Дети — это наши главные учителя . Они учат нас смирению, терпению, умению любить и бескорыстно служить... Эти качества могут вырабатываться у нас достаточно болезненно. Иногда приходится сломать что-то в себе, переступать через свой эгоизм... Но дети дарят нам и другие уроки — легкие и приятные. Сюда относится и чистая детская радость .
Я никогда не понимала выражение «Дети — цветы жизни». В моем понимании ребенок был каким-то недочеловеком, требующим постоянной опеки и колоссальных затрат энергии. Только сейчас, когда у меня подрастает своя маленькая дочка, я осознаю, почему дети считаются самыми чистыми светлыми созданиями .
И самое интересное, мы тоже можем всему этому научиться. Стать проще. Стать радостнее. Стать чище. И выработать в себе детскую непосредственность .
Конечно, сильно увлекаться такими уроками не стоит. Все-таки взрослый должен всегда оставаться взрослым. Иначе он не сможет нести ответственность за свою жизнь и жизнь своих детей. Меня всегда коробило от женщин, неожиданно впавших в детство в совсем не юном возрасте. Одно дело — просто немного подурачиться и стать более открытой для окружающего мира... И другое — изображать из себя ребенка, целиком погрузившись в беззаботный детский мир... Во всем нужно знать меру.
Однако, я всегда отличалась строгостью, логичностью и серьезностью. Это — один из моих недостатков. И только сейчас, со своей маленькой дочкой, я понимаю, как здорово и весело просто заниматься абсолютной ерундой . И не задумываться — как ты выглядишь со стороны, а не глупо ли это, а что подумают другие и позволительно ли в твоем возрасте заниматься такими нелепыми вещами. Ты просто смеешься и радуешься. Ты просто празднуешь жизнь .
Да, именно позволяет нам праздновать жизнь. Ребенок получает удовольствие от всего, что происходит вокруг. Он находится здесь и сейчас . Положили в ванну — он веселится от прикосновения воды к коже. Посадили к столу — он с радостью стучит ладошками по поверхности стола. Любой незнакомый предмет вызывает целую гамму эмоций. Любое новое исследование завораживает до глубины души. И ребенок постоянно исследует, он не может не исследовать. А главное — насколько малыш свободен... Свободен от всех стереотипов... Ото всех масок... От мнения окружающих... Это только потом, когда он немного подрастет, ему станет важно, одобряют ли его родители. А пока ребенок просто празднует и наслаждается каждым своим движением.
Особенно здорово наблюдать, как малыш ярко и непосредственно радуется . Это такая чистая, тотальная радость... И ты заражаешься ею, начинаешь радоваться вместе с ним... Ну как можно грустить, глядя в эти светлые бездонные и очень-очень веселые глаза?
С появлением ребенка я начала позволять себе просто танцевать . Просто петь (хотя я всегда считала, что пою ужасно... Но сейчас это не имеет для меня значения). Просто надувать щеки и с выпученными глазами выпускать воздух... Просто ползать по полу рядом с малышом и наблюдать, как выглядит мир с этого ракурса. И просто бросать себе на лицо пеленку, лежа рядом со своим сокровищем.
Конечно, такое погружение в детскую непосредственность появилось не сразу. Сначала были тяжелые роды, чувство опустошения и хроническая усталость... Подробнее об этом я писала в статьях « » и « ». Никаких таких чувств я не испытывала и в « ». Какое-то время думала лишь о том, . Зато теперь я чувствую себя самой счастливой мамой... Наверное, подобное чувство испытывают почти все мамы. Спасибо тебе, Лизонька, за такой бесконечный праздник в моей жизни! Спасибо моему любимому мужу, за то, что он всегда с нами!
Кстати, первое слово Лизоньки - «папа» ! Недавно она научилась говорить слог «па» и теперь неосознанно повторяет «папапапапа»:)
А как ребенок изменил вашу жизнь?
Было ли вам когда-либо неловко за вашего ребенка, который мог громко спросить: «А почему эта тетя такая толстая?» или «А почему у дяди нет волос на голове?» Скорее всего, да. Детям свойственно вести себя непосредственно, так, как будто нет никаких правил приличий и законов вежливости.
Следовательно, человек непосредственный - это тот, кто «режет правду-матку» в лицо и говорит, что думает. Правильно ли это, работает ли такая непосредственность в современном мире? Об этом мы поговорим в данном посте.
Откуда родом непосредственность
«Мы все непосредственны были когда-то», - звучит эта фраза почти грустно по той простой причине, что среди взрослых людей почти нет непосредственных. Детство - время мечтательности, веры в чудеса, прямоты и открытости. «Непосредственный» - это совершенно нормальная детская черта наряду с вечными «почему» всем окружающим и активными играми. Однако заметьте, что уже к восьми-десяти годам ребенок теряет свою искренность. Он начинает перешептываться с друзьями, молчать, даже если у него есть вопросы, держать что-то в уме и не высказывать своих чувств. Почему так? Очень просто. Родители, воспитатели, все и каждый в окружении малыша внушают ему, что человек непосредственный - это плохо. Быть искренним - значит быть невежливым, грубым, неправым. За совершенно логичный и прямой вопрос малыша могут ущипнуть, шлепнуть, сказать, чтобы он замолчал. Взрослые переучитывают ребенка быть искренним и советуют ему поскорее учить правила этого мира. А посему непосредственность отлично искореняется и заменяется лицемерием.
Непосредственность у взрослых
Как сказала Елена Ермолаева, непосредственность и естественность - эти качества сверхэлитарны, и позволить себе их могут не все. Наш шаблонный и стереотипизированный мир не любит открытость и честность. Нам куда естественнее соврать, сказать неправду, смолчать, чем быть непосредственным. Отчасти это объясняется выучкой с детства. С другой стороны, мы то и дело видим последствия непосредственности. Людей открытых считают слишком простыми, неприятными, их почти боятся и не любят. Представьте, что мы в лицо будем говорить то, что думаем, своим начальникам, тещам и свекровям, учителям, соседям, даже родителям? Не нужно думать, что все слова будут оскорбительны, это всего лишь эмоции. Нет, людей пугает правда, а потому большинство предпочитает молчать себе «в тряпочку». Непосредственный человек, может быть, и наслаждается отсутствием «задних мыслей», но вряд ли рад тому, как его воспринимают другие.
Обратная сторона медали
Многие путают непосредственность с обратными качествами. Если непосредственность - это естественность, не предполагающая ничего дурного по отношению к ближним, то чрезмерная простота, граничащая с хамством, - это уже дурная черта характера.
Эти качества сложно перепутать. Непосредственная личность живет честно, никогда не попросит лишнего и не оскорбит человека. Она не скажет полной даме «с непосредственностью»: «Ты толстая», но не сможет скрыть своих мыслей, если об этом спросят. Непосредственный человек смеется, плачет, ведет себя так, как велит ему сердце, а не общественные устои. Хам, грубиян откровенно вреден для общества, не несет ничего доброго или светлого людям.
Преимущества непосредственности
Итак, разобравшись с понятиями, можно сделать выводы, что такое непосредственность. А вот полезное ли это качество? Не повредит ли непосредственное поведение человеку, отношению к нему общества? Скорее всего, что нет. Подлинное, настоящее чувство не может повредить или помешать. Скорее, человек себе вредит, когда не может сказать то, что у него на уме или на сердце. Человек непосредственный - это тот, кто развивается, отдает должное бытию собой и, наконец, счастью. Будьте естественными и непосредственными.
Непосредственность
– это искренность, способность действовать без раздумий и сомнений, по внутреннему влечению; также проявление этого свойства.
Викисловарь / ru.wiktionary.org
- Непосредственность – это следование своим внутренним порывам.
- Непосредственность – это искреннее выражение своих чувств и эмоций.
- Непосредственность – это поведение, лишенное лицемерия и стереотипных рамок.
- Непосредственность – это отражение душевных переживаний, радостей и смятений.
- Непосредственность – это способность удивляться и сопереживать, не прячась за маской равнодушия.
Где, как не в искусстве, нам дано беспрепятственно заявлять о своих чаяниях, безмятежно выражать свои мысли. Творчество уникально тем, что дает нам свободу самовыражения, позволяет запечатлеть настроение, выразить свои чувства, показать непосредственность человеческого духа.
Преимущества непосредственности
- Разумная непосредственность и непринужденность в произведениях упрощают коммуникацию автора со зрителем/слушателем.
- В непосредственности есть некое обаяние, которое в современном ритме является большой редкостью.
- Непосредственность поведения подкупает искренностью.
- Непосредственность позволяет автору выразить неподдельность, естественность чувств и эмоций в своем произведении.
- Именно непосредственность выражения в искусстве позволяет увидеть истинную сущность автора.
Проявления непосредственности в повседневной жизни
- Непосредственность в изобразительном искусстве как нельзя ярче отражается в импрессионизме. Непредвзятость в отражении изменчивости реального мира, непосредственность восприятия жизни – отличительная черта таких великих художников, как Поль Гоген, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и многих других представителей данного течения.
- Поэзия часто является той формой выражения чувств, где мы можем раскрепощенно и открыто говорить об эмоциях, которые владеют нами. Это – непосредственная мудрость, вложенная автором в строки и наполненная свежестью и откровенностью чувств. Поэзия выражает стремление поэта показать мир в его многообразии красок и оттенков, его идеальности и непоколебимости, его незаурядности и сложности.
- Музыка – один из видов искусства, который наиболее сильно действует на наши эмоции, выстраивает сильнейшие ассоциативные связи и, затронув наши душевные струны, надолго остается в памяти. Огромное количество прекрасных музыкальных произведений создало человечество. Но лишь те, которые проникнуты искренностью, чистосердечностью и непосредственностью, становятся всемирно любимыми и признанными.
- Дети постоянно радуют нас и украшают нашу жизнь своей непосредственностью, напоминая нам, что когда-то и мы были такими-же чистыми, наивными и искренними.
Как развить непосредственность
Нормы этикета в общественной жизни ставят нас в довольно жесткие рамки. Мы далеко не всегда можем плакать или смеяться, когда нам захочется, сказать, что мы думаем, или начать капризничать. Детская непосредственность часто шокирует нас, вызывая в то же время некоторую зависть. Давайте же заново попробуем учиться непосредственности у детей.
- Не стесняйтесь своей непринужденности с людьми, которым доверяете, с которыми можете быть искренними и раскрепощенными. И непременно радуйтесь тому, что они встретились на вашем пути.
- Выражайте свои чувства через средства различных видов искусства. Рисуйте, создавайте необычные инсталляции, пишите стихи и пойте песни. В искусстве для выражения эмоций хороши все средства – дерзайте!
- Наблюдайте, мыслите критически и независимо, предлагайте ваши решения. Не будьте посредственными!
Золотая середина
Закомплексованность
Непосредственность
Фамильярность, бесцеремонность
Крылатые выражения о непосредственности
Естественность и непосредственность стали сверхэлитарны. Лишь немногие могут это себе позволить. - Елена Ермолова - Та непосредственность и легкость, что делает мужскую дружбу столь приятной, ее же в дальнейшем и разрушает. - Р.Л. Стивенсон - Поэт постигает природу лучше, чем разум ученого. - Новалис - Поэзия – непосредственная мудрость. - И.И. Гарин - Будьте проще – и к вам потянутся люди. - Народная мудрость - Джонатан Сафран Фоер / Жутко громко & запредельно близко Роман рассказывает о детском восприятии жизни. Какова она- детская непосредственность в условиях, тяжелых даже для взрослых. Это произведение молодого автора уже довольно популярно из-за своей образности и тонкого психологического подхода к своему герою.Наталья Капцова
Время на чтение: 5 минут
А А
Не раз все мы слышали выражение – «Учитесь у своих детей!», но мало кто всерьез задумывался – а чему, в действительности, можно научиться у наших крох? Мы, «умудренные жизнью», родители, даже не догадываемся, что собственные дети могут дать нам кратно больше, чем все психологи, вместе взятые — достаточно прислушаться и приглядеться к ним пристальнее.
- Самое главное, чему могут научить нас наши крохи – жить сегодня . Не в каком-то канувшем в забвение прошлом, не в иллюзорном будущем, а именно здесь и сейчас. Причем, не просто жить, а наслаждаться этим «сегодня». Посмотрите на детей – они не мечтают о далеких перспективах и не страдают о прошедших днях, они счастливы, даже если условия их жизни оставляют желать лучшего.
- Дети не умеют любить за «что-то» — они любят за то, что мы есть.
И от всего сердца. Бескорыстие, преданность и наивность живут в них гармонично и вопреки всему.
- Дети – психологически гибкие существа. Этого качества не хватает очень многим взрослым. Дети легко приспосабливаются, подстраиваются под ситуацию, перенимают новые традиции, учат языки и решают проблемы.
- Сердце маленького человека нараспашку открыто миру.
И (закон природы) мир ответно открывается ему. Взрослые же, запираясь внутри себя на сто замков, на это практически не способны. И чем больше обид/предательств/разочарований, тем крепче замки и тем сильнее страх, что снова предадут. Проживающий жизнь по принципу «Чем шире раскроешь объятья, тем легче тебя будет распять», ждет от мира исключительно негатива. Такое восприятие жизни возвращается бумерангом. И мы не можем понять – почему мир так агрессивен в отношении нас? А, оказывается, причина в нас самих. Если мы запираемся на все замки, выкапываем вокруг себя ров с острыми кольями на дне и, для верности, забираемся в башню повыше, то незачем ждать, что в твою дверь постучатся, радостно улыбаясь.
- Дети умеют удивляться . А мы? А мы уже ничему не удивляемся, наивно полагая, что это подчеркивает нашу мудрость. В то время как наши малыши с замиранием сердца, распахнутыми глазенками и открытым ртом восхищаются первым выпавшим снегом, ручьем посреди леса, трудягами-муравьишками и даже бензиновыми разводами в лужах.
- Дети видят во всем только позитив (не берем в расчет детские страхи). Они не страдают от того, что не хватает денег на новые шторы, что начальник отругал за нарушенный дресс-код, что любимый «мальчик» валяется на диване и не хочет помогать мыть посуду. Дети видят бело в черном и большое в малом. Они радуются каждой минутке своей жизни, используя ее по максимуму, впитывая впечатления, разбрызгивая на всех свой солнечный задор.
- Дети непосредственны в общении.
Взрослый человек скован законами, правилами, различными привычками, комплексами, установками и пр. Детям эти взрослые «игры» не интересны. Они в лоб вам скажут, что ваша помада, как у той полуголой тети возле дороги, что у вас толстая попа в этих джинсах, и что ваш суп пересоленный. Они легко знакомятся с новыми людьми (любого возраста), не стесняются вести себя «как дома» в любом месте – будь то квартира друзей или холл банка. А мы, связанные всем тем, что сами себе напридумывали, боимся говорить, что думаем, стесняемся знакомиться, комплексуем из-за ерунды. Конечно, полностью избавиться от таких «оков» взрослому человеку очень сложно. Но ослабить их воздействие (глядя на своих детей) – вполне по силам.
- Дети и творчество – неразделимы. Они постоянно что-то мастерят, рисуют, сочиняют, лепят и конструируют. А мы, завистливо вздыхая, тоже мечтаем вот так сесть и как нарисовать что-нибудь шедевральное! Но не можем. Потому что «не умеем». Дети тоже не умеют, но их это абсолютно не смущает – они просто наслаждаются творчеством. А через творчество, как известно, уходит весь негатив – стрессы, обиды, усталость. Смотрите на своих детей и учитесь. Заблокированные взрослением творческие «каналы» никогда не поздно разблокировать.
- Дети делают только то, что им доставляет радость – им не свойственно лицемерие.
Они не будут читать скучную книжку, потому что это модно, и не будут общаться с нехорошими людьми, потому что это «важно для бизнеса». Дети не видят смысла в действиях, которые не приносят удовольствия. Мы об этом, взрослея, забываем. Потому что есть слово «надо». Но если приглядеться к своей жизни, несложно понять, что весомая часть этих «надо» просто высасывает из нас силы, не оставляя ничего взамен. И мы были бы гораздо счастливее, игнорируя «нехороших» людей, сбегая от сатрапов-боссов, наслаждаясь чашкой кофе и книжкой вместо стирки/уборки (хоть иногда) и пр. Любое занятие, которое не приносит радости – это стресс для психики. Поэтому следует либо отказываться от такого занятия вообще, либо сделать так, чтобы оно приносило положительные эмоции.
- Дети умеют смеяться от души. Даже сквозь слезы. Во весь голос и запрокинув голову – непринужденно и легко. Для них не имеют значения условности, окружающие люди и обстановка. А смех от души – это лучшее лекарство для организма и психики. Смех, как и слезы – очищает. Вы когда в последний раз так смеялись?
Посмотрите на своих детей и учитесь вместе с ними – удивляться и изучать этот мир, получать удовольствие от каждой минуты, видеть положительные стороны во всем, просыпаться в хорошем настроении (дети крайне редко «встают не с той ноги»), воспринимать мир без каких-либо предрассудков, быть искренними, подвижными, никогда не сдаваться, не переедать (дети выпрыгивают из-за стола, едва насытятся, а не с полным животом), не расстраиваться из-за пустяков и отдыхать, если кончились силы.
Многим родителям знакома ситуация, когда милый детский лепет переставал быть таковым, и приходилось краснеть, извиняться и быстрее убегать от свидетелей вашего позора. Как же справиться с детской бестактностью и привычкой говорить что думаешь?
1. Поверьте, что детская непосредственность происходит из-за нехватки опыта, непонимания правил взрослой жизни, неумения ребенка предсказать последствия и реакцию других людей. Поэтому постарайтесь не ругать малыша, не кричать “Ты меня позоришь!”, а спокойно и подробно разъяснять, неуместность его слов.
2. Научите ребенка говорить шепотом. Но объясните, когда это уместно, а когда невежливо так делать.
3. Разговаривайте о правилах поведения в обществе, поощряйте попытки посмотреть на ситуацию глазами других людей. С помощью сказок, историй, реальных примеров дайте понять, что некоторые слова могут быть неприятны, несмотря на их правдивость. Но не ждите, что ребенок сразу усвоит урок.
4. Поиграйте в “обзывалки”. Пусть ребенок скажет вам что-то обидное, а вы, с согласия ребенка, тоже как-нибудь обзовите его. А потом обсудите, действительно ли это было обидно и почему.
5. Чтобы почувствовать разницу, говорите друг другу добрые, приятные слова. Своим примером учите ребенка отыскивать такие слова, подбирать разнообразные и точные комплименты.
6. Знакомя малыша с окружающим миром, родители нередко указывают пальцем на разные предметы. До какого-то возраста это единственный способ убедиться, что ребенок свяжет нужный объект с вашими словами. Но как только вы научитесь понимать друг друга, избавьтесь от привычки показывать на все пальцем. Потому что когда ребенок покажет пальцем на прохожего и закричит: “Смотри, какой толстый дядя”, вам останется лишь провалиться сквозь землю.
7. Придумайте вместе с ребенком кодовое слово, которое будет означать, что разговор сейчас неуместен.
8. Поначалу многие взрослые смеются над детской непосредственностью, что поощряет ребенка говорить так и дальше. Но когда малыш невольно обидел другого человека, а родителям весело – это еще и очень нехороший пример бестактности. Поэтому если ребенок оскорбил другого человека – выразите сожаление, извинитесь перед тем, кого обидели (если это уместно). И не стоит в присутствии ребенка пересказывать забавную историю родственникам.
9. Не должно быть пропасти между поведением в гостях и дома. Если в ресторане ребенок спрашивает звонким голоском: “Почему нельзя вылизать тарелку, ты же вчера так делала?”, стоит задуматься, чьим воспитанием следует заняться.
10. Вечный совет родителям — следите за собой и тем, какой пример вы подаете. И, между прочим, ругать или воспитывать ребенка при посторонних – это тоже бестактно по отношению к нему.