Святитель иов, первый российский патриарх

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Дата рождения: Ок. 1529 г. Страна: Россия Биография:

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был исключительной личностью, отличался высокой образованностью и многими дарованиями.

Будущий Патриарх происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии, где родился в 30-e годы ХVI столетия. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Но около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ... И наречен бысть во иноцех Иов».

Более 15 лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Будучи настоятелем, святой Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

Около 1569 года Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита.

В 1571 году архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы, он был участником церковных Соборов.

В 1575 году святитель Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским.

23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов снискал горячую любовь народа своим глубоким благочестием и праведностью, строгим соблюдением церковного Устава; ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.

Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нpaвственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также нeкоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

До нас дошло несколько произведений Патриарха Иова, написанных им очень искусно. Одно из них — «Повесть О честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в Никоновскую летопись. В этой повести описываются важнейшие события времени царя Феодора: учреждение Патриаршества, покорение Сибири, шведские войны, войны с крымскими татарами.

При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и на строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год было построено 12 храмов.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Особенно эти черты проявились в его миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на русском Севере), а также в Грузии. По просьбе царя Кахетии Александра (единоверная Грузия уже в то время искала союза с Россией и просила о протекторате) Патриарх Иов отправил туда нескольких священнослужителей и иконописцев. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, а в Москве был создан Донской монастырь. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов coxpaнил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. Грамоты эти отрезвили многих здравомыслящих людей, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, и вступил в пределы России с немалым войском. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию.

Между тем Лжедмитрий быстро продвигался к Москве. 13 апреля 1605 года после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен. В июне сторонники самозванца разнесли Патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить Патриарха. В это время святитель, став на колени перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери, молился со слезами: «О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного Образа. И я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на Православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими Православие!».

Бунтовщики набросились на Патриарха, coрвав с него святительское облачение и не дав окончить Литургию, били его, трепали, и с бесчестием вытащили на Лобное место. Претерпев множество поношений, святитель Иов, измученный, в простой черной рясе был сослан в Старицкий монастырь, где он когда-то начинал свой иноческий подвиг. Патриарх Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия I святитель Иов из-за немощи не мог возвратиться на Первосвятительский Престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений. По благословению Святейшего Патриарха Пимена (1971-1990) и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 года.

Научные труды, публикации: «Повесть О честнем житии царя Феодора Иоанновича».

Дата публикации или обновления 01.04.2016

Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы XVI столетия в семье посадских людей г. Старицы Тверской губернии; отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный ; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве , в 1575-1580 годах – Новоспасского монастыря. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского, в 1586 г. стал архиепископом Ростова Великого , а в 1587 г. - митрополитом Московским. 26 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии состоялось торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов, человек глубокой молитвы и выдающихся личных способностей, характер имел мягкий, кроткий, всех миловал и прощал. У него была необыкновенная память, красивый голос. Он так величественно совершал богослужение, что некоторые современники говорили о нем: «Прекрасен в пении и в чтении, яко труба дивна всех веселя, услаждая и умиляя до слез». Божественную литургию, которую он совершал ежедневно, святитель служил наизусть, чин великого освящения воды на Богоявление и даже все пространнейшие коленопреклоненные молитвы на Троицу читал по памяти, знал наизусть Псалтирь, Евангелие и Апостол. Он был великий постник, никогда не пил вина, только воду. «Муж, нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшен... Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», - отмечает его жизнеописатель. В связи с утверждением патриаршества по инициативе святителя Иова было произведено возвышение достоинства нескольких архиерейских кафедр, были созданы новые епископские кафедры. При нем были канонизированы многие русские святые - Василий Блаженный , прп. Иосиф Волоцкий , свтт. казанские Гурий и Варсонофий, прп. Корнилий Комельский и другие, было издано девять наименований богослужебных книг, в их числе Триодь, Октоих, Минея Общая, Служебник. Много трудов положил Патриарх на распространение христианства в Сибири и на русском Севере. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано в Европейской части России, а в Москве - Донской монастырь.

Патриарх Иов был близким человеком в семье царя Феодора Иоанновича ; своим посланием он утешал царицу Ирину Феодоровну, когда та горько оплакивала смерть дочери Феодосии, по смерти Феодора Иоанновича он составил полное всяческих похвал жизнеописание - «Повесть о честнем житии царя Феодора Иоанновича», которое вошло в Никоновскую летопись. По случаю убиения царевича Димитрия царь Феодор посылал к Патриарху следственное дело для рассмотрения, и свт. Иов на основании данных этого дела признал изменниками Нагих и угличских посадских людей, а смерть царевича - естественной по Божиему суду; царь поступил согласно мнению Патриарха, наказал Нагих и некоторых угличан. В решении текущих государственных дел Патриарх и подчиненные ему иерархи принимали непосредственное участие: они вместе с царем и боярами сходились на земский собор в столовой государевой палате и здесь рассматривали дела, докладываемые дьяком. Особенно важное значение пришлось получить Патриарху по смерти Феодора Иоанновича (1598 г.). Царь умер, не оставив наследника, пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, престол был свободен. Начался период государственных нестроений. Естественно, Патриарх на время становился во главе отечества и должен был радеть о его делах. В выборе будущего царя он остановился на покровительствовавшем ему Борисе Годунове и много содействовал возведению его на престол. Вместе с духовенством, боярами и гражданами Москвы он ходил упрашивать инокиню Александру (бывшую царицу Ирину) благословить на царство своего брата Бориса, а его самого - принять царский венец.

То было время, когда после ряда неурожайных лет, воспринимавшихся как явное Божие наказание, в России свирепствовал страшный голод, быстро уносивший десятки и сотни тысяч жизней. По всей стране умножились грабежи и разбои. Страна погружалась в хаос. И в этом хаосе явился в 1603 году первый самозванец Лжедмитрий I. Он объявился на Западе, в Польше, и сыграл на желании русских людей иметь законного «природного» («прирожденного») царя. Самозванец объявил себя «царевичем Димитрием», чудом спасшимся в 1591 году от рук убийц. Лжедмитрия поддерживала не только польская знать, но и папа Римский, видевший в нем средство приведения русского народа в лоно католической церкви, о чем он вполне определенно писал самозванцу: «Мы уверены теперь, что апостольский престол сделает в тех местах великие приобретения... Пред тобою поле обширное: сади, сей, пожинай, ...строй здания, которых верхи касались бы небес».

Патриарх Иов, уже старый и больной, опять выступил на поприще политической деятельности, стараясь поддержать власть законного царя и царский престол. И в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях он обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева. Узнав о покровительстве Польши самозванцу, он послал туда две грамоты: к польской раде и духовенству с убеждением не верить обманщику Григорию Отрепьеву, выдающему себя за царевича Димитрия, и к киевскому воеводе Константину Острожскому с просьбой обличить и схватить самозванца. Когда Лжедмитрий I вступил в пределы России, Патриарх в Москве клятвенно уверял народ в смерти царевича Димитрия, убеждал не верить самозванцу и помнить присягу, данную Борису, рассылал об этом грамоты по Москве к начальникам полков, по городам к воеводам и др., сам служил молебны за Бориса, посылал монахов в Путивль для увещания жителей, изменивших царю. В 1605 г. он разослал по всей России грамоту, что польский король Сигизмунд поддерживает Лжедмитрия с целью попрать православную веру в России и православных обратить в латинскую и лютеранскую веру, предписывая духовенству читать эту грамоту во всех церквах, служить молебны о даровании победы над самозванцем и проклинать его вместе со всеми государевыми изменниками.

13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. Измена ранее преданного царю воеводы Петра Басманова резко изменила положение в пользу самозванца. Бояре, сначала присягнувшие юному сыну Бориса Феодору, свергли его с престола и перевели вместе с его матерью в прежний дом Бориса Годунова. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Столица присягнула Лжедмитрию I и грамотой звала его на престол. Но Патриарх Иов остался непреклонным. И вот 10 июня, когда он совершал литургию в Успенском соборе, сюда ворвалась вооруженная толпа сторонников самозванца и повлекла его из алтаря. Патриарх снял с себя панагию и, полагая ее пред Владимирской иконой Богоматери, со слезами проговорил: «О, Пречистая Владычица Богородица!... Я, грешный, 19 лет правил словом истины, хранил целость православия, ныне же по грехам нашим, как видим, бедствует царство, обман и ересь торжествуют; молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими православие». Толпа озлобилась, с позором волочила святителя по церкви, с побоями повлекла на лобное место, крича, что он «наияснейшего царевича Димитрия расстригою сказует». Патриарший двор был разграблен. Сына Годунова Феодора вместе с матерью бояре зверски убили. Патриарха Иова самозванец распорядился сослать в прежнюю его обитель, «взяв за пристава», и содержать «во озлоблении скорбнем». Патриарх в одежде чернеца на простой телеге был отправлен в заточение в Старицкий Успенский монастырь. Чтобы оценить стойкость и мужество первого русского Патриарха, достаточно сказать, что не только бунтующая чернь, но и видные бояре, и многие архиереи, и даже родная мать царевича Димитрия инокиня Марфа из страха перед самозванцем признали в нем «подлинного» царевича, якобы чудесно спасшегося в свое время от рук убийц, и присягнули ему.

Вступивший в 1605 г. в Москву Лжедмитрий без собора святителей назначил Патриархом грека Игнатия, ранее архиепископа кипрского, затем рязанского, который первым из русских архиереев приветствовал его в Туле. Самозванец послал его за благословением к Патриарху Иову в Старицу, но тот, зная склонность Игнатия к латинству, отказал со словами: «По ватаге атаман, по овцам пастух».

Лжедмитрий I и года не продержался на престоле. Его невзлюбили за то, что он имел связи с иезуитами, окружил себя поляками и немцами, пренебрегал исконно русскими обычаями, не соблюдал постов и пропускал богослужения. В народе усиливались слухи, что он самозванец. Особенно возросло недовольство после его женитьбы на не принявшей православия польке Марине Мнишек, свадьба с которой состоялась под праздник свт. Николая и пятницу. Этим сумел воспользоваться Василий Шуйский , 17 мая 1606 года поднявший восстание, во время которого Лжедмитрий был убит. Бояре и московская толпа провозгласила царем Шуйского. Игнатий был лишен святительского сана (до 1611 г. он пребывал в заточении в Чудовом монастыре , затем бежал в Литву, где принял унию, к которой был склонен еще во времена учебы в Риме). Царь Василий сразу позвал на патриарший престол законного Патриарха Иова, но тот не мог более нести тяжелый крест такого служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. Он теперь уже не вынужденно, а добровольно отказался вернуться к правлению, благословив на избрание митрополита Казанского Гермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, Патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 году по воле царя Алексея Михайловича мощи первого русского Патриарха перенесены в Москву , поставлены в Успенском соборе Московского Кремля поверх пола, и над ними устроено каменное надгробие. Прославлен святитель в 1989 году. Память его празднуется 5 (18) апреля и 19 июня (2 июля).

19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского .

Детство святителя

Святой Иов (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старице в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн обучался грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа. Отрок любил читать Священное Писание и знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. По окончании обучения около 1553 года отец захотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца, постричь его в монашество.

От послушника до настоятеля

Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, а будучи настоятелем – не столько словом, сколько самой жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

Симонов монастырь

В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполняя возложенное на него послушание, святой Иов как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Церкви, а нередко и государства. С 1575 года в течение шести лет святой возглавлял Новоспасский монастырь.

Патриарх

16 апреля 1581 года Митрополитом Московским Дионисием в сослужении других русских архиереев архимандрит Иов был рукоположен во епископа Коломенского. 9 января 1586 года святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года Собором епископов поставлен Первосвятителем Русской Церкви – Митрополитом Московским и всея России. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II , Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея России. Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому Патриарху было определено пятое место в диптихе Патриархов – после Иерусалимского.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Святитель с усердием благоустраивал церковную жизнь, заботился о нравственном состоянии клириков, поддержании благочиния в храмах. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и “исправил службу ”), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он всеми силами пытался пресечь действия Лжедмитрия. Однако не все поддержали святителя, поэтому через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия схватили святителя, бесчестили, били, а затем отвезли в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начинал когда-то свой иноческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве. После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена.

Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе (1642-1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины Патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.

Святитель Иов - первый патриарх Московский и всея Руси

«…Еретики, перетолковывая Писания на свою голову и изыскивая всегда доводы против своего спасения, не чувствуют, как они толкают сами себя в пропасть погибели…»

Святитель Иоанн Златоуст

Противостояние Церкви и еретиков было всегда, и каждому христианину необходимо быть искушенным в учениях, а всё несогласное с Христовым учением отметать, ибо не всякие рассуждения или учения о Боге являются истиной.

Одно из таких еретических учений, появившееся совсем недавно, можно сформулировать так: «Русская Церковь впала в ересь в 1589 году, когда вступила в евхаристическое общение с Греческой Церковью, приняв от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова, тогда как греки так и не отвергли Ферраро-Флорентийскую унию и, по сути, оставались в единстве с латинами ».

Исторические же факты свидетельствуют о том, что никаких оснований считать в то время греческую церковь униатской не было.

Необходимо отметить, что и до публикации этой статьи Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПсЦ) и её священнослужители неоднократно выступали с печатными и видео-обращениями в отношении недавно возникшего ложного, еретического учения о «впадении Русской Церкви в ересь в 1589 г. ». Однако на адрес редакции сайта «Русская вера» продолжают поступать недоуменные письма и вопросы о событиях ХV века. Ответом на них и служит данная статья.

* * *

Со времен принятия Русью христианства Русская Церковь подчинялась греческому патриарху, жившему в Царьграде, который назначал митрополита — главу Русской Церкви. Часто это были греки по происхождению, утверждённые на служение в Константинополе. Однако всего за несколько веков своего существования Русская митрополия окрепла и приобрела самостоятельность.

6 апреля 1443 г. , сразу после подписания Ферраро-Флорентийской унии, состоялся Иерусалимский собор, в котором участвовали вселенские патриархи, кроме Константинопольского: Александрийский Филофей , Антиохийский Дорофей , Иерусалимский Иоаким , а также представитель Византии — митрополит Кесарии Каппадокийской Арсений , который в документах Собора назван «экзархом всего Востока »:

«Поскольку пришел сюда священнейший митрополит святейшей митрополии Кесарии Каппадокийской, первопрестольный [архиерей] и экзарх всего Востока, чтобы поклониться всечестному и божественному Гробу Господа нашего Исуса Христа и исследовать священные места, на которых совершились необычайные таинства Христова домостроительства, а вместе с тем, чтобы разделить с нами и великую тайну православия и христианского благочестия, а также объявить обо всех соблазнах в Константинополе, [имевших место] из-за собравшегося в Италии, во Флоренции, мерзостного собора, прославившего мнения латинян вместе с папой Евгением, чего делать не подобает. Они приписали к нашему святому и непорочному символу веры прибавление, утверждающее, что и от Сына исходит Божественный Дух. Они предложили нам совершать жертву на опресноках и поминать по ходу этого папу. Еще и [многое] другое из запрещенного канонами они постановили и предписали. [Сообщил митрополит и о том], как матереубийца Кизический разбойничьим способом захватил константинопольский престол, соглашаясь с еретиками, упомянутым папой и императором Иоанном Палеологом латинофроном. Верных и православных он изгонял, преследовал, тиранизировал, наказывал. А неверных и злославных он приближал [к себе] и чтил, как сообщников его ереси, больше всего побуждая их к вражде против православия и благочестия... » (из документов Собора).

На этом Соборе отвергли Ферраро-Флорентийскую унию и отлучили всех ее приверженцев от Православной Церкви, а сам епископат и прочих священнослужителей, получивших рукоположение от новоявленных униатов, объявили «праздными и несвященными... покуда не будет общим и вселенским образом изследовано их благочестие ».

С 1451 г. в Константинополе вообще не было патриарха, так как патриарх-униат Григорий II Мамма бежал на Запад, в Рим, от гнева православных.

Необходимо отметить, что через 15 лет после заключения унии Константинополь будет уничтожен сарацинами — и в том народное сознание усмотрит прямое наказание Божие за отступление от Православия, что еще более подвигнет народ Руси стоять за веру насмерть.

Вселенские патриархи подписали соборное послание к императору, в котором назвали Флорентийский собор мерзким и разбойничим, а подписавшего унию Константинопольского патриарха Митрофана II — «матереубийцей и еретиком ».

Иными словами, ни о каком «вселенском впадении в ересь », как мы видим, речи идти не может. Тем более, что к тому времени под властью императора находился только Царьград, а в Малой Азии лишь небольшая часть с Халкидоном — вся остальная часть Империи уже была захвачена агарянами, и фактически уже и церковная власть патриархов-еретиков, за эти считанные годы пребывания Константинопольского престола в унии, на эти области не распространилась.

В 1454 г. патриархом в уже занятом турками Царьграде становится всем известный противник унии, бывший государственный судья и член Верховного Совета Империи, Геннадий Схоларий , который на протяжении десятилетия вместе со святителем Марком Эфесским был лидером антилатинской партии.

Геннадий Схоларий был избран народом и поставлен на патриаршую кафедру Константинополя, согласие на его избрание дал и сам захватчик султан Махмет II , объявивший себя «покровителем православных » и давший новому патриарху Геннадию большие судебные и административные функции. При этом магометанское право на православных подданных Оттоманской Порты не распространялось. Махмет II считал себя не только повелителем мусульманского государства, но и преемником Византийского императора. Султан Махмет II хорошо знал о тех трудностях, которые возникли в Греческой церкви при попытке навязать ей унию с Римом. Нужно было найти нового патриарха, и вскоре, после поисков, Махмет II решил, что им должен стать Георгий Схоларий, известный теперь как монах Геннадий. Он был не только самым выдающимся ученым в Константинополе, жившим там в момент захвата города, но и ревностным христианином. Он пользовался всеобщим уважением за безукоризненную честность и был вождем партии противников унии и Запада в Церкви.

Султан разрешил возродить в Константинополе церковь, которую в 1454 году по решению выживших иерархов возглавил патриарх Геннадий Схоларий. Таким образом, в Константинополе после пленения появилась уже не униатская церковь, а православная. Махмет II мог ожидать, что падение Константинополя не остановит в Западной Европе движение против турок, что пропаганда о крестовом походе не затихнет, напротив, получит новый толчок и силу. Поэтому Махмету II выгодно было иметь в среде восточно-христианского населения партию, неприязненно настроенную против католицизма. Именно поэтому султан являлся покровителем православных — тех из них, которые не терпели папастического Запада. Поэтому только православие, а не латинство продолжало существовать в странах, порабощенных магометанами. В то время вселенские патриархи (Иерусалима, Антиохии, Александрии) были под их властью.

В этот период последствия унии ещё раз дали о себе знать, на этот раз в отношениях Константинопольской кафедры с Русью. В посланиях митрополита Киевского и всея Руси святителя Ионы во второй половине 50-х гг. XV в. упоминается протодиакон Григорий Болгарин — ученик предателя и униата Киевского митрополита Исидора . Григорий Болгарин сопровождал Исидора в поездке на Ферраро-Флорентийский собор и затем вернулся вместе с ним в Москву.

Через 30 лет после падения Византии, в 1484 году, патриарх Симеон в свое третье и наиболее стабильное патриаршество созвал «Большой поместный собор Православной церкви» с участием представителей патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского для решения вопроса о чине принятия в Православие тех униатов-флорентийцев, которые на тот момент ещё оставались. Этот собор проходил под статусом Вселенского и провозгласил, что Флорентийский собор не был канонически правильно созван и проведен, и, следовательно, заключенная на нём уния — недействительна.

Таким образом, не могло быть и речи о том, что к тому моменту Константинопольская кафедра находилась в латинской ереси. Согласно творениям святителя Марка Эфесского против Флорентийской унии, на вопрос: «Каким чином принимать бывших греков-католиков в Православие — через крещение или через миропомазание? » — было решено, что во всех случаях достаточно миропомазания и отречения от «латинской ереси », то есть принимать их нужно вторым чином . Всех униатов приняли через чин отречения от ереси и миропомазание.

В Константинополе в 1583 г. патриарх Иеремия II собрал так называемый «Большой собор» , в котором участвовали также Иерусалимский и Александрийский патриархи. Большой Собор анафематствовал все нововведения латинян, включая только что введённый в Риме тогда «григорианский календарь» , а также «филиокве» — учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

26 января (5 февраля) 1589 года в Москве патриархом Иеремией II и русскими епископами был поставлен первый русский патриарх Иов . Его поставление утвердили в 1593 году восточные православные вселенские патриархи, о чем письменно оповестили русского царя.


Патриарх Иов родился около 1525 года в Старице, в семье посадских людей. Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1556 году принял монашеский постриг с именем Иов, в честь Иова Многострадального. В обители Иов был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен ». Впоследствии стал игуменом (1566—1571 гг. ) Старицкого Успенского монастыря, а в 1571 году его перевели в Москву на ту же должность в Симонов монастырь. В 1575 году он стал архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве, а с 1581 года — епископом Коломенским. В Коломне владыка Иов пробыл до 1586 года, когда был назначен архиепископом Ростовским. В 1589 году в Москве он был поставлен первым патриархом Московским.

По отзывам современников, он был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая », наизусть читал Псалтырь, Апостол, Евангелие. Был традиционалистом и консерватором. После него остались написанные им «Завещание» и «Повесть о царе Фёдоре Иоанновиче» . Патриарх Иов умер в 1607 году, над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642—1652 гг. ) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Успенский собор Московского Кремля и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634—1640 гг. ). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Греческие патриархи и впоследствии неоднократно выступали против унии и формулировали неприятие к римско-католической церкви, как, например, в документе от 1662 года «Православное исповедание Кафолический и Апостольской Церкви Восточной» , подписанное всеми восточными патриархами и прочими восточными епископами. Таким образом, от времен равноапостольнаго князя Владимира до патриарха Никона в России была одна вера, одна Церковь, спаянная одним народным православным сознанием. Была Церковь, воспитавшая и давшая бесчисленный сонм великих святителей, славных подвижников, мужей святых и чудотворцев. Она преизобиловала благодатию Божию и проявлением чудес. А сколько в XV веке было в Русской Церкви святых, сколько было святых архиереев на кафедрах, сколько святых угодников создавали, окормляли и возглавляли монастыри! XV век — время необыкновенного расцвета русской святости. Вопросы устроения церковной жизни, её канонического преемства, её законности и вероисповедной чистоты были первостепенны для христиан того времени и были более значимы, чем политические и военные вопросы. И если военный плен можно было потерпеть «за грехи наши », то отношение к чужеземному игу — духовному порабощению, — терпеть было нельзя. Поэтому весь сонм церковнослужителей того времени внимательно следил за чистотой веры, за ее непорочной сохранностью от апостольских времен и не смог бы допустить поставления первого Московского патриарха Иова от еретика-униата. Этому свидетельствуют неоспоримые исторические факты.


Старообрядцы обоих течений, как поповцы, так и безпоповцы, однозначно признают законным и каноничным факт поставления патриарха Иова, не находя нарушения апостольских, канонических, догматических Правил, что подтверждают бесчисленные исторические свидетельства.

Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПсЦ) в Постановлениях Освященного Собора 16-18 октября 2012 г. , состоявшегося в Москве, установила общецерковное почитание святителя Иова патриарха Московскаго и всея Руси. Память патриарху Иову совершается в день его преставления 19 июня (ст. ст.) , как четверичному святому. «Возвещать повсюду благочестие, не смущаясь ради истины лица императора или патриарха, неправильно мыслящего и действующего, ни богатого и знатного или имеющего власть человека, но с дерзновением бесстрашно и безупречно держаться веры и православия по заповеди, иметь дерзновение ради благочестия укорять, наказывать и исправлять превратно мыслящих во всяком месте, неподкупно и правильно сохранять благочестие... », — именно так написано в постановлениях Иерусалимского Собора 1443 года , отвергнувшего Ферраро-Флорентийскую унию с латинскими еретиками. И пусть эти слова- наставления в то время были обращены к «экзарху всего Востока », они актуальны всегда. Еретические учения возникали во все времена существования Церкви, а наш христианский долг — защищать чистоту и непоколебимость своей веры, обличая ереси и утверждая истинную христианскую веру.

Краткое житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Пат-ри-арх Иов (в ми-ру Иоанн) ро-дил-ся в 30-е го-ды ХVI в. в се-мье по-сад-ских лю-дей го-ро-да Ста-ри-цы Твер-ской гу-бер-нии. От-ро-че-ские го-ды про-шли в Ста-риц-ком Успен-ском мо-на-сты-ре, ку-да отец от-дал его на вос-пи-та-ние. В этой оби-те-ли он при-нял мо-на-ше-ство с на-ре-че-ни-ем име-ни Око-ло 1569 го-да оби-тель по-се-тил царь Иоанн Гроз-ный, инок Иов при-влек к се-бе его бла-го-склон-ное вни-ма-ние и вско-ре был воз-ве-ден в сан ар-хи-манд-ри-та. В 1571-1572 го-дах он - на-сто-я-тель Си-мо-но-ва Успен-ско-го мо-на-сты-ря в Москве, в 1575-1580 го-дах - Но-воспас-ско-го. В 1581 го-ду ар-хи-манд-рит Иов был ру-ко-по-ло-жен в сан епи-ско-па Ко-ло-мен-ско-го. В 1586 го-ду стал ар-хи-епи-ско-пом Ро-сто-ва Ве-ли-ко-го и в 1587 го-ду - мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским. 23 ян-ва-ря 1589 г. при уча-стии пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Иере-мии со-сто-я-лось на-ре-че-ние, а 26 ян-ва-ря - тор-же-ствен-ное по-став-ле-ние мит-ро-по-ли-та Иова в пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си.

Пат-ри-арх Иов еже-днев-но со-вер-шал Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию, чи-тал на-изусть Еван-ге-лие, Псал-тирь и Апо-стол. «Во дни его не об-ре-те-ся че-ло-век по-до-бен ему, ни об-ра-зом, ни нра-вом, ни гла-сом, ни чи-ном, ни по-хож-де-ни-ем, ни во-про-сом, ни от-ве-том», - от-ме-ча-ет его жиз-не-опи-са-тель.

Со смер-тью ца-ря Фе-о-до-ра Иоан-но-ви-ча в 1598 го-ду пре-сек-лась муж-ская ли-ния ди-на-стии Рю-ри-ко-ви-чей, на-чал-ся пе-ри-од го-судар-ствен-ных нестро-е-ний, из-вест-ный в ис-то-рии Рос-сии как Смут-ное вре-мя. Пат-ри-арх Иов, бу-дучи уже ста-рым и боль-ным, со-ста-вил об-ли-чи-тель-ные гра-мо-ты, в ко-то-рых Лже-ди-мит-рий на-зван сво-им на-сто-я-щим име-нем бег-ло-го мо-на-ха Гри-го-рия От-ре-пье-ва, об-ман-щи-ка и са-мо-зван-ца. Эти гра-мо-ты отрез-ви-ли мно-гих, но Лже-ди-мит-рий успел за-ру-чить-ся под-держ-кой Поль-ши и Ва-ти-ка-на, обе-щая вве-сти в Рос-сии унию. В ян-ва-ре 1605 го-да пат-ри-арх Иов пре-дал ана-фе-ме Лже-ди-мит-рия и под-дер-жи-ва-ю-щих его из-мен-ни-ков. 13 ап-ре-ля 1605 го-да ско-ро-по-стиж-но скон-чал-ся царь Бо-рис Го-ду-нов. В Москве вспых-нул бунт, го-род был сдан са-мо-зван-цу и по-ля-кам. Пат-ри-арх Иов от-ка-зал-ся при-сяг-нуть Лже-ди-мит-рию и был низ-ло-жен. Слу-ги Лже-ди-мит-рия во-рва-лись в Успен-ский со-бор Крем-ля, чтобы убить пат-ри-ар-ха. Свя-ти-тель мо-лил-ся в это вре-мя пе-ред Вла-ди-мир-ской ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри. Сто-рон-ни-ки са-мо-зван-ца со-рва-ли с пат-ри-ар-ха ар-хи-ерей-ское об-ла-че-ние и не да-ли окон-чить ли-тур-гию. Он пре-тер-пел мно-же-ство по-но-ше-ний и был со-слан в Ста-риц-кий Успен-ский мо-на-стырь. В кон-це дней сво-их он бла-го-сло-вил на пат-ри-ар-ше-ство мит-ро-по-ли-та Ка-зан-ско-го .

Через два го-да, 19 июня 1607 го-да, пат-ри-арх Иов скон-чал-ся и был по-гре-бен в Успен-ском Ста-риц-ком мо-на-сты-ре. В 1652 г. мо-щи свя-ти-те-ля пе-ре-не-се-ны в Моск-ву в Успен-ский со-бор. Про-слав-лен свя-ти-тель в 1989 г.

Полное житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Пер-вый рос-сий-ский пат-ри-арх, свя-ти-тель Иов Мос-ков-ский (в ми-ру Иоанн) ро-дил-ся во вто-рой чет-вер-ти XVI ве-ка в древ-нем рус-ском го-ро-де Ста-ри-це в се-мье бла-го-че-сти-вых го-ро-жан. В дет-стве Иоанн обу-чал-ся гра-мо-те у на-сто-я-те-ля Успен-ско-го Ста-риц-ко-го мо-на-сты-ря ар-хи-манд-ри-та Гер-ма-на. От-рок лю-бил чи-тать Свя-щен-ное Пи-са-ние и знал неко-то-рые тек-сты Биб-лии на-изусть. Мо-на-стыр-ское вос-пи-та-ние воз-бу-ди-ло в нем же-ла-ние слу-жить Бо-гу в ино-че-ском об-ра-зе. По окон-ча-нии обу-че-ния (око-ло 1553 го-да) отец за-хо-тел его же-нить. В день вен-ча-ния юно-ша от-про-сил-ся у ро-ди-те-лей в оби-тель для бе-се-ды с ду-хов-ным стар-цем. При-дя к ар-хи-манд-ри-ту Гер-ма-ну, он упро-сил стар-ца по-стричь его в мо-на-ше-ство.

Бо-лее пят-на-дца-ти лет про-вел свя-той Иов в Ста-риц-кой оби-те-ли, прой-дя путь от по-слуш-ни-ка стар-ца Гер-ма-на до на-сто-я-те-ля. Под ру-ко-вод-ством опыт-но-го ду-хов-ни-ка мо-ло-дой инок вос-пи-тал в се-бе бес-ко-ры-стие и нес-тя-жа-тель-ность, по-слу-ша-ние и воз-дер-жа-ние, на-учил-ся сер-деч-ной мо-лит-ве и стро-го-му по-сту. Свя-той Иов от-ли-чал-ся глу-бо-ким сми-ре-ни-ем, кро-то-стью и ми-ло-сер-ди-ем. Он ни-ко-гда ни-ко-го не об-ли-чал и не оскорб-лял, всех ми-ло-вал и про-щал, а бу-дучи на-сто-я-те-лем, не столь-ко сло-вом, сколь-ко са-мой жиз-нью во-оду-шев-лял бра-тию к ду-хов-но-му де-ла-нию.

В 1571 го-ду свя-той Иов был на-зна-чен на-сто-я-те-лем Си-мо-но-ва мо-на-сты-ря в Москве. С усер-ди-ем ис-пол-няя воз-ло-жен-ное на него по-слу-ша-ние, свя-той Иов как на-сто-я-тель од-но-го из важ-ней-ших мо-на-сты-рей то-го вре-ме-ни при-ни-мал уча-стие в де-лах Церк-ви, а неред-ко и го-су-дар-ства. С 1575 го-да в те-че-ние ше-сти лет свя-той воз-глав-лял Но-воспас-ский мо-на-стырь.

16 ап-ре-ля 1581 го-да мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским Ди-о-ни-си-ем в со-слу-же-нии дру-гих рус-ских ар-хи-ере-ев ар-хи-манд-рит Иов был ру-ко-по-ло-жен во епи-ско-па Ко-ло-мен-ско-го. 9 ян-ва-ря 1586 го-да свя-ти-тель был пе-ре-ме-щен на древ-нюю Ро-стов-скую ка-фед-ру с воз-ве-де-ни-ем в сан ар-хи-епи-ско-па, а 11 де-каб-ря 1587 го-да со-бо-ром епи-ско-пов по-став-лен пер-во-свя-ти-те-лем Рус-ской Церк-ви - мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским и всея Рос-сии. 26 ян-ва-ря 1589 го-да, по бла-го-сло-ве-нию и при лич-ном уча-стии Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха Иере-мии II, мит-ро-по-лит Иов в Успен-ском со-бо-ре Мос-ков-ско-го Крем-ля был по-став-лен пат-ри-ар-хом Мос-ков-ским и всея Рос-сии. Весь на-род с ра-до-стью вос-при-нял это зна-ме-на-тель-ное со-бы-тие в ис-то-рии Рус-ской Церк-ви и го-су-дар-ства. В 1590 го-ду на Со-бо-ре во-сточ-ных иерар-хов бы-ла утвер-жде-на и ка-но-ни-че-ская са-мо-сто-я-тель-ность Рус-ской Церк-ви. Рус-ско-му пат-ри-ар-ху бы-ло опре-де-ле-но пя-тое ме-сто в ди-пти-хе пат-ри-ар-хов - по-сле Иеру-са-лим-ско-го.

Свя-ти-тель Иов был рев-ност-ным слу-жи-те-лем Церк-ви и муд-рым пас-ты-рем. Свя-ти-тель с усер-ди-ем бла-го-устра-и-вал цер-ков-ную жизнь, за-бо-тил-ся о нрав-ствен-ном со-сто-я-нии кли-ри-ков, под-дер-жа-нии бла-го-чи-ния в хра-мах. Нема-лые его тру-ды бы-ли на-прав-ле-ны на ду-хов-ное раз-ви-тие на-ро-да, рас-про-стра-не-ние Свя-щен-но-го Пи-са-ния и свя-то-оте-че-ских книг. Осо-бен-но важ-ным бы-ло на-ча-тое свя-ти-те-лем пе-ча-та-ние бо-го-слу-жеб-ных книг, ко-то-рых по-все-мест-но не хва-та-ло, а осо-бен-но в но-во-про-све-щен-ных зем-лях По-вол-жья и Си-би-ри. По бла-го-сло-ве-нию свя-ти-те-ля Иова впер-вые бы-ли из-да-ны: Три-одь Пост-ная (1589), Три-одь Цвет-ная (1591), Ок-то-их (1594), Ми-нея Об-щая (1600), Чи-нов-ник ар-хи-ерей-ско-го слу-же-ния (1600) и Слу-жеб-ник (1602). Пат-ри-арх Иов пер-вым по-ста-вил де-ло кни-го-пе-ча-та-ния на ши-ро-кую ос-но-ву.

При свя-ти-те-ле Иове бы-ли про-слав-ле-ны мно-гие рус-ские свя-тые: Ва-си-лий Бла-жен-ный, пре-по-доб-ный (свя-ти-тель сам на-пи-сал ему ка-нон и «ис-пра-вил служ-бу»), свя-ти-те-ли Ка-зан-ские Гу-рий и Вар-со-но-фий, бла-го-вер-ный князь Ро-ман Уг-лич-ский, пре-по-доб-ные Ан-то-ний Рим-ля-нин и Кор-ни-лий Ко-мель-ский, бла-жен-ный Иоанн Мос-ков-ский, пре-по-доб-ные Иг-на-тий Во-ло-год-ский и Мар-ти-рий Зе-ле-нец-кий.

Свои лич-ные сред-ства и бо-га-тые цар-ские по-дар-ки свя-ти-тель Иов упо-треб-лял на де-ла ми-ло-сер-дия и стро-и-тель-ство хра-мов. Толь-ко в Москве в пе-ри-од с 1592 по 1600 год бы-ли по-стро-е-ны две-на-дцать хра-мов, ос-но-ва-ны Дон-ской, За-ча-тьев-ский и Ива-нов-ский мо-на-сты-ри. Стро-и-лись хра-мы и мо-на-сты-ри в Си-би-ри и дру-гих епар-хи-ях. При свя-ти-те-ле Иове про-во-ди-лась ак-тив-ная мис-си-о-нер-ская де-я-тель-ность в от-да-лен-ных рай-о-нах го-су-дар-ства, бы-ли вновь учре-жде-ны Псков-ская, Аст-ра-хан-ская и Ка-рель-ская епар-хии. Се-ме-на пра-во-сла-вия, по-се-ян-ные пат-ри-ар-хом Иовом, при-нес-ли в даль-ней-шем свои ду-хов-ные пло-ды, бла-го-да-ря ко-то-рым со-хра-ни-лись и упро-чи-лись се-вер-ные и юж-ные пре-де-лы Рус-ско-го го-су-дар-ства.

В труд-ные вре-ме-на го-судар-ствен-ной сму-ты на-ча-ла XVII ве-ка свя-ти-тель Иов со-хра-нил ис-тин-ное хри-сти-ан-ское тер-пе-ние, бес-стра-шие и му-же-ство. Он все-ми си-ла-ми пы-тал-ся пре-сечь дей-ствия Лже-д-мит-рия. Од-на-ко не все под-дер-жа-ли свя-ти-те-ля, по-это-му через неко-то-рое вре-мя Лже-д-мит-рий за-хва-тил Моск-ву. Пер-во-свя-ти-тель и мо-лит-вен-ник за весь рус-ский на-род, свя-той Иов бес-страш-но об-ли-чал раз-ру-ши-те-лей го-судар-ствен-но-го по-ряд-ка, внес-ших нестро-е-ния и в Цер-ковь Бо-жию. Боль-шую часть вре-ме-ни он про-во-дил в мо-лит-ве в Успен-ском со-бо-ре. Од-на-жды во вре-мя Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии сто-рон-ни-ки Лже-д-мит-рия схва-ти-ли свя-ти-те-ля, бес-че-сти-ли, би-ли, а за-тем от-вез-ли в за-то-че-ние в Успен-ский Ста-риц-кий мо-на-стырь, где он на-чи-нал ко-гда-то свой ино-че-ский по-двиг. Свя-той Иов два го-да про-жил в оби-те-ли. Ослаб-лен-ный и утра-тив-ший зре-ние, он все вре-мя про-во-дил в мо-лит-ве. По-сле свер-же-ния Лже-д-мит-рия свя-ти-тель Иов не мог из-за немо-щи воз-вра-тить-ся на пер-во-свя-ти-тель-ский пре-стол и на свое ме-сто бла-го-сло-вил мит-ро-по-ли-та Ка-зан-ско-го .

Свя-ти-тель Иов мир-но скон-чал-ся 19 июня 1607 го-да и был по-гре-бен у за-пад-ных две-рей Успен-ско-го со-бо-ра Ста-риц-ко-го мо-на-сты-ря. Впо-след-ствии над мо-ги-лой свя-ти-те-ля бы-ла устро-е-на ча-сов-ня. В 1652 го-ду при пат-ри-ар-хе Иоси-фе (1642-1652) нетлен-ные и бла-го-ухан-ные мо-щи свя-ти-те-ля Иова бы-ли пе-ре-не-се-ны в Моск-ву и по-ло-же-ны око-ло гроб-ни-цы пат-ри-ар-ха Иоаса-фа (1634-1640). От мо-щей свя-ти-те-ля Иова про-ис-хо-ди-ли ис-це-ле-ния.

По-чи-та-ние пат-ри-ар-ха Иова в ли-ке свя-тых от-ме-ча-ет-ся в раз-лич-ных до-ре-во-лю-ци-он-ных ру-ко-пи-сях и агио-гра-фи-че-ских из-да-ни-ях. Во вто-рой по-ло-вине XVIII ве-ка меж-ду на-стен-ны-ми изо-бра-же-ни-я-ми со-бо-ра Но-воспас-ско-го мо-на-сты-ря бы-ло изо-бра-же-ние Пат-ри-ар-ха Иова.

В кон-це XIX ве-ка при ар-хи-епи-ско-пе Твер-ском Ди-мит-рии (Сам-би-кине) день кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Иова вос-по-ми-нал-ся во всех го-род-ских хра-мах Твер-ской епар-хии. То-гда же по бла-го-сло-ве-нию ар-хи-епи-ско-па Ди-мит-рия бы-ла на-пи-са-на ико-на Твер-ских свя-тых, на ко-то-рой был изо-бра-жен свя-тей-ший пат-ри-арх За-вер-ше-ние ка-но-ни-че-ско-го и ли-тур-ги-че-ско-го оформ-ле-ния по-чи-та-ния па-мя-ти свя-ти-те-ля Иова про-изо-шло в на-ши дни. Сна-ча-ла по бла-го-сло-ве-нию свя-тей-ше-го пат-ри-ар-ха Пи-ме-на и Свя-щен-но-го Си-но-да имя свя-ти-те-ля Иова бы-ло вклю-че-но в Со-бор Твер-ских свя-тых (1979), а на Ар-хи-ерей-ском со-бо-ре Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 9 ок-тяб-ря 1989 го-да бы-ло уста-нов-ле-но об-ще-цер-ков-ное по-чи-та-ние свя-то-го.

Молитвы

Тропарь святителя Иова

Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.

Кондак святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Светильник Церкве Русския/ и пастырь добрый явился еси,/ святителю отче Иове,/ молитвою твоею ко Господу/ храни землю Российскую/ и спаси души наша.

Кондак святителям Московским

Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание

Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Молитва святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси

О пресла́вне о́тче наш И́ове, пе́рвенец во Патриа́рсех Росси́йских и ве́рный испове́дниче Христо́в! Во дни святи́тельства твоего́ му́дро Це́рковь Росси́йскую пасл еси́, лю́ди просвеща́я и утвержда́я сло́вом Христо́вы ве́ры, хра́мы и оби́тели созида́я, та́же Це́рковь Росси́йскую укрепля́я от мо́ря до мо́ря и да́же до грани́ц Сиби́рских. Тверд муж и испове́дник Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́, о́тче, во времена́ попуще́ния Бо́жия, та́же поруга́ние и изгна́ние подъе́м, во оби́тели пусты́нней, иде́же и чин и́ноческий прия́л еси́, ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии све́тло пре́дал еси́. Не преста́й, свя́тче Бо́жий, первосвяти́телю Христо́в, лю́ди земли́ твоея́ укрепля́ти ве́ру Правосла́вную кре́пко держа́ти и во смире́нии пребыва́ти. Град сто́льный Москву́ сохрани́ и от нахожде́ния лю́тых изба́ви. О святи́телю прети́хий и прему́дрый! Сподо́би и нас све́тлости ра́ди жития́ твоего́ смиренному́дрию поучи́тися, да та́ко живу́ще, ми́рный коне́ц сподо́бимся прия́ти и Ца́рствие Христа́ Сы́на Бо́жия получи́ти сла́вным и ми́лостивыми моли́твами твои́ми. Ами́нь.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»