Психология подростковых отношений. Психологические игры для подростков

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Переходный возраст нередко сравнивают с зоной турбулентности: «трясти» начинает не только подростков, но и тех, кто рядом, в первую очередь ─ родителей. Скандалы, грубость, алкоголь и наркотики, депрессии и мысли о суициде ─ с какими рисками для своего здоровья и благополучия сталкиваются подростки? И что могут сделать взрослые? Отвечаем на злободневные вопросы.

6 декабря в эфире цикла передач «Мама дорогая! Быть родителем подростка», организованного ЮНЕСКО и порталом сайт, психолог Алла Ковалевская и автор тренинговых программ для подростков Виталий Никанович поговорили о подростковой агрессии и причинах, подталкивающих детей к опасным экспериментам с алкоголем, наркотиками и собственным телом. Читайте выжимку самого интересного.

Почему подросток грубит?

Здесь не обошлось без гормонов. Дело в том, что на излете подросткового возраста у детей начинают активно развиваться те области мозга, которые отвечают за эмоции, чувства, желания, в то время как отделы мозга, ответственные за рациональное осмысление своих поступков, ещё не «поспели».

Так что, если ребёнок грубит и сам на себя не похож, дело далеко не всегда в воспитании или «дурной» компании, а очень часто - в особенностях физиологического развития.

Агрессия - это здоровая реакция растущего организма. Уже не такой маленький человек начинает завоевывать свою территорию и заявлять о своих правах. Задача родителей на этом жизненном этапе - не подавлять агрессию, а учить подростка выражать её другими, более конструктивными способами. Например, через спорт или хобби.

Первая реакция многих родителей на агрессивное поведение своих детей: возмутиться «формой подачи» протеста, отругать за непослушание, подавить и вновь утвердить своё превосходство в семье. Эксперты советуют воздержаться от такого подхода.

Даже если вас пугает то, как ведёт себя подросток, ваша задача - не делать большие глаза и не открывать широко рот, а прежде всего послушать, ЧТО он говорит. Важно в любом случае сначала выслушать и только потом донести до него, что мы хотели бы эту же информацию получить от него в более мирной форме .

В какой-то степени ребёнку даже важно и нужно в этот переходный период решиться на «бунт». Если родители пытаются пресечь любые попытки подростка понять, «как ещё бывает» и «как ещё можно», подменяя это единственно верным «можно только так», высока вероятность отпустить во взрослую жизнь совершенно не подготовленного к ней человека.

Почему врет на каждом шагу?

Ложь - нормальная форма адаптации для человека, когда по-другому адаптироваться невозможно.

Если утром ребёнок говорит вам, что не хочет идти в школу, а вы отвечаете категоричным «нет, пойдёшь!», не попытавшись выяснить, что на самом деле стоит за этим нежеланием - банальная лень или, к слову, проблемы с одноклассниками - то в следующий раз ему будет гораздо проще прикинуться больным или прогулять занятия.

Вот почему так важно не ставить ребёнка к краю, когда только ложь может помочь ему адаптироваться.

Постарайтесь почаще интересоваться его реальными желаниями, узнавать, почему он решил поступить так, а не иначе: если подростку изначально не будет страшно и стыдно рассказывать о своих промахах, неудачах и проблемах, в его распоряжении будет гораздо больше конструктивных способов справиться с проблемой.

Пробует алкоголь или - еще хуже - наркотики?

Один из ключевых родительских страхов: подросток попал в плохую компанию, где его заставляют пробовать сигареты, пиво и даже наркотики.

«Стадное» чувство, желание показаться «крутым» и взрослым - что на самом деле стоит за опасными экспериментами подростка со своим здоровьем? Когда родителям действительно стоит бить тревогу?

По мнению экспертов, корень зла лежит в неправильно выстроенной коммуникации между родителями и детьми:

Как правило, начинают употреблять те, кому сложно справиться со своим эмоциональным миром. Те, кто лишён возможности взаимодействовать с другими людьми качественно - то есть делиться своими чувствами, и не может разобраться со своим внутренним миром. Однажды выдающийся польский педагог Януш Корчак сказал такую фразу: «Дети сами знают свои проблемы, нужно только дать им возможность о них заявить .

Часто подростки решают попробовать алкоголь или наркотики по весьма тривиальной причине - из-за скуки. Значит ли это, что нужно максимально «загрузить» своего ребёнка, чтобы у него просто не было времени скучать? Далеко не всегда это так.

Более рациональной стратегией может стать попытка «научить скучать». И, как ни странно, сделать это можно только через собственный положительный пример.


Источник фото: verywell.com

Если мама всё своё свободное время проводит за просмотром сериалов лежа на диване, а отец - в баре, то и у подростка неизбежно будет формироваться в голове установка, что алкоголь и запрещённые вещества - вполне себе неплохой способ провести время.

Здорово, когда родители сами чем-то интересуются - записываются на какие-то курсы, чтобы чему-то научиться, читают книги, смотрят хорошие фильмы и делятся впечатлениями. Тогда и у подростка перед глазами будут примеры того, как ещё можно «скучать».

Также специалисты советуют проделать с подростком вместе (или предложить ему сделать это самостоятельно) упражнение «Круг жизненного баланса». Для этого нужно нарисовать круг и поделить его на 8 секторов, каждый из которых будет олицетворять какую-то из значимых сфер жизни - «семья», «учёба», «здоровье» и т.д.

Затем каждый сектор необходимо оценить по 10-балльной шкале - насколько подросток доволен каждой из сфер своей жизни. Полученные результаты позволяют трезво оценить, что в данный момент времени «западает» и требует перемен, а где подросток действительно чувствует себя уверенно.

Как понять, что у подростка есть мысли о суициде?

В большинстве случаев просуицидальное поведение - это способ привлечь к себе внимание, некий крик о помощи. Профилактика такого поведения должна иметь место задолго до его появления у подростка.

Если подросток чувствует свою ценность для своей семьи и для самого себя, то у него таких мыслей не возникнет. И, конечно, должны быть способы снять эмоциональное напряжение.

В жизни подростка есть три столпа - дом, школа и окружение. Во всех этих сферах подростку должно быть комфортно .

У него должна быть власть в семье и в школе. В первом случае родителям важно показывать ребёнку, что его мнение ценно. Что его не просто выслушали, но и готовы принимать решения, исходя из его интересов и учитывая его пожелания .

Поддержка в семье - уже хороший способ предотвратить рискованное поведение.

Многие родители считают своим долгом дать детям как можно больше информации о рисках и опасностях большого мира вокруг. Это замечательно, но за время своего многолетнего опыта проведения тренингов для подростков я постоянно слышу о другой их потребности, которая не всегда находит отклика в семье. Практически все подростки говорят о том, что им не хватает поддержки и простых слов «Я рядом, какой бы ты не был».

Как правильно разговаривать с ребенком?

Как же доходчиво объяснить подростку, что он ценен, важен, что с его мнением считаются? Эксперты-психологи полагают, что вполне достаточно просто сесть и разговаривать - о том, что сам ребенок хочет рассказать.

Единственный момент, требующий внимания родителей, - это форма подачи. Многие мамы и папы принимают «за разговор» дежурные 15 минут общения в день, которые, как правило, строятся не на двустороннем диалоге, а на вопросах и приказах: ты поел? А ты уроки сделал? А ты в квартире убрал? Пока не уберёшь, за компьютер не сядешь!

В идеальном мире хороший родитель сопровождает ребёнка. Он помогает определиться с целями и желаниями, задавая наводящие вопросы, а не навязывает и приказывает.

Следующий выпуск программы "Мама дорогая" смотрите уже сегодня в 19.00! Поговорим о том, как направлять и мотивировать, не подавляя личность ребёнка гиперопекой. Смотрите трансляцию в группе Ребенок.by в "Одноклассниках" .

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни - это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет - уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет - возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться - это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет - подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет - возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий - это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет - возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет - возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель - оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать - «Я - другой!» - огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя - это особенности возраста.

Общение - это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет - путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать - что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности - ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет - это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

«Мой жизненный путь» (25 мин).

Участникам предлагается нарисовать свою «карту жизни», на которой изображаются основные, запоминающиеся события своей жизни. В начале карты ставится дата рождения, все остальное может изображаться символами или подписываться.

По окончании рисования (примерно 15 мин) участники выбирают партнеров, садятся по парам и рассказывают друг другу о своих жизненных событиях.

«Уровень счастья» (5 мин).

Членам группы предлагается определить по 100-балльной шкале уровень счастья в своей жизни в целом. Это нужно сказать вслух для всей группы и отметить в своей карте. По ходу игры возможны вопросы друг к другу. Говорить - чередуясь: первый говорит о положительных качествах, второй - об отрицательных, третий — снова о положительных и т. д.

«Мама и ребенок» (10 мин).

Ведущий поясняет роль телесных прикосновений в общении между людьми. Затем участники разбиваются по парам, в которых исполняют роль матери и ребенка. «Мама» должна выразить свои чувства по отношению к «ребенку», прикасаясь к частям его тела (от головы до ног) и сопровождая свои действия ласковыми словами. Через три минуты участники меняются ролями.

Обсуждение: Кем вам больше нравилось быть - ребенком или матерью? Почему?

«Мы похожи?..» (25 мин).

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

Ты похож на меня тем, что...

Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: В парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании игры проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

«Истории на тему "Радости жизни"» (60-90 мин).

Этот блок упражнений выдвигает на передний план радости жизни. Участников побуждают к размышлениям о том, что приносит или могло бы приносить им радость в жизни. Одновременно необходимо учить их вместе работать в группе, чувствовать друг друга и достигать результата в совместной групповой деятельности.

Группа делится на малые группы по 2-3 человека. Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки (они должны затрагивать как можно больше сфер жизни, таких как любовь, дружба, сексуальность, свободное время, работа, семья). Участники группы начинают писать историю по своей картинке, на это у них есть примерно 5 минут. После этого каждая группа перемещается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке (не более 5 переходов). После этого истории зачитываются и обсуждаются в большой группе.

«Предложения, начинающиеся со слов «Что было бы, если...» (90 мин).

Этот метод можно также использовать для того, чтобы побудить подростков к обсуждению своих чувств. Участников следует поощрять к рефлексии собственного поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также к поиску возможных альтернатив поведения.

Листы с представленным на них началом предложений раскладываются на столе или на полу. Каждый участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно образовать также небольшие группы, которые будут вместе работать над одной темой. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы.

Вариант проведения: другая возможность работать с предложениями: предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму. Иной, более простой, вариант- выдать каждому по неоконченному предложению и услышать продолжение.

Предложение «Что было бы, если...».

Возможное начало предложений:

Если я в ярости, то...

Если я печален, то...

Если я боюсь, то...

Если у меня нет желания что-либо делать, то...

Если я кого-то не выношу, то...

Если я горжусь собой, то...

Если я хочу с кем-то познакомиться, то...

Если я с чем-то хорошо справился, то...

Если я что-то преодолел, то...

Если со мной случится такое несчастье, что больше не смогу жить так, как сейчас...

Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы уйти из нее...

Если я когда-нибудь серьезно заболею...

Если вдруг разочаруюсь...

Если я потерю свою лучшую подругу / своего лучшего друга...

Если я в отчаянии...

Если я в стрессовом состоянии...

Если я чувствую себя исключенным из группы...

Если я одинок...

Если я завидую...

Если мне скучно...

Если я не уверен в себе...

Если я ревную...

Если мной кто-то восхищается...

«Королевство» (60 мин).

Участникам предлагается представить себя жителями королевства. Как во всяком королевстве, здесь есть король, королева, их придворные и подданные.

Затем производится распределение ролей: на роль короля выбирается тот, кто сам захочет им быть. Король выбирает себе королеву. После этого король и королева выбирают себе по двое придворных или подданных, называя при этом их функции при дворе.

Те, в свою очередь, также выбирают себе помощников, уже по одному, и так до тех пор, пока все члены группы не получают свои роли в королевстве. По ходу распределения ролей производятся и пространственные перемещения участников. Для короля и королевы сооружается трон, остальные придворные размещаются возле трона рядом с теми, кто их выбрал.

На следующем этапе начинается сама игра, где все ее участники по очереди, начиная с короля и далее по степени подчиненности, производят по одному изменению в королевстве с тем, чтобы жизнь в нем была лучше. (Вариант: король и королева через 2-3 хода других участников имеют право сделать дополнительные изменения.)

Игра может проводиться в один или несколько кругов. В паузах обсуждается вопрос - что происходит в нашем королевстве?

Обсуждение (примерные темы): «Я понял, что сегодня / сейчас...»; «Меня удивило...»; «Я почувствовал...»; «Думаю, что...»; «Сегодня меня раздражало...»; «Мне очень понравилось / не понравилось...».

«Метафоры» (20 мин).

Один выходит за дверь, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся должен угадать, кто загадан. Для этого он должен задать 5 вопросов-метафор. Например, если это бы это было растение (цветок, блюдо, цвет и т. п.), то какое бы оно было.

Игра повторяется поочередно со всеми участниками.

«Прощальный ритуал» (10 мин).

Ведущий. То, что сегодня произошло в группе, нам нужно сохранить: сохранить это доверие, искренность, те чувства, которые мы сегодня испытывали. Поэтому не нужно все это обсуждать с другими людьми вне круга. То, что вы хотите сказать, то, что, может, еще не было сказано сегодня, вы можете сказать на следующих наших встречах. И это поможет нам сохранить энергию группы, настроение нашей жизни на этих занятиях. Момент прощания - это всегда волнующий момент и поэтому мы всегда будем прощаться особым образом, в виде своеобразного ритуала.

Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста.

Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.

3. Чемодан лидера.

Среди умений организаторской техники важное место занимают мимика, жесты, техника речи. Разработанный нами комплекс поможет освоить эти умения.

Упражнение 1 . Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды: шепотом; с максимальной громкостью; как будто вы замерзли; как будто во рту горячая каша.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как будто читает: инопланетянин; человек, только что научившийся говорить; робот; пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3 . Не сходя со стула, посидите так, как сидит: председатель Государственной Думы; пчела на цветке; кассир на рабочем месте; наказанный Буратино; невеста на свадьбе; Гамлет; преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

Упражнение 4. Изобразите следующее: как ходит младенец; лев; артист балета; французский король; индейский вождь.

Упражнение 5 . Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; влюбленный юноша своей девушке; волк зайцу.

Упражнение 6 . Нахмурьтесь, как: король Лир; ребенок, у которого отняли игрушку; Наполеон; человек, желающий скрыть улыбку; рассерженный попугай.

Зачем эти упражнения? Чтобы «побыть всевозможным», потренировать, урегулировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут создать внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необходимых лидеру в процессе его воздействия на людей.

Упражнения 7 и 8. Мы предлагаем два специальных упражнения, которые помогут лидерам исправить некоторые физические недостатки, создающие определенные помехи в работе. Например, у ребят маленького роста бывают мелкие, невыразительные движения, а у высоких - наоборот, размашистые, неуклюжие.

Для лидеров с мелкими движениями. Индивидуальный тренинг заключается в том, что человек в домашней обстановке, выполняя какие-либо физические действия, играет в игру. Например: вся мебель в доме свинцовая, т. е. очень тяжелая. «Тяжесть» требует укрупненных движений, более масштабных, более значительных.

Для лидеров с размашистыми движениями. Аналогичное упражнение с той только разницей, что вся мебель, все предметы в доме стеклянные. Стекло требует более аккуратного, деликатного обращения.

Одним из необходимых умений лидера является его умение понять психологическое состояние партнера, «высокая чувствительность», умение понять мотивы поступков. Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию наблюдательности и внимания - важных качеств личности лидера.

Упражнение 9. Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.

Упражнение 10 . «Как свои пять пальцев» - мы говорим так о том, что нам хорошо знакомо. Однако рассмотрите внимательно свои пять пальцев. Хорошо ли они вам знакомы? Взгляните на свои ладони. Закройте глаза, представьте их, затем опишите.

Упражнение 11. Индивидуальный тренинг, развивающий зрительную память и навыки наблюдательности. Проходя по улице, упражняйтесь в мгновенном «фотографировании» людей, попадающихся навстречу, домов, витрин магазинов и т. д. Глаз должен моментально запечатлевать изображение во всех подробностях. Глаза это умеют, просто вы раньше так не делали, а потому не приучили свои глаза. Чтобы запоминать и осознавать запечатлеваемые изображения, нужно тщательно тренироваться. Порядок примерно такой же, как в фотографии: снимаем — посмотрели; проявляем - запоминаем; печатаем - вспоминаем; рассматриваем отпечатки.

Упражнение 12 . Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы С: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Упражнение 13. На что похоже? (Упражнение Леонардо да Винчи). Рассматривая пятна туши и чернил на бумаге, трещинки на стене или камне, можно увидеть похожесть изображений на разные битвы, животных, одежды, выражения лиц, бесконечное множество вещей. Всмотревшись в тени на потолке, складки на занавеси, вы увидите разные картины. Это упражнение развивает фантазию, воображение, образное мышление, зрительную память.

Упражнение 14 . Что нового? Каждый день, входя в класс или штаб-квартиру своей организации, отыскивайте, какие произошли здесь изменения, что нового в одежде товарищей и т. д. И так каждый день!

Упражнение 15. Биография по взглядам. Присматривайтесь к глазам людей. Обратите внимание, какое большое количество «способов смотреть», если можно так выразиться. Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз: почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с другими людьми. Умение быстро осуществлять такого рода анализ необходимо лидеру.

Упражнение 15. Живые вещи. В предыдущих упражнениях на развитие фантазии предлагалось определить, на что похоже пятно, тень, трещина... Овладев внутренним видением, предлагается пофантазировать о том, что будет, если стул оживет. Что бы он сделал? Сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает? Упражнение развивает умение связывать наблюдения с фантазией.

Эффективность любого дела во многом зависит от того, насколько умело строит лидер свое общение с товарищами, владеет ли он навыками построения индивидуальной беседы.

Упражнение 17 . Моделирование беседы, «зондирование души объекта». (К. С. Станиславский.) В одной из сказок Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные разбивались от неосторожного прикосновения, деревянные были глухи даже к сильным воздействиям, соломенные загорались даже при слабых волнениях.

Ситуация. Ты хочешь, чтобы твой знакомый отказался от просмотра интересного фильма или посещения дискотеки (на что он уже настроен) и помог тебе подготовить дело для всех членов организации. Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Упражнение 18. Создание психологической совместимости на начальном этапе беседы.

Ситуация: Тебе надо выяснить мнение товарища по важному для тебя, но неприятному для него вопросу. Представь эту ситуацию. Учти, что в диалоге каждый из партнеров может занимать одну из 4 ролевых позиций.

Первую назовем «позицией неучастия». Вас не заметили и не услышали. Точнее притворились, что не замечают и не слышат.

Вторая позиция - «пристройка сверху» - это позиция независимая, неподчиняемая и даже наоборот - подчиняющая, берущая ответственность на себя.

Третья позиция - «пристройка снизу» - позиция зависимая, подчиняемая.

Четвертая позиция - «пристройка рядом» - выражает умение и желание считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и другим человеком.

Позиция одного человека в диалоге очень информативна для другого, и от нее во многом зависит характер протекания диалога и его результаты. Позиции людей в диалоге далеко не всегда согласованы.

Задание. Проиграй варианты беседы, используя 4 ролевые позиции. Выработай рекомендации к поведению в каждой ситуации.

Упражнение 19. Организация непосредственной беседы.

В зависимости от обстоятельств человек может находиться в одной из «весовых категорий» (имеется в виду состояние души):

. «легкий вес» - легкость души, все хочется делать, все получается;

. «спина английской королевы» - сама фигура человека означает, что сейчас он внесет истину во все вопросы;

. «все с неохотой» - именно этим заниматься не хочется, мысли заняты другим;

. «тяжелый вес» - все очень надоело, что-то сильно болит, нет никаких сил заниматься чем-либо.

Предложи 4 ситуации, в которых будет целесообразным одно из предложенных состояний. Проиграй и проанализируй.

Упражнение 20. Управление инициативой. Представь, что ты ведешь с кем-то разговор. Его инициатор - твой собеседник. Ты пока пассивный участник разговора - поддакиваешь, подаешь реплики и т. д. Постарайся перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. И, наоборот, постарайся заставить своего партнера (собеседника) стать лидером контакта. Подумай, как это сделать. Примени метод в реальной ситуации.

Упражнение 21. Управление беседой.

Ситуация. Встреча знакомых. Задание: свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Упражнение 22 . Анализ индивидуальной беседы. Проанализируй одну из индивидуальных бесед. Схема анализа: цель беседы, структура, результат, позиции, состояние партнеров. Твой вариант беседы.

В подростковом возрасте дети начинают активно интересоваться особенностями поведения и взаимоотношений. Эта особенность служит прекрасной почвой для правильного взаимодействия с другими людьми. Существуют специальные книги по психологии для подростков, помогающие в становлении личности ребенка.

Как правильно выбирать книги по психологии подростка?

Перефразируя известный слоган, отметим: не все книги одинаково полезны. Даже не потому, что содержание книг не всегда обладает высокой ценностью. Нужно учитывать и такие аспекты как культурные, национальные и религиозные традиции семьи, особенности современного социума, качество изложения, особенности ребенка. Будет лучше, если взрослый сам выберет книги для подростка. При выборе следует руководствоваться следующими советами:

  1. Будьте внимательны к интересам ребенка- подбирайте материалы, отвечающие на волнующие его вопросы. Старайтесь предусмотреть вопросы, которые могут возникнуть. Учитывайте, что для девочек и мальчиков нужны разные книги.
  2. Прежде чем рекомендовать книгу подростку, ознакомьтесь с ее содержанием. Оцените форму подачи информации - язык, грамотность речи, специфику слога. Убедитесь, что форма и содержание произведения дадут ребенку нужные представления. Необязательно прочитывать книгу полностью, однако будьте готовы давать ответы на вопросы, возникшие у подростка после прочтения.
  3. Изучите рецензии, краткие описания,отзывы о книге, прежде чем сделать выбор.

Влияние тематической литературы на подростковую психику

Хотя многие дети отдают предпочтение не книгам, а фильмам и интернету, чтение книг по-прежнему остается актуальным. Даже если ребенок не интересуется художественной литературы, ему может понравиться чтение психологических книг для подростков. В книге собраны факты, интересующие юного читателя, а язык подачи отвечает требованиям к его качеству, тогда как тексты на просторах всемирной сети зачастую оставляют желать лучшего.

Ниже представлен список книг, венчающих топ изданий жанра подростковой психологии. Книги представляют ценность для школьников старших классов,родителей. Главная цель книг - научить юношей и девушек понимать себя и свои поступки.

Л.Стейнберг «Переходный возраст»

Цель автора -привлечение внимания родителей к особенностям взаимодействия с детьми в переходный возраст. Проблемы этого возрастного периода сопоставимы с кризисом 3 лет, когда развитие мозга переживает скачок, и информация, заложенная в это время в сознание человека, оказывает влияние на дальнейшую жизнь. Автор рассказывает о правильном балансе между любовью и строгостью по отношению к детям. Книга ориентирована на педагогов, учителей старших классов, родителей.

По названию произведения понятно, что книга написана современным живым языком, рассчитано на подростков. Автор - психолог, прекрасно разбирающийся в проблемах,потребностях юных читателей. В книге изложено 10 важных советов, которые помогут детям сформировать правильное отношение и понимание о том, как действовать в сложных ситуациях. Главная установка автора - никто не вправе подчинять волю подростка и указывать, что ему делать. Однако независимость предполагает и необходимость понимать последствия поступков, их смысл, причины, адекватность. Также даются советы по поводу внешности.

Д.Сигел «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»

Книги Дэниела Сигела по воспитанию стали бестселлерами. Психолог раскрывает вопросы, с которыми сталкиваются подрастающие дети, помогает сформировать к ним правильное отношение, сохранить детское доверие, помочь подростку пройти период взросления. В книге излагаются методики решения разногласий без ссор, взаимных обид.

В.Яровицкий «Мой первый учебник по психологии: книга для подростка»

Задача писателя - познакомить юных читателей с основополагающими явлениями в психологии: личность, индивидуальность, самооценка, темперамент. Дается множество советов в отношении правильного понимания и преодоления страхов, управления своими эмоциями, формирования воли. Автор учит, как мирно выстраивать общение, решать возникающие проблемы, выстраивать отношения с друзьями.

Д.Снайдер «Курс выживания для подростков»

Если вы не знаете, что посоветовать ребенку, эта книга - настоящая находка. Если подросток хочет узнать, как можно больше полезного- его, несомненно, заинтересует этот сборник советов. Основная аудитория автора - дети 12–16 лет. Спектр вопросов охватывает такие сферы, как ранимость, робость, способы их преодоления, формирование уверенности, умение дружить. Грамотно раскрываются темы физического созревания, любви и секса, разъясняются темы вреда от употребления веществ, разрушающих психику, вызывающих зависимость.

Д.Бэйли «Мое тело меняется. Всё, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители»

В создании произведения приняли участие опытные специалисты в сферах психологии, педагогики. Произведение является энциклопедией подросткового взросления. Главы посвящены темам, которые важны в период пубертата, начиная от особенностей физиологических изменений и заканчивая рекомендациями по предотвращению нежелательной беременности, болезней, передающихся половым путем. В книге раскрываются вопросы изменений в психике, неразрывно связанные с созреванием.

Ш.Кови «7 навыков высокоэффективных тинейджеров»

Аудиторией автора являются подростки. Книга рассказывает о переходе во взрослую жизнь и сложностях, которые подстерегают молодых людей в процессе перехода к ней. Задача автора состоит в обучении читателей успешности, способах достижения желаемого.

Е.О.Хомич «Большая энциклопедия для супердевочек»

Книга рассчитана на девочек, которые смогут самостоятельно находить ответы на множество возникающих вопросов, не задавая их взрослым. Много вопросов посвящено имиджу - умению быть красивой и оригинальной, но не переходить грань излишества, нелепости. Немало вопросов посвящается и психологии - о чувствах, эмоциях, ситуациях, поступках, умении строить контакт и быть интересными собеседниками.

Ш.Канг «Путь дельфина»

Произведение предназначено для родителей, задумывающихся о правильном воспитании подростков. Цель автора - помочь взрослым в воспитании подрастающих детей без агрессии, правильными методами. Шими Канг рассказывает о влиянии авторитарного подхода, давления, чрезмерного контроля, и объясняет, почему такие методы малоэффективны, небезопасны для ребенка. Автор помогает правильно понять вопросы воспитания и опеки, сберечь психику детей, родителей. Предлагается альтернативный подход к воспитанию, который Канг называет «путем дельфинов» - через отношения и грамотную мотивацию, воодушевление примером и придание ребенку уверенности в способностях.

Ф.Дольто «На стороне подростка»

Произведение предназначено для взрослых - родителей, учителей, психотерапевтов, имеющих дело с детьми подросткового возраста, стремящихся к пониманию их восприятия и поведения. Внимание уделяется изменениям внешности, которые самими подростками оцениваются негативно и влияют на их поведение и самооценку, формируют комплексы и страхи.

Результатом изменений в пубертатном возрасте становится не всегда адекватное поведение, частая смена настроения, скрытность, повышенная критичность к себе, отторжение родительской любви, предпочтение общества ровесников. Важнейшим фактором является понимание родителем желаний ребенка, правильное отношение к поучениям и критике, умение встать на сторону подростка и увидеть происходящее его глазами.

Слово «подросток» давно в нашем обществе ассоциируется с бунтарством, агрессией и непониманием. В этом возрасте любой человек действительно переживает кризис. Меняется все – и тело, и мировоззрение, и восприятие. Какова же она – психология подростка? Что следует знать окружающим, да и самому юному созданию? Давайте разбираться вместе.

Достигая подросткового возраста, молодые люди начинают по-новому осознавать себя и этот мир, их собственное поведение основывается уже на других мотивах. Окружающим людям сложно с подросткомда и ему невыносимо тяжело с самим собой. В этот период он ни в чем не уверен и усердно ищет свою цель. Для отрочества характерны такие психологические особенности:

  • Я-концепция. У подростка происходит активное развитие представлений о себе. Сначала эти представления сильно изменчивы. Со временем восприятие себя становится более организованным и детализированным.
  • Самооценка. В этот период самооценка достаточно критическая. Она сопровождается чрезмерной застенчивостью и уязвимостью.
  • Отношения в семье. В общении с родителями все чаще вспыхиваю конфликты. Слова родителей для подростка значимы, но сложны и противоречивы. Он всячески пытается отделить свое «Я» от ранее принятого «Мы».
  • Отношения с ровесниками. Общение с кругом ровесников выходит на первый план, эти контакты занимают более 50% всего времени молодых людей. Для них важно быть принятыми, они стремятся попасть в желаемые круги, постоянно сравнивают себя с друзьями и хотят их превосходить.
  • Контакты с противоположным полом. Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к противоположному полу. Пройденные неудачи тяжело переживаются, сопровождаются депрессиями.

Физиология

На поведение подростка в большой степени влияют его физиологические изменения. Первые перемены наблюдаются уже в 7-10 лет. Организм начинает подготовку к будущим интенсивным преобразованиям. Активно растут конечности, формируется зрелость двигательных функций, которая со временем начинает совершенствоваться. Увеличивается способность к концентрации внимания, развивается логика и память, совершенствуется речь, формируется сфера эмоций. Происходит окончательная смена молочных зубов на постоянные.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о половом созревании. Подростки впервые сталкиваются с различными физиологическими процессами, которые начинают протекать в их организме. Порой, им сложно смириться с новым собой. Идет сложный период адаптации, привыкания и понимания. У девочек начинаются менструации и активно формируются молочные железы. Необходимо носить бюстгальтер, а это так непривычно и неудобно. Происходит первое знакомство со средствами личной гигиены, которые доставляют дополнительный дискомфорт. Добавьте к этому страхи и опасения, что кто-то увидит или узнает о прокладке. Становится понятным, почему девочки так капризничают и даже не хотят выходить из дома. У мальчиков начинаются ночные поллюции – выбросы спермы. Также происходит деформация голоса, что тоже вызывает свои стеснения. У обоих полов возможна угревая сыпь из-за чего возникают чрезмерные беспокойства о внешности.

Важность возраста

Так как пубертатный период (половое созревание) охватывает несколько лет, то рассмотрим подробнее каждый возрастной год. Психология подростка 12-ти лет и психология подростка в 16 лет сильно отличаются.

  • 12 лет. Период первых значительных внутренних и внешних перемен. Родителям 12-леток стоит более внимательно и терпимо относится ко всем нюансом поведения своих детей. Начинается пристальное внимание к своей внешности, капризный выбор одежды. Девочки пробуют экспериментировать с косметикой. Ко всем этим интересам нужно относиться с пониманием, выслушивать ребенка, по возможности идти на встречу, терпимо и мягко объяснять причины своего несогласия. Также будьте готовы к тому, что ребенок становится очень чувствительным к мнению окружающих.
  • 13 лет. Так называемый подростковый рассвет. Активно меняется гормональный фон, что отражается на настроении. Появляется безудержное желание отстаивать свое мнение и свои желания. Стоит поддержать эти стремления к самостоятельности, которые в дальнейшем помогут более плавно перейти во взрослую жизнь. Родителям нужно проявлять мудрость и исключить давление на ребенка. Также, не редко в 13 лет появляется повышенное сексуальное влечение. Не нужно пугаться, если подросток активно интересуется темой секса. Удовлетворяйте, по возможности, его интерес.
  • 14 лет. В этом периоде подростковая психология характеризуется осознанием себя как личности. Взрослым кажется, что ребенок делает специально все наперекор, но это не так. Подросток не ставит себе целью разозлить родителя, он просто сам не понимает, что для него действительно важно. Для него главное выделиться и показать, что он не такой, как все. Взрослым необходимо понимать, что ребенок не преднамеренно так поступает, это особенности его возраста.
  • 15 лет. Общение со сверстникам выходит на первостепенный план. Подростком движет огромное желание быть принятым в своем кругу. Появляется много щекотливых тем и волнующих вопросов, о которых с родителями не всегда подросток может поговорить. Если взрослые вовремя замечают происходящие изменения и уважают стремления ребенка к контактам со сверстниками, то проблемные моменты в воспитании будут сведены к минимуму. Подросток будет слышать своих родителей и охотно идти далее на компромисс.
  • 16 лет. Заветный путь к совершеннолетию. В этом возрасте главными становятся отношения с противоположным полом. Многие подростки сталкиваются с первым сексуальным опытом, который не всегда бывает удачным. Это влечет свои разочарования и депрессии. Родителям стоит проявить максимум понимания и поддержки. К 16 годам необходимо полностью посвятить ребенка в тему секса, дать ему понять, насколько это ответственно и к каким последствиям может привести. Наряду с этим подросток начинает интересоваться философией. Его мировоззрение заметно меняется. 16 лет – это пик эмоционального развития. У подростка много желаний и веры, он на многое способен. Все планы кажутся радужными и доступными.

Кризис подросткового возраста

Психология подростка обширна и многогранна. Существует определенный кризис данного возраста. Кардинально меняются взаимоотношения с окружающими людьми, появляются повышенные требования к себе и взрослым, остро проявляется бунт против отношения к нему, как к маленькому ребенку. Поэтому для поведения становятся характерными такие черты, как неуправляемость, грубость, игнорирование слов взрослых, замкнутость в себе. На личность подростка влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы – это продолжающийся контроль взрослых, опека, которые кажутся подростку чрезмерными. Он желается освободиться от надоедливой заботы и самостоятельно принимать решения. Ребенок попадает в сложную ситуацию – он действительно стал более взрослым, но его поведенческие черты еще детские. Поэтому взрослым сложно воспринимать подростка равным себе. Но родителям стоит стремиться изменить свое отношение к подросшему чаду. В этом поможет создание дружеской доверительной атмосферы. Дайте понять сыну или дочери, что вы всегда рядом, когда это необходимо.

К внутренним факторам относятся изменения в физиологии и психологии подростка. Появляется усиленное стремление к личностному совершенствованию, ребенку обязательно нужно самоутвердиться и самовыразиться. При этом требования к себе все растут, наблюдаются чрезмерные недовольства собой, обвинения в собственной несостоятельности. Подростку сложно справиться с внутренним напряжением, он склонен к конфликтам и агрессивным вспышкам.

Наряду с этим остро проявляются поведенческие изменения. Подросток желает многое испытать, появляются склонности к риску. Его притягивает то, что раньше было под запретом. Именно в этот период проходят первые пробы закурить и выпить алкоголя. Также меняется психический статус и происходит духовный рост. Не редко наблюдается потеря идентичности с самим собой. Ранние представления о себе не совпадают с сегодняшним образом. Такая противоречивость может приводить к сомнениям, страхам и угнетающим мыслям.

Каждый из нас проходил свой подростковый период. Для кого-то он был гладким, для кого-то не очень. В любом случае к подростку необходимо относится очень осторожно и терпимо. Стоит только задуматься, как им тяжело мириться со всеми происходящими изменениями. Тогда наступает понимание их, порой, неадекватного поведения.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»