Контраст дополнительных цветов. Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Они расположенные на противоположных концах спектрального круга тона называются дополнительными. Вот основные пары дополнительных цветов:

Желтый и фиолетовый,

Оранжевый и синий,

Красный и зелено-голубой,

Пурпурный и желто-зеленый.

Если смешивать в равных количествах дополнительные цвета, то они становятся сероватыми, малонасыщенными , как бы погашая друг друга.

Внутри основного цветового круга расположены три концентрических круга, в которых помещены цвета, полученные от смешения в различных пропорциях двух дополнительных цветов. Проследим, например, что, получается, от смеси желтого и фиолетового, Как основу смеси сначала берем желтый цвет и начинаем постепенно добавлять к нему фиолетовый. Сначала у нас получается светло-золотистый цвет, т. е. желтый стал темнее и несколько потерял свою насыщенность. По мере увеличения доли фиолетового желтый теряет свою насыщенность и в центре круга приближается к серому ахроматическому.

Подобное явление наблюдается при смешении любой пары дополнительных цветов. Из приведенного примера можно сделать вывод, что при смешении дополнительных цветов невозможно получить новый чистый насыщенный цвет, а всякая, даже незначительная примесь дополнительного цвета к основному снижает его насыщенность.

Это свойство дополнительных цветов важно учитывать в тех случаях, когда необходимо получить какой-либо приглушенный или так называемый мягкий цвет. И в самом деле, все цвета, расположенные на таблице во внутренних концентрических кругах, полученные от смеси дополнительных цветов в различных пропорциях, дают серию привлекательных по тону малонасыщенных цветов. Этот прием существенно обогащает палитру художника,

Существуют три способа смешения цветов: механический, при котором новый цвет, получается, от перемешивания двух или более цветов, оптический способ (лессировка), при котором цвета, будучи наложены прозрачным слоем один на другой, дают новый цвет, и пространственный, когда цвета, располагаясь на поверхности в виде мелких точек, орнаментальных форм или полосок, создают при восприятии на расстоянии ощущение нового цвета. Эти способы применяются при колорировании текстильных изделий: первый и второй - в росписи тканей, третий - в ткачестве и ковроделии,

Пользуясь этими способами смешения цветов, можно практически беспредельно расширить палитруЧасто, добиваясь того или иного цветового тона, мы получаем нежелательный оттенок, например красного или зеленого (чаще всего при получении золотистого или серого тона). В этом случае, используя свойства дополнительных цветов, можно избавиться от красного оттенка добавлением небольшого количества зеленого, и наоборот.

Есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания. Наоборот, с помощью них можно составить все остальные оттенки и цвета. Это красный, желтый и синий цвет, которые принято в живописи называтьосновными.

Если смешать желтый и синий - получится зеленый цвет, желтый и красный - оранжевый, красный и синий - фиолетовый. Эти цвета получаются путем смешивания, поэтому и принято их называтьсоставными цветами . Составлять цвета можно и более, чем из 2 элементов. Так, например, если собрать на палитре все эти три цвета - получится коричневый.
Лучше постепенно вводить зеленый в красный до получения необходимого результата.

Сбоку на рисунке вверху показаны очень интересные комбинации цветов. Этодополнительные цвета . У красного цвета дополнительным будет зеленый, у желтого - фиолетовый, у синего - оранжевый. И наоборот, конечно же.

Если помнить об этих цветах и при рисовании пользоваться этими сочетаниями, то картины получатся более живыми и гармоничными. Только надо помнить, что кроме дополнительных цветов в основном цвете предмета будут присутствовать и рефлексы, которые дают окружающие предметы. а так же многое зависит от освещения и цветовой гаммы картины.

Если провести линию через центр круга, можно определить дополнительные цвета. У цветов есть много отттенков, поэтому и дополнительный цвет надо брать соответственным. Например, желто-желто-зеленому - будет соответствовать красно-красно-синий цвет. Так же необходимо обращать внимание и на насыщенность цветов.

Очень сильно изменение локального цвета видно в тени, отбрасываемой предметом или на нем самом. Здесь всегда будет присутствовать дополнительный цвет, тон темнее локального и синий тон.

Чтобы лучше все понять, хочу показать примеры работ художницы Павловой Марии.Очень четко прослеживается гармония цветов: красный - зеленый, голубой - светло-оранжевый.

Локальный цвет.

Предметный цвет - это объективно присущее предмету свойство, о котором мы знаем, которое всегда помним и которое зрительно воспринимаем в разнообразных условиях. Предметный цвет не без основания некоторые авторы называют «памятным» цветом, ибо действительно наше сознание многие предметы связывает всегда с определенным цветом. На внезапный вопрос - «какого цвета трава?» мы не ответим «оранжевая» или «желтая», хотя она и может быть такой, а скажем - «зеленая». Представление о предметном цвете как цвете, освобожденном от условий восприятия, требует известного напряжения, известной абстрагированности для развитого глаза; оно более естественно и привычно для неразвитого.



Передача предметного цвета всегда была одной из главных задач в работе живописца и зависела от эстетических норм, развития техники живописи, мастерства художника. Мастера Возрождения представляли себе цвет как постоянное и неизменное свойство вещей, которое они выражали одной какой-либо краской, моделированной лишь по светлоте - то есть, затемняя ее черным в тени и высветляя в свету белилами.

Это был один из способов передачи предметного цвета. Другой, появившийся позже, учитывал изменения в цвете предмета, происходящие вследствие изменения структуры поверхности и условий освещения. Здесь мы уже видим различные градации цвета не только по светлоте, но и по цветовому тону. В первом случае принято говорить о локальном цвете, во втором - о живописном. Оба приема, однако, направлены на то, чтобы передать предметный цвет. Когда мы смотрим на снег, написанный таким художником-колористом, как Суриков или Серов, то, пристально вглядываясь, найдем меньше всего белил и вместо того желтые, синие, фиолетовые тона, которые в целом тем не менее воспринимаются нами как белый снег. То же можно показать на примере теней на снегу. У неопытного живописца они воспринимаются как разлитые чернила, у художника-колориста за насыщенной синей краской мы также видим белый снег.

Отказ от предметности цвета наметился уже у неоимпрессионистов, которые, развивая традиции импрессионистов, уже полностью прекратили смешивать краски, считая, что это ослабляет чистоту цвета, лишает его выразительности. На первый план у них выходит самодовлеющая роль краски и цвета; все другие функции отодвигаются назад. Однако цветовое решение у них еще соответствует сюжету, передает эмоциональное состояние и тем самым как-то еще связано с предметом.

Абстракционизм, отказываясь от предметности изображения, порывает с предметным цветом вообще и стремится создать красочные гармонии из пятен абстрактного цвета. Реалистическая живопись, сохраняя предметность цвета, создает свои закономерности цветового строя - не копирует механически природные, но подчиняет их законам художественной логики.

В отличие от предметного локальный цвет есть качество красочного пятна, характеризующегося или полной однородностью цветового тона, или модифицированного только в направлении светлоты. Такое понимание отражается в уже цитированных нами словах Альберти: «Для живописца белое и черное выражают свет и тень, и... все прочие цвета для живописца - как бы материя, к которой он прибавляет больше или меньше тени или света».

Локальный цвет - это раскраска, не учитывающая влияния освещения или учитывающая его ограниченно, только разделением на освещенную и затемненную часть, и не принимающая во внимание взаимодействие рефлексов и контрастов. В силу этого локальные цвета всегда несколько условны.

Локальным цветом мы называем и такую раскраску, когда в изображении не разделяются освещенная и затененная части, когда оно представляет собой плоское красочное пятно.

Локальный цвет не всегда выражает предметный цвет и может заключать в себе условную символическую значимость, как, например, в древнерусской живописи.

Локальный цвет – собственный цвет предмета. Иногда под локальным цветом понимается цвет, обусловленный средой, но без оттенков, взятый общим пятном
Примером работы с локальныйм цветом: Петров-Водкин «Купание красного коня»,иконная живопись итд

ЛОКА́ЛЬНЫЙ ЦВЕТ (франц. local, из лат. localis - "местный"; см. цвет) - цвет, характеризующий окраску предмета без учета внешних воздействий: рефлексов, бликов, светотени. Качества локальности выражают предметность, материальность изображаемой формы. Близко понятию колер. В живописи локальный цвет (вне отношений тепло-холодности) может варьироваться по светлоте, насыщенности (ахроматические градации), но он лишен хроматических нюансов, оттенков (см. дополнительные цвета; идеохроматизм; колорит). Локальные цветовые отношения использовались в античном и средневековом искусстве. Византийские мозаики, книжные миниатюры, средневековые витражи, древнерусские иконы и фрески построены на колорите отдельных, локальных цветовых пятен, иногда почти чистых спектральных цветов. Локальные цвета способствуют их символическому истолкованию. Картины художников Северного Возрождения и итальянского кватроченто представляют собой локально расцвеченные рисунки, в которых основное значение придается "предметности" цвета, контуру и силуэту. В живописи XVI-XVII вв. и в академическом искусстве XVIII-XIX вв. художники также писали преимущественно валёрами. На этом фоне исключениями воспринимаются произведения малых голландцев, некоторые картины художников венецианской школы, а также Рембрандта, П. Рубенса, А. Ватто. Принципиально отказались от локальных цветовых отношений только импрессионисты. Однако в искусстве постимпрессионизма наблюдался частичный возврат к средневековому символизму локальных цветов (см. наби; понт-авенская группа; синтетизм). Локальные цветовые отношения используются в декоративных росписях, монументально-декоративном искусстве, декоративной и прикладной графике.

Теплые и холодные цвета.

В рубрике " Мир цвета 1" мы рассмотрели цветовом круг, состоящий из шести сегментов и поделенный пополам. В одной половине этого круга находятся теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой - холодные (синий, фиолетовый, зеленый).
Всем нам знакомы ассоциации, возникающие при упоминании тех или иных цветовых групп. Красные, желтые и оранжевые цвета - это солнечный свет и огонь, а синие и зеленые - снег и лед, море, небо и лунный свет.
Но тепловая теория цвета вовсе не так однозначна! И в теплой, и в холодной половине цветового круга существуют свои градации тепла и холода.
Прохладные среди теплых и теплые среди холодных.
Возьмем, к примеру, красные цвета. В цветовом круге из 9 сегментов на рисунке внизу есть и горячий, и прохладный красный. Горячий - это кадмии красный, так как он ближе к теплому оранжевому. По сравнению с ним кармин считается условно прохладным, потому что он ближе к холодном фиолетовому цвету.
А теперь обратимся к желтым оттенкам. Кадмий желтый светлый - теплый цвет, он тяготеет к теплому оранжевому. A вот лимонно-желтый считается условно прохладным, так как на цветовом круге он расположен рядом с холодным зеленым.
Вторичные цвета тоже делятся на теплые и холодные. Зеленый считается холодным, так как получается в результате смешивания прохладного желтого и холодного синего. А вот оранжевый - теплый, он представляет собой смесь теплого красного и теплого желтого.
Влияние соседних цветов
Tот или иной цвет может казаться теплым пли холодным в зависимости оттого, какой цвет находится рядом с ним. Это особенно хорошо видно на примере фиолетового, поскольку он промежуточный (смесь холодного синего и теплого красного). Рядом с теплым цветом, к примеру красным, фиолетовый выглядит холодным, а рядом с холодным, скажем синим, - теплым. Поэтому неудивительно, что карминовое пятно на картине, выполнено в холодных тонах, скорее всего, покажется вам горячим.
Применение теплых и холодных цветов
Теорию о теплых и холодных цветах принимают не все, а напрасно. Дело в том, что теплые цвета зрительно приближают изображение, а холодные - отдаляют. Этот эффект художники с успехом используют для передачи трехмерных форм.

Теплые и холодные акварельные краски замечательно передают округлую форму этих двух апельсинов. Одни цвета (красные и оранжевые) выразительно выступают вперед, в то время как другие (синие и зеленые) уходят в глубь рисунка, туда, где форма апельсинов сливается с тенью.
Прищурившись, можно заметить, что теплые и холодные тона отдельно передают трехмерность форм. Обратите внимание, как синий и зеленый цвета создают прохладную тень вокруг ямки в верхней части оранжевого апельсина, расположенного слева.
Убедитесь сами Взгляните на два квадрата внизу.
Теплый красный цвет действительно кажется ближе, а холодный синий - дальше.
Эту особенность цветового восприятия можно использовать при ремонте помещения. Для того чтобы комната казалась уютнее и теплее, выкрасите стены в красный цвет. А если вы хотите прохлады и простора, используйте голубую краску.

7. Рефлексная взаимосвязь.
Отраженный свет, падающий на теневую часть объемной формы, образует рефлекс. По относительной светлоте рефлекс темнее светлой части поверхности, и светлее тени.Если сравнить освещ-ю часть пред-та с его теневыми и полутеневыми участками, то можно увидеть, что они различаются не только по светлоте, по и по цветовому оттенку. Это происходит потому, что отраженный свет, падающий на теневую поверхность, имеет другой спектральный состав. В обыч. зеркале отраж-ся полностью форма и цвет предмета. Отражение в зеркале - это явление рефлекса в чистом виде. Подобно зеркалу, любой предмет отражает окружающие, только эти рефлексы не так заметны. Поэтому цветовую характеристику группы соседствующих предметов, окруженных световоздушной средой, следует понимать как мозаику рефлексов. Яснее всего рефлексы выражены в полутенях и тенях, но присутствуют и на освещенной стороне. Цвет рефлекса зависит от противостоящего цвета. Рефлекс, совпадающий по цвету с цветом предмета, на который он падает, усиливает его цветовую насыщенность, рефлекс противоположного цвета уменьшает ее. Во всех других случаях рефлекс так или иначе изменяет цветовой оттенок поверхности формы.
Чем многообразнее цветовая среда, окружающая предмет, тем многоцветнее рефлексы. Натюрморт из разноцветных предметов, обнаженное тело рядом с яркой тканью имеют разнообразные рефлексы. Чем большей отражательной способностью обладает предмет и чем больше источников отраженного света, тем сильнее чувствуется на нем влияние окружающей среды, тем сложнее его светотень и цветовые рефлексы. На белой поверхности это влияние заметнее, чем па темной; на матовой оно слабее, чем на глянцевой.
Цветные рефлексы возникают и по другой причине. При бинокулярном зрении поверхности, образующие объемпую форму, воспринимаются под разными углами к зрительным осям, поэтому правый и левый глаз видят неодинаковый световой поток, отражаемый той или иной поверхностью. Разница в цвете, видимом правым и левым глазом, настоль-ко велика, что на одном и том же участке поверхности мелькает то один цвет, то другой. Получается своеобразная игра света и цвета. Если смотреть попеременно правым и левым глазом на снежную поляну в солнечный день, легко понять причину световых и цветовых мерцаний, которые возникают при наблюдении картин природы. (В солнеч-ный зимний день снег особенно заметно отражает холодные голубые «небесные» оттенки и дополнительные к ним теплые розовые.) Блеск металла и полированной поверхно-сти - явление того же порядка. Не только гладкие и поли-рованные, но и шероховатые поверхности воспринимаются бинокулярно иначе, чем монокулярно. По этой причине цветная фотография, фиксирующая вид предмета лишь с одной оптической точки, не в состоянии полностью пере-дать естественное зрительное впечатление. Фотографическое изображ-е только частично передает такие фактуры, как бархатистая и шелковистая.

8. Методика ведения длительной постановки в живописи. Разнообразие живописных приемов.
1) Перед началом работы следует осмотреть натуру с разных сторон (индивидуальные особенности) 2) и выбрать такую точку зрения, с которой открывается наилучшие возможности для хорошего композиционного размещения изображения портрета модели. И для более информативного рисунка. 3)компановка 4)конструктивный рисунок 4)тональный рисунок.лепка цветоформы 5)моделировка формы с выявлением колористического единства всей постановки. (Колорит изображения (итал. colorito, от лат. color - краска, цвет) - общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.)
В длительной постановке ставится задача нахождения основных светотеневых отношений между освещенной и теневой частями формы; между головой, шеей с верхней частью туловища, одеждой и фоном.
Во время практических занятий преподаватели ведут беседы и дают пояснения к каждому заданию, а по мере надобности применяют и метод практического показа кистью на студенческих работах. Необходимо отметить, что успешное усвоение живописи возможно только при условии широкого изучения всего круга интересов и проблем, связанных с искусством. Между творческим ростом художника и расширением его культурного уровня имеется прямая зависимость.
Живописные приемы:
Лессировка (от нем. Lasierung - глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze - глазурь, глянец) - техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне.
Гризайль (фр. Grisaille от gris - серый) - вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого
Аляприма – однослойная жи-сь.
Пленэ́р (от фр. en plein air - «на открытом воздухе») - живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях
Пуантилизм - в основе лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы
Пастозность-качество красочного слоя в технике живописи, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски.
Стаффа́ж (нем. Staffage, от staffieren - украшать картины фигурами) - в пейзажной живописи,небольшие фигуры людей и животных изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение.
КАРНАЦИЯ (франц. carnation - телесный цвет - от лат. caro - плоть), живописные приемы, используемые при изображении лица и нагого тела человека.

9. светотень предметов и ее градации
Светотень, распределение светлых и тёмных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением и позволяющее зрительно воспринимать объём и рельеф. В живописи и графике светотень - распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображенный предмет объёмным, окруженным свето-воздушной средой. Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предмета, его фактуры и состояния атмосферы. К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и её теория разрабатывались мастерами Возрождения (особенно Леонардо да Винчи), и с этого времени светотени широко использовалась художниками, в том числе как одно из средств, определяющих эмоциональную выразительность произведений.

Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень. Чтобы еще более четко разделить их, представим цилиндр граненым.
Свет – это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно – блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз).
Блик - элемент светотени; наиболее светлое место на освещенной, поверхности. Обычно это пятно по своей яркости резко отличается от общего тона предмета.

Светотень - ,(фр.Clair-obscur; нем.Helldunkel)градации светлого и темного, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Градациями светотени являются: свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения.

Полутень - элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.

Тень - элемент светотени; наименее освещенные участки в натуре и в изображении. Различают собственные и падающие тени. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета.

Рефлекс – (От лат.Reflexus - отражение)эффект отраженного света, падающего на предмет или на его (затененную) часть от соседних с ним освещенных предметов, от неба и пр. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени.

Падающая тень - тень, отбрасываемая телом на окружающие предметы. Она тоже имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и насыщенная. А чем дальше от предмета – тем она становится бледнее и размытее.

Нюанс - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени и т.п.

  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Контраст дополнительных цветов

    Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-черный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

    • желтый - фиолетовый
    • желто-оранжевый - сине-фиолетовый
    • оранжевый - синий
    • красно-оранжевый - сине-зеленый
    • красный - зеленый
    • красно-фиолетовый - желто-зеленый.

    Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета:

    • желтый, красный и синий: желтый - фиолетовый = желтый, красный + синий;
    • синий - оранжевый = синий, желтый + красный;
    • красный - зеленый = красный, желтый + синий.

    Подобно тому как смесь желтого, красного и синего дает серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета.

    Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия.

    Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара желтый - фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного. Красно-оранжевый - сине-зеленый это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и теплого. Красный и дополнительный к нему зеленый равнозначны по своей светлоте. Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведем несколько следующих упражнений.

    На рисунках 23-28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными. Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зеленого и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зеленого.

    Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.

    Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока еще не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зеленым цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.

    С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

    Пуантилисты добивались цветного серого другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

    Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка (1390-1441), Париж, Лувр; «Царь Соломон, встречающий царицу Савскую» в Ареццо и работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Схема № 1. Комплементарное сочетание

    Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

    Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

    Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

    Схема № 3. Аналогичное сочетание

    Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

    Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

    Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

    Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

    Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

    Схема № 6. Квадрат

    Сочетания отдельных цветов

    • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
    • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
    • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
    • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
    • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
    • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
    • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
    • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
    • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
    • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
    • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
    • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
    • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
    • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
    • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
    • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
    • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
    • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
    • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
    • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
    • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
    • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
    • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
    • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
    • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
    • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
    • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
    • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
    • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
    • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

    Затем он попрощался с хозяйкой и, еще раз напомнив о необходимости зайти вечером за мазью, направился домой.

    Пациент попался странный, даже очень. С одной стороны, гематомы на его теле говорили о многочисленных переломах и возможных внутренних кровотечениях, но с другой, состояние больного было в норме. Пальпация также ничего особого не принесла – казалось, все у молодого человека в порядке. Удивляло расположение сердца больного. Судя по прослушиванию, оно было расположено не строго в центре грудины, как полагается, а было несколько смещено влево от срединной линии, что само по себе довольно удивительно, но не более того. О подобных казусах природы он часто читал в медицинском альманахе, правда, столкнуться за свою долгую практику пришлось впервые.

    Но все эти ссадины и ушибы на теле пациента – ну не похожи они на последствия обычной драки! Если бы ему не рассказали о нападении на молодого человека, то он бы подумал, что повреждения вызваны падением с большой высоты, причем сквозь крону дерева. Нечто подобное он уже видел, когда сын Фарины, его соседки, полез в лесу на дерево, где обнаружил улей диких пчел, – медком хотел полакомиться, тогда тоже были царапины и ушибы по всему телу, ну и укусы, конечно. А у этого парня еще и капилляры в глазах полопались – странно! Но главное – поставить больного на ноги, а что там с ним случилось, пусть уж родня разбирается… или местный пристав.

    Сергей с трудом разлепил веки и несколько минут пытался сфокусировать взгляд. Это ему не удалось – мешала пелена мути, делая очертания предметов расплывчатыми. Он хотел протереть глаза, но рука не слушалась, превратившись в неподъемную омертвевшую колоду. Сергей почувствовал, как внутри нарастает паника, и резко дернулся, пытаясь сесть, но тут же со стоном рухнул на подушку. Тело не слушалось, к тому же резкая вспышка боли в спине едва вновь не отправила его в пучину беспамятства.

    Какое-то время он лежал неподвижно, ожидая, пока боль успокоится, и пытаясь понять, что с ним происходит. Он явно уже не в капсуле, но вот где? Сквозь застилавшую глаза пелену угадывались очертания какого-то помещения, уставленного непонятными предметами. Сергей попытался рассмотреть ближайший, но видел только серое расплывчатое пятно, располагавшееся сбоку от него. Ясно одно: он находится в каком-то помещении и лежит на кровати, а это значит, что его кто-то подобрал. Судя по ощущениям, кровать как кровать, даже с подушкой. Сергей поерзал, устраиваясь поудобнее, щекой ощущая шершавость материала и легкое покалывание вылезшего через наволочку кончика пера.

    "Видимо, на этой планете все же есть колония, а компьютер не смог определить местонахождение корабля из-за поломки, – Сергей вздохнул. – Хотя, судя по той же подушке, технологии у местных жителей далеко не передовые, остается только надеяться, что тут есть передатчик дальсвязи".

    Он вновь попытался шевельнуть рукой, и, к его большой радости, это удалось. Правда, рука была полностью онемевшая, словно он отлежал ее во сне, и двигалась с большим трудом. Сергей попытался пошевелить ногами, но резкая боль в правой лодыжке заставила его отказаться от этих попыток.

    "Да, мне здорово досталось, – подумал он, стараясь больше не шевелиться без надобности. – Тогда онемение, скорее всего, связано с действием нанвитов, которые блокируют нервные окончания в особо поврежденных участках тела".

    Словно в подтверждение его мыслей, боль в потревоженной ноге стала утихать, а взамен нее пришло знакомое онемение.

    "Значит, остается только ждать, пока нанвиты закончат свою работу, ну или надеяться на мастерство местных врачей". Сергей закрыл глаза и погрузился в спасительный сон, больше похожий на забытье.

    Грег, сидевший у крыльца на небольшой чурке и с унылым видом разглядывающий покосившийся табурет, который он решил починить, только усмехнулся. Зельдин найденыш с самого утра торчал возле старого трактора, стоявшего прямо за оградой, и на зов женщины совершенно не прореагировал. Если честно, то до сих пор так и не ясно, понимает ли он их вообще или нет, хотя, скорее, нет. Когда спрашиваешь – либо глупо улыбается, либо просто не реагирует. Необычный он какой-то, еще неделю назад лежал в постели, точно бесчувственная колода, а сейчас только что не бегает – зажило как на собаке. Грег вздохнул и покачал головой, припомнив, как удивлялся этому Табус: похоже, доктор так до конца и не поверил, что его пациент почти оправился от своих ран. По крайней мере, он до сих пор каждый вечер приходил к Зельде и чуть ли не по часу прослушивал и обстукивал ее названого сына, словно пытался найти некий невидимый с первого взгляда подвох. Серг стойко переносил все эти процедуры, хотя Грегу казалось, что изредка в глазах пациента зажигались насмешливые огоньки, будто найденыш в глубине души почему-то посмеивался над старым доктором.

    – Грег, где Серг? – раздавшийся над самым ухом голос Зельды заставил задумавшегося Грега вздрогнуть от неожиданности и выпустить молоток, который он вертел в руках.

    – Где-где, у трактора твой найденыш, – буркнул он, потирая ушибленное колено и подбирая инструмент с земли. – Любуется на металлолом, словно на картину в музее.

    – Не называй его найденышем, – нахмурилась женщина. – Он Серг, мой сын.

    – Зельда… – Грег бросил взгляд на нахмурившуюся подругу и, махнув рукой, взял гвоздь из стоявшей рядом коробки и одним точным ударом вогнал его в шатающуюся ножку табурета.

    – Грег, – Зельда неожиданно ласково обняла мужчину за плечи, заставив того удивленно на нее посмотреть. – Грег, дорогой мой, я все ведь прекрасно понимаю, и… Серга не вернешь, но, знаешь… гляжу на парня, и сердцу легче как-то, душе спокойно.

    – Зель… – Грег усмехнулся. – Не мели чепухи, он ведь не игрушка, немного оклемается и уйдет. У него, поди, своя семья, своя мать…

    Грег согласно кивнул – действительно, сходство было. Он видел старую фотографию Серга и не мог с этим не согласиться. Найденыш тоже высокий, стройный, подтянутый, с черными как смоль волосами, и если его одеть в форму имперских аэронавтов, то сходство с фото будет практически полное. Правда, у сына Зельды лицо все же чуть более узкое и нос немного картошкой, а у незнакомца нос тонкий, прямой, с небольшой горбинкой, да и скулы пошире.

    – Ладно, пойду его позову. – Грег отложил молоток и, поднявшись, направился к трактору.

    "Надо же, трактор на паровой тяге или что-то подобное". Сергей вздохнул. Что-то похожее он видел только в земных музеях, да и то лишь в виде объемных проекций. Где же он все-таки оказался? Это явно не земная колония, ибо подобное технологическое падение даже представить себе трудно. Хотя, с другой стороны, космическая экспансия Земной Федерации насчитывает уже более пяти веков, и первые десятилетия после изобретения ныркового двигателя она проходила довольно сумбурно, так что некоторые старые колонии или их остатки находят до сих пор, но все равно… Сергей усмехнулся.

    Во-первых, во всех найденных поселениях даже спустя столетия местные жители говорили на каком-нибудь из земных языков, а порой и на дикой их смеси – зачастую состав колониальных кораблей был многонациональным, – но все равно их можно было понять. Здесь же ничего знакомого – ни одного слова.

    А ведь в вузе специально для подобных случаев вгоняли в мозг целую тучу полумертвых языков, так что в принципе он с легкостью мог говорить не только на английском, китайском или русском, но и на древнейшей латыни. Это частенько помогало при командировках в дальние колонии, где жители почему-то упорно отказывались использовать общепринятый лингвос. У здешних обитателей язык был абсолютно непонятным, довольно мелодичным, и порой складывалось впечатление, что они не говорят, а поют.

    Во-вторых, волосы… он не знал, что у людей они могут быть разного цвета, как шерсть у кошек, а для местных жителей пестрота волос – норма. Прическу хозяйки разнообразили пряди трех цветов: коричневые, желтые и черные, да и приходящий к ней в гости мужчина мог похвастаться роскошной двухцветной бело-коричневой шевелюрой, а так люди как люди. Впрочем, из двух десятков известных человечеству инопланетных цивилизаций двенадцать принадлежат к гуманоидному типу, – видимо, он наткнулся на тринадцатую. И все равно – до чего же аборигены этой планеты похожи на людей!

    Женщина, у которой он живет, невысокого роста, щупленькая, с миловидным лицом и густой гривой длинных волос, которые она собирает в роскошный хвост, спускающийся до пояса. Сколько ей лет, Сергей сказать не мог, хотя бы по той причине, что земными мерками тут мерить бессмысленно. Земная наука давно уже научилась отсрочивать старость, и человек в тридцать лет почти ничем не отличался от столетнего. Так что он мог сказать лишь одно – приютившая его хозяйка была еще не старой, как, впрочем, и приходивший к ней каждый день одноногий мужчина. Возможно, существовали еще и внутренние отличия, но их выявления – забота антропологов. Хотя, если судить по поведению старичка-доктора, который каждый раз его с интересом ощупывает и простукивает, какие-то отклонения от физиологии местных аборигенов у него, землянина, имеются. Конечно же, доктора наверняка удивило быстрое выздоровление пациента, но заметно, что местного эскулапа смущает что-то помимо этого. Знать бы только что? Сергей вздохнул и, наклонившись, помассировал колено. Нога до сих пор побаливает, да и онемение не проходит, что говорит о непрекращающейся работе нанвитов. Это несколько беспокоило Сергея и доставляло неудобство при ходьбе, заставляя слегка прихрамывать, но тут уж ничего не поделать.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «toowa.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»