопнула? Если дотронуться до пленки сухим предметом, она лопнет моментально - это происходит всегда, когда мы ловим мыльные пузыри руками или посторонними предметами. Все пробуют поймать мыльный пузырь на палочку, из которой этот пузырь выдувался. А почему он не лопается, многие не задумываются. Для ответа на этот вопрос, проверьте, что случится, если намочить руку в приготовленном мыльном растворе и попробовать поймать пузырь? Получилось? Скорее всего да, потому что мыльная пленка, образованная на ладошке, не разрывает поверхность мыльного пузыря, а дополняет и подпитывает ее: они как-бы срастаются!

Попробуйте поймать мыльный пузырь на смоченную в мыльном растворе палочку или ладошку. А теперь мыльной рукой попробуйте проткнуть пузырь насквозь. Что, не получается? Правильно, и не должно, если, конечно, руки не шершавые, тогда понадобится много пены, чтобы образовать толстый слой пленки, покрывающий шершавость рук.

То же самое можно проделать, если взять форму для печенья, обмакнуть ее в мыльном растворе, и попробовать проткнуть пленку внутри нее насквозь. Сухой предмет разорвет пленку. Смоченный же в мыльном растворе, станет с ней одним целым.

Как сделать из плоской пленки объемный пузырь? Берем формочку для печенья (круглую, квадратную, овальную или в форме мишки - не имеет значения), смачиваем ее в мыльном растворе, и достаем. Когда лишний раствор стечет, внутри формочки можно будет увидеть тонкую мыльную пленку. Теперь берем трубочку. Обычные соломинки не подходят - слишком маленький диаметр выходного отверстия. Нужны или толстые коктейльные трубочки, или мы использовали корпуса фломастеров (вытянуть чернила и колпачки, и получится шикарный инструмент для выдувания пузырей). Смачиваем толстый конец трубочки в растворе, а в тонкий начинаем медленно дуть воздух. Получается пузырь? Хорошо.

Усложняем. Берем нашу формочку для печенья с мыльной пленкой внутри, берем трубочку, смоченную в растворе, подносим трубочку к пленке на формочке максимально близко - до полного контакта, но не протыкая ее насквозь, и начинаем медленно дуть. Пленка начинает расти, наполняться воздухом, и из плоской пленки получается объемный пузырь с формочкой на талии.

А теперь можете проверить, что будет, если на поверхность этого пузыря попробовать вдуть еще один пузырь. Получатся два пузыря рядом или нет? А что теперь будет, если внутрь пузыря вставить трубочку, и начинать вдувать новый пузырь?

Как выдуть мыльный пузырь прямо на ладошке? Погружаем руки в мыльный раствор. Достаем их, выставляем руки в форме жеста «ОК», только отверстие между большим и указательным пальцами не должно превышать 1 см в диаметре. Есть там мыльная пленка? Если нет, пробуем еще раз, сжимая отверстие между пальцами до минимума, так, чтобы пленки на пальцах слиплись, а потом медленно раскрываем отверстие. Есть пленка? Хорошо. Медленно начинаем в нее дуть, так, чтобы образующийся пузырь брал мыльную пленку из пены на ладони. С первого раза может не получиться выдуть приличный пузырь. Но тренировки довольно приятные - процесс выдувания мыльного пузыря на ладони невероятно затягивает.

Когда пузырь получится, сжимаем большой и указательный пальцы обратно, перекрывая отверстие, иначе пузырь сдуется обратно (что, кстати, тоже интересно попробовать), и медленно освобождаем указательный палец, полностью открывая ладонь. И вот он. Мыльный пузырь на ладони.

Теперь, когда на ладони получился пузырь, с ним можно экспериментировать: переложить его в другую руку, попробовать его завернуть двумя руками, сделать из него два отдельных пузыря на двух руках.

Но наиболее красивый фокус, мыльный туннель. К ак сделать туннель из мыльных пузырей? В обеих ладонях выдуваем по одному мыльному пузырю. Теперь аккуратно подносим их друг к другу, и наблюдаем за процессом слияния двух пленок, когда одна пленка начинает дополнять другую. Если подносить их друг к другу медленно, то можно будет даже заметить, как они начинают притягиваться, а потом в долю секунды, прилипают одна к другой. Как только пузыри слиплись, медленно раздвигаем ладони друг от друга, выставляя их параллельно. Между ладонями образуется туннель! Этот туннель можно раскачивать вертикально, горизонтально, по кругу, им можно танцевать. Если, конечно, мыльный раствор получился устойчивым.

Попробуйте сближать ладони и отдалять друг от друга. Что будет происходить с туннелем?


Как выдуть огромный мыльный пузырь? Смачиваем в мыльном растворе обе ладони. Переплетаем их так, чтобы участки между большими и указательными пальцами плотно прилегали друг к другу. Начинаем разводить руки, скользя одной вдоль другой, чтобы не разорвать пленку, и в полученное отверстие, диаметром около 2 см, начинаем медленно дуть воздух. Чем больше будет пузырь, тем дальше нужно отводить друг от друга ладони. Главное - не дать пленке разорваться, а подпитывать ее из раствора на ладонях. Дуем, пока не закончится воздух в легких. 🙂

Как сделать квадратный мыльный пузырь? Для этого понадобится специальное приспособление - куб, собранный из пластиковых гладких стержней или трубок. Вершины куба можно закрепить пластиковыми насадками, или связать их друг с другом резинками.

Смачиваем полученный куб в мыльном растворе - погружаем его полностью, если раствора много, или по очереди смачиваем каждую грань. Теперь, если потрясти куб, то пленки притянутся друг к другу, и склеятся в центре куба. Берем трубочку для мыльных пузырей, и медленно выдуваем пузырь над точкой пересечения всех пленок. Как только пузырь коснется пленок, его как будто всосет внутрь. Пленка на мыльном пузыре и на кубе объединится, и будет стремиться занять минимальную площадь вокруг воздушного пузыря. Получился квадратный мыльный пузырь!

Теперь можно попробовать вдуть внутрь него еще один пузырь, или просто вдуть воздух, или даже высосать его, возвращая пленку в исходное состояние. Можно попробовать проткнуть его наскозь, наблюдая за тем, как вслед за смоченной в растворе палочкой тянется пленка, обволакивая ее.

Часть 7. Сколько стоит мороженое?

Чем заняться на детской площадке или на пляже? Есть множество способов чудесно провести время. Я всегда любила сидеть с ребенком в песочнице и перебирать песок, пересыпать его из одного ведерка в другое, тем более, выбор интересных игрушек для песочницы огромен.

Из мокрого песка интересно сидеть и просто делать много разных пасочек, формочек и пирамидок.

Но больше всего детворе нравится примерять на себя взрослые роли. Набирать целые ведра или ладони песка, и представлять, что это мороженое, торт или большущая пицца. Благодаря ребенку, песочница может превратиться в целый ресторан, ведь кругом кроме песка еще столько сокровищ — камушки, палочки, желуди, каштаны. Из этого можно сделать полноценный обед, если постараться 🙂

А, играя в магазин или ресторан, можно не только хорошо провести время и составлять песочные десерты, но и при этом учиться читать, считать и фигурно лепить.

Самое главное при выходе на прогулку — это искреннее желание провести время с ребенком, желание увидеть что-то новое, и радость от каждой прожитой секунды. И тогда новые идеи, игры и затеи будут появляться сами собой. А может, вы о чем-то с самого детства мечтали, и все не было времени это сделать? Есть отличный шанс это сделать!

Не бойтесь исполнять свои мечты и реализовывать идеи! Они приносят много радости!

Хороших и интересных Вам прогулок в любую погоду!

Ирина Бровко,

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»