Конспекты занятий в доу на тему мультфильмы. Занятие по программе внеурочной деятельности учащихся волшебный мир мультфильмов

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Дети - это лучшее, что есть в нашей жизни.

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Учитывая то, что современные дети живут в век информационных технологий и находятся в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляют к этому интерес. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ время провождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. В наше время для детей дошкольного возраста основным средством воспитания являются мультфильмы.

Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день.
Но если правильно подобрать мультипликационную картину, то она может стать хорошим оружием в развитии ребенка. С ее помощью возникает возможность вовлечь ребенка в процесс обучения без лишних проблем. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Однако в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Кто-то считает, что телевизор – зло, другие, наоборот, утверждают, что необходимо пользоваться достижениями научно-технического прогресса и учить этому своих детей. Важно научить ребенка различать добро и зло, кто отрицательный персонаж, кто положительный, и на их примере показать как нужно себя вести, и как не стоит, видеть прекрасную работу художников и кукольников, развивать и обогащать сюжетную линию своих совместных игр, да и много чего.

Учитывая требования ФГОС, социальный заказ общества на воспитание и образование, изучив мнение родительской общественности, считаю, что созрела необходимость в обновлении методов образовательно-воспитательного процесса. И, думаю, что это возможно в случае активного использования воспитательного потенциала мультфильмов.

В связи с этим разработан проект «Мультфильм – наш друг».

Хочется сказать, цикл занятий с использованием мультипликации, которые я использую в своей практике, базируются на «детском» методе сказкотерапии, который обращен к чистому и восприимчивому детскому началу, счастливому, прекрасному и любознательному взгляду на мир, на жизнь.

Просматривая мультфильм вместе с детьми, я стараюсь «упаковать» учебные задания в форме игр, упражнений, этюдов.

Игры, задания, упражнения, этюды условно разделяются на несколько видов в соответствии с развиваемыми с их помощью сферами психики:

Сенсорно-перцептивная сфера (ощущения и восприятия);
- психомоторная сфера (мимики, моторики рук, общей координации движений);
- эмоционально-волевая сфера;
- произвольное внимание и память;
- коммуникативные навыки;
- мышление, воображение, речь;
- знания об окружающем мире.

Необходимые материалы. Телевизор; видеомагнитофон; видеокассета с мультфильмами, пульт управления видеомагнитофоном.
Материалы, необходимые для проведения отдельных занятий, указаны в конспекте.

В процессе просмотра мультфильма ведущий нажимает кнопку «СТОП» или «ПАУЗА» в местах, указанных в конспекте занятий, после чего следует задание для детей. По окончании выполнения задания, просмотр мультика возобновляется.

Цикл занятий в рамках проекта «Мультфильм - наш друг»

ЗАНЯТИЕ 1. Мультфильм «Крошка Енот»

Задачи:

  1. Развитие связанной речи;
  2. Расширение представлений об эмоциях;
  3. Тренировка выразительности жестов, движений, мимики;
  4. Развитие воображения и фантазии: формирование навыка управлять мышцами тела;
  5. Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Совершенствование памяти;
  6. Развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций, стимулирование воображения.

Необходимые материалы: Карточки с изображениями эмоциональных состояний «Азбука эмоций» (игра Мимика в рисунках»), карточки с изображениями различных животных (игра «Школа дружбы»).

Ход работы

«СТОП» №1: Крошка Енот прибегает к маме, со словами: «Сегодня мой день рождения!»

Вопросы детям:

Вы любите праздники?

А дни рождения?

Почему вы любите дни рождения?

Скажите, что можно подарить на день рождения?

(Ответы детей).

«СТОП» №2: Мама провожает Крошку Енота и говорит «Иди и никуда не сворачивай».

Игра «Тень»

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна точно повторять все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п.

«СТОП» №3 Крошка Енот: «Я никого, никого не боюсь».

Игра «Мимика в рисунках»

Дети рассматривают карточки с изображениями эмоциональных состояний и называют настроение, которое они символизируют.

Вопросы к детям:

А как вам кажется, боится Крошка Енот того кто сидит в пруду?

Как вы думаете, кто сидит в пруду?

Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики?»

Вспомните, были ли в вашей жизни похожие ситуации, когда вы преувеличивали опасность? Вы боялись чего-то, что оказалось неопасным?
(Ответы детей).

«СТОП» №4: Крошка Енот дразнит палкой того кто сидит в пруду.

Игра «В магазине зеркал»

В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же. Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки в зеркалах топают ногой. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно повторяют ее движения (один ребенок – обезьянка, остальные – зеркала)

«СТОП» №5 Крошка Енот прибегает к маме.

Вопросы к детям:

Зачем Крошка Енот прибежал к маме?

Как вы думаете что сказал Крошка Енот маме?

Что мама посоветовала сыну?

(Ответы детей).

Ход работы : «Давайте посмотрим, что же было на самом деле».

«СТОП» №6 Конец мультфильма.

Заключительная беседа

Мультфильм называется «Крошка Енот», а как бы вы его назвали?

Чему учит этот мультфильм?

(Ответы детей).

Крошка Енот преодолел страх перед тем, кто смотрел на него из пруда и подружился с ним.

Давайте мы все вместе поиграем в игру «Школа дружбы».

Игра «Школа дружбы»

Дети встают в круг. Все они ученики в школе дружбы. Один из детей - ведущий. Раздайте детям карточки с рисунками разных животных, (птиц, рыбок, цветов, деревьев и других обитателей мира природы). Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Каждый по очереди рассказывает, что он сделает для того или иного обитателя мира природы, чтобы стать его другом. Например: я могу каждый день угощать своего друга орешками и повешу для него на дерево уютный домик, (белочка). По рассказам учеников школы дружбы ведущий угадывает, кто изображен на их карточках. Если ведущий не может угадать того или иного обитателя мира природы, ученик и ведущий меняются местами.

ЗАНЯТИЕ 2. Мультфильм «Мама для мамонтенка»

Задачи:

  1. Развитие произвольного внимания – умения максимально концентрироваться на действии, происходящем на экране;
  2. Формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния – напряженность, расслабленность;
  3. Развитие умения двигаться легко и свободно, координировать движения;
  4. Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
  5. Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти;
  6. Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;
  7. Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, умение устанавливать причинно-следственные связи;
  8. Формирование логического мышления детей;
  9. Развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты;
  10. Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Необходимые материалы:

  • наборы счетных палочек на каждого ребенка; конверты с «льдинками» на каждого ребенка; карта - море, с расчерченной на 9 одинаковых квадратов;
  • разложенные по стаканам кусочки фруктов (яблоко, банан, апельсин, лимон и т.д).

Ход работы

Просмотр мультфильма с начала.

«СТОП» №1: Появление мамонтенка.

Вопросы к детям :

Как вы думаете, что могло произойти с мамонтенком?

Почему он оказался в льдине – «замороженным»?

(Ответы детей).

«СТОП» №2: Встреча с белым медведем.

Развивающая игра «Волшебные палочки»

Выкладывание слова МАМА из счетных палочек.

«СТОП» №3: Встреча с дедушкой моржом.

Упражнение «Составь льдинки от одного до десяти»

Ребенку выдается конверт с "льдинками" на каждой, из которой написана цифра. Задача выложить ряд перемешанных "льдинок" от 1 до 10.

«СТОП» №4: Мамонтенок плывет по морю.

Игра «Мамонтёнок

Игра состоит из карты - море, расчерченной на 9 одинаковых квадратов (как для игры в «Крестики-нолики»), в центральном квадрате помещается фигура мамонтёнка. Это исходное положение. Детям предлагается задавать направление движения мамонтёнка по морю, используя только слова «вверх», «вниз», «направо», «налево» (из исходного положения мамонтенок по команде детей передвигается в соседний квадрат). Если кто-то из детей ошибается в команде (например, вместо «налево», говорит «направо», когда мамонтенок находится в крайнем правом квадрате), мамонтёнок выскакивает с льдины и ребенок считается проигравшим. Игру можно усложнить, предложив детям давать команды мамонтёнку, не видя карты (мысленно представляя его передвижения), а затем попросить их сказать, в каком квадрате остановится мамонтёнок.

«СТОП» №5 «Ты откуда взялся такой лохматый».

Упражнение «Обезьяньи рожицы»

Изобразить обезьянок, которые гримасничают.

Кто же лучше обезьян
Скорчит рожицу всем нам?
Я ведь тоже так могу
И сейчас вам покажу

«СТОП» №6 «Я есть хочу».

Игровое упражнение «Что за фрукт?»

Предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах фрукты.

«СТОП» №7 Мамонтёнок нашел маму. Конец мультфильма.

Заключительная беседа

Мультфильм называется «Мама для мамонтёнка», а как бы вы его назвали?

Чему учит этот мультфильм?

Что нового вы узнали из этого мультфильма?

Чтобы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

Какое у вас настроение после просмотра?

(Ответы детей).

Давайте мы все вместе поиграем:

Дидактическая игра «Назови семью» (образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа).

У тигрицы – тигренок - тигрята
У львицы – львенок - львята
У жирафа – жирафенок - жирафята
У зебры – зебренок - зебрята
У слонихи - слоненок – слонята.

Игра «Мама и детеныш»

Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой – детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши - реагировать на эти действия. Животных называет педагог. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.

Название: Статья «Создание мультфильмов как способ всестороннего развития ребёнка», программа студии детской анимации «Мы мультипликаторы»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Кружковая работа, авторская статья, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: Детский сад № 30
Месторасположение: Ярославская область. Г. Рыбинск

Создание мультфильмов
как способ всестороннего развития ребенка

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.

«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.

В нашем детском саду организована студия детской мультипликации «Пчёлка» и разработана программа «Мы мультипликаторы».

Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость. Общие знания о специфике работы над анимационным фильмом дают представление о технологиях создания кино, формируют уважительное отношение к коллективному труду и, что очень важно, повышается образование ребенка в контексте современного искусства. Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоемкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видеопродукта.

Создавать мультфильмы можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от степени включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создавать декорации, рисовать или лепить персонажей; во время съемки – передвигать фигурки, озвучивать мультфильм. Дети старшего дошкольного возраста способны выступить в роли режиссера, сценариста, художника-мультипликатора, оператора, актера.

Для мультипликации необходимо оборудование и материалы, наиболее необходимые из которых — фотоаппарат, штатив и компьютер с программами для монтажа.

Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:

1. Выбираем известную сказку, рассказ, стихотворение или придумываем сюжет вместе с детьми. Для этого использую различные приемы и игровые ситуации.

2. Определяем технику анимации. Ими могут быть:

  • перекладка — хорошо подходит для тех, кто любит рисовать.
  • кукольная анимация — для тех, кто любит мастерить из различных материалов.
  • пластилиновая анимация — для тех, кто любит лепить.
  • предметная анимация — для тех, кто любит строить и конструировать.
  • сыпучая анимация — работать одновременно за одним столом могут не более 4 участников.
  • Смешанная техника.

Освоение каждой техники требует от ребёнка творческого и волевого усилия, полной включенности в созидательный процесс.

3. Делаем раскадровку. Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с детьми, приучает их видеть сюжет целиком, планировать свои действия при съёмке, выбирать наиболее эффективный способ подачи материала. Чтобы дать представление о том, как делать раскадровку, показываю детям книгу комиксов или раскадровки, сделанные для других мультфильмов. Напоминаю о планах: дальний, общий, средний, крупный и целесообразности их использования.

4.Создаём персонажей, фоны и декорации для будущего мультфильма. Перед созданием образов рассматриваем фотографии, иллюстрации и рисунки с различными вариантами изображения этих персонажей, отличающиеся манерой исполнения, техникой, использованием художественных материалов.

В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение.

5.Записываем необходимые диалоги, авторский текст . Озвучивая мультфильм, дошкольники проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т.д.)

6.Съёмка мультфильма . Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий необходимо распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Беру на себя роль режиссёра и руковожу всем процессом. Один из детей, выполняющий роль оператора, осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом. Передвигая персонажи — игрушки, наделяют их душевными качествами, перевоплощаются в них, становятся участником этого действа-игры, привносят элементы импровизации, спонтанно варьируют развитие событий. Показываю отснятый материал детям, поскольку только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна.

  1. Монтаж. Выполняется мною. Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной программы задаётся движение. В одной секунде для плавности движения ставится 8-12 кадров в секунду. Получается, что в одноминутном мультфильме около 500 кадров.

И, наконец, фильм готов! Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов является момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Это его первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями!

Таким образом, создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.

ПРОГРАММА СТУДИИ ДЕТСКОЙ АНИМАЦИИ

«МЫ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

1.Пояснительная записка

Введение

Реалии нашего времени: рост цифровых технологий, увеличение потока информации, доступность сетевых ресурсов предъявляют новые требования к воспитанию и развитию подрастающего поколения. Дошкольное детство – важный период становления личности. Необходимо, чтобы развитие ребёнка в это время было всесторонним.

Современной эффективной технологией, которая способствует рациональной организации воспитательно-образовательного процесса, применению личностно-ориентированного подхода, активному использованию технических средств обучения, интеллектуальному развитию ребёнка и раскрытию его творческих способностей является анимационная технология.

«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, объединяющее воедино самые разные виды творчества. В анимационном кино посредством слова, звука, изображения отображаются мысли и чувства творящего, которым может быть не только взрослый человек, но и ребёнок. Возможности проявления детского творчества (сочинительство, изобразительная и анимационная деятельность, техника звуковой речи) при использовании современных коммуникативно-информационных технологий приобретают новую форму своего отражения. Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, потому как создание фильма — это сложный, многоструктурный процесс, результат которого зависит от слаженности в работе всего детско-взрослого творческого коллектива.

Программа «Мы мультипликаторы» составлена на основе образовательной программы М.И.Нагибиной «Технология анимации». Основная цель обучения детей мультипликации — воспитание устойчивой потребности в творчестве, основываясь на их внутренних возможностях и резервах.

Данный курс образовательной деятельности происходит под девизом программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» «Чувствовать, познавать, творить», на основополагающих принципах которой работает дошкольное учреждение.

Задачи обучения детей мультипликации

1. Развитие восприятия экранного образа

При просмотре мультфильмов познакомить детей с видами мультипликации: рисованная, аппликационная (перекладка), объемная (предметная, кукольная). Формировать умение отражать в речи эмоциональное (зрительное и звуковое) восприятие анимационных фильмов. Воспитывать внимательного зрителя: умение видеть, слышать, сопереживать, восхищаться, радоваться, удивляться.

2. Знакомство с историей анимации

Познакомить детей с понятиями «анимация» и «мультипликация», с историей возникновения анимации на примере демонстрации действия оптических игрушек (оптические игрушки: зоотроп – барабан с прорезями, через которые в процессе вращения можно наблюдать движение, предварительно изображённое по фазам на ленте; блокнот с прорисованными на его страницах фазами движения), с разделением обязанностей по видам творческой деятельности при создании фильма (сценарист, художник, аниматор, оператор, режиссер, звукорежиссер), творчеством современных аниматоров. Развивать произвольное внимание, любознательность, речевую и творческую активность. Воспитывать уважительное отношение к достижениям российских и зарубежных аниматоров.

3. Введение понятия «драматургия»

4. Изобразительная и прикладная деятельность в анимации

Формировать изобразительные навыки и умения детей при создании образов реального и фантазийного мира, при передаче их строения (формы), пропорций, взаимного расположения частей, характерных признаков, настроения (через цвет, мимику, жесты); при размещении их на листе в соответствии с законами перспективы и сюжетом (обозначение линии горизонта, соотношение величины изображаемых объектов в пространстве). Формировать умение зрительно выделять у персонажа подвижные и неподвижные части; навыки работы с ножницами при подготовке марионетки для съемки в технике перекладки. Развивать воображение, образное мышление. Воспитывать творческую активность и самостоятельность.

5. Введения понятия «движение — основа анимации»

Создать у детей представление о значении движения и временного пространства в анимации. Познакомить с техникой перекладки, понятиями: темп и ритм при передаче движения, фазы движения в мультфильме (например, для того чтобы герой говорил и мигал, необходимо изготовить несколько вариантов глаз и ротиков в разных положениях). Формировать умение передавать через пластику и мимику особенности движения и характера различных персонажей, увиденных на экране и созданных самими детьми. Развивать актёрские способности детей. Воспитывать самостоятельное регулирование собственного поведения, уверенности и позитивной установки.

6. Знакомство с технологией съемочного процесса

Познакомить детей с оснащением для съемочного процесса (рабочий стол, устройство для съемки – камера, осветительные приборы), правилами техники безопасности в процессе съемки, ролью оператора в съемочном процессе, понятием и значением кадрика и кадра, панорамы, планов (крупный, средний и общий) и их смены, наезда и отъезда. Формировать навыки и умения анимационной деятельности в процессе съемки: соотносить себя с воображаемым персонажем, координировать движения рук при перекладывании персонажей и их частей. Воспитывать согласованность действий друг с другом, ответственное отношение к процессу съёмки.

7. Введение понятия «Озвучание фильма»

Создать представление у детей о роли звукового оформления фильма. Формировать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства, передавать интонационно характер и настроение персонажей, умение различать характер музыкальных произведений, изобразительность музыки и связывать ее с анимационным образом. Развивать речевой и музыкальный слух. Воспитывать эмоциональную отзывчивость литературный текст и на музыку.

Таким образом, мультипликация, как средство всестороннего развития ребёнка имеет социально-значимый характер. Специфика данной деятельности предполагает активное сотворчество взрослого и ребёнка, которые сближаются в стремлении к достижению единой цели – реализации творческого замысла, создании продукта, выполненного по критериям добра и красоты и получении эмоционального отклика зрителей.

Организация работы по программе

Программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет. Наполняемость групп: 10-12 детей. Образовательная деятельность проводится в течение 1 года с октября по май месяц 1 раз в неделю. Длительность занятий: 30 минут.

Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учетом требований СанПинов, возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, его интересов и возможностей самовыражения. Важно сохранение детского восприятия мира при выполнении учебных задач, поставленных педагогом. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности. Тематика занятий подчинена сценарному сюжету создаваемых мультфильмов. В течение учебного года в студии происходит рождение двух-трёх анимационных фильмов. Вся образовательная деятельность предполагает творческую основу с использованием игровых ситуаций. Особенно это важно на этапе съемки. Например, дети имитируют движения персонажа: подъем руки, наклон туловища, ходьба и т.д., проигрывают действия персонажа-марионетки в режиме реального времени. При этом делаются акценты на статику (остановку движения), развитие чувства ритма. Такие упражнения помогают увидеть и прочувствовать движение. Кроме того, это физическая разгрузка и моральное раскрепощение ребят. Благодаря этому на занятиях отсутствует однообразие, скука. Повышается творческий интерес к любому заданию педагога.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения образовательной деятельности: беседы, практические и исследовательские задания, демонстрация видеоматериалов, иллюстраций, слайдов, репродукций, чтение литературных произведений, слушание музыкальных композиций. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений, для помощи в завершении работы над проектом. Одним из способов обучения является сотворчество ребенка, родителей и педагога в процессе реализации проекта по созданию фильма. При согласовании совместных действий прослеживается стабильная заинтересованность детей и их родителей. Это является важным организационно-воспитательным моментом семейной педагогики.

В учреждении создается выставка детских работ, которая постоянно обновляется и дополняется. В конце учебного года проводится встреча со зрителями (родители, дети из других групп или детских садов) с показом созданных анимационных фильмов и презентацией проделанной работы.

В том, что студия находится непосредственно в детском саду, есть свои положительные стороны.

— Происходит раннее приобщение детей к новой творческой деятельности, в процессе которой ребёнок осознаёт себя как творца, раскрываются его дарования, пробуждается любознательность, расширяются границы познания мира.

— Студийцы являются воспитанниками одной возрастной группы, поэтому детский коллектив уже сплочен и достаточно организован. Детям легче найти общий язык друг с другом и договориться о распределении обязанностей. Педагог хорошо знает индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка, что позволяет ему применять наиболее эффективные методы и приёмы при проведении образовательной деятельности.

— Задачи по овладению детьми выразительными средствами разных видов искусств, смежными с языком киноискусства (образы, движение, речь, музыка), решаются на проводимых в детском саду занятиях по изобразительной деятельности, музыке, развитии речи, познавательном развитии. На занятиях по изобразительной деятельности у воспитанников формируются изобразительные навыки и умения, техника рисования различными материалами, художественно-эстетическое восприятие, образное мышление, они знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, законами композиции, цветопередачи. На занятиях по музыке у детей происходит знакомство с жанрами, характером, настроением музыкальных произведений, особенностями ритма, динамикой, тембром; формируется слуховое восприятие, развиваются музыкально-ритмические, двигательные навыки. На занятиях по развитию речи ребёнок учится сочинять рассказы на темы из личного опыта; использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей, формируется умение развивать сюжетную линию. На занятиях по познавательному развитию у дошкольников происходит расширение кругозора, формирование целостной картины мира, развитие мышления, воображения. Студийцы проявляют усвоенные знания при создании мультфильмов. Главным средством, позволяющим сохранить в мультипликации единство всех видов деятельности, является содержательная сторона создаваемого мультфильма.

— Занятия студии включены в режим дня и носят непрерывный и систематический характер, что позволяет сделать длительное ожидание конечного результата (премьеры фильма) менее заметным, сохраняется интерес к деятельности. Воспитанники проходят все этапы создания фильма в процессе совместной или индивидуальной работы.

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса дети должны знать:

  • основные теоретические сведения о мультипликации;
  • этапы и способы создания мультипликационных фильмов;
  • разделение обязанностей по видам творческой деятельности при создании фильма (сценарист, художник, аниматор, режиссер, звукорежиссер);
  • способы работы с различными художественными материалами.

Дети должны уметь:

  • работать по готовому сценарию;
  • изображать персонажи и их место действия в фильме;
  • выполнять покадровую съемку для осуществления фильма;
  • работать в творческой группе, согласовывая свои действия в разных видах деятельности.

Для определения результативности работы студии используются:

  • Диагностика, составленная автором программы на основе методического пособия: «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности» под редакцией О.А.Сафоновой, Н.Новгород, 1995г.; диагностики образовательной программы М.И.Нагибиной «Технология анимации».
  • Организация выставок детских работ.
  • Участие в городских, областных и международных фестивалях непрофессионального кино и видеотворчества.
  • Демонстрация созданных анимационных фильмов с презентацией проделанной работы в конце учебного года.

Материалы и оборудование

Образовательная деятельность проводится в светлом, имеющем достаточное освещение помещении, в котором создана удобная для творчества среда, способствующая возникновению атмосферы сотрудничества, сотворчества педагога и ребёнка. Во время рисования дети сидят за столами, соответствующими по высоте их возрасту. Педагог имеет доступ к каждому ребенку, что позволяет ему оказать каждому из них своевременную помощь и поддержку, дать совет. Для осуществления анимационной деятельности оборудовано место для съемки: станок с укрепленным на штативе цифровым фотоаппаратом, лампы дневного света для подсветки. В помещении предусмотрено место для двигательной активности детей.

Для учебной деятельности по рисованию имеется разнообразный художественный материал: бумага разного формата, картон, кисти беличьи и щетинные, печатки, гуашь, акварель, тушь, фломастеры, графитные и восковые карандаши и др., которые находятся в свободном для детей доступе.

Съемочный анимационный материал обрабатывается педагогом на ПК с помощью специальных программ. Демонстрация мультипликационных фильмов осуществляется через проектор на экране или на мониторе ПК. Для звукового оформления фильма имеется микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса и подборка музыкальных произведений.

2.Учебно-тематический план

Тема занятия Программное содержание Кол-во часов
Ознакомительное занятие Познакомить детей с понятиями «анимация» и «мультипликация», с историей возникновения анимации, видами мультипликации. Дать представление о том, как создается движение в мультипликационных фильмах. Развивать внимание, память при рисовании персонажа из знакомого мультфильма. Воспитывать уважение к творчеству российских аниматоров. 1
Выбор или сочинение литературного произведения Дать детям знания о создании композиции анимационного фильма (вступление, развитие сюжета, кульминация, развязка, заключение). Познакомить с понятиями: действие, событие. Формировать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства при составлении рассказов, сказок. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающему миру. 2
Написание сценария Познакомить детей с понятиями: сценарий, раскадровка, темп и ритм при передаче движения. Формировать умение выделять сцены из текста, представлять их и воплощать в рисунке. Формировать умение передавать через пластику и мимику особенности движения и характера различных персонажей, увиденных на экране и созданных самими детьми. Развивать актёрские способности детей. Воспитывать самостоятельное регулирование собственного поведения, уверенности и позитивной установки. 2
Рисование персонажей мультфильма, создание кукол-марионеток Познакомить детей с технологией изготовления куклы-марионетки для съёмки в мультфильме, выполненного в технике перекладки. Формировать изобразительные навыки и умения детей при рисовании персонажей мультфильма, учитывая то, какие подвижные и неподвижные части у него будут; навыки работы с художественными материалами, ножницами при подготовке куклы-марионетки. Развивать воображение, образное мышление. Воспитывать творческую активность и самостоятельность. 8
Рисование отдельных частей персонажей, передающих фазы движения Познакомить с понятиями: фазы движения в мультфильме. Формировать умение передавать в рисунках движение персонажа в пространстве (поворот или наклон головы, моргание, взмах крыльями и т.д.). Развивать пространственное мышление, воображение, мелкую моторику руки. Воспитывать старательность, усердие. 2
Рисование декораций Познакомить детей с понятием: декорации, фон и панорама (горизонтальная и вертикальная). Формировать изобразительные и композиционные навыки и умения воспитанников при рисовании пейзажей, интерьеров. Развивать чувство цвета, ритма, динамики в рисунке. Воспитывать аккуратность и ответственность исполнения работы. 6
Рисование деталей декораций Дать представление о том, как в мультипликации за счёт нескольких ярусов создается пространство. Формировать изобразительные навыки и умения при рисовании различными художественными материалами (простой и цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь), при рисовании на графическом планшете. Развивать пространственные представления, воображение, мелкую моторику руки. Воспитывать уважение к работе друг друга, дружелюбие при составлении общих композиций. 2
Съемка Познакомить детей с оснащением для съемочного процесса, правилами техники безопасности в процессе съемки, ролью оператора в съемочном процессе, понятием и значением кадрика и кадра, планов (крупный, средний и общий) и их смены, наезда и отъезда. Формировать навыки и умения анимационной деятельности в процессе съемки. Воспитывать согласованность действий друг с другом, ответственное отношение к процессу съёмки 6
Подбор музыкальных произведений, озвучивание фильма Создать представление у детей о роли звукового оформления фильма. Формировать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства, передавать интонационно характер и настроение персонажей, умение различать характер музыкальных произведений, связывать музыку с анимационным образом. Развивать речевой и музыкальный слух. Воспитывать эмоциональную отзывчивость литературный текст и на музыку. 2
Подведение итогов. Премьера фильмов Повторить с детьми технологию создания мультфильма, виды мультипликации. Формировать умение работать в коллективе, договариваться друг с другом при выполнении заданий, требующих совместных действий. Развивать художественные, актерские способности. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, интерес к изобразительному и анимационному искусству. 1
Общее количество часов 32

4. Методическое обеспечение

При выборе анимационной техники, как наиболее доступную для дошкольников мы предпочли перекладку. Ей присущи такие особенности, как подробная детализация, некоторая условность движения персонажей и ограниченность одной плоскостью.

В зависимости от поставленных целей, можно предложить детям сделать мультфильм по авторскому произведению или сочинить рассказ, сказку или стихотворение самим. Для этого нами используются такие приемы и игровые упражнения, как:

— сочинение истории по собственному рисунку, поделке;

— коллективное составление истории по заданной теме;

— придумывание истории на основе предметных ассоциаций;

— игровые упражнения «придумай рифму», «добавь слово».

Далее делается раскадровка — последовательность рисунков, помогающих визуально представить сюжет с помощью ключевых кадров, отображающих смену плана или действия. С детьми педагог обсуждает сцены, персонажи и декорации, которые надо будет нарисовать.

Персонажи для будущего мультфильма делаются детьми как плоскостные куклы-марионетки, у которых подвижные детали (головы, руки, лапы и др.) соединяются с помощью проволоки. Перед созданием образов для придания им выразительности и достоверности рассматриваем иллюстрации и рисунки с различными вариантами изображения этих персонажей, отличающиеся техникой, манерой исполнения, использованием художественных материалов. Решение образа, наделенного особыми, характерными для него чертами, облегчает задачу одушевления. Фон для мультфильма с плоскими марионетками может быть рисованный или фотографический. Если рисованный фон имеет какие-то контуры, то и фигурку надо обвести тонким черным контуром. Фигурка на фоне выглядит лучше, если она темнее или светлее фона (по контрастному отношению к нему). Фон может быть неподвижным. А может и панорамно двигаться – горизонтально или вертикально. В этом случае персонаж идет, бежит, прыгает, ныряет на одном месте.

Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий необходимо распределение ролей. Режиссёром становится педагог. Он руководит всем процессом. Ребёнок, исполняющий роль оператора, осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров (не выходить за границы кадра, не допускать попадания в кадр посторонних предметов и рук). Ребенок – аниматор передвигает персонажи — игрушки, наделяя их душевными качествами, перевоплощается в них, становится участником этого действа-игры, привносит элементы импровизации, спонтанно варьирует развитие событий. Важно сразу показать отснятый материал детям. Только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна.

Озвучивая мультфильм, дошкольники проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т.д.)

Оценка уровня изобразительной и анимационной деятельности

детей 6-7 летнего возраста

Отслеживание результатов деятельности детей в процессе реализации программы осуществляется на диагностических занятиях в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года.

Цель: определение уровня изобразительной и анимационной деятельности детей 6-7 летнего возраста.

Форма проведения: может проводиться индивидуально или по подгруппам (2-3 человека).

Инструкция.

1 задание. Ребенку предлагается серия картинок, на которых изображены кадры из мультипликационных фильмов (рисованные, аппликационные, объемные), среди которых нужно найти определенный вид анимации.

2 задание. Ребенку предлагается ответить на вопросы:

— Как создается мультфильм?

Кто работает над созданием мультфильма?

— Что делает режиссер, сценарист, художник, аниматор, звукорежиссер, оператор?

3 задание. Ребенку предлагается нарисовать сцену из любимого мультфильма.

Материал :

Серия картинок, на которых изображены кадры из мультипликационных фильмов (рисованные, аппликационные, объемные);

— лист бумаги формата А4, простой карандаш, фломастеры, кисти, гуашь, баночка с водой.

Оценка результатов проводится по 3-бальной системе, по разработанным нами критериям:

— общая осведомленность о процессе создания анимационных фильмов;

— навыки анимационной деятельности;

— передача образов;

— навыки работы художественными материалами

— композиционное решение художественных работ;

— воображение.

Суммируя результаты выполнения всех заданий, определяется общая сумма результатов, которая соотносится с уровнем изобразительной и анимационной деятельности детей 6-7 летнего возраста.

Высокий уровень: 17-21 баллов

Ребенок имеет сформированное представление о процессе создания и видах анимационных фильмов, владеет навыками анимационной деятельности; в рисунке передает сходство с реальными предметами и объектами, свободно ориентируется на листе бумаги, владеет навыками работы с разными художественными материалами, использует широкий спектр цветовой гаммы, свободно придумывает и воплощает в рисунке задуманную идею.

Средний уровень: 11-16 баллов

Ребенок имеет представление о процессе создания и видах анимационных фильмов, частично владеет навыками анимационной деятельности; в рисунке встречаются ошибки при передаче сходства с реальными предметами и объектами, расположении на листе бумаги, владеет навыками работы с художественными материалами, подбирает цвета, создает изображение самостоятельно при небольшой словесной помощи взрослого.

Низкий уровень: 7-10 баллов

Ребенок имеет нечеткое представление о процессе создания и видах анимационных фильмов, не владеет навыками анимационной деятельности; испытывает трудности при передаче в рисунке реальных предметов и объектов, не ориентируется на листе бумаги, неуверенно владеет техникой работы художественными материалами, использует ограниченную цветовую гамму, делает лишь некоторые попытки создания сюжета.

Критерии оценки результатов:

Общая осведомленность о процессе создания анимационных фильмов

З балла — У ребенка сформированы представления о процессе создания и видах анимационных фильмов: о профессиях: сценарист, художник-аниматор, оператор, режиссер. Ребенок владеет такими понятиями, как: и использует их в своей речи.

2 балла — Ребенок имеет представление о процессе создания и видах анимационных фильмов; о профессиях: сценарист, художник-аниматор, оператор, режиссер, звукорежиссер и их значимости; знаком с такими понятиями, как: анимация, съемка, сценарий, кадр, план, панорама, титры, озвучивание.

1 балл – Ребенок имеет нечеткое представление о процессе создания и видах анимационных фильмов (рисованные, аппликационные, объемные), о таких понятиях, как: анимация, съемка, сценарий, кадр, план, панорама, титры, озвучивание ; знает название некоторых профессий людей, принимающих участие в создании мультфильма, но не понимает их значимости.

Навыки анимационной деятельности

3 балла – Ребенок свободно владеет навыками анимационной деятельности: располагает и перемещает предметы в пространстве, самостоятельно выполняет съемочный процесс.

2 балла — Ребенок частично владеет навыками анимационной деятельности, иногда нуждается в помощи при расположении и перемещении предметов в пространстве, выполнении съемочного процесса.

1 балл — Ребенок не владеет навыками анимационной деятельности, нуждается в помощи при расположении и перемещении предметов в пространстве, выполнении съемочного процесса.

Передача образов

3 балла — Ребенок передает сходство с реальными объектами и предметами; форму, строение, пропорции, использует ось симметрии; изображения динамичны, присутствуют характерные позы, жесты, мимика.

2 балла — Ребенок передает сходство с реальными объектами и предметами; встречаются незначительные ошибки при передаче формы, строения, пропорций; предпочитает статичные позы при изображении объектов.

1 балл — Ребенок испытывает трудности при передаче в рисунке реальных предметов и объектов; изображает обобщенные формы, строение передает примитивно (главные части), без детализации.

Композиционное решение художественных работ

3 балла – Ребенок свободно ориентируется на листе бумаги; выделяет линию горизонта; передает дальний, средний и ближний планы.

2 балла – Ребенок ориентируется на листе бумаги, выделяет линию горизонта, но допускает ошибки при изображении предметов и объектов на разных планах.

1 балл — Ребенок не ориентируется на листе бумаги, не выделяет линию горизонта, не передает планы.

Навыки работы художественными материалами

3 балла – Ребенок свободно владеет навыками работы разными художественными материалами: гуашь, акварель, восковые карандаши, фломастеры; самостоятельно выполняет изображение в разных техниках: по-сырому, мазками, отпечатыванием; движения быстрые, уверенные, разнообразные.

2 балла – Ребенок владеет навыками работы художественными материалами: гуашь, акварель, восковые карандаши, фломастеры, нуждается в помощи при использовании некоторых техник изображения; движения достаточно уверенные, хотя и не столь быстрые.

1 балл — Ребенок неуверенно владеет техникой работы художественными материалами; движения неуверенные, хаотичные.

Цветовое решение художественных работ

3 балла — Ребенок использует в работе широкий спектр цветовой гаммы для передачи настроения, отношения к изображаемому, знает свойства цвета (светлота, насыщенность, контраст), самостоятельно умеет получать новые оттенки, пользоваться палитрой.

2 балла — Ребенок передает характерные признаки предметов цветом – свое отношение к изображаемому, умеет пользоваться палитрой, получать цветовые оттенки, иногда спрашивает совета при подборе цветов, не всегда верно дает характеристику цветовым отношениям.

1 балл — Ребенок создает изображение в цвете, но цветовая гамма работ весьма ограничена. Умеет пользоваться палитрой, нуждается в подсказке при подборе цветовых оттенков.

Воображение

3 балла – Ребенок свободно придумывает и воплощает в рисунке задуманную идею; образы хорошо узнаваемы и эмоционально выразительны.

2 балла – Ребенок создает изображение самостоятельно при небольшой словесной помощи взрослого; образы узнаваемы, но мало эмоциональны.

1 балл – Ребенок отказывается рисовать или делает лишь некоторые попытки; образы мало узнаваемы и невыразительны.

Конспекты занятий

Конспект занятия по теме « Рисуем сказку»

Задачи:

1. Познакомить детей со сказкой Галины Жучковой «Злой язычок».

2. Формировать умение детей во время драматизации сказки подбирать для героев движения, интонации; давать моральную оценку происходящему; передавать в рисунке сцены из сказки, выполняя изображение в соответствии с размером и форматом листа.

3. Развивать творческие способности, воображение.

4. Воспитывать потребность детей в словах, создающих хорошее отношение между людьми.

Материалы:

— Карточки с контурным изображением медведя, зайца, лисы, пчелы, деревьев (ели, дуба, осины, дуба).

— Накидки зелёного цвета для деревьев, для персонажей – вставить изображения на карточках в специальные прозрачные кармашки на ленте.

— Листы бумаги, простые и цветные карандаши, ластик, фломастеры

— Сказка «Злой язычок».

Проведение занятия

— Для чего нам нужен язычок? (Чтобы разговаривать, петь песни» и т.п.)

— А ещё язычок помогает передать наши чувства, настроение. Сыграем в игру «голоса животных».

Педагог называет животное и характеризует настроение, а дети передают эмоции интонацией. Например: грустная кошечка – весёлая кошечка, добрый медведь — злой медведь.

— Я расскажу вам сказку про медведя, у которого был злой язычок.

Бежал как-то заяц по лесу, землянику собирал. Идёт ему навстречу медведь – цветы топчет, рычит. Заяц вежливо ему говорит: «Здравствуй, Мишенька!» Медведь язык высунул, да как зарычит: «Э-э-э-э». Заплакал заяц и ушёл.Медведь дальше идёт. Навстречу лисичка. Бежит, солнышку радуется, улыбается. Увидела медведя, обрадовалась, говорит ему: «Здравствуй, Мишенька!». А он в ответ: «Э-э-э-э». Заплакала лисичка и ушла.Идёт медведь дальше. Навстречу пчела летит, мёд собирает. Увидела медведя, жужжит: «Здравствуй, Миша». А он ей: «Э-э-э-э», да язык показывает. Рассердилась пчела, и укусила Мишку прямо в язык. Заревел медведь! Да на кого же тут обижаться?

— Где происходит действие сказки «Злой язычок»?

— Кто главный герой сказки?

— С кем встретился медведь по дороге?

— Как приветствовали его заяц, лисичка и пчела?

— Как им отвечал медведь?

— Что можно сказать о таком поведении медведя?

— Как вы повели бы себя в этой ситуации?

— Вам эта сказка понравилась? Чем она вам понравилась?

— Что можно сделать, чтобы эту сказку узнали, кроме нас и другие люди?

— А как можно показать сказку?

— Предлагаю вам сделать мультфильм по этой сказке и научить всех, кто его посмотрит, вежливо приветствовать друг друга. Кто желает войти в нашу творческую группу?

— Чтобы представить, как будет происходить действие сказки на экране, предлагаю её разыграть, а потом нарисовать, что у нас получилось.

Распределить роли между детьми, предложив вытащить им карточки, на которых с обратной стороны будут нарисованы персонажи сказки и деревья, растущие в лесу.

Происходит драматизация сказки. Дети выступают в роли персонажей и изображают лесные деревья, создающие декорации для сказки (одеть накидки). Педагог выступает в роли автора.

— Какие сцены из сказки можно нарисовать? (встреча медведя с зайцем, с лисичкой, с пчелой)

— Посмотрите, как изображают разные художники медведя, лису и зайца и пчелу.

Рассмотреть с детьми иллюстрации, на которых изображены животные и пчела. Отметить форму туловища, головы, характерные особенности изображения других частей тела, манеру исполнения художника.

— При рисовании расположите лист широкой стороной к себе, словно это экран телевизора. Выберите, какими материалами вы будете рисовать.

В процессе рисования детьми сцен из сказки осуществлять индивидуальный подход. После завершения работы, рассмотреть рисунки, обращая внимание на оригинальность и выразительность образов, расположение персонажей на листе бумаги.

— Сегодня мы с вами с помощью сказки вспомнили, как нужно вежливо приветствовать друг друга. А как люди вежливо прощаются? (Ответы детей)

— Каждый раз всем на прощанье

Говорю я: «До свидания».

Рада снова буду я

Видеть вас, мои друзья.

Конспект занятия по теме «Путешествие на планету Цветных Радуг»

Программное содержание

— Создать праздничное настроение для премьерного просмотра на большом экране мультфильмов «Страна Цветных Радуг», «Планета Земля», созданных в студии.

— Учить детей узнавать жанр картины (пейзаж, портрет, натюрморт) по представленному фрагменту.

— Закрепить знания детей о последовательности чередования цветов радуги; о цветовых оттенках, полученных при смешении красок двух цветов, об архитектурных деталях (крыша, колонны, окна и дверь).

— Повторить с детьми приёмы рисования разными способами: оттиск со стекла, отпечатывание, рисование кистью декоративных элементов: прямая и волнистая линия, завиток, клетка из пересекающихся прямых линий.

— Развивать инициативу, творческое мышление.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности за общее дело, интерес к изобразительному и анимационному искусству.

Материалы

— ПК и смотровой экран для демонстрации детям заданий и мультипликационных фильмов, созданных в студии «Страна Цветных Радуг» «Планета Земля».

— Звукозапись со спокойной музыкой.

— Атласные ленты по цветам радуги.

— Лист ватмана с изображением контуров сказочного дворца, испорченном кляксами.

— Отдельные части дворца из бумаги с наклеенным сзади двухстороннем скотче.

— Художественные материалы: кисти разной толщины, гуашь, дощечки из оргстекла (или плотные прозрачные пленки), печатки, баночки с водой, губки.

— Костюмы для Кисточки и феи Живописи

Ход занятия

Педагог: Доброе утро. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на планету Цветных Радуг. Помогут нам попасть туда разноцветные ленточки, которые надо расположить так, как чередуются цвета у радуги. Вспомните фразу, которая подскажет, как это правильно сделать.

Дети: — Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

Педагог : — Молодцы, справились с заданием. Теперь надо произнести вот такие волшебные слова:

Радуга – красавица всем ребятам нравится.

И за нею в дальний путь я хочу отправиться.

(Дети хором произносят слова.)

На экране идёт мультфильм «Страна Цветных Радуг»

Педагог: Посмотрите, мы попали на планету Цветных Радуг.

Звучит музыка и в кабинет входит воспитатель, одетый в костюм Кисточки.

Кисточка : — Здравствуйте, ребята. Я – Кисточка, помощница феи Живописи. Она послала меня к вам за помощью. Случилась беда. Злая волшебница Клякса хочет, чтобы исчезли все цвета и все картины с планеты Цветных Радуг. Она повсюду оставила свои черные следы и заколдовала дворец феи Живописи. Чтобы победить Кляксу, надо пройти испытания. Вы согласны? (Ответ детей).

— Сейчас перед вами на нашем волшебном экране будут появляться картины, но все они испачканы кляксой! Если вы отгадаете, к какому жанру живописи относятся эти картины, то случится чудо, и кляксы исчезнут.

(Дети узнают пейзаж, портрет, натюрморт.)

— Молодцы, с первым заданием вы справились. Теперь вам надо будет решить цветные примеры, определить, какой цвет получится при смешении двух красок. Если ответите правильно, то кляксы снова исчезнут.

(Дети выполняют задание, представленное на экране.)

— Вы справились со всеми заданиями, и теперь я проведу вас к дворцу феи Живописи.

Звучит музыка. Открывается изображение дворца, на котором накинута легкая ткань.

Педагог: — Ребята, посмотрите, сказочный дворец исчезает прямо на глазах. Кляксы вобрали в себя всю краску, так что от дворца остались одни только контуры. Надо срочно браться за дело и избавить дворец феи Живописи от проделок злой Кляксы.

Кисточка : — Желаю вам, ребята, успеха в работе, а мне пора идти. Меня ждет фея Живописи.

(Дети прощаются с Кисточкой)

Педагог:- Нам будут нужны краски, но где же их взять? Давайте попросим Радугу.

— Радуга-дуга, разноцветные бока.

Нас скорее выручай,

Краски, кисти нам подай!

(Педагог произносит слова вместе с детьми и снимает накидку со стола, на котором лежат художественные материалы и детали дворца.)

Педагог: — Спасибо, радуга, выручила. Посмотрите, ребята, здесь не только кисти и краски, но и другие художественные материалы. Скажите, что это за материалы. (Дети называют палитру, печатки, плёнку.)

— Для чего нужна палитра?

— Как пользоваться печатками?

— Как можно сделать узор с помощью пленки?

— Какие декоративные элементы можно нарисовать кистью?

(Педагог демонстрирует разные приемы рисования на листе бумаги.)

— Смотрите, а вот и все детали дворца, которые вам надо преобразить, сделать цветными, нарядными (педагог демонстрирует детям детали дворца).

Как они называются эти архитектурные детали?

Дети называют крышу, колонны, окна и дверь.

Педагог: Выберите любую деталь и приступайте к работе.

Звучит тихая спокойная музыка.

Дети проходят к столам, на которых находятся разные художественные материалы. Педагог оказывает необходимую помощь детям в их работе. Расписные детали дворца дети прикрепляют двухсторонним скотчем к общим контурам дворца.

Педагог: — Посмотрите, как преобразился дворец! Он засиял разноцветными красками. Чары злой Кляксы исчезли насовсем!

Входит ребенок, одетый в костюм феи Живописи.

Фея Живописи:

— Здравствуйте. Я – Живописи фея.

В прекраснейшей стране живу я.

Подвластны мне цвета и краски.

Здесь полон мир волшебной сказки.

Вы в путь пойти не испугались,

И мне помочь вы постарались,

Все испытания прошли.

Экран, домой детей верни!

Фея Живописи взмахивает волшебной палочкой и на экране начинается показ мультфильма «Планета Земля».

5.Список литературы

  • Детство. Программа воспитания и обучения в детском саду. – СПб: детство, 2000.
  • Нагибина М.И. «Технология анимации»
  • Асенин С.А. Мир мультфильма. – М.: Искусство, 1986.
  • Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным. -Ж. Искусство в школе №1, 2006.
  • Халатов Н. Мы снимаем мультфильм. – М.: Молодая гвардия, 1986.
  • Левин Е.С. Композиция сценария (развитие действия, кульминация, развязка). – М.: «Искусство», 1991.
  • Воскресенская И.М. Звуковое решение фильма. – М., 1984.
  • Корнева О. Пришло время систематизировать знания. -Ж. Искусство в школе №4, 2007.
  • Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  • Кудрявцева-Енгалычева В. Создать атмосферу сказки. -Ж. Искусство в школе №3, 2006.
  • Мелик – Пашаев А.А., Новяянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: «Искусство в школе», 1995.
  • Мелкоозёрова Е.В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников.
  • Норштейн Ю. Изображение должно смотреть. -Ж. Искусство в школе №4, 2007.
  • Современный кинематограф и педагогический процесс. – М., 1993.
  • Черных Е. Анимация – искусство иносказания. -Ж. Искусство в школе №3, 2006.

Конспект занятия "Создаем мультфильм своими руками по сказке "Теремок"

Цель:
Формирование творческих способностей у дошкольников при создании мультфильмов, коллажей средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации.
Обогатить словарный запас детей.
Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
Овладение навыками общения и коллективного творчества;
Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
Словарная работа:
Мультипликатор, художник, режиссёр, оператор, штатив, озвучивание. монтаж, кадр, видеокамера, студия, оживление, декорация, запись.
Интеграция:
«Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Оборудование:
Фотоаппарат, штатив, компьютер, микрофон, декорации для мультфильма, ширма, дощечки, салфетки, стеки, природный материал. пластилин, схемы лепки животных, растений.Воспитатель: Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? А как вы думаете, кто создаёт мультфильмы? Мультфильмы создают, рисуют специальные художники-мультипликаторы, они рисуют, лепят героев, заставки, фон и многое другое.
Художники рисуем много картинок, чтобы показать движение героя. На каждом кадре картинка немного движется. То же самое можно сделать из героев, слепленных из пластилина.
А потом операторы-мультипликаторы снимают это всё на видеокамеру или фотоаппарат и монтируют в студии, т. е. создают мультфильм. А всем этим руководит режиссёр.
А хотите сами научиться создавать мультфильмы? (Да) . Тогда давайте подумаем, какую сказку мы бы смогли "оживить". (Дети предлагают разные сказки. Пришли к единому мнению, что возьмём сказку "Теремок")
Воспитатель: Сегодня мы с вами создадим мультфильм по сказке "Теремок".
Прежде всего нужно вспомнить эту сказку. (Дети рассказывают по ролям "Теремок")
Начнём нашу работу с создания декораций.
(Подобрали два домика - теремка, ширму, вырезали из бумаги и наклеили на ширму деревья, цветочки, солнышко, птичек, установили объёмные деревья.)
Воспитатель. Посмотрите какие красивые декорации у нас получились, не хватает только главных героев.


(Чтобы все дети были задействованы, мы распределили между собой работу: одни лепил героев, другие буквы для названия сказки, кто- то выкладывал слова из букв).
Воспитатель . У каждого на столе лежит все необходимое для лепки, чтобы выполнить работу быстро, у меня есть схемы с этапами работы. Давайте их рассмотрим. Выберете, какая схема вам больше подойдёт! Но не забывайте, что слепить героев мультфильма надо очень быстро, т.к самая главная работа у нас впереди.


Мы с вами превратились в мультипликаторов. Давайте приступим к работе.
(Дети лепят животных и размещают их возле теремка, раскладывают буквы. Во время работы дети слушают народную музыку и выбирают мелодию для озвучивания мультфильма).





Воспитатель. Вот наша полянка и ожила, вам понравилось, то что у нас получилось? (Да!) А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка.
По тропинке мы пойдем,
В сказку дверку отопрем.
Вот у дома на опушке
Дружно прыгают лягушки.
Тут живет большой медведь
Тише, тише, не шуметь!
Воспитатель. Но как оживить героев, как снять мультфильм?
(Показывает фотоаппарат и штатив, рассказывает для чего он сейчас им понадобится.)



Сейчас мы с вами станем операторами, чтобы получился мультфильм, нам нужно немного передвигать героев и все это фотографировать, шаг за шагом.


Давайте начнём с начала, где мышка подошла к теремку (В съёмке участвуют все дети, чтобы каждый ребёнок почувствовал свою причастность к работе) . И так нами было отснято каждое основное движение героев.


(считалка)
Сочиняем мы мультфильм
Лепим ягоды, грибы
Посчитаем 1-2-3
Оператор будешь ты!
Молодцы ребята!




На следующий день после обработки кадров, мы начали запись звука на компьютере в звуковом редакторе Audacity.





Важным этапом создания мультфильма является монтаж отснятого материала. Здесь включились в работу родители. Они совмещали звуковые файлы с видео в редакторе PinnacleStudio. Спасибо им за это!


При озвучивании собранного мультфильма важно, чтобы произнесённый детьми текст совпадал с движениями персонажей.


Огромным сюрпризом для детей был показ готового мультфильма. Дети были в восторге и смотрели несколько раз.
Воспитатель.
Ребята вам понравилось? Мы будем продолжать работу над мультфильмами? (Да! Да! Да!)


А сейчас посмотрите наш мультфильм.Спасибо за внимание!

Ко нспект просмотра мультфильма

«Приключения Хомы » режиссера Г. Бардина

Задачи:

Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти ребенка;

Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот, развитие у ребенка координации движений, чувства равновесия;

Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, умения устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Вам понадобится: несколько рулонов обоев, длинный шарф или лента шириной около 10 см, бумага и цветные карандаши.

Начало мультфильма до :

Stop: Изображение двух домиков.

Упражнение «Угадай, как выглядит хозяин домика».

Ребенку предлагается описать внешний вид тех, кто живет в каждом домике, ориентируясь на форму домиков.

Stop : Суслик делает зарядку, Хома лежит.

Упражнение «Начало дня».

Ребенок изображает как встречает новый день Хома (лежат на ковре), затем Суслика, встречающего новый день зарядкой. Предложите ребенку вспомнить и продемонстрировать упражнения, которые он делал. Затем предложите игру на внимание: по вашему сигналу «Хома!» или «Суслик!» ребенок изображает то Хому – ложится на ковер, то Суслика – делает зарядку. В процессе игры постоянно меняйте темп сигнала и чередование героев. Например: « Хома !»……… «Суслик!»…. « Хома !»……………… « Хома !».. « Суслик!»… « Хома !» ……….…. «Суслик!»…. «Суслик!» …. «Суслик!»… «Суслик!» . . « Хома !»… «Суслик!»….. « Хома и т.д.

Stop : Хома говорит: «Это я устал».

Беседа. Обсудите с ребенком следующие вопросы:

- Как ты думаешь, человек устает, когда делают что-то за него?

- А что ты любишь, чтобы за тебя делали?

- Какая польза для тебя, если за тебя что-то сделают другие?

- Например, мама почистила за тебя зубы, какая тебе от этого польза? А какой вред?

- А если за школьника папа сделал домашнее задание, какая от этого польза ученику? А какой вред?

- А если кто-то захочет за тебя съесть мороженое, сходить в парк, ты согласишься? А почему?

Stop: Слова Хомы «За тебя я бояться буду».

Этюд «Два образа»

Предложите ребенку выразительностью голоса, мимикой и жестами передать образ главного, важного, уверенного человека, а затем слабого, неуверенного, подчиняющегося. Обратите внимание на громкость голоса, интонации, особенности движения тела, жесты вашего ребенка. Какого человека ему легче изобразить. Удается ли ему роль сильного и уверенного? Обсудите, когда человек чувствует себя сильным, и когда - слабым.

Разыграйте с ребенком этюд. Пусть сначала он сам выберет роль персонажа, которого будет изображать. Проиграв этюд один раз, поменяйтесь ролями.

Напомните ребенку текст для разыгрывания этюда, если это необходимо, вначале помогите ребенку выучить необходимые фразы:

- Суслик: Может хватит?

- Хома : Плавай, плавай.

- Хома : Переходим к завтраку. Беги на дальнее поле за стручками.

- Суслик: Через рощу? Через рощу я лисы боюсь!

- Хома : Не бойся, за тебя я бояться буду.

Stop: Хома прошел по бревну.

Упражнение «Поход за горохом».

Ребенок изображает сбор гороха: собирает стручки гороха (рулоны обоев), складывает их одна на одну, берет руками перед собой, как Хома брал стручки гороха, затем идет с ними через болото по мостку (шарфик или лента – это мостик). Родители в это время изображают лягушек, они квакают, строят рожицы и всячески пытаются рассмешить, идущего по бревну… Затем поменяйтесь ролями и посмотрите насколько удачнее и увереннее чем ваш ребенок вы сможете пройти по мостику.

Stop: Хома перешел болото во второй раз.

Попросите ребенка ответить:

- Сколько было лягушек в этом эпизоде?

- Сколько было слева?

- Сколько было справа?

- Сколько шло по бревну?

Теперь проверьте ответы ребенка – посмотрите еще раз этот эпизод.

Проанализируйте, а вы сами смогли бы правильно ответить на эти вопросы.

Stop: Конец мультфильма.

Обсудите с ребенком:

- Почему же Хома остался голодным?

- Чему учит эта сказка?

Упражнение «Придумай продолжение».

Предложите ребенку придумать что будет завтра, когда Суслик и Хома встретятся утром. Будет ли Хома вести себя также или по-другому? Как по-другому? Все то, что они делали раньше, как они будут делать теперь? Когда люди делают все вместе – это настоящие друзья? А у тебя есть друзья? Какие они?

Рисование «Нарисуй своих друзей».

Предложите ребенку нарисовать его друзей.

Также можно предложить ребенку пофантазировать и придумать новую историю, которая произойдет с героями этого мультфильма.

Классный час во 2 классе

Тема: «Всё о мультфильмах»

Оборудование:

мультимедиа проектор, презентация.

Цели:

Цель: расширить представление учащихся о российском кинематографе

Задачи:

Образовательные:

    познакомить учащихся с историей возникновения отечественной мультипликации, с указом президента;

    проверить, углубить и закрепить знания учащихся об отечественной мультипликации, её роли в жизни человека и общества;

    пробудить интерес к просмотру отечественных мультфильмов

Развивающие:

    расширить словарный запас и кругозор учащихся о советских и российских мультфильмах, их создателях;

    создать условия для раскрытия творческих способностей детей;

    содействовать развитию навыков образного и логического мышления.

Воспитательные:

    воспитывать патриотизм, любовь к своей малой Родине;

    прививать любовь к российскому киноискусству, в частности к мультфильмам;

    воспитание интереса и желание узнать больше об искусстве

    привитие навыков работы в сотрудничестве;

    создать благоприятную атмосферу, способствующей сплочению детского коллектива;

    способствовать приобретению навыков актёрского мастерства;

    воспитывать активную жизненную позицию

План

    Орг.момент

    Звучит видеоклип «Барбарики»

Здравствуйте.

Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Слайд 1)

7 октября 2015 года указом Президента РФ 2016 год в России объявлен Годом кино.

Какими вы представляете себе мультфильмы? (добрыми, веселыми, смешными…)(Слайд 2)

Классный час наш будет называться «Всё о мультфильмах»

А вы часто смотрите мультфильмы?

Когда вы предпочитаете смотреть мультфильмы? (утром, в обед, вечером)

Какие мультики вам нравятся (российские или иностранные)?

Твой любимый герой мультфильма?

Родители запрещают смотреть какие-нибудь мультфильмы?

Назовите 10 отечественных мультфильмов.

А вот мы сейчас проверим кто же из вас знает лучше всех мультфильмы.(кроссворд)

Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!

Для детей 60-х, это было неординарное событие. “Мама! Мультик!” – кричали малыши. И взрослые были вынуждены бросить все дела и, поддаваясь настойчивым требованиям, смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным, искрящимся волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй… Но, мультфильмы раньше показывали не так часто, как сейчас. Мы мультик ждали с нетерпением.

Альтернативой мультфильмам – были диафильмы. (Слайд 4)

В те времена, когда еще не было DVD-плееров, а мультики можно было смотреть только если их показывали по телевизору (а это было гораздо реже, чем сейчас), диафильмы были одной из любимейших детских забав. Диафильм - это такая пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа.

Делили обязанности: например, ребенок крутит колесико проектора, а мама выразительно читает сказку! И дает сигнал для перехода к следующему кадру.

Как у вас сейчас, наверно, есть целая коллекция любимых фильмов и мультиков на CD или DVD-дисках, так и раньше собирали целые коллекции баночек с диафильмами.

К сожалению, в наше время диафильмы ушли в прошлое.

Это не только забавно, но и полезно, гораздо полезнее, чем смотреть мультик - ведь ты не только смотришь картинки, но и читаешь текст к ним! Это как книга, только в этой "книге" больше картинок, чем в обычной. А значит, диафильмы развивают навыки чтения!

Но поговорим о мультфильмах.

Как вы думаете, что такое мультфильм?

Как он делается?

Мультипликация – что это?

Киностудия «Союзмультфильм»была создана 10 июня 1936 года Сейчас у неё за плечами 80 лет,более полутора тысяч мультфильмов. видеоролик

Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч!

А вот как создаёт мультфильм мы сейчас узнаем.

Ребята, как вы думаете с чего всё начинается? (с написания сценария) Появляется карточка-сценарий

Что такое сценарий, ребята? (произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино или телефильма, представления, спектакля).

Ну, хорошо, сценарий написан, мы его прочитали и что дальше? Разве мультфильм готов? (нет, нужны герои, должен быть сюжет).

Появляется - карточка- сюжет, герои.

Сюжет есть, герои есть, значит, мультфильм готов? (нет)

Под их руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. Оживить персонаж непросто. Художник создаёт образ героя из множества рисунков. Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить несколько десятков рисунков. Так кто же это? Карточка - художники

Рисунки нарисованы, - значит всё готово. (Нет)

Вот теперь мультфильм точно готов? (нет, почему?).- Предположения детей.

Чем отличаются герои на экране от героев в сценарии? (герои должны разговаривать). Правильно, ребята.

Мультфильмы интересны и речью героев.Над этим работают звукооператоры. Карточка - звукооператоры

Вот как много людей работают над созданием мультфильма, вы сами в этом убедились, а руководит всеми - один человек – режиссёр - творческий работник, художественный руководитель телевизионной постановки. Карточка- режиссёр

(видеоролик как создаются мультфильты)

- А как вы думаете, мультфильмы – это вред или польза для детей?

Какие мультфильмы приносят вред, а какие – пользу? Какие мультфильмы сеют добро, а какие – причиняют зло?

В иностранных мультфильмах очень много жестокости.

Какие мультики чаще покупают взрослые для своих детей? Большинство покупок – это зарубежные новинки. Многим детям российские мультики смотреть не так интересно, после остросюжетных и красочных иностранных. Все дети выбирают мультики по принципу красочности и интереса, моды в классе или садике. А ведь много российских мультов создавалось на основе сказок. Советские мультфильмы по своей природе интересны сюжетом и заставляют мыслить. А каким образом дело обстоит с мультфильмами иностранными? Почти половина иностранных мультиков строится по старому, проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание.

Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов

К чему приводит просмотр иностранных фильмов???

Во всех мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных для моего мозга машинах, самолетах и космических кораблях. Назвать эти сказки добрыми не получается даже с натяжкой.

Воспитание мультфильмами

Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.

Какие бывают технологии?

    Рисованная анимация

    Бескамерная анимация

    Живопись по стеклу

    Компьютерная анимация

    Пластилиновая анимация

    Порошковая анимация

    Силуэтная анимация

ИТОГ:

Заканчивая нашу беседу про мультфильмы, давайте решим, как же с пользой смотреть мультфильмы? (высказывания детей)

В связи с этим, я предлагаю следующие рекомендации по выбору мультфильмов:

Мультфильмы должны:

    Учить любить животных. Героями мультфильмов часто бывают животные.

    Учить дружить.

    Помогать изучать окружающий мир

    Учит выполнять свои обязанности. Поэтому герои должны примером показывать как нужно выполнять те или иные действия.

    Отказаться от просмотра мультипликационных сериалов. У мультфильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.

    Смотреть мультфильмы не более 2-х часов в неделю.

    Пересказывать маме и папе содержание мультфильма.

Интерактивная игра Мультфильмы. Составление пазлов (картинки из мультфильмов)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»