Когда ребенок начинает тянуть ручки к родителям. Мелкая моторика

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Вещи, окружающие младенца, влияют на его развитие, помогают развивать моторику, внимание, концентрацию. Важным этапом является время, когда ребенок начинает держать предметы в ручках.

Особенности развития

Новорожденного игрушки не интересуют, но на 3-ей неделе жизни он может увлекаться яркими предметами, следить за погремушкой глазами. Ребенок еще не контролирует движения, но хватательный рефлекс хорошо развит. Младенец сожмет вложенную в руку вещь, станет держать, но не поймет, что произошло. Это неосознанное движение, также грудничок хватает мамин палец, одежду. Самостоятельно он не отпустит предмет, придется разжимать его пальчики.

Во сколько месяцев малыш начнет держать игрушку? К хватанию предмета он приходит в несколько этапов:

  1. После 8-10 недели он начинает удерживать в ручках вложенные предметы, изучает их, часто тянет в рот;
  2. Достигнув 4-х месяцев, он осознанно хватает предметы, попадающие в поле зрения, притягивает их, пробует трясти и радуется полученным звукам;
  3. После 5 месяцев ребенок пытается брать предметы с кроватки, пеленального столика, зажимает их двумя руками, постепенно учится справляться одной;
  4. Шестимесячный ребенок способен хватать вещи из положения лежа, может одновременно держать разные предметы в двух руках. До этого момента детям не хватает концентрации для фиксации пары погремушек. Ребенок, держащий вещь в ладони, разжимает ее при получении игрушки в другую ручку.

Дети случайно задевают погремушки, висящие в кроватке. Они могут обрадоваться, и взрослым кажется, что это игра. На самом деле эмоции бывают и отрицательными. Во избежание испугов нужно подвешивать игрушки не ниже 40-50 см над кроваткой, пока ребенку не исполнится 2 месяца.

Научить держать предмет

Все занятия проводятся в игровой форме, с разговором и в хорошем настроении. Любой навык занимает время, требует от грудничка усердия и многократных повторений. При первых попытках ему тяжело удержать предмет, нельзя сердиться на ребенка, сравнивать, даже мысленно со знакомыми детьми, расстраиваться. Обязательно нужно заниматься с грудничком, это значительно ускорит приобретение новых навыков и положительно повлияет на развитие в целом.

Сцепление ручек

Верным признаком того, что ребенок начинает активнее познавать мир, является соединение ручек над грудью. Обычно этим движением сопровождается потягивание к какому-либо предмету. Чтобы научить сцеплению, нужно соединять ручки младенца: так он чувствует пожатие своих пальчиков. Упражнение удобно выполнять, когда малыш на руках. Во время кормления можно обвить ручками бутылку.

Вкладывание в руку

Нужно заинтересовать ребенка, поводить перед ним игрушкой на расстоянии 20-30 см от груди, погреметь. Заметив вещь, ребенок следит за ней взглядом. Затем мама вкладывает погремушку в ручки малыша.

Располагать ее нужно поперек ладони, между большим и остальными пальцами – при сжимании ее удобнее будет держать. Сначала маме нужно помочь ребенку и соединить пальчики, обхватив игрушку.

Первое время малыш может брать и быстро отпускать предмет, затем начинает фиксировать его на несколько секунд, постепенно увеличивая время

Когда ребенок крепко держит игрушку, нужно разнообразить упражнение, пытаясь «отобрать» ее: легонько потянуть на себя. Так он почувствует напряжение в мышцах. Постепенно грудничок сам тянется к погремушкам. Действия нужно сопровождать речью, соблюдая вопросительную, восклицательную интонацию.

Хорошим развивающим приспособлением станет коврик из лоскутов разной фактуры, с крепко пришитыми пуговицами, крупными бусинами, подобными вещами.

Схватывание предметов

Для выработки хватательного движения нужно подвешивать яркий предмет рядом с левой или правой ручкой. Не нужно торопиться и вкладывать игрушку в ладонь малыша. Он должен проявлять самостоятельность, развивать движения, познавать их механизм. Не следует торопить ребенка, нужно соблюдать алгоритм действий:

  1. Коснуться тыльной стороны его руки, так он раскроет ладошку;
  2. Заинтересовать вещью, позвенеть;
  3. Ждать, чтобы ребенок сам брал предложенную вещь;
  4. Если малыш не проявляет интерес, нужно поменять погремушку и повторить действия.

Процесс сопровождать улыбкой и разговором. Постепенно нужно помогать ребенку трясти погремушку или сжимать игрушку с пищалкой. Он запомнит движение и попытается повторить самостоятельно.

Затем нужно подводить его свободную руку к занятой и дать дотронуться до предмета. Это способствует формированию перекладывания из одной ручки в другую. Если разместить рядом с малышом несколько игрушек, он потянется к понравившейся.

Важные моменты

При развитии у ребенка навыка держать предметы нужно учитывать несколько рекомендаций:

  1. Для первых занятий подбирать игрушки с длинной ручкой, примерно 15 см, потом он сможет брать мелкие предметы. Расцветка должна быть яркой, подойдет зеленый, красный, оранжевый. До полугода не вкладывать в руки тяжелые предметы, т. к. малыш может ударить себя по голове;
  2. Использовать игрушки разных цветов, форм, выбирать погремушки с необычным наполнителем, а также музыкальные. Нужно разрешать малышу щупать предметы с разнообразной фактурой. Новые тактильные ощущения развивают мелкую моторику, постепенно формируют предпочтения;
  3. Нельзя оставлять малыша наедине с игрушкой, это травмоопасно;
  4. Лучше подбирать время, когда все потребности удовлетворены. В хорошем настроении грудничок будет охотнее принимать и держать погремушку;
  5. Все упражнения нужно выполнять поочередно для обеих ручек. Иначе формируется навык левши или правши. Подносимую вещь ребенок берет ближней рукой: так удобнее и быстрее. Если упустить этот момент, движение становится привычкой после регулярных повторений. В последующем малыш просто в силу навыка хватает предмет определенной рукой с любой стороны;
  6. Обязательно нужно хвалить ребенка, если он взял игрушку. Это важно психологически, позволяет ребенку радоваться успехам и является хорошим стимулом для дальнейших усилий;
  7. Следить за чистотой игрушек. Младенцы все пробуют на вкус, особенно при прорезывании зубов. Ругать их нельзя и бесполезно, но необходимо обеспечить безопасность;
  8. Регулярно заниматься с ребенком или просить кого-нибудь из родных, чтобы он обучал его. Дети теряют интерес при выпадении игрушки из руки. Если взрослый повторно дает вещь, ребенок с удовольствием продолжает занятие.

Развитие у малышей индивидуально, некоторые с интересом берут и рассматривают предметы раньше 12 недель, чаще навык формируется позже. Если и в четыре месяца младенец плохо держит игрушку, нельзя паниковать и считать это отклонением. Многое зависит от его индивидуальных особенностей, времени, уделяемое родными для игр и обучения, положительную роль играет грудное вскармливание.

О подозрениях необходимо сообщить врачу во время осмотра. Если с реакциями, зрением и нервной системой малыша все в порядке, нужно просто подождать, постепенно он научится тянуться и хватать погремушку. Иногда дети отказываются брать в ручки вещи, которые им не нравятся, нужно пробовать погремушки разного цвета и формы.

Десятый месяц

Берет предметы правильно, двумя пальцами, перелистывает книжку, пытается ее рассматривать, подражает движениям взрослых или животных, охотно демонстрирует свои умения.

Одиннадцатый месяц

Хорошо ориентируется в пространстве – встает, садится, ползает, ходит с поддержкой. Находит любимые предметы, выполняет простые просьбы, знает названия многих предметов. Может показать какую-то часть тела, произносит первые слова обращения и лепечет с интонацией, напевно во время игры.

Двенадцатый месяц

Пытается стоять без опоры. Некоторые дети начинают самостоятельно ходить. Приседает и выпрямляется без опоры. Легко наклоняется, чтобы поднять игрушку, отдает игрушку, если его просят. Легко разбирает пирамидку, может открыть и закрыть дверь, находит спрятанный предмет. Пытается участвовать в одевании, умывании, кормлении – держит ложку. Начинает играть – кормит игрушки, укладывает их спать. Подражает звукам на улицах, определенными созвучиями обозначает предметы, любит находиться со взрослыми и включать их в свою игру.

Годовалый ребенок – это уже вполне сложившийся человечек, который умеет объяснить внимательному взрослому, что он хочет, и с удовольствием общается со взрослыми, радуется, когда они его хвалят, и готов учиться всему, лишь бы эти главные в его жизни люди были им довольны.

Глубоко заблуждаются те родители, которые считают, что до года ребенок слишком мал, чтобы заниматься его воспитанием. Дескать, он пока еще в таком возрасте ничего не понимает, не осознает и не смыслит. Однако есть определенные психологические правила, которые должны применяться родителями по отношению к малышу в его период развития от 0 до 1 года.

Инструкция

В первую очередь, возьмите за правило заниматься малышом вместе, то есть, чтобы и мама и папа уделяли процессу воспитания максимум внимания. В этот период от мамы понадобится все свободное время для малыша, от папы – обеспечение маме этого времени и возможности иногда отдохнуть.

После полугода ребенок остро начинает чувствовать нужду в обоих родителях, у него формируется понятие и представление о том, что , потому роль отца, который всегда находится рядом с ним и его мамой, в такой возрастной период неоценима.

Первый год жизни ребенка постоянно происходит его физическое и умственное развитие. Не усаживайте специально его, не поворачивайте ему голову, не ставьте на ножки. Он сделает это сам тогда, когда почувствует в себе силы, когда его мышцы и кости окрепнут достаточно.

4 месяца

4 месяц не несет никаких серьезных изменений, кроме укрепления опорно-двигательного аппарата и проявления эмоциональной активности. Малыш с интересом тянет в рот игрушки, свободно переворачивается и может сидеть с поддержкой.

5 месяцев

Этот период надо отметить особо, поскольку именно сейчас начинается активный прогресс мозга, это наиболее благоприятный период для развития моторики и получения первоначальных сведений об окружающем мире.

6 месяцев

Спустя полгода после рождения малыш умеет сидеть и пытается ползать. Повышенная двигательная активность помогает ему быстро осваивать мир и его признаки. Старайтесь ни в чем не ограничивать малыша, позаботьтесь только о его безопасности.

7 месяцев

Ребенок начинает активно ползать, а имея опору встает на колени. Если вы возьмете его за руки и поднимете, он будет устойчиво стоять на ногах.

8 месяцев

В этот период ребенок учится самостоятельно добывать необходимые ему предметы. Быстро развивается его мимика и мелкая моторика. Теперь вы можете поиграть в ладушки. Становятся более разнообразные и произносимые им звуки. Кроме того, малыш может легко вставать, имея опору.

9 месяцев

В это время ребенок становится более раздражительным, потому что его мозг начинает воспринимать большие объемы новой информации. Зато теперь ему подвластны новые движения, он может переставлять мелкие игрушки, ходить с опорой и преодолевать препятствия на своем пути.

10 месяцев

Ребенок выполняет многие сознательные действия, открывает коробки, прячет игрушки, стоит без опоры и выполняет простейшие просьбы. Попросите малыша помахать вам рукой на прощание или подать игрушку. Он с радостью будет учиться взаимодействовать с вами.

11 месяцев

в этот период ребенок спокойно перемещается в пространстве. Более понятнее чем раньше, выражает свое отношение к происходящему и знает большинство окружающих его предметов.

12 месяцев

Примерно в это время ваш малыш научится ходить и будет произносить около 10 слов. Теперь он умеет открывать двери, предлагает игры и относится ко многим вещам сознательно. Он преодолел все основные этапы раннего развития и теперь остается лишь закрепить их.

Видео по теме

Совет 5: Психология ребенка: от рождения до сознательного возраста

Детская психология – это отрасль психологии, которая изучает поведение ребенка и специфику его развития.

Развитие ребенка в обществе начинается с его общения с родителями и близкими людьми. Как понять, что ребенок распознает мир? Он улыбается. Это и есть первое проявление. Психологи утверждают, что ребенок уже в двухмесячном возрасте может сознательно улыбаться при виде человеческого лица, как правило, матери или отца. К 5–7 месяцам он может улыбаться другим людям, которых часто видит. А к незнакомым всё еще относится подозрительно, так скажем.

Детям такого возраста свойственно бояться или смущаться при виде чужих людей. Уже в таком возрасте у людей проявляется качество отличать «своих» от «чужих». Даже у таких маленьких детей для каждого из родителей есть своя функция. Исследования показали, что дети воспринимают отца в первую очередь как развлечение. Для них отец своего рода игрушка, которая всегда смешит и веселит. А мать воспринимается как защитница, у которой всегда можно получать еду, укрытие и тепло.

С самого начала жизни маленькие дети используют эмоции, чтобы добиться у взрослых того, чего хотят. Как показывает практика, ребенок уже с одного года может стать «главным» в семье. Большая часть эмоций у детей - это своего рода определенное исследование, которое иногда превращается в игру, затем в проверку реакции, а иногда и в сладкую месть, если, например, взрослый в конечном счете сдался.

Ребенок уже с раннего возраста может активно управлять отношениями. У него всегда огромное количество планов по тому или иному поводу. И, скорее всего, не взрослый, а ребенок решит каким будет результат, положительным или отрицательным. Например, если не купить ему игрушку по первому требованию, то он начнет истереть, но не из-за обиды, а в качестве наказания родителю за плохое поведение. Иногда родители становятся марионеткой в руках детей. Сначала это кажется забавным, эдакий маленький босс, но, главное, в раннем возрасте пресечь это, ибо в будущем это может перерасти в обычную избалованность.

Для того, чтобы ребенок не плакал, он должен быть здоровым, сытым и отдохнувшим. Чтобы поддерживать здоровье ребенка, нужно полноценное питание, здоровый сон, свежий воздух, активное бодрствование и счастливая отдохнувшая мама. Мамы стараются обеспечить ребеночка всем, а про себя зачастую забывают. Мамам обязательно надо отдыхать, от этого зависит здоровье ребенка.

Малыши до 3-4 месяцев питаются только молоком, а затем в их рацион вводят фруктовые и овощные соки. Прикорм начинают с объема чайной ложки и постепенно доводят до 30 мл. Этот процесс лучше начинать с несладких соков (яблоко, морковь). Педиатры советуют давать витамин Д вместе с морковным соком, вместе они лучше усваиваются. В следующий месяц вводят фруктовое и овощное пюре, а затем творог, сливочное масло, крупы, желток и мясо.

Для ребенка обязателен продолжительный сон на свежем воздухе. Перед сном также необходимо проветривать помещение, в котором малыш спит. В процессе сна ребенок не должен слышать никаких посторонних шумов, классической музыки и детских песенок. Психологи советуют лишь в первые 15 минут сопровождать сон малыша подобными произведениями. Первые месяцы детей нужно обязательно плотно пеленать, чтобы они не барахтались во сне и не будили сами себя.

Во время бодрствования для ребенка обязательна гимнастика, соответствующая их возрасту. Так каждый месяц они будут приобретать новые навыки и способности. Необходимо помнить, что задача упражнений – научить ребенка не сидеть, а самостоятельно садиться, не стоять, а самому встать. Не торопите малыша. Так же в поликлинике, в кабинете здорового ребенка, необходимо получить навыки массажа и проводить его ежедневно в одни и те же часы.

С новорожденным тяжело соблюдать режим дня, но если его придерживаться, то и капризов с проблемами будет намного меньше. В начале пути молодым матерям придется потерпеть, чтобы достичь желаемых результатов, а по итогу мать точно будет знать причину слез малыша и что он в данный момент хочет. Соблюдая нехитрые рекомендации, указанные в специальной литературе, вы добьетесь того, что ваш малыш вырастет здоровым и счастливым.

Как известно, молодые мамы очень мнительны и находятся под пристальным вниманием бабушек и иных родственников. И у старшего поколения на все есть свое мнение и совет, хотя порой достаточно дельный. И когда они замечают, что грудничок тянет в рот кулачки, пальцы, то называют это вредной привычкой, от которой необходимо отучать не менее вредными методами. Но есть ли в этом такая необходимость? В среднем такой период начинается в три месяца, когда грудничок осознает свои руки, начинает изучать окружающий мир на вкус.

Почему дети сосут пальцы, кулачки, губу?

Хочет кушать . Раньше считалось, что это признак голода. И это действительно может быть желание покушать, особенно если до кормления осталось полчаса. Просто малыш проголодался раньше положенного ему времени. Тогда не стоит придерживаться графиков, особенно на предпочтительней прикладывать к груди по требованию. А если малыш тянет ручки после еды, то возможно он просто не доел.

Выпив быстро переднее молочко, заднее он выпивает понемногу, по каплям. Именно поэтому не стоит давать обе груди в одно кормление, так как желудок наполниться быстро, но он не наестся надолго.

Утоление рефлекса сосания . Но чаще всего это обычное желание удовлетворить врожденный рефлекс сосания. Ведь еще в утробе дети могут сосать палец или кулачок. Особенно это касается деток, которые кушают молоко или смесь из бутылочки. Обычно свою порцию они съедают в 2-3 раза быстрее за пять – десять минут, поэтому рефлекс остается неудовлетворенным. И если малышу не дать грудь, то он засунет то, что всегда при нем – свою руку. Ярким признаком неудовлетворенности рефлекса сосания являются причмокивания при сосании кулачка.

Успокоение . У малыша присутствует постоянное желание чувствовать маму. Сосание груди успокаивает и усыпляет малыша, дает ему чувство защищенности. Поэтому грудничок, которому не хватает груди, заменяет ее на кулачок.

Если ребенок начинает тянуть в рот пальцы, руки и прочие вещи, которые ему попадаются после четырех – шести месяцев, и это сопровождается активным слюноотделением, родителям стоит ждать появления зубов. Обычно это даже не совсем сосание, а скорее покусывания, порой с остервенением и злостью, нервозностью, жевание вещей.

Сосание пальцев и кулачков имеет и отрицательные моменты .
Когда детки постоянно тянут в рот руки, это может привести к негативным последствиям в будущем:

  • Возможность инфицировать полость рта, а значит и желудок. Это приводит к , а соответственно, болям в животике, коликам и медикаментозному лечению. Ребенок ручками не только берется за намытую кроватку, стульчик, но и за все, до чего сможет дотянуться, пока его носят, пытается ухватить полотенца, занавески, мамины волосы, живые и искусственные растения.
  • Из-за стимуляции ротовой полости, появляется повышенное слюноотделение. Из-за чего мокнут кофты, шея, локти, простынки, а ребенок теряет воду, может начаться . А на щечках, шее появляются раздражения, на ручках – мокнущая кожа.
  • Если малыш сосет постоянно один пальчик, то это может привести в его деформации.
  • Также это приводит к неправильному росту зубов, выпиранию верхних передних и отклонению нижних.

Что делать в таком случае?

Если ваш малыш сосет кулак или руку, особенно в юном возрасте, то не стоит прибегать к изобретательным советам родни. Многие мажут пальчики соком алоэ или горчицей, привязывают ручки или надевают приспособления, не позволяющие их сгибать.

Эти методы в некоторых случаях действенны, но в основном при послаблениях детки продолжают сосать ручки. А крики могут вызвать стресс у малыша и могут привести к обратному эффекту. Тогда отучить ребенка от этой привычки будет практически невозможно. Иногда, когда деткам ограничивают движения рук, не давая их сосать, они находят себе заменитель – губу.

Отучение от сосания начните с внимательного отслеживания времени, когда малыш тянет в рот руки. Попробуйте ребенку чаще давать грудь, по каждому требованию малыша или увеличьте периоды кормления. Не меняйте грудь, если вам кажется, что он уже все съел. Во время кормления детки могут насасывать несколько приливов. Кроме того так они получают более сытное, полезное заднее молочко. Если он не хочет брать грудь или малыш искусственник, то предложите пустышку. Многие детки, которые находятся на , не признают соски, но можно попробовать их обмануть.

Пустышку обмакивают в грудное молоко или розовое варенье (его используют как профилактику стоматита). Новый вкус привлечет внимание и пусть ненадолго, но малыш примет соску. Некоторые предлагают использовать мед, но помните, что он является сильным аллергеном и ребенок может покрыться сыпью, так что относитесь к нему с осторожностью, и не давайте деткам, имеющим предрасположенность к аллергическим реакциям.

Если мама кормит с бутылочки, то попробуйте купить соску для более раннего возраста, где напор маленький и грудничку придется прикладывать усилия, чтобы сосать. Соответственно время кормления увеличится.

Можно попробовать занять ребенку ручки . Отвлеките малыша, поиграйте с ним в игры, развивающие мелкую моторику (еще один плюс таких игр – развитие речи). Попробуйте дать малышу глину или мешочки, наполненные различными крупами.
Если причина сосания пальцев и кулачков зубы, то помогут специальные зубопрорезатели. Сейчас их существует множество – различных форм и размеров. Новинкой являются охлаждающие зубопрорезатели, которые остужают воспаленные десна, снимают раздражения.

Многие мамы относятся к сосанию ручек, кулачков и пальцев достаточно спокойно и не проводят никаких мероприятий по отучению. На самом деле, если ребенку уделяется достаточное внимание, его любят и окружают заботой, то к возрасту активного движения (девять – двенадцать месяцев) это пройдет самостоятельно .

Новорожденные еще не способны управлять руками, контролировать движения и держать в ручках предметы. Но уже на третьей неделе жизни они могут увлекаться яркими вещами, следить за игрушкой глазами. Малыш еще не контролирует движения, но хватательный рефлекс развит хорошо практически с рождения.

После двух месяцев кроха начинает махать руками и ногами, а к четырем уже осознанно берет и удерживает предметы в руках. Давайте рассмотрим подробнее, во сколько месяцев ребенок начинает держать игрушки в ручках самостоятельно.

Во сколько месяцев ребенок начинает держать предметы

За счет хватательного рефлекса ребёнок может держать игрушку уже с двух-четырех недель с момента рождения. Он делает это непроизвольно и не может контролировать движения. Если дать крохе маленький предмет, он ухватит его неосознанно и будет держать, как мамин палец. Самостоятельно разжать пальцы в этом случае новорожденному невозможно, поэтому это придется сделать взрослому.

Для привлечения внимания ребенка в первые месяцы жизни используйте яркие игрушки, которые держите на расстоянии 30-50 сантиметров от лица младенца, чтобы тот заметил предметы. В этом возрасте отлично подходят цветные погремушки. Но не выбирайте слишком шумные изделия и не используйте резкие звуки, иначе кроха может испугаться.

Кроме того, малышам до пяти-шести месяцев не рекомендуется давать тяжелые погремушки и предметы, иначе при игре он может уронить игрушку и ударить себя. После двух месяцев младенец может удерживать компактные вещи в руке, изучать и тянуть в рот. А когда ребенок начинает держать погремушку или другую игрушку в руке осознанно, узнаем далее.

Когда ребенок сам берет и держит игрушки

После четырех месяцев малыши начинают осознанно хватать и брать предметы, которые попадают в поле зрение крохи. Кроме того, ребёнок притягивает игрушки и даже пытается трясти. Он хватает изделие, которое расположено на уровне глаз. Сжимает игрушку и усердно тянет ближе к себе, пытается засунуть в рот. Кроме того, детки могут стучать по подвешенным погремушкам.

После пяти месяцев ребенок начнет сам брать предмет с кровати или с пеленального столика, зажимать двумя руками и постепенно переходит на использование только одной руки. После полугода малыш должен уметь одновременно держать разные предметы в каждой ручке. При этом он уверенно берет желаемую вещь только одной рукой из положения лежа на животе, боку или спине.

После пяти-шести месяцев малыши могут самостоятельно играть погремушкой, держать и трясти, выбирать понравившуюся игрушку и отталкивать другие. Кроме того, он может сам снять носок с ноги и сцеплять ручки между собой. В этом возрасте важно обеспечить максимальную безопасность для ребенка, ведь он может схватить проходящее мимо животное за хвост, укусить тюбик с кремом и так далее.

Помните, что для каждого ребенка характерно индивидуальное развитие. И если он в четыре месяца еще не может удерживать или хватать игрушку, не нужно паниковать. Нужный навык сформируется чуть позднее. Однако вы можете помочь освоить данное умение при помощи легких упражнений.

Как научить ребенка держать предметы в руках

  • Выполняйте занятия в виде игр, используйте разговоры, . Будьте в хорошем настроении, не повышайте голос, не кричите и не раздражайтесь, если у крохи что-то не получается;
  • Выбирайте время для игр и занятий, когда малыш здоров и спокоен, сыт. Важно, чтобы кроху ничего не отвлекало и не беспокоило. При этом не оставляйте малыша одного с игрушкой, иначе он может травмироваться!;
  • Выполняйте упражнения по очереди для каждой руки, чтобы не сформировались навыки только правши или левши;
  • Чтобы научить кроху сцеплять ручки, регулярно соединяйте руки грудничка, чтобы он почувствовал сжатие пальцев. Хорошо помогает обвивание руками какого-нибудь предмета, например, погремушки или бутылочки для кормления;
  • Заинтересуйте ребенка яркой игрушкой. Поводите изделием перед лицом, погремите. Когда младенец заметит интересную вещь, начнет следить взглядом, вложите предмет в ручку. Кладите изделие поперек ладони между большим и другими пальцами. Помогите крохе соединить пальчики и обхватить игрушку. Сначала он будет держать вещи недолго, но постепенно период фиксации увеличивается;
  • Когда ребенок уже крепко и продолжительное время держит игрушку, разнообразьте упражнения. Начните тянуть предмет, пытаясь отобрать. Это улучшит реакцию крохи и увеличит напряжение в мышцах. В качестве развивающей игры используйте лоскутный коврик с крепко пришитыми крупными пуговицами, бусинами и прочими подобными изделиями;
  • Чтобы выработать хватательное движение, подвешивайте яркие изделия рядом с одной из ручек. Пусть кроха проявит самостоятельность и развивает движения;
  • Помогайте малышу трясти погремушку и сжимать пищащую игрушку. Он запомнит движения и будет повторять самостоятельно. А чтобы развить навык перекладывания предмета из одной ручки в другую, подводите свободную ручку к занятой, давайте дотронуться до вещи;
  • Обязательно хвалите кроху, когда тот смог выполнить задание. Это позволит малышу радоваться и осознавать успех, а также станет стимулов для последующих занятий;
  • Следите за чистотой игрушек, ведь малыши тянут каждый предмет в рот, особенно в период прорезывания зубов. Поэтому нужно регулярно стирать или мыть изделия, а пластмассовые, резиновые и стеклянные вещи – .

Какие игрушки выбрать ребенку

Мы узнали, в каком возрасте ребенок должен начать брать и держать в руках предметы. Но для формирования навыков и безопасности нужно правильно подобрать игрушки. Подходящим вариантом для первых занятий станет погремушка. Выбирайте изделия с длинной ручки около 15 сантиметров. Затем постепенно переходите на более мелкие вещи.

Игрушки должны быть яркими и музыкальными. Выбирайте красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Используйте предметы с разной формой и фактурой. Это также развивает тактильные ощущения и мелкую моторику, формирует предпочтения и вкус. Погремушка будет полезна в первый месяц жизни крохи даже при условии, что он еще не умеет держать предметы. Малыши уже реагируют на звук.

В первые шесть месяцев для крохи хватит две-три погремушки разных цветов и размеров, одна-две подвесных игрушки, которые вешают в кроватку или коляску. Дополнительно можно использовать музыкальный мобиль, но он нравится не каждому ребенку. Если вы используйте музыкальные подвесные изделия для детей до двух лет, подвешивайте мобили и подобные игрушки не ближе, чем на 40-50 сантиметров, чтобы кроха не испугался.

К полугоду можно взять движущиеся игрушки и развивающие изделия, разные по текстуре. Но они не должны издавать слишком громкие и резкие звуки, быть большими, не должны быть объемными и тяжелыми, чтобы не испугать и не травмировать кроху. Кроме того, малыш должен легко и удобно держать предметы. Подробное развитие грудничка по месяцам вы найдете по ссылке .

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»