Конспект открытого занятие по эмоциональному развитию в старшей группе «В царстве эмоций.

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
  • Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
  • Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
  • Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
  • формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
  • формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Состав группы:

Возраст участников: 5 – 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.

Материал для занятия:

  • «Волшебный клубочек»;
  • Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
  • Магнитная доска; Человечки-эмоции;
  • Бумага для рисования, карандаши;
  • Детские стулья по числу детей;
  • Зеркало;
  • Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;

Использованные технологии занятия:

  • Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
  • Элементы здоровьесберегающей технологии
  • Игры с песком.
  • Психогимнастика.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
– Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

– Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
– Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит…

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

– А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

-Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти»

Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

3 остановка. « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

– А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

4 остановка. «Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, Шахтёрское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №9 "Восход"
Описание : Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций». Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ, психологам.

Тема : Страна эмоций

Цель :
- Учить детей самостоятельно создавать на песке разные города;
- Познакомить детей со способами избавления от страха;
- Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;
- Развивать эмоциональную сферу, кинестетическую чувствительность, творческое воображение, умение фантазировать, размышлять, самостоятельно делать выводы, развивать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи;
- Воспитывать доброжелательное отношение к другим.

Оборудование и материалы:
оформление музыкального зала - деревья, цветы, озеро, река, туннель, ковер, сухой душ, капельки дождя с изображением эмоций, аквариум с замком из песка, цветки добра, гимнастическая скамейка, стаканчики с водой, семена, лотки с цветным песком, игрушки, тёмные воздушные шарики, музыка: релаксационная, звуки водопада, мультимедийная презентация, клубок ниток, корректурные таблицы, подарки - игрушки «Веселунчики».
Количество участников: 6 человек.

Возраст детей: 5 лет

Методические приемы:
Словесный - беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Наглядный : слайды, корректурные таблицы
Стимулирования - создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Игровой : игра с препятствиями.
Музыкальное сопровождение: звуки природы.

Ход занятия:

Психолог :
В детском саду - новый день,
Всем мы скажем: «Добрый день».
Добрый день тебе и мне,
Всем мы скажем на Земле.
Психолог :
- Дети, а какое у вас сегодня настроение? Очень хорошо, что настроение у вас радостное - посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поделимся с ними частичкой хорошего настроения. (Дети дуют на ладошки). А каким еще бывает настроение?
- Давайте вспомним, как меняется выражение лица, покажем:
Когда нам грустно - мы делаем так.
Когда мы удивлены - делаем вот так.
Когда мы напуганы - мы вот такие.
Когда мы злимся - мы уже такие.
А когда радуемся - то вот такие.
- Молодцы, все справились с заданием, а сможете отгадать настроение с помощью глаз?
- А что нам может испортить настроение? (Болезни, плохая погода, страх, обида.)
- А нужно ли бороться с плохим настроением? А как это можно сделать? (Всем вместе, потому что вместе веселее, а одному трудно.)
- Как объединиться? (Взяться за руки, встать рядом.)
- Я хочу вам кое-что предложить. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться.
Тот, кому он в руки попадет
Доброе слово всем пусть назовет.

Упражнение «Волшебный клубочек»
Цель : формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

(Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.)
- Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас?
- Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций - королевство Злости, в котором правит колдунья Злорада. Именно она и ее помощники пытаются сделать наши сердца каменными. Они посылают нам страхи, обиды, плохое настроение, безразличие. Поэтому я приглашаю вас в путешествие в Королевство Злорады. В нашем мире всегда есть люди, которые способны победить Злораду, разрушить ее королевство Злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому королевства непростая. Нам нужно выдержать немало препятствий, но мы будем друг другу помогать. А путешествовать мы будем на ковре, который умеет летать.
Упражнение «Летучий ковер»
Цель : развивать чувство единства группы, уверенности в ситуации физического сближения.


- Дети, становится на ковер, возьмитесь за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть во время полета (звучит релаксационная музыка).
- Закрывайте глаза, и представьте, как мы летим высоко в небе, над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, летим над облаками. Поддерживайте товарищей. Вот мы и приземлились в королевстве Злости. Открывайте глаза.
- Нам нужно дойти до ее замка. Но прежде чем продолжать наше путешествие нужно проверить не приготовила или она какие-либо неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы Злорада нас не заметила.
- Как вы думаете, в кого нам нужно превратиться, чтобы нас не заметили? (В дерево, животных, цветы.)
- Давайте попробуем замаскироваться. (Дети маскируются, а один ребенок угадывает).
Упражнение «Превращение»
Цель : развитие воображения, внимания, умений превращаться.
- Молодцы, Злорада нас не заметила. Но что это за письмо на нашем пути? Давайте его попробуем прочитать. Як вы думаете, что это может означать? Итак, чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание.
Упражнение «Корректурная таблица»
Цель: развивать психические процессы, самостоятельно делать умозаключения, формировать знания об окружающем мире. Психолог раздаёт детям таблицы и все вместе выполняют задания.


(Звучит музыка водопада)
- А сейчас нам нужно пройти через этот водопад, давайте подойдем к этому цветного водопада.
Упражнение «Сухой душ»
Цель : снять мышечное напряжение, учить детей согласовывать свои действия со сверстниками, формировать эмоциональный позитив, эмпатии.


- Какого цвета струи воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струями воды. (Дети рассказывают про свои чувства, впечатления).
- Дети, а что это у водопада? (водяные капельки). Давайте соберем капельки.
Упражнение «Капелька дождя»
Цель : развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображением.
- Что чувствует твоя капелька?
- Ой, дети, кажется водопад этот не простой, а клеевой. И вместо водички из него льется... .. (клей). Мы все склеились. (Дети держат друг друга за руку). Но у нас нет времени ждать, пока клей высохнет, нам надо спешить. Что же нам делать?


(Надо двигаться вместе.)
Дети переходят через препятствия не разрывая рук: проходят озеро, перепрыгивают через ручей, переступают через камни, перелезают через туннель.
- Ну, вот пока мы шли клей уже застыл и мы отклеились друг от друга.
(Звучит «страшная» музыка)
- Дети посмотрите, мы с вами пришли к какой-то пещеры. Давайте посмотрим, что же там находится. Что вы чувствуете? Посмотрите, здесь что-то лежит. (Воздушные шары тёмного цвета) Как вы думаете что это? (Ответы детей)
- Злая колдунья прячет у себя в пещере детские страхи, посмотрите как их много, возможно здесь и ваш страх. Что же нам с ними делать? Возьмите шарик, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните шарик.
Упражнение «Преодолей страх»
Цель : преодолеть страхи, стать увереннее и решительным.


- Дети, мы уничтожили наши страхи. И помогли многим детям и себе. Ведь мы теперь не боимся Злораду. А нам нужно отправляться дальше (Дети идут за психологом, психолог обращает внимание на рассыпанные семена под ногами)
- Друзья посмотрите, Злорада разбросала семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем? (Цветы печали, деревья злости, обиды.)
- Так эти деревья превратятся в страшный лес и навсегда останутся в нашем мире. Собирать их можно только парами держась за руки.
Упражнение «Собери семена»
Цель : развитие умения действовать вместе. (Дети собирают семена).
- Дети держите эти семена крепко - крепко в кулачке, чтобы не рассыпать. Хотела Злорада вырастить лес злости, но у нее ничего не получилось.
- А вот и замок Злорады.
(Психолог с детьми подходит к «замку - аквариуму», замок построен из песка, в него ведет мостик через ров - гимнастическая скамья; в начале мостика столик на котором стоят стаканчики с разноцветной жидкостью)
- Нам осталось пройти последнее препятствие, перейти по этому мостику через ров. Пусть каждый из вас высыплет семена злости в стаканчик с волшебной жидкостью. Злость превратится в добро и будет направлена против колдуньи. Возьмите стаканчики и пройдите по мостику, чтобы не разлить волшебную жидкость. Вылейте эту жидкость на стены Замка, чтобы уничтожить Злораду.
Упражнение «Не пролей воду»
Цель : формирование уверенности в собственных силах, развитие координации движения.
- Мы разрушили замок Злорады. А на его месте вырос цветок добра, тепла, дружбы, любви. Я предлагаю вам построить волшебный город, где царит любовь и добро. Но сначала предлагаю вам его представить.
Упражнение - релаксация «Волшебный город на земле»


- Присядьте на пеньки, закройте глаза и попробуйте расслабиться, снять напряжение. Сядьте так, будто вам хочется немного отдохнуть. Почувствуйте, как вам становится теплее. Тепло опускается в руки. Руки расслабляются, становятся тяжелые и теплые. Дыхание свободное и равномерное. Вам дышится легко и приятно. Почувствуйте, как расслабляется спина, шея, голова, щеки, подбородок, губы. Глаза становятся тяжелые, слипаются. Попробуйте представить себе город, где вам очень хорошо! Город, который вы когда - ни будь видели или город, какой рисует ваше воображение. Рассмотрите его. Какой он? Рассмотрите, где вы находится? Какие ощущения вызывает у вас этот город?
- Запомните его цвет, аромат. Возьмите с собой его тепло. Вы всегда можете вернуться. Сожмите руки в кулаки, сильно потянитесь вперед, вверх. И медленно открывайте глаза. Поверните голову вправо, влево, улыбнитесь.
- Как вы себя чувствуете? (ответы детей по желанию)
- Вы побывали в волшебном городе, там, где вам было приятно, хорошо, уютно. Давайте построим волшебный город, который вы представили.
Упражнение «Поздравления с песком»
- Выберите лоток с песком, который нравится вам по цвету.

Цель : снижение психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения.
Психолог :
Дорогие дети, улыбнитесь,
И на песочек посмотрите.
В песочке мы снова будем играть
И волшебный город изображать.
Поэтому к песочку подойдите,
И в него руки опустите.
Поздороваемся с песком,
Нашим дорогим дружком.
Но печальный наш дружок,
Потому что очень одинок.
Давайте мы его повеселим,
Пощекочем, рассмешим.
Засмеялся наш дружок.
Покатился вновь его клубок,
Как веселый ручеёк.
В сказку нам дорожку он покажет -
Про волшебный город всё расскажет!
(Дети строят из песка «волшебный город», психолог поддерживает, ободряет детей, выражает свою заинтересованность)

Психолог :
Хорошо, друзья, мы поработали,
И волшебный город все построили.
Будем теперь мы дружно жить
И только добро всем людям дарить.
Обсуждение :
- Какое у вас настроение? Кто хочет рассказать о своем волшебный город?

Анастасия Пьянкова
Конспект открытого занятие по эмоциональному развитию в старшей группе «В царстве эмоций»

«В царстве эмоций »

Цель : помочь старшим дошкольникам научиться управлять своими эмоциями , препятствующими нормальному психоэмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи :

Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе ,

активизировать детей на предстоящую деятельность;

Снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе;

Продолжать развивать эмоциональную сферу ребёнка , его способность к рефлексии, мелкой моторики, воображения и творческих проявлений дошкольников;

Формировать коммуникативные навыки и активизировать словарь детей.

Обогащать представления детей о мотивационной подготовке к школьному обучению;

Методическое обеспечение :

CD-диск с релаксационной музыкой;

Разноцветные мешочки из ткани,

Пиктограммы, разных эмоциональных состояний ;

Методы и приёмы :

релаксация;

психогимнастика;

психологические игры и упражнения;

зрительная и дыхательная гимнастика.

Литература :

1. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций . Дети 5-7 лет. Ярославль : Академия развития , 2001.-160с.: ил.

2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников . Занятия . Игры. –АРКТИ, 2003.-48.

3. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников . – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Филлипова Ю. В. Общение. Дети 7-10 лет. - Ярославль : Академия развития , 2002.-144.: ил.

5. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост .: О. Л. Князева. – М.: Мозайка-Синтез, 2003.-168с.

Ход занятия:

Педагог :

2. Ритуал вхождения. (звучит спокойная музыка)

Сегодня мы отправляемся в сказочную страну под названием «Царство эмоций » и войти в нее нам поможет «волшебный цветок» . Детям предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы немешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.

Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости» , он дает нам силу, уверенность. Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза , сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.

Наш волшебный цветок привел нас в «Царство эмоций » , здесь нас ожидают разные игры и задания. Не мешая друг другу, дети отходят в сторону, и садятся в круг на стулья.

Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Это мешочек настроений, он расскажет нам какие эмоции , и настроение бывают у жителей сказочного царства .

Педагог :Давайте посмотрим, что же там внутри.

эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, он с заданием. 1.«Мимическая гимнастика»

А вы можете показать сейчас, своё настроение своим выражением лица, своими эмоциями ?

Сейчас я предлагаю, потренировать свои эмоции ? Я буду вам давать задания, а вы его выполнять.

Упражнение «Тренируем эмоции »

1. Нахмурьтесь, как

осенняя грозовая туча;

как рассерженный человек;

как злая волшебница.

2. Улыбнитесь, как

кот на солнце;

как самый счастливый человек на свете;

как летний солнечный денек;

как хитрая лиса.

3. Разозлитесь, так

как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;

как человек, которого ударили.

4. Испугайтесь, как

заяц, увидевший волка;

как котенок, на которого лает собака;

как ребёнок, потерявшийся в лесу.

5. Устаньте, как

папа после работы;

как человек, поднявший тяжелый груз;

как муравей, притащивший большую соломинку.

6. Отдохните, как

путник, прошедший длинный путь;

как ребёнок, который много потрудился;

как уставший воин после победы.

7. Засмейтесь самым счастливым смехом.

8. Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.

Педагог :

Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.

Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

2. Это мешочек тоже не обычный, он рассказал мне что сегодня Настя сидела одна раздевалке. (СЛАЙД) посмотрите, какое у неё настроение? (ответы детей)

Потом к ней подошёл Максим и настроение её изменилось (СЛАЙД)

Как вы думаете, почему произошло такое чудо? (Ответы детей)

Педагог :

Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек.

Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.

Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, это 3.«Мешочек-Угадай-ка»

(робота с пиктограммами радость, удивление, злость, грусть, страх. Последовательно дети вытягивают по одной пиктограмме и задаются следующие вопросы)

Какое настроение здесь изображено?

По каким признакам его узнали?

Что вам помогло различить настроения? (перечисляются различные мимические признаки)

Молодцы ребята вы хорошо различаете настроения, но ведь мы узнаём настроение не только по мимике, но и по интонации голоса. Давайте попробуем сказать фразу «Маша ела кашу» с разными эмоциями , а значит используя соответствующую мимику и интонацию. (Последовательно дети вытягивают по одной пиктограмме и выполняют задание)

Педагог :

Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек.

Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.

Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, этот 4. Мешочек с игрой.

Жители «Царства эмоций » любят играть в игры и у них есть любимая игра Психогимнастика «Солнышко и тучка» . в которую мы сейчас с вами поиграем (звучит аудиозапись) .

Представим, что мы сидим на зеленой лужайке - сесть на пол.

Светит солнышко, греет наше личико - поднять голову вверх, глазки закрыть.

Солнце зашло за тучку, стало прохладно - сжаться в комок, чтобы согреться.

Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться - разморило на солнце.

Травка на лужайке высокая - встать на коленки.

Давайте погладим травку, какая она мягкая, нежная - Поворот верхней части корпуса слева направо и обратно. Одновременно с корпусом двигаются руки : та, которая идет первой - ладонью вверх, вторая - ладонью вниз.

А теперь нарисуем солнышко - Корпус прямо. Руки, согнутые полукругом, рисуют в воздухе круг 3 раза. Корпус поворачивается вправо, руки повторяют тоже движение, корпус поворачивается влево, руки повторяют тоже движение.

Упражнение «Три настроения»

Ребята, жители царства рассказали , что у них бывает разное настроение, оно зависит от мыслей, когда мысли чистые светлые они чувствует себя спокойно, хорошо, уверенно. В это время их настроение похоже на небо, и мысли у них ясные и чистые (загораются огни на звездном небе) .

Кода в голову приходят отличные идеи, жители царства радуется , удивляются настроение - бывает прекрасным, радостным и мысли становятся яркими, блестящими (огни на звездном небе переливаются) .

Но бывает, что жители злятся, грустят, обижаются, им плохо – мысли становятся мутными, серыми (звездное небо гаснет) .

Бывает ли у нас грустное, плохое настроение?

Что мы делаем, чтобы победить грусть? (ответы детей)

Упражнение «Волшебный мешочек с обидами»

Ребята, а вы представляете, оказывается эти мешочки, которые вы себе выбрали - не простые, а волшебные. Все свои обиды, злость, капризы, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем . Давайте попробуем?

А теперь ваши маленькие мешочки положим в большой, и его тоже завяжем, чтоб наши отрицательные эмоции навсегда остались там и никогда нас больше не посещали, так ведь, ребята? Пусть у нас всегда будут только хорошее настроение, и только положительные эмоции ! Вы согласны со мной? Педагог :

Ну что, ребята наше занятие подходит к концу . Вам понравилось, то чем мы сегодня занимались на занятии ? А что именно понравилось?

(Ответы детей)

А я вам предлагаю, поиграть ещё в прощальную игру. Вы готовы?

Прощальная игра :

А вот и прощальная игра…

Нам занятие заканчивать пора ,

А мы надеемся, на то, что оно,

Много положительных эмоций –

Для всех нас, принесло!

А нам с тобой, пришёл черёд,

Сыграть в игру «НАОБОРОТ» .

Слово я скажу : ВЫСОКО,

А ты ответишь : НИЗКО.

Скажу я слово : ДАЛЕКО,

А ты ответишь : ….

Скажу я слово : ПОТОЛОК,

А ты ответишь : ….

Слово я скажу : ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты : …

Скажу тебе я слово : ТРУС,

Ответишь ты : ХРАБРЕЦ.

Теперь НАЧАЛО, я скажу, -

НУ а ты, отвечай : …КОНЕЦ!

психологические упражнения для тренингов

Серия занятий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями.

Мы разработали серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой).

Ценность таких занятий заключается в следующем:

  • у детей расширяется круг понимаемых эмоций;
  • они начинают глубже понимать себя и других;
  • у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

При составлении занятий мы предусматривали знакомство только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, также важны для развития детей. Поэтому мы всячески приветствуем творчество практиков в составлении занятий по знакомству с другими эмоциями.

Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. На занятиях второго раздела углубляются эти знания. Занятия третьего раздела служат для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях.

I раздел

Цель занятий 1 раздела:

  • познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
  • учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;
  • продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения; развивать эмпатию.

Занятие 1. Радость.

1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла»

Вопросы к детям:

  • О чем вы думали, когда слушали музыку?
  • Что чувствовали?
  • Что хочется делать под такую музыку?

2. Повторное прослушивание музыкального произведения

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

4. Рисование на тему «Радость»

Предложить желающим рассказать о своем рисунке.

Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

5. Ответы детей на вопрос:

– Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех.

– Радость – это когда праздник.

– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

– Радость – когда нет войны.

– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

(М. Потоцкая «Что такое радость»)

6. Хоровод

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Занятие 2. Горе.

1. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вопросы к детям:

  • Каков характер этих пьес?
  • Похожи ли они между собой?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем – второе.

2. Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».

Предлагается вспомнить:

  • Когда герои этих сказок переживали горе?
  • Как они справились с горем?

3. Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»

4. Драматизация ситуации «Пропала собака»

Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.

После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:

  • Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?
  • Кто лучше всех тебя успокоил?

Занятие 3. Гнев

1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

  • Почему рассердились Умывальник и Крокодил?
  • Как описал автор гнев Умывальника?
  • Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

3. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились

4. Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.

5. Рисование гнева

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

Занятие 4. Страх

1. Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

2. Упражнение «Найди пиктограмму»

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки

Вопрос к детям: – Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха)

Вопрос к детям: – Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

  1. Рисование на тему «Наф-Наф не боится страшного волка».
  2. Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова «Три поросенка».

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

Занятие 5. Удивление

1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона)

  • Какие чудеса описывает автор?
  • Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.

2. Упражнение «Зеркало»

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.

Вопрос: – Что общего в том, как вы изображали удивление?

3. Игра «Фантазии»

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

  • К нам пришел слон...
  • Мы оказались на другой планете...
  • Внезапно исчезли все взрослые...
  • Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...

II раздел

Цель занятий II раздела:

  • продолжать знакомство детей с эмоциями радости, горя, гнева, страха и удивления;
  • закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;
  • расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать;
  • продолжать развивать эмпатию, воображение.

Занятие 1. Радость и горе

1. Знакомство с гномами

К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный, а другой – грустный. Одеты гномы одинаково.

Гномы знакомятся с детьми. Вопросы к детям:

  • Чем похожи гномы?
  • Чем отличаются?
  • Как вы думаете, что могло огорчить Кирюшу?
  • Что могло обрадовать Антошу?

2. Литературные загадки

Дети делятся на две группы. Одну возглавляет Кирюша, другую – Антоша. Группам по очереди предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Кирюшина (грустного клоуна) команда поднимает руку, когда прочитают радостный отрывок, Анто-шина (радостного клоуна) команда реагирует на грустный отрывок.

Литературные отрывки:

  • Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица... (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)
  • Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей обвенчался Елисей, И никто с начала мира не видал такого пира, Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне...»)
  • Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушачьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала – не нашла и говорит Ивану-царевичу: – Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
  • Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит: – Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду! Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство. И стали они жить дружно, в любви и согласии. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
  • Иванушка говорит: – Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца! – Не пей, братец, козленочком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок – и плачет, а козленочек возле нее скачет. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  • Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Выигрывает та команда, которая дружно и быстро поднимает руки и не ошибается.

3. Рисование гномов

Предложить детям нарисовать портреты Кирюши и Антоши. Когда дети закончат рисовать, подарить портреты гномам.

Обратить внимание детей на то, что Кирюша улыбается.

4. Хоровод

Дети вместе с гномами водят хоровод.

5. Прощание

Дети прощаются с гномами, а Кирюша обещает чаще улыбаться.

Занятие 2. Радость и гнев

1. Беседа с детьми по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» (предварительно прочитать детям эти сказки)

  • Чем вызвано чувство гнева у героев сказки «Лиса и журавль»?
  • Чем вызвано чувство радости?
  • Что разозлило героев сказки «Мужик и медведь»?
  • Что их обрадовало?
  • Как выражали герои обеих сказок гнев и радость?

2. Рассматривание картины «Медвежья семья» (серия «Звучащее слово». – М., 1980г.)

Вопросы к детям:

  • Что изображено на картине?
  • Как вы думаете, какое настроение у медведей?
  • Чему они рады?
  • А какое чувство испытывают пчелы?
  • Почему?

Детям предлагается показать, как сердятся пчелы.

3. Игра «Медведи и пчелы»

Дети делятся на две группы. Одна группа – пчелы, другая – медведи.

Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их.

Напомнить детям, что медведи, воруя мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев.

4. Кукольный спектакль «Капризка», сокращенный вариант (Карманенко Т.Н., Карманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1982 г.)

Занятие 3. Гнев, удивление

1. Чтение отрывка из стихотворения Н. Екимовой.

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.

Вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,

И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

2. Рисование облаков

Предложить детям нарисовать облака. На одном листе изобразить гневное облако, на другом – удивленное.

3. Выставка рисунков

Вместе с детьми разместить рисунки так, чтобы гневные облака были отделены от облаков, которые удивляются.

Обратить внимание детей на то, как по-разному они изобразили гнев облаков. И удивленные облака тоже отличаются друг от друга.

Найти самое гневное облако и самое удивленное.

4. Игра «Облака»

Дети делятся на две группы. Первая группа изображает гневные облака, вторая – удивляется, глядя на гневные облака. Затем дети меняются ролями.

5. «Произнеси фразу»

Дети, по желанию, произносят любую фразу от имени удивленного или гневного облака.

Занятие 4. Радость, горе, страх

1. Литературные отрывки

Предложить детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского.

Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице.

Отрывки из произведений:

  1. Плачет серый воробей: – Выйди, солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно – В поле зернышка не видно.
  2. Но мохнатые боятся: – Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст, Он нам солнца не отдаст!
  3. Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: – Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!
  4. И прибежала зайчиха И закричала: «Аи-Аи! Мой зайчик попал под трамвай!.. И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!»
  5. Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися. Только и слышно, Как зубы стучат, Только и видно, Как уши дрожат.
  6. И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеется она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»
  • Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти отрывки?
  • Какие чувства вам было легко передать, а какие – трудно?

Детям предлагается еще раз послушать отрывки, в эмоциональном изображении которых возникли затруднения.

2. Игра «Гномики»

Детям предъявляется плакат с изображениями радостного, испуганного и грустного гномика.

  • С кем из гномиков вам хочется играть?
  • Кто из гномиков испугался прививки?
  • Какой гномик разбил свою любимую чашку?

3. Рассказы детей

Предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

4. Просмотр диафильма по сказке В. Ливанова «Самый, самый, самый»

Вопросы после просмотра:

  • Когда львенок огорчался?
  • В каком эпизоде сказки львенок испугался?
  • Что заставило львенка радоваться?

Занятие 5. Радость, горе, удивление

1. Этюд «Хорошая погода»

Детям предлагается представить себе теплый солнечный день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают бабочки.

Вопрос: – Какое у вас сейчас настроение?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму из заранее приготовленных.

2. Этюд «Плохая погода»

Детям предлагается представить себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов.

Вопрос: – Какое у вас настроение?

3. Этюд «Погода изменилась»

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Вопрос: – Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

4. Рисование эмоций

Разделить предварительно детей на группы и предложить им нарисовать цветовыми пятнами эмоции. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая – горе, третья – удивление.

«Листы радости, горя и удивления» дети рассматривают и сравнивают (вместе с учителем).

Занятие 6. Радость, страх, удивление

1. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Вопросы к детям:

  • Что почувствовали Вова и Владик, когда шляпа поползла?
  • Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота?
  • Какое чувство пришло на смену удивлению?
  • Как ребята выражали радость?

2. Рисование эпизодов из рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Детям предлагается изобразить эпизод по выбору:

  • мальчики испугались;
  • мальчики удивились, увидев котенка под шляпой;
  • мальчики обрадовались.

3. Обсуждение детских рисунков

Детские рисунки располагают и рассматривают по темам.

Обращается внимание на то, как по-разному дети изображают страх, удивление и радость мальчиков, какие цвета используют для передачи разных эмоций.

4. Рассказы детей

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они сначала испугались, потом удивились, а затем обрадовались.

5. Упражнение «Зеркало»

Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить детям вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.

III раздел

Цель занятий III раздела:

  • закрепить знания об эмоциях;
  • продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке;
  • развивать эмпатию.

Развлечение «Страна сказок»

1. Рассказ о путешествии по стране сказок

Рассказать детям о том, что на их пути будут встречаться сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои будут выходить к детям, если они правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме. Пиктограмма будет висеть на двери домика.

2. Первый домик с пиктограммой гнева. Дети называют эмоцию

Из домика выходит злой Карабас и говорит, что у него в театре нет актеров. Он хочет забрать всех детей в театр.

Ведущий предлагает детям изобразить гнев и зло ответить Карабасу Барабасу, что они ни за что не пойдут в его театр.

Это помогает прогнать Карабаса Барабаса и продолжить путешествие.

3. Второй домик с пиктограммой страха. Дети отгадывают эмоцию

Из домика выходит зайчик, который боится лису. Она выгнала его из собственного дома. Вопросы детям:

  • Кто пытался помочь зайчику, но не помог?
  • Почему звери не смогли помочь зайчику?
  • Как пугала лиса зверей?
  • Кто помог зайчику?

Затем предлагается проиграть сценку, в которой петух выгоняет лису. Для этого выбирают детей на роль лисы и петуха. Зайчик благодарит детей, и путешествие продолжается.

4. Третий домик с пиктограммой горя. Дети называют эмоцию

Предлагается рассмотреть картину В.М. Васнецова «Аленушка». Вопросы:

  • Кто написал эту картину?
  • Как она называется?
  • Как художник показал горе Аленушки?

После того, как дети ответят на вопросы, из домика выходит Аленушка. Она рассказывает детям о своем горе. Дети предлагают разные варианты того, как можно помочь Аленушке расколдовать Иванушку. А чтобы чудо свершилось, дети должны назвать пословицы о горе.

Ответы детей помогают Аленушке встретиться с братом, который выходит из домика. Иванушка и Аленушка благодарят детей. Дети продолжают путешествие.

5. Четвертый домик с пиктограммой удивления. Дети называют эмоцию

Из домика выходит Карлсон. Он предлагает детям вспомнить эпизоды из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», в которых герои удивляются. Карлсон просит детей рассказать, чему они удивлялись в своей жизни. Далее Карлсон предлагает детям потанцевать под веселую мелодию так, чтобы все удивились, как дети здорово танцуют. После танца дети продолжают путешествие.

6. Пятый домик с пиктограммой радости. Дети называют эмоцию.

Из домика выходит Буратино. Он предлагает детям вспомнить:

  • Каким героям вы помогли?
  • Какие чувства вы при этом испытали?
  • Каких веселых героев сказок вы знаете?

Затем Буратино предлагает детям поиграть в игру «Хоровод сказочных героев».

Дети встают в круг и, двигаясь по кругу, изображают веселых сказочных героев, которых называет Буратино.

Развлечение «В царстве снежной королевы» (Автор Кубасова И.Л.)

1. Герда ищет Кая

Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы помочь Каю.

2. Встреча с Принцессой

Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят правильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, которая соответствует музыкальному отрывку.

Отрывки из музыкальных произведений:

  • С. Рахманинов «Полька» (радость);
  • Л. Бетховен «К Элизе» (печаль);
  • М. Глинка «Руслан и Людмила», увертюра (удивление);
  • Д. Кабалевский «Петя и волк» – отрывок (страх);
  • Л. Бетховен «Сюита до-минор» (гнев).

Принцесса показывает дорогу.

3. Встреча с маленькой разбойницей

Разбойница поставила условие, чтобы дети продемонстрировали эмоции, которые возникали у людей и животных в разных ситуациях:

  • Покажите горе животных, которые живут у меня в клетках.
  • Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кинжалом.
  • Покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зверинец.
  • Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула ей на ногу кипящий котел.
  • Покажите, как мне было грустно, когда я прощалась с Гердой, моей единственной подругой.

Разбойница показывает дорогу и прощается с Гердой и детьми.

4. Встреча со снежинками у входа во дворец Снежной королевы

У дворца Снежной королевы кружатся снежинки и не дают Гер-де пройти, просят ее и детей поиграть с ними.

5. Игра «Снежинки»

Герда раздает детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Герду во дворец.

6. Встреча с Каем

Герда встречается с Каем. Но чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию – радость.

7. Возвращение домой

Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)


01.05.2011

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска

Занятие по эмоциональному развитию детей

старшей группы дошкольного возраста:

« Путешествие в страну «Эмоции»»

Номинация: Профилактическое мероприятие с обучающимися старшего дошкольного возраста

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Тема : Путешествие в страну «Эмоции»

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников

Задачи:

    Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике;

    Сохранять здоровье воспитанников через психогимнастику и релаксацию;

    Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

    Развивать саморегуляцию дошкольников через прослушивание музыкальных произведений;

    Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.

Состав группы: возраст участников: 5 - 6 лет, количество детей в группе: 6-8 человек.
Продолжительность занятия и системность : 25 минут, может использоваться как самостоятельное занятие, так и в системе работы по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

Материал для занятия: «волшебный клубочек», пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д., магнитная доска или экран с проектором и ноутбуком, человечки-эмоции, бумага для рисования, карандаши, детские стулья по числу детей, картинки-смайлики.

Использованные технологии занятия: музыкальное сопровождение: муз. Ф. Шопена «Счастье», муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и др., элементы здоровьесберегающей технологии: игры с песком, психогимнастика, ИКТ-технологии.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!

Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций).

Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.

Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей: например: «удивление», «радость», «грусть» - это эмоции, «страх» - это тоже эмоция, эмоции бывают положительные и отрицательные и др.)

Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции». Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов: чух-чух, чух-чух, мчится поезд во весь дух…везёт на остановку, проявляй сноровку…!

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости ». (звучит аудиозапись «Счастье» Ф. Шопена)

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость) (слайд либо картонный человечек)

А какое у него настроение?

Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость - это когда все радуются, всем весело».

«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».

«Радость - это когда у всех праздник».

«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».

«Радость - это когда нет войны».

«Радость - это когда все здоровы».

«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? ( ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется».

Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение «Нарисуй эмоцию».

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.

(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги или на магнитную доску - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика «Ручеек радости». (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти».

Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите (рассказы детей)

На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра «Доброе животное».

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох - шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - делайте шаг вперед. Стук - шаг назад.

3 остановка. « Пещера страха».

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение «Страшные звуки». (звучит муз. Э. Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

- Угадайте, какие звуки мы слышим? (ответы детей)

- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)

А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь».

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики».

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

Рефлексия. Беседа с детьми:

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению!

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания!

Эмоции в картинках. Детское развитие. http // steshka . ru / emocii - v - kartinkax

Приложение 1. Пиктограммы эмоций


Приложение 2. Фотографии эмоций


Приложение 3. Материал для предварительной работы + презентация на CD .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»