Чем опасно слишком раннее введение прикорма. Каковы основные причины введения прикорма? Положение при кормлении ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Ожирение, язва желудка, кариес… Таким опасностям подвергают своих детей родители, которые неправильно вводят прикорм.

Как познакомить младенца с едой максимально безопасно? Я расскажу о 5 самых частых ошибках в начале прикорма.

А наш уже ест борщ!

Как испортить ребенку желудочно-кишечную систему? Правильно – рано, непоследовательно и в большом количестве вводить прикорм.

Исследования показали, что одной из главных причин гастроэнтерологических заболеваний у детей и взрослых является слишком раннее введение новой пищи.

До 4 месяцев желудочно-кишечный тракт новорожденного просто не готов к взрослому питанию. У ребенка очень тонкие стенки кишечника, ферментативная и иммунная системы недостаточно развиты, и любимый всей семьей борщ для малыша может быть просто опасен для жизни. А также безобидный апельсиновый сок или любой другой прикорм, с которым вы слишком торопитесь.

Когда же начинать? Оптимальные сроки начала прикорма – период с 4 до 6 месяцев. Они могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1-2 месяцев.

Когда пора вводить новую пищу?

  • Когда ребенок начинает жевать при попадании в рот ложки, соски или игрушки;
  • Он перестает выталкивать языком густую пищу;
  • Малыш уже начинает самостоятельно сидеть;
  • У него появляются первые зубы;
  • И еще он проявляет интерес к пище со взрослого стола.

Начать прикорм надо с 1-компонентных пюре. Давайте его в начале кормления, когда ребенок голоден. Первая порция – 1 чайная ложка в первой половине дня, когда малыш чувствует себя хорошо, весел и доволен.

Постепенно доводите объем до возрастной нормы. Обращайте внимание на реакцию организма малыша. Если все в порядке, тогда через 3-4 дня можно попробовать новый продукт.

Для сохранения грудного вскармливания после каждого приема пищи рекомендуется докармливать малыша грудью.

Когда прикорм не вовремя?

Когда ребенок болеет или только что выздоровел, нельзя вводить в меню новый продукт. В такой период организм малыша находится на пределе своих возможностей, все силы брошены на борьбу. Поэтому на переваривание пищи их практически не останется.

Если еще присоединяется , то пища может вызывать даже отвращение.

Как помочь организму ребенка справиться и при этом не навредить?

  • Не заставляйте ребенка есть

У больного ребенка потребность в еде достаточно снижена, и если кормить его насильно, можно прибавить к основному заболеванию проблемы с кишечником, печенью, почками, сердцем и иными органами.

  • Давайте ребенку столько воды, сколько он хочет

Да, в воде нет питательных веществ, но с восстановлением водного баланса она прекрасно справляется.

  • Не будите ребенка ради приема пищи

Он сможет поесть тогда, когда проснется.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Еду лучше всего давать небольшими порциями, но часто.

От прикорма до ожирения?

Мамы часто не замечают, что делают что-то не так. На вопросы врача «Зачем вы даете печенье ребенку в 4-5 месяцев?» или «Зачем вы посыпаете сахаром и так сладкие яблоки?» они отвечают: «Малышу так хочется! Ну, должен же он чему-то порадоваться? Он же взрослый!» Или даже «Он так лучше спит!»

А в результате у малыша в разы повышается риск не только излишнего веса, но и сахарного диабета. Переедание, а так же сладости в рационе ребенка первого года жизни могут приводить к ожирению в детстве, а затем и во взрослом возрасте.

А еще мало кто знает о том, что уже в возрасте 12 месяцев у многих младенцев есть кариес в начальной степени. И виной этому нездоровая, излишне сладкая еда, постоянные соки и подслащенные йогурты, которые ребенок порой пьет каждую ночь.

В результате очень распространен диагноз циркулярный кариес, то есть эмаль оказывается поражена со всех сторон.

Аллергия

Очень часто передается по наследству. Если у кого-то из родственников есть такая особенность, нужно быть осторожнее с прикормом. Проявляться аллергия может на коже, а также в виде насморка, отеков, расстроенного стула.

Детям до года точно нельзя давать:

  • Колбасные изделия;
  • Магазинные кондитерские сладости;
  • Соления, жирные сорта мяса;
  • Красные ягоды и овощи, цитрусовые и экзотические фрукты; грибы; орехи; мед;
  • Морепродукты; различные приправы и соусы;
  • Чипсы и газированные напитки;

Цельное коровье молоко и яичный желток тоже лучше не добавлять в пищу.

Порой причинами аллергии могут быть также перекармливания и сбивчивый режим кормления.

Лучше поздно?

«А мой ребенок в 8 месяцев ничего не пробовал, кроме материнского молока!» — так хвастаются некоторые мамы в интернете. Но слишком позднее введение прикорма – тоже ошибка.

Пищевой ценности грудного молока хватает ребенку до 6 месяцев, иногда и позже. Но ее недостаточно ребенку второго года жизни.

Позднее введение прикорма может вызвать такие проблемы , как:

  • Задержка в физическом развитии ребенка из-за недостатка питательных веществ;
  • Угроза развития анемии;
  • Ребенок поздно и с трудом учится жевать – а значит, возникают проблемы с пищеварением;
  • Ему сложнее воспринимать новые вкусы и запахи.

Не совершайте ошибок, которые потом будет сложно исправить!

Надеюсь, эти простые советы помогут вам их избежать!

Читаем также:

Ранний прикорм может привести к разным последствиям со здоровьем, так как физиологически организм малыша не готов переваривать взрослую пищу. Рассмотрим основные последствия раннего прикорма:

  1. Нарушения функционирования ЖКТ , которое может проявиться в виде вздутий, болей, колик, расстройства стула, возможно даже рвота и тошнота. В более сложных случаях происходит срыв правильной работы желудочно-кишечного тракта, что может привести к госпитализации ребенка и последующему долгому лечению.
  2. Аллергия. Аллергические реакции на новые продукты не редкость, вот поэтому мы и с менее аллергенных продуктов. Если прикорм вводиться в 6 месяцев мы все равно волнуемся, как он пройдет, не будет ли реакция на тот или иной продукт. А если прикорм вводиться в 3 или 4 месяца? Почти все мамы знают, что кишечные стенки малыша проницаемы для крупных молекул, кишечник становится менее тонким ближе к 6 месяцам, а у некоторых детей к 7-8 месяцам, и это нормально. Получается, что пищеварительная система не справляется с перевариванием пищи, а кишечник не способен противостоять проникновению антигенов. При благоприятном стечение обстоятельств у малыша при возможна кожная сыпь, при неблагоприятных — атопический дерматит, нарушение работы иммунной системы, бронхиальная астма, различные кожные воспаления и другие аллергические проблемы. А еще не мало важно, что при аллергической реакции, возможно исключение продукта-аллергена на длительное время, возможно навсегда.
  3. Нарушение работы иммунной системы. Иммунная система в столь юном возрасте только формируется, поэтому так важно помогать ей формироваться, а не подрывать . Возможные будущие последствия – это аллергические реакции и частые инфекционные заболевания.

  4. Прекращение грудного вскармливания.
    постепенно будет замещать грудное вскармливание и сокращать прикладывания к груди. Что может привести к раннему прекращению материнского молока. О пользе ГВ мы пишем почти в каждой статье, поэтому повторимся совсем чуть-чуть. Материнское молоко содержит такие вещества, которые усиливают иммунитет ребенка, поэтому малыш реже болеет, а инфекционные заболевания проходят значительно легче.
  5. Нарушение работы внутренних органов . Нарушение работы ЖКТ, нарушение оттока желчи из желчного пузыря, воспаление поджелудочной железы все это могут быть последствия . У малыша формируется склонность к хроническим болезням желудка, кишечника, поджелудочной железы. Также ранний прикорм повышает нагрузку организма на такие незрелые органы, как печень и почки, что повышает их подверженность воздействия неблагоприятных условий со стороны внешней среды. И в будущем, возможно развитие таких заболеваний как гастрит, панкреатит, воспалительные процессы в желудке или кишечнике и т.п.
  6. Изменение микрофлоры кишечника. Что такое дисбактериоз знает каждый! У каждого человека своя микрофлора кишечника, слаженная работа которого зависит от микробаланса, как только соотношение сил переходит к патогенным бактериям возникает дисбактериоз, описание немного грубовато. При недостаточной степени зрелости усиленно растущих органов малыша введение раннего прикорма представляет собой метаболическую катастрофу с различными неблагоприятными последствиями. А от правильной работы кишечника зависит многое в организме малыша. Дисбактериоз может быть причиной кожной реакции на введение новых продуктов (атопический дерматит), которые возникают у детей первого года жизни. Ранний прикорм может быть в основе появления атопического дерматита. В свою очередь, приводит к усугублению дисбактериоза, соответственно возникает порочный круг. Итогом может быть хронический дисбактериоз кишечника, развитие сильного дисбаланса и развитие хронической болезни, которое может продолжаться годами.

  7. Отсутствие интереса к пище.
    Если малыш не готов к прикорму по физиологическим и психологическим причинам, то кормить его придется насильно. Поэтому ранний прикорм предусматривает жидкие каши или овощные пюре, чтобы малыш ни в коем случае не смог подавиться. Но ведь естественно дождаться интереса со стороны ребенка к питанию матери, чтобы .
  8. Раннее знакомство ребенка с неблагоприятной внешней средой. Любая пища, которая готовиться контактирует с внешней средой, которая богата на патогенные микробы. Попадание данных микроорганизмов в детское питание может спровоцировать проблемы с желудочно-кишечным трактом, в виде вздутий или расстройства. Конечно для ребенка мы берем все свежее или покупаем качественные детские пюре, но все равно еда ребенка в большей или меньшей степени будет контактировать с неблагоприятной внешней средой. Только грудное молоко сразу же попадает ребенку в рот, исключая контакта с патогенами, поэтому так большинство родителей любят ГВ.
  9. Ожирение. Если малыш не готов к раннему прикорму, а он вводиться, то малышу сложно определить свое состояние насыщения, поэтому в будущем возможно малыш будет заедать проблемы. А с научной точки зрения, Ученые университета Северной Каролины, а также Центр по профилактике и контролю заболеваний (США) провели независимые исследования и пришли к выводу, что ранний прикорм способствует ожирению детей в более зрелом возрасте.
  10. Кариес. Ранний прикорм в виде фруктовых соков неправильно не только с точки зрения стоматологии, но и педиатрии. На этапе прорезывания зубов введение прикорма может быть опасным для ребенка. Эмаль слишком уязвима по отношению к агрессивным факторам внешней среды. А некоторые виды прикормы оставляют липкий налет на зубах, который провоцирует активное размножение патогенных бактерий, и как результат — кариес. Причем, любая еда, кроме материнского молока, провоцирует понижение уровня рН в кислую сторону.
  11. Риск удушения. Если ребенок не готов к раннему прикорму, то он элементарно может подавиться пищей и задохнуться (тьфу, тьфу и постучим по дереву). Поэтому если малыш – рефлекс выталкивания языка сохраняется. Природой продумано все до мелочей, поэтому следим за основными признаками готовности к прикорму.

Стоит ли спешить и вводить ранний прикорм малышу? Может стоит подождать, когда он будет полностью готов? Внимательно следите за реакциями малыша он и Ваша материнская интуиция подскажет время введения прикорма.

Не боимся и добавляем меня в

Заблуждение 1. Вводить прикорм необходимо начиная с 3–4-месячного возраста, так как малышам не хватает питательных веществ и витаминов

Грудное молоко полностью удовлетворяет потребности ребенка в пищевых веществах, витаминах и микроэлементах вплоть до 6 месяцев жизни. Начиная с этого срока лактации, в становится меньше белка, жирных кислот, углеводов, цинка, меди, железа и других полезных веществ. Вместе с тем в этот период у деток повышается потребность в перечисленных пищевых веществах. Поэтому именно с этого возраста целесообразно расширять меню ребенка за счет введения прикорма. Более раннее введение прикорма нецелесообразно, так как повышенная нагрузка на незрелую пищеварительную и ферментативную систему малыша может привести к различным нарушениям пищеварения – срыгиваниям, поносам или запорам, к срыву адаптационных механизмов желудочно-кишечного тракта. Слизистая кишечника у грудничков еще очень проницаема для чужеродных частиц, поэтому раннее поступление в организм незнакомых веществ (продуктов прикорма) способно спровоцировать развитие аллергической реакции.

Заблуждение 2. Если ребенок на грудном вскармливании и у мамы много молока, то можно не вводить прикорм даже после 6 месяцев

Это мнение ошибочно, так как после полугода растущему детскому организму становится недостаточно незаменимых пищевых веществ, поступающих с «истощенным» грудным молоком, что влечет за собой нарушение роста и физического развития ребенка. Доказано, что при введении прикорма позднее 6–7 месяцев у малыша могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. Это затруднит развитие жевательной мускулатуры, задержит навыки глотания более плотной пищи, нарушит формирование вкусовых привычек, затормозит развитие (выработку в должном количестве соляной кислоты, ферментов поджелудочной железы и желчных кислот). Кроме того, неизбежны неприятности: ребенок, привыкший к жидкой гомогенной (однородной) пище, будет давиться при попадании на корень языка более плотных по консистенции продуктов прикорма, вызывая рвоту. Это может привести в лучшем случае к отказу от пищи.

Заблуждение 3. Если ребенок плохо набирает вес, то вводить прикорм необходимо как можно раньше

У малышей может меняться аппетит по различным причинам – например, при различных заболеваниях, при перевозбуждении и пр., поэтому большинство переживаний по поводу того, что ребенок «недобрал» по сравнению с нормой 100–200 г за месяц, беспочвенны. Сделать заключение о замедлении роста и о недостаточной прибавке в весе может только лечащий врач-педиатр.

«Маловесным» детям, развивающимся в соответствии с физиологическими нормами, не требуется введение раннего прикорма, так как это может привести к возникновению многих проблем со здоровьем, описанных выше.

В большинстве случаев прибавки в весе удается добиться, изменив количество и кратность кормления малыша грудным молоком (или адаптированной смесью, если ребенок на искусственном вскармливании), а также пересмотрев питание мамы.

Заблуждение 4. Вводить прикорм нужно с фруктовых соков или фруктового пюре

Действительно, раньше в большинстве публикаций по детскому питанию можно было встретить рекомендации по введению прикорма – в первую очередь, соков и фруктовых пюре, – начиная с 3–4 месяцев жизни. В настоящее время эти рекомендации считаются устаревшими: Всемирная организация здравоохранения, ведущие отечественные и зарубежные специалисты рекомендуют вводить прикорм не раньше 6 месяцев, начиная с каш или овощных пюре.

Фруктовые пюре в прикорм, благодаря их однородной жидкой структуре и сладкому вкусу, лучше воспринимаются детьми. Но в большинстве случаев раннее введение продуктов с кислым рН провоцирует нарушения со стороны органов желудочно-кишечного тракта: детей беспокоят колики, метеоризм (вздутие живота), частый жидкий стул, начинаются или усиливаются срыгивания. Кроме того, раннее введение фруктового прикорма может стать причиной появления пищевой аллергии, особенно у детей, предрасположенных к развитию данного заболевания. Поэтому рекомендуется включать в рацион соки и фруктовые пюре не раньше 8 месяцев – уже после овощных пюре и каш, а в случае аллергических заболеваний вопрос о назначении соков и пюре должен решаться врачом-педиатром индивидуально.

Заблуждение 5. Если ребенок страдает пищевой аллергией, то вводить прикорм нужно не раньше 10 месяцев

Дети с пищевой аллергией не имеют противопоказаний к введению прикорма в те же сроки, т.е. с 6 месяцев. Главное, что меню для малышей, страдающих пищевой непереносимостью, должен составить лечащий врач строго индивидуально с учетом переносимости продуктов.

Отсрочка введения прикорма у детей-аллергиков может привести к развитию дефицитных состояний – нарушению физического развития, анемии (недостатку гемоглобина, который переносит кислород к клеткам), гиповитаминозам и пр.

Заблуждение 6. В качестве кисломолочного прикорма можно использовать продукты, не предназначенные для детского питания: обычный кефир, йогурты


В питании детей раннего возраста рекомендуется использовать продукты, предназначенные только для детского питания. Состав пищевых веществ детских кисломолочных продуктов изменяется так, чтобы не навредить обменным процессам организма. А именно детские кефиры, йогурты и творожки адаптируются по белковому, углеводному, жирнокислотному, витаминному и микроэлементному составу.

Он характеризуется более низким уровнем белка и минеральных веществ (кальция, калия, натрия), что не оказывает нагрузку на сердечно-сосудистую систему и почки малыша.

Важным отличием детских (а значит, адаптированных) кисломолочных продуктов является их невысокая кислотность, что улучшает их усвояемость и не нарушает кислотно-щелочной баланс и работу желудочно-кишечного тракта ребенка. Использование кисломолочного прикорма со «взрослыми» кисломолочными продуктами с повышенной кислотностью, высоким содержанием белка и жира может привести к нарушениям в кислотно-щелочном равновесии и азотистом балансе организма, в результате чего повышается риск развития заболеваний почек и органов желудочно-кишечного тракта.

Избыточное потребление кефира, а также использование «взрослого» продукта может привести к образованию мелкоточечных кровоизлияний в кишечнике. Поэтому кисломолочный прикорм рекомендуется вводить в рацион детей не раньше 8 месяцев жизни, не больше 200 г в день для детей первого года жизни и не больше 400 г для детей старше года.

Заблуждение 7. Чтобы питание малыша было разнообразным, можно вводить в прикорм несколько продуктов сразу


Делать этого нельзя. Каждый новый продукт надо вводить в прикорм постепенно, с небольших количеств – нескольких капель или кончика чайной ложки, увеличивая объем в течение недели до должного по возрасту, и внимательно наблюдать за его переносимостью малышом. Если продукт плохо воспринимается (появляются нарушения со стороны органов желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции и пр.), необходимо прекратить его введение на некоторое время, а затем попробовать вновь. Если же и повторная встреча с данным продуктом вызовет негативные реакции, от его введения следует отказаться и попытаться заменить его аналогичным.

Ведение в прикорм любого нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Эти требования необходимо соблюдать для того, чтобы у вас была возможность при возникновении аллергии понять, какой продукт стал ее причиной, а при использовании смеси с этим будет невозможно разобраться.

В процессе нашей практики инструкторов по обучению материнскому искусству и консультантов по грудному вскармливанию, мы учим мам вводить ребенку педагогический прикорм, и сталкиваемся с теми или иными особенностями мамы или ребенка, связанными с введением прикорма, а также сталкиваемся с ошибками, совершаемыми от незнания или непонимания смысла, принципов и нюансов прикорма. Данная статья направлена на систематизирование ошибок, развеивание мифов и облегчения нашей работы.

Этапы введения прикорма

В процессе своего развития ребенок постепенно переходит от одного типа вскармливания к другому. Внутриутробно ребенок питался от матери через пуповину и заглатывал околоплодную жидкость. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама.

Родившись на свет, ребенок переходит к вскармливанию грудным молоком, которое также несет информацию о пищевой базе мамы. Вначале он находится на исключительно грудном вскармливании, однако, этот этап не на всю жизнь, и, наступает время, когда ребенок готов перейти к питанию другими продуктами.

Примерно к 6 месяцам у ребенка угасает рефлекс выталкивания, который препятствовал заглатыванию твердой пищи, и пробуждается пищевой интерес. Он проявляется в том, что малышу становится интересно, что же едят другие люди. Проявление пищевого интереса - это начало этапа адаптации к другому типу питания. Адаптация к новой пище идет вместе с формированием пищевого поведения, без которого невозможно научиться есть.

На этапе адаптации к новой пище очень важно чтобы ребенок ел буквально из тарелки матери. Грудное молоко поможет малышу справиться с новой пищей без ущерба для его организма. Ферменты и фрагменты ферментов материнского молока стимулируют созревание собственных ферментов ребенка, необходимых ему для усвоения новой пищи, и участвуют в процессах пищеварения, помогая малышу усваивать пищу, которую он ел вместе с мамой.

Первые 4-6 недель от начала введения, прикорм носит педагогический характер.

Количество кусочков строго ограничено, надо дать время пищеварительной системе для адаптации к инородной пище, и созревания ферментов. Одной из основных целей этого периода является обучение ребенка правильному поведению за столом.Мама должна ограничивать малыша в его стремлении залезть на стол руками, а иногда и ногами.

Воспитанный ребенок к 7 месяцам чинно сидит на коленях у мамы, сложив руки, и открывает рот, когда мама подносит ложку или вилку, и сигналит маме о своих потребностях телесными сигналами или тихими звуками.С этого момента начинается этап энергетического прикорм а. На этом этапе количество еды увеличивается и ограничивается только потребностями ребенка. Поэтому маме важно понимать сигналы малыша, и кормить его в подходящем ему темпе, вовремя заканчивая его трапезу. Важно с одной стороны не закармливать малыша, а с другой стороны не кормить его слишком медленно, иначе он теряет терпение, а вместе с ним и интерес к процессу.

К 9 месяцам ребенок теряет первичный пищевой интерес и на смену ему должно прийти стремление насыщаться пищей.

Полученные результаты к году

  • К году ребенок основные приемы пищи кушает сидя на коленях у взрослого.
  • Он охотно ест, когда мама уходит, при ней, надеясь на грудь, может есть плохо.
  • 2-3 раза за день ему предоставляется возможность есть самостоятельно стоя за столом кусочки пищи с тарелки руками или с помощью вилки.
  • Обычно 2 раза за день ребенок съедает большие объемы пищи от 80 до 250 гр. А в остальное время довольствуется меньшими объемами.
  • К этому возрасту, ребенок умеет накалывать кусочки еды на вилку, самостоятельно пить из кружки и делает попытки самостоятельно есть из ложки, правда это не очень ловко у него получается, так как есть из ложки тяжелее. Успешно самостоятельно есть из ложки у малыша получается к 2 годам.

К сожалению не все детишки приходят к году с таким результатом.

Мы наблюдаем, что у многих детей не выработано стремление насыщаться, отсутствует культура поведения за столом, нет навыков самостоятельного обращения с посудой, мамы очень переживают, что их ребенка невозможно накормить. Из-за таких случаев в обществе бытует мнение, что дети, находящиеся на грудном вскармливании больше года плохо едят другую пищу. Что же является причиной?

Несвоевременное введение прикорма

Введение прикорма ребенку ранее 5,5 месяцев подрывает работу пищеварительной системы ребенка. Ребенок рождается с незрелой пищеварительной системой, от рождения до 6 месяцев она находится в состоянии дисбиоза, то есть флора формируется под воздействием молока матери. И любая жидкость или продукт, кроме материнского молока нарушает работу данной системы, мешая и задерживая созревание собственных ферментов. Конечно, разные дети в разные сроки оказываются готовы к введению прикорма.

Критериями служат:

  1. пищевой интерес ребенка, то есть ребенок активно выпрашивает у мамы пищу, уже не удовлетворяясь посудой (например, чайной ложкой);
  1. изменение стула ребенка. Стул должен быть сформированным или сметанообразным, с изменившимся, «взрослым» запахом;
  1. ребенок должен удерживать двумя руками половинку яблока.

Все эти изменения происходят с ребенком не ранее 5,5-6 месяцев. Если прикорм вводится раньше, то ребенок не проявляет активного интереса к пище, часто теряет кусочки, играет с пищей. Помимо этого, частым осложнением является понос, как показатель незрелости ферментов, неготовности пищеварительного тракта к нагрузке. Дети часто давятся, так как рефлекс «кляпа» еще не начал угасать, а соответственно, выталкивает все кусочки, оберегая малыша от любой пищи, кроме материнского молока.

Однако, случается и другая крайность:

Стремление сохранить исключительно грудное вскармливание как можно дольше, вплоть до исполнения ребенку одного-двух лет.

Казалось бы, питание исключительно материнским молоком, что может быть лучше?

Сторонников подобного взгляда на кормление становится все больше, и они приводят для оправдания своих действий, например такие аргументы, как отсутствие у ребенка до 2 лет полного набора зубов, или отсутствие способности усваивать пищу.

В действительности, откладывая процессы адаптации к пище взрослых, родители упускают самое оптимальное для этого время, и потом, пытаясь перевести ребенка на другой вид кормления, сталкиваются со значительными трудностями. Всем известна жалоба родителей 1.5 годовалого малыша на плохой аппетит, к двум годам, они уже готовы на все, лишь бы научить их кроху есть как следует.

А все могло быть по-другому, начни они обучать ребенка питаться взрослой пищей вовремя. Давайте попробуем разобраться, когда же это вовремя, и куда не стоит опаздывать.

Прежде всего, попробуем разобраться с аргументами про зубы.

Потребность ребенка в твердой пище никак не связана со сроками прорезывания зубов, и это происходит не только у детеныша человека, но и у детенышей всех млекопитающих. Более того, потребность в поступлении такой пищи еще не означает, что ее должно быть много, то есть потребность в твердой пище и потребность насыщаться твердой пищей - это две разные потребности, которые, безусловно, связаны между собой, но не наступают одновременно.

Например, у щенков собак потребность в поступлении мяса наступает не ранее 16-18 дня. Любой щенок до этого возраста отвернется от мяса, независимо от того, что у некоторых из них уже появятся первые зубы, и даже не будет пытаться его проглотить, а после 18 дня активно к нему потянется, несмотря на то, что зубов у него еще явно недостаточно, а питаться молоком, он будет продолжать еще до 1.5 - 2 месячного возраста! То же самое происходит у кошек, крупных и мелких приматов, и т.п.

То есть сроки, когда детеныш млекопитающего готов к поступлению питательных веществ определены генетически, и зависят от сроков созревания ферментной системы, а не от сроков прорезывания или смены зубов.

Пищеварительная система человека развивается медленно и созревание ферментативной системы напрямую зависит от того, какая пища и в каком количестве попадает в желудок и кишечник ребенка. У этого процесса есть свои оптимальные сроки, которые опять таки определяются не абстрактными идеями, а генетикой человека.

Например, желудочный сок новорожденного не содержит соляной кислоты, она начинает вырабатываться в промежутке между 4 и 6 месяцами. Если после 6-ти месяцев в желудок ребенка не начинает попадать пища, которую необходимо этим соком переваривать, то выработка соляной кислоты страдает…Таким образом, возникают нарушения пищеварения, которые становятся заметными уже у 9-ти месячных детей!

Выработка ферментов, для переваривания пищи окончательно формируется после окончания молочного питания, однако «база данных», то есть основные строительные кирпичики этой системы, формируется от полугода до 1.5 лет!

Для того чтобы пользоваться своими зубами, ребенку нужны навыки жевания и глотания. Эти навыки не даются человеку от рождения, они формируются в процессе приспособления к пережевыванию пищи и оптимальные сроки для этого - между 6 и 8 месяцем жизни.

Только к 6 месяцам ребенок способен скоординировать движения языка с глотательными и проглотить твердый кусочек. В течение двух месяцев он совершенствует этот навык, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности, и к 8 месяцам он уже полностью сформирован.

Даже если у ребенка уже есть несколько зубов, жевательные поверхности пока беззубы, именно перемалывая пищу беззубыми деснами, ребенок учится совершать необходимые для этого процесса движения. А нервная система ребенка помогает закрепляться этому навыку одновременно с развитием навыка глотать. В более поздние сроки физиологические механизмы формирования навыков жевания и глотания уже не работают, поэтому дети, которые не сформировали этот навык вовремя, всегда плохо жуют. По мнению отечественных гастроэнтерологов, у нас большая часть молодых людей не умеет правильно жевать!

Именно поэтому сроки введения прикорма не должны определятся эмпирически и зависеть от того, какие книжки читают родители. В биологии все строго, когда организм растет, есть этапы развития, которые необходимо пройти и у каждого этапа свои законы. Если что-то не развивается в оптимальные сроки, функция, которая не развивается, может либо угаснуть, либо начать развиваться несоответствующими физиологии темпами, и никогда не будет соответствовать биологической норме.

Несвоевременное увеличение количества прикорма

При введении прикорма крайне важным моментом являются сроки, когда необходимо увеличивать количество микродоз малышу. Делать это надо через 4-6 недель от начала прикорма, не раньше, но и не позже. За это время созревают ферменты, необходимые для переваривания пищи.

Слишком быстрое увеличение грозит срывом пищеварительной системы, нарушением стула, отказом ребенка от пищи вообще на несколько недель. Например, видя, как малыш с энтузиазмом ест, мама решает, что ему не хватает питания и увеличивает количество прикорма раньше положенного срока. Организм ребенка, не готовый к такой нагрузке, выдает в ответ понос, рвоту или аллергические реакции. В итоге прикорм приходится отменять, цель, которую преследовала мама, оказывается не достигнутой, самочувствие малыша ухудшилось.

Задержка увеличения количества еды

Чревата потерей ребенком пищевого интереса. Он угаснет, а стремление насыщаться пищей на смену ему прийти не успеет. Некоторые родители, зная, что малыш может до года хорошо расти и на грудном молоке, не спешат увеличивать количество прикорма, больше воспринимая его как баловство, таким образом, упуская момент, когда ребенок готов насыщаться едой с общего стола. В итоге, такой ребенок стремиться дискомфорт, связанный с чувством голода, удовлетворять сосанием материнской груди.

Прикорм протертой пищей

Начиная прикорм с кусочков, решается сразу несколько задач, очень важных для ребенка.

Во-первых, навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, в определённое Природой время.

Наличие или отсутствие зубов не имеет никакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребенок готов после исчезновения «рефлекса выталкивания», т.е. уже после 6-ти месяцев. Для этого нужна твердая пища в виде маленьких кусочков из тарелки мамы.

Во-вторых, это физиологично для желудка, не готового к большим нагрузкам после молока, усваиваемого в кишечнике, а не в желудке.

Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. После соприкосновения со стенкой желудка и передачи информации, кусочек дальше идет через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребенка.

И в-третьих, тренируется артикуляционный аппарат ребенка.

Логопеды утверждают, что отсутствие в рационе ребенка твердой пищи, кусочков, которые необходимо жевать, приводит к слабости артикуляционного аппарата ребенка, нарушению развития речи. Язык - это мышца и ее необходимо тренировать.

Результатом ошибочных действий родителей, которые по совету педиатров вводят прикорм исключительно из гомогенизированных продуктов, является то, что дети так и не могут есть твердую пищу. Они отказываются от нее, поскольку не могут с ней справляться и использовать как продукт питания. Эти дети давятся даже небольшими кусочками пищи. В результате к 4-6 годам малыши уже имеют хронические заболевания пищеварительной системы и поражения зубов. К последствиям таких родительских ошибок можно отнести гастриты, колиты, запоры, дисбактериоз, обширный кариес, разрушение зубной эмали.

Исключение каких-то продуктов питания

На этапах адаптации ребенка к новой пище и переходного питания в головном мозге ребенка формируется информационная база о вкусовых качествах и химическом составе продуктов питания. Именно поэтому так важно, чтобы в период между 5 месяцами и 1,5 годами ребенок попробовал все продукты, употребляемые в семье.

Те продукты, знакомство с которыми в эти сроки не произошло, будут употребляться им неохотно или вообще будут исключены из употребления. При попытке накормить ребенка продуктом, с которым он не знаком, он говорит всем своим поведением «Это не едят!». И в этом смысле важно не только разнообразие продуктов, но и способы их приготовления. Например, ребенок должен попробовать картофель и вареный, и жареный, и пюре.

Часто родители не хотят давать какие-то продукты, не нужные, с их точки зрения, ребенку (сосиски, пельмени и т. д.). Здесь встает вопрос о пересмотре питания семьи, так как ребенок существо социальное и все равно будет стремиться есть тоже, что и родители. И это правильно, ведь формирование пищевого поведения идет вместе с социальной адаптацией малыша. Ребенок живет в конкретной семье, и его задача вписаться в ритм жизни этой семьи и в том числе в ее пищевую нишу.

В случае проявления аллергии, следует вычислить продукт, вызвавший реакцию. Исключить его на 3-4 недели, а потом вводить в небольшой дозе. Помимо этого в случае появления аллергии, необходимо вести пищевой дневник, записывая туда продукты и реакцию на них, вводя по одному новому продукту в день. В любом случае аллергия не является противопоказанием для введения педагогического прикорма. Просто в этом случае надо соблюдать последовательность и быть внимательными к реакциям ребенка.

Вегетарианство

Данный вид питания не подходит как кормящей женщине, так и растущему человечку. Человек развился как вид после того, как начал есть мясо. Могут ли вегетарианские рационы обеспечить малыша всеми необходимыми пищевыми веществами в достаточных количествах?

Каких важных питательных веществ лишится малыш, если его рацион будет состоять только из растительной пищи:

  1. Незаменимых аминокислот
  2. Железа в легкоусвояемой форме
  3. Витамина В12
  4. Так называемых факторов роста
  5. Цинка
  6. Частично витамина В6, витамина Д
  7. Витамина А
  8. "Вредного", но все же необходимого, холестерина

Вегетарианство полностью исключает или существенно ограничивает употребление продуктов животного происхождения, а именно они являются источником полноценных и легкоусвояемых животных белков, - основного строительного материала органов и тканей, например, мышц, костей, кожи, элементов крови и т. д.

Белками являются ферменты, многие гормоны и другие биологические активные вещества. Белки в организме расщепляются до аминокислот. В природе обнаружено свыше 20 аминокислот, 8 из которых являются незаменимыми (валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, фенилаланин, триптофан, лизин), т.е. не образуются в организме и практически единственным их источником являются продукты животного происхождения.

Если белки содержат оптимальное сочетание аминокислот, то про них говорят, что они полноценные.

К ним относятся белки молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц. Продукты, содержащие полноценный белок, должны ежедневно присутствовать в рационе ребенка, так как потребность растущего организма в строительном материале чрезвычайно велика.

Из растений, содержат полноценные белки в достаточном количестве только бобовые (соя, фасоль). В хлебе, крупах, орехах есть белки, но они не относятся к числу полноценных. Использование только неполноценных белков в рационе (строгое вегетарианство) неблагоприятно отражается на здоровье взрослого человека, а у детей способно тормозить физическое развитие .

Система питания строгих вегетарианцев имеет явный дефицит многих пищевых веществ и способна негативно отразиться на состоянии здоровья, поэтому отношение к ней медицины однозначно негативное.

Только в мясе и мясопродуктах содержится железо, которое в отличие от железа растительного происхождения находится в легкоусвояемой форме. Железо влияет на кроветворение, участвует в образовании гемоглобина, некоторых ферментов, участвует в дыхании, в реакциях иммунитета. Дисбаланс железа приводит к развитию железодефицитной анемии и других заболеваний.

Следует учесть, что зерновые продукты, богатые фитиновой кислотой, образуют с железом трудно растворимые соли и снижают его усвояемость организмом. Так, из риса в наш организм попадает лишь 1% железа , из бобовых - 5-7%, что чревато развитием анемии. В тоже время, из продуктов животного происхождения железо усваивается лучше, например, из телятины - 17-21%, из печени - 10-20%, из рыбы - 9-11%.

Существует определенная закономерность: если блюдо состоит из мяса и растительных продуктов, то всасывание "растительного" железа, усиливается, в то время как усвоение "животного" железа - затрудняется.

Несколько слов о витамине В12, который содержится только в продуктах животного происхождения (мясо, говяжья печень, рыба, продукты моря, молоко, сыры) и отсутствует в растительных продуктах.

Растения не способны синтезировать его. Это вещество, влияет на кровообразование, наряду с железом, препятствует снижению гемоглобина и развитию анемии, активирует процессы свертывания крови, активирует процессы обмена углеводов и жиров. Оказывает благоприятное влияние на функции печени, нервной и пищеварительной систем. Организм должен делать запас В12, чтобы предохранить от развития авитаминоза. При недостаточном потреблении витамина В12 возникает анемия, нарушаются функции нервной системы, появляется слабость, головокружение, одышка, снижается аппетит.

К тому же, растительная пища "испытывает дефицит" специфических веществ -- факторов роста: белка, витаминов В12, В6, цинка, что опасно задержкой роста, возможно развитие карликовости, замедление полового созревания.

Цинк входит в состав гормона инсулина, участвующего в углеводном обмене, участвует в процессах кроветворения, в фотохимических реакциях процесса зрения, в деятельности желез внутренней секреции. При недостаточности цинка возникают различные поражения кожи и слизистых оболочек - дерматиты, облысение.

Витамин В6 необходим для нормальной работы центральной нервной системы, полноценного протекания обменных процессов в коже, слизистых оболочках, а также поддержания нормального кроветворения.

Следует сказать и о витамине Д , который в первую очередь необходим детям (10 мкг/сут детям до 3 лет), так как он играет огромную роль в формировании костного скелета. Недостаточность витамина Д приводит к рахиту - расстройству фосфорно-кальциевого обмена, что приводит к своеобразному размягчению и изменению формы костей. Кроме того, витамин Д способствует повышению сопротивляемости организма инфекциям.

Известно, что основная потребность в витамине Д удовлетворяется за счет образования его в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей, а также, за счет поступления его с пищей. В растительных продуктах витамина Д практически нет. Больше всего витамина содержится в некоторых рыбных продуктах: рыбном жире, печени трески, сельди атлантической, в яйцах, в молоке, в сливочном масле.

Важным витамином является витамин А . Он улучшает состояние кожи, способствует сопротивлению организма инфекции, обеспечивает рост и развитие клеток, входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза - родопсина и зрительного пигмента колбочек сетчатки - йодопсина. Эти пигменты регулируют темновую адаптацию глаза.

Недостаток витамина A приводит к ухудшению зрения в сумерках ("куриная слепота"), кожа становится сухой и шероховатой, ногти сухие, тусклые. Отмечается также похудение (вплоть до истощения), у детей - задержка роста. Витамин А обнаружен только в продуктах животного происхождения (рыбий жир, жир молока, сливочное масло, сливки, творог, сыр, яичный желток, жир печени).

Однако в организме человека (в кишечной стенке и печени) витамин А может образовываться из некоторых пигментов, называемых каротинами, которые широко распространены в растительных продуктах, но только красно-желтого цвета. Суточная потребность в витамине А повышается в период развития и роста. Также, он лучше всасывается и усваивается в присутствии жиров.

Как показывают исследования, если в рационе ребенка отсутствует "вредный" холестерин и определенные жиры, то в дальнейшем, в детском организме не вырабатывается достаточное количество ферментов для пищеварения, нарушается синтез половых гормонов и построение стенок клетки. По мнению большинства исследователей, раннее вегетарианство не имеет преимуществ по частоте развития патологии сосудов (атеросклероза) по сравнению с вегетарианством, начатым в зрелом возрасте.

Назвать вегетарианство полноценным питанием нельзя, и тем более недопустимо - рекомендовать исключительно растительную диету детям, такой стиль питания для них не приемлем.

Существуют ли вегетарианцы от природы?

Здоровый ребенок никогда не откажется от мяса. Отказ малыша от мясных продуктов может быть свидетельством неполадок с желудочно-кишечным трактом (желудком, поджелудочной железой, желчным пузырем). Однако пример родителей - главный образец для подражания и в семье вегетарианцев вряд ли появится мясоед.

Стоит ли лишать ребенка права собственного выбора

При попытках соблюдения принципов вегетарианства у детей следует иметь в виду, что малыши очень разборчивы в еде. Капуста брокколи, безусловно, прекрасный источник кальция, но невозможно заставить ребенка съедать ее по полкило ежедневно для поддержания в организме этого элемента в необходимом количестве. Может логичнее обеспечить его всеми необходимыми для гармоничного роста пищевыми веществами, а тип питания предоставить выбирать самому, в том возрасте, когда он сможет принять собственное решение?

Родители стремятся накормить ребенка

Самой распространенной жалобой родителей является отсутствие аппетита у ребенка. И здесь мы чаще всего сталкиваемся с непониманием родителями поведения ребенка, со стремлением родителей любой ценой накормить ребенка.

В течение нашей практики мы наблюдаем, что особенно рьяно это стремятся сделать бабушки, у которых отсутствует собственный успешный опыт продолжительного кормления ребенка грудью. Они не могут принять и поверить, что грудное молоко может удовлетворять все потребности ребенка, поэтому стремятся любой ценой накормить ребенка, в корне убивая пищевой интерес малыша. Более того, получая плачевный результат, они обвиняют во всем грудное вскармливание.

Другим распространенным случаем бывает ситуация, когда ребенок не очень хорошо прибавлял в весе в течение первого полугодия жизни. Из-за этого мамы таких малышей очень настойчиво прикармливают их, надеясь, что на прикорме они наберут вес. Эта настойчивость часто оборачивается против них, так как пищевое насилие приводит к плачевным результатам и малыш ест мало и неохотно.

Важно помнить о целях введения прикорма.

Наша цель не накормить ребенка сейчас, а вырастить человека, который получает удовольствие от еды. Такой человек всегда будет сыт, и за него не надо волноваться. А ребенок, которого заставляли есть, вырастает во взрослого, не способного получать наслаждение от пищи.

У отсутствия пищевого интереса есть 2 основные причины:

  • либо ребенка кормят или кормили насильно
  • либо ему предоставляли все на «блюдечке с золотой каемочкой», да еще позволяли вести себя как угодно.

В обоих случаях корректировать надо в первую очередь поведение родителей, а вслед за этим изменится и поведение ребенка.

Отсутствие культуры поведения за столом

Если мы хотим, чтобы наш ребенок вел себя за столом пристойно, то мы должны следить за своим собственным поведением. Поведение взрослых является для ребенка образцом подражания и прямого копирования. Культура поведения за общим столом прививается только в том случае, если она поддерживается всеми членами семьи. Если папа ест лежа на диване, глядя в телевизор, и никогда не относит за собой тарелку, ребенку будет трудно объяснить, что вести себя следует по-другому.

К культуре поведения за столом относится:

  1. умение обращаться с посудой, разными видами пищи и продуктами;
  2. сервировка стола, очередность подачи и употребления блюд и напитков;
  3. навыки чистоплотности, которые заключаются в том, что мама должна умывать ребенка по выходе из-за стола и подтирать его мордашку во время еды, умение пользоваться салфетками;
  4. отсутствие порчи пищи;
  5. умение вести за столом беседу, помогать и проявлять любезность по отношению к окружающим, не портить им аппетит.

И здесь всегда следует начинать с себя. Только введя правила поведения за столом, которые будут выполнять все члены семьи, можно корректировать поведение ребенка.

Вопросы безопасности

Некоторые родители не дают 6-ти месячному ребенку кусок в руки, опасаясь, что малыш подавится.

Для предотвращения неприятных моментов необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности:

  • давать малышу только твердые куски, достаточно больших размеров, которые малыш сможет удерживать в руках, сосать и скрести деснами. Кусок яблока или груши дается кожурой вверх;
  • косточку дают бедренную (куриную, гусиную, кроличью) и не жареную, так как она слишком мягкая и крошится. Ни в коем случае не дают острые ребрышки;
  • нельзя оставлять ребенка с кусочком одного;
  • избегать негативного программирования.

Ребенок стремится выполнять ожидания родителей, так что у тех родителей, которые сильно переживают и ждут, что ребенок подавится, дети, действительно, давятся чаще. Мыслить надо позитивно!

Встречаются ситуации, когда родители, не выполняющие правила безопасности, получая негативный результат, винят в этом метод введения прикорма, в результате решая, что им он не подходит. Это в корне неверно. Методика введения прикорма логична, удобна и безопасна при соблюдении элементарных правил.

Заключение

Из всего вышесказанного понятно, что педагогический прикорм является самым удобным, естественным, простым и практичным методом введения прикорма. Именно вводя прикорм по вышеизложенным правилам, мы можем избежать множества ошибок и проблем, связанных с едой.

В современном обществе кормление ребенка часто превращается в целые баталии за столом. Пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, приносит вред и физический, и психический.

Если ребенок не хочет есть, - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никакого принуждения в еде! Никакого «откармливания»!

Ребенок не сельскохозяйственное животное. Даже насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения приведут к потере пищевого интереса.

Конечно же, подавайте здоровый пример. Желательно - во всех отношениях. Только в семье, где взрослые получают удовольствие от еды, соблюдают элементарные правила поведения за столом, и не потакают ребенку - вырастает ребенок, с хорошим аппетитом и приятными манерами.

Дабы минимизировать ошибки и понять все нюансы метода, начиная введение прикорма ребенку лучше получить индивидуальную консультацию специалиста: консультанта по грудному вскармливанию или инструктора по обучению материнскому искусству.

Библиография:

  1. Рукопись Ж..В.Цареградской «Мама+малыш», «Формирование пищевого поведения».
  2. Статья М.Б.Майорской «Еще раз про прикорм».
  3. Статья Екатерины Пырьевой, ассистента кафедры питания детей и подростков Российской медицинской академии последипломного образования, к.м.н. «Вегетарианская диета для детей».
  4. Статья В.Леви «Не принуждать».

Научный руководитель: Майорская М.Б.

Достаточно часто введение прикорма ребенку в 3-4 месяца вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма -дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула, в тяжелых случаях ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы, и тогда ребенку потребуется довольно длительное время для восстановления нарушенных функций, и даже лечение.

Высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, могущих содержаться в продуктах прикорма, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы может вызвать аллергические реакции. В рядеслучаев аллергическая реакция ребенка на прикорм бывает нетяжелая и кратковременная в виде кожной сыпи. Но иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению заболеваний - атопического дерматита, бронхиальной астмы, нарушений работы иммунной системы.

При ранних аллергических реакциях на прикорм у ребенка нарушается правильное созревание иммунной системы, ив последствии возможны склонность к аллергическим заболеваниям и частыеинфекции. Если у ребенка еще не созрели механизмы глотания густой пищи,то он может ей подавиться, могут возникнуть срыгивания, рвота, отрицательное отношение малыша к кормлению. При раннем введении прикормаребенок на грудном вскармливании теряет аппетит, уменьшается частота грудных кормлений, что приводит к уменьшению лактации у матери и может вызвать прекращение грудного вскармливания.

Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм ребенка создает повышенную нагрузку на его незрелые органы, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки, и в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты).

Итак, первый прикорм ребенку можно вводить в благоприятные для этого сроки!

Причины более позднего введения прикорма:

Хотянекоторые из аргументов, приведенных ниже, предполагают, что ваш ребёнок находится на грудном вскармливании, или его кормят только грудным молоком, эксперты рекомендуют отложить прикорм и у детей, находящихся на искусственном вскармливании.

* Отсрочка введения прикорма способствует более сильной защите малыша от болезней.

Хотямалыши продолжают получать множество иммунных факторов из грудного молока на протяжении всего времени, пока их кормят грудью,сильнее всего иммунная защита в период исключительно грудного вскармливания. Грудное молоко содержит более 50 известных иммунных факторов, и, вероятно, множество других, ещё неизвестных нам. Одно исследование выявило, что малыши, находившиеся на исключительном грудном вскармливании как минимумдо 4х месяцев, на 40% реже страдали отитами, чем дети, находившиеся на грудном вскармливании, и при этом получавшими также иную пищу. Вероятность респираторных инфекций в любом периоде детского возраста значительно сокращается, если единственной пищей малыша на протяжении неменее 15 недель было грудное молоко, и в этот период не вводилось никакой другой пищи (Wilson, 1998). Множество других исследований также связывают продолжительность исключительного грудного вскармливания с егоположительным влиянием на здоровье (см. статьи Иммунные факторы в грудном молоке и Чем опасно искусственное вскармливание).

* Более позднее введение прикорма даёт пищеварительной системе малыша время созреть.

Еслиначать вводить прикорм до того, как пищеварительная система малыша в состоянии справится с новой пищей, она плохо переваривается и может вызвать неприятную реакцию (нарушение пищеварения, газообразование, запор, и т.п.). Маленькие дети усваивают белок не полностью. Кислота желудочного сока и пепсин начинают выделяться с рождения и в течение последующих 3-4 месяцев их активность повышается до уровня взрослого человека. Фермент панкреатическая амилаза» достигает адекватного уровня для переваривания углеводов только приблизительно к шестимесячному возрасту, а ферменты для расщепления таких углеводов, такие как мальтаза, изомальтаза и сахараза не достигают уровня аналогичных ферментов у взрослого человека приблизительно до семимесячного возраста.У детей до 6-9 месяцев, кроме того, наблюдается низкий уровень липазы исолей желчных кислот, поэтому жиры начинают усваиваться так же, как у взрослых, только к этому возрасту.

* Более поздний прикорм снижает риск пищевой аллергии.

Уженеоднократно установлено, что при продолжительном исключительном грудном вскармливании сокращается частота возникновения пищевой аллергии(см. Ссылки на материалы по аллергии и Риски искусственного вскармливания). перевод исходного рисункаВ период с рождения до 4-6 месяцев у детей между клетками тканей тонкой кишки имеются просветы (такназываемый “open gut”, или «открытый кишечник»). Это означает, что через эти просветы в кровоток могут свободно проникать крупные макромолекулы, включая цельные белки и патогенные факторы. Для ребёнка, находящегося на грудном вскармливании это замечательно, так как благодаря этому полезные антитела из грудного молока легче проникают в кровеносную систему ребёнка, однако это также означает, что с такой же лёгкостью туда могут проникать крупные молекулы белков из другой пищи (что может спровоцировать аллергические реакции в будущем) и болезнетворные микроорганизмы. В первые 4-6 месяцев, пока просветы междуклетками кишечника "открыты", антитела (иммуноглобулин А), содержащиесяв грудном молоке, выстилают пищеварительный тракт малыша и создают "пассивный" иммунитет, снижая вероятность возникновения заболеваний и аллергических реакций, пока просветы не закроются. Организм ребёнка начинает производить эти антитела примерно в районе 6 месяцев, и просветы между клетками кишечника также обычно к этому моменту закрываются. Подробнее на эту тему в статьях "Как грудное молоко защищает новорожденных" и "Слово в защиту девственного ЖКТ".

* Более позднее введение прикорма помогает защитить малыша от железодефицитной анемии.

Введениежелеза и обогащенных железом продуктов, особенно в течение первых шестимесяцев, снижает эффективность всасывания железа у ребенка. Установлено, что у здоровых доношенных малышей, находившихся на исключительном грудном вскармливании в течение первых 6-9 месяцев, уровень гемоглобина и железа в крови был в норме. В ходе одного исследования (Pisacane,1995) учёные установили, что у малышей, находившихся на исключительном грудном вскармливании до 7 месяцев (и не получавших железосодержащих добавок и каш, обогащенных железом), в год уровень гемоглобина был значительно выше, чем у малышей, находившихся нагрудном вскармливании, но получавших прикорм раньше 7 месяцев. Учёные не обнаружили ни одного случая анемии на первом году жизни у малышей, находившихся на исключительном грудном вскармливании в течение 7 месяцев, и пришли к выводу, что исключительное грудное вскармливание в первые 7 месяцев сокращает риск анемии. Подробнее в статье "Необходимы ли железосодержащие добавки?"

* Более поздний прикорм помогает уберечь малыша от ожирения в будущем.

Ранний прикорм, ожирение и лишний вес у детей взаимосвязанны (К примеру, см. Wilson 1998, von Kries 1999, Kalies 2005)

* Более позднее введение прикорма помогает маме поддерживать достаточное количество молока.

Исследованиявыявили, что прикорм в рационе малышей заменяетмолоко, а не дополняет его. Чем больше прикорма съедает малыш, тем меньше молока он высасывает из груди, а чем меньше молока он высасывает, тем меньше его образуется умамы. Дети, получающие прикорм рано и в больших объемах, часто преждевременно отказываются от груди.

* Отсрочка введения прикорма предупреждает новую беременность.

Кормлениегрудью - самый эффективной способ предотвращения беременности, при условии, что ваш малыш находится на исключительном грудном вскармливаниии его сосательный инстинкт и пищевые потребности удовлетворяются у груди.

* Прикорм тем легче вводить, чем старше малыш.

Малыши постарше могут есть сами, и у них меньше вероятность пищевой аллергии.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»