Если ребенок обижает других детей в садике. Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице: советы психолога и юриста

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Мой ребенок часто жалуется, что его обижают дети в саду. Почему это происходит, и как решить проблему?

Что делают мамы и папы, когда узнают, что их карапуза обижают в детском саду другие дети?
Правильно – идут разбираться с воспитателем, либо пытаются решить проблему самостоятельно путем беседы с родителями обидчика! Но стоит ли так поступать, или лучше искать выход из ситуации другими путями?
Чтобы определиться с тем, что делать если ребенка обижают в садике, нужно четко выяснить проблему происходящего.

Ребенка обижают в саду: в чем причина?

Существует немало причин, почему могут обижать в детском саду:

  • физический дефект воспитанника (лопоухость, шепелявость);
  • слишком низкий/высокий рост малыша, либо если его вес чересчур отклоняется от нормы;
  • цвет волос, веснушки и т.д.;
  • некоммуникабельность, чрезмерная застенчивость (любые психологические проблемы).

Причин для обид действительно очень много. Причем более старшие ребята обязательно сами расскажут своим родителям о том, что их обзывают или толкают, ну а как быть с воспитанниками яслей и младших групп?

Как узнать, обижают ли вашего сына/дочку в детском саду?

Чтобы решать что делать, сначала нужно узнать наверняка, существуют ли вообще данная проблема, или это все детские выдумки? Для этого можно:

  • отвести карапуза в группу и сделать вид, что вы уже ушли, но при этом немного постоять за дверью и проследить (послушать) что делает и о чем и как говорит воспитатель, няня, другие воспитанники;
  • прийти в группу ненароком, т.е. заглянуть в детский сад в неожиданный для воспитателя момент, якобы по какому-то делу;
  • поиграть со своим сыном/дочерью в детский сад. Пусть ваш малыш играет роль воспитателя, а вы – будете маленьким шалуном. Поверьте, он будет вести себя именно так, как ведет себя воспитатель в течение дня!;
  • оставить включенным в шкафчике сына/дочки маленький диктофон. Прослушав запись, вы можете узнать для себя много нового и неожиданного!

Если же ваши опасения все-таки подтвердились, и вы точно знаете, что у вашего чада в саду есть психологическая проблема, мы подскажем, как ее решить!

Что делать, если ребенка обижают в саду другие дети?

Итак, что делать если ребенка обижают другие детсадовский воспитанники, например, одногруппники?
Для начала стоит поговорить с воспитателем, только делать это нужно спокойным тоном и без обвинений. Нужно его выслушать и попытаться понять проблему. Если «надзиратель» будет винить только вас, говоря: «Только с вашим Ваней одни проблемы», то не спешите верить ей на слово!

Пообщайтесь с другими родителями. Возможно, у них тоже есть претензии относительно того, что за воспитанниками плохо следят, что они предоставлены самим себе. Если вы найдете однодумцев, заручайтесь компанией и смело идите к заведующей – просите принять меры, воздействовать на воспитателя психологически, либо перевести вас в другую группу.

Если же другие родители не будут иметь претензий ко всему происходящему в саду, заполучите свидетельство психолога, что у вашего чада нет проблем с адаптацией к дошкольному учреждению и смело несите его в сад. Пусть сами разбираются, а вас – не трогают!

А вот если причиной того, что ребенка обижают другие дети является какой-то его дефект (оттопыренные ушки, лишний вес), то, как можно скорее, приступайте к решению проблемы! Прикрывайте уши волосами, обратитесь за консультацией к диетологу, запишитесь на занятия к логопеду и т.д. В случае если проблему исправить нельзя (малыш носит очки, у него рыжие волосы и пр.), научите карапуза не реагировать на обидные высказывания других. Возможно, вам понадобится проконсультироваться у психолога.

Завершая нашу беседу, хотелось бы дать вам еще один совет, как помочь ребенку если дети его обижают – купите ему классную одежду, чтобы он выглядел ярко, давайте ему в садик немного печенья, чтобы он смог угостить своих друзей на прогулке. И не огорчайтесь, у вас обязательно все будет хорошо!

Когда мы только собирались идти в сад, я очень боялась, что его там будут обижать другие дети. У меня парень вообще прошлым летом был спокойным, никогда никого не обижал, не забирал игрушки и всегда во всем уступал.

Поступление в сад

И вот пришла пора идти в садик. Много деток в группе было из нашего двора. Один мальчик, я точно знала, что дерется и кусается, даже во дворе при своих родителях. Я думала, что же будет в саду при минимальном присмотре?

Поступление в группу новых детей происходило так. Их принимали по 2 человека в неделю. Наша очередь уже была на конец сентября. От других родителей я уже знала, что несколько девочек у нас в группе кусаются, дерутся и толкаются.

И вот пошли мы. Я первые дни его всего обсматривала, пытаясь найти «следы преступления» от других детей. Но их не было. Через месяц воспитательница уже сказала, что мой сын научился давать сдачи.

Однажды я пришла его забирать, а у него на лбу шишка, воспитательница сказала, что его девочка ударила лопатой. У нас вообще в группе девочки намного агрессивнее, чем мальчишки. Ваня ей сказал, что если ты меня еще раз ударишь, то я с тобой не буду разговаривать и спать. А они спят на соседних кроватях. Как ни странно, на нее это подействовало. Сейчас они лучшие друзья.


Разобраться в ситуации, если ребенка обидели

Конечно, сразу же хочется дать сдачи тому, кто обидел твоего ребенка. Но чаще всего конфликты возникают не на ровном месте. Дети бывают порою более жестоки, чем взрослые. Чтобы решить мирно ситуацию определитесь, почему она возникла.

1) Насмешки из-за внешнего вида

Дети могут обсмеять другого за то, что тот как-то не так одет или у него нет крутой машины. Но это более в старшем возрасте, а в 3 года конфликты случаются чаще всего из-за того, что они не могут поделить территорию или игрушку.

В ситуации с игрушками должен следить за этим воспитатель. Объяснять, что нужно делиться и уступать, а не решать дело кулаками.

А если же над ребенком смеются из-за прически, торчащих ушей или некрасивой одежды, то родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы это дело исправить. Изменить прическу, купить модные вещи, т.к. для детей выглядеть не хуже, чем другие, очень важно.

2) Насмешки из-за поведения

Дети порой могут вести себя плохо с другими детьми, если те более спокойны, тихи и неразговорчивы.

Решением может быть воспитание в детях уверенности, говорите ему, какой он у вас хороший, умный, сильный. Учите его чему-то, что сможет удивить других детей, тогда он будет чувствовать себя намного увереннее в коллективе. Можно его отдать на танцы, гимнастику или другую спортивную секцию.

Отказ от сада


Дочь моей подруги отказывается сейчас ходить в детский сад. Ее мама долго не могла понять, почему так происходит. А потом выяснилось следующее. К ним в группу пришла новая девочка, которая была агрессивно настроена ко многим в саду. Она за любую мелочь могла вцепиться зубами, причем так, что воспитательница могла с трудом разжать их.

В итоге Алинка не захотела ходить в эту группу вообще. Тогда мама решила подойти к ситуации самым серьезным образом. В течение недели она выпытывала у дочери истории, когда возникали у нее конфликты с детьми.

Как быть?



1) Научить реагировать на агрессию.

Ребенок в три года не знает, как решать конфликты, кроме как слезами или кулаками. Поэтому нужно подсказать ему. Как реагировать в той или иной ситуации.

Я думаю, что сначала нужно попробовать решить все словами. Говорить: «Не трогай меня», «Меня нельзя бить и обижать». Все это нужно говорить уверенным голосом с гордо поднятой головой, глаза в глаза.

2) Физические действия

Я не люблю физические расправы. Но иногда они бывают действеннее любых слов. Я с годика объясняю, что девочек бить нельзя ни в коем случае. Но мальчикам, если те достали, можно дать сдачи.

Племянницу моя сестра всегда учила так. Сонечка, деток обижать нельзя, бить нельзя. Несколько раз она в саду все-таки получила. На что ей мама ответила: «Ты скажи, что если тебя еще раз ударят, то ты дашь сдачи». А мы с Сониной крестной ей посоветовали по-другому: «Соня, ты сначала, дай в лоб, в следующий раз не полезет». Я думаю, что в некоторых случаях это наиболее подходящий метод.

Выводы


Слова могут быть действеннее силы. Но все же ребенок должен знать все допустимые реакции на обиду. Каждый день, забирая его из сада, спрашивайте, как прошел день, что было в саду.

Пусть ребенок знает, что вы его тыл и всегда придете на помощь. Зная, что его беспокоит, вы сможете быстро среагировать на ситуацию. Учите его навыкам общения со сверстниками, разговаривайте с ребенком и воспитателем об отношениях в коллективе, и тогда вы сможете легко помочь ребенку в решениях конфликтов.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Моего ребенка 3,5 лет обижают в детском саду-жалуется, что бьют мальчики (называет имена), часто большие царапины, ссадины. Я не знаю,как реагировать ПРАВИЛЬНО. Воспитатели говорят,что никто не обижает и все хорошо, что ребенок выдумывает. Замечаний никогда к моему малышу нет:он воспитанный, добрый, спокойный, семья интеллигентная. В нашей семье нет никакого насилия: психологического, эмоционального и, уж, тем более физического и т.д., а это, как я вижу-редкость. В воспитании мы придерживаемся педагогики сотрудничества (на равных), у моих детей всегда есть право выбора.В саду я вижу детей не воспитанных.Дома мы говорим ребенку, что нельзя брать чужое,а в саду у него отбирают игрушки.Мы следуем рекомендациям психологов и делаем все для того,чтобы ребенок не видел по ТВ, в интернете и в жизни сцен жестокости,боевики,драки и пр.,а смотрел только то, что предназначено для его возраста.Агрессивные американские мультфильмы мы тоже исключаем.Но все это ребенок видит каждый день в саду. Ощущение,что садик-это зона..Я уже не понимаю,как надо воспитывать ребенка ПРАВИЛЬНО.Получается, что принципы воспитания нашей семьи и страны мешают нашим детям?Проблем бы не было,если б ребенок давал сдачу,но он этого не делает.Категорически отказывается даже слушать это. Из сада приходит нервный.Раньше на вопрос как дела,что в садике делал(И) говорил:кушал,спал,играл.Теперь вообще не хочет говорить о садике,а на уговоры говорит потом расскажу.В садик ходить малыш не хочет.Похоже,что-то происходит в спальне. Вчера на бедре под шортами появились царапины от 4х пальцев,к утру это уже стало коричневой корочкой.На это надо реагировать?И как,если в саду говорят,что все хорошо?Какие телесные повреждения и жалобы ребенка можно считать мелочью, а на какие надо как-то реагировать?Муж говорит не страшно,а я не понимаю,почему кто-то может моего ребенка царапать. (Нина, г.Когалым)

Ответ:

Здравствуйте, Нина! Спасибо за вопрос. Ваши слова полны беспокойства и тревоги, связанными не только с наличной ситуацией (царапинами), но и по поводу общих вопросов воспитания и взаимодействия ребенка в саду. Постараемся учесть эти аспекты в ответе. При решении вопроса, насколько серьёзной является для детей полученная мелкая травма в отсутствие родителей, нужно учитывать реакцию самого ребенка. Что он рассказывает об этом, с какими эмоциями. Для деток в принципе нормативно получать мелкие ссадины и синяки в течение всего дня, ведь они познают мир, учатся преодолевать какие-то препятствия, выносят опыт из невозможности преодолеть. Однако если такие эпизоды повторяются несколько раз в течение недели, а сам ребенок не может вразумительно объяснить происхождение царапин, вполне допустимо попросить объяснений у воспитателя. Ваши главные союзники при этом – спокойствие и чувство юмора. Ведь стоит задача – понять, что происходит и как поступить далее, а этого можно добиться на основе более-менее хороших отношений с воспитателями. Нежелание ходить в сад, безусловно, может быть связано с осложнением взаимодействия между Вашим малышом и воспитателями, но кроме них, никто Вам этого и не расскажет. Если ребенок будет продолжать приходить с ссадинами и жаловаться на детей, Вы вправе требовать более детального разбора ситуации с привлечением других специалистов в саду для решения вопроса о том, какие действия предпринимает воспитатель для контроля над действиями детей. Вы пишете, что ребенок стал нервным. Что это значит? Стал хуже спать дома? Снизился аппетит? Слишком возбужден или, наоборот, вял? Чаще капризничает? Вы не указали, как давно ребенок посещает сад – не может ли это быть запоздалая реакция на адаптацию? Все вышеперечисленные симптомы могут служить причиной для обращения к психологу в детском саду, для урегулирования этой ситуации. Как правило, психолог берет на несколько дней под наблюдение Вашего ребенка в условиях группы; по результатам такого наблюдения с Вами будет проведена беседа, представлены варианты происходящего. Из письма складывается впечатление, что Ваш малыш – ласковый, послушный ребенок, не проявляющий агрессию по отношению к другим детям. Однако какими он видит других детей, зависит во многом от оценки взрослых. Допустим, он может знать, что конкретно вот этот мальчик иногда ведет себя плохо, может отбирать игрушки или толкнуть, а значит, стоит ограничить общение с этим конкретным мальчиком. А может быть такой вариант, при котором ребенок принимает обобщающую позицию взрослого: все дети – не такие, как я, хуже, агрессивнее, то есть, буду-ка на всякий случай избегать (или бояться) всех. Другими словами, может быть, стоит попробовать сместить акцент в разговорах со своим ребенком с его обид на какие-то нейтральные аспекты: с кем сегодня играл, кто сегодня был смешнее всех, было ли сегодня скучно в саду, во что была одета воспитатель и т.д. Если ребенок не может дать сдачи, он не должен думать, что это единственный выход. Умение дружить, в самом широком смысле слова, сослужит хорошую службу. Если Ваш ребенок на вопрос, с кем сегодня играл в саду, стабильно отвечает «Ни с кем», попробуйте предложить ему варианты и способы подружиться. Пришли в сад одновременно с каким-то ребенком, спросите про него у своего малыша: как зовут, сколько ему лет, не спит ли он рядом в послеобеденное время. Даже если Ваш ребенок не сможет сразу сказать, он обратит на это внимание, и на следующий день или позже уже присмотрится. Далее можно захватить какую-нибудь мелочь, типа наклейки или пары машинок, и предложить своему ребенку разделить их с кем-нибудь, обговорив это предварительно дома. Наклейки – «насовсем», машинки – поиграть и отдать. Трех-четырехлетние дети со свойственной им непосредственностью адекватно воспримут прямые указания взрослого и прислушаются к ним. Хочется сказать, что я прекрасно понимаю Ваше стремление воспитывать своего ребенка в соответствии с какими-то общечеловеческими ценностями, моралями, но картина мира такова, что всегда есть крайние полюса проявления человеческих качеств. И чтобы не менять резко все принципы воспитания, пытаясь приучить ребенка к мысли, что ему придется защищаться или что мир жесток, лучше будет опираться на опыт всего хорошего, что может быть: добрые дети, отзывчивые взрослые, сильные родители. Агрессия и сила – разные понятия, хорошо, если ребенок будет это понимать. Весь опыт, который мы даем через рассказывание сказок, через шутливую борьбу отца и сына, через проживание с малышом горечи поражений, формирует осознание того, что «я, малыш, могу быть сильным!», с одной стороны, и что в мире существуют разные формы проявления силы, с другой. Нина, Ваш ребенок сейчас учится оценивать происходящее, учится получать обратную связь, сопоставлять свои действия с результатом. Надеюсь, Вы поможете ему принять верные решения в отношении как своих ровесников, так и воспитателей, и пребывание в детском саду станет вновь радостным и продуктивным.

Практически все малыши рано или поздно начинают посещать детский сад. Иногда родители вынуждены отправить кроху в садик еще в довольно-таки раннем возрасте, чтобы выйти на работу. И когда ребенок еще не умеет полноценно общаться со сверстниками и воспитателями, и не может рассказать родителям о возникающих конфликтах, нужно быть особенно внимательным. Ведь случаи, когда малышей обижают ровесники или даже взрослые – это, к сожалению, совсем не редкость. И сегодня мы обсудим, что делать если ребенка обижают в детском саду, а также как узнать об этом?

Как узнать, что ребенка в садике обижают ?

Родителям необходимо со всей внимательностью относиться к малышам, которые посещают детский сад. Важно прислушиваться к своим ощущениям. Ведь только мама и папа видят кроху каждый день, и понимают, как он обычно реагирует на различные ситуации. В том случае, если что-то в поведении ребенка изменилось, нужно присмотреться и анализировать причину.

Настораживающие моменты:

Резкий отказ посещать детский сад после благополучного периода посещения;

Ухудшения сна, нервозность;

Видимый страх резких движений (боится удара) или громких звуков;

Неожиданное недомогание, которое проходит после исчезновения угрозы похода в сад.

Стоит отметить, что далеко не всегда подобные признаки указывают на неприятности в саду. Иногда дети начинают хандрить или капризничать даже при полном благополучии садиковской обстановки. Ведь дома с мамой им кажется намного лучше.

Если ребенок уже разговаривает и может нормально коммуницировать, то понять обстановку в садике будет проще. Но задавать прямые вопросы малышу не стоит. Во-первых, он может легко нафантазировать, а во-вторых, такие расспросы могут сделать его закрытым, и он вовсе откажется что-либо рассказывать. Поэтому используйте игру для получения интересующей вас информации:

Поиграйте в садик. Пусть ребенок будет воспитателем, а вы выполняйте роль ребенка (детей). Ведите себя примерно, после начните баловаться, стукните другого ребенка, откажитесь есть или спать. Посмотрите, какой будет реакция воспитателя на случившуюся ситуацию. Совсем не обязательно проигрывать все интересующие вас моменты за один раз. Можете играть в садик регулярно, чтобы держать руку на пульсе.

Предложите ребенку помочь вам придумать сказку. В ней будет один главный герой – мальчик (или девочка), которые пошли в садик. Пусть ребенок поможет придумать события, с которыми сталкивается сказочный персонаж в течение дня. Если малыш затрудняется в построении связных текстов, попробуйте начинать предложение самому, чтобы он его продолжал (заканчивал).

Предложите ребенку нарисовать свой сад, воспитателя и няню, других деток. Внимательно посмотрите, какими получились нарисованные персонажи и на каком месте среди них находится ваш ребенок. Может малыш изобразил себя совсем маленьким или вообще предпочел «забыть» о себе? Дети на самом деле отлично выплескивают на рисунок эмоции, тревожность, злость и страхи. После такого сеанса рисования малыш может стать более спокойным и уравновешенным, а родители получат материал для размышлений.

Что делать, уже обижают малыша ?!

Ответ на этот вопрос зависит во многом от того, кто именно обижает малыша. Если обижают ровесники, стоит пообщаться на эту тему с воспитателем и заведующей детского сада, а также заглянуть на прием к психологу. Также можно поговорить с другими родителями. При наличии нескольких недовольных можно действовать группой, и есть шанс, что у вас получится повлиять на ситуацию. Так, нужно собрать подписи родителей и обратиться с заявлением к руководству детсада, настаивая на принятии соответствующих мер, которые обеспечат безопасность детей.

Иногда только беседы заведующей с родителями обидчика бывает достаточно для того чтобы справиться с проблемой. Но в некоторых ситуациях родителям приходится идти дальше: писать в вышестоящие органы, заручаться поддержкой психолога и/или врача. Помните, что только от вас зависит психологическое и физическое здоровье вашего ребенка, и в ваших силах помочь ему справиться со сложившейся проблемой.

Если малыша постоянно обижает кто-то из детей посоветуйте ему не играться с обидчиком и при конфликтах тут же обращаться за помощью к воспитателям. Также напоминайте крохе, чтобы он обязательно рассказывал вам о случившихся ссорах.

Если в садике обидчиком ребенка стала воспитатель или няня, обязательно обратитесь к их непосредственному руководству. Опять-таки, уже только одного этого шага может быть достаточно для нормализации ситуации. Если в группе проблемы есть не только у вашего малыша, шансов на положительное решение вопроса становится гораздо проще. Но если неприятности возникают только у вас, обязательно проконсультируйтесь с детским психологом, возможно, у ребенка есть определенные проблемы с адаптацией к детскому садику.

Иногда родителям проще справиться с проблемами, возникающими у детей в саду, путем перевода в другую группу или другое дошкольное учреждение. Возможно, такое решение вопроса будет для вас самым удобным, поможет сэкономить время и нервы.

Но помните, что за ненадлежащее выполнение своих обязанностей работники детского сада несут ответственность. Поэтому при возникновении серьезных конфликтов не задумывайтесь. Воспитателя, который жестко обращается с детьми, должны отстранить от работы. И в этом может помочь заведующая или вышестоящие органы.

Вы лучше всех знаете своего ребенка, поэтому любое изменение в его поведении или психологическом состоянии может подсказать: в жизни малыша что-то происходит. На что обратить внимание? Например, ребенок стал скрытен и задумчив. Это может быть реакцией на конфликты со сверстниками. В таком случае лучше перестраховаться и выяснить причину.

Как понять, что вашего ребенка в садике обижают

Понять, что вашего ребенка обижают в детском саду или на площадке во дворе, порой не просто. Что должно насторожить любящего родителя?

  • Малыш с неохотой идет в детский сад, плачет и отказывается утром даже вставать, когда его будят, радуется любой возможности остаться дома.
  • Часто возвращается из сада (или с занятий, из секции, из школы, с прогулки во дворе) в плохом, подавленном настроении.
  • Без очевидной причины плачет.
  • Вывод о том, что ребенка обижают в саду, можно и из того факта, что он ничего не говорит о сверстниках, с которыми вместе проводит много времени в группе.
  • Старается не рассказывать о том, как прошел день в детском саду.
  • Часто без видимой причины отказывается идти в детский сад (в школу, на секцию, во двор, в студию и т. д.).
  • Как правило, если ребенка обижают в детском саду, у него чаще возникают болезненные состояния, малыш начинает постоянно недомогать и даже болеть.
  • Не общается с ровесниками из группы или класса, даже если они живут рядом и гуляют в одном дворе.
  • Если ребенка обижают во дворе (в саду, в секции и т. д.), он чувствует свое одиночество - малыша никто не приглашает в гости, на день рождения, а он, в свою очередь, никого не хочет звать в гости к себе.

О том, что ребенка обижают на площадке или в саду, и срочно пора реагировать, также говорят следующие факты:

  • если на теле малыша вы обнаружили царапины, ссадины и синяки, а ребенок путается и невнятно объясняет, что «упал», «стукнулся»;
  • если у ребенка начали пропадать вещи и игрушки, про которые он говорит, что «потерял»;
  • если у вашего всегда аккуратного малыша вдруг внезапно стали портиться, пачкаться и рваться вещи, ломаться игрушки, которые он берет с собой в детский сад (тетради, ручки, учебные принадлежности - у школьника);
  • Может говорить о том, что вашего ребенка обижают другой ребенок в детском саду и тот факт, что малыш стал вдруг излишне «щедрым» и отсутствие своих любимых игрушек объясняет, например, так: «Подарил машинку Вите…» или «Куклу подарила Марине…». А на вопрос мамы следует ответ: «Ты его не знаешь, это мой друг (подруга)»;
  • если малыш внезапно стал «растеряшей», у него все время «теряются» карманные деньги, или он просит давать ему на личные расходы больше обычной суммы (это касается, в основном, младших школьников).

Такие «признаки» могут уже быть результатом запугивания и даже шантажа, и оставлять ситуацию «как есть», мол, «само рассосется», ни в коем случае нельзя. Нужно научить ребенка защищать себя как можно быстрее, пока ситуация не стала критической.

Что делать, если другие дети обижают вашего ребенка в детском саду

Для удобства «защитные» советы расположены в виде списка. Вы можете использовать какую-то одну рекомендацию или несколько сразу. Главное, подберите такие, которые помогут вашему малышу. И помните, что на самом деле ситуация, когда обижают ребенка, всегда индивидуальна. Поэтому решение о том, что делать, если ребенка обижают в детском саду, нужно предпринимать исходя из вашего конкретного случая.

Обязательно постарайтесь доверительно поговорить с воспитателями, они могут рассказать, что происходит, как они оценивают происходящее. Подчеркну, что разговор с воспитателем должен быть доверительным. В данном случае воспитатель - ваш союзник, ведь чем меньше конфликтов среди деток, тем спокойнее и комфортнее «микроклимат» в группе. Расспросите воспитателя, часто ли обижают вашего ребенка сверстники. Кто обижает? В каких ситуациях? Не бойтесь высказать свое беспокойство, попросите внимательнее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с другими детьми, особенно с обидчиками. Возможно, в группе есть забияка, который нападает на всех, а не только на вашего малыша. Если разговор с воспитателем не даст результатов, вы вправе обратиться к администрации детского сада. Ведь существует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва. Вот один из пунктов этого Приказа:

«Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение познавательно-речевого, социальноличностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей…»

Чтобы понять, что делать, если ребенка обижают в саду, нужно досконально разобраться в ситуации. Но далеко не все дети могут внятно пояснить происходящее, поэтому поможет игра. Попробуйте поиграть с малышом «в детский сад». Пусть игрушечные мишки-зайчики или куклы и роботы будут «детками и воспитателями». Разыграйте несколько ситуаций, когда непослушные «малыши» шалят. Как действует в этом случае воспитатель? Другие дети? А если медвежонок обижает зайчика, толкает его и дерется? А вдруг «сильный робот» нападает на куклу? Как это происходит? Что делать кукле? Понаблюдайте во время игры за реакцией малыша. Здесь важно и эмоциональное отношение ребенка к игре в целом, и отношение к «драчунам» и «обиженным». Кстати, в такой игре ребенок непроизвольно копирует реальное положение в группе - действия детей и воспитателей, и родители имеют возможность «поприсутствовать» в детском саду.

Следующие разделы статьи посвящены тому, как научить ребенка защищать себя в садике и на детской площадке.

Как реагировать, если ребенка обижают, и как научить его защищать себя

Каждому родителю не лишним будет узнать, как реагировать в том случае, если ребенка обижают, и как ему помочь справляться с этой проблемой.

Если обиды направлены на внешность или физические особенности ребенка, поддающиеся исправлению, постарайтесь «ликвидировать причину». Например, чтобы избавиться от лишнего веса, вместе с малышом займитесь зарядкой, скорректируйте рацион питания (возможно, нужна будет консультация диетолога), регулярно проводите дома «спортивные соревнования» или «танцевальные пятиминутки». И научите малыша одной-двум фразам, чтобы он мог ответить обидчикам, например: «Я не толстый, а сильный», «Хорошего человека должно быть много». Потренируйтесь у зеркала, чтобы ребенок научился произносить эти слова, глядя в глаза обидчику, спокойно, громко и уверенно, с высоко поднятой головой. Такая уверенность очень действует на обидчиков.

Поговорите с малышом и вместе найдите плюсы, положительные стороны в том, за что его обижают и дразнят.

Ваша задача - настроить сына (или дочку) правильно, убедить малыша, что он умный, хороший, красивый. А дразнят и обзываются люди трусливые и слабые. При этом слова их совершенно ничего не меняют в самом ребенке - он как был, так и остался хорошим. Психологи дают такой совет: «Покажите ребенку на наглядном примере, что слова обидчика ничего не меняют в том, кому они адресованы. Например, скажите воде: «Ты плохая». Что стало с водой? Ничего. Подойдите к дереву: « Ты мне не нравишься, ты глупое». Изменилось что-то в дереве? Абсолютно ничего».

Обязательно рассказывайте о подобных случаях из личной жизни или из жизни близких, которых малыш любит и уважает. К примеру, дедушка ребенка - полный, лысый, маленького роста, а пользуется авторитетом и уважением у всех, кто его окружает. И никому в голову не приходит, что уважают только высоких и стройных. «Мы любим дедулю, и нам ясно, что он полный, ведь он самый-самый лучший! К нему раз обращаются за советом и помощью, он помогает решить разные сложные проблемы. Умные люди не на внешность обращают внимание, а на качества человека - добрый он или злой, внимательный или нет».

Зная, что делать, если ребенка обижают сверстники, вы сможете уберечь малыша от очень серьезных душевных травм.

Что делать, если ребенка обижают во дворе или на детской площадке

Первое, что вам надо сделать, что если ребенка обижают во дворе - это постараться понаблюдать за ситуацией так, чтобы дети этого не заметили. Вы сможете со стороны увидеть, что происходит. Не бросайтесь сразу с обвинениями, не рубите с плеча - сначала попробуйте во всем разобраться.

Если обижают за отсутствие «модных» вещей, не берут в игру, потому что у малыша нет какой-то популярной вещицы, ситуацию легко исправить. Просто интересуйтесь, чем увлекаются современные детки, старайтесь, чтобы ваш малыш не расстраивался по таким «мелким поводам».

Если ребенка обижают на детской площадке или в саду, загоните свои собственные тревоги, личный опыт и переживания «в дальний угол» и не выставляйте напоказ свое возмущение и гнев. Малыши очень остро реагируют на тревожность родителей и начинают еще больше переживать. А ведь, возможно, все ваши страхи - это ваши страхи, малыш не очень-то и нервничает и реагирует на дразнилки и обиды гораздо спокойнее, чем вы думаете. Если же вы ощущаете, что у ребенка реальные проблемы, действуйте!

Тактично расспросите ребенка. Покажите малышу, что вы понимаете его чувства и сопереживаете вместе с ним. Вообще ежедневно старайтесь «разговорить» ребенка, давайте ему возможность рассказать и об отношениях с ребятами, и о занятиях, и пожаловаться, и «поплакаться в жилетку», и получить от вас поддержку и утешение. Не отмахивайтесь от неприятностей и проблем ребенка: «Все это ерунда, пустяки! Не обращай внимания!» Для него, быть может, сейчас рушится мир и пропадает вера в людей. Попробуйте спроецировать ситуацию малыша на себя, заменив «детские» проблемы своими «взрослыми». Вряд ли вы сами будете спокойны, когда начальник в грубой форме делает вам замечание. Или хулиган в полутемной подворотне пытается вырвать у вас из рук сумку. Или в общественном транспорте незнакомый гражданин хамит и издевается над вашей внешностью. Позволить себе «не обращать внимания» может человек с сильной волей, умеющий спокойно и твердо отвечать на то, что нас оскорбляет или задевает. Малыш пока делать этого не умеет, его надо научить, надо помочь ему обрести уверенность, поверить в себя. Лучший способ - личный пример, дети всегда внимательно наблюдают за поведением родителей. А значит, показывайте, как правильно реагировать на обиды или угрозы. Если только малыш почувствует, что его сложности для вас - пустяк, он закроется от вас. Все, что тревожит ребенка, начнет «грызть его изнутри», будет расти неуверенность, умножатся переживания. Результатом «потери веры в себя» может стать дискомфортное положение малыша в любом коллективе.

Статья прочитана 15 840 раз(a).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»