Исторические головные уборы. История шляпы

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Цель: познакомить детей с историей головного убора, её видами; научить понимать назначение и функции головного убора.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок.

Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в XIV веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, вяленые или плетёные шапки, напоминающие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи – овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.

В XIV веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В XV веке стали носить круглые маленькие шапочки – тюфьи (скуфьи). Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шелком и даже жемчугом(только у монахов они были черными). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К XVI веку в Москве было уже несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было подстричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.

Одним из обычаев, занесенным на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен).

Самым распространенным головным убором оставался клобук , а попросту говоря – колпак . Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы – запоны . Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата. Позже появился науруз (разновидность колпака) – шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В это же время стали носить мурмолки – шапки с плоской, расширенной книзу тульей. На мурмолке были меховые оторочки, похожие на лопасти, которые пристегивались к тулье двумя пуговицами. Шили их из шелка, бархата, парчи. Позднее у простого люда появились – картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки вышли из обихода

С женскими головными уборами разобраться сложнее. Головные уборы на протяжении столетий делились на те, которые носили молодые девушки (молодухи) и замужние женщины. Кроме того, одни головные уборы носили только по будням, другие только по праздникам.

В IX-XIII веках самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повой , или урус . Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи.

Был также и другой головной убор – кика(кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен бисером. Жемчугом или вышивкой.

Еще несколько вариантов головного убора – кокошник, подбрусник (мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетенные в косу волосы), волосник – это связанная крючком сетка для волос. Все это покрывалось сверху шалью.

У молодых девушек с головными уборами дело обстояло проще. До замужества они могли ходить с распущенными или заплетенными в косы волосами. Волосы поддерживал венчик(венец) – узкая металлическая или матерчатая полоска. Которая охватывала лоб, сзади крепилась на затылке. Венчик мог быть расшить бисером, бусами. К нему сбоку подвешивали рязы – нитки бус или жемчуга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Из истории головных уборов»

Цель: познакомить детей с историей головного убора, её видами; научить понимать назначение и функции головного убора.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок.

Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в XIV веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, вяленые или плетёные шапки, напоминающие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи – овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.

В XIV веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В XV веке стали носить круглые маленькие шапочки – тюфьи (скуфьи). Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шелком и даже жемчугом(только у монахов они были черными). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К XVI веку в Москве было уже несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было подстричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.

Одним из обычаев, занесенным на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен).

Самым распространенным головным убором оставался клобук , а попросту говоря – колпак . Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы – запоны . Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата. Позже появился науруз (разновидность колпака) – шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В это же время стали носить мурмолки – шапки с плоской, расширенной книзу тульей. На мурмолке были меховые оторочки, похожие на лопасти, которые пристегивались к тулье двумя пуговицами. Шили их из шелка, бархата, парчи. Позднее у простого люда появились – картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки вышли из обихода

С женскими головными уборами разобраться сложнее. Головные уборы на протяжении столетий делились на те, которые носили молодые девушки (молодухи) и замужние женщины. Кроме того, одни головные уборы носили только по будням, другие только по праздникам.

В IX-XIII веках самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повой , или урус . Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи.

Был также и другой головной убор – кика(кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен бисером. Жемчугом или вышивкой.

Еще несколько вариантов головного убора – кокошник, подбрусник (мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетенные в косу волосы), волосник – это связанная крючком сетка для волос. Все это покрывалось сверху шалью.

У молодых девушек с головными уборами дело обстояло проще. До замужества они могли ходить с распущенными или заплетенными в косы волосами. Волосы поддерживал венчик(венец) – узкая металлическая или матерчатая полоска. Которая охватывала лоб, сзади крепилась на затылке. Венчик мог быть расшить бисером, бусами. К нему сбоку подвешивали рязы – нитки бус или жемчуга.


Последней, завершающей точкой, придающей очарование костюму, являются головные уборы. Они всегда завершают ансамбль одежды. Сто лет назад женщина без шляпы была немыслима.

Венки, сплетенные из цветов и листьев различных растений, были основными украшениями головы у греков. Их носили все сословия. Их надевали на волосы, поверх шерстяной повязки.

Головные уборы в виде широкополой шляпы с низкой широкой тульей («петас») и яйцевидные шапки моряков и рабочих («пилей») носили лишь в непогоду. Их делали из войлока, соломки, кожи. Головными уборами воинов служили петас и бронзовые шлемы, декорированные высоким гребнем из конской гривы, перьев. Женщины Древнего Египта, кроме царицы, головные уборы не носили. Их заменяли парики, украшенные большими диадемами, лентами, венками из цветов, золотыми цепочками, подвесками из самоцветов, стеклянных и керамических глазурованных шариков.

Головной убор царицы представлял собой ястреба, распластавшего крылья (символ богини Исиды), и изготовлялся из золота. Во время официальных церемоний она привязывала плетеную бородку Озириса. Нефертити в период царствования фараона-отступника носила цилиндрический головной убор.

Широко распространенным головным убором всех слоев общества в древней Месопотамии были колпаки-конусы и налобные ленты. Высшие сословия изготовляли их из дорогих материалов и ярко раскрашивали. Царский головной убор состоял из высокого конусообразного колпака, на который надевалась диадема с двумя спускающимися на спину длинными пурпурными вышитыми лентами. Царь-жрец носил цилиндрический, гладкий или украшенный головной убор с накладными сдвоенными рогами по бокам.

Придворные мужчины носили широкий шарф с косичками или вышитую, шириной в ладонь, полоску, украшенную по нижнему краю рядом толстых нитей. Шарф свисал на плечо и лежал наискосок, а другой конец на-брасывался на голову. Придворные надевали и тюрбаны. Солдаты и офицеры носили конусовидные и шаровидные бронзовые шлемы, войлочные шапки.


Более пяти веков (ХI-ХVI вв.) головными уборами мужчин были суконные или войлочные колпаки различной формы, с невысокой полукруглой, конусовидной или, наоборот, с высокой яйцеподобной тульей, украшенные мехом, металлическими накладками, орнаментальными вставками.

В допетровский период мужскими головными уборами были тафья (домашняя круглая шапочка), мурмолка (колпак с меховой оторочкой или отворотами), горлатые шапки (цилиндрический меховой головной убор, расширяющийся кверху). Женщины носили кокошники, чепцы-повойники, высокую кику с подзатыльником. На повойник и кику надевали убрус и крепили его под подбородком. В зимнее время одевали отороченные мехом колпаки, каптуры.

Высота головных уборов в период господства стиля рококо (начало XVII в.) доходила до полутора метров. Они состояли из каркаса, покрытого полосками муслина, лентами, цветами в сочетании с локонами собственных и поддельных волос.

В эпоху ампира носят чепцы и шляпы самых разных форм. Постепенно шляпа вытесняет чепец. Шляпы напоминают мужской головной убор в виде цилиндра, берета, а также становятся популярными вечерние тюрбаны, шлемовидные шляпы.


Модными головными уборами в эпоху бидермейера и романтизма становится мягкая фетровая шляпа (1820 – 1840 г.г.). Однако цилиндр, как классический головной убор, остается в моде.

Появляется также складной цилиндр, который носят скорее как символ – под мышкой. В женской моде соперничали традиционный чепец и шляпа. Победила шляпа, ибо она, даже близкая к чепцу, должна была сохранять сложную прическу. Шляпа сплошь покрыта цветами, лентами, воланами. К вечернему туалету полагался традиционный тюрбан без всяких украшений.

Девичьи головные уборы в России XIX в. имели форму обруча, украшенного бисером, бусами, золотым шитьем.

Во многих местностях носили платок из фабричной ткани, свернутый по диагонали жгутом и завязанный концами на затылке. Его дополняли лентами и цветами.


Во все времена, вплоть до наших дней, головные уборы были связаны с сословными различиями. К примеру, двойная шапка египетского фараона была символом власти. Белая войлочная шапка с черными полями – привилегия ханов в Средней Азии. Цвет и конструкция ее ассоциировались с белыми заснеженными горами и черной землей долин, подвластным ханам. Шляпы французских дворян венчались перьями: у князей и герцогов их было семь, у графов – пять, у баронов – три, у остальных – одно. У церковных служителей также существовали различия в головных уборах: у аббата – черная шляпа с тремя кистями, у епископа – с шестью, а на зеленой шапке архиепископа было десять кистей.

Таким образом, происхождение головных уборов восходит к очень давним временам, когда люди «убирали» свои головы. Обратимся к изображениям богов и увидим, что Юпитер был увенчан дубовым венком, Плутон – кипарисовым, богиня ремесел, искусств и государственной мудрости Минерва – оливковым, бог Бахус – венком из винограда и хмеля. И у простых смертных венки тоже были разные. Осужденные «награждались» венками из колючего терновника, обманщики и доносчики – из растения «медвежья лапа», а за особые заслуги на голову надевали лавровый венок.

Нынешняя мода дает простор творческому подходу к выбору головных уборов. Шапочки и шляпы, береты и жокейки, платки и шарфы можно подобрать если не в магазине, то в ателье на любой вкус. Выбор материалов для них широк и разнообразен: фетр и войлокообразные материалы, ткани – репс, велюр, пике, бархат; трикотаж; натуральные и искусственные меха и кожи; химические мононити, древесная стружка, ленты, искусственные цветы, перо, шнур, пленочные материалы. Их сшивают из выкроенных деталей тканей, трикотажа, отформовывают из войлочных материалов или тканей путем влажно-тепловой обработки на прессформе, вяжут из пряжи и нитей, плетут из соломки, шнура, склеивают из полимерных материалов. Об истории отдельных видов головных уборов см. соответствующие статьи.

На протяжении нескольких веков женщины и шляпы были неразлучны. Ещё сто лет назад появление дамы в публичном месте без головного убора могло вызвать негодование общественности. Теперь же мода на шляпки постепенно сходит на нет. Всё чаще их можно увидеть на Королевских скачках в Великобритании и на морском побережье. Однако это не повод забывать об одном из самых значимых женских головных уборов. Сегодня я хочу рассказать об истории возникновения шляпок и о том, как они менялись с течением времени.

Первые шляпы в истории
Точно установить, когда появились головные уборы, внешне напоминающие современные шляпы не представляется возможным. Однако в Греции ходит легенда о том, что шляпу людям подарил древнегреческий бог Гермес. Так он хотел защитить людей от солнечных лучей. Эта была самая простая модель – тулья и широкие поля. Позднее эта конструкция стала основой всех видов шляп.

А мексиканцы верят в предание о том, что богиня Сикомеайя спустилась с неба с кучей шляп в руках и раздала их людям. Видов шляп было всего три:
- для тех, кто работает на полях;
- для женщин;
- для заговорщиков.

Средние века – рассвет шляпного искусства
Довольно продолжительное время шляпы для мужчин и женщин были практически одинаковыми. В корне ситуация изменилась. Прообразом современных шляп историки моды считают геннин . Он появился в 14 веке. Каркас этого головного убора изготавливали из плотной бумаги или накрахмаленного полотна. Потом заготовку обтягивали парчой, бархатом или атласом. Историки утверждают, что гиннины которые носили принцесс того времени были до 1 метра высотой. Спереди на него прикрепляли вуаль, которая закрывала лицо. Волосы, которые выбивались из-под головного убора, чаще всего сбривали, оставляя треугольник посередине лба.


В 15-16 веках в моду вошли шляпы из соломы. Ближе к 16 веку женщины стали носить шляпы из фетра. Фасон изделий был перенят у мужчин. В качестве декора средневековые модницы использовали перья, драгоценные камни, ленты, мех. Кстати широкие поля на шляпах появились не случайно. В 16 веке помои выливали на улицу прямо из окон. Чтобы ненароком нечистоты не попали на голову или на лицо и были придуманы широкополые шляпы.

Наряду со шляпами в это же время модницы стали носить на голове персидские тюрбаны. Как правило, они были очень ярких цветов. Декорировали их драгоценными камнями и перьями птиц. Также в 16 веке впервые появляются чепцы, которые в дальнейшем стали прообразом огромного количества моделей шляпок. Изначально их применяли для защиты волос от воды при купании. Благодаря чепцу на свет появились береты, шляпы ток и модели схожие с цилиндрами. Впоследствии они стали прародителями цилиндров.


Шляпы в 17-18 веках
В это время начинается рассвет шляпной моды. В 17 веке Франция становится столицей мод. Король Людовик XIV ввёл в моду высокие широкополые фетровые шляпы. Писком моды считались головные уборы, украшенные лисьим хвостом. Также в это время популярностью стали пользоваться треуголки. В начале 18 века в моде были маленькие круглые шляпки-токи и аккуратные чепцы. Но в середине столетия ситуация коренным способом меняется.

В 18 веке шляпы становятся дополнением к парикам. Именно они и определяли способы ношения головных уборов. Шляпы для удобства носили с очень сильным наклоном вперёд. Шляпы 18 века – это шедевры дизайнерской мысли. Аристократки украшали свои головы цветочными клумбами, кораблями и райскими садами с птицами. Механики разрабатывали механизмы, которые устанавливали внутрь шляпки и они заставляли вращаться цветы и летать птичек которые располагались на ней.


19 век – никуда без шляпы
В 19 веке шляпа - это неотъемлемым атрибутом костюма.
В начале 19-го столетия дамы продолжали носить шляпки-токи. Для их украшения использовались живые цветы, ленты, перья. Также весьма популярной стала шляпка Шуте (Schute). Чаще всего её делали из соломы. Внешне этот головной убор напоминает чепец с широкими полями. Она стала популярной благодаря тому, что её часто использовали в театральных постановках в качестве реквизита.

В дополнение ко всему 19 век подарил нам женский вариант цилиндра. От мужской версии он отличался высотой тульи и отделкой.

Век 20 – шляпы и элегантность

20-ый век – время революций. Повсеместно стали бороться с буржуазией, ну и, конечно же, со шляпами. В обиход были введены косынки, но они не очень прижились среди дам. Шляпы очень быстро вернулись на своё законное место. Правда, модели теперь стали более лаконичными, а декоративных элементов стало гораздо меньше.
Одной из самых популярных моделей стала шляпа-клош. Изготавливали их из самых разных материалов. Украшали их платками, перьями, бисером, брошками. Не сдавали свои позиции и соломенные шляпки. Именно в 20-м веке впервые появилась тенденция подбирать под цвет шляпы перчатки, туфли и сумочку.



Во время войны шляпы отдали пальму первенства шалям и платкам. А в послевоенный период очень модными были шляпы тамбурин. Украшали их бантами, вуалетками и атласными лентами.

В шестидесятые годы появились шляпки-таблетки. Моду на них ввела первая леди США – Жаклин Кеннеди.

Фото:
LiveInternet
Ярмарка Мастеров
Diary.ru
Colors.life

История головного убора

Нет предела разнообразию того, что люди в разных уголках мира водружают себе на голову — от легких шапочек, закрывающих только темя, до громоздких уборов чуть ли не в метр высотой. Объединяет их лишь одно — все они служат не только защитой от холода и солнца, но и показателем статуса своего обладателя .
Когда и кто первым надел головной убор, можно определить лишь примерно. С окончанием ледникового периода людям, избравшим местом жительства север, пришлось придумывать защиту от холода и ветра. Наряду с шубами и накидками появились меховой капюшон и шапка-малахай. Тогда же степные кочевники создали войлочный колпак с наушниками - прототип знаменитого русского треуха или шапки-ушанки. У жителей южных стран была другая проблема — жаркое солнце, от которого спасали шляпы с широкими полями. Первой такой шляпой стал греческий петасос, который, согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света. Азия изобрела другой фасон — маленькую шапочку, закрывающую лишь темя, тюбетейку и кипу.
Но задолго до всего этого головные уборы выполняли другие задачи, например, удерживали волосы, которые нельзя было остригать как источник силы (у мужчин) или плодородия (у женщин). Отросшие волосы мешали видеть, есть и работать, а порой и угрожали жизни, как это было с библейским Авессаломом, который, убегая от погони, запутался волосами в ветвях дерева. Поэтому их начали стягивать в узел, заплетать в косы, склеивать в причудливые прически, украшенные бусами, ракушками и перьями. Первые головные уборы были сделаны из собственных волос, подобные и сейчас существуют у нуэров и лангов Южного Судана . Высота их достигает полуметра, а вес — нескольких килограммов. С появлением ткани стали скреплять волосы лобной повязкой или платком, а бедуины Аравии соединили и то и другое, придумав исключительно удобную в условиях пустыни куфию. Дальше к востоку платок превратился в многослойный тюрбан, или чалму.

По другому пути шло развитие головных уборов в Древнем Египте, где шапки по-прежнему делались из волос, но только чужих. Все египтяне и египтянки, кроме рабов, брили головы, а из отходов делали парики, которые на ночь снимали — гигиенично и удобно. Правда, жрецы парики не носили, а фараон вместо него надевал клафт - бело-голубой полосатый платок, символ власти. Была у него и настоящая корона, сделанная из тыквы-горлянки, предтеча всех последующих корон, венцов и тиар. Во все века их старались делать более дорогими и громоздкими, короли и особенно королевы порой буквально теряли сознание от тяжести этих драгоценных «шапок». Так случилось с королевой Викторией, когда ей во время коронации в 1838 году водрузили на голову золотую корону весом семь килограммов. Кстати, русская шапка Мономаха, изготовленная в XV веке, весит всего 698 граммов, хотя ее украшают более 6о драгоценных камней и соболья опушка.
Египтяне изобрели и другую функцию головных уборов - определять место их носителя в табели о рангах . Вельможи фараона сообразно своему статусу украшали парики яркими перьями и самоцветами. Позже китайский император уже официально присваивал своим придворным право носить на шапке перья павлина, жемчужины, шарики из нефрита и коралла, чтобы важную персону было видно издалека. Индейцы Северной Америки гордились не придворным рангом, а числом снятых скальпов, которое определяло количество воткнутых в волосы орлиных перьев. Правда, вожди, независимо от своей храбрости, надевали целый перьевой венок - тот самый, что сегодня продается в любой сувенирной лавке американского Запада. Убор символизировал Солнце, а также, как считалось, защищал от стрел и даже от пуль, правда, в войнах с бледнолицыми индейцы быстро убедились, что это не так.
У некоторых племен орлиные перья заменялись рогами бизона, а у семинолов Флориды - шапкой из кожи крокодила. В Африке вожди украшали голову ермолкой из шкуры леопарда, на Гавайях — шапкой из перышек красного кардинала, в Новой Гвинее - перьями райской птицы. Были и менее эстетичные головные уборы. Воины разных народов носили маски, сделанные из снятой с головы кожи или черепа убитого животного, от которых, по преданиям, они вели свой род (например, волка, медведя или льва). Тем самым воины не только обеспечивали себе связь с предками, но и запугивали врагов оскаленными мордами хищников. В дальнейшем изображения этих животных начали делать из металла, дополнительно защищая голову от удара. Так появился шлем, превратившийся позже в солдатскую каску, — еще один головной убор, востребованный, к сожалению, и в наше время .
Не так-то легко, особенно в бою, носить на голове череп быка, да еще с рогами. Но не легче и священнослужителям разных религий, например тибетским монахам, носящим войлочные шапки высотой до метра. По цвету шапок различаются буддийские секты, в том числе желтошапочная гелугпа, к которой принадлежит далай-лама. В исламе зеленую чалму носят только паломники, побывавшие в священной Мекке, а у сикхов тюрбан (обычно синего цвета) — непременный признак мужчины, наряду с гребнем и кинжалом. В Средней Азии по узору тюбетейки еще недавно можно было определить не только национальность человека, но и область, из которой он приехал. Есть народы, тесно связанные в массовом сознании со своими головными уборами. К примеру, вьетнамца обычно изображают в конусовидной соломенной шляпе, араба — в куфии, турка — в феске. Хотя на самом деле феска родилась в Марокко, а туркам запрещено носить эти круглые шапочки со времен основателя республики Ататюрка. И если киргизский колпак или грузинская сванка легки и удобны, то национальный убор индийской народности нага, похожий на индейский - с перьями и рогами, весит до восьми килограммов.
Однако первое место по тяжести прочно удерживают женские головные уборы, особенно свадебные . У народа гереро в Намибии женщины надевали на свадьбу кожаный шлем, увешанный спадающими до пят бусами из раковин и слоновой кости, — все это весило до 10 килограммов. Не меньше был вес двурогих шапок монгольских невест и казахских саукеле - высоких войлочных тиар, щедро украшенных серебром, жемчугом и кораллами. Высота их достигала 70 сантиметров, а стоили они дороже сотни лошадей — при том, что их надевали всего один раз и никогда не передавали другим, чтобы не отдать вместе с ними свое счастье. Китаянки, обычно не носившие головных уборов, на свадьбу надевали «фениксову шапку» из шелка, расшитого золотыми фениксами и драконами. Не менее колоритны уборы невест у народностей Южного Китая — ли и чжуанов — большие шляпы-венцы, украшенные бумажными цветами, монетами и колокольчиками. Их носили и после свадьбы; по мелодичному звону муж всегда мог догадаться, где находится его благоверная.
На Руси свадебный венец с лентами был легким, зато головные уборы замужней женщины отличались тяжестью, а главное, носились постоянно - появиться на людях без них, опростоволоситься, считалось позором . Уборов было великое множество: высокие кокошники, островерхие шишаки, рогатые кики, сороки в форме каблука. Их украшали жемчугом, бисером, цветным стеклом, а то и драгоценными камнями. Чем богаче была женщина, тем тяжелее и выше делали ее головной убор. Впрочем, у мужчин было то же самое — бояре гордились своими «горлатными» шапками высотой в полметра.
Кавказские горцы старались перещеголять друг друга высотой папах, мексиканцы - шириной полей сомбреро. А в средневековой Франции знатность дам определяла высота их эннена — высокого колпака с вуалью. Эннены делали из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Мужчины в ту эпоху носили внушительных размеров бархатный берет, украшенный жемчугом и страусовыми перьями.
На смену берету пришли треуголка, цилиндр, боливар, а сменившая эннен дамская шляпка стала настоящей царицей моды. Еще в XVIII веке шляпы парижских модниц стали если не самыми тяжелыми, то уж наверняка самыми громоздкими головными уборами за всю историю . Отпуская на волю фантазию, их обладательницы носили на своих прелестных головках корабли под всеми парусами, многобашенные замки и целые композиции наподобие «Изгнания Адама и Евы из рая». Часто все это великолепие помещалось не на шляпах, а на громадных пудренных париках. Не раз накануне бала слугам приходилось срочно расширять парадные двери, иначе дамы с громоздкими прическами просто не смогли бы туда войти. В следующем столетии нравы стали скромнее, но любое светское мероприятие все равно превращалось в состязание модных шляпок. Их было бесчисленное множество - чепцы, тюрбаны, маленькие «токи» с перьями-эгретами, крохотные «биби» и алые мушкетерские береты (в таком блистала на балу Татьяна Ларина). Мужчины были куда скромнее: цилиндры, котелки, а на отдыхе — соломенные канотье. Западная мода проникла в самые отдаленные уголки мира, правда, в довольно неожиданных сочетаниях . Например, цилиндры, расшитые бисером, приобрели популярность у африканских вождей, а индеанки аймара в Боливии до сих пор носят такие же черные котелки, как лондонские клерки.
Мы считаем, что мода двадцать первого века самая быстроногая: цвета, фасоны, ткани меняются каждый сезон. Но, оказывается, в начале девятнадцатого века женская шляпка могла сменить фасон тридцать раз за один сезон! Если бы платья претерпевали такие же головокружительные изменения, ни женским портным, ни кошелькам мужей было бы за такой модой не угнаться. Сделать шляпку по болванке, преобразив ее модным атрибутом, удлинив или укоротив поля, было все же проще и намного быстрее.
В середине девятнадцатого столетия наблюдается расцвет шляпного искусства, перенятого модистками у мастеров шляпных дел, мужчин . Шляпа классической формы с полями пришла к нам безусловно из мужского гардероба. К концу девятнадцатого века она стала уступать свое место разнообразным необычным фасонам, а потом опять вернулась. Коко Шанель на мужской шляпе загнула побольше поля по всей окружности и оживила цветами, лентами и пряжками.
Русские дамы любили шляпы и шляпные магазины. Вот как иронизирует над страстью к шляпной моде Тэффи: «Самый центр, самый пульс жизни представляют шляпные магазины, где перья, птицы, цветы, ленты и еще многое, „чему названья нет“, вертится, поднимается, опускается, примеряется. Странные шляпки бывают на белом свете. Иная, посмотришь, шляпа, а вглядись в нее — целая трагедия: на отогнутых полях, конвульсивно подняв лапы, беспомощно раскрыв клюв, умирает какая-нибудь белая или желтая птица. А тут же рядом, „сияя наглой красотой“, расцветает букет гвоздики».
Шляпное искусство в Европе продолжает процветать и удивлять публику. Но на наших улицах женщина в шляпе — экзотическая птица. Надеть настоящую шляпу, а не бейсболку или простенькую нашлепку из соломы от солнца, может позволить себе только женщина с безупречным вкусом . Если вы все же решили надеть шляпу, следует знать, что маленькие поля не способны украсить женщину небольшого роста с округлым овалом лица. Ей нужны поля пошире. А ковбойская шляпа подходит и пышечкам, и дамам высокого роста, но не непременно скуластеньким. Вообще женщинам почему-то чисто мужские шляпы идут даже больше, чем женские, украшенные цветами и прочей нежной атрибутикой.
Суть самой распространенной мужской шляпы, ковбойской, совсем не в том, чтобы придать бравый вид или показать его социальный статус. Это обязательная часть костюма ковбоя, иными словами, пастуха. Она защищала его голову от дождя и снега, спасала на скаку от хлещущих веток, служила хлыстом, котелком для воды и помогала раздувать костер. Вдруг эти знания вам, рискнувшим надеть ковбойскую шляпу, когда-нибудь пригодятся?
За многие тысячелетия человеческой истории головным уборам приходилось быть и предметами сугубо практическими, и символическими, и комическими, и патриотическими, шутовскими и политическими. Их то преследовали, а то надолго предавали забвению. Редко какая другая деталь одежды выражала с такой силой дух времени, вкусы и представления людей и особенно их социальное положение и социальные претензии .
Если в древности головной убор являлся символом положения человека в обществе, то сегодня это просто необходимая деталь нашего гардероба, которая может быть красивой и приятной. Она, как мы выяснили, имеет длительную и интересную историю происхождения.

Слово «шляпа» с немецкого переводится как «головной убор, сохраняющий устойчивую форму». Действительно, с течением времени шляпа кардинально не меняла свои основные составляющие: донышко, тулью и поля. Этот предмета гардероба имеет богатую историю: шляпку то боготворили и были готовы тратить на нее огромные деньги, то отказывались полностью в сложные времена истории человечества, ограничиваясь косынкой. Однако, всегда шляпка была символом женственности, придавала ее обладательнице шарм и загадочность.

В наши дня с каждым годом увеличивается шляпный интерес, дизайнеры лучших домов моды делают в своих коллекциях акцент на оригинальных шляпках, для изготовления которых используются разнообразные материалы: соломка, кожа, мех, ткань, фетр.

Шляпы во время и после Второй мировой войны

Во время следующей мировой войны снова становится не до шляп. Тем не менее головной убор сохранялся, самым популярным был платок. Тот небольшой объем шляпок, который продолжал продаваться в Англии разрешено было реализовывать только лысым дамам – по причине нехватки материалов для производства.

После окончания войны женщины, уставшие от мужских костюмов и грубых нарядов, вновь стремятся к моде, изяществу, женственности. Снова в моду возвращаются миниатюрные шляпки, которые сопровождаются перчатками и сумочками.

В 60-е годы на популярность шляпок влияет высший свет и Голливуд: в ходу знаменитые шляпки-таблетки, которые часто носила Жаклин Кеннеди и изысканные шляпки Одри Хепберн.

В 80-е модно стало делать прически с помощью начеса, и от шляпок и вовсе практически отказались. Зато происходит расцвет спортивной моды, и на замену им приходят бейсболки. Благодаря во многом принцессе Диане и королеве Англии, которые обожали различного вида шляпки, интерес к этому предмету гардероба сохранялся, но не был значительным.

Самые популярные шляпы современности

Однако, в 21 веке интерес к шляпному делу снова вернулся как в женской моде, так и в мужской. Коллекции именитых домов моды таких, как Диор, Ланвин, Гермес, Армани пополнили белые, черные и цветные модели.

Самыми популярными моделями шляп сегодня являются несколько, о которых стоит сказать отдельно:

  • Федора – считается царицей всех головных уборов, пользуется популярностью не только мужчин, но и женщин. Она была изобретена в 1880-х годах, изготавливается из фетра, обвивается атласной лентой один раз. Поля шляпы можно регулировать по высоте. На тулье находятся три вмятины. Федора была любимой шляпой Майкла Джексона

  • Панама - похоже на федору, но изготавливается не из фетра, а из переработанной бумаги. К любителям таких шляп относится Мадонна и Шон Коннери

  • Шляпа Трилби – в 60-х годах ее носили мужчины, затем ее надели музыканты джазовых концертов. Традиционно в такой шляпе появляются на английских скачках. Такие шляпы носят: Кейт Мосс и Френк Синатра

  • Широкая шляпа – создается из любых материалов, используется как для светских мероприятий, так и для пляжного отдыха. Пример: Мерлин Монро и Ванесса Хадженс

  • Клош – расцвет популярности этой модели в 1920-х, имеет форму колокольчика. Пример: Анджелина Джоли в фильме «Подмена»

  • Котелок – раньше его носили только мужчины, сейчас пользуются большой любовью у женщин. Пример: Чарли Чапли, Мадонна

Самые дорогие шляпы в мире

Шляпка любви: Луи Мариетт, дизайнер из Франции, специализирующийся на создании эксклюзивных шляп для звездных персон, изготовил шляпку стоимостью в 2,7 миллиона долларов из платины и бриллиантов. Как признался Луи, вдхновением для него послужили образы плюща и колокольчика. К сожалению коллекционеров, к продаже такая шляпка не предназначена.

"Шляпка любви" оценена в 2,7 миллиона долларов

Шляпа под названием «Глубокое голубое море» является настоящим произведением искусства. Его дизайнер Энн Мари Вилетт использовала для этого изделия 26 опалов, их общий вес составляет 1 447 каратов, а стоимость достигает 200 тысяч долларов.

Шляпа "Глубокое голубое море"

Шляпка для скачек: Royal Ascot – самые известные английские скачки. Более того, также это место считается скоплением лучших в Мире шляпок, куда дамы со всего мира съезжаются, чтобы покрасоваться. Продолжительность скачек – 5 дней, и в каждый день на скачки нужно приходить в новой шляпке.

  • В Мехико полицейские охраняют центр города в традиционных сомбреро и национальных костюмах
  • В Швеции в 18 веке было две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые выступали за политику Франции, второе – России
  • Устойчивое выражение «безумный, как шляпник» сформировалось на реальных исторических фактах: дело в том, что при обработке меха шляпник использовал вредные химические элементы, которые негативно сказывались на работе мозга. Это приводило к слабоумию и галлюцинациям
  • Считалось, что если королевскую шляпку примерит человек некоролевской крови, то он умрет от мучительной смерти
  • В 19 веке дамы носили шляпки с прикрепленными искусственными локонами, но на самом деле под шляпой волосы не укладывались вообще никак
  • Выражение «эх ты, шляпа» возникло от военных, которые по головному убору называли гражданских

Фильм о производстве шляп



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»