Россия нашла свое золото скифов. Афера века: Скифское золото, за которое спорят Россия и Украина, вывезено жуликами в Испанию

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Золотое нагрудное украшение — пектораль

Почти отвесный черный колодец обрывался вниз на шестиметровую глубину. И каждая ступенька деревянной лестницы опускала нас ровно на столетие в прошлое. Мы находились у порога гробницы знатной скифянки. Время и жадные руки грабителей пощадили этот удивительный и неповторимый памятник: все лежало здесь так, как было оставлено скифами двадцать четыре столетия назад…

Более двух с ‘половиной тысяч лет назад-в VIII- III веках до н. э. - в южно-русских степях, от Дона до Дуная, господствовали скифские племена кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Верховная власть принадлежала царю самого могущественного племени - скифов царских.

«По ту сторону Герроса, - пишет греческий историк Геродот,- находятся так называемые царские владения и живут многочисленные скифы, считающие прочих скифов своими рабами. Занимаемая ими местность простирается к югу до Таврики (Крыма), а к востоку… до торжища при Меотийском озере (Азовское море), частью же их владения простираются до реки Танаида (Дон)».

Обычно царь со своим ближайшим окружением, домочадцами, слугами и бесчисленными стадами медленно кочевал по степным просторам Скифии, разбивая на полюбившихся местах свой укрепленный лагерь. Лишь в конце V века до н. э. на левом берегу Днепра, напротив Никополя, возникает громадное Каменское городище, где находилась, возможно, и царская резиденция.

Когда же грозный владыка скифов умирал, его торжественно хоронили на специальном царском кладбище. «Царские гробницы,- указывает Геродот,- находятся в Геррах, до которых судоходен Борисфен (Днепр). Таким образом, речь идет о степном Приднепровье, где-то в районе порогов.

Здесь, в окрестностях Никополя, Днепропетровска и Запорожья, были найдены и раскопаны еще в дореволюционную пору наиболее интересные и богатые скифские курганы: Чертомлык, Солоха, Александрополь и другие. Обнаруженные там вещи - и особенно драгоценные ювелирные изделия работы античных и скифских мастеров - по праву составляют гордость знаменитой «золотой кладовой» Государственного Эрмитажа.

Но лишь в наши дни планомерные и широкие исследования скифских древностей во многом углубили представления ученых о важнейших сторонах жизни скифов. И раскопки кургана, о котором пойдет речь, безусловно, займут в ряду этих открытий далеко не последнее место.

Ранней весной 1971 года украинские археологи Б. Н. Мозолевский (начальник экспедиции) и Е. В. Черненко приступили к изучению огромного девятиметрового кургана - «Толстой могилы», расположенного в степи, на окраине небольшого украинского города Орджоникидзе, на Днепропетровщине.

Несколько недель спустя под гигантской земляной насыпью показались пятна двух обширных могил: центральной и боковой. Шансов на успех на первый взгляд было немного. Хорошо заметный грабительский ход шел прямо к главному погребению в центре кургана. Поэтому сперва решили раскопать боковую гробницу, сооруженную, судя по всем признакам, несколько позже основной. В нее вели два длинных коридора - дромоса. Внутри находилось пять погребенных. Главными там, без сомнения, были знатная скифянка и ее малолетний сын. Бесчисленные золотые украшения с головы до ног осыпали тех, во имя кого были насильственно умерщвлены и брошены рядом слуги: кухарка, воин и возничий. Социальное положение последних определяли вещи, положенные рядом: подле кухарки - бронзовая посуда, рядом с воином - лук и колчан с острыми стрелами, возничий же находился возле обломков самой погребальной повозки.

Гробница оказалась абсолютно нетронутой, и все оставались точно на тех же местах и в окружении тех же вещей, как и в момент сооружения кургана - почти две с половиной тысячи лет назад.

Высокая коническая шапочка (вероятнее всего, кожаная), сплошь обшитая золотыми фигурными бляшками и пластинами, украшала голову царицы. На ней была одежда с длинными, расширяющимися на концах рукавами, расшитыми двумя рядами золотых бляшек, и изящные, вышитые золотом башмачки. Тут же положен полный набор дорогих украшений: массивные золотые серьги с изображением богини, сидящей на троне и молитвенно простирающей вверх руки; золотая гривна с фигурками 7 львов, преследующих лошадь; 3 золотых браслета и 11 золотых перстней, бусы. Туалетные принадлежности, бронзовое зеркало и три дорогих сосуда (в том числе и чернолаковая греческая чаша) дополняют общую картину, подчеркивая необычайную пышность погребального ритуала.

Рядом со скифянкой, в деревянном, отделанном алебастром саркофаге, лежал мальчик двух-трех лет. Его принадлежность к царскому роду доказывают вещи: такой же, как у матери, большой золотой браслет и золотой перстень, массивная золотая гривна, золотые серьги. Весь костюм царевича сплошь обшит фигурными золотыми бляшками. В головах бережно положены священные серебряные сосуды скифов - ритон (сосуд для вина в виде рога), полусферическая чаша и маленький кувшинчик с округлым дном, близкий по форме знаменитым вазам со сценами из жизни скифов из курганов Куль-Оба и Частые курганы. На Древнем Востоке и у многих ираноязычных племен (в том числе и у скифов) ритон считался не только священным сосудом, но и одним из атрибутов царской власти. С его помощью земные владыки как бы приобщались к миру владык небесных. Согласно одной из скифских легенд, дошедшей до нас в пересказе Геродота, символы царской власти в виде золотого плуга, ярма, секиры и чаши упали когда-то с неба. Все эти предметы непременно встречаются почти во всех более или менее уцелевших от разграбления курганах скифских царей.

Центральная гробница была разграблена. В перемешанной вязкой земле грабительского хода повсюду валялись золотые бляшки и куски железного чешуйчатого панциря. В небольшой комнате - склепе площадью в 4 квадратных метра и высотой около 1,3 метра - беспорядочно разбросаны человеческие кости, принадлежавшие взрослому мужчине, а вокруг множество вещей: боевой пояс из бронзовых пластин, золотая нагайка, два ножа, двузубая вилка, часть булавы и обломки двух железных наконечников дротиков. Здесь же четыре колчана, туго набитые стрелами, бронзовые котлы и глиняная амфора с тремя ручками. Такова была картина, открывшаяся в первый момент взору археологов.

Отдельные фрагменты пекторали. Дерущиеся петухи — изображение на верхней части ножен меча.

В коротком коридоре, соединяющем погребальную камеру с входной ямой, во время похорон скифского царя кто-то положил, а может быть, и намеренно спрятал две наиболее ценные вещи - тяжелое нагрудное украшение из золота (пектораль) со сценами из жизни скифов и фигурами животных, а также железный меч в великолепных золотых ножнах, украшенных фигурами фантастических зверей.

Мертвому царю принесли в жертву его любимых скакунов. В двух ямах, неподалеку от центральной гробницы, лежали останки шести коней в богатой сбруе, отделанной золотом и серебром. Рядом с ними в отдельных могилах покоились убитые слуги, скорее всего конюхи. Старший конюх был вооружен двумя ножами и луком со стрелами. На шее у него золотая гривна.

Таков был мрачный ритуал торжественных скифских похорон.

Экскурсия в древнюю Скифию закончена. По той же лестнице поднимаемся назад, на вольный степной простор, к яркому солнечному свету для того, чтобы здесь, в небольшом лагере экспедиции, получить ответы на вопросы, возникшие во время нашего подземного путешествия. Предоставляем слово начальнику археологической экспедиции Борису Николаевичу Мозолевскому.

Вопрос. Борис Николаевич, можно ли по внешнему виду кургана установить, к какому времени и к какой культуре он относится!

Ответ. Скифские могильники нисколько не отличаются от курганов, оставленных населением предшествующих эпох. В 1964 году доктор исторических наук А. И. Тереножкин предложил искать скифские курганы новым способом - бурением. Суть этого метода состоит в том, чтобы определить, какой мощности слой глины лежит в глубинах кургана. Известно, что скифы хоронили своих покойников в очень глубоких подземных гробницах. При рытье могилы выбрасывалось большое количество глины, которая оставалась под курганной насы пью. В курганах других эпох могильные ямы неглубокие и глины на поверхности оставалось немного. Обычно бурение дает быстрый и точный ответ о родословной кургана. Но с «Толстой могилой» все было иначе. Долгожданная темно-желтая глина показалась только в пятой скважине. Лишь тогда мы с полной уверенностью могли утверждать, что найден еще один скифский курган.

Вопрос. Как вы оцениваете результаты раскопок и в чем их особая значимость по сравнению с другими открытиями подобного рода!

Ответ. Судя по найденным в центральной могиле характерным атрибутам власти, раскопано погребение очень знатного скифского вельможи, а скорее всего царя. Нам посчастливилось раскопать одну из богатейших скифских гробниц, обнаруженных за последние полвека. .Поражало, что и в саркофаге младенца, и у скифской женщины, и в центральной гробнице, где был захоронен знатный скиф, лежали одни и те же штампованные золотые бляшки. Одни и те же символы и орнаменты украшали одежду и обувь всех трех погребенных. По своему научному и художественному значению эти находки, пожалуй, можно сравнить лишь с сокровищами знаменитой Чертомлыцкой гробницы, где был погребен один из могущественных властителей Скифии IV века до н. э.

Вероятно, в «Толстой могиле» похоронены члены одной семьи, глава которой скорее всего был из того же рода царей, что и Чертомлыцкий властелин .

Т. Кравченко, специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь», №9, 1971 г.

СИМФЕРОПОЛЬ, 4 окт - РИА Новости (Крым). Окружной суд Амстердама назначил дату проведения первого слушания о возвращении коллекции на 5 октября.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть коллекцию золота из Нидерландов в Крым. Интересы крымских музеев представляет специально нанятая международная юридическая компания.

Несмотря на прикрепившийся к коллекции ярлык "скифское золото", представленные в экспозиции драгоценности из Крыма никакого отношения к скифской эпохе не имеют, выяснил корреспондент .

Золото из-под матросского молота

По словам доктора исторических наук, директора благотворительного фонда "Деметра" Виктора Зинько, в коллекции представлено "большое количество изделий, относящихся к боспорским городам, к Херсонесу, много предметов из золота, которые относятся к позднесарматским племенам, готским племенам, и нет ни одного предмета, который можно было бы отнести к эпохе скифов".

В комментарии радио "Спутник в Крыму" ученый подчеркнул, что все скифские предметы из золота были представлены находящимся в Киеве Музеем исторических драгоценностей Украины на территории Киево-Печерской лавры, куда по завершении выставки и были возвращены.

Что же касается золотых изделий скифской эпохи, то впервые в Крыму они были обнаружены осенью 1830 года во время раскопок кургана Куль-Оба вблизи Керчи.

"Это событие является одним из основных для античной археологии Крыма и всего юга России, потому что осенью 1830 года впервые был открыт и исследован неразграбленный богатый комплекс погребальный, который в настоящее время датируется концом пятого и началом четвертого века до нашей эры, — говорит историк. — Тогда Россия, да и вся просвещенная Европа, впервые узнала, что при археологических исследованиях можно находить очень интересные богатые комплексы — тогда еще не было известно золото Шлимана, не было золота Картера (в гробнице Тутанхамона — ред.). Это было первое в Европе открытие такого погребального комплекса. Многие его обстоятельства и количество золотых предметов, которые были там найдены, до сих пор не известны, хотя скоро будет 200 лет со дня открытия".

По словам Зинько, до сих пор комплекс находок "не обработан на современном уровне". И если пару лет назад вышла монография о предметах, которые хранятся в Государственном историческом музее в Москве, то полного описания тех предметов, что находятся в Государственном Эрмитаже, нет до сих пор, сетует ученый.

"А был склеп открыт совершенно случайно, — рассказывает историк. — Матросы были посланы за околицу тогдашней Керчи. В настоящее время этот холм находится практически на границе с Керчью, на выезде из города в сторону Феодосии, и, как большинство керченских курганов, представляет собой естественный холм, останец древней горы, на которой была насыпана насыпь. Туда были посланы матросы, чтобы наломать камни для строительства казарм. Во время такой добычи камня они просто-напросто провалились в склеп. Потом приехал туда французский археолог Поль Дюбрюкс. Курировал раскопки сам градоначальник Стемпковский (Иван Стемпковский, градоначальник Керчи в 1828-1832 годах, один из основателей и организаторов Керченского музея древностей и Одесского историко-краеведческого музея — ред.). Он был одни из родоначальников российской классической археологии, потому что Керчь - то место, где зародилась и становилась российская классическая археология. Они провели раскопки, буквально в течение трех дней расчищался этот склеп, вынимались золотые изделия, делались зарисовки, после этого работы прекратились. Когда они были прекращены, туда проникли грабители, подняли каменные плиты пола погребальной камеры и нашли еще одно погребение".

Жена Ющенко, София Ротару и другие: кто мог себе позволить "скифское" золото

По словам Зинько, один исследователь пишет о том, что в этом кургане было найдено более 8 пудов (около 131 кг — ред.) золотых изделий.

"Если читать рапорт градоначальника Керчи Стемпковского, он пишет о том, что было найдено порядка восьми фунтов золотых изделий, то есть это примерно 3,3 килограмма, — говорит эксперт. — На самом деле неизвестно, сколько было найдено. Часть изделий все-таки Стемпковскому удалось выкупить у местных антикваров, в том числе знаменитую бляху в виде лежащего оленя, на которого нанесены изображения различных зверей. Сейчас эта бляха стала эмблемой Керченского историко-археологического музея. Она хранится в Эрмитаже".

Ссылаясь на "местные источники" того времени, Зинько рассказал, что в честь большой находки в Керчи для дворянского общества и градоначальника Стемпковского была поставлена трагедия Жана Расина "Митридат".

"Все знатные дамы, жены чиновников пришли на это театральное представление, украшенные золотыми украшениями из этого кургана. То есть все, что было найдено, было продано в Керчи, в Одессе — богатые люди могли это купить и в качестве брошей и серег носили", — уточнил он.

Надо отметить, что по прошествии почти двух веков тяга дам из высшего общества к античным ювелирным изделиям остается неизменной. В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу — украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, — а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню "Одна калина" певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье "Бабочка", браслеты, серьги и кольца, выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.

А осенью 1830 года, когда были найдены сокровища кургана Куль-Оба, на юге России бушевала холера, и в Санкт-Петербург не смогли вовремя доставить донесение о находке, рассказал Зинько.

"Только через полтора месяца государь император Николай I узнает об этой находке, и не от генерал-губернатора, графа Воронцова (Михаила Воронцова, в 1823-1854 годах новороссийский и бессарабский генерал-губернатор — ред.), а от начальника Генерального штаба. Археологией императоры российские всегда интересовались, — отмечает историк. — Обычно какие-то небольшие вещи, дуплеты оставались в Керченском музее, а все самое ценное увозилось в императорский Эрмитаж. В этом случае император Николай I оставил в Керчи всего лишь два небольших грузовых сосуда, все остальное золото было забрано".

Император потребовал срочно доставить золотые предметы в Эрмитаж, где он мог бы их осмотреть. Вначале особо ценный груз хотел сопровождать градоначальник Стемпковский, но он не мог оставить город из-за эпидемии. Не получилось отправить с находками и археолога Дюбрюкса.

"И поэтому поехал молодой человек Дамиан Карейша, который тогда возглавлял канцелярию градоначальника и, как пишут источники, бойко владел языком, — рассказывает Зинько. — И он так лихо отрапортовал императору Николаю I об этих раскопках, что получилось так, как будто он лично практически все эти вещи раскопал, на что император подарил ему кольцо с гранатом стоимость порядка более 500 рублей и пожаловал 2 тысячи рублей на дальнейшие раскопки, то есть по сути его назначил главным исследователем курганов".

С тех пор, по словам ученого, в Керчи началась золотая лихорадка, когда два чиновника (Карейша и Антон Ашик — ред.) получали на три года для раскопок определенные участки земли, на которых находились курганы.

"Технология раскопок была очень далека от современной. Если не находилось погребение, курган просто оставляли, и раскопщик шел дальше. Очень часто на раскопках ни Ашик, ни Карейша сами не присутствовали, — поясняет историк. — В основном нанимались урядники, бригадиры из числа керченских жителей, и они уже сами набирали для себя рабочих, которые впоследствии развили там печально известный промысел. Так называемые "счастливчики" в отсутствие археологов раскапывали погребальные комплексы, и это золото активно продавалось в антикварных лавках Керчи, в Одессе, в Петербурге".

Куда "разбрелось" золото из крымских курганов

Что касается музейной судьбы артефактов, то проще назвать крупные музеи, где нет золотых изделий из крымских курганов, подчеркнул Зинько, чем те, где они есть.

"Есть в Берлинском археологическом музее, в Лувре целых три зала, так называемые залы Месаксуди, последнего министра культуры правительства Врангеля, в Британском музее есть, я даже видел предметы из Пантикапея в музее Поля Гетти в Лос-Анджелесе, в Кельне, в Варшаве, — отметил ученый. — В Киеве тоже хранятся. В 1960-х создавался музей — золотая кладовка по примеру Ленинграда и Москвы. В Киево-Печерской лавре был создан музей, куда со всех музеев Украинской Республики свозились предметы, и в то время большое количество предметов было вывезено из Крыма. Из Керченского музея древностей практически все предметы были вывезены, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота".

Что такое скифское золото?

Скифов считают отважными воинами, непревзойдёнными ремесленниками, хорошими скотоводами. И являются самым загадочным народом, появившихся внезапно, что является небезосновательным.

Кроме храброго войска и бессердечности, проявлявшейся в связи с другими народами, они славились также и необыкновенной симпатией к богатству. Одним из образцов являются «богатые» местности для погребения.

Умерших погребали в насыпанных курганах, заполненных огромным числом золота, потому что оно являлось олицетворением вечной жизни и богатства. Наряд, в котором погребали умершего, был весь покрыт .

Люди разрабатывали своеобразную технику изготовления скифского золота , который представлен ручной вытяжкой фольги из золота, которую выравнивали в тоненькие бляшки, на которых были начертаны разные рисунки. Эту работу выполняли выученные ремесленники, а тайны творения , нашитые на их одежду, были переданы от одного поколения другому.

Кроме этого, при погребении знатных личностей, скифский народ укладывал в могилки большие золотые изделия. Также они накрывали аристократским металлом даже лицо умершего, делая маски, выполненные из золотой фольги. Но понять, каков масштаб золотого наследия этого народа нынешнему народу невозможно.

Быть может, первобытных местностей для погребения практически нет, хотя бы даже тех, где были похоронены знатные скифы. Но опытные кладоискатели определят, где запрятано золото без труда. Скифское золото фото можно увидеть ниже.

Целое золото скифского народа есть возможность увидать в Музее исторических драгоценностей Украины, называемую «Золотой кладовой». Золотые украшения скифского народа сделаны из низкой пробы и обладают только культурной ценностью, что является наследием людей, которые заселяли территорию нынешней Украины и востока Российской Федерации за 1000 лет до н. э.

История местопребывания золотого запаса скифского народа, который хранился в Музее исторических драгоценностей Украины, в настоящее время окутана той же тайной, как и история происхождения этого народа.

Скифское золото Крыма

Скифское золото Крыма заинтересовывает в различные времена разнообразные народы. Оно является волшебным. В девятнадцатом столетии художник Айвазовский нашёл девяносто один курган, а в Санкт Петербург направил изделия лишь из одной третьей части 1-го кургана. Царь рассердился на замысловатого мастера Айвазовского, который за золото скифов приобретал себе ступени в масонском ордене в Италии, которая была 2-м его домом.

Производство золотых изделий сопутствовалось с чудодейственными обрядами. В каждое изделие вкладывался свой назначенный смысл. Золото скифов элементарно скапливается в огромном количестве руководителями разнообразных уровней, которые включают и самих кладоискателей. Золотые запасы Крыма растрачивается из-за недопонимания его ценности. Ценность золота скифов состоит в его магичности.

Главным назначением при раскопках золота скифов является 3 жезла Гермеса, Трисмегиста и 3 жезла власти. Эти артефакты давненько не перестают беспокоить всех правителей. О них знают много людей, однако не знают, где их найти.

Есть предположение, что точкой разведки может быть Крым. Из-за этого рыли курганы мастер «девятого вала» художник Айвазовский, сюда приезжал Кардинал Ришелье, здесь были царские личности со всей планеты.

С двадцатых годов двадцатого века в Крыму функционировали работники ОГПУ-КГБ, после чего курганы стали опустошёнными. В тридцатые-пятидесятые годы двадцатого века в Крыму учащенно проживал Иосиф Сталин в районе Большая Феодосия, который тоже искал те самые 3 жезла власти, которые кроме могущества над народом, предоставляли бессмертие его владельцу. По приказу Сталина много холмов было срыто и потом засыпано искусственными холмами в степных местностях Крыма.

В 2007-2008 гг.. поиском золота скифов очень плотно в Коктебеле занялся премьер Крыма Анатолия Могилева, который возложил обязанности на Юрия Синежука, тесно сотрудничавшего с торговцем с рынка Аликом Гулиевым. скифов премьер Крыма Анатолий Могилев загружал на яхту и отправлял вместе с золотом в Стамбул, затем летел в своё поместье в Вене.

А.Могилев скифское золото Украины добывал очень скрупулезно, как и Айвазовский. Ведь за это золото скифов можно было приобрести популярные должности среди почитаемых личностей.

Однако наиболее важные артефакты забрал себе Синежук, потому что все свои находки он не передавал Могилеву, а отдавал своей бабушке Евдокие Мазепе, хорошо разбиравшейся в античных находках и занимавшейся магией. Отсюда следует, что Синежук обманывал не только Могилева, но и все правительство Украины, до которого мало что доходило.

Яблоня скифское золото

Яблоня «скифское золото» выделяется быстрой спелостью плодов, большой урожайностью, стойкостью к зиме в условиях Полесья и Лесостепи, неизменностью к парше и снисходительностью к мучнистой росе. Яблоня быстро растет, формирует вместительную крону на толстом штамбе.

Плоды появляются на пятом году жизни растения, имеют огромные размеры со средней массой сто восемьдесят грамм. Они имеют кожицу средней толщины, довольно таки твёрдую и гибкую с желтым и зеленым оттенком и апельсиновым розовощекостью со стороны солнца. Когда плод созревает, окраска становится золотистой и желтой с интенсивным подрумяниванием. В плоде имеются:

— сухие вещества 13,92-15,38%;

— Сахар 10,76-12,04%;

— кислота 0,44-0,72%;

— пектины 0,92-1,36%;

— витамин С 10,54-12,08 миллиграмм на сто грамм сырой массы.

Созревает плод в конце осени. Употребляют этот плод до окончания первого месяца зимы. Главным предназначением яблони «скифское золото» является употребление свежих плодов и производство качественного ясного сока.

4-музей скифского золота

В Нидерландах завязался суд по скифов в крымских музеях. 4-ре музея Крыма, где скифское золото размещено, которые перешли под власть Российской Федерации, требуют возвратить им скифскую коллекцию, которую демонстрировали в музее археологов Алларда Пирсона в ВУЗе Амстердама.

Экс позиционировали объекты из музея скифского золота Крыма. После добавления Крыма Российской Федерации подняли вопрос о том, кому отдавать изделия.

После закрытия выставки ценности из киевской коллекции возвратились в Крым, но украинские власти настаивают на том, чтоб в столицу Украины были отданы все ценности. Украинский вопрос суд Амстердама будет решать в ближайшее время.

В Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник переданы находки нынешнего сезона археологических раскопок. Событие рядовое — такое случается каждый год. Нерядовым его делает любопытный факт. То самое «скифское золото», которое считалось надолго зависшим в Нидерландах, внезапно оказалось там, где ему полагается быть — в музее Крыма.

Аналоги имеются

В принципе, здесь нет ничего невероятного. Золотые предметы — не те же самые. А только аналогичные. Оказывается, если разумно и масштабно проводить археологические исследования, часть утраченных из-за политических конфликтов музейных ценностей можно восполнить естественным путём. О чём говорят два вполне сведущих человека. Например, главный хранитель Бахчисарайского музея Оксана Алпашкина . По её словам, найденные в этом сезоне и на этом месте золотые предметы абсолютно идентичны тем, что находятся сейчас в Амстердаме. Начальник экспедиции, Александр Труфанов , конкретизирует: «Наиболее значимая находка — погребение женщины в склепе, датируемое первым веком нашей эры. На ней был венок из золотых листьев, золотые серьги, золотое ожерелье и бляшки на рукавах, стеклянные бусы, в склепе мы нашли также сосуды. Рядом в разграбленном склепе мы нашли еще несколько золотых предметов. Всего было найдено 140 золотых украшений. Захоронение было для одного человека, что нетипично. Обычно в склепе до 20 захоронений. Видимо, все-таки ее статус был не мал. Среди находок, которые уехали в Амстердам — точно такие же золотые листья из венка, которые найдены нами. Эта находка совершенно точно аналогична артефактам из коллекции „скифского золота“. Все предметы переданы в Бахчисарайский музей и, уверен, вскоре станут его экспонатами».

Этому событию, разумеется, стоит порадоваться. Но, чтобы радость была полнее, чтобы стало понятно — ценности какого калибра восполнили собой зияющие пустоты музеев Крыма, нужно хотя бы бегло раскрыть обстоятельства места и времени.

Почти столица

Итак, место. Городище Усть-Альма, в некрополе которого и происходили работы сезона 2017 г. То есть это сейчас оно называется Усть-Альма. Во времена, когда там жила та самая женщина, владелица золотых украшений, название было другим. Каким? Ответ даст Страбон — древнегреческий историк и географ — известнейший и авторитетнейший учёный своего времени. Он знает 4 важных крепости скифов в Крыму — Неаполь, Палакий, Хабеи, Напит. Неаполь скифский — условная столица. А вот Палакий, «едва ли уступающий ей в силе и богатстве» — судя по всему, и есть наше городище. Кстати, действительно крупное — 6 га сама крепость, 5 га — некрополь.

Время, обозначенное начальником экспедиции — I век нашей эры. Более точную датировку мы узнаем, наверное, потом. А пока что можно предположить, что женщина была свидетельницей больших событий, связанных не только с историей Крыма, но и с планетарной историей.

Скифы как крупный народ, как стратегический игрок высшей лиги, к тому моменту уже почти сошли с мировой арены. Страх и ужас, который они наводили некогда на греков и на персов, остался в прошлом. Теперь они сами терпели поражение за поражением. Во-первых, из степей Причерноморья их вытеснили сарматы — народ родственный, но, так сказать, «небратья». Вытеснение проводили так: «Пришли на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, пеших же, говорили, пришло в три раза больше. Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился, и на наших глазах насиловали наших наложниц и жён. Мы были удручены этим событием».

Скифы против Рима

Это произошло лет за двести до интересующего нас времени. В течение этих двухсот лет скифы, оттеснённые в греческий Крым, то «примучивали» греков, то наоборот — доставалось уже скифам. Война шла постоянно. Но казалось, что скифам не устоять — давление было слишком сильным. Противоборство с Митридатом Евпатором , именем которого потом назвали всем известный город, окончательно низвело их до уровня «почти под плинтусом».

И внезапно как раз в I веке нашей эры ситуация резко меняется. Скифы воспряли духом. К середине указанного столетия все их крепости были отстроены заново. Они вновь стали угрожать своим соседям, в том числе и греческому Херсонесу.

Ясное дело, что война, а также восстановление крепостей стоит немалых денег. Вот как раз эти деньги, только в виде золотых женских украшений, нашли в этом сезоне. Своего рода послание краткого, но очень мощного скифского рывка. В конце концов, найденные предметы — не какие-то вульгарные золотые побрякушки. Нет, это ювелирные изделия высокого класса. Так, один из золотых перстней украшен геммой, а на другом — изображение играющего Амура. Трилистники погребального венка, ожерелье из миниатюрных золотых амфор — изделия нерядовые.

Не исключено, что эта скифская женщина дожила до 63-68 гг. нашей эры. Если так, то она была свидетелем серьёзного триумфа своих соплеменников. Как раз тогда Херсонесу пришли на помощь римляне. И не кто-нибудь, а участник завоевания Британии, легат Мезии Тиберий Плавтий Сильван Элиан . И явился не с каким-нибудь сбродом, а с VII Клавдиевым и VIII Августовым легионами. Но «железная поступь железных когорт» на этот раз дала осечку — скифов сумели только отбросить от Херсонеса. А вот занять их территорию не удалось. Легионы были отозваны. «Варвары» доказали своё право на Крым с оружием в руках. Законный повод для гордости — примеров, когда после визита легионов в области оставалось хоть что-нибудь живое, чрезвычайно мало.

Так что это — не просто «140 золотых предметов». Это — живое свидетельство тех времён, когда на земли Крыма приходила Большая История в тяжкой силе и славе.

Как стало известно, золото скифов из Крыма после выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» в Голландии будет возвращено… Украине. И вот словно по иронии судьбы на территории России археологи еще в прошлом году нашли скифскую «чашу Грааля».

В Ставропольском крае российские ученые неожиданно обнаружили сенсацию последних 50 лет - шедевры древней торевтики: изделия высокого мастерства были созданы греками по заказу скифов. Их царство с центром в Крыму просуществовало до II в. до н. э. (формально - до III века н.э., когда было сметено готами). Уникальные артефакты спасла от разрушения наблюдательность искателей.

В прошлом году в 20 км от Ставрополя исследователи случайно сделали уникальные открытия периода расцвета Скифии в кургане, который, казалось бы, не предвещал ничего особенного. Дело в том, что на этой территории работы проводились уже в течение многих лет - было раскопано несколько десятков курганов. В основном это курганы эпохи бронзы. И казалось, что и этот курган высотой немногим более 3 метров ничего в себе не таит. Между тем…

Памятник я не буду называть пока - его исследование продолжается, а «черные копатели» не дремлют... Укажу только район - Шпаковский, - посвящает «МК» в научные тайны Андрей Белинский, руководитель ГУП «Наследие» (открытие принадлежит именно его исследователям). Пока неизвестно, к кому эти золотые шедевры «прилагались». Они были спрятаны на периферии кургана, в тайнике, а сам курган был полностью "выграблен". Свидетельство тому - огромная яма. Но парадокс - золото как-то и не заметили...

В «секретном» каменном ящике оказались: гривны, перстень и сами шедевры древней торевтики. Самая крупная находка (на фото выше и ниже) - предмет конусовидной формы со сценами: с одной стороны - два грифона терзают жеребца и с другой - два грифона терзают оленя. «Работа невероятно тонкая, - водит пальцем по поверхности находки археолог Белинский. - Эти вещи первично можно датировать V–IV веками до н.э.».

Самое удивительное, что историки ранее считали, что на территории Ставрополья находок периода, к которому принадлежит найденное золото, быть не может. Однако удача команды искателей под руководством Белинского опровергла эти предубеждения. Теперь стало понятно, что на территории Ставропольской возвышенности есть скифская культура, которая соотносится с широко известной в Крыму.

Найденные на юге России археологами древние работы по золоту невероятно высокого качества: на изделиях можно разглядеть мускулатуру у людей и сделанные насечками пятна на шкуре у оленей - так неизвестный мастер обозначал вид этого животного. Золотых дел греческие мастера выделили у грифонов и у оленя отчетливые половые признаки.

На втором шедевре торевтики мы видим три парные фигуры, формирующие батальную сцену. У воинов можно рассмотреть складки на одежде, швы, обувь, типы луков и колчанов. В нижней части «картины» еще две фигуры. Один лежит, а у второго, по всей видимости, отсечена голова (рядом с ним лежит, вероятно, скальпированный череп). Ярко выражен и образ одного участника сцены - лицо пожилого человека испещрено филигранными морщинами, а голова "украшена" тонко проработанной прической.

Как специалисты интерпретируют эти изображения?

Совершенно точно - это два ритуальных предмета. Один из них это своего рода скифская «чаша Грааля». Изображения грифонов, терзающих оленя и жеребца, скорее всего, связаны с нижним уровнем скифской модели мира. То есть с подземным миром. Один из наиболее реальных вариантов толкования - это описанный еще греком Геродотом сюжет из скифской мифологии о возвращении скифов из походов по Передней Азии, когда их встретили дети, нажитые женами с рабами в их отсутствие, вследствие чего произошла схватка скифов с собственными рабами. Но помимо лежащего на поверхности пикантного сюжета может быть гораздо более глубокая интерпретация изображений. Одно несомненно: шедевры древней торевтики, выполненные настолько искусно, бесспорно достойны оказаться в первой десятке известных золотых шедевров скифского искусства, которые хранятся или хранились в Гохране в Киеве и которые были найдены на территории Украины в период Советского Союза.

Как эти предметы могли использоваться при жизни?

Эти два ритуальных предмета использовались в очень специальных церемониях: они, несомненно, могли применяться жрецами высочайшего уровня. Все говорит о том, что, скорее всего, они принадлежали царю или номарху, который одновременно являлся и верховным жрецом - в скифской культуре совмещение этих функций естественное явление.

Когда вы собираетесь знакомить общественность с этими удивительными артефактами?

Первый этап - изучение вещей. Делается химический и другие анализы находок, которые уже дают нам многообещающие данные. В дальнейшем находки ждет процедура, необходимая для Государственного музейного фонда, - это их апробация и так далее. В дальнейшем эти вещи выйдут уже на публику.

Но даже в Эрмитаже или любом другом музее подобные драгоценности показываются не в открытом экспонировании, а в специальной кладовой с определенным режимом.

По словам Андрея Белинского, «теперь никакая выставка по скифскому золоту не будет полной без этих вещей: ведь такие предметы можно пересчитать по пальцам. Все они обогатили сокровищницу Государственного музейного фонда России и мира».

Золото скифов найдено в Ставропольском крае



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»