Что изучает социальная педагогика. В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.
Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация (здесь это наметим «пунктиром», а подробнее рассмотрим в следующих разделах).
Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.
Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно считать, что развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.Воспитание же можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации (определение понятия воспитания будет дано в главе II).
Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект семейной педагогики.
Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональным, воспитанием; оно - объект конфессиональной педагогики.
Воспитание осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.
Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.
Поскольку социальное воспитание (как и семейное, и конфессиональное) лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.
Как возникла социальная педагогика. Термин «социальная педагогика» был предложен неемецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.
Педагогика возникла и развивалась как теория и методика воспитания детей в учебно-воспитательных учреждениях. С конца XVIII в., когда в качестве относительно самостоятельного этапа развития личности стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки также стали объектом внимания педагогики.
Во второй половине XIX в. начинает расширяться заказ педагогике и системе общественного воспитания. Во-первых, в него последовательно «включается» воспитание молодежи и более старших возрастных групп. Во-вторых, адаптация и перевоспитание представителей всех возрастных категорий (в первую очередь, конечно, детей, подростков и юношей), зачастую не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы.
Расширение заказа было связано с теми социокультурными процессами, которые происходили в Европе и Америке. Индустриализация породила массовую миграцию сельского населения в города, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях, зачастую не могло создать полноценных семей и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным поставщиком беспризорных, бродяг и нищих. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слаборазвитых регионов Европы.
Урбанизация в Европе совпала со становлением национальных государств, а в Северной Америке - с формированием американской нации. И то и другое объективно требовало культивирования определенных ценностей (провозглашаемых или подразумеваемых как национальные) во всех социальных слоях, во всех возрастных группах населения.
Церковь как традиционный воспитатель, хотя и продолжала играть существенную роль в жизни людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания (кроме того, она далеко не сразу осознала появление новых социокультурных реалий).
Образовался вакуум, который необходимо было заполнить. Это и попытались сделать некоторые педагоги, начав разрабатывать социальную педагогику.
Возникает вполне резонный вопрос: почему понадобилось разрабатывать новую отрасль педагогического знания? И другой: могла ли уже сложившаяся педагогика и пыталась ли она дать ответ на изменившийся социальный заказ?
Педагогика дала свои ответы. Во-первых, появилась андрогогика - педагогика взрослых. Но она с самого начала (т.е. с середины XIX в.) и по настоящее время занимается в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), которая стала заниматься главным образом различными вариантами образования людей пожилого возраста. Во-вторых, в конце XIX в. зародились и в течение нашего столетия сформировались педагогика перевоспитания детей и подростков, а также исправительная (пенитенциарная) педагогика, которые занимались исключительно трудными, проблемными детьми.
Таким образом ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изменению или расширению объекта своего исследования.
Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже появившуюся новую отрасль - социальную педагогику - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиентов» педагогики - детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.
Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики немецкий ученый Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.
В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX в., получила определенное развитие в 20-е гг. XX в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С.Т. Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опыте она воплощалась в довольно упрощенном виде, что, по сути, вело лишь к компрометации идеи как таковой.
Интерес к проблематике, характерной для социальной педагогики, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания. У нас этот интерес проявился, в частности, в появлении различных вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответствующих методических рекомендаций (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). Несколько позже, уже в 80-е гг., на Урале М.А. Галагузова, а также В.Д. Семенов и его коллеги наряду с изучением опыта МЖК (молодежные жилищные комплексы) и СПК (социально-педагогические комплексы) приступают к теоретическим изысканиям в сфере собственно социальной педагогики, возрождая у нас и это понятие, и само направление исследований.
За рубежом теоретическая разработка проблем социальной педагогики возобновилась лишь в 50-60-е гг. в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и вСША уже начиная с концаXIX в., все более широкое распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами, религиозными и общественными структурами. Содержанием ее была помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других организаций и т. п.
Зачем изучать социальную педагогику. Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и уменьшать эффект случившегося . Социальная педагогика - отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации. А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека.
Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей задачей охарактеризовать будущим педагогам (да и всем тем, кому предстоит работать в качестве организаторов и руководителей человеческих общностей) картину социально-педагогической действительности . Решение этой задачи предполагает достижение студентами ряда целей в процессе изучения социальной педагогики: овладение теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности; развитие умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; формирование гуманистических социальных установок по отношению к субъектам и процессу социального воспитания.
Социальная педагогика как отрасль знания изучает социальное воспитание в контексте социализации . Это определяет построение учебного курса «Социальная педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходят социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.
отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитат. учреждениях, так и в разл орг-циях, для к-рых оно не является ведущей функцией
Предмет С и - исследование воспитат. сил общества и способов актуализации, путей интеграции возможностей обществ, гос. и частных орг-ций с целью создания условий для развития человека В 20 в педагогика в целом превращается в интегративную отрасль знания (в 60-х гг это положение сформулировал X И Лийметс), т к значит. развитие пол» чают отрасли знаний о человеке и обществе психология, этнология, социология и др, существенно расширившие представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме Педагогика может решать свои специфич задачи более или менее эффективно, лишь интегрируя в той или иной мере данные др наук в сфере чело-веко-обществознания
Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить структуру С и Одним из разделов С и является социология воспитания, к-рая исследует общество как воспитат. среду, процесс и факторы социализации человека Знания по социологии позволяют вести поиск путей и способов использования воспитат. возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации
Особый раздел С.п. - социально-педагогическая виктимология.
Определение путей интеграции воспи-тат. сил общества может быть успешным в том случае, если С. п. поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них: «Что понимается под воспитанием в совр. обществе?», «Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?», «Какие принципы воспитания сформировались в процессе ист. развития общества?», «Как понимается цель воспитания сегодня?». Все эти вопросы, имеющие методологич. и мировоззренч. значение, изучает философия социального воспитания.
В С. п. разрабатывается теория социального воспитания, к-рая описывает, объясняет.н. прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т. д.
Как раздел С. п. рассматривается психология социального воспитания, к-рая на основе данных о механизмах социализации личности определяет психол. особенности и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания рассматривает, каким образом осуществляется интеграция вос-питат. сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания. В специфич. аспекте, с позиций экономики и менеджмента социального воспитания, исследуются, с одной стороны, потребности развития общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экон. ресурсы общества, к-рые могут быть использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенац., региональном, муниципальном и локальном уровнях.
Разрабатываемые во всех разделах С. п. проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитат. орг-ций в рамках дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики проф. образования, педагогики временных объединений, педагогики дет. и юношеских орг-ций, клубной педагогики, педагогики социальной работы и др.
С. п. как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Тео-ретико-познават. функция выражается в том, что С. п. накапливает знания,синтезирует их, стремится составить наиб. полную картину изучаемых ею процессов и явлений в совр. обществе, описывает.н. объясняет их. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-пед. влияния на процессы социализации в организац.-пед. и психол.-пед. аспектах. Гуманистич. функция выражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации. А. В. Мудрик.
Термин «С. п.» введен А. Дистервегом (в 19 в.), но до сих пор не имеет однозначного толкования. По мнению нем. ученого В. Вернера, в 1910-20-х гг. «С. п.» понималась в двух смыслах: как интеграция воспитат. сил общества с целью повышения культурного уровня народа (П. Наторп). и как социальная помощь обездоленным детям, профилактика правонарушений несовершеннолетних (Г. Ноль и Г. Боймер).
Попытки европ. просветителей выявить взаимосвязи образования с обществом предвосхитили социально-пед. исследования. Еще в социально-пед. эксперименте И. Г. Песталоцци определилось гуманистич. стремление гармонизовать шк. обучение и собств. жизнь детей, но в то же время возвысить образование над повседневностью.
Как направление С. п. оформлялась в сер. 19 в. в условиях обострившейся социальной дифференциации общества, войн, революций, массовых миграций и вызванных этими обстоятельствами явлений кризиса семьи, общих моральных ценностей, распространения дет. безнадзорности и т. п. Широким анализом связи шк. обучения и социальной среды были отмечены труды Ф. Бюис-сона и А. Ж. Фуллье и др. (Франция), Наторпа и Г. Кершенштейнера (Германия), Д. Дьюи и Г. С. Холла (США). В России формированию социально-пед. направления в педагогике способствовали труды Н. И. Пирогова, К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого, П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, В. Н. Сороки-Росинского, С. Т. Шацкого.
В нач. 20 в. Наторп выступил с идеей объединения всех воспитат. сил общества. В сер. 20 в. стали более популярными взгляды Дьюи о необходимости соответствия школ будущего социально-экон. потребностям общества.
В России социально-пед. проблемы воспитания находились в центре внимания науч. и творческой интеллигенции. Большое развитие С. п. получила в 20-х гг. 20 в. Она развивалась в неск. направлениях: формирование методологич. основ взаимодействия школы с социальной средой; разработка методик педагогически целесообразных связей с семьей, общественностью, гос-вом; участие школы в полит. жизни; взаимодействие школы с экономикой региона; подъем духовной культ)ры социальной среды; связь с творческой интеллигенцией; борьба с беспризорностью и трудновос-питуемостью и др.
Выделяя методологич. подходы к организации взаимодействия школы с окружающей ее средой, Шацкий указывал, что в науке и практике сложилось три его варианта. Первый состоит в том, что школа выполняет только просветит, функции, а среда лишь мешает пед. коллективу эффективно работать. Для второго варианта свойственно изучение социальной среды с точки зрения пользы, к-рую уч. заведение может извлечь для своего существования (эта точка зрения способствовала появлению ряда пед. теорий в Англии, Франции, Швейцарии, Америке, в т. ч. обоснованию т. н. школ жизни, пропагандирующих идеи прагматизма). Третий вариант, сторонником к-рого был сам Шацкий, - фактич. единство школы со средой, т.е. организация целостного воспитат. процесса в микросреде. При этом дети должны понимать, зачем они учатся, а школы организовывать всю дет. жизнь.
В 20-х гг. Наркомпрос РСФСР. предоставлял право пед. коллективам самим отбирать уч. материал в зависимости от экон. и социальных потребностей региона. Организац. связи школы с социальной средой были разнообразны: шк. кооперативы, советы содействия школе, Всерос. об-во «Друг детей», разл. формы взаимодействия с гос. органами. Теоре-тич. представления о всеобъемлющей (тотальной). детерминации индивидуальной жизни, в т. ч. и воспитания, оказали влияние на формирование сов. педагогики 30-х гг. (после разгрома педологии и старого, дорев. пед. корпуса России). Были прекращены все исследования в области С. п. или социального воспитания, как тогда называлось это направление. Официальная советская педагогика разрабатывала лишь отдельные узкие фрагменты социально значимой проблематики.
Науч. разработка вопросов С. п. в России возобновилась в кон. 50-60-х гг. Методологич. основы гуманистич. С. п. - это филос. антропология, совр. данные человекознания на уровне филогенеза и онтогенеза. Теоретич. основы - это цивилизационный и культурологич. подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории.
Используя данные смежных наук, С. п. адаптирует их к своим задачам (напр., материалы социальной психологии, изучающей микросреду в основном в аспекте межличностных отношений и социально-психич. состояний). С. п. исследует проблемы воспитания, возникающие у человека в микросреде, в самом образе жизни, а также возможности воспитания в этих условиях. Появились новые пед. специальности: «социальный педагог», «социальный работник». В пед. ин-тах вводится новый уч. предмет «С. п.», открываются ф-ты, отделения, курсы. Социальные педагоги исследуют закономерности обществ, воспитания, пути создания оптимального режима уч.-воспитат. процесса уч. заведений в условиях микросреды; создание пед. технологий интеграции воспитат. сил в обществе («педагогику среды», по выражению Шацкого); изучают инте-грац. воспитат. процессы и процессы, воздействующие на отклоняющееся поведение, а также воспитат. функции, име-ющиеся в др. профессиях (врачей и т.д.). Лит Щапов А II Социально-пед. «хловия умств развития рус народа СПБ, 1870, БлонскийП П, Курс педагогики M, 19182, Гессене И, Основы педагогики Введение в прикладную философию, Берлин, 1923, Виноградов Г С, Нар. педагогика, Иркутск, 1926, Социальная педагогика теория методика и опыт исследования под ред. В Д Семенова, Свердловск, 1989, Семенов В Д, Община и клуб воспитат. потенциал и его пределы, Екатеринбург, 1993, его же, Социальная педагогика История и современность, Екатеринбург, 1995
Отличное определение
Неполное определение ↓
Социальная педагогика - система знаний о педагогическом регулировании отношений личности и среды. Как самостоятельная отрасль научного педагогического знания социальная педагогика интегрирует информацию о системе целенаправленной социально-педагогической деятельности в конкретной микросреде в интересах гармонизации жизнедеятельности и социальных отношений отдельного человека.
Понятие «социальная педагогика», предложенное немецким ученым-педагогом А.
Дистервегом сто пятьдесят лет назад (1850), до настоящего времени не имеет однозначного толкования. Как теория и сфера практики социальная педагогика в настоящее время находится в процессе научной разработки.
Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетель ствует, что на всех исторических этапах развития системы российского образования проблемам формирования общественного сознания средствами педагогической теории и практики, социального воспитания различных категорий граждан придавалось значение «вопросов жизни». Концепции «разумного воспитания», гражданского и народного воспитания провозглашали идеи служения Отечеству и личной свободы людей, возбуждения, как говорил Н. И. Пирогов, у учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и к истине.
С позиций современных российских ученых социальная педа гогика рассматривается как «наука о воспитательных влияниях социальной среды»1 или как «отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого создан-
1 Семенов В. Д. О проблемах социальной педагогики // Магистр. - 1991. - № 11.-С. 17.
ных, так и организациях, для которых воспитание не является основной функцией»1.
1.1. Объект и предмет социальной педагогики
Определение объекта и предмета науки зависит от ее теоретического статуса.
Объект - это область социальной действительности, которую исследует данная наука.
Предмет - это способ представления объекта с позиций данной науки.
В современном научном знании социальная педагогика рассмат ривается как наука, объектом которой является сфера социальной действительности, в которой целенаправленно конструируется система социально-педагогической деятельности по регулированию социальных отношений, а предметом - взаимодействие личности и среды.
Объект социальной педагогики
Как отрасль интегративного педагогического знания социальная педагогика исследует особую сферу социальной действительности, в которой осуществляется социально и личностно детерминированная деятельность, направленная на педагогизацию социокультурной среды и регулирование социальных отношений. Социально-педагогическая деятельность - это деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Социально-педагогическая деятельность имеет междисциплинарный характер. Она тесно связана с экономическими, политическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в социальной сфере.
Такая деятельность может выполняться на нескольких уровнях социума: макро-, мезо-, микроуровне - и отличается организационными формами.
На макроуровне социально-педагогическая деятельность направлена на создание определенных мер по преобразованию социокультурной среды в целях обеспечения полноценной независимой жизни нуждающимся в помощи членам общества. Она представлена такими организационными формами, как социально-политические акции, формирование общественного мнения с использованием средств массовой информации, развитие системы социальных институтов.
На мезоуровне социально-педагогическая деятельность выступает как деятельность по оказанию помощи средствами образо-
1 Мудрик А.
В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994. - С. 28.
вания различным группам нуждающихся (семьям, детям, инвалидам и т.д.) в приобретении знаний и навыков, необходимых для развития и самореализации, в осознании ценностных ориентиров, в формировании чувства причастности к группе, социуму. Причем группы нуждающихся могут быть определены государственными структурами или устанавливаться отдельными благотворительными организациями или территориальными органами местного самоуправления. Организационные формы деятельности в этом случае достаточно разнообразны - от предоставления адресных социально-педагогических услуг до организации важнейших сфер жизни людей, нуждающихся в помощи.
На микроуровне социально-педагогическая деятельность исходит из проблем отдельного человека. Формы организации деятельности в этом случае варьируются - от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах.
Как открытая система социально-педагогическая деятельность тесным образом взаимосвязана с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, социологией, этикой, экологией, психологией, педагогикой.
Социально-педагогическая деятельность идентифицируется с педагогической деятельностью, так как и та и другая находятся в рамках одной подсистемы воспроизводства человека и направлены на личностное развитие индивида. Однако, несмотря на сущностную схожесть, имеются системные и качественные отличия, которые дают возможность рассматривать социально-педагогическую деятельность как самостоятельный социокультурный процесс. Наиболее существенными отличиями является то, что социально-педагогическая деятельность носит ситуативный характер, имеет в качестве своего объекта не всех людей, а лишь определенные категории нуждающихся в помощи и может осуществляться в более широком социальном пространстве.
Предмет социальной педагогики
Предметом социальной педагогики является взаимодействие личности и среды.
Становление личности человека в социокультурной среде происходит во взаимосвязи отношений в различных сферах: человек-человек, человек-природа, человек-общество, человек-семья, человек-время, человек-образование, человек-труд, человек-досуг, человек-здоровье и т.д.
Личность определяется социальным статусом и комплексом индивидуальных качеств человека, которые формируются под влиянием биологических и социальных факторов и представляют сложную структуру характеристик индивида. Вертикалью такой структуры являются те качества, которые человек обретает в процессе собственной активности, самостоятельного, свободного
выбора своего жизненного сценария. Горизонталь проявляется в тех качествах, которые возникают вследствие трансформации социального опыта в процессе познания, в совместной деятельности, в целенаправленном построении собственных отношений к самому себе и к окружающему миру.
Процесс социального становления личности - поэтапное содержательное совершенствование человеческих качеств, период реализации социальных целей и задач конкретного человека в окружающем его жизненном пространстве.
Процесс взаимодействия личности и среды предполагает на личие многих факторов, осложняющих или нарушающих систему социальных взаимоотношений и негативно влияющих на возможности реализации жизненного потенциала личности.
социальный педагогика наука
Анализ социальной педагогики как сферы научного знания невозможен без актуализации знаний о науке в целом. Как известно, наука представляет собой форму духовной деятельности людей, направленную на производство знаний о природе, обществе и самом процессе познания.
Непосредственная цель науки - постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука - сложная область интеллектуальной деятельности человека, которая исторически возникла позже религии, искусства и образования.
В современном понимании наука имеет два основных аспекта. С одной стороны, это - творческая деятельность по получению нового знания; с другой стороны, это и результат этой деятельности в форме совокупности знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.
Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, природную или социальную, явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Эти явления и составляют объект науки. Как правило, объект науки специфичен и имеет множество сторон, свойств, связей, одна из которых становится предметом науки . Предмет науки рассматривается как главная системно-структурная характеристика целостной картины исследуемой реальности, определенная часть, своеобразный «срез» объекта. Цель науки - описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею закономерностей.
Профессионализация социальной педагогики является характерным признаком современного общества, показателем его гуманистической ориентации и зрелости. Возникнув как отклик на социальные процессы и явления, социальная педагогика к настоящему времени превратилась не только в профессиональную деятельность, но и в сферу социально-гуманитарного знания, требующего научного осмысления и научного обоснования.
Социальная педагогика как сфера научного знания раскрывает основные пути и технологии гуманизации среды, исследует закономерности совершенствования взаимодействия человека и его социального окружения. Как любая прикладная область научного знания она нацелена на расширение границ и возможностей практики. Как наука социальная педагогика исследует закономерности конкретных социальных процессов и явлений, порождаемых социальными отношениями и непосредственно связанных с жизнедеятельностью личности ребенка, семьи, подростково-молодежной группы, а также детей и подростков, попавших в трудную жизненную или социально опасную ситуацию и нуждающихся в социально-педагогической помощи.
Анализ концептуальных подходов к теории социальной педагогики свидетельствует о том, что в настоящий момент природа знаний, используемых в теории и практике социально-педагогической деятельности, имеет интегративный, не только педагогический, а обобщенно-социальный и целостно-антропологический смысл, так как использует закономерности, принципы и методы других наук: философии, истории, экономики, социологии, психологии, антропологии, физиологии, медицины, правоведения, демографии и др.
Однако специалисты в сфере теории социальной педагогики называют ее прикладной социальной наукой на основании таких критериев как:
- - наличие специфической, обособленной предметной области;
- - сложившийся категориально-понятийный аппарат;
- - установленность закономерностей и принципов теории социальной педагогики;
- - система идей, позволяющих объяснить множество фактов из практический опыта социально-педагогической деятельности.
Объект социальной педагогики как любой социальной науки лежит в сфере социальной реальности. Как отмечает И.А. Липский, основной объект познания в социальной педагогике- «взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах)…» (3, С.129).
Предмет социальной педагогики в научной литературе, как правило, не определен однозначно и включает весь корпус научных знаний, представленных совокупностью инвариантов социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Но данная проблемная ситуация вполне объяснима, поскольку предмет развивающейся науки не может быть стабильным, так как находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания истины.
Это особенно актуально для социальной педагогики, так как она развивается на «стыке» научный дисциплин благодаря влиянию деятельности ученых из смежных наук: политологов, историков, социологов, психологов, психотерапевтов, педагогов, экономистов, юристов, медиков.
Развитие социальной педагогики как науки связано с развитием методики и методов исследования. В сфере социальной педагогики они достаточно междисциплинарны и предполагают адаптацию к предметной области социальной педагогики с целью формирования специальных методов и специфической методики исследования.
Как наука социальная педагогика выполняет ряд важных функций, связанных с процессом исследования: 1.информационную - накапливает и содержит сведения о реальных социальных и социально-педагогических процессах; несет в себе новые знания, новации, которые расширяют представления о той области предметного пространства, которая в социальной педагогике не исследована или исследована недостаточно; 2.объяснительную - описывает и объясняет причинно-следственные связи, закономерности, тенденции; 3.эвристическую - выявляет существенные необходимые связи, закономерности, принципы и методы преобразования социальной реальности с целью минимизции нарушений нормальной социализации человека. 4. прикладную - служит теоретической основой для совершенствования практики социально-педагогической деятельности; формирует на основе научных знаний новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в микросоциуме.
СОЦ. ПЕДАГОГИКА
Социальная педагогика - это отрасль педагогики, которая рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в специально созданных для этого организациях. Социальная педагогика, или педагогика среды, это научная дисциплина, интегрирующая научные достижения смежных наук и реализующая их в практике общественного воспитания. В основе социальной педагогики лежит прошлый педагогический опыт обучения и воспитания и практика воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики, как:
Педагогика школы;
Педагогика профессионального образования;
Воспитание в закрытых учреждениях;
Детских и юношеских организациях;
Педагогика клубной работы;
Педагогика среды;
Военная педагогика;
Производственная педагогика;
Педагогика временных объединений;
Педагогика социальной работы.
Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.
Социальная педагогика включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.
Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. акцент на содружестве и сотрудничестве воспитателя и ребенка.
Гуманизм социального воспитания заключается в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Гуманизм социального воспитателя выражается в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, оказать поддержку в критической ситуации.
В настоящее время социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, обладающий особой методикой социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самоорганизацию.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.
Социальная педагогика - не новый раздел в педагогике, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания.
Функции социальной педагогики:
1)первостепенной задачей является изучение ребенка, его состояние в стадии конфликта;
2)оказание помощи ребенку, попавшему в беду, нахождение путей, вариантов выхода из кризиса, поддержка в трудное время;
3)анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, которые окружают ребенка и воздействуют на него;
4)социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт;
5)она должна направлять деятельность ребенка на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки;
6)социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав;
7)одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.
Воспитательная функция обозначает включение ребенка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.
Социально-правовая функция означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.
Прикладные задачи социальной педагогики состоят в том, чтобы:
1)воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию;
2)поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни;
3)развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе;
4)развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе;
5)прививать подростку умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.
Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников, для того чтобы научиться разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом.
Основываясь на положениях «Кодекса этики социального работника и социального педагога», можно выделить следующие принципы.
1.Принятие человека таким, каков он есть. Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц, имеющих индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет право быть принятым и выслушанным любым социальным работником, право на получение помощи в улучшении социальной ситуации.
2.Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Это означает проявление уважения и соблюдение его прав. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация изменились. Клиент имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.
3.Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом. Конфиденциальной информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом.
Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента.
4. Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях. Соблюдение принципа
защиты прав клиента обусловливают обязанность социального педагога информировать человека, обратившегося к нему за помощью, обо всех действиях, предпринимаемых им для решения его проблем.
5. Ответственность социального педагога за результаты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.
6. Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом. Порядочность социального педагога является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; интересов профессионального сообщества социальных работников и социальных педагогов, общества в целом. Социальные педагоги делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы.