Аппликация из ткани план конспект. Планы конспектов уроков по технике аппликации

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Тема

Цели занятия и задачи :

- Практическое применение правил сотрудничества и коллективной деятельности.

Оборудование :

Образцы аппликации. Рисунки с изображением стрекозы, шаблон стрекозы.

Картон, цветная бумага. Ножницы. Клей. Простой карандаш. Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Ход занятия

    Организационный момент:

    Проверка готовности учащихся к занятию.

II. Актуализация знаний: (презентация)

Сегодня на занятии вы познакомитесь с понятием «мозаика», выполните аппликацию в технике «мозаика». Показ образцов аппликаций.

Как искусство мозаика известна давно. Изображение, орнамент составляются из отдельных кусочков мрамора, эмали, цветных камней, стекла и других материалов. Каждый народ находил свой, наиболее доступный материал.
В детском творчестве в качестве исходного материала можно использовать семена деревьев, цветов, овощей, шелуху семечек, подкрашенные опилки и т. п., в том числе и бумагу.
В отличие от аппликации мозаика требует большей усидчивости и терпения. Технология работы также отличается.
III. Работа над темой: (презентация).

1 . Загадки

На ромашку у ворот,
Опустился вертолет -
Золотистые глаза
Кто же это? ...
(стрекоза)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(стрекоза)

2. Посмотрите на готовую работу (учитель показывает стрекозу).

Вам нравится? А вы хотели бы сделать такую?

- Какой материал нам потребуется для выполнения работы? (цветной картон для основания, цветная бумага)

- Каким инструментом будем пользоваться в ходе выполнения работы?(ножницы, клей, острая булавка).

3. Организация рабочего места для практической работы.

4. Техника безопасности при работе с острыми предметами , ножницами и клеем.

IV. Ход выполнения работы: (презентация).

Поэтапное выполнение работы:

1. Обвести шаблон стрекоз.

2.Вырезать стрекозу.

3.Разорвать цветную бумагу на мелкие кусочки или разрезать ножницами. Для мозаики используют глянцевую, бархатную и другие виды бумаги.

4.Придумать узор, наклеить кусочки цветной бумаги на вырезанную по шаблону стрекозу. Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. После предварительной подготовки смазывают небольшую часть рисунка клеем. Наколов на острую булавку бумагу нужного цвета, накладывают ее на основу. Между частями оставляют небольшие просветы.

5.Самостоятельная работа учащихся по опорной схеме. Индивидуальная помощь учителя.

V. Итог урока.

1.Выставка работ.

2.Беседа

Какие материалы мы использовали на занятии для выполнения работы?

Какой этап занятия вам показался самым интересным? Почему?

Самоанализ

занятия внеурочной деятельности 2 класс.

Тема занятия : Выполнение аппликации в технике «мозаика» из цветной бумаги.

Цели и задачи занятия :

-Ознакомление с понятием "мозаика" и техникой её выполнения.

-Выполнение аппликации в технике «мозаика» из цветной бумаги.

-Закрепление умения пользоваться ножницами, клеем.

- Развитие и мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления.

-Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе.

- Практическое применение правил сотрудничества и коллективной деятельности .

Оборудование урока : Образцы аппликации. Рисунки с изображением стрекозы, шаблон стрекозы. Картон, цветная бумага. Ножницы. Клей. Простой карандаш. Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Тип урока: занятие открытия новых знаний, практическая работа.

Своё занятие я строил в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, применил деятельностный метод обучения, который был реализован в познавательной и практической деятельности.

На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Я продумал психологический режим (занимательный материал – загадки, привлекательная информация в виде презентации)

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я пытался заинтересовать детей и вопрос «А вы хотите научиться так делать?» это как самоцель для ребёнка, как ответный шаг учителю.

Учитывая индивидуальные особенности учеников, я давал только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на занятии.

Думаю, что в процессе занятия дети овладели умениями выполнения аппликации в технике «мозаика». А еще они учились сотрудничать друг с другом, а это очень важно.

План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения»

Занятие рассчитано на младших школьников (2-3 класс), продолжительность занятия 40 минут.
Цель: Способствовать развитию творческой, активно действующей личности, формированию условий для систематизации изученного материала. Опыт творческой деятельности по созданию декоративной композиции в технике аппликация.
Задачи:
Обучающие:
Проверить, обобщить и закрепить знания обучающихся по темам «Аппликация»;
Способствовать формированию знаний, умений и навыков обучающихся по созданию композиции в технике аппликации;
Формировать основы моделирования и конструирования композиции из бумаги на плоскости;
Развивающие:
Развивать у обучающихся творческое мышление и воображение;
Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность и собранность, трудолюбие, умение слушать и слышать, умение работать в группе;

Методы обучения:
Репродуктивные методы (Диалог, работа с информацией);
Продуктивные методы (частично поисковый, проблемный);

Этапы учебного занятия:
1.Эмоциональный настрой;
2.Актуализация знаний;
3.Проблематизация;
4.Решение проблемы;
5.Итоговая рефлексия.

Ход учебного занятия:

1.Эмоциональный настрой.
Давайте снимем эмоциональный барьер и настроимся на позитивную работу.
Активные Методы Ообучения «Поздоровайся локтями»
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

2 .Актуализация знаний.
Посмотрите на доску.

Ответьте на вопросы: Что вы видите? Изображение нарисовано? Вы знаете, как называется данная техника? Молодцы! Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. (Аппликация)

А цель нашего занятия? Что мы будем заниматься и что должно получиться в конце?
Что нам для этого нужно? Какие материалы и инструменты нам пригодятся?

Задание 1 Выберите материалы и инструменты для аппликации.
Ребята, а кто знает, что такое Аппликация.


Задание 2 Подберите для термина «Аппликация» нужную формулировку. Вам в помощь есть словари и книги по ДПИ.

Слово аппликация произошло от латинского "прикладывать" – это вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.

3 .Проблематизация.
Ребята, скажите, теперь мы знаем все, чтобы начать работать в технике аппликация?
Мы знаем, что такое аппликация, какие нужны материалы для работы в этой технике. Что еще нужно знать?
Мы знаем что, зачем и как мы будем делать аппликацию? Давайте проверим?


Задание 3 Пронумеруйте последовательность выполнения аппликации.
Нарисовать эскиз аппликации;
Вырезать детали;
Приклеить основные детали среднего плана к фону;
Приклеиваем мелкие детали переднего плана.
Вас не смущает какие-то непонятные понятия передний план, средний план? Давайте разберемся на примере.

Задание 4 Напишите, где по вашему представлению будет находиться передний, средний и дальний план.

Физминутка.

4 .Решение проблемы.
Так как времени на практическую часть остается совсем немного, давайте выполним ее коллективно.
И так у нас есть эскиз «Клоун», что с ним делаем?
Молодцы!
- Вырезаем детали.
- Переводим на цветную бумагу.
- Снова вырезаем.
- Наклеиваем на фон, согласно плановости.

5. Итоговая рефлексия (самооценка действий и состояния)

Что получилось, какие трудности вы испытывали в процессе работы?
- Довольны ли вы собой? На ваших столах лежат листочки со шкалой определения настроения и самооценки. Поработайте сами.
Спасибо за занятие. Убираем рабочие места.

Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел

Тема урока: «Аппликация из ткани»

Уроку предшествует подготовительная (домашняя) работа по разработке несложных эскизов и изготовлению шаблонов для аппликаций.

Цель: Обучающая – знакомство с одним из видов народного творчества – аппликацией, применением ее для украшения интерьера, расширение знания о материалах, применяемых для выполнения аппликации.

Развивающая – продолжать развивать мышление, самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.

Воспитывать – познавательный интерес к предмету, культуру общения, эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.

Коррекционная - развивать у учащихся функции мелкой моторики рук, глазомер. Развивать аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

Выбор и обоснование форм и методов:

Формы:

    фронтальная (выдача на класс);

    дифференцированная

Методы:

    словесные

    наглядные

    практические

Методы проведения занятий:

    беседа с объяснением нового материала;

    показ наглядностей

    демонстрация трудового приема

    практическая работа учащихся;

Межпредметные связи:

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия: изделия, украшенные аппликацией (наволочки на подушки, картины, прихватки, сумка).

Технологические карты: порядок выполнения аппликаций, швы, применяемые при выполнении аппликации.

Образцы: порядок выполнения аппликации. Эскизы, выкройки-шаблоны (для аппликации).

Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки несыпучих тканей (разноцветный драп, кримплен, плотный трикотаж), синтепон, ватин, клеевая ткань, бусинки, бисер, калька, копирка, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине, швейные нитки, ножницы, линейка, мел портновский, электрический утюг.

Дидактический материал : презентация коллекции иллюстраций изделий с аппликацией, материалов и приспособлений для выполнения аппликации

Ход урока:

I. Орг. момент (приветствие, озвучивание темы)

II. Объяснение нового материала
III. Практическая работа по технике выполнения аппликации

IV. Заключительная часть. Подведение итогов

1.Вступление

Ребята тема нашего урока “Аппликация из ткани”.

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.- создание художественных изображений нашиванием на ткань или наклеиванием на бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

В младших классах вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов?

Из бумаги;

Природного материала.

Когда же появилась аппликация?

1 ученица: Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

2 ученица: Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация .

3 ученица : Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты. Впоследствии аппликация превратилась в экстравагантный вид прикладного искусства.

Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками.

Какие ручные стежки вы знаете?

Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные .

Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

В наше время спектр применения аппликации неограничен. C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось.

На приведенных вам фотографиях виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно.

Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал.

Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации.

Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал.

Вышивальный автомат заканчивает аппликацию.

Аппликации бывают:

а ) предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнце, утенок) – для украшения детских вещей

б) сюжетные (изображено много предметов или фрагмент) – для украшения предметов быта

в) декоративные (изображение, состоящее из декоративных элементов) – для украшения сумок, сапог, шуб

При конструировании аппликации следует выбирать простые, стилизованные формы. Подобранные цвета должны гармонировать друг с другом. Выбор материала зависит в большей степени от назначения предмета, а также от изображаемого предмета. Материалы используют несыпучие (кримплен, трикотаж плотный драп).

Инструменты и материалы для выполнения аппликации:

Ткань, нитки, ножницы, бумага, копировальная бумага, иголки, булавки

Нитки для пришивания аппликации используют мулине или швейные, но обязательно в цвет пришиваемых деталей.

Вводный инструктаж перед выполнением практической работы.

1.Вспомним порядок перевода рисунка на основную ткань с использованием копировальной бумаги.

2.Рассмотрим технологическую карту и образец “Последовательность выполнения аппликации

3.Рассмотрим технологическую карту “Швы, применяемые при выполнении аппликации”

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности. Ведь как гласит народная мудрость: “Берегись бед, пока их нет”.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Какие правила необходимо соблюдать при работе с иглой, булавками, ножницами?

Какие правила необходимо соблюдать при работе с электрическим утюгом?

Учитель.

Вы выбрали эскизы и выкройки-шаблоны, на столах находятся технологические карты и образцы выполнения аппликации, все это поможет вам самостоятельно справиться с заданием.

Теперь, вооружившись всем необходимым, вы можете приступать к практической работе.

Практическая часть урока.

Учащиеся индивидуально и самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению аппликации из несыпучих тканей (драп, трикотаж, кримплен).

Физкультминутка

Выполните упражнения:

    Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счет “раз” – поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счет “два” – вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5–6 раз).

    Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. На счет “раз” – поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться; на счет “два” – вернуться в и.п.; на счет “три” – поднять левую руку вверх, отставить правую ногу, прогнуться; на счет “четыре” – вернуться в и.п. (повторить 5–6 раз).

    Дадим отдохнуть глазам. Сидя медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижная; повторить 8–12 раз).

В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при соединении отделочных материалов: длина стежка, цвет ниток и др.

Во время практической работы звучит инструментальная музыка и т.п.

Учитель в процессе работы детей контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.

Заключительный инструктаж.

Учитель. Вижу, что знания, которые вы сегодня получили на уроке, помогли вам справиться с практической работой: правильно подобрать цвет к вашей аппликации, сделать раскрой, выбрать наилучшее место на изделии для прикрепления деталей аппликации, прикрепить детали к ткани мелкими сметочными стежками. Многие начали пришивать край детали к ткани. Молодцы! На следующем уроке мы закончим прикреплять аппликацию к ткани и оформим изделие.

Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают свои рабочие места.

Урок закончен. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе.

План - конспект урока технологии в 4 классеТема: Аппликация из листьев Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; учить работать по алгоритму;

Развивающая: развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Формировать УУД:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; устанавливать аналогии;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Материалы: Разнообразные засушенные листья (можно собрать на экскурсии), цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон, кисть для клея.

Оборудование : образцы аппликации, ТСО, презентация по теме урока.

Время

    Самоопределение к деятельности. Положительный эмоциональный настрой.

Встали мы у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Глубоко мы все вздохнем –
Технологию начнем!
    Формулировка темы урока.
- Начнем урок с небольшой разминки: Если в лес гулять пойдем, Листьев там мы наберем. А потом мы посидим, Человечков смастерим (дети выполняют названные действия). Можно сделать птичку, Собачку и лисичку (учащиеся изображают животных). - Что мы сегодня будем изготавливать на уроке? С каким материалом работать? (Ответы учащихся) Повторение понятия «аппликация», природный материал. Аппликация - изготовление рисунка, картины из наклеенных или нашитых на что-нибудь деталей из цветной бумаги, материи и т.д.Что же такое – природные материалы? В мире существует огромное количество материалов, которые принято называть «природные». Из самого названия становиться ясно, что к природным материалам относятся все то, что обильно преподносит нам сама природа. Это предметы, которые мы порой даже не замечаем, и всё то, что легко можно найти, едва выйдешь на прогулку: веточки, сучья, цветы, листья, шишки, солома, желуди, хвоя, трава и т.д.
1.Вводная беседа о природе родного края, её богатстве и красоте, неоценимой пользе для людей, бережном отношении к ней. (показ слайдов)2. Особенности работы с природным материалом – листьями растений. (Объяснение учителя, беседа с учащимися)3. Демонстрация образца. Анализ образца. (Показ слайдов)
4. Составление алгоритма выполнения аппликации из листьев:Алгоритм:
    Выбор композиции, образец. Выбор основы (цветной картон) Отбор листьев для аппликации. Изготовление деталей – компонентов для аппликации. Накладывание деталей, без наклеивания. Наклеивание деталей на основу. Анализ аппликации, внесение необходимых исправлений. Соотношение аппликации с образцом.
Учащиеся определяют места и причины затруднений 4

Урок № 5-6

ТЕМА: Виды аппликаций. Инструменты и материалы для выполнения аппликаций. Практическая работа № 2. Разработка рисунка для аппликации. Инструкция № 56.
Цели:
1. Ознакомить учащихся с различными конструкционными материалами, необходимыми для выполнения аппликации, их свойствами.
2. Формировать способность выражать свои идеи графически и схематически
3. Воспитывать аккуратность, чувство прекрасного, культуру труда.

Основные понятия: аппликация, основа, технологический процесс, эскиз.
Межпредметная связь: изобразительное искусство.
Литература и оборудование: учебник, компьютер, карточки с анаграммами
Тип урока: комбинированный урок приобретения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

І. Организационная часть
Приветствие, настрой на работу (учитель читает стихотворение):
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно, это - труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Без сомненья, это - труд!
И сейчас, ребята, нам предстоит заняться самым интересным и нужным делом – мы с вами будем трудиться. Но сначала убедимся, что вы готовы к уроку и назначим дежурных – труд любит порядок!
Проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку. Назначение дежурных.

ІІ. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности
Учитель – В стихотворении, которое вы услышали, сказано, что труд – это самое старое занятие. Так и есть, на протяжении миллионов лет человек живет на земле благодаря труду. И вы работаете тоже, конечно, не так, как взрослые, но все же учеба – серьезный труд. А теперь вспомните и ответьте на вопросы:
Какую тему вы изучили на прошлом уроке?
Что такое предмет труда? Приведите пример.
Какие инструменты вы используете на уроках трудового обучения?

Одни работают для того, чтобы облегчить и улучшить жизнь, а другие стараются ее украсить, сделать ярче. К таким людям относятся художники, артисты, музыканты, и все народные умельцы, которые своими руками создают настоящие произведения искусства, которые нас восхищают. Возможно, среди вас тоже есть будущие мастера и рукодельницы, но этот талант в себе нужно не только открыть, но и развивать! А начинать надо с того, что интересно, что сделать вам под силу, например, с самой известной в мире техники – аппликации.

III. Сообщение темы урока.
Вы уже встречались и работали с аппликацией раньше. Сегодня мы будем говорить о ее видах и первых этапах изготовления. Запишите тему нашего урока в тетрадь (учащиеся прописывают тему). До сих пор вы делали аппликации исключительно из бумаги, но при выполнении изделий могут использоваться самые разные материалы, которые вам известны: ткань, нитки, природные материалы, бросовый материал… На какие работы хватает фантазии у творческих людей и из чего они выполняют свои аппликации, а также - с чего началась эта техника, я предлагаю вам посмотреть!
Интересные факты об аппликации (демонстрация презентации)
Сопровождение к презентации: Если заглянуть в историю, то слово аппликация пришло к нам из латинского языка, а звучало оно так - «прикладывание».
История вырезания из бумаги насчитывает много столетий и началась она с момента изобретения бумаги в Китае во II веке н.э. Первоначально, из-за дороговизны бумаги, вырезание было занятием богатых людей. Использовались вырезанные узоры в религиозных ритуалах (без них не обходились ни свадьбы, ни похороны) и для украшения интерьера (особенно часто вырезались рыбки – знак богатства).
С развитием технологии производства и удешевления бумаги, вырезание стало настоящим национальным видом искусства со своей особой стилистикой, сохранившейся до настоящего времени. По мере распространения технологии изготовления бумаги по миру, искусство вырезания из нее покоряло другие страны.
В XVIII веке искусство вырезания было завезено во Францию. Этьен де Силуэтт (благодаря которому и появился термин "силуэт") увлекался необычным портретированием, на досуге он любил вырезать портреты. И, кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не живописными росписями, а... тенями. Делалось это просто: Этьен подводил гостя к стене и обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал чёрной краской. На светлом фоне отчётливо выступал силуэт фигуры. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своём роде "музей теней". К сожалению, до наших дней эта, самая необычная в мире портретная галерея, не сохранилась, но чёрные портреты стали называться «силуэтами».
Позже рисунки стали уменьшать, и либо перерисовывали на бумагу чёрной тушью, либо вырезали из чёрной бумаги. И сто, и двести лет назад одни художники прорезали линии бровей, глаз, волос и деталей одежды, другие выполняли мелкие детали с помощью тиснения, а третьи ограничивались простым профилем.
Сегодня аппликацию можно встретить не только на картоне или ткани. Самыми современными считаются аппликации, выполненные жвачкой и из кусочков глянцевых журналов. А наивысшим мастерством обладают люди, выполняющие аппликации песком. Этот вид творчества длительный, трудоемкий, требует усидчивости, предельного внимания, аккуратности и терпения.
Учитель – А сейчас рассмотрите иллюстрации в учебнике (стр.32, §6). Здесь представлены различные виды аппликаций. И я вам напомню, что:
Аппликация – это наклеивание, нашивание на основу вырезанных отдельно частей. Все виды аппликаций выполняют на определённой основе.
Основа – это материал, на который накладывают аппликацию. Материал для нее должен быть более плотным по фактуре, чем детали аппликации. Обратите внимание на цвет основы: она однотонная, чаще светлых тонов. Отдельные элементы аппликации в зависимости от материала можно пришивать или приклеивать. Для украшения вашей работы можно также пришить пуговицы, бусины, бисер.
Чтобы изготовить аппликацию, сначала разрабатывают эскиз. Эскиз – это предварительный набросок рисунка, картины, изделия. Эскизы могут быть чрезвычайно разнообразны: люди, животные, растительный мир, фантастические существа и т.п.
Пояснение Виды аппликаций:
1.предметная и сюжетная
на доске: 2. одноцветная и многоцветная
3. декоративная (орнамент)
4. плоская и объёмная
5. абстрактная
6. силуэтная и др.

Учитель - Предлагаю определить тот вид аппликации, который вы будете выполнять в течение проектной деятельности
(применяется метод «Мозговой штурм»).
Итак, ваша аппликация может быть:
Предметной
Многоцветной
Объёмной
Силуэтной
IV. Демонстрация этапов выполнения аппликации на компьютере.
Учитель - Давайте представим себе, как появится ваша аппликация, просмотрев иллюстрации «От задумки – к изделию».

Физкультминутка «Покажи шов»
Учитель – Всем вам известно, что для пришивания деталей аппликации мы будем использовать разные швы. Позже вы детально узнаете, как правильно их выполнять. А пока что давайте встанем и покажем их названия друг другу.
Все встают со своих рабочих мест. Учитель объясняет и показывает движения, характеризирующие каждое название шва.
Учитель – Шов «вперёд иглой» - руки вперёд
Шов «назад иглой» - руки отводим назад
Шов «петельный» - руки на поясе, наклон влево-вправо
Шов «стебельчатый» - потянулись вверх, как стебелек
Учитель – А теперь давайте повторим. Покажите шов «петельный», покажите шов… Учитель называет разные швы, а дети показывают их.

V. Решение анаграмм по инструментарию.
Учитель – Труд не только любит порядок, он не терпит суеты и спешки! Работать нужно не торопясь, иначе можно испортить все дело. Сегодня мы с вами должны были определить инструменты и материалы, которые понадобятся при изготовлении аппликации. На рабочих карточках – их названия. Но я так торопилась, когда их записывала, что допустила много ошибок. Помогите узнать, какое слово зашифровано на карточке и объясните, как этот инструмент или материал можно использовать при изготовлении аппликации.
Учитель показывает карточку, дети отгадывают загаданное слово.

Задание на карточке Ответы Как использовать при изготовлении аппликации

д а ш а к р а н

карандаш
Для перенесения рисунка на основу

ткань Используется как основа, а также материал для изготовления деталей

игла
Инструмент для пришивания деталей из ткани

нить
Для пришивания деталей из ткани

м а б у г а

бумага
Для изготовления шаблонов

н а р п ё к с т о

напёрсток
Инструмент для защиты пальцев от укола иглой

Учитель – Правильно, для дальнейшего превращения в мастеров и рукодельниц вам понадобятся определённые инструменты и материалы: игла, напёрсток, бумага простая и копировальная, ножницы, нить, линейка, карандаш и, конечно, самый главный материал, с которым мы будем работать - ткань! Что же вы должны знать о ткани?
Сообщение учителя: Ткань - текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определённом порядке (в зависимости от минимального числа нитей - раппорта, - необходимого для законченного ткацкого рисунка). Это влияет на образование ткани с характерной для данного переплетения структурой, внешним видом, свойствами.
Следует отличать ткани от текстильных полотен, выработанных другими способами: трикотажных полотен, вырабатываемых путём вязания, то есть образования взаимосвязанных петельных рядов, нетканых материалов (к которым можно относить также валяльно-войлочные и холстопрошивные материалы).

VI. Практическая работа. Разработка рисунка для аппликации.
1. Вводный инструктаж (по инструкции).
Правила выполнения практических работ.
1. Перед работой проверить исправность инструментов и оборудования.
2. Подготовить своё рабочее место к работе.
3. Работать на своём рабочем месте. Не оставлять его без разрешения учителя.
4. Во время работы соблюдать технологическую дисциплину, правила пользования оборудованием и инструментами, чётко придерживаться правил безопасного труда.
5. Не отвлекаться от работы, не мешать работать другим.
6. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.
7. Во время перемены выходить из мастерских, дежурные при необходимости проветривают помещение.
8. После завершения работы выключить электрические приборы, положить инструменты и изделия в соответствующие места, убрать рабочее место.

Правила техники безопасности при работе с иглами и булавками.
1. Чтобы не уколоть палец, необходимо шить с напёрстком.
2. Знать количество используемых в работе булавок, в конце работы проверять их количество.
3. Во время работы булавки и иголки вкалывать в специальную подушечку, игольницу. Не вкалывать иглы в одежду, шторы и другие мягкие предметы, не бросать, не держать их во рту.
4. Не шить ржавой иглой: она плохо проходит в ткань, оставляет ржавые следы и может сломаться.
5. Прикреплять детали ткани следует острием булавки в направлении от себя, чтобы не уколоться.
6. Иглу хранить в игольнице, обвив её ниткой.

2. Выбор рисунка.
Учитель - При выборе тематики рисунка, который будет вашей аппликацией, необходимо учитывать толщину и цвет ткани, которая у вас есть (предоставляю перечень рисунков из папки «Чтоб урок стал интересным»)
3. Перенесение рисунка. Используя копировальную бумагу, скопируйте выбранный вами рисунок, перенесите его эскиз на основу (ткань).
4. Уборка рабочего места. Дежурные собирают раздаточный материал.

Зарядка для глаз «Муха»
Учитель - В кабинет залетела муха! Давайте следить за мухой глазами, не поворачивая головы. Муха на окне! Муха на полу! Муха на доске! Муха на стене! Муха улетела, мы можем продолжить урок.

VII. Рефлексия (беседа с классом)
Что такое аппликация?
Какие бывают виды аппликаций?
Какие инструменты необходимы для изготовления аппликации?
Что используют для основы аппликации?

VIII. Домашнее задание.
Принести разноцветную ткань.
Рекомендации по д/з: Выбирайте цвет ткани в соответствии с выбранным рисунком. Например, для изготовления листьев используйте зелёную ткань; для солнца – жёлтую. Можно использовать неоднотонную ткань, например: полосатый бегемотик, рыбка в горошек.
Не выбирайте ткань, которая легко осыпается, слишком толстая, с пятнами.
Учитель – Вы отлично поработали и, если будете соблюдать все правила и не торопиться, у вас на глазах лоскутки ткани превратятся в интересные яркие аппликации. И помните: даже если вы в чем-то ошибетесь, не опускайте рук: все ошибаются, не ошибается лишь тот, кто вообще ничего не делает.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»