Семейная психотерапия. Тики у детей

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Ввиду разнообразия причин нервных тиков залогом успешного лечения является правильная их диагностика. Поэтому целесообразно осветить вопросы причин и классификации тиков, прежде чем разъяснять принципы лечения.

Происхождение тиков

Различают первичные и вторичные тики. Первый тип больше характерен для детей, возникая у соматически здорового ребёнка в ответ на психотравмирующие ситуации. Нервные тики у взрослых чаще развиваются как симптом какого-либо соматического или психического заболевания.

Первичные нервные тики развиваются обычно в возрасте 5-7 и 10-11 лет, в периоды формирования психики, когда она максимально подвержена травмирующим воздействиям. Чаще тики возникают у мальчиков. Провоцирующим фактором развития тиков являются синдром дефицита внимания и гиперактивность. Они могут возникать как после однократной психотравмы высокой интенсивности (ссора или развод родителей, суровое наказание), так и вследствие длительного стресса – недостаток внимания, любви со стороны родителей, страхи, чувство покинутости и одиночества.

Возникновение первичных нервных тиков у взрослых возможно при переутомлении, стрессах, длительных психических и физических перегрузках.

Вторичные нервные тики появляются как следствие травмирующего воздействия на мозг. Это может быть как непосредственно травма, так и результат инфекционного повреждения, гипоксии или интоксикации.

У детей вторичные тики часто появляются как следствие родовых травм или травм головы в раннем детском возрасте. Также они могут вызываться инфекциями, затрагивающими нервную ткань – цитомегаловирус и другие вирусы герпеса, бактериальные инфекции мозга – стрептококк, синегнойная палочка, менингококк. Возможно рефлекторное воспроизведение тиков как повторяющихся привычных действий, когда в них уже нет необходимости. Например, у ребёнка может закрепиться после перенесённого конъюнктивита, когда ребёнок часто моргал.

Отдельно выделяют наследственный вариант тиков, вызванный генетическими заболеваниями. Самое распространённое из них – синдром Туретта. Он проявляется сочетанием вокализации(навязчивого произнесения фраз или отдельных звуков) и разнообразных тиковых движений, чаще всего это нервный тик на лице.

Лечение первичных тиков

В случае тиков у взрослых, вызванных переутомлением и стрессом, отличные результаты даёт сочетание психотерапевтических и режимных методов. Такие же рекомендации можно дать для лечения детей старшего возраста и подростков.

  • Создание охранительного режима, уменьшение психических и физических нагрузок.
  • Психологическая помощь в разрешении конфликтов, их принятие, рассмотрение с разных точек зрения, изменение отношения к ситуации. Уменьшение напряженности при конфликтах и их количества поможет значительно снизить нагрузку на нервную систему, а соответственно и уменьшить влияние факторов, провоцирующих тики.
  • Возможно назначение седативных препаратов, в частности фитотерапия.
  • Регулярные физические нагрузки, максимальное нахождение на свежем воздухе, ежедневные прогулки, пробежки.
  • Контроль за питанием – диета с минимумом раздражающей пищеварительный тракт пищи (жареной, острой, солёной, маринованной, консервов). Введение в рацион свежих овощей и фруктов, продуктов, богатых клетчаткой, морепродуктов.
  • Переход на частое дробное питание – 5 или 6 приёмов пищи в сутки маленькими порциями.

Если же возникает первичный нервный тик у детей – лечение его включает обширный комплекс режимных мероприятий и требует большого внимания со стороны родителей. Если вы однозначно убедились, что органической патологии нет – обратите внимание на окружение ребёнка. Внимательно изучите его повседневную жизнь. Поближе ознакомьтесь с психологическим климатом в школе, кружках, секциях. Присмотритесь к отношениям ребёнка с друзьями. Возможно, где-то есть напряженность, насмешки или другие травмирующие факторы.

Ещё более внимательного изучения требует ситуация дома. Насколько вы требовательны к ребёнку, строго ли судите его промахи и ошибки? Соблюден ли баланс между требованиями и похвалой, достаточно ли внимания вы уделяете ребёнку? Часто ли говорите ему, что его любите? Спокойная, доброжелательная атмосфера в семье крайне важна для хорошего самочувствия ребёнка.

Также обязательно обратите внимание на ситуацию в школе. Насколько нагрузка соответствует возможностям ребёнка? Какие у него отношения с одноклассниками и преподавателями?

Если тики непостоянные – проследите когда они появляются, это поможет выяснить причинные факторы.

В случае тиков у детей до 2 лет причину всё же следует искать в первую очередь в семье.

Психотерапия эффективна для детей старшего возраста, которые способны осознавать и выполнять инструкции терапевта. Обязательно одновременное консультирование психологом родителей. В случае заболевания детей младшего возраста – возможно психолога стоит посетить родителям. Нервный тик у детей лечат медикаментозно в случае выраженных тиков. Назначают успокаивающие сборы, ванны с травами, легкие седативные препараты коротким курсом. Также эффективен массаж, лечебная физкультура, витамины.

Лечение вторичных тиков

Подход к терапии в этом случае определяется типом причинного заболевания.

  • Травматические тики, возникшие вслед за травмой, вероятнее всего самопроизвольно разрешатся после адекватной медицинской помощи по завершению периода восстановления. Если же после травмы прошло какое-то время – как вылечить нервный тик подскажет только квалифицированный невролог после углублённого обследования.
  • Ишемические тики лечатся по-разному у детей и взрослых. У взрослых это чаще всего последствия инсульта, которые требуют длительного комплексного лечения. У детей же их причина в большинстве случаев – внутриутробная гипоксия или асфиксия в родах. Эти состояния повышают чувствительность мозга к любым раздражителям, являясь провоцирующим тики фактором. Такие дети требуют длительной терапии ноотропами и метаболическими препаратами, создания максимально комфортной обстановки в семье и соблюдения режимных рекомендаций.
  • Инфекции, не вызывающие органических повреждений мозга, требуют этиотропного лечения – антибиотиками или противовирусными препаратами в зависимости от возбудителя, иногда необходимо введение готовых иммуноглобулинов. Существуют возбудители (например цитомегаловирус, токсоплазма), которые при внутриутробном инфицировании вызывают множественные органические изменения мозга, в том числе вызывающие нервный тик у детей. Лечение их затруднено, а полное восстановление не всегда возможно.
  • Тики вследствие интоксикации требуют массивной дезинтоксикационной терапии, инфузии больших объёмов солевых растворов и плазмозаменителей. При тяжелом состоянии может возникнуть необходимость в плазмаферезе. В случае же длительного поступления небольших доз токсина требуется специфическое лечение для выведения связанного с белками плазмы и осевшего в тканях вещества.
  • При синдроме Туретта нервный тик у ребёнка (моргание, гримасничанье, навязчивые движения рук) обусловлен генетическими причинами, влиять на которые медицина пока не может. Терапия направлена на уменьшение выраженности тиков, а в старшем возрасте – на обучение сознательному контролю над ними. Базовая терапия исключительно медикаментозная. Могут назначаться препараты различных групп, в том числе противосудорожные.

Прогноз при лечении тиков в большинстве случаев благоприятный. Это функциональное состояние, поэтому возможно их полное излечение.

07.11.2008 18:48

Otclick-adv_GiportRu 240x400

Нервные тики у детей. Как с ними бороться?

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту…

Бессонова Елена Юрьевна - главный врач "Нижегородского Центра Мозга", врач-невролог, нейрофизиолог, дефектолог

Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта пожимание плечами, вздрагивания и пр.).



По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее). Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

Нарушениями внимания;

Нарушением восприятия;

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

Классификация тиков:

Моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.)

Вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание)

Ритуалы (ходьба по кругу)

Генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.

Выраженность тиков варьирует от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).

Частота тиков меняется в течение дня.

Эффективность лечения: от полного излечения до неэффективности.

Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако, известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например, 3-х лет и 6-7-ми лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности, сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Все эти симптомы можно назвать одним общим термином «недостаточная зрелость структур головного мозга и вследствие этого несформированность функций нервной системы»

Родительское поведение

Помимо недостаточной зрелости головного мозга, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время, дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с несформированными функциями нервной системы и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущении. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. В частности, воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появления навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов:

Недостаточная зрелость структур головного мозга

Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения)

Острый стресс, провоцирующий появление тиков

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность, или как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога .
Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и реабилитационной коррекции.

Наряду с этим, врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований: электроэнцефалографию , которая выявляет степень структурно-функциональной зрелости головного мозга, магнитно-резонансную томографию для определения паталогических очагов, а также, основываясь на беседе с родителями и клинической картине заболевания, консультацию психиатра .

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

2. Комплексная реабилитация:

Адаптивно-физическая реабилитация (лечебная растяжка с отягощением) - это комплекс физических упражнений, направленных на изменение мышечного тонуса и формирование правильной работы мозга. Посредством биологической обратной связи между мышцами и нейронами мозга (головного и спинного) меняется программа поведения человека. Чтобы ускорить процесс перестройки ЦНС используются классические упражнения, направленные на растяжение (по англ. стрейчинг) и статическую нагрузку (по типу гибкой йоги). Учёными уже давно доказано, что чередование растягивания и расслабления благотворно влияет на весь организм. Упруго-статическая нагрузка направлена не на эластичность одной мышцы, а на всё тело в целом, с акцентом на позвоночный столб, тазобедренный и плечевой суставы.

Психолого-педагогическая реабилитация (психотерапия и психологическая коррекция) - это система воздействия на психику человека с помощью театрализованных действий и внушений. Это уникальный метод лечения, с помощью которого можно не только значительно улучшить эмоциональное состояние человека, повысить интеллект, но и коренным образом изменить его характер, стиль жизни и взаимоотношения с окружающими. С психологической точки зрения - это тренировка поведения или специальная игра, где люди переживают, плачут, смеются. На психологических тренингах применяется дозированная эмоционально-стрессовая нагрузка. В результате многократных повторений дозированного стресса человек адаптируется к нему, тем самым осознаёт свои страхи и проблемы. В конечном итоге, повышая стрессоустойчивость, в реальной жизни меняются старые стереотипы поведения (установки).

Психологическая коррекция может проводиться индивидуально - для развития запаздывающих в развитии сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшение внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).

Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) - для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте («прорепетировать» его заранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.

Вокально-речевая реабилитация (дыхательная гимнастика и логопедические занятия) - это комплекс мероприятий, направленный на восстановление голосовой и речевой систем (до нормы).
Эти занятия показаны детям с тиками, которые часто сопровождаются непроизволными вокализмами (выкрикивания, покряхтывания и т.п.).

Занятие состоит из трёх частей: дыхательная гимнастика с голосовой разминкой; логопедические занятия, направленные на правильное формирование звуков и сама тренировка навыков общения в разных режимах с нагрузками. В зависимости от возраста и степени речевого дефекта (аутизм, дислалия, дизартрия, афазия, дисфония, заикание и др.) используют специальные приёмы управления устной и письменной речью: конструирование артикуляции и фонации, активация голоса в виде крика, растормаживание речи (пение), интонирование выразительной речи, работа над плавностью высказывания и грамматическим строем языка.

Дыхательная гимнастика очень полезна для детей, страдающих тиками, т.к. нормализует нарушенный ритм дыхания, снимает напряжение, активирует структуры мозга, дыхательные и речевые центры.

4. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность.

! Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Нижегородский Центр Мозга - единственный в России научно-практический центр, специализирующийся на медицинской реабилитации при различных расстройствах нервной системы, психики и речи.
Совмещая современную комплексную диагностику, уникальные методы восстановительной медицины, внедряя новые медицинские технологии и улучшая качество жизни людей, Нижегородский Центр Мозга является реабилитационным центром будущего.
Центр работает по уникальной авторской методике , имеет патенты на лечение сложных психических, неврологических и речевых расстройств, диплом о научном открытии от Российской Академии Естественных Наук, благодарность пациентов и признание в обществе.
В Центре ведут прием специалисты высшей категории, доктора наук - врачи и педагоги, в чьих руках находится ключ к многовековым загадкам мозга человека.

"Нижегородский Центр Мозга"

Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее). Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

Нарушениями внимания;

Нарушением восприятия;

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

Классификация тиков:

Моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.)

Вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание)

Ритуалы (ходьба по кругу)

Генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.

Выраженность тиков варьирует от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).

Частота тиков меняется в течение дня.

Эффективность лечения: от полного излечения до неэффективности.

Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако, известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например, 3-х лет и 6-7-ми лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

Легче провоцируются у лиц мужского пола;

Мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;

У детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;

Если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола - неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Не смотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время, дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущении. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. В частности, воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появления навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов:

Наследственная предрасположенность

Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения)

Острый стресс, провоцирующий появление тиков

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность, или как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнито-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями и клинической картине заболевания и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность.

3. Психологическая коррекция.

Может проводиться индивидуально - для развития запаздывающих в развитии сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшение внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).

4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.).. В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Очень прошу мнения профессиональных психологов о сложившейся у нас ситуации со старшей дочкой.
Будет длинно, прошу прощения, мне в данном случае трудно оценить, что важно, а что детали.

Мои вопросы:
- Терапия выглядит именно так? В чем смысл работы психолога, если все подобные версии я могу выдвинуть и опровергнуть сама? Психолог говорит: "Мы здесь в играх прорабатываем разные проблемные ситуации, чтобы потом ребенок мог интегрировать этот опыт в свою жизнь" - ОК, но все, что я там у них пока вижу - это обычный игровой процесс, который у детей длится годами! Нам все эти годы на терапию ходить? А как справляются остальные дети, которые без терапии?
- Что бы вы сказали в отношении сложности проблемы и названных сроков терапии?
- Были ли у вас в практике подобные случаи, насколько быстро или долго они разрешились, каковы возможные причины.
- Отдельно прошу прокомментировать тезис по поводу негативных эмоций - у меня на этом месте случился жесткий когнитивный диссонанс, и я не смогу работать со специалистом, если не разделяю его(ее) идеологию. И как вообще воспитывать детей, если от любого "нет" или "нельзя" может быть травма на всю жизнь? У меня прям паника.

Невозможно было описать множество деталей, отвечу на ваши вопросы, если какие-нить еще детали важны. Мне нужно понять, продолжать ли терапию (как долго?) или закончить на том месте, где мы есть.

Огромное спасибо за помощь.

Тики (гиперкинезы) – быстрые повторяющиеся непроизвольные аритмичные движения, обычно вовлекающие определенную группу мышц. Как правило, возникают у детей и занимают одно из ведущих мест среди болезней нервной системы в детском возрасте. Данной патологией страдает около 20 % детей в возрасте до 10 лет, причем мальчики болеют чаще и тяжелее, чем девочки. Существуют критические возрастные периоды, когда вероятность возникновения тиков значительно возрастает. Это происходит в 3 года и 7-10 лет.

Виды тиков

По распространенности процесса тики бывают локальные (возникающие в одной области), множественные и генерализованные.

Выделяют вокальные и моторные (двигательные) тики, которые могут быть сложными и простыми.

Моторные простые гиперкинезы:

  • неритмичные насильственные движения головой (в виде подергиваний);
  • непроизвольное моргание, зажмуривание глаз;
  • движения плечами по типу пожимания;
  • напряжение мышц живота с последующим его втягиванием.

Моторные сложные гиперкинезы:

  • повторение определенных жестов (эхопраксия);
  • вульгарные жесты;
  • прыжки на месте;
  • нанесение ударов по частям собственного тела.

Простые вокальные тики:

  • фырканье, хрюканье;
  • насвистывание;
  • кашель.

Сложные вокальные тики:

  • эхолалия (повторение слов, фраз, звуков, которые услышал больной);
  • копролалия (неконтролируемое выкрикивание неприличных слов).

Причины заболевания


Стрессы и переутомление способствуют возникновению тиков у ребенка в период созревания нервной системы.

Нервные тики могут быть первичными и вторичными. Важная роль в происхождении первичных тиков отводится отягощенной наследственности. В основе их развития лежат расстройства созревания систем двигательного контроля, что связано с дисфункцией базальных ганглиев. Первичные тики подразделяют на преходящие (транзиторные) и хронические (симптомы которых сохраняются больше года).

Вторичные тики также возникают на фоне нарушения функционирования базальных ганглиев, но при этом имеется первичное патологическое состояние, которое к этому привело, а именно:

  • травма головы;
  • повреждение нервной системы во время родов;
  • прием некоторых медикаментов (нейролептиков, психостимуляторов);
  • воспалительные заболевания вещества головного мозга;
  • патология головного мозга сосудистого характера.

Определенную роль в проявлении тиков играют стрессы, психические перегрузки, неблагоприятная обстановка в семье.

Особенности течения тиков у детей

Данное заболевание у каждого ребенка может протекать по-разному. Оно может внезапно проявиться в какой-то период жизни ребенка и так же быстро исчезнуть даже без лечения. А может длиться годами с выраженными симптомами и изменением поведенческих реакций. У детей с тиками часто выявляется раздражительность, тревожность, неспособность сконцентрировать внимание, нарушение координации движений, и др.

Симптомы заболевания усиливаются при волнении и ослабляются при отвлечении внимания, концентрации на определенной деятельности. Если ребенок чем-то заинтересован или играет, тики обычно исчезают. Больные могут усилиями воли на небольшой промежуток времени подавить тики, но впоследствии они возникают с нарастающей силой. Выраженность таких непроизвольных движений может меняться в зависимости от настроения и психоэмоционального состояния ребенка, времени года и даже суток. Для этой патологии характерна стереотипность и возникновение проявлений болезни в определенной области тела, но с течением времени локализация тиков может меняться.


Синдром Туретта

Это заболевание нервной системы, которое характеризуется сочетанием моторных и вокальных тиков у ребенка. Начало болезни приходится на возраст от 5 до 15 лет. Первыми появляются тики на лице, потом в патологический процесс вовлекаются мышцы шеи, рук, ног, туловища. Данная патология имеет хроническое прогрессирующее течение и достигает максимального развития в подростковом периоде, затем выраженность симптомов ослабляется. У части больных тики исчезают бесследно, а у некоторых пациентов сохраняются на всю жизнь.

Для детей с проявлениями синдрома Туретта характерна рассеянность, неусидчивость, отвлекаемость, повышенная ранимость, а иногда агрессивность. У половины больных в подростковом возрасте развивается синдром навязчивости, который проявляется необоснованными страхами, навязчивыми мыслями и действиями. Эти явления возникают вопреки желанию больного, и он не в силах их подавить.

Диагностика

Диагноз базируется на жалобах больного или родителей, истории заболевания, неврологическом осмотре. Рекомендуется обследование пациента для исключения органической патологии. Проводится общеклиническое обследование, электроэнцефалография, компьютерная томография, МРТ, консультация психиатра и др.


Лечение

В большинстве случаев заболевание имеет доброкачественное течение и не требует специального лечения. Детям нужно создать благоприятную психологическую обстановку в семье, избегать психических и физических перегрузок. Определенное значение имеет рациональное питание и полноценный сон. Родителям не следует акцентировать внимание ребенка на симптомах болезни. Детям с тиками рекомендуется ограничить пребывание за компьютером (особенно компьютерные игры), прослушивание громкой музыки, длительный просмотр телевизионных передач, чтение книг при плохом освещении и в положении лежа.

Основные лечебные мероприятия:

  1. Психотерапия (индивидуальная или групповая).
  2. Физиотерапия.
  3. Медикаментозное лечение:
  • нейролептики (эглонил, галоперидол);
  • антидепрессанты (анафранил);
  • ноотропные препараты (ноофен, фенибут, глицин);
  • препараты магния (магне В6);
  • витамины.

Лечение физическими факторами


Лечебный массаж помогает ребенку расслабиться и уменьшает его возбудимость.

Помогает успокоить ребенка, нормализовать работу его нервной системы, уменьшает проявления болезни.

Основные физические методы лечения детей с тиками:

  • (оказывает седативное действие, нормализует эмоциональное состояние больных, улучшает кровоснабжение мозговой ткани и обмен веществ; длительность процедуры около часа, при этом ребенок находится в состоянии дремоты, курс лечения составляет 10-12 процедур);
  • на шейно-воротниковую зону (оказывает опосредованное действие на нервную систему, снижает общую возбудимость);
  • (повышает устойчивость организма к стрессовым влияниям, улучшает настроение и работу нервной системы; длительность сеанса 20-30 минут, рекомендуется проведение 10-12 таких сеансов);
  • (успокаивают, расслабляют, улучшают сон; принимать такие ванны нужно через день).

Заключение

Появление тиков у ребенка служит поводом для тщательного медицинского обследования, так как тики могут быть начальным проявлением более серьезного заболевания. Прогноз относительно выздоровления у большинства пациентов благоприятный. Однако у части больных заболевание полностью не регрессирует. Существует мнение, что при раннем дебюте болезни (особенно в возрасте до 3 лет) она имеет более тяжелое и длительное течение.

Врач-невролог Николай Заваденко рассказывает о нервных тиках у детей:

Телеканал «Беларусь 1», программа «Детский доктор», выпуск на тему «Тики у детей»:



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»