Формирование навыков самообслуживания.
Описание
Тема:
Конспект занятия по самообслуживанию 1 класс
Цель: формирование навыков самообслуживания
Задачи:
Образовательные:
-закрепить последовательность выполнения режимных моментов во время утреннего подъема и подготовки к урокам
-учить самостоятельно и аккуратно убирать постель, одеваться, умываться
Коррекционные:
-развивать связную речь детей
-мелкую моторику
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помогать друг другу
Оборудование: детская мебель – кроватка, шкаф, постельные принадлежности и белье, дудочка, кукла, флажки, расчески.
Дети сидят полукруом на стульчиках, «спят». Ставлю на стол кукольную мебель, говорю:
«Ходит дрема возле дома,
Песни напевает
Смотрит, все ли детки спят,
Глазки закрывают?
Вот уж солнышко встает
Новый день с собой ведет»
Ребенок берет дудочку и говорит:
«Рано –рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру (играет)
Дети просыпайтесь,
В школу собирайтесь!
Дети открывают глаза и видят кукольную комнату.
Воспитатель:
«Кто- кто в этой комнате живет?
Кто- кто вместе с олнышком встает?
Это наша Маша. Вот она проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло
Вдруг сама на ножки встала»
Встала Маша и думает, как же ей побыстрей в школу собраться?
Что нужно сделать ей в первую очередь?
Дети отвечают………..(умыться)
Воспитатель:»А кто поможет Маше умыться?»
Ребенок одевает куклу и приговаривает:
Водичка-водичка
Умой мне личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели.
Ручки были чистыми,
Ножки были быстрыми!»
Воспитатель: «Молодец! Помогла Маше умыться. А вы умеете все умываться сами?- Льется теплая водица, мы умеем чисто мыться!»
Дети хором читают: «Водица, водица ……» и имитируют умывание.
Вот и ребята наши умылись, глазки заблестели, щечки покраснели. Что же нужно сделать после умывания?»- зарядку! Правильно, готовимся к гимнастике (берут флажки, строятся).
А вот и наш физрук пришел, он поможет нам сделать утреннюю зарядку.
Физпауза. Мальчик (постарше 3 -4 лет) берт бубен, играет в него и говорит:
«Рано утором не ленись-
На заря дку становись!
Начинаем по порядку
Утро с утренней зарядки.
Вверх потянемся – растем,
Руки в стороны ведем,
Дружно приседаем,
Мышцы разминаем.
А для бодрости прыжки
Вместе выполняем
Раз, два, раз, два
Веселей шагай братва.
Воспитатель: «Засмотрелась Машенька на ребят, очень ей гимнастика понравилась и забыла, что же ей делать теперь.Помогите Маше ребята. Что теперь ей нужно сделать?
Дети: (Усатый –полосатый)
Воспитатель: «Правильно! А какое стихотворение мы с вами читаем про это?
Дети: (Усатый полосатый)
Воспитатетль: «Кто из ребят покажет, как девочка убирает кроватку?
Ребенок: «Положи под спинку
Мягкую перинку
Сверху на перинку
Чистую простынку,
Одеяльце на пуху,
Покрывало наверху
Положи под ушки
Мягкую подушку»
Воспитатель:
«Хорошо нам (имя ребенка) рассказала, как нужно убирать кровать.А дети умеют это делать самостоятельно? Давайте покажем, как мы научились быстро и аккуратно застилать свои постели.Дети идут в спальню и убирают постели. Кукла Маша наблюдает за ними, подбадривает ребят, подсказывает, как делать правильно.
Воспитатель,(обращаясь к одному из детей) «Расскажи, как ты убираешь свою постель». «А ты Денис? « и т. д.
«А Маша хочет посмотреть, как дети помогают друг другу». Дети убрали кровати, а Маша выбирает самую аккуратную кровать, хвалит тех, кто помогал другим детям.
Возвращаются дети в класс (стоят возле воспитателя)
Воспитатель: «Ну вот! Мы с вами умылись, сделали зарядку, у брали свои постели. Что же еще нам нужно сделать, чтобы быть готовыми к урокам?
Дети: (одеться)
Воспитатель: «А как мы будем одеваться?»
Денис: «Одеваюсь в школу сам
Быстро по порядку
Чтобы на уроках быть
Чистым, аккуратным»
Дети подходят к своему шкафчику и, снимая спортивную форму, одеваются в школу, помогают друг другу.
Воспитатель:»Посмотрите друг на друга, готовы ли вы к урокам? А вот Маша забыла волосы причесать. Кто ей поможет?
Ребенок, беря расческу, причесывает и говорит:
«Расти коса до пояса
Ни вырони ни волоса
Расти косынька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся.»
Воспитатель: «Молодец! Вот теперь и Маша в школу готова. И вы приведите свои прически в порядок пожалуйста.
Сегодня мы с вами рассказали и показали, как нужно утром собираться в школу.
Давайте вспомним по порядку, что нужно делать?
-умыться
-сделать зарядку
-заправить постель
-одеться
-причесаться
Воспитатель: Молодцы! Все правильно вспомнили и сказали. Понравилось вам наше занятие? А чем оно вам понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: «А мне понравилось, что вы все справились с заданием, были добрыми, помогали друг другу, хорошо запомнили, как нужно собираться в школу»
Занятие окончено.
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
занятие Василенко.docx
Василенко Нина Ивановна
Г. Ковров, Владимирской области.
ГКСОУ «Специальная(коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Тема: «Самообслуживание» 1 класс
Продолжительность 20минут.
Тема:
Конспект занятия по самообслуживанию 1 класс.
Цель: формирование навыков самообслуживания
Задачи:
Образовательные:
Закрепить последовательность выполнения режимных моментов во время утреннего подъема и подготовки к урокам
Учить самостоятельно и аккуратно убирать постель, одеваться, умываться
Коррекционные:
Развивать связную речь детей
Мелкую моторику
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помогать друг другу
Оборудование: детская мебель – кроватка, шкаф, постельные принадлежности и белье, дудочка, кукла, флажки, расчески.
Дети сидят полукруом на стульчиках, «спят». Ставлю на стол кукольную мебель, говорю:
«Ходит дрема возле дома,
Песни напевает
Смотрит, все ли детки спят,
Глазки закрывают?
Вот уж солнышко встает
Новый день с собой ведет»
Ребенок берет дудочку и говорит:
«Рано –рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру (играет)
Дети просыпайтесь,
В школу собирайтесь!
Дети открывают глаза и видят кукольную комнату.
Воспитатель:
«Кто- кто в этой комнате живет?
Кто- кто вместе с олнышком встает?
Это наша Маша. Вот она проснулась,
С боку на бок повернулась
И,откинув одеяло
Вдруг сама на ножки встала»
Встала Маша и думает, как же ей побыстрей в школу собраться?
Что нужно сделать ей в первую очередь?
Дети отвечают………..(умыться)
Воспитатель:»А кто поможет Маше умыться?»
Ребенок одевает куклу и приговаривает:
Водичка-водичка
Умой мне личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели.
Ручки были чистыми,
Ножки были быстрыми!»
Воспитатель: «Молодец! Помогла Маше умыться. А вы умеете все умываться сами?- Льется теплая водица, мы умеем чисто мыться!»
Дети хором читают: «Водица, водица ……» и имитируют умывание.
Вот и ребята наши умылись, глазки заблестели, щечки покраснели. Что же нужно сделать после умывания?»- зарядку! Правильно, готовимся к гимнастике (берут флажки, строятся).
А вот и наш физрук пришел, он поможет нам сделать утреннюю зарядку.
Физпауза. Мальчик (постарше 3 -4 лет) берт бубен, играет в него и говорит:
«Рано утором не ленись-
На заря дку становись!
Начинаем по порядку
Утро с утренней зарядки.
Вверх потянемся – растем,
Руки в стороны ведем,
Дружно приседаем,
Мышцы разминаем.
А для бодрости прыжки
Вместе выполняем
Раз, два, раз, два
Веселей шагай братва.
Воспитатель: «Засмотрелась Машенька на ребят,очень ей гимнастика понравилась и забыла, что же ей делать теперь.Помогите Маше ребята. Что теперь ей нужно сделать?
Дети: (Усатый –полосатый)
Воспитатель: «Правильно! А какое стихотворение мы с вами читаем про это?
Дети: (Усатый полосатый)
Воспитатетль: «Кто из ребят покажет, как девочка убирает кроватку?
Ребенок: «Положи под спинку
Мягкую перинку
Сверху на перинку
Чистую простынку,
Одеяльце на пуху,
Покрывало наверху
Положи под ушки
Мягкую подушку»
Воспитатель:
«Хорошо нам (имя ребенка) рассказала, как нужно убирать кровать.А дети умеют это делать самостоятельно? Давайте покажем, как мы научились быстро и аккуратно застилать свои постели.Дети идут в спальню и убирают постели. Кукла Маша наблюдает за ними, подбадривает ребят, подсказывает, как делать правильно.
Воспитатель,(обращаясь к одному из детей) «Расскажи, как ты убираешь свою постель». «А ты Денис? « и т. д.
«А Маша хочет посмотреть, как дети помогают друг другу». Дети убрали кровати, а Маша выбирает самую аккуратную кровать, хвалит тех, кто помогал другим детям.
Возвращаются дети в класс (стоят возле воспитателя)
Воспитатель: «Ну вот! Мы с вами умылись, сделали зарядку, у брали свои постели. Что же еще нам нужно сделать, чтобы быть готовыми к урокам?
Дети: (одеться)
Воспитатель: «А как мы будем одеваться?»
Денис: «Одеваюсь в школу сам
Быстро по порядку
Чтобы на уроках быть
Чистым, аккуратным»
Дети подходят к своему шкафчику и, снимая спортивную форму, одеваются в школу, помогают друг другу.
Воспитатель:»Посмотрите друг на друга, готовы ли вы к урокам? А вот Маша забыла волосы причесать. Кто ей поможет?
Ребенок, беря расческу, причесывает и говорит:
«Расти коса до пояса
Ни вырони ни волоса
Расти косынька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся.»
Воспитатель: «Молодец! Вот теперь и Маша в школу готова. И вы приведите свои прически в порядок пожалуйста.
Сегодня мы с вами рассказали и показали, как нужно утром собираться в школу.
Людмила Кудрявцева
Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Каждой вещи свое место»
Цель : -учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; своевременно и сразу убирать каждую вещь на свое место , помогать взрослым и сверстникам в х/б труде.
Развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе
Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда : умение и желание ценить свой и чужой труд.
Оборудование : предметы быта и предметные картинки, игрушка Домовенок.
Ход занятия
1. Воспитатель накануне читает детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводит беседу по его содержанию :
–О ком рассказ? Кто будил Машу в д/с?
–Почему однажды Маша опоздала в д/с?
Почему она не смогла найти свои вещи сразу ? Где лежали чулки? Где она нашла туфли? Куда было заброшено платье? Где она встретила детей в д/с? Кто виноват, что Маша опоздала?
2. Воспитатель : -кто следит за порядком в доме?
Как вы помогаете маме в этом?
Кто следит за порядком в группе?
Вы помогаете в этом взрослым? Как?
Дети : убираем игрушки на место , одежду вешаем в шкафчик, перед сном на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем бокалы со стола после еды.
Воспитатель : Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок в группе.
Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим все ли вещи лежат на месте . Если кто-то не убрал игрушку на место , то игрушки могут обижаться и прятаться от вас.
Воспитатель : подходит к спортивному уголку, и просит детей назвать, чего не хватает.
Дети : кеглей и мяча.
Воспитатель : подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает?
Дети : корзинки с погремушками
В уголке изодеятельности – раскрасок.
Воспитатель : вот видите дети многие вещи попрятались . Но я подскажувам, кто поможет их отыскать.
Вы этого героя знаете. Это Домовенок, он живет в каждом доме и все знает , что в нем происходит. Воспитатель показывает детям Домовенка и обращает внимание на его внешность, и говорит, что он добрый, внимательный, заботливый и в руках у него мешок, вкотором могут быть пропавшие игрушки.
Домовенок хочет с вами поиграть Д/и.
«Чудесный мешочек»
Воспитатель вызывает по одному ребенку и просит достать любую вещь из мешка. Ребенок достает предмет называет его и относит на место . После игры воспитатель беседует с детьми :
Почему каждая вещь должна лежать на своем месте ?
Дети : чтобы не тратить время на ее поиски и сразу можно было ее взять.
Воспитатель : кто должен следить за порядком?
Дети : взрослые и дети.
Воспитатель : вы знаете, где должны находится каждая из вещей . Но в каждой группе и дома много мелких предметов и они тоже должны иметь свое место . Домовенок предлагает поиграть д/и «Каждой веще свое место »
На столе много мелких предметов (швейные принадлежности, карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол) и (шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики) .
Воспитатель с Домовенком просит поочередно из вызванных детей найти место для каждого предмета . После игры Домовенок награждает детей звездочками за помощь.
Гренц Екатерина Сергеевна
МАДОУ «Колобок», г. Ноябрьск
Воспитатель
Конспект НОД по развитию навыков самообслуживания
Цель: Продолжать учить детей самостоятельно ухаживать за своим внешним видом и состоянием одежды.
Задачи:
1. Закрепление умения детей убирать вещи на свои места
2. Формирование навыков по уходу за одеждой;
3. Формирование стремления к опрятности; к умению замечать и исправлять несовершенства внешнего вида у себя и других детей;
4. Совершенствование умения самостоятельно одеваться в правильной последовательности;
5. Обогащение словаря с помощью пословиц и поговорок по теме
Ход занятия
Стук в дверь.
Воспитатель: Дети, слышите, к нам кто - то пришел в гости. Вика, пойдем, откроем дверь и встретим гостя.
(В группу входит расстроенная кукла, представляется, начинает снимать верхнюю одежду и на ходу разбрасывает вещи.)
Воспитатель: Здравствуй! Что случилось, почему ты такая расстроенная?
Кукла: «Здравствуйте! Меня зовут кукла Маша. Мои подружки не зовут меня с собой гулять! Вот я и расстроена. Они говорят, что я неаккуратная, неряшливая! Ребята, подскажите, что это за слова, что они означают? Я к вам пришла за помощью, вы же в детском саду все знаете и все умеете!
Воспитатель: Кукла Маша, мы тебе поможем! Во-первых, дети, давайте вспомним, что означают эти слова - неаккуратный, неряшливый?
(Это человек, который не следит за порядком и чистотой в своих вещах и не следит за своим внешним видом. )
Что кукла Маша сделала неправильно, когда вошла к нам в группу? (Разбросала свои вещи. ) Давайте расскажем, что с ними на самом деле нужно делать.
Индивидуальные ответы детей:
Сапоги поставить на обувную полку,
Куртку повесить на крючок в шкафчик,
Шапку положить на верхнюю полку в шкафчике.
Воспитатель: А теперь Ваня и Николина помогут мне убрать вещи куклы Маши на свои места.
Чтобы не забылись наши советы, запомни пословицы и поговорки про аккуратность, которые знают наши дети.
Кирилл: «Аккуратностью весь свет держится»,
Алиса: «Где аккуратность, там и опрятность»,
Даниил: «Кто аккуратен, тот и людям приятен».
Воспитатель: За всеми вещами нужно ухаживать не только когда они состарились, но и когда они ещё новые.
Кукла: Ой, а у меня тут ещё много вещей! Они все перепутались, и я не знаю, что с ними делать! Научите меня вещи раскладывать! (Высыпает из пакета вещи.)
Несколько детей помогают кукле Маше разложить вещи по парам, а непарные вещи аккуратно сложить или развесить на стуле.
Воспитатель: А еще наши дети знают, что вещи нужно не только аккуратно раскладывать на свои места, но и аккуратно их носить, следить за своим внешним видом. Ребята, давайте посмотрим на нашу гостью - что не так в её наряде?
Конспект открытого занятия по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков на
тему: «Водичка, водичка»
Цель : Привитие культурно-гигиенических навыков и привычек.
Задачи : 1.Учить правильно называть и показывать предметы
Туалета.
2. Закреплять навыки умывания и последовательность
Действий (алгоритм умывания) .
3. Вызвать интерес к выполнению культурно-гигиеничес-
ким навыкам.
4. Воспитывать желание ежедневно выполнять
необходимую для здоровья процедуру умывания.
Словарная работа:
Обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.
Методические приемы :
Действия воспитателя и детей.
Объяснение.
Вопросы воспитателя и ответы детей.
4. Рассказывание потешки «Водичка,водичка».
5.Дидактическая игра «Каждому свой домик» (показ предметов туалета).
6. Подвижная игра «Зайка белый умывается»
Оборудование к занятию:
- кукла
Чудесный мешочек
Мыло с мыльницей
Вешалка
Полотенце
Расческа
Зубная щетка
Футляр для зубной щетки
Зубная паста
Стаканчик
Атрибуты зайчиков
Подвижная игра «Зайка белый умывается».
Воспитатель: «Дети, сейчас мы поиграем с вами в подвижную игру, которая называется «Зайка белый умывается». Я надену на ваши головки шапочки и вы станете настоящими зайчиками.»
Дети вместе с воспитателем проговаривают слова игры и выполняют движения по тексту.
«Зайка белый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ротик,
Вымыл ухо, вытер сухо».
Ход занятия :
Дети, сегодня в гости к нам пришла кукла Даша. Давайте все дружно с ней поздороваемся, а кто не может помашите ей ручкой.
Дети: «Здравствуй, Даша!»
Вопитатель побуждает детей назвать куклу по имени.
Даша не умеет умываться и пришла к вам за помощью, чтобы вы научили ее мыть руки и лицо, вытираться полотенцем.
Ребята, а вы умеете умываться?
Дети: «Да!»
Ребята, а вы каждый день моете лицо и ручки?
Дети: «Да!»
Давайте возьмем Дашу с собой и покажем наши умывальники.
Воспитатель садит куклу и детей на стульчики в умывальной комнате.
Даша, сейчас наши детки покажут тебе как правильно умываться.
Ребята, перед тем как открыть кран, скажите и покажите, что мы делаем в самом начале?
Дети: «Засучиваем рукава!»
Правильно, молодцы. Давайте засучим рукава, можно помочь друг другу. Равиль, а зачем мы это делаем?
Равиль: «Чтобы не замочить одежду!»
Сейчас Альтаир и Вероника покажут, как они моют руки.
Я сама открою вам кран, чтобы вы не обожглись горячей водой.
Даша, посмотри, как наши детки вначале смачивают водой ручки, затем берут мыло и намыливают до густой пены, чтобы получились белые перчатки, моют руки круговыми движениями. Нужно всегда ручки мыть с мылом. Покажите, Даше, какие у вас мыльные, белые перчатки.
Скажите: «Вот!»
Смотри, Даша, как мы смываем мыло водичкой не оставляя на ручках ни капельки мыла.
Наши ребятишки, Даша, умеют отжимать руки над раковиной, сложив ладони в замочек. Покажите, как вы это делаете!
Альтаир, Вероника найдите свои полотенца и вытрите насухо ручки.
Молодцы дети!
А сейчас, Равиль покажет кукле Даше, как он моет и руки, и лицо.
Ребенок аналогично выполняет мытье рук. При мытье лица по инструкции воспитателя мальчик моет щечки, подбородок, рот, нос, глаза, лоб, называя части лица.
Рассказывание потешки «Водичка, водичка»:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При вытирании рук ребенок находит и берет полотенце в правую руку и вытирает ладонь левой руки, поворачивает руку и вытирает тыльную сторону ладони.
Вот видишь, Даша, как Равиль научился умываться и вытираться самостоятельно.
Дидактическая игра «Каждому свой домик»
Воспитатель предлагает детям и кукле Даше пройти в группу и садиться на стульчики.
Ребята, давайте с вами поиграем. Видите в руках у меня чудесный мешочек. Какой он красивый! Давайте посмотрим, что лежит в мешочке? Вытаскивает все принадлежности для умывания называя их. Игра заключается в следующем. Нужно разложить все принадлежности (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста) по местам, по своим домикам (мыльница, футляр для зубной щетки, стаканчик, крючок для полотенца).
Даша: « Какие вы молодцы. Но мне пора домой. Вы меня научили правильно мыть руки и рассказали, почему их нужно мыть с мылом и теперь я знаю все принадлежности для умывания и где они должны храниться. За это я хочу подарить вам игру «Мыльные пузыри».
Скажите спасибо, Даше, за игру «Мыльные пузыри».
Кукла прощается и воспитатель выносит ее из группы.
Ребята, как хорошо, что Даша пришла к нам в гости и вы научили ее умываться. Давайте поиграем в игру.