Вербное Воскресенье: суть праздника. Вербное воскресенье

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - праздник, который совершается в шестое воскресенье и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербное воскресенье в 2018 году 1 апреля

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

————————

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

За семь дней до Пасхи Церковь отмечает Вход Христа в Иерусалим. У нас его еще называют «Вербное воскресенье». Верующие освящают в храме вербные ветви. Но как появилась эта благочестивая традиция? Какое евангельское обоснование этого праздника? Попробуем ответить на эти вопросы.

Глазами евангелистов

О торжественном вхождении Христа в Иерусалим пишут все четыре евангелиста. Иисус просит своих учеников привести Ему из ближайшего селения осла, на котором он и въедет в город. Двое апостолов исполняют его прошение, стелют на животное одежду и отдают Учителю.

Христос на осле въезжает в Иерусалим, по дороге Его величественно встречают толпы людей, устилают ему путь одеждами и пальмовыми ветвями, так называемыми вайями. Отсюда и второе название праздника — Воскресенье ваий, и уже совсем «славянский» вариант — Вербное воскресенье.

Но вернемся к евангельскому тексту. Израильтяне радостно восклицают вслед Иисусу:

Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!


Осанна — это краткий молитвенный возглас. С древнееврейского он дословно переводится как «спаси же, помоги». В греческом тексте используется другое слово, означающее «слава».

Поэтому Христа встречали одновременно с величанием, славословием и определенными надеждами на Него как на царя земного, который может облегчить жизнь евреев в Римской империи. Ведь они почитали Иисуса не как Сына Божьего, а как выдающегося пророка.

Но даже известнейших еврейских праведников не встречали так торжественно. Чем же Христос заслужил такую честь? И почему Иисус въехал в город именно на осле, а не, например, на коне?

Лазарева суббота: воскрешение «четверодневного»

Земное служение Христа длилось уже несколько лет. Люди удивлялись Его учению, поведению, бросающему вызов обществу, и многочисленным чудесам.

Христос отпускал людям грехи, тем самым исцеляя бесноватых, слепых, хромых, расслабленных. Были даже три случая воскрешения мертвых. Первый раз он вернул к жизни сына наинской вдовицы, которого уже собирались похоронить, потом «пробудил от сна» двенадцатилетнюю дочь начальника синагоги Иаира.

Третий случай принципиально отличался от всех предыдущих. Его мы и вспоминаем в субботу накануне Входа Господнего в Иерусалим. В этот день Иисус воскресил Лазаря, родного брата Марии и Марфы.

Ученики известили Иисуса о болезни Лазаря, которого Тот называл Своим другом, но Он специально не шел навестить и исцелить недугующего. Лишь через несколько дней, зная, что друг Его уже мертв, Христос с учениками приходит в Вифанию, где жили Марфа и Мария. Две сестры в разное время, не сговариваясь, встречали Его одними и теми же словами:

Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой

Как и апостолы, Марфа и Мария знали, что перед ними не просто пророк, а сам Сын Божий. Но у них и в голове не укладывалось, что Христос может оживить их брата, который уже четверо суток лежит в гробу, обвитый погребальными пеленами. Бездыханное тело уже начало разлагаться. Поэтому когда Иисус просит отвалить камень для входа в пещеру, Марфа предупреждает:

Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе

На что Сын Божий отвечает:

Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Иисус зашел в пещеру и сотворил неслыханное доселе. Он произнес лишь три слова: «Лазарь! Иди вон».

И его друг, завернутый в погребальную ткань, четыре дня пробывший в аду, от которого несло трупным запахом, вышел навстречу сестрам и всем присутствующим. День памяти этого действительно чудесного события почитается Православной Церковью как Лазарева суббота.

Согласно Преданию, Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет, служа епископом на острове Кипр. Церковь еще называет его «четверодневным» , ведь именно столько дней он был мертв, что в то время фактически отождествлялось с пребыванием в аду. Говорят, что Лазарь, переживший шок загробной жизни, за всю свою земную жизнь больше ни разу не улыбнулся.

Великое чудо — воскрешение Лазаря — происходило в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Поэтому на следующий день Христос и отправился в Иерусалим. Поскольку весть о брате Марфы и Марии быстро разнеслась по околицам, Христа так торжественно принимали в городе. Доселе никто из пророков не мог совершить ничего подобного.

Скромный вход Господень в Иерусалим

Почему Христос въезжал именно на осленке? Для этого есть несколько объяснений:

  1. На Востоке всадник на осле символизировал пришедшего с миром, а въезжавший на коне — прибывшего с войной.
  2. Согласно пророчеству Захарии, Мессия должен войти в город именно на осле: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной
  3. Если бы в город входил какой-то земной правитель, то он явно прибыл бы на белом коне, в дорогом убранстве, с гордо поднятой головой и в окружении почета. Но Христос ведет Себя как Царь, но не от мира сего. Поэтому вход Господень в Иерусалим выглядит так скромно: кроткий Спаситель въезжает на молодом осленке.

Пока ученики и свидетели чудес радостно встречают «сына Давидова», фарисеи и книжники замышляют Его убийство.

Христос знает, что ждет Его через несколько дней. Предательство, унижение, крест, распятие, смерть. Но разве Он, воскресивший «четверодневного» Лазаря, не победитель смерти? Обращаясь к Марфе, Иисус говорит: «Я есть воскресение и жизнь».

Вербное воскресенье: история праздника и освящение вербы

Праздник Входа Христа в Иерусалим возник в IV-V веках и очень быстро распространился среди христиан. Логично, что особо торжественно его отмечали именно в Иерусалимской Церкви.

Уже в VII веке появляются тексты богослужений, которыми пользуются и в наше время. Некоторые каноны на повечерии составил и преподобный Андрей Критский .

Но неотъемлемым атрибутом праздника для многих верующих на протяжении веков было и остается освящение ветвей пальмы или вербы. Отсюда и появились варианты названий праздника: «Воскресенье ваий», «Вербное воскресенье» и «Цветоносная неделя».

Как уже вспоминалось, пальмовыми ветвями устилали путь Иисусу жители Иерусалима. Кроме этого, в древности зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся домой с победой. Так и по сей день православные христиане приходят в храм с ветвями, чтобы встретить Царя Славы, победившего смерть. В знак победы над тлением священники облачаются в зеленые ризы, символизирующие возрождение жизни.

Торжественный смысл Вербного воскресенья передает и тропарь праздника :

Уверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты воскресил Лазаря прежде Твоих страданий, Христе Боже. Поэтому мы, подобно детям, нося знамение победы (то есть подобно тем детям, что держали знамение победы — пальмовые ветви), восклицаем Тебе, Победителю смерти: «осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне

К сожалению, многие верующие не знают истинного смысла праздника и приходят в храм только для того, чтобы освятить вербные ветви. Часто у дверей храма собираются толпы. Они не молятся в храме, а лишь ждут выхода священника, который окропит их букеты святой водой.

Важно помнить, что традиция освящать ветви — это лишь благочестивое дополнение к празднику. Но оно лишается смысла, когда люди заменяют веру и молитву лишь исполнением ритуала.

Поэтому надо в первую очередь прийти в храм и зелеными ветвями и зажженными свечами встретить Христа, как когда-то жители Иерусалима. А лишь тогда, с молитвой в сердце, нести освященные ветви домой, которые и сохранять, как подобает святыни, возле икон.

Как в Вербное воскресенье противостоять суевериям?

Не стоит впадать в магизм и поддаваться многочисленным суевериям :

  • бить всех прутьями — якобы до следующего года не будешь болеть;
  • когда идет град, бросать ветви из окна, чтобы остановить стихию;
  • класть кусочек освященного прута в гроб покойнику.

Никакое «избиение» прутьями вам не поможет, если, кроме вербы, у вас не будет веры и молитвы. Град или пожар не остановятся только потому, что вы бросили освященную ветвь. Наоборот, это может стать надругательством над святыней. В первую очередь важны молитва и надежда на Бога. Освященная ветвь в руке покойника не дает никаких гарантий на то, что он попадет в рай. Это скорее красивый символ воскрешения Лазаря и восстания всех людей для вечной жизни.

В Вербное воскресенье важно прийти в храм, помолиться, если есть возможность — поисповедоваться и причаститься, а лишь тогда освящать вербу. Нарушение этой последовательности приводит к потере смысла праздника.

О воскрешении Лазаря и входе Иисуса в Иерусалим рассказывается и в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На рыбу;

Связан с Страстная седмица и Пасхой Вход Господень в Иерусалим на Викискладе

Вход Госпо́день в Иерусали́м (церк.-слав. Вхо́дъ гдⷭ҇ень въ і҆ерⷭ҇ли́мъ ) - христианский праздник , отмечаемый в воскресенье («неделю »), предшествующее Пасхе , то есть в шестое воскресенье Великого поста . Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа , описанному во всех четырёх Евангелиях . В православии входит в число двунадесятых праздников .

Другие названия

Праздник имеет несколько названий - Неделя ваий , Ве́рбное воскресе́нье , Па́льмовое воскресе́нье (греч. Κυριακή των Βαΐων , церк.-слав. Недѣ́ля Ва́їй , лат. Dominica in Palmis de passione Domini )

Празднуемое событие

Описание в Евангелии от Матфея

Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании (Мф. ).

Описание у других евангелистов

Вход Иисуса Христа в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами , о нём повествуют и Марк (в 11-й главе своего Евангелия), и Лука (в 19-й главе), и Иоанн (в 12-й главе).

Описание событий, которое дают Марк и Лука, во многом очень похоже на описание, приведённое евангелистом Матфеем, хотя и отличается отдельными деталями. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы , рядом с Виффагией и Вифанией, посылает двоих своих учеников за молодым ослом, которого те находят, отвязывают и приводят к Нему. Будучи научены Иисусом, на вопрос «зачем отвязываете?» они отвечают, что он (ослёнок) надобен Господу.

Значение

Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай .

Православие

Русская икона XIV века

Восточные славяне освящённым вербам придают особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов .

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил» , «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья» , «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» , «На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут» , «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» , «Не верба бьёт, а старый грех» .

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вход Господень в Иерусалим. Богослужебные указания для священнослужителей. // Сост. протоиерей Виталий Грищук. - СПб.: Санкт-Петербургская правосл. дух. акад., 2013. (в формате iBooks).
  • Грушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий . - Русский купец, 1996. - ISBN 9785882040474 .
  • // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - М. , 1879. - Т. 2.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах . - СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. - Т. 1. Всенародный меяцеслов. - 691 с.
  • Ляховская, Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы. - М. : МСП, 1999. - 464 с. - ISBN 5-7578-0066-6 -1.
  • Вербное воскресенье / Толстой H. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 1995. - Т. 1: А (Август) - Г (Гусь). - С. 336-338. - ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева; ред. Б.Н. Путилов. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - 342 с.
  • Фрейденберг О. М. Въезд в Иерусалим на осле / Миф и литература древности. - М. : Вост. лит., 1998. - С. 623-665.

Ссылки

  • Вход Господень в Иерусалим // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
  • А. А. Ткаченко, Диак. Михаил Желтов, Н. В. Квливидзе. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2005. - Т. X. - С. 38-51. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-016-1 .
  • Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия
  • Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим Православное чинопоследование богослужений
  • Вход Господень в Иерусалим и Вербное воскресенье в русской живописи

Последнее воскресенье перед Пасхой – Вербное. В 2017 году это 9 апреля. Великий праздник символизирует вход Иисуса в Иерусалим – столицу Древней Иудеи.

Точнее, это был въезд. Христос въехал в город на ослике, что в те времена было знаком мирных намерений путника. Перед этим он творил чудеса рядом с Иерусалимом: воскресил Лазаря, исцелял тяжелых больных, возвращал зрение слепым.

За такие невероятные чудеса люди называли странника Мессией и славили его как своего Учителя. В народе поселилась надежда на светлое будущее, радостное ожидание счастья и освобождения от власти римлян. Еще в десятом веке христиане стали отмечать день славы и признания Спасителя.

В один из дней Учитель въехал в столицу Иудеи. Это было триумфальное событие: простые люди радовались от души, бросали к ногам Мессии пальмовые листья и свою одежду, чтобы устелить ею его путь. Это символизировало самое сильное уважение и самую преданную любовь к творящему чудеса Сыну Божьему.

Смысл названия “Вербное воскресенье”

Из-за пальмовых ветвей, которые держали в руках дети и взрослые и приветственно махали ими в знак сильного уважения, любви, этот день назвали Пальмовым воскресеньем.

Сам Бог-Отец через своего сына посетил город в тот далекий воскресный день. Люди почитали Иисуса как спасителя, который пришел, чтобы принести любовь и добро в жестокий мир насилия.

В России, как известно, пальмы не растут, поэтому вместо экзотического растения была выбрана верба как знак жизненной силы. Возможно, избрание вербы для освящения в Вербное воскресенье связано и с ее популярностью в языческом прошлом славян.

Языческий Вербохлест

В языческие времена на Руси отмечали древний праздник оплодотворения Вербохлест. В этот день парни должны были доганять убегающих девушек и хлестать их по ногам.

Такие веселые энергичные действия символизировали оплодотворение. Верба – самое живучее дерево, которое может расти в любых условиях. Весной она одна из первых зацветает.

Рано утром в последнее воскресенье пред Пасхой на улицах городов и деревень можно встретить православных верующих с пучками вербы в руках.

Сила вербных веточек. Суеверия


Приметы:

  • Заморозки на Вербное воскресенье предвещали богатый урожай.
  • Солнечный день в праздничное воскресенье предвещал много фруктов и овощей.

Что приготовить на Вербное воскресенье?

К Вербному воскресенью пекли маленькие булочки, в одну прятали монетку. Наши предки верили, что счастливчик, которому достанется монетка, будет весь год здоров, успешен и благополучен. Незамужняя девушка должна была по этой примете выйти замуж по любви.

Также готовили маленькие колобки с почками вербы в тесте. Ими угощали родных и знакомых, желая долгой жизни и счастья. Бесплодные женщины, съев такой колобок с вербой, могли успешно забеременеть. Так как издревле верба считалась символом плодовитости и плодородия.

Дни Великого поста предполагают отказ от скоромной пищи, но в честь великого праздника верующим разрешено выпить немного красного вина, есть рыбу и постное масло.

Поэтому праздничное меню может быть вполне разнообразным. Можно приготовить различные каши, запечь, пожарить, потушить с овощами или отварить любимый сорт рыбы.

Разнообразны рецепты рыбных пирогов и запеканок с рыбой. Многочисленны и рецепты салатов с рыбными консервами и овощами, заправленные растительным маслом.

, Пальмовое воскресенье (ст.-слав. Недѣ́ля Ва́їй, лат. Dominica in Palmis de passione Domini) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье ("Неделю"), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю .

Каждое шестое воскресенье Великого поста, ровно за неделю до праздника , все православные христиане празднуют Вербное воскресение.

История. История праздника Вербное воскресенье обозначает для христианского мира день входа Иисуса Христа в Иерусалим. Молва о воскрешение Лазаря от руки Иисуса разнеслась по всем городам, люди увидели в Иисусе решение своих проблем, своего нового правителя, царя, которого они хотели бы видеть на троне. В те времена был обычай, что правитель въезжает в город на осле, показывая этим, что он пришел с миром. Иисус въехал в Иерусалим на осле. Люди приветствовали его пальмовыми веточками, а весь путь продвижения мессии был устлан цветами. Пальма в Иудее считалась символом добродетели и близости к Богу. Так встречали только царей. Иисус Христос знал, что несет людям не земное царство, а путь к спасению их душ - Царство Небесное. Иисус также знал, какую цену ему придется заплатить за это.

Почему тогда верба, а не пальма? Не во всех странах, где исповедуют христианство, есть пальмы. Поэтому в странах их заменяют ветвями деревьев, которые расцветают первыми весной. Поэтому у православных христиан пальмовые ветви были заменены вербой. Кроме того, у православных христиан верба символизирует добродетель, обновление и новую жизнь.

У православных христиан воскресенье стало называться Вербным, но у католиков так и осталось название - Пальмовое воскресенье.

Приметы, обычаи и обряды на Вербное воскресенье. В Вербное воскресенье люди приносят веточки вербы в церковь для того чтобы освятить ее. Освященные ветки вербы, которые после церкви приносят в дом, в этот день являются символом того, что люди так же, как и иудеи в свое время, встречают Иисуса Христа. Хранят освященную вербу целый год.

Сыздавна веткам вербы приписывали целительные и магические свойства. Освященная верба считалась оберегом для всей семьи - веточкой прикасались к близким людям, желая им здоровья и счастья. Есть такой обряд, когда после церковной службы придя домой люди, бьют друг друга вербными ветками и приговаривают: "Не я бью, верба бьет. Будь здоров как вода и богат как земля" или "Верба хлест - бей до слез. Будь здоров как верба" и др. Смысл обряда в том, чтобы пожелать близкому человеку здоровья и благополучия. И люди простосердечно верят, что после подобных обрядов к человеку придет здоровье, сила и благополучие. Вербными ветками украшают стоящие в доме иконы. Этот обряд должен принести счастье, благополучие и здоровье каждому обитателю дома.

В Вербное воскресенье принято похлопывать маленьких деток пучками вербы, которые были освящены в храме, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми.

Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно в Украине, где дети съедали почки, "щоб горло не боліло".

Также считается, что обладает целебными свойствами и вода, в которой стояли веточки освященной вербы - в ней купали больных детей и верили, что болезнь таким образом отступит. В праздник Вербное Воскресенье знахари на весь год делали из вербы различные отвары и порошки от самых разных болезней. Встарь именно так и лечились от многих болезней.

Мужчины в этот день носили почки вербы в качестве талисмана для придания физической силы юноши, а девушки - для помощи в зачатии ребенка.

Традиционно в этот день можно полакомиться вкусными блюдами, и порадовать малышей сладостями. Но, так как праздник приходится на период Великого поста, то молочные и мясные продукты не стоит ставить на праздничный стол. В этот день можно кушать рыбу и выпить немного красного вина.

Согласно древним преданиям, в этот день никто не выгонял скот на улицу, так как верили, что его обязательно испортят злые духи. А девушки в Вербное воскресенье обязательно расчесывали волосы, приговаривая: "Вода, иди в землю вместе с головной болью". А затем клали расческу в воду и поливали этой водой вербу.

С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай. В старь верили, что какой ветер дует в Вербное воскресение, такой будет и все лето, если же в этот день будет теплая и ясная погода, то вся деревня готовилась собирать хороший урожай фруктов. Если же "на Вербной мороз - яровые хлеба хороши будут".

В Вербное воскресенье нельзя работать, ругаться и обижаться.

Фото: iStock/Global Images Ukraine



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»