Главные секреты парикмахеров, о которых вы должны знать. Этика поведения в салоне красоты

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Вы когда-нибудь видели парикмахера в одежде банковского служащего? Надеюсь, что нет. У парикмахера и банкира сознание работает по-разному и восприятие другое. Но дело даже не в этом, а в том, что у них разные задачи по обслуживанию клиента, хотя оба обязаны вызывать доверие…

Философы говорят, что внутренний мир отражается в материальном, а, проще сказать, «Кем вы являетесь внутри, таким вы выглядите и снаружи». По одёжке встречают, по уму провожают. В нашем случае провожают по мастерству своего дела!

Весь образ, одежда, причёска и детали образа всегда производят первое впечатление о человеке. Это длится считанные секунды, но «у вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление».

В каждой профессии есть своя униформа, свой сложившийся стереотипный образ, который говорит нам: «это офисный работник», «это милиционер», «это укладчица шпал», «это медработник», «это стюардесса»… Продолжать можно до бесконечности…

А как же должны выглядеть работники творческой сферы? Например, художники, рекламисты, писатели, парикмахеры, визажисты, стилисты и администраторы салонов красоты? (Хотя уместно ли здесь само слово «должны»? Не лучше ли будет сказать: «как могут выглядеть»?) В ответе определяющими будут слова «красота» и «гармония». Приведу пример. Когда-то меня стриг парикмахер, ранее работавший в США. Меня поразил не только (и не столько) его профессиональный уровень, сколько то, как он выглядел. Было жаркое лето, он – в майке, с хорошо накачанной мускулатурой, наголо выбритой головой, в ухе – серьга, а на шее – массивная цепь. Точно знаю, что очередь к нему была длинной. Конечно же, очередь из прекрасных дам.

«Сеанс красоты»

В парикмахерскую или салон красоты приходят не только постричься, но ещё и получить расслабление, психологическую разрядку, «сеанс красоты»… А «сеанс» начинается с лицезрения вывески салона, затем администратора и интерьера; далее – гармоничный красивый образ парикмахера/косметолога/визажиста/… Здесь всё играет роль: и цвет одежды, и красивый макияж, и стильность. Зачастую, именно со вкусом подобранная одежда и образ подсознательно воспринимаются клиентом как доказательство наличия вкуса у мастера.

Если вы парикмахер, не ограничивайте себя курсами повышения квалификации только в парикмахерском искусстве. Одевайтесь так, чтобы клиенты видели в вас человека вкуса, доверялись вашему чувству гармонии. Следите за модой, одевайтесь креативно, придумайте себе постоянный образ, который запомнит каждый клиент и в следующий раз безошибочно опишет вас администратору… Ведь у многих людей визуальная память сильнее, чем память на имена! А ваш неповторимый образ, креативная одежда, «осыпанное серьгами» ухо, привлекающая взгляд татуировка или постоянно присутствующая на одежде необычная деталь будут ассоциироваться с конкретным мастером, а также и вашим мастерством! Согласитесь, и вряд ли вы сами (в роли клиента) запомните парикмахера в образе «серой помятой мышки» со скучающим или каменным лицом. Думаю, ваше подсознание само вычеркнет его из внутреннего списка must remember…

Можете одеваться на работу в стиле «панк», «хиппи», или «глэм-рок». Основной принцип – гармонично подобрать детали, видимые для вашего «клиента» (одежда, причёска, макияж, аксессуары и, конечно, позитивная улыбка). Даже если это тапочки с заклёпками – все это лишний раз подымет настроение «подопечному»… Уместно даже драматичное сочетание черно-белой гаммы или однотонный вариант. Единственные важные ограничения — не одевайтесь кричаще, как попугай, и ни в коем случае не затмевайте и не подавляйте собой клиента, т. к. главный в салоне «здесь и сейчас» — это он…

Мода на фирменный стиль

Хорошее решение – придумать в салоне красоты форменную одежду, выбирая фирменные цвета салона и гармонично сочетающиеся с . Вряд ли для молодёжного, ярко оформленного салона, подойдут мрачные и консервативные цвета форменной одежды. Также негармонично будет смотреться

Если вы выбрали профессию парикмахера — отнеситесь к этому серьезно. Будьте не просто парикмахером, а мастером своего дела. Какой уровень мастерства у вас будет, такое количество постоянных клиентов к вам будет приходить и, соответственно, такой заработок вы себе обеспечите.
Любой новоиспеченный парикмахер мечтает работать в престижном салоне, стричь богатых клиентов, получать большие деньги. Не работа, а сказка! К этому и надо стремиться, а не застревать на долгие годы в обычных парикмахерских. В отличие от салонов там часто к клиентам относятся как к болванкам (лишь бы платили), экономят на красителях и средствах по уходу за волосами, где присутствует антисанитария, а о творческом подходе к работе и говорить нечего... Правда в хорошем салоне вас тоже никто не ждет с распростертыми объятиями, бывает, что пробиться туда ой как нелегко. На то он и хороший. Но я считаю, что если человек твердо уверен в своем желании стать мастером высочайшего уровня, — он устроится туда хоть уборщиком помещения (для начала), но свою мечту осуществит. Только способны на такое единицы...
Однако в этой статье я хочу дать советы тем, кто желает стать востребованным парикмахером, но не знает, как к этому придти. Ознакомьтесь с 5-ю правилами успешного парикмахера, чтобы наделать как можно меньше ошибок на пути к мастерству:

1-ое правило. Учитесь у лучших мастеров. В идеале, если вы хотите стать хорошим, востребованным парикмахером — не идите учиться на курсы, а попроситесь в ученики к самому лучшему мастеру в вашем городе, который вас и обучит парикмахерскому искусству: научит вас правильно подбирать стрижки и прически, учитывая форму лица и текстуру волос; обучит техникам стрижек и окрашивания; привьет вам чувство стиля, а также даст вам массу драгоценного опыта. Главное, найти такого гуру, напроситься к нему в ученики (это уже ваша фантазия как) и познать парикмахерское искусство от и до... Ни одни курсы не дадут вам таких глубоких знаний.
2-ое правило. Работайте в лучших местах. Устраивайтесь на работу в самый лучший салон в вашем городе, где работают самые лучшие мастера. Бегите из простых парикмахерских, там вы только загубите свой талант. Если у вас есть задатки или вы хотите развить в себе способности — в простой парикмахерской вы закиснете, забродите, наберетесь ненужного опыта, но хорошим мастером так и не станете. Запомните: там нет атмосферы творчества, стригут исключительно ради денег, также там понятия не имеют, что такое чувство стиля. В хороших салонах, наоборот, мастера всегда в курсе событий в мире моды, следят за новыми коллекциями стрижек, предлагают их клиентам, следят за творчеством известных парикмахеров, работают на лучших красителях, лучшими инструментами. Только в такой атмосфере рождаются таланты.
3-е правило. Творческая атмосфера на работе. Бегите из нетворческих коллективов! Под лежачий камень вода не течет. Если в коллективе не принято развиваться и расти в профессии, не обсуждаются веяния моды в прическах и окрашиваниях; если начало почти каждого рабочего дня начинается с настроя, что скорее бы закончилась смена, скорее бы домой — ничему вы в этом коллективе не научитесь, только обленитесь и покроетесь плесенью. Любой успешный парикмахер живет своим делом, он им дышит, стремится к идеалу в творчестве изо дня в день. Ищите места, где работают такие люди, если не найдете — создавайте сами!
4-ое правило. Работайте там, где хорошее отношение к мастерам. Ни для кого не секрет, что в салонах бывает плохое отношение владельцев к мастерам. На них могут срывать плохое настроение, не досчитывать зарплату, часто высказывать недовольствие, плести интриги и склоки, в общем, у кого как работает фантазия в этом направлении. О каком саморазвитии и творческом подходе к делу в таком "осином гнезде" можно говорить? В этом случае владелец салона вообще понятия не имеет, что такое "творчество" и с чем его едят... Работать в таких местах ниже достоинства! Цените себя и свой труд!
5-ое правило. Будьте в себе уверены. Без уверенности далеко не уедете. Оцените без прикрас свои способности как мастера-парикмахера: если вы — талантливый, опытный, имеете чувство стиля, — никто не должен сметь подорвать вашу уверенность в своем мастерстве; если вы только делаете первые шаги, горите желанием обучиться этой профессии, стремитесь к лучшему, — в этом случае тоже никто не имеет права отбить у вас решимость стать лучшим из лучших. Уверенность поможет вам добиться цели. Однако каких бы профессиональных высот вы не достигли на данный момент, помните, что учиться и совершенствоваться вы должны всегда.
6-ое правило. Общайтесь с клиентами. Клиенты приходят в салон не только подстричься, но и отдохнуть, а может, и поболтать. Здесь мастеру надо призвать весь свой опыт, чтобы по ходу работы вести с клиентом разговор, при этом не имея ни малейшего права, заболтавшись или забывшись, даже на незначительную ошибку в стрижке или покраске. Это не всегда бывает легко. Поэтому мастер должен уметь слушать и слышать клиента, индивидуально подходить к каждой работе, вызывать к себе доверие, должен уметь поддержать любую тему разговора.
7-ое правило. Развивайте в себе чувство стиля. Вы должны знать и чувствовать, какие стрижка и цвет волос пойдут клиенту. Вы должны как мастер уметь деликатно убедить клиента, что такой-то вариант стрижки ему пойдет, а такой-то — нет. Вы обязаны читать журналы о прическах, о моде и стиле, узнавать для себя что-то новое и интересное. Этим вы разовьете в себе чувство стиля.
Надеюсь, из прочитанного вы взяли для себя что-нибудь на заметку. Желаю вам всегда работать над собой и совершенствоваться!

Безопасные условия труда

Техника безопасности при выполнении химической завивки

  • 1. Перед химической завивкой необходимо проверить кожу головы на раздражение химическим составом. Для этого нужно слегка смазать кожу за ушной раковиной химическим составом и оставить так на 8-10 минут. Если по истечении этого времени на кожу не будет покраснения, то можно считать, что препарат не противопоказан.
  • 2. При химической завивке следует строго учитывать структуру волос и концентрацию состава.
  • 3. При выполнении химической завивки следует следить за тем, чтобы состав не попадал на кожу головы и одежду клиента. 4. Производить хим. завивку необходимо только при помощи пластмассового инструмента.
  • 5. Строго следует соблюдать время выдержки хим. состава и фиксажа на волосах в процессе хим. завивки.
  • 6. Концентрация фиксажа для сильно обесцвеченных волос должна быть 2- 3 раза слабее.
  • 7. После хим. завивки следует произвести нейтрализацию волос.
  • 8. Выполнять хим. завивку следует в резиновых перчатках.

Эстетика внешнего вида мастера-парикмахера

Эстетическая культура парикмахера-стилиста проявляется в умении со вкусом и в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастом поддерживать свой внешний вид. Ведь у клиента при первой же встрече впечатление о мастере создается по его внешнему виду. При положительной оценке работника возникает предпосылка для установления клиентом хорошего контакта с ним. Поэтому профессия парикмахера обязывает его выглядеть внешне привлекательным. Внешний облик мастера является своего рода визитной карточкой парикмахерской. По его собранности, подтянутости, аккуратности клиенты, как правило, судят об уровне культуры обслуживания. И, естественно, неряшливый вид работника вызывает у них чувство досады и раздражения, и ни о каком доверительном отношении к нему речи быть не может. Неопрятность отрицательно влияет и на самого работника. У него из-за этого могут быть плохое настроение, повышенная раздражительность, неуверенность в себе, недовольство собой и клиентом.

Хорошо обслужить клиента -- это не только умело продемонстрировать операции стрижки и остальные элементы обслуживания. Необходимо еще суметь сделать процесс обслуживания приятным. И это также во многом определяется внешним обликом мастера. Поэтому мастер должен постоянно следить за эстетичностью своего внешнего вида, который к тому же оказывает воспитательное воздействие на эстетический вкус клиента. В понятие «внешний вид» входят такие составляющие, как: одежда, обувь, прическа, косметика, манера поведения.

Каким требованиям, с точки зрения эстетики, должна отвечать рабочая одежда мастера? Прежде всего, она должна быть удобной в работе, практичной, отвечать требованиям и условиям процесса обслуживания клиентов. На многих предприятиях службы быта форма одежды у мастеров унифицирована. Это выделяет их среди других, способствует созданию деловой обстановки в салоне. Рабочая одежда -- это часть интерьера предприятия, поэтому важным элементом эстетики одежды является ее цвет, который должен быть спокойным, не отвлекающим внимания посетителей от процесса стрижки. Целесообразно выбирать нейтральные (не очень яркие или пестрые), но и не очень блеклые тона. Красота и изящество форменной одежды вызывают эстетическое удовольствие и у самих работников, и у клиентов. Одежда может быть представлена халатом, костюмом, сарафаном. Конструкция и цветовое решение рабочей одежды зависят от вида предприятия и предоставляемых им услуг. Следует иметь в виду, что само по себе наличие формы -- это еще не культура одежды. Мастера часто дополняют одежду какими-либо украшениями: серьгами, браслетами, кольцами, ожерельями. Это, конечно, усиливает эстетическое впечатление от одежды, но при этом необходимо соблюдать чувство меры.

Важным эстетическим требованием к форме одежды является ее соответствие обуви. Обувь и костюм должны сочетаться по цвету, сезонности и стилю. Обувь должна быть удобной, не на высоком ходу и не на низком. У работника бытового обслуживания всегда должны быть чистые руки, аккуратно подстриженные ногти, вымытые волосы. Повседневная прическа работника контактной зоны должна быть аккуратной. Не рекомендуется носить распущенные до пояса волосы, челку, закрывающую глаза, и т. д.

Мастер должен твердо усвоить, что в обслуживании клиентов нет мелочей. Ведь успех обслуживания определяется не только тем, что делает и говорит мастер, но и тем, как он это говорит и делает. К примеру, одетый со вкусом мастер, умеющий правильно говорить и держать себя, всегда располагает к себе клиентов.

Раздел № 1. Введение в курс. Организация парикмахерских.

Ознакомление с профессией парикмахер.

Парикмахерское дело – одно из старейших ремесел. Многие рецепты и способы ухода за волосами, которые используются и сегодня, имеют многовековую историю.

Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда и изменялась вместе с эволюцией человеческого общества. Сначала это было потребность откинуть пряди волос, спадавших на глаза, и перевязать их ремешком из кожи. Конечно, прическа наших предков была примитивна, но это уже способ собрать как-то волосы. Археологические находки подтверждают, что уже в V – IV вв. до нашей эры уходу за волосами уделялось большое внимание.

Прическа часто изменялась в зависимости от климатических условий, исторических событий, религиозных убеждений, эстетических взглядов, сословной принадлежности. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского дела что-то новое.

Парикмахеры были всегда, во все времена, так как волосы растут, выпадают, седеют и так далее. Внешний вид человека всегда стоял на первом месте.

Требования, предъявляемые к современному парикмахеру, многообразны. Прежде всего, это глубокие теоретические знания, знакомство с соответствующими средствами и методами работы, умение применять их на деле. Не менее важным в профессиональной подготовке парикмахеров являются умение устанавливать контакт с клиентом, готовность приспосабливаться к различным условиям работы, выдержка, уравновешенность, терпение.

Вы думаете, что парикмахер должен уметь делать стрижки, выполнять окраску волос и химическую завивку, собрать волосы в прическу и все, а нет, он должен знать многое. Парикмахер не только мастер своего дела он также психолог, эстет, художник, немножко врач, электрик и так далее.

Что надо уметь:

Правильное выполнение парикмахерских процедур, умелое применение материалов и средств;

Знание устройства парикмахерского оборудования и для чего они нужны;

Умение пользоваться журналами мод и специальными профессиональными схемами, воспроизводить прически с фотографий или рисунков, соотносить их с типом внешности клиента;



Общие знания в области анатомии, физиологии и гигиены человека;

Уметь отличить здоровые волосы, кожу и ногти от больных;

Профилактика профессиональных заболеваний;

Знание санитарных правил и технику безопасности.

Парикмахер должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Стремительные перемены в моде, быстрое развитие производства приборов и инструментов, химических средств и препаратов вызывают необходимость в периодической профессиональной переподготовке парикмахеров. Широкие возможности для профессионального роста предоставляются: в журналах и книгах, на семинарах, в конкурсах парикмахеров (как зритель, как конкурсант), есть различные курсы повышения квалификации и так далее.

Виды и типы парикмахерских.

В зависимости от выполняемых работ парикмахерские бывают нескольких видов :

Мужские;

Женские;

Смешанные;

Детские.

В зависимости от состава помещений, оснащения оборудованием и приспособлениями, использования различных материалов, квалификации персонала различают несколько типов парикмахерских:

Салоны люкс;

Салоны-парикмахерские;

Парикмахерские.

Салоны люкс: предоставляют наиболее сложные комплексные и качественные парикмахерско-косметологические услуги, а также лечебно-оздоровительные процедуры в кабинетах массажа, гимнастическом и тренажерном залах и так далее. Отличаются широким выбором услуг, качеством обслуживания и качеством используемых материалов. Здесь работает высококвалифицированный персонал.

Салоны-парикмахерские: предлагают выполнение художественных причесок различного назначения, стрижек, окрасок и других видов парикмахерских услуг по современным технологиям. В них применяют качественное оборудование и материалы, работает достаточно квалифицированный персонал. Стоимость обслуживания как правило ниже, чем в салонах люкс.

Парикмахерские: предоставляют все основные виды парикмахерских услуг и используют в работе оборудование и материалы с меньшим уровнем качества и ассортимента. В них работают парикмахеры, косметологи, мастера маникюра и педикюра.

3. Требования к помещениям парикмахерских:

Парикмахерские можно размещать:

В отдельно построенных специально помещениях;

В составе торговых и бытовых центрах;

На первых этажах жилых домов, но с отдельным изолированным входом;

Нельзя в подвальных и полуподвальных помещениях.

Должны быть помещения:

Вестибюль, в нем рабочее место администратора;

Гардероб для посетителей, но можно круглую вешалку в рабочем зале у входа;

2 зала ожидания, но можно один совмещенный;

2 рабочих зала (в женском можно установить рабочее место маникюра у окна);

Помещение для сушки волос, но можно в зале;

Подсобное помещение: хранение парфюмерии и других материалов, грязное и чистое белье храниться раздельно, уборочный инвентарь;

Помещение для отдыха и приема пищи;

Гардероб для персонала;

Помещение для администрации;

Санитарный узел и душ;

Комнаты для солярия, косметолога, массажа и так далее.

Внутренняя отделка помещений:

Все покрытия не должны задерживать волосы и чешуйки кожи. Должны хорошо мыться и дезинфицироваться. Освещение: искусственное, общее и местное. Оптимальная температура воздуха 19-24 о С. Вентиляция: естественная (окно должно хорошо открываться) и искусственная (кондиционер).

Требования к содержанию парикмахерских:

- текущая уборка , после каждого клиента, мастер протирает тумбочку, кресло, ополаскивает раковину, грязное белье в подсобку, дезинфекция инструмента. Уборщица собирает волосы прямо у кресла на совок и в подсобное помещение в специальный мешок;

- влажная уборка , после каждой смены, мастер моет тумбочку, кресло, зеркало, раковину. Уборщица моет полы.

- санитарный день , 1 раз в месяц во всех помещениях делают генеральную уборку, и все дезинфицируют – стены, потолки, плафоны, туалеты и так далее.

Организация рабочего места парикмахера:

Рабочее место парикмахера – туалетный столик и кресло . В зависимости от интерьера салона на рабочем месте может располагаться раковина. Зеркало может быть различной формы, но оно не должно быть меньше чем 60 х 100. Туалетные столики могут быть различной формы, но если нет дополнительной передвижной тележки , то столик должен быть снабжен выдвижными ящиками для хранения инструментов. Покрытие столиков и тележек должно быть таким, с которого легко удаляются влага и волосы, чаще всего это пластик.

Парикмахерское кресло должно иметь спинку, подлокотники. Оно должно быть полумягким, покрыто материалом, не впитывающим влагу и волосы, иметь гидроподъемник и свободно вращаться вокруг своей оси. Для удобства клиентов кресло должно быть снабжено специальной подставкой для ног.

Рабочие места располагаются в рабочем зале в любом месте, но расстояния между рабочими местами не должно быть меньше 1 метра.

Для удобства работы парикмахеров рабочее место может быть дополнено специальным передвижным креслом для мастера, так как многие стрижки сейчас можно выполнять сидя. Оно не должно иметь подлокотников, легко передвигаться и иметь гидроподъемник.

Раковины расположены в рабочем зале, снабжены специальным креслом, гибким шлангом и специальной выемкой для мытья волос с наклоном головы назад. Раньше были раковины с наклоном головы вперед, но это не удобно для клиента.

На туалетном столике размещаются в определенном порядке (справа налево) используемые инструменты и приспособления с учетом правила: чем чаще используется в работе предмет, тем ближе к мастеру он должен находиться.

Эстетическая культура работника службы быта проявляется в умении со вкусом и в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастом поддерживать свой внешний вид. Ведь у клиента при первой же встрече впечатление о мастере создается по его внешнему виду. При положительной оценке работника возникает предпосылка для установления клиентом хорошего контакта с ним. Поэтому профессия парикмахера обязывает его выглядеть внешне привлекательным. Внешний облик мастера является своего рода визитной карточкой парикмахерской. По его собранности, подтянутости, аккуратности клиенты, как правило, судят об уровне культуры обслуживания. И, естественно, неряшливый вид работника вызывает у них чувство досады и раздражения, и ни о каком доверительном отношении к нему речи быть не может. Неопрятность отрицательно влияет и на самого работника. У него из-за этого могут быть плохое настроение, повышенная раздражительность, неуверенность в себе, недовольство собой и клиентом.

Хорошо обслужить клиента – это не только умело продемонстрировать операции стрижки и остальные элементы обслуживания. Необходимо еще суметь сделать процесс обслуживания приятным. И это также во многом определяется внешним обликом мастера. Поэтому мастер должен постоянно следить за эстетичностью своего внешнего вида, который к тому же оказывает воспитательное воздействие на эстетический вкус клиента. В понятие «внешний вид» входят такие составляющие, как одежда, обувь, прическа, косметика, манера поведения.

Каким требованиям, с точки зрения эстетики, должна отвечать рабочая одежда мастера? Прежде всего, она должна быть удобной в работе, практичной, отвечать требованиям и условиям процесса обслуживания клиентов. На многих предприятиях службы быта форма одежды у мастеров унифицирована. Это выделяет их среди других, способствует созданию деловой обстановки в салоне. Рабочая одежда – это часть интерьера предприятия, поэтому важным элементом эстетики одежды является ее цвет, который должен быть спокойным, не отвлекающим внимания посетителей от процесса стрижки. Целесообразно выбирать нейтральные (не очень яркие или пестрые), но и не очень блеклые тона. Красота и изящество форменной одежды вызывают эстетическое удовольствие и у самих работников, и у клиентов. Одежда может быть представлена халатом, костюмом, сарафаном. Конструкция и цветовое решение рабочей одежды зависят от вида предприятия и предоставляемых им услуг. Следует иметь в виду, что само по себе наличие формы – это еще не культура одежды. Мастера часто дополняют одежду какими-либо украшениями: серьгами, браслетами, кольцами, ожерельями. Это, конечно, усиливает эстетическое впечатление от одежды, но при этом необходимо соблюдать чувство меры.

Важным эстетическим требованием к форме одежды является ее соответствие обуви. Обувь и костюм должны сочетаться по цвету, сезонности и стилю. Обувь должна быть удобной, не на высоком ходу и не на низком. У работника бытового обслуживания всегда должны быть чистые руки, аккуратно подстриженные ногти, вымытые волосы. Повседневная прическа работника контактной зоны должна быть аккуратной. Не рекомендуется носить распущенные до пояса волосы, челку, закрывающую глаза, и т. д.

Большую роль играет осанка. Человек сутулящийся, с опущенной головой, развязной походкой вызывает неприятное впечатление. И наоборот, поднятая голова, доброжелательный взгляд, расправленные плечи создают ощущение целеустремленности, увлеченности своей работой. Жесты должны быть выразительны и сдержанны. Ведь даже размахивание руками при разговоре свидетельствует о недостаточной воспитанности человека. Выражение лица работника парикмахерского дела не должно быть ни скучающим, с отсутствующими глазами, ни угодливым, но всегда доброжелательным. Это обязывает мастера заботиться не только о себе, но и о клиенте, проявлять к нему доброжелательность. Правила этикета, особенно необходимые работнику контактной зоны, в таких случаях выполняют роль защиты от некультурных клиентов. Они не могут быть пригодными на все случаи жизни, их применение во многом зависит от конкретных обстоятельств.

Мастер должен твердо усвоить, что в обслуживании клиентов нет мелочей. Ведь успех обслуживания определяется не только тем, что делает и говорит мастер, но и тем, как он это говорит и делает. К примеру, одетый со вкусом мастер, умеющий правильно говорить и держать себя, всегда располагает к себе клиентов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»