Можно ли хранить духи на свету. Может ли ваш парфюм испортиться

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

История

Умный Ганс в прессе.

Ганс «отвечает» на вопросы.

Конь по кличке Ганс принадлежал Вильгельму фон Остину, преподавателю математики в одной из гимназий, а также френологу -любителю. В то время - во многом благодаря росту популярности теории Чарльза Дарвина - часть научной и не только общественности была увлечена возможностью существования интеллекта у животных, и именно на почве этих настроений фон Остин однажды решил проверить, насколько умён его конь, что привело к совершенно поразительному результату. Если верить сохранившимся описаниям представлений, то Ганс умел складывать, вычитать, умножать и делить сравнительно большие числа, производить эти же вычисления с дробями, указывать точное время, конкретные даты в календаре и даже читать и воспринимать на слух слова и целые фразы на немецком . На все вопросы Ганс отвечал количеством ударов копытом по земле. Среди вопросов, на которые он давал ответы, были не только такие, как «Сколько будет 12 + 12?», но и, например, «Если восьмой день месяца приходится на вторник, то каким днём по счёту будет следующая пятница?». Причём, что удивительно, вопросы могли задаваться не только фон Остином и не только в устной, но и в письменной форме - Ганс «читал» вопрос и с помощью своего копыта давал на него ответ. Следует отметить, что Ганс давал верные ответы не на абсолютно все вопросы даже своего хозяина, не говоря уже о вопросах других людей, однако процент верных ответов был поразительно высок.

Ганс в 1910 году.

Вильгельм фон Остин, хозяин Ганса.

Вскоре Вильгельм фон Остин уже давал целые уличные представления со своим удивительным конём, причём спустя какое-то время стал ездить с ним по всей Германии, собирая порой настоящие толпы народа на импровизированные спектакли, пользующиеся высокой популярностью - возможно, не в последнюю очередь потому, что никогда не брал с людей деньги за право посмотреть на коня или задать ему вопрос. Через какое-то время статья о Гансе была напечатана в американской газете New York Times , после чего удивительная лошадь получила относительно широкую известность во всём мире и привлекла к себе внимание в том числе учёных. Фон Остин умер в 1909 году , после чего Ганс сменил нескольких владельцев (первым из них был Карл Кралль), которые уже не были заинтересованы в демонстрации его способностей широкой публике. Есть сведения, что во время Первой мировой войны в 1916 году Ганс использовался на фронте в качестве тягловой лошади, но достоверных сведений об этом нет. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Расследование способностей Ганса Оскаром Пфунгстом

Умный Ганс и Вильгельм фон Остин.

Ещё одна фотография Ганса и Остина (около 1908 г.).

Наибольшую известность Ганс, естественно, получил в родной Германии, где научный мир заинтересовался необычным конём ещё до публикации статьи о нём в американской прессе. Совет по образованию Германской империи назначил в 1904 году специальную комиссию, получившую название «Комиссия Ганса», дабы удостовериться в реальности слухов о феноменальном уме лошади. Комиссию возглавил философ и психолог Карл Штумпф, в состав её вошли самые разные люди, чьи профессии были так или иначе связаны с лошадьми, математикой или психологией: врач-ветеринар, владелец цирка, офицер кавалерии, несколько школьных учителей математики и директор Берлинского зоопарка . Проведя в течение достаточно длительного времени различные тесты с лошадью в различных условиях, комиссия в сентябре 1904 года вынесла заключение, что в «деле» Ганса его хозяином или кем бы то ни было ещё не используется, каким бы невероятным это ни казалось, никакого мошенничества .

Через некоторое время после вынесения вердикта с Гансом начал работать известный впоследствии немецкий психолог, а в то время - ещё студент Штумпфа по имени Оскар Пфунгст, организовавший проведение значительно более серьёзного исследования и вынесший собственный вердикт. Его тесты были основаны в том числе на создании следующих ситуаций:

  1. Проводились тесты с изоляцией лошади и задающего вопрос от других людей, дабы исключить возможность подачи каких-либо сигналов-подсказок с их стороны;
  2. Вопросы лошади как до начала тестов, так и во время их задавал отнюдь не только сам Вильгельм фон Остин, но и другие люди, в том числе совершенно точно никогда не видевшие её до этого;
  3. В некоторых случаях Гансу завязывали глаза, чтобы он не мог видеть задающего вопрос;
  4. Иногда намеренно задавался вопрос, ответа на который не знал сам его автор.

Ганс и пишущая машинка.

Ганс «считает».

Число тестов было весьма велико и позволило Пфунгсту выявить определённую статистику. Так, было совершенно точно подтверждено то, что Ганс с высокой вероятностью может правильно ответить на вопрос даже в том случае, если его задаёт не Вильгельм фон Остин (и даже если он или какой-либо другой человек, кроме самого вопрошающего, не находится рядом); таким образом, возможность какого-либо мошенничества (вроде тайных знаков и прочего) была совершенно исключена. Однако было определено также то, что Ганс практически (но не абсолютно) всегда отвечал верно лишь в том случае, если мог видеть задающего вопрос и если задающий вопрос сам знал ответ на него. Например, когда фон Остин задавал Гансу вопрос, на который сам знал ответ, то Ганс отвечал верно в 89 % случаев; когда же хозяин не знал ответа, Ганс отвечал правильно лишь на 6 % вопросов.

Впоследствии Пфунгст в своей работе стал уделять больше внимания изучению поведения человека, задающего вопрос, и пришёл к следующим выводам: во время медленного отстукивания копытом после задавания вопроса Ганс наблюдает за выражением лица и позой вопрошающего; когда число стуков, сделанное Гансом, равнялось правильному ответу на вопрос, абсолютное большинство людей так или иначе выказывали волнение и напряжение (а в момент верного ответа, возможно, - наоборот, определённое расслабление), будучи шокированными этим, или хотя бы просто пристально взглядывали на него, и такое поведение «подсказывало» Гансу, что пора прекратить стучать копытом. Возможно, способы «социальной коммуникации» у лошадей гораздо тоньше, нежели у людей, и позволяют им замечать малейшие эмоциональные реакции, ввиду чего Ганс, отлично изучивший поведение своего хозяина за годы, безошибочно угадывал даже самые незначительные изменения в его поведении при верном ответе, несмотря на то, что тот даже не догадывался о том, что даёт ему своего рода «подсказку».

В своих исследованиях Пфунгст затем пошёл ещё дальше - он предположил, что другие живые существа - в частности, люди - тоже способны к такого рода «коммуникации», пусть, возможно, и не на таком уровне. Он организовал проведение лабораторных исследований, в которых «играл роль лошади», а другие люди задавали ему вопросы (ответы на которые в разных случаях знали или не знали), связанные с математическими вычислениями, которые трудно было провести в уме и ответами на которые были в большинстве случаев числа, которые можно было выразить каким-либо количеством постукиваний. Результат превзошёл его ожидания: в 90 % случаев Пфунгст, даже не пытаясь ничего сосчитать в уме и только лишь наблюдая за движениями и мимикой лиц вопрошающих, давал верные ответы, если задававшие вопросы тоже их знали.

Эксперимент Пфунгста по изучению непроизвольных движений тела при ответе на вопросы.

Таким образом, в каком-то смысле фон Остин всё же подавал «тайные сигналы» Гансу при верном ответе, резко смотря на него или реагируя на его верные ответы иначе, вот только догадывался об этом только сам Ганс, а никак не его честный хозяин. Другими словами, Ганс был действительно феноменально умной лошадью и прекрасно понимал, чего от него хотят, но, конечно, ни математики, ни немецкого языка он не знал и не понимал.

По воспоминаниям Пфунгста, характеры что у фон Остина, что у самого Ганса были буйные: фон Остин нередко бил свою лошадь, когда она давала неверные ответы, а сам Ганс не слишком доверчиво относился к учёным, пытавшимся его изучать, и при близком контакте несколько раз сильно лягнул того же Пфунгста. Следует также отметить, что даже после опубликования Пфунгстом своего «разоблачения Умного Ганса» и признания результатов его исследований научным миром сам фон Остин до самой смерти не согласился с этими выводами, продолжал считать свою лошадь разумной и по-прежнему ездил с ней по разным городам Германии, устраивая бесплатные представления, неизменно пользующиеся у населения огромной популярностью и вниманием.

Исследования Карла Кралля

Помимо хозяина лошади, свято верившего в её мистические способности, нашёлся ещё один человек, который был категорически не согласен с заключением Пфунгста. Им был богатый немецкий купец и ювелир Карл Кралль, ещё при жизни фон Остена заинтересовавшийся Гансом и внимательно изучавший его «общение» с фон Остеном, а после смерти хозяина купивший коня. Впоследствии Кралль купил ещё трёх лошадей: двух арабских жеребцов Магомета и Царифа и абсолютно слепую лошадь по имени Берто. Кралль утверждал, что все они в итоге, пусть и в разной степени, проявили выдающиеся математические и даже лингвистические способности. Опыты Кралля во многом повторяли тесты Пфунгста: разделение вопрошающего и лошади ширмой, завязывание глаз лошади, задавание вопросов в полной темноте; покупка и привлечение к экспериментам слепой лошади Берто было своего рода «крайним средством», так как при тестах с её участием возможность реагирования на какие бы то ни было внешние проявления задающего вопрос исключались на 100 %.

Цариф, Магомет и Ганс в конюшне Кралля.

Большая часть опытов Кралля, по его собственному признанию, закончилась неудачей, однако даже полученные результаты всё равно впечатляют. Так, ещё при жизни фон Остена Кралль научил Умного Ганса определять запахи: конь мог не только отличить, например, мяту от ванилина или карболку от скипидара, но и «ответить» на вопрос «Что это такое»; более того - в меню на специальной доске он мог «выбрать» то или иное блюдо. Другая удивительная способность Ганса, открытая Краллем, - это возможность почти безошибочно узнавать знакомых людей на портретах и фотографиях и «называть» их имена, а также различать монеты по номиналам и игральные карты по мастям (хотя, конечно, последнее может быть объяснено просто хорошей зрительной памятью). Наконец, Кралль познакомил Ганса даже с геометрией: конь научился отличать друг от друга пересекающиеся и параллельные прямые, острые, прямые и тупые углы.

Другие лошади тоже продемонстрировали большие способности к обучению, хотя их талант в целом всё-таки уступал возможностям Ганса (но в отдельных навыках - наоборот, превосходил). Кралль научил всех их различать разряды чисел: единицы и сотни лошади отстукивали правой ногой, десятки и тысячи - левой, а «ноль» и отрицательные числа (с которыми он также их познакомил) они обозначали поворотами голов. Как и Ганс, Магомет и Цариф научились пользоваться календарём и часами, могли назвать дни недели и решать «задачи», связанные с ними. Лошади «выучили» не только немецкий, но и французский и английский языки.

При этом, даже несмотря на то, что занимался с ними только Кралль и по одной и той же программе, склонности и способности у них оказались разные. Магомет был более склонен к математике. Он даже научился извлекать корни третьей, а затем и четвёртой степени; Ганс ни того, ни другого делать не мог. Царифу же лучше удавались «лингвистические» задания - складывание слов и предложений, хотя все лошади умели выстукивать из букв свои имена, складывать из букв другие слова, а из слов - предложения, а впоследствии даже освоили разговоры при помощи выстукивания. Характерно, что каждая лошадь писала слова немного по-своему.

Самым удивительным свидетельством реального интеллекта лошадей было, по записям Кралля, то, что иногда они выстукивали слова безо всяких вопросов и побуждений со стороны людей: например, просили сахар или морковку, могли позвать по имени хозяина, или попроситься в конюшню. Но эти сведения недостоверны, так как записаны исключительно со слов самого Кралля и не имеют подтверждений со стороны независимых свидетелей.

Результаты своих экспериментов Карл Кралль подробно изложил в монографии «Мыслящие животные», вышедшей в Германии в 1912 году. В ней, описав свои методы обучения лошадей, он утверждал, что данные животные фактически разумны - могут мыслить и пользоваться абстрактными понятиями. Наиболее же удивительной частью книги была её концовка: «Для того чтобы обеспечить свой приоритет, я привожу ниже некоторые выводы, которые являются основой для моих будущих опытов». Причём дальнейший фрагмент текста, завершающий книгу, был зашифрован, и шифр этот не разгадан до сих пор; что имел в виду Кралль - так и осталось загадкой.

«Эффект Умного Ганса»

Несмотря на формальное «разоблачение», Пфунгсту на деле удалось сделать открытие в психологии животных и людей, получившее название «Эффект Умного Ганса». После всех проведённых им исследований, в которых он был как задающим Гансу вопросы, так и затем сам «в роли лошади», и выделив впоследствии «характерные признаки правильно ответа» в виде «сигналов» жестов, мимики и так далее, он сделал вывод о том, что человек, задавая вопрос и зная на него правильный ответ, будет невольно «подавать» эти «сигналы» отвечающему - независимо от того, хочет он того или нет; разница может быть лишь в степени проявления этих «сигналов» в поведении: их можно заглушить, сделав почти незаметными, но подавить полностью нельзя.

Признание истинности этой теории существенно изменило процесс организации различных экспериментов по изучению поведения животных и даже людей. В частности, с того времени специалисты, изучающие сравнительную психологию животных, как правило, помещают подопытных животных в полностью изолированное пространство, дабы исключить визуальный контакт с ними. С другой стороны, в целом ряде случаев животное может не дать правильного ответа или не проявить какие-либо интересные свойства своего поведения как раз из-за невозможности видеть вопрошающего и связанных с этим различных негативных реакций; кроме того, некоторые животные могут демонстрировать свои способности только в случае предварительного длительного формирования социальной коммуникации с конкретным человеком, необходимости построить с ним некие «социальные» отношения. Этой точки зрения придерживались Ирэн Пепперберг в своих экспериментах по обучению языку попугая по имени Алекс и Аллен и Беатрикс Гарднеры в попытках обучения шимпанзе Уошо языку глухонемых. Таким образом, для достижения всеобщего признания и одобрения со стороны учёных эксперименты по изучению интеллекта животных следует проводить в таких условиях, в которых «риск» от возможного «эффекта Умного Ганса» был бы сведён к минимуму, ибо случаи, когда «устранение» дрессировщика от животного приводит к эмоциям, препятствующим проявлению истинных способностей, не так уж редки. Своего рода «компромиссом» в этом случае может быть ситуация, когда задающий вопрос человек (и вообще ни один из участвующих в эксперименте людей) не знает на него правильного ответа.

«Эффект Умного Ганса» также наблюдался у собак-ищеек, специализирующихся на обнаружении наркотиков, во время исследований в американском университете Дэвиса в Калифорнии . Эти исследования показали, что собаки при поиске способны воспринимать те или иные эмоции своих дрессировщиков, что может в итоге привести к ложным результатам розыскной процедуры.

В настоящее время «эффект Умного Ганса» применяется в психологических экспериментах не только с животными, но и с людьми: в области восприятия, познавательной и социальной психологии. Дабы избежать его, применяется так называемый слепой метод , когда спрашивающий не обладает информацией о предмете вопроса, и, таким образом, влияние данного эффекта сводится к нулю. Другой способ избежать при тестированиях «эффекта Умного Ганса» - замена спрашивающего компьютером, который, естественно, не может иметь каких-либо эмоций и лишь даёт стандартизированную информацию вопроса и фиксирует ответы.

Германский офицер

Феномен Умного Ганса

История грандиозной зоопсихологической мистификации ХХ вв. и ее разгадка:"...лошадь ошибалась во всех случаях, когда ее экзаменатор сам не знает ответа на предлагаемую задачу...

С развитием когнитивной этологии - науки, изучающей познавательные процессы у животных - совершенствуются методы оценки интеллектуальных способностей животных. И в последнее время все чаще исследователи ссылаются на историю об уникальной лошади, Умном Гансе. Как правило, это связано с упоминанием «эффекта Умного Ганса», который заключается в неосознанном влиянии исследователя на результат эксперимента (Wozniak, 1999). Чем более изощренными становятся методы экспериментов, связанных с исследованием высших психических функций животных, тем более сложная задача - избежать подобных ошибок. Несмотря на многочисленные упоминания этого феномена, до сих пор не совсем ясно, насколько уникальным был Умный Ганс, и в чем, собственно, заключалась его уникальность.

В конце XIX - начале ХХ вв. весь мир облетела история о «мыслящей лошади» по кличке Умный Ганс. Пожилой немецкий учитель гимназии Вильгельм фон Остен давно мечтал доказать способность лошадей к мыслительной деятельности. Выйдя на пенсию, он с неистовым упорством приступил к осуществлению своей мечты. Фон Остен разработал специальную таблицу перевода букв в численное значение, чтобы лошадь могла отвечать, отстукивая копытами передних ног. За 14 лет упорных занятий орловский рысак Ганс прошел почти полный курс гимназии и выполнял все задания, которые может выполнить способный двенадцатилетний школьник (см. Зайцев). Как писали газеты того времени, Умный Ганс «читает превосходно, считает великолепно, владеет простейшими действиями над дробями и возвышает числа до третьей степени, различает большое количество цветов, знает стоимость германских монет, значение игральных карт, узнает лица по фотографиям и выстукивает по буквам имя человека…» (Зотова, 2002).

После огромного количества выступлений и шумного успеха у публики для изучения феномена Умного Ганса в 1904 году в Берлине была создана первая научная комиссия, состоящая из 13-ти человек, в их числе были профессора психологии и физиологии, директор зоосада, цирковой менеджер, ветеринарный хирург и офицеры-кавалеристы. В состав комиссии входила и известная Российская исследовательница-зоопсихолог Н.Н. Ладыгина-Котс. Изучив все материалы и проведя наблюдения за лошадью, ученые, не обнаружив ничего подозрительного, заключили, что фокусничества и трюков в этих опытах нет, но не отважилась ни на какие объяснения…

Однако профессор Оскар Пфунгст (Oskar Pfungst) из берлинской лаборатории психологии продолжил наблюдения за удивительной лошадью. Совместно с психологом Карлом Штампфом (Carl Stumpf) он провел ряд экспериментов, чтобы выяснить, когда Умный Ганс дает верные ответы на предлагаемые ему вопросы (Зотова, 2002; Wozniak, 1999). Оказалось, что на точность и правильность ответов Ганса влияют многие факторы: степень знакомства лошади с экзаменатором, расстояние между человеком и лошадью, надеты ли на лошадь наглазники. Самое главное - это то, что лошадь ошибалась во всех случаях, когда ее экзаменатор сам не знает ответа на предлагаемую задачу. Заключение Пфунгста имело разоблачительный характер: хозяин или любой другой экзаменатор "подсказывают" лошади правильный ответ через бессознательные, неконтролируемые движения тела и изменение позы. Легкие кивки головой, едва заметные изменения мимики, движение бровей, напряженность позы, и даже биение вены на шее хозяина - все это использовалось Гансом как сигналы к прекращению отстукивания ответа (Метерлинк, 1924; Blakely, 1981; Wozniak, 1999).

Итак, Умный Ганс и в самом деле обладал выдающимися способностями, однако, они заключались не в умении считать или читать. Благодаря своей выдающейся наблюдательности, с трудом поддающейся анализу со стороны человека (особенно в те ранние годы), лошадь смогла выделить тончайшие изменения в поведении партнера-человека и связать их с получением желаемого подкрепления. Животное никто этому специально не обучал. Такое формирование собственного поведения на основе его же собственных последствий, позднее, с развитием бихевиоризма, назовут в 30-е годы 20-го столетия «авто-формированием» (auto-shaping; Skinner, 1938). Фон Остен, сам того не зная, явился первым открывателем способности животных к авто-формированию поведения (Резникова, 2005). Однако на том уровне развития, которого зоопсихология достигла к началу 20-го века, это открытие прошло незамеченным. Фон Остен умер вскоре после «разоблачения» результатов своих экспериментов, глубоко разочарованным в своих идеях и намерениях вырастить высоко образованную лошадь.

Возникает целый ряд вопросов: являются ли лошади «гениями наблюдательности», обладают ли они выдающимися способностями к авто-формированию поведения, и если это так, то в какой мере эти способности можно использовать в исследовательской работе и в тренерской практике.

Лошади - высокоразвитые табунные травоядные животные. Эволюция как морфологических особенностей, так и поведенческих адаптаций лошадиных проходила под знаком «гонки вооружений» с крупными хищниками. Это во многом определило как характер индивидуальных поведенческих реакций, так и специфику иерархических отношений в сообществах, во многом основанную на врожденной повышенной наблюдательности и способности к оценке тонких изменений в поведении партнеров (Баскин, 1976; Резникова, 2000).

Процесс эволюции лошадиных условно можно разделить на два периода, соответствующие особенностям местообитания их предковых форм: лесной и степной. Для наиболее ранних из известных предков лошади - эогиппуса в Северной Америке и хиракотериума в Европе, обитателей густых лесов с мягкой почвой, первостепенное значение в защите от хищников имел тонкий слух. Но 25 миллионов лет назад на нашей планете стали появляться безлесные пространства. Смена среды обитания предков лошадиных повлекла за собой изменения жевательного аппарата, приспособленного к поеданию грубой травы, шея удлинилась, чтобы легче было доставать до земли, с длинными ногами проще стало убегать от хищников, стопа приспособилась к передвижению по твердому грунту (Дрэйпер, 1997). Возникла необходимость как можно раньше обнаруживать подкрадывающегося хищника в высокой травянистой растительности. В условиях открытых пространств, как следствие, шло формирование и закрепление двойного зрения, моно- и бинокулярного. При некоторых явных недостатках зрения лошадей, например, по сравнению с таковым человека (плохое восприятие глубины и плохая способность фокусировать взгляд), есть ряд важных особенностей, например, высокое восприятие таких мельчайших движений как, например, шевеление (Blakely, 1981). Поэтому неудивительно, что лошади пугаются, казалось бы, знакомых предметов, расположенных на непривычном расстоянии, но в то же время реагируют на такие легкие движения далеко находящихся кустов, которые человек неспособен отследить.

Структура социальных отношений имеет важнейшее значение в жизни лошадиных. Однако набор их звуковых сигналов не столь разнообразен, чтобы обеспечить эффективную сигнализацию и регулирование поведения табуна как единого целого. Адекватной заменой звуковой коммуникации для лошадей стал «язык тела», которому молодое животное вынуждено обучаться буквально с первых минут своей жизни. Лошади общаются между собой с помощью мимических движений, они могут выражать свои желания и намерения также различными движениями головы, подниманием ног, выгибанием шеи, положением ушей и хвоста и пр., и здесь возможно бесконечное сочетание отдельных жестов (Урусов, 2001; Blakely, 1981; The Evolution of the Horse). Для того чтобы овладеть этими средствами коммуникации, жеребенку не дано много времени. Молодая лошадь вынуждена проявлять много наблюдательности и сообразительности, чтобы установить и использовать в своей жизни множественные связи между определенными формами собственного поведения, поведения партнеров по социуму и последствиями, вытекающими из тех или иных форм поведения.

С точки зрения современной сравнительной психологии, в основе непрерывного обучения лошади лежит ассоциативное обучение, включающее как классическое обусловливание, так и оперантное научение. При взаимодействии с человеком, на начальном этапе обучения, первостепенную роль играет респондентное обучение. В дальнейшем, по мере усложнения требований к лошади, два типа ассоциативного обучения перемежаются, и граница между ними становится расплывчатой (More on Psychology and Learning; Лошадь как биологический объект).

Согласно последним исследованиям, обучаемость лошади зависит не только от методов, применяемых к ней, но и от ее индивидуальных особенностей, а также от генетической предрасположенности конкретной породы (Houpt, Kusunose, 2000). Обучаемость наиболее высока у пород лошадей, используемых, в первую очередь, в таком виде спорта как выездка (например, липпицианская, арабская породы). Причина этого - искусственный отбор в течение нескольких столетий по такому конкретному признаку как обучаемость. Во время тренировок от лошадей требуется максимальная концентрация внимания, точность и четкость исполнения элементов езды. Лошади скаковых пород, такие как чистокровная английская, напротив, наименее обучаемы, что также объясняется историей становления породы. Рысистые же породы лошадей, к каким, надо отметить, и относился Ганс, находятся в середине этой шкалы.

Важно отметить, что домашние лошади воспринимают человека как члена своего табуна и, более того, как вожака. Поэтому они довольно быстро научаются распознавать множество жестов, мимических движений и голосовых сигналов человека, даже если они и не входят непосредственно в программу их обучения.

Если принимать во внимание все выше сказанное, то получается, что Ганс в полной мере реализовал способности к выделению тонких реакций партнера в качестве ключевых стимулов. Уникальность этой лошади, по-видимому, заключалась в особенно острой наблюдательности и способности к оперативному формированию множества причинных связей. Можно полагать, что межпородные и индивидуальные различия по этим признакам достаточно велики.

Мы воссоздали эксперимент, проводимый фон Остеном, для того, чтобы проиллюстрировать, насколько быстро можно сформировать такое же, как у Умного Ганса, поведение, используя технику оперантного обучения (Прайор, 1995). В роли Ганса выступал полукровный арабский жеребец в возрасте 9-ти лет. Обучение проводилось только на основе положительного подкрепления (поощрение голосом и кусочками моркови). Оно было разбито на следующие этапы:

1.При прикосновении длинным хлыстом к ноге лошадь отбивает копытом о землю не менее 3-х раз; раздражение хлыстом сопровождается голосовой командой "Ногу!".

2.Тренер отходит на расстояние не менее 2-х метров от лошади и, не позволяя приближаться к человеку, предлагает ей выполнить задание по пункту 1.

3.Лошади предлагается выполнить задание по пункту 2, но тренер стоит на расстоянии 1,5 метров и команда подается коротким хлыстом, то есть без прикосновения к ноге лошади.

4.Расстояние увеличивается до 2,5 метров; длина хлыста постепенно сокращается, чтобы перевести внимание лошади на руку тренера; одновременно с голосовой командой постепенно вводится еще один звуковой сигнал - щелчок пальцами.

6.Расстояние между тренером и лошадью доходит до 3-х метров, не используется хлыст, голосовая команда, заметные движения руки; из сигналов остается только щелчок.

При частоте занятий 2 раза в неделю на этап 1 было затрачено 5 недель или 10 занятий. На этапы 2-4 по 3 занятия: в начале каждого последующего этапа повторялось задание предыдущего. Этапы 5-6 были освоены лошадью за 1 занятие.

Таким образом, мы за очень короткий срок добились того, чтобы лошадь по команде отбивала копытом определенное количество раз, и так же по команде прекращала «отвечать» или «исправляла» свой ответ. Надо отметить, что в дальнейшем лошадь отслеживала движения и действия человека и, если они были похожи на ключевой сигнал любого из этапов, отбивала копытом самостоятельно, без сознательного приказа человека.

Фон Остен не предполагал подобных способностей у своего питомца и искренне, добросовестно заблуждался, введя в заблуждение остальных, что Умный Ганс действительно, по-человечески гениален. По сути, феномен Умного Ганса является ярким примером ауто-шейпинга (авто-формирования). Животное самостоятельно связало ключевые стимулы - бессознательные движения человека - с ожидаемыми от него действиями. Многолетние эксперименты фон Остена предвосхитили достижения Скиннера и других бихвеиористов по формированию поведения животных. Результаты нашего эксперимента носят предварительный характер, однако они позволяют оценить, насколько оперативно лошади способны сформировать партнерское поведение при взаимодействии с человеком на основе высокой врожденной наблюдательности и способности к множественным ассоциативным связям. На основе наших предварительных данных, при продолжении исследований, возможна разработка системы тестов для ранней диагностики породных и индивидуальных характеристик лошади, определяющих ее «профессиональную пригодность» к партнерской работе с человеком.

Работа выполнена под руководством Ж.И. Резниковой и поддержана Советом по грантам Президента РФ (НШ-1038.2003.4). Автор благодарен С.Н. Пантелеевой за организацию видеосъемки и помощь в подготовке иллюстраций.

Использованная литература и интернет-ресурсы

Баскин Л.М. Поведение копытных животных. М.: Наука, 1976. 295 с.

Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: Селена, 1995. 420 с.

Происхождение лошади // по материалам http://www.loshadi.ru

Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии. М.: Академкнига, 2005. 560 с. [Введение и глава 8]

Резникова Ж.И. Между драконом и яростью. Этологические и эволюционные аспекты межвидовых отношений животных (гипотезы и теории, хищники и жертвы). Часть II. М.: Научный мир, 2000. 208 с.

Урусов С.П. Книга о лошади. Настольная книга коннозаводчика, коневода, коневладельца и любителя лошади. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. 1020 с.

Эволюция // по материалам http://www.horses.obninsk.ru/

Blakely J. Horse and horse sense. Reston Publishing Company, Inc. A Prentice-Hall Company, Reston, Virginia, 1981.

Clever Hans (A scientific warning) // http://dogtraining.co.uk

Houpt K.A, Kusunose R. Genetics of Behavior / The Genetics of the Horse (eds. A.T. Bowling, A. Ruvinsky), CAB International, 2000.

More on Psychology and Learning. At Horse Behavior and Psychology // http://www.equine-behavior.com / More on Equine Psychology

Skinner B. The Behaviour of Organisms. New York, Appleton-Century-Crofts, 1938.

Исследовательское расследование одной зоопсихологической загадки: Феномен Умного Ганса

"Умный Ганс" - так звали коня, который в начале XX века потряс весь мир своими интеллектуальными способно

В конце XIX века, когда на слуху у общественности еще была книга «Эволюция видов» Чарльза Дарвина, получившая как массу положительных, так и отрицательных отзывов, мир очередной раз взорвался от удивительной, парадоксальной и пугающей новости. Мало того, что человек произошел от приматов, так, оказывается, еще и окружающие животные мало уступают интеллектом человеку!

Однажды, германский учитель математики Вильгельм фон Остен (Wilhelm von Osten), представил публике своего коня, прозванного в последствии Умным Гансом (Clever Hans). Он утверждал, что конь находится на одном уровне по интеллекту с его учениками. Можно принять это заявление как веселую шутку, или слегка тронутость умом учителя, но конь на самом деле демонстрировал чудеса.

Умный Ганс умел считать! Полученный ответ на заданный пример он выстукивал копытом. Конечно, большие числа выстукивать сложно, поэтому все манипуляции с цифрами были ограничены 30-ю. Вычисления почти любой длины давались Умному Гансу с легкостью. Приглашенные на демонстрацию профессора не все могли складывать и вычитать с такой скоростью, как это удавалось коню.

Кроме того, на вопросы, которые требовали ответа «да» или «нет», Ганс отвечал кивком или качанием головы, или опять же выстукиванием: 2 или 3 удара копытом соответственно.

Просто поразительно, но Вильгельм продолжил обучение Ганса, который показывал удивительные результаты. Так, учитель заработал своеобразную азбуку Морзе, которую конь мог бы выстукивать. И, спустя 2 года, Ганс заговорил! Так, постепенно, конь прошел начальный курс математики, истории и литературы, достигнув кругозора и уровню мышления 12-ти летнего ребенка.

На демонстрацию способностей Ганса съезжались самые именитые дрессировщики, ученые мужи и даже сам германский император Вильгельм II. Газеты ревели на весь мир!: «Лошади разумны!!!» Это было настоящее потрясение для человечества.

Для попытки разоблачить фокус, в 1904 году была собрана авторитетнейшая комиссия из 13-ти именитых специалистов, но им не удалось обнаружить никакого обмана. Вывод напрашивался сам собой - лошади обладают разумом как и люди. А это уже могло стать не столько удивительным открытием, одним из величайших открытий, а так же и крайне негативными последствиями. То есть признание лошадей разумными автоматически приравнивало бы их к людям, со всеми вытекающими последствиями - их больше нельзя было бы использовать как простых животных, продавать, убивать на мясо и шкуры, необходимо было бы платить лошадям заработную плату, предоставить права голоса и многое-многое другое. Как вы понимаете, допустить это было практически нельзя, так как в то время это могло бы коренным образом подорвать экономику всей планеты.

Именно из-за таких последствий, один из присутствующих в прошлой комиссии, признавшей разумность Ганса, профессор психологии Оскар Пфунгст (Oskar Pfungst) был вынужден произвести дополнительные исследования этого удивительного коня.

Он отталкивался от предположения, что ответы дает не лошадь, а наблюдающие ее люди, и, особенно хозяин Вильгельм фон Остен. Умный Ганс всего лишь замечает непроизвольную реакцию человека, проявляющиеся при решении задачи. Ведь очень давно известно, что чувства человека можно прочитать по непроизвольным движениям глаз, изменением размера зрачков, изменение частоты дыхания. Оскар стал тщательнейшим образом исследовать движения, которые совершает человек, задающий Гансу вопросы.

И ему удалось найти ответ! Конь стучал копытом до тех пор, пока человек смотрел на его копыта. Как только человек заканчивал счет и смотрел на голову коня, тот немедленно прекращал стучать. Если же экспериментатор поднимал глаза раньше, Умный Ганс ошибался. Так же конь обладал не только чрезвычайно острым зрением, но и слухом - от него внимания не ускользали малейшие изменения в дыхании окружающих людей. Стоило отгородить коня от людей даже простой простыней - лошадь мгновенно тупела, и врала на всех поставленных задачах. Убирали простыню - умнела вновь.

В результате многочисленных опытов выяснилось, что на ответ влияют множество факторов: знает ли Ганс экзаменатора, насколько велико расстояние между человеком и лошадью, надеты ли на лошадь шоры. Умный Ганс успешно примечал едва заметную мимику, напряженность позы, и даже биение вены на шее экзаменатора. Если экспериментатор сам знал ответ, конь отвечает правильно в 98% случаев, если же ответ неизвестен самому задающему - правильными ответами были не более 10%.

Мир был спасен. Лошади остались лошадьми… ну, а этот феномен, когда лошадь чрезвычайно точно определяет эмоции человека, назвали «феномен Умного Ганса». Однако не все были обрадованы развенчанием мифа - хозяин лошади, Вильгельм фон Остен, очень переживал «развенчание» своего любимца. В результате он тяжело заболел и в 1909 году скончался на 71 году жизни…

Умный Ганс

В конце XIX века, германский учитель математики Вильгельм фон Остен (Wilhelm von Osten), представил публике своего коня утверждая, что он находится на одном уровне по интеллекту с его учениками. Позже этого коня называли Умным Гансом (Clever Hans).

Сначала такое заявление учителя восприняли как веселую шутку слегка тронувшегося умом учителя, но при первой поверке конь на самом деле демонстрировал чудеса. Умный Ганс умел считать, а полученный ответ на заданный пример он выстукивал копытом. Но так как большие числа выстукивать совсем не просто, то все все арифметические манипуляции с цифрами были ограничены числами до тридцати.

Умному Гансу давались вычисления почти любой длины и с легкостью. Когда на демонстрацию пригласили профессоров, то не все они могли складывать и вычитать с такой же скоростью, как это удавалось коню. А на задаваемые вопросы, на которые в качестве ответа требовалось говорить «да» или «нет», Умный Ганс отвечал соответственно утвердительным кивком или отрицательным качанием головы, или мог ответить выстукиванием копыта. В последнем случае соответственно два удара означали «да» а три удара - «нет».

Вильгельм фон Остен продолжил обучение Ганса, добиваясь от него просто поразительных и удивительных результатов. Учитель разработал своеобразную азбуку Морзе, обучил ее коня и Умный Ганс теперь мог ее выстукивать. По утверждению учителя, всего за 2 года, Ганс "заговорил"! Он постепенно прошел начальный курс математики, истории и литературы, практически достигнув кругозора и уровню мышления 12-ти летнего ребенка. Теперь на демонстрацию способностей Умног Ганса съезжались не просто зрители, а ученые мужи и самые именитые дрессировщики, был на выступлениях коня-уникума даже Вильгельм II - германский император.

А в газетах появились многочисленные статьи на тему: «Лошади разумны!!!», что было настоящим потрясением для человечества. Поэтому, в 1904 году была собрана авторитетная комиссия в состав которой входило 13 именитых специалистов, которые должны были попытаться разоблачить секрет этого фокуса. Но им, несмотря на все старания, не удалось обнаружить никакого обмана. Отсюда напрашивался вывод - лошади обладают разумом как и люди. Это с одной стороны могло стать одним из величайших открытий, но с другой - иметь крайне негативные последствия, так как требовало признания лошадей разумными, что автоматически приравнивало бы их к людям. Отсюда вытекали и все последствия - лошадей больше нельзя было бы использовать как простых животных, продавать, убивать на мясо и шкуры, необходимо было бы платить лошадям заработную плату, предоставить права голоса и многое-многое другое...

А Человек допустить этого не мог, так как в то время это могло бы коренным образом подорвать экономику всей планеты. Именно из-за таких последствий, профессор психологии Оскар Пфунгст (Oskar Pfungst) был вынужден произвести специальные дополнительные исследования этого удивительного коня. Он предположил, что ответы дает не лошадь, а наблюдающие ее люди, и, особенно хозяин Вильгельм фон Остен. Ведь уже очень давно известно, что определенные чувства человека можно узнать по изменением размера его зрачков и непроизвольным движениям глаз, по изменению частоты дыхания. А Умный Ганс только замечает непроизвольную реакцию человека, проявляющиеся при решении задачи и соответственно реагирует.

Оскар стал тщательно исследовать движения, которые совершает человек, задающий Гансу вопросы. И он действительно нашел ответ! Например, конь стучал копытом до тех пор, пока человек смотрел на его копыта, но как только человек заканчивал счет и подымал взгляд на голову коня, тот тут-же прекращал стучать. Если же экспериментатор поднимал глаза раньше, Умный Ганс ошибался. Так же конь обладал не только чрезвычайно острым зрением, но и слухом - от него внимания не ускользали малейшие изменения в дыхании окружающих людей. Поэтому, стоило только отгородить коня от людей простой простыней, как лошадь начинала делать массу ошибок, а убирали простыню - и она "умнела". В результате многочисленных опытов выяснилось, что Умный Ганс успешно примечал едва заметную мимику, напряженность позы, и даже биение вены на шее экзаменатора. И если экспериментатор знал ответ, то конь отвечал правильно в 98% случаев, если же ответ задающему неизвестен, то правильными были не более 10% ответов.

Таким образом, лошади остались лошадьми… а феномен, когда лошадь чрезвычайно точно определяет эмоции человека, назвали «феномен Умного Ганса»…

В начале XX века в Германии проживала лошадь по кличке Ганс. Этот орловский рысак получил широкую известность из-за того, что обладал высочайшим интеллектом и мог производить в уме арифметические операции и решать другие математические (и не только) задачи, давая верные ответы на задаваемые ей людьми вопросы. Вопросы мог задавать любой желающий при широкой публике. Ганс принадлежал Вильгельму фон Остину, преподавателю математики в одной из гимназий, который заинтересовался набиравшей тогда популярность теорией Дарвина и решил узнать насколько умен его конь, что привело к совершенно поразительному результату. Если верить сохранившимся описаниям представлений, то Ганс умел складывать, вычитать, умножать и делить сравнительно большие числа, производить эти же вычисления с дробями, указывать точное время, конкретные даты в календаре и даже читать и воспринимать на слух слова и целые фразы на немецком. На все вопросы Ганс отвечал количеством ударов копытом по земле. Среди вопросов, на которые он давал ответы, были не только такие, как «Сколько будет 12 + 12?», но и, например, «Если восьмой день месяца приходится на вторник, то каким днём по счёту будет следующая пятница?». Причём, что удивительно, вопросы могли задаваться не только фон Остином и не только в устной, но и в письменной форме - Ганс «читал» вопрос и с помощью своего копыта давал на него ответ. Следует отметить, что Ганс давал верные ответы не на абсолютно все вопросы даже своего хозяина, не говоря уже о вопросах других людей, однако процент верных ответов был поразительно высок. Вскоре Вильгельм фон Остин уже давал целые уличные представления со своим удивительным конём, причём спустя какое-то время стал ездить с ним по всей Германии, собирая порой настоящие толпы народа на импровизированные спектакли, пользующиеся высокой популярностью - возможно, не в последнюю очередь потому, что никогда не брал с людей деньги за право посмотреть на коня или задать ему вопрос. Через какое-то время статья о Гансе была напечатана в американской газете New York Times, после чего удивительная лошадь получила относительно широкую известность во всём мире и привлекла к себе внимание в том числе учёных. Совет по образованию Германской империи назначил в 1904 году специальную комиссию, получившую название «Комиссия Ганса», дабы удостовериться в реальности слухов о феноменальном уме лошади, которая проведя разные тесты с Гансом не нашла никакого мошенничества, как бы это ни странно звучало. Через некоторое время после вынесения вердикта с Гансом начал работать известный впоследствии немецкий психолог, а в то время - ещё студент Штумпфа по имени Оскар Пфунгст, организовавший проведение значительно более серьёзного исследования. Результаты были удивительными: Ганс практически всегда отвечал верно лишь в том случае, если мог видеть задающего вопрос и если задающий вопрос сам знал ответ на него. Тогда Пфунгст в своей работе стал уделять больше внимания изучению поведения человека, задающего вопрос, и пришёл к следующим выводам: во время медленного отстукивания копытом после задавания вопроса Ганс наблюдает за выражением лица и позой вопрошающего; когда число стуков, сделанное Гансом, равнялось правильному ответу на вопрос, абсолютное большинство людей так или иначе выказывали волнение и напряжение (а в момент верного ответа, возможно, - наоборот, определённое расслабление), будучи шокированными этим, или хотя бы просто пристально взглядывали на него, и такое поведение «подсказывало» Гансу, что пора прекратить стучать копытом. Возможно, способы «социальной коммуникации» у лошадей гораздо тоньше, нежели у людей, и позволяют им замечать малейшие эмоциональные реакции. Другими словами, Ганс был действительно феноменально умной лошадью и прекрасно понимал, чего от него хотят, но, конечно, ни математики, ни немецкого языка он не знал и не понимал. Помимо хозяина лошади, свято верившего в её мистические способности, нашёлся ещё один человек, который был категорически не согласен с заключением Пфунгста. Это немецкий купец Карл Кралль, ещё при жизни фон Остена заинтересовавшийся Гансом, а после смерти хозяина купивший коня. Кралль научил Умного Ганса определять запахи: конь мог не только отличить, например, мяту от ванилина или карболку от скипидара, но и «ответить» на вопрос «Что это такое», выбрав один из вариантов. Другая удивительная способность Ганса, открытая Краллем, - это возможность почти безошибочно узнавать знакомых людей на портретах и фотографиях и «называть» их имена, а также различать монеты по номиналам и игральные карты по мастям (хотя, конечно, последнее может быть объяснено просто хорошей зрительной памятью). Наконец, Кралль познакомил Ганса даже с геометрией: конь научился отличать друг от друга пересекающиеся и параллельные прямые, острые, прямые и тупые углы. Впоследствии Кралль купил ещё трёх лошадей: двух арабских жеребцов Магомета и Царифа и абсолютно слепую лошадь по имени Берто, которых учил одновременно с Гансом. По словам исследователя все лошади умели выстукивать из букв свои имена, складывать из букв другие слова, а из слов - предложения, а впоследствии даже освоили разговоры при помощи выстукивания. Результаты своих экспериментов Карл Кралль подробно изложил в монографии «Мыслящие животные», вышедшей в Германии в 1912 году. В ней, описав свои методы обучения лошадей, он утверждал, что данные животные фактически разумны - могут мыслить и пользоваться абстрактными понятиями. Наиболее же удивительной частью книги была её концовка: «Для того чтобы обеспечить свой приоритет, я привожу ниже некоторые выводы, которые являются основой для моих будущих опытов». Причём дальнейший фрагмент текста, завершающий книгу, был зашифрован, и шифр этот не разгадан до сих пор; что имел в виду Кралль - так и осталось загадкой.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»