Создание условий для физического и творческого развития детей разного уровня. Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях Презентации условия необходимые для развития ребенка дома

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

В результате внимательного чтения этой статьи Вы будете правильно отбирать познавательные видео и презентации для развития речи Ваших детей. И создавать сами презентации, которые действительно будут полезны и будут развивать ребенка, а не станут пустой тратой времени и сил. А также не будете тратить лишние деньги на покупку того, что совершенно не нужно Вашему малышу, и будете понимать, а что нужно.

Малыш смотрит презентацию без мамы и развивается сам. Возможно ли это?

Сначала давайте договоримся о понимании того, бывает ли так, что «обучающее видео само развивает ребенка», пока мама занимается своими делами. Ведь этот рекламный слоган известен сейчас всем и многие в него искренне верят.

Увы, это всего лишь рекламная уловка, а истина другая — ни одна видеопрезентация не может развивать речь ребенка, если она не сопровождается совместным обсуждением и совместными действиями в ходе просмотра или после просмотра видео или слайдов! И это касается любого возраста ребенка. Если ребенок молчит и просто смотрит на экран с кадрами, пока мама занята своими делами, то его речь не развивается от этого просмотра!

Почему же малыш так внимательно смотрит на экран? Многие считают, что это оттого, что ребенок — умница, он хочет учиться уже с пеленок, он всё запоминает и узнаёт. Это тоже не так. Малыш внимательно смотрит на экран потому, что ему нравятся мелькающие кадры – то есть ему нравится «режим клипового восприятия», который завораживает и затягивает так, что не оторваться. Именно это мелькание как раз и отвлекает внимание от слова и его звучания и не развивает, а, наоборот, тормозит развитие речи. Поэтому говорить о том, что есть «презентации для развития речи 0+», которые малыш смотрит и развивается сам – бессмысленно. Это просто рекламная уловка. Надо понимать, что этого вообще в природе не бывает и противоречит базовым законам развития ребенка, выявленным и общепринятым в мировой детской психологии.

Давайте обговорим это подробнее по каждому возрасту детей.

Презентации по развитию речи для младенцев и самых маленьких деток раннего возраста (0+, 1+)

В Интернете море презентаций по развитию речи детей до года или детей раннего возраста (с года до трех лет). Что чаще всего представляет себя такая презентация? Это набор слайдов, который сопровождается голосом диктора. Например: «Солнцезащитные очки» — и показывается соответствующая картинка, «пляж» — и новая картинка, «море» — третья картинка, «замок» — четвертая картинка и так далее. Или показываются и называются картинки на одну тему: морковка, свекла, лук, картошка. Или показываются картинки, изображающие разные действия или признаки и они называются.

Давайте посмотрим, нужна ли такая презентация младенцу. Мнение специалистов – абсолютно не нужна! И даже вредна, причем вредна не только для зрения (это само собой разумеется, так как орган зрения в этом возрасте еще формируется и еще не окреп)! Приведу факты в доказательство этого утверждения и интереснейшие результаты исследований, которые нужно знать любой маме и любому педагогу.

Главный фактор, который руководствуется эта реклама – это продажа продукции. Никого не волнует, действительно ли ребенок развивается в ходе просмотра этих презентаций. Волнует другое – продать их родителям, которые поверят, что это так, и что такая продукция будет полезна малышу и даст так нужное всем нам свободное время! О! Это наверное самое главное сейчас – занять малыша и сделать в это время свои дела! Хорошо если удастся занять на 20 минут, а если на час – ведь малыш может и час смотреть на экран! А тут авторы еще и говорят, что не просто будет смотреть, а еще и разовьется от этого просмотра! Как здорово! Мечта сбылась! Популярность подобных американских видео для развития младенцев очень большая, как и доход от их продажи. Сейчас есть много российских подобных видео, а также такие видео делают сами мамы для своих деток. Ведь, судя по рекламе, это просто мечта – ребенок сам себе развивается, а в это время мы – взрослые – занимаемся своими делами!

Но… В этой бочке меда в виде свободных минут родителей есть даже не ложка, а много бочек дёгтя. Сначала несколько фактов: Большинство подобных видеопрезентаций пришли к нам из Америки. Но американские педиатры (Американская Академия Педиатрии) рекомендует полностью (!) запретить просмотр телевизора и видеопрограмм детям до двух лет. А с 3 до 5 смотреть только качественные программы 30 минут в день не более. Нет никаких фактов, доказанных наукой, о пользе видеопрезентаций «по развитию речи» для младенцев. Зато есть другие факты. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает однозначную рекомендацию: категорический запрет на просмотр видеопрезентаций, как и другой видеопродукции, до трех лет. Это наводит на размышления, ведь видео, которые у нас продаются и взяты за основу таких презентаций как раз есть слепок с американского оригинала. Почему же их так активно распространяют у нас?

Результаты исследования

Исследование 1

Расскажу об очень интересном психологическом исследовании. Обязательно дочитайте его результаты до конца, и взгляд на развитие речи малыша у Вас перевернется и будет ясно видно, может ли видео развивать малыша без присутствия взрослого! Исследование проводилось в нашей стране в доме ребенка. В эксперименте участвовали детки от 10 до 15 месяцев, не умеющие говорить (то есть без активной речи).

Ход эксперимента: В течение нескольких месяцев дети слушали одну и ту же аудиозапись радиопостановки сказки Андерсена «Дюймовочка» (специально был выбран текст, не понятный малышам). Экспериментатор приносил малыша в комнату, включал запись, был очень доброжелателен и очень сосредоточенно слушал сказку вместе с малышом. Сначала дети не слушали аудиозапись, отвлекались, пытались стянуть простынку, то есть аудиозапись их совсем не занимала, некоторые чуть не засыпали. Постепенно детки (напоминаю, что это дети – сироты из дома ребенка) стали узнавать экспериментатора, тянуться к нему, проситься на ручки, с удовольствием шли в комнату для прослушивания. Дети во время прослушивания сказки стали оборачиваться на экспериментатора, смотреть на его губы, сосредоточенно слушали звуки записи, улыбались, удивлялись, вокализировали. После двадцатого такого индивидуального «занятия – прослушивания» у половины детей появились первые осмысленные активные слова, обращенные к экспериментатору. После 30 прослушивания детки эмоционально реагировали на каждую фразу, ждали знакомых голосов из спектакля, радовались приходу экспериментатора и плакали, когда он уходил. Во время прослушивания ликовали, подолгу смотрели на источник звука. У многих молчавших деток появился лепет. После прослушивания записи происходил взрыв голосовой активности. То есть аудиозапись явно стала источником приятных переживаний!

Тогда исследователи решили проверить, что влияло на взрыв речевой активности младенцев – многоразовое прослушивание одной и той же аудиозаписи или общение со взрослым. Для эксперимента были взяты другие дети того же возраста, не владеющие речью (то есть детки молчали). Но прослушивали детки в этой серии эксперимента сказку по-другому. Взрослый во время прослушивания уходил за ширму, и детки его не видели. Результат был плачевный. Дети так и не научились сосредотачиваться на прослушивании аудиозаписи. Ни бурной радости, ни бурной двигательной активности, ни речевой активности у них не возникло. Дети избегали экспериментатора и не выказывали ему никакого расположения.

Тогда исследователи задали третий вопрос себе – а может быть тогда на детишек повлиял не взрослый, а то, что это сказка, то есть текст. И что этот текст много раз повторялся ребенку? И провели для выяснения этого вопроса третью серию экспериментов.

В ней деткам в тех же условиях давали прослушать отрывки из музыки Сергея Прокофьева («Петя и волк»). Взрослый также как и раньше приносил малыша в комнату, включал магнитофон и уходил за ширму на время прослушивания. Результат был также плачевным. Одни малыши слушали, другие совсем не слушали. Изменений в речевой активности у детей не наблюдалось.

Так стало ясно, что для развития активной речи малыша нужен именно взрослый! Слушание аудиозаписи действительно стимулирует речевую активность, но только в том случае, если взрослый также как и ребенок выступает в роли ее активного слушателя. Именно взрослый и общение с ним влияет на развитие умения говорить и слушать речь.

Примечание для любознательных. Кстати, была еще четвертая серия этого очень интересного эксперимента, в которой сравнивались две группы деток – из семьи и из дома ребенка. Оказалось, что первый тип занятий (совместное прослушивание взрослым и ребенком сказки) оказывал равное и одинаковое влияние на всех деток. А вот к музыке малыши отнеслись по-разному. Малыши из семьи увлеченно слушали «Петю и волка», активно лепетали, смотрели взрослому в глаза, ликовали, желали и дальше слушать музыку. А детки из детдома вообще не реагировали. Что подтвердило тезис о том, как важна среда в развитии малыша, в том числе и музыкальная среда.

Исследование 2.

Еще одно исследование, проведенное за рубежом, и его результаты. Был проведен эксперимент с детьми раннего возраста, в ходе которого малышам предъявлялись слова в трех разных ситуациях: 1) комментирование взрослым активных действий ребенка с реальными предметами (то есть когда малыш играл, взрослый называл предметы, признаки, действия), 2) разговор со взрослым по скайпу (малыш смотрел на экран и реагировал лепетом), 3) презентация с голосом диктора. А потом сравнили – какие слова дети стали быстрее узнавать на слух и говорить?

Отгадайте, какая группа слов была лучше усвоена? Да, слова первой группы были активно усвоены детьми, легко вошли в их пассивный словарь (понимаемые слова), а потом в активный словарь (малыши их начали говорить). А вот слова последней группы «прошли мимо» деток, хотя презентация их привлекала, и они ее с удовольствием смотрели. Делаем выводы.

Выводы

Фильмы для обучения речи младенцев от нуля до года созданы вопреки законам развития ребенка. Дело в том, что интеллект ребенка развивается в его активных действиях с предметами в реальном мире, в его собственном опыте. А не в просмотре мелькающих картинок. Привычка к пассивному восприятию действительности в режиме клипового восприятия ведет к искажению внутреннего мира маленького человека. Он уже не стремится сделать открытие сам, потянуться, доползти до предмета, обследовать его, пообщаться активно со взрослым – он просто пассивно ждет. И это еще не всё. Малыш привыкает к такой гиперстимуляции и потом постоянно ее требует. Позже становится невозможно сосредоточить внимание ребенка, он гиперактивный, неспокойный, часто с истериками, требует постоянного шума и уже привык к нему.

В чем еще минусы таких презентаций? Они изначально настраивают взрослых, что ребенок – это пустой сосуд, в который надо просто «влить» побольше информации. И ведь это не так! Малыш – это активный человечек – исследователь, и именно в его активности залог его счастливого будущего и база его полноценного развития! Всё нужное для развития речи малыша есть вокруг него – это ближайшие предметы, их свойства и качества и активные действия ребенка с ними, общение с близкими взрослыми, комментирование взрослыми действий малыша.

Если же мы показываем на слайдах малышу те явления, которые он еще не видел вообще, и требуем лишь повторения слов из презентации (называния предметов), то таким образом приучаем его лишь к повторению чужих мыслей, а не к выражению своих собственных мыслей и чувств! А вот если он привык к тому, что слово идет из его собственного активного опыта – это уже совсем другое слово, оно живое по природе своей!

Поэтому мое убеждение – презентации для развития речи детей раннего возраста не нужны! А как развивать речь малыша в интересном для мамы и малыша общении– мы говорим на Это очень просто, доступно всем, проверено многими поколениями! Только вот за дорого это не продашь, ведь истинное счастье и любовь к малышу не продается! Поэтому и продаются и рекламируются сейчас вместо живого общения — общение виртуальное с неизвестным диктором на экране компьютера.

В следующий раз мы поговорим о презентациях для детей постарше – с 3 до 7 лет.

До новых встреч на «Родной тропинке»! Я буду рада, если Вы поделитесь ссылкой на эту статью со своими друзьями и поможете им избежать ошибки. Вы не представляете, какое количество мам надеялись на эти презентации для развития речи, поддавшись на рекламу, и получили грандиозные проблемы с детками! Они мне пишут в письмах, что искренне верили, что видеопрограммы развивают младенцев и очень часто их ставили для просмотра детям – «развивали с пеленок», причем героически и интенсивно. И ждали «гения». Но результат получили плачевный и сейчас возвращаются к азам – потешкам, колыбельным, комментированию действий малыша и своих действий – словом, к тому, что всегда веками сопровождало жизнь ребенка в первые годы и давало прекрасные результаты.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Слайд 1

Развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности
Подготовила воспитатель: Карчевская Раиса Степановна
Г. Москва 2016-2017

Слайд 2

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются: - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); - общение с взрослым; - совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); - восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; - двигательная активность.

Слайд 3

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть: - событийная (связана с каким-либо событием из личного опыта); - ритмичная (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); - процессуальная (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Слайд 4

Деятельность педагога по каждому направлению:

Слайд 5

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.

Слайд 6

К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др. К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение. В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.

Слайд 7

Задачи педагога: - развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними; - формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители; - формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

Слайд 8

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Слайд 9

Задачи педагога: - знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка; - поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования; - побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами; - обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

Слайд 10

3. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Слайд 11

Задачи педагога: - способствовать обогащению словаря; - формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику; - развивать потребность в речевом общении.

Слайд 12

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Слайд 13

Задачи педагога: - способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; - обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры; - развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

Слайд 14

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Слайд 15

Задачи педагога: - формировать элементарные навыки самообслуживания; - формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам; - формировать предметные действия; - развивать самостоятельность в бытовом поведении.

От того, в каких условиях развивается личность, во многом зависит, насколько цельной, творческой, жизнерадостной, деятельной она будет. Поэтому родителям так важно с первых дней жизни создать условия для развития ребенка .

Создайте собственное пространство для ребенка

Идеальным местом для пребывания маленького человека в доме должна стать детская комната. Если в первые месяцы жизни дитя нуждается в постоянном присутствии родителей, то через некоторое время ему потребуется собственное пространство, где он будет ощущать себя полноправным хозяином. Даже если у вас нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, оборудуйте детский уголок, где он будет хранить свои игрушки, книжки, где можно поставить маленький стол или парту.

Одним из основных условий для развития ребенка является самостоятельность, поэтому ваша задача – предоставить ему такую возможность: с 2-3 месяцев давайте время малышу самостоятельно позаниматься игрушками. Повесьте над кроваткой яркие погремушки, карусельку. Разместите все это на доступной для малыша высоте, чтобы он, задевая игрушки ручками, слышал звуки. Если ребенок не капризничает и увлечен этим занятием, не стоит его прерывать.

Став старше, он с удовольствием будет играть с предметами разной фактуры. Педагоги считают, что развитие тактильной чувствительности при исследовании различных материалов от ткани до дерева и меха влияет на формирование интеллекта ребенка, пополняя его жизненный опыт.

Наполните его жизнь впечатлениями

Кроме собственного пространства для игр, ребенку для развития необходимы впечатления. Особенно важно это для детей дошкольного возраста примерно с 3 до 7 лет. Психологи утверждают, что в этот период люди получают самые незабываемые и сильные эмоции. Связано это с тем, что у детей в это время бурно развивается воображение, и новые впечатления активно подпитывают его.

Как известно, в памяти остается только то, что . Поскольку здоровые дети впечатлительны по своей природе, будьте уверены, что радость от совместных поездок, походов в зоопарк, планетарий и цирк останется с ними навсегда.

Важно для дошкольников узнавать новые виды деятельности. Сегодня многие художественные студии предлагают родителям вместе с детьми посетить совместные уроки рисования. Трудно передать словами восторг ребенка, у которого с первого раза получилось создать маленькую картину: дом на опушке зимнего леса или прекрасного павлина.

Некоторые родители протестуют против посещения ребенком детского сада, считая, что там «детьми не занимаются». Если вы решили посвятить ребенку свое время до школы, то обязательно выберите альтернативный вариант его общения с детьми: детские развивающие центры, кружки, секции. Кроме того, что ваш малыш будет там учиться общению со сверстниками, в этих организациях проводятся праздники, а в спортивных секциях соревнования, принимая участие в которых, ваш ребенок обогатится новыми впечатлениями.

Ярким моментом в жизни 6-7-летнего ребенка может стать поход с взрослыми в лес с ночевкой. Особенно если привлечь его к подготовке: пусть сам смонтирует вместе с папой удочки и снасти для рыбалки, соберет котелок и припасы вместе с мамой.

А сколько незабываемых впечатлений получит ребенок от купания и пляжа, ночных звуков и шорохов, плеска рыбы в камышах, катания на лодке!

Итак, смена обстановки и разнообразные впечатления – второе важное условие для развития ребенка.

Создайте творческую среду

Мы уже довольно много говорили о важности творчества в жизни ребенка. Компьютерные игры в этом деле не помощники: являясь готовым продуктом, они не развивают фантазию и воображение.

Ребенок «зацикливается» на образах виртуальной игры, замыкается в ее рамках и перестает интересоваться другими видами деятельности, становится асоциальным. Между тем, только ситуативная и ролевая игра со сверстниками является развивающей по сути, а ребенок утрачивает к ней интерес. Регламентируйте занятия ребенка с компьютером, чтобы не допускать таких «перекосов», и поощряйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы деятельность доставляла ребенку удовлетворение, положительные эмоции, тогда он сам будет инициировать занятия. Например, вы увидите, как он ждет нового посещения развивающей школы или мечтает закончить новую поделку в кружке.

Творчество возможно не только в специализированных центрах, но и дома в повседневной жизни. Например, предоставьте ребенку возможность украсить комнату к празднику, нарисовать новогодние флажки для гирлянды, придумать вместе с вами оформление праздничного пирога для бабушки и т.д. Побуждайте его фантазировать, вносить новые предложения, помогайте с их реализацией.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что создать условия для развития ребенка не так сложно. Три главных компонента: собственное пространство, новые впечатления и творческая среда – и ваш ребенок успешно развивается как личность. Но самым главным, «цементирующим» успех компонентом является ваша заинтересованности в его развитии, ваша поддержка, похвала, искренняя радость даже небольшим его победам.

Нет похожих статей.

Внешняя среда оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность любого, в первую очередь растущего, организма. Состояние здоровья ребенка во многом зависит от микроклимата помещения, где он постоянно находится, чистоты и свежести воздуха, качества одежды, которая соприкасается с его кожей, мебели, которой он пользуется и т. п.

Расскажем более подробно о том комплексе мер, который позволит добиться хороших результатов в развитии и воспитании малыша.

Помещение. Еще до рождения ребенка надо выделить и оборудовать детскую комнату или уголок в наиболее освещенной части комнаты, освободив его от лишних предметов. Это облегчит уборку и поддержание чистоты.

Температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть не ниже 22 °С. Для этого в холодное время года приходится иногда устанавливать дополнительные обогревательные приборы. Однако повышать температуру воздуха выше 23- 24 °С не рекомендуется, так как это может привести к перегреванию ребенка и снижению его сопротивляемости простудным заболеваниям. Для детей более старшего возраста температура воздуха должна быть более низкой: малышам до года - в пределах 20-22 °С, а для детей старше года, учитывая их большую двигательную активность, 18-19 °С.

Независимо от времени года в помещение, где находится ребенок, необходимо открыть широкий доступ свежего воздуха. Для этого комнату надо проветривать несколько раз в день. В холодное время года для проветривания открывают фрамугу или форточку (сначала в отсутствие ребенка, а затем и при нем). Летом держат окна открытыми весь день, а по возможности и ночью.

В комнате, где помещен ребенок, нельзя стирать и сушить пеленки и белье, категорически запрещается курить. Пол, окна, двери и мебель ежедневно должны подвергаться влажной уборке.

Детская мебель, одежда, обувь. Для ребенка нужна детская кроватка с боковыми сетчатыми или решетчатыми стенками. Она должна иметь жесткое дно. Матрац также рекомендуется жесткий - из конского волоса, морской травы, сена. Не следует использовать матрацы из пуха или поролона, так как это может приводить к перегреванию ребенка, а в ряде случаев - к аллергии. Спать на раскладушке или в коляске детям нельзя.

Подушку ребенку до одного года не кладут, чтобы не вызвать у него искривление позвоночника из-за неправильной позы в кроватке. Детям более старшего возраста можно сделать небольшую плоскую подушку из морской травы или пера птицы. В кроватку ребенка во время бодрствования рекомендуется вкладывать толстый фанерный лист, обтянутый байковым одеялом и клеенкой. Очень удобен детский манеж, где ребенок может более активно двигаться и играть.

Детям старше года нужна специальная мебель: стул для кормления, детский стол, детский стульчик, шкафчик для игрушек. Вся детская мебель должна быть легкой, удобной, хорошо подвергающейся гигиенической обработке. По мере роста ребенка необходимо приобретать мебель больших размеров или соответствующим образом приспосабливать имеющуюся.

Малыша нельзя постоянно оставлять в кроватке или манеже. Начиная с 7-месячного возраста, его следует спускать на пол, создавая условия для развития движений. С этой целью часть комнаты можно огородить барьером высотой 40-45 см, пол застелить байковым одеялом и легко моющейся клеенкой. В такой импровизированный манеж можно поместить каталку, гладкое или обшитое клеенкой бревно, большой мяч. Все это стимулирует активные движения ребенка - ползание, вставание, переступание. Для детей более старшего возраста (с 10-11 мес) рекомендуется сделать небольшую горку с лесенкой и скатом, скамейку, шведскую лесенку.

Одежду детям раннего возраста желательно шить из гигроскопичных хорошо стирающихся материалов (хлопок, лен, шерсть), а для пальто, куртки, комбинезона допускаются материалы с примесью синтетических волокон. Она должна соответствовать возрасту ребенка, сезону, температуре воздуха, защищать как от охлаждения, так и от перегревания, быть удобной, свободного покроя, не стеснять движений ребенка. Очень важно, чтобы одежда малыша была максимально приспособленной к тому, чтобы он мог самостоятельно ею пользоваться.

Грудным детям рекомендуются распашонки (ситцевые или трикотажные и фланелевые), фланелевые кофточки с длинными рукавами, ползунки (ситцевые, фланелевые, трикотажные), позднее - колготки. В более старшем возрасте (после года) - нижнее белье из хлопчатобумажной ткани и трикотажа (трусики, майки, футболки), платья или рубашки из ситца, фланели, трикотажа, колготки (в теплом помещении и летом - носочки), шорты из хлопчатобумажной или шерстяной ткани. В прохладном помещении малыша можно одеть в шерстяное платье или брюки, шерстяную кофточку.

Чтобы обеспечить ребенку свободу движений в холодное время года, для прогулок рекомендуется комбинезон с шерстяной кофточкой и рейтузами. Для прогулок и сна на открытом воздухе для ребенка первого года жизни очень удобно использовать спальный мешок, который не стесняет дыхания и позволяет малышу принять удобное положение.

Голову ребенка даже самого раннего возраста в помещении следует держать непокрытой. На улице летом можно надевать легкий чепчик (при ветре или пребывании на солнце), более старшим детям - панамку или шапочку с козырьком. В холодное время года советуем надеть хлопчатобумажную косынку и шерстяную шапочку, а в морозную погоду - меховую.

Обувь для ребенка необходимо подбирать по размеру. Она не должна быть слишком широкой или узкой, так как это может привести к деформациям стопы. Уже с 8-9 мес, когда ребенок начинает вставать и переступать у барьера, ему следует надевать кожаные ботиночки с жестким задником и небольшим каблучком (0,5-1 см), а не мягкие пинетки или одни носочки, так как это способствует развитию плоскостопия. Более старшим детям, хорошо овладевшим ходьбой, подходят кожаные туфли или сандалии, которые также должны иметь жесткий задник и каблучок до 1 см.

Чтобы ноги ребенка не перегревались, он не должен носить в помещении теплые тапочки и тем более валенки, а также резиновую обувь. Резиновые сапожки можно использовать только для прогулок в сырую погоду. При этом обязательно надо надевать шерстяные носочки. Летом, в теплую погоду, детям очень полезно ходить босиком (на хорошо очищенном грунте, песке или траве). Это является хорошим закаливающим средством и одним из методов профилактики плоскостопия.

Одежду и обувь для ребенка желательно подбирать красивую, ярких расцветок. Это дает ему новые зрительные впечатления, повышает эмоциональный тонус, является одним из моментов эстетического воспитания.

Детское белье, одежду и обувь следует хранить отдельно от одежды взрослых. Стирают детское белье и одежду также отдельно, не пользуясь при этом стиральными порошками, так как это может вызвать аллергические реакции. Белье детей первого года жизни стирают только детским мылом, обязательно подвергают кипячению. Высушенное белье (сушить лучше на свежем воздухе) проглаживают горячим утюгом. Очень важно тщательно проглаживать пеленки и распашонки для ребенка в первые недели его жизни, так как кожа у него очень нежная и легко восприимчива к болезнетворным микробам. Кипячение и проглаживание надежно обеззараживают пеленки.

Предметы ухода за ребенком. Ребенок первых месяцев жизни нуждается в особенно тщательном уходе. В этом возрасте любые нарушения окружающей среды могут привести к возникновению серьезных заболеваний.

Предметы и средства ухода за ребенком следует приготовить заблаговременно, еще до его рождения. В первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы новорожденный был обеспечен достаточным количеством пеленок, распашонок и другого белья, чтобы их можно было свободно менять по мере необходимости. Новое белье следует заранее прокипятить, прогладить горячим утюгом и хранить в специальном шкафу или тумбочке.

Для ухода за кожей ребенка и слизистыми оболочками надо иметь вату, марлевые салфетки или бинты, которые должны быть новыми, не бывшими в употреблении, в первое время желательно приобрести марлю, вату и бинты в стерильной упаковке. Вата и бинты должны храниться в чистых (прокипяченных) стеклянных банках с крышками. Обработка кожи ребенка с целью профилактики опрелостей производится детским кремом или стерильным растительным маслом (оливковым, подсолнечным, кукурузным), которое надо предварительно прокипятить и хранить в специальном пузырьке.

Для купания ребенка нужны детская ванночка, водяной термометр, мягкая губка или рукавичка из байки, детское мыло, кувшин для обливания ребенка в конце купания. Ребенка первых месяцев жизни желательно укладывать на специальный матерчатый гамачок, натянутый на проволочную основу, с помощью которого ребенку придается в ванне полулежачее положение.

Подмывают ребенка после каждого мочеиспускания и опорожнения кишечника, используя для этого небольшой таз и кувшин. При наличии горячего водоснабжения можно подмывать ребенка под краном, тщательно регулируя температуру воды.

Ногти на руках и ногах обрезают специально выделенными ножницами с закругленными концами, причесывают отдельным гребнем. Этими предметами никто не должен пользоваться.

Очень важно соблюдать особую чистоту при хранении сосок и пустышек. Их следует помещать в прокипяченные стеклянные банки с хорошо закрывающимися крышками. Эти банки надо кипятить не реже 2 раз в неделю. Соски кипятят после каждого использования.

Необходимо иметь в запасе несколько стерильных градуированных бутылочек (приобретаются в аптеке) - для воды, сцеженного грудного молока, соков и др. Бутылочки, как и соски (пустушки), после каждого употребления должны быть тщательно вымыты и прокипячены.

Такие предметы ухода, как баллон для клизмы, газоотводная трубка, пипетка для глаз, пипетка для носа, также должны храниться в отдельных закрытых чистых стеклянных банках.

Когда ребенку исполнится 6 мес, родителям следует настойчиво приучать малыша пользоваться горшком. Однако нельзя насильно сажать ребенка на горшок, так как это вызывает негативную реакцию и задерживает выработку необходимого навыка. Если ребенок умеет самостоятельно сидеть, очень удобно пользоваться специальным стульчиком для высаживания.

К началу второго года жизни следует приобрести детскую зубную щетку и приучать его чистить зубы сначала без пасты, а позднее специальной детской зубной пастой. Малышу надо выделить специальный стаканчик для полоскания рта после еды.

Игрушки. Правильный подбор игрушек имеет огромное значение для нервно-психического развития ребенка. Игрушка становится первым и основным средством, при помощи которого малыш познает окружающую среду, знакомится с цветом, формой, объемом и другими свойствами различных предметов, учится манипулировать ими. Игрушки во многом способствуют развитию активных движений ребенка, развитию его речи, мышления. Подбирать их надо в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, его вкусами, склонностями.

У лее с первых недель жизни у ребенка формируются основы бинокулярного (двумя глазами) зрения, что позволяет видеть предметы в пространстве. К концу первого месяца жизни он уже может некоторое время фиксировать глазами крупные предметы, а в последующем следить взором за передвигающимися крупными и яркими предметами. В это же время начинает различать звуки и прислушиваться к ним.

Игрушки-подвески рекомендуется использовать с первых дней жизни ребенка. В кроватке примерно на расстоянии 70 см над грудью малыша следует подвесить яркую крупную игрушку для рассматривания. Такие же крупные и яркие игрушки (шары, большие пирамиды, куклы, мишку и др.) надо разместить в разных местах комнаты недалеко от детской кроватки (поставить на полку, прикрепить к стене). Периодически игрушки-подвески меняют, используя другие, иной формы, цвета. При общении с малышом ему следует показывать яркие и звучащие игрушки (погремушка, бубен, колокольчик).

Когда ребенку исполнится 2-2,5 мес игрушки подвешивают ниже, на высоте вытянутой руки ребенка. При этом крупные игрушки надо заменить более мелкими, удобными для захватывания. Такая тактика преследует цель развить у ребенка способность ощупывать и брать в руки различные предметы. Однако надо оставить и крупные игрушки для рассматривания.

Ребенку в возрасте 5-6 мес в кроватке или манеже надо подвешивать несколько разнообразных по форме, цвету и фактуре игрушек (шарики, колокольчики, ленточки), которые укрепляются на одном общем шнуре таким образом, чтобы малыш, потянув к себе один захваченный предмет, вызывал перемещение других. Такое перемещение и звучание других игрушек переключает на них внимание ребенка и вызывает у него желание захватить новую игрушку. Одновременно с подвешенными в манеж или кроватку ребенка помещают другие игрушки (в основном новые). Они стимулируют ребенка к поворотам, подползанию.

После 6 мес малыш начинает активно манипулировать самыми разнообразными игрушками. Надо предлагать ему игрушки для вкладывания и вынимания (матрешки, мисочки), для нанизывания (пирамидки), толкания (тележки, машины), катания (шары, мячики) . Нужны и так называемые сюжетно-образные игрушки - куклы, мишки, зайцы и др.

Развитию моторики пальцев, очень важной для общего развития ребенка и особенно речи, помогает использование различных коробочек (круглых, квадратных, треугольных, продолговатых) с крышками, кубиков разной величины и цвета, колец разной величины и толщины. Рекомендуются такие пособия, как «Чудесный мешочек», «Волшебный фонарик», в которые вкладываются различные более мелкие игрушки. Это побуждает ребенка доставать игрушки из мешочка или фонарика и рассматривать их.

Одновременно с игрушками на стенах комнаты следует повесить 2-3 картины, эстампа с изображением крупных игрушек, ярких фруктов или каких-либо понятных ребенку предметов, чтобы развивать ориентировку в окружающем и способствовать развитию речи.

Ребенку более старшего возраста (после года) необходимы игрушки для определения формы предмета (шар, куб, пирамида и др.), цвета предмета, его величины. Он должен научиться подбирать их по цвету, форме, величине и др.

Большой интерес для ребенка представляют сюжетные игрушки: куклы, машины, игрушечные овощи, фрукты, а также природный материал (шишки, желуди, листья, цветы). Дети очень охотно занимаются игрушечными животными, птицами, домиками, мебелью и др. Для развития речи малыша следует использовать различные детские книжки, картинки, макеты, диафильмы.

Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ» (от 29. 12. 2012 года) , для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Согласно требований ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация самостоятельной деятельности детей в ДОУ, в том числе и игровой, основывается на следующих принципах:

  1. принцип - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  2. принцип - взаимодействие ДОУ и семьи
  3. принцип - создание оптимальных условий для свободной самостоятельной деятельности детей
  4. принцип - организация самостоятельной игровой деятельности, может быть организована индивидуально (что характерно для детей раннего и младшего дошкольного возраста) , а также в группе сверстников (для детей старшего дошкольного возраста.
  5. принцип – посильный. Самостоятельная игровая деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшего развития самого сильного в группе ребенка, учитывать «Зону ближайшего развития» каждого дошкольника.
  6. принцип - поощрения (за успешное выполнение игровых действий, за проявленное волевого усилия, умения организовать игру) .

ИГРА - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его, учится понимать правила и нормы поведения в обществе. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны педагогов. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Воспитатель может выступать в игре как в роли активного участника, так и в роли внимательного наблюдателя. При построении предметно – пространственной среды педагоги нашего детского сада №16 «Березка» руководствуются следующими принципами: открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Свободная самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Субъектами организации самостоятельной игровой деятельности детей выступают: воспитатели, младшие воспитатели, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель,

педагог- психолог, родители.

С целью развития свободной игровой деятельности дошкольников наши педагоги: - создают в течение дня условия для самостоятельной игры детей; - определяют игровые ситуации, в которых детям нужна помощь; - наблюдают за играющими детьми и стараются понять, какие именно события дня отражаются в игре; -отмечают детей с развитой игровой деятельностью и тех, у кого игра развита слабо;

Косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагают новые идеи или способы реализации детских идей) . Игровая среда, которую организуют наши воспитатели, стимулирует детскую активность. С этой целью педагогами постоянно обновляются игровые уголки в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование в группах разнообразное, оно легко трансформируется. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Всё игровое пространство в группах поделено на игровые зоны, которые расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешать друг другу, играя одновременно, нескольким группам. Игры в группах делятся на: творческие, игры с правилами, народные. Творческие в свою очередь делятся на: сюжетно-ролевые; театрализованные; конструкторские. В нашем детском саду для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе созданы специально-организованные зоны. Принцип зонирования и гендерного подхода учитывают интересы как девочек, так и мальчиков. В зонах сюжетно-ролевых игр имеется большое количество игровой атрибутики для любимых детьми игр, таких как: «Семья» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» , «Гараж» .

Цель: учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, формировать игровые умения, развитые культурные формы игры, развитие самостоятельности, инициативы, творчества, познавательной активности, коммуникативных навыков и потребностей в общении со сверстниками, расширение кругозора дошкольников.

Зоны строительно-конструктивных игр оснащены кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках. Цель: активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями. Строительно-конструктивные зоны - любимое место мальчиков.

В зонах театрализованных игр располагаются различные настольные и кукольные театры.

Цель: развития у детей ролевых действий, артистических и творческих способностей, умения перевоплощаться.

В театрализованных играх дети раскрываются, становятся уверенными и активными.

Зоны дидактических игр содержат большое количество умных развивающих игр, таких как: «Четвертый лишний» , «Чего не стало» , «Найди отличия» , «Закономерности» , «Последовательность» , «Найди предмет, как в образце» , «Что получиться при наложении фигур» «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Что к чему» , «Ассоциации» , «Все профессии важны» , «О чем речь?» , «Вопрос ребром» и др.

Цель: способствовать развитию умственных способностей детей, усвоение определенных правил, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Зоны художественного творчества и литературы оснащены альбомами, гуашью, мелками, пластилином, цветной бумагой, трафаретами, различными раскрасками. На подставках размещены книги, рекомендованные для чтения детям в соответствии с возрастом каждой группы, портреты писателей, а также любимые детские книги.

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.

В свободное время дети с удовольствием играют в этой зоне и творят свои шедевры.

Музыкальные зоны. В них находятся детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен, саксофоны, маракасы, колокольчики, микрофон.

Цель: развитие у детей интереса к музыке, ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Хотелось бы отметить, что по итогам муниципального конкурса музыкальных уголков, который проходил в 2014-15 учебном году, детский сад №16 «Березка» занял первое место.

Для развития свободной игровой деятельности дошкольников силами педагогов и родителей создана предметно-пространственная среда и на групповых участках, каждый из которых имеет свою неповторимость и уникальность.

Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач, связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и т.п.) . Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую познавательную активность, педагог может:

  • регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе-проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
  • обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
  • позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;
  • организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры. Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. К концу дошкольного возраста дети должны уметь проявлять инициативу в разных вида деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой, самореализовываться в избранной роли, иметь положительную оценку себя и мира, а также себя в этом в мире, сопереживать и сочувствовать другому, обладать навыками регулирования себя и своих поступков, уметь высказывать свою точку зрения, формировать алгоритм собственных игровых действий.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»