Менялась женская красота последние 100 лет. Ветреные идеалы, или как менялись стандарты красоты

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Удивительный видеопроект был представлен в конце июня на просторах интернета. Творческий коллектив портала Cut.соm выложил на YouTube ролик, посвященный анализу изменений стандартов красоты в нашей стране за последние сто лет. Авторы клипа, который длится всего 1,5 минуты, умудрились представить небольшой исторический экскурс, призванный рассказать о том, как менялись россиянки в течение века.
Для осуществления задуманного было решено пригласить русскую модель Анну Зайцеву, которая стараниями стилистов предстала в более чем десяти различных образах. С помощью макияжа, причесок и аксессуаров внешность Анны изменяли в соответствии с теми канонами красоты, которые царствовали в тот или иной отрезок времени. Кстати, ролик о России - не единственный проект творческой группы сайта Cut. Ранее были выпущены аналогичные клипы под общим названием «100 Years of beauty» («Сто лет красоты»), посвященные США, Индии, Филиппинам, Южной и Северной Корее, Мексике и Ирану.

Итак, попробуем разобраться, как менялись наши женщины последние сто лет.

1910-е.

Начало века - время утонченных красавиц, увлекающихся поэзией и абстрактной живописью. Героиня ролика предстает в нежном образе, вдохновленном поэтессой Зинаидой Гиппиус: томный взгляд, болезненная бледность, скучающее выражение лица. В этот период эстетика декаданса царит не только в искусстве, но и в понимании женского идеала.

1920-е.


В 20-е годы русских женщин восхищает актрисы немого кино: им они подражают и на них хотят быть похожими. Это время больших перемен и потрясений. Женщины декларируют полную свободу и независимость от быта и семейных обязательств. В моде короткие стрижки и смелые взгляды. Настоящие музы того времени - это Лиля Брик и Александра Хохлова.

1930-е.


Железный занавес лишил советских женщин модной информации. 30-е годы провозгласили новый женский идеал, полный решимости и трудового запала. В женском гардеробе больше нет места летящим платьям и кокетливым шляпкам: их место заняли серые пиджаки и унылые береты. Настоящих героинь того времени можно увидеть на агитационных плакатах Александра Родченко. Именно в таком стиле решен и образ модели в ролике проекта.

1940-е годы.


На заре 1940-х годов женский идеал основан на образах Валентины Серовой и Любови Орловой. Мягкие локоны, тонкие брови, сдержанная манера поведения - советские гражданки начинают возвращаться к женственному пониманию красоты.

Женщины, наряду с мужчинами, становятся плечом к плечу на защиту Родины. Этот переломный момент отражен и в клипе «Сто лет красоты»: модель собирает волосы и надевает пилотку. Настоящая героиня того времени - бесстрашная снайпер Людмила Павлюченко.

1950-е.


С середины 1950-х годов в стране царит «оттепель», которая, безусловно, накладывает отпечаток и на стандарты женской красоты. На экраны выходит музыкальный фильм «Карнавальная ночь», который в одночасье превращает молодую Людмилу Гурченко в эталон женственности и грации. В это же время зарождается новая субкультура, объединяющая беззаботную молодежь, которая всеми силами стремится выглядеть модно и ярко. Стиляги носят замысловатые прически и не боятся выделяться из толпы.

1960-е.


Триумфальная премьера комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» не оставила никаких сомнений в том, что страна наконец обрела секс-символа. Смелый образ Светланы Светличной помог советским женщинам раскрепоститься. В моде шпильки, мини-юбки и макияж с подведенными глазами.

1970-е.


Барбаре Брыльска, сыгравшая Надю в кинофильме «Ирония судьбы, или С легким паром», в 1970-е годы подражают все советские женщины. Время стабильности дает возможность обратить свои взоры на моду. Теперь в цене качественные вещи импортного производства, достать которые, правда, могут далеко не все. Некоторые модницы готовы отдать любые деньги за возможность обладать заветной новинкой. Например, роскошной меховой шапкой, в которой блистала главная героиня комедии Эльдара Рязанова.

1980-е.


Эталон красоты того времени черпает вдохновение в музыке: прически и макияж в стиле рок и панк-рок делает женщин похожими на юную Мадонну. В стране объявлен курс на перестройку и гласность, давший возможность шире ознакомиться с зарубежными модными наработками. Женщины стараются подражать западным поп-звездам, не учитывая тот факт, что творческий образ не имеет ничего общего с повседневным. Настоящей революцией стал выход кинофильма «Маленькая Вера». Образ Натальи Негоды в этой ленте - настоящая квинтэссенция стиля того времени.

1990-е.


В 1990-е наша страна снова переживала глобальные изменения в общественной, политической и социальной сфере: Советский Союз прекращает свое существование. Женщины вдохновляются голливудскими фильмами, глянцевыми журналами и музыкальными клипами - все это теперь доступно широкой аудитории. В моде челки с начесом, лосины, ботфорты и джинсовые куртки. Эталонами признаются актрисы сериалов и вокалистки поп-групп.

2000-е.


В 2000-е годы стандарты красоты тяготеют к модельным параметрам. Русские красавицы покоряют подиумы Парижа и Милана. Наталья Водянова, Саша Пивоварова, Наташа Поли, Евгения Володина - эти яркие и самодостаточные девушки уверенно устанавливают новый стандарт отечественной красоты.


Финал ролика получился неожиданным - модель предстает в балаклаве, напоминающей стиль скандальной группы «Pussy Riot». По мнению авторов, именно этот образ символизирует 2010-е.

28.01.2015 - 21:02

Новости США. О стандартах женской красоты сказано много. И у каждого своя позиция на тот счет, как должна выглядеть девушка с идеальными пропорциями.

В съемках видео приняли участие красавицы с формами обольстительницы времён эпохи Возрождения, звезда Голливуда из пятидесятых и, конечно же, идеал красавицы наших дней (смотрите видео).

Читайте : Эпоха балета и «Русские сезоны» Дягилева, поэтические музы Лойе Фуллер и Айседора Дункан, русско-японская война и первая русская революция, время рождения кино братьев Люмьер и золотой век автомобилестроения – эти события начала 20 века открывают перед нами прекрасную эпоху модерна, время расцвета домов мод и швейных ателье. Женщины в утонченных и изысканных нарядах напоминали невесомых экзотических бабочек, райских птиц, таких же легких, как и их беззаботная довоенная жизнь…

Талия 33 см – такой идеал красоты диктовала минчанкам французская мода 20 века. В те времена в шутку сравнивали тонкую талию девушек с шеей их кавалеров.

Фото. Как менялись стандарты женской красоты от Древнего Египта до наших дней. Фото: скриншот с видео BuzzFeedVideo

Фото. Как менялись стандарты женской красоты от Древнего Египта до наших дней. Фото: скриншот с видео BuzzFeedVideo

Фото. Как менялись стандарты женской красоты от Древнего Египта до наших дней. Фото: скриншот с видео BuzzFeedVideo

Фото. Как менялись стандарты женской красоты от Древнего Египта до наших дней. Фото: скриншот с видео BuzzFeedVideo

Фото. Как менялись стандарты женской красоты от Древнего Египта до наших дней. Фото: скриншот с видео BuzzFeedVideo

Фото. Как менялись стандарты женской красоты от Древнего Египта до наших дней. Фото: скриншот с видео BuzzFeedVideo

Фото. Как менялись стандарты женской красоты от Древнего Египта до наших дней. Фото: скриншот с видео BuzzFeedVideo

Каждый век диктует свои правила и свои представления о прекрасном. То, что считалось привлекательным в эпоху классицизма, в средневековье могло вызвать лишь презрительную усмешку. Равно как и современные "90-60-90" еще каких-то 50-100 лет назад могли сойти за уродство.

Каменный век

Во времена каменного века понятие о красоте было тесно связано с "плодовитостью" женщины. Множество сохранившихся до наших дней древних статуэток и скульптур раскрыли нам тайны привлекательности первобытной женщины. Красавица каменного века должна была обладать широкими бедрами, большим животом и пышной грудью. Такой внешностью тогда обладали матери, родившие и вскормившие множество детей. Конечно, с современной точки зрения, такую женщину тяжело назвать красивой.

Древний Египет

Стандарты красоты Древнего Египта нам намного ближе, чем первобытные. Привлекательной в то время считалась худая девушка с тонкой талией, стройными ногами, маленькой грудью и узкими бедрами. У древнеегипетской красавицы должны были быть большие миндалевидные глаза, желательно зеленого цвета, прямой тонкий нос и полные, четко очерченные губы.

В Древнем Египте было принято пользоваться косметикой, причем, чем больше косметики было нанесено, тем красивее считалась дама. Брови девушки подкрашивали черным, а глаза обводили зеленым. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, в них закапывали сок белладонны. Соком едких растений натирали и щеки, чтоб вызвать румянец. Египтянки ходили босиком, а чтобы скрыть черноту своих стоп, они красили их. В Древнем Египте женщины коротко стригли волосы и носили парики. Парик был признаком богатства, он определял социальное положение обладательницы: чем знатнее и богаче была дама, тем больше был ее парик. И, наконец, идеальная египетская женщина была вечно молода.

Древняя Греция

В Древней Греции, особенно в Афинах, эталоном красоты считалась стройная женщина, не слишком худая, с округлыми формами. Греки считали, что если женщина обладает идеальной фигурой, значит, она наделена и идеальной душой. Воплощением представлений греков о красоте стали скульптуры богинь - Афродита Книдская, Венера Милосская. Кстати, параметры последней не так уж далеки от современных идеальных пропорций. При росте 164 см окружность талии Афродиты была 69 см, груди - 86 см, бедер - 93 см.

Красивым в Древней Греции считалось маленькое овальное лицо с прямым носом, большими глазами, четкой округлой линией бровей, небольшим подбородком и низким лбом. Красивая девушка должна была также иметь волнистые светлые волосы. Обладательницы не слишком яркой внешности подводили глаза и брови, пользовались румянами, носили парики.

Древняя Индия

В Древней Индии красивая фигура ценилась намного больше, чем красивое лицо. Тонкая талия, пышные грудь и бедра - вот те параметры, по которым оценивали красоту дамы. Между прочим, тогда считалось комплиментом фраза "красива, как корова". Также довольно часто, чтобы сделать женщине приятное, ее бедра сравнивали с бедрами слона. Самой привлекательной частью женского тела считался живот. Красавицы должны были уметь грациозно двигаться, танцевать. Выходить в свет без украшений было неприлично.

Древний Китай

В Древнем Китае эталоном красоты была хрупкая женщина с белым лицом, яркими губами, белыми зубами, высоким лбом, черными волосами и бровями. Чтобы добиться идеальной внешности волосы надо лбом сбривались. Особенную ценность в Китае имели маленькие стопы, идеальной считалась ножка 10 см в длину. Чтобы достичь таких невероятных размеров, девочкам надевали специальную обувь. Она доставляла невероятную боль, к тому же передвигаться в такой обуви было очень сложно.

В Древнем Китае было принято очень сильно краситься, женщины использовали белила, румяна, буквально рисовали на лице брови и губы. Естественность считалась некрасивой, особенно у аристократок. Лицо не должно было выражать каких-либо эмоций, движения должны были быть сдержанными. Смеяться, обнажая зубы, считалось дурным тоном и признаком плохого воспитания.

Средневековье

В эпоху Средневековья яркая внешность в Европе была непопулярной и даже опасной. Красивой считалась очень невыразительная фигура - маленькая грудь, практически полное отсутствие талии. За стройность и худобу девушку могли объявить ведьмой. К тому же ярко-рыжие волосы, родинки и вообще более-менее привлекательная внешность могли сыграть с девушкой злую шутку.

В средние века жизнь общества в Европе во многом зависела от церкви, даже стандарты красоты диктовались церковью. Земная красота была признана грехом, косметика была запрещена. Привлекательными считались очень бледная кожа. Женщины в погоне за красотой прибегали к различным средствам, которые не всегда были безопасными. Например, чтобы кожа стала более бледной, ее натирали соком лимона или белилами или делали кровопускания.

Эпоха буржуазных революций

Стандарты красоты вновь кардинально изменились в эпоху буржуазных революций. Праздность и безделье остаются в прошлом, на первый план выходит человек действия. Красивая женщина той эпохи должна была воплощать в себе "монументальную женственность", именно так описал этот тип Гейне. У девушки должны были быть величественные плечи, крепкая грудь, большие и округлые бедра. Для того чтобы приобрести нужные формы, женщины прибегали к некоторым хитростям. Например, на платья на плечах и сзади на бедрах прикреплялись ленты, банты и всевозможные украшения из ткани.

XX век. 20-50-е годы

Начало столетия — эпоха упадка. Красота возводилась в культ. В моде — образ бледной, томной и печальной красавицы. Его воплощением стала Анна Павлова — балерина, исполняющая роль умирающего лебедя.

В 20-х гг. XX века признанной красавицей была Грета Гарбо. Она обладала утонченной внешностью — изящный профиль, большие глаза. Таинственная и недосягаемая Гарбо была невероятно сексуальна, и в те времена была настоящим воплощением греха. Она была одновременно невероятно женственной и мужественной и поэтому стала эталоном андрогинного типа красоты.

В межвоенную эпоху 30-х годов в моду входят роскошь, элегантность. Естественная красота была совершенно непопулярна. Если женщина хотела считаться привлекательной, она должна была быть ухоженной. Совершенно недопустимым считалось появление в обществе без макияжа. Эталоном красоты той эпохи стала Джин Харлоу — платиновая блондинка с безупречной укладкой в откровенно сексуальном и женственном наряде.

В 40-е годы уже чувствовалось приближение войны. Шик и роскошь становятся непопулярными. Красивая женщина должна была быть не таинственной, нежной и мягкой, а смелой, решительной и активной. Эталон красоты — шатенка с кукольной внешностью. Один из самых запоминающихся образов тех лет — полуобнаженная Рита Хейворт на фоне атомной бомбы, сброшенной на остров Бикини.

В 50-х годах в моду входит сексапильность. Идеальная девушка того времени должна была обладать красивым бюстом, узкой талией и покатыми плечами. Эталоном красоты считалась Мэрилин Монро. Она была притягательна, женственна, эротична и вместе с тем доступна. В образе Монро не было загадок. Она стала классической блондинкой — красивой, наивной, немного порочной.

60-90-е годы

В 60-е годы мода на женственность меняется на подростковый идеал красоты. Знаковое явление того времени — выпуск первой куклы Барби. У нее длинные и худые ноги, плоский живот и небольшая грудь. Одной из самых популярных актрис в 60-е была Брижит Бардо. Она естественная, немного нескладная и сексуальная. Вместо идеальной укладки на голове Бардо были спутанные, выгоревшие на солнце волосы. Поведение нового идеала — вызывающее и провокационное. Образ женщины-ребенка, ставший популярным благодаря изобретению мини-юбок, отлично удавался Твигги с ее полудетским выражением лица, вздернутым носиком и хрупкой фигурой.

70-е ознаменовались политическими выступлениями, молодежными бунтами и сексуальной революцией. Новый идеал — сильная, уверенная в себе девушка с четкой гражданской позицией. Актриса Джейн Фонда снялась в фильме "Барбарелла" в роли смелой астронавтки, исследующей другие цивилизации, и стала символом того времени. Она придумала новый стандарт красоты — здоровое, спортивное, сильное тело. 70-е — это эпоха стиля хиппи и имиджа а-ля подружка рок-звезды. 70-е стали временем спорной красоты, но неоспоримой индивидуальности.

К 80-м эталоном красоты стала высокая девушка с подтянутой фигурой, широкими плечами и длинными ногами. Этот образ воплотила актриса Ким Бейсинджер — блондинка с голубыми глазами, аккуратным носиком и пухлыми чувственными губами.

В 90-е годы идеалами красоты становятся уже не актрисы, а супермодели. Они блистают на подиумах и в жизни. Модели получают немыслимые гонорары только за привлекательную внешность. Самые известные имена в 90-х — Клаудиа Шиффер, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл. В это время появляется понятие идеальных пропорций тела: 90-60-90. Время точеных женских форм, отшлифованных модными диетами и спортом. Однако в середине 90-х тотальная женственность сметается эпохой гранжа и унисекса — эпохой, которая требует новых лиц. Потому появление юной и хрупкой Кейт Мосс было ожидаемо и предсказуемо, как появление Твигги тогда, в 60-х.

Перешагнув через рубеж веков, мир моды восхищается славянской красотой. Русские модели оккупируют парижские, миланские, нью-йоркские подиумы. Популярность очаровательной Натальи Водяновой — чуть раскосые глаза, густые брови, русалочья улыбка — открывает двери в мировую моду и другим русским красавицам.

Стандарты женской красоты в ходе истории менялись многократно. То, что считалось красотой в Средние века, в эпоху Возрождения сочли бы патологией, а женщин 1960-х не пустили бы в древности и на порог пещеры.

Палеолитическая Венера

В 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклингена была обнаружена древнейшая из известных науке палеолитических Венер.

По месту нахождения она получила имя «Венера из Холе-Фельс». Ей примерно 35-40 тысяч лет. По мнению археолога Джона Шиа, на изготовление этой статуэтки ушли «десятки, если не сотни часов». Интересно, что у этого экземпляра Венеры на месте головы — отверстие, что, по предположению археологов, говорит о том, что статуэтка использовалась как кулон.

Палеолитических Венер насчитывается больше сотни. Несмотря на обширную географию мест их обнаружения, у них много общего: это тучные женщины с широким тазом и большой грудью. В этих статуэтках, которые можно считать первым известным истории стандартом женской красоты все говорит о том, что эти Венеры обладают завидной способностью к деторождению, они явно не голодают и способны пережить тяжелые времена.

К-стратегия

Что же заставило безымянного кроманьонца потратить «сотню часов» на изготовление этой статуэтки? Вероятнее всего, подобные Венеры использовались не просто как украшения, у них была ритуальная цель, причем весьма очевидная, учитывая параметры этих каменных женщин — привлечь увеличение рода. Для непростых условий жизни во времена палеолита, когда выживаемость племени и рода напрямую зависела от популяции, такой идеал женской красоты вполне обоснован. Эволюционные антропологи относят человечество к сообществам с так называемой K-стратегией. Для нее, в отличие от R-стратегии, свойственны относительно долгая жизнь представителей вида, относительно медленное развитие и медленное расселение. Таким образом, стандарты женской красоты очень сильно зависят не только от прихотей мужчин (прихоти мужчин тоже от многого зависят и не являются спонтанными), но, в первую очередь, от окружающей среды (в развитых обществах — от политики, военной активности, экономики и так далее).

Древний Египет

Многочисленные фрески дают достаточно полное представление о том, какими должны были быть идеальные египтянки. Идеалом женской красоты в Древнем Египте считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами.

Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали «модный» светло-желтый оттенок

У мужчин ценился другой цвет кожи — красно-коричневый. Идеал женской красоты в Древнем Египте говорит о том, что жили египтяне в целом неплохо. Войны были, но они не обескровливали страну, перенаселения также не было, поэтому стандарт женской красоты был далек от палеолитических Венер. В женщинах Древнего Египта мы видим влияние такого феномена как неотения, то есть сохранении у взрослых женщин дестких черт. Стремление к такому типу красоты проявляется в обществах, где потребность в деторождении невелика. Древняя Греция

В Древней Греции красота была культом. При этом именно здесь понятие идеала приобрел вполне исчисляемые параметры. Речь о «золотом сечении». Расчет стандартов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. в сочинении «Канон». По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова — 1/7 всего роста, кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка. Также учитывалось соотношение объема талии к объему бедер. Его высчитывали делением первого показателя на последний. Талия, скажем, 60 см, делится на объем бедер — 90 см. Получается, примерно, 0,66. У обладательницы золотого сечения этот показатель будет равняться 0,7. Антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа — важнейший показатель «золотого сечения». Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625)

Они ближе к «золотому сечению», равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6). В Древней Греции горожане жили в полисах, голод был редкостью, но войны требовали постоянного пополнения армии. Это и привело к гормоничному идеалу женской красоты, не анорексичному, но и не гипертрофированно-палеовенерному

.

То пусто, то густо

Если посмотреть на женские портреты времен Средневековья и на изображения женской красоты времен Возрождения, то проявление К-стратегии налицо. Жизнь в городах во времена Средневековья была непростой: перенасленность, антисанитария, голод, религиозный догматизм. Численность населения — свыше 100 миллионов человек

Словом, не жизнь, а сказка. Страшная. Идеалом женской красоты того времени были женщины бледные, безбровые и асексуальные.

Они брили лбы и носили фальшивые животы, имитирующие беременность. Коррективы внесли войны и чума, косившая население целыми городами. Поэтому в эпоху Возрождения идеалы женской красоты поменялись с точностью до наоборот. Европа нуждалась в пополнении популяции, поэтому на авансцену вышли «рубенсовские женщины», фигуры которых были как будто созданы для конвейерного деторождения.

Скачка идей

Наглядная скачка представления о стандартах женской красоты началась в XX веке. От женщины декаданса, которая одним своим видом показывала, что одной своей ножкой она уже находится за пределами этого мира (бледность, черные круги под глазами, черные одежды) идеал красоты сменился на женщину полнокровную, спортивную, широкоплечую. Это произошло на фоне последствий Первой мировой войны, растущей эмансипации. Если посмотреть на идеальных женщин 1930-х в Германии и СССР, то разницу будет сложно заметить: готовящимся к массовому противостоянию странам нужны были солдаты.

Выбранный после Первой мировой стандарт красоты как нельзя лучше соответствовал этой установке: здоровая крепкая женщина, культ спорта — здоровое потомство. После Второй мировой произошел так называемый бэйби-бум. Идеалом 1950-х годов стала модель Бетти Бросмер (большая грудь, широкие бедра, узкая талия).

Пресытившись и пополнив население, уже в середине 1960-х мир стал восхищаться Лесли Хорнби, или Твигги: худенькая, ножки-веточки, короткая стрижка… По мнению многих историков моды, именно Твигги можно назвать первой супермоделью. Миллионы девушек по всему миру худели до измождения («синдром Твигги»), копировали макияж и необычайно короткую стрижку большеглазой модели. Твигги стала настоящей визитной карточкой десятилетия.

Стандарты красоты продолжали меняться и меняются до сих пор. Анорексичность постепенно уходит, и в мире набирает обороты тренд «естественной красоты». С моделями plus size заключают контракты крупнейшие модельные дома, в социальных сетях популярен хештег #Effyourbeautystandards. О чем это говорит?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»