Дети чаще всего бывают избалованы матерью. Причины избалованности ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Многие родители задаются вопросом: возможно ли избаловать малыша в раннем возрасте? Иногда, чрезмерная любовь и забота о малыше, могут сделать из него обыкновенного эгоиста.

И, да и нет.

“Кто потакает прихотям чада своего, тот губит великий Дух чада своего”. Заповедь Даждьбога.

Здесь проходит очень зыбкая грань допустимости. Но, недостаток внимания и любви могут быть более опасными, чем избыток. Конечно, у ребенка существуют желания и мечты и их нужно стараться выполнять, если это не просто каприз. Например, если дочка уже долго мечтает о кукле, ей можно сделать такой подарок. Однако, если ребенок устраивает истерику и требует игрушку – это уже баловство.

Как же отличить обыкновенную потребность от каприза?

Ученые – психологи, исходя из многолетних наблюдений, сумели вывести признаки, по которым можно определить степень избалованности.

Чаще всего, избалованные дети вырастают там, где в семье много «опекунов» и «воспитателей».

Мама начинает ругать ребенка за непомерную шалость, он пускается в «слезы» и бежит за защитой к бабушке. Но, ребенок может превратить бабушку в своего врага, как только та повышает на него голос. Ребенок постепенно привыкает к мысли, что для него нет запрета и в семье, непременно найдется человек, который за него заступится. В конце – концов, ребенок теряет ориентиры, чувствует безнаказанность и, становится неуправляемым.

Существует десять признаков , по которым можно определить степень изнеженности ребенка.

1. У ребенка систематически происходит истерика. Это состояние может возникать спонтанно. Маленькие детки, не умеют контролировать свои эмоции. Поначалу это – капризы. Постепенно, все перерастает в иные формы. Прежде всего – агрессия. Ребенок не осознает, что своим поведением огорчает окружающих, причиняет страдания.

2. Ребенок постоянно раздражен всем, что его окружает. Ему быстро надоедает любая игрушка, любое угощение. Он немедленно требует игрушку или вещь, увиденную у другого ребенка.

3. Ребенок не желает убирать за собой разбросанные игрушки. Чем он старше, тем упрямее становится. Родителям трудно, в дальнейшем, заставить прибирать за собой вещи и помогать по дому.

4. Ребенок требует сиюминутного подчинения. Он не желает слушать ни взрослых, ни детей, требует, чтобы слушали только его и исполняли капризы.

5. Ребенок ставит взрослых (особенно родителей) в неудобное положение. Таким образом, он пытается самоутвердиться или, чтобы к нему относились как к «центру вселенной». Если это происходит регулярно, то серьезно займитесь этой проблемой. Да, да! Это уже проблема.

7. Ребенка надо уговаривать. С ранних лет, у него должны определиться непререкаемые авторитеты (родители, опекун, бабушка, педагог). Если малыша просят что-то сделать, он не должен капризничать. Если же, ребенок начинает вредничать и его приходится уговаривать, это – первый признак избалованности.

8. Избалованный ребенок не знает слова «нельзя». Если же ему говорят, что это невозможно, он начинает капризничать или становится агрессивным.

9. Ребенок не умеет находиться один. Обычно, к 3-4 годам, малыш обладает фантазией, может играть в любые игры самостоятельно. Изнеженный ребенок требует, чтобы возле него кто-то находился, так как не может играть один. Ребенок постоянно требует к себе внимания.

10. Ребенок может послушаться взрослого только после того, как ему что-то дали. Поначалу, кажется нормальным, что ребенок капризничает до тех пор, пока ему не дали конфетку или игрушку. Впоследствии, ребенок начинает на этом спекулировать, и каждый раз требует взятку. Избалованный ребенок ничего не будет делать без стимулирования игрушкой, конфеткой и даже денег.

Зачастую родители даже не замечают, что вырастили маленького капризулю. А ведь избалованность – тревожный симптом, который будет мешать ребенку во взрослой жизни.

Признаки избалованного ребенка

Избалованным считается ребенок несдержанного, плаксивого и более или менее требовательного - ему нужны или наше внимание, или игрушки, которые мы силах купить ему. Кроме того, его благодарность обычно кратковременна и зачастую наводит на мысль, что он принимает как должное то, что мы считаем особой уступкой ему.

Избалованный ребенок не чувствует границ своих желаний. «Я хочу!» – и точка! Он не приемлет того, что желание может быть удовлетворено немного позже или не удовлетворено вообще. Ему нужно прямо сейчас! А не получая своего, ребенок начинает капризничать – кричать, плакать, словом, продолжать требовать. Поскольку избалованному ребенку ни в чем не отказывают, он редко учится быть самостоятельным.

Избалованный ребенок целиком полагается на родителей и, что характерно при отсутствии самостоятельности, по-детски не способен примириться с отказом от чего-либо. Он так отчаянно жалуется и плачет из-за пустяков, словно речь идет о жизни или смерти.

И дело тут вовсе не в своеволии или самоуправстве малыша: деспотичный ребенок может долго ворчать и выражать недовольство, когда ему в чем-то откажут, но он способен и сам найти удовольствие от чего-то другого. Избалованный ребенок не обладает подобной гибкостью и свободой. Он не очень разборчив. К тому же упрям и не способен на компромисс, а это признак психологически незрелости.

Ошибки родителей, ведущие к избалованности

Приведем несколько примеров того, как наше родительское поведение может привести к избалованности ребенка. Первая и самая главная ошибка, допускаемая родителями – это чрезмерная опека ребенка. Когда мать постоянно развлекает свое чадо, при плаче берет его сразу на руки, когда ребенок не в духе – веселит и развлекает его, лишь бы он не плакал.

Одним словом, ребенок становится центральным звеном семьи. В угоду ребенку мать бросает все дела. Недопустимо также менять свое решение. Например, вчера ребенку разрешалось играть с электрическим чайником (конечно, он предусмотрительно был выключен из розетки). А сегодня родителям не до игр, а ребенок тянется к чайнику. В ответ он слышит «Нельзя!» и начинает негодовать. Как так? Ведь вчера же можно было!

Ребенок будет требовать своего, если бабушки-дедушки ему с удовольствием и в игривой форме разрешают то, что дома обычно нельзя. И если родители недостаточно тверды в своем решении, то и дома капризами и истериками ребенок добьется своего. Достаточно уступить ребенку пару раз, как он начинает чувствовать, что родителями можно манипулировать.

Почему же ребенка начинают баловать?

Во-первых, чаще всего балуют первого ребенка, просто потому, что не знают, как правильно нужно воспитывать детей. Со вторым ребенком обычно уже легче, и родители в основном уже научены на своих ошибках.

Во-вторых, балуют долгожданных детей. Такой ребенок по каким-либо причинам долго не появлялся на свет, и чаще всего, он же является единственным ребенком в семье.

В-третьих, родители могут баловать ребенка из тех соображений, что ребенок не должен знать слова «нельзя» или «невозможно». Якобы дети, знающие, что могут получить все, чего хотят, многого добиваются в жизни. Как правило, такие родители просто впадают в крайность, и ребенок в дальнейшем садится им на шею.

И, наконец, избалованный ребенок может расти в семье, где нет согласия в методиках воспитания между родителями. Когда, например, папа запрещает, а мама разрешает, ребенок начинает манипулировать родителями.

Перевоспитание избалованного ребенка требует силы воли, твердости и уверенности в своем решении. Всегда помните, что избалованность не принесет ребенку ничего хорошего и в дальнейшем ему будет только тяжелее. Поэтому то, что вы делаете, это для его же пользы.

Дети начинают капризничать после 1 - 1,5 лет, ведь до этого возраста они живут инстинктами и не умеют устраивать сцен с целью извлечения выгоды. В этом возрасте стоит прислушиваться к потребностям своего малыша и стараться их выполнять. Хотят они немного: кушать, спать и получить внимание мамы.

С 1,5 - 2 лет малыш начинает манипулировать взрослыми и требовать своего любой ценой. Основные признаки избалованности: эгоизм, непослушание, безответственность, несамостоятельность и плохое поведение в общественных местах.

Причины избалованности ребенка

  • Первый ребенок, когда родители, бабушки, дедушки и другие родственники души в нем не чают и пытаются исполнить любой каприз;
  • Долгожданный и единственный ребенок, которому сложно в чем-то отказать, и хочется дать все самое лучшее;
  • Чувство вины родителей, если у них не хватает времени на ребенка, тогда они задаривают его подарками и ни в чем не ограничивают, чтобы «купить» любовь;
  • Несогласованность взрослых, когда мама говорит ложиться в 22 часа, а папа разрешает играть до полуночи;
  • Психологические проблемы взрослых, которые не умеют отказывать и идти наперекор кому-то;
  • Родители не хотят заниматься воспитанием - легче поддаться капризу ребенка, чем терпеть истерику.

Существуют и другие причины, но практически во всех виноваты взрослые. Чаще всего они и не догадываются, что из-за их поступков и послаблений ребенок может вырасти избалованным. А некоторые целенаправленно воспитывают своего малыша таким, считая, что так у него будет высокая самооценка и он сможет большего добиться в жизни.

Но это ошибочная точка зрения, потому что избалованные дети не готовы к реальной жизни и в будущем их могут поджидать проблемы с общением, достижением целей, самостоятельностью. Так что при первых же признаках избалованности следует принять меры.

Как перевоспитать избалованного ребенка

  1. Введите режим дня.
    Ребенку будет намного проще выполнять повседневные дела, если они будут происходить в определенной последовательности в одни и те же часы. Сделайте наглядную табличку, по которой малыш сможет ориентироваться. Через некоторое время это войдет в привычку и не придется заставлять чистить зубы по утрам и перед сном.
  2. Установите правила поведения.
    Они должны быть просты и понятны, желательно их визуально оформить и повесить на видном месте. Не ставьте сразу строгие границы, пытаясь создать идеального ребенка. Для начала устраните баловство и капризы. Например, добавьте в список пункт «ложиться спать в 22 часа – штраф: день без телевизора».

    Распишите наказания за несоблюдение правил, чтобы малыш четко осознавал правила и последствия за их нарушение. За хорошее поведение установите вознаграждение – похвала, просмотр мультфильма или что-то вкусное.

  3. Придерживайтесь единого мнения.
    Все взрослые должны соблюдать установленные правила. Ребенок не научится им следовать, если бабушка разрешит играть подольше, а папа будет покупать все по первому требованию. Все разговоры и споры по поводу воспитания должны происходить наедине, чтобы ребенок их не видел.
  4. Учите терпению.
    Если ребенок просит о чем-то, не бросайте свои дела, чтобы быстрее исполнить его прихоть. Скажите, что сейчас домоете посуду и выполните его просьбу, а пока что нужно подождать.
  5. Научите слушаться запретов.
    Во время капризов твердым и спокойным голосом говорите «нет» или «нельзя». Не повышайте голоса и не поддавайтесь на уговоры малыша.

    Первое время может быть больно видеть, как ребенок плачет и заливается слезами, упрашивая вас пойти навстречу. Но через некоторое время он поймет, что этот метод не даст результат, и не будет его использовать.

  6. Просите обосновать желание.
    Спросите у малыша, зачем ему нужно то, о чем он просит. Если он приведет веские доводы, и вы поймете, что это не просто каприз, можно пойти ему навстречу.
  7. Приучайте к самостоятельности.
    Поручите ребенку какое-нибудь домашнее дело, которое будет ему по силам. Делая что-то полезное, малыш научится уважать чужой труд и станет более ответственным. Постепенно давайте и другие поручения, соответствующие его возрасту.
  8. Чаще разговаривайте с малышом.
    Объясняйте, почему не можете купить игрушку, расскажите о своем детстве или просто отвечайте на его вопросы. Покажите ребенку, что вы все так же любите его и новые правила введены для его же пользы.

Главное - не увлекитесь в попытке перевоспитать избалованного ребенка. Меняйте условия жизни малыша постепенно и не перегните палку, ограничивая во всем и перестав проявлять свою любовь.

Ведь в первую очередь в его поведении виноваты взрослые, так что попытайтесь смягчить этот период заботой и пониманием. Процесс может занять немало времени, но результат того, определенно, стоит.

(1 голос : 5,0 из 5 )

Баловство и избалованность. Что общего у этих понятий? Чем они различаются? Часто между этими понятиями ставится знак равенства: балуется тот, кто избалован. А ведь это не так. Хотя толковый словарь русского языка толкует эти слова одно через другое.

Избалованный ребенок – испорченный баловством, изнеженный. А баловство, в свою очередь, - это отношение к кому-либо с излишним вниманием, потворствуя всем желаниям и прихотям. В толкованиях нет ни слова о невоспитанности. Между тем, что обычно понимают под избалованностью? Говоря «избалованность» зачастую подразумевают невоспитанность. Действительно, эмоциональная неустойчивость, капризность, нежелание слушать и слышать родителей, отсутствие самостоятельности, эгоцентризм, неумение строить взаимоотношения с другими детьми – далеко не полный перечень «симптомов» того, что может быть названо избалованностью. Про таких детей мы говорим: «Его (ее) избаловали». Если взглянуть на это явление шире, то можно сказать, что избалованные дети – это дети, которым не поставлены границы дозволенного. Следовательно, такому ребенку сложно органично вписаться в игру сверстников, спокойно пройти мимо витрины с игрушками или внимать словам родителей – для этого у ребенка нет соответствующих навыков.

Таким образом, ставятся в один ряд понятия: избалованность, баловство и невоспитанность. Соответственно, если уделять ребенку много внимания (чрезмерно много), то обязательно ребенок будет избалованным. При выстраивании такой цепочки происходит подмена понятий. Что значит «излишнее внимание»? Какое внимание считать излишним?

Отвечая на эти вопросы, родители выстраивают свою педагогическую тактику, принимая решение, например, не брать ребенка на руки без лишней необходимости. Как при этом определить: лишняя необходимость или не лишняя? В своем желании не избаловать ребенка родители могут проявлять чудеса изобретательности. Например, если ребенок мокрый, а перевернуться или отползти еще не может, нужно ли брать его на руки из кроватки? Ребенка можно передвинуть на сухое место, и брать его на руки при таком подходе нужно не каждый раз, когда он описается, а только каждый четвертый.

Еще одна большая родительская дилемма: общаться с ребенком или он должен сам себя занимать. «Если я буду все время общаться с ребенком, то избалую его своим вниманием». Между тем, развитие любого ребенка происходит только через взрослого и при помощи взрослого. Все мы знаем о детях-маугли. Дети, не слышавшие первые несколько лет своей жизни человеческой речи, не имевшие контакта с людьми, в последующем не могут ни овладеть речью в полной мере, ни научиться полноценной коммуникации. «Тарзан» и «Маугли» - сказочные персонажи, в жизни для развития ребенку необходима обратная связь от взрослого. Прежде чем ребенок скажет какое-то слово, он многократно услышит его от мамы, повторит его на своем птичьем языке, насладится маминым восхищением по поводу своего лепета.

Ребенок, который получает родительское внимание по расписанию или в гомеопатических дозах, может ставить знак равенства между различными понятиями – быть в центре внимания и быль любимым.

Ключ к пониманию – собственное раздражение взрослого, которое возникает от общения с ребенком. Примечательно, что такое чувство может возникать даже в таких случаях, когда ребенок, казалось бы, ведет себя замечательно, делает даже больше, чем от него ожидают родители, либо если ребенок ведет себя хорошо, всем старается угодить.

Например, мама разговаривает по телефону. Ребенок до того, как мама начала звонить занимался своими делами. Но стоило маме взяться за телефон, как ребенок начинает демонстрировать маме свои достижения:

— Мама, посмотри, как здорово, я научился сегодня отжиматься на тренировке!

— Молодец, сынок!

— Мама, посмотри, как здорово у меня получается мостик!

— М-м-м, да, сынок, вижу!

— Мама, ты ведь не посмотрела!

— Я для тебя еще раз покажу, смотри внимательно!

— М-м-м, вижу, сынок, здорово!

— Иди в свою комнату! Ты что не видишь, я по телефону разговариваю!

— Марш в свою комнату!

В нашем случае мама могла знаком попросить подойти и обнять своего героя, так многому уже научившегося, показав тем самым, что она рядом, замечает и чувствует его достижения, гордится ими. Побыв с мамой рядом несколько секунд-минут, ребенок скорее всего умчался бы по своим делам, получив свою порцию внимания. Занятый своими делами родитель все-таки может выкроить время для общения с детьми, и в течение недели каждый ребенок должен получить от него свою долю внимания. когда дети получают желаемое внимание по-хорошему, то у них нет необходимости добиваться его негативными способами.

Кроме «избалованности» и «баловства» есть также «баловень». Кто же такой «баловень»? Баловень – человек, которого балуют, которому во всем потворствуют. Переносное значение этого слова – «тот, кому во всем сопутствует удача, счастливчик». Есть устойчивое выражение баловень судьбы, обозначающее удачливого человека.

Баловни – те, кто купается в родительской любви, кому радуются окружающие, кто желанен и любим в любом своем проявлении. Баловни часто получают подарки, но не потому, что они сами этого требуют, а потому, что дарящий делает это от чистого сердца, из желания сделать приятное. Баловни – те, кому можно много, но не из-за попустительства или ложного чувства вины родителей, а потому, что ребенок сознателен и готов нести ответственность за свои поступки сам. Баловни – те, чьи просьбы не остаются без внимания, но это является не результатом того, что ребенок вознесен на пьедестал своими ближайшими родственниками, а указывает на то, что в семье принято внимательно относиться к людям, таким образом, баловни учатся строить и свои отношения с окружающими. Баловни – те, кого любят не за их успехи, а за их уникальность, просто потому, что они есть.

Как вырастить не избалованного ребенка, но баловня? Где проходит грань между свободой воли и вседозволенностью, справедливыми требованиями и диктатурой и подавлением личности ребенка?

Выстраивая свои взаимоотношения с людьми, для ребенка важно чувствовать, где кончается его личность и начинается личность другого. Поэтому важно знакомить ребенка со своими желаниями и интересами, которые не замыкаются исключительно на семейном взаимодействии.

Задавая ребенку определенные рамки, вводя понятия «можно» и «нельзя», мы, на самом деле, тем самым облегчаем им жизнь. Важно, чтобы «нельзя» не стало самым часто произносимым словом в адрес ребенка. Пусть «нельзя» будет немного, но эти запреты будут однозначны и неизменны. Чуткое руководство взрослого идет ребенку на пользу – он учится контролировать свои эмоции, адекватно реагировать на жизненные трудности, его личность формируется в соответствии с принципом реальности, а не фантазийной уверенностью в собственном всемогуществе, способной перерасти в будущем в манию величия. Сказать «нет» ребенку не так сложно, как это может показаться. Если при этом мы даем понять ему, что отказ – это не проявление нелюбви, а в данном случае просто необходимость, ребенок соглашается с этим без особого сопротивления.

Иногда бывает так, что представления о том, как правильно общаться с ребенком, мешают близкому доверительному диалогу с ребенком.

Мама трехлетнего ребенка пришла на консультацию с жалобой: ребенок не может слышать отказ – сразу срывается в истерику. Типичным примером оказалась такая ситуация: ребенок просит конфету, мама ему отказывает, ребенок закатывает истерику.

При детальном анализе ситуации выяснилось, что ребенка около года назад отлучили от груди, и режим питания с тех пор так и не восстановился: ребенок очень мало и нерегулярно ест, маму эта ситуация очень беспокоит. Поэтому когда ребенок перед едой просит конфету, мама, имея твердое убеждение, что сладкое перед едой негативно повлияет на и так далеко не волчий аппетит сына, отказывает, вкладывая в запрет все свое беспокойство, тревогу и раздражение от того, что ситуация повторяется опять и опять. Ребенок пугается и начинает плакать, он не понимает, откуда такой эмоциональный всплеск в ответ на обычную просьбу, а спросить об этом у мамы в силу возраста пока не может.

В подобной ситуации разорвать круг привычного общения может только взрослый в силу большего жизненного опыта, сил и умений. Выбраться из привычного круга можно, предприняв несколько шагов:

1. Обратить внимание на то, что какое-то из взаимодействий приводит к сбоям в общении (ребенок плачет в ответ на отказ).

2. Ответить на вопрос: что я сообщаю ребенку своей репликой? А что хочу сообщить? Вопросы только на первый взгляд кажутся дублирующими друг друга, при внимательном анализе своих действий и намерений почти всегда можно обнаружить несовпадения.

3. Осознав ситуацию для себя, изложить свое видение ребенку без бурных эмоциональных проявлений и оценок.

В приведенной выше ситуации с конфетами высказывание, адресованное ребенку, имело следующий вид.

Саша, я не могу дать тебе конфету сейчас, потому что беспокоюсь о твоем животике, мне кажется, что после конфеты тебе сложно будет есть суп. Давай сначала накормим животик супом, а потом конфетой!

Удивлению мамы не было границ, когда ребенок, получив на свой вопрос о конфетах такой ответ, кивнул и спокойно пошел заниматься своими делами.

Итак, избалованным ребенка делает не родительское внимание, а отсутствие своевременно поставленных границ. Ответ на вопрос, как же правильно общаться с ребенком, чтобы не избаловать его, прост. Представьте, что ребенок – это Ваш лучший друг, со своими интересами и потребностями. Ребенок – лучший друг своих родителей - обязательно станет баловнем судьбы.

Абсолютно каждый ребенок нуждается в любви и внимании своих родителей, которые довольно часто задаются вопросом: а стоит ли баловать детей? Ответ очень прост, конечно же, стоит! Только следует помнить, что все хорошо в меру. Если же чрезмерно баловать детей, то они становятся капризными, непослушными и впоследствии неуправляемыми. Современный динамический мир делает наших детей более лабильными и способными приспосабливаться к любым условиям. Сегодня гораздо чаще можно увидеть гиперактивного и очень раскованного ребенка, чем, например 10 лет назад. Теперь их гораздо больше, но это совершенно не значит, что их не нужно баловать и лелеять.

Кстати, многие родители ошибочно думают, что это они воспитывают своих детей, но на самом деле, с момента своего рождения малыши начинает активно воспитывать своих родителей. Делают они это очень умело – сначала плачь, потом капризы и истерики. Причем, каждый ребенок очень тонко изучает и прощупывает каждого родителя в отдельности, определяя ту грань, за которую не стоит заходить. И многие дети не переступают черту дозволенности, но вот избалованный ребенок не чувствует меру и нарушает все правила.

Как узнать, что ваш ребенок избалованный

Что бы понять, избалован ли ребенок или нет, нужно проанализировать его поведение. Существуют особые признаки избалованного ребенка, при наличии которых стоит задуматься о том, какие же ошибки в воспитание родители случайно или же намеренно допустили. Среди основных выделяют следующие:

  1. Ребенок довольно часто закатывает истерику, даже тогда, когда нет для этого существенных причин. Первые такие капризы наблюдаются в раннем возрасте (вспомните поведение маленьких детей в детских магазинах). Но все на этом и заканчивалось, это было бы не так проблематично. Дело в том, что следующим этапом станет агрессия и негативизм, когда балованный ребенок будет отрицать абсолютно все правила, которые родители пытаются устанавливать.
  2. Ярким признаком избалованности станет то, что ребенок наотрез отказывается убирать свои вещи (игрушки, карандаши, книги и т.п.). Кроме того, самые избалованные дети могут назло поломать даже свою любимую игрушку, проявляя при этом свое недовольство родителями и их действиями. Таких детей сложно усмирить не только «взяткой», но даже шантажом.
  3. Очень избалованный ребенок будет довольно часто проявлять раздражение. Причем ему может быстро надоедать не только лакомство, но и новая интересная игрушка. Таких детей очень легко заметить на детских площадках – они всегда требуют ту игрушку, которую видят у другого ребенка (и именно такую и никакую другую).
  4. Стоит волноваться, если ребенок проявляет деспотичность, то есть он требует полного подчинения своим прихотям и желаниям. Такой малыш не слушает ни кого, будь это взрослые или другие дети. Главным является только его слово.
  5. Также следует обратить внимание, если ребенок проявляет чрезмерную эгоцентричность («Я центр вселенной и все должно крутиться только вокруг меня»). Такие дети чаще всего делают абсолютно все, что бы самоутвердится и занять главенствующую позицию. Хорошо, если они делают что-то полезное, например, занимаются спортом или искусством и реализуются в этом. Но чаще всего это имеет совершенно другой характер проявления (например, избалованный ребенок 5 лет может постоянно ставить родителей в довольно неудобное положение: часто всех перебивает, не дает другим детям показать свои таланты, закатывает скандал, если мама или папа уделяют внимание еще кому-то кроме него).
  6. Признаком избалованности ребенка является его эгоистичность. Чаще всего такие дети не умеют ни с кем делиться. В основном это встречается в семьях, где он единственный ребенок в семье. Сначала малыш просто не умеет делиться (так как не было такой потребности), но потом это перерастает в жадность и становится устойчивой чертой его характера. На самом деле с этим не так сложно бороться. Что делать в этом случае? В первую очередь нужно объяснять ребенку, что делиться нужно, ведь если он что-то попросит у другого малыша, ему тоже могут отказать. В этом случае очень эффективным станет и личный пример родителей, когда они демонстративно будут показывать, как важно делиться с другими людьми, и как приятно, когда в ответ с ними тоже делятся.
  7. Возникает сомнение по поводу того, баловать ли детей или нет, когда родители видят, как других малышей родители постоянно уговаривают что-то сделать (покушать, убрать вещи, позаниматься). Такие малыши не хотят делать что-либо просто так, поэтому родители, упрощая (как им кажется) свою жизнь, постоянно предлагают им что-то взамен. Рано или поздно, такой ребенок уже просто так ничего делать не будет. И здесь возникает вопрос, а какую же «взятку» его папа и мама будут давать, когда у него уже есть все и удивить больше нечем?
  8. Чаще всего избалованный малыш не понимает отказа. Он не хочет слышать слово «нельзя» и как только говорят его, начинает биться в истерике, а иногда и проявлять агрессивность.
  9. Стоит обратить внимание, если ваш малыш 4-5 лет не хочет играть сам, требуя постоянного к себе внимания. Чаще всего дошкольники, имея хорошо развитое воображение, вполне могут сами замечательно проводить время в игровой комнате.
  10. Еще одним признаком является то, что ребенок абсолютно во всем полагается на взрослых. Причем это касается и его отношений со сверстниками. Он часто жалуется, что его кто-то обидел из детей или воспитательница в детском саду не обращала на него внимание. То есть, такой ребенок не пытается проявить самостоятельности (хотя после кризиса 3 лет многие дети наоборот стараются быть более независимы от родителей).

Кто такой избалованный ребенок? Это маленький капризуля, который постоянно требует к себе внимания и сиюминутного исполнения его желаний.

Не получая желаемого, избалованный ребенок начинает плакать, кричать, истерить, топать ногами и падать на пол. Этот маленький манипулятор вырастает благодаря нашим ошибкам в воспитании ребенка.

Итак, посмотрим, что приводит к избалованности и как перевоспитать ребенка, а также почему избалованность мешает во взрослой жизни.

Почему избалованный ребенок – это плохо?

Избалованный ребенок не чувствует границ своих желаний. «Я хочу!» — и точка! Он не приемлет того, что желание может быть удовлетворено немного позже или не удовлетворено вообще. Ему нужно прямо сейчас! А не получая своего, ребенок начинает капризничать – кричать, плакать, словом, продолжать требовать.

Поскольку избалованному ребенку ни в чем не отказывают, он редко учится быть самостоятельным. Ему и в дальнейшем, уже во взрослой жизни, будет тяжело, если он не получит желаемого, а потому он будет жаловаться и пассивно ждать.

Во взрослой жизни «маленького ребенка» никто не будет хвалить и постоянно им восхищаться, никто не будет считать его лучшим, отсюда – разочарование в жизни и в окружающих и полная неспособность к самостоятельности.

Помимо этого, избалованный ребенок растет ревнивым, невнимательным, эмоциональным и жадным.

Родителям необходимо проявлять строгость в воспитании, чтобы ребенок чувствовал в родителях опору, видел силу характера, чтобы он был уверен, что родители всегда объяснят, что хорошо, а что плохо. В противоположном случае, когда родители потакают прихотям ребенка или колеблются, то «да», то «нет», он теряется и не может сориентироваться в жизненных ценностях, ведь авторитет для него – он сам.

Причины избалованности ребенка

Почему же ребенка начинают баловать?

  • Во-первых, чаще всего балуют первого ребенка, просто потому, что не знают, как правильно нужно воспитывать детей. Со вторым ребенком обычно уже легче, и родители в основном уже научены на своих ошибках.
  • Во-вторых, балуют долгожданных детей. Такой ребенок по каким-либо причинам долго не появлялся на свет, и чаще всего, он же является единственным ребенком в семье.
  • В-третьих, родители могут баловать ребенка из тех соображений, что ребенок не должен знать слова или «невозможно». Якобы дети, знающие, что могут получить все, чего хотят, многого добиваются в жизни. Как правило, такие родители просто впадают в крайность, и ребенок в дальнейшем садится им на шею.
  • И, наконец, избалованный ребенок может расти в семье, где нет согласия в методиках воспитания между родителями. Когда, например, папа запрещает, а мама разрешает, ребенок начинает манипулировать родителями.

Ошибки родителей, ведущие к избалованности ребенка

Приведем несколько примеров того, как наше родительское поведение может привести к избалованности ребенка.

Первая и самая главная ошибка, допускаемая родителями – это чрезмерная опека ребенка. Когда мать постоянно развлекает свое чадо, при плаче берет его сразу на руки, когда ребенок не в духе – веселит и развлекает его, лишь бы он не плакал. Одним словом, ребенок становится центральным звеном семьи. В угоду ребенку мать бросает все дела.

Недопустимо

Также менять свое решение. Например, вчера ребенку разрешалось играть с электрическим чайником (конечно, он предусмотрительно был выключен из розетки). А сегодня родителям не до игр, а ребенок тянется к чайнику. В ответ он слышит «Нельзя!» и начинает негодовать. Как так? Ведь вчера же можно было!

Ребенок будет требовать своего, если бабушки-дедушки ему с удовольствием и в игривой форме разрешают то, что дома обычно нельзя. И если родители недостаточно тверды в своем решении, то и дома капризами и истериками ребенок добьется своего. Достаточно уступить ребенку пару раз, как он начинает чувствовать, что родителями можно манипулировать.

Как перевоспитать избалованного ребенка

Начиная бороться с избалованностью ребенка, учтите одно исключение: дети до 6-9 месяцев не бывают избалованными.

Если ребенок плачет, так это от того, что хочет есть или у него что-то болит, в любом случае, маленький ребенок плачет тогда, когда ему плохо. Дети до 9 месяцев еще не осознают, что плачем можно манипулировать родителями. Поэтому возьмите малыша на руки, приласкайте и успокойте.

Перевоспитание избалованного ребенка требует силы воли, твердости и уверенности в своем решении. Всегда помните, что избалованность не принесет ребенку ничего хорошего и в дальнейшем ему будет только тяжелее. Поэтому то, что вы делаете, это для его же пользы .

Если ребенок немедленно просится на руки, а вы заняты каким-либо делом, тактично объясните ему, что не можете оторваться, но, как только освободитесь, обязательно уделите ему внимание.

Не думайте, что годовалый ребенок ничего не понимает. Стоит пару раз перетерпеть его капризы, и уже в следующий раз ребенок будет понимать, что мама занята. А уж двух-трехлетние дети и подавно поймут, однако, чем старше дети, тем сложнее перевоспитание.

Одни дети могут спокойно оставаться в одиночестве, пока мама занята. Другие дети хотят хотя бы наблюдать маму в поле зрения. Не отказывайте ребенку. Пусть он копошится с вами на кухне, пусть видит вас из коридора в ванной. Если можете, разговаривайте с ребенком, рассказывайте сказки или пойте песни.

Бывает, что ребенок не желает ложиться спать. Вот уже 10, 11 часов вечера, а ребенок все упирается. Здесь можно поступить следующим образом: насильно положить в кроватку и проделать какую-либо приятную процедуру на ночь: чтение сказок, пение колыбельных. После этого выключить свет и оставить ребенка одного. Возможно, сначала ребенок будет кричать или плакать. Но пройдет 15-20 минут и он поймет, что никто ему на помощь в комнату не спешит. Постепенно ребенок успокоится и заснет.

Возможно, так будет продолжаться несколько дней, и здесь важно удержаться, чтобы не войти в комнату и успокоить его. А желательно укладывать спать всегда в одно и то же время, чтобы ребенок знал, что, допустим, в 22-00 пора спать.

Вообще, если ребенок начинает явно капризничать, перестаньте обращать на него внимание, а еще лучше, оставьте его одного. Он поймет, что его выходки не производят на вас должного впечатления. В тех же ситуациях, когда следует проявить твердость характера, так и поступайте, иначе ваша мягкость будет расценена ребенком как вседозволенность.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»